Презентация
«Борис Петрович Екимов»
Борис Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края. Работал Токарем,слесарем на заводе, строителем в Тюменской области и Казахстане, учителем труда в сельской школе. Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принял в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.
Борис Екимов — член правлений Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза писателей России (с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987 года). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 года). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).
Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.
Писателя привлекают герои-личности, люди, которые не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства (`каждый повинен в жизни своей и волен в ней`), они сами противостоят, как могут, `смерчу разрушения`.
Таков председатель полуразворованного колхоза, железной рукой — за что и прозван Пиночетом — пытающийся сохранить хоть что-то в общем хозяйстве; таков бригадир рыболовецкой артели Костя (`Высшая мера`), который не хочет, чтобы его снова `охомутали`, и выбирает самостоятельный путь выживания.
В книгу « Солонич» входят повесть «Частное расследование» и рассказы «Последняя хата», «Родня», «Солонич» и др. Герои их — жители сел и небольших городов России — живут проблемами сегодняшнего дня. Трудолюбие, совестливость, доброта, забота о ближнем — вот главные темы произведений, вошедших в сборник.
Сборник « Родительская суббота» включает рассказы и повести Бориса Екимова – о малой родине, о людях, рядом с которыми прожил, о придонской земле и родной природе. Удивительно добрые, пронзительно нежные и в то же время – грустные, произведения Бориса Екимова никого не оставят равнодушными. Россия, которая была… которой уже нет… а придет ли что взамен? Построим ли? Родим и вырастим ли?
Бориса Екимова называют «лучшим русским рассказчиком». «…Не наградами такую прозу мерить, — утверждает критик А.Немзер. — Она войдет в хрестоматию». «Привет издалека» — это вчерашний и нынешний день нашей страны и нашей литературы .
Борис Екимов в новой книге(2015 г) с болью и любовью описывает современную «Русь уходящую» — жизнь опустевших деревень, разоренных хуторов, затерянных поселков.
Его герои — от мальчика Фетисыча до одинокой старухи Надежды — словно несут свою вахту: живут и работают на земле, остаются на малой родине, пытаясь сохранить то немногое, что осталось.
И в этой простой и неустроенной жизни находится место маленьким подвигам, мечте, искренней любви и вере.
Не надо плакать…» — сборник рассказов и повестей последних лет. Опубликованные большей частью на страницах журнала «Новый мир», произведения Б.Екимова уже получили высокую оценку: лучшая проза года «НМ», премия им. Ю.Казакова, премия И.А.Бунина, премия Александра Солженицына…
«Ночь проходит» — это сборник рассказов о русской деревне и о русских людях, об их судьбах, простых и вместе с тем трагичных в своей простоте. Прозу Екимова отличает острота социальных проблем и неоднозначность их решений.
В книге «Живая душа» (2001) рассказывается о двух типах людей: первые – представители «живой души», а у вторых отсутствует такое качество. Перед героями поставили задачу: решить судьбу теленка, который родился на свет вопреки ожиданиям. Что же сделают люди? Что для них важнее: бумага и распоряжение или «живая душа»?
- Перу Бориса Екимова принадлежат также книги:
- Память лета: рассказы(2008)
- Родительский дом: роман (1988 г.)
- Привет издалёка: рассказы, повести (2011 г.)
- Целебные рассказы Бориса Екимова(2012 г.)
- Донос: Повести и рассказы(1990 г.)
В 2008 году удостоен Премии Солженицына, по случаю чего сам Александр Солженицын написал:
Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с её новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела
Фабула рассказов Екимова построена вокруг жителей российской провинции, далеких деревень и хуторов. Но, удивительно, что при этом его герои универсальны, в них читатель узнает себя, вне зависимости от социального положения и места жительства. Но – главное – рассказы Екимова, представленные в этом сборнике, о человечности, о том, что собственно делает человека Человеком.
- Премии
- Лауреат премии журнала «Наш современник» (1976)
- Лауреат премии «Литературной газеты» (1987)
Лауреат премии имени И.А.Бунина(1994)
- Лауреат премии журнала «Новый мир» (1996)
- Лауреат первой премии «Москва-Пенне» (1997)
- Лауреат Государственной премии РФ(1998)
- Лауреат всероссийской литературной премии « Сталинград» (1999)
- Лауреат премии Александра Солженицына(2008)
- Лауреат премии «Ясная Поляна»(2014)
- Лауреат первой Платоновской премии(2011)
Его рассказы о самых простых, казалось бы, вещах — о земле и о людях на ней, маленьких и больших, о семье, о доме, о родине – написаны с такой душевной тонкостью, чувством и глубиной, что, однажды войдя в этот екимовский мир «живой жизни», веришь ему навсегда.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/priezientatsiiaborispietrovichiekimov
Екимов Борис Петрович читать онлайн
Родительская суббота (рассказы разных лет)
Жанр: Современная проза
Рассказы и повести Бориса Екимова – о малой родине, о людях, рядом с которыми прожил, о придонской земле и родной природе Удивительно добрые, пронзительно нежные и в то же время – грустные, произведения Бориса Екимова никого не оставят равнодушными Россия, которая была которой уже нет а придет ли чт
Новый мир, 2003 № 05
Жанр: Жанр не определен
Умирали пацаны просто, Умирали пацаны страшно… Угрешка. Полно плачущих женщин, парни, девчонки, все пьяные, в общем, проводы в армию. Один из парней — высокий и худощавый — обнимает невзрачную женщину в сером теплом платке. Она укутана, хотя на улице тепло, ранняя осень, бабье лето. — Ну что, ты, ма
Пиночет
Жанр: Современная проза
Екимов Борис1 Новый год обернулся двойным праздником: Катерина родная сестра хозяина приехала погостить из далекой Сибири, правда ненадолго, проездом Корытин сам ездил на станцию, к поезду, ее встречать и привез прямо
Говори, мама, говори… (рассказы)
Жанр: Современная проза
« Говори, мама, говори… »« Говори, мама, говори… » По утрам теперь звонил телефонмобильник Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:— Мама, здравству
Рассказы
Жанр: Русская классическая проза
Борис Петрович Екимов КАК РАССКАЗАТЬ СТАРЫЕ ЛЮДИПТИЦЫ БОЖЬИНОЧНЫЕ БЕСЕДЫЧУЖОЙЧТО СКАЖЕТ КУМ НИКОЛАЙЗУБТЫСЯЧА РУБЛЕЙ В ФОНД МИРАБОЛЕЗНЬОБИДАБИЗНЕСКАК ДЕД ПЕТРО УМИРАЛСТЕНЬКИН КУРГАНЭКСПЕРИМЕНТКАК РАССКАЗАТЬ Каж
Холюшино подворье
Жанр: Русская классическая проза
Борис Петрович Екимов Рассказ1 На рождество с Холюшиного подворья увели двух ярок да большого пухового козла, с него на четыре платка за раз начесать можно было Козлато с база забрали, но далеко не повезли, освежевали с
Такая музыка
Жанр: Русская классическая проза
Екимов Борис Борис Петрович Екимов Повесть1 Целый квартал от проходной люди шли сбитой, бесконечной колонной, плечом к плечу, друг за другом, потому что справа стояла кирпичная заводская стена, слева лежал проспект глав
Сирота
Жанр: Русская классическая проза
Борис Екимов В конце зимы пришла из поселка весть: умерла наша соседка старая тетка Фрося. Человек грешный, не больно я ее жаловал, хотя прожили рядом век Вопервых, детская память, она ведь крепче взрослой Время послев
Сколько много всего!..
Жанр: Эссе, очерк, этюд, набросок
Борис ЕКИМОВ— Пиехали… — просил он — Огоёд пиливать… Шлянг, пиливальник… Пиехали… По прибытии он первым делом проверяет, всё ли на месте: цветы, грядки, деревья. — Питуньи! — указывает он пальцем — Бахотки! Омашк
За окном
Жанр: Прочая детская литература
Борис Екимов В городское наше жилье на шестом этаже любой человек заглянет сразу к окну, посмотрит, потом вздохнет, завидуя: » Как у вас хорошо » Но ведь это не у нас, а там, за окном Вот и нынче объявилась девушка с л
Наш старый дом
Жанр: Русская классическая проза
Екимов Борис Борис Екимовповесть Теплый июньский полудень Как чиста нынче высокая небесная синь, освеженная прохладным северным ветром Белейшие облака плывут и плывут, медленно, неторопливо, как и положено кораблям
За теплым хлебом
Жанр: Русская классическая проза
Борис Екимов В пять утра зазвенел будильник, но прежде его петушиного гласа встала бабка Она уж из печи выгребла и затопила ее, когда затрещал будильник и поднялся со своей кровати дед Архип. Ну как там, не потеплело? с
Белая дорога
Жанр: Русская классическая проза
Борис Екимов Вот и осень Ночи стали холодными Пора с летом прощаться, собираясь в город, на зимние квартиры. В последнее воскресенье августа поехали мы к озеру Некрасово Дорога туда не больно длинная, но без асфальта: к
Надейся лишь на себя
Жанр: Русская классическая проза
Екимов Борис Борис Екимов Прошлым летом на одном из хуторов Суровикинского района жаловалась мне молодая женщина на житьебытье: » Колхоз развалился Разошлись по кооперативам Муж механизатор Но еле сводим концы с ко
Звездочка ясная
Жанр: Русская классическая проза
Екимов Борис Борис Екимов Семейные альбомы Толстые фолианты, битком набитые фотографиями Нынче они понемногу из жизни уходят, как старый век В нашей семье у каждого был свой альбом Его еще в детстве дарили Понемногу
Источник: https://dom-knig.com/author/19956
Проза, слишком похожая на жизнь
«Горький» запускает новую постоянную рубрику: мы просим современных российских писателей рассказать про любимую книгу, которая принадлежит перу одного из их коллег. 19 ноября прозаику Борису Екимову исполнилось 80 лет и мы попросили Романа Сенчина написать эссе о его книге «Набег».
Над статьями, стихотворениями, прозой, приуроченной к определенным датам, юбилеям, иронизировали, смеялись, называли «датскими». В 1990-е пытались искоренить этот жанр.
Но ход жизни показывает, что круглые даты и юбилеи — лучший повод напомнить о событии или человеке. Не воспеть в очередной раз или заклеймить, а не дать забыть. Я долго искал прилагательное для начала этого абзаца.
«Знаменитому, большому, выдающемуся, замечательному…» Остановился на таком: честному русскому писателю Борису Екимову исполнилось 80 лет.
Я не писал эту заметку заранее, боялся. Некие силы часто бывают жестоки к пожилым юбилярам и тем, кто готовится отметить их юбилеи. Но вот сегодня утром я набрал в «Яндекс-новостях» имя и фамилию писателя и увидел, что, во-первых, страшных сообщений, слава богу, нет, а во-вторых, к сожалению, почти нет известий о восьмидесятилетии.
Вернее, известие одно, копируемое в десятках СМИ на протяжении месяца: писатель Борис Екимов стал Почетным гражданином Волгоградской области. Литературные критики, историки литературы, собратья по писательскому цеху о Екимове молчат.
Впрочем, немного слукавил: текст об одной из своих любимых книг написал я — как раз по предложению «Горького», — и книга эта Бориса Екимова, называется «Набег».
Борисом Екимовым написано немало больших по объему произведений, но давно и прочно его творчество ассоциируется с рассказом.
Был период — начало-середина 1990-х, время модернизма, постмодернизма, концептуализма и всего такого прочего, — когда его перевели в очеркисты.
В послесловии к одной из публикаций тогдашний главный редактор «Нового мира» Сергей Залыгин вынужден был объясниться с читающей публикой, для которой проза, слишком похожая на жизнь, стала чем-то ретроградским:
«…нынче и реализм подается через фантастику, нынче жизнь наша действительно настолько усложнена, что писатель не справляется с нею и находит выход в том, чтобы выдать за сложность и непостижимость жизни собственную сложность и непостижимость: и я не лыком шит, попробуйте-ка меня понять — по зубам или не по зубам? Все это говорится без иронии, литературу создает время, это его требование, но вот в чем дело: пройдут годы, люди захотят понять, чем же все-таки была „перестрой-ка”, и вот тут-то они и потребуют реализма как такового, типа овечкинского, новомирского времен Твардовского, и, наверное, я не ошибусь, если скажу — типа екимовского. Вот мы и договорились с Борисом Екимовым, что он будет присылать нам свои очерки (зарисовки, дневниковые записи) из Калачевского района Волгоградской области. Полагаю, что это дело необходимое, что литература попросту не имеет права мимо такого материала пройти, миновать его».
Серия «В дороге», опубликованная тогда «Новым миром», — это цикл самых настоящих рассказов, но предельно реалистичных, с героем и персонажами, которые вполне могли бы существовать и действовать на самом деле, событиями, которые наверняка случились в действительности.
Вообще почти вся проза Екимова — это одно большое произведение. Место действия — кусок земли в междуречье Дона и Волги, так называемое Задонье, где автор прожил почти всю жизнь.
Если составить вещи Екимова одну за другой, получится огромная художественная летопись, начатая в конце 1960-х и продолжающаяся в наши дни.
«Набег» — фрагмент этой летописи. В книгу вошло около сорока рассказов, написанных в 1975–2001 годах. Объединены они и географией, и сквозными героями — тракторист Тарасов, скотник Николай, управляющий Арсентьич. Летопись печальна.
Без утрирования, сгущения красок, чередой случаев из жизни Екимов показывает, как шло к краху наше сельское хозяйство, становится ясно, почему не прижились у нас фермеры, пустели хутора и деревни.
Говорю сейчас о пресловутых социальных мотивах, потому что все-таки они основа прозы Екимова, да и вообще русской прозы — хоть позапрошлого, хоть прошлого, хоть нынешнего века.
И герои екимовских рассказов, хотят они того или нет, частицы общественного устройства; они разрываются душой между своей усадебкой и делами хутора, колхоза, совхоза, акционерного общества.
Борис Екимов biblioman.org
«Ныне, например, с утра в саду поработал, — признается управляющий Чапурин, герой рассказа „Чапурин и Юрка”, спивающемуся парню Юрке, — деревья окапывал, с клубникой занимался. Утро прям дорогое, так бы никуда и не ходил. В контору идти неохота, там собачиться, — засмеялся он, — а все же пошел. А ведь мог бы не ходить. Правильно? Но пошел. Надо».
Екимов — писатель негромкий, критики о нем вспоминают нечасто. Критикам нужна пища в виде необычного стиля, сложных идей, а у него все вроде бы просто, обыкновенно, традиционно.
И если уж заводить разговор о прозе Екимова, то нужно касаться реальной жизни, которую многие критики или не знают, или хотят забыть — и потому с удовольствием обращаются к книгам, где всё или почти всё придумано, сконструировано.
Там есть где разгуляться. И поругать, и похвалить.
Да, Екимов негромкий. Но в чем-чем, а в спокойствии его не обвинишь. (Хотя и обвиняют.) Трудно в современной русской литературе найти прозу столь кровоточивую.
Автор не кричит, не рвет на себе волосы от горя, но ровность его интонации — это с трудом сдерживаемый крик.
Кричать, что-то делать нужно читателю после рассказов «Путевка на юг», «Чапурин и Юрка», «Враг народа», «Набег», «Дед Федор». Что-то делать, предпринять, изменить.
Известна поговорка «Писатель пописывает, читатель почитывает». Действительно, в абсолютном большинстве случаев так оно и происходит. Очень мало тех, кто пишет для того, чтобы преобразить читателя, а через него и жизнь. Не знаю, чувствует ли Борис Екимов такое свое предназначение, но оно у него есть. Несомненно.
В этом смысле он из тех, кто продолжает дело честных русских писателей.
Из старших его современников такими были, по-моему, Владимир Тендряков, Евгений Носов, Константин Воробьев, Владимир Солоухин, Василий Шукшин, Николай Рубцов; из сверстников Екимова —Валентин Распутин, Леонид Бородин, Геннадий Шпаликов, Александр Вампилов, Владимир Высоцкий. Есть они, с предназначением, и среди младших его современников. Мало, но есть. Впрочем, их никогда, наверное, и не бывает много.
После «Набега» я прочел еще несколько книг Екимова.
Хоть и мизерными тиражами, но выходят они регулярно, и автор, слава богу, продолжает писать новое, и писать по-прежнему сильно и честно (одна повесть «Осень в Задонье» чего стоит), но «Набег» до сих пор является для меня этакой квинтэссенцией его творчества. Я берегу эту книгу и часто перечитываю из нее то один рассказ, то другой. И заряжаюсь, вдохновляюсь, укрепляюсь.
Кстати, прочитав «Набег», я, помню, отправился к той палатке, где эту книгу купил. Решил приобрести еще несколько штук, чтобы отправить на родину — родителям, в деревенскую и районную библиотеки.
Такая проза нужна там. Но книги не оказалось. Продавщица сказала: «Раскупили. Она быстро ушла».
С одной стороны, мне было жаль, что не получилось послать, но обрадовало, что «быстро ушла» — значит, кто-то читает.
Источник: https://gorky.media/context/proza-slishkom-pohozhaya-na-zhizn/
Борис Екимов. Подробная биография
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка Красноярского края в семье служащих.
Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.
Как прозаик дебютировал в 1965. В 1976 был принят в Союз писателей России, а в 1979 окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия».
Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б.
Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».
Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края».
Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.
Борис Екимов — член правлений Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991) и Союза писателей России (с 1994). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987 года).
Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997).
Входил в жюри Букеровской премии (1997).
Борис Екимов живёт, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону. Является почётным гражданином города Калача-на-Дону.
- В 2008 удостоен Премии Солженицына.
- Автор романа «Родительский дом» (1989), книг рассказов и повестей «Девушка в красном пальто» (1974), «У своих» (1975), «Офицерша» (1976), «Доехала благополучно» (1980), «Последняя хата» (1980), «Елка для матери» (1984), «Холюшино подворье» (1984), «Частное расследование» (1985), «За теплым хлебом» (1986), «Ночь исцеления» (1986), «Живая душа» (1987), «Солонич» (1989), «Донос» (1990), «Высшая мера» (1995), «Пиночет» (2000), «Набег» (2001), «Ночь проходит» (2002).
- Биография
- Произведения
- Белая дорога
- За окном
- Мишка
Критика
- В поисках утраченного лада
- Достоинство человека
- По праву любви
Ключевые слова: Борис Екимов,биография Бориса Екимова,скачать биографию Бориса Екимова,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Бориса Екимова
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20170628-biografiya-borisa-ekimova
Проза | Борис Екимов
Борис Петрович Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих. Род его деятельности был довольно обширным, ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане т в Тюменской области, работал в сельской школе учителем труда. Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы. За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях таких как: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская». Но пик читательского интереса к его творчеству перепадает на «перестроечные» годы, в это время его работы достигают максимального тиражирования в «толстых журналах». На их страницах читатели могли прочесть целые сборники рассказов Бориса Екимова: «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».
Бориса Екимова часто и не без оснований называли своеобразным «проводником» литературных традиций края Донского. В его произведения можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего. Подробнее…
За тёплым хлебом
В пять утра зазвенел будильник, но прежде его петушиного гласа встала бабка. Она уж из печи выгребла и затопила её, когда затрещал будильник и поднялся со своей кровати дед Архип. – Ну как там, не потеплело? – спросил он. – Не чутко, – со вздохом ответила бабка. Дед Архип валенки надел, стеганку и вышел из дома. В первую минуту, с избяного тепла, ему показалось, что на улице теплее вчерашнего. Ещё стояла глухая ночь. Чернели по белому снегу базы да сараи. Студеное небо светило просяным звёздным инеем, а посреди – одинокая Жарничка горела льдистым огнём. Архип пошёл на улицу. Перед самыми воротами дорожка была переметена рыхлым снегом. Значит, не во сне, а наяву бушевал ночью ветер. И теперь дорогу на станцию тоже перемело и утреннего автобуса не будет. Зябко поеживаясь, Архип заспешил домой. А в доме уже печь гудела ровным огнём. – Дюже тепло? – с усмешкой спросила бабка. – Телешом можно? – Да потеплее… – неуверенно ответил Архип. – Не бреши… – мягко укорила, жена. – Вон на окошке вторые шипки позамерзали, а у тебя все теплеет, под носом. Уж не ездил бы, переждал погоду. Да и праздник завтра. Добрые люди в праздник по домам сидят, не шалаются. – А тама будут нас ждать? – указуя коротким толстым перстом в потолок, спросил Архип. – Пока мы отпразднуем? Да пока потеплеет? Тама тогда народу налетит… Туча чёрная… Тришкина свадьба… Бабка в ответ лишь вздохнула. – Вот так-то… – закончил Архип. – Надо сбираться, ехать. На автобус я уж не рискую. Вчера не было, а ныне и подавно. Уж развиднеется, тогда и тронусь. Пойду дозорёвывать. И Архип снова забрался в постель. Он уже вроде не спал, просто подремывал, временами проваливаясь в зыбкое забытье и тут же возвращаясь в явь. «А может, и пойдёт автобус, – думалось ему. – А я разлеживаюсь. Сейчас уж, гляди, на центральную пошёл. Крутанется – и назад. Добрые люди уедут. А может, и не пойдёт. Вчера и в тот день не ходил, а нынче и вовсе мело…»
Под высоким крестом
Иван Атарщиков – молодой колхозный пастух, на Красные яры попал, не желая того, каким-то, видно, нароком. Как всегда, лихо мчался он на своём мотоцикле от скотьего лагеря, напрямую, домой, в станицу, но не свернул возле Братякина кургана, а покатил вниз и лишь потом опамятовал, но решил не возвращаться, а проехать дорогой нижней, возле Красного яра. Крюк невеликий, а свой след топтать – плохая примета.Красный яр – это высоченные глинистые обрывы. Между ними и речкой – дорога. По ней и мчался. И вдруг резко затормозил. Белое облако меловой дорожной пыли, догнав, накрыло мотоцикл с коляской и седока.Рядом с дорогой земля была непривычно изрыта, взбуровлена: просторные, но неглубокие, в колено, ямы; сухие, каменистые комья, отвалы. И людские останки: тонкие рёбра, берцы, оскаленные черепа, ломаные и целые; сопревшие сапоги, какие-то тряпки, лоскутья.Прежде, ещё недавно, здесь была лишь степь, рядом – речка и посеревший от времени жердевый восьмиконечный крест, памяти знак о погибших солдатах.Теперь же… Надругание над прахом, Божья страсть.Молодой пастух с мотоцикла слез, подошёл ближе к раскопу, к останкам людским.– Сволочи… Гады… – вслух, громко проговорил он и огляделся, словно рядом были те, кого ругал.Но вокруг лежала пустая степь, рядом – наезженная дорога. И всё.А ругать нужно было в первую голову самого себя. Это он виноват, болтун языкатый. Только он. А уж потом – другие.
Похороны
Обычно на поминках, родного человека схоронив, его близкие невольно, но чувствуют облегчение.Позади долгие ли, короткие дни болезни, смерть, трёхсуточное бдение, хлопоты, потом – кладбище, горькое прощание. На поминках будто всё отгорает, притупляется боль. И, оглядывая людей, стол поминальный, близкие думают уже о том, что, слава Богу, всё обошлось по-хорошему: как положено покойника обрядили и обед поминальный удался – не в чем себя упрекнуть.Не так получилось на хуторе Малый Колодезь, в доме старой Дизелихи, умершей три дня назад в такой же, как нынче, январский метельный день.Поминальный стол устроили в горнице. С кухни, от печи Дизелихины дочери носили тарелки с борщом, роняя в горячее варево слёзы. За столом, даже после второй рюмки, ели молчаком, вздыхая, и быстро разошлись, оставив в доме двух дочерей старой Дизелихи, тоже немолодых, вдовых, да соседа, мужика по кличке Гулый, не больно путёвого, хотя всё вроде было при нём: руки-ноги. Но вот прилипло ещё смолоду – Гулый. Значит, с изъяном.По-зимнему, по-ненастному быстро стемнело. В низкой хате весь день горел свет. По окнам шуршала метель. Последними уходили свои да родные, дочерей покойной успокаивая: «Не переживайте… Завтра, завтра уж…»
«Сколь работы, Петрович…»
Подворье Алёши Батакова обычно встречает и провожает меня собачьим лаем: заливистая шавка – у ворот; у скотьих базов – волкодав в добрую телушку ростом глухо гавкнет, глядит: ку-да правишься. Хозяина не видать.Подворье, даже по меркам хуторским, огромное: подле забора – малая хатка, а дальше – го-род: скотьи катухи, сараи, крытые да выгульные базы, скирды сенника, а ещё – немереные ого-род да сад, которые тянутся в упор до займищного леса. Где-то там, в глубине своего просторно-го государства, Алёша. Заросшее недельной щетиной лицо, вваленные щёки, худое жилистое тело. «Петрович, сколь работы…» – обычное присловье его.Видимся нечасто. Больше – на ходу.Вечером, уже в полутьме, на лошади скачет, остановится:– Бычки другой день домой не идут, – жалуется. – С чеченскими свалахтались, уходят на просо, аж к Змеиному рыну. Это ведь до поры… Надо искать да гнать. – И поскакал в гору. Пригонит бычков поздно, уже в ночи.Чуть свет, на заре, на берег идём с приятелем, к лодке, навстречу громыхает Алёшин трак-торёнок. Уже от воды. В тележке – мотор, сети да ящики с рыбой, коли есть она. Порою мимо проскочит, лишь рукой покажет: мол, спешу; чаще остановится, не выключая движка, доложит: «Сплыл на леща… Сплыл на чехонь…» И результат. Закончит обычным: «Петрович, на уху возьмёшь?» – «Спасибо, сами поймаем». – «Ну гляди… Будешь уезжать – упреди. Посерьёзней чего добудем…» И покатил дальше.Вечером возвращаюсь от речки и займища мимо Алёшиного подворья. Сумерки. Солнце уже опустилось за Львовичеву гору. Шавка залаяла. На ступенях крылечка что-то шевельнулось. Глянул: Алёша сидит.
Источник: https://ya-zemlyak.ru/prosa_pers.asp?id=18&mode=podr
Екимов Борис Петрович
Бори́с Петро́вич Еки́мов (род. 19 ноября 1938, Игарка) — русский прозаик и публицист.
Биография
Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтёром на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.
Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: «Наш современник», «Знамя», «Новый мир», «Нива Царицынская», «Россия».
Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали публикации Б.
Екимова в «перестроечные» годы на пике тиражности «толстых изданий»: сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», романы «Родительский дом», «Пастушья звезда».
Бориса Екимова нередко называют «проводником литературных традиций Донского края». Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека.
Дмитрий Шеваров, обозреватель газеты «Труд»: «Всякий, кто читал хоть один рассказ Екимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои — жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня.
Про нашу жизнь — тревожную, разбитую на осколки.
Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет».
Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку — серию книг выдающихся произведений российских авторов.
Борис Екимов — член правлений Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза писателей России (с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника «Литературная Россия» (с 1987 года). Член редколлегий журналов «Отчий край», «Роман-газета» (с 1998 года). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).
Борис Екимов живёт, как сам часто говорит, «на два дома»: в Волгограде и Калаче-на-Дону.
В 2008 году удостоен Премии Солженицына, по случаю чего сам Александр Солженицын написал:
Во множестве ярких рассказов и очерков Екимов рисует мало кому знакомую обстановку нынешней сельской местности с её новым бытом, манящими возможностями и крутыми угрозами. Этот живой поток екимовских картин, раздвигая наши представления о непростой жизни сегодняшней деревни, помогает восстановить, хотя бы мысленно, единство национального тела[1].
[править]Премии
Источник: https://litmir.me/a/?id=8340
Екимов Борис Петрович
Борис Екимов, русский публицист и прозаик, родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка, который находится в Красноярском крае, в семье служащих.
Род его деятельности был довольно обширным, ему приходилось работать на заводе токарем, наладчиком, слесарем, электромонтером. Работал на стройках в Казахстане т в Тюменской области, работал в сельской школе учителем труда.
Со своими прозаическими работами он дебютировал в 1965 году. И уже в 1976 году его приняли в Союз писателей России. В 1979 году Борис оканчивает Высшие литературные курсы.
За свою долгую творческую писательскую деятельность он написал больше 200 произведений. Его труды печатали в самых популярных в то время литературных изданиях таких как: «Наш современник», «Новый мир», «Знамя», «Россия», «Нива Царицынская».
Но пик читательского интереса к его творчеству перепадает на «перестроечные» годы, в это время его работы достигают максимального тиражирования в «толстых журналах».
На их страницах читатели могли прочесть целые сборники рассказов Бориса Екимова: «За теплым хлебом», «Родительский дом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда».
Бориса Екимова часто и не без оснований называли своеобразным «проводником» литературных традиций края Донского. В его произведения можно проследить лейтмотив реалий обычного рабочего человека. В своих работах он всегда описывал тяжелый труд простого рабочего.
Обозреватель газеты «Труд», Дмитрий Шеваров, писал в те годы: «Всякий, кто хоть раз читал рассказ Бориса Екимова, обязательно его запоминал. Несмотря на то, что все герои, описанные в рассказах, жители задонских хуторов, может сказать — это написано про нас, написано про меня.
Это все про нашу с вами жизнь — нелегкую, тревожную, разлетевшуюся на осколки.
Силой своего неисчерпаемого таланта и любви к людям писатель смог очень бережно собрать все эти осколки воедино, в повествование, которое навсегда останется в русской литературе честным свидетельством того, что испытали страна и люди за последние двадцать лет».
Произведения Екимова Бориса переводились на множество иностранных языков. Среди них: французский, испанский, английский, немецкий и многие другие. Повесть «Пастушья звезда» Бориса Екимова включена в библиотеку президента. В этой библиотеке находится целые серии произведений выдающихся российских авторов.
Биография Бориса Екимова повествует о том, что с 1985 года по 1991 год он является членом правления союза писателей РСФСР. После распада советского союза, с 1994года Борис Екимов становится членом Союза писателей России.
С 1987 года был членом редакционной коллегии популярного еженедельника «Литературная Россия». С 1998 года член редакционной коллегии журналов «Роман-газета» и «Отчий край». С 1997 года является членом комиссии по Государственным премиям при Президенте Российской Федерации.
В 1997 году Борис Екимов входил в состав жюри Букеровской премии.
Сам Борис Екимов часто говорит, что живет на два дома: в Калаче-на-Дону и в Волгограде.
Борис Екимов в 2000 году был удостоен Премии Александра Солженицына.
По этому случаю сам Солженицын написал: «В великом множестве своих ярких сюжетов, очерков и рассказов Борис Екимов показывает читателю совершенно незнакомую современной сельской местности с ее совсем новым бытом, интригующими возможностями и крутыми угрозами.
В живом потоке екимовских картинок раздвигается сложенное нами представление о довольно непростой и сложной жизни нынешней деревни, и хотя бы в мыслях помогает восстановить единство тела нации.
Источник: https://biblioman.org/authors/ekimoff/
Изучение творчества Бориса Екимова в школе Проект для 9-11-х классов. — презентация
1 Изучение творчества Бориса Екимова в школе Проект для 9-11-х классов
2 Результаты вашего проекта Создайте модели уроков «Борис Екимов – признанный мастер русской прозы» Предположите, что окажется самым важным для создания этих моделей? Проверьте свои предположения: -Какова взаимосвязь жизненного и творческого пути писателя? -Какая тема является «сквозной» в его творчестве и почему? -В чем своеобразие художественного мира Бориса Екимова? -Как решается в его творчестве проблема традиций и новаторства?
3 Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в г. Игарка, вскоре его Семья переехала в Казахстан, а с 1945 г. писатель поселился в г. Калач-на-Дону Волгоградской области. О своем жизненном и творческом пути он говорит так: «Всякую хорошую литературу ведет тоска по хорошему человеку.
Литература должна подвигать к доброму размышлению и созиданию, а рождается она, наверное, тогда, когда человек видит и хочет сказать, что человечество может жить гораздо лучше… Это попытка заставить человека задуматься над смыслом своего существования и над тем, что он должен прожить свою короткую жизнь пристойно…Ремесло это избрал я не ради хлеба насущного.
Путь мой в литературу начался давно, с книжного чтения ( читать я научился в 4 года).
4 КорКор -Каковы этапы творческой биографии писателя? — После школы – Сталинградский механический Институт. Завод, служба в армии. В Подмосковье, где занимался в литературном кружке. Снова завод. Электромонтер. -60-е годы. Первые литературные опыты: зарисовки природы, характеров, ситуаций, какие- то мысли, цитаты… 1965 год.
Первый рассказ в журнале «Молодая гвардия» гг. – «Звезда», «Наш современник».Рассказы «Казенный человек», «Офицерша». В издательстве «Современник» вышла небольшая книжка «Девушка в красном пальто». Окончил Высшие литературные курсы при литературном институте, в настоящее время выпущено более двадцати его книг.
Борис Петрович Екимов – лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат премии имени И.А.Бунина, является лучшим мастером русского рассказа. Его творчество поставлено в один ряд с прозой М.А.Шолохова, А.И.Солженицына, В.М.Шукшина.
-Подумайте, чем вызван постоянный интерес писателя к судьбам пожилых людей, деревенских стариков и старух? Проанализируйте рассказы «За теплым хлебом», «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…».
5 Что чувствовал Гриша после первого исцеления бабушки в рассказе «Ночь исцеления»? Его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Жалел мальчик и того, кому война принесла боль, страдания, кого несправедливо обижали, унижали.
Обращаем внимание на слова повествователя «…Воспоминание резануло по сердцу»; «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…»; «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло…» Почему автор так часто использует слово «сердце»? В душе героя происходят сильные перемены.
Он изменился, стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое» сердце. В нем зародились и милосердие, и сострадание. «Ночь исцеления» – так называется рассказ. О чьем исцелении рассказывает писатель? О бабушкином! Она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны.
Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь бабе Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, что не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Б.Екимов рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша.
Днем – счастливое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад в военное время и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас стала для него важнее.
Природа словно бы радуется этому выздоровлению, исцелению героев: «Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белый снег посверкивал живыми искрами…». Теперь нет темных красок, страшное исчезло.
6 Какие ценности и смыслы заключены в самих названиях произведений писателя? У своих. Рассказы. Волгоград. Ниж.- Волжск. кн. из-во, Короткое время бородатых. Повесть (студенческие строительные отряды). Волгоград, Последняя хата. Рассказы. – М., Современник, Елка для матери. Рассказы.- М., Советская Россия, За теплым хлебом. Рассказы. М.
, Современник, Холюшино подворье.- М., Ночь исцеления. Рассказы, повесть.- М., Советский писатель, Родительский дом. Роман. – М., Современник, Рассказы. Частное расседование. Повесть. – М., Художественная литература Пиночет: повести и рассказы. – М., Вагриус, Предполагаем жить. Повесть. -/Новый мир. – – 5-6. Старый да малый, житейские истории. — / Новый мир.
– Рассказ «Папин сын».
7 В рассказах Бориса Екимова перед читателями предстают в единстве мир природы и мир человеческой души. -Докажите это на материале его произведений. -Запоминаются яркие названия миниатюр писателя: «Собирание зверобоя и душицы», «За шиповником», «Цветение садов», «Арбузный мед», «У родника».
-Борис Екимов описывает отдельные, незначительные, на первый взгляд, события, из которых, словно из кусочков мозаики, складываются картины жизни. -О чем повествует автор в рассказе «Декабрь»? В экспозиции даны короткие, мимолетные зарисовки из жизни природы: «Солнце какой уж день не видно. Где-то встает оно за сизой зимней, осенней невидью.
Хмурый день просыпается долго, до самого полудня, и скоро гаснет. Ранние сумерки торопят ночь… Впереди долгий зимний вечер».
-Почему вдруг меняются краски, интонация рассказа и настроение повествователя? -Автор описывает, как, открыв дверцу кухонного шкафа, он почувствовал запах трав: «…в лицо пахнет пряный острый дух чебреца, холодок мяты, зверобой, сладость сушеных яблок и абрикосов, шиповник…С этими травами особенно вкусен чай. Лето красное, лето зеленое греет декабрьский ненастный вечер. Сразу вспомнил, как собирал эти
8 травы: чебрец, зверобой, душицу». Не случайно Борис Екимов стал лауреатом литературной премии имени И.А.Бунина. -Подумайте, что сближает творчество этих писателей? Проверьте свои предположения. -Мотив воспоминаний о добром, прекрасном, вечном, о том, что «сердцу мило».
В рассказе «Декабрь» несколько раз повторяется глагол «вспоминается»: без памяти о светлых мгновениях жизнь человеческая мрачна, безотрадна, бессмысленна. И у Бунина в рассказе «Антоновские яблоки» постоянно звучит слово «память»: «Вспоминается мне ранняя погожая осень…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад».
И у Бунина, и у Екимова человек и природа неразрывно связаны между собой, жизнь природы помогает глубже понять судьбы человека и мира. Творчество обоих писателей объединяет философский подтекст: «…Жизнь не стоит на месте, — старое уходит, и мы провожаем его часто с великой грустью. Да, но тем и хороша жизнь, что она пребывает в неустанном обновлении».
(И.А.Бунин. Жизнь и творчество). Борис Екимов продолжает бунинские традиции и раскрывает внутренний мир человека через многообразные проявления мира природы. В его рассказе «Цветение садов» слиты воедино мир природы и мир человеческой души: «Вместе с вишней цветет у забора пахучая смородина. Желтый цвет ее сладок до приторного.
Недаром так любят её тяжелые шмели. Теплым днем с утра до ночи гудят над ней, пьют нектар, пригибая тонкие ветки. Эту сладость чует язык, когда осторожно возьмешь зубами пахучий цветок смородины…Сладко»… «На цветущую грушу гляжу я с каким-то благоговением. Для меня это храм живой – огромная, в белом цветении груша».
Писателю удалось запечатлеть смену весенних картин природы, подчеркнуть их неповторимость: «Что же будет дальше? Будем жить… ожидая пору созревания…Будем ждать».
9 Но жизнь не стоит на месте, и многое в ней безвозвратно уходит. Об этом говорится в рассказе «Арбузный мед».
-Почему Борис Екимов называет «время арбузов» «дорогой для сердца порой», «вековечной сладостью для старых и малых»? -Тепло и душевно повествует автор об арбузе, который всем по вкусу: и человеку, и зверю, и птице, о «сладости на весь год – меде арбузном, с которым вкусны и блины, и медовые булочки».
Почему вдруг меняется интонация повествования? -Автор с грустью отмечает, что «все это в прошлом – утерян секрет приготовления арбузного меда. Его еще помнят старые люди. С горечью звучат слова писателя: «А завтра. Может быть, и спросить будет некого».
Рассказ завершается авторской надеждой, что, пока жив арбуз, может быть, «угостят нас не только пиццей и гамбургером, но и мягкими казачьими пышками да пряниками на арбузном меду. А с собой, в запас, увезем глиняный обливной кувшин ли, горшочек ли с золотистым арбузным медом. Чтобы в зимнюю пору открыть его и почуять дух арбузный, вспомнить лето. Жаркую донскую степь».
Сходная интонация звучит в рассказе «У родника». Писатель поведал о том, что исчезают родники, которые поили в жаркий день путника и крестьянина: «Она ведь сладкая – родниковая живая вода. Она – словно воздух и земля, словно солнце и небо, она – словно жизнь, дарованная каждому от рождения до смерти. Вода – это жизнь. Иссякнеи родник, и конец всему…Конец жизни…Но, слава Богу, бьют еще в нашем Задонье живые ключи. Принимаю их с благодарностью. Беру их живую воду и долго помню».
10 Каково значение мотива автопробега в романе И.Ильфа, Е.Петрова Золотой теленок и в рассказе Б.
Екимова Ралли? Какова детская реакция на гибель животного мира в повести Чингиза Айтматова После сказки (Белый пароход) и рассказе Бориса Екимова Теленок? Проведите в старших классах сравнительно-типологический анализ повести В.Распутина Дочь Ивана, мать Ивана и рассказа Б.Екимова Не надо плакать…
11 19 ноября 2008 года Борису Петровичу Екимову исполнилось 70 лет
12 В год своего 70-летненего юбилея писатель стал лауреатом литературной премии имени А.И.Солженицына. -Что, на ваш взгляд, сближает их творчество? Докажите это на материале повести «Предполагаем жить».
Источник: https://myshared.ru/slide/452949/