Зимний дуб — краткое содержание рассказа нагибин

Выполнила: Беловолова Екатерина Олеговна

  • Конспекта урока
  • Класс: 4 А
  • Предмет: литературное чтение

УМК: литературное чтение 4 класс. Матвеева Е.И / Учебник. М.: ВИТА — ПРЕСС, 2013

Тема урока: Ю. М. Нагибина «Зимний дуб»

Тип урока: решение частно-практических задач

Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творчеством Ю. М. Нагибина, а так же проанализировать отрывок произведения «Зимний дуб», с целью раскрытие внутреннего мира героев

Планируемые предметные результаты:

  • находят и выделяют в тексте слова, значение которых им не понятно;
  • опираясь на текст «рисуют» внутренний мир героев;

Планируемые метапредметные результаты:

  • Познавательные: строят рассуждения в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
  • Регулятивные: планируют собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
  • Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем

Планируемые личностные результаты: доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Оборудование урока: учебник (2 часть), компьютер, проектор, презентация

этап урока

  1. отводимое время
  2. методы обучения
  3. формы взаимодействия
  4. деятельность учителя и формулировки заданий;
  5. варианты детских ответов
  6. планируемые результаты
  7. планируемые способы оценивания
  8. комментарии руководителя практики
  9. Организационный (1 мин)
  10. Словесный: инструктаж
  11. Фронтальная

У: — Здравствуйте.. Приготовьте свои рабочие места, на столе должны лежать: учебник, тетрадь, пенал, дневник.

  • Уч: (проверяют свою готовность к уроку)
  • У: — Садитесь.
  • Решение частных задач (15 мин)
  • Словесный: учебный диалог,
  • Прослушивание аудиозаписи;
  • Наглядный: демонстрация иллюстраций;
  • Практический: практическая работа (чтение текста, ответы на вопросы после него)
  • Фронтальная

У: — Сегодня мы познакомимся с творчеством русского писателя – прозаика Юрия Марковича Нагибина. Прозаик – писатель, который пишет прозу. Это рассказы, романы и многие другие жанры.

1 слайд:

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

У: — Юрий Маркович русский писатель и журналист, он написал множество произведений. Родился автор 3 апреля 1920 г. в Москве.

2 слайд:

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

У: — Его судьба тесно переплетается с образами детства. Причём автора волновала жизнь разных пространств: городского и деревенского.

Сам автор рождён в Москве, там он и воспитывался отцом. Но его няня увозила будущего писателя в своё родное село, где мальчик видел другой уклад жизни. Он увидел, как живут люди в селе, он увидел природу, которая окружает и властвует. Все прожитые эмоции маленький писатель сохранил в душе, а после отразил их в своих произведениях.

3 слайд:

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

  1. У: — Детские переживания автора отложились на его богатом творчестве.
  2. Он написал множество прекрасных произведений, например: «Зимний дуб»; «Комаров»; «Слезай, приехали»; «Четунов, сын Четунова» и многие другие.
  3. 4 слайд:

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

Уч: — Сегодня я предлагаю послушать одно из произведений писателя — «Зимний дуб».

Внимательно слушайте. Постарайтесь ответить на вопрос: Почему так названо произведение? Какой вы себе представили главную героиню?

(звучит отрывок произведения «Зимний дуб», читает Вера Гердрих)

У: — Хорошо. Повторите вопросы, который я вам озвучила перед началом прослушивания?

Уч: — Почему так названо произведение? Какой вы себе представили главную героиню?

  • У: — Кто может ответить на этот вопрос?
  • Уч: — Мы не услышали, почему произведение так названо, не услышали ничего про дуб…
  • — Анна Васильевна добрая, умеет радоваться даже плохой, морозной погоде…
  • Если учащиеся не могут ответить на данный вопрос, после прослушивания, его необходимо оставить «открытым» и предоставить возможность ответа на него, после самостоятельного прочтения учениками текста.

У: — Хорошо. Сейчас вам необходимо ещё раз прочитать текст, но уже самостоятельно и про себя. Откройте страницу 89.

У: — Когда будете читать, постарайтесь ответить на вопросы, которые мы озвучили ранее. А так же выделите в тексте слова, значение которых вам не понятно.

  1. Уч: (читают текст про себя, выделяют в тексте слова, если не знают их значение)
  2. У: — Кто закончил, покажите свою готовность.
  3. Уч: (поднимают руку, как сигнал того, что они закончили работу)

У: — Хорошо. Кто может ответить на вопросы?

Уч: — В тексте нет ничего про зимний дуб.

У: — Но ведь мы не прочитали весь рассказ, быть может, в другой части мы сумеем найти ответ на наш вопрос.

Уч: — Она видит всё прекрасное, она радуется зиме. Она тонко чувствует природу. Ей всё нравится, и мороз, и снег…

У: — Какой перед нами предстаёт Анна Васильевна? Как диалог с Фроловым характеризует её?

Уч: — Она молодая учительница, но уже в округе приобрела славу хорошего педагога. Её все ценят, уважают. В разговоре с Фроловым сдержана, общается уважительно. Она знаток своего дела….

У: — Выразите своё отношение к ответу. Согласны?

Уч: (выражают своё отношение к ответу одноклассника)

У: — Хорошо. А почему же её так ценили, уважали, почему её все знали?

  • Уч: — Она была хорошим человеком, хорошим педагогом, все это знали, за это и уважали.
  • У: — Хорошо.
  • Предметные:
  • •находят и выделяют в тексте слова, значение которых им не понятно;
  • •опираясь на текст «рисуют» внутренний мир героев;
  • Познавательные:
  • строят рассуждения в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
  • Регулятивные: планируют собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
  • Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем
  • Словесное (похвала)
  • Взаимооценивание ( знаки «-», «+»)
  • Физминутка (1 мин)
  • Словесный: инструктаж
  • Фронтальная
  • У: — Встаньте из-за своих мест, мы сделаем разминку.
  • Упражнения:
  • •Плавные наклоны головой;
  • •Наклоны туловища вперёд, назад (если могут, коснуться до пола);

•Упражнение для разминки кистей рук (круговые вращения, вращение в «замке») и т.д.

  1. У: — Молодцы, садитесь.
  2. Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем
  3. Словесное (похвала)
  4. Решение частных задач (23 мин)
  5. Словесный: объяснение, учебный диалог
  6. Наглядный: работа с презентацией
  7. Практический: практическая работа (чтение текста, ответы на вопросы после него)
  8. Фронтальная; индивидуальная

У: — Хорошо. Сейчас мы поработаем со словами из текста, значение которых вам не понятно. Называйте по — очереди слова.

Уч: — Кубанка…

У: — Посмотрите на слайд.

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

  • Данная работа происходит со всеми словами, которые дети выделили в тексте.
  • У: — Но мы ведь так и не нашли ответ на вопрос: почему данный рассказ называется «Зимний дуб»? Давайте прочтём продолжение, может быть,
  • мы в нем найдём ответ на наш вопрос.
  • откройте учебник на странице 92 и самостоятельно прочитать продолжение рассказа, при прочтении отмечайте карандашом слова, значение которых вы не знаете.
  • Уч: (читают второй отрывок рассказа)
  • У: — Нашли ответ на наш вопрос?
  • Уч: — В тексте есть упоминание о зимнем дубе, Савушкин говорит о нём на уроке, но мы пока не понимаем, почему произведение так названо.
  • У: — А теперь давайте поработает со словами, которые вам непонятны. Уч: (называют слова)

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

Данная работа происходит со всеми словами, которые дети выделили в тексте.

У: — Хорошо. Давайте обратимся к вопросам после текста.

У: — Прочитайте громко для сего класса первый вопрос из учебника на 96 странице

Уч: — Как Анна Васильевна относилась к своей работе? Внимательна ли она к ученикам?

  1. У: — Кто готов ответить на вопрос?
  2. Уч: — Очень ответственно, переживала, что дети могут не понять материал урок, расстраивалась, когда кто-то опаздывал на урок.
  3. У: — Выразите своё отношение.
  4. Уч: (выражают своё отношение к ответу одноклассника)
  5. У: — Прочитайте второй вопрос.

Уч: — Что поразило учительницу в ответе Савушкина? Докажи свое мнение текстом.

  • У: — Кто готов ответит на вопрос?
  • Уч: — Ее поразило то, что он привел пример не существительного, а словосочетание где первое слово прилагательное, а с этой частью речи они еще не знакомы
  • У: — Выразите своё отношение.
  • Уч: (выражают своё отношение к ответу одноклассника)
  • У: — Прочитайте третий вопрос.
  • Уч: — Почему Анна Васильевна назвала про себя Савушкина «Трудным мальчиком»?

У: — Кто готов ответить? Уч: — Потому что он опаздывает на уроки, тем самым прерывает учебный процесс.

У: — Выразите своё отношение.

Уч: (выражают своё отношение к ответу одноклассника)

У: — Хорошо. Урок подходит к концу, а мы так и не успели найти ответ на наш вопрос. Откройте свои дневники, дома вам нужно прочитать третью часть произведения. Быть может после того, как вы её прочитаете, у вас появится ответ.

  1. Предметные:
  2. •находят и выделяют в тексте слова, значение которых им не понятно;
  3. •опираясь на текст «рисуют» внутренний мир героев;
  4. Познавательные:
  5. строят рассуждения в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
  6. Регулятивные: планируют собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
  7. Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем
  8. Словесное (похвала)
  9. Взаимооценивание ( знаки «-», «+»)
  10. Рефлексия (3 мин)
  11. Словесный: учебный диалог
  12. Наглядный: демонстрация иллюстрации
  13. Фронтальная; индивидуальная
  14. У: — Мы с вами хорошо поработали.

У: — А сейчас посмотрите на экран и выберите ту фразу (я узнал…; было трудно…; я

понял, что…; я научился…; я смог…; было интересно…),

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

которая выразит ваше отношение, ваши чувства после наших занятий.

Уч: (выражают своё мнение

Пример: я узнал о Ю. М. Нагибине; было интересно слушать произведение «Зимний день»; было интересно отвечать на вопросы по тексту….)

Коммуникативные: выстраивают способы сотрудничества со сверстниками и учителем

Словесное (похвала)

Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-yu-m-nagibina-zimniy-dub-klass-3815028.html

Краткое содержание Зимний дуб Нагибин

Коля Савушкин — главный герой рассказа «Зимний дуб» советского писателя Юрия Марковича Нагибина. Мальчик рос в бедной многодетной семье. Отец у него погиб на войне, мать работала простой нянечкой в санатории.

Коля постоянно опаздывал в школу на первый урок, хотя и жил недалеко от школы.

Анна Васильевна — молодая учительница русского языка была этим очень рассержена и решила навестить мать Савушкина и поговорить с ней об опозданиях сына.

После уроков мальчик повел женщину к себе домой через заснеженный лес. Они, как будто оказались совсем в ином мире беззвучия и покоя. Ничто не нарушало тишину этого заколдованного зимой царства.

Снежное покрывало, на котором виднелись следы птиц и зверей, окутывало землю. Ручей был закован в ледовый панцирь. Там, где били теплые ключи, можно было разглядеть текущую воду. А царем этих мест был зимний дуб.

Анна Васильевна была так очарована видом зимнего леса, что поняла, почему Савушкин опаздывает в школу.

Рассказ учит тому, что надо уметь видеть красоту вокруг себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Нагибин. Все произведения

Зимний дуб. Картинка к рассказу

Зимний дуб - краткое содержание рассказа Нагибин

Сейчас читают

  • Краткое содержание Уэллс Волшебная лавка
    В произведении «Волшебная лавка» Герберт Уэллс рассказывает удивительную историю о том, как мальчик по имени Джип со своим папой зашли в лавку. Лавка была наполнена волшебством. Рассматривая витрину
  • Краткое содержание Лев Толстой Отрочество
    Повесть «Отрочество» — вторая часть автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого. В этом произведении читатель познакомится с жизнью подростка 19 века.
  • Краткое содержание Горький Дачники
    В произведении «Дачники», созданном советским писателем Максимом Горьким, показана жизнь русских интеллигентов. Эти люди наслаждаются обеспеченной и спокойной жизнью
  • Краткое содержание Булгаков Морфий
    Доктор Бомгард счастлив: спустя полтора года работы его перевели в уездный город, где есть свежие газеты, электричество, а главное – он больше не единственный врач в больнице. Но однажды университетский товарищ Сергей Поляков присылает ему странное письмо
  • Краткое содержание Бунин Кукушка
    Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса
Читайте также:  Художественная гимнастика - доклад сообщение

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/yurij-nagibin/zimnij-dub-kratko

Отзыв о рассказе Нагибина «Зимний дуб»

Зимний дуб - краткое содержание рассказа НагибинГлавные герои рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» — молодая сельская учительница и ее ученик. Анна Васильевна всего год назад пришла в сельскую школу после института, но уже считалась опытным преподавателем русского языка. Ученики и их родители относились к ней уважительно, называя по имени и отчеству.

На уроки почти все ребята приходили вовремя, не смотря на то, что шли они в школу из нескольких деревень, из торфяного городка и из санатория нефтяников. Вот только ученик по фамилии Савушкин частенько опаздывал.

В один из январских дней, когда Анна Васильевна только начала урок, объясняя ученикам, что такое существительное, на пороге класса уже привычно возник опоздавший Савушкин. Учительница подождала, пока он усядется, и продолжила урок. Она предложила назвать детям примеры существительного.

Ученики наперебой стали называть те предметы, что каждый день видели вокруг себя. Все они называли правильные примеры, и только в конце поднялся Савушкин, который в качестве примера существительного назвал «зимний дуб».

Анна Васильевна пыталась его поправить, сказав, что существительным является только слово «дуб», но Савушкин стоял на своем, и говорил про «зимний дуб». В результате, Анна Васильевна велела ему после уроков зайти в учительскую.

Когда Савушкин пришел в учительскую, Анна Васильевна попыталась узнать, почему он опаздывает в школу. Савушкин сказал, что он живет при санатории, и что выходит в школу за целый час. Учительница не поверила ему, потому что знала, что путь от санатория до школы по шоссе занимает всего пятнадцать минут.

Но Савушкин сказал, что он ходит не по шоссе, а напрямую, через лес. Так и не поняв причину опозданий ученика, Анна Васильевна решила побеседовать с его матерью, которая работала в санатории нянечкой. В тот день мать Савушкина выходила на работу во второй половине дня, и учительница попросила Савушкина проводить ее к ней.

Савушкин повел Анну Васильевну короткой дорогой. Едва они вошли в лес, как словно бы очутились в сказке. Деревья стояли, засыпанные снегом, а на снегу виднелись следы различных животных.

Савушкин показал учительнице следы лося, а потом привел к ручью, который не замерзал даже зимой. А уже на выходе из леса учительница увидела зимний дуб, который стоял на поляне, весь усыпанный снегом.

Дуб был могучий и очень красивый в своем зимнем наряде.

Савушкин с увлечением принялся открывать тайны зимнего дуба. У корней могучего дерева нашли приют множество животных. Савушкин показал Анне Васильевне спящего ежика, лягушку, которая неподвижно лежала под снегом и других мелких животных.

Анну Васильевну так увлекло лесное путешествие, что она не заметила, как прошло больше часа. Теперь она поняла, почему Савушкин опаздывал в школу, когда шел короткой дорогой. Сначала она посоветовала ученику ходить школу по шоссе, но потом передумала и разрешила ему ходить через лес.

Анна Васильевна попрощалась с Савушкиным и пошла обратно к школе. А он остался стоять возле дуба, провожая ее взглядом.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Нагибина «Зимний дуб» заключается в том, что не следует быть поспешным в суждениях. Анна Васильевна считала, что Савушкин обманывает ее, и опаздывает в школу из-за того, что с кем-то играет на улице перед школой. Но оказалось, что ее ученик знает и понимает красоту природы, и именно из-за этой красоты он и опаздывает на уроки.

Рассказ Нагибина «Зимний дуб» учит быть внимательным к людям, ценить красоту природы.

В рассказе мне понравился школьник Савушкин, который любит природу, понимает ее красоту. Савушкин показал учительнице, каким красивым может быть зимний лес и как много тайн он хранит от людей.

Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Зимний дуб»?

Какой лес без чудес.
Снег лежит, земля – не дрожит.

Короткий путь еще не самый верный.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_nagibin_zimny_dub/

Нагибин Юрий “Зимний дуб” Читательский дневник

  • Нагибин Юрий
  • Название: “Зимний дуб”
  • Жанр: рассказ
  • Тема произведения: природа и человек
  • Число страниц: 9
  • Главные герои и их характеристика:
  1. Анна Васильевна. Молодая учительница, строгая,
    но романтичная.
  2. Савушкин. Мальчик наблюдательный, романтичный,
    влюбленный в природу.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)

Учительнице не нравятся постоянные опоздания ученика, и она
отправляется к его родителям. По дороге ученик показывает учительнице старый
дуб и другие чудеса зимнего леса.

Сюжет — краткое содержание

  1. По глубокому снегу Анна Васильевна добирается до
    школы и начинает урок.
  2. Савушкин, как всегда, опаздывает, что сильно
    огорчает учительницу.
  3. Савушкин называет существительным “зимний дуб” и
    говорит, что это действительно существительное.
  4. После уроков Савушкин ведет учительницу к себе
    домой через лес, напрямки.
  5. Савушкин показывает учительнице следы лося,
    замерзший ручей и огромный дуб, в корнях которого приютились ежи и лягушки.
  6. Учительница идет обратно, думая об удивительном
    мальчике и его волшебном мире.

Понравившийся эпизод

Мне очень понравился эпизод, когда Савушкин привел
учительницу к дубу и стал разгребать снег и листву у его корней. Он показывал
учительнице то спящего ежа, то коричневую лягушку, прочих жучков-червячков, и
это было очень красиво.

План произведения для пересказа

  1. Глубокий снег
  2. Узкая тропинка
  3. Пятый класс
  4. Урок
  5. Опоздавший
  6. Существительные
  7. Вместе через лес
  8. Следы лося
  9. Ручеек
  10. Зимний дуб
  11. Удивительный мальчик
  1. Главная мысль
  2. Иногда стоит потерять немного времени, чтобы полюбоваться
    красотой природы.
  3. Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу и уметь замечать ее красоту
в любое время года. Учит пытливости и наблюдательности, любознательности. Учит
никогда не судить опрометчиво о поступках других.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот красивый рассказ и, кажется, я
понимаю восхищение, которое испытывал Савушкин, наблюдая за жизнью зимнего
леса. В нем столько волшебных тайн, которые можно разгадывать очень долго, но
так и не раскрыть до конца.

  • Новые слова и выражения:
  • Сохатый – лось.
  • Гротик — маленькая ямка, углубление.
  • Просквоженный (от Просквозить) – продуть, здесь просветить
    насквозь.
  • Пословицы к произведению:
  • Своя земля и в горсти мила.
  • На родной стороне всякий камушек знаком.
  • В родном краю, как в раю.
  • Зима – не лето, в шубу одета.
  • За морем теплее, а у нас светлее.
  • Назад к содержанию

Похожее

Источник: https://pushkinsdelal.ru/nagibin-yuriy-zimniy-dub-chitatels/

Юрий Нагибин — Зимний дуб

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы.

Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело.

Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону — мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте — такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, — в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен.

Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка.

И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

Читайте также:  Неупиваемая чаша - краткое содержание рассказа шмелёва

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга».

— Можно?

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

— Ты опять опоздал, Савушкин? — Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, — наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась — то на шум в классе, то на рассеянность учеников.

«Первые уроки так трудны!» — вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», — самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами.

Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

— Вам все понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно!.. Понятно!.. — хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

  • На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:
  • — Кошка…
  • — Правильно, — сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».
  • И тут прорвало:

— Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-prose/522087-yuriy-nagibin-zimniy-dub.html

Зимний дуб

(1)Тропинка, по которой Савушкин повёл Анну Васильевну, начиналась сразу на задах школы.

(2)Едва они ступили в лес и тяжко гружёные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, сразу перенеслись в иной, очарованный мир покоя и беззвучия.

(3)Сороки и вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки порой, задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. (4)Но ничто не рождало здесь звука.

(5)Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромныйи величественный,как собор, стоял дуб. (6)Казалось,деревья почтительно расступились,чтобы дать старшему собрату развернуться вовсей силе.

(7)Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. (8)Снег набился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебпяными нитями.

(9) Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

—(10) Так вот он,зимний дуб!

(11)он весь блестел мириадами крошечных зеркал, и на какой-то миг Анне Васильевне показалось, что тысячекратно повторенное изображение глядит на с каждой ветки. (12)И дышалось возле дуба как-то особенно легко, словно и в глубоком своём зимнем сне источал он вешний аромат цветения.

(13)Савушкин продолжать водить по своему мирку. (14) Подножие дуба приютило многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (15)Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму.

(16)Сильное,переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверьё не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (17)Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаённую жизнь леса.

(18)Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие уроки: как бедно,сухо и холодно говорила она о слове,о языке,о том,без чего человек нем перед миром,бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

(19)И она-то считала себя умелой учительницей! (20)Быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. (21)Да и где он лежит,этот пууть? (22)Отыскать его не легко и не просто,как ключ от Кощеева ларца.

(23)Отойдя недалеко, Анна Васильевна в последний раз оглянулась на дуб, бело-розовый в закатных лучах, и увидела у его подножия небольшую тёмную фигурку: Савушкин не ушёл, он издали охранял свою учительницу.

(24)И всей теплотой сердца Анна Васильевна вдруг поняла,что самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках, чинёной, небогатой одёжке, сын погибшего за Родину солдата и «душевой нянечки», чудесный и загадочный гражданин будущего.

(25)Она помахала ему рукой и тихо двинулась по извилистой тропинке.

(Ю. Нагибин)

Источник: https://www.xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/gia-dlya-9-klassov/vypolnenie-zadanij-chasti-s/sochineniya-rassuzhdeniya-na-lingvisticheskuyu-temu-2013g/334-zimnij-dub

Система уроков по рассказу Ю.Нагибина Зимний дуб

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

  • (Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)
  • Цели:
  • продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
  • развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
  • обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
  • развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;
  • воспитывать патриотическое отношение к природе.
  • Эпиграф:
  • «Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество
  • ее законов и незащищенность».
  • Ю.Нагибин
  • Ход урока:
  • Проверка домашнего задания
  • — Пересказ.
  • Аналитическая работа по второй части.
  • — Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.
  • («Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…» )

— Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).

  1. — Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.
  2. — Как появляется в рассказе зимний дуб?
  3. («И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)

— Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

  • (Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;
  • Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).
  • — Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?
  • ( Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)
  • — Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)

— Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

(«Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!»)

  1. — Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?
  2. — Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?
  3. — Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

(«…Робко шагнула» к нему, а «страж леса» тихо качнул ей навстречу ветвью.)

— Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

— Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

— Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как «чудесном и загадочном человеке»)

— Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой.

Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница.

В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)

— Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)

— Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

  • — Зачем автор написал это произведение?
  • (Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек
  • и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

— Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».

Рефлексия

Домашнее задание: сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Литература: Цветкова Татьяна Михайловна. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». Фестиваль «Открытый урок».

  1. Тема: Юрий Нагибин. Зимний дуб
  2. Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;
  3. развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  4. воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

  • Ход урока:
  • Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)
  • Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.
  • Совместное чтение рассказа.
  • Проверка первоначального восприятия
  • — Почему произведение называется «Зимний дуб»?
  • — Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?
  • — Что можете сказать о мальчике?
Читайте также:  Девушка и месяц - краткое содержание чукотской народной сказки

— Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

— Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

Аналитическая работа

На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

  1. — Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.
  2. — С чего начинается повествование?
  3. (С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)
  4. — В литературоведении это называется… (Экспозицией)

— Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

— Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

— А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

— Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

— Перед нами образ идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

— Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

— Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)

— Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

— Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была «счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»)

— Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

— Читаем диалог между учителем и учеником.

— Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

— В каких словах звучит голос автора? («Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!»)

— Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

— Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

Рефлексия

Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

Источник: https://mirznanii.com/a/358514/sistema-urokov-po-rasskazu-yunagibina-zimniy-dub

Читать

Юрий Нагибин

Рассказы

Комаров

Когда облака наплывали на солнце, вода в заливе из голубовато-белесой становилась сизой с тусклым свинцовым отсветом. Большой, гладко вылизанный волнами камень, торчавший метрах в пяти от берега, тоже темнел, и от него ложилась на воду бархатистая черная тень. Колеблемая волной, тень то укорачивалась, то удлинялась, и мне стало казаться, будто у камня плещется черный тюлененок.

— Комаров, перестань! Слышишь, что тебе говорят, Комаров!

Уже не в первый раз звучал за моей спиной этот скрипучий женский голос. И всякий раз он призывал к порядку какого-то Комарова. «Беспокойный мужчина, — подумал я о Комарове.

 — Чего он там колобродит?» Но повернуться лень, а к тому же посмерклось, и у большого камня вновь заиграл черный тюлененок.

Видение обрело странную устойчивость: чем дольше я смотрел, тем труднее было представить, что это всего лишь клочок тьмы.

— Комаров, в последний раз говорю, оставь Рыжика в покое! — вновь проскрипело за моей спиной. — Встань, Комаров!

— А я ничего не делаю! — послышался сиповатый, недовольный голос.

Я оглянулся и уперся взглядом в пуп, похожий на отпечаток гривенника в песке. Неподалеку от меня стоял чётырехлетний человек, совершенно голый, если не считать высокой белой панамы, лихо нахлобученной на одно ухо. Из-под панамы серьезно и чуть удивленно глядели два круглых бутылочного цвета глаза.

Рожица у Комарова курносая, веснушчатая и самая продувная. Над Комаровым склонилась рослая, грузная женщина в зеленом шелковом платье. При малейшем ее движении жесткий шелк рассыпал сухой треск электрических разрядов.

Позади воспитательницы, подставив солнцу спины с острыми уголками лопаток, лежали двадцать — двадцать пять сверстников Комарова.

— Ты зачем закладывал ногу на Рыжика! — негодующе воскликнула воспитательница, и в лад ее скрипучему голосу рассыпались трескучие искры шелка.

— А чего он лежит, как мертвый! — отозвался Комаров.

— Зачем ты кидал песок в глаза товарищам?

— Кто кидал? Я его сеял… Это ветер.

Мудрая обоснованность ответов Комарова явно ставила в тупик воспитательницу.

— Тяжелый мальчик! — вздохнула она.

— Я не тяжелый, — возразил Комаров и похлопал себя по животу. — Я после обеда тяжелый.

Подошла молодая женщина в белом халате с повязкой медсестры на рукаве и молча показала на часы.

— Подъем! Подъем! — закричала воспитательница и, как клуша крыльями, замахала короткими полными руками, родив настоящую электрическую бурю. — Одеваться и строиться!

В воздухе послушно замелькали кусочки ситца — короткие ребячьи трусики, посыпался песок из сандалий, и вот уже первые пары чинно подравниваются в затылок, и только Комаров, голый и сумрачный, не притронулся к одежде.

— А купаться кто будет? — хмуро бормотнул он как бы про себя.

— Во всяком случае не ты! — съязвила воспитательница, но, видимо, зная, что от Комарова так просто не отделаться, сочла нужным добавить: — Врач запретил купаться: вода слишком холодная.

— Дети могут простудиться? — серьезно спросил Комаров.

  • — Хватит разговоров, одевайся!
  • Комаров с ожесточением схватил трусики, но почему-то не надел их сразу, а сперва занял место в строю и лишь тогда, сделав из штанины кольцо, сунул в него ногу.
  • — Пошли!

Воспитательница хлопнула в ладоши, строй колыхнулся, двинулся и тут же пришел в замешательство. Писк, гам, волнение. Что случилось? Комаров споткнулся, повалил идущего впереди мальчика, тот, в свою очередь, опрокинул следующего. Воспитательница навела порядок. Новая команда — и новая свалка.

  1. — Что с вами, дети?
  2. — Комаров падает…
  3. — Комаров, выйди из строя!
  4. Комаров добросовестно пытается выполнить приказание, делает странный, укороченный шаг и падает в песок.
  5. — Что с тобой, Комаров?
  6. — Плохо мое дело, — сказал Комаров, поднялся, шагнул и вновь упал.

— Что это с ним? — В голосе воспитательницы отчаяние. — Неужели солнечный удар?

Товарищи Комарова очень довольны, они весело смеются, затем один из них говорит:

— Нина Павловна, он обе ноги в одну штанину сунул.

У воспитательницы, верно, никогда не было собственных детей. Она обескураженно смотрит на Комарова, точно не зная, как помочь беде, затем нагибается и неумело выпрастывает ногу Комарова из штанины.

— Зачем ты это сделал? — говорит она, распрямляясь.

  • — Так интересней, — спокойно и благожелательно поясняет Комаров и, вдруг осененный новой идеей, спрашивает: — Нина Павловна, а что такое человек?
  • — Не знаю, — раздраженно отмахнулась воспитательница, и я подумал, что она сказала правду.
  • Группа тронулась дальше и вскоре скрылась в прибрежном сосняке.

А через несколько дней я снова встретился с Комаровым. Я возвращался с моря по крутой песчаной улице. Вдоль правой ее стороны тянулась изгородь, дальше круто вверх забирал густой сосняк; по левую же сторону раскинулись пустыри войны, не обжитые до сих пор; они густо поросли папоротником и какими-то непривычного видя хвощами, едко пахнущими скипидаром.

И вот когда я поровнялся со штакетником, одна из планок его вдруг сдвинулась в сторону, в широкой щели показалась маленькая, иссеченная белыми травяными порезами нога в сандалии, затем панамка, похожая на поварской колпак, загорелая, испачканная рука и, наконец, вся фигура моего пляжного знакомца. Он вылез, осмотрелся кругом, — я почувствовал на себе его настороженный взгляд и сделал вид, что он меня нисколько не занимает. Тогда он аккуратно поставил планку на прежнее место и залился долгим, торжествующим смехом. Не было никаких сомнений; Комаров совершил побег.

Каюсь, я не взял Комарова за руку и не отвел его к воспитательнице. Улица была помечена знаками, запрещающими проезд, и Комарову ничто не грозило, к тому же и я был рядом. Правда, воспитательница переживет несколько неприятных минут, но… поделом ей.

Мне приходилось несколько раз в день проходить мимо этого детского сада, и я убедился, что здешняя воспитательница явно не в ладах с природой.

Она не доверяла молодым колючим сосенкам, кустарнику, приютившему густую тень, дальним уголкам сада, заросшим дикой малиной и ежевикой. Из всей обширной территории сама она оставила своим питомцам лишь гладкий пятачок крокетной площадки.

И стоило кому-нибудь из ребят в погоне за жуком или просто в порыве любознательности нарушить запретную зону, как испуганный окрик немедленно настигал беглеца.

Конечно, так ей было куда удобнее блюсти своих питомцев, но мне казалось, что она слишком упрощает себе задачу. «Пусть Комаров погуляет на воле, — решил я и предоставил ему свободу. — Что-то он станет делать?»

Внизу, по приморскому шоссе, звонко сигналя на поворотах, проносились легковые машины, грузовики, тяжело осевшие автобусы, отчаянно тарахтели мотоциклы, но Комарова, городского ребенка, не привлекали знакомые городские шумы. Не обратил он никакого внимания и на спускающихся с горы велосипедистов, которые, держась рукой за седло, бежали вдогонку за своими позванивающими на неровностях дороги велосипедами…

Комарова привлекал девственный мир, и он заковылял на бугор. Неожиданности подстерегали его здесь на каждом шагу. Вот он наступил на какую-то дощечку, и из-под нее с упругим щелком выскочила зеленая сосновая шишка. Пролетев метра полтора, шишка приземлилась на краю дорожки, под кустом таволги, чуть поворочалась и улеглась спокойно.

Это была цельная, крепенькая молодая шишка, верно еще никогда не виденная Комаровым, потому что такие шишки прочно держатся на ветках, а по цвету неотличимы от хвои. К тому же она прыгала! Легким, крадущимся шагом Комаров приблизился к шишке и прихлопнул ее ладонью.

Попалась! Он ощупал пальцами твердое ребристое тело шишки, но это не открыло ему тайны маленького зеленого кругляша.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=259950&p=46

Ссылка на основную публикацию