Анализ стихотворения вся суть в одном-единственном завете твардовского

Автор знаменитого на весь мир «Василия Теркина», советский поэт Александр Трифонович Твардовский, был таким же человеком, как и мы с вами.

Он мучился теми же вопросами бытия, что и каждый из нас, но его отличает от прочих умение облечь в словесную форму то, что многие не умеют высказать.

Простой анализ «Вся суть в одном единственном завете» — миниатюрного стихотворения — показывает это.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Важные факты биографии

Родители поэта жили на хуторе в Смоленской области, предки по материнской линии охраняли границы государства российского.

Дедушка его был простым солдатом, отец сумел кузнечным трудом заработать сумму, необходимую для выкупа небольшого земельного участка, на котором и был построен хутор. Рождение поэта пришлось на 1910 год.

Впереди была социальные революции, Первая мировая и гражданская войны.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Видимо, именно жизнь на земле, результативный труд дали поэту ясность понимания жизни, гениальную простоту слога и всенародную любовь. Он был таким же, как и миллионы русскоговорящих людей. Он стал тем, кто говорит за всех.

Анализ «Вся суть в одном единственном завете» говорит о том, что каждый человек – это неповторимая Вселенная. У каждого есть свой уникальный личный опыт, знания и возможности.

Это сочетание не может быть повторено в другом человеке.

Диктатура пролетариата коснулась и семьи Твардовских. Их раскулачили, никак не посчитавшись с тем, что имущество семьи было заработано долгими годами труда. Родителей и братьев сослали, хутор сожгли односельчане. Но Твардовский был человеком быстрого ума и широкого кругозора.

Он понял, что Россия идет по новому пути, что время мелких хозяйств, простых семейных усилий прошло. Мы не можем знать, о чем он думал, но его поэмы поддерживают коллективизацию, в них мечты о светлом будущем новой деревни.

Анализ «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что у поэта было свое, неизвестное другим видение жизни.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Творческие вехи

Публиковать стихи Твардовский начал в 15 лет, а сочинять – с раннего детства, когда еще не мог их записывать. Поэтическим «крестным» стал для поэта Михаил Исаковский, два поистине русских таланта встретились в газете «Рабочий путь». Первый печатный сборник стихотворений Твардовского был опубликован в Смоленске в 1935 году.

Было в то время поэту 25 лет. С этого времени и навсегда поэт считал себя неотделимой частью России, русского народа и всех событий, происходящих со страной.

Все будет – и «Дом у дороги», и «За далью даль», и «Я убит подо Ржевом», и множество других поэм и стихотворений, мгновенно запоминающихся и точно выражающих самые сокровенные мысли человека.

Анализ «Вся суть в одном единственном завете» поясняет, что поэт осознает себя как уникального творца, имеющего право на собственный голос. Он понимает, в каком ряду его место, и что это место – его собственное. Стихотворение было написано в 1958 году, в пору зрелости личной и творческой.

Место человека в жизни

Понимание своего места в жизни общества приходит к каждому человеку в разное время. Но далеко не многие понимают, что место в жизни дается уже при рождении.

Раз человек родился, живет и чем-то занимается – значит, он занимает ту ячейку жизни, которая принадлежит именно ему.

Невозможно заниматься тем, чем занят сосед или приятель, потому что у каждого есть собственные приоритеты и ценности.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Многие люди долгие годы мучаются из-за того, что пытаются своей жизнью выполнять чужие задачи. Без конца поучают родители, супруги, приятели и даже взрослые дети.

Понимание того, что человек изначально свободен – не только в действиях, но и в мыслях – приходит далеко не сразу. Возможность идти своим путем с самого начала осознается не всеми, это поистине подарок судьбы.

Автор объясняет это двумя великолепными строчками:

«О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу».

Александр Твардовский «Вся суть в одном единственном завете»: анализ

Творчество Твардовского так понятно и признано, потому что оно правдиво. Анализ стиха Твардовского «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что о сложных вещах и высоких чувствах можно сказать простыми и понятными словами. Никакого пафоса, надуманности, условностей, вычурности или тому подобных украшательств. Правда в украшениях не нуждается.

Каждое слово весомо, ясно и выражает суть происходящего. Аналитики и литературные критики исписали тонны бумаги, объясняя суть творчества поэта. Но сказать так метко, просто, емко и ясно, как он, никто больше не может.

Чтобы говорить так, нужна была его собственная жизнь, его горький и сложный опыт, его боль о Родине, его честное отношение к тому, что в стране хорошо, а что плохо.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Александр Твардовский всегда говорил то, что думает, несмотря на негативные последствия, разгром редакции журнала «Новый мир» и длительную опалу. Не на пустом месте написал Александр Твардовский «Вся суть в одном единственном завете». Анализ стихотворения показывает, что поэт понимал всю сложность и опасности своего труда.

Человек имеет право

В своих произведениях Твардовский выступает как настоящий гуманист. Все, чем живут люди, что их волнует и тревожит, есть в его творчестве. Твардовский – один из тех, кто первым заговорил о ценности каждой личности в эпоху строительства советского общества.

В то время бытовало мнение, что ценность коллективная выше личностной. Анализ стихотворения «Вся суть в одном единственном завете» содержит размышления поэта о ценности самого себя – как поэта и человека.

Вместе с поэтом каждый может понять, что «единственный завет» — сохранять верность своей природе, своему назначению на земле. Иметь собственный голос – едва ли не главная задача человеческой жизни.

Пусть даже этот голос слышит только семья – возможно, без этого голоса именно эта семья не сложилась бы. То же самое с обществом, с коллективом, с идеей. Чтобы мнение получило поддержку, оно должно быть высказано.

Ответственность и достоинство

Человек, осознавший свое место в жизни, спокоен и уверен в себе. Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что выражение этого понимания достигается особым стихотворным приемом – словесным кольцом. Повторение личного местоимения и одинаковых слов создает ощущение незыблемости, надежности и неизменности сказанного.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Читая стихотворение, можно ощутить душевное состояние поэта, понять его житейскую правду и прикоснуться к огромному врожденному таланту.

Мудрость и прямота

Мудрость – это умение тактично называть вещи своими именами. Анализ стиха «Вся суть в одном единственном завете» показывает, что поэту не чужды простые переживания, одолевающие каждого из нас.

«Я об одном при жизни хлопочу», — так может сказать каждый, сознавая конечность земного пути.

Мудрость – это принятие жизни таковой, как она есть, со всеми взлетами и падениями, умение радоваться жизни при всех ее поворотах.

Источник: https://FB.ru/article/196926/vsya-sut-v-odnom-edinstvennom-zavete-analiz-vsya-sut-v-odnom-edinstvennom-zavete—stihotvorenie-tvardovskogo

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

Александра Твардовского считают народным поэтом. Основные темы его произведений  ― Великая Отечественная война. Однако в середине пятидесятых он решил обратиться к непривычной тематике: образу поэта.

До этого времени он считал свой поэтический труд менее значимым, чем, например, деятельность людей других профессий: простых рабочих, солдат и т.д.

В пятидесятых он решился написать несколько произведений, которые посвящены теме поэта и назначении его творчества. В том числе, в данном стихотворении.

Стихотворение написано в традициях реализма. Жанр ― философская лирика.

Основная тема ― поэт, его право и назначение. Автор рассказывает о том, как он видит себя, как поэта, в чем заключаются его поэтическое взгляды, и как он их выражает. Автор говорит о том, что поэт имеет право на свободное высказывание.

Он упоминает Льва Толстого, словно этический ориентир, но к которому не стремится, а хочет остаться собой, со своим мнением. Автор тверд в выражении своей позиции, которую трудно подвергнуть сомнению.

Стихотворение написано в период «хрущевской оттепели», когда творческих людей наделили свободой выражения. Может быть поэтому автор воспользовался этим временем, чтобы обозначить свое место среди поэтов и высказать мнение о своих правах, как человека.

Поэтому еще одной темой стихотворения можно назвать свобода выражения собственной точки зрения без страха и без оглядки на цензуру.

Главная идея ― право поэта на выражение собственной мысли. Обычно творческих мастеров пытаются сравнивать. В советское время ― даже корректировать темы их произведений.

Поэтому Твардовский пишет о том, что так не должно быть. Все поэты имеют собственное представление о жизни или каких-то вечных вещах и могут это мнение без тени страха и сомнений высказать.

Поэтом может быть только свободная личность.

Настроение у стихотворения приподнятое. Герой напоминает оратора, который пытается высказать свое мнение, не боясь быть осмеянным. Он выражается простым и понятным языком. Его речь звучит твердо и убедительно.

Герой признает, что уступает великому писателю, но уверен, что только он сам может выразить все то, что чувствует и знает, своими словами.

Он понимает, что уступает другим талантливым писателям и поэтам, называя себе «лишь смертным», но считает свое творчество достойным уважения.

Автор скуден на художественные приемы, так как стихотворение написано в риторическом стиле. Автор использует повторы: «я это знаю» ― «знаю только я». Для усиления позиции героя много употребляет местоимение «я».

Антитеза: Толстой ― бог, поэт (Твардовский) ― лишь смертный. Использует редкий для стихотворения знак препинания: двоеточие (для причинно-следственных связей).

Оно усиливает монолог поэта тем, что он пытается именно что-то пояснить другим.

Стихотворение написано в форме трех катренов пятистопным ямбом с перекрестной рифмой (АБАБ ― женская, мужская).

Стихотворение вызывает уважение к поэту. Он убедителен в то, что каждый имеет свободно выражать свои мысли в творчестве, и с этим нужно считаться.

Анализ 2

Стихотворения Твардовского по большей части посвящены каким-то конкретным, не пространным сферам и не часто он рассматривает вопрос собственного предназначение, фигуру поэта в этом мире.

На самом деле подобное отношение является немного странным для этой профессии, ведь, по сути, часть профессиональной деятельности тут заключается именно в рефлексировании, проще говоря, в том, чтобы копаться в собственной личности.

Вся суть в одном-единственном завете.. – стихотворение, одно из немногих, которые представляют воззрение поэта относительно роли этой профессии и его собственной личности.

Выглядит его признание и своеобразная поэтическая исповедь довольно уверенно и даже самоуверенно, но тут нужно сделать небольшую ремарку и понять в какой период писалось стихотворение. Оно написано во второй половине 50-х годов, сам поэт предварял собой эпоху шестидесятников, того свободного поколения, которые говорили именно так самоуверенно и ясно.

Помимо этого эти люди и Твардовский в том числе, были преемниками Хэмингуэя, частично отголоски отношения к миру этого писателя слышатся и в строчках Твардовского, он говорит точно, сурово и честно.

Сам Хэмингуэй говорил именно о писании правды, чтобы писатель писал только о чем действительно знает. Данное творческое кредо, своеобразный литературный завет видим и здесь: «Я это знаю лучше всех на свете..

знаю только я.»

Фиксация на личном опыте личном постижении действительности определяет отношение поэта к действительности и творческой задаче. Да, он «лишь смертный», но «за свое в ответе» и никто не может сказать данного ему. Причем речь не просто о каких-то словах, но именно о чем-то действительно ценном и постигнутым с трудом и усилиями.

Такое отношение определяет глубокий гуманизм по отношению к людям вообще, не только к поэтам. Ведь читатель тоже может поразмыслить и понять, действительно, вероятно, есть нечто данное только ему, возможно даже, только ему понятное, путь не такое значительное или не особенно интересное и заметное, но действительно известное, известное только ему.

Поэт также настаивает на высказывании этого постижения, в каком-то смысле он не только говорит о личном отношении и намерении сказать «так, как я хочу», но и о возможности и потребности для каждого говорить, проявлять себя с ответственностью, с предварительным трудом и ясной оценкой, но проявлять, сказать, то чего не может быть сказано другими.

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете по плану

Анализ стихотворения Вся суть в одном-единственном завете Твардовского

  • Анализ стихотворения Цветаевой Моим стихам, написанным так рано…
    Марина Ивановна Цветаева, грустный и интеллектуальный поэт Серебряной эпохи в литературе и раннего социализма в государстве, написала «Моим стихам…» еще до революции, в 1913 году.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс
    Не секрет, что Михаил Юрьевич ценил и уважал Александра Сергеевича Пушкина и его подвергло в шок известие о смерти своего любимого писателя. Мальчик Лермонтов первый оплакал его, посвятив ему стихотворение
  • Анализ стихотворения Тютчева Она сидела на полу
    Стихотворение Ф.Тютчева «Она сидела на полу», написанное в 1858 году, пронизано слово за словом и строка за строкой невероятно сильным и огненно пылающем чувством. После первого знакомства с этим шедевром, чувствуется не только эмоциональная глубина
  • Анализ стихотворения Буря Фета
    Афанасий Фет завершает свое творчество финальным сборником, который получил название «Вечерние огни». Он увидел свет в 1883 году, потом было выпущено еще три переиздания, а последняя версия вышла
  • Анализ стихотворения Лермонтова Бородино 5 класс
    Произведение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 году. Это произведение стало очень популярным как среди простых, так и более знатных людей. «Бородино» — стихотворение, которое рассказывает о многом
Читайте также:  Писатель валентин распутин. жизнь и творчество

Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskij/vsya-sut-v-odnom-edinstvennom-zavete

«Вся суть в одном-единственном завете…» А. Твардовский

«Вся суть в одном-единственном завете…» Александр Твардовский

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых, — знаю только я.
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Твардовский долгое время практически не обращался к теме назначения поэта и поэзии, столь важной для всех стихотворцев. Александр Трифонович считал делом «наверняка мертвым» создание произведений, посвященных творчеству. Есть и еще один интересный момент.

Дневники и лирика Твардовского говорят нам о том, что он сильно завидовал простым людям — солдатам, печникам, пекарям. Собственная деятельность им не воспринималась как нечто возвышенное, необычное, требующее особенных рассуждений.

Взгляды на предназначение поэта и поэзии Александр Трифонович начинает транслировать через стихотворения в середине пятидесятых годов. Они нашли отражение сразу в нескольких произведениях, среди которых «Собратьям по перу», «Ни ночи нету мне, ни дня…», «Моим критикам», «He много надобно труда…».

Упомянутой теме посвящено и стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете…», датированное 1958 годом.

В нем Твардовский утверждает необходимость свободного высказывания, причем не только литератора, но и любого человека. Поэт отстаивает неотъемлемое право человека на собственную точку зрения.

Интересно, что мысли эти Александр Трифонович высказывает в период хрущевской «оттепели» — времени развенчания культа Сталина, эпохи, когда на деятелей искусства в Советском Союзе оказывалось наименьшее давление. Лирический герой стихотворения Твардовского уверен, что его жизненная позиция выстрадана, выношена.

Он не собирается опираться на какие-то идеалы, не намерен принимать чье-то мнение слепо на веру. Не зря поэт упоминает Льва Толстого — величайшего русского писателя и нравственного ориентира для многих людей по всему миру.

«Вся суть в одном-единственном завете…» строится по принципу монолога, декларации, стиль выбран риторический. Для стихотворения характерны разного рода повторы. Шесть раз встречается местоимение «я».

Иногда повтор используется не столь явно.

Во втором четверостишии Твардовский добивается усиления несколько другим способом:
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить…

Тон, выбранный Александром Трифоновичем, не терпит сомнений. Высказанная им позиция, видимо, сформировалась давно и не подлежит пересмотру. Твардовский был поэтом по-настоящему народным. Люди не простили бы ему нечестности, замалчивания каких-то очень важных вещей, лицемерия, двуличия.

Источник: https://pishi-stihi.ru/vsya-sut-v-odnom-edinstvennom-zavete-tvardovskij.html

Александр Твардовский — Вся суть в одном-единственном завете: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Вся суть в одном-единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете — Живых и мертвых,- знаю только я. Сказать то слово никому другому, Я никогда бы ни за что не мог Передоверить. Даже Льву Толстому — Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Анализ стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете» Твардовского

Александр Твардовский долгое время сознательно игнорировал вечную и важную для многих тему места поэта и поэзии в мире.

Из его дневников и произведений можно понять, что он в какой-то мере завидовал людям, занимающимся конкретным делом и приносящим определенную пользу (пахарям, бойцам и т.д).

Именно это обусловило то, что у него не было никакого желания рассуждать и тем более хвастаться своим родом деятельности.

И только в 1950-ых годах Александр обращается к тебе искусства в своих произведениях. В 1958 году он пишет и свое стихотворение «Вся суть в одном — единственном завете».

Это было своего рода протест, в котором поэт стремился отстоять право каждого человека как личности на собственной мнение и возможность высказывать его. Чтобы акцентировать внимание на понятии «человеческая индивидуальность», Твардовский в непривычно большом для его творчества количестве употребил местоимения «я».

К тому же, вписал их таким образом (в начале и в конце строк), чтобы максимально зацепить взгляд читателя визуальным преобладанием слова «я».

Примечательно, что эти мысли Александр Твардовский высказывает во времена правления Никиты Хрущева, названного «оттепель», который характеризуется либерализацией всех сфер жизни. На творческих деятелей в это время оказывалось наименьшее воздействие и давление.

Особенно на контрасте после правления Иосифа Сталина, режим которого отличался тотальным контролем над всеми сферами жизни человека и массовыми репрессиями по отношению к творческой интеллигенцией. Лирический герой не намерен слепо следовать чужим идеалам, принимать чужое мнение на веру.

Не зря Александр Твардовский в своем произведение упоминает великого русского писателя Льва Толстого, ставшего нравственным ориентиром для людей по всему миру.

В своем стихотворении Александр пишет тоном, показывающим, что его позиция и взгляды не поддаются сомнениям и сформированы годами. Поэт написал «Вся суть в одном — единственном завете» в простом стиле, доступном каждому человеку. Чтобы придать поэтической речи выразительности и силы автор использовал, характерные для его творчества, ассонанс и аллитерацию.

Александр Твардовский всегда отличался своей искренностью, честностью и ответственность перед народом. Именно близость поэта с жизнью простого народа, понимание их проблем и желание сказать о них сделали его великим и стали причиной его творческого успеха.

Читать стих поэта Александр Твардовский — Вся суть в одном-единственном завете на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij-vsya-sut-v-odnom-edinstvennom-zavete/

Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном единственном завете»

У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его «сверхидея», жизненное кредо и нравственный устав Для Пушкина это «Пророк», а для Твардовского — «…

завет», где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы ''даже Льву Толстому'. Талант Твардовского сформировался и окреп на войне.

Не зря же он написал о пронзительной минуте прощания:

  • В тот день, когда окончилась война
    И все стволы палили в счет салюта,
    В тот час на торжестве была одна
    Особая для наших душ минута.
    В конце пути, с далекой стороне, Под гром пальбы прощались мы впервые Со всеми, что погибли на войне,
  • Как с мертвыми прощаются живые.

Да, в каждой новой песне, в каждом стихотворении поз г так или иначе касался темы памяти павшим. Именно перед ними он нес ответственность за любую фальшь своего творчества, именно им посвятил лучшие свои заботы.

Несомненно, что не все -стихи Твардовского нравились власть имущим. О войне, как и о многом другом в те времена «диктатуры пролетариата'', не принято было говорить открыто и честно. Но поэт не умеет лгать. Не умеет и не вправе, так как он в долгу у своих соратников, выживших и павших в кровавые годы Отечественной.

Поэт — не бог, он «бишь смертный', но ответственность из-за этого не уменьшается. Он обязан рассказать, о том, что он действительно знает, возможно «лучше всех на свете'', рассказать так, как он сам хочет, а не как советуют апологи пропаганды. Бой, в который до сих пор его главный герой Василий Теркин, продолжается и в мирное время.

И суть «завета» неизменна.

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в тысяча девятьсот десятом году. Долгими зимними вечерами в семье любили читать вслух Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Толстого. Интерес к литературе, знакомство с классикой рождали в мальчике желание писать самому. В тысяча девятьсот двадцать пятом году появляются первые стихи начинающего поэта.

С тысяча девятьсот двадцать восьмого года Твардовский работает в Смоленске корреспондентом, происходит его становление как поэта. Для стиля поэта стало характерным говорить просто, доступно, эмоционально и образно. Уже в 1931 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия» вышла поэма «Путь к социализму», первое крупное произведение Твардовского.

1929-1933 годы были наиболее трудными для поэта. Внутренние проблемы собственного становления художника столкнулись с внешними обстоятельствами. Тяжелой была судьба его семьи, раскулаченной в ходе одного из типичных «перегибов». Душевные переживания этого периода выльются много позже в поэму «По праву памяти» (1966—1969 гг.).

А пока юный поэт отстаивает «завет первоначальных дней», его ответом на жизненные испытания стала поэма «Страна Муравия». Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о «великом переломе», когда, преодолевая мучительные сомнения, в колхозы пошел середняк.

О чем бы ни писал Твардовский, в центре внимания поэта — образ простого человека-труженика. В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий.

Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Теркин» — своеобразный памятник духу русского человека на войне:

Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,

Переправу обеспечим…

Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата.

В следующей поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность.

Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство.

И на каждом из этих этапов муза «тревог и потрясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.

  1. Стихи Твардовского при их кажущейся «простоте и легкости» требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом:
  2. На новостройках в эти годы
    Кипела главная страда: Вставали в заревах заводы, Росли под небо города.
    И в отдаленности унылой
    За той большой страдой село, Как про себя ни гомонило,
  3. Уже угнаться не могло.

Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.

Земля родная, что же сталось.
Какая странная судьба:
Не только юность, но и старость —
Туда же, в город, на хлеба.
Туда на отдых норовила
Вдали от дедовских могил…
Давно, допустим, это было,

  • Но ты-то сам когда там был?
  • Своеобразие пути Твардовского отразило жизнь страны и ее народа в самые драматические периоды ее истории.
  • Перед лицом ушедших былей
    Не вправе ты кривить душой, —
    Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой…

Поражает уже в ранних стихах Твардовского их полная самобытность, отсутствие подражания и литературности. Поэзия подъема и трудностей становления государства, духовные искания и переживания личности, культурный и духовный рост простого труженика — все это отразилось в многогранной поэзии Твардовского.

Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопить
Живую боль.
И чтобы волны
Над ней сомкнулись.

Быль — забыть!

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/analiz-stixotvoreniya-tvardovskogo-vsya-sut-v-odnom-edinstvennom-zavete/

"Вся суть в одном единственном завете": анализ. "Вся суть в одном единственном завете"- стихотворение Твардовского

Главная » Словарный запас » «Вся суть в одном единственном завете»: анализ. «Вся суть в одном единственном завете»- стихотворение Твардовского

«Вся суть в одном-единственном завете…» Александр Твардовский

Вся суть в одном-единственном завете:
То, что скажу, до времени тая,
Я это знаю лучше всех на свете —
Живых и мертвых,- знаю только я.
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Анализ стихотворения Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…»

Твардовский долгое время практически не обращался к теме назначения поэта и поэзии, столь важной для всех стихотворцев. Александр Трифонович считал делом «наверняка мертвым» создание произведений, посвященных творчеству. Есть и еще один интересный момент.

Дневники и лирика Твардовского говорят нам о том, что он сильно завидовал простым людям — солдатам, печникам, пекарям. Собственная деятельность им не воспринималась как нечто возвышенное, необычное, требующее особенных рассуждений.

Взгляды на предназначение поэта и поэзии Александр Трифонович начинает транслировать через стихотворения в середине пятидесятых годов. Они нашли отражение сразу в нескольких произведениях, среди которых «Собратьям по перу», «Ни ночи нету мне, ни дня…», «Моим критикам», «He много надобно труда…».

Упомянутой теме посвящено и стихотворение «Вся суть в одном-единственном завете…», датированное 1958 годом.

В нем Твардовский утверждает необходимость свободного высказывания, причем не только литератора, но и любого человека. Поэт отстаивает неотъемлемое право человека на собственную точку зрения.

Читайте также:  Запах хлеба - краткое содержание рассказа казакова

Интересно, что мысли эти Александр Трифонович высказывает в период хрущевской «оттепели» — времени развенчания культа Сталина, эпохи, когда на деятелей искусства в Советском Союзе оказывалось наименьшее давление. Лирический герой стихотворения Твардовского уверен, что его жизненная позиция выстрадана, выношена.

Он не собирается опираться на какие-то идеалы, не намерен принимать чье-то мнение слепо на веру. Не зря поэт упоминает Льва Толстого — величайшего русского писателя и нравственного ориентира для многих людей по всему миру.

«Вся суть в одном-единственном завете…» строится по принципу монолога, декларации, стиль выбран риторический. Для стихотворения характерны разного рода повторы. Шесть раз встречается местоимение «я».

Иногда повтор используется не столь явно.

Во втором четверостишии Твардовский добивается усиления несколько другим способом:
Сказать то слово никому другому,
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить…

Тон, выбранный Александром Трифоновичем, не терпит сомнений. Высказанная им позиция, видимо, сформировалась давно и не подлежит пересмотру. Твардовский был поэтом по-настоящему народным. Люди не простили бы ему нечестности, замалчивания каких-то очень важных вещей, лицемерия, двуличия.

Многогранной поэзии Александра Твардовского, как и самому поэту, пришлось пройти через многие трудности и испытания. Многие называют творчество Твардовского энциклопедией того времени, в котором он жил, и с этим нельзя не согласиться.

В его стихотворениях описаны великие события, но поэт не просто отображает действительность, Твардовский описывает свои размышления и переживания. Лирика Твардовского уникальна тем, что поэт никому не подражает, он самобытен и честен, как перед самим собой, так и перед теми, кому посвящает стихи.

Образы творчества поэта просты и реалистичны, поэтому его произведения предельно понятны. Но несмотря на это, поэзия Твардовского не лишена глубины и выразительности.

Анализ «Вся суть в одном-единственном завете…»

Одним из самых знаменитых и проникновенных стихотворений Твардовского является «Вся суть в одном-единственном завете…», который можно назвать образцом высшей культуры стиха. Бескомпромиссность и правдивость, честность и отчаянная откровенность, народность и своевременность — все это переплетено в этом уникальном стихотворении.

В нем раскрывается творческое, самобытное отношение Твардовского к слову, к поэзии, как способу выразить свое душевное состояние. Обычные, привычные для поэзии символы приобретают у Твардовского несколько иную форму и более глубинный и неоднозначный смысл.

Поэтому это стихотворение можно назвать своеобразной загадкой. Это заключено и в простоте изложения стихотворения, и в его доступности — но это не делает его ординарным. Поэт использует и характерную для его лирики звукозапись, чтобы подчеркнуть силу и мощь своих правдивых слов.

В этом стихотворении с особой отчетливостью звучит личная позиция автора по отношению к самому себе, своей стране и ее народу. Твардовский обращается к русскому народу со всей ответственностью, правдивостью и искренностью, без которых невозможно прожить жизнь честно и достойно.

Анализ «Я знаю: никакой моей вины…»

Это небольшое стихотворение занимает особое место в творчестве поэта. Твардовский посвятил теме войны много стихотворений и поэм, но «Я знаю: никакой моей вины…» является завершающим словом поэта о войне. Стихотворение посвящено построению будущего, и поэтому поэт говорит о том, что война — прошла, и за ней следует новый мир.

Твардовский вспоминает о военных событиях, и заново переживает горечь от потерь близких и друзей и многих соотечественников. Поэт не желает забывать войну и те испытания, которая она принесла в жизни людей, но он чувствует, что многое необходимо отпустить — для того, чтобы полноценно жить дальше.

Буквально несколько строчек раскрывают душевную боль автора, и мы понимаем сложную и глубокую философию прожитой им жизни.

Заметно, что Твардовскому тяжело и болезненно говорить на эту тему, поэтому конструкция стихотворения довольно сложна и постоянно обрывается.

Но только так можно передать все те мучения и тягости, которые пережил Твардовский во время войны, как и миллионы его соотечественников.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ

  • Вся суть в одном-единственном завете:
  • То, что скажу, до времени тая,
  • Я это знаю лучше всех на свете –
  • Живых и мертвых, – знаю только я.
  • Сказать то слово никому другому
  • Я никогда бы ни за что не мог
  • Передоверить. Даже Льву Толстому –
  • Нельзя. Не скажет – пусть себе он бог,
  • А я лишь смертный. За свое в ответе,
  • Я об одном при жизни хлопочу:
  • О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

(No Ratings Yet)

  1. АНГЛИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Грэм Грин (Graham Greene) Суть дела (The Heart of the Matter) Роман (1948) Действие происходит в 1942 г. в Западной Африке, в безымянной британской колонии. Главный герой –…
  2. А. А. АХМАТОВА МУЗЕ Муза-сестра заглянула в лицо, Взгляд ее ясен и ярок. И отняла золотое кольцо, Первый весенний подарок. Муза! ты видишь, как счастливы все – Девушки, женщины, вдовы……
  3. У большинства писателей и поэтов есть книги, которые можно назвать главными. Произнес: “Лев Толстой” – и рядом смело можно поставить “Войну и мир”, скажи: “Александр Пушкин” – и сразу же…
  4. План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема…
  5. Я жил, я был – за все на свете Я отвечаю головой. А. Т. Твардовский Времена меняются, мы уже живем в демократическом государстве, сейчас вовсю публикуются произведения, которые были запрещены…
  6. А. Т. Твардовский – ярчайший поэтический талант. Доминирующая черта его творчества – высочайший уровень гражданского беспокойства во всех без исключения жизненных ситуациях. Счастлив тот, кто “посетил сей мир в его…
  7. Цитаты, афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки Родина, народ, защита отечества Поэты о Родине И дым отечества нам сладок и приятен! А. С. Грибоедов * * * Пока свободою горим,…
  8. А. Т. Твардовский. Стихотворения “Я знаю, никакой моей вины…” Небольшое (всего шесть строк) стихотворение “Я знаю, никакой моей вины…”, написанное в 1966 году, – один из шедевров Твардовского. Оно посвящено…
  9. Е. А. ЕВТУШЕНКО Нет, мне ни в чем не надо половины! Мне – дай все небо! Землю всю положь! Моря и реки, горные лавины Мои – не соглашаюсь на дележ!…
  10. “Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой” (по творчеству А. Т. Твардовского) I. Народность творчества А. Твардовского. 1. Поэмы Твардовского – поэтическая история страны (“Страна…
  11. К. М. СИМОНОВ * * * B. C. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть Желтые дожди. Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди,…
  12. План 1. Многообразие профессий. 2. Кем же стать? 3. Учеба – главная работа для школьника. Я еще не знаю, кем буду, когда выросту. В мире очень много разных профессий, и…
  13. С. А. ЕСЕНИН * * * Неуютная жидкая лунность И тоска бесконечных равнин,- Вот что видел я в резвую юность, Что, любя, проклинал не один. По дорогам усохшие вербы И…
  14. Моя знакомая Обдумывая тему перед тем, как писать это сочинение, я долго размышляла, про кого лучше всего написать: про кого-то из подружек, про маму или про знакомую тетеньку какую-нибудь. Но…
  15. А. Т. Твардовский. Поэма “Василий Теркин” Жанр Традиционно жанр “Василия Теркина” принято обозначать как поэму. Такое жанровое определение вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало….
  16. Мечты – не уход от действительности, а средство приблизиться к ней. С. Моэм У каждого человека существует какая-то заветная мечта, какая-то цель в жизни, какой-то идеал, к которому он стремится….
  17. А. Т. Твардовский. Поэма “Василий Теркин” Тема Центральная тема произведения – жизнь народа на войне. Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, Твардовский изображает войну как суровое и…
  18. В августе 1942 года состоялось знаменитое сражение подо Ржевом, которое вошло в историю Второй мировой войны как одно из самых кровавых и продолжительных. До сих пор еще живы очевидцы этих…
  19. АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971) Родился на Смоленщине в семье сельского кузнеца. Удалось закончить в школе только четыре класса, учиться дальше не смог из-за материальных трудностей. В 1925 году впервые в…
  20. Что я люблю делать и почему? Больше всего на свете я люблю играть с друзьями. Играем мы в самые разные игры. Во дворе это прятки и футбол. В прятках мне…
  21. Творчество Твардовского целиком и полностью принадлежит советской эпохе. Его судьба – отражение того противоречивого времени. Поэт сочетал в себе веру в идеалы социализма с трагедией своей семьи, веру в человека,…
  22. “Хочу” и “Хочется” в истории одного увлечения Достал я однажды интересную книгу. Она называлась “Рациональное чтение”. Ее автор Лезер довольно подробно описывал методику скорочтения – “чтения более быстрого и основательного”….
  23. Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушел военным корреспондентом газеты “На страже Родины”…
  24. И. С. ТУРГЕНЕВ СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ Стихотворения в прозе И. С. Тургенева ввели новый прозаический жанр малой формы в русскую литературу. Современник Тургенева А. Незеленов так оценивал эти произведения: “…небольшие…
  25. Жизнь поэта Александра Твардовского трудно назвать типичной и обыденной. В отличие от многих своих собратьев по перу, он прошел через раскулачивание, но при этом не утратил веры в то, что…
  26. Существует старая народная поговорка о том, что июль является макушкой лета, то есть месяцем, когда расцвет природы достигает своего пика. Однако очень сложно поверить народной примете на слово до тех…

  27. Александр Твардовский вырос в семье сельского кузнеца, который, тем не менее, был человеком достаточно образованным и начитанным. Именно Трифон Твардовский привил своим детям любовь к литературе, так как в доме…

“Вся суть в одном-единственном завете…”

Среди так называемых «вечных» тем, к которым все они явно в зрелом возрасте тяготели, — . Ниша вроде бы хорошо освоенная, но только не Твардовским.

Долгое время он отвергал самую попытку создания произведений об искусстве («это почти наверняка мертвое дело»), отдавая безусловное предпочтение «существенной объективной теме».

В 30-40-е годы (за вычетом нескольких строф из «Василия Теркина») в качестве особой, итоговой, лирической проблема поэтического призвания была для него сомнительна. Судя по стихам и особенно по дневникам, А.

Твардовский устойчиво завидовал людям, занятым насущной, очевидной работой: пахарям, печникам, рядовым бойцам, — и уж тем более не приходило ему в голову кичиться своей необычной деятельностью. И лишь с середины 1950-х тема поэта и поэзии впервые получает у него законные права (стихотворения «Ни ночи нету мне, ни дня…», «He много надобно труда…», «Моим критикам», «Собратьям по перу» и др.).

В том же ряду и написанная в 1958 году миниатюра «Вся суть в одном-единственном завете…». Впрочем, тема ее шире, чем чисто литературная.

Твардовский отстаивает право на высказывание, собственную точку зрения не обязательно писателя, но любого человека как личности.

Отсюда — столь необычное для его творчества настойчивое повторение местоимения «я» (6 раз на 12 строк), причем в самых ключевых позициях стиха — в начале и в конце, т. е. там, куда стягиваются обычно логические ударения.

Лирический герой настаивает на индивидуальной неповторимости, выношенности, выстраданности своего видения и понимания жизни. Ни одну истину он не склонен принимать теперь слепо, любую идею считает необходимым обдумать и проверить, даже открыть заново, непременно соотнося ее с личным опытом. И говорит обо всем этом автор стихотворения уверенно, убежденно.

Вот отчего стихотворение строится как монолог и как декларация — с преобладанием здесь риторического стиля. Твардовский скуп в традиционных средствах создания поэтического образа.

Ho тем не менее стихотворение звучит весьма выразительно прежде всего за счет ритмико-синтаксической организации.

Заметьте, что повторы не везде у поэта буквальные, подчас усиление достигается несколько иначе: например, «Я никогда бы ни за что не мог». Активно используются и ритмические ресурсы: в пятистопном ямбе регулярная внутристиховая пауза приходится на вторую стопу, что позволяет поэту дополнительно подчеркнуть отдельные важные для него слова: «Сказать хочу. // И так, как я хочу».

Повторы в напевной лирике встречаются обычно чаще, чем в программных выступлениях.

Ho если там они, как правило, идут подряд, дабы завораживать читателя-слушателя, внушать ему некое настроение (взять хотя бы фетовское: «Это утро, радость эта, // Эта мощь и дня и света, // Этот синий свод…»), то в произведениях, подобных разбираемому, выполняя роль своеобразного курсива, они обычно рассредоточены и конструктивны.

Впрочем, скрепляют стихотворение не одни повторы. Задействовано поэтом и прямо противоположное вроде бы средство — антитеза.

Они оказываются следствием внутренней полемичности выступления. Автор не просто утверждает — он доказывает вероятным оппонентам, а, может быть, и самому себе мысль о собственной человеческой и творческой уникальности.

В устах поэта естественны для такого повода художественного высказывания ораторские интонации. И все же стиль не однотонен. Категоричность, патетика несколько снижаются малозаметными, но почти неизбежными для Твардовского просторечиями («пусть себе он бог.

Читайте также:  Балет спящая красавица - краткое содержание

А я лишь смертный»; «при жизни хлопочу»). Это позволяет установить более доверительный контакт с читателем. Поэт не напускает на себя ложную многозначительность, в его поздней лирике мы находим простые истины, но истины добытые и пережитые лично как открытия.

В этом отношении особенно значима дальняя перекличка анализируемого стихотворения с более поздним в творческом наследии Твардовского — «К обидам горьким собственной персоны…» (1968).

Получается, что кольцо — не просто один из видов синтаксического повтора, прием усиления («Я это знаю лучше всех на свете — Живых и мертвых, — знаю только я») — два названных текста тоже образуют как бы смысловое кольцо в составе поздней лирики поэта, подчеркивая устойчивость его заветных убеждений.

Долгий, богатый событиями и впечатлениями жизненный путь дает Твардовскому право говорить по-своему и о своем, которое лирик-реалист воспринимает как ответственность. «Талант — это обязанность», — считал А. Твардовский. Подобным импульсом заряжены многие литературные произведения периода «оттепели» («Середина века» В.

Луговекого, «Я отвечаю за всё» Ю. Германа, повести В. Тендрякова и др.), когда люди освобождались от психологии «винтиков» государственной машины, от самозабвенного поклонения недавним кумирам.

И Твардовский был тогда одним из наиболее чутких и последовательных выразителей новых настроений и идей — причем не только в поэме «За далью — даль», но и в книге «Из лирики этих лет».

Автор не может передоверить собственную задачу, как сказано в миниатюре «Вся суть в одном-единственном завете…», «даже Льву Толстому». Вечные темы воспринимаются теперь Твардовским как темы личные, конкретные и современные, которые остаются, по его диалектичной формуле, «неизменно актуальными».

He допуская ни поэтической конъюнктурщины, ни «лирической академичности», в своих поздних стихах он обращается к проблемам самым существенным и самым животрепещущим. Поэт не впадает ни в экзальтацию, ни в рассудочность, он благородно сдержан.

Крайности, противоположности в книге «Из лирики этих лет» не взаимоуничтожаются, но снимаются, взаимодействуют, воплощаются в синтезе.

Источник: https://uformat.ru/vocabulary/vsya-sut-v-odnom-edinstvennom-zavete-analiz-vsya-sut-v-odnom/

Конспект урока на тему : "Единственный завет" по творчеству А.Т.Твардовского

  • Конкурс профессионального мастерства « Учитель года РД- 2016»
  • Урок литературы в 11 классе
  • учителя русского языка и литературы

МКОУ «Хамаматюртовская СОШ №2 им. З.Х.Хизриева » Абакаровой Муъминат Магомедовны Форма урока: Урок — литературный портрет Тема: Единственный завет. Жизнь и творчество А.Т.Твардовского.

2015-2016 уч. год

Тема: Единственный завет. Жизнь и творчество А.Т.Твардовского

Цели урока:

1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта, пробудить интерес к его личности, показать на примере его судьбы  истоки   формирования гражданско-патриотических мотивов лирики поэта, сформировать осмысление роли отечественной поэзии второй половины 20 века в мировой культуре.

  1. 2. развивать умения анализировать и творчески интерпретировать лирические
  2. произведения, навыки самостоятельной исследовательской работы,
  3. совершенствовать навыки выразительного чтения.

3. воспитывать любовь и интерес к художественному слову, творческому процессу, формировать гражданские и нравственные основы личности учащихся, культуру и эстетический вкус учащихся.

  • Задачи урока в соответствии с ФГОС:
  • 1.Формирование регулятивных универсальных учебных действий (УУД): формулирование учебной задачи; создание алгоритма деятельности при решении поставленных задач; осуществление рефлексии по результатам учебной деятельности
  • 2.Формирование познавательных УУД: осмысление текста на возрастном уровне; интерпретация текста в результате работы по его осмыслению; формирование приемов исследовательской деятельности
  • 3. Развитие личностных УУД: воспитание у учащихся российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование целостного мировоззрения
  • 4.Развитие коммуникативных УУД: осуществление взаимодействия в группе, ведение конструктивного диалога, сотрудничество в группе для достижения общезначимой цели
  • Методические приемы — аналитическая беседа, показ компьютерной презентации, приемы анализа стихотворений, создание проблемной ситуации.
  • Приоритетные подходы: личностный, диалоговый, деятельностный.
  • Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский, метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный
  • Технологии:Технология развития критического мышления (элементы); диалоговое обучение; коллективные способы обучения; компьютерные технологии.
  • Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент
  • Ход урока
  • Эпиграф к уроку:
  • И не таю еще признанья:
  • Мне нужно, дорого до слез
  • В итоге – твердое сознанье,
  • Что честно я тянул свой воз.
  • И от беды и от победы
  • Любой людской – нужна мне часть,
  • Чтоб видеть все и все изведать,
  • Всему не издали учась

А.Т.Твардовский

1. Организационно-мотивационный момент. Актуализация опорных знаний. Учебная ситуация №1.

Видеофрагмент с иллюстрациями к произведению А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

— Что вы видите на экране? Что связывает эти иллюстрации? Кого вы узнали в этом герое? О каком поэте мы сегодня будем говорить?

-Ребята, как называется тема нашего урока? («Единственный завет»)(Слайд 1,2,3)

Как вы понимаете слово «завет»? (Завет — наставление, совет, наказ, данные потомкам, последователям)

— Как вы думаете, какие цели будут поставлены перед нами сегодня? ( Узнать жизненную и творческую биографию поэта, раскрыть основные мотивы его творчества, выяснить, каковы же заветы поэта нам, поколениям, живущим после войны, изучить лирику .)(Слайд 4-7)

-Какое ещё название имеет произведение «Василий Тёркин»? («Книга про бойца»)

-Что вы знаете об этой поэме? -Помните какой-нибудь отрывок из поэмы?

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством А.Т.Твардовского. Среди поэтов XX века он занимает особое место. Поэзия Твардовского – своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история. Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления. (Слайд

Его лирика привлекает не только образной точностью, мастерством слова, но и широтой тематики, важностью и непреходящей актуальностью поднимаемых вопросов.

И сегодня перед нами стоит трудная, но интересная задача – открыть для себя лирику великого поэта. А для начала постараемся в общих чертах представить его жизненный и творческий путь , основные мотивы его поэзии.

Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Это строки из стихотворения «О сущем» (1957-1958 гг). (слайд 8)

  1. – Как вы думаете, о чём хочет сказать нам автор? (Ответы детей)
  2. –Какое впечатление производят стихи Твардовского при первом знакомстве с ними? (Ответы детей)
  3.     Учебная ситуация №2

    II. Коррекция знаний учащихся. Работа на рабочих листах. (Задание 1) Познакомьтесь с карточкой. Сформулируйте в двух-трёх словах свои впечатления, ассоциации по каждому стихотворению.

Карточка 1(слайд 9)

Перед вами стихотворения Твардовского разных лет. Определите, как в них отразились мысли и чувства поэта о своём жизненном пути. В какой мере высказывание В.Дементьева может быть отнесено к этим стихотворениям? Запишите в тетрадь его главную мысль

«Твардовский, как человек и художник, никогда не забывал о своих согражданах… никогда не являлся поэтом только «для себя» и «про себя», всегда чувствовал свою задолженность перед ними; он и за перо брался только в том случае, если верил, что он может сказать о жизни самое главное, то, что он знает лучше, подробней и достоверней всех». (Слайд 10)

В. Дементьев. Александр Твардовский. 1976

В карточку включены стихотворения: «Вся суть в одном – единственном завете» , «К обидам горьким собственной персоны…»(1968), «Урожай», «Спасибо,моя родная земля…» , «Есть имена и есть такие даты».(слайды 11-14)

-Что вы записали в тетрадях? Давайте прочитаем.

— Какое стихотворение вам показалось самым близким, понятным и почему?

 III.   Изучение нового материала. Учебная ситуация №3

Задание 2. Биографическая справка

Мы прикоснулись к стихотворениям А.Твардовского, определили для себя то, что внутри нас нашло отзвук. Наша следующая задача – узнать, какой путь прошёл поэт, как складывалась его судьба, его личность, что определило направленность его творчества и помогло ему достичь высокой степени самовыражения в поэзии.

Познакомимся с хронологией жизни поэта. Перед вами биографические сведения, которые помогут вам раскрыть замысел произведений поэта, понять, какие вопросы волновали автора в период написания того или иного лирического шедевра

Комментарий слайда «Годы и факты».( Учащиеся записывают основные даты)

Слайд 15-17 «Годы и факты».

1. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Починковского района Смоленской области.

2 .Отец поэта, Трифон Гордеевич Твардовский (1881 — 1949), был крестьянином и кузнецом. Мать, Мария Митрофановна, урождённая Плескачевская (1889 — 1965), тоже была крестьянкой из семьи дворян-однодворцев .

3 .В 1922 году Твардовский закончил за 3 года четырехклассную школу. Затем год учился в Егорьевской школе.

4.С1925г начали появляться стихи Твардовского в смоленской губернской печати.(Первое стихотворение «Новая изба»)

5. В начале февраля 1928г Твардовский уехал в Смоленск. 1930 — 1931гг- родители поэта были сосланы как семья кулаков.

6. В 1932г поступил в Смоленский педагогический институт.

7. В 1930 — 1933гг у Твардовского появились две поэмы о коллективизации — «Путь к социализму», «Вступление», первая книга прозы — «Дневник председателя колхоза».

8. В 1936-1939гг – учёба в Московском институте философии и литературы. В том же году был награжден орденом Ленина за литературные заслуги.

9. В 1941-м получил Государственную премию второй степени за «Страну Муравию». В 1939г поэт призван в ряды Красной Армии, был в должности специального корреспондента военной газеты. 1941-1945 г- поэма «Василий Теркин», стихотворения “Две строчки” , “Война — жесточе нету слова…” ,“В поле, ручьями изрытом…”

  • 10. Послевоенные произведения: 1946 г – поэма «Дом у дороги»
  • 1953 —1960 — поэма «За далью — даль»
  • 1958 г — «Вся суть – в одном единственном завете»
  • 1957-1958 гг- «О сущем» .
  • 1963 г- поэма«Тёркин на том свете»

1964 г -“Мне сладок был тот шум сонливый…”

1969-1970 гг- цикл «Памяти матери»

В 1967 — 1969 — поэма «По праву памяти»,( рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации, запрещенная цензурой, опубликована только в 1987.) В 1950-1954гг и в 1958-1970 гг — главный редактор журнала «Новый мир».

Его помощь и поддержка сказались в творческих биографиях таких писателей, как Абрамов, Быков, Айтматов, Залыгин, Солженицын и др.

1941, 1946, 1947, 1971гг — удостаивался Государственной премии СССР

— Какое событие из жизни поэта поразило (удивило, запомнилось) больше всего? Какую закономерность в судьбе Твардовского вы заметили?

-О чём говорит обзор? Какие жанры были использованы Твардовским, о чём говорят названия циклов, книг, сборников? (Ответы детей)(слайд 18)

Учитель: Без труда можно заметить, что жизнь А. Твардовского была непроста. Он жил во время перелома эпох в нашей стране, когда всему истинному, настоящему придавалось не общечеловеческое, а идеологическое значение.

Это было время «Нового мира», главным редактором которого в 1958 году снова стал Александр Твардовский.

В «Новом мире» печатались истинно талантливые произведения, он противостоял «заказной» литературе, хотя едва ли не каждая публикация с трудом «продиралась» сквозь цензуру. Для многих «Новый мир» стал тогда чем-то неизмеримо большим, чем журнал. Ему верили.

На него опирались в сомнениях, мечтаниях и надеждах. Вдруг показалось, что дышать стало легче, говорить можно смелее. Для Твардовского главной была возможность публиковать честную литературу о жизни, чтобы помочь исправить ошибки.

Лирика 60-х годов самого Твардовского свидетельствует о напряжённой внутренней работе, стремлении поэта к истине («В чём хочешь человечество вини…», «К обидам горьким собственной персоны…», «Посаженные дедом деревца…

», «Изведав жар такой работы…», «День прошёл, и в неполном покое…»). В 1970 году партийная власть закрыла журнал. Через год скончался и его поэт-редактор.

Для Твардовского всё кончилось, когда перестал существовать «Новый мир»

 IV . Закрепление материала.

Учебная ситуация №4 Карточка 2 Анализ лирических текстов.(слайд 19)

Многокрасочное, точное, ёмкое слово А.Т. Твардовского — мощный целеустремлённый поток, и как ручьи стекаются в реку, так разные в идейно-тематическом плане стихи соединяются «в одном-единственном завете» поэта читателю.

Человечность, совестливость, великое чувство ответственности — основные черты героя и автора замечательных стихотворений .»Лелеющая душу» гуманность поэзии Твардовского—в необыкновенной сопричастности к людскому горю, в глубоко нравственной жизненной позиции поэта. Об этом и «речь» в его стихах.

А чтобы определить нравственное кредо поэта, разгадать тот «один-единственный завет», который оставил Александр Трифонович потомкам своей лирикой, нужно попытаться понять глубину идейно-художественного значения таких стихотворений, как «Две строчки», «Прощаемся мы с матерями», «Сыну погибшего воина», «Вся суть в одном –единственном завете», «К обидам горьким собственной персоны…» (слайды 20-22)

  1. Работа над предложенными стихотворениями по вопросам:    а) тема и идея произведения;
  2. б) выразительные средства    в) система художественных образов;    г) черты лирического героя;
  3.     д) соотносима ли идея этого произведения с понятием «завет»?(Слайд 23)

Образная система

  • (герой стихотворения)
  • Черты лирического героя
  • соотносима ли идея этого произведения с понятием «завет»?

-Ребята, мы рассмотрели несколько стихотворений поэта. Давайте подумаем и ответим, каковы мотивы лирики Твардовского? Составление кластера.(Слайд 24)

 VИтоги урока. Учебная ситуация№5

Мы работали над составлением литературного портрета поэта, писателя, редактора Александра Твардовского.

-«В чём суть «одного-единственного завета», о котором А.Т. Твардовский, по его словам, знает «лучше всех на свете – живых и мёртвых»?»

  1. — Какие особенности личности отразились в его творчестве ? (Ответы детей)
  2. Учебная ситуация №5
  3. VIРефлексия (Слайд 25)

Учитель: Что для вас оказалось самым интересным, важным, значимым? Поделитесь своими мыслями о занятии.

Я узнал, что …

Меня удивило …

Я задумался о …

Мне запомнилось…

 VII. Домашнее задание: (разноуровневое) (Слайд 26)

1. Составить презентацию понравившегося стихотворения А.Твардовского.

2.Письменно ответить на вопрос: Какой завет оставил нам А.Твардовский?

З. Сделать анализ одного из произведений поэта и выучить его наизусть.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-edinstvenniy-zavet-po-tvorchestvu-attvardovskogo-1395299.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]