Чем отличается внутренняя речь от внешней

Чем отличается внутренняя речь от внешнейРазличают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.

Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.

Устная речь

Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже — письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.

Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, — пассивным по отношению к говорящему.

Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи — процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.

Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.

Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.

Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.

Диалогическая речь

Чем отличается внутренняя речь от внешнейДиалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова. Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.

Монологическая речь

Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.

Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).

Речь учителя должна содержать все эти средства.

Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.

) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.

Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени.

Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.

Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Письменная речь

Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.

Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.

Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.

Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.

Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.

Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С.

Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н.

Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека).

Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак — зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.

Ощущение и восприятие опосредуются речью: ощущая свойства окружающих нас предметов (цвета, звуки, запахи), мы называем их «про себя»; речь помогает нам осмыслить и уточнить все, что мы воспринимаем. Без нее невозможны наблюдение, осмысленное запоминание и припоминание, произвольное внимание, воображение и т. д.

Особенно велика роль внутренней речи в мышлении: она органически участвует во всех мыслительных процессах, как сложных, так и простых.

Внутренняя речь—средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания.
В учебной деятельности школьников внутренняя речь выступает прежде всего в рецептивной форме (слушание объяснений учителя, понимание их) и в  форме  продуктивной, подготавливающей  внешнюю речь учащихся.

С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт развития речи, но и важнейшее ее средство.

Внутренняя речь

Внутренняя речь возникает из внешней речи, формируется на ее основе. Как и внешняя речь, она рефлекторна по способу происхождения. Различие состоит в том, что эфферентная часть внутреннеречевых рефлексов заторможена. Рефлексы внутренней речи — это функционально измененные обычные речевые рефлексы (И. М. Сеченов).

Внутренняя речь имеет следующие особенности:

  • а) сокращенность (свернутость). В ней опускается большинство членов предложения и остается лишь один из главных: подлежащее или сказуемое;
  •  б) отсутствие вокализации (беззвучность ее) как результат заторможенной и расторможенной артикуляции. При слабой заторможенности речевой артикуляции (возможно, ее расторможенности) по ходу мыслительного процесса у некоторых людей в силу различных эмоциональных состоянии внутренняя речь может выражаться в шепоте, бормотании, громком произнесении отдельных слов;
  •  в) преобладание семантики над фонетикой (выпадают гласные звуки, несущие меньшую смысловую нагрузку);
  • г) местоименность (предмет мысли фигурирует в указательных местоимениях);
  •  д) внутренняя речь существует как кинестезиче-ский, слуховой или зрительный образ слова.

Вопрос о механизмах внутренней речи еще окончательно не решен. Современные исследования свидетельствуют о непременном участии во внутренней речи речедвигательного анализатора (А. Н. Соколов и Н. И. Жинкин).

Любая мысль, независимо от того, желает или не желает человек ее высказать, формируется с помощью внутренней речи при участии движений речевого аппарата. Она проходит стадию внутреннего прогова-ривания, внутренней обработки. Речевые движения незаметны для глаза, но их можно зафиксировать при помощи специальных приборов.

Замечено, что при обдумывании трудных задач артикуляционные движения более выражены, чем при решении легких задач. Наибольшая активность артикуляционной системы наблюдается в момент острых мыслительных затруднений, в условиях нового подхода к решению задач.

По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.

Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.

Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.

Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление — это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.

Источник: http://net22.ru/vidy-rechi-vneshnyaya-i-vnutrennyaya/

Внутренняя речь

Чем отличается внутренняя речь от внешнейВнутренняя речь человека – это сложный, полностью неизученный феномен, изучаемый психологией, общим языковедением, философией. Внутренняя речь в психологии – это скрытая вербализация, сопутствующая процессу мышления. Данное проявление представляет соотношение мыслительных операций, языковых компонентов, коммуникационного взаимодействия, а также сознания. Проще говоря, это словесное мыслительное функционирование. По сути, мысли человека способны «трудиться» и без словесных элементов. Однако на деле вербальные структуры объединяют мыслительное оперирование с наружной средой, социумом, решением вопросов личностного плана и задач общественного характера. Мысленную речь нередко представляют в качестве «обслуживающего» механизма внешнего общения и всех деятельных операций субъекта. Следовательно, внутренняя речь выказывает себя в качестве беззвучного инструмента, сокрытой вербализации, зарождающейся при мыслительном функционировании. Она представляет производную форму звуковой речи, сознательно адаптированной к выполнению в уме мыслительных функций.

Читайте также:  Как вам это понравится - краткое содержание пьесы шекспира

Внутренняя и внешняя речь

Различают 3 разновидности форм коммуникативного взаимодействия посредством языковых структур, а именно внешняя, письменная и внутренняя.

Чем отличается внешняя речь от внутренней? Первая – обращена наружу, к окружающим людям. Благодаря ней, индивиды транслируют мысли, внутренняя же – это беззвучная речь, отражает то, что субъект мыслит. Обе эти разновидности коммуникаций взаимосвязаны. Проще говоря, внешняя речь для окружения, а внутренняя – для себя.

Особенности внутренней речи заключаются в ее исключительности, то есть она не отражает в памяти внутреннюю, не предшествует ей. Она зарождается в возрастном периоде семи лет и происходит от эгоцентрической, направленной наружу, речи малышей.

Эгоцентрическая коммуникация посредством языкового компонента у ребенка являет собой речь направленную вовнутрь по психическому функционированию и по конструкции – устремленную наружу. С началом школьного периода возникает трансформация эгоцентрической коммуникации во внутреннюю.

Вдобавок, происходит различение двух речевых операций: эгоцентрической коммуникации и отграничение речи для окружения и для себя, из единой речевой операции.

Характеристика внутренней речи представлена следующими особенностями: краткостью, обрывочностью, фрагментарностью. Если бы существовала возможность сделать запись внутреннего разговора, то он выдался бы непонятным, бессвязным, обрывочным, неузнаваемым в сравнении с внешним.

Коммуникация, направленная вовне, преимущественно осуществляется в форме диалога, который всегда предполагает зрительное принятие собеседника, его языка жестов и акустическое понимание интонационного аспекта беседы. Вместе взятые перечисленные две особенности внешней коммуникации допускают взаимодействие при помощи намеков понимание недосказанности.

Внутренняя речь человека не является исключительно разговором про себя. Выполняя функцию регулировки и планирования, она характеризуется иным, нежели внешняя коммуникация, сокращенным строением.

По смысловому значению коммуникация «про себя» никогда не означает предмет и не несет сугубо номинативный характер. Одним словом, она в себя не включает «подлежащее». Она отображает, что конкретно нужно сделать, куда следует направить действие.

По строению она, оставаясь сжатой и аморфной, сберегает свою предикативную направленность, определяя лишь план дальнейшего предложения, суждения или схему дальнейшей операции.

Особенности внутренней речи представлены нижеприведенными характеристиками: беззвучностью, обрывочностью, обобщенностью, вторичностью (образованностью от внешней коммуникации), большей скоростью (в соотнесении с внешней), отсутствием необходимости в строгом грамматическом оформлении.

Зачастую непосредственно речевые структуры в ходе коммуникации «про себя» замещаются слуховыми, зрительными. Существуют взаимозависимости и проявления внешнего общения и коммуникации «про себя». Во-первых, перед звуковой подачей мысли человек во внутреннем разговоре составляет схему или план будущего высказывания.

Во-вторых, письменному преподнесению, в основном, предшествует произнесение слов, фраз мысленно, в ходе которого возникает отбор максимально подходящих структур и расстановка пауз вытекающего письменного высказывания.

В-третьих, при помощи проведения электрофизиологического исследования обнаружено присутствие в процессе протекания внутренней коммуникации скрытой артикуляции.

Следовательно, коммуникация «про себя» для осуществления внешнего разговора выполняет нужную подготовительную функцию.

Внешнее коммуникативное взаимодействие бывает устным либо письменным. Первое – являет собой звучащую речь, характеризующуюся относительно свободными нормами в отношении к требованиям образцовых языковых средств. Она охватывает: говорение (трансляция акустических речевых сигналов, несущих некоторую информацию) и слушание (понимание акустических речевых сигналов, а также их прием).

Устная речь воплощается в двух направлениях: обиходном (разговорном) и публичном. Дабы их дифференцировать применяется термин «речевая ситуация», который обозначает массу обстоятельств, влияющих на реализацию речевого общения, его структуру и содержание.

Это обуславливает существование следующих определений публичной коммуникации.

Прежде всего, публичной коммуникацией именуется вид устного взаимодействия, которому присущи такие элементы речевых условий: многочисленная аудитория, официальность мероприятия (концерт, собрание, урок, лекция, заседание и пр.).

Обиходной коммуникацией именуется разновидность устного взаимодействия, речевые условия которого формирует: небольшое количество слушателей и повседневная обстановка (то есть не официальная).

Внутренняя речь по Выготскому

Над проблематикой взаимосвязи мыслительной деятельности и речевого общения работали, и по сей день трудятся множество «гуру» психологии.

Л. Выготский установил, что слова играют значимую роль в формировании мыслительных операций и психических процессов человеческих субъектов.

Благодаря экспериментам, проводимым Л. Выготским, удалось обнаружить у детей-младших дошкольников наличие непонятной для взрослого окружения формы коммуникации, которую впоследствии стали именовать эгоцентрической речью или «коммуникацией для себя». Согласно Л.

Выготскому, эгоцентрическая коммуникация является носителем формирующихся процессов мышления малышей. В этом периоде мыслительная деятельность крох только входит на стезю интериоризации.

Он доказал, что эгоцентрическое общение является не просто звуковым сопровождением внутреннего мыслительного процесса, сопутствующего движению мыслей.

Эгоцентрическое мышление, по Выготскому, является единой формой существования (формирования) мыслей детей, и иного, параллельного, умственного размышления у детей на данной стадии просто не существует.

Лишь пройдя этап эгоцентрического общения, мыслительные процессы в ходе интериоризации и последующих перестроек будут постепенно преобразовываться в умственные операции, трансформируясь во внутреннюю коммуникацию.

Стало быть, эгоцентрическая внутренняя речь в психологии являет собой инструмент коммуникации, необходимый для регулировки и контроля над практической деятельностью детей. То есть, это коммуникация, обращенная к себе.

Можно определить такие особенности внутренней речи, помимо вышеперечисленных: редуцирование фонетических аспектов (сокращена фонетическая сторона коммуникации, слова разгадываются по намерению изъясняющегося произнести их) и превалирование смысловой нагрузки слов над их обозначением. Словесные смыслы гораздо шире и динамичнее, нежели их значения. Они обнаруживают другие правила объединения и интеграции, нежели словесные значения. Именно этим можно объяснить трудность оформления мыслей в речи для окружения, в звуковой коммуникации.

Следовательно, у детей внешнее проявление речи формируется от слова к нескольким, от фразы к соединению фраз, потом к связной коммуникации, состоящей из ряда предложений. Внутреннее общение формируется в ином курсе. Малыш начинает «произносить» целое предложения, а затем переходит к постижению отдельных смысловых элементов, расчленяя цельную мысль на несколько словесных значений.

Проблема внутренней речи

Проблематика внутренней речи по сей день относится к довольно сложным и до конца неизведанным вопросам. Изначально ученые полагали, что внутреннее общение по своему строению подобно внешнему, разница состоит исключительно в отсутствии звукового сопровождения, поскольку это речь беззвучная, «про себя». Однако современные изыскания доказали ошибочность описываемого утверждения.

Внутреннюю речь нельзя воспринимать в виде беззвучного аналога внешнего общения. Она разнится существенными особенностями собственной структуры, прежде всего, обрывочностью и свернутостью.

Индивид, пользующийся внутренней коммуникацией для разрешения какой-либо задачи, понимает, какая проблема поставлена перед ним, что позволяет исключать все, что именует задачу. В чистом итоге остается исключительно то, что надобно совершить. Проще говоря, предписание, каким надлежит быть следующему действию.

Эта характеристика внутренней речи часто именуется предикативностью. Она акцентирует, что важно не определить предмет общения, а поведать что-то о нем.

Внутренняя речь нередко эллиптична, так в ней индивид пропускает те элементы, которые для него представляются понятными. Кроме словесных формул, во внутреннем общении используются образы, планы и схемы.

Проще говоря, внутри себя субъект может не называть предмет, а представить его.

Нередко она выстраивается в форме конспекта или оглавления, то есть человеком намечается тематика размышлений и опускается то, что надлежит сказать, по причине известности.

Внутреннюю речь и обусловленную ею скрытую артикуляцию следует рассматривать в качестве инструмента целенаправленного отбора, обобщения и фиксации информации, полученной при помощи ощущений.

Отсюда огромную роль внутренняя коммуникация играет в процессе наглядной и словесно-понятийной мыслительной деятельности.

Помимо этого, в выработке и функционировании произвольных действий индивида она также задействована.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/vnutrennyaya-rech/

Внутренняя речь, или почему мы разговариваем сами с собой

Подсознательно каждый человек понимает, что такое внутренняя речь. Мы говорим о ней, используя такие выражения как «внутренний голос», «разговор с самим собой», «подумал про себя». Но мало кто может дать определение феномену, сказать, зачем она нужна, как развивается, когда выходит за рамки нормы. Обо всем этом мы и поговорим.

Чем отличается внутренняя речь от внешней

Что такое внутренняя речь

Внутренняя речь – это в психологии диалог человека с самим собой, рассуждения «про себя». Это речь, обращенная внутрь самой личности, обращение к самому себе. Она помогает анализировать, перерабатывать, трактовать чувства, эмоции личности. Мы обращаемся к себе, когда решаем какие-то задачи, что-то вспоминаем или представляем, строим планы, мечтаем, фантазируем.

Большинству людей это известно как мысленное выстраивание диалогов или проигрывание каких-то ситуаций. При помощи рассуждений индивид приходит к осознанию, пониманию внешних явлений. Согласно теории психолога Б.Ф. Баева, рассуждения пронизывают все познавательные процессы: ощущение, восприятие, наблюдение, запоминание, припоминание, внимание, воображение, другие.

Это средство саморегуляции, самовоспитания, самоанализа, саморазвития. Не зря психологи советуют проговаривать проблемную ситуацию вслух.

Информация, проговариваемая про себя неполная, обобщенная (подробнее об этом поговорим в пункте «Особенности внутренней речи»).

Проговаривание вслух или записывание информации помогает лучше разобраться в происходящем, увидеть общую картину, структуру, детали, причинно-следственные связи.

Говоря о внутренней речи, нельзя не осветить проблему внешней речи, потому что внешняя и внутренняя речь – два взаимосвязанных элемента. Отечественный психолог Л.С. Выготский рассматривал рассуждения внутри человека как связующий элемент между переходом мыслей в слова и наоборот.

Внутренняя и внешняя речь

Внешняя направлена внешний мир, внутренняя обращена к самой личности. Однако это не единственное отличие.

Чем первый тип отличается от второго:

  • внешняя вовлекает человека в социальное взаимодействие, второй тип осознается самим человеком, надежно защищен от других людей, поддается контролю только того, кому принадлежит;
  • коды внешней доступны другим, коды второго типа коммуникации понятны только ее обладателю.

Мысли трансформируются во слова и наоборот. Внешняя речь бывает устной и письменной. Каждый из типов имеет свои психологические особенности, подвиды. Рассмотрим подробнее.

Устная

Самый древний тип. Воспроизводится при помощи звуков, воспринимается слухом. Устная речь упрощает взаимодействие, так как позволяет использовать вербальные и невербальные средства коммуникации.

Как правило, общение связано с конкретной ситуацией, условиями, предметом обсуждения. Поэтому люди могут упускать отдельные слова, заменять их жестами.

Устное взаимодействие позволяет понимать друг друга с полуслова.

Устный тип коммуникации бывает двух форм: диалогическая, монологическая. Рассмотрим каждую форму подробнее.

Диалогическая форма

Предполагает взаимодействие двух или более людей. Каждый участник по очереди слушает других и говорит сам, то есть выступает то в роли активного лица, то в роли пассивного. Альтернативное название этого типа – поддержанная. Участники поддерживают друг друга, выслушивают, меняются ролями.

Специфика этого типа – непосредственное личное взаимодействие, участники видят, слышат друг друга. Поэтому они могут корректировать подачу информации при помощи тона, тембра голоса, интонаций, скорости, мимики, жестов.

Читайте также:  Сочинение на тему 23 июня международный олимпийский день 4 класс

Говорящий участник тоже видит реакции других людей, за счет чего может корректировать свои рассуждения, например, если замечает, что его выступление наскучило.

В общем, в этом случае вербальное общение сочетается с невербальным.

Монологическая форма

Предполагает воздействие одного человека на другого (других), то есть один говорит, а другие слушают. Это более сложный тип. Активный участник хоть и видит реакции пассивных слушателей, но должен заранее продумать весь текст выступления.

Оратор должен обладать хорошо развитой психологической наблюдательностью, культурой речи, активным мышлением. Монолог сложнее и для слушателей. Им приходится долго концентрировать внимание, следить за логикой изложения.

Монологический тип по специфике восприятия ближе к письменным рассуждениям.

Письменная

Этот тип развивается на базе устной коммуникации. Выражается через символы письма, воспринимается зрением. Это сложный тип как для человека, преподносящего информацию, так и для человека, воспринимающего ее. Специфика письменного общения в том, что оно позволяет общаться на расстоянии, в разном времени.

Сложность в том, что тот, кто записывает свои мысли, не может заранее точно знать особенности читателя. Он не может использовать невербальные средства коммуникации. Как и устная коммуникация, письменная может быть диалогической (например, общение в социальной сети) и монологической (например, написание книги).

Внутренняя речь и ее особенности

Ее можно сравнить со специфическим индивидуальным кодом. Сам человек ее отлично понимает, но это набор отдельных слов, понятии, звуков, букв, образов, ощущений, условностей, которые непонятны и недоступны другим людям. Психологи называют это мысленным кодом.

Психологические особенности внутренней речи:

  1. Сжатость. Как правило, остается только один главный член предложения: подлежащее или сказуемое. Вспомните, какая мысль возникает, когда мы видим на улице кошку: «Кошка!». При этом мы успеваем подумать и осознать, что она идет или что-то ест, какого она цвета и т.д.
  2. Беззвучность. Однако вербализация зависит от особенностей артикуляционного аппарата конкретного человека. Иногда это проявляется бормотанием, шепотом, «мыслями вслух» или даже полноценным громким диалогом с самим собой.
  3. Семантика преобладает над фонетикой. Как правило, выпадают гласные звуки (они несут меньше нагрузки).
  4. Местоименность. В мыслях мы рассматриваем объект в конкретных условиях, указываем на его свойства, расположение и т.д. Пример: «Вчера я пыталась ему позвонить три раза, он не взял трубку. Почему? Может быть, это из-за того, как я ответила ему на нашей последней встрече?».
  5. Отражается в кинестетических, слуховых и зрительных образах. Наверняка вы замечали, что можно увидеть, услышать и даже почувствовать то, о чем мы думаем.

Несмотря на беззвучность мыслей, в их формировании и развитии всегда участвует речевой аппарат. Всегда сохраняется проговаривание и проработка слов.

Невооруженным глазом этого не видно, но специальная техника может зафиксировать движения языка, губ. У людей с подвижным речевым аппаратом движения можно заметить невооруженным глазом.

Кроме этого активность движений выше при следующих условиях:

  • решение трудной задачи;
  • трудности во время анализа информации;
  • стресс, напряжение, усталость, истощение;
  • поиск новых подходов к решению задачи;
  • эмоциональное перевозбуждение;
  • информационная загруженность, избыток образов, идей и прочего.

В такие моменты разговоры с самим собой становятся заметнее, громче. Пример: «Ага, так-так-так, надо подумать. Я сделал то-то, потом то-то, и вышло вот что. А если так? Нет, не выходит. А так? Опять не то».

При решении простых задач, по мере оттачивания каких-то навыков упражнениями разговоры «про себя» сужаются, а активность речевого аппарата снижается. Опять же это хорошо видно в быту, особенно в рабочей сфере. Осваивая новые инструкции, многие люди проговаривают вслух или про себя свои действия. Чем чаще они повторяют это, тем меньше нуждаются в проговаривании.

Механизм развития внутренней речи

В психологии до сих пор нет единой теории о том, как происходит формирование внутренней речи.

Общепризнанным является тот факт, что начинается это еще в детстве, внутренняя речь ребенка формируется под влиянием взрослых.

Противоречие и проблема феномена в следующем: одни авторы считают, что она развивается из внешней. Другие уверены, что она развивается вместе с внешней. Рассмотрим две популярные теории.

По Выготскому

По мнению Л.С. Выготского, разговор внутри личности развивается из внешней речи ребенка, направленной на самого себя (эгоцентрической). Те люди, у которых есть дети, наверняка видели, что во время игры ребенок раннего возраста часто разговаривает сам с собой. Это психологи и называют эгоцентрической речью.

В каком периоде формируется внутренняя речь ребенка: 3–5 лет. По мере взросления ребенка разговоры с самим собой уходят все «глубже» и превращаются в разговоры «про себя». Обычно переход завершается к началу школьного обучения, то есть к 6–7 годам. Дальнейшее развитие происходит в результате освоения письма.

По Блонскому

П.П. Блонский полагает, что внутренний тип коммуникации развивается вместе с внешним. Уже на первом году жизни ребенок беззвучно повторяет те слова, с которыми к нему обращаются взрослые. Дальнейшее развитие происходит вместе с развитием внешней коммуникации.

Внутренняя речь: для чего нужна

Внутренняя речь нужна для подготовки внешней коммуникации (письменной или устной). Мы сначала продумываем, что хотим сказать, подбираем наилучшие слова, а потом уже высказываемся.

Стоит отметить, что мысленный разговор с самим собой постоянно звучит внутри любого человека. У кого-то это «рой мыслей», у кого-то структурированный анализ ситуаций или просто приятные воспоминания, фантазирование.

У одних людей вербализация мыслей выражена сильнее, у других слабее. Это зависит от специфики характера и темперамента, особенностей работы.

Итак, для чего человеку нужна внутренняя речь:

  • обработка, анализ, осознание, обобщение, отбор, понимание полученной информации;
  • саморегуляция деятельности, поступков, слов;
  • самовнушение, самомотивация;
  • самооценка слов, поступков.

Давайте уделим особое внимание последнему пункту. Рассуждения внутри себя формируют самооценку личности. Происходит это по следующей схеме: разговор с собой, мнение о себе, действия, самооценка. Вспомните, как часто мы думаем одно, а говорим другое, скрываем свои истинные мысли, намерения.

Разговоры с самим собой требует особого внимания, они определяют мышление. Какое мышление у вас: негативное или позитивное? Что вы чаще всего думаете о себе: плохое или хорошее? Вы часто мысленно ругаете себя или чаще хвалите и поддерживаете?

Содержание и состояние внутреннего диалога – истинный показатель психологического здоровья личности. Она же выступает в роли психотерапевта. Важно следить за тем, чтобы ваши мысли оказывали положительное, а не деструктивное влияние на личность, самооценку, самосознание.

Внутренняя речь и психические расстройства

Внутренняя речь – это разговоры человека с самим собой. Мы уже говорили, что она может быть громкой, активно вербализованной. Но где граница между нормальным общением с самим собой и сумасшествием?

Прежде всего, стоит упомянуть, что мы можем случайно что-то «ляпнуть» или сказать вслух, когда очень устали или очень возбуждены, неравнодушны к происходящему. Это нормально, не нужно бить тревогу и бежать к психологу.

Даже вести громкие диалоги с самим собой нормально, конечно, если при этом вы не думаете, что общаетесь с «голосами в голове».

Однако если вы ловите себя на мысли, что совсем не общаетесь с собой, то это тоже тревожный сигнал.

Патологии и болезни, при которых наблюдается отсутствие внутренних разговоров:

  • аутизм,
  • травмы головы,
  • инсульт.

Патологии, при которых наблюдается сильная выраженность разговоров человека с самим собой:

  • шизофрения,
  • диссоциативное расстройство личности,
  • невроз,
  • посттравматическое стрессовое расстройство,
  • психофизическое и эмоциональное истощение,
  • нервный срыв.

Разговоры с самим собой учащаются и вербализуются при сильнейшем внутреннем конфликте. В этом случае вытесненные, подсознательные мысли человека могут звучать не его голосом, приобретать форму навязчивых идей. Если внутренний диалог не поддается вашему контролю, в мыслях нет гармонии, они мешают вам спать, работать, то посетите психолога.

Источник: https://onona.online/psihologiya/vnutrennyaya-rech

Внутренняя речь человека и ее особенности

Внутренняя речь – это явление, которое в настоящее время считается недостаточно изученным и разработанным. Обычно это связывают с отсутствием общепринятого определения внутренней речи.

В современном языкознании выделяют несколько разработанных подходов к определению понятия внутренней речи, основными трактовками которого являются следующие понятия:

  • внутренняя речь – это протекающие «в уме» процессы планирования и контроля речевых действий человека; с этой точки зрения, внутренняя речь близка по значению с мышлением и может быть представлена как одна из форм реализации мышления;
  • внутренняя речь – это проговаривание, которое осуществляется беззвучно («про себя»), возникает в определённых обстоятельствах (как правило, при затруднениях в принятии решений) и выполняет функции планирования и контроля речевых действий; в подтверждении достоверности данного определения приводится обнаруженный советским психологом А. Н. Соколовым аргумент, который заключается в том, что внутренняя речь сопровождается «скрытой» артикуляцией (то есть мелкими моторными движениями);
  • внутренняя речь – это один из этапов внутреннего программирования, который выступает в качестве фазы порождения речевого высказывания и представляет его семантическую схему; с этой точки зрения, внутренняя речь аналогична планированию, замыслу и соотносится, в первую очередь, с общением (а не с мышлением, как в первых двух трактовках).

Чем отличается внутренняя речь от внешней

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Таким образом, сейчас недостаточно отчётливо выделено понятие внутренней речи, поэтому различные авторы расходятся в её определении.

Соотношение внутренней и внешней речи

Как правило, внутреннюю речь рассматривают как явление, противоположное внешней речи. Наиболее распространенным разграничением внешней и внутренней речи понимается так, что внешняя речь произносится вслух, вовне, а внутренняя речь умалчивается, проговаривается «про себя».

Однако данная позиция не является абсолютной (хотя она и наиболее показательна), например, при возникновении затруднений при решении каких-либо задач внутренняя речь может произносится вслух.

Другой часто встречающийся способ разграничения внешней и внутренней речи заключается в выполнении ими различных функций.

Внешняя речь предназначена для реализации коммуникативной функции, то есть она используется как средство общения между людьми.

Внутренняя речь служит выполнению сигнификативной (различительной) функции, то есть она, сопровождая когнитивные психические процессы человека и его мыслительную деятельность, позволяет обозначать и различать какие-либо явления.

Однако разграничение и по этому признаку не является исчерпывающим, поскольку внутренняя речь может выражать не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющие.

Следовательно, не только определение понятия внутренней речи, но и её отграничение от внешней речи не установлено точно в современном языкознании. В большей степени эту задачу решает выделение и анализ особенностей внутренней речи.

Особенности внутренней речи

Анализируя в своих исследованиях феномен внутренней речи, советский психолог Л. С. Выготский выделял следующие особенности внутренней речи:

  • внутренняя речь характеризуется особым синтаксисом;
  • во внутренней речи смысл слова преобладает над его значением;
  • во внутренней речи используют особые способы объединения, сочетания слов и значений.
Читайте также:  Cочинение компьютер - плюсы и минусы - друг или враг

Особенность синтаксического строя внутренней речи заключается в её сокращенности, фрагментарности, отрывочности, которые в большей степени заметны при сравнении со внешней речью. Однако стремление внутренней речи к сокращению и опусканию слов неравнозначно стилю, используемому в телеграфном стиле и ему подобных.

Внутренняя речь синтаксически характеризуется, в первую очередь, опусканием подлежащего и связанных с ним слов при сохранении сказуемого и связанных с ним слов.

Аналогичная ситуация возникает при общении в группе, все члены которой знают о подлежащем. Например, при ожидании на остановке автобуса люди опустят подлежащие и зависимые от него слова и скажут просто «идёт».

То есть в данной ситуации необходимым и достаточным считается только сказуемое.

Смыслом слова называют довольно сложный и динамичный компонент семантики слова, который представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникновение которых в нашем сознании обусловлено словом.

Значением же слова является устойчивый и точный базовый компонент его семантики, оно неизменно и постоянно при всех возможных изменениях смысла.

Во внутренней речи в качестве постоянного правила действует превалирование смысла над значением, то есть конкретной фразы над общим словом.

Образование слов во внутренней речи осуществляется преимущественно агглютинативным способом, что означает образование слов путём присоединения к их корню (основе) аффиксов. Это способствует воздействую производящего слова звуковых изменений.

Кроме того, при образовании слов во внутренней речи распространён лексико-семантический способ, который заключается в придании слову нового значения. При этом зачастую в одно или несколько слов заключают большое смысловое содержание.

Ярким примером этого словообразования выступает название произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души», под которыми поначалу понимают умерших, но числящихся живыми крепостных крестьян. Однако в течение произведения данное словосочетание приобретает у читателей новое значение, хотя в тексте самого произведения прямо об этом написано не было.

Также довольно часто наблюдаются сокращения слов, отсечение морфем, объединение двух слов в одно сложное и так далее.

Замечание 2

Таким образом, на основе изучения и разработки описанных выше особенностей внутренней речи можно сделать вывод о том, что внутренняя речь представляет динамическое, неустойчивое, текучее явление, которое осуществляется одномоментно и мелькает между более оформленными и стойкими крайностями речевого мышления: словом и мыслью.

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/vnutrennyaya_rech_cheloveka_i_ee_osobennosti/

Vikent — Внутренняя речь и мышление по Л.С. Выготскому

«После всего сказанного о природе внутренней речи, об её структуре и функции не остаётся никаких сомнений в том, что переход от внутренней речи к внешней представляет собой не прямой перевод с одного языка на другой, не простую вокализацию внутренней речи, а сложную динамическую трансформацию — превращение предикативной и идиоматической речи в синтаксически расчлененную и понятную для других речь.

Мы можем теперь вернуться к тому определению внутренней речи и её противопоставлению внешней, которые мы предпослали всему нашему анализу. Мы говорили тогда, что внутренняя речь есть совершенно особая функция, что в известном смысле она противоположна внешней.

Если внешняя речь есть процесс превращения мысли в слова, материализация и объективация мысли, то здесь мы наблюдаем обратный по направлению процесс — процесс, как бы идущий извне внутрь, процесс испарения речи в мысль. Но речь вовсе не исчезает и в своей внутренней форме. Сознание не испаряется вовсе и не растворяется в чистом духе.

Внутренняя речь есть всё же речь, т.е. мысль, связанная со словом. Но если мысль воплощается в слове во внешней речи, то слово умирает во внутренней речи, рождая мысль. Внутренняя речь есть в значительной мере мышление чистыми значениями, но, как говорит поэт, мы «в небе скоро устаём».

Внутренняя речь оказывается динамическим, неустойчивым, текучим моментом, мелькающим между более оформленными и стойкими крайними полюсами изучаемого нами речевого мышления: между словом и мыслью.

Поэтому истинное её значение и место могут быть выяснены только тогда, когда мы сделаем ещё один шаг по направлению внутрь в нашем анализе и сумеем составить себе хотя бы самое общее представление о следующем, четвёртом плане речевого мышления.

Этот новый план речевого мышления есть сама мысль. Течение и движение мысли не совпадают прямо и непосредственно с развертыванием речи. Единицы мысли и единицы речи не совпадают. Один и другой процессы обнаруживают единство, но не тождество.

Они связаны друг с другом сложными переходами, сложными превращениями, но не покрывают друг друга как наложенные друг на друга прямые линии. Легче всего убедиться в том в тех случаях, когда работа мысли оканчивается неудачно, когда оказывается, что мысль не пошла в слова, как говорил Достоевский.

Вспомним, например, сцену из наблюдений одного героя Глеба Успенского, где несчастный ходок, не находя слов для выражения огромной мысли, владеющей им, бессильно терзается и уходит молиться угоднику, чтобы Бог дал понятие. По существу, то, что переживает этот бедный пришибленный ум, ничем не разнится от такой же муки слова в поэте или мыслителе.

Он и говорит почти теми же словами: «Я бы тебе, друг ты мой, сказал вот как, эс-толького вот не утаил бы, — да языка-то нет у нашего брата… вот что я скажу, будто как по мыслям и выходит, а с языка-то не слезает. То-то и горе наше дурацкое».

Если бы мысль непосредственно совпадала в своём строении и течении со строением и течением речи, такой случай был бы невозможен. Но на деле мысль имеет свое особое строение и течение, переход от которого к строению и течению речи представляет большие трудности. Мысль не состоит из отдельных слов так, как речь.

Если я хочу передать мысль, что я видел сегодня, как мальчик в синей блузе и босиком бежал по улице, я не вижу отдельно мальчика, отдельно блузы, отдельно то, что она синяя, отдельно то, что он без башмаков, отдельно то, что он бежит. Я вижу всё это вместе в едином акте мысли, но я расчленяю это в речи на отдельные слова.

Мысль всегда представляет собой нечто целое, значительно большее по своему протяжению и объему, чем отдельное слово. Оратор часто в течение нескольких минут развивает одну и ту же мысль. Эта мысль содержится в его уме как целое, а отнюдь не возникает постепенно, отдельными единицами, как развивается его речь. То, что в мысли содержится симультанно, то в речи развёртывается сукцессивно.

Мысль можно было бы сравнить с нависшим облаком, которое проливается дождем слов. Поэтому процесс перехода от мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и её воссоздания в словах. Именно потому, что мысль не совпадает не только со словом, но и с значениями слов, в которых она выражается, путь от мысли к слову лежит через значение.

Так как прямой переход от мысли к слову невозможен, а всегда требует прокладывания сложного пути, возникают жалобы на несовершенство слова и ламентации по поводу невыразимости мысли:

Как сердцу высказать себя, Другому, как понять тебя…

Или:

О если б без слова сказаться душой было можно!

Но всё дело в том, что непосредственное общение сознаний невозможно не только физически, но и психологически. Это может быть достигнуто только косвенным, опосредствованным путём. Этот путь заключается во внутреннем опосредствовании мысли сперва значениями, а затем словами.

Поэтому мысль никогда не равна прямому значению слов. Значение опосредствует мысль на её пути к словесному выражению, т.е. путь от мысли к слову есть непрямой, внутренне опосредствованный путь.

Нам остаётся, наконец, сделать последний заключительный шаг в нашем анализе внутренних планов речевого мышления. Мысль — ещё не последняя инстанция во всём этом процессе.

Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция.

Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления. Если мы сравнили выше мысль с нависшим облаком, проливающимся дождём слов, то мотивацию мысли мы должны были бы, если продолжить это образное сравнение, уподобить ветру, приводящему в движение облака.

Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем её действенную, аффективно-волевую подоплёку. При понимании чужой речи всегда оказывается недостаточным понимание только одних слов, но не мысли собеседника.

Но и понимание мысли собеседника без понимания его мотива, того, ради чего высказывается мысль, есть неполное понимание.

Точно так же в психологическом анализе любого высказывания мы доходим до конца только тогда, когда раскрываем этот последний и самый утаённый внутренний план речевого мышления: его мотивацию. На этом и заканчивается наш анализ. Попытаемся окинуть единым взглядом то, к чему мы были приведены в его результате.

Речевое мышление предстало нам как сложное динамическое целое, в котором отношение между мыслью и словом обнаружилось как движение через целый ряд внутренних планов, как переход от одного плана к другому. Мы вели наш анализ от самого внешнего плана к самому внутреннему.

В живой драме речевого мышления движение идёт обратным путём — от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствованию её во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов и наконец — в словах.

Было бы, однако, неверным представлять себе, что только этот единственный путь от мысли к слову всегда осуществляется на деле.

Напротив, возможны самые разнообразные, едва ли исчислимые при настоящем состоянии наших знаний в этом вопросе прямые и обратные движения, прямые и обратные переходы от одних планов к другим.

Но мы знаем уже и сейчас в самом общем виде, что возможно движение, обрывающееся на любом пункте этого сложного пути в том и другом направлении: от мотива через мысль к внутренней речи; от внутренней речи к мысли; от внутренней речи к внешней и т.д.

В наши задачи не входило изучение всех этих многообразных, реально осуществляющихся движений по основному тракту от мысли к слову. Нас интересовало только одно — основное и главное: раскрытие отношения между мыслью и словом как динамического процесса, как пути от мысли к слову, как совершения и воплощения мысли в слове».

Выготский Л.С., Мышление и речь, в Сб.: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2008 г., с. 506-508.

Источник: https://vikent.ru/enc/2130/

Ссылка на основную публикацию