Анализ стихотворения работа брюсова

Анализ стихотворения Работа Брюсова

Гиршман М.М.

Творческий путь В. Брюсова начинался в тяжелое для русской поэзии время, и в своем становлении он был тесно связан с путями развития русского символизма.

«Декадентов единит не стиль, но сходство и сродство мировоззрения, — писал в 1907 г., оглядываясь назад и осмысляя прошлое, В. Брюсов. — То мировоззрение, которое было дорого всем «декадентам», уже достаточно выяснено: это крайний индивидуализм». Однако для декадента Брюсова уже с первых поэтических опытов характера не отгороженность от мира, а, напротив, бурное движение навстречу ему.

Даже в размышлениях о декаденстве Брюсов проявляет такую энергию и бодрую жажду деятельности, что само это слово, говорящее об упадке и разложении, кажется в его устах каким-то решительно неуместным.

Достаточно вслушаться в тон боевых приказов, которые он дает юному поэту: не живи настоящим! никому не сочувствуй! поклоняйся искусству! И в этом тоне и в следующем за поданными командами отзвуке битвы («Молча паду я бойцом побежденным…

») слышно между прочим и то, как жизнь воюет с провозглашенными заветами.

«Все на земле преходяще, кроме созданий искусства», — провозгласил Брюсов в предисловии к первому изданию своего первого поэтического сборника, носящего подчеркнуто вызывающее название — «Шедевры». Но волшебная сила искусства получает у него «посюстороннее» истолкование в культе поэтического мастерства. В одном из первоначальных вариантов «Сонета к форме» сказано:

Так с формою божественность слита,Так внешностью облечена мечта,Так вечный дух охвачен властью тела.Признай его! Создавши идеал,Храни его для жизненного дела

И у богов оставь их пьедестал.

Сам В. Брюсов и близкие ему современники впоследствии неоднократно объясняли, что и «лопасти латаний на эмалевой стене», и даже «месяц обнаженный при лазоревой луне», и многие другие экстравагантные образы его ранней поэзир имеют реальное, даже бытовое обоснование.

Но тем более важным является целенаправленное преображение этого быта, когда, например, вполне обычный белый подоконник комнаты поэта становится «седым».

Так возникает в стихах Брюсова особенный и оригинальный «мир очарований», который связан с действительностью и одновременно отталкивается от нее.

Такое соотношение мечты и действительности выступает с предельной отчетливостью в стихах о природе во втором сборнике поэта «Me eum esse»:

Создал я в тайных мечтахМир идеальной природы,—Что перед ним этот прах:Степи, и скалы, и воды!..Пускай же грозит океан неизменный,Пусть гордо спят ледяные хребты:Настанет день конца для вселенной,

И вечен только мир мечты…

Уже в ранней лирике Брюсова выявилась ведущая роль интеллектуального начала. Впоследствии оно не только окрепло, но и получило вполне своеобразные формы поэтического выражения. Интеллектуализм у Брюсова вовсе не означает господство в его лирике единой рационалистической концепции бытия. Попытки найти «единую истину», как и «единого Бога», приводят его к скептическому:

…Поверишь ты, что сталнад Иорданом…Но будет все лишь тенью,

  • лишь обманом.
  • А раз так, то вполне естественно попытаться, так сказать, количественно охватить это «все», ничему не предаваясь душой окончательно, ибо истин много:
  • Мой дух не изнемог во мгле противоречий,Не обессилел ум в сцепленьях роковых.Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
  • И всем богам я посвящаю стих.
  • Это, так сказать, пространственный образ лирического «я», совмещающего все противоречия. Переведенный во временную перспективу, этот образ оказывается цепью непрерывных изменений, сплошной сменой принимаемых и отвергаемых обликов:

Довольно, довольно! Я вас покидаю! берите и сны и слова!Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!Я создал, и отдал, и поднял я молот, чтоб снова сначала ковать.

Я счастлив и силен, свободен и молод, творю, чтобы кинуть опять.

И такое «неустанное стремление от судьбы к иной судьбе» становится основным лирическим лейтмотивом поэзии Брюсова.

Мечты и «чувства мира», к которым адресуется поэт, могут быть, по его мнению, предметом рационального познания, а затем предельно экспрессивного образного выражения. Так формируется излюбленная в интеллектуальной лирике Брюсова мысль — страсть.

Для ее провозглашения необходимо громкое, возвеличивающее слово. И рядом с идеалом мастера становится оратор — глашатай «общих истин», возведенных в достоинство страсти.

Интеллектуализм, ораторство, мастерство — вот три «кита» формирующейся поэтической системы Брюсова.

Его лирические переживания с неизменно присущими им рационализмом, напряженностью и завершенной отчетливостью стремятся отлиться в отчеканенные и застывшие «миги», в скульптурной изобразительности которых всегда просвечивает главенствующий облик брюсовской мысли-страсти. Ее всегдашние признаки — обобщенность и количественный гигантизм:

Я исчерпал до дна тебя,земная слава,В ту ночь изведал ты все

счастья дерзновенья…

В связи с этим на второй план отступает изобразительная и выразительная конкретизация: используются лишь самые общие слова — названия пейзажных примет или обозначения чувств, мыслей, поступков.

Гораздо важнее утверждающая величие лексическая окраска: славянизмы, торжественные перифразы, витийственный пафос ораторского монолога от первого лица или обращения, мощь мерно следующих друг за другом ритмических ударов, звуковое нагнетание.

Опыты В. Брюсова в области пейзажной лирики малопродуктивны: в них общими словами в лучшем случае создаются книжные иллюстрации или аллегорические картинки. Совсем другое дело — город.

— Это «вместилище антитез» с его огромными, но вместе с тем четкими н обозримыми границами, «застывшими громадами», «неподвижными зданиями» и наполняющей всю эту неподвижность жизнью, «где каждый миг роковой».

Брюсова по праву называют одним из основателей русского лирического урбанизма. Но перед нами не певец города, а скорее обличитель его.

Аналитическая поэзия дает ему возможность показать, например, в поэме «Замкнутые» мертвящую пошлость размеренней и расчисленной буржуазно-городской жизни, эфемерность неразрывно связанных с пошлостью минутных выходов в мнимую свободу «там, где игорный дом, и там, где дом публичный!» И наконец, самый важный вывод этого художественного анализа — неизбежность предстоящих катастроф:

Но нет! Не избежать мучительныхпадений,Погибели всех благ, чем мы теперьгорды!Настанет снова бред и крови исражений,Вновь разделится мир на вражьихдве орды.Борьба, как ярый вихрь, промчитсяпо вселеннойИ в бешенстве сметет, как травы,города,И будут волны выть над опустелойСеной,

И стены Тоуэра исчезнут без следа.

Ощущение «воскресающего дня» пронизывает весь сборник «Венок», и звучит оно тем сильнее, что в отдельных стихах сборника выражен также и ужас повседневной пошлости или изнуряющего труда (см., например, «Каменщик»). Так закономерно возникают в творчестве Брюсова столь важные для русской поэзии гражданские стихи, подтвердившие, что

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,И песня с бурей вечно сестры.

В революции видит Брюсов столь необходимое и желанное ему «общее содержание» жизни, освященное вековой исторической традицией:

Эта песнь душе знакома,Слушал я ее в веках.Эта песнь — как говор громаНад равниной, в облаках.Пел ее в свой день Гармодий,Повторил суровый Брут,В каждом призванном народе

Те же звуки оживут.

Однако проблема заключается еще и в том, чтобы сделать это общее содержание своим, что возможно лишь при органической близости с той исторической силой, которая призвана преобразовать мир.

Читайте также:  Доклад александр невский

Без нее для поэта грядущая буря и близка, и вместе с тем постороння своими исторически-созидательными замыслами, так что взгляду открывается наиболее видимое и ощутимое«сжигающее» начало, отразившееся в широко известных стихах «Грядущие гунны», «Близким» и др.

Ораторский, волевой напев придает этим стихам какое-то сугубо действенное содержание, так что уничтожение здесь начинает походить на обычную у поэта готовность к очередному возрождению.

Другое дело, что при всей энергии лирического переживания оно порой кажется приподнятым на какие-то искусственные котурны, в нем ощущается несколько нарочитая взвинченность.

Она и в безмерности призывов к разрушению, и в такой же безмерной риторичности «счастливых» картин:

Свобода, братство, равенство, все то,О чем томимся мы, почти без веры,К чему из нас не припадет никто, —Те вкусят смело, полностью, сверх меры.Разоблаченный тайн святой родникИх упоит в бессонной жажде знанья,И красота осуществленный лик

Насытит их предельные желанья.

Однако ярко выраженное стремление приблизиться к подлинно революционным идеалам, воспеть роковые минуты мира помогает Брюсову преодолеть в конце концов этот эстетический «холодок». «Каждый раз, когда он слышал призыв к революции, — хорошо сказал А.В. Луначарский, — сердце его трепетало, как от соприкосновения с родной стихией».

Свержение самодержавия в феврале 1917 г. В. Брюсов приветствует как прекрасное и неожиданно быстрое свершение давней мечты. Он пишет М. Горькому: «Все мы ждали и верили, но верили, что жданное сбудется «когда-то», через годы, и вдруг, чуть не в один день, мечта стала простой правдой.

Предвижу, конечно, разные опасности, но все же то, что есть, слишком хорошо, почти страшно».

Привычная формула «мысль — страсть» приобретает теперь в творчестве Брюсова форму триединства «мысль — страсть — революция», которая воспринимается поэтом как органическое звено единой цепи всемирно-исторических событий.

Октябрьская революция превзошла самые пылкие мечты поэта, хотя во многом разошлась с ними. И все же Брюсов имел полное право обратиться к тем из своих собратьев, кто теперь устрашился гибели всех вековых устоев, с едкими, но справедливыми словами своей инвективы:

То, что мелькало во сне далеком,Воплощено в дыму и в гуле…Что ж вы коситесь неверным окомВ лесу испуганной косули!Что ж не спешите вы в вихрь событий —Упиться бурей, грозно странной?И что ж в былое с тоской глядите,Как в некий край обетованный?Иль вам, фантастам, иль вам,эстетам,Мечта была мила как дальность?И только в книгах да в лад споэтом

Любили вы оригинальность?

«Переворот 1917 г. был глубочайшим переворотом и для меня лично, — пишет В. Брюсов, — по крайней мере я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после нее».

  1. Брюсову особенно близки те созидательные замыслы, которые нес с собой «торжественнейший час земли». Ведь еще в самом его преддверии Брюсов славил всегда стоящий рядом с его поэтической мечтой напряженный труд:
  2. Единое счастье — работа,В полях, за станком, за столом, —Работа до жаркого пота,Работа без лишнего счета, —
  3. Часы за упорным трудом!
  4. В одном из лучших стихотворений Брюсова — «Третья осень» — такое славословие новой жизни становится тем более убедительным и художественно достоверным, что вырастает оно из описания очень тяжелых послереволюционных будней:
  5. Вой ветер осени третьей,
  6. Просторы России мети,
  7. Пустые обшаривай клети,Нищих вали на пути;Догоняй поезда на уклонах,Где в теплушках люди гурьбойРугаются, корчатся, стонут.
  8. Дрожа на мешках с крупой.

Но уже в этих тягостных картинах звучит не только уныние, и не случайно все строфы охвачены сквозным образом «ветра», а это один из самых распространенных в поэзии тех лет символов для выражения революционного духа эпохи.

И синтаксический строй ораторского монолога с повторяющимися в каждой строфе обращениями и императивами, и ритмическая энергия дольника — все это воссоздает такое лирическое переживание, в котором главное — волевой напор и энергия жизненного движения.

Л-ра: Литература в школе. – 1973. – № 5. – С. 90-93.

Биография

Произведения

  • Городу
  • Сухие листья
  • Футуристический вечер

Критика

Ключевые слова: Валерий Брюсов,русский символизм,критика на творчество Валерия Брюсова,критика на стихи Валерия Брюсова,анализ стихов Валерия Брюсова,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 века

Анализ стихотворения Работа Брюсова Анализ стихотворения Работа Брюсова Анализ стихотворения Работа Брюсова Анализ стихотворения Работа Брюсова

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20160614-poeziya-valeriya-bryusova

Основные темы и мотивы поэзии В. Я. Брюсова

Валерий Яковлевич Брюсов в начале ХХ века стал вождем русского символизма. Он был поэтом, прозаиком, литературным критиком, ученым, энциклопедически образованным человеком, помог многим молодым поэтам войти в литературу.

В начале своего творчества Брюсов издавал сборники стихов «Русские символисты». В сборниках «Шедевры», «Это — я», «Третья стража», «Городу и миру» он восхищался поэзией французских символистов. Брюсов интересовался культурами других народов, историей, античностью.

Он мог создавать самые различные образы, силой воображения перемещаться во времени и пространстве, путешествовать по странам и эпохам. Критики-иностранцы удивлялись, что русский поэт так точно пишет об их странах и героях.

Большую славу поэту принес его пятый сборник поэзии «Венок».

Хотя Брюсов считался признанным вождем символизма, чисто символистскими были только ранние его стихи. Например, стихотворение «Творчество»:

Фиолетовые рукиНа эмалевой стенеПолусонно чертят звукиВ звонко-звучной тишине.

Большой популярностью пользовалось и стихотворение «Юному поэту»:

Юноша бледный со взором горящим,Ныне даю я тебе три завета.Первый прими: не живи настоящим,Только грядущее — область поэта.

Уже в раннем стихотворении «Отверженный герой» символические образы отражают важные для автора идеи. Поэт ориентируется на «живопись словом», его стихотворение четко организованно, уравновешенно. Для достижения своей цели Брюсов часто использовал прием прямого обращения к читателю, разговора с ним:

В серебряной пыли полуночная влагаПленяет отдыхом усталые мечты,И в зыбкой тишине речного саркофагаОтверженный герой не слышит клеветы.Не проклинай людей! Настанет трепет, стоныВновь будут искренни, молитвы горячи,Смутится яркий день — и солнечной короныЗаблещут в полутьме священные лучи!

Романтическое стихотворение «Кинжал» вслед за классиками XIX века продолжает тему поэта и поэзии. В стихотворении Брюсова мы видим свое понимание автором задач, которые жизнь и общество ставят перед поэтом. Текст представляет собой поэтический монолог, обращенный к слушателю. Лирический герой — поэт — готов яростно сражаться против мелочности, суеты и зла, царящего в мире:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,Как и в былые дни, отточенный и острый.Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,И песня с бурей вечно сестры.

Поэт одинок в своей борьбе, он не скрывает трудностей, моментов разочарования: изменить мир к лучшему очень трудно:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,Когда все под ярмом клонили молча выи,Я уходил в страну молчанья и могил,В века загадочно былые.

Брюсов убежден: поэт — певец свободы. Он должен всегда находиться на переднем крае борьбы. Он не может предать свой идеал, именно от него исходит призыв к угнетенным рабам. Поэт свято верит в торжество идей свободы, он счастлив служить людям:

Читайте также:  Лючия ди ламмермур - краткое содержание оперы доницетти

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,Как прежде пробежал по этой верной стали.И снова я с людьми — затем, что я поэт,Затем, что молнии сверкали.

Романтическое настроение в стихах Брюсова, однако, быстро уступило место трезвым рассуждениям, земным темам. Брюсов, воспитанный на книгах Дарвина и революционеров-демократов, первым увидел и предсказал наступление жестокого индустриального века. Отсюда его неприятие города:

Ты гнешь рабов угрюмых спины,Чтоб, исступленны и легки,Ротационные машиныКовали острые клинки.

Брюсов был новатором в поэзии. Он все больше становится художником рисунка, картины, зрительного, а не музыкального образа, в поэзии ориентируется на «меру, число, чертеж». Таковы его стихотворения «Медея», «Ахиллес у алтаря», «Одиссей», «Дедал и Икар».

Стихотворений с названием «Работа» в творчестве Брюсова два: одно — 1901 года, другое — 1917-го. «Работа» (1901) состоит из шести строф. Поэт славит физический труд как основу жизнедеятельности человека. Первые две строфы восхваляют труд, в них много глаголов и восклицательных предложений. Это передает динамику действия, энергию радости при совершении нужных, полезных действий:

Здравствуй, тяжкая работа,Плуг, лопата и кирка!Освежают капли пота,Ноет сладостно рука!

Всем известно, что работа с плугом, лопатой или киркой тяжела, изнурительна, что конечный итог ее — усталость и негативные эмоции. Брюсов не отрицает этого. Да, работа тяжела, но она приносит радость, появляется что-то новое, что ты сделал сам.

Поэтому автор подбирает определения, на первый взгляд несовместимые со словом «работа». У него «капли пота» «освежают», рука «ноет сладостно». Стихотворение Брюсова воспринималось свежо и ново, поскольку раскрывало противоположное отношение к труду.

Не возникает сомнений, что радостный труд принесет более весомые результаты, чем труд подневольный, со стонами и проклятьями.

Лирический герой перечисляет свои жизненные цели:

Я хочу изведать тайныЖизни мудрой и простой.Все пути необычайны,Путь труда, как путь иной.

Так радостно о труде может говорить молодой человек, жизнь которого только начинается.

Стихотворение «Работа» (1917) — это произведение зрелого автора, человека с устоявшимися взглядами. В нем поэт четко формулирует:

Единое счастье — работа…

Здесь поэт не выделяет только физический труд, для него одинаково важна работа «в полях, за станком, за столом…». Каждая строфа представляет собой энергичное обращение к читателю — рабочему, хлеборобу, писателю — с призывом упорно трудиться:

Иль — согнут над белой страницей, —Что сердце диктует, пиши;Пусть небо зажжется денницей, —Всю ночь выводи вереницейЗаветные мысли души!

Заключительные строки стихотворения стали общеизвестными благодаря сосредоточенному в них высокому смыслу:

Работай до жаркого пота,Работай без лишнего счета,Все счастье земли — за трудом!

Восхищение человеком как мыслящим существом, способным изменять мир, выражено в стихотворении «Хвала человеку».

Брюсов увлекался идеями научно-технического прогресса, приветствовал активную творческую деятельность человечества, даже мечтал о будущих полетах в космос. Поэт создает собирательный образ Человека-творца, способного изменить к лучшему окружающее пространство:

Молодой моряк вселенной,Мира древний дровосек,Неуклонный, неизменный,Будь прославлен, Человек!

Поэт прослеживает историю человечества с первобытных времен, перечисляет достижения творческой мысли людей, начиная с изобретения топора и заканчивая электричеством и железными дорогами:

Вечно властен, вечно молод,В странах Сумрака и Льда,Петь заставил вещий молот,Залил блеском города.

Следуя жизненной правде, автор не только славит созидательные результаты деятельности человека, но и разоблачает его коварство, присущее людям стремление к власти, к порабощению народов, отсутствие сомнений в собственной правоте:

Царь несытый и упрямыйЧетырех подлунных царств,Не стыдясь, ты роешь ямы,Множишь тысячи коварств, —Но, отважный, со стихиейПосле бьешься с грудью грудь,Чтоб еще над новой выейПетлю рабства захлестнуть.

При этом поэт ставит на первое место порыв к преодолению невежества, утверждает, что только в этом направлении человек может развиваться. Все новое и прогрессивное, как правило, создают лучшие представители людского племени, способные сломать отжившие стереотипы. Именно поэтому Брюсов начинает и завершает стихотворение восклицанием:

Будь прославлен, Человек!

Историческая тема ярко проявилась в стихотворении «Грядущие гунны». Брюсов был знатоком мировой истории, поэт предчувствовал начало революций в стране. Царизм полностью исчерпал себя.

Никто четко не представлял себе будущее, но жить по-старому Россия уже не могла. В среде интеллигенции бытовало чувство вины перед огромными массами народа, веками пребывавшими в рабстве и унижении.

Не случайно автор оправдывает любые действия будущих «гуннов», снимает с них ответственность за трагические последствия деяний:

Вы во всем неповинны, как дети!

Поэт отдает себе отчет в том, что «гуннам» культура не нужна, а потому он внутренне согласен на любые жертвы: Материал с сайта //iEssay.ru

А мы, мудрецы и поэты,Хранители тайны и веры,Унесем зажженные светыВ катакомбы, в пустыни, в пещеры.

В 1904 году Брюсов и его единомышленники вряд ли могли представить себе реальный масштаб кровопролития в случае революции и гражданской войны, но историческую закономерность смены эпох поэт предчувствовал и отражал правильно. Стихотворение в наше время звучит предостережением перед опасностью для современной культуры стать жертвой новых «гуннов» перед нарастанием бездуховности.

Тематически примыкает к предыдущему стихотворение «Близким». Став свидетелем революции 1905 года, Брюсов уже в первой строке твердо заявляет:

Нет, я не ваш! Мне чужды цели ваши,Мне странен ваш неокрыленный крик…

Но на время восстания поэт выражает согласие присоединиться к народным массам, которым нужен яркий предводитель. Именно о роли идейного вожака масс следующие строки брюсовского стихотворения:

Где вы — гроза, губящая стихия,Я — голос ваш, я вашим хмелем пьян,Зову крушить устои вековые,Творить простор для будущих семян.Где вы — как Рок, не знающий пощады,Я — ваш трубач, ваш знаменосец я,Зову на приступ, с боя брать преграды,К святой земле, к свободе бытия!

Заключительная строка стихотворения предельно ясно показывает цель — разрушительную, а не созидательную — поэта:

Ломать — я буду с вами! строить — нет!

Брюсов до конца жизни оставался в России, в 1920 году основал Институт литературы и искусства, спас большое количество памятников культуры от разрушения и варварского разграбления, внес огромный вклад в развитие русской поэзии. За удивительную работоспособность М. Цветаева называла его «героем труда».

На этой странице материал по темам:

  • в.я.брюсов основные темы и мотивы поэзии
  • основные мотивы лирики брюсова
  • тема поэта и поэзии в творчестве брюсова
  • в я брюсов отверженный герой анализ
  • в.брюсова «кинжал»лирический герой

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/b/bryusov/sochineniya/obshhie-temy/osnovnye-temy-i-motivy-poezii-v.-ya.-bryusova

Стихотворение В. Я. Брюсова «Труд» (восприятие, истолкование, оценка)

В. Я. Брюсов — удивительный поэт, который сумел органично соединить в своем творчестве новейшие ис­кания и традиции классики. Брюсов — созидатель по­этической культуры. Он виртуозно владел самыми разными жанрами стиха и разными стихотворными формами.

Одно  из  ярких  его творений  —  стихотворение «Труд», написанное в жанре торжественного гимна. В. Я. Брюсов, по свидетельству современников, очень любил это стихотворение и с удовольствием исполнял его на своих выступлениях.

Читайте также:  Доклад почему люди болеют цингой (4 класс окружающий мир)

В самом названии содержится прямое указание на тему стихотворения. Стихотворение состоит из вось­ми строф, ключевым словом каждой из них является слово «труд».

Первая строфа — это некий тезис: «Нет священней слова: «Труд!»». Поэт олицетворяет слова, награжда­ет их яркими эпитетами. Слова «золотые», «сталь­ные», «алмазные» — они «блестят, горят и жгут». Но самое главное среди них — слово «труд», и не случай­но написано оно с заглавной буквы.

Во второй строфе поэт утверждает: человек стал че­ловеком именно благодаря труду. За доказательством автор обращается к истории человечества, упоминает троглодита, взявшегося за сошник.

В третьей, четвертой и пятой строфах говорится о том, что все, окружающее нас, создано трудом: Все довольство жизни нашей, Все, чем красен каждый дом.

Священным словом «труд» Брюсов называет не только достижения техники, но и творения разных видов искусства.

Шестая строфа — это гимн труженикам, тем, кто все свои дни проводит в трудах. Им поэт воздает сла­ву.

В седьмой и восьмой строфах воспевается радость труда. Эта радость «в душу льется». Полноценный труд, по мнению поэта, делает человека по-настояще­му счастливым.

Раскрытию авторской идеи способствуют не толь­ко различные тропы (эпитеты, олицетворения, мета­форы), но и синтаксические фигуры: ряды однородных членов («бег моторов, поездов, монопланов лет бесследный…

»), повторы, анафоры, параллельное строение предложений, многочисленные восклица­ния. Именно благодаря им стихотворение звучит по­истине торжественно, оно полно динамики, силы и энергии.

Настроение стихотворения возвышенное, приподнятое.

Исследователь И. Семибратова справедливо отме­чала, что «лучшими чертами поэзии Брюсова» необ­ходимо считать «математическую точность слова, гармоничность стиха, нежность чувств, исключи­тельную пламенность и страстность», а А. В.

Лавров указывал на то, что Брюсов — обладатель индивиду­ального, «высокого», «чеканно — монументального» стиля, для которого характерны «ораторские» и «оди­ческие» интонации, энергия и живописная пластика стиха.

Эти особенности поэзии Брюсова отчетливо проявили себя в стихотворении «Труд».

Источник: http://5litra.ru/soch/233-stihotvorenie-v-ya-bryusova-trud-vospriyatie-istolkovanie-ocenka.html

Валерий Брюсов — Юному поэту

StihiRu.pro » Брюсов Валерий Яковлевич

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

© Брюсов Валерий Яковлевич

Анализ стихотворения «Юному поэту» Брюсова

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

  • История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.
  • Тема – назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.
  • Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.
  • Жанр – философская лирика.
  • Стихотворный размер – дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.
  • Метафоры – “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.
  • Эпитеты – “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.
  • Славянизмы (устаревшие слова) –“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”.

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным”.

Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным”, скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”.

Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм.

Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”.
Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Загрузка… 4

Источник: https://StihiRu.pro/valeriy-bryusov-yunomu-poetu/

Ссылка на основную публикацию