Главная / Святые /
В период расцвета Византии, усиления ее соперника — Священной Римской империи, бесчинств кочевых племен, внутриклановых междоусобиц князем на Руси был Владимир Мономах.
Подвластная ему земля имела все признаки государственности: православную религию, писаное право, централизованные налоги, единую территорию. Учитывая ее проблемы, правитель пишет «Поучение детям», ставшее памятником литературы XII века.
Краткое содержание и анализ
Идея написать «Поучение» для своих детей у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что уже имел неприятный опыт конфликта с Олегом Святославичем и был против междоусобных распрей.
Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный человек, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:
- Уважать людей старше себя — как собственного отца, младше себя — как своих братьев
- Помогать нуждающимся, просящих воды и еды — кормить и поить.
- Защищать слабых и не давать властям ущемлять обычных людей.
- Чтить гостеприимство — всегда приветствовать встреченного человека и желать ему добра
- Не лениться и остерегаться лжи
По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о простых жителях.
Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию.
Мономах пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров, множество половецких князей уничтожил, но немало и отпустил после пленения.
После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте.
В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне, а также отражает видение житейского быта и эпохи.
Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек.
Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое».
В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.
Это интересно: Петр Могила — изучаем основательно
Родовое дерево Мономаха
Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.
Генеалогия Мономаха представляет его как:
- внука Ярослава Мудрого;
- сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
- потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.
Детство и юношество
Мономах переводится как «единоборец».
Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:
- с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
- юношей победил богатыря из Кафы;
- в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.
Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера.
В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.
Великое княжение
В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.
В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:
- половцы;
- торки;
- братья-рюриковичи.
Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание.
Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве. Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом.
Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью.
Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.
Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:
- договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
- съезд в Любиче в 1097;
- изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.
Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи
В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха.
Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно. Письменные заявления княживших имеют историческое значение.
Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха.
Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя.
В главе Русской земли соединялось два начала:
Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах. Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов.
Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией. Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида. Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек.
Это имя звучит в «Повести временных лет». Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II.
Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.
Заповеди Мономаха своим детям
Огромную надежду подавала вера, основанная на православии. Князь прожил 72 года. Когда одна из трех частей письма увидела свет, он прошел тернистый, порой опасный путь. Повелитель Руси благодарит за свою жизнь Господа и призывает потомков жить, как он, а других судить по закону Божьему.
Жанр, структура, стилистика древней книги Руси
Поучение как жанр древнерусской литературы имеет дидактический характер.
Структура труда Мономаха имеет три фазы:
- Завещание детям.
- Частичная автобиография.
- Письмо к князю Олегу Святославличу.
Стиль автора Поучения соответствует традиции наставлений, идеализирующих древнерусского христианина. А живая речь, переплетающая личное и общечеловеческое, признана гениальным откровением . Называя себя «худым», Величайший правитель Руси демонстрирует смирение перед памятью предков.
Толкование многих фраз «Поучения» дают Куприн, Погодин и др. Например, смысл выражения «седя на санех…» объяснен, как благодарность Всевышнему за прожитую жизнь, понимание важности передачи опыта.
Сюжетно-композиционные элементы «Поучения»:
- В качестве экспозиции описан инцидент с заговором братьев.
- Основу завязки составили ссылки на Псалмы.
- Кульминационно звучали истории личного спасения.
- Главная интрига — и она же финишная часть — заключалась в советах быть мужественными, не убегать от судьбы, довериться Богу.
- По стилистике труд Мономаха представляет единое композиционное целое.
- Изобилуя народной речью, он удивляет яркими метафорами и эпитетами.
История и содержание первой части послания
Причиной послания, как свидетельствует сам автор, стала попытка сговора внуков Ярослава Мудрого против Ростиславичей из Галицкой династии. Свой отказ заговорщикам древнерусский князь-писатель мотивировал обетом «крестнаго цѣлованія».
Чтобы найти подтверждение верности избранного пути, Мономах читает откровения из Псалтыря. Он открывает его на случайной странице. Надо сказать, что и сегодня многие для ответа на животрепещущие вопросы жизни пользуются этим пращуровским методом.
Псалтырь подсказывал:
- уповать на Всевышнего;
- быть кроткими;
- стремиться к праведности.
Поэтому Владимир верил, что «меч нечестивых поразит их сердце», а чистого человека жизнь помилует. Вспоминая отца русской церкви Василия Великого, Владимир передает его христианские заповеди.
Автобиографические примеры в поучении Владимира Мономаха
Во второй части древнего исторического документа – рассказ о жизни самого автора. Дата создания этого творения приходится на активную фазу жизни Мономаха. Будучи трудоголиком, вставая до рассвета солнца, глава государства Русь призывает своих детей к такому же ритму жизни и к ответственной службе отчизне.
Причиной смерти души и тела, как добропорядочный человек и семьянин, он называет:
Совет «учиться» выделен в письме особенной строкой. В пример он ставит отца своего, разговаривавшего на пяти языках. Из «Поучения» узнаем, что у Владимира было 83 больших похода, после которых соперники более 20-ти раз просили у него мира. Кульминационно звучит призыв быть мужественными и не бояться судьбы.
Письмо Мономаха к Олегу Святославличу
Владимир и Олег были двоюродными братьями. 1096 — год их междоусобицы под Стародубом — закончился изгнанием Олега из Чернигова. В следующей битве под Муромом был убит сын Мономаха – Изяслав.
Дети Мономаха не желали кровной мести и предлагали Олегу мир, но тот отказывался. Только после череды неудачных сражений Олег пошел на согласие. В те времена письма князей назывались грамотами.
Одной из таких грамот в описанный период и было «Письмо к Олегу Святославовичу».
С моральной точки зрения грамота несет наивысшие гуманистические ценности, так как победитель проявляет терпимость, прощение, любовь к побежденному.
Значение Поучения в истории
История теряет смысл, когда пользуется сомнительными выводами. Но сложно ее исказить, имея на руках письма очевидцев. В истинности «Поучения» Мономаха не сомневаются самые заядлые скептики. А искренность изложения проявляет основные черты его личности.
В сложной борьбе росло могущество Руси. Она пережила измены, набеги, войны.
Но самым важным для правителя было:
- умение определить единую цель;
- желание жертвовать частными интересами ради Отчизны.
Именно этому посвящено обращение Мономаха к потомкам, построенное на православной вере и любви к соотечественникам, к Родине.
Написать наставление в христианском духе в начале XII века — означало задать ориентиры управления землей русской. Как жанр древнерусской литературы произведение стало бессмертным.
Видео
Открытие памятника в Смоленске ознаменовало 9-ти вековой рубеж со дня заложения первого камня в основание строительства Свято-Успенского собора Владимиром Мономахом.
Сведения, отсутствующие в летописи
Произведение содержит более подробные, чем в «Повести временных лет», сведения о событиях 1070-х—1110-х годов, прежде всего касающиеся борьбы с половцами и Всеславом Полоцким, при аналогичной последовательности.
Поделитесь в соц.сетях: |
Источник: https://svjatyni.ru/svyatye/poucheniya-detyam-vladimira-monomaha.html
Поучения детям Владимира Мономаха
Княжение Владимира Мономаха было довольно непродолжительным, всего двенадцать лет. Однако именно в этот период Русь достигла своего наибольшего расцвета, поскольку примирились и достигли политического единства многие древнерусские князья.
Стержнем и вдохновителем этого важного исторического процесса стал Владимир Мономах, — человек глубокой веры, очень образованный, главной целью которого являлась воплощение идеи единства Руси.
Структура произведения
Владимир Мономах — один из самых начитанных людей своего времени. Его дедушка, Ярослав Мудрый, — кладезь земной и небесной мудрости. Отец Владимир Ярославич знал пять языков, был человеком широкой культуры. При этом все трое канонизированы русской православной церковью.
Князь Владимир II Всеволодович Мономах
Князь обладал не только разнообразными знаниями, был начитан, имел и литературный талант, — все это воплотилось в его произведении. Оно вмещает в себя несколько жанров (богословие, автобиография, письмо), состоит из трех частей:
- Нравственно-религиозная. Само поучение, представляющее собой богословское обращение к детям, как к родным, так и духовным. Князь Владимир выступает здесь как отец всем русским людям по власти, данной ему Богом. Княжеское служение — это мирское служение Богу, поэтому он и должен дать наставление.
- Частная. Автобиографическая часть произведения, перечень дел или рассказ о том, как проходили военные походы, как защищал русскую землю от половецких набегов.
- Общественно-государственная. Письмо, адресованное Олегу Святославовичу Черниговскому.
Произведение составлено скорее всего на первой неделе Великого поста. Здесь присутствуют скорбные нотки, призыв к покаянию, осознание пройденного пути. Наравне с личным, через все произведение проходит идея единения Руси, что придает ему общенациональное, историческое значение.
Первая часть: духовные поучения
В начале автор выступает как высокодуховный человек. Князь хоть и был светской личностью, но начинает свое произведение как монах-книжник: «Я, худой (то есть недостойный), …нареченный в крещении Василием…». Обращается князь Владимир к детям с духовными наставлениями.
В данном случае нужно воспринимать не как кровных детей, хотя их тоже Владимир Мономах подразумевал, но и всех тех, кому люба грамота сия, кто не отвергает эти наставления и нуждается в них, всех тех, кто хочет духовно взрослеть. Собственно, для них и было написано это поучение.
Поучение Владимира Мономаха
Он дает ряд наставлений, подкрепляя их искусно переплетенными цитатами из Библии, в частности, обнаруживает отличное знание текстов Псалтири, других мест Святого Писания. Приведем кратко некоторые из них:
- спасение души не в монашестве, голодании или затворничестве, но в покаянии, слезах и милостыне;
- ночные поклоны и молитвы помогают избавиться от грехов, совершенных за день;
- не забывать убогих, слабых людей, по силе своей заботиться о них, кормить, защищать от сильных мира сего, хотящих их погубить;
- ни на что доброе не лениться, особенно к церкви;
- не давать солнцу застать себя в постели, вставать затемно и идти на молитву;
- не предаваться без меры ни питью, ни еде, ни спанью;
- души иметь чистые, непорочные, тела — худые;
- не предавать никого смерти, даже если человек и достоин этого. Не губить никакую христианскую душу, ибо один Господь может решать, жить или умереть;
- чтить священнослужителей, любить и заботиться, чтобы Бог по молитвах их посылал свою милость;
- остерегаться лжи, пьянства, блуда, ибо от всего этого гибнет душа и тело;
- почтить гостя пищей и питьем кем-бы он ни был, больного проведать, покойника в последний путь проводить;
- жен любить, но не давать им властвовать над собой;
- встречного человека обязательно приветствовать, доброе слово ему молвить;
- в полдень самим Богом велено спать;
- прочее.
Поучение довольно распространенный жанр в древнерусской литературе. Его целью является дать современникам духовно-нравственные ориентиры, направить на путь служения Богу и людям.
Вторая часть: рассказ о военных походах
Далее следует автобиографическая часть произведения. Но Владимир Мономах рассказывает не о всей своей жизни.
Он лишь приводит отдельные эпизоды своей биографии, которые должны были сформировать образ правителя бесстрашного, заботящегося в первую очередь о благополучии своих подданных, всей русской земли.
Тем самым князь как бы завещает грядущим потомкам, каким должен быть истинный правитель Руси.
Владимир Мономах призывал к миру между русскими князьями
Самой важной своей задачей Владимир Мономах считал защиту Руси от княжеских междоусобных войн, половцев, других разорителей родной земли. К моменту написания «Поучения…» князь достиг преклонного возраста, как сам он выражается «…сидя на санях…», то есть готовясь отойти в мир иной. Раньше, когда хоронили, почившие тела несли на санях, не взирая на то, на дворе лето или зима.
За всю свою жизнь Владимир Мономах участвовал во многих военных походах, часто ходил на охоту. В своем произведении он делится воспоминаниями об этом. Прославляет и благодарит Бога за то, что хранил его в самых трудных ситуациях, не давая погибнуть от вражеской руки или лютого зверя. Призывает своих подданных не бояться смерти, честно исполнять свой долг и надеяться на помощь Божью.
Это был первый случай написания автобиографии в древнерусской литературе. Автор рассказывает о свой жизни, раскрывает свой внутренний мир, передает людям собственный опыт. Он убеждает читателей не только цитатами из Священного Писания, но персональным примером.
Третья часть: письмо к Олегу Святославовичу
В произведении наиболее поразительно письмо князя к Олегу Святославовичу, заклятому врагу и убийце его любимого сына Изяслава. Оно от начала и до конца выдержано в тоне примирения, что свидетельствует о высочайшей этической культуре не только самого князя Мономаха, но и его времени.
По словам самого автора, побудил его к написанию этого письма и примирению, его старший сын Мстислав, который был крещен Олегом Святославовичем. Это говорит о том, что своих детей Владимир Мономах воспитывал в христианском, православном духе и весьма преуспевал в этом.
Гравюра «Завещание Владимира Мономаха детям»
В свое время князь Владимир разбил наголову войска Олега Святославича и выгнал за пределы Руси. Во время битвы погиб сын князя, Изяслав. Теперь же в своем письме Владимир Мономах смиренно склоняет голову перед побежденным врагом вместо того, чтобы торжествовать над ним, и предлагает примирение.
Важно! Этот поступок свидетельствует о высокой духовности князя, который отказался от ветхозаветного принципа «око за око», и живет по евангельским заповедям, прощая врагов и отдавая суд в руки Божьи. Говорит также и о преданности Владимира Мономаха идеалам единой Руси, свободной от распрей и междоусобиц.
Олег Святославич имел своими союзниками половцев и часто выступал против русских князей. С ним многие воевали, но только Владимир Мономах смирением смог достичь братского единства с князем. Когда нужно было защитить Киев от нашествия половцев, Олег Святославович выступил против своих бывших союзников по просьбе Владимира Мономаха.
И в дальнейшем оба князя не раз вместе воевали, оберегая Русь от разорения.
Владимир Мономах видит причину всех бедствий, постигших Русь в ее разъединенности. Только соблюдение евангельских заповедей и следование христианскому пути, по его мнению, может преодолеть княжеские междоусобицы и государство сильным и могущественным. Автор хочет предостеречь своих потомков от политических неурядиц, внутренних распрей и раздоров, ведущих к ослаблению Руси.
Поучения Владимира Мономаха: 900 лет спустя
Источник: https://molitva-info.ru/svyatye/poucheniya-vladimira-monomaha.html
Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха и история его происхождения + главные герои, важные моменты повести
Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.
В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья.
Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь.
Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.
Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия
Главные герои
Произведение представляет собой описание жизни киевского князя и ряд его наставлений. Основным героем можно назвать самого автора, так как его труд автобиографический. Кроме этого, упоминается его убитый сын и брат правителя Олег Святославович.
Краткое содержание произведения
Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.
Будучи глубоко верующим человеком, князь все свои поучения связывает с христианскими добродетелями.
Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.
Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:
- уважать старших;
- быть благожелательным к младшим и ровесникам;
- избегать плохих компаний;
- стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
- жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
- соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
- во время междоусобиц всегда быть с оружием;
- следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
- любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.
Произведение представляет собой описание жизни киевского князя
Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.
Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно.
Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело.
Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.
Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.
Видео «Поучение Владимира Мономаха – цитаты из произведения»
В этом видеоролике представлены важные постулаты повести.
Важные моменты повести
В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.
Три важных добрых дела
Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.
Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:
- заботиться о нищих и убогих, кормить их;
- быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
- ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
- не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.
Вековая мудрость
Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:
- почитать духовенство, заботиться о его представителях;
- искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
- старшего чтить как отца, младшего – как брата;
- контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
- самому расставлять стражников;
- всегда иметь при себе оружие;
- осматривать свои земли и пресекать бесчинство.
Наставления киевского князя потомкам
Евангельские наставления
Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток.
Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно.
В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.
Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.
Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/kratkoe-soderzhanie-poucheniya-vladimira-monomaha-2916/
Краткое содержание повести «Поучение Владимира Мономаха»
Повесть «Поучение Владимира Мономаха» по праву считается литературным памятником XII века, оставившим большой след не только в литературе, но и в истории России. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха» на нашем сайте.
Пересказ повести будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Произведение, написанное великим князем киевским Владимиром Мономахом, известно также как «Поучение детям».
Главные герои:
Князь Владимир – русский князь, мудрый правитель, оставивший послание будущим поколениям.
«Поучение Владимира Мономаха» краткое содержание с цитатами из повести:
В своем поучении князь Владимир обращается к потомкам, к тем, кто серьезно воспримет его слова, и «не станет лениться, а будет трудиться». Он полагает, что «начало всякаго добра» – это любовь к Богу и милосердное, отзывчивое сердце. И уж если кому-то придется не по душе его «грамотка», то не стоит его осуждать.
Князь Владимир описывает, как решение написать послание потомкам натолкнула его встреча с послами от братьев на пути к Волге. Братья предлагали ему вместе с ними пойти на Ростиславовичей, но он отказал. В поисках душевного спокойствия князь принялся читать Псалтырь, и именно чтение священного писания побудило его оставить послание будущим поколениям.
Первое, чему просит следовать князь – «иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне». Каждый молодой человек должен чтить мудрость, приходящую с возрастом: при стариках следует молчать, страшим нужно покоряться, внимательно слушать мудрых, образованных людей.
С ровесниками и младшими следует общаться благожелательно, «без лукавства» и высокомерия. Отрокам необходимо избегать дурных компаний, где могут находиться непутевые женщины или любители прожигать жизнь. Нужно стремиться приносить пользу ближним, протягивать руку помощи нуждающимся – только так можно надеяться на божественное воздаяние.
По мнению князя Владимира, очень важно «иметь помыслы чистые» и побуждать себя совершать только добрые, честные поступки.
Молодые люди не должны забывать заповедей божьих: не мстить своим гонителям, любить даже тех, кто тебя не любит, безропотно терпеть все ниспосланные свыше лишения, не отвечать злом хулителям.
Князь напоминает, что все люди грешны, и невозможно прожить жизнь, не совершив ни единого дурного поступка, но нужно всем своим естеством стремиться вести себя достойно.
В своем поучении князь Владимир еще раз напоминает о вреде лени: «ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием» невозможно добиться милости Божьей, но только трудами, пусть и малыми. Далее он восхищается великими чудесами и благами, которые сотворил Господь: тьмой, светом, небесными светилами, зверями, птицами и рыбами, удивительными разнообразием, которым наполнен мир.
Князь призывает не забывать восхвалять Господа и совершать ему поклоны, и в церкви, и дома – «ночным поклоном и молитвой человек побеждает дьявола, и что нагрешит за день, то этим человек избавляется».
Князь Владимир наставляет потомков, которым достанется испытание властью, не убивать и не отдавать приказов о казне виновных. Даже если и окажется виновным человек, не стоит губить «никакой христианской души».
Говоря что-то, «дурное или хорошее», не стоит креститься и клясться Богом – в этом нет никакой нужды.
Никогда не стоит забывать, что «смертны мы, сегодня живы, а заутра в гробу», и беспокоиться следует только о своей бессмертной душе, совершая добрые поступки.
Заключение
Сказание, возраст которого насчитывает не одну сотню лет, остается актуальным и по сей день. Основные советы великого князя заставляют задуматься и по-новому взглянуть на свою жизнь.
Это интересно: Книга «Повесть временных лет» относится к наиболее ранним древнерусским летописным сводам, дошедшим до нас. Была написана в Киеве в XII веке, предположительно, монахом Киево-Печорского монастыря Нестором. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Повесть временных лет» по главам для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
После того, как прочитаете краткое содержание «Поучение Владимира Мономаха», рекомендуем прочесть повесть в полной версии.
Источник: https://litfest.ru/shortwork/pouchenie-vladimira-monomaha.html
Краткое содержание Поучение Владимира Мономаха за 2 минуты пересказ сюжета
В период расцвета Византии, усиления ее соперника — Священной Римской империи, бесчинств кочевых племен, внутриклановых междоусобиц князем на Руси был Владимир Мономах.
Подвластная ему земля имела все признаки государственности: православную религию, писаное право, централизованные налоги, единую территорию.
Учитывая ее проблемы, правитель пишет «Поучение детям», ставшее памятником литературы XII века.
О произведении «поучение детям»
Время правления князя Владимира Мономаха было для народа одним из счастливейших периодов. Мудрый правитель охватывал своими добрыми наставлениями не только современников, но и будущие поколения. Его труд актуален по сей день.
В своем «Поучении» киевский князь рассказывает о причинах, побудивших его к написанию этого труда. По дороге к Волге он встретился с послами, которых направили к нему братья.
Было предложено сообща идти на Ростиславовичей, но от князя последовал отказ. Из-за этого братья заранее отказали ему в помощи в случае начала войны. Чтобы вернуть душевный покой, он начал читать Псалтирь.
Правитель глубоко чтил Священное Писание, хорошо его знал, и оно побудило его написать послание для потомков.
https://www.youtube.com/watch?v=7yPOfAEF6zU
Произведение «Поучение Владимира Мономаха» – одно из наиболее значимых в литературе XII столетия
Ромео и Джульетта. Часть 1: нет повести прекраснее…
Родовое дерево Мономаха
Потомок Рюриковичей, открывших путь «из варяг в греки», Владимир Всеволодович родился в 1053 году. Славный путь завершил киевским князем в 1125 году.
Генеалогия Мономаха представляет его как:
- внука Ярослава Мудрого;
- сына первого обладателя титула «князь всея Руси» Всеволода Ярославовича;
- потомка византийских императоров Мономахов из Македонской династии по роду матери.
Детство и юношество
Мономах переводится как «единоборец».
Нареченное имя подтвердило его готовность к любым испытаниям:
- с детства Рюрикович покорял дебри Брынского леса;
- юношей победил богатыря из Кафы;
- в тринадцать лет получил княжеский титул и участвовал в боевых походах.
Мать Владимира была гречанкой, мачеха — половецкой княжной Анной. Многонациональная семья сформировала его миролюбивые черты характера. В 21 он сам стал главой семьи. Жена-англичанка Гита Уэссекская родила пять сыновей. Она следовала за мужем в походах. По одной из версий первая супруга Мономаха упокоилась в Палестине. Последующие его браки были после сорока лет.
Великое княжение
В сражениях закалялись характер и воля будущего главы государства, подпитывалось христианское мировоззрение. Как он сам свидетельствует в наставническом слове, только Господь хранил его в схватках со зверями, людьми и в экстремальных ситуациях.
В различных обстоятельствах врагами и союзниками великого князя были:
- половцы;
- торки;
- братья-рюриковичи.
Владимир Мономах не спешил брать власть в Киеве. Но, когда ему было почти шестьдесят, вспыхнуло народное восстание. Оно разгорелось сразу после кончины Святополка и вынудило князя переяславского принять великокняжеский скипетр в Киеве.
Смерть предшественника овеяна спорным историческим подтекстом. Она была не первым звоночком братоубийственных конфликтов среди Рюриковичей. Но это не удивительно — власть во все века добывается кровью.
Заповеди Мономаха своим детям — это попытка остановить порочные законы войн между престолонаследниками.
Наиболее значащими событиями за правление Мономаха стали:
- договор 1072 года — «Правда Ярославовичей»;
- съезд в Любиче в 1097;
- изгнание половцев в 1111 до глубинки под специфическим названием Тмутаракань.
Потомок Рюриковичей и Мономахов – правитель и автор древней рукописи
В конце XVIII века выяснилось, что в библиотечном архиве адъютанта графа Орлова — Мусина-Пушкина — хранится Лаврентьевская летопись с «Поучением» Мономаха. Этому манускрипту удалось избежать участи большей части архива, пропавшей бесследно.
Письменные заявления княживших имеют историческое значение. Среди важных государственных актов особое место занимает наставление потомкам Владимира Мономаха.
Обращая внимание на примерный год написания заповеди – 1099, следует отметить, что к моменту вступления на Киевский престол в 1113 автор имел все задатки верховного правителя.
В главе Русской земли соединялось два начала:
Кто является автором поучения и наставления, вопроса у историков не возникает. Это сам Владимир Мономах. Но в те времена православная церковь подчинялась византийскому епископству. Оно направляло в Киев митрополитов. Очевидно, что задачи светской власти формировались под влиянием религиозной литературы святых отцов, назначаемых Византией.
Поэтому и труд Мономаха основан на «страхе Божьем», цитатах из Псалтыря Давида. Современником Мономаха и его духовным поводырем был митрополит Георгий — по национальности грек. Это имя звучит в «Повести временных лет». Также не меньшую роль его учителя в описываемый период выполняет преемник Георгия — Иоанн II.
Они служили примером для князей, так как сами активно пополняли древнерусскую письменность.
Краткое содержание произведения
Мудрый правитель выражает надежду, что дети не посмеются над ним, но серьезно воспримут его труд и без лени будут работать над собой.
Будучи глубоко верующим человеком, князь все свои поучения связывает с христианскими добродетелями.
Он отмечает способы обрести Царствие Небесное, подчеркивает, что земная жизнь скоро заканчивается, и страшно предстать пред Судьей с нераскаянными грехами. Правитель призывает потомков много молиться при любом занятии, творить добро и следить за своими мыслями, чтобы и они были добрыми.
Князь говорил о нравственности, укоренении в православии и давал практические советы:
- уважать старших;
- быть благожелательным к младшим и ровесникам;
- избегать плохих компаний;
- стараться быть полезным людям, помогать всем нуждающимся;
- жить по заповедям, не мстить, любить врагов, не роптать;
- соблюдать на войне строгий порядок, не полагаясь на воевод;
- во время междоусобиц всегда быть с оружием;
- следить, чтобы слуги не вредили крестьянам;
- любить жену, но не позволять ей властвовать над мужем.
Произведение представляет собой описание жизни киевского князя
Кроме работы над душой, речь идет о работе над разумом. Князь говорит о своем отце, знавшем пять языков, и призывает молодое поколение стремиться к знаниям, не пренебрегать возможностью учиться, прилагать усилия для этого.
Наставления подкрепляются описанием собственной жизни князя с той поры, когда он в тринадцатилетнем возрасте начал жить самостоятельно.
Автор рассказывает о своих походах, убитых врагах, об охоте и домашнем хозяйстве, так как он не перекладывал все на слуг, не оставался праздным и всегда находил себе дело.
Он подчеркивает, что не хвалится своими достижениями, а славит Господа, без которого ничего не возможно.
Прислушиваясь к словам своего сына, крестным отцом которого являлся брат князя Олег, Владимир Мономах написал письмо своему брату. В битве с Олегом князь потерял сына, но все равно призывает к миру. Автор говорил о поисках мира для России путем добра, соблюдения родства и невозможности достичь лучшей жизни через вражду и насилие.
Значение Поучения в истории
История теряет смысл, когда пользуется сомнительными выводами. Но сложно ее исказить, имея на руках письма очевидцев. В истинности «Поучения» Мономаха не сомневаются самые заядлые скептики. А искренность изложения проявляет основные черты его личности. В сложной борьбе росло могущество Руси. Она пережила измены, набеги, войны.
Но самым важным для правителя было:
- умение определить единую цель;
- желание жертвовать частными интересами ради Отчизны.
Именно этому посвящено обращение Мономаха к потомкам, построенное на православной вере и любви к соотечественникам, к Родине. Написать наставление в христианском духе в начале XII века — означало задать ориентиры управления землей русской. Как жанр древнерусской литературы произведение стало бессмертным.
Важные моменты повести
В произведении можно выделить ряд основных мыслей. Они затрагивают тему отношения к людям и личной нравственности человека.
Три важных добрых дела
Князь утверждал, что главное для спасения души – это слезы, покаяние и милостыня. Посты, отшельничество и даже монашество он отводил на второй план перед этими несложными трудами.
Автор продолжил поучение необходимостью покаяния и непрестанной молитвы, особенно Иисусовой. Также князь учил:
- заботиться о нищих и убогих, кормить их;
- быть справедливым к вдовам и сиротам, не давать их в обиду;
- ни при каких обстоятельствах не убивать, даже если кажется, что человек того заслуживает;
- не клясться Именем Божиим, не упоминать Бога всуе.
Вековая мудрость
Дальнейшие наставления можно свести к следующему перечню:
- почитать духовенство, заботиться о его представителях;
- искоренять гордыню, помнить о быстротечности земной жизни и лишь временном пользовании имеющимся;
- старшего чтить как отца, младшего – как брата;
- контролировать и придерживаться порядка дома и в походе самому, не надеясь на других;
- самому расставлять стражников;
- всегда иметь при себе оружие;
- осматривать свои земли и пресекать бесчинство.
Наставления киевского князя потомкам
Евангельские наставления
Путешествуя, остановившись на отдых, нужно подать милостыню нуждающимся тех мест. Гостя следует чтить несмотря на его материальный достаток.
Если нет возможности что-то ему подарить, нужно его накормить. Так составляется молва о человеке – злом или добром. Больных родственников нужно посещать, усопших – провожать достойно.
В общении с людьми быть приветливым, не скупиться на добрые слова.
Обязательно выполнять молитвенное правило и посещать богослужения в храме – так делали предки наши и лучшие люди. Следует учиться полезному, не забывать нужное. После утреннего правила приниматься за дела, спешить делать добро.
Важно!
Князь Владимир Мономах был мудрым и справедливым правителем, богобоязненным православным человеком. Его поучения особенно актуальны в наши дни безверия и непонимания евангельских ценностей. Чтобы понять всю полноту рассматриваемого труда, стоит прочесть его полностью.
Источник: https://memblog.ru/biografii-avtorov/pouchenie-vladimira-monomaha-kratko.html
Краткое содержание поучение – Основные идеи поучения Владимира Мономаха (краткое содержание главное литература)
Владимир Мономах обращается к собственным детям и всем другим, кто будет читать послание. Призыв его основан на добре, почитании Бога. Ведь человеческая жизнь очень скоротечна, а умирать, не совершив раскаяние за свои прегрешения, страшно. Человека красят добрые дела – слезы, покаяние и милостыня.
В Послании Князя звучат призывы к детям не быть ленивыми и постоянно помнить о милости Божьей, которую можно приобрести не только будучи затворником или монахом. Ее можно обрести, благодаря свершению небольших дел, которые сделаны искренне с желанием помочь своему ближнему.
Это зачтется человеку Богом, если даже кто-то примет хоть половину из сказанного в послании. Человек будет помилован Богом. Православный человек не должен забывать о слабых и немощных. При любой возможности следует помочь и покормить их.
Вдова и сирота не подлежат осуждению, они не должны быть обижены сильными. Еще Князь в своем послании говорит о том, нельзя убить человека, даже если он виновен и заслужил смерти. Не стоит клясться от имени Бога.
Поклявшись и поцеловав крест, надо хорошо подумать, дабы не нарушить клятвенное слово и вместе с этим не погубить свою душу.
Призывает Князь в Послании с почтением относиться к епископам, священникам, игуменам монастырей, просит проявлять к ним заботу. В ответ они всегда будут молиться за всех людей.
Гордыня – один из страшнейших человеческих пороков, с которой надо вести борьбу. Ее надо изгонять из сердца и ума. Все людей ждет смерть и все, что дается Богом, то это на некоторое время.
В Поучениях уделено много внимания о почитании пожилого человека, как своего отца. К молодому нужно относиться как к брату.
Обращаясь к детям, Князь просит их всегда думать о молитве, где бы они не находились и чтобы не делали. Вместе с тем, он просит их заниматься учением и приобретать новые знания. В пример, Князь приводит своего отца, знавшего пять языков. Мономах внушает детям основы нравственности, с которой неразрывна христианская вера. В своих практических советах, Князь говорит о почитании старших.
Во время военных действий не полагаться только на воевод, а самим быть дисциплинированными и строго соблюдать установленный порядок. Будучи воинами, всегда быть с оружием и не расставаться с ним, особенно, в неспокойные годы – ведь от беспечности можно погибнуть. Слуги не должны наносить вред простому народу, когда их хозяин объезжает свои владения. Нельзя, чтобы народ потом проклинал.
Писал он и о том, что приехав в новые места, нужно подать бедному на еду. Гостя, пришедшего к вам, необходимо чтить независимо от его статуса и состояния. Если нет возможности одарить подарками гостя, то обязательно его надо накормить и напоить.
Ведь гость потом разнесет по всей земле молву о хозяине, скажет, какой он есть на самом деле. Больного родственника или близкого человека нужно чаще проведывать, а умершего — достойно провести в последний путь.
Встречая любого человека, вести нужно себя доброжелательно, не стоит стесняться хороших слов при встрече.
Мужчина должен любить жену, при этом не допускать, чтобы она властвовала над мужем. Нельзя никогда забывать все сделанное полезное для человека. Всегда нужно учиться тому, чего не знаешь. Поучения рекомендуют не быть ленивым для того, чтобы всегда быть готовым сделать доброе дело.
Князь в своих Поучениях рекомендует обязательно посещать церковь и проводить время в постоянных молитвах. Так делали предки, самые лучшие люди и потомки. Помолившись утром и воздав хвалу Богу, следует браться за исполнение дел.
Заканчивая свое повествование, автор выражает надежду, что он не будет осужден детьми. Он не хочет хвастаться перед своими людьми необыкновенной удалью и отвагой.
Прославление Бога и его Милость — это главная тема Поучений. Бог всегда с автором, пусть грешным, но он и оберегал его от всяческих напастей. Еще Князь просил спокойно относиться к смерти и не бояться ее.
Человек умирает только в тот момент, когда наступит на это воля Бога.
Князь просил всегда творить добро и делать дело так это даст Бог.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Чехов МужикиНиколай Чикильдеев служил лакеем, но сильно заболел и перестал справляться с работой в гостинице. Все материальные средства, которые семья накопила, потратили на лечение ног кормилица, но это ни как не облегчило его жизнь.
- Краткое содержание Мериме Венера ИлльскаяЯ направлялся в маленький городок Илль, где намерен был разыскать господина де Пейрорада, большого знатока древностей. Надеюсь, он с удовольствием покажет мне все остатки старины на десять миль в окружности.
- Краткое содержание Гоголь Ревизор очень краткоВ уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки
- Краткое содержание Короленко МгновениеНа одном из Мексиканских островов находился форт, в котором содержалась тюрьма для политических и военных преступников. В одной из камер уже больше 10 лет сидел один из предводителей повстанцев
- Краткое содержание Волков Семь подземных королейВолшебная страна появилась на земле благодаря волшебнику Гурикапу, которому захотелось жить вдали от людей. Он создал прекрасную страну, которая была окружена высокими горами и огромной пустыней. Животные умели разговаривать
В поучении обращается князь Владимир к потомкам, призывая их если и не все взять в пример для себя, то, хотя бы, некоторое. На мысль написать это обращение натолкнула его встреча с послами от братьев по пути на Волгу. Встречу он эту тоже описывает.
Они призывали его вместе с ними пойти против Ростиславичей и завладеть их землями. Владимир отсылает послов, сказав, что не может идти с ними.
А после открывает он Псалтырь. Читает то, что попадается ему. Мысли его на тот момент и фразы из священного писания и приводят его к решению оставить поучение для будущих поколений.
Первое, о чем просит он – не лениться. Призывает к труду и добру. Начало всего лучшего – это милосердие и помощь нуждающимся. Подавая милостыню, нужно не скупиться.
Призывает к вере во Всевышнего и упованию на него. Ибо истреблен будет грешник, а сердцем смиренные унаследуют землю и укрепится дух их.
Господь не оставит праведника. Ведь сам князь ни разу за свою жизнь не видел такого человека покинутым. Уклоняться нужно от зла и творить добро. И, можно заслужить прощение не только монашеством и затворничеством, но и малыми добрыми делами.
Заступничество за слабых и убогих – еще одно богоугодное дело. Призывает Владимир к усмирению гнева, гордыни и жажды мести. Душа человека должна быть чиста и непорочна. А с близкими нужно жить в любви, прощая им прегрешения их, как делает это Господь.
Старших нужно почитать и слушать, подчиняясь им. В речах своих нужно сдерживаться от гнева, сквернословия и брани.
Не нужно ценить почет. Суета земной жизни ничтожна. Гордость в характере и дерзость в речах своих – усмирять. Учит он терпению во всем и почитанию заповедей божьих. А греховность свою можно победить раскаяньем и покаянием.
Рассуждает Владимир в своем поучении о благоустройстве мира. Все создал Господь в нем на благо человечества.
Рассказывает он кратко о своей жизни. О походах военных и сражениях. Начались они для него еще с тринадцатилетнего возраста. Он был отправлен отцом в свой первый поход – к Ростову. Правил Владимир там некоторое время. Позже ездил он заключать мир с Польшей.
Далее идет повествование и о других походах и битвах. О княжении своем в Переяславле рассказывает Владимир. И о любви своей к охоте. Под Черниговым ловил он диких коней. И на всякого другого зверя ходил.
Но, всегда делал сам то, что мог, не полагаясь во всем на челядь. Сам князь беспокоился о устройстве дома своего и во всем наводил порядок. Дает он совет учится тому, что не умеешь – все может пригодиться.
В заключении, говорит о том, что не хвалит он себя, свою смелость и способности. Но, призывает, уже умудренный опытом жизни, прислушаться к его словам.
Обращается он и к Олегу, говоря о том, что любить нужно братьев своих. Только мира он хочет для земли Русской.
Пронизанное призванием к вере в Господа и покаянию, учит послание князя Владимира всему лучшему, что может быть в человеке: милосердию, состраданию, добру, почитанию старших. Учит трудиться на благо и себе, и близких своих и жить в мире.
Источник: https://museum-kam.ru/raznoe/kratkoe-soderzhanie-pouchenie-osnovnye-idei-poucheniya-vladimira-monomaxa-kratkoe-soderzhanie-glavnoe-literatura.html