Характеристика и образ лизы бричкиной в рассказе а зори здесь тихие

В 1969 году советский журнал «Юность» опубликовал повесть «А зори здесь тихие…».

Автор, Борис Васильев, рассказывал о нелегкой судьбе пяти девушек, стоявших на защите Родины во время Великой Отечественной войны.

Фильм, снятый Станиславом Ростоцким, вдохнул жизнь в эти образы, представив юных зенитчиц на экране. Лента, описывающая подвиг, на который шли люди, жертвуя собственной жизнью, – одна из лучших картин о войне.

История создания

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихиеПисатель Борис Васильев

Борис Васильев – писатель, знавший о тяготах военного времени не понаслышке. Он отправился на фронт в 17 лет добровольцем. В написанных произведениях автор описывает реальные истории, которые можно было услышать на передовой. Васильев воспевал храбрость и отвагу простого народа, вставшего на защиту страны, не побоявшись сильного противника. Его перу принадлежат книги «Завтра была война», «В списках не значился», благодаря которым поколения потомков узнают, с какими трудностями пришлось столкнуться их прадедам.

В 1971 году «Театр на Таганке» представил публике премьеру спектакля, главными героинями которого стали Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак.

«А зори здесь тихие…»

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихиеИллюстрация к повести «А зори здесь тихие…»

Лиза Бричкина оказалась одной из тех смелых женщин, которые не побоялись выступить против фашистов. Биография зенитчицы непроста. Отец работал лесником и прививал дочери знания о природе и окружающем мире. Мать тяжело болела и требовала постоянного присмотра. Терпению и пониманию научил уход за ней, легший на плечи девочки в раннем детстве. Семья жила вдалеке от полноценного общества, поэтому Лиза росла скромным и застенчивым ребенком. Она умело управлялась с хозяйством, не чураясь тяжелого труда и помогая родителям.

Дом всегда был чист, скотина накормлена, а девочка успевала составлять компанию отцу на службе.

Жизнь Лизы заключалась в постоянных бытовых задачах и в ожидании того, что совсем скоро все должно измениться. Живая и энергичная девочка, она не унывала и не пасовала перед сложностями.

Смерть матери в 1941 году изменила ход событий. Отец сильно запил, а на плечи Лизы легла ответственность за родителя.

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихиеЛиза Бричкина

Встретившийся ей до войны охотник понял, в чем заключается беда подростка. Он пообещал помочь Бричкиной в организации новой жизни. Рассказал о техникуме, отметил ее перспективы. Кровопролитные сражения встали между Лизой и светлым будущим, когда на русскую землю вступили фашисты. Девушка оказалась в рядах женской зенитной части, в гарнизоне Васкова.

Крепкая, воспитанная в неустанном труде, не изнеженная хорошим обращением и комфортными условиями жизни, девушка быстро приспособилась к фактам, перед которыми ее поставила война. Как воплощение русской женщины, Лиза обаятельна. Ее формы и внешность располагали, а длинная коса была дополнением прелестного образа, который полюбился старшине.

Юная толковая девушка моментально влюбилась в него. Ее чувство не вызвало насмешек, потому что девушка была так естественна в проявлениях, что ее нежность выглядела благородно. Каждое задание старшины она выполняла с особым трепетом.

Когда девушку отправили за подмогой, ей пришлось переходить болото. Тягучие воды утянули ее в трясину. Умирая, Лиза не переставала верить в то, что наступит завтра, в котором все будет прекрасно.

Экранизации

В 1973 году режиссер Станислав Ростоцкий своим фильмом «А зори здесь тихие…» отблагодарил медсестру, спасшую ему жизнь. Ленту номинировали на «Оскар». Женский коллектив, исполнивший главные роли в кинокартине, удостоен Государственной премии СССР.

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихиеЕлена Драпеко в фильме «А зори здесь тихие»

Подбирая исполнительницу на роль Лизы Бричкиной для своего фильма, Станислав Ростоцкий отдавал предпочтение неизвестным артисткам. Елена Драпеко на тот момент училась на третьем курсе института. Характеристика внешности актрисы была далека от той, что описывал автор литературного произведения. Да и сама девушка мечтала сыграть Риту Осянину или Женю Комелькову.

После первых съемочных дней стало понятно, что Драпеко – не та, кого режиссер хотел видеть в образе Лизы Бричкиной. Вместо боевой энергичной девушки появилась утонченная барышня, чего Ростоцкий не ожидал.

Он хотел отстранить исполнительницу от проекта, но вмешалась супруга. Нина Меньшикова заявила, что свет и тепло, исходящие от героини, станут ярким контрастом на фоне ужасов войны.

Актрису загримировали, она работала над речью, и результатом остались довольны постановщик и зрители.

Для Елены Драпеко роль Лизы Бричкиной стала ключевой. Последующая карьера артистки не связана с кинематографом. Женщина занялась политикой, но съемочный процесс до сих пор вызывает у нее теплые воспоминания.

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихиеСофья Лебедева в роли Лизы Бричкиной

При создании киноленты все участники процесса отсматривали записи военной хроники и общались с участниками сражений. Работа велась в реалистичных условиях. Драпеко пришлось тонуть в настоящем болоте, переживая эмоции, переполнявшие ее героиню в последние минуты жизни.

В 2015 году режиссер Ренат Давлетьяров снял новый фильм по известному произведению, сдобрив повествование современными киноэффектами и пригласив исполнительниц, чьи лица не были знакомы публике.

Работая над фильмом, Давлетьяров хотел преподнести собственную интерпретацию произведения, не покушаясь на опыт предшественников и воздействуя на молодую аудиторию. Лизу Бричкину в новой картине сыграла Софья Лебедева. Фото исполнительницы до этого момента не появлялись в глянцевых журналах.

По сюжету ленты девушка жила в Сибири, испытывая на себе все тяготы социалистического строя.

Цитаты

В жизни Лизы Бричкиной было мало радости, но она довольствовалась тем, что имеет, несмотря на тяжкий труд и ежедневные испытания. Ей мерещилось, что вся жизнь не может пройти в таком замкнутом круге, что скоро придут перемены:

«…Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня…»

Девушка продолжала ухаживать за матерью, выполняла любую работу, как бы подгоняя ход событий:

«Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня…»Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихиеКадр из фильма «А зори здесь тихие» (2015)

«Светлое будущее» все не наступало. Зато началась война. С ее наступлением стало ясно, что жизнь как будто испытывает героиню на прочность. Юная девочка попала в условия, к которым оказалась не готова, но проявила все таланты и навыки. Первые чувства, послушание и исполнительность выделяли Лизу среди других девушек:

«Васков давно уже приметил ее, как самую толковую помощницу…»

Трагическая судьба Лизы сродни тысячам других не сложившихся жизней. Она остается в памяти тех, кто знает о лишениях войны, гибели родных и близких, тех, кто потерял семьи во времена Великой Отечественной войны. Монолог Лизы – откровение, на которое способны чистые, светлые души, загубленные страшными сражениями.

Источник: https://24smi.org/person/6003-liza-brichkina.html

Лиза Бричкина (А зори здесь тихие…): характеристика, описание, актриса

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие

Авторы истории

Борис Васильев, ушедший из жизни три года назад, сам был участником Великой Отечественной, добровольно попавшим на фронт в 17 лет.

Он автор ряда произведений, в которых поднимается тема обычного человека, неприспособленного к боевым действиям, но в условиях тотальной войны находящего внутренние ресурсы для противостояния врагу во имя Родины: «В списках не значился», «Завтра была война», «А зори здесь тихие…». Читатели сопереживают героям и надеются, что они смогут преодолеть испытания и останутся в живых.

Краткий сюжетХарактеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие

Среди них и наша героиня, так как идти необходимо через лес, озёра и болота, что ей по жизни знакомо.

Находясь в засаде, отряд обнаруживает катастрофическую ошибку, стоившую всем девушкам жизни: они оказываются один на один не против двух, а против шестнадцати хорошо вооружённых и подготовленных фашистских диверсантов. В неравной схватке они гибнут одна за другой. Все по-разному, подчас не проявляя никакого геройства.

Но весь фильм зрители сочувствуют и переживают за девушек, у которых должна быть совсем другая судьба. Это страшная война заставляет их взять в руки оружие, и бесполезно ждать от каждой доблести и геройства.

Лиза Бричкина, отправленная за подмогой, так искренна и непосредственна в своей готовности прийти на помощь, что невозможно осудить её за нелепую смерть на болоте, сделавшей невозможным приход подкрепления. Враг не прошёл.

Оставшийся в живых Васков, испытавший в жизни много потерь, совершает невозможное, беря в плен врагов.

Характеристика Лизы Бричкиной

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие

Была Лиза Бричкина живой и энергичной, не пасующей перед трудностями и не позволяющей себе слёз. После смерти матери весной 1941 отец начал пить втёмную, но девушка лишь запирала дверь от его же дружков и продолжала ждать светлого завтрашнего дня. Появившийся на кордоне охотник, по её мнению, должен был стать тем, кто откроет для неё дверь в это завтра. Готовая отдаться ночному гостю, она натолкнулась на понимающего ее состояние человека: «Глупости не надо делать даже со скуки. Учиться тебе надо, Лиза». Пообещал он умную и толковую девушку в техникум устроить в городе, с общежитием. Да помешала этому война. Задействованная на оборонных работах по рытью окопов, прилепилась она к женской зенитной части, попав в гарнизон к Васкову.

Читайте также:  Жизнь взаймы - краткое содержание ремарка

Не познавшая в свои 19 лет любви, девушка сразу же влюбляется в старшину. Начавшие было подшучивать над этим зенитчицы, вскоре понимают, насколько глубоко и искренне это чувство, ничего не требующее взамен, что начинают воспринимать его с уважением.

А Лизе от каждой похвалы старшины на сердце такая радость, что и поручение бежать за подмогой она восприняла с огромной готовностью. Да так торопилась, забыв о предосторожности, что навсегда осталась в болотной топи.

Видя перед собой синее небо, уже умирая, она тянулась к нему и по-прежнему верила в спасение и счастливое завтра.

Описание Лизы Бричкиной и выбор актрисы

Автором внешность девушки описывается с учётом той физической нагрузки, которую она выполняла: была так здорова, что можно пахать на ней. Плотная, коренастая, непонятно, где шире: в бёдрах или плечах.

Лицо, соответственно, кровь с молоком, коса до пояса. Только в военное время пришлось её обрезать. И теплом от девушки тянуло, словно от печки. Васков всем зенитчицам в пример её приводил, «есть на что приятно посмотреть».

Со всеми одной конституции, а «всё при ней».

Выбирая актрис на главные роли, Станислав Ростоцкий искал молодые непримелькавшиеся лица. Проходила кастинг к фильму и студентка-третьекурсница Елена Драпеко, румяная, курносая, но явно не в той весовой категории, как описывал автор.

Когда, после ознакомления со сценарием, её спросили о том, кого бы она хотела сыграть, та ответила: Осянину или Комелькову. Но пригласили её на другую роль – не такую героическую, как ей хотелось. Для Ростоцкого характеристика Лизы Бричкиной должна была соответствовать её внешности. Ожидал он увидеть девушку деревенскую, шумную, боевую.

А после первых съёмочных дней стало понятно, что Драпеко с таким персонажем не справляется, и её отстранили от роли.

Спасла положение актриса Нина Меньшикова, жена Ростоцкого. Посмотрев отснятый материал, она сказала мужу, что чистота и свет, исходящие от девушки, по-настоящему украсят картину, заставив людей ещё больше возненавидеть войну. Елене Драпеко нарисовали веснушки, высветлили брови и «переселили» в Вологодчину, добавив характерное «оканье», чтобы придать деревенское обаяние.

Съёмки фильма

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие

Все сцены игрались в ситуации, приближенной к реальности. И тонуть в болоте ей пришлось по-настоящему, передав глазами тот ужас, который испытала Лиза Бричкина, абсолютно не подготовленный к этой страшной войне человек.

Героиня из фильма 2015 года

К 70-летию Победы над фашистами режиссёр Ренат Давлетьяров решил снять новый фильм по повести Бориса Васильева, используя более современный киноязык.

Перед творческим коллективом стояла непростая задача: не превратить картину в простой ремейк, приблизив её к источнику. Для нового поколения, не знакомого с фильмом 1972 года, хотелось донести всю драму несоответствия – женщина и война.

При выборе актёров режиссёру было интересно найти тех, кто не был знаком с первой версией картины. Так в 2015 появилась новая Лиза Бричкина. Актриса, сыгравшая эту роль, дебютировала в большом кинематографе.

Софья Лебедева – выпускница Школы-студии МХАТ, где училась на курсе И. Золотовицкого.Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие

Авторы сценария «перенесли» её героиню в Сибирь, поведав о тяжёлой доли раскулаченных крестьян. Это усиливает впечатление от фильма, в котором создан образ девушки, вопреки жизненным трудностям, связанным с социалистическим строем, не представляющей другой судьбы, кроме как встать на защиту своей Родины.

Источник: https://autogear.ru/article/247/147/liza-brichkina-a-zori-zdes-tihie-harakteristika-opisanie-aktrisa/

Трусость в произведении а зори здесь тихие. Что такое настоящее мужество? Гибель Лизы Бричкиной

Одним из главных персонажей произведения является молодая девушка по имени Елизавета Бричкина, выросшая в семье лесничего.

Детство и юность Лиза проводит в брянских лесах, где отец работает лесником, а дочь, вынужденно бросив школьную учебу, осуществляет уход за тяжелобольной мамой. Лиза описывается писателем в образе плотной, коренастой девушки с длинной косой и открытым добрым лицом, веявшим душевным теплом.

Характерные черты девушки, раскрывающие ее натуру, -терпение и смирение в жизни, стеснительность и застенчивость.

Лиза давно привыкла к тяжелой деревенской жизни, без труда управляясь с животными и домашней работой, но всегда верит в свою мечту о светлом завтрашнем дне.

Лиза очень надеется на поступление в техникум, о котором ей рассказывает гостивший у них в доме путешественник, обещавший оказать толковой и умной девушке помощь в поступлении.

Мечтам Лизы не суждено осуществиться, так как начинается Великая Отечественная война.

Живую и энергичную Лизу направляют на службу в зенитную школу, где она попадает в женское отделение под командованием старшины Васкова.

Командир производит на девушку, которой еще не приходилось любить, сильное неизгладимое впечатление, и она с первого взгляда влюбляется в мужчину, радуясь любому моменту общения с ним и каждой незначительной его похвалы.

Лиза восхищается немногословностью и мужественным характером старшины, выполняя различные его поручения.

Подруги, служившие вместе с Лизой, подшучивают и подтрунивают над смущенной Бричкиной, но увидев, что чувство девушки искренно и глубоко, начинают относиться к ее состоянию уважительно.

Васков с симпатией относится к Лизе и ставит ее в пример всем зенитчицам, считая, что на девушку приятно смотреть, когда все при ней.

По приказу старшины храбрая и способная Лиза отправляется через лес за подкреплением с целью попытки отряда выйти из фашистского окружения.

Пробираясь через заросли деревьев, девушка вся погружена в мысли о Васкове и их возможном счастье в будущем.

Переходя брод, Лиза оступается и проваливается в болотистое место, в котором и находит свою нелепую смерть, так и не узнав о гибели через несколько дней своего родного зенитного отделения и старшины Васкова.

Васков через некоторое время находит на болоте клочок ткани, оставшейся от юбки Лизы, и понимает, что девушка не смогла вызвать подмогу.

Повествуя о трагических событиях военных времен, писатель раскрывает образы своих героев через изображение их индивидуальных характерных качеств, свойственных русским женщинам.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие

Популярные сегодня темы

Существует много мнений относительно необходимости сатиры в наше время. Но, на мой взгляд, ответ вполне очевиден. Естественно, она жизненно необходима.

Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

Образы детей в произведении описаны достаточно детально – это позволяет читателю не только составить представление об их предположительном внешнем облике, но и понять их особенности и черты характера.

Сложно найти человека, который не любил бы лето. Яркое палящее солнце и цветущая природа – все это ассоциируется у нас лишь с положительными эмоциями. А что насчет зимы? Неужели найдется человек, которому были бы по душе зимние стужи

Любовь не всегда дарит человеку ощущение радости. Порой она бывает безответной, и тогда влюблённый страдает от своих чувств. Он может продолжать стучаться в закрытые двери или радоваться за счастье любимого человека

Смелость и трусость. Б. Васильев «А зори здесь тихие», Е. Замятин «Мы». (Итоговое сочинение)

В разных жизненных ситуациях люди действуют по-разному. Кто-то готов на решительные поступки, а в ком-то просыпается страх. Истинная сущность человека проявляется только тогда, когда он сталкивается с проблемами и опасностями. Один демонстрирует смелость характера, другой в подобной ситуации кажется трусом. Но это вовсе не значит, что смелый человек ничего не боится.

У каждого есть свои страхи. Намного важнее преодолевать их. Далеко не каждый может смело смотреть в лицо опасности и бороться со своими страхами.

Говорят, что женщинам не место на войне. Но девушки-героини бессмертной повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» перечеркивают это убеждение. Несомненно, гибель каждой из них ужасна, но ни одна ни на минуту не позволила себе струсить, спрятаться, уйти сторону. Девушки не побоялись принять неравный бой, зная заранее, что вряд ли им удастся выжить.

В этой повести не нашлось место трусости — ведь не каждый может найти в себе такую смелость, такую храбрость, как эти девчонки.

Важно, что их нельзя сравнивать друг с другом: ни отчаянную Женю с потерявшей голову от страха Галей или неосторожной Соней, ни Лизу, которая погибла, торопясь донести новые сведения о немцах, с Ритой, погибшей в муках, — каждая показала беспримерную храбрость во имя победы своей страны.

Читайте также:  Песец - сообщение доклад

Читать еще:  Самая известная советская балерина. Кто она? Балерины XX века

Государство, в котором ты живёшь, несомненно оказывает влияние на твою судьбу.

И если героини Бориса Васильева отдали жизнь за свою страну, то жители Единого Государства, описанные в романе-антиутопии Е. Замятина «Мы», находились во власти тоталитаризма.

В первом случае читателя поражает смелость героев, во втором мы удивлены страхом героев пойти против государства.

Но в то же время здесь показаны герои, идущие против законов и правил: это и д-503, и i-330, и о-90, которая, зная, что ее ждет казнь, всё-таки решается родить ребенка. Персонажи заметно меняются по ходу романа. Такие люди вершат историю.

В истории было много примеров храбрых людей. Но смелый в одной ситуации человек в других условиях может повести себя иначе, не справиться со страхом.

Истинная смелость проявляется, когда мы пытаемся произвести на кого-то впечатление, показаться смелым в глазах окружающих.

Смелость — это умение держать себя в руках, трезво оценивать обстановку и закрывать глаза на свои страхи, ведь, как сказал Бернард Шоу, «быть рабом страха — самый худший вид рабства.»

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем чат-боте Сочинения24

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id38180

Сочинение на тему: Мужество в повести А зори здесь тихие, Васильев

Мужество

Мужество — есть великое свойство души. Люди, прошедшие через войну, знали, что значило быть смелым и действовать сообща. Были среди них и фронтовые эссеисты.

Так, например, Борис Васильев, пройдя через Великую Отечественную войну, также как и многие другие советские писатели, посвятил целое произведение теме мужества и патриотизма.

Повесть «А зори­ здесь тихие» была четырежды экранизирована, много раз театрализована и даже упоминалась в оперной постановке.

На мой взгляд, такую популярность она снискала, именно благодаря теме мужества, в данном случае, мужества пяти отважных девушек-зенитчиц. Главные героини по разным причинам решили воевать за родину.

У каждой из них была своя история и каждая в душе желала только мирного неба для своих родных.

Рита Осянина — смелая двадцатилетняя зенитчица с суровым взглядом вынуждена была защищать свою семью, своего маленького сына, который из-за войны остался без отца.

Мужество Риты проявилось не только в добровольном выборе служить на благо Родине, но и в отношении к своим подругам, соратникам и просто окружающим людям.

Во время операции по захвату немецких диверсантов она до последней минуты защищала интересы девушек своего отряда, также как и озорная, самоуверенная, бойкая Женя Комелькова.

Женя была совсем юной, когда ее близких расстреляли фашисты. Ей удалось спастись, но жизнь уже не была такой как раньше.

Так как Женя всегда была весела и артистична, окружающие думали, что девушку ничего не тревожит. На самом деле, в глубине души она была изранена, и только желание отомстить за родных придавало ей мужества.

Женя стойко прошла через всю операцию по захвату фашистов на 171-м железнодорожном разъезде. Умерла она смертью героя, уводя диверсантов от раненой подруги. Не менее героически себя проявили и три другие девушки в отряде Риты — Соня Гурвич, Галя Четвертак и Лиза Бричкина.

Все они шли на смерть добровольно, понимая, что их цель победить врага и не дать в обиду друга.

Мужество было отличительной чертой еще одного героя произведения — старшины Васкова. В обычной жизни Федот Евграфыч ничем выдающимся не отличался, но ради девушек своего отряда был готов убить любого.

В конце повести он так и поступил. Васков убил одного из немцев-диверсантов, скрывавшихся в лесу, а остальных взял в плен.

До последних дней он не забывал подвиг пяти отважных зенитчиц, которые за короткое время стали для него почти семьей.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-lizy-brichkinoj-v-rasskaze-a-zori-zdes-tihie http://www.kritika24.ru/page.php?id=38180 http://www.sdamna5.ru/muzhestvo_zori

Источник: https://mariya-timohina.ru/vse-stati/trusost-v-proizvedenii-a-zori-zdes-tihie-chto-takoe-nastoyashhee-muzhestvo-gibel-lizy-brichkinoj.html

Лиза Бричкина в повести "А зори здесь тихие": образ и характеристика, описание и биография в цитатах

Главная страницаПовесть «А зори здесь тихие»

Характеристика и образ Лизы Бричкиной в рассказе А зори здесь тихие
Лиза Бричкина (актриса Е. Драпеко в фильме
«А зори здесь тихие» 1972 г.)

Зенитчица Лиза Бричкина — одна из центральных героинь повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Лизы Бричкиной в повести «А зори здесь тихие»: описание внешности, характера и личности героини, ее биография в цитатах.
Смотрите: Все материалы по повести «А зори здесь тихие»

Краткая характеристика Лизы Бричкиной

Лиза Бричкина — 19-летняя девушка из простой семьи. Отец Лизы — лесник, поэтому сама Лиза хорошо знакома с природой, разбирается в птицах и т.д. Лиза — трудолюбивая и терпеливая девушка. Она 5 лет ухаживает за лежачей больной матерью. Также Лиза сама ведет хозяйство и помогает отцу в его делах. 

Перед войной Лиза собирается в техникум, но вместо этого ей приходится идти рыть окопы. Лиза — застенчивая, но неглупая девушка. Лиза погибает во время выполнения задания: она тонет в болоте.  

Возраст Лизы — 19 лет:
«…Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня…» Внешность Лизы Бричкиной:
«…робко спросила плотненькая…»
«…Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бедрах — не поймешь, где шире…»
«…здорова, хоть паши на ней…»
«…Конституция?.. Вон у Бричкиной такая же конституция, как у нас у всех, а — в теле. Есть на что поглядеть…»

Лиза родом из Брянской области:

«…— Откуда будешь, Бричкина?
— С Брянщины, товарищ старшина…»

Лиза — простая девушка. Ее отец — лесник:

«…Он лесник…»
Лиза — трудолюбивая девушка. Дома она сама ведет хозяйство, ухаживает за матерью и помогает отцу:
«…Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибиралась в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня…»

Лиза Бричкина — умная, толковая девушка:

«…робко спросила плотненькая. Васков давно уже приметил ее, как самую толковую помощницу…»Лиза — живая, энергичная девушка:
«…в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места….»

  • Лиза — терпеливая девушка:
  • Лиза — застенчивая девушка:
  • Лиза — «лесная» девушка. Она хорошо знает лесную жизнь, так как ее отец — охотник:
  • У Лизы нет друзей в родной деревне, потому что она ни с кем не общается:
  • Лиза почти никогда не плачет. Она привыкла к одиночеству:
  • Лизе нравится старшина Васков, ее начальник. Но она не признается ему в этом:

«…А ждать Лиза умела. С четырнадцати лет она начала учиться этому великому женскому искусству…»
«…Но Лиза жила, задыхаясь от застенчивости…»

«…вот толковая девка! Наломала лапнику елового, устелила им ложбинку меж камней, шинелью прикрыла: бывалый человек…»
«…Уж больно девка-то своя была, лесная, уж больно устроилась уютно, уж больно теплом от нее тянуло, как от той русской родимой печки, что привиделась ему сегодня в дреме…»

«…Подружки ее либо еще учились, либо уже работали и жили вдали от нее, в своих интересах, которые со временем она перестала ощущать. Парни, с которыми когда-то так легко и просто можно было потолкаться и посмеяться в клубе перед сеансом, теперь стали чужими и насмешливыми. Лиза начала дичиться, отмалчиваться, обходить сторонкой веселые компании, а потом и вовсе перестала ходить в клуб…»

«…Она почти никогда не плакала, потому что была одинока и привыкла к этому…»

«…Васков понравился Лизе сразу…»

C юного возраста Лиза работает в колхозе и помогает отцу-охотнику:
«…— В колхозе работала?
— Работала. А больше отцу помогала. Он лесник, на кордоне мы жили…»
«…этот затерянный в лесах кордон…»

Лиза с 14 лет ухаживает за больной матерью. Это продолжается 5 лет:

«…выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал — отодвигал…»
«,..— Помрет у нас мать-то, — строго предупреждал отец.
Пять лет изо дня в день он приветствовал ее этими словами…»
«…А только где же у нас? У нас мать помирает…»

Мать Лизы умирает весной 1941 года. Отец начинает пить:

«…Через месяц умерла мать. Всегда угрюмый, отец теперь совсем озверел, пил втемную, а Лиза по-прежнему ждала завтрашнего дня, покрепче запирала на ночь двери от отцовских дружков. Но отныне этот завтрашний день прочно был связан с августом, и, слушая пьяные крики за стеной, Лиза в тысячный раз перечитывала затертую до дыр записку…»
Лиза собирается учиться в техникуме, но война рушит ее планы:
«…Тебе надо учиться, Лиза. В лесу совсем одичаешь. В августе приезжай, устрою в техникум с общежитием…»

  1. На войне Лиза роет окопы, а затем попадает в зенитную часть:
  2. Лиза погибает на войне. Она тонет в болоте во время выполнения задания:
  3. Смотрите: Все материалы по повести «А зори здесь тихие» 
Читайте также:  Остров погибших кораблей - краткое содержание романа беляева

«…Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонные работы. Все лето рыла окопы и противотанковые укрепления прилепилась к зенитной части и поэтому бежала сейчас на 171-й разъезд…»

«…Лиза Бричкина в болоте утопла…» Это был цитатный образ, характеристика и биография Лизы Бричкиной в повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева: описание внешности, характера и личности героини.

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/04/liza-brichkina-a-zori-zdes-tihie.html

Читать

Борис Васильев

А зори здесь тихие…

1

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться, Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах оставалось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда, хмурый старшина Васков, писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод.

С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии.

— Чепушиной занимаетесь! — гремел прибывший по последним рапортам майор. — Писанину развели! Не комендант, а писатель какой-то!..

— Шлите непьющих, — упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. — Непьющих и это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

— Евнухов, что ли?

— Вам виднее, — осторожно говорил старшина..

— Ладно, Васков!… — распаляясь от собственной строгости, сказал майор. — Будут тебе непьющие. И насчет женщин тоже будут как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

— Так точно, — деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за три дня не прибыло ни одного человека.

— Вопрос сложный, — пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. — Два отделения — это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то — сомневаюсь…

  • Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:
  • — С командиром прибыли?
  • — Не похоже, Федот Евграфыч.

— Слава богу! — Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. — Власть делить — это хуже нету.

— Погодите радоваться, — загадочно улыбалась хозяйка.

— Радоваться после войны будем, — резонно сказал Федот Евграфыч, надел фуражку и вышел.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

— Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, — тусклым голосом отрапортовала старшая. — Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

— Та-ак, — совсем не по-уставному сказал комендант. — Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

— Из расположения без моего слова ни ногой, — объявил он, когда все было готово.

— Даже за ягодами? — бойко спросила рыжая. Васков давно уже приметил ее.

— Ягод еще нет, — сказал он.

— А щавель можно собирать? — поинтересовалась Кирьянова. — Нам без приварка трудно, товарищ старшина, — отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

— Не дальше речки. Аккурат в пойме прорва его.

На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало.

Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, что попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи, и, если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Пуще же всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

— Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, — сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. — Они вас промеж себя стариком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфычу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все это есть меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она-таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

  1. Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то их тряпочки. Подобные украшения старшина считал неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:
  2. — Демаскирует.
  3. — А есть приказ, — не задумываясь, сказала она.
  4. — Какой приказ?

— Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись: хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комара народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка — это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть да кхекать, словно и вправду был стариком, — вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

— Вдовая она, — поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. — Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Старшина промолчал: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

Ну, прежде всего, конечно, дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами не любезничают — это все так. А внутри — беспорядок:

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=567&p=14

Ссылка на основную публикацию