Борис годунов — краткое содержание оперы мусоргского

В этой статье мы рассмотрим самое известное произведение М. П. Мусоргского – «Борис Годунов». Краткое содержание оперы будет расписано с особой внимательностью. Это произведение является программным для композитора.

Произведение «Борис Годунов» (краткое содержание оперы представлено ниже) было создано в 1869 году, а первая постановка состоялась только в 1874. В основу произведения легли исторические события 1598-1605 годов, пришедшиеся на время правления Бориса Годунова и появление в Москве Лжедмитрия.

Однако сразу после завершения оперу отказались поставить. Еще две редакции и поддержка влиятельных друзей понадобились, чтобы произведение оказалось воплощенным на сцене Мариинского театра.

Либретто оперы «Борис Годунов» было основано на одноименном произведении А. С. Пушкина и материалах, взятых из «Истории государства Российского», принадлежащего перу Н. М. Карамзина.

Действующие лица оперы «Борис Годунов»

Краткое содержание оперы лучше всего начать с перечисления основных персонажей:

  • Борис Годунов.
  • Его сын Федор.
  • Его дочь Ксения.
  • Мамка (кормилица) Ксении.
  • Князь Шуйский, Василий Иванович.
  • Думный дьяк Андрей Щелканов.
  • Отшельник и летописец Пимен.
  • Самозванец, носящий имя Григорий.
  • Дочь сандомирского воеводы Марина Мнишек.
  • Тайный иезуит Рангони.
  • Бродяга Варлаам.
  • Бродяга Мисаил.
  • Хозяйка корчмы.
  • Юродивый.
  • Пристав Никитич.
  • Боярин Хрущев.
  • Ближний боярин.
  • Иезуит Лавицкий.
  • Иезуит Черниковский.
  • Митюха.
  • 1-й крестьянин.
  • 2-й крестьянин.
  • 1-я баба.
  • 2-я баба.

Также участвуют в представлении бояре и их дети, приставы, стрельцы, паны, девушки, московские люди и калики перехожие.

Действие оперы разворачивается в России и Польше, длится с 1598 по 1605 годы.

Пролог. Картина 1

В Москве начинается действие произведения «Борис Годунов». Краткое содержание оперы переносит зрителей на дворовую площадь Новодевичьего монастыря, которая полна людей.

Среди собравшихся ходит пристав и, беспрестанно поигрывая дубинкой, просит, чтобы все собравшиеся немедленно опустились на колени и начали молить Бориса Годунова о том, что он согласился стать царем.

Тут выходит к собравшемуся люду Щелканов и сообщает, что не соглашается боярин, не желает стать царем российским.

Слышится пение калик перехожих. «Божьи люди», опираясь на спины своих поводырей, приближаются к стенам монастыря. Они раздают встречным ладанки и просят молиться о том, чтобы Борис был избран на царствование, только это спасет Русь.

Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

Картина 2

Теперь краткое содержание оперы «Борис Годунов» переносит нас на величественное коронование. Действие разворачивается на площади Московского Кремля. Звонят колокола, бояре торжественно шествуют под своды Успенского собора. На паперти стоит князь Шуйский и громко произносит торжественное «Да здравствует царь Борис Федотович!». Все собравшиеся славят нового царя.

На паперть выходит Борис Годунов. Его мучают сомнения и мрачные предчувствия. Неспроста он не хотел венчаться на царствие. Однако царь велит созывать на пир московский народ.

Действие первое. Картина 1

Продолжается краткое содержание оперы «Борис Годунов» уже ночью. Перед зрителем предстает Чудов монастырь. В одной из его келий пишет летопись Пимен, старец, повидавший на своем веку немало. Тут же, в углу, приютился и крепко спит Григорий, молодой монашек. Издалека доносится молитвенное пение.

Внезапно Григорий резко просыпается. Юноша видит, что Пимен бодрствует и решается открыть ему увиденный сон, который сильно встревожил монаха. А заодно просит старца и растолковать увиденное. Григорий пересказывает сон.

Грезы монаха заставляют Пимена вспомнить о прошлом, о тех царях, которые сменили свою порфиру и царский посох на «иноков клобук смиренный». С огромным любопытством слушает Григорий рассказы старца о смерти маленького царевича Дмитрия. Пимен также отмечает, что юноша и погибший царевич одного возраста. На ум Григорию неожиданно приходит коварный план.

Картина 2

Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

Во многом благодаря этой опере прославился Модест Мусоргский. «Борис Годунов», можно сказать, стал венцом его творений. Но вернемся к самому произведению.

Литовская граница, корчма у дороги. В помещение заходят Мисаил и Варлаам – беглые монахи. С ними оказывается и Григорий. Добродушная хозяйка начинает угощать всех вошедших. Бродяги рады, они поют песни и пьют вино. Однако Григорий не разделяет их счастья.

Юношу поглотили мысли о задуманном плане – выдать себя за погибшего Дмитрия. Именно поэтому бывший монах спешит в Литву. Он не совсем уверен в дороге, и начинает расспрашивать о ней хозяйку. Добрая женщина рассказывает о заставах, которые расставлены на всех дорогах – кого-то разыскивают.

Однако это не помеха, так как есть и другие дороги, обходящие заслоны.

Неожиданно слышится стук в дверь корчмы, а затем входят приставы. Они пристально следят за бывшими монахами, которые пируют. Видимо, сочтя их подозрительными, служители власти подходят к ним и начинают расспросы. Затем показывают царский указ, где говорится о том, что велено поймать чернеца Григория Отрепьева, который бежал из Чудова монастыря.

Внимание приставов привлекает юноша, сидящий отдельно от других. Но прежде чем к нему успевают подойти, Григорий выскакивает через окно на улицу. Все присутствующие бросаются его ловить.

Действие второе

Делает произведение еще более интересным то, что основана на реальных событиях опера «Борис Годунов». Краткое содержание оперы изображает богато изукрашенный царский терем в Московском Кремле.

Здесь плачет царевна Ксения, стоя у портрета недавно погибшего жениха. Недалеко от нее расположился царевич Федор, который читает книгу «большого чертежа». Мамка Ксении занята рукоделием. Присутствующие стараются развеселить царевну.

Поэтому мамка начинает петь веселые побасенки, царевич присоединяется к ней, дурачась.

Внезапно входит Борис. Он подходит к дочери и начинает ласково ее успокаивать. Затем обращается к Федору, расспрашивает об успехах в учебе и хвалит за проделанную работу. Однако эти разговоры не могут отвлечь царя от мучающих его страшных дум. Вот уже шестой год он сидит на троне, но нет счастья ни ему, ни Руси. Страна стонет от голода.

Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

Борис считает, что и голод в стране, и смерть жениха Ксении – месть за страшное, совершенное им злодеяние – умерщвление царевича Дмитрия.

Появляется боярин Ближний. Он кланяется Борису и сообщает о том, что ждет беседы с правителем князь Василий Шуйский. Годунов велит впустить в нему Шуйского. Князь рассказывает о том, что в Литве появился самозванец, который возомнил себя царевичем Дмитрием.

Царь требует, чтобы Шуйский рассказал все, что он знает о смерти младенца. Князь рассказывает о свершенном злодеянии во всех подробностях, стараясь не упустить детали. Борис, и без того мучимый совестью, не выдерживает этого. Царь тяжело опускается в свое кресло. В тенях, беспрестанно колеблющихся, ему чудится призрак убитого Дмитрия.

Действие третье. Картина 1

Практически не отошел от пушкинского сюжета в своем произведении Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (краткое содержание это подтверждает) четко следует сюжету, намеченному поэтом.

Сандомирский замок, комната Марины Мнишек. Панну окружают девушки, которые неустанно восхвалят ее красоту. Однако Марине скучно, ей надоели льстивые речи. У нее другая мечта – с помощью женитьбы на самозванце Дмитрии оказаться на московском престоле.

Тут в дверях ее комнаты появляется Рангони. Этот человек, прикрываясь властью, которой наделила его церковь, просит Марину влюбить в себя самозванца, а затем убедить бороться на право оказаться на русском престоле.

Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

Картина 2

Изображает Польшу опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov). Лунная ночь, Самозванец стоит у фонтана в саду и придается сладострастным мечтам о Марине. В этот момент к нему подходит Рангони.

Иезуит начинает говорить о невероятной красоте Марии и постепенно выманивает признание в любви к панне у Самозванца.

Недалеко гуляет толпа веселых и шумных гостей, которые уже начали праздновать победу польских войск над силами царя Бориса.

Самозванец прячет от них за деревьями. Вскоре вся компания возвращается обратно в замок, и Марина возвращается обратно в сад в одиночестве. Звучит дуэт, в котором молодые люди признаются в любви и строят честолюбивые планы на будущее.

Действие четвертое. Картина 1

Теперь возвращает зрителей в Москву Мусоргский. Опера «Борис Годунов» богата сценами, где одним из главных героев является русский народ. Так, изображается собор Василия Блаженного, на площади которого собрались московские люди. Они обсуждают слухи и новости о приближающемся войске Лжедмитрия и известия об анафеме, наложенной на Гришку Отрепьева.

Неожиданно появляется юродивый в веригах, его преследуют босоногие мальчишки. Они дразнят юродивого и быстро доводят до слез. Оканчивается обедня. Начинается царское шествие из собора, сопровождающие его бояре раздают собравшимся милостыню. Затем появляется царь Борис, за которым следует князь Шуйский и остальные.

Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

Народ становится на колени и просит у батюшки-царя хлеба. Тут же обращается к Борису и юродивый, жалуясь на мальчишек, и просит, чтобы царь зарезал их, как зарезал он маленького Дмитрия. Люди в ужасе расступаются.

Стражники кидаются к юродивому, но Борис останавливает их и уходит, прося, чтобы блаженный помолился за его грешную душу. Однако их уст юродивого слышится приговор царю: не велит Богородица молиться «за царя-Ирода».

Картина 2

Действия разворачиваются в Грановитой палате (Московский Кремль). Происходит чрезвычайное собрание боярской думы. В палаты входит Шуйский и сообщает, что только что случайно видел, как царь взывал к погибшему Дмитрию и отгонял призрак убитого младенца, шепча «чур, дитя». Повторяя эти же слова («чур, дитя»), появляется на собрании Борис Годунов.

Постепенно царь приходит в себя и садится на свое место. Шуйский обращается к нему и просит выслушать некоего старца, который желает поведать великую тайну. Борис дает свое согласие.

Входит Пимен. Старец начинает свой рассказ, полный намеков на коварное и бесчестное убийство Дмитрия. Царь впадает в волнение от этих слов и падает, обессиленный, на руки к боярам. Борис чувствует, что близка его смерть, он просит, чтобы немедленно послали за Федором. Так как хочет благословить сына и передать право на царствование. Слышится погребальный звон. Годунов умирает.

Картина 3

Тропинка через лес близ деревушки Кромы, расположившейся практически на литовской границе. По дороге идет толпа бродяг, которые ведут боярина Хрущева. Пленнику угрожают и злословят в адрес Бориса Годунова.

В этой толпе и юродивый, опять окруженный оборванными мальчишками. И Варлаам с Мисаилом, рассказывающие о расправах и казнях на Руси, чем еще больше распаляют народ. Бывшие монахи призывают собравшихся встать на защиту законного наследника престола Дмитрия.

Народ поддерживает их и желает смерти Борису.

Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

Появляется Самозванец верхом на коне, а за ним — войско. Он объявляет себя русским царевичем Дмитрием Ивановичем и зазывает всех с собой в Москву. Собравшиеся прославляют Самозванца и направляются следом за ним.

На дороге остается лишь юродивый. Он поет скорбную песню, в которой предрекает горькие слезы и темную непроглядную беду.

Так заканчивается опера «Борис Годунов». Краткое содержание для детей может включать не все сцены. Желательно исключить те, в которых описываются страшные подробности гибели Дмитрия.

Источник: https://autogear.ru/article/232390/modest-musorgskiy-boris-godunov-kratkoe-soderjanie-operyi/

Мусоргский

СЮЖЕТ | ИСТОРИЯ | ЗАПИСЬ | КЛАВИР | ДИСКОГРАФИЯ

  • «Борис Годунов» →
  • Великое свершение (глава биографического очерка, посвященная опере) →
  • В боях за «Бориса» (глава биографии, посвященная опере) →
  • Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

    • Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.
    • Действующие лица:
    • Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.
    • Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.
    Читайте также:  Жизнь и творчество ганса христиана андерсена

    Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть».

    Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки.

    И они ратуют за избрание Бориса.

    Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, — вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир — «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.

    Действие первое. Картина первая. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет.

    Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия.

    Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.

    Картина вторая. В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий — он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы.

    Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук.

    Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу — старцы собирают милостыню — пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама — кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве.

    Пристав хочет запугать Варлаама — может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама.

    Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому — прыжок за окно, и поминай как звали…

    Действие второе. Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей.

    На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу.

    Во всем — и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери — он видит отмщение за совершенное злодейство — убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича.

    Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.

    Действие третье.Картина первая. В Сандомирском замке Марина — за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

    Картина вторая. Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.

    По саду проходит шумная толпа веселых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина.

    Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

    Борис Годунов - краткое содержание оперы МусоргскогоДействие четвертое. Картина первая. Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством — петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные — весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода — «Богородица не велит. Таков и приговор народа.

    Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий.

    Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен.

    Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям.

    Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль — схима, «в монахи царь идет». Борис умирает.

    Картина третья. Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси.

    На это один приговор у народа — «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый.

    Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.

    Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского. Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором. Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

    Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

    Источник: https://www.mussorgsky.ru/godunov.html

    Опера Мусоргского «Борис Годунов» (Boris Godunov)

    Борис Годунов - краткое содержание оперы Мусоргского

    Опера (народная музыкальная драма) в четырех
    действиях с прологом
    Модеста Петровича Мусоргского на либретто
    композитора, основанное на одноименной трагедии А.С.Пушкина, а
    также материалах «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

    • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
    • БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
      дети Бориса:
         ФЕДОР (меццо-сопрано)
         КСЕНИЯ (сопрано)
      МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
      КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
      АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
      ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
      САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно:
      Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
      МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или
      драматическое сопрано)
      РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
      бродяги:
         ВАРЛААМ (бас)
         МИСАИЛ (тенор)
      ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
      ЮРОДИВЫЙ (тенор)
      НИКИТИЧ, пристав (бас)
      БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
      БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
      иезуиты:
         ЛАВИЦКИЙ (бас)
         ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
      ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор,
      меццо-сопрано и сопрано)
    • БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ,
      САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

    Время действия: 1598 — 1605 годы. Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке,
    под Кромами.

    Первое исполнение: Санкт-Петербург,
    Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874
    года.

    Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам
    Мусоргский оставил две; его друг Н. А.
    Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы
    предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном
    Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для
    нью-йоркской Метрополитен-опера.

    Каждый из этих вариантов дает свое
    решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в
    контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою
    последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают
    оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал
    Мусоргского.

    Собственно говоря, что касается пересказа содержания
    оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций
    придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и
    эпизодах, написанных автором.

    Эта драма строится Мусоргским скорее
    по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов
    и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой
    необходимостью вытекает из другого.

    Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь
    большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н.
    А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то
    есть к его первой редакции):

    Источник: https://www.belcanto.ru/godunov.html

    Борис Годунов

    Народ толпится у высоких стен Новодевичьего монастыря в Москве. Здесь затворился боярин Борис Годунов после смерти царя Федора, не оставившего наследника. Избрание Бориса на царство предрешено, но он медлит с согласием, чтобы отвести от себя подозрения в захвате власти.

    Читайте также:  Сочинение доброта и жестокость

    По приказу пристава народ упрашивает Годунова принять избрание на царство: «На кого ты нас покидаешь, отец наш! На кого ты нас оставляешь, родимый!» Но думный дьяк Щелкалов возвещает, что боярин неумолим.

    Картина 2

    Площадь перед Успенским собором в Кремле. Величавый перезвон колоколов — Борис дал согласие и венчается на царство. Но нерадостен Борис, он в тревоге: «Скорбит душа, Какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…» А в Кремле величаво гудят колокола, и гремит «слава!» Борису Годунову.

    Действие I

    Картина 1

    Глубокая ночь. Тихая келья в Чудовом монастыре. При свете лампады умудренный жизнью монах Пимен пишет правдивую летопись государства Российского.

    Пимен раскрывает в своей летописи тайну убийства Борисом Годуновым царевича Димитрия, стоявшего на его пути к трону. Просыпается Григорий, молодой инок, живущий в одной келье с Пименом.

    Он слышит рассказ старца, и буря страстей, тщеславных желаний врывается в тишину ночи.

    У Григория зарождается мысль назваться царевичем и начать борьбу против Бориса за престол: «Борис! Борис! Все пред тобой трепещет, никто не смеет и напомнить о жребии несчастного младенца… А между тем отшельник в темной келье здесь на тебя донос ужасный пишет. И не уйдешь ты от суда людского, как не уйдешь от божьего суда!»

    Картина 2

    Корчма на литовской границе. Сюда, к веселой разбитной хозяйке, забрели трое бродяг — беглых монахов: Варлаам, Мисаил и Григорий. Варлаам, пьяница и чревоугодник, поет песню о взятии Казани.

    Григорий расспрашивает хозяйку, как пробраться в Литву. В корчму входит пристав, ищущий по царскому указу беглого монаха — Григория Отрепьева.

    Григорий после неудачной попытки отвести от себя подозрения, среди общей сумятицы прыгает в окно и скрывается.

    Действие II

    Картина 3

    Царский терем в Кремле. Царевич Федор рассматривает «Книгу большого чертежа» — первую карту России. Дочь Бориса Ксения тоскует над портретом умершего жениха — датского королевича. Стремясь развеселить ее, старая мамка рассказывает смешную присказку.

    Входит Борис, ласково беседует с детьми, любуется сыном, изучающим книжную премудрость. Но тоска преследует его и здесь, в кругу семьи. Страшный голод посетил Русь.

    «Словно дикий зверь, бродит люд зачумленный», виною всех бед народ называет царя — «на площадях клянут имя Бориса».

    Из самой глубины сердца вырываются, как стон, признанья царя: «Окрест лишь тьма и мрак непроглядный, хотя мелькнул бы луч отрады!.. Какой-то трепет тайный, все ждешь чего-то!..

    » Приходит боярин Шуйский, лукавый царедворец, глава крамольных бояр. Он приносит страшную весть: в Литве появился самозванец, присвоивший имя царевича Димитрия. Король, паны и римский папа — за него.

    Борис заклинает Шуйского сказать правду: подлинно ли ребенок, погибший в городе Угличе, был царевич Димитрий.

    Шуйский, наслаждаясь мукой царя, описывает глубокую страшную рану на шее царевича, предсмертную улыбку на его устах… «Казалось, в своей он колыбельке Спокойно спит…» Шуйский удаляется. Борису мерещится призрак убитого Димитрия.

    Действие III

    Картина 4

    Бал в саду Сандомирского воеводы Мнишека. Польские паны готовятся к походу на Москву. Они хотят посадить на московский престол своего ставленника — объявившегося в Польше самозванца. За чудом спасшегося царевича Димитрия выдает себя беглый инок Чудова монастыря Григорий. Панам поможет честолюбивая дочь воеводы — красавица Марина, мечтающая стать женой будущего властителя России.

    Наступает долгожданная встреча влюбившегося в Марину самозванца и польской красавицы. Однако сухая, расчетливая речь Марины, ее ничем неприкрытое стремление к царской власти на минуту отталкивают самозванца. Поняв это, Марина покоряет его притворными уверениями в нежной любви. Иезуит Рангони торжествует.

    Картина 5

    Раннее зимнее утро. Площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Толпа голодного люда толкует о победах самозванца над войсками Бориса. Прибегает юродивый. Мальчишки окружают его и отнимают копеечку.

    Из собора выходит царь. «Хлеба, хлеба! Дай голодным хлеба, хлеба! Хлеба подай нам, батюшка, Христа ради» — кричит народ.

    Обиженный мальчишками юродивый обращается к царю: «Вели-ка зарезать, как ты зарезал маленького царевича».

    Борис не дает боярам схватить юродивого: «Не троньте! Молись за меня, блаженный…» Но юродивый отвечает: «Нет, Борис! Нельзя, нельзя, Борис! Нельзя молиться за царя Ирода: Богородица не велит…»

    Действие IV

    Картина 6

    Лесная прогалина под Кромами. Ночь. Восставшие крестьяне приводят захваченного кромского воеводу. Народ насмешливо «величает» царского слугу-боярина, припоминая ему все свои обиды: «Честь почести ты нас поваживал, В бурю-непогодь, да в бездорожье на ребятках наших покатывал, тонкой плеткой постегивал…»

    Приход монахов Варлаама и Мисаила, обличающих Бориса, еще больше разжигает народный гнев.

    Широко и грозно звучит песня восставшего народа: «Расходилась, разгулялась удаль молодецкая, пышет полымем кровь казацкая! Поднималась со дна сила пододонная…

    » Появляются посланцы самозванца — патеры-иезуиты. Но появление чужеземцев вызывает возмущение народа. Крестьяне тащат иезуитов в лес, на осину.

    На поляну выезжает окруженный войском, шляхтичами и иезуитами самозванец. Он освобождает кромского боярина. Обещаниями милостей и защиты самозванец склоняет взбунтовавшихся крестьян к походу на Москву. Небо освещает зарево пожара. Зловещи и тревожны удары набатного колокола.

    Испуганно озираясь, появляется юродивый. Тоской и болью звучат его вещие слова о новых бедах, ожидающих русский народ: «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие, Плачь, плачь, душа православная! Скоро враг придет и настанет тьма, темень-темная, непроглядная…»

    Картина 7

    Грановитая палата в Кремле. Идет заседание Боярской думы, обсуждающей, какой казни подвергнуть самозванца, когда он будет схвачен. Появляется Шуйский. Он рассказывает, как царь Борис в своем тереме отгонял от себя видение убитого царевича Димитрия. С криком «Чур, чур, чур, дитя!» вбегает сам Борис.

    Увидев бояр, он овладевает собою и обращается к ним с просьбой о совете и помощи. На это Шуйский предлагает царю выслушать старца, пришедшего поведать великую тайну. Борис соглашается. Вводят Пимена. Сказание о чудесном исцелении больного, произошедшем на могиле царевича Димитрия в Угличе, переполняет меру страданий Бориса.

    Он падает без чувств.

    Придя ненадолго в себя, умирающий Борис завещает сыну беречь царство: «Не вверяйся наветам бояр крамольных, зорко следи за их сношеньями тайными с Литвою, измену карай без пощады, без милости карай, строго вникай в суд народный — суд нелицемерный…»

    Под звон погребального колокола, под пение монашеского хора царь умирает. Потрясенный царевич Федор, простившись с отцом, поднимается с колен… И тот час Шуйский, незаметно выйдя вперед, преграждает ему дорогу к трону.

    Источник: https://www.bolshoi.ru/performances/24/libretto/

    Краткое содержание: Модест Петрович Мусоргский. Борис Годунов

    БОРИС ГОДУНОВ

    Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из
    двух картин)

    Либретто М. П. Мусоргского

    Действующие лица:

    Борис Годунов баритон
    Федор Ксения } дети Бориса меццо‑сопрано сопрано
    • Мамка Ксении
    • Князь Василий Иванович Шуйский
    • Андрей Щелкалов, думный дьяк
    • Пимен, летописец-отшельник
    • Самозванец под именем Григория
    • (на воспитании у Пимена)
    • Марина Мнишек, дочь сандомирского
    • воеводы
    • Рангони, тайный иезуит
    1. низкое меццо‑сопрано
    2. тенор
    3. баритон
    4. бас
    5. тенор
    6. меццо‑сопрано
    7. бас
    Варлаам Мисаил } бродяги бас тенор
    • Шинкарка
    • Юродивый
    • Никитич, пристав
    • Митюха, крестьянин
    • Ближний боярин
    • Боярин Хрущов
    1. меццо‑сопрано
    2. тенор
    3. бас
    4. бас
    5. тенор
    6. тенор
    Лавицкий Черниковский } иезуиты бас бас
    • Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны
      и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.
    • Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире,
      Кромы.
    • Время действия: 1598—1605 годы.
    • СЮЖЕТ

    Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами
    заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский
    венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает
    народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» — калики перехожие,
    ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны
    быть в Кремле и ждать там приказаний.

    На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским
    собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но
    торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.

    В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет
    правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола —
    царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий
    Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает
    дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

    Григорий появляется в корчме на литовской границе
    вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом.
    Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая
    царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают,
    но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

    Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь
    Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет
    царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны
    воспоминания о совершенном преступлении.

    Князь Василий Шуйский, хитрый и
    коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца,
    назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в
    смятении.

    Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия,
    действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему
    мерещится призрак убитого младенца.

    Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском
    замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских
    царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует
    от нее и иезуит Рангони.

    Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из
    замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает
    его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска
    Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

    Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно
    ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его
    от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки
    с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое
    обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал
    маленького царевича.

    В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума.
    Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных
    страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе
    отгоняющий от себя призрак ребенка.

    Муки Бориса достигают предела, когда
    намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении
    слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без
    чувств.

    Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние
    слова напутствия, умирает.

    Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На
    лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой,
    расправляется с попавшимися под руку иезуитами.

    Варлаам и Мисаил подстрекают
    взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется
    Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу
    новые невзгоды.

    «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», — поет он.

    

    Источник: https://vsekratko.ru/opera/080.html

    «Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов»

    План-конспект открытого урока по музыке Тема: «Опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» Посвящается Году Российской историиЦели:   1.

    Раскрыть творчество Мусоргского как «нашего современника», подчеркнув новаторские черты его музыки, формирования духовных ценностей учащихся на историческом материале, формирование нравственных качеств: патриотизм, ответственность за свои поступки.2.      Выявить закономерность итога развития взаимоотношений власти и народа3.

    Показать значение нравственности как основополагающего явления в жизни отдельного человека и в жизни народа.Задачи: 1. Обобщить представление о творчестве и творческой личности Мусоргского.2.

          Повторить музыкально-тематический материал связанный с образами народа и правителя в данной опере и других знакомых произведениях классической музыки.3. Провести анализ образов. Сделать обобщение, выводы по теме урока. Выразить свое отношение к личности Бориса Годунова.    4.

    Развивать интерес к историческим событиям, произведениям литературы.      5. Развивать патриотические чувства.      Оборудование: портрет композитора, аудио фрагменты из оперы «Борис Годунов», стенд фотографий с изображением сцен из опер.План урока:1.Организационный момент.2.Вступительное слово учителя3.

    Блиц-опрос по композитору М.П.Мусоргскому.4.Опера «Борис Годунов». Краткое содержание с прослушиванием номеров (сообщения учеников). Характеристика народа и царя Бориса.5.Блиц-опрос по опере «Борис Годунов»6.Подведение итогов урока.7.Заключительное слово учителя.Ход урока:1.Организационный момент.2.

    Читайте также:  Памятник победы - звонница на прохоровском поле - сообщение доклад

    Вступительное слово учителя.-2012г. объявлен нашим президентом — годом Российской истории. Мы сегодня будем говорить о творчестве русского композитора, великого сына России- М.П.Мусоргского и его вершине творчества — опере «Борис Годунов».Сегодня у нас, ребята, завершающий урок. Мы подводим итог нашей совместной работы. На прошлых уроках мы смотрели фильм-оперу, слушали фрагменты и разбирали оперу.

    (

    Звучит вступление к опере «Хованщина» Рассвет на Москве-реке»На фоне музыки учитель читает эпиграф).Эпиграф урока:«Да ведают потомки православныхЗемли родной минувшую судьбу,Своих царей великих поминаютЗа их труды, за славу, за добро-А за грехи, за темные деяньяСпасителя смиренно умоляют…»( А.С.Пушкин)-Ребята, что за музыка сейчас прозвучала, узнали вы ее? (ответы детей)-Да, это вступление к опере «Хованщина», которую написал композитор Модест Петрович Мусоргский.3.Блиц-опрос по композитору М.П.Мусоргскому и его творчеству:

    • В каком веке жил и творил Мусоргский? (19в.)
    • Когда и где родился Мусоргский? (9 марта 1839г. в селе Карево Псковской губернии)
    • Кто был первым учителем музыки Модеста? (мать)
    • Какое учебное заведение закончил Мусоргский? (школу гвардейских подпрапорщиков)
    • Творческое содружество композиторов, членом которого был Мусоргский? («Могучая кучка»)
    • Какой художник написал портрет Мусоргского? (Илья Репин)
    • Назовите три основные оперы Мусоргского? («Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»).

    (Звучит начало Пролога оперы «Борис Годунов».На фоне музыки учитель читает сообщение):Середина XVI начало XVII в., преступные дела Бориса Годунова, конфликт между народом и самодержавием.1547-1584 г.

    Русью правил царь Иван IV (Грозный), после его смерти на престол восходит его старший сын Фёдор — безвольный, неспособный заниматься государственными делами. Фактически власть оказалась в руках умного, властолюбивого, высокообразованного боярина Бориса Годунова.

    Младший сын Ивана Грозного — царевич Дмитрий находился на воспитании в Углическом монастыре. В 1591 г. на Москву пришла весть о гибели девятилетнего царевича — прямого и последнего наследника престола.Ходили слухи, что его убили наёмники Годунова — Бичаговские.

    Убрав со своего пути законного наследника престола в 1598 г. после смерти Фёдора Борис Годунов стал царём всея Руси.

    С потрясающей душу правдивостью музыка оперы раскрывает происходящие события, развития народного сознания, силы народной, способной разбить оковы рабства с одной стороны и душевные страдания царя Бориса перед совершённым преступлением: убийством царевича Дмитрия.Народные массовые сцены, великолепные хоры играют важнейшую роль в развитии сюжетной линии оперы.4.Опера «Борис Годунов»

    Опера — большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства: театр, игра актеров, изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим).

    • Кто создал либретто оперы? (Мусоргский)
    • Какое произведение лежит в основе либретто? (трагедия Пушкина)
    • Что такое трагедия?

    Трагедия- драматическое произведение, изображающее напряженную и неразрешимую личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

    • Кто предложил Мусоргскому трагедию Пушкина в качестве сюжета для оперы? (Никольский-историк русской словесности)
    • Сообщения учеников по содержанию каждого действия оперы и прослушиванию некоторых фрагментов.

    Образ народа:

    • Вначале народ забитый, угнетенный и совершенно равнодушный к тому, кто сядет на царский престол. Дубинка пристава, которая отчетлива слышна в оркестре, — вот что «убеждает» московский люд звать боярина Годунова на престол. Скорбно причитая, народ обращается к нему: «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» В этом хоре такое вековое народное горе, что становится ясно — в таком подневольном состоянии народ не может долго оставаться.

    Россыпь народных типов:-Угрюмый, безымянный мужик («Митюх, а Митюх, чего орем?»).-Беззаботный Митюха («Вона! Почем я знаю»).-Баба, жалобно причитающая.-Баба сварливая и злая («Вишь, боярыня какая!»).

    Слушая эту сцену, мы видим эти лица, их движения, выражение лица- благодаря речевым интонациям.

    • Уже в IVдействии народ, измученный лишениями и голодом поднимает свой голос: «Хлеба! Хлеба! Это уже требование. Звучит, как смутный протест, объединяющий народ. В конце оперы народный протест превращается в стихийный бунт. Хор «Расходилась, разгулялась».
    • Народ представлен не только в хоровых сценах, но и в сольных партиях:

    -монах Пимен — символ мудрости.-Юродивый — совести. Это слабоумный, психически больной человек. К таким людям в те времена народ относился уважительно. Считалось, что Юродивые ближе к богу, чем обычные люди. К их словам прислушивались, искали в них предсказание, тайный смысл.-Варлаам -свободолюбия.-Григорий — подлости.Образ царя:

    • Трагическая обреченность ощутима уже при 1-ом появлении Бориса в прологе в сцене коронации. «Скорбит душа»-затаенный страх и мрачные предчувствия.
    • IIдействие полностью раскрывает образ Бориса. Здесь он и любящий отец- в сцене с дочерью, оплакивающая умершего жениха, и сыном Федором, изучающим карту государства Московского; мудрый государственный муж в монологе «Достиг я высшей власти»; и проницательный политик в сцене с ловким царедворцем князем Шуйским. Но главное-глубоко страдающий человек, чья больная душа уязвлена злодеянием-убийством малолетнего царевича Димитрия.
    • Все это создает образ жизненно правдивый, образ человека, олицетворяющего и неправедную царскую власть, и нечистую совесть убийцы.
    • В конце IIдействия — кульминация. Под звон курантов видится Борису «дитя окровавленное». Терзания его совести достигают предела: «Чур, чур, дитя! Не я твой лиходей!» Преследуемый кошмаром, в безумном состоянии, царь появляется перед боярской думой. Но и здесь он не может укрыться от преследуемой нечистой совести. Рассказ Пимена о чудодейственной целительной силе могилы убиенного царевича подвергает царя в пучину новых страданий. Не выдержав их, он умирает.
    • Борис Годунов- сложный, неоднозначный трагический образ: личность, олицетворяющая власть; человек, подозреваемый в преступлении.

    5.Блиц-опрос по опере «Борис Годунов»:

    • Как можно определить жанр оперы? (народная музыкальная драма)
    • Кого в опере Мусоргский «…разумел как великую личность» (народ)
    • Кто такой Пимен? (монах-летописец)
    • Какой из перечисленных хоров народа в опере содержит цитату подлинной народной песни:

    — Хор «На кого ты нас покидаешь…?»-Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!» Хор «Хлеба, хлеба!»

    • Какой из перечисленных героев не имеет ярко выраженной лейттемы?
    • Шуйский-Пристав
    • -Юродивый
    • Какой из перечисленных персонажей оперы является внесценическим героем?
    1. царевич Димитрий-летописец Пимен
    2. -Варлаам
    • Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в опере?

    -Степан Разин-Емельян Пугачев

    Григорий Отрепьев

    • «Лейтесь, лейтесь слезы горькие

    Плачь, плачь душа православная!» — назовите персонажа (Юродивый)

    • Какой из перечисленных хоров служит кульминацией образа народа в опере?

    -Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!»-Хор «Хлеба!»

    Хор «Расходилась, разгулялась, сила, удаль молодецкая»

    • Какова основная идея оперы?

    -Это конфликт между преступным царем Борисом и народом.6.Подведение итогов урока. Обобщение образа народа и образа царя.Задача:

    Источник: https://infourok.ru/opera-mp-musorgskogo-boris-godunov-1332218.html

    Краткое содержание Модест Петрович Мусоргский. Борис Годунов

    БОРИС ГОДУНОВ

    Опера в четырех актах (восьми картинах) с прологом (из двух картин)

    Либретто М. П. Мусоргского

    Действующие лица:

    Борис Годунов Баритон
    ФедорКсения } Дети Бориса Меццо сопраноСопрано
    • Мамка Ксении
    • Князь Василий Иванович Шуйский
    • Андрей Щелкалов, думный дьяк
    • Пимен, летописец-отшельник
    • Самозванец под именем Григория
    • (на воспитании у Пимена)
    • Марина Мнишек,
    • дочь сандомирского
    1. Воеводы
    2. Рангони, тайный иезуит
    3. Низкое меццо сопрано
    4. Тенор
    5. Баритон
    6. Бас
    7. Тенор
    8. Меццо сопрано
    9. Бас
    10. Варлаам
    11. Мисаил
    12. }
    13. Бродяги
    14. Бас
    15. Тенор
    16. Шинкарка
    17. Юродивый
    18. Никитич, пристав
    19. Митюха, крестьянин
    20. Ближний боярин
    21. Боярин Хрущов
    22. Меццо сопрано
    23. Тенор
    24. Бас
    25. Бас
    26. Тенор
    27. Тенор
    28. Лавицкий
    29. Черниковский
    30. }
    31. Иезуиты
    32. Бас
    33. Бас
    34. Бояре, боярские дети, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.
    35. Место действия: Москва, литовская граница, замок в Сандомире, Кромы.
    36. Время действия: 1598-1605 годы.
    37. СЮЖЕТ

    Во дворе Новодевичьего монастыря пристав угрозами заставляет собравшийся народ просить боярина Бориса Годунова принять царский венец. Борис упорно отказывается от престола. Об этом сообщает народу думный дьяк Щелкалов. Проходят «святые старцы» — калики перехожие, ратующие за избрание Бориса. Пристав оглашает указ бояр — завтра все должны быть в Кремле и ждать там приказаний.

    На следующее утро народ, собравшийся перед Успенским собором, покорно славит Бориса, согласившегося венчаться на царство. Но торжество не радует государя — тягостные предчувствия терзают его.

    В келье Чудова монастыря старик-отшельник Пимен пишет правдивую летопись о Борисе, повинном в гибели законного наследника престола — царевича Димитрия. Подробностями убийства заинтересовался молодой инок Григорий Отрепьев. С волнением он узнает, что царевич был его ровесником, и принимает дерзкое решение: назваться Димитрием и вступить в борьбу с Борисом.

    Григорий появляется в корчме на литовской границе вместе со случайными попутчиками — беглыми монахами Варлаамом и Мисаилом. Входят приставы: они разыскивают беглого еретика Гришку Отрепьева. Читая царский указ, Гришка называет приметы Варлаама. Мнимого преступника схватывают, но обман обнаруживается, и Самозванцу приходится бежать.

    Царский терем в Кремле. Борис утешает свою дочь Ксению, горюющую об умершем женихе. И в семье и в государственных делах нет царю удачи. Тщетны его старания заслужить любовь народа, мучительны воспоминания о совершенном преступлении.

    Князь Василий Шуйский, хитрый и коварный царедворец, приносит известие о появлении в Литве Самозванца, назвавшегося именем Димитрия, которого поддерживают король и паны. Борис в смятении.

    Он сурово допрашивает Шуйского — свидетеля смерти Димитрия, действительно ли погиб царевич? Однако дослушать рассказ Борис не в силах: ему мерещится призрак убитого младенца.

    Девушки развлекают песнями скучающую в Сандомирском замке Марину Мнишек. Честолюбивая полька, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца. В интересах католической церкви этого требует от нее и иезуит Рангони.

    Вместе с толпой веселящихся панов Марина выходит из замка в сад. Здесь ее поджидает Самозванец. Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь. Она будет принадлежать ему, когда во главе польского войска Самозванец овладеет Москвой и станет властелином Руси.

    Площадь перед собором Василия Блаженного. Народ жадно ловит слухи о приближении Самозванца. Он верит, что Димитрий жив и спасет его от произвола Бориса. Начинается царское шествие. Голодный люд протягивает руки с отчаянной мольбой: «Хлеба!». Жалкий Юродивый бросает в лицо самодержца тяжкое обвинение: он просит Бориса зарезать обидевших его мальчишек, как он зарезал маленького царевича.

    В Грановитой палате Кремля собралась боярская дума. Все взволнованы вестью о Самозванце. Запоздавший Шуйский рассказывает о тайных страданиях Бориса. Неожиданно перед взорами бояр предстает и сам царь, в страхе отгоняющий от себя призрак ребенка.

    Муки Бориса достигают предела, когда намеренно приведенный Шуйским летописец Пимен повествует о чудесном исцелении слепого, помолившегося над могилкой Димитрия. Царь не выдерживает и падает без чувств.

    Очнувшись, он зовет сына Федора и, едва успев произнести последние слова напутствия, умирает.

    Ярким пламенем разгорается крестьянское восстание. На лесной прогалине, близ селения Кромы, народ глумится над Борисовым воеводой, расправляется с попавшимися под руку иезуитами.

    Варлаам и Мисаил подстрекают взбунтовавшийся народ, рассказывая о пытках и казнях на Руси. Появляется Самозванец, народ радостно приветствует его. Но Юродивый предрекает народу новые невзгоды.

    «Горе, горе Руси, плачь, русский люд, голодный люд», — поет он.

    (No Ratings Yet) Краткое содержание Модест Петрович Мусоргский. Борис Годунов

    Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-modest-petrovich-musorgskij-boris-godunov/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]