Герои оперы
Все действующие лица можно разделить на главных и второстепенных персонажей. К главным героям относятся:
- Риголетто — старый придворный шут.
- Герцог Мантуанский — молодой красивый мужчина, любящий заводить много связей с разными женщинами.
- Джильда — прекрасная дочь шута, его единственное утешение в жизни.
Второстепенных персонажей в тексте не так много. Их образы служат для того, чтобы детальнее раскрыть характеры и особенности поведения главных героев. К ним относятся:
- Графиня ди Чепрано — увлечение герцога.
- Джованна — продажная служанка шута.
- Спарафучиле — убийца, нанятый Риголетто.
- Граф Монтерон — старый граф, что проклял шута за его издевки.
Помимо того, в пьесе появлялись придворные и Маддалена — красивая сестра наемного убийцы. С этой девушкой герцог заигрывал сразу после того, как клялся в любви Джильде.
Действие первое
Опера начинается с бала в величественном дворце герцога Мантуанского. К нему приехали самые достопочтенные граждане королевства.
Первая картина
Среди прибывших на бал, много прекрасных девушек, но Мантуанского больше всего интересует графиня де Чепрано. Герцог ведет себя с женщинами неподобающе. Так, он начинает чересчур ухаживать за милой женщиной, вызывая тем самым негодование ее стоящего рядом супруга. Риголетто, придворный шут, лишь накаляет ситуацию, отпуская злорадные шутки в стороны графа Чепрано и советуя герцогу украсть графиню этой темной ночью. Возмущенный подобным поведением в свой адрес граф, грозит отомстить несносному шуту.
Внезапно в самый разгар веселья и танцев на бал заявляется граф Монтероне. Он требует у хозяина бала вернуть ему его дочь.
Затем Риголетто смеется над нежданным гостем, приговаривая, что вступаться за девушку уже поздно, ведь ее честь он возвратить не сможет. В следующий момент герцог Мантуанский приказывает страже схватить графа.
Тот в бешенстве проклинает хозяина дома и его шута. Риголетто — человек суеверный и сам отец, поэтому услыхав проклятье, он с ужасом на лице уходит.
Вторая картина
Скакун Риголетто быстро покидает замок. По дороге он натыкается на Спарафучиле — наемного убийцу. Тот сообщает, что в любой момент, если понадобиться, он может оказать услугу. Риголетто корит свою несчастную судьбу и говорит, что проклятье быть некрасивым и неуважаемым человеком, шутом. Ведь живя в замке, среди лицемерных и подлых людей, он сам превратился в одного из них.
Встретившись со своей дочерью Джильдой, мужчина, кажется, вновь оживает и обретает жажду жизни. Он так сильно жаждет уберечь ее от всех невзгод, что приказывает служанке запереть все двери дома, а сам уезжает.
Но его служанка оказалась продажной. Женщина открыла дверь герцогу Мантуанскому, что переоделся в несчастного бедного студента. Мужчина страстно объясняется в любви Джильде, но его громкие речи обрывает странный шум с улицы. И тогда герцог удаляется, чтобы скрыться.
Одновременно с этим придворные в масках решают проучить шута за его острый язык и похитить Джильду, по ошибке приняв ее за любовницу Риголетто. Но в своем подлом замысле они идут дальше и предлагают самому Риголетто принять участие в похищении, убеждая его в том, что хотят украсть графиню де Чепрано.
Старому шуту завязывают глаза, и лишь когда придворные покидают его, взяв с собой Джильду, он понимает, что произошли ужасные вещи.
Второе действие
Герцог переживает об исчезновении Джильды. В зал к нему входят придворные и с упоением рассказывают, как ловко поглумились они над шутом, похитив его молодую любовницу. Мантуанский же быстро понимает про кого конкретно идет речь и спешит скорее повидаться с Джильдой.
Но тем временем, во дворец заявляется Риголетто полный уверенности, что его любимая дочь спрятана где-то в его стенах. Он опережает герцога и быстро находит ее. Тогда он клянется Джильде и себе самому, что отомстит герцогу. Девушка же душевно просит отца простить ее возлюбленного.
Третье действие
Риголетто вместе с Джильдой подходят к кабаку, принадлежащему Спарафучиле. Они видят, как в притон заходит герцог в форме простого кавалерийского офицера. Мужчина начинает флиртовать с Маддаленой — прекрасной сестрой Спарафучиле. За тем, как он вьется вокруг нее со стороны наблюдает бедная Джильда.
Риголетто спешит утешить дочь, обманутую легкомысленным герцогом. Он приказывает Джильде поехать домой и собрать все необходимые вещи, чтобы вместе отправиться в Верону — город, в котором их двоих никто не знает.
После этого шут нанимает хозяина таверны, чтобы тот убил герцога. Услышав об этом, Джильда приходит к убийце и быстро, и кратко, пока есть время, молит пощадить возлюбленного.
Спарафучиле решает вместо герцога убить того, кто первым постучит в дверь его кабака. Джильда, став свидетельницей этого диалога, принимает решение принести себя в жертву ради любимого человека.
И все равно, что он не держит своих клятв, но возможно, так он познает силу любви.
И девушка стучится в дверь притона. Спарафучиле оглушает ее и помещает в мешок. Его он переедает старому шуту. Риголетто был счастлив, что может отомстить обидчику, но вскоре он осознает, какая беда случилась. Он молится и просит небеса не отнимать его любимую дочь, его кровинушку, но Джильда погибает у него на руках. Проклятие, которое наслали на шута, свершилось.
Анализ произведения
По жанру «Риголетто» — это драматическая опера. Основная идея произведения — обличить порочность светского общества и социальное неравенство.
История создания оперы берет свое начало в 1850 году. Тогда Джузеппе Верди решил написать оперу по мотивам драмы «Король забавляется» Виктора Гюго. Либретто к опере было написано Франческо Мария Пьяве, который долгие годы общался и работал с Верди.
Премьера состоялась годом позже, 11 марта 1851 года в оперном театре «Ля Фениче» в Венеции.
Под влиянием цензуры в пьесе образ короля был заменим на условного герцога, а его настоящий шут Трибуле был сменен на некого Риголетто. Изначально его хотели сделать обычным по тем временам красавцем.
Таким образом, автор хотел избежать запрета на свое произведение, как это случилось с Гюго в 1832 году. И это помогло. Несмотря на запрет первоисточника, опера на его основе ставилась во всех театрах Европы.
Опера стала первой работой в творчестве Верди, в которой творец отклонился от привычной героической тематики и уделил внимание конфликтам, созревшим как результат социального неравенства разных слоев общества.
Произведение состоит из трех действий, через которые проходит одна сюжетная линия, объединяющая историю Джильды, ее отца Риголетто и герцога. Для произведений Джузеппе свойственно сосредотачиваться в своих работах исключительно на главных персонажах и их истории.
Опера учит тому, что за все свои плохие мысли и проступки человек все равно будет наказан. Поэтому милосердие и сострадание к ближним никогда не должно уступать собственным прихотям. Подробную информацию о композиторе, этом и других его произведениях можно найти в интернете, в том числе в Википедии.
Источник: https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rigoletto.html
Опера
Искусство и развлечения 4 февраля 2015
Несмотря на то что с момента создания оперы прошло около 165 лет, “Риголетто” продолжает оставаться популярной среди поклонников искусства по всему миру.
История
Опера Верди “Риголетто” создавалась в период с 1850 года по 1851-й. За столь короткий период Джузеппе успел написать свое виденье пьесы Виктора Гюго, которая называлась «Король забавляется».
Верди также мог попасть в немилость. Ему пришлось изменить нескольких действующих персонажей. В частности, король сменился герцогом, а шут стал Риголетто. Краткое содержание в целом осталось нетронутым. Композитор был поклонником творчества Виктора Гюго. Он старался пересказать историю так, как видит ее.
Франческо Мария Пьяве, давний друг Верди, взялся за создание для “Риголетто” либретто. Краткое содержание описано ниже.
Изначально планировалось, что Риголетто станет красивым героем, вместо уродливого шута.
Впервые это произведение было показано в Венеции, в марте 1851 года.
Адаптация
Представитель французского романтизма, Виктор Гюго никогда не стремился угодить власти и показывал жизнь простых людей, со всеми ужасами и пороками бедности. Точно так же он не боялся описывать и королевский двор. Опера Верди “Риголетто” исключила упоминание о монархе.
Главный герой рассказа
Гюго отходит от романтических образов, красивых юношей при дворе. Он создает уродливого карлика, ставшего аллегорией для всего существовавшего на то время политического режима. Шут, насмехающийся над пороками сильных мира сего, действительно мог существовать в реальности.
Если его и не было, то дворы Людовика Двенадцатого и Франциска Первого абсолютно реальны.
Трибуле стал настоящей легендой. Его так часто воспевали в балладах, о нем писали рассказы, упоминали в пословицах и мистериях, что ученым теперь сложно судить о том, что из всего того было вымыслом, а что — правдой. Существовал ли он, также неясно.
У Виктора Гюго был свой взгляд на этого персонажа. Он наделил шута новыми чертами характера и сделал из него главного героя.
Основной сюжет был построен на попытках придворного комедианта совместить две разные личности. При короле он был очень дерзким насмешником, который пытался во что бы то ни стало повеселить господина. В повседневном быту Трибуле казался добрым, порядочным человеком с большим сердцем. Он видел все изъяны дворовой жизни богатых бездельников и осуждал их за это.
В итоге шут попадает в один из жестоких розыгрышей своего хозяина.
Гюго согласился на постановку пьесы, и ее показали в 1832 году в местном театре. После первого просмотра постановка стала запрещенной за издевательство над властью короля.
Но когда последний монарх Франции, Наполеон Третий, был смещен, пьесу разрешили. Прошло пятьдесят лет, и она вернулась в театр без упоминания Риголетто. Краткое содержание пьесы также вызывало общественные споры.
Как создавалась опера Верди “Риголетто”: в сокращении
Итальянец Верди выбрал этот литературный хит спустя долгие годы за его необычные образы, смелые заявления, актуальность. Взялся он писать оперу в то время, когда пьесу еще запрещали.
Верди решил, что сюжет просто идеально подойдет к музыкальной постановке.
Было решено изменить изнеженную Францию на страстную Италию. Композитор сократил и весь сюжет, чтобы наполнить основную часть музыкой.
Когда оперу показатели писателю, Гюго она не понравилась. Он заметил, что Верди убрал весь политический трагизм и сосредоточился на истории шута.
В то время как Гюго в пьесе нравились политические намеки, музыкант предпочитал романтическую историю одного человека.
Верди собирался называть оперу «Проклятье» из-за несчастливой судьбы Трибуле.
Цензура
Возникли сложности у композитора и с администрацией театра, где должна была впервые состояться премьера оперы. Им не нравилось то, что Риголетто Верди не классический красавец, а ужасный горбун. Он отвечал, что именно этот образ кажется ему наиболее привлекательным. Джузеппе очень хотел посмотреть на то, как внешне уродливый человек покорит всех своей внутренней красотой.
Борьба с цензурой проявилась и в том, что Верди отказался урезать либретто, менять горбуна на типичного персонажа, убирать монарха Франциска из сюжета.
И вот король стал герцогом, а Трибуле назвали Риголетто. Краткое содержание оставалось почти что целым. Композитор уступил, чтобы увидеть свой труд на сцене. Он не мог ждать столько времени, как сам Гюго.
Опера «Риголетто». Краткое содержание
Начинается все с того, что шут при дворянине чрезмерно докучает некоему графу Монтероне. Тот злится на уродца и навсегда проклинает.
Шут Риголетто веселит публику тем, что избрал объектами для насмешек богатых вельмож. Те хотят расквитаться с ним. В этот момент появляется Монтероне, насылает проклятие на герцога. Последний надругался над его дочкой. Вместе с графом страдает и Риголетто. Краткое содержание не может не упомянуть, что с того момента шут во всех неудачах видит сбывшееся проклятие.
Кульминация
В это время придворные, которых разыгрывал шут, решают отомстить ему. Они завязывают Риголетто глаза и убеждают выкрасть одну графиню по имени Чепрано. Вместо вымышленной женщины шут помогает им по незнанию украсть Джильду.
Поняв, что сделал, Риголетто просит вельмож отпустить девушку, рассказывая, что она его дочь. В это время к нему на встречу идет Джильда из герцогских спален. Сам хозяин дома давно в объятиях Маддалены. При них он сознается, что влюблен в сестру разбойника. Обманутая Джильда в отчаянии.
А Риголетто решается подговорить с Спарафучиле, чтобы тот убил герцога.
Маддалена узнает о договоре брата и умоляет его не делать этого. После долгих ссор он соглашается. Они решают, что убьют первого вошедшего в дверь. Джильда, потеряв надежду на счастливое будущее, подслушав разговор, заходит к ним.
Развязка
Когда Риголетто приходит принимать заказ, видит мешок с телом. Тут из другой комнаты раздается голос герцога. Он не понимает, кого же ему оставили в мешке. И тогда Риголетто видит свою мертвую прекрасную дочку. Горе отца безутешно. Это и вся опера “Риголетто”, краткое содержание которой только что было пересказано.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/129022/
О чём “риголетто” верди?
Это вторая по популярности из всех опер Верди (после “Травиаты”). Но написана она была немного раньше. С неё начался настоящий, классический Верди.
Сюжет “Риголетто” – это переделанная почти до неузнаваемости драма Гюго (“Король забавляется”), которую запрещали ставить на сценах из-за крайне непристойного содержания и намёков на распутство власти.
Эта опера – самая мелодраматичная мелодрама из всех мелодрам. Если собрать воедино все мексиканские, индийские, американские и российские мыльные сериалы, то и тогда сюжет “Риголетто” их легко перевесит.
Когда оркестр начинает играть маленькое зловещее вступление к опере, всем становится ясно, что дело нешуточное. Всё кончится плохо, и кто-то сильно, очень сильно пострадает. В этом нет никаких сомнений. Верди всегда выражается максимально ясно.
Но это будет позже, а пока – пышный бал во дворце Герцога, на котором он пасёт потенциальных жертв своей крайней распутной натуры.
Герцог Мантуанский
У него один интерес в жизни – женщины. Сегодня психологи быстро поставили бы ему диагноз – сексуальная зависимость. Но в те времена не было психологов, увы.
Правда, наш больной не особо и страдает. Он веселится и поёт первый хит этой оперы: свою Балладу (имеется в виду не тягучий эпос, а ballata – итальянская любовная песенка). Это про то, что все женщины – красотки, любовь – это стихия, а постоянство – болезнь дураков. Заметим, что Герцог вообще-то женат.
Пласидо Доминго 40 лет тому назад. Эх…
Дальше, как в настоящей мелодраме, совершенно внезапно происходит нечто ужасное!
В самый разгар охоты Герцога на хорошенькую графиню Чепрано в зале появляется мрачный, босой, измождённый старик с гордой осанкой. Присутствующие с ужасом узнают в нём опального графа Монтероне.
Он прямо из тюрьмы, только что не в кандалах. Музыка смолкает и граф произносит речь примерно такого содержания: “Ах ты, блудливый бесчестный пёс! (это Герцогу).
Моя дочь пришла к тебе просить за меня, а ты что с ней сделал?! Будь же ты проклят во веки веков!”
Герцог при всей своей наглости явно смущён и не знает, что сказать. Но тут делает шаг вперед его шут и хладнокровно возражает графу примерно таким текстом: “Ой-ёй, сколько шума! Успокойтесь, граф, дело сделано. Смиритесь с тем, что ваша прелестная дочурка – просто шлюха”. Это и есть Риголетто.
Риголетто
Он личный шут Герцога Мантуанского, маленький уродец с большим горбом, злой, как бультерьер, но очень умный. Своими убийственными остротами он веселит Герцога и страшно злит всех придворных. У него нет ни совести, ни жалости – вообще ничего человеческого. Неудивительно, что все (кроме Герцога) его ненавидят.
Итак, он тоже получает проклятье (ему за особый цинизм – тройной силы) от графа Монетроне. Буквально через час оно начинает сбываться. Но тут мы узнаём про Риголетто что-то новенькое. У этого уродца есть , оказывается, прелестная дочь.
Джильда
Вспомните, как к вам в спальню на огонёк залетела однажды маленькая ночная бабочка, и как она билась во всё, обо что можно удариться, и погибла к утру. Вот и Джильда такая же.
Идеальнее Джильды нет существа в природе. Риголетто с самого детства прятал её от опасностей этого мира под семью замками. Она не знает своей матери (та давно умерла), и она только недавно увидела отца, но он так шифруется, что даже имени своего ей не говорит. “Падре” и всё.
Она знает в своей жизни два маршрута: из дома в церковь и обратно. И у есть неё один человек, с которым она может поговорить – её служанка.
И ещё один милый юноша добрым взглядом смотрел на неё во время службы… Ну, вы уже поняли, что это за юноша. Но Джильда вообще не знает, что в мире есть зло, и поёт свою наивную детскую песню первой любви вот в этой знаменитой арии. Хит №2 этой оперы.
Екатерина Сюрина
Риголетто навещает Джильду только ночью. И когда они встречаются, он открывается для нас с другой стороны. Он, оказывается, нежнейший и трепетный отец, а злой он такой потому, что ничего, кроме насмешек над своим уродством в жизни не видел.
Похищение
Дальше его всё жальче и жальче.
Придворные в эту же ночь похищают его дочь в подарок Герцогу (из мести), да ещё устраивают все так, что сам Риголетто держит им лестницу, чтобы они перелезли через ограду! Подробности и логические связи этого мелодраматического выверта слишком длинны и абсолютно недостоверны. Поэтому не будем углубляться.
Все предыдущие страдания Риголетто – это были не страдания, а только цветочки. Судьба даёт ему возможность испытать те самые отцовские муки Монтероне, которые он сам только вчера так жестоко высмеял.
Вот он приходит утром во дворец и, стараясь не выдавать своих чувств, пытается понять, где прячут Джильду. Придворные откровенно потешаются над ним. А он то злобно огрызается, то униженно валяется у них в ногах. Душераздирающая сцена!
Шведский баритон Ингвар Виксель.
Но дальше оказывается, как в известном анекдоте, что и это ещё не страдания!
В этот момент на сцену выходит киллер.
Спарафучилле
Риголетто “заказывает” своего обидчика Герцога. И наёмный убийца с криминальной кличкой Спарафучилле разрабатывает надёжный план. Он заманивает Герцога с помощью своей хорошенькой сестры в глухое место на окраине: какой-то дырявый насквозь дом. Здесь он будет убит.
Естественно – чёрная-пречёрная ночь. Само собой – начинается ужасная гроза с бурей (тут Верди придумал, чтобы женский хор завывал под музыку).
Но Герцогу всё нипочём! Была бы красотка рядом и бокал вина. От полноты чувств он то и дело затягивает весёлый мотивчик. Да, именно в этом мрачном месте звучит его коронная песенка про “сердце красавицы”, которое склонно, как известно, к измене. Здесь он предлагает лучший рецепт от этой беды – изменить первому поскорее, пока она не успела.
Нет, тут без Паваротти мы никак не обойдёмся! Хит №3.
Риголетто уже всё приготовил к побегу, он только хочет получить труп врага и заодно открыть Джильде глаза на личность Герцога, потому что эта чистая душа верит, что он её любит больше жизни, ведь он же сам ей лично это говорил!
Риголетто подводит её к одной из щелей в стене и демонстрирует ей сцену в спальне, где Герцог с Маддаленой предаются безудержному флирту. Назовём это так.
То, что происходит дальше, мог придумать только Гюго, который уже чуть раньше смешал в одном сюжете козу, цыганку, слабоумного инвалида и собор Парижской Богоматери.
Реакция Джильды на открывшуюся правду удивительна. Она не бросается в дом, чтобы выцарапать обманщику глаза и выдрать крашены Маддаленины кудри. И не убегает с рыданиями прямиком в монастырь. И даже не топится с горя в ближайшей бурной речке.
Нет! Она идёт и подставляется под нож киллера, чтобы спасти этого… этого… бесстыжего негодяя Герцога Мантуанского!
Ну, и финиш этой кровавой мелодрамы затмит всех хичкоков, стивенов кингов и Льва Толстого с его паровозом, вместе взятых.
Финиш
Спарафучилле передаёт заказчику труп в мешке. Он знает, что там не Герцог, а какая-то случайно подвернувшаяся девушка, и поэтому хочет по-тихому самолично бросить мешок в речку. Но Риголетто упирается. Ну уж нет, позвольте! Он слишком долго ждал этого момента! И он радостно тащит мешок к реке, бормоча что-то вроде “доигрался, голубчик!”
И тут он слышит звонкий тенорок весёлого Герцога, который, вполне живой и очень довольный, идёт домой во дворец. Вот уж где его песенка “Сердце красавицы” звучит максимально эффектно!
Ну, а дальше… Раскаты грома! Разрезанный мешок, труп Джильды, освещённый светом молнии! “Oh Dio!!! O mia Gilda!!!” – ” Ah, padre mio…” Джильда ещё поёт некоторое время из мешка (это опера…), но уже недолго. И вот такая заключительная ремарка в либретто:
(Рвёт на себе волосы и падает на труп дочери)
- Так что, сходите на “Риголетто”, не пожалеете!
- Ещё из этой серии:
- О чём “Травиата” Верди?
- О чём “Кармен” Бизе?
- О чём “Пиковая дама” Чайковского?
- О чём “Норма” Беллини?
- О чём “Аида” Верди?
Источник: https://kultspargalka.ru/o-chyom-rigoletto-verdi/
Риголетто
Первое действие
Первая картина
Распутный герцог Мантуанский дает блестящий бал в своем дворце. Его отношение к женщинам выражается во фривольной арии «Questa o quella, per me pari sono» («Та иль эта – я не разбираю»). Во внимание герцога попадает жена одного из его придворных, графиня Чепрано.
Внезапно общее веселье и танцевальная музыка прерываются грозным голосом. Это старый граф Монтероне, который явился сюда с проклятьем герцогу за поруганную честь своей дочери. В этот момент придворный шут герцога, горбун Риголетто, выходит вперед и зло насмехается над стариком.
Монтероне сохраняет достоинство. И в тот момент, когда герцог приказывает заключить графа под стражу, Монтероне грозит ему страшным мщением, проклинает шута. Это было проклятье, произнесенное оскорбленным отцом.
Риголетто – сам отец и глубоко суеверный человек – в ужасе отворачивается.
Вторая картина
Под бременем проклятья Монтероне Риголетто покидает дворец. По дороге он наталкивается на длинную, зловещего вида фигуру. Это Спарафучиле, наемный убийца. Как профессионал профессионалу Спарафучиле предлагает придворному шуту свои услуги в любой момент, когда ему понадобится.
Пока этот страшный человек удаляется, бормоча на очень низкой ноте свое собственное имя – «Спарафучиле», Риголетто восклицает: «Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale» («С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом»).
За этим следует продолжительный и очень красивый дуэт Риголетто с дочерью, юной Джильдой: «Figlia!.. Mio padre!..» («Джильда!.. Мой отец!..»). Для шута она главное, что осталось в его жизни.
После смерти жены у Риголетто больше нет никого на свете, и он страстно желает уберечь дочь от опасностей этого мира. Покидая дом, он отдает приказание служанке Джильды, Джованне, держать все двери на запоре.
Приказ Риголетто, однако, не выполняется.
Не успел он покинуть свой дом, как герцог Мантуанский, переодевшись бедным студентом (но при этом, бросив Джованне кошелек, дабы подкупить ее, чтобы она открыла дверь), проникает к Джильде и пылко объясняется ей в любви: «E il sol dell'anima» («Верь мне, любовь –это солнце и розы»). Встревоженный каким-то шумом на улице герцог удаляется. Джильда поет арию «Caro nome che il mio con» («Сердце радости полно»).
Шум на улице – это пришли придворные (они в масках), которые задумали похитить Джильду, полагая, что она любовница Риголетто, а не его дочь. Чтобы сделать шутку веселей, они призывают Риголетто помочь им, объясняя, что хотят похитить жену графа Чепрано, живущего поблизости.
Ему завязывают глаза и заставляют быть соучастником похищения. Только после того, как компания удалилась вместе с Джильдой, Риголетто разрывает повязку на глазах. Предчувствуя страшное, шут, в отчаянии крича, устремляется в дом.
Действие завершается в тот момент, когда Риголетто с ужасом и дрожью вспоминает отцовское проклятье старого Монтероне.
Второе действие
Первая картина
Зал во дворце. Герцог взволнован. Накануне он вернулся в дом Джильды, но не нашел ее там и теперь клянется найти похитителей и отомстить. Герцог поет о своей возлюбленной Джильде арию «Parmi veder le lacrime» («Вижу голубку милую»).
Придворные сообщают ему, как похитили любовницу Риголетто и принесли в его дворец (они все еще не знают, что Джильда – дочь шута). Герцог, переполненный радости, спешит к ней, чтобы увидеть. Входит Риголетто – он повсюду ищет свою дочь.
Появляется паж с сообщением для герцога, и Риголетто догадывается – Джильда здесь, в замке. В негодовании и отчаянии бросается придворный шут на присутствующих, крича: «Cortigiani, vil razza» («Куртизаны, исчадье порока»).
Появляется дочь и бросается к отцу в объятия, придворные стыдливо удаляются. Полный слез дуэт отца и дочери прерывается, когда мимо проходит Монтероне, которого ведут на казнь.
Риголетто клянется, что отомстит герцогу. Действие завершается решительным и суровым повторением клятвы Риголетто: «Si, vendetta, tremenda vendetta» («Да, настал час ужасного мщенья»). Джильда же молит его о прощении своего возлюбленного.
Вторая картина
Ночью у заброшенного постоялого двора на берегу реки стоит Риголетто, повторяющий свои проклятья, Джильда по-прежнему умоляет простить возлюбленного.
Притон, около которого они оказались, принадлежит Спарафучиле, бандиту, и в гостях у него в эту ночь не кто иной, как герцог, на сей раз переодевшийся офицером. Он исполняет песенку «La donne e mobile» («Сердце красавицы…»), затем объясняется в любви Маддалене, хорошенькой сестре Спарафучиле.
Начинается великолепный квартет: в хижине герцог расточает любовные признания Маддалене, на которые та кокетливо и насмешливо отвечает; в то же самое время Джильда, подсматривающая за ними снаружи, приходит в отчаяние из-за открывшегося ей обмана. Риголетто старается утешить дочь.
Далее события развиваются стремительно. Риголетто отсылает Джильду переодеться, чтобы ехать в Верону, город, где их никто не знает, и где они начнут новую жизнь. У него пока на эту ночь свои планы.
За двадцать скудо придворный шут нанимает Спарафучиле, чтобы тот убил герцога. Теперь Маддалена уговаривает своего брата пощадить приглянувшегося ей молодого человека и подменить тело, убив какого-нибудь постороннего, кто зайдет к ним этой ночью («Somigla un Apollo quel giovine» – «Наш гость и красивый, и ласковый»). Разражается буря.
Джильда вернулась и стала свидетельницей разговора Спарафучиле и Маддалены. Она стучится в дверь их таверны. Девушка решила пожертвовать собой, только бы спасти своего неверного возлюбленного. Спарафучиле оглушает ее и засовывает в мешок. Вернувшийся Риголетто, получив тяжелый мешок и уверенный, что в нем тело герцога, злорад-ствует над своей жертвой.
Но недолго длится его радость. Из дома доносится знакомый голос: «Сердце красавицы…» (на сей раз песенка звучит особенно иронично). В ужасе Риголетто разрывает мешок и находит в нем свою дочь. Джильда прощается, издавая свой последний вздох, он же молит ее не умирать.
И когда она умолкает навсегда, придворный шут грозит кулаком небесам и восклицает еще раз: «Ah! La maledizione!» («Ах! Вот где старца проклятье!»). Проклятье свершилось.
Источник: https://www.chelopera.ru/plays/about/rigoletto/brief/
Опера Верди «Риголетто»
Это первая зрелая опера Верди (1851 г.), в которой композитор отошел от героической тематики и обратился к конфликтам, порожденным социальным неравенством.
В основе сюжета – драма Виктора Гюго [1] «Король забавляется», запрещенная сразу же после премьеры, как подрывающая авторитет королевской власти.
Чтобы избежать столкновений с цензурой, Верди и его либреттист Франческо Пиаве перенесли место действия из Франции в Италию и изменили имена героев.
Однако эти «внешние» переделки ничуть не уменьшили силу социального обличения: опера Верди, как и пьеса Гюго, обличает нравственное беззаконие и порочность светского общества.
Опера состоит из трех действий, на протяжении которых напряженно и стремительно развивается одна-единственная сюжетная линия, связанная с образами Риголетто, Джильды и Герцога. Подобная сосредоточенность исключительно на судьбах главных героев характерна для драматургии Верди.
Уже в I действии – в эпизоде проклятия Монтероне – предначертана та роковая развязка, к которой влекут все страсти и поступки героев. Между этими крайними точками драмы – проклятием Монтероне и смертью Джильды – расположена цепь взаимосвязанных драматических кульминаций, неумолимо приближающих трагический финал. Это:
- сцена похищения Джильды в финале I действия;
- монолог Риголетто и следующая за ним сцена с Джильдой, в которой Риголетто клянется отомстить Герцогу (II действие);
- квартет Риголетто, Джильды, Герцога и Маддалены – кульминация III действия, открывающая прямой путь к роковой развязке.
Образ Риголетто
Главный герой оперы – Риголетто – один из ярчайших образов, созданных Верди. Это человек, над которым, по определению Гюго, тяготеет тройное несчастье (уродство, немощь и презираемая профессия). Его именем, в отличие от драмы Гюго, композитор и назвал свое произведение.
Он сумел раскрыть образ Риголетто с глубочайшей правдивостью и шекспировской многогранностью. Это человек больших страстей, обладающий незаурядным умом, но вынужденный играть унизительную роль при дворе. Риголетто презирает и ненавидит знать, он не упускает случая, чтобы поиздеваться над продажными придворными.
Его смех не щадит даже отцовского горя старика Монтероне. Однако наедине с дочерью Риголетто совсем другой: это любящий и самоотверженный отец.
Первая же тема оперы, открывающая краткое оркестровое вступление, связана с образом главного героя. Это лейтмотив проклятия, основанный на упорном повторении одного звука в остропунктирном ритме, драматическом c-moll, у труб и тромбонов. Характер зловещий, мрачный, трагедийный, подчеркнутый напряженной гармонией. Эта тема воспринимается как образ рока, неумолимой судьбы.
Вторая тема вступления получила название «темы страдания». Она основана на горестных секундовых интонациях, прерываемых паузами.
В I картине оперы (бал во дворце Герцога) Риголетто предстает в обличье шута. Его ужимки, кривлянье, хромую походку передает тема, звучащая в оркестре (№ 189 по нотам). Для нее характерны острые, «колючие» ритмы, неожиданные акценты, угловатые мелодические обороты, «клоунадные» отыгрыши.
Резким диссонансом по отношению ко всей атмосфере бала является эпизод, связанный с проклятием Монтероне. Его грозная и величественная музыка характеризует не столько Монтероне, сколько душевное состояние Риголетто, потрясенного проклятием.
По дороге домой он не может забыть о нем, поэтому в оркестре появляются зловещие отзвуки л-ва проклятия, сопровождая речитатив Риголетто «Навек тем старцем проклят я».
Этот речитатив открывает 2 картину оперы, где Риголетто участвует в двух совершенно противоположных по колориту дуэтных сценах.
Первая, со Спарафучиле – это подчеркнуто «деловая», сдержанная беседа двух «заговорщиков», которая не нуждалась в кантиленном пении. Она выдержана в сумрачных тонах.
Обе партии насквозь речитативны и ни разу не объединяются. «Цементирующую» роль играть непрерывная мелодия в октавном унисоне виолончелей и контрабасов в оркестре.
В конце сцены вновь, как неотвязное воспоминание, звучит л-в проклятия.
Вторая сцена – с Джильдой, раскрывает иную, глубоко человечную сторону характера Риголетто. Чувства отцовской любви передаются через широкую, типично итальянскую кантилену, ярким примером которой являются два ариозо Риголетто из этой сцены – «Не говори о ней со мной» (№ 193) и «О, береги цветок роскошный» (обращение к служанке).
Центральное место в развитии образа Риголетто занимает его сцена с придворными после похищения Джильды из 2 действия.
Риголетто появляется, напевая шутовскую песенку без слов, сквозь напускное равнодушие которой ясно ощущаются затаенная боль и тревога (благодаря минорному ладу, обилию пауз и нисходящим секундовым интонациям).
Когда Риголетто понимает, что его дочь у Герцога, он сбрасывает маску деланного равнодушия. Гнев и ненависть, страстная мольба слышатся в его трагической арии-монологе «Куртизаны, исчадье порока».
В монологе две части. I часть основана на драматической декламации, в ней получают развитие выразительные средства оркестрового вступления к опере: тот же патетический c-moll, речевая выразительность мелодии, энергия ритма. Чрезвычайно велика роль оркестра – безостановочный поток фигурации струнных, многократное повторение мотива вздоха, возбужденная пульсация секстолей.
2 часть монолога строится на плавной, проникновенной кантилене, в которой ярость уступает место мольбе («Господа, сжальтесь вы надо мною).
Следующая ступень в развитии образа главного героя – Риголетто-мститель. Таким он впервые предстает в новой дуэтной сцене с дочерью во 2 действии, которая начинается с рассказа Джильды о похищении. Подобно первому дуэту Риголетто и Джильды (из I д.
), она включает не только ансамблевое пение, но и речитативные диалоги, и ариозо. Смена контрастных эпизодов отражает различные оттенки эмоционального состояния героев. Заключительный раздел всей сцены обычно называют «дуэтом мести».
Ведущую роль в нем играет Риголетто, который клянется жестоко отомстить Герцогу. Характер музыки очень активный, волевой, чему способствует быстрый темп, сильная звучность, тональная устойчивость, восходящая направленность интонаций, упорно повторяющийся ритм (№ 209).
«Дуэтом мести» завершается все 2 действие оперы.
Образ Риголетто-мстителя получает развитие в центральном номере 3 действия, гениальном квартете, где переплетаются судьбы всех главных действующих лиц. Мрачная решимость Риголетто здесь противопоставлена и легкомыслию Герцога, и душевной муке Джильды, и кокетству Маддалены.
Во время разыгравшейся грозы Риголетто совершает сделку со Спарафучиле. Картина бури имеет психологический смысл, она дополняет драму героев.
Кроме того, важнейшую роль в 3 действии играет беспечная песенка Герцога «Сердце красавиц», выступая предельно ярким контрастом по отношению к драматическим событиям финала.
Последнее проведение песенки открывает Риголетто ужасную истину: жертвой мести стала его дочь.
Сцена Риголетто с умирающей Джильдой, их последний дуэт – это развязка всей драмы. В его музыке преобладает декламационное начало.
Два других ведущих образа оперы – Джильды и Герцога – психологически глубоко различны.
Главное в образе Джильды – ее любовь к Герцогу, ради которой девушка жертвует своей жизнью. Характеристика героини дана в эволюции.
Впервые Джильда появляется в дуэтной сцене с отцом в I действии. Ее выход сопровождается яркой портретной темой в оркестре. Быстрый темп, жизнерадостный до-мажор, танцевальная ритмика с «озорными» синкопами передают и радость встречи, и светлый, юный облик героини. Эта же тема продолжает развиваться и в самом дуэте, связывая краткие, певучие вокальный фразы.
Развитие образа продолжается в следующих сценах I действия – любовном дуэте Джильды и Герцога и арии Джильды.
Вспоминая о любовном свидании. Ария построена на одной теме, развитие которой образует трехчастную форму. В среднем разделе мелодия арии расцвечивается виртуозным колоратурным орнаментом.
[1] Кроме «Риголетто» на сюжет Гюго Верди написал оперу «Эрнани».
Источник: https://musike.ru/index.php?id=86
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Первая картина
Бал во дворце герцога Мантуанского. Герцог рассказывает о встреченной им случайно в церкви милой девушке. Придворный шут Риголетто, всегда интригует и подстрекает господина соблазнить очередную красотку из числа придворных.
Вот и сейчас, заметив его интерес к графине Чепрано, шут советует герцогу овладеть гордой красавицей. Риголетто глумится над ревностью графа Чепрано. Придворные возмущены выходками шута. Они решают отомстить ему.
Один из придворных, Марулло, узнал, что Риголетто скрывает в своем доме любовницу. Придворные решают похитить ее.
На балу появляется граф Монтероне. Он обличает герцога и взывает к мести за поруганную честь своей дочери. Разгневанный герцог приказывает арестовать Монтероне. Риголетто насмехается над стариком. Монтероне проклинает шута.
Вторая картина
Поздним вечером Риголетто стоит один у своего дома, где скрывает дочь, горячо любимую Джильду. Он воспитывает ее в благочестии и целомудрии. Как разительно отличается Риголетто-отец от шута! Появляется наемный убийца Спарафучиле и предлагает ему свои услуги.
Риголетто говорит, что будет иметь в виду его предложение. Он встревожен за судьбу дочери. Ему не дает покоя проклятье Монтероне. К нему выбегает радостная Джильда. Она видит, что отец расстроен и насторожен. В темноте к дому Риголетто прокрадывается переодевшийся герцог. Риголетто ничего не замечает.
Он приказывает служанке оберегать госпожу и уходит.
Оставшись одна, Джильда вспоминает о незнакомце, встреченном ею в церкви. Неожиданно появляется герцог, и девушка узнает в нём своего незнакомца. Назвавшись бедным студентом, он объясняется Джильде в любви. Девушку пленяют пылкие признания, и она клянется ему в верности.
За оградой дома собираются придворные, задумавшие похитить Джильду. Неожиданно появляется Риголетто. Придворным удается убедить шута, что они пришли похитить графиню Чепрано, дворец которой находится неподалеку.
Они уговаривают Риголетто принять участие в этом похищении и надевают на него для конспирации маску. В темноте один из придворных накидывает на маску платок, так чтобы шут ничего не видел. Риголетто не догадывается, что участвует в похищении собственной дочери.
Лишь после ухода придворных он обнаруживает, что жестоко обманут. Риголетто в отчаянии.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Третья картина
Покои герцогского дворца. Герцог разъярен. Кто-то похитил его новую возлюбленную. Появляются придворные и рассказывают ему о своих ночных похождениях. Они смеются над шутом, помогавшим украсть свою же любовницу. Теперь она во дворце. Герцог догадывается, о ком идет речь и спешит к пленнице.
Появляется несчастный Риголетто. Придворные не впускают его в спальню герцога. «Дочь мне отдайте!» — рыдает шут. Когда, наконец, Джильда появляется из дверей и в слезах рассказывает отцу о том, что с ней произошло, Риголетто клянется отомстить герцогу. Искренне полюбившая герцога Джильда умоляет отца пощадить возлюбленного. Риголетто непреклонен.
Четвертая картина
На пустынном берегу реки Риголетто со своей дочерью. Шут знает, что страсть к любовным похождениям приведет герцога сюда, к жилищу Спарафучиле.
Риголетто хочет, чтобы Джильда воочию убедилась в вероломстве и легкомыслии герцога, который встречается здесь с сестрой бандита — Маддаленой. Джильда в отчаянии.
Её возлюбленный неверен ей! Риголетто велит дочери отправляться домой и, переодевшись в мужской костюм, покинуть город. Затем он выплачивает задаток Спарафучиле за убийство герцога. За телом врага шут придет в полночь.
Возвратившись в дом, Спарафучиле рассказывает сестре о сделке. Маддалена умоляет брата пощадить юношу, который понравился ей, и уговаривает Спарафучиле убить первого, случайно забредшего к ним прохожего. Их разговор слышит вернувшаяся Джильда. Она решает пожертвовать собой ради возлюбленного. Собравшись с духом, девушка входит в дом…
В полночь Спарафучиле отдает Риголетто мешок с трупом. Шут спешит к реке, чтобы утопить мешок, но вдруг слышит знакомый голос. Это беззаботный герцог напевает свою песенку. Развернув мешок, Риголетто с ужасом видит там умирающую дочь. Джильда умоляет отца простить ее и герцога, ради любви к которому она решила расстаться с жизнью. Риголетто безутешен. Проклятье старца Монтероне свершилось!
Источник: https://rostovopera.ru/represent/repertoire/opera/rigoletto-/
Риголетто
Действие происходит в Мантуе и ее окрестностях в XVI веке.
Действие первое В великолепном зале герцогского дворца бал. Распутный правитель похваляется придворному Борсе своими любовными приключениями: скоро он добьется прекрасной незнакомки, которую встречает в церкви. Тут же, на балу, герцог начинает ухаживать за графиней Чепрано. Его шут Риголетто высмеивает супруга графини.
Придворные задумывают отомстить паяцу за острый язык; один из них, Марулло, рассказывает, будто Риголетто обзавелся любовницей. Неожиданно появляется граф Монтероне, который пришел отстоять поруганную честь своей дочери. Но и его не щадят насмешки горбуна. Монтероне проклинает и герцога, и его слугу.
По дороге домой Риголетто знакомится на темной улице со Спарафучиле, наемным убийцей, который предлагает ему свои услуги. Мысли о проклятии не дают шуту покоя. Он думает о собственном презренном положении, отчего ненависть к придворным кипит в нем еще сильнее. Дома Риголетто встречает дочь, единственная отрада, что осталась у него после смерти жены. Они нежно беседуют.
Огражденная от мира заботой и страхом отца, юная Джильда живет в уединении под присмотром служанки Джованны, с которой выходит лишь в церковь. Уходя, Риголетто наказывает Джованне тщательно охранять девушку. Из укрытия за ними следит герцог. Он подкупает служанку, чтобы та молчала. Назвавшись бедным студентом Гвальтером Мальде, герцог признается Джильде в любви.
Свидание прерывает шум с улицы, герцог должен уйти. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника.
Придворные в масках собрались у дома Риголетто, чтобы похитить Джильду. Столкнувшись с шутом, заговорщики убеждают его, что хотят выкрасть жену графа Чепрано. Риголетто покупается на эту уловку и помогает им похитить собственную дочь. Издалека доносятся крики Джильды, лишь тогда он понимает, что произошло.
Действие второе Зал во дворце. Герцог взволнован: вернувшись в дом Джильды, он не нашел ее там. Придворные рассказывают ему о ночном приключении, о похищении любовницы Риголетто. Так герцог узнает, что девушка во дворце, и торопится к ней.
Риголетто скрывает свое отчаяние под привычной маской шута. Он знает, что дочь во дворце, и после приступа гнева умоляет придворных вернуть его единственное сокровище. Джильда в слезах сама выходит к отцу и рассказывает ему обо всем.
Мимо ведут в темницу Монтероне, сокрушающегося, что его проклятия не имеют силы.
Горбун клянется отомстить. Джильда просит о милосердии, она признается, что любит герцога.
Действие третье Таверна на берегу реки. Ночь. Риголетто приводит дочь, которая все еще любит герцога, посмотреть, как тот развлекается с другой. Герцог ухаживает за сестрой Спарафучиле Маддаленой.
Джильда в отчаянии. Риголетто утешает ее, обещая вскоре отомстить. Он отправляет дочь в Верону, где они позже должны будут встретиться.
После ухода Джильды шут дает Спарафучиле задаток за убийство герцога, остальное он заплатит, когда получит труп.
Начинается буря. Герцог засыпает. Маддалена просит брата пощадить его. Возвращается уже собравшаяся в дорогу Джильда в мужской одежде и слышит их разговор. Спарафучиле соглашается убить вместо герцога первого, кто появится до полуночи. Джильда понимает, что настал ее час: голос любви сильнее рассудка.
Она стучит в дверь и падает под ударами Спарафучиле. Гроза стихает. В полночь Риголетто забирает мешок с телом и собирается бросить его в воду. Но вот в ночи раздается песенка герцога. Горбун разрезает мешок и видит Джильду. Умирая, дочь просит простить ее.
Риголетто падает на ее труп с криком: «Ах! Вот проклятье старца!»
Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2014/3/5/1_1900
Краткое содержание оперы Джузеппе Верди «Риголетто» — Саратов. CityGu.Ru. Интеллектуально -развлекательный порталСаратов. CityGu.Ru. Интеллектуально -развлекательный портал | CityGu.Ru. Саратов. Интернет-путеводитель по городу. Кинотеатры Саратова, афиша Саратова, Саратов места, клубы Саратова, рестораны Саратова, бары Саратова, отдых в Саратове
Знаменитая опера в трех актах, написана Джузеппе Верди в 1850-1851 годах. В ней собраны воедино сила любви, верности, нежности и ненависти. Эти чувства яркие и неповторимые. Кроме постановок с 1912 года, ее экранизировали четыре раза, ставили аудио версии.
Краткое содержание
Дворец герцога Мантуанского. В нем можно увидеть бал. Герцог оказывает знаки внимания графине Чепрано. При этом ее супруг испытывает ревность. Граф Чепрано терпит издевательства со стороны шута. Тот рекомендует герцогу выкрасть красивую графиню.
Чепрано, придя в бешенство, начал думать, как бы отомстить Риголетто. Граф Монтероне прервал веселье бала. Он стал требовать от герцога, чтобы тот вернул ему дочь. Герцог приказал страже взять графа. Монтероне проклял Риголетто.
Он сказал герцогу, что отомстит за поруганную честь дочери.
Риголетто потерял покой из-за проклятья Монтероне. Отправляясь к себе домой в вечернее время, он наткнулся на Спарафучиле. Это был наемный убийца. Он предложил свои услуги. Шут волнуется за жизнь дочери Джильды. Она обитает в глухом месте. С ней живет служанка Джованна. Опасаясь герцога, шут сказал дочери, чтобы она не выходила из дома.
Один раз, зайдя в церковь, девушка столкнулась с молодым человеком. Ее сильно пленила его красота. Это был герцог, одетый как студент. Парень поклялся девушке, что всегда будет ее любить. Когда Джильда осталась одна, она сразу же дала волю фантазии.
Дворец Риголетто. В нем можно увидеть немало придворных. Полагая, что Джильда является любовницей шута, они решили ее выкрасть. Риголетто начали терзать различные предчувствия. Когда он пришел домой, то сразу же увидел придворных. Один придворный, желая избавить шута от подозрений, рассказал ему о том, что графиня Чепрано скоро будет похищена.
Герцог пребывает в расстроенных чувствах: девушка пропала, ее поиски оказались напрасными. Слуги поведали ему о том, что любимая женщина шута находится во дворце. Герцог поторопился к себе.
Это интересно: Канцлер Ги снова в Саратове
Вошел Риголетто. Его внешний вид был беззаботен. Однако в душе его скрывалось отчаяние. Шут начал просить, чтобы ему вернули ребенка. Но придворные не пожелали его слушать. Вскоре из покоев герцога появилась Джильда.
Она была вся в слезах. Шут дал себе слово отомстить за дочь. Девушка сказала родителю, чтобы он не держал зла на герцога. Берег реки. На нем можно увидеть притон Спарафучиле. Темная ночь.
Герцог обратил внимание на сестру бандита Маддалену.
Джильда, узнав о том, что любимый человек ей изменяет, простилась с мечтой. Шут решил отправить дочь в Верону. Ей предстояло покинуть Мантую, одетой в мужской костюм. Риголетто собирался нанять Спарафучиле в качестве убийцы и избавиться от трупа герцога. Далее началась гроза. Плененная мужчиной, Маддалена сказала брату, чтобы тот его пощадил.
Спарафучиле решил, что уничтожит того, кто в ближайшее время постучит в дверь. Дочь шута случайно услышала разговор. Она решила пожертвовать жизнью ради любимого человека. Девушка вошла в жилище Спарафучиле.
Гроза немного уменьшилась. Шут вернулся. Бандит вынес мешок с трупом. «Я отомщен!» – пронеслось в голове у Риголетто. Однако когда он порвал мешок, то сразу же увидел умирающую дочь.
Конечно, лучше не читать описание, приходить на живые выступления в лучший театр оперы и балета Саратова. Следите за театральной афише здесь выбирайте представления по душе.
- Вадим Дмитриев
- Фото и видео: свободные источники Интернет
- Специально для CityGu.ru
« Первая работа. Возвращение. Юлия Кузнецова Царевна Льдинка. Рождественские сказки русских и зарубежных христианских писателей »
Источник: https://citygu.ru/dzhuzeppe-verdi-rigoletto.html