Жизнь и творчество ганса христиана андерсена

Мало на свете людей, кому не знакомо имя великого писателя Ганса Христиана Андерсена. На произведениях этого мастера пера, труды которого переведены на 150 языков мира, выросло не одно поколение.

Почти в каждом доме родители читают детям перед сном сказки о Принцессе на горошине, Ели и маленькой Дюймовочке, которую полевая мышка пыталась выдать замуж за жадного соседа-крота.

Или же ребятишки смотрят фильмы и мультики о Русалочке или о девочке Герде, мечтавшей вызволить Кая из холодных рук черствой Снежной королевы.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаПортрет Ганса Христиана Андерсена

Мир, описанный Андерсеном, удивителен и прекрасен. Но вместе с волшебством и полетом фантазий в его сказках присутствует философская мысль, потому что творчество писатель посвящал и детям, и взрослым. Многие критики сходятся в том, что под оболочкой наивности и простого стиля повествования Андерсена кроется глубокий смысл, задача которого – дать читателю необходимую пищу для размышления.

Детство и юность

Ганс Христиан Андерсен (общепринятое русскоязычное написание, правильнее будет Ханс Кристиан) родился 2 апреля 1805 года в третьем по величине городе Дании – Оденсе.

Некоторые биографы уверяли, что Андерсен – незаконнорожденный сын датского короля Кристиана VIII, но на самом деле будущий литератор рос и воспитывался в бедной семье.

Его отец, которого также звали Ганс, трудился башмачником и едва сводил концы с концами, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой и была малограмотной женщиной.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаГанс Христиан Андерсен

Глава семейства верил, что его родословная начиналась из знатной династии: бабушка по отцовской линии рассказала внуку, что их семья принадлежит к привилегированному социальному классу, однако эти домыслы не нашли подтверждения и с течением времени были оспорены.

О родственниках Андерсена много слухов, которые и по сей день будоражат умы читателей.

Например, поговаривают, что дедушку писателя – резчика по профессии – в городке считали сумасшедшим, потому что тот делал из дерева непонятные фигурки людей с крыльями, похожих на ангелов.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаДом, где родился и вырос Ганс Христиан Андерсен

Ганс-старший познакомил дитя с литературой. Он читал отпрыску «1001 ночь» – традиционные арабские сказки. Поэтому каждый вечер маленький Ганс окунался в волшебные истории Шахерезады. Также отец с сыном обожали совершать прогулки по парку в Оденсе и даже побывали в театре, который произвел на мальчика неизгладимое впечатление. В 1816 году отец писателя умер.

Реальный мир был для Ганса суровым испытанием, он рос эмоциональным, нервным и чувствительным ребенком. В таком душевном состоянии Андерсена виноваты местный задира, попросту раздающий тумаки, и учителя, ведь в те смутные времена наказания розгами были обыденным делом, поэтому будущий писатель считал школу непосильной пыткой.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаСказочник Ганс Христиан Андерсен

Когда Андерсен наотрез отказался посещать занятия, родители определили юношу в благотворительную школу для бедных детей. Получив начальное образование, Ганс стал учеником ткача, затем переквалифицировался в портного, а позже трудился на сигаретной фабрике.

Отношения с коллегами по цеху у Андерсена, мягко говоря, не заладились. Его постоянно смущали пошлые анекдоты и недалекие шутки рабочих, а однажды под общий гогот с Ганса стянули штаны, чтобы убедиться, мальчик он или девочка.

А все потому, что в детстве литератор обладал тоненьким голосом и зачастую пел во время смены. Это событие заставило будущего писателя окончательно уйти в себя.

Единственными друзьями юноши были деревянные куклы, некогда сделанные его отцом.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаГанс Христиан Андерсен

Когда Гансу исполнилось 14 лет, в поисках лучшей жизни он переехал в Копенгаген, который в то время считался «скандинавским Парижем». Анна Мари думала, что Андерсен уедет в столицу Дании ненадолго, поэтому отпустила горячо любимого сына с легким сердцем.

Ганс покинул отчий дом, поскольку мечтал стать знаменитым, хотел познать актерское ремесло и играть на сцене театра в классических постановках.

Стоит сказать, что Ганс был долговязым юношей с длинным носом и конечностями, за что и получил обидные прозвища «аист» и «фонарный столб».

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаГанс Христиан Андерсен читает книгу детям

Также Андерсена дразнили в детстве «писателем пьес», потому что в доме мальчика был игрушечный театр с тряпочными «лицедеями».

Старательный молодой человек с забавной внешностью создавал впечатление гадкого утенка, которого приняли в Королевский театр из жалости, а не потому, что тот прекрасно владел сопрано. На подмостках театра Ганс исполнял второстепенные роли.

Но вскоре его голос стал ломаться, поэтому однокашники, считавшие Андерсена в первую очередь поэтом, посоветовали молодому человеку сконцентрироваться на литературе.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаГанс Христиан Андерсен

Йонас Коллин, датский государственный деятель, который заведовал финансами в период царствования Фредерика VI, очень любил непохожего на всех юношу и убедил короля оплатить образование молодого писателя.

Андерсен учился в престижных школах Слагельсе и Эльсинора (где сидел за одной партой с учениками, младшими его самого на 6 лет) за счет казны, хотя и не был рачительным учеником: Ганс так и не одолел грамоту и всю жизнь делал множественные орфографические и пунктуационные ошибки в письме. Позже сказочник вспоминал, что студенческие годы снились ему в кошмарных снах, потому что ректор постоянно критиковал юношу в пух и прах, а, как известно, Андерсен этого не любил.

Литература

При жизни Ганс Христиан Андерсен писал стихи, повести, романы и баллады. Но для всех читателей его имя прежде всего ассоциируется со сказками – в послужном списке мастера пера 156 произведений.

Однако Ганс не любил, когда его называли детским писателем, и заявлял, что пишет как для мальчиков и девочек, так и для взрослых.

Дошло до того, что Андерсен приказал, чтобы на его памятнике не было ни одного ребенка, хотя первоначально монумент должны были окружать дети.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаИллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок»

Ганс обзавелся признанием и славой в 1829 году, когда опубликовал приключенческий рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера».

С тех пор молодой писатель не отходил от пера с чернильницей и писал литературные произведения одно за другим, в том числе и прославившие его сказки, в которые ввел систему высоких жанров.

Правда, романы, новеллы и водевили давались автору тяжко – в моменты сочинительства его будто назло постигал творческий кризис.

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаИллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»

Андерсен черпал вдохновение из обыденной жизни. По его мнению, в этом мире прекрасно все: и лепесток цветка, и маленький жучок, и катушка с нитками.

Действительно, если вспомнить произведения творца, то даже каждая калоша или горошинка из стручка имеют удивительную биографию.

Ганс основывался как на собственной фантазии, так и на мотивах народного эпоса, благодаря которым написал «Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и другие рассказы, опубликованные в сборнике «Сказки, рассказанные детям» (1837).

Жизнь и творчество Ганса Христиана АндерсенаИллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка»

Андерсен обожал делать протагонистами персонажей, которые ищут место в обществе. Сюда можно отнести и Дюймовочку, и Русалочку, и Гадкого утенка. Такие герои вызывают у автора симпатию. Все истории Андерсена от корки до корки пропитаны философским смыслом.

Стоит вспомнить сказку «Новое платье короля», где император просит двух проходимцев сшить ему дорогое одеяние. Однако наряд получился непростым и состоял полностью из «невидимых нитей». Жулики заверили заказчика, что чрезвычайно тонкую ткань не увидят только глупцы.

Таким образом, король щеголяет по дворцу в непотребном виде.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»

Он и его придворные не замечают замысловатого платья, но боятся выставить себя глупцами, если признаются, что правитель расхаживает в чем мать родила.

Эта сказка стала интерпретироваться как притча, а фраза «А король-то голый!» вошла в список крылатых выражений.

Примечательно, что не все сказки Андерсена пропитаны удачей, не во всех рукописях писателя присутствует прием «deusexmachina», когда случайное стечение обстоятельств, спасающее главного героя (например, принц целует отравленную Белоснежку), словно по божьей воле появляется из ниоткуда.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине»

Ганс любим взрослыми читателями за то, что не рисует утопический мир, где все живут долго и счастливо, а, например, без зазрения совести отправляет стойкого оловянного солдатика в горящий камин, обрекая одинокого человечка на погибель. В 1840 году мастер пера пробует себя в жанре новеллы-миниатюры и публикует сборник «Книга с картинками без картинок», в 1849-м пишет роман «Две баронессы». Через четыре года выходит книга «Быть или не быть», но все попытки Андерсена утвердиться в качестве романиста оказались тщетны.

Личная жизнь

Личная жизнь несостоявшегося актера, но именитого писателя Андерсена – тайна, покрытая мраком. Поговаривают, что на протяжении всего существования великий писатель оставался в неведении относительно интимной близости с женщинами или с мужчинами.

Бытует предположение, что великий сказочник был латентным гомосексуалистом (о чем свидетельствует эпистолярное наследие), он имел тесные дружеские отношения с приятелями Эдвардом Коллином, наследным герцогом Веймара и с танцовщиком Харальдом Шраффом.

Хотя в жизни Ганса были три женщины, дело дальше мимолетной симпатии не зашло, не говоря уже о женитьбе.

Ганс Христиан Андерсен и Риборг Войгт

Первой избранницей Андерсена стала сестра товарища по школе Риборг Войгт. Но нерешительный юноша так и не отважился поговорить с объектом своего вожделения.

Луиза Коллин – следующая потенциальная невеста писателя – пресекала любые попытки ухаживания и игнорировала пламенный поток любовных писем. 18-летняя девушка предпочла Андерсену состоятельного юриста.

Ганс Христиан Андерсен и Женни Линд

В 1846 году Ганс влюбился в оперную певицу Женни Линд, которую из-за звонкого сопрано прозвали «шведским соловьем». Андерсен караулил Женни за кулисами и одаривал красавицу стихами и щедрыми подарками.

Но обаятельная девушка не спешила отвечать на симпатию сказочника взаимностью, а относилась к нему, как к брату. Когда Андерсен узнал, что певица вышла замуж за британского композитора Отто Гольдшмидта, Ганс погрузился в депрессию.

Холодная сердцем Женни Линд стала прототипом Снежной королевы из одноименной сказки писателя.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»

В любви Андерсену не везло. Поэтому неудивительно, что сказочник по приезде в Париж посещал кварталы красных фонарей.

Правда, вместо того, чтобы распутствовать ночи напролет с фривольными барышнями, Ганс беседовал с ними, делясь подробностями своей несчастливой жизни.

Когда один знакомый Андерсена намекнул ему, что тот посещает публичные дома не по предназначению, писатель удивился и посмотрел на собеседника с явным отвращением.

Памятник Гансу Христиану Андерсену

Также известно, что Андерсен был преданным поклонником Чарльза Диккенса, талантливые писатели познакомились на литературном собрании, которое устраивала графиня Блессингтон в своем салоне. После этой встречи Ганс писал в дневнике:

«Мы вышли на веранду, я был счастлив поговорить с ныне живущим писателем Англии, которого я люблю больше всего».

Через 10 лет сказочник вновь прибыл в Англию и пришел незваным гостем в дом Диккенса в ущерб его семье. С течением времени Чарльз прекратил переписку с Андерсеном, и датчанин искренне не понимал, почему все его письма остаются без ответа.

Смерть

Весной 1872 года Андерсен упал с постели, сильно ударившись об пол, из-за чего получил множественные травмы, от которых так и не сумел оправиться.

Читайте также:  Леопард - сообщение доклад

Могила Ганса Христиана Андерсена

Позже у писателя был обнаружен рак печени. 4 августа 1875 года Ганс скончался. Великий писатель похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Библиография

  • 1829 – «Путешествие пешком от канала Хольмен до восточного мыса острова Амагер»
  • 1829 – «Любовь на Николаевой башне»
  • 1834 – «Агнета и Водяной»
  • 1835 – «Импровизатор» (русский перевод – в 1844)
  • 1837 – «Только скрипач»
  • 1835–1837 – «Сказки, рассказанные для детей»
  • 1838 – «Стойкий оловянный солдатик»
  • 1840 – «Книга с картинками без картинок»
  • 1843 – «Соловей»
  • 1843 – «Гадкий утенок»
  • 1844 – «Снежная королева»
  • 1845 – «Девочка со спичками»
  • 1847 – «Тень»
  • 1849 – «Две баронессы»
  • 1857 – «Быть или не быть»

Источник: https://24smi.org/celebrity/4912-gans-khristian-andersen.html

Творчество и биография Ганса Христиана Андерсена :

Биография Ганса Христиана Андерсена — тема этой статьи. Годы жизни этого великого писателя — 1805-1875. Ганс появился на свет в Оденсе, датском городе, расположенном на острове Фюн. Фото Андерсена Ганса Христиана представлено ниже.

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

Отец его был сапожником и мечтателем, больше всего любил мастерить различные игрушки. Он был слаб здоровьем и умер, когда Гансу исполнилось 9 лет. Мария, мать мальчика, работала прачкой.

Нужда, которая наступила после смерти мужа, заставила эту женщину отдать сына на суконную фабрику в работники, после чего — на табачную, но здесь он в основном развлекал пением рабочих, а также разыгрывал сценки из Гольберга и Шекспира.

Первое появление на сцене

Ганс Христиан в подростковом возрасте много читал, расклеивал афиши и интересовался театром. В Оденсе летом 1918 года гастролировали актеры из города Копенгагена. Для массовых сцен были приглашены все желающие. Так Андерсен попал на сцену. Усердие его было отмечено, что вызвало у мальчика невероятные мечты и большие надежды.

На фото ниже — дом в Оденсе, в котором жил в детские годы будущий писатель.

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

Андерсен отправляется покорять Копенгаген, покровительство Сибони

Биография Ганса Христиана Андерсена продолжилась в Копенгагене. 14-летний театрал решил отправиться сюда и предстать перед балериной Шалль, примой местного театра. Он пел и танцевал перед ней. Прима посчитала, что это сумасшедший бродяга. Визит к директору также ничего не дал.

Он нашел Андерсена чересчур худым и лишенным внешности, необходимой актеру (уже здесь намечалась написанная им в будущем сказка «Гадкий утенок»). Тогда Ганс отправился к певцу Сибони, которого ему удалось покорить своим пением. Была организована подписка в пользу Андерсена. Сибони стал давать ему уроки пения и музыки.

Однако у Андерсена через полгода пропал голос, и певец предложил ему возвращаться домой.

Новые покровители и первый дебют

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

Ганс обладал невероятным упорством. Он смог найти новых покровителей — поэта Гульдберга, с братом которого он был знаком еще по Оденсу, и танцора Далена. Последний обучал мальчика танцам, а поэт — немецкому и датскому языкам. Ганс Христиан вскоре дебютировал на сцене местного королевского театра, в балете «Армида», исполнив незначительную роль 7-го тролля, которых было всего 8. Он также иногда пел в хоре воинов и пастухов.

Ганс, подружившись с библиотекарем, начал проводить большую часть своего времени среди книг, а также принялся сам сочинять стихи (украшая их без особого стеснения строфами из известных поэтов), после чего — трагедии («Альфсоль», «Разбойники в Виссенберге»). Первым его редактором и читателем стал поэт Гульдберг.

Обучение в латинской школе и в университете, первые произведения

Театральной дирекции в конце концов удалось выхлопотать королевскую стипендию начинающему драматургу. Он также получил право обучаться бесплатно в латинской школе, где провел 5 лет. В 1828 году Андерсел сдал вступительные экзамены в университет Копенгагена. Он был к этому времени автором двух стихотворений, которые удалось опубликовать, — «Умирающее дитя» и «Вечер».

Из-под его пера через год появляется произведение «Путешествие пешком…», полное юмора и фантазии. В это же время на сцене театра Копенгагена ставится водевиль Андерсена «Любовь на Николаевой башне». Зрители благожелательно встретили эту постановку. Андерсен в 1830 году издает поэтический сборник, в который в качестве приложения была включена сказка «Мертвец».

Первая любовь

В это же время влюбляется писатель Ганс Христиан Андерсен. Сестра одного его университетского приятеля становится причиной ночных бессонниц Андерсена.

Эта девушка происходила из бюргерской семьи с умеренными идеалами, в которой достаток ценился превыше всего. Нищий литератор родителям вовсе не пришелся по вкусу. К тому же мать его находилась в богадельне.

Дело в том, что Мария после смерти своего второго мужа сильно сдала. Она начала выпивать, и соседи решили поместить женщину в дом призрения.

Путешествие по Германии и творческий кризис

Возлюбленная Андерсена отказала ему, отдав предпочтение сыну аптекаря. Для того чтобы вылечить Ганса от любви, Коллин, его состоятельный покровитель, отправил его в путешествие по Германии.

Андерсен привез оттуда книгу «Теневые картины» (год создания — 1831), которую он написал под влиянием творения Гейне «Путевые картины».

В этом произведении Ганса пока еще робко, но уже зазвучали сказочные мотивы.

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

Продолжим описывать жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена. Безденежье и творческий кризис заставили его приняться за составление либретто по произведениям В. Скотта, что очень не понравилось критике. Ему стали напоминать все чаще, что он — сын сапожника, и не следует заноситься.

Андерсену в конце концов удалось вручить королю Дании вторую свою книгу стихов «Фантазии и эскизы». Он сопроводил свой подарок прошением о пособии для совершения заграничной поездки. Просьба была удовлетворена, и писатель в 1833 году отправился в Италию и Францию. В богадельне за время этого путешествия умерла его мать.

Глаза ей закрыли чужие руки.

Встреча с Гейне

Андерсен в Париже встретился с Гейне, своим кумиром. Знакомство, правда, ограничилось несколькими прогулками по бульварам Парижа. Андерсен восхищался этим человеком как поэтом, однако отнесся настороженно к нему как к атеисту и вольнодумцу. В Париже Ганс начал писать драму в стихах «Агнета и Водяной», законченную в Италии.

Роман «Импровизатор»

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

Италия послужила сценой действия для написанного в 1935 году романа «Импровизатор». Он был переведен в 1844 году в России, получил рецензию самого В. Белинского. Правда, похвалы удостоились лишь итальянские пейзажи, блестяще написанные Андерсеном. Русский критик, можно сказать, раскусил главного героя, не подозревая при этом того, насколько тот биографичен. Ведь не «восторженный итальянец», а сам Ганс Христиан мучился зависимостью от меценатов, и именно он расстался «по недоразумению» со своей первой возлюбленной.

Вторая влюбленность

Со второй девушкой, которая тронула сердце Андерсена, — дочерью Коллина, его покровителя, также не вышло ничего, кроме братской любви.

Сам Коллин покровительствовал ему охотно, но вовсе не желал заполучить поэта в зятья.

Ведь Ганс Христиан Андерсен, творчество и положение которого интересовали лишь ценителей искусства, был человеком с весьма неустойчивым будущим. Поэтому для своей дочери заботливый отец выбрал адвоката.

Последняя попытка жениться

Еще одна женщина, на которой итальянский поэт из произведения «Импровизатор» решил жениться, также появилась в судьбе его автора. Это Иенни Линд, певица, которую называли «шведским соловьем». Познакомились они в 1843 году, в котором появилась на свет сказка «Соловей».

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

Знакомство это состоялось во время гастролей певицы в Дании. Слово «любовь» вновь замелькало в дневнике Андерсена, однако дело не дошло до устных объяснений. Иенни на прощальном банкете произнесла тост в честь писателя, предложив ему стать ее «братом».

На этом закончил свои попытки жениться Ганс Христиан Андерсен, творчество и биография которого нас интересуют. Видимо, он опасался, что Мадонна накажет его за «светскую дорогу жизни». Личная жизнь Ганса Христиана Андерсена, к сожалению, не сложилась.

Первые сказки

Еще один роман вышел после «Импровизатора» — «Только скрипач» (в 1837 году). Между двумя романами появились 2 выпуска «Сказок, рассказанных детям». Никто не обратил внимания в то время на эти произведения, которые создал Ганс Христиан Андерсен.

Биография для детей и взрослых интересующего нас писателя, однако, не должна упускать этот важный момент. Вскоре появился на свет и третий выпуск.

В сборники вошли ставшие классикой сказки: «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Огниво», «Новое платье короля» и другие.

Творческий расцвет

На конец 30-х, а также 40-е годы пришелся творческий расцвет Андерсена. Появились такие его шедевры, как «Стойкий оловянный солдатик» (написан в 1838 году), «Гадкий утенок» и «Соловей» (в 1843), «Снежная королева» (в 1844 году), в следующем — «Девочка со спичками», затем — «Тень» (1847 год) и другие.

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

Андерсен в это время вновь посетил Париж (в 1843 году), где встретился вновь с Гейне. Тот приветствовал его уже как равного, был в восторге от сказок Андерсена. Ганс стал европейской знаменитостью. Он стал называть с тех пор сборники своих произведений «Новыми сказками», подчеркивая тем самым то, что они адресованы и детям, и взрослым.

В 1846 году создал автобиографию, названную «Сказкой моей жизни», Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых написана чистосердечно и откровенно. О себе Андерсен очень трогательно рассказал в третьем лице, будто создавая очередную сказку. И действительно, слава пришла к этому писателю сказочным непредусмотренным путем.

Два любопытных эпизода из жизни Андерсена

Биография Ганса Христиана Андерсена отмечена одним забавным случаем. Он произошел в 1847 году, во время путешествия Ганса в Англию. Писатель, осмотрев старинный замок, решил оставить свой автограф в книге посетителей.

Вдруг к его спутнику, важному пожилому банкиру, обратился привратник, посчитав, что это Андерсен. Узнав, что ошибся, привратник воскликнул: «Такой молодой? А я думал, что писатели лишь к старости становятся знаменитыми».

Англия подарила еще одну приятную встречу датскому сказочнику. Он познакомился здесь с Диккенсом, автором «Сверчка на печи» и «Оливера Твиста», которых он очень любил. Выяснилось, что Диккенс любит сказки и рассказы Ганса Христиана Андерсена. Поскольку писатели не знали языков друг друга, они изъяснялись жестами. Растроганный Диккенс на прощание долго махал платком Андерсену с пристани.

Завершение жизненного пути

В последнюю очередь, как это нередко бывает, признание к этому писателю пришло на родине. Скульптор показал ему проект: облепленный ребятишками со всех сторон Андерсен. Однако Ганс заявил, что сказки его адресованы и взрослым, а не только детям. Проект переделали.

Фото Андерсена Ганса Христиана, датированное июлем 1860 года, представлено ниже.

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена

В 1875 году, 4 августа, несколько месяцев после юбилейных торжеств, во сне ушел из жизни великий сказочник. Этим событием завершилась биография Ганса Христиана Андерсена. Однако сказки его и память о нем продолжают жить и по сей день.

Источник: https://www.syl.ru/article/199203/new_tvorchestvo-i-biografiya-gansa-hristiana-andersena

Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена

Жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Одензе в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен, впоследствии стяжавший бессмертную, неувядающую славу автора замечательных сказок.

Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой.

Читайте также:  Поющие в терновнике - краткое содержание книги маккалоу

Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя.

Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа.

Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.

Жизнь Христиана Андерсена

Годы жизни: 2 апреля 1805  – 4 августа 1875 (70 лет)

Жизнь Андерсена, по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод».

А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его.

С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.

Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его.

А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей.

Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»

Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем.

Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.

Образы, персонажи, герои сказок Андерсена

Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена. В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.

Но чаще героями сказок Андерсена являются дети, животные и птицы, растения и нередко неодушевленные предметы, как, например, игрушечные пастушки и трубочист, простая штопальная игла, старый уличный фонарь, бутылочное горлышко.

Андерсен в самом простом и невзрачном предмете находил материал для интересной и поучительной сказки.

«Мне часто чудится,— пишет Андерсен в одном из своих писем,— что каждый забор, каждый цветочек говорит мне: «Погляди на меня, и у тебя будет моя история».

Возьмем для примера сказку «Бутылочное горлышко». Что, казалось бы, можно рассказать о таком ничтожном предмете? Но под волшебным пером сказочника развертывается поэтическая и поучительная история, своего рода биография бутылки со дня ее рождения в расплавленной печи до того момента, когда от бутылки осталось одно горлышко, заменяющее бедной девушке вазу для цветов.

Вспоминает горлышко, как получила себе бутылка жизнь в печи на стекольном заводе, как искрилось в ней вино, когда был праздничный, радостный день жениха и невесты, как вместе с женихом на корабле бутылка путешествовала по морю, как во время бури моряк отправил в бутылке своей невесте последний привет, как она поднималась высоко на воздушном корабле и оттуда была сброшена и разбилась. Но и остаток ее — бутылочное горлышко — еще приносит пользу людям.

Девушка не имеет возможности приобрести вазу для цветов, у нее нет и пышного букета — маленький цветок в бутылочном горлышке скрашивает ее одинокую жизнь.

В короткой сказке «Пятеро из одного стручка» рассказана судьба пяти горошин. Каждой из них хотелось поскорее вырваться из стенок стручка и делать что-нибудь полезное.

Но, едва появившись на свет, три из них были проглочены голубями, четвертая попала в канавку и лежала в заплесневелой воде, и лишь вполне счастливой оказалась участь пятой горошины, которая закатилась в щель под окошечком чердачной каморки.

В щели были мох и рыхлая земля, позволившие горошине пустить ростки. В каморке лежала больная девочка, и для нее большой радостью явился скромный цветочек горошка. Когда девочка стала выздоравливать, она высунулась в окошко и поцеловала тонкие лепестки распустившегося бело-розового цветочка.

Чему учат сказки Андерсена?

Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.

Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка».

Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена. Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали.

Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком.

Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было.

На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.

В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных.

Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других.

Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях ,говорят: «А король-то был голым!»

Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их.

Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.

Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.

Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.

Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.

По материалам старого советского журнала…

Источник: https://mamotvet.ru/zhizn-i-tvorchestvo-g-x-andersena/

Творчество Г.Х.Андерсена — Великие сказочники. Г.Х.Андерсен

АНДЕРСЕН Ганс Христиан
(Hans-Christian Andersen, 1805–1870) — датский поэт, примыкавший к
романтической школе. Его сказки — одно из значительнейших явлений в мировой
литературе XIX в. Р. в семье бедного сапожника, в старинном датском городе
Одензе, сохранившем много средневековых обычаев. 

В жанровом отношении творчество Г.Х.
Андерсена очень разнообразно: романы, стихи, пьесы, путевые очерки,
автобиографическая проза, но именно сказки составляют большую часть его
литературного наследства и именно они принесли ему мировую известность.

Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в
правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для
взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории.

Интересно, что
далекий от мира литературной критики физик Эрстед сразу после выхода первого
выпуска сказок увидел талант их автора и пророчески заметил, что именно этот
жанр сказки сделают имя Андерсена бессмертным.

 
Всего им было опубликовано 4 сборника: «Сказки, рассказанные детям»
(1835–1842), «Новые сказки» (1845–1848), «Истории» (1852–1855), «Новые сказки и
истории» (1855–1872). В них входит 156 сказок – это все, что написал Андерсен в
этом жанре. Каждый из этих сборников представляет собой законченное целое. 

Началом его творчества как сказочника
считают 1835 г., когда писатель начал обрабатывать сказки, услышанные им в
детстве. м была подчеркнута и собственная оригинальная манера повествования –
так, как рассказал бы их детям.

Эдвард Колин в своей книге об Андерсене
припоминает, что писатель часто, развлекая детей с семьях, в которых часто
бывал, рассказывал им истории, которые либо придумывал сам, либо брал из
известных сказок, но при этом разнообразил старую историю своими шутками,
юмором, интересными фактами. Детям и взрослым эти устные рассказы писателя
очень нравились. Таким образом и была найден собственный стиль для популярного
в эпоху романтизма жанра сказки. Трудность его осуществления заключалась в том,
что надо было перевести устную речь в письменную. Для этого Андерсену пришлось
создать новый письменный язык. 

Писатель не сразу понял ценность
избранного им нового жанра, но успех его сказок не только у детей, но и у
взрослых подсказал ему мысль использовать сказки для передачи идей взрослым
читателям: «Теперь я рассказываю из головы, хватаю идею для взрослых – и
рассказываю для детей, помня, что отец и мать иногда тоже слушают и им нужно
дать пищу для размышлений!» 

С этого времени и будет действовать
знаменитый принцип «айсберга»: фабула, язык и сказочное окружение – для детей,
а идеи, глубина содержания – для взрослых, для тех, кто читает им книгу.

Это
сообщало сказкам особую наивность и непосредственность, близкую детям, и
одновременно создавало второй, философский план, который недоступен детям, но
помогает осмыслить их взрослым. Эта оригинальная форма повествования разовьется
у Андерсена постепенно, достигнув совершенства после 1843 г.

Читайте также:  Скотный двор - краткое содержание повести оруэлла по главам

Тому подтверждение
сказки: «Жених и невеста», «Гадкий утенок», «Ель», «Девочка со спичками»,
«Воротничок». 

Сказки второго периода творчества на
более высоком философском уровне будут рассматривать старые темы: сказка
«Соловей» развивает идеи «Свинопаса», написанного в первый период творчества –
о подлинных и мнимых ценностях человеческой жизни; в «Снежной королеве»
повторится, но существенно дополнится тема преданности, жертвенной любви,
активной доброты, рассмотренной писателем ранее в «Диких лебедях». Он разглядел
и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда
из «Снежной королевы» или Эльза из «Диких лебедей», чей бескорыстный героизм и
жертвенность затмевают деяния могучих героев. Совершают подвиг жертвенности и
преданности неприметные девочки, чьи души пронизывает и двигает великая
самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец.
Романтический конфликт личности и общества, незаурядного человека и толпы,
рассмотренный писателем в сказках 30-х гг., получит дальнейшее развитие в
сказке «Гадкий утенок» (1843), которую можно прочитать как обычную детскую
сказку о животных и как автобиографическое произведение. Сказка «Ель» о смысле
жизни, о радостях каждодневного существования. О наивных мечтах, об
одиночестве. Перед нами жизнь человека. Не увидевшего собственного счастья,
откладывающего начало настоящей жизни на завтра. Эта же тема звучала в
отдельных сказках прошлых лет, например, в «Райском саду», но теперь она
становится глубже и многозначней. 

Истории, рассказанные Андерсеном в
40–50-е гг., становятся в сюжетном отношении намного проще, связь с фольклором
резко ослабляется без ущерба для художественных целей писателя, а позже и вовсе
становится неощутимой.

Он расстается с волшебниками, феями, королевами
воображаемых стран, нежитью лесов и вод, его притягивает окружающее, люди из
плоти и крови, с их тревогами, радостями, бедами, с их достоинствами и
несовершенствами, с их трудной судьбой.

Он так говорил об этом: «Нет сказок
лучше тех, которые создает сама жизнь». Теперь писатель расстался со сказочной
бутафорией и неизменно счастливыми концовками. 

Героями своих историй и сказок автор
делает предметы быта: старые воротнички, выброшенные хозяйкой, ржавая
штопальная игла. Это и обитатели птичьего двора, крысы, мыши, высохшая ель и т.
д. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими
свойствами.

А главное – душой, тем самым открыв для своего читателя ранее
неведомый, разнообразный в своих проявлениях мир, пробудив интерес к цветам и
деревьям, стершейся монетке, старой штопальной игле, бутылочному осколку. У
всех своя история, судьба. Эти герои нужны Андерсену для того, чтобы рассказать
людям о них самих.

Он довел до виртуозности умение сочетать два плана –
волшебный и житейский. Чаще всего Андерсен пользуется этим приемом для
сатирических целей: очеловечивая неодушевленные предметы, он высмеивает и
осуждает не их безвинную суть, а людские пороки: чванство, хвастливость,
корысть, высокомерие.

Тот же прием используется и для возвеличивания наиболее
ценимых им в человеке свойств: стойкости, мужества, верности, общественной
полезности. 

Некоторые сказки 40-х гг. имеют
грустный конец. Например, в сказке «Девочка со спичками», созданной в жанре
пародии на рождественский рассказ, счастье приходит к замерзающей девочке лишь
в предсмертном сне. Люди, проходившие мимо нее, приняли ее за груду грязных
тряпок.

Важным моментом для понимания сказок
писателя, особенно, написанных во второй период творчества, является и то, что
Андерсен был верующим человеком.

Его вера органически вплеталась в сюжет его
произведений, нередко руководила его героями, совершая с ними те необыкновенные
чудеса, которые прямо указывали на их источник – божественные силы.

Евангелие,
молитва «Отче наш», ангелы Божьи и другие четкие атрибуты христианской веры
введены у Андерсена непосредственно в текст, а не проходят намеками контекста,
не представляют собой символы и знаки. В то же время к его вере в Бога
примешивалась и значительная доля суеверия. 

Многие сказки и истории 2-го периода
по жанру близки притче: они многозначны, условны по содержанию, в них
рассматриваются так называемые «вечные» проблемы: смысл жизни, отцы и дети,
жизнь и смерть и т. д. Примером такой истории является сказка-притча «Мать».

Смерть в образе старика похитила у матери ребенка и родительница, чтобы узнать,
в какой стороне находится обитель смерти, дарит свои глаза озеру, прижав к
груди терновник, согревает его, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы
старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Она
сама отказалась от спасения своего сына, когда увидела его судьбу в колодце –
это была страшная жизнь. Хуже смерти.

Женщина согласилась с решением Бога: «Не
внемли мне, когда я прошу о чем-либо, несогласная с Твоей всеблагой волей! Не
внемли мне! Не внемли мне!» 

Андерсен не только высмеивает людские
заблуждения, он неустанно напоминать слишком много о себе возомнившему человеку
о вечности.

Андерсен не устает это делать, его позднее творчество окрашено
иронией, сарказмом, печалью и горечью, он вовсе не так добр и снисходителен,
как в своих ранних сказках, когда сердце было полно веры и надежд. Во многих
сказках и историях 40–60-х гг.

Андерсен упоминает имя Иисуса Христа, ссылается
на божественные силы, волю творца, приводит названия и цитаты молитв и т. д.
Такие произведения в советское время соответствующим образом переделывались,
сокращались. Больше всех от цензуры пострадала самая известная и объемная
сказка писателя «Снежная королева».

В оригинале Герда, чтобы успокоить снежную
вьюгу, которая встретила ее перед дворцом Снежной королевы, читает молитву
«Отче наш» и т. д. Но даже в этом исправленном тексте есть эпизод, когда Герда
поет Каю рождественский псалом: «Розы цветут…Красота, красота! Скоро узрим мы
младенца Христа!» 

И каждая сказка Андерсена учит
ребенка чему-то новому, расширяет его кругозор, будит его фантазию. Прочитав
сказку «Соловей» почему бы не поговорить с ребенком о Китае, а прочитав «Калоши
счастья» рассказать ребенку о Дании.

Я уже не говорю, что «Снежная королева»
Андерсена воспринимается детьми как захватывающий авантюрный роман. Этому
способствует и яркая образная система датского писателя.

Он настолько живо
описывает своих персонажей, что они часто служат героями детских рисунков. 

Но главная ценность сказок Андерсена
в том, что они обращаются не только к разуму ребенка, но и к его сердцу.
Мастерством своего пера великий сказочник внушает детям сострадание к
Русалочке, восхищение отважной Гердой и Верным Оловянным Солдатиком.

В сказках
Андерсена есть еще одно большое достоинство – в них практически нет насилия и
жестоких сцен (если не считать насилием похищение Дюймовочки или предполагаемую
казнь Солдата в «Огниве»). Все его истории очень мудрые и добрые.

Вот только
иногда они бывают с грустными концами. 

Все названные выше особенности
подчеркивают то новое, что появилось в сказках писателя в период зрелого
творчества. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки – они адресованы
в равной мере и взрослым.

Источник: https://sites.google.com/site/velikiesk/home/tvorcestvo-g-h-andersena

Биография Ганса Христиана Андерсена

В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение «Умирающий ребенок», которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность.

На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии.

Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер». В том же году он написал водевиль «Любовь на Николаевой башне», который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех.

В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии, где он познакомился с писателями Людвигом Тиком в Дрездене и Адальбертом фон Шамиссо в Берлине. Итогом поездки стали эссе-размышление «Теневые картины» (1831) и сборник стихов «Фантазии и эскизы». За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834).

В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме — со скульптором Бертелем Торвальдсеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле.

Им были написаны поэма «Агнета и моряк», сказка-повесть «Ледяница».

Андерсен более девяти лет жил за пределами Дании. Он посетил многие страны — Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту, причем в некоторых странах он бывал по многу раз.

Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений.

В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства.

Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения «Базар поэта» (1842), «По Швеции» (1851), «В Испании» (1863) и «Визит в Португалию» (1868).

В 1835 году вышел в свет роман писателя «Импровизатор» (1835), принесший ему европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы «Всего лишь скрипач» (1837), «Две баронессы» (1849), «Быть или не быть» (1857), «Петька-Счастливец» (1870).

Главный вклад Андерсена в датскую драматургию — романтическая драма «Мулат» (1840) о равенстве всех людей, независимо от расовой принадлежности. В сказочных комедиях «Дороже жемчуга и злата» (1849), «Оле-Лукойе» (1850), «Бузинная матушка» (1851) и др. Андерсен воплощает народные идеалы добра и справедливости.

Венец творчества Андерсена — его сказки.

Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность («История одной матери»), подвиг любви («Русалочка»), силу искусства («Соловей»), тернистый путь познания («Колокол»), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом («Снежная королева»).

Многие сказки автобиографичны. В «Гадком утенке» Андерсен описывает собственный путь к славе. К лучшим сказкам Андерсена также относятся «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Девочка со спичками» (1845), «Тень» (1847), «Мать» (1848) и др.

Всего с 1835 по 1872 год писатель выпустил 24 сборника сказок и историй.

Среди произведений Андерсена, вышедших во второй половине его жизни (1845-1875) — поэма «Агасфер» (1848), романы «Две баронессы» (1849), «Быть или не быть» (1853) и др. В 1846 году он начал писать свою художественную автобиографию «Сказка моей жизни», которую окончил в 1875 году, последнем году своей жизни.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура.

С 1956 года Международным советом по детской книге (IBBY) присуждается Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена — высшая международная награда в современной детской литературе. Этой медалью награждаются писатели, а с 1966 года — художники, за вклад в детскую литературу.

  • С 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения Андерсена, отмечается Международный день детской книги.
  • 2005 год в связи с 200-летием со дня рождения писателя был объявлен ЮНЕСКО годом Ганса Христиана Андерсена.
  • Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20150402/1055879739.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]