Ранний восход — краткое содержание рассказа кассиля

Писать художественное произведение о реальном человеке, наверное, очень сложно. Какие бы документы, дневники, рассказы семьи и друзей ни были в распоряжении автора, все пробелы он должен заполнить сам. И каждый раз, вкладывая какие-то мысли в голову героя или слова в его уста, он должен спрашивать себя вдвое строже, чем обычно, не фальшиво ли они прозвучали.

Повесть Льва Кассиля «Ранний восход» рассказывает о жизни необычайно талантливого художника Николая Дмитриева, трагически погибшего в возрасте всего пятнадцати лет, в пору расцвета своей юности, своего дарования, всех надежд и первой любви.

Начиная читать, я заранее знала об этом, и готовила себя к трагическому концу, но автор пощадил меня, и закончил повесть до сцены гибели Коли. О несчастном случае рассказывается в послесловии от лица одного из друзей мальчика.

Гибель Коли нельзя назвать совершенно нелепой, потому что он спасал товарища, но как смириться с тем, что в пятнадцать лет многие «будет» превращаются в «был бы»?

Я люблю стиль Льва Кассиля, каждое его произведение дышит такой любовью к герою. Я читала повесть о рано раскрывшемся таланте мальчика Коли, о его первых открытиях в живописи и в жизни, о взрослении и росте его души, жадно впитывая ту совершенно особую атмосферу, царившую вокруг Коли, и очнулась только в три часа утра, перевернув последнюю страницу.

Автор показывает, как важно вовремя сказанное мудрое слово, падающее в душу юноши, как помогла юному художнику поддержка друзей, родных, педагогов. В книге много цитат из книг, которые читал Коля и просто ценных мыслей, высказанных важными для него людьми.

Я поразилась цельности натуры мальчика, желающего во что бы то ни стало пробиваться самому, без чьей-либо протекции, и приносить пользу людям, посвящающего всего себя искусству. В конце книги приведены несколько акварелей и карандашных рисунков Коли.

Они никого не смогли бы оставить равнодушным. Мне их не хватило, я нашла в интернете и долго разглядывала другие его работы.

Пусть жизнь Коли была недолгой, но он принес ту пользу, о которой мечтал: его работы доставляют радость, волнуют, увлекают и подают пример людям уже многие десятилетия.

Елена Филиппова, специально для Лучшие детские книги: новинки и старинки #лдк_рецензии#лдк_клевер

Лев Кассиль. Ранний восход
Клевер, 2015

[Lab] http://www.labirint.ru/books/488657/?p=11352Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля

Источник: https://icanread.ru/lev-kassil-rannij-voshod/

Ранний восход

Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля

Опиши пейзажи с ветром и с водой и с восходом и заходом солнца.

Леонардо да Винчи

Когда работа над этой повестью уже была начата, газета «Советское искусство» опубликовала 16 мая 1950 года письмо нескольких крупнейших деятелей искусства, театра и литературы. В нем говорилось о том, что внимание советской общественности и работников всех отраслей искусства все настойчивее привлекает творчество Коли Дмитриева.

«Выставки многочисленных работ этого феноменально талантливого и плодовитого юного художника, — рассказывали авторы письма, — организованные в ряде залов столицы, репродукции рисунков Коли Дмитриева в журналах вызвали живой интерес, всеобщее восхищение и признание самых взыскательных ценителей искусств.

Достаточно перелистать, например, книгу отзывов посетителей выставки работ Коли Дмитриева… Здесь в едином взволнованном преклонении перед поразительным и светлым талантом… в патриотической гордости за страну, щедро рождающую дарования такой силы, слились высказывания крупнейших представителей советской культуры, народных артистов и народных художников, студентов, представителей Советской Армии, рабочих, педагогов, школьников.

В работах пятнадцатилетнего художника, едва лишь начавшего свой путь в искусстве, чувствуется следование лучшим традициям великих русских художников, в частности В. Серова.

Жизнерадостная и задушевная мягкость колорита, стремительный и точный рисунок, острая наблюдательность, ласковая, сыновняя любовь к родной природе, безукоризненный вкус, творческая смелость, ведущая к вдохновенным находкам, и вместе с тем огромная настойчивость в работе, ученье, самосовершенствовании — вот наиболее отличительные черты этого юного, но богатырского таланта…»

«Мы считаем, — говорилось далее в письме, — что творчество Коли Дмитриева… является еще одним убедительным примером того, как богата яркими, молодыми дарованиями наша Родина, как вдумчиво относится она к этим талантам…» Письмо заканчивалось предложением издать монографию и повесть о Коле Дмитриеве.

Это выступление группы виднейших представителей нашей культуры, среди которых были В. Мухина, С. Меркуров, В. Барсова, С. Образцов, С. Михалков, А.

 Барто, еще более утвердило меня в ощущении своевременности и права на жизнь книги о художнике-подростке, над которой я уже работал некоторое время, захваченный всецело тем, что увидел в работах Коли Дмитриева, прочел в его дневниках, услышал в рассказах о нем.

Обо всем этом я попытался рассказать в этой книге. В основу повести положена действительная история жизни Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники. Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника.

Вместе с тем, сохраняя необходимую во всякой повести свободу писательского воображения, я счел возможным в ряде моментов частично додумать, развить отдельные события и положения.

Кроме того, пришлось изменить имена некоторых действующих лиц, а кое-где для стройности и цельности повествования дополнительно ввести обобщающие фигуры.

Основания для этих дополнений, обобщений и догадок я находил в самом же обширном фактическом материале, собранном при отзывчивой помощи родных, педагогов и друзей Коли Дмитриева, которым я и приношу здесь сердечную благодарность.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля

Нет, жизнь, жизнь ловить! Воображение развивать. Вот что надо…

И. Репин

Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования.

П. Федотов

ГЛАВА 1 Первое открытие

— Рано утром, когда был туман, поезд подошел к станции…

Так начал Коля и внезапно остановился, глядя на песок, по которому он, как всегда, прутиком вычерчивал то, о чем собирался рассказать. А замолчал он потому, что ему показалось, будто сейчас под его рукой произошло маленькое чудо. Он

Источник: https://knigago.com/books/child-all/child-prose/240304-lev-abramovich-kassil-ranniy-voshod/

Краткое содержание кассиль ранний восход точный пересказ сюжета за 5 минут —

Ранний восход - краткое содержание рассказа Кассиля

esdraДавно не делился сокровищами своей книжной полки. Решил исправиться. Кто-нибудь помнит такую замечательную книгу детства “Ранний восход”, написанную Львом Кассилем? Этой книгой я зачитывался в детстве. Она рассказывает о жизни, творчестве и трагической гибели юного и очень талантливого художника Коли Дмитриева.

Купил прекрасное Детгизовское издание 1963 года с иллюстрациями работ Коли у букиниста просто за смешные деньги!

Если кто не читал эту книгу категорически советую. Вот что написал о самой книге Лев Кассиль: “«Ранний восход»… Так называется большая повесть, которая недавно закончена мною после двухлетней работы.

В повести рассказывается о том, как жил, рос, воспитывался, учился и работал замечательный юный художник, ученик московской средней художественной школы, пионер Коля Дмитриев.

Я назвал свою повесть о Коле Дмитриева «Ранний восход», потому что вся светлая короткая жизнь Коли, оборвавшаяся на самой заре – в пятнадцать лет – от несчастного случая на охоте, была необыкновенно ранним восходом громадного таланта, уже ярко проявившегося и обещавшего так много дать нашему искусству”.

Коля (Николай Фёдорович) Дмитриев – необыкновенно одаренный юный художник-акварелист, которому прочили славу великого Валентина Серова. Он родился 9 марта 1933 г. в Москве, в семье художников по текстилю Фёдора Николаевича и Натальи Николаевны Дмитриевых.

И всю свою короткую жизнь рисовал. Его биография укладывается в какие-то несколько строк, но он успел заявить о себе как о большом мастере. Мальчик обладал и музыкальными способностями. В 1940 г. поступил в музыкальную школу, однако с началом войны она закрылась.

Детство его пришлось на трудное военное и послевоенное время – дети рано тогда приобретали чувство ответственности. Мама направляла развитие сына с самых ранних лет, приучая его к труду и помогая ему сознательно выбирать средства художественной выразительности в соответствии с замыслом.

С одиннадцати лет Коля уже учился в изостудии при районном Доме пионеров, а в тринадцать – поступил в знаменитую Московскую среднюю художественную школу (МСХШ) им. В. И. Сурикова. Он никогда не расставался с карманным альбомчиком, постоянно делая зарисовки с натуры.

Сюжеты для своих работ находил буквально повсюду – в родных арбатских дворах и переулках, в деревне, куда выезжал на летний отдых. Писал пейзажи, натюрморты, портреты близких и знакомых, многофигурные композиции, чудесно изображал бытовые сценки.

Читайте также:  Защита лужина - краткое содержание с планом романа набокова

Он умел передать красоту изменчивых состояний природы, непогоду и яркое солнце, дыхание полей, прозрачность березовой рощи. Все его акварели, даже «пасмурные» и «вечерние», были пронизаны светом.

Любил читать, особенно классику, и с удовольствием иллюстрировал понравившиеся ему вещи.

Так появились иллюстрации к повестям и сказкам Пушкина, произведениям Лермонтова, Тургенева, Достоевского, Гоголя, к басням Крылова, очень верно отображающие характеры действующих лиц и окружающую их обстановку.

Последнее свое лето Коля провел в деревне Репинке Калининской области. Много работал. За два месяца он создал около 150 акварелей и рисунков. Его жизнь трагически оборвалась 12 августа 1948 г.: на охоте неожиданно выстрелило ружье – пуля попала в висок… Похоронили Николая в Москве, на Ваганьковском кладбище.

А через год, в 1949-м, в Центральном доме работников искусств открылась первая выставка его работ. В 1953 г. Лев Кассиль написал о нем повесть «Ранний восход», выдержавшую десятки изданий и переведенную на несколько языков. Интерес к его творчеству не уменьшается и сегодня.

В Москве, Петербурге и других городах проходят персональные выставки этого замечательного художника, так и оставшегося навечно молодым.Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Лев Кассиль – Ранний восход

Источник: https://realdealer.ru/kratkij-pereskaz/kratkoe-soderjanie-kassil-rannii-voshod-tochnyi-pereskaz-sujeta-za-5-minyt

Краткое содержание повести Кассиля "Ранний восход"

Часть первая

Коля Дмитриев родился в семье художников по текстилю, Федора Николаевича и Натальи Николаевны. Детство он провел в маленьком приарбатском дворе.

Больше всего Коля любил рассказывать своему лучшему другу, огненно-рыжему Женьке (Женьче) Стриганову, и младшей сестренке Кате придуманные им самим истории.

Попутно мальчик рисовал картинки к этим историям на маленьких — чуть больше марки — кусочках бумаги. Был у Коли и недруг — мальчик из соседнего двора Викторин Ланевский, сын директора модного ателье.

Рисовал Коля с раннего детства. Само слово «работа» было связано для мальчика с кистями и красками. Понятие перспективы, самое трудное в ремесле художника, Коля постиг самосто­ятельно в шесть лет. Родители, однако, не связывали будущее сына с изобрази­тельным искусством. У Коли нашли «почти абсолютный слух», и мальчик несколько лет учился играть на рояле.

Коля очень любил свой двор и уважал его жителей, особенно отца Женьчи, плотника Степана Порфирьевича, который строил павильоны для Всесоюзной сельско­хо­зяй­ственной выставки. Еще одним уважаемым человеком во дворе был десятиклассник Костя Ермаков. Этот рослый, широкоплечий и приветливый юноша любил возиться с малышами и был для них непререкаемым авторитетом.

Осенью Костя планировал поступить в Институт инженеров транспорта, но его планам не суждено было исполниться — началась Великая Отечественная война, и сразу после выпускного Ермаков получил повестку из военкомата. Ушел воевать и Степан Порфирьевич.

И все уезжали, уезжали люди, и уходили поезда с вокзалов к тому краю советской земли, который переступил враг, все на своем пути паля и кровавя…

Коля пытался нарисовать войну, но она не умещалась на маленьких кусочках бумаги, а работать с большими листами мальчик еще не умел.

Вскоре начался голод. Колины родители вместе с другими художниками «делали какое-то новое, не совсем еще понятное военное дело» — рисовали образцы камуфляжа, который будет скрывать здания и военные части от фашистских самолетов.

Немцы все ближе подходили к Москве. Город бомбили почти каждую ночь. Коля начал бояться авианалетов, когда увидел мальчика, ослепшего от контузии, и представил, каково это — жить в вечной тьме.

Осенью началась эвакуация. Уехал в Новосибирск Викторин, а Женчу забрала в деревню тетка. Дмитриевы уехать не успели — фашисты были уже у Москвы. Однажды ночью по репродуктору объявили о провале «немецкого плана окружения и взятия Москвы». Родители разбудили Колю, чтобы и он мог порадоваться. Эту ночь мальчик запомнил на долгие годы.

Весной пришла похоронка — погиб Костя Ермаков. Коля попытался сыграть на рояле любимую мелодию Кости, но не смог, и больше к инструменту не подходил. Рисовал он теперь тоже мало. Мальчик хотел «каким-нибудь простым, посильным делом участвовать в труде взрослых». И ему пришлось потрудиться летом на огороде под Москвой, в Мамонтовке, где Дмитриевы выращивали картошку.

Война начала отступать, возвращались из эвакуации люди. Приехал домой повзрослевший Женьча и стал хозяином и повелителем окрестных дворов. Но Колю это не задевало — мальчик пошел в школу, и теперь у него были другие интересы.

Вернулся и Викторин Ланевский. В эвакуации он занимался в кружке художественного слова и теперь неудержимо хвастался своим умением артикулировать и знакомством с известными актерами. Женьча, который был старше Коли на несколько лет, теперь относился к нему как к малышу и все сильнее сближался с Викторином.

Художественный талант Коли обнаружили в третьем классе, когда мальчик помог оформить школьную стенгазету. Пионервожатый Юра Гайбуров решил, что отличника Колю пора принимать в пионеры. Посмотрев Колины рисунки, Юра, немного разбиравшийся в живописи, посоветовал мальчику «не бросать этого дела». Слова пионервожатого послужили для Коли толчком — он начал больше рисовать.

Весной с фронта вернулся Степан Трофимович. В бою он потерял правую руку и не мог плотничать, но вскоре нашел себе дело — начал обучать молодых плотников.

Родители Коли, просмотрев его последние рисунки, признали, что сын будет рисовать. Вскоре мальчик поступил в изобрази­тельную студию Дома пионеров.

Часть вторая

Через месяц учебы в изостудии учитель Коли заметил явный талант и упорство мальчика и перевел его в старшую группу. Вскоре Колю выбрали старостой студии. Теперь мальчик постоянно носил в кармане маленький альбом и зарисовывал в него жанровые сценки, подсмотренные на улице.

Девочки в студии считали, что Кате повезло иметь такого талантливого брата, как Коля. Сам мальчик так не считал. Он вспомнил, как часто обижал сестру, рисовал в ее тетрадках, и решил исправиться — снова сблизился с Катей.

Той же зимой, играя на пустыре в хоккей, Женьча, Викторин и Коля познакомились с близняшками Кирой и Надей Суздальцевыми. Вскоре Викторин «поотстал от компании», а для Коли и Женьчи знакомство превратилось в дружбу. Особенно сильно юный художник сблизился с тихой, спокойной Кирой.

Коля не любил хвастаться своим талантом. Кира узнала, что ее новый друг — талантливый художник только после того, как Коля помог девочке оформить школьную стенгазету.

Мальчику все больше не нравились его работы, он чувствовал, что профессионально не растет, и считал, что его перехваливают.

У него не получалось «составить нужный цвет, правильно смешать краски», хотя цветовые оттенки он улавливал очень точно.

Сергей Николаевич понимал, что студия не даст Коле необходимых знаний и навыков, и посоветовал Дмитриевым пристроить сына в художественную школу. Коля сомневался, удастся ли ему совмещать изобрази­тельную науку со школьными предметами, и решил посоветоваться с вожатым Юрой, а тот познакомил его со своим отцом — знаменитым профессором-геологом Александром Николаевичем Гайбуровым.

Профессор считал, что художник, как и любой талантливый человек, должен быть мастером, а чтобы стать им, надо учиться.

Талант есть более свойство души. Знание — это вооружение ума. Мастерство представляет собой ‹…› выражение воли, которая ищет средства и способы приложить к делу силу ума и души.

Разговор с профессором помог Коле решиться. Теперь мальчик часто навещал Александра Николаевича и советовался с ним.

Вскоре Колю приняли в Городскую Художественную школу. Началась настоящая наука — мальчику пришлось постигать все приемы изобрази­тельного искусства с самых азов. Коля жадно учился и много читал о знаменитых художниках. Он все реже общался с Женьчей, который поступил в ремесленное училище.

Неожиданно Федор Николаевич заболел гриппом, болезнь дала осложнения, и отец Коли ослеп. Зрение к нему вернулось только через несколько долгих и тяжелых месяцев, накануне Дня Победы. Вся страна праздновала капитуляцию Германии, и Коля с друзьями до поздней ночи толкался в праздничной толпе.

Вскоре открылась Третьяковская галерея, и Коля впервые увидел оригиналы работ художников, о которых так много знал. Мальчик стал бывать в музее каждое воскресенье и даже затащил туда солидного работягу Женьчу. Тот так проникся силой искусства, что по дороге домой приструнил бездельника, сорвавшего со стены плакат.

Читайте также:  Анализ стихотворения ахматовой я не любви твой прошу…

Федор Николаевич решил еще раз проверить, верно ли Коля выбрал путь в жизни, и отнес работы сына своему двоюродному брату, известному художнику Владимиру Владимировичу Дмитриеву. Тот признал талант племянника и предложил ему поступить в Среднюю Художественную школу, обещая поддержать его при поступлении.

Подтянуть хромавшую до сих пор живопись и цветопередачу Коле помогла художница-педагог Антонина Петровна Сергеева, с которой мальчик прозанимался все лето.

Свои рисунки Коля иногда показывал Кире, которая не восторгалась, а смотрела внимательно, с уважением и радовалась его успехам.

Гуляя по городу, друзья болтали обо всем, кроме Колиных занятий, но Кира верила, что Коля станет великим художником.

Однажды, на вечеринке перед отъездом Киры с мамой в Крым, Коле признался подруге, что мечтает нарисовать картину «Ранний рассвет». Именно тогда состоялся первый в жизни Коли поцелуй — Кира поцеловала его в щеку. Через два дня мальчик нарисовал карандашный портрет Киры в профиль и попросил никому не показывать.

Осенью, однако, выяснилось, что этот портрет видели Женьча и Викторин. Женьча подлил масла в огонь, обвинив Киру в женском коварстве. Надя бросилась защищать сестру, заявив, что портрет всем показала она, но Коля был слишком обижен. Он взял портрет, стер родинку, которой отличались близняшки, и завил, что рисовал именно Надю, а потом и вовсе порвал рисунок.

Ему казалось, будто он из себя выдрал что-то, как страницу выдирают из книжки. И вот оборвалась очень важная строка на полуслове, и следующая страница начинается бессмысленно.

В Художественную школу Коля поступил сам, не восполь­зо­вавшись протекцией дяди Володи.

Часть третья

Коля радовался честно одержанной победе. Огорчало его лишь то, что он не мог поделиться своей радостью с Кирой. С Викторином, который их поссорил, мальчик порвал окончательно, Женьча тоже перестал с ним общаться. Катя предложила брату помирить его с Кирой, но Коля, напротив, написал записку, в которой навсегда отказывался от дружбы с девочкой.

Начался учебный год. Художественной школе отвели новое здание напротив Третьяковской галереи, и теперь Коля мог забегать в любимый музей после уроков. Классной руководи­тельницей мальчика оказалась Антонина Петровна.

Учиться Коле было нелегко, но одноклассникам его работы нравились, и некоторые из них стали ему подрожать. Мальчика захватило «вдохновенное взрослое усердие, перешедшее в настойчиво зреющую страсть», он постоянно работал, и маме приходилось уговаривать сына выйти погулять.

Коля очень любил книги по искусству, но толстые иллюстри­рованные издания были Дмитриевым не по карману, поэтому по выходным мальчик обходил все книжные магазины и в каждом прочитывал по нескольку страниц желанной книги. Так за несколько недель он умудрялся прочесть книгу, не покупая ее.

Коля все еще сомневался в своем таланте и не любил, когда его называли гением. Одна из одноклассниц, Юля Маковкина, преклонялась перед ним и требовала к нему особого отношения. Это сильно раздражало Колю, ведь он был обычным мальчиком, любил побегать, поиграть в хоккей или футбол и при случае мог подраться. Коля все чаще сравнивал Юлю с Кирой.

Прошла зима. Тринадца­тилетний Коля легко сдал весенние экзамены. Примерно в это время у мальчика появился новый друг — смешной, похожий на плюшевого медвежонка Витя Волк.

Летом Коля и Витя вместе отдыхали в школьном лагере. Там было много красивых мест, и мальчики усиленно рисовали. Однако упорный труд не помешал Коле поучаствовать в подушечном бою. Когда же ребята в отряде решили отпраздновать Ивана Купалу, мальчик отбывал наказание — чистил картошку — вместе со всеми, хотя поучаствовать в этом мероприятии не успел.

Красный галстук пионера — это знак того, что человек добровольно принял на себя какую-то долю ответственности за все, что происходит в мире людей.

В наступившем учебном году Коля исправил свои ошибки в выражении цвета, и стал лучшим в классе по живописи. Он много читал и еще сильнее сдружился с Витей. Работы юного гения стали воздушными, светлыми. Глядя на них, никто не догадывался, сколько труда Коля вложил в свои акварели.

В то время Коля с Витей увлекались «психоло­ги­ческими портретами». Свободное от занятий время мальчик проводил на Гоголевском бульваре, где тайком подмечал и зарисовывал самые интересные лица. Впрочем, рисовал Коля везде — и в метро, и даже на футбольном матче.

Часто Коля забегал к своей бабушке Евдокии Констан­тиновне. Бабушка хорошо разбиралась в живописи и была знакома со многими художниками. Однажды Коля познакомился у нее с очень древним старичком — дядей Вокой, — который оказался Всеволодом Мамонтовым, сыном знаменитого мецената Саввы Мамонтова.

Из-за всех этих дел Коля реже виделся с Женьчей, но о старом друге не забывал. Женьча тем временем вступил в комсомол, поступил на курсы повышения квалификации, начал читать, ходить по музеям и лекциям.

Коля чувствовал, какие силы в нем зреют, но иногда вдруг начинал сомневаться в нужности своего труда. В такие минуты он завидовал Женьче, его мозолистым рукам.

Катя считала, что брат просто тоскует по Кире, и предлагала их помирить. Федор Николаевич же понимал сына.

Чтобы мальчик поверил в себя, отец и бабушка показывали его работы именитым художникам, и те всякий раз признавали, что Коля очень талантлив. Все эти встречи мальчик описывал в своем дневнике.

Коля много раз бывал на спектаклях, декорации к которым рисовал его знаменитый дядя Володя. На одном из спектаклей художник подошел к племяннику, но они не успели ни поговорить, ни даже попрощаться. Тем же вечером дядя Володя умер от сердечного приступа. Смерть дяди так поразила Колю, что он несколько дней не брался за кисть и перестал делать записи в дневнике.

Пришла весна. Коля успешно сдал очередные экзамены. Возвращаясь домой с последнего экзамена, мальчик встретил Киру.

И уже ни одной минуты, ни одного мгновения дольше нельзя было терпеть, чтобы между ними оставалась лежать эта нелепая и чужая даль.

Они помирились и договорились пока быть просто друзьями. На следующий день Коля с Катей уехали в деревню Репинку, где жила Нюша, помогавшая Дмитриевым по хозяйству во время войны.

Местность вокруг Репиинки оказалась живописной, и Коля очень много работал. Кроме пейзажей он писал портреты репинцев, с которыми быстро подружился. Познакомился мальчик и с восемна­дца­тилетним ленинградцем Мишей Хруповым, семья которого снимала в Репинке дачу. Местный уважали Колю за мастерство и трудолюбие, а Мишу удивляли знания пятнадца­ти­летнего мальчика по истории искусств.

К концу каникул у Коли скопилось две объемистые папки рисунков. Мальчик, полный сил и вдохновения, мечтал, как вернется домой и покажет их родителям и учителям.

За несколько дней до отъезда Миша повел Колю далеко в лес, к живописному оврагу с буреломом. С собой ленинградец прихватил ружье, которое выпросил у соседа-охотника, хотя Коля и был против — отец запретил ему прикасаться к огнестрельному оружию.

Вышли на рассвете. На горизонте ужа разгоралась заря, которую Коля так мечтал написать. День только начинался…

Эпилог. Слово у дверей

Зимой 1951 года по СССР прошла выставка работ Коли Дмитриева. Когда картины выставлялись в Москве, профессор Гайбуров привел на выставку группу пионеров. Перед дверями зала он сообщил ребятам, что Коля погиб 12 августа 1948 года.

Тогда, в Репинке, Миша шел впереди, по краю глубокой промоины. Внезапно он поскользнулся, начал падать и машинально оперся на ружье, курок которого был взведен. Коля бросился ему помогать, и тут ружье выстрелило. Пуля попала мальчику в висок, и он умер мгновенно.

Из Колиных акварелей сделали большую выставку. Виднейшие художники были поражены и количеством работ, и зрелым мастерством, с которым они были написаны.

Источник: https://goldsoch.com/kratkie-soderzhaniya/69344-kratkoe-soderzhanie-povesti-kassilya-rannij-vosxod.html

Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 22. «Поиск самого себя» (Л.А. Кассиль «Ранний восход»)

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.

2. Работа с текстом во время чтения. Анализ текста.

3. Работа с текстом после чтения.

С творчеством Льва Абрамовича Кассиля (1905–1970) мы ознакомились в 5-м классе (учебник «Шаг за горизонт»), когда читали автобиографическую повесть «Кондуит и Швамбрания». Поэтому давайте вспомним, что нам известно о писателе, и назовём знакомые нам произведения Л.А. Кассиля.

Читайте также:  Как вам это понравится - краткое содержание пьесы шекспира

Информация для учителя.

Кассиль Лев Абрамович родился 27 июня 1905 в слободе Покровской (г. Энгельс на Волге) в семье врача. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. В 1923 году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле.

К третьему курсу начал всерьёз думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 году в газете «Новости радио». Всё свободное время отдавал чтению русской классики. 

В 1927 познакомился с В. Маяковским, громоподобным талантом которого давно восхищался, начал сотрудничать в журнале Маяковского «Новый Леф». Здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит». Получил предложение сотрудничать в журнале «Пионер», где в это время работали М. Пришвин, А. Гайдар и др. Познакомился с С.

Маршаком, встреча с которым определила творческий путь Кассиля как детского писателя. Из журналистики не уходил: более девяти лет работал в газете «Известия», ездил по стране и за рубеж, встречаясь с интересными людьми, публикуя материалы в газетах для взрослых и детей. Вторая большая книга «Швамбрания» вышла в 1933 году.

 

Тематика повестей и романов, написанных впоследствии Кассилем, разнообразна: «Вратарь республики» (1937); «Черемыш – брат героя» (1938); «Маяковский – сам» (1940); «Дорогие мои мальчишки» (1944); «Ход белой королевы» (1956); «Улица младшего сына» (совместно с М. Полянским, 1949); «Чаша гладиатора» (1961) и другие. 

Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Умер Л. Кассиль в Москве в 1970 году.

– Какой вывод мы можем сделать о том, с каким произведением нам, скорее всего, предстоит ознакомиться?

(Л.А. Кассиль пишет о жизни, причём чаще всего – глазами ребёнка. Делаем вывод, что, скорее всего, мы будем читать либо о детях, либо о каких-то событиях в жизни.)

  • – Отталкиваясь от названия повести «Ранний восход», какую тему урока мы можем предположить?
  • О чьей судьбе и почему нам хотят рассказать?
  • Информация для учителя.

В 1949 году Лев Кассиль попал на выставку произведений Коли Дмитриева, трагически погибшего в пятнадцать лет 12 августа 1948 года. Писатель был настолько поражён и пленён увиденным, что решил написать о юном художнике книгу.

Лев Кассиль подолгу рассматривал работы Коли Дмитриева, его тетради, его дневник, беседовал с его друзьями, познакомился с его родными. Писатель работал над повестью около четырёх лет, закончив её 12 августа 1952 года. В 1953 году вышло первое издание повести, в 1955 году – второе, в 1962 году – третье.

Повесть вошла и в собрание сочинений писателя. Во всех изданиях повести были помещены рисунки Коли Дмитриева.

Во вступлении «От автора» Лев Кассиль писал: «В основу повести положена действительная история жизни Коли Дмитриева. Использованы и приведены подлинные письма, документы, дневники.

Соблюдены главные вехи и решающие даты в биографии юного художника.

Вместе с тем, сохраняя необходимую во всякой повести свободу писательского воображения, я счёл возможным в ряде моментов частично додумать, развить отдельные события и положения.

Кроме того, пришлось изменить имена некоторых действующих лиц, а кое-где для стройности и цельности повествования дополнительно ввести обобщающие фигуры. Основания для этих дополнений, обобщений и догадок я находил в самом же обширном фактическом материале, собранном при отзывчивой помощи родных, педагогов и друзей Коли Дмитриева, которым я и приношу здесь сердечную благодарность».

В центре внимания писателя, а значит, и читателя находится личность самого Коли Дмитриева. Тем более интересно взглянуть на эту личность сквозь призму раздела «Я и Я», так как в повести Л.А.

Кассиля Коля показан и с внешней стороны, глазами родителей, сестры, учителей, друзей, и с внутренней стороны, через его дневник, тетрадь выписок из книг, через его вопросы, рассуждения о себе и об искусстве, наконец, через прилагаемые к повести рисунки.

– На примере эпизода на с. 151 докажите наличие большого творческого таланта у Коли (работа в группах).

(Здесь необходимо остановиться на эпизоде, когда обессилевшая мать боится умереть и оставить детей одних. Дочь её, Катя, подходит к вопросу практически: «Мама, ты зря всё это… Во-первых, всё ещё будет хорошо.

И не выдумывай, пожалуйста. А если уж вдруг случится… Так что ж, мы пропадём разве? Ведь у нас такие люди, мамочка, что одних не оставят. А Колька вон рисует хорошо. Будет заказы брать в случае чего.

Я умею стирать, готовить».

Коля же в ужасе просит мать: «Никогда больше так не спрашивай, прошу тебя! Ведь я не могу же себе представить просто так… Я же сразу всё вижу глазами…»)

– Люди, осознающие свой талант, могут вырасти самовлюблёнными эгоистами, людьми с огромным самомнением, не уважающими

окружающих. Используя текст, докажите или опровергните данное высказывание относительно Коли Дмитриева. (Работа в группах.)

Какую роль для понимания его образа играют дневниковые записи Коли?

Информация для учителя.

Коля очень любил своих родителей, страдал за ослепшего отца, любил дядю Лёву и дядю Володю, восхищался их мастерством, глубоко переживал смерть дяди Володи, бросил после его смерти вести дневник. Он дружил со своей младшей сестрой, нарисовал её портрет и портрет бабушки, которую он глубоко уважал и любил. У Коли были хорошие товарищи, и не только по художественной школе.

С почтением относился Коля к трудовым мозолям на руках у Женьчи. А к себе самому он был придирчив, часто бывал собой недоволен, сомневался в себе и в необходимости того, чем он занимался. Об этом говорят его реплики и записи в его дневнике.

– Найдите цитаты, которые говорили о заниженной самооценке главного героя (индивидуальная работа).

Информация для учителя.

(С. 157) «Ничего у меня, Катька, не получается!.. Ничего из меня не выйдет. Тоска такая!..»; «Наконец-то я увидел все свои «труды» за два месяца целиком! Вид довольно печальный.

Особенно плохо обстоит дело с рисунком»; «Форменным образом начинаю бояться за рисование (своё). Вот уж целый месяц, если не больше, ничего не сделал. И, что удивительнее всего, охоты нет, нет желания.

Пропала любовь к рисунку. Как ни сяду, карандаш из рук валится».

– Перечитайте сцену разговора Коли с отцом о «настоящих вещах» (с. 155). В чём её смысл? Какие вещи отец Николая называет настоящими и почему?

– Нарисуйте блок-схему «что такое настоящие вещи», используя текст на с. 155–156.

Что говорят о самом Коле его размышления?

Информация для учителя.

Коля – сомневающийся человек. Он хочет найти в жизни настоящее дело. Является ли таким делом живопись? Хватит ли у него таланта, чтобы стать крупным мастером, нужным своему народу? Такие вопросы мучают Колю, и он прибегает к помощи отца.

Отец понимает, что творится в душе сына. Он не только даёт разъяснения, но и ведёт сына к художнику П.П. Кончаловскому, чтобы настоящий мастер поддержал Колю своим одобрением и советами. Помогали Коле и дядя Лёва с дядей Володей: благодаря им Коля знакомился с театром, с искусством создания театральных декораций. Даже маленькая Катя поддерживала брата.

– Объясните ваше понимание смысла названия повести.

(Работа в группах.) (Коля хотел написать картину под названием «Ранний восход», или «Счастливого пути». У Кассиля же имеется в виду «ранний восход» таланта самого Коли, к сожалению, так нелепо уничтоженного случайной смертью.

  1. Раскрываем тему урока:
  2. О чьей судьбе и почему нам хотят рассказать?
  3. – Почему нам важна судьба Коли?
  4. – Для чего необходимо творчество?
  5. – Можно ли назвать произведения искусства «настоящими вещами» и почему?

Источник: https://multiurok.ru/files/tiekhnologhichieskaia-karta-litieratura-7-klass-19.html

Ссылка на основную публикацию