Осип Мандельштам – известный русский поэт, переводчик, критик, эссеист, литературовед. Считается одним из самых известных русских поэтов 20-го столетия.
Одаренный, разносторонний, «трогательный гений» — это все об Осипе Мандельштаме, написавшем свои первые стихи на заре 20-го века.
Тогда он писал в жанре символизма, потом переключился на акмеизм, его поздняя поэзия говорит о мистическом прозрении, она трагична, как и судьба самого Мандельштама, дважды обвиненного в контрреволюционных действиях.
Сейчас творчество поэта входит в школьную и вузовскую программу обучения, как одного из ярчайших представителей Серебряного века. Его друзьями были Николай Гумилев, Марина Цветаева, Анна Ахматова.
Иосиф Мандельштам родился 3(15 по новому стилю) января 1891 года в Варшаве. Родители – Эмиль Мандельштам и Флора Вербловская были евреями по национальности.
Чтобы не афишировать свое еврейское происхождение, Иосиф сменил имя и стал Осипом. Отец занимался изготовлением перчаток, известен, как купец первой гильдии. Мама – музыкант в консерватории.
Именно она привила мальчику любовь к музыке и поэзии.
В 1897 году семейство переселяется в Петербург. Спустя три года Осип начал обучение в Тенишевском училище, и покинул его стены в 1907-м. В начале 20-го века это учебное заведение получило славу «кузницы культурных кадров».
Осип Мандельштам в детстве
Спустя год после выпуска из училища Мандельштам уехал в Париж, он стал студентом университета в Сорбонне. На протяжении двух лет молодой человек усердно учится.
В это же время он встретил Николая Гумилева, полюбил французскую поэзию и эпос. Больше всего Осипу импонируют Бодлер, Франсуа Вийон, Верлен.
Он частенько бывает в Петербурге, не пропускает ни одной поэтической лекции, которые читает Вячеслав Иванов, учится премудрости слагать стихи.
Именно в те годы он написал одно из самых трогательных стихотворений под названием «Нежнее нежного». Оно посвящалось Марине Цветаевой, и стало знаковым в биографии поэта. Мандельштам почти никогда не писал любовную лирику, он говорил, что в его творчестве присутствует «любовная немота».
Начиная с 1911 года финансовое положение Эмиля Мандельштама пошатнулось, у него больше нет средств для обучения сына в Европе.
Осип вынужден вернуться в Петербург и поступить на историко-филологический факультет. Своей специализацией молодой человек выбрал романо-германское отделение.
Осип учился не очень старательно, числился в этом учебном заведении вплоть до 1917-го, но диплом по специальности так и не получил.
Мандельштам продолжает дружить с Гумилевым, часто гостит у него. Именно там он встретил Анну Ахматову, с которой тоже завязались дружеские отношения. Первые публикации Осипа датируются 1910-м годом, он сотрудничал с журналом «Аполлон». Потом стихи молодого поэта появились на страницах изданий «Новый Сатирикон» и «Гиперборей».
В 1912 году Осип знакомится с Александром Блоком, увлекается акмеизмом. Постоянно посещает собрания «Цеха поэтов».
В 1915-м Осип печатает свое стихотворение «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», ставшее одним из самых прославленных его произведений.
Свой первый сборник стихов поэт назвал «Камень». Книгу переиздавали три раза – в 1913-м, 1916-м, 1923-м годах, но каждое издание имело разное содержание. Мандельштам оказывается в самом центре поэтической жизни Северной столицы.
Он часто посещал литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака», где читал присутствующим собственные стихи.
В те годы он писал на серьезные и даже тяжелые темы, но умел очень легко их подать, и этим сильно напоминал манеру Верлена.
После Октябрьской революции 1917 года Мандельштам становится невероятно популярным поэтом, его произведения постоянно печатают, он работает в издании «Наркомпрос», путешествует по стране, знакомит слушателей со своими стихотворениями. Когда началась гражданская война, Мандельштам мог сбежать в Турцию вместе с остатками белогвардейской армии, но он предпочел советскую Россию.
Осип продолжает плодотворно работать. Из-под его пера в те годы выходят поэзии «Сумерки свободы», «Телефон», «За то, что я руки твои не сумел удержать…».
Сумерки свободы
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.
Мы в легионы боевые
Связали ласточек — и вот
Не видно солнца, вся стихия
Щебечет, движется, живет;
Сквозь сети — сумерки густые —
Не видно солнца и земля плывет.
Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом, океан деля.
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
В 1922-м Мандельштам выпускает вторую книгу под названием «Тристий», в которой явно слышны скорбные элегии. Это состояние навеяли поэту революция и Первая Мировая война.
Спустя год Осип принялся за прозу, и первым его произведением стал «Шум времени».
В 1924-1926-м годах Осип увлекается написанием детской поэзии. В эти годы он напечатал цикл стихов, получивший название «Примус», книгу поэзий «Шары», куда вошли стихи «Рояль», «Калоша», «Автомобилище».
Следующие пять лет своей биографии Осип не написал ни одной поэтической строчки. Зато стал автором повести «Египетская марка» и вплотную занялся переводами, которые давали неплохой заработок.
В 1928-м вышла последняя книга стихотворений Осипа Мандельштама «Стихотворения» и сборник зарисовок «О поэзии».
В 1930-м член Политбюро ЦК ВКП(б) Николай Бухарин рекомендовал Мандельштаму отправиться в командировку на Кавказ. Он много путешествует, в это время среди его знакомых появляется ученый Борис Кузин, оказавший на Осипа большое влияние. В эти годы он усиленно трудился, много писал, но его практически не печатали. Он смог опубликовать только статью под названием «Путешествие в Армению».
Вернувшись в родной город, Осип написал самый пронзительный свой стих – «Ленинград», который начинается со слов «Я вернулся в мой город, знакомый до слез». Сколько тепла и любви к родному городу слышится в строках этого стихотворения.
Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
30-е годы ознаменовались началом нового, третьего периода творчества поэта, который характеризуется использованием метафорического шифра.
Со своей супругой – Надеждой Хазиной, Осип познакомился в Киеве, в 1919-м году, и сразу влюбился. Девушка была уроженкой Саратова, ее родители тоже евреи, но принявшие христианскую веру. Они встретились в кафе «Х.Л.А.М.
», Надя сразу понравилась Осипу своей образованностью и начитанностью. Осип ухаживал красиво, дарил любимой букеты водяных лилий, и было видно, что молодые люди серьезно увлечены друг другом.
Личная жизнь поэта сложилась очень счастливо, супруга стала надежным помощником и соратником во всех делах. Детей у них не было.
Осип Мандельштам с Надеждой Хазиной
Надя сопровождала Осипа во всех его поездках, а их было достаточно много. Они объездили Россию, Украину, Грузию. Официально оформили свои отношения в 1922-м. Супруга отправилась за Мандельштамом и в ссылку.
Советская действительность все больше шокирует ранимую душу поэта. Осип много ездил по стране, видел тяжелую жизнь народа, голод и нищету, и это не могло не найти отражения в его произведениях. В 1933-м он пишет стих «Мы живем, под собою не чуя страны», который впоследствии получил негласное название «Эпиграмма на Сталина».
Он прочел его Борису Пастернаку, но известный поэт посоветовал Осипу сжечь даже черновики этого стиха и никому больше его не показывать. Он назвал поступок Осипа чистым самоубийством. Однако Мандельштам проигнорировал совет коллеги по цеху, и в ноябре 1933 года прочел его небольшой группе слушателей, которая насчитывала полтора десятка человек.
Среди них оказался и человек, который настрочил донос на Мандельштама.
Карточка арестованного Осипа Мандельштама
Осип предчувствовал развитие событий, и это свое предчувствие выразил в стихотворении под названием «За гремучую доблесть грядущих веков…». В нем четкое описание трагизма судьбы поэта.
За Осипом пришли ночью 14 мая 1934-го. После ареста и суда он приговорен к ссылке в Пермский край, в небольшой городок Чердынь. Доведенный до отчаяния поэт пытается совершить суицид, он хотел выброситься из окна.
Жена все это время поддерживала Осипа как могла. Именно она рассылала многочисленные письма, пытаясь привлечь внимание общественности к судьбе поэта.
Благодаря ей были задействованы все друзья, знакомые, многочисленные инстанции. Вскоре супруги получают разрешение на переезд в город Воронеж.
Нищенское существование супругов Мандельштам в этом городе длилось вплоть до 1937 года. После этого они поселяются в Москве.
Однако «дело Мандельштама» находится в процессе. Нездоровый интерес к поэту поддерживается негативным отношением к его творчеству со стороны коллег из Союза писателей, его вопрос выносится на заседание наркома внутренних дел.
Много так называемых «доброжелателей» характеризуют стихи Осипа как клеветнические и похабные.
В итоге это привело к тому, что в 1938-м Мандельштама снова арестовали и на этот раз он должен был находиться в ссылке на Дальнем Востоке.
Поэт умер 27 декабря 1938 года, не дожив до своего 48-летия всего несколько дней. Причиной смерти назвали эпидемию сыпного тифа. До весны тело Мандельштама и других усопших не предавали земле, и только весной всех сложили в братскую могилу. Где находится могила поэта — никто не знает, свидетельство о его смерти получил брат Александр в 1940 году в ЗАГСе Бауманского района в Москве.
Памятник Осипу Мандельштаму
Реабилитировали Осипа Мандельштама уже после смерти. В 1956-м по делу за 1938 год, и в 1987-м по делу за 1934 год.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/osip-mandelshtam/
Биография Осипа Мандельштама
Мандельштам Осип Эмильевич (1891─1938) — выдающийся русский и советский поэт, переводчик, прозаик, эссеист. Благодаря своей высокой лирике и попыткам переосмыслить мировую историю и культуру в едином контексте он стал одной из крупнейших величин русской поэзии XX века.
Его стихи пронизаны глубокими ассоциативными символам, идущими от античных традиций. Часто в творчестве поэта видны архитектурные образы, подчеркивающие стройность и четкость его словесных форм.
Широкому кругу читателей хорошо известны сборники стихов Мандельштама «Камень» и «Trisyia», а также собрание прозы «Шум времени».
Детство и юность
Осип Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве. Его отец Эмиль Вениаминович занимался кожевенным делом, затем превратился в успешного коммерсанта, став купцом первой гильдии.
Мать Флора Осиповна была родственницей историка отечественной литературы С. Венгерова и преподавала музыку.
Через год после рождения мальчика семья переехала в Павловск, а в 1897 году перебралась в Петербург.
Живя в столице Российской империи и имея стойкое желание родителей дать своим сыновьям хороший жизненный старт, Мандельштам получил прекрасное гуманитарное образование.
С 1899 года он учился в престижном Тенишевском коммерческом училище, директором которого и одновременно преподавателем литературы был поэт-символист В. Гиппиус.
Именно в годы пребывания в нем он увлекся театром, музыкой и, конечно, поэзией.
Благодаря педагогу в сознании будущего поэта происходит перелом. Увлеченный поначалу революционной стилистикой С. Надсона, Мандельштам открывает для себя творчество символистов. Наибольшее влияние на него оказали стихи Ф. Сологуба и В. Брюсова. Поэтому первые взрослые пробы пера в чем-то перекликаются с их произведениями.
По окончании училища в 1907 году Мандельштам уезжает в Париж для того, чтобы прослушать курс лекций на словесном факультете в Сорбонне. Во многом этой поездке способствовала семья, испугавшаяся революционных настроений сына.
Там он сумел проникнуться глубиной старофранцузского эпоса и увлекся творчеством знаменитых французских поэтов Ш. Бодлера, П. Верлена, Ф. Вийона. В 1910─1911 годах поэт проучился два семестра в Гейдельбергском университете в Берлине, постигая премудрости философии.
Также он некоторое время проживал в Швейцарии. В 1911 году он крестился в Выборгской методистской церкви.
В связи с ухудшением материального положения семьи, поэт прерывает обучение. После возвращения в Россию он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, где проходил обучение на отделении романских языков.
В 1911 году Осип Эмильевич познакомился с Анной Ахматовой и Н. Гумилевым, с которыми у него сложится тесная дружба. Впервые он сблизился с людьми, о которых с уверенностью говорил слово «мы».
Позднее он признался великой поэтессе, что может вести воображаемую беседу только с двумя людьми — с ней и ее мужем Н. Гумилевым.
На поэтическом поприще
Во время обучения в Европе Мандельштам время от времени приезжал в Петербург, где у него завязались связи с местным литературным сообществом.
Он с удовольствием прослушал курс лекций в самой известной цитадели символизма — знаменитой «башне» теоретика символизма В. Иванова. В его квартире на последнем этаже собирался весь цвет русского искусства «Серебряного века» — А. Блок, А. Ахматова, Н. Бердяев, М.
Волошин и другие. Многие великие произведения именно здесь звучали впервые, к примеру, «Незнакомка» А. Блока.
Первые пять стихов Мандельштама были напечатаны в 1910 году в русском иллюстрированном журнале «Аполлон».
Эти стихотворения были во многом антисимволичны, в них «глубокий мир» противопоставлен пророческому пафосу.
Три года спустя увидел свет напечатанный в издательстве «Акмэ» первый стихотворный сборник поэта под названием «Камень». Он содержит произведения, написанные в период 1908 — 1911 годов.
В них прослеживается некий дух символизма, но уже без присущей его аутентичной формы потусторонности.
Теперь символические навыки должны были отображать трехмерные реалии, преломившиеся через некое архитектурное содержание, в которых он видит четкое наполнение и структуру. Отсюда совсем непоэтическое название сборника.
С появлением «Камня» Мандельштам тут же занял место в ряду крупнейших российских поэтов. В 1915 году издательство «Гиперборей» переиздало книгу, дополнив ее стихами последних двух лет.
Мандельштам вошел в созданную в 1912 году группу акмеистов, противопоставлявших себя символистам и отстаивающих материальность образов, выраженных с помощью точных слов. Кроме того, он был участником петербургского объединения «Цех поэтов», основанного О. Городецким и Н. Гумилевым.
Одной из главных целей, провозглашенных здесь, была попытка дистанцироваться от символизма. Правда, для Мандельштама пребывание в этих сообществах было больше продиктовано мотивами дружбы, нежели приверженностью идеям акмеизма.
Поэтому в этот период написаны наиболее оптимистичные стихи поэта, к примеру, «Казино», в котором есть такие строки:
- Я не поклонник радости предвзятой Подчас природа — серое пятно Мне, в опьянении легком, суждено
- Изведать краски жизни небогатой
С самых первых лет творчества Мандельштам ощущал себя частью мирового культурного пространства и в этом видел проявление собственной свободы. В этом воображаемом миру находилось место Пушкину и Данте, Овидию и Гете. В 1916 году поэт знакомится с М. Цветаевой, которое переросло в дружбу. Они даже посвятили друг другу несколько произведений.
Период «Tristia»
Стихи, написанные в самый разгар революционных событий и Гражданской войны, легли в основу нового сборника, который был назван «Tristia». В нем ядром поэтического мира Мандельштама стал античный стиль, превратившийся в авторскую речь, отражающую его сокровенные переживания. Собственно слово «triastia» встречается у Овидия и означает расставание.
Как и в «Камне», стихи здесь также цикличны, но еще более тесно связаны между собой. Мандельштам любил повторять слова в стихотворениях, наполняя их особым смыслом. В этот период прослеживается более сложное отношение автора к слову и образам, которые становятся иррациональнее.
Интересно, что сами сборники тоже имеют связь: «Камень» заканчивается, а «Tristia» начинается строками о Федре.
Столь выразительный уход в античную модель бытия, служащую своеобразным культурным кодом, стал результатом серьезных политических перемен и, прежде всего, прихода к власти большевиков.
Как и многие представители русской интеллигенции, Мандельштам поначалу не принял новую власть и даже написал стихотворение в поддержку свергнутого главы Временного правительства А. Керенского.
В нем есть такие многозначные строки:
Когда октябрьский нам готовил временщик Ярмо насилия и злобы
Новая революционная идея олицетворялась у него с разрушением порядка и установлением хаоса. И это приводило поэта к настоящему ужасу. Но идейный маятник противоречий, из которых было соткано мировоззрение и творчество Мандельштама, метнулся в сторону и вскоре он принял советскую власть, что нашло отражение в написании стихотворения «Сумерки свободы».
Мандельштам в 1920-е годы
Период относительно либерального НЭПа совпал с активной литературной работой Мандельштама. В 1923 году выходит в свет новый сборник «Вторая книга», а его стихи начинают издаваться за границей.
Поэт пишет серию статей, посвященных ключевым проблемам культуры, истории и гуманизма, — «О природе слова», «Пшеница человеческая» и другие.
В 1925 году издается автобиографический сборник «Шум времени», ставший своеобразной ораторией эпохи с глубоко личными воспоминаниями. Вместе с этим были выпущены несколько детских сборников.
В это время Осип Эмильевич активно занимается переводческой деятельностью, адаптируя на русский язык произведения Петрарки, О. Барбье, Ф. Верфеля и многих других зарубежных авторов. Во время гонений именно эта работа стала творческой отдушиной, где можно было выразить себя. Неслучайно многие критики отмечают, что стихи, переведенные поэтом, звучат порой лучше авторских.
В 1930 году Мандельштам побывал в Армении и был впечатлен увиденным. Эта вожделенная (так говорил сам поэт) страна уже давно манила его своей историей и культурой. В результате были написаны «Путешествие в Армению» и цикл стихов «Армения».
Конфликт с властью
В 1933 году Осип Эмильевич написал стихотворную инвективу, направленную против И. Сталина. Она начиналась со следующих строк:
Мы живем, под собою не чуя страны Наши речи за десять шагов не слышны
Несмотря на недоумение окружающих (по мнению Б. Пастернака, это было самоубийством), вызванное безрассудной смелостью автора, он говорил: «Стихи сейчас должны быть гражданскими».
Это произведение поэт читал многим друзьям, родственникам и знакомым, поэтому сейчас трудно определить, кто же донес. Но реакция советских властей была молниеносной. По распоряжению тогдашнего главы НКВД Г. Ягоды Мандельштам был арестован на собственной квартире в мае 1934 года.
Во время этой процедуры был произведен тотальный обыск — трудно назвать места, куда не заглянули проверяющие.
Правда, наиболее ценные рукописи хранились у родственников. Есть и другая версия возможной опалы. Незадолго до этих событий во время напряженного разговора поэт ударил по щеке А. Толстого и тот пообещал, что это просто так не оставит.
За великого поэта ходатайствовали Б. Пастернак и А. Ахматова, пытался помочь Осипу и видный партийный деятель Н. Бухарин, высоко ценивший его творчество.
Возможно, благодаря его протекции Мандельштама отправили сначала на Северный Урал в город Чердынь, а откуда перевели на трехлетнюю ссылку в Воронеж.
Здесь он работал в газете и на радио, оставив свою духовную исповедь в виде трех тетрадей стихов.
После освобождения ему запретят жить в столице, и поэт отправится в Калинин. Но он не прекратил писать стихи и вскоре вновь был арестован, получив 5 лет лагерей за якобы контрреволюционную деятельность. Нового поворота судьбы больной и ослабленный Осип Эмильевич уже не выдержал. Он умер 27 декабря 1938 года во Владивостоке в больничном бараке.
Личная жизнь
Источник: https://stories-of-success.ru/osipa-mandelshtama
Осип Мандельштам. Краткая биография великого поэта
15 января 1891 года родился Осип Мандельштам – один из величайших поэтов Серебряного века, переводчик, критик, литературовед и эссеист.
Родился Осип в Варшаве, в семье купца первой гильдии Эмилия Мандельштама, который занимался производством перчаток. Флора Вербловская, мать Осипа, занималась музыкой.
В 1897 году семья перебралась в Петербург, Осип с ранних лет начал учить иностранные языки, с ним занимались гувернантки. В 9 лет он поступает в Тенишевское училище, которое считалось одним из лучших в стране. Здесь Мандельштам написал свои первые стихи.
В 17 лет Осип отправляется в Париж для учёбы в Сорбонне, где он пробыл 2 года. Там же просыпается интерес к творчеству французских поэтов, среди которых особое внимание уделяется Верлену и Бодлеру.
В свои немногочисленные приезды в Петербург Осип посещает литературные лекции, которые проводит Вячеслав Иванов, знакомится с русскими поэтами. В 1910 году, в журнале «Аполлон», впервые напечатали стихи Осипа Мандельштама.
1911 год стал насыщенным на события, Мандельштам поступил в Петербургский университет, на историко-филологический факультет, присоединился к «Цеху поэтов» Николая Гумилёва.
Молодой поэт любил выступать на сцене, особым вниманием пользовалось кабаре «Бродячая собака», где Мандельштам радовал посетителей своими произведениями.
Многие петербургские издания публиковали литературные статьи и стихи поэта.
Книга «Камень» — первый сборник стихов Осипа Мандельштама, который вышел в свет в 1913 году. Издание сборника можно назвать семейным, ведь средства на выпуск книги дал Эмилий Мандельштам (отец поэта). Весь тираж, который включал 600 экземпляров, был сдан в книжный магазин Попова-Ясного. Читатели признали поэта, в первое время было продано 42 книги.
Перед революцией Осип Мандельштам посещал Крым, останавливался он у Максимилиана Волошина. Там Осип познакомился с Мариной и Анастасией Цветаевыми. Между молодым поэтом и Мариной разгорелся роман, при этом непродолжительный, эмоции от неудавшейся любви рождали затворнические мысли, Мандельштам хотел уйти в монастырь.
Голод вынуждал покидать города. Петербург, Москва, Крым, Тифлис… Скитания помогли встретить любовь, в Киеве Осип познакомился с Надеждой Хазиной, в 1920 году они вернулись в Петербург и уже через несколько лет поженились.
В 1922 году поэт знакомится с Борисом Пастернаком.
Вторая книга стихов «Tristia», которая была посвящена жене поэта, вышла в 1992 года. Сборник наполнили произведения времён Первой мировой войны и революционного переворота. Спустя год свет увидела «Вторая книга» с посвящением «Н. Х.».
В 1925 году для молодой семьи наступают тяжёлые времена, Мандельштаму отказывают в печати стихов, в последующие пять он отстранился от поэзии. Но эти годы стали плодотворными, Мандельштам выпустил автобиографическую повесть «Шум времени», произведения для детей – «Шары», «Примус», «Два трамвая», книгу прозы «Египетская марка» и множество литературных статей.
Осип Мандельштам занимался переводом книг, это помогало семье иметь небольшой доход. Самостоятельное изучение итальянского языка позволило Осипу Мандельштаму прочитать «Божественную комедию» в оригинале, после чего было написано эссе «Разговор о Данте».
Осенью 1933 года было написано одно из самых известных стихотворений поэта — «Мы живем, под собою не чуя страны…».
Стихотворение было прочитано некоторым знакомым, Борис Пастернак описал это следующими словами: «То, что Вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии.
Это не литературный факт, но факт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия.».
Бумажные записи стихотворения пришлось уничтожить, жена и друг семьи Эмма Герштейн выучили стихотворение наизусть. Жена поэта адресовала Эмме следующие слова: «Ося написал очень резкое сочинение. Его нельзя записать. Никто, кроме меня, его не знает. Нужно, чтобы еще кто-нибудь его запомнил. Это будете вы. Мы умрем, а вы передадите его потом людям.».
Но на Мандельштама всё же донесли…
Стихотворение было записано и второй раз, но только рукой оперуполномоченного 4 Отделения Секретно-Политического Отдела ОГПУ Н.Х. Шиварова, который в тюрьме допрашивал поэта.
Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны, А слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются усища, И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет, Как подкову, кует за указом указ: Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.
Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко.
Минск, Москва: Полифакт, 1995.
Его выслали в Чердынь-на-Каме, но позже, благодаря заступничеству Николая Бухарина и других поэтов, Мандельштам со своей женой смог переехать в Воронеж.
В Воронеже поэт вёл активную творческую деятельность, работал в газетах, журналах, кроме того выступал в театрах и писал стихи, который были опубликованы в сборнике «Воронежские тетради». Материальная поддержка друзей и родственников помогала семье Мандельштама, ведь заработанных денег было ничтожно мало.
Источник
- Памятные даты и адреса жизни Осипа Мандельштама в Воронеже.
- После прибытия в Воронеж, которое произошло в июне 1934 года, поэт с женой остановились в гостинице «Центральная», расположенной на Проспекте Революции 46.
- С июля по октябрь 1934 года семья снимала летнюю терраску в частном доме, который находился в привокзальном посёлке на улице Урицкого.
Так называемая «яма Мандельштама» находилась на улице Швейников 4б (бывшая 2-я Литейная). У агронома Вдовина семья снимала комнату с октября 1934 года.
Ну углу проспекта Революции и улицы 25 лет Октября семья снимала комнату у сотрудника НКВД, продолжалось это с апреля 1935 по март 1936 года. Именно здесь Мандельштамов навещала Анна Ахматова. На месте дома находится новая постройка.
В одной из квартир, расположенных в доме 13 по улице Фридриха Энгельса, Мандельштамы снимали комнату, в 2008 году напротив дома был установлен памятник поэту.
Последний адрес проживания поэта в Воронеже – это улица Пятницкого, д. 50, кв. 1 (бывшая улица 27 февраля), именно здесь закончился срок ссылки поэта, после чего семья Мандельштамов покинула город. Дом разрушен.
После переезда в Калинин поэта вновь арестовали, он был приговорён к пяти годам лагерей. Мандельштама осудили за контрреволюционную деятельность, поэт был отправлен на Дальний Восток, где и погиб.
27 декабря 1938 года Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Тело поэта до весны было непогребённым и только потом весь «зимний штабель» захоронили в братской могиле. Место могилы поэта неизвестно до сих пор…
Осип Мандельштам – один из колоссов русской поэзии XX века, обладающий уникальным поэтическим голосом. Жизнь поэта стала отражением неоднозначных и трагических событий в истории нашей страны.
Источник: https://amital.ru/information/news/info.html?news_id=91
Мандельштам О.Э
Мандельштам О.Э.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава — 1938, пересыльный лагерь под Владивостоком).
Русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист.
Родился в семье купца-кожевника. В 1907 окончил одну из лучших Петербургских школ — Тенишевское училище.
Слушал лекции на словесном факультетте Сорбонны в Париже и в Гейдельбергском университете; жил в Германии, Швейцарии, Италии. В 1911 — 1917 занимался на историко-филологическом факультете Петербург, университета.
Увлекался поэзией, музыкой, театром. Вошел в круг литераторов-акмеистов Н. Гумилева, А. Ахматовой, М. Кузмина и др.
Символизм
Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация 1910. Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи).
Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация удивленной простоты. Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно-сдержанны («Неумолимые слова…
» о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.
Акмеизм
В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя-София» печатаются в программной подборке акмеистов (см. Акмеизм). Первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913). Так же «зодчески» должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи «Петр Чаадаев», «Скрябин и христианство»).
Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно-причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами.
Война и революция
Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик…
«) сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (а не римское!) тепло человеческого слова.
Об этом его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и др. (1921-22).
В 1919-20 (и позднее, в 1921-22) он уезжает из Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие.
Стихи 1916-21 гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья, … милое тело».
К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.
Вызов власти
С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается».
Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует.
В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны…»).
Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его в эссе «Разговор о Данте» (1933).
Ссылка и гибель
В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей.
Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым приятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык».
Центральное произведение воронежских лет «Стихи о неизвестном солдате». Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова).
В мае 1938 его арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.
Стихи Осипа Мандельштама были спасены от уничтожения его вдовой Н. Я. Мандельштам и изданы в США.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://russia.rin.ru/
Источник: https://uchit.net/catalog/Biografii/746/
О.Э. Мандельштам краткая биография, творчество и интересные факты
Страна наша всегда была богата на талантливых людей, среди которых и люди науки, и творческие люди.
Среди талантов, мы выделяем писателей, которые сделали огромный вклад как в развитие литературы, так и совершали колоссальную народную поддержку, поднимая актуальные вопросы или же погружая в мир чувственности и эмоций.
Изучая биографии писателей, мы начинаем лучше понимать их произведения, их жизнь и цели. Среди поэтов двадцатого века, сегодня остановимся на биографии Осипа Мандельштама, его творчестве, и интересных фактах из жизни поэта.
Биография и творчество Мандельштама
Осип Мандельштам был литературным критиком, переводчиком, но самое главное, это один из знаменитых поэтов 20 века, что оставил нам богатое литературное наследие. Его произведения затрагивают все струны человеческой души. Это поэт со сложной судьбой, чью жизнь мы рассмотрим, изучая факты из биографии и творчество Мандельштама кратко.
Родился поэт в Варшаве в еврейской семье купца в конце девятнадцатого века. Это произошло в 1891 году. В Варшаве семья Мандельштамов живет недолго и уже в 1887 году они в Петербурге, где Осип получает свое первое образование.
Окончив училище, он слушает лекции в Петербургском университете. Но занятия оказались непродолжительными, ведь Мандельштам едет во Францию, где поступает в престижное учебное заведение. Он учится в Сорбонне.
Уже в это время Осип стал проявлять интерес к литературе, посещая лекции Бедье и увлекаясь творчеством Верлена и Бодлера. Однако он не смог окончить Сорбоннский университет, по причине разорения его родителей.
Приходится ехать обратно в Петербург, где поступает в университет на историко-философский факультет. Но к учебе Осип уже не проявляет интереса, учится плохо и не заканчивает курс обучения.
Продолжая изучать биографию Мандельштама, перейдем к его творческой деятельности. Как уже говорилось, еще во Франции он стал пробовать писать, открыв для себя направление символизма. Он пишет, заводит знакомства среди таких же писателей символистов, где был и Гумилев. Познакомился с Ахматовой, Цветаевой и другими. Его стихи печатаются, делая поэта известным.
Первый сборник стихов Мандельштама вышел в 1913 году, а с 1914 года он уже активный участник литературного общества. Писатель сотрудничает с разными издательствами, газетами.
Поездка в 1919 году в Киев стала судьбоносной, ведь там он встретил будущую жену Хазину. Но свадьба произойдет в 1922 году, а пока впереди гражданская война и годы скитаний по странам, но все равно писатель остается верен России.
В годы революции и гражданской войны Мандельштам продолжает дарить читателям свои работы. Все эти стихотворения входят в сборник Tristia. В это же время вышли сборники Вторая книга, автобиографическая повесть Шум времени и повесть Египетская марка.
В 1928 году Мадельштам пишет последние книги в своей жизни. Это были работы под названием О поэзии и Стихотворения.
С 1933 году писатель в ссылке. Туда он был отравлен за эпиграмму в адрес Вождя. Сначала он был выслан в Воронеж, а затем на Дальний Восток. Тот период охарактеризован нищетой жизни поэта, но он все равно продолжает писать.
1938 год — это последний год в жизни поэта. Пребывая в пересыльном лагере в окрестностях Владивостока, писатель умирает от тифа.
Интересные факты биографии
В биографии Мандельштама имеется много интересных фактов. Например, его первой любовью была художница Зельманова-Чудовская, которой поэт так и не написал ни одной строчки по причине отсутствия вдохновения.
Поэт не был на фронте в годы Первой мировой, хоть и рвался на защиту страны. Помешало уйти на войну заболевание. У него была обнаружена сердечная астения.
Несмотря на то, что он учился в двух университетах, однако ни один их них не окончил.
Мандельштам был влюбчивым. Среди его избранниц была и Цветаева. Об этих отношениях говорили многие. Разрыв же с девушкой приводит к мысли о монастыре.
Встретив свою жену Хазину и женившись на ней, Осип встретил актрису Арбенину и сразу же влюбился в нее, потеряв покой. Но, оставаясь со своими душевными переживаниями, он оставался с Арбениной друзьями.
Жена прошла с мужем всю его жизнь, сопровождая в ссылках. Она была рядом и собирала все его работы. Благодаря этому многие стихотворения поэта не затерялись, а дошли до читателей.
- Осип не принял советскую власть из-за чего и скитался по ссылкам, жил в бедности, в постоянном ожидании расстрела.
- Могила Осипа Мадельштам неизвестна.
- На месте лагеря, где умер писатель, был установлен первый памятник поэту.
Источник: https://sochinyshka.ru/o-e-mandelshtam-kratkaya-biografiya-tvorchestvo-i-interesnye-fakty.html
Реферат — Жизнь и творчество Осипа Мандельштама — Рефераты на репетирем.ру
Немного биографии… Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в семье мелкого коммерсанта, 3 ( 1 5) января 1891 года. Его отец, Эмилий Вениаминович, вырос в патриархальной семье, но потомок испанских евреев, он сам постигал европейскую культуру – Гете, Шиллера, Шекспира. А Мать, Флора Осиповна, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского.
Родители Осипа Эмильевича хотели дать детям хорошее образование, и вскоре семья перебирается в Павловск близ Петербурга, а затем в Петербург, в Коломну. Последний адрес семьи Мандельштама – Офицерская, 17, угол Прачешного переулка, второй этаж.
Осип Мандельштам вспоминал: “Мы часто переезжали с квартиры на квартиру, жили и в Максимилиановском переулке, где в конце стреловидного Вознесенского виднелся скачущий Николай, и на Офицер с кой, поблизости от “Жизни за царя”, над цветочным магазином Эйлерса”.
“Мы ходили гулять по Большой Морской в пусты н ной ее части, где красная лютеранская кирка и торцовая набережная Мойки. Так незаметно подходили мы к Крюкову каналу, голландскому Петербургу эллингов и нептуновых арок с морскими эмблемами, к казармам гвардейского экипажа” .
В этом районе располагались военные и морские ведомства – Ново-Адмиралтейская судоверфь, флотский экипаж, интендантские склады. “Помню спуск броненосца “Ослябя”, как чудовищная морская гусеница выползла н а воду, и подъемные краны, и ребра эллинга”.
“Весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, все это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, островами памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна мелочная лавочка, особенно же арку Главного штаба, Сенатскую площадь и голландский Петербург я считал чем-то священным и праздничным… Я бредил конногвардейскими латами и римскими шлемами кавалергардов, серебряными трубами Преображенского оркестра, и после майского парада любимым моим удовольствием был конногвардейский праздник на Благовещенье… Обычная жизнь города была бедна и однообразна. Ежедневно часам к пяти происходило гулянье на Большой Морской – от Гороховой до арки Генерального штаба. Все, что было в городе праздного и вылощенного, медленно двигалось туда и обратно по тротуарам, раскланиваясь: звяк шпор, французская и английская речь, живая выставка английского магазина и жокей-клуба. Сюда же бонны и гувернантки… приводили детей: вздохнуть и сравнить с Елисейскими полями”.
Заниматься музыкой родители водили Осипа к Покрову. “Мне ставили руку по системе Лешетицкого” , — вспоминал Мандельштам.
В 1900 году семья Осипа переезжает на Литейный проспект, а он сам поступает в Тенишевское училище. С сентября 1900 года училище располагалось на Моховой в здании, построенном на средства князя Тенишева.
Первым директором был прославленный педагог А.Я. Острогорский, русскую словесность преподавал В.В. Гиппиус – поэт, автор стихотворных книг и исследований о Пушкине. Он был первым критиком стихов молодого Мандельштама, которые печатались в журнале училища.
“Интеллигент строит храм литературы с неподвижными истуканами… В.В. учил строить литературу не как храм, а как род. В литературе он ценил патриархальное отцовское начало культуры”.
Эта первая встреча с великой литературой оказалась для Мандельштама “непоправимой”. Через двадцать лет он напишет: “Власть оценок В.В. длится надо мной и посейчас.
Большое, с ним совершенное, путешествие по патриархату русской литературы… так и осталось единственным”.
Учебникам в училище предпочитались наглядные методы преподавания. Было много экскурсий: Путиловский завод . Горный институт . Ботанический сад, озеро Селигер с посещением Иверского монастыря, на Белое море, в Крым, в Финляндию (Сенат, Сейм, музеи, водопад Иматра).
Также училище располагало прекрасными лабораториями, обсерваторией, оранжереей, мастерской, двумя библиотеками, издавался свой журнал, изучались немецкий и французский языки. Ежедневно проводились физические занятия и игры на воздухе. В училище не было наказаний, оценок и экзаменов.
В большой аудитории часто устраивались публичные лекции, собрания Литературного фонда, заседания Юридического общества, “где с тихим шипением разливался конституционный яд”.
Амфитеатр большой аудитории “в большие дни брался с бою, и вся Моховая кипела, наводненная полицией и интеллигентской толпой… Вот в соседстве с таким домашним форумом воспитывались мы …”.
Мандельштам вспоминает о своих однокашниках: “А все-таки в Тенишевском были хорошие мальчики. Из того же мяса, из той же кости, что дети на портретах Серова. Маленькие аскеты, монахи в детском своем монастыре”.
Среди сверстников Осип Эмильевич выделяет Бориса Синани, сына известного петербургского психиатра Бориса Наумовича Синани. В доме Синани на Пушкинской собиралась молодежь, велись политические дискуссии. “Мне было смутно и беспокойно. Все волненье века передавалось мне.
Кругом перебегали странные токи… Мальчики девятьсот пятого года шли в революцию с тем же чувством, с каким Николенька Ростов шел в гусары”.
В доме на Пушкинской Мандельштам мог наблюдать решительных молодых людей – членов боевых организаций социал-революционеров, и в его словах о Борисе Синани можно понять, что тогда же складывалось и его собственное неприятие политического радикализма: “глубоко понимал сущность эсерства и внутренне еще мальчиком его перерос”.
В те годы Мандельштам увлекается чтением Герцена и Блока, посещает концерты в Дворянском собрании и пишет стихи.
Окончив Тенишевское училище, Мандельштам много времени проводит за границей, посещает Францию, Италию. Вот несколько строк из письма В.В.
Гиппиусу из Парижа 27 апреля 1 908 года: “Живу я здесь очень одиноко и не занимаюсь почти ничем, кроме поэзии и музыки. Кроме Верлэна, я написал о Роденбахе и Сологубе и собираюсь писать о Гамсуне. Затем немного прозы и стихов.
Лето я собираюсь провести в Италии, а, вернувшись, поступить в университет и систематически изучать литературу и философию ” .
В 1 909– 1 910 гг. в Гейдельбергском университете Осип Эмильевич Мандельштам увлекается филосо фией и филологией. В Петербурге он посещает собрания Религиозно-философского общества, членами которого были виднейшие мыслители и литераторы Н. Бердяев, Д. Мережковский, Д. Философов, Вяч. Иванов.
Осип Эмильевич сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется на Таврической у Вячеслава Иванова. Квартира Иванова располагалась в круглой башенной надстройке.
Там собирались поэты, артисты, художники, ученые. Часто появлялись Блок, Белый, С ологуб, Ремизов, Кузмин. Они читали и обсуждали стихи.
А для молодых поэтов Иннокентий Федорович Анненский, Вячеслав Иванов и Андрей Белый читали лекции.
Там, в стенах «Башни», Мандельштам впервые встретился с Ахматовой. Их дружба была едва ли не самым большим подарком судьбы им обоим. “Тогда он был худощавым мальчиком с ландышем в петлице, с высоко закинутой головой, с ресницами в полщеки”, – пишет Ахматова.
Статьи и небывалая поэзия Анненского оказали сильное влияние на Мандельштама и Ахматову. Они называли Анненского своим учителем.
Вот что писал Анненский в первом номере журнала “Аполлон” во вступительной статье: “Наступает эпоха устремлений… к новой правде, к глубоко-сознательному и стройному творчеству: от разрозненных опытов – к закономерному мастерству, от расплывчатых эффектов – к стилю.
Только строгое искание красоты, только свободное, стройное и ясное, только сильное и жизненное искусство за пределами болезненного распада духа и лженоваторства”. Это была программа нового направления, означавшая разрыв с символизмом.
В редакции часто проводились выставки нового искусства: женские портреты Бакста, Кустодиева, Л. Пастернака, Серова, Сомова, графика Боннара, Гогена, Пикассо, Ренуара, Сезанна, Тулуз-Лотрека.
Часто там собирались авторы журнала, и нередко бывал Мандельштам. В “Аполлоне” печатались А. Бенуа, В. Мейерхольд, В. Иванов , М. Волошин, “Письма о русской поэзии” Н. Гумилева, стихи Анненского, Гумилева, Кузмина.
Журнал иллюстрировали Бакст, Добужинский, Митрохин.
- В 1910 году в августе, вышел девятый номер “Аполлона”, там были напечатаны пять стихотворений Мандельштама, в том числе “Silentium” , это был его литературный дебют:
- Она еще не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Не нарушаемая связь. Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту,
- Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита,
- С первоосновой жизни слито!
- В русской поэзии зазвучал новый голос:
И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись,
На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть –
- Узора милого не зачеркнуть!
- * * *
Источник: https://referat.store/referat/zhizn-i-tvorchestvo-osipa-mandelshtama/