- Неуютная жидкая лунностьИ тоска бесконечных равнин, —Вот что видел я в резвую юность,
- №4 Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербыИ тележная песня колес…Ни за что не хотел я теперь бы,
- №8 Чтоб мне слушать ее привелось.
- Равнодушен я стал к лачугам,И очажный огонь мне не мил,Даже яблонь весеннюю вьюгу
- №12 Я за бедность полей разлюбил.
- Мне теперь по душе иное.И в чахоточном свете луныЧерез каменное и стальное
- №16 Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! ДобольноВолочиться сохой по полям!Нищету твою видеть больно
№20 И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…Может, в новую жизнь не гожусь,Но и все же хочу я стальною
- №24 Видеть бедную, нищую Русь.
- И, внимая моторному лаюВ сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,Ни за что я теперь не желаю
- №28 Слушать песню тележных колес.
- Neuyutnaya zhidkaya lunnostI toska beskonechnykh ravnin, —Vot chto videl ya v rezvuyu yunost,
- Chto, lyubya, proklinal ne odin.
Po dorogam usokhshiye verbyI telezhnaya pesnya koles…Ni za chto ne khotel ya teper by,
- Chtob mne slushat yee privelos.
- Ravnodushen ya stal k lachugam,I ochazhny ogon mne ne mil,Dazhe yablon vesennyuyu vyugu
- Ya za bednost poley razlyubil.
- Mne teper po dushe inoye.I v chakhotochnom svete lunyCherez kamennoye i stalnoye
- Vizhu moshch ya rodnoy storony.
Polevaya Rossia! DobolnoVolochitsya sokhoy po polyam!Nishchetu tvoyu videt bolno
I berezam i topolyam.
Ya ne znayu, chto budet so mnoyu…Mozhet, v novuyu zhizn ne gozhus,No i vse zhe khochu ya stalnoyu
- Videt bednuyu, nishchuyu Rus.
- I, vnimaya motornomu layuV sonme vyug, v sonme bur i groz,Ni za chto ya teper ne zhelayu
- Slushat pesnyu telezhnykh koles.
- Yte/nyfz ;blrfz keyyjcnmB njcrf ,tcrjytxys[ hfdyby, —Djn xnj dbltk z d htpde/ /yjcnm,
- Xnj, k/,z, ghjrkbyfk yt jlby/
- Gj ljhjufv ecj[ibt dth,sB ntkt;yfz gtcyz rjktc///Yb pf xnj yt [jntk z ntgthm ,s,
- Xnj, vyt ckeifnm tt ghbdtkjcm/
- Hfdyjleity z cnfk r kfxeufv,B jxf;ysq jujym vyt yt vbk,Lf;t z,kjym dtctyy// dm/ue
- Z pf ,tlyjcnm gjktq hfpk/,bk/
- Vyt ntgthm gj leit byjt/B d xf[jnjxyjv cdtnt keysXthtp rfvtyyjt b cnfkmyjt
- Db;e vjom z hjlyjq cnjhjys/
Gjktdfz Hjccbz! Lj,jkmyjDjkjxbnmcz cj[jq gj gjkzv!Ybotne ndj/ dbltnm ,jkmyj
- B ,thtpfv b njgjkzv/
- Z yt pyf/, xnj ,eltn cj vyj////Vj;tn, d yjde/ ;bpym yt uj;ecm,Yj b dct ;t [jxe z cnfkmyj/
- Dbltnm ,tlye/, yboe/ Hecm/
- B, dybvfz vjnjhyjve kf/D cjyvt dm/u, d cjyvt ,ehm b uhjp,Yb pf xnj z ntgthm yt ;tkf/
- Ckeifnm gtcy/ ntkt;ys[ rjktc/
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
792 |
644 |
141 |
90 |
48 |
69 |
28 |
7 |
66,0 % |
1,41 |
7,3 % |
Размер: трёхстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге
4 строки, четверостишие | лунность-равнин-юность-один | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | вербы-колес-теперь_бы-привелось | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | лачугам-мил-вьюгу-разлюбил | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | иное-луны-стальное-стороны | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | добольно-полям-больно-тополям | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | мною-гожусь-стальною-русь | ABAB (перекрёстная) |
4 строки, четверостишие | лаю-гроз-желаю-колес | ABAB (перекрёстная) |
Семантическое ядро
вьюга | 2 | 1,42 % |
колесо | 2 | 1,42 % |
песня | 2 | 1,42 % |
слушать | 2 | 1,42 % |
сонм | 2 | 1,42 % |
стальной | 2 | 1,42 % |
тележный | 2 | 1,42 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/yesenin/neuyutnaya
Анализ стихотворения неуютная жидкая лунность есенина. «Неуютная жидкая лунность…» С. Есенин
Произведение представляет собой признание крестьянского поэта самому себе и окружающим, ответ на один из ключевых вопросов, которые ставила в то время жизнь – вопрос об индустриализации.
Есенин, всегда воспевавший природу родной страны и деревню, в которой прошло его детство, должен был сделать тяжелый выбор: остаться певцом патриархальной русской деревни или же, переборов тоску по прошлому, выступить за прогресс.
Страна находилась на пороге следующего витка индустриализации. Отставание от западных стран грозило ей поражением и переходом в зависимое положение.
Кроме того, находящиеся у власти коммунисты всегда считали необходимым подъем промышленности, крайне негативно относясь к единоличному крестьянскому хозяйству.
Крестьянский поэт сделал свой выбор и в данном стихотворении, написанном в середине двадцатых годов, он объяснил его причины. Есенин предпочел видеть обновленную деревню, пусть и не такой, как он привык. Он прямо пишет о бедности и нищете прежней Руси.
При этом видно, что поэт стремится разрушить образы, которыми любовался во множестве своих произведений. В этом стихотворении как бы специально подобраны не вызывающие симпатии символы русской деревни. Вербы усохли, дома – просто лачуги. Все это указывает на отсталость, несоответствие духу времени.
Само название произведения — «Неуютная жидкая лунность», как бы подчеркивает это. В нем прямое указание на плохую приспособленность для жизни сочетается с символами далекого и жидкого, то есть неустойчивого, ненадежного. Центральным образом прежней деревенской жизни, которую Есенин теперь не желает видеть является скрип колес крестьянской телеги.
Телега – это еще и символ бедности русского села, от которой его может избавить грядущая механизация.
Однако заметно, что новый индустриальный мир, с приходом которого соглашается крестьянский поэт, ему также не нравится. Он, конечно, видит силу своей страны в стальном и каменном, то есть заводах и городах, но не рисует образ новой России, могущество машин. Есенин лишь умом понимал необходимость ухода прежнего, но сердцем принять этого все же не смог.
Есенин не желает обманывать себя и других. Он говорит о том, что возможно для него не будет места в новой жизни. Однако поэт, видимо, знал, что он не нужен партии, поставившей целью переделать страну. Есенин чувствовал свое несоответствие меняющейся жизни.
Вариант 2
Больше всего на свете Есенину нравилась природа в том краю, где он родился и вырос. Именно поэтому во многих своих произведениях он описывает данную природу. В его стихотворениях встречается не только хвала родных краев и природы, но и ее красота и любовь.
После революции многие поля были заброшены и некоторое время не засеивались. Больше всего на свете ему хотелось помочь своей стране, но сделать это он никак не мог. Да и ничего бы у него получилось у одного. Он старается осмыслить все, что происходит сейчас, и что будет происходить в будущем.
В это произведение он вкладывает не только душу, но и сострадание.
И со временем ему перестало нравиться жить в деревне, и все больше хотелось в город. А разонравилась она только потому, что стала бедной и уже не приносила много урожая, как это было раньше. Крестьянам также не очень нравилось то, чем они занимаются и занимались они этим только потому, что им был дан приказ, а ослушаться начальство они не могли.
И своим произведением он призывает всех осмотреть свое положение, а также хотя бы немного изменить свое отношение к стране, ведь этим они не помогают ей, а наоборот делают еще хуже. Также Есенин знал, чем именно можно помочь стране, нужно засеять снова все поля и когда они будут приносить большой урожай, то и страна начнет подниматься.
Кроме этого в других странах давались специальные машины, которые помогали убирать большой урожай и свозить его в помещение, только вот у России такого не было. Крестьяне все должны были сделать сами и в помощь им никто не давался.
Если раньше они убирали урожай под музыку красивых песен, то теперь это делается под социалистические марши.
Прожив еще немного поэт расстается с жизнью. Именно своим стихотворением он старается сделать так, что патриотов своей страны стало намного больше, чем сейчас.
А ведь многие люди стараются поскорее сбежать из деревни и жить в большом городе, где намного больше возможностей. Но не всегда удается, все эти возможности воплотить в жизнь и все оборачивается совсем по-другому.
Все, что было раньше в селе или в деревне уже никогда не вернется и все что остается это вспоминать те времена и стараться изменить свою жизнь любыми подручными способами.
Анализ стихотворения Неуютная жидкая лунность по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Родина (Те же росы, откосы, туманы…) Андрея Белого
Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Пепел», относится к гражданской лирике поэта, являющегося ярчайшим представителем символического литературного направления, с включением в него философских элементов. - Анализ стихотворения Не бродить не мять в кустах багряных Есенина
Анализируемое произведение является одним из ранних в творчестве поэта Есенина. Посвящается оно потерянной любви. Множество повторов местоимения дают эффект диалога с той самой, возлюбленной, ласковой и нежной. - Анализ стихотворения Бабочка Фета
По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений. - Анализ стихотворения Листья падают листья падают Есенина
Произведение является частью позднего творчества поэта, поскольку написание относится к последнему году жизни автора, и по жанровой направленности представляет собой интимную лирику. - Анализ стихотворения Мы живем под собою не чуя страны Мандельштама
Самые знаменитые стихотворения Мандельштама были написаны в 1930-х годах. Во время тех небывалых перемен многие люди молчали и боялись сказать правду и выразить свое мнение. Но одна уникальная работа талантливого поэта имела
Все стихотворения Сергея Александровича Есенина с давних пор радуют всех читателей. Этот поэт впечатляет своей искренностью, а его произведения являют собой глубоким, ярким и неповторимым явлением. Он всегда восхищался просторами родной земли и в своих стихах мог передать ее красоту.
В творчестве Сергея Есенина основной чертой является искренность. Все самые важные и потаенные чувства поэта предстают перед читателями без всяких масок и обликов. В каждое произведение он вкладывает всю свою душу, поэтому он и является любимым писателем нашего времени, а его стихи понятны всем.
В своем стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», которое написал в двадцать пятом году, автор также не оставляет без внимания природу. Он описывает ее как вязкую, зыбкую, однообразную. Это послужило тем, что в те времена у Есенина поменялось настроение из-за революции, которая затронула всех.
Поэт поддерживал революцию, но по-своему. Он воспринимал ее с крестьянским уклоном, что оставило некий отпечаток в творчестве Есенина. С самой первой строки в стихотворении поэт мысленно отвлекается от окружающего мира и своего прошлого.
Переосмыслив свою жизнь, он начинает прославлять советскую Россию.
Слово «лунность» очень часто используется автором, для того чтобы подчеркнуть особенные, необычные и мало кем замеченные цвета ночи и природы. Также Есенин передает в стихотворении, что жалеет о том, что старая Русь уходит, а ей на смену не хочет видеть бедную и нищую Русь.
При этом стих изменяется в своей мелодике, в котором появляется чеканный ритм, с некоторыми местами аллитерации. Сложной и противоречивой была жизнь Есенина, поэтому его мысли и чувства находятся между двумя огнями. Он вспоминает бывшую Русь, которая была прекрасной, а нынешнюю видит в нищете.
Но автор надеется, что все изменится.
Это необычное стихотворение поэта является доказательством того, как сильно любил и переживал за Родину Есенин, а она его подвела. Его поэзия всегда будет напоминать о себе как о яркой и красочной истории в русской поэзии.
Есенин очень любил родные края и во многих стихотворениях воспевал её красоту. Его произведения наполнены любовью и нежностью к природе. В этом стихотворении он пишет, что ему жаль, что поля России очень бедны.
После революции много полей забросили, и страна перестала получать большое количество провизии. Много что изменилось и в родном селе Есенина, и ему это совсем не нравилось.
Писатель понимал, что он один ничего не может изменить и его это угнетало.
Есенин пишет, что разлюбил деревенскую жизнь, которую раньше так любил. Бедность его страны его удручала, и он бы хотел её видеть совсем другой. Есенин стал изгоем в родной стране и его это очень тревожило. Крестьяне, работающие на полях как раньше, больше не вкладывали в свое дело душу, а работали по приказу.
Есенин призывает всех изменить отношение к стране и сделать её лучше и приложить усилия в процветании. Писатель словно не вписывался в новые устои, о чем и писал в стихотворении. Есенин хотел видеть Русь стальною и непреклонной. Он писал, что лишь благодаря урожаям огромных полей его страна избавится от нищеты.
Есенин видел, как в других странах на помощь крестьянам давали машины для обработки полей и урожая и очень хотел, чтобы так было и в России. Даже в его родной деревне люди, работающие на полях, теперь делали свое дело не под русские народные песни, а под марши социалистических идей.
Стихотворение Есенин написал незадолго до своей гибели в 1925 году. В него он вложил весь свой патриотизм к родине. Как он считал многие и он сам бежали с деревень в город за лучшей жизнью. Ведь так как было в селе уже не будет. Об этом он писал и в последней строчке, что ему больше не нравится скрип телег проезжающих мимо.
Кратко по плану
Картинка к стихотворению Неуютная жидкая лунность
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Жуковского Невыразимое 8, 9 класс
В.А. Жуковский писал свои произведения в направлении романтизма. Оно основывается на двоемирии, в котором реальная жизнь противопоставляется идеальному миру, постичь который стремится лирический герой. Значимым стихотворением - Анализ стихотворения Бунина Высоко полный месяц стоит
- Анализ стихотворения Некрасова Мужичок с ноготок
Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт, представитель золотого века русской литературы. Будучи дворянином, он как никто другой понимал и чувствовал тяжелую жизнь российского крестьянства, но восхищался тяжелым трудом и - Анализ стихотворения Еду ли ночью Некрасова
«Еду ли ночью по улице тёмной» — одно из самых мрачных и страшных стихотворений классической русской литературы. Невозможно представить себе, чтобы это произведение появилось во времена Пушкина и Лермонтова. - Анализ стихотворения Тютчева 29 января 1837
Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.
- «Неуютная жидкая лунность…» Сергей Есенин
- поэзии Неуютная жидкая лунность
И тоска бесконечных равнин,-
Вот что видел я в резвую юность, - Что, любя, проклинал не один.
- По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы, - Чтоб мне слушать ее привелось.
- Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу - Я за бедность полей разлюбил.
- Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное - Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
- И березам и тополям.
- Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальною - Видеть бедную, нищую Русь.
- И, внимая моторному лаю
В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
Ни за что я теперь не желаю - Слушать песню тележных колес.
Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»
Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.
Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство.
Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом.
И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.
Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве.
Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело.
Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого
. Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой.
Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мал», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.
Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством.
Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации.
«Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.
Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован
. Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях.
Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли.
Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продела путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего.
Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом.
Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».
Источник: https://invepro.ru/garden-maintenance/analiz-stihotvoreniya-neuyutnaya-zhidkaya-lunnost-esenina-neuyutnaya-zhidkaya/
Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность…» — Сочинение
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность» было написано С.А. Есениным в 1925 году. Основная тема его — тема России. Поэт пытается осмыслить прошлое и будущее страны.
Стихотворение построено по принципу антитезы. «Бедная, нищая Русь» противопоставлена у Есенина «каменной и стальной» стране, новой России. И здесь уже мы не видим поэтизации старины, столь характерной для многих стихотворений поэта.
Напротив, картина эта непривлекательна, далека от идеализации: «неуютная жидкая лунность», «чахоточный свет луны», «изсохшие вербы», «бедность полей», крестьянские «лачуги».
Изменилось теперь и отношение лирического героя к старой Руси:
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям!
- Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.
- Однако сами интонации его временами становятся неуверенными, что подчеркнуто в тексте многоточиями: «Мне теперь по душе иное…», «Я не знаю, что будет со мною…». Настораживают читателя и лексические повторы, в которых герой отказывается от своих прежних привязанностей:
- По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес…
- Ни за что не хотел я теперь бы,
- Чтоб мне слушать ее привелось.
- Тот же самый мотив звучит в финале:
- И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,
- Ни за что я теперь не желаю Слушать песню тележных колес.
Здесь создается такое впечатление, что герой пытается убедить в сказанном не только читателя, но и самого себя. И эта противоречивость его образа подчеркнута ритмикой стихотворения. Первая, вторая и шестая строфы написаны трехстопным амфибрахием, остальные — дольником.
Все это придает стихотворению особую мелодичность, напевность. Как отмечает Т.П. Буслакова, «песенная стихия стихотворения не согласуется с его содержательной стороной, что выявляет противоречивость переживаний лирического героя, оказавшегося на переломе эпох.
В своей душе он пытается соединить любовь и ненависть…, прошлое и будущее, сомнение и веру, преданность вечным ценностям и стремление к обновлению.
Его выбор, провозглашенный и обоснованный в стихотворении как естественный исход истории России, сопряжен с непосильным духовным напряжением».
В стихотворении использованы различные средства художественной выразительности: эпитет («неуютная жидкая лунность», «в резвую юность», «в чахоточном свете луны»), инверсию и метафору («Вижу мощь я родной стороны»), олицетворение («Нищету твою видеть больно И березам, и тополям»). На фонетическом уровне находим ассонанс («Волочиться сохой по полям») и аллитерацию («Слушать песню тележных колес»).
Здесь искали:
- неуютная жидкая лунность анализ
- неуютная жидкая лунность анализ стихотворения
- неуютная жидкая лунность
Источник: https://sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-neuyutnaya-zhidkaya-lunnost/
Анализ стихотворения С.Есенина "Неуютная жидкая лунность…"
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально передать.
Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.
Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир.
В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции.
Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но «воспринимал ее по-своему, с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.
Семнадцатый год не принес даже намека на «крестьянский рай» – «Инонию», который поэт воспел в своих стихах.
Есенин начинает проклинать «железного гостя» несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, «деревянную Русь».
Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.
Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается «Неуютная жидкая лунность…».
С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. «Лунность» – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как «неуютная», «жидкая», создают совершенно иной образ.
Новая «лунность» превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими «классическими» образами Есенина. Например, «усохшие вербы», «чахоточный свет луны». В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю.
Но ровно посередине идет четверостишье:
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны
С этих строк начинается гимн прогрессу – «новой жизни». Поэт больше не жалеет об уходящей «деревенской Руси», ведь теперь он «хочет стальною видеть бедную, нищую Русь». Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!»
Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: Не надо рая,
Дайте родину мою».
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/esenin/analiz_stikhotvorenija_s_esenina_quot_neujutnaja_zhidkaja_lunnost_quot/35-1-0-2415
Анализ стихотворения Есенина «Неуютная жидкая лунность…»
Сергей Есенин по праву считается поэтом русского села, так как именно его он воспевает во многих своих произведениях. Однако в последние годы жизни его творчество кардинально изменилось, и связано это было с тем, что Есенин не видел для себя места в новом мире, который казался ему чужим и неприветливым.
Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство.
Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом.
И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на стихи новоявленных поэтов, проповедующих социалистические идеи.
Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической. Крепкие крестьянские хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, а колхозы не в состоянии были обеспечить страну продовольствием в требуемом количестве.
Более того, многие поля попросту не возделывались, и это настолько угнетало Есенина, что у него уже не было никакого желания воспевать красоты родного края. В 1925 году он написал стихотворение «Неуютная жидкая лунность…», в котором высказал все, что наболело.
Однако поэт понимал, что «тележная песня колес», к которой он привык с самого детства, теперь уже является пережитком прошлого. Будучи патриотом своей родины, поэт хотел, чтобы Россия стала по-настоящему сильной и свободной державой.
Есенин отмечает, что «равнодушен я стал к лачугам, и очажный огонь мне мил», подчеркивая тем самым, что цивилизация должна придти не только в города, но и в села, где крестьяне все еще убирают урожай при помощи серпа.
Вместе с тем, поэт понимает, что это именно бедность крестьян является одним из сдерживающих факторов развития не только сельского хозяйства, но и всей страны. К этому моменту Россия все еще остается аграрной державой со слабо развитым промышленным производством.
Но в погоне за достижениями в промышленной сфере уже никто не обращает внимания на то, что именно село в первую очередь нуждается в модернизации.
«Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!», — призывает поэт, считая, что только за счет хороших урожаев страна может избавиться от голода и нищеты.
Сам Есенин убежден, что его роль в становлении нового общества незначительна, так как даже очень яркий литературный талант при отсутствии желания петь дифирамбы новой власти никогда не будет востребован. Более того, поэт считает, что именно творчество превратило его в изгоя, на родине отныне вынужден чувствовать себя, как в гостях.
Но при всем этом Есенин остается истинным патриотом, для которого процветание России является самой большой отрадой. Поэт отмечает, что хочет «стальною видеть бедную, нищую Русь», надеясь на то, что революция, как бы лично он к ней ни относился, все же позволит крестьянам стать полноправными и рачительными хозяевами земли.
Но тот факт, что села по-прежнему приходят в упадок, и потомственные пахари уезжают в город в поисках лучшей доли, не прибавляет Есенину радости. Впрочем, он никого не винит, так как в свое время сам продел путь из Константиново в Москву только ради того, чтобы достичь в жизни чего-то большего.
Однако, по мнению поэта, облегчение крестьянского труда при помощи современной техники могло бы кардинально изменить положение дел. Будущее – за умными машинами, которые Есенин в огромном количестве видел за границей, тайно завидуя французским и американским фермерам, которые не изнуряют себя тяжелым физическим трудом.
Поэтому свое стихотворение поэт заканчивает строчкой: «Ни за что я теперь не желаю слушать песню тележных колес».
Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-s-a-esenina-neuyutnaya-zhidkaya-lunnost.html
Сергей Есенин — Неуютная жидкая лунность: Стих читать онлайн бесплатно
- По дорогам усохшие вербы И тележная песня колес… Ни за что не хотел я теперь бы,
- Чтоб мне слушать ее привелось.
- Равнодушен я стал к лачугам, И очажный огонь мне не мил, Даже яблонь весеннюю вьюгу
- Я за бедность полей разлюбил.
- Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное
- Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно
- И березам и тополям.
- Я не знаю, что будет со мною… Может, в новую жизнь не гожусь, Но и все же хочу я стальною
- Видеть бедную, нищую Русь.
- И, внимая моторному лаю В сонме вьюг, в сонме бурь и гроз, Ни за что я теперь не желаю
- Слушать песню тележных колес.
Анализ стихотворения «Неуютная жидкая лунность» Есенина
Размышления о советской деревне – основная тема стихотворения Сергея Александровича Есенина «Неуютная жидкая лунность». Впервые опубликованное в «Бакинском рабочем», это произведение – очередное прощание поэта со старой Русью.
Стихотворение написано весной 1925 года. Его автору в эту пору 24 года, он путешествует по Грузии, Узбекистану, Азербайджану. В городе Баку он заболел, как поспешно определили врачи, туберкулезом. Однако окончательный диагноз оказался не таким серьезным. По жанру – элегия, по размеру – трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 7 строф. Лирический герой – сам автор.
Композицию можно считать кольцевой: рефрен «тележная песня колес» есть и в начале стихотворения, и в его финале. «Любя, проклинал»: это сложное чувство побудило поэта в 17 лет «вырваться» из села. Равнодушен, не мил, разлюбил: так отзывается поэт о стране березового ситца. Ему «видеть больно» бедность крестьянства.
После поездки в США поэт писал о том, что «разлюбил нищую Русь».
Обращение с призывом в повелительном наклонении: полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям! Поэт хотел бы видеть крестьянина гордым, свободным, богатым. В «каменном и стальном» видит он залог будущей мощи «родной стороны». Дальше начинается противоречие: мне теперь по душе иное.
Но разве в производственном искусстве есть место для души? «В новую жизнь не гожусь»: мотив неприкаянности часто звучит в поздних стихах С. Есенина. Индивидуально-авторские эпитеты, своей уничижительностью напоминающие стилистику В. Маяковского: неуютная жидкая, тоска бесконечных, усохшие, чахоточном.
Сама природа тускнеет в глазах поэта, стыдится соседства с сохой, негодуют даже березы и тополя. Вековой, патриархальный уклад стал смешным для прогресса начала XX века. Но для торжества техники он подбирает двусмысленный эпитет «моторный лай». В глубине души С.
Есенин, как и годом ранее в «Письме женщине», все еще не знает, «куда несет нас рок событий». Повторы: в сонме вьюг, в сонме бурь, ни за что. Последняя строфа похожа почти на заклинание. Поэт словно уговаривает сам себя, что «стальная Русь» — вот ближайшая цель, а дальше разберемся.
«Неуютным» можно назвать и чувство, которое С. Есенин теперь испытывает, наездами появляясь в родном селе. Инверсия: вижу мощь я, видел я.
Из путешествия в Америку 1922 года С. Есенин вернулся под впечатлением от мощи «железа, электричества, гранита». Однако производственный пафос быстро сменился душевным разладом, что отражено в стихотворении «Неуютная жидкая лунность».
Источник: https://www.skazo4ka.ru/sergej-esenin-neuyutnaya-zhidkaya-lunnost-stih/
Размышляя над стихотворением Есенина "Неуютная жидкая лунность…"
Размышляя над стихотворением Есенина «Неуютная жидкая лунность…»
Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую печаль» которых умел он так эмоционально передать.
Главная особенность Есенинского творчества – искренность. Поэт изливает в стихах свои самые сокровенные чувства. Каждое стихотворение – частица самого поэта.
Ранние стихи Есенина изобилуют прекрасными картинами русской природы. В них показана неподдельная радость юноши, открывающего новый, удивительный мир.
В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…», написанном в двадцать пятом году, поэт лишает природу всякого очарования. В ней появляется что-то застывшее, однообразное. Неужели лирический герой здесь – антипод автора? Нет, скорее всего, взгляды Есенина сильно изменились за такой долгий срок. Ведь нельзя забывать о событии, которое изменило жизнь всего народа, о революции.
Есенин поддерживал революцию семнадцатого года, но «воспринимал ее по-своему, с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно». Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь.
Семнадцатый год не принес даже намека на «крестьянский рай» – «Инонию», который поэт воспел в своих стихах.
Есенин начинает проклинать «железного гостя» несущего гибель патриархальному, деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую, «деревянную Русь».
Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего путь от певца патриархальной, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской.
Поездка за границу становится переломом в жизни и творчестве поэта. Вернувшись, он переосмысливает свое отношение к жизни в целом. У него появляется целый ряд стихотворений, в которых он прославляет Россию советскую. Под влиянием этих настроений и создается «Неуютная жидкая лунность…».
С самой первой строки поэт отгораживается от мира прошлого, который для него неразрывно связан с природой, которую он воспевал в течение многих лет. «Лунность» – неологизм, часто используемый Есениным для выделения особых, сверхъестественных красок ночи, – вместе с такими определениями, как «неуютная», «жидкая», создают совершенно иной образ.
Новая «лунность» превращается во что-то близкое, осязаемое и отнюдь не привлекательное. То же самое происходит со многими «классическими» образами Есенина. Например, «усохшие вербы», «чахоточный свет луны». В первой половине стихотворения создается настроение некоторого отчуждения, которое передается и читателю.
Но ровно посередине идет четверостишье:
- Мне теперь по душе иное…
- И в чахоточном свете луны
- Через каменное и стальное
- Вижу мощь я родной стороны
С этих строк начинается гимн прогрессу – «новой жизни». Поэт больше не жалеет об уходящей «деревенской Руси», ведь теперь он «хочет стальною видеть бедную, нищую Русь». Мелодика стиха изменяется. В ней появляется чеканный ритм, выделенный местами аллитерацией:
«Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!»
Есенин искренне переживал за судьбу России, и это стало отличительной чертой всех произведений поэта. Его стихи стали одной из самых ярких страниц истории русской литературы начала XX века. Отошла в прошлое эпоха Есенина но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю, к своему отечеству:
- Если крикнет рать святая:
- «Кинь ты Русь, живи в раю!»
- Я скажу: Не надо рая,
- Дайте родину мою».
Источник: https://doc4web.ru/literatura/razmishlyaya-nad-stihotvoreniem-esenina-neuyutnaya-zhidkaya-lunn.html