Приводим ниже краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне». Пьеса входит в обязательную программу по литературе 11 класса. Для вас будет актуальным вспомнить основные моменты в кратком содержании!
В драме «На дне» два взаимосвязанных, но не пересекающихся конфликта – социальный и философский. Действия разворачиваются в двух аспектах – внешнем (социально-бытовом) и внутреннем (философском).
Первый акт
М. Горький
Перед читателем возникает картина грязного, похожего на пещеру подвала. Между проснувшимися постояльцами с самого утра вспыхивает ссора. Анна больна чахоткой, болезненно кашляет и умоляет всех успокоиться. Женщина чувствует себя очень плохо. Квашня винит в ее болезни мужа (Клеща).
От шума просыпается Сатин и вступает в перебранку. Начинается очередной спор о том, кто будет убираться в ночлежке.
Отверженные обществом люди с горечью вспоминают о прошлом. Сатин когда-то считался образованным человеком, работал телеграфистом. Бубнов имел собственное дело. Актер сожалеет о загубленной театральной карьере.
Из сочувствия Актер помогает Анне выйти на свежий воздух. Входит Костылев, пытающийся узнать, не была ли здесь его жена Василиса. Васька Пепел грубо прогоняет его. О связи Василисы с Пеплом известно всей ночлежке. Васька дает денег Актеру с Сатиным, и они отправляются пропивать их.
Постояльцы беседуют об умирающей Анне, смысле жизни, совести. В это время Наташа вводит в подвал нового жильца – старца Луку. Пепел выказывает ей свою симпатию, но она не обращает внимания, так как понимает, что этим может разозлить сестру.
Между обитателями подвала вновь начинается бессмысленная перебранка. Пепел от скуки предлагает Барону лаять по-собачьи. Лука сглаживает напряженную обстановку. Пепел с Бароном вместе уходят в трактир.
Появляется пьяный Алешка, а вслед за ним — Василиса. Она прогоняет Алешку, требует от Луки предъявить паспорт. Не найдя Пепла, Василиса вымещает злость на Бубнове с Настей и уходит.
Настя признается, что ей хочется напиться и поплакать, так как душа тоскует по настоящей любви. Лука начинает подметать в подвале. В это время приходит Медведев и пытается разузнать о связи Василисы с Пеплом. Лука помогает брошенной всеми Анне добраться до постели.
Когда Медведев уже собирается уходить, вбегает Костылев и кричит, что Василиса убивает Наташу.
Второй акт
Вечером при свете тусклых лампад собирается большинство обитателей ночлежки. Сатин, Барон, Кривой Зоб и Татарин увлечены игрой в карты. Лука сидит у Анны в изголовье. После проигрыша Кривой Зуб с Татарином уходят. Вслед за ними идут Сатин с Бароном.
Актер жалуется Луке на погубленную из-за алкоголя жизнь. Лука убеждает его, что есть лазареты, где бесплатно лечат от пьянства. Обнадеженный этим Актер тоже уходит.
Анна сетует Луке на бесцельно прожитую жизнь, нищету и побои мужа. Старик утешает ее рассказами о покое после смерти.
Между Медведевым и Пеплом вспыхивает ссора по поводу Наташи. Лука пытается их успокоить. Медведев в гневе покидает подвал. Лука подсказывает Пеплу бежать вместе с Натальей на заработки в Сибирь. Бубнов, уходя в трактир, сталкивается в дверях с Василисой. Лука незаметно влезает на печь.
Василиса, не обращая внимания на умирающую Анну, предлагает Пеплу убить Костылева. За это она обещает ему денег и свое согласие на свадьбу с Наташей. Пепла поражает коварство и хитрость Василисы. Внезапно появляется Костылев и начинает скандал. В это время слышится возня на печи. Костылев с Василисой уходят. Пепел понимает, что старик предотвратил убийство.
Лука обнаруживает, что Анна умерла. Возвращающиеся постепенно в подвал жильцы не проявляют особого сострадания к умершей. Татарин не хочет ночевать рядом с мертвым телом. Лука говорит, что жалеть надо живых. Бубнов рассуждает, что все когда-нибудь умрут. Клещ возмущается, что на похороны нет денег.
Еще долго в подвале раздаются пьяные крики Актера и Сатина.
Третий акт
Лука рассказывает легенду о «праведной земле»: мужик, мечтающий о земле для праведников, кончает жизнь самоубийством, когда узнает, что такого места нет.
Пепел зовет Наташу сбежать с ним, обещает начать жить честно. Послушав совета Луки, Наташа соглашается. Василиса все слышит, смеется над ними. Пепел уверяет любимую, что не даст ее в обиду. Костылев грубо приказывает Наташе идти работать по хозяйству.
Бубнов рассказывает Луке, что лишился мастерской из-за измены жены. С того времени он начал уходить в долгие запои.
Появляются Сатин и Актер. Сатин умоляет Луку признаться, что он выдумал рассказ о лечебнице. Лука расспрашивает о том, как Сатин очутился на обочине жизни. Тот признается, что убил ради сестры.
Раздаются громкие крики из квартиры Костылевых. На шум сбегаются практически все постояльцы. Им удается отбить Наташу у разгневанных супругов. Василиса ошпарила ей ноги кипятком.
Внезапно появляется Пепел и с одного сильного удара убивает Костылева. Василиса довольна, а Наташа ошибочно думает, что так и было задумано. Она в беспамятстве громко кричит о сговоре между сестрой и Васькой. Пепел пытается оправдаться, но девушка его не слушает.
Четвертый акт
Лука неожиданно пропадает. Жильцы ночлежки высказываются о старце по-разному: кто-то хвалит его, кто-то ругает. Сатин просит всех замолчать. Он понимает, что странник утешал людей «сладкой ложью» из жалости.
Из разговоров становится ясно, что, выйдя из больницы, Наташа куда-то исчезла. Обитатели ночлежки уверены, что Пепла сошлют на каторгу, а Василиса сумеет выкрутиться.
Актер погружен в мрачные мысли, говорит о смерти. Сатин произносит монолог о Человеке, о его значимости и силе.
Актер убегает. В подвале начинают звучать песни. Обитатели, как обычно, намерены пить и петь всю ночь.
Вдруг появляется Бубнов и кричит, что Актер повесился на пустыре. Все замолкают, лишь Сатин негромко возмущается: «испортил песню… дур-рак!».
Философский план пьесы
Внутренние противоречия произведения выражены в вопросе: «Что лучше – правда или ложь?» Здесь сталкиваются мировоззренческие позиции Луки и Сатина.
Ночлежка-пещера – символ цивилизации на пороге 20 века, потерявшей надежду на Бога, но еще не научившейся опираться на свои силы. Люди охвачены ощущением отсутствия будущего, безнадежности, предчувствием скорого конца.
Сатин уверен, что важнее всего в мире — правда. Он принимает бессмысленность существования, где «Бог умер!» (Ф. Ницше), где человечеством правит Абсурд и Хаос.
По-другому мыслит Лука. Он убежден, что ложь поможет человечеству выжить в этом абсурдном мире. Если людям просто необходима ложь, чтобы продолжать жить, то следует дать им это малое утешение. Иначе они не вынесут «правды» – умрут. Он верит, что не смотря ни на что человек должен жить, так как не ведает, что может уготовить ему будущее.
Хотя воззрения героев противопоставлены друг другу, Сатин частично понимает «правду» сострадальца Луки. Так появление праведника заставляет его изречь пронзительный монолог о Человеке. Сатин считает, что жалеть и успокаивать человека нельзя. Это опасно.
Потому что, только поняв истину о бессмысленности мирозданья, человек сможет подняться на борьбу с этим мирозданьем, только тогда он осознает собственную значимость. Смысл существования мира – собственно в Человеке. Никакого другого смысла просто нет.
«Человек – это звучит гордо!», «Все в человеке, все для человека».
Источник: https://spadilo.ru/kratkoe-soderzhanie-na-dne/
«На дне» М. Горький Кратко
Великий русско-советский писатель Алексей Максимович Пешков, также известный под псевдонимом Максим Горький, создал много прозаических произведений.
Он не был профессиональным драматургом, и написанная в декабре 1901 – январе 1902 года пьеса «На дне» стала своего рода экспериментом.
Интересно, что шумиха, получившаяся вокруг Горького после постановки пьесы в Московском Художественном театре, не понравилась Л.Н. Толстому – он усмотрел в этом фальшь.
Краткий пересказ сюжета пьесы Горького «На дне»
Действия разворачиваются в ночлежке, в которой коротают свой век люди социального «дна». Жилище это больше похоже на пещеру, чем на дом.
Посередине комнаты стоит старый стол, вокруг которого собираются её обитатели: Квашня, торгующая пельменями, падшая женщина Настя, читающая потрёпанную книгу, обнищавший аристократ Борон, воришка Пепел и картузник Бубнов. Неподалёку умирает Анна, а её муж столярничает в сторонке. На печи залёг Актёр, находящийся в состоянии постоянного запоя.
На нарах расположился бывший телеграфист. А бразды правления в ночлежке принадлежат Костылёву и его супруге Василисе, сестра которой, Наташа, проживает тут же. К компании только что прибился странник Лука.
Постояльцы активно общаются между собой, ругаются и спорят. Никто не хочет замечать умирающую в страданиях Анну, даже её супруг. Слова утешения для несчастной находит лишь добрый Лука. Жена Костылёва положила глаз на вора и злится, что тот влюблён в её сестру. За это бедную Наташу постоянно избивают и мучают.
Анна умирает, продав весь инструмент, её муж остаётся ни с чем. Странника вышвыривают на улицу. Вор уговаривает Наташу бежать вместе и обещает бросить свой преступный промысел. Девушка соглашается с условием, что Пепел никогда не будет её бить.
Узнав о плане сестры, Василиса жестоко её избивает. В потасовке Пепел убивает Костылёва. Даже лишившись части постояльцев, ночлежка продолжает существовать по привычному сценарию.
Даже печальная весть о самоубийстве актёра, не заставила этих людей свернуть с дороги в местный трактир.
Список персонажей пьесы «На дне» и их краткая характеристика
- Андрей Клещ – когда-то был слесарем, но потерял работу и попал в ночлежку. Не желает примириться со своей участью.
- Сатин – некогда был телеграфистом, попал в тюрьму за убийство (вступился за сестру). В тюрьме научился играть в карты, стал шулером. Один из главных философов ночлежки.
- Васька Пепел – профессиональный вор. Родился и вырос в тюрьме. Недоволен своей жизнью – его постоянно подбивают на недобрый поступок, убийство. В конце третьего акта ударил хозяина ночлежки, но не рассчитал силы, и получилось убийство. Результат – тюрьма.
- Бубнов – некогда был картузником и семьянином. Когда жена изменила ему, отправился в ночлежку. Ленив, любит пьянствовать.
- Актёр – некогда блистал на сцене, позже спился и попал в ночлежку. Не помнит своего имени, ибо умудрился потерять его. В конце пьесы повесился.
- Барон – некогда был дворянином, но разорился, и попал «на дно». Время от времени барские замашки дают о себе знать. Неудачливый шулер.
- Лука – загадочный странник. Всегда готов поддержать обитателей ночлежки добрым словом. Его философия понравилась Сатину.
- Алёшка – сапожник, любитель играть на гармошке и устраивать пьяные дебоши («Давай мне миллион – не хочу!»).
- Кривой Зоб и Татарин – рабочие-крючники, неумелые картёжники.
- Анна – жена Клеща, больная чахоткой. Умирает во время второго акта пьесы.
- Михаил Иванович Костылев – хозяин ночлежки. В третьем акте погибает от руки Пепла.
- Василиса Карповна – жена Костылева. Жаждет избавиться от мужа чужими руками, подбивает на убийство Ваську Пепла и добивается своего. Едва не убивает сестру, затем попадает в тюрьму.
- Настя – девица, мечтающая о настоящей любви.
Краткое содержание пьесы «На дне» подробно по актам
Акт первый
В подвале ночлежки между постояльцами разгорается нешуточный спор. Причина проста и логична – кто займётся подметанием пола.
Начинается серьёзная перепалка, в коей участвуют вор по имени Васька Пепел, Барон, картёжник и шулер Сатин, слесарь с диковинной фамилией Клещ, а также Актёр (этот товарищ умудрился потерять… собственное имя).
В разгар перепалки Клещ недовольно отмечает, что у людей вообще нет ни чести, ни совести. Пепел презрительно возражает, что честь и совесть – только для богатых или высокопоставленных людей.
Вскоре в подвале ночлежки появляется странник по имени Лука. Старик напевает немного заунывную песню, что не нравится Пеплу («Когда хорошо поют – люблю…»). Затем на глазах Луки разворачивается комичная сцена: ехидный вор в разговоре с обедневшим бароном неожиданно предлагает ему по-собачьи лаять.
Лука спокойно философствует, и вскоре появляется Алёшка, парень-сапожник. Он заявляется навеселе, и начинает дурачиться. Хозяйка ночлежки Василиса ужасно недовольна, и прогоняет буйного выпивоху.
А подметанием занялся Лука.
Акт второй
Картузник Бубнов играет в шашки с полицейским Медведевым. Сатин и Барон играют в карты с двумя крючниками – Татарином и Кривым Зобом. Картёжники играют на деньги, и уже дважды шулер Сатин выиграл. Татарин видит, что соперник удумал хитрить, и высказывает своё недовольство. Чуть позже сжульничал и Барон, и тогда крючник скандалит, заявляя «надо играть честна».
Меж тем Лука говорит с Анной, женой слесаря Клеща. Оказалось, что от побоев и недоедания женщина подцепила опасную болезнь, чахотку. И ночлежка стала последним пристанищем, где Анна и умерла.
Акт третий
Постепенно завязывается серьёзная интрига. Оказалось, что Василиса вовсю подталкивает Ваську Пепла к ужасному поступку – он должен убить её мужа, Костылева. И в финале третьего акта вор бьёт хозяина ночлежки. Удар оказался смертельным. И Васька решил, что стоит прикончить и Василису, однако вдова ускользает.
Акт четвёртый
А где же странник Лука? Он как-то незаметно исчез после третьего акта. И в ночлежке вновь начинаются споры обитателей. Особенно усердствуют Барон, вспоминающий, как хорошо жил его дед, и шулер Сатин, коему философия Луки понравилась.
Да и Актёр подбавляет жару своими высказываниями и цитированием великих поэтов. Позже не помнящий своего имени лицедей уходит из ночлежки на пустырь.
Позже собирается вся честная компания, вспоминает о том, что за беда получилась у полицейского Медведева: одна племянница в тюрьме, другая – покинула больницу и невесть где ходит. И когда крючник Кривой Зоб вместе с картузником Бубновым начинают петь любимую песню, появляется Барон. Он сообщает о самоубийстве Актёра. Сатин не скрывает недовольства – зачем портить песню такой новостью.
Источник: https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/gorkij/na-dne
Краткое содержание пьесы "На дне" Горького: пересказ сюжета, пьеса в сокращении
Главная страницаМаксим Горький
«На дне». Сцена из спекакля |
Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений знаменитого русского писателя и драматурга М. Горького. В этой статье представлено краткое содержание пьесы «На дне» Горького: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»
Действие пьесы происходит в конце XIX — начале XX века.
Господин Костылев и его жена Василиса содержат в своем доме ночлежку для бедных. В ночлежке живет множество бедняков: вор Васька Пепел, бывший чиновник Барон, шулер Сатин, слесарь Клещ и его больная жена Анна, спившийся Актер и другие.
Злые, подлые Костылевы создают в ночлежке тяжелую атмосферу. 26-летняя Василиса обманывает своего 54-летнего мужа с вором Васькой Пеплом. Однако Пепел охладевает к ней и начинает ухаживать за ее 20-летней сестрой Наташей, доброй и милой девушкой. Василиса из ревности избивает сестру время от времени.
Дядя девушек, полицейский Медведев, хорошо знает о зверствах Василисы, но ничего не предпринимает. Также дядя знает, что супруги Костылевы скупают краденое у вора Пепла, но прикрывает их «темные дела».
Однажды в ночлежке поселяется новый жилец — старик Лука, беглый каторжник.
Старик жалеет несчастных обитателей ночлежки и не говорит им жестокой правды об их жизни. Вместо этого старик дает соседям якобы мудрые советы, которые на самом деле только сбивают с толку.
(Так например, Лука лжет Актеру о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков; старик убеждает Наташу стать женой вора Пепла и т.д.).
В конце концов советы Луки приводят к печальным последствиям: однажды в ночлежке происходит драка, в которой Васька Пепел убивает Костылева. После этого Пепел и Василиса попадают в тюрьму, изувеченная Наташа оказывается в больнице и пропадает без вести.
Сам Лука бесследно исчезает сразу после трагедии. Пьяница Актер кончает жизнь самоубийством, так и не узнав от Луки адрес лечебницы. Остальные герои продолжают жить в ночлежке.
Конец.
Таково краткое содержание пьесы «На дне» Максима Горького: пересказ сюжета, произведение в сокращении.Смотрите:
— Все материалы по пьесе «На дне»
— Все материалы по творчеству Горького
Источник: https://www.literaturus.ru/2018/01/kratkoe-soderzhanie-na-dne-gorkij-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html
На дне
Краткое содержание пьесы Горького «На дне» по действиям поможет выделить основные проблемы, которые остаются актуальными много веков.
Персонажи произведения
- Михаил Иванович Костылев — мужчина в возрасте 54 лет, хозяин и содержатель ночлежного дома.
- Жители подвала:
- Васька Пепел — промышляет воровством, 28 лет.
Действие I
Произведение начинается весенним утром. Торговка Квашня рассуждает о замужестве. Она утверждает, что не будет вписываться в паспорт к мужчине, отдаваться ему в крепость. Барон слушает и ест хлеб. В беседу вклинивается Клещ, он спорит с ней. По его мнению, женщина хочет обвенчаться с Абрамкой.
Квашня ругается. Барон хватает книгу из рук увлеченно читающей Насти. Он со смехом читает название – «Роковая любовь». Девушка просит отдать ей книгу, начинается шум. Больная Анна просит не кричать, перестать ругаться, но ее никто не слушают.
Квашня жалеет женщину и предлагает ей поесть, Анна глухо кашляет и отказывается.
Просыпается Сатин, он не помнит, что было вчера, чувствует – избит, а за что, не знает. Жильцы спорят, никто не хочет прибираться, забыли, чья очередь.
Анна предлагает мужу Клещу оставленные для нее Квашней теплые пельмени. Актер объявляет, что доктор нашел причину болезни: «организм отравлен алкоголем». Он и Сатин вспоминают сложные умные слова. Человеческая речь им надоела, хочется нового, неизвестного. Сатин был телеграфистом, поэтому встречал много новых понятий, читал книги.
В ночлежке появляется Костылев. Он прислушивается к тому, что происходит в углу у Пепла, за перегородкой. Хозяин требует от Клеща вернуть долг, 2 рубля. Между мужчинами начинается спор, слесарь уходит на улицу.
Михаил Иванович тревожит сон Пепла. Сатин посмеивается, он понимает, что хозяин ищет жену. Пепел гонит их. Он увлечен другой – сестрой Василисы — Наташей. Разговор переходит на рабочих, на честь и совесть.
Кому они нужны? По его мнению, только тем, кто богат или при власти.
Наталья вводит в ночлежку старика. Это Лука. Она обращается к Клещу, просит забрать Анну с кухни, куда отвела ее погреться. Девушка признается, что боится смерти. Пепел хвастается смелостью, готов принять гибель, лишь бы от «чистой» души. Пепел надсмехается над бывшим аристократом, за стопку просит полаять.
Клещ надеется, что вырвется из погреба, уйдет из ночлежного дома.
В комнате остаются двое: больная Анна и старец Лука. Анне кажется, что он похож на ее отца. Батюшка был ласковым и мягким. Лука согласен: он мягкий, его много «мяли» в жизни.
Действие завершается криками. Где-то за кулисами Василиса бьет Наталью, ей не нравится, что Васька сменил интерес к ней на ухаживание за сестрой. Постояльцы бегут разнимать женщин.
Действие II
Обстановка в ночлежном погребе не меняется. Одни жильцы играют в карты, другие – в шашки.
Татарин требует от игроков не допускать обмана, но так играть никто не умеет. Вся игра построена на обмане: спрятать или подменить карту. Мужики спорят. Барон пойман, он засунул карту в рукав. Татарин не может объяснить, зачем нужна честность. Над ним все смеются.
Зоб затягивает песню о тюрьме, в которой темно и нет солнца. Тюрьму стерегут часовые. Тот, кого стерегут, и так не убежит, ему некуда, нет сил порвать цепи. Песня усиливает тяжесть обстановки в помещении.
Лука беседует с Анной. Женщина жалуется на свою жизнь. Она никогда не ела досыта, боялась, тряслась, дрожала. Не было хорошей одежды – только тряпье. Анна спрашивает о том свете, как там житье, будет ли ей покой. Лука утешает: «…там отдохнешь».
Актер предлагает Луке послушать его любимые стихи. Он сначала пытается объяснить, что это такое, затем становится в актерскую позу. Организм, отравленный алкоголем (слова Актера), отобрал память. Ничего не смог вспомнить Актер. Он спрашивает у старика, плохо ли это. Лука объясняет, что забыть любимое, сравнимо с тем, как потерять душу.
Мужчина жалуется: пропита душа, потеряна вера, кончился человек. Лука предлагает ему лечиться. Есть место, но названия его он не помнит. Там построена лечебница для тех, кто пьет. Их бесплатно лечат, потому что признали, что «пьяница – тоже человек». Но нужно приготовиться к больнице: воздержаться от пьянки.
Лука уверен, человек все сможет, если захочет.
Их разговор прерывает Анна. Она зовет старца. Лука возвращается к женщине. Клещ молча стоит у кровати жены, он пытается что-то произнести, но только машет рукой. Старик понимает, что тяжело мужчине. Женщина признается, что ей не до него, да и заболела она от его побоев. Лука ищет слова успокоения. Он обещает измученной Анне, что смерть заберет усталость и тоску. «Помрешь – отдохнешь».
В разговор вмешивается Медведев. Он интересуется, откуда старец знает, как после смерти человеку.
Анна интересуется, не сможет ли она выздороветь, но Лука отсекает: зачем? Чтобы снова мучиться? «Смерть …– она как мать малым детям».
Мужики спорят и шумят. Лука пытается их усмирить, просит вести себя потише. Те спрашивают, точно ли умирает женщина. Лука утверждает, что смерть близко.
Пепел обращается к Медведеву с вопросом о состоянии Натальи. Полицейский злится, зачем интересоваться их личными семейными проблемами. Он называет Пепла вором.
Пепел обещает Медведеву не молчать, а рассказать все про их семейство: кто принимает краденое, кто указывает места и подбивает на грабежи. Дядя удручен, он не понимает, что сделал для Васьки плохого, хотя и хорошего ничего.
В разговор вступает Лука: тот, кто хорошего не делает, плохо поступает. Полицейский рассержен, он уходит.
Бубнов предупреждает Пепла, просит быть осторожнее, поубавить смелости. Старец Лука поддерживает и посылает парня-вора в Сибирь. Это «золотая сторона», там нужны смелые люди. Но Василий поражен, он думал, что в Сибирь только ссылают, а самим идти туда глупо. Беседа принимает философский характер. Пепел выясняет у Луки, есть ли Бог. Старец молча улыбается.
В ночлежном доме и на сцене появляется хозяйка Василиса. Она зовет Василия переговорить. Мужчина отмахивается. Василиса злится, Пепел обидел ее: полюбил и отошел в сторону. Хитрая любовница предлагает помочь Ваське и себе.
Мужчине нравится сестра, за это она бьет ее до полусмерти. Из разговора становится понятно, что Пепел уже страдал по ее воле: 2 раза из-за жадности мужа сидел в тюрьме. Женщина предлагает убить мужа.
Хитрость женщины возмущает вора.
По сцене крадется Костылев. Он видит молодую жену и начинает кричать, размахивать руками. Пепел встряхивает ревнивого старика. В это время на печке начинает шевелиться Лука. Драка прекращается, Костылев выбегает из подвала. Пепел удивлен. Он понимает, что старик специально помешал ему наколотить хозяина.
Лука объясняет, что он забрался на печь «на счастье Пепла», не позволил ему еще раз допустить ошибку. Лука учит Ваську, «бабу эту нужно подальше держать». Мужа она и без Васьки сживет со свету. «С девкой, которая приглянулась», нужно уйти подальше от ночлежки.
Можно и одному уйти, чтобы выбраться из запутанной семьи.
Старик Лука замечает, что больная притихла. Он идет к постели, говорит, что Анна отмучилась. Пепел испуганно вздрагивает, парень не любит мертвых. Лука согласен, любить следует живых.
Появляется муж, все постояльцы собираются у постели умершей женщины.
Действие III
Сцена открывает вид не на помещение ночлежного дома, а на пустырь рядом с ним. Окна тускло светят вровень с землей. Настя и Наташа отдыхают на бревнышке. Настя увлеченно делится о чувствах пережитой влюбленности.
Это был студент в красивых дорогих лаковых сапогах. Он хотел покончить с жизнью, потому что родители не разрешали венчаться с бедной Настей. Барон и Бубнов смеются. Они точно знают, что ничего этого не было, это вымысел, сцены из книги, которую читала Настя.
Лука успокаивает девушку и уводит подальше от насмешников.
Наталья признается мужчинам, что тоже боится будущего. Ей всегда кажется, что завтра умрет, становится жутко. Бубнов начинает рассуждать, зачем сочиняют, врут. Настя пытается вымыслом изменить жизнь вокруг себя, «подкрасить душу».
Зачем врет старец Лука? Полезного для него в этой лжи нет, а он врет. Старик появляется, обращается к Барону. Он просит оставить девушку. Хочется девчонке лить слезы, пусть льет, она никому не мешает. Барон не согласен, ему надоели сказки Насти.
Имя любимого постоянно меняется: Рауль, Гастон. Но он идет с ней мириться.
Наташе понравился Лука, он добрый. Старец соглашается, кому-то нужно быть добрым. Он поведал эпизод из своей долгой жизни. Лука сторожил дачу. В нее собрались забраться воры. Они так увлеклись своим делом, что не заметили сторожа с ружьем. Лука заставил их пороть друг друга.
Потом воры попросили хлеба, оказалось, что они пытались просить у людей еды, но никто не давал, пришлось решиться на воровство. Дачу стали сторожить втроем. Воры оказались хорошими и трудолюбивыми. Зиму пережили и ушли дальше.
Лука подытожил историю: добрым делает ни тюрьма, ни Сибирь, а простой обычный человек.
Клещ резко вскакивает и убегает. Он не верит в места, где есть настоящая правда. Слесарь встревожен.
Пепел удивлен, куда так рванул Клещ? Василий признается, что не любит жильца за гордость и злость. Клещ всегда подчеркивает, что он «рабочий человек», держит себя выше остальных.
Лука обращается к Бубнову. Он рассуждает о сущности правды. Лука встречал мужика, который «верил в праведную землю». Становилось плохо, он надеялся, что сможет уйти в «праведную землю», она была для него радостью. Приехал ученый человек. Стали по книгам искать землю правды. Нигде ее не нашли. Не поверил мужик ученому, избил его, потом пришел домой и с горя повесился.
Все замолчали, а мудрец сидел, улыбаясь. Он сказал, что собирается скоро покинуть ночлежку. Услышал Лука, что у хохлов появилось новое верование, пойдет его смотреть.
Пепел зовет Наталью уйти из погреба. Девушка не понимает, куда? По тюрьмам? Васька обещает ради любимой бросить воровать. Он поверил Луке и предлагает идти в золотую страну, Сибирь. Он почувствовал, что следует изменить жизнь, начать уважать себя. Наташа рассуждает о чувствах: не очень любит парня.
Иногда ей мужчина нравится, в другой раз становится тошно даже смотреть на него. Пепел признается, что полюбил девушку по-настоящему и поможет ей привыкнуть. Наташа спрашивает об отношении к сестре. Пепел объясняет, что Василисе был нужен не Васька, а деньги, свобода и разврат. Лука согласен с парнем.
Он говорит Наталье, что Васька хороший человек, но ему об этом нужно почаще напоминать. Наталья прижимается к Пеплу, предупреждает, если будет ее бить, она или удавится сама, или… Васька обещает не поднимать руку на Наталью. Лука подтверждает его слова: Наталья нужна Василию больше, чем он ей.
Девушка не успевает договорить, появляются родственники, они командуют, приказывают заниматься хозяйством. Наталья выполняет требование сестры. Василиса вызывает Пепла на ссору. Лука не дает развиться сору. Костылев начинает нападать на старика, спрашивает, когда тот собирается покинуть дом.
Хозяин ночлежки не понимает странников, он считает, что жить следует на одном месте.
Старец пытается объяснить разницу между «человеками и людьми», сравнивает их с землей. Одна урожайная, другая бедная, не дающая посева. Михаил Иванович прогоняет старца. Мудрец посмеивается, предлагает сдать его дяде полицейскому. Можно получить 3 копейки. Лука обещает ночью покинуть дом. Бубнов уверен: нужно делать все вовремя. Он поведал свою жизненную историю.
Его жена связалась с мастером, тот умело красил собак в енотов, кошек в дорогих экзотических животных. Они стали сводить Бубнова со свету. Муж изобьет жену, а мастер наколотит его. Задумал убить бабу, да вовремя отказался от смертоубийства и ушел. Остался свободен, но нищ, без мастерской.
Бубнов признается, что вернее всего он бы ее пропил, но чувствуется, ему жалко потерянного нажитого имущества.
Появляются на сцене Актер и Сатин. Последний ругает мудреца Луку за сказки. Актер целый день не пил, надеясь опасть в лечебницу. Сатин ругает Лука, он хочет знать, что пообещал странник.
Клещ возвращается в подвал угрюмым и озабоченным. Он потерял смысл жизни. С инструментами пришлось расстаться, чтобы похоронить жену, без работы слесарь себя не мыслит.
Женщины ведут избитую Наталью. Василиса продолжает вдогонку ударять бедную сестру. Она кричит, что никто не помешает ей растерзать девушку. Все сбиваются в кучу. Появляется Васька. Он раздвигает всех руками, ища любимую. Костылев зовет связать Ваську. Тот размахивается и толкает его. Ревнивец падает.
Квашня объясняет Пеплу, что родственники облили девушке ноги кипятком. Наталья просит спрятать ее. Василиса кричит, что Костылева убили. Она обвиняет любовника в убийстве. Василий бросается на него, но Сатин и Зоб уводят парня. Наталья начинает кричать, что Василиса и Васька сговорились, специально «изувечили ее», чтобы дальше быть любовниками.
Она плачет, требует отвести ее в тюрьму, подальше от них.
Действие IV
Все повторяется, действие происходит в обстановке, схожей с началом пьесы. Нет только перегородки, отделявшей комнату Васьки, нет рабочего места Клеща. Но он продолжает мастерить, пытается наладить гармонь. Слышится ветер, гуляющий за окном.
Постояльцы рассуждают о Луке. Старик пропал. У всех разное отношение к нему, никого он ни оставил равнодушным.
- Лука все видел, во всем разбирался, все понимал (Настя).
Актер мечтает уйти в место, где лечебница для людей, отравленных вином. Клещ расстроен: поманил Актера, а дороги не указал.
Сатин начинает защищать старика. Есть, по его мнению, ложь из жалости к человеку, а правда нужна свободным людям. Он пересказывает беседу с мудрым Лукой о смысле жизни: «Для чего живут люди?». Странник сказал, что все живут для лучшей доли. Каждый рожден для чего-то, для общей пользы и ищет свое счастье. Старик призывал уважать детей: не нужно им, ребятишкам, жить мешать.
Барон хвастается богатым прошлым. Настя злит его неверием.
Разговор переходит к прошедшим событиям. Наталья вышла из больницы и пропала. Ваську пошлют на каторгу, или в тюрьму. Василиса вернее всего, что вывернется, она очень хитрая.
Постепенно снова возвращаются к разговору о старике. Барон признается: он живет бессмысленно, будто спит. Актер весь разговор сидел, спрятавшись на печи. Вдруг резко слезает и убегает из ночлежки.
В помещение возвращаются постояльцы. Они собираются петь под отремонтированную гармонь всю ночь. Песнь все та же, из первого акта: «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно!». Барон открывает дверь и произносит: «Актер удавился!». В ночлежке все смолкают. Сатин негромко говорит: «Испортил песню… дурак».
Произведение поднимает огромное количество сложных тем. Краткий пересказ только помогает понять суть сюжета. Чтение всей пьесы и отдельных сцен даст толкование философских понятий. Заставить рассуждать вместе с героями, спорить с ними, мечтать и задумываться о смысле жизни – цель классика.
Источник: https://frigato.ru/kratkie-soderzhaniya/2060-na-dne.html
Краткое содержание к уроку «Максим Горький. Пьеса "На дне"»
Пьеса начинается с разгорающейся ссоры между Квашней, торговкой пельменями, и Клещом, мужем умирающей здесь же Анны. Затем постояльцы долго выясняют, кто должен убирать помещение, потому что никому этого делать не хочется.
Актер, чтобы избежать внепланового дежурства, предлагает помочь задыхающейся Анне выйти в сени, подышать воздухом. Бубнов на просьбу умирающей Анны вести себя потише отвечает: «Шум – смерти не помеха…».
Бубнов – картузник, в прошлом владелец красильной мастерской, но обстоятельства изменились (его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти). И сейчас Бубнов совсем опустился, он жесток, в нем нет ни капли сострадания. Во время разговора у постели умирающей появляется Костылев.
Он подозревает, что у его молодой жены есть любовник – вор Пепел – и приходит искать ее. Но Пепел прогоняет хозяина, на что Сатин советует ему убить Костылева и стать владельцем всего этого дома. Щедрый Пепел дает взаймы денег Актеру. На это Клещ зло замечает, что вору деньги легко даются, а он – рабочий человек и горд этим.
Во время этого спора сестра хозяйки, Наташа, привела нового постояльца Луку. Сразу становится понятно, что девушка очень нравится Ваське Пеплу. Но это опасно. Ревнивая Василиса не раз уже била ее за это. И правда, вскоре за сценой слышно, как Василиса пытается убить Наташу.
Краткое содержание 2 акта
Вечером в ночлежке собрались почти все ее обитатели. Одни играют в карты, другие – в шашки, кто-то заунывно поет. Лука сидит у постели несчастной Анны. Он утешает ее, объясняя, что она отдохнет на том свете и больше не будет знать бед. Заодно он рассказывает и Актеру про удивительную лечебницу для алкоголиков, обещая попозже назвать город, в котором она находится.
Пепел пытается выяснить у Медведева, сильно ли Василиса побила Наташу, за что слышит угрозы от полицейского. В этот момент вмешивается Лука, предлагая вору самому ехать в Сибирь, так как там хорошо тем, у кого есть голова на плечах.
Чуть позже Лука подслушивает разговор Пепла и Василисы, в котором она предложила ему за деньги убить своего мужа, а затем забирать Наташу и уезжать.
Краткое содержание 3 акта
За домом, на пустыре, Настя рассказывает о своей любви с французом. Видно, что весь сюжет почерпнут из романов, которые она так любит читать. Ей не верят, она обижается, а Лука подтверждает, что если девушка верит в то, что любовь была, значит, так оно и есть.
В ответ на вопрос Наташи, отчего он добрый, старик отвечает, что в мире обязательно нужно кому-то быть таким, и рассказывает историю с беглыми каторжниками, которых он приютил в холодную зиму. Лука рассказывает притчу о праведной земле.
Пепел при Луке просит еще раз Наташу поверить ему и уйти с ним. Старик поддерживает парня и советует бежать вместе. Все это подслушала Василиса. А Костылев, появившийся на пустыре, велит Луке убираться из ночлежки. Вскоре становится слышно, как Костылевы бьют Наташу.
Пепел же, заступаясь за нее, в драке нечаянно убивает хозяина.
Краткое содержание 4 акта
В суматохе Лука исчез. Постояльцы не могут забыть его. Кроме того, они рассказывают, что Наташа, которую в тот страшный день обварила кипятком сестра, уже вышла из больницы и больше о ней ничего не слышно. Пепел под судом, а Василиса наверняка вывернется, ведь она хитрая. Все мрачны и подавленны.
Сатин, пытаясь примирить своих соседей с жизнью, пылко говорит, что все вольны в своем выборе и жалеть никого не нужно – нужно только уважать. Собравшиеся постояльцы желают петь всю ночь. Они затягивают «Солнце всходит и заходит..», но в это время вбегает Барон и кричит, что Актер повесился.
Наступает тишина, и лишь Сатин вздыхает, что такая песня испорчена.
- Источник
- Предлагаем вам послушать аудиокнигу «На дне».
- Удобно, что текст приведён полностью: диктор называет персонажей, которые произносят реплики, читает их, а также ремарки.
Источник: https://interneturok.ru/article/kratkoe-soderzhanie-na-dne
Краткое содержание пьесы Максима Горького «На дне»: акты, герои
Иногда человеку требуется прочитать какое-либо произведение и суметь его пересказать. Но что же делать, если на это совсем не хватает времени? В таком случае можно ознакомиться с кратким содержанием книги, которое поможет понять общую идею написанного, познакомит с героями и сюжетом.
…
- Вконтакте
- Google+
- Мой мир
Оглавление:
- Информация о произведении
- Характеристика героев пьесы
- Главные герои
- Второстепенные персонажи
- Краткое содержание «На дне» Горького
- Акт первый
- Акт второй
- Акт третий
- Акт четвёртый
В пьесе Максима Горького «На дне» ведётся повествование о жителях ночлежки. К ним пришёл странный старик и ведёт беседу с каждым из них, узнаёт о мечтах, стремлениях, прошлом и настоящем. Он внимательно слушает рассказчиков, когда нужно подбадривает, сопереживает или даёт совет. Поговорив со всеми, старик бесследно исчезает, унеся с собой все услышанные секреты.
Информация о произведении
Пьеса «На дне» была написана в 1902 году Максимом Горьким, в то время её посчитали дерзкой и новаторской по своему жанру. Эта социально-философская драма не имеет традиционного сюжета, все действия развиваются только в диалогах главных героев.
События происходят в дешёвой ночлежке, где проживают люди потерявшие всё и оказавшиеся на самом «дне». Основным вопросом пьесы является размышление об истине и сострадание.
Что из этого выбрать? Что лучше, пожалеть человека или открыть ему глаза на его ошибки?
Что же всё-таки нужнее? Проблематика этого драматического произведения многогранна. В нём говорят о месте человека в жизни и о его роли, о вере, выясняют имеет ли право на существование лож во имя утешения. Размышляют о том, имеет ли человек возможность изменить собственную жизнь, или все уже предрешено.
Познакомившись с героями и кратким содержанием «На дне», вы сможете получить представление об основных конфликтах, рассмотренных в пьесе. Это произведение включено в школьную программу по литературе, так как заставляет думать и несёт в себе множество дилемм.
Это интересно: «Мастер и Маргарита» краткое содержание по главам.
Характеристика героев пьесы
В первую очередь стоит познакомиться с персонажами пьесы, так как именно их мысли и диалоги служат для развития сюжета.
Главные герои
- Костылев Михаил — мужчина, возраст пятьдесят четыре года. Является владельцем ночлежного дома, в котором происходят события, описанные в пьесе.
- Василиса — двадцатишестилетняя жена Костылева, состоит в отношениях с Васей Пеплом.
- Наташа—молодая девушка двадцати лет, сестра Василисы. Грезит мечтами о прекрасном будущем.
После избиения сестрой попадает в больницу, а затем исчезает оттуда.
- Васька Пепел — мужчина двадцати восьми лет, любовник Василисы, промышляет воровством. По ходу пьесы в нём пробуждается и растёт стремление изменить свою жизнь к лучшему.
- Клещ Андрей Митрич — «рабочий человек» сорока лет. Долгое время служил слесарем, но потерял работу, из-за чего опустился на самое дно.
До сих пор лелеет надежду получить свою должность обратно, чтобы вернуться к прежней жизни.
- Лука — странный старик, посетивший ночлежку. Ему около шестидесяти лет, проповедует людям пользу утешительной лжи.
- Бубнов — мужчина сорока пяти лет, ремесленник, занимается изготовлением картузов. Раньше у него была своя мастерская, но он потерял её из-за предательства жены.
Считает, что все люди лишние и без них на земле будет лучше. Пытается избавиться от всех своих положительных качеств.
- Барон — тридцати трёхлетний сутенёр, бывший аристократ, прокутил все своё состояние и остался ни с чем. Сожительствует с Настей. Понимаем что ему не вернуть своё былое положение, но любит вспоминать ту жизнь.
- Константин Сатин —мужчина возрастом около сорока лет. Приверженник собственной философии, от него нередко можно услышать слова научно-философского характера, что говорит о вполне большом уме. Сам промотал свою жизнь и оказался на дне. Именно он спорит со стариком о пользе его «утешительной лжи». Он призывает его к тому, что человека нужно уважать, а поэтому не жалеть.
- Актёр — алкоголик, настоящее имя неизвестно, в одной из сцен сокрушается о том, что потерял его. Вспоминает своё актёрское прошлое, цитирует различные произведения. Проповеди Луки оказывают на него сильное влияние, Актёр начинает копить деньги и отказывается от пьянства, стремится к тому, чтобы начать свою жизнь с чистого листа.
Но после ухода старика, понимает, что на самом деле надежд на спасение нет, из-за чего кончает жизнь самоубийством.
Это интересно: что такое синекдоха, примеры в литературе.
Второстепенные персонажи
- Настя — девушка лёгкого поведения, сожительница Барона. Живёт мечтами о настоящей и чистой любви.
- Анна — жена Клеща, спокойная и добрая женщина тридцати лет.
Очень устала от безрадостной и бедной жизни. Умерла в ночлежке от чахотки.
- Абрам Медведем — пятидесятилетний мужчина, служит полицейским, приходится дядей Наташе и Василисе.
Считает, что человек должен жить тихо и смирно.
Еще герои:
- Алешка — молодой вечно пьяный сапожник. На дно его привела легкомысленность, но он всегда весел и всем доволен. Сложно сказать о чём он мечтает, Алешку полностью устраивает его жизнь.
- Кривой Зоб и Татарин — крючники, наёмные рабочие.
- Квашня — сорокалетняя женщина, зарабатывает на жизнь торговлей пельменей. Создаёт впечатление чёрствого человека, но на самом деле довольно добрая и умеет сочувствовать. Она сильная женщина и не даёт себе опуститься на самое дно, в конце пьесы поддаётся ухаживанием и переезжает к Абраму Медведеву.
Краткое содержание «На дне» Горького
Переходим к краткому содержанию пьесы Максима Горького «На дне». Для удобства, пересказ будет поделён на акты, как и само произведение.
Акт первый
Утро ранней весны, подвал ночлежки, похожий на пещеру.
Клещ пытается подобрать ключи к старым замкам. Квашня «хозяйничает» у большого, но грязного стола. На нарах расположился Бубнов, собравшийся подлатать свою кепку. За старой занавеской кашляет Анна, лежащая на кровати. На печке ворочается Актёр.
Квашня рассказывает Барону о том, что бывала замужем и одного раза ей хватило. Клещ дразнит женщину и говорит, что она рада будет выйти за Медведева. Барон отбирает у Насти книжку, и увидя её название «Роковая любовь», начинает смеяться.
Анна просит всех перестать ругаться и дать ей спокойно отойти в мир иной.
Сатин, Актёр, Клещ и Бубнов беседуют. Появляется хозяин ночлежки, он ищет свою жену. Стучится в комнату Пепла, чтобы поговорить, но тот прогоняет его. Костылев уходит.
Обитатели подвала обсуждают роман Василисы и Пепла. Сатин просит у Пепла денег, тот не отказывает в просьбе. Сатин начинает рассуждать о работе и жизни.
Сатин и Актёр выходят.
Появляется Наташа, она привела нового постояльца — Луку. Пепел начинает приставать к Наташе, но та не воспринимает его заигрывания.
Приходит пьяный Алешке, он не может понять, почему его отовсюду гонят. Появившаяся Василиса, выгоняет его и ругается из-за грязи. Она спрашивает у постояльцев была ли у них Наташа и говорила ли с Васькой Пеплом. Получив ответ, выходит.
В сенях слышны крики, Василиса пытается побить Наташу. Квашня, Бубнов и Медведев спешат разнять девушек.
Акт второй
Бубнов играет с Медведевым в шашки. Лука расположился возле кровати Анны. Несколько человек играют в карты, Актёр и Клещ за ними наблюдают. Анна жалуется Луке на свою жизнь. Тот успокаивает её, говоря о том, что после смерти она получит отдых.
Актёр хочет рассказать старику стихи, но забывает их, из-за чего сильно расстраивается. Лука говорит, что не все потеряно, и уговаривает Актёра перестать пить. Он утверждает, что существуют бесплатные больницы для пьяниц.
Приходит Пепел и интересуется у Медведева сильно ли избита Наташа. Тот отказывается отвечать, на что Василий угрожает рассказать следователю о воровстве, на которое его подбили Костылев с женой.
Лука пытается вмешаться, но Пепел обрывает его. Васька спрашивает зачем старик всем врёт. На что тот советует не искать правды, а идти в Сибирь «золотую сторону», чтобы найти свой путь.
Приходит Василиса, Пепел говорит, что в ней нет души и она ему надоела. На что Василиса предлагает ему свою сестру в жены, в обмен на убийство мужа.
Входит Костылев, ссорится с Пеплом и между ними вспыхивает драка, но её предотвращает Лука. Он советует Пеплу не связываться с Василисой. Затем странник замечает, что Анна умерла и все собираются у её кровати.
Акт третий
Действие происходит во дворе ночлежке. Настя рассказывает о своей любви, а Бубнов и Барон смеются над её рассказом. Настя плачет, Лука успокаивает её.
Постояльцы ночлежки рассуждают о правде и лжи.
Пепел зовёт Наташу уйти с ним, та теряется в раздумьях, но всё-таки соглашается. Василиса, слышавшая разговор, пытается столкнуть Михаила и Василия, но Лука вовремя их успокаивает.
Хозяева ночлежки просят старика уйти.
Сатин и актёр заходят в подвал, они спорят о словах странника. Лука спрашивает у Сатина, как он очутился в таком месте и тот рассказывает о сестре, убийстве и тюрьме.
Приходит Клещ, он очень расстроен, так как чтобы похоронить жену ему пришлось продать все инструменты.
Из квартиры Костылевых слышны крики Наташи. Актёр и Сатин выходят, чтобы разнять сестёр.
Квашня и Настя помогают Наташе идти, та сильно избита, а ноги обварены кипятком. За ними идут все обитатели ночлежки. Пепел видит Наташу и сильно бьёт Костылева, тот падает. Василиса начинает кричать, что её мужа убили. Василий говорит, что она сама пыталась подговорить его на убийство мужа.
Наташа обвиняет Пепла и сестру в сговоре, затем теряя сознание, просит забрать себя в тюрьму.
Акт четвёртый
Ночь, ранняя весна. За столом сидят Клещ, Сатин, Барон и Настя. На печи лежит Актёр. Там, где раньше была комната Пепла расположился Татарин.
Обитатели ночлежки вспоминают Луку, обсуждают его философию. Барон называет его шарлатаном.
Насте стала противна жизнь в таком месте, она хочет уйти. Барон предлагает взять с собой Актёра и смеётся над его мечтой об излечении.
Сатин приказывает молчать о страннике, он говорит, что тот обманывал из жалости.
Жители ночлежки переходят к обсуждению убийства Костылева. Они говорят, что Наташа вышла из больницы и пропала, Василиса, скорее всего, выкрутится из ситуации, а Пепел попадёт в тюрьму или на каторгу.
Сатин говорит о том, что человека нужно уважать, а не унижать своей жалостью. Актёр спускается с печи и убегает.
В ночлежку входят другие её обитатели, несколько человек поют, а кто-то готовится ко сну.
Распахивается дверь, Барон кричит, что Актёр повесился на пустыре.
Сатин вздыхает: «Эх, испортил песню, дурак!».
Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-pesy-maksima-gorkogo-na-dne.html
Очень краткое содержание пьесы На дне Горького
В мрачной ночлежке, больше похожей на подвал, живут люди. Почти все жители ночлежки носят не имена, а прозвища, означающие род их занятий. Обитатели мрачного подвала разговаривают между собой. В ночлежке становится шумно. Тяжело больная Анна просит дать ей хоть умереть спокойно. Жители ещё и ругаются между собой.
Квашня уходит на рынок, там она торгует пельменями. Оставшиеся вспоминают, как хорошо жили раньше. В ночлежку входит хозяин. Он спрашивает, не заходила ли его жена. Костылев сообщает Клещу, что будет брать с него больше платы. Лицемерный хозяин говорит о душе и Боге, а сам не хочет простить никому даже части долга. Боится жадный хозяин только Пепла, который разговаривает с Костылёвым грубо.
Хозяин ночлежки подозревает Пепла в связи со своей женой. Обитатели ночлежки советуют Пеплу пришибить хозяина, жениться на Василисе и самому стать владельцем ночлежки.
Но Васька отвечает, что они и его пропьют. Жители ночлежки рассуждают о совести, когда в ночлежку входит Наташа, племянница хозяев. С ней Лука, странник, новый постоялец.
Старик сразу заинтересовал всю ночлежку. Он странно разговаривает.
В ночлежку заходит Василиса, жена хозяина. Она строго обращается с постояльцами и требует паспорт у Луки. Василиса отчитывает обитателей ночлежки за грязь. А заодно пытается выяснить, где Пепел.
В ночлежку заходит Медведев. Он приходится дядей Василисе, поэтому пытается выяснить, правда ли, что его племянница встречается с Васькой Пеплом. Медведев хочет жениться на Квашне, но она против замужества вообще. Первый опыт Квашни был ужасным, муж бил её все 8 лет совместной жизни.
Лука привёл Анну домой. Из сеней доносятся крики и шум. Василиса из ревности бьёт сестру. Всё бросаются в сени.
Обитатели ночлежки играют в карты. Они жульничают при игре. Все развлечения бедных людей — карты, пьянство и ссоры.
Странник Лука находит для каждого добрые слова. Анна умирает. Странник утешает, что на том свете женщине будет хорошо. Лука находит доброе слово для каждого обитателя належки. Актёру рассказывает о больницах, где лечат от пьянства, Пеплу советует ехать в Сибирь, Насте говорит, что верит в её историю о выдуманном женихе.
Василиса во время разговора с Пеплом просит убить надоевшего мужа, обещая деньги и Наташу в жёны. Костылёв ссорится с Василием, но Лука вмешивается, и драки не происходит. Странник советует Пеплу убежать с Наташей. Пока всё это происходило, Анна умерла.
Постояльцы сидят на пустыре и рассуждают о правде и лжи. Пепел предлагает Наташе бежать с ним, она готова поверить Василию. Хозяева ночлежки прогоняют Луку. Клещ продал инструменты, чтобы похоронить жену, и теперь н знает, что делать. Василиса снова избивает Наташу. Постояльцы отнимают девушку у Василисы. Пепел ударил Костылева за Наташу. Василиса обвиняет Пепла в убийстве мужа.
Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. В ночлежке живут те же люди, нет только Пепла. Все вспоминают о Луке. У каждого своё мнение, общее одно — старик смутил их души, куда-то поманил, а куда именно, не сказал. Настя хочет уйти на край света.
Наташа исчезла, исчез и странник. Все думают, что Василиса выкрутится, а Пепел попадёт на каторгу. Все обитатели ночлежки считают, что живут как во сне, не понимая смысла жизни.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/summary/ochen-kratkoe-soderzhanie-pesy-na-dne-gorkogo/