Искусство и развлечения 26 августа 2015
Итальянские композиторы известны во всем мире. Один из них — Джакомо Пуччини (фото его представлено ниже). Это автор оперы под названием «Тоска». Именно об этом произведении мы и поговорим сегодня.
Опера «Тоска», краткое содержание которой представлено в этой статье, открывается тремя сокрушительными аккордами. Они всегда используются далее для характеристики Скарпиа. Этот персонаж — зловещий шеф полиции, беспощадный, хотя и утонченный внешне человек.
Он олицетворяет собой реакционные силы Италии. В этой стране в 1800 году Наполеон считался апостолом свободы, что нашло отражение в таком произведении, как опера «Тоска». Краткое содержание продолжается открытием занавеса, означающим начало первого действия.
Начало первого действия
Занавес поднимается сразу же после вступительных аккордов. Зрителю предстает внутренний вид находящейся в Риме церкви Сант-Андреа делла Балле. В одну из ее боковых дверей заходит человек в оборванных одеждах, дрожащий от страха. Это Анджелотти, политический узник, бежавший из заключения. Он скрывается в церкви.
Сестра его, маркиза Аттаванти, под статую Мадонны спрятала ключ от семейной капеллы, в которой и скрывается ее брат. Анджелотти сейчас лихорадочно его ищет. Опера Пуччини «Тоска» продолжается тем, что, этот герой, найдя его, поспешно отпирает дверь капеллы и скрывается в ней.
Он успевает это сделать до того, как входит ризничий с едой и вещами для художника, работающего здесь.
Ризничий приходит к Каварадосси
Ризничий занят своими мыслями. Он говорит о чем-то сам с собой, идя к месту работы художника. Ризничий недоволен, что черты одной из прихожанок проступают в образе святой. Возможно, сам дьявол управляет рукой этого дерзкого живописца.
Вот появляется и сам художник, Марио Каварадосси. Он начинает работать над изображением Марии Магдалины. На мольберте находится картина, законченная наполовину. Каварадосси поет арию «Свой лик меняет вечно».
В ней он сравнивает с чертами своей возлюбленной, Флории Тоски (знаменитой певицы), наброски своего портрета.
Художник обнаруживает беглеца
Ризничий уходит. Художник обнаруживает Анджелотти, который полагает, что церковь пуста и решает выйти из укрытия. Испуг его при виде художника тут же сменяется радостью — они с Марио старые друзья. Художник теперь не оставит в беде беглого узника. Однако разговор их прерывает стук в дверь.
Появление в церкви Флории Тоски
Хотите узнать, чем продолжается опера «Тоска»? Краткое содержание знакомит читателя с дальнейшими событиями. Флория Тоска просит открыть дверь в церковь. Каварадосси, едва заслышав голос женщины, заталкивает обратно в капеллу своего друга, чтобы он спрятался там. Флория входит.
Это изумительно красивая женщина, одетая великолепно. Она, как и большинство других красавиц, легко поддается ревности. Сейчас это чувство возбуждает в ней портрет, который пишет Каварадосси. Она узнает белокурую красавицу. Художнику стоит некоторого труда успокоить свою возлюбленную.
Флория не способна долго сердиться на Марио, и они договариваются после беседы встретиться на вилле художника после вечернего спектакля Флории во дворце Фарнезе. Анджелотти после ее ухода вновь выходит из своего укрытия. Его уводит Каварадосси, для того чтобы спрятать у себя дома.
Шеф полиции ищет беглеца
Сюжет оперы «Тоска» стремительно развивается. Приходят новости о том, что Наполеон потерпел поражение на севере Италии. Священники в церкви ведут приготовления для совершения богослужения по этому поводу. Скарпиа входит в самый разгар его подготовки. Шеф полиции ищет беглого Анджелотти.
Вместе со Сполеттой, своим сыщиком, он находит множество свидетельств того, что именно здесь скрывается беглец. Среди улик эти действующие лица пьесы обнаруживают, например, веер с гербом Аттаванти.
Скарпиа использует его хитроумно для того, чтобы возбудить ревность Флории, к которой пылает страстью.
Богослужение
Богослужение начинается. Большая процессия входит в церковь. Пока звучит в честь победы над Бонапартом Te Deum, Скарпиа стоит сбоку.
Шеф полиции надеется на то, что сможет избавиться от конкурента, и использует для этого ревность Флории. Если удастся его план, Каварадосси окажется на эшафоте, и он получит Тоску.
Перед тем как падает занавес, Скарпиа преклоняет колена в молитве перед кардиналом, но мысли его поглощены дьявольским планом.
Начало второго действия
Во дворце Фарнезе вечером этого же дня отмечается победа над Бонапартом. Звуки музыки доносятся сквозь открытые окна отделения полиции, находящегося тут же, во дворце. Скарпиа в своем кабинете думает о событиях этого дня.
Он посылает со Скьярроне, своим жандармом, записку Тоске, а также получает сообщение от сыщика Сполетты. Тот обыскал дом Каварадосси, однако Анджелотти там не нашел, но видел Тоску.
Сполетта арестовал Каварадосси, который находился во дворце.
Допрос Каварадосси и Тоски
Пока звучит голос Флории, исполняющей сольную партию, ее возлюбленного допрашивают в кабинете Скарпиа, однако безрезультатно.
Когда появляется Флория, Каварадосси успевает ей шепнуть, что шефу полиции ничего не известно, и что ей не следует говорить о том, что она видела у него в доме.
Скарпиа распоряжается увести художника в камеру пыток. Жандармы исполняют этот приказ, а вместе с ними и палач Роберти.
После этого Скарпиа принимается допрашивать Тоску. Женщина сохраняет самообладание, но лишь до тех пор, пока не слышит стоны Каварадосси, доносящиеся из камеры. Не в силах этого вынести, она выдает место, где находится Анджелотти. Это колодец в саду.
Изможденного пытками Каварадосси доставляют в кабинет Скарпиа. Художник сразу же понимает, что его возлюбленная предала его друга. Сразу же после этого приходят новости о том, что Бонапарт одержал победу в Маренго. Каварадосси не может сдержать радости. Он поет песнь, восхваляющую свободу.
Скарпиа приказывает отвести его в тюрьму и казнить на следующее утро.
Убийство Скарпиа
Затем шеф полиции снова начинает коварный разговор с Флорией. Во время этого диалога включается в такое произведение, как опера «Тоска», ария Тоски. Флория поет «Только пела, только любила». Это страстное обращение к музыке и любви — двум силам, которым Тоска посвятила всю свою жизнь. Женщина решается принести себя в жертву ради спасения любимого.
Скарпиа теперь объясняет, что, так как он уже распорядился казнить Каварадосси, следует произвести хотя бы фальшивые приготовления к казни.
Он зовет Сполетту и дает ему необходимые распоряжения, а также выписывает пропуска для того, чтобы Каварадосси и Тоска могли покинуть Рим.
Однако в тот момент, когда Скарпиа поворачивается к ней, намереваясь заключить женщину в свои объятия, Тоска вонзает в шефа полиции кинжал. Оркестр в это время играет три аккорда Скарпиа, но теперь очень тихо.
Флория моет руки, а затем берет пропуска из руки Скарпиа, ставит с обеих сторон от головы убитого по свече и кладет на его грудь распятие. Занавес падает тогда, когда Флория исчезает из кабинета.
Начало третьего действия
Довольно спокойно начинается заключительное действие. Ранняя утренняя песнь в исполнении пастушонка звучит за сценой. Местом третьего действия служит крыша римского замка Сант-Анджело. Именно сюда должен быть приведен для казни Каварадосси.
Ему предоставляется короткое время для приготовления себя к смерти. Это время он использует для того, чтобы написать Тоске последнее письмо. Это очень трогательная сцена, которая предстает зрителям в третьем действии (опера «Тоска»).
Ария «Тоски», которую поет Каварадосси в этот момент, называется «В небе звезды горели».
Страстный дуэт возлюбленных
Затем появляется Флория. Она показывает возлюбленному спасительные пропуска и рассказывает, как ей удалось убить шефа полиции. Страстный любовный дуэт предвкушает счастливое будущее. Затем Тоска говорит, что Каварадосси следует пройти фарс ложной казни, а затем они вместе убегут.
Трагический финал
Входит ведомый Сполеттой расчет. Перед ним встает Марио. Звучит выстрел, художник падает. Уходят солдаты. Флория падает на тело убитого возлюбленного. Она осознает лишь теперь, что Скарпиа обманул ее. Патроны оказались настоящими, и Каварадосси убит.
Рыдая над его трупом, молодая женщина не замечает шагов вернувшихся солдат. Они нашли тело Скарпиа. Сполетта пытается схватить Флорию, однако женщина его отталкивает, взбирается на парапет и бросается вниз с крыши замка.
Солдаты, замершие в ужасе, стоят неподвижно, пока звучит мотив предсмертной арии Каварадосси.
Так заканчивается опера «Тоска». Краткое содержание, изложенное нами, конечно, даже близко не передает всего великолепия этого произведения. Безусловно, стоит по возможности посмотреть его в театре. Итальянские композиторы считаются одними из лучших в мире. Опера, созданная Джакомо Пуччини, в очередной раз доказывает это.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/126885/
Дж.Пуччини. Опера «Тоска»
В 1887 году французский драматург В.Сарду написал для Сары Бернар драму «Тоска». Успех был таким грандиозным, что пьеса выдержала три тысячи представлений – и понравилась она не только французской публике. Эта драма с ее экспрессией и динамичным развитием событий представлялась благодатным материалом для оперной сцены – и в таком качестве в Италии ею заинтересовались трое композиторов: Дж.Верди, А.Франкетти и Дж.Пуччини. Но Дж.Верди замысла этого не осуществил, а издатель Т.Рикорди позаботился о том, чтобы права на создание оперы «Тоска», первоначально полученные А.Франкетти, были переданы Джакомо Пуччини.
Либретто оперы «Тоска» написали Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика. Композитор со всем вниманием отнесся к процессу его создания, следя, чтобы в нем не было внешних эффектов, ставящих под угрозу драматическое развитие.
Например, во втором действии либреттисты предполагали сделать квартет (пытаемый за сценой Каварадосси, Скарпиа, Тоска, Сполетта), но Дж.Пуччини от этого отказался. Ряд корректив в сюжет внесен был с согласия самого В.
Сарду, с которым композитор встречался во Франции в 1899 году: были исключены малозначительные детали, действие упрощалось, становясь предельно динамичным. Лишь одно изменение, предложенное композитором, драматург внести в сюжет не позволил: Дж.
Пуччини хотел сделать финал менее трагическим, сохранив жизнь главной героине, но В.Сарду на это не согласился – и Тоска в финале оперы все-таки погибает.
Но это не историческое полотно, какие создавал Дж.Верди (особенно в ранний период творчества).
Хоровая сцена в опере лишь одна – в конце первого акта, в основном же на сцене живут и действуют конкретные персонажи – сочувствующий республиканцам художник Марио Каварадосси, жестокий и порочный шеф римской полиции Скарпиа и единственная среди героев оперы женщина – певица Флория Тоска, в характере которой сосуществуют и нежность, и капризность, и склонность к ревности, и способность беззаветно любить, и даже отвага. Любовная линия преобладает в опере – даже в уста Скарпиа вкладывается лирическое ариозо. В произведении господствует кантилена – даже когда в вокальной партии преобладает ариозная декламация, широкие мелодии льются в оркестре. Примечательно, что одна из наиболее ярких тем произведения – мелодия ария Каварадосси из заключительного акта – впервые появляется именно в оркестре. Основным драматургическим принципом построения оперы становится диалог, который может быть как единением героев (Тоска и Каварадосси), так и противостоянием (Скарпия и Тоска).
Важную роль в драматургии оперы «Тоска» играют лейтмотивы.
Они соответствуют и действующим лицам (Скарпиа, Тоска), и ситуациям – например, «тема колодца», основывающаяся на целотонном звукоряде – она связывается с гибелью Анжелотти из-за невольного предательства Флории. Лиричной теме заглавной героини противостоит лейтгармония Скарпиа – статичная цепь трезвучий, построенных на ступенях целотонной гаммы.
Работу над оперой «Тоска» Дж.Пуччини завершил в 1899 году. В качестве места премьеры был выбран римский театр «Констанци».
За судьбу произведения композитор был спокоен, пребывая в уверенности, что «все хороши: и импресарио, и оркестр, и певцы, и дирижер». Премьерой дирижировал Л.Муньоне, а заглавную роль исполняла румынская певица Хариклея Даркле.
Именно ей публика обязана появлением прекрасной арии «Vissi d’arte» во втором действии, которую композитор написал по просьбе певицы.
На премьере оперы «Тоска», состоявшейся в январе 1900 года, собралась самая представительная публика: П.Масканьи, А.Франкетти, Ф.Чилеа и другие известные композиторы, члены правительства и даже сама королева Маргарита Савойская.
Спектакль проходил в обстановке весьма неспокойной: премьера едва не была сорвана сообщением о заложенной в театре бомбе, полиции пришлось произвести обыск (правда, бомбы в зале не оказалось).
Вопреки установившейся в Риме театральной традиции, спектакль начался в объявленное время с точностью до минуты – и по требованию опоздавшей части публики пришлось его прервать и начать снова.
Вопреки ожиданиям Дж.Пуччини, реакция римской публики оказалась весьма сдержанной. Подлинный успех ожидал «Тоску» в «Ла Скала», где она была поставлена весной того же года.
Музыкальные Сезоны
Источник: https://musicseasons.org/dzh-puchchini-opera-toska/
Опера
Опера в трех действияхМузыка: Джакомо ПуччиниЛибретто: Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза по одноименной драме В. СардуВозрастное ограничение: 12+Продолжительность спектакля: 3 часаПремьера на сцене театра «Царицынская опера» состоялась 20 декабря 2011 года
История создания
В. Сарду, король французских драматургов, написал «Тоску» специально для Сары Бернар. Она имела огромный успех в роли Флории Тоски, и представления «Тоски» давались, согласно утверждению автора, три тысячи раз.
(Это число, быть может, несколько преувеличено: Сарду утверждал это двадцать лет спустя после премьеры.
) Во всяком случае, эта драма вызвала интерес как возможный источник для либретто не только Пуччини, но также Верди и Франкетти.
Началом работы над оперой «Тоска» следует считать 1896 год. Предварительную работу над либретто (сценарием) вели Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Композитор принимал в этой работе самое активное участие. Но всё же необходимы были согласие и поддержка драматурга.
Как свидетельствуют биографы, разрешение на переработку пьесы в либретто Пуччини получил благодаря личному обаянию и покоряющей силе своей музыки: в ходе беседы с В.Сарду он сыграл отрывки из «Манон» и «Богемы».
На следующей встрече композитор и драматург обсудили подробности оперного либретто. Первоначально Пуччини хотел смягчить финал, отказавшись от гибели Тоски.
Сарду не согласился с этим, но принял ряд других существенных изменений, предложенных композитором и либреттистами. Именно Сарду обратил внимание Пуччини на важный эстетический момент: «Сюжет «Тоски» – римский сюжет.
Это – римская драма. И нам нужна здесь ваша, итальянская мелодия».
В период написания оперы композитор предпринял путешествие в Рим, чтобы изучить древний замок Сант-Анджело (Узником этого замка становится художник Марио Каварадосси); лично послушать тональность колоколов Замка Святого Ангела; проверил точное звучание колокола собора Святого Петра и внес два существенных изменения в текст либретто. Заботясь о динамичном развитии сюжета, он удалил арию, которую должен был исполнять Каварадосси под пыткой, заменив ее квартетом. Осенью 1899 года работа над оперой была завершена. Местом премьеры был выбран Рим.
Существует легенда, согласно которой, во время обсуждения либретто создатели оперы никак не могли прийти к единому мнению относительно финальной катастрофы. Иллика хотел самоубийство Тоски заменить сценой ее сумасшествия.
А Сарду настаивал на том, чтобы главная героиня бросилась с парапета Замка Святого Ангела: ведь неприлично задерживать зрителя сценой сумасшествия в момент, когда он уже понимает, что спектакль вот-вот закончится.
Тогда, согласно легенде, Пуччини открыл на последней странице свою копию либретто и показал сделанную им пометку: «Это ария пальто» – то есть та часть произведения, которую услышат немногие, поскольку большинство уже поспешит в гардероб.
Развеселившись, Сарду признал: «Вы, маэстро, человек театра». Маэстро хорошо разбирался в предпочтениях публики и, за что его часто критиковали, не считал для себя зазорным им следовать.
Пуччини всегда был в первую очередь именно человеком театра. Но это отнюдь не значит, что он не ценил хороший голос. Однажды, планировавшийся на постановку оперы тенор не смог исполнить обязательства по контракту и спеть партию Каварадосси.
Тогда Рикорди послал за одним молодым тенором, у которого – издатель не проявил здесь оригинальности суждений – был «золотой голос». Этим никому тогда не известным певцом был Энрико Карузо.
После того, как Пуччини саккомпанимировал ему в арии «Recondita armonía» («Свой лик меняет вечно»), композитор повернулся на своем стуле у рояля и спросил: «Кто послал вас мне? Бог?».
Премьера «Тоски» состоялась в римском театре «Костанци», 14 января 1900 года. Скорее всего, именно тот факт, что действие происходит в Риме, подвигнул Рекорди на премьеру в этом городе.
Несмотря на неоднозначную реакцию критики (многие находили сюжет чрезмерно брутальным) – первая постановка прошла двадцать раз (!) при переполненном театре. Успех оперы подтвердился два месяца спустя в Ла Скала. Первое представление за пределами Италии состоялась в июне того же года в Буэнос-Айресе; а премьера в Ковент Гарден прошла 12 июля.
В России опера впервые была поставлена в декабре 1900 года в Одессе.
С тех пор прошло ровно 111 лет и вот в годовщину этого знаменательного события опера «Тоска» впервые поставлена в Волгограде.
Краткое содержание
Первое действие
В час, когда двери церкви Сант-Андреа делла Балле еще закрыты для прихожан, благочестие уступает место искусству. Здесь царит живописец Каварадосси. Ризничий, который помогает художнику, потрясен – так изображенная на полотне Магдалина напоминает одну из субботних посетительниц церкви.
Но не кощунство ли воскрешать в образе святой, земную красоту случайной прихожанки? Не дьявол ли управляет рукой дерзкого живописца? Ризничий возмущен, а Каварадосси доволен: значит, сходство действительно схвачено. Он работает с увлечением, время от времени вынимая медальон и любуясь им.
В каких различных проявлениях предстает перед художником красота! У задумчивой прихожанки, что молилась здесь в субботу и послужила моделью для Магдалины, глаза спокойны, как лазурь небес, а вот у певицы Флории Тоски, возлюбленной художника, изображенной на медальоне, взоры – пламя! Думы Каварадосси обращаются к любимой.
Внимание Каварадосси привлекает легкий шум. Художник не знает, что в его отсутствие в церковь проник человек в арестантской одежде и укрылся в капелле маркизов Аттаванти. Решив, что церковь пуста, он выходит из убежища.
Каварадосси узнает пришельца, хотя это и нелегко – так изменился в тюрьме его бывший товарищ Анджелотти, сторонник республики, борец за свободу Рима.
Узнав, что Анджелотти бежал из тюрьмы, Каварадосси предлагает ему помощь и содействие.
В дверь стучат. Анджелотти снова прячется в капеллу. Заметив, что беглец изнурен голодом, Каварадосси подает ему корзину с провизией. И только после этого открывает дверь. Вошедшая Тоска в гневе и замешательстве: с ее Марио кто-то был. Ей даже кажется, что она явственно слышала шелест женского платья…
Но доверчивая, хотя и экспансивная, Флория не способна долго сердиться, а ласки Каварадосси убеждают лучше слов, что художник ей верен. Спектакль сегодня не затянется долго, вечер они смогут провести в их домике. Но что это? Каварадосси рассеян? Не рад свиданию? Вот, казалось бы, в его взоре вспыхнула искра прежней страсти – и снова он озабочен.
Неужели художник впрямь так увлечен своей картиной? Но как хороша женщина, изображенная на ней, глаза – как небо! К своему ужасу, в Магдалине Тоска узнает молодую маркизу Аттаванти: так вот кому она обязана холодностью возлюбленного! И снова Каварадосси стоит большого труда убедить Флорию, что лишь она одна владеет его сердцем.
Тоска уходит успокоенная, лукаво улыбнувшись возлюбленному: неужто у Магдалины лучше, чем у нее, Флории, глаза?
Каварадосси, устремившись к капелле, дружески жмет руки Анджелотти. Они обсуждают, что делать дальше. В церкви беглецу оставаться нельзя.
Лучше всего, считает Каварадосси, захватив спрятанное в капелле женское платье – оно приготовлено для Анджелотти его сестрой, маркизой Аттаванти, соучастницей побега, – пройти глухой тропинкой в домик, предназначенный для тайных свиданий художника и Тоски. На случай погони там можно спрятаться в колодце.
В этот миг, как грозное предупреждение об опасности, за церковными стенами слышится выстрел тюремной пушки: бегство раскрыто! Друзья спешат покинуть храм.
Поэтому ризничий, имевший умысел огорчить художника известием о разгроме Бонапарта, которому, как догадывается монах, живописец сочувствует, – никого не застает. Приходится поделиться новостью с шумной компанией певчих и мальчиков-учеников, заполнивших церковь.
Рассказ ризничего о предстоящем празднестве в палаццо Фарнезе, где кантату в честь победы будет петь знаменитая Тоска, занимает певчих постольку, поскольку есть возможность получить за службу двойную плату.
Они веселятся, не обращая внимания на набожного ризничего, оскорбленного этим не подобающим случаю легкомыслием. Церковник обескуражен и зол. Тут появляется начальник полиции – известный своей жестокостью барон Скарпиа.
С ним – полицейский Сполетта и несколько жандармов.
Скарпиа требует начинать службу. Певчие ходят. Удалился было и ризничий, но начальник полиции, задержав его, приступает к делу: из тюрьмы бежал опасный преступник. По-видимому, он спрятался в церкви, в капелле Аттаванти. Вот, кстати, она открыта… Однако капелла пуста, птичку спугнул пушечный выстрел…
Единственная добыча преследователей – веер с гербом Аттаванти, забытый беглецом. Но Скарпиа не из тех, кто от неудачи впадает в растерянность. Его зоркий глаз подмечает все.
И то, что на картине в виде святой изображена маркиза Аттаванти, и то, что корзина для еды, принадлежащая смутьяну и безбожнику Каварадосси, пуста, хотя художник, по словам ризничего, только что отказался закусить. Ясно, от кого беглец получил помощь!
В дверях церкви показывается Флория Тоска. Коварный Скарпиа решает разжечь в певице ревность, выведав у нее все, что она знает. Он намекает молодой женщине на любовную связь Каварадосси с маркизой Аттаванти. Улики налицо: картина, забытый веер с гербом…
Обезумев от горя, Тоска решает искать своего неверного возлюбленного и его даму. Барону только этого и надо. По следу Тоски он направляет жандармов. Оставшись один, Скарпиа предается затаенной мечте – добиться любви красавицы Тоски.
Она будет ему принадлежать!
Второе действие
Барон в своем кабинете, расположенном в верхнем этаже палаццо Фарнезе. На дворе темная, душная ночь. Может быть, поэтому так встревожен Скарпиа? Жандарм Шаррроне распахивает окно. С нижнего этажа доносятся звуки оркестра – это королева празднует победу над Бонапартом.
Скарпиа велит Шарроне, как только приедет Тоска, провести ее в кабинет. А пока – пусть войдет верный Сполетта и доложит о поимке преступника. Но почему он приближается так робко? Оказывается, Анджелотти в домике не оказалось… Зато схвачен Каварадосси, который наверняка спрятал дружка.
Палач Роберти заставит его заговорить.
Вводят Каварадосси. Начинается допрос. Художник держится мужественно. Скарпиа и его сообщники начинают терять терпение, но тут входит Флория. Она бросается к Каварадосси и слышит: молчи! Художника тут же уводят.
В кабинете — Тоска, Скарпиа и Сполетта. Тоска удивлена и взволнована происходящим. Скарпиа искусно начинает разговор. Он знает, что мысли ее заняты Каварадосси, – речь идет о нем.
Значит, в домике он был один? По мнению Тоски, в этом не может быть сомнений. Скарпиа осторожно намекает, что художника пытают.
Тоска не хочет в это верить,но за стеной слышен стон ее возлюбленного… В беспамятстве Флория готова на все, лишь бы прекратили пытку!
Но голос Каварадосси за стеной умоляет ее: молчи! Тоска мечется, переходя от просьб к проклятьям, от мольбы к безумию. И наконец, услышав нечеловеческий крик любимого, теряя последние остатки воли, выдает тайну. Она называет мучителям место, где спрятался беглец: в колодце возле сада.
Каварадосси вновь рядом с ней: стражники внесли его в кабинет и, обессиленного, положили на диван.
Первые слова Тоски – о любви. Первая мысль Каварадосси – о долге. Не выдал ли он друга в беспамятстве? Тоска успокаивает любимого. Но зловещий Скарпиа начеку. Он громко отдает приказание Сполетте: к колодцу! Каварадосси понимает все. С проклятьем отталкивает он Флорию. В его душе нет места любви, в ней – гнев и ярость. Между тем слезы Флории, ее отчаяние, гнев лишь разжигают страсть барона.
Гнусное предложение Скарпиа вызывает у Тоски негодование. Сообщение о казни Каварадосси на рассвете, решает дело: измученная Тоска согласна…Но прежде всего она требует свидания с Каварадосси. Затем, барон должен обещать, что художника «казнят» холостыми выстрелами. И наконец, ей и Марио необходим пропуск, чтобы они могли спокойно покинуть Рим. Скарпиа любезно исполняет все ее требования.
Тоска замечает лежащий на столе нож и когда Скарпиа направляется к ней, раскрыв объятия, Флория вонзает нож ему в грудь: «Тоска крепко целует!»… Из бессильной руки начальника полиции Флория берет пропуск и тихо выходит из кабинета.
Третье действие
Суров и неприступен тюремный замок Сант Анджело.
Светает. Слышится песня пастуха. Группа солдат сопровождает Каварадосси к месту казни. Жить ему остался час, и он просит тюремщика о последней услуге – передать весточку любимой. Художник принимается за письмо и останавливается, охваченный воспоминаниями…
Когда на площадке высокой башни появляется Тоска, он но верит своим глазам. Потрясенный художник видит пропуск, слышит рассказ о смерти Скарпиа, о продуманном и подготовленном бегстве. Каварадосси поражен мужеством любимой: эти руки, которые умели помогать бедным и выращивать цветы, – и вдруг нож, убийство!..
Но впереди у обоих счастье.
Только бы поскорее пережить эту нелепую комедию с расстрелом. Тоска полушутя-полусерьезно уговаривает художника осторожнее падать в момент холостого выстрела.
Конвой уводит Каварадосси. Тоска следит за ними издали. Гремит залп. Тоска довольна: ее Марио сыграл отлично. Едва шум солдатских шагов стихает, она бежит к любимому… Он мертв!
Источник: https://tzaropera.ru/repertoire/opera/29-toska
Тоска (опера) — это… Что такое Тоска (опера)?
«То́ска» (итал. Tosca) — опера Джакомо Пуччини, одна из самых репертуарных в театрах мира. Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакоза по одноимённой драме Викторьена Сарду (1887). Премьера состоялась в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года.
Действующие лица
Флория Тоска, знаменитая певица | сопрано |
Марио Каварадосси, художник | тенор |
Барон Скарпиа, шеф полиции Рима | баритон |
Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики | бас |
Ризничий | бас |
Сполетта, полицейский агент | тенор |
Шарроне, другой агент | бас |
Тюремщик | бас |
Пастух | альт |
Кардинал, судья, Роберти (палач), писарь, офицер, сержант, солдаты, стражники, полицейские, кавалеры, дамы, народ |
История создания
Пьеса «Тоска» была написана В. Сарду специально для Сары Бернар, и актриса имела в ней огромный успех. Премьера состоялась 24 ноября 1887 года в парижском театре Порт-Сен-Мартен. Пуччини увидел пьесу в миланском театре Filodrammatico.
В письме от 7 мая 1889 года композитор поручает своему издателю Джулио Рикорди провести все необходимые переговоры, чтобы получить разрешение Сарду на написание по его произведению оперы. Интерес как источник для либретто пьеса возбудила также у Верди и Франкетти. Последний и получил права на написание оперы и даже начал работу.
Однако, благодаря Рикорди, в конечном счёте эти права перешли к Пуччини. К новому проекту композитор обратился в первый раз 1895 году во время короткого перерыва в работе над партитурой «Богемы». К Л. Иллике (1859—1919), писавшему либретто ещё для Франкетти, присоединился Дж. Джакоза (1847—1906).
13 января 1899 года в Париже Пуччини встретился с Сарду и получил его согласие на использование пьесы. Позднее композитор согласовал с автором драмы и некоторые изменения в сюжете. Пуччини настоял на том, чтобы были убраны все второстепенные детали, сюжет предельно упрощён, а действие максимально ускорено.
Премьера состоялась в римском Театро Костанци 14 января 1900 года. Партии исполняли: Хариклея Даркле (Тоска), Эмилио де Марчи (Каварадосси), Эудженио Джиралдони (Скарпиа), Руджеро Галли (Анчелотти), дирижировал Леопольдо Муньоне.
В зале присутствовали: королева Маргарита, президент итальянского Совета министров Луиджи Пеллю, министр культуры Баччелли, Пьетро Масканьи, Франческо Чилеа, Франчетти, Джованни Сгамбатти. Поначалу опера была принята без восторга.
Её упрекали в неоригинальности мелодических идей, повторяющих предыдущие находки Пуччини, в натурализме, особой критике подверглась сцена пыток.
17 марта 1900 года премьера оперы прошла в Ла Скала. Дирижировал Артуро Тосканини, партию Тоски исполняла Даркле, Скарпиа — Джиралдони, Каварадосси — Джузеппе Борджатти.
Содержание
Согласно либретто, действие оперы происходит в июне 1800 года. Даты, указанные Сарду в его пьесе, более точны: день, вечер и раннее утро 17 и 18 июня 1800 года.
Действие оперы происходит на фоне следующих исторических событий. Италия долго представляла собой ряд независимых городов и земель, в центре страны находилась Папская область.
В 1796 году французская армия под командованием Наполеона вторглась в Италию, вошла в Рим в 1798 году и установила там республику. Республика управлялась семью консулами; один из этих консулов, Либеро Анджелуччи, мог быть прототипом Чезаре Анджелотти.
Защищавшие республику французы в 1799 оставили Рим, который был оккупирован войсками Неаполитанского королевства.
В мае 1800 года Наполеон снова ввёл войска в Италию, а 14 июня его армия встретилась с австрийской в битве при Маренго.
Главнокомандующий австрийцев Мелас, будучи уверенным в своей победе, послал гонца в Рим, однако Наполеон к вечеру получил подкрепление и сумел одержать победу, и Меласу пришлось послать второго гонца вслед за первым.
После этих событий неаполитанцы ушли из Рима, и французы на четырнадцать лет завладели городом.
Действие первое
Анджелотти, бежавший из заключения республиканец, находит убежище в римской церкви Сант-Андреа-делла-Валле. Он прячется в капелле Аттаванти, ключ от которой под статуей Мадонны оставила его сестра, маркиза Аттаванти. Не замечая беглеца, в церковь входит ризничий, который приносит еду для работающего здесь художника Марио Каварадосси.
За ризничим появляется сам Марио: картина с образом Марии Магдалины закончена лишь наполовину. Каварадосси поет арию Recondita armonia, где сравнивает облик своей возлюбленной, певицы Флории Тоски, с чертами святой. Ризничий оставляет Марио. Анджелотти, думая, что в церкви никого нет, выходит из капеллы и встречает Каварадосси, своего старого друга.
Их беседа прервана стуком в дверь: Флория Тоска требует, чтобы ей открыли. Анджелотти снова прячется. Входит Тоска. Ревнивой красавице кажется, что на портрете Марио изобразил её соперницу. Каварадосси успокаивает её подозрения, и они договариваются встретиться вечером у него, после того, как Тоска выступит во дворце Фарнезе. Флория уходит.
Каварадосси вместе с Анджелотти также покидают церковь — художник решил спрятать друга у себя дома.
В это время в Рим приходит известие о поражении Наполеона на севере Италии. По этому случаю в церкви готовятся к торжественному богослужению. Появляется Скарпиа, шеф полиции, влюблённый в Тоску.
Вместе с сыщиком Сполеттой он обнаружил доказательства того, что Анджелотти прячется здесь.
Одна из улик — веер с гербом Аттаванти, который Скарпиа использовал, чтобы разбудить ревнивые подозрения Тоски.
Во время богослужения в церковь входит множество людей. Пока в честь победы над Наполеоном звучит Te Deum, Скарпиа остаётся в церкви, он целиком поглощён коварным планом отправить своего соперника Каварадосси на эшафот.
Действие второе
Дворец Фарнезе. В этот же вечер здесь отмечается победа над французами. Скарпиа в своём кабинете в отделении полиции, которое находится во дворце, слышит отдалённые звуки музыки и размышляет о случившемся за день. С жандармом Скьярроне он посылает записку Тоске.
Сполетта обыскал дом Каварадосси, не нашёл там Анджелотти, но застал там Тоску. Каварадосси арестован и приведён во дворец. Его допрос прошёл безрезультатно. Появляется Тоска и Каварадосси успевает тайком сказать ей, что должна молчать о том, что видела у него дома.
Скарпиа отправляет художника в камеру пыток.
Скарпиа допрашивает Тоску. Она спокойна, но лишь до той минуты, пока не слышит из камеры крики истязаемого Каварадосси. В отчаянии она выдает убежище Анджелотти — он прячется в садовом колодце.
Каварадосси снова приводят в кабинет Скарпиа. Он понимает, что Тоска всё рассказала. Неожиданно приходит известие о победе Наполеона в Маренго. Каварадосси не скрывает своей радости.
Скарпиа отдаёт приказание казнить его на следующее же утро.
Ради спасения возлюбленного Тоска соглашается принести себя в жертву. Скарпиа убеждает её, что должен создать видимость приготовлений к казни Каварадосси.
Он отдаёт Сполетте необходимые распоряжения и одновременно выписывает пропуска для Тоски и художника, чтобы они могли бежать из Рима.
Однако, когда Скарпиа поворачивается к ней, чтобы обнять, Тоска наносит ему удар кинжалом. Она спешно покидает дворец, унося с собой пропуска.
Действие третье
Площадь тюрьмы Сант-Анджело. Каварадосси выводят на тюремную крышу, здесь он будет казнён. Он пишет последнее письмо Тоске. Звучит ария Каварадосси E lucevan le stelle. Неожиданно появляется Флория. Она рассказывает об убийстве Скарпиа, показывает возлюбленному пропуска и сообщает ему, что казнь будет ложной. Флория и Марио уверены, что они спасены.
Появляются солдаты во главе со Сполеттой. Каварадосси спокойно встает перед ними. Выстрелы, Марио падает, солдаты уходят. Только теперь Тоска понимает, что она была обманута Скарпиа: патроны были настоящими, и Каварадосси мёртв. Обезумевшая от горя женщина не слышит, что солдаты вернулись. Смерть Скарпиа обнаружена, Сполетта пытается задержать Тоску. Она бросается с крыши замка вниз.
Случаи переделки либретто
Переделка либретто «Тоски» в оперу «В борьбе за Коммуну»
В Советском Союзе в первые годы после революции, «Тоска» Дж. Пуччини получила новое название «В борьбе за Коммуну». Либретто создали Н. Виноградов и С. Спасский. Действие происходило в Париже в 1871 году. Главной героиней стала русская революционерка Жанна Дмитриева. Её возлюбленным был Арлен, коммунар. Его соперником — Галифе, начальник версальских войск.
Избранные записи
(солисты даются в следующем порядке: Тоска, Каварадосси, Скарпиа)
- 1938 — Дир. Оливеро де Фабритиис; солисты: Мария Канилья, Беньямино Джильи, Армандо Борджиоли.
- 1953 — Дир. Виктор де Сабата; солисты: Мария Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Тито Гобби.
- 1957 — Дир. Эрих Ляйнсдорф; солисты: Зинка Миланова, Юсси Бьёрлинг, Леонард Уоррен.
- 1959 — Дир. Франческо Молинари-Праделли; солисты: Рената Тебальди, Марио дель Монако, Джордж Лондон.
- 1960 — Дир. Фульвио Вернуцци; солисты: Магда Оливеро, Альвинио Мишано, Джулио Фьораванти
- 1962 — Дир. Герберт фон Караян; солисты: Леонтин Прайс, Джузеппе Ди Стефано, Джузеппе Таддеи.
- 1966 — Дир. Лорин Маазель; солисты: Биргит Нильсон, Франко Корелли, Дитрих Фишер-Дискау.
- 1978 — Дир. Никола Решиньо; солисты: Мирелла Френи, Лучано Паваротти, Шерил Милнс.
- 1990 — Дир. Георг Шолти; солисты: Кири Те Канава, Джакомо Арагал, Лео Нуччи
Литература
- Ashbrook W. The operas of Puccini, London, 1985.
- Csampai A., Holland D., Giacomo Puccini: Tosca. Texte, Materialien, Kommentare hrsg. Reinbek, 1987.
- Jürgen Maehder, Stadttheater Bern 1987/88.
- Krause E. Puccini, Leipzig, 1985.
Ссылки
- Краткое содержание
- Полное либретто оперы «Тоска»
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/229221
Опера Пуччини «Тоска»
Премьера этой оперы (пятой по счету в творчестве Пуччини) состоялась в римском театре «Констанца» 14 января 1900 года. Оценки были весьма противоречивы. «Тоску» с энтузиазмом приветствовали сторонники веристского направления.
Другие упрекали ее в натурализме, дешевом мелодраматизме, «веристских крайностях», в излишней «брутальности» содержания.
17 марта 1900 года премьера «Тоски» с огромным успехом прошла на сцене театра «Ла Скала» под управлением Артуро Тосканини.
Самому Пуччини сюжет «Тоски» был очень дорог как итальянцу. В ней говорится об Италии, страдающей и борющейся за свободу. Действие происходит в Риме в 1800 году [1]. В основе либретто (Дж. Джакоза, Л. Иллика) – современная драма французского писателя Викторьена Сарду, написанная для знаменитой актрисы Сары Бернар.
Художник Марио Каварадосси прячет в своем доме бежавшего из тюрьмы республиканца Анжелотти. В эту тайну посвящена только возлюбленная Каварадосси, певица Флория Тоска.
Начальник полиции Скарпья арестовывает художника и подвергает его жестоким пыткам. Тоска, находящаяся в соседней комнате, не выдерживает и выдает Скарпья то место, где прячется беглец. Однако вместо обещанного помилования Каварадосси заключают под стражу.
Скарпья, охваченный любовной страстью к Тоске, предлагает ей сделку: жизнь и свобода Каварадосси взамен ее любви. В случае отказа Каварадосси ждет казнь. После мучительных колебаний Тоска принимает это условие. Скарпья обещает, что сцена казни Каварадосси будет разыграна «для вида», патроны будут холостыми.
Когда Скарпья подходит к Тоске, чтобы заключить ее в объятия, она закалывает его ножом. Скарпья умирает, но его обещание оказывается обманом: во время казни Каварадосси погибает на глазах у Тоски. Она в отчаянии бросается с парапета тюремной башни на камни мостовой.
«Тоска» – произведение подлинно трагедийного плана, в отличие от «Богемы» она характеризуется ярко выраженной конфликтностью. Здесь многое напоминает великого Верди [2], стилистику таких опер, как «Трубадур», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло»:
- свободолюбивый пафос, трагедийный накал, яростная борьба антагонистических сил;
- масштабность большой оперы;
- гибкость и свобода оперных форм, основанных на сквозном развитии;
- естественное слияние симфоничности и вокальной кантилены.
Силы действия и контрдействия в «Тоске» четко разграничены. На одном полюсе драмы – тиран Скарпья, начальник полиции, ставший неким символом порабощенной Италии. В его музыкальном портрете есть несомненная связь с образом вердиевского Яго.
На другом полюсе – Тоска и Каварадосси, их любовь. Из всех опер Пуччини чувство любви именно в «Тоске» нашло наиболее полное, по-итальянски щедрое выражение.
Преобладание любовной линии, лирическая направленность становится отличительной особенностью драматургии оперы (даже Скарпья поет лирическое ариозо).
Кантиленное начало пронизывает всю музыку оперы, включая оркестровую ткань. Более того, именно оркестр нередко берет на себя ведущую мелодическую функцию. В качестве примера можно привести трогательную молитву Тоски из II действия.
Эта ария воочию раскрывает один из творческих секретов композитора: слушателя всё время не покидает впечатление плавной, широкой кантилены, а между тем вокальная партия строится на ариозной декламации с длительными «стояниями» на одном звуке.
Всё дело в оркестре, его непрерывно льющейся мелодии.
Характерно, что именно в оркестре впервые возникает одна из самых ярких тем оперы – мелодия знаменитой арии Каварадосси из последнего действия.
По сравнению с изысканным оркестровым стилем «Богемы» партитура «Тоски» отличается более сочной, густой манерой. Возрастает роль меди, сумрачных тембров низких струнных инструментов.
Основная оперная форма «Тоски» – диалог. Начиная с момента роковой встречи Каварадосси с Анжелотти, вся опера развивается на основе конфликтов, столкновений, борьбы, или, напротив, тесного единения двух действующих лиц. Таким образом, принцип диалога становится основным драматургическим принципом «Тоски».
Более разнообразной, богатой становится в «Тоске» лейтмотивная система. Наиболее активному разработочному развитию подвергается лейтмотив Скарпья – последовательность мажорных трезвучий (В–As–E).
Он становится источником целого ряда аналогичных тем, определяющих ее мрачно-трагическую атмосферу оперы.
Противостоящие ему светлые лирические темы (лейтмотив Тоски, лейтмотив любви) сохраняют устойчивость и цельность.
Наряду с лейтмотивами главных героев (Тоски, Скарпья) появляются характерные для Пуччини «мотивы ситуаций». Такова тема зловещих предчувствий в сцене допроса Каварадосси, «тема решения» Тоски перед убийством Скарпья в финале второго действия, зловещая целотонная «тема колодца», связанная с невольным предательством Тоски и гибелью Анжелотти.
Для убедительной передачи атмосферы папского Рима Пуччини специально ездил в Рим послушать утренний колокольный звон окрестных церквей. Для партии Тоски (единственной женской партии во всей опере) он отыскал канцону на романском диалекте.
Источник: https://musike.ru/index.php?id=116
Тоска
Церковь Сант-Андреа в Риме Сюда из последних сил добрался бежавший из заключения бывший консул Римской республики, а ныне политический преступник Анджелотти. Он прячется в капелле своей сестры маркизы Аттаванти. Художник Каварадосси работает над изображением Марии Магдалины.
Ризничий возмущен тем, что она становится похожей на одну из прихожанок. Каварадосси отрицает сходство: в мыслях его одна лишь Тоска, ничьи другие черты не могут появиться под его кистью. После ухода Ризничего из капеллы показывается Анджелотти.
Он знаком с художником и доверяет ему, а потому обращается с просьбой о помощи. Услышав голос Тоски, он прячется снова. Певица замечает сходство Магдалины с маркизой Аттаванти. Это сходство вызывает у Тоски взрыв ревности, но художнику удается ее успокоить.
Тоска уходит, а Каварадосси предлагает беглецу спрятаться в его доме. Слышен пушечный выстрел, извещающий о том, что побег раскрыт. Мужчины спешат уйти.
Начинается торжественная служба. Среди молящихся появляются шеф полиции Рима Скарпиа и полицейский агент Сполетта. Их интересует капелла Аттаванти, где они, рассчитывая найти следы беглеца, обнаруживают веер, забытый маркизой, и пустую корзину из-под еды.
Увидев возвратившуюся в церковь Флорию Тоску, которая надеялась снова встретиться с любимым, Скарпиа решает использовать ее в своих целях. Он искусно разжигает ревность Флории.
Когда же она бросается вон из церкви, Скарпиа посылает за ней полицейских агентов в расчете на то, что разъяренная Тоска приведет их к тайному убежищу художника.
Палаццо Фарнезе В своем кабинете Скарпиа ждет известий от агентов. Его ожидания оправдались лишь наполовину: Тоска действительно привела их к Каварадосси, и тот схвачен, но Анджелотти найти не удалось. Скарпиа надеется пытками вырвать у художника правду, а Тоску приказывает привести к нему в кабинет.
Шеф полиции сам начинает допрашивать Каварадосси, но его усилия тщетны. Появившейся Тоске художник успевает шепнуть, что тайна должна быть сохранена во что бы то ни стало. Его уводят на пытку. Стоны и крики любимого лишают Флорию самообладания, и она открывает секрет тайника в саду. По приказу Скарпиа пытку прекращают.
Измученного Каварадосси жандармы швыряют к ногам Тоски. Он слышит распоряжение шефа полиции, из которого становится ясно, что тайна раскрыта. Художник проклинает Тоску. Скарпиа велит увести его и назначает на утро казнь.
В ответ на мольбы Тоски он предлагает спасти жизнь Каварадосси: если певица согласится принадлежать ему, то в Каварадосси во время казни будут стрелять холостыми патронами. В присутствии Тоски шеф полиции демонстративно отдает приказ, а затем пишет пропуск для нее и Каварадосси, чтобы они могли покинуть Рим.
И Тоска не догадывается, что Скарпиа не собирается выполнять свое обещание спасти жизнь Каварадосси. Однако, когда он пытается овладеть Тоской, она, защищаясь, невольно его убивает. С ужасом глядя на труп Скарпиа, певица осторожно высвобождает из мертвой руки заветный пропуск и выскальзывает из дворца.
Верхняя площадка замка Сант-Анджело Здесь ждет расстрела Каварадосси. Вбегает Тоска и возбужденно рассказывает, что казнь будет мнимой. Марио лишь должен получше притвориться, чтобы солдаты ничего не заподозрили, а потом они смогут ехать. Входят солдаты. Залп – и художник падает. Тщетно взывает к нему Флория. Понимая, что он мертв, Тоска бросается с парапета вниз.
Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/tosca
Тоска, фильм-опера с Корелли
Об этой фильме я много слышал от совершенно разных людей, и видел упоминания в статьях. Видел также фрагменты. Сопротивлялся, по разным причинам.
Во-первых, я слышал «Тоску» с Корелли в роли Каварадосси в записи, шестидесятых годов, из Милана (если не ошибаюсь), и был возмущен до глубины души кривлянием исполнителя и потаканием этому кривлянию дирижера.
Помимо наглого замедления (еще хуже чем у Караяна и Леолентин Прайс) всего и вся в партитуре, Корелли дважды (!!) исполнил на бис арию из третьего акта. Нет, я понимаю, что господа миланцы (если это был Милан, не поручусь) пришли в театр слушать Корелли, а не Пуччини.
Я не против такого подхода в принципе, потому что чем бы дитя не тешилось, а только бы за билет платило, т.е. опере нужны деньги. Но на данной постановке у исполнителей и зрителей просто повылетали тормоза. Это был уже не просто плохой вкус, а откровенная пошлость это была.
Несколько слов о «Тоске». На статус «самой совершенной оперы на сегодняшний день» претендуют несколько опусов. Есть «Риголетто», есть «Лоэнгрин», и есть «Пиковая Дама». У их авторов есть и еще шедевры. Но к совершенству подошли близко именно эти опусы.
Но у этих опер есть недостатки, досадные, типа — «А это ты зачем сюда вставил? Торопился? Или лень было написать хорошо?» — абсолютно вставные-проходные музыкальные моменты, мешающие оперному действию. В «Риголетто» есть к примеру совершенно пустая ария Герцога из второго акта.
Орет чего-то, орет, страдает, а толку решительно никакого от музыки, пустая музыка. В «Лоэнгрине» есть несколько дурацких моментов (музыкальных), особенно во втором акте.
(Вообще Вагнер грешил этим — вагнеристы подтвердят — в «Кольце» есть ОЧЕНЬ много нудного и совершенно лишнего не только музыкально, но даже драматургически. Хрестоматийный пример — загадки Вотана-Странника, исполняющие роль «краткого содержания предыдущих серий»).
В «Пикухе» недостаток один — слишком нежная партитура. Чуть дирижер начинает проявлять «творчество», совсем слегка — моментально всё разваливается на составные, запаса прочности нет совершенно.
Посему, на мой взгляд, опере «Тоска» на данный момент больше всех остальных подходит статус «самая совершенная». Ни одной лишней ноты нигде, и запас прочности немалый. То бишь, портят конечно. Но что-то от Пуччини почти всегда остается в постановке.
В этой связи — фильм с Корелли — очень даже ничего. Несмотря на отвратительный звук, напоминающий скорее тридцатые, чем пятидесятые, годы двадцатого века. Оркестр — как ржавая шарманка звучит. Вроде бы все по либретто, хотя в ключевых моментах проявляется бюрократическая (иначе не назовешь) тупость режиссера.
К примеру, когда в конце второго акта Тоска выходит из кабинета Скарпиа, и в музыке — открывание и закрывание двери, крупным планом зачем-то показывают герб над дверью с рассыпанным по нему букетом флер-де-ли. В сцене расстрела, когда Тоска вскрикивает «Какой артист!», показывают не ее, а слащавое лицо якобы мертвого Корелли.
Потом крупным планом показывают его толстые бедра.
Вообще опере вредит крупный план. По многим причинам, вовсе не последняя из которых — возраст исполнителей. Петь можно до позднего возраста, на сцене возраст не шибко виден — именно потому, что далеко, и грим наличествует. Но режиссеры этого не понимают.
Но в общем ничего. Мне chumanew порекомендовала. Еще одна интересная черта у вагнеристов — честные. Не умеют кривить душой.
А, да, для новичков — не смотрите и не слушайте. И другие исполнения тоже не слушайте. Где-то в трекерах есть исполнение «Тоски» с Доминго, там мои субтитры. Без абсолютного понимания текста, кое могут русским слушателям дать ТОЛЬКО ЛИШЬ мои субтитры, опера «Тоска» — просто местами красивое музыкальное нечто. К людям бывалым, знающим итальянское либретто наизусть, не относится.
Источник: https://texasec.livejournal.com/114430.html