Писатель николай карамзин. жизнь и творчество

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПисатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПисатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПисатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

Николай Карамзин – историк, представитель эпохи сентиментализма, получивший прозвище «Русский Стерн». Автор «Истории государства Российского», занимал должность редактора «Вестника Европы» и «Московского журнала».

То, что сделал для русской культуры Николай Карамзин, не удавалось до него никому. Он стал реформатором русского языка, создателем «нового слога», который ориентировался не на книжный стиль, а базировался на разговорной речи.

Он внедрял европейскую культуру, глубоко чтил российские «древности», его творчество ознаменовало собой целую эпоху, которую Белинский назвал «карамзинским периодом». По мнению того же Виссариона Белинского, Карамзин положил начало многим направлениям в литературе.

Его интересовала журналистика, критика, исторические повести, проза и поэзия, и конечно же, изучение истории. И если Пушкина называют «наше всё», то Карамзина по праву можно считать «нашим Всем».

Родился Николай Карамзин 12 декабря 1766 года в деревушке Михайловка недалеко от Симбирска. Принадлежал к крымско-татарскому роду Кара-мурзы, история которого начинается в 16-м веке. Его отец Михаил Карамзин был помещиком, отставным армейским офицером. Детские годы Николая прошли в имении отца.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПортрет Николая Карамзина в юности

Вначале мальчика сдали на учебу в частный пансион. В 1778-м он продолжил обучение в пансионе профессора И.Шадена, который преподавал в Московском университете.

Этого одаренному мальчику показалось мало, и он два года ходил на лекции, которые вел И.Г.Шварц в том же университете. Отцу очень хотелось, чтобы сын продолжил его дело.

Николай не стал перечить родителю, и с 1781 года уже состоял на службе в Преображенском гвардейском полку.

Карамзин прослужил недолго, вышел в отставку в 1784 году. Этот период не прошел для него даром. Молодой человек начал писать, у него появились первые труды.

Уволившись из армии, Николай поселяется в Симбирске, там он знакомится с членами масонской ложи», носившей название «Золотой венец», и вскоре сам пополняет ее ряды.

Писатель прожил в этом городе недолго, переехал в Москву, где вступил в «Дружеское ученое общество». Членом этого общества он оставался четыре года.

В самом начале своей творческой биографии Карамзин уехал в Европу, где познакомился с Иммануилом Кантом, стал свидетелем Великой французской революции.

Эта поездка отразилась в его труде под названием «Письма русского путешественника», который и принес ему первую известность.

Карамзин стал первым, кто начал писать в таком жанре, поэтому его не зря возвели в родоначальники современной литературы России.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПроизведение Николая Карамзина «Аглая»

После возвращения в Москву, Николай развивает бурную деятельность. Из-под его пера выходят рассказы и истории, кроме этого он возглавил «Московский журнал». Здесь печатались не только известные авторы, но и талантливая молодежь. Произведения Карамзина – «Аглая», «Мои безделки», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», тоже выходят на его страницах.

Николай писал не только стихи и прозу, ему принадлежало авторство многих рецензий и комментариев к театральным постановкам. Печатал «Московский журнал» и критические статьи.

Свою первую рецензию Николай напечатал в журнале в 1792-м, она касалась впечатлений о поэме Николая Осипова «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку».

Сам Карамзин в это время написал повесть, получившую название «Наталья, боярская дочь».

Николай Карамзин сказал свое весомое слово и в поэзии. Он писал в жанре европейского сентиментализма, который сильно отличался от общепринятой поэзии той поры. Его сочинения не были похожи на оды Державина и Ломоносова, Карамзин стал основоположником нового этапа в развитии российской поэзии.

Стих Николая Карамзина — Прости

Кто мог любить так страстно,
Как я любил тебя?
Но я вздыхал напрасно,
Томил, крушил себя!

Мучительно плениться,
Быть страстным одному!
Насильно полюбиться
Не можно никому.

Не знатен я, не славен,-
Могу ль кого прельстить?
Не весел, не забавен,-
За что меня любить?

Простое сердце, чувство
Для света ничего.
Там надобно искусство —
А я не знал его!

(Искусство величаться,
Искусство ловким быть,
Умнее всех казаться,
Приятно говорить.)

Не знал — и, ослепленный
Любовию своей,
Желал я, дерзновенный,
И сам любви твоей!

Я плакал, ты смеялась,
Шутила надо мной,-
Моею забавлялась
Сердечною тоской!

Надежды луч бледнеет
Теперь в душе моей…
Уже другой владеет
Навек рукой твоей!..

Будь счастлива — покойна,
Сердечно весела,
Судьбой всегда довольна,
Супругу — ввек мила!

Во тьме лесов дремучих
Я буду жизнь вести,
Лить токи слез горючих,
Желать конца — прости!

Карамзин восхищался духовным миром человека, в то время как физическая оболочка его мало интересовала. Поэт пользовался так называемым «языком сердца». Его произведения состояли из простых и логичных форм, в них практически полностью отсутствовали тропы.

В 1803-м, по приказу императора Александра I, Николай Карамзин официально получил должность историка. Ни до него, ни после, Россия больше не имела собственного историографа.

Вторая половина жизни писателя была посвящена изучению исторического наследия страны, при этом он был абсолютно равнодушен к государственным должностям.

Свое первое историческое произведение Николай Михайлович назвал «Записка о древней и новой истории в ее политическом и гражданском отношениях».

В этом труде писатель стал представителем консервативных слоев общества, он пытался рассказать о том, как они относятся к либеральным реформам императора.

Он пытался внушить всем, что в России не нужны преобразования. Это сочинение стало преддверием более масштабного труда.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество«История государства российского»

В1818-м Николай Карамзин представил труд всей своей жизни, который озаглавил «История государства российского». Сразу вышло восемь томов, спустя несколько лет в печать попали еще три тома этого творения. Благодаря этой работе, Карамзин стал своим при императорском дворе, у него сложились нормальные отношения и с царем.

По распоряжению государя, Карамзину выделили отдельный особняк в Царском селе. Историк постепенно стал приветствовать абсолютную монархию.

Он продолжал создавать «Историю государства российского», трудился над 12-м томом, но завершить его не успел. Книга попала в печать после смерти Карамзина в незавершенном виде.

Исследователи потом пришли к выводу, что именно Карамзин был первопроходцем в достоверном описании жизни страны.

Впоследствии Александр Пушкин заметил, что историей своего отечества заинтересовались все, включая светских женщин. Это было как новое открытие, казалось, что Карамзин открыл древнюю Россию, как в свое время Колумб Америку.

Книги стали популярными скорее потому, что не были написаны сухим историческим языком. Карамзин выражался красивым слогом, однако ни одно событие не освещал своим личным мнением. Существовали специальные рукописи к каждому тому, где писатель оставлял свои комментарии, давал пояснения к тому или иному событию.

В творческой биографии писателя, поэта и критика Николая Карамзина нашлось место и переводческой деятельности. Сведений об этом сохранилось мало, да и переводами он занимался недолго.

Одним из его трудов стал перевод шекспировского «Юлия Цезаря». Однако цензура книгу не пропустила, поэтому ее просто сожгли. К каждому своему труду писатель оставлял предисловия, где содержалась оценка произведения. Два года понадобилось писателю, чтобы перевести индийскую драму «Сакунтала», которую написал Калидас.

Постепенно творчество Карамзина оказывало влияние на изменение русского литературного языка. Карамзин отказался от церковнославянской грамматики и лексики, в его произведениях звучал разговорный язык. Основой для создания трудов писателя стала грамматика французского языка.

Николай сумел ввести в обиход новые слова, которых раньше не было в русском языке. Благодаря ему, мы сейчас знаем, что означают термины «благотворительность», «достопримечательность», «промышленность», «влюбленность».

Именно Карамзин ввел в язык варваризмы – появилась буква «ё».

О реформаторском творчестве Карамзина возникали споры и разногласия в среде литераторов. Шишков и Державин основали общество под названием «Беседа любителей русского слова», участники которого радели за сохранение «старого» языка.

Члены этого общества не раз критиковали Карамзина и Жуковского. Карамзин и Шишков долго были соперниками, но потом стали настоящими друзьями.

Благодаря протекции Шишкова Николай Михайлович был избран в Российскую и Императорскую Академию наук.

Первый раз Николай Карамзин женился в 1801 году на Елизавете Протасовой, которую он давно уже любил. Сам писатель признался, что питал нежные чувства к девушке на протяжении тринадцати лет. На то время Елизавета могла похвастаться отменным образованием.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПервая жена Карамзина Елизавета Протасова

Она стала для Николая настоящей помощницей. Одно было плохо – у нее было слабое здоровье. В марте 1802-го супруга подарила Карамзину дочь Софью.

У самой Елизаветы приключилась родовая горячка, которая и стала причиной ее смерти. Впоследствии историки придут к заключению, что «Бедную Лизу» Карамзин посвятил своей первой горячо любимой супруге.

Дочь София стала фрейлиной, ее друзьями были Лермонтов и Пушкин.

Карамзин вдовствовал до тех пор, пока в его личной жизни не появилась Екатерина Колыванова – внебрачная дочь князя Вяземского.

Екатерина родила Карамзину девять детей, из которых трое умерли еще младенцами. В16 лет умер еще один – сын Николай. В1806-м супруга порадовала писателя еще одной дочерью – Екатериной.

Ее супругом стал подполковник в отставке Петр Мещерский, а их сын Владимир – известный публицист.

В 1814-м семья пополнилась сыном Андреем. Он окончил Дерптский университет, уехал из России по причине слабого здоровья. Спустя некоторое время вышел в отставку, сочетался браком с Авророй Демидовой. Этот брак был бездетным, хотя несколько внебрачных наследников Андрей Карамзин после себя оставил.

Спустя пять лет Карамзины снова радовались рождению ребенка. На этот раз сына назвали Владимиром, отец очень гордился своим отпрыском, хотя все считали его остроумным и находчивым карьеристом. Эти качества помогли ему поступить на службу в консультацию министра юстиции, получить должность сенатора. В его владении  было имение Ивня. Владимир женился на генеральской дочери Александре Дука.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоНиколай Карамзин и Екатерина Колыванова

Елизавета тоже стала фрейлиной, ей даже назначили пенсию за то, что она была дочерью знаменитого историка. После смерти матери Елизавете пришлось уехать к Софии, своей старшей сестре. Обе девушки жили у княгини Мещерской.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

Елизавета была отзывчивая, добродушная и очень умная девушка, несмотря на то, что фрейлинам приходилось не сладко. По мнению Льва Толстого, Елизавета воплощала в себе «пример самоотверженности». До нашего времени дошли портреты Елизаветы, написанные специальными художниками, потому что фотографии тогда еще только начинали появляться в обиходе.

Николай Карамзин умер 22 мая 1826 года в Санкт-Петербурге. Официальной причиной смерти историка и писателя стала обычная простуда.

Памятники Николаю Карамзину

Он заболел после того, как 14 декабря 1825 года посетил Сенатскую площадь, и доктора оказались бессильны перед этим заболеванием. Местом упокоения Николая Карамзина стало Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Проза

  • «Евгений и Юлия»
  • «Письма русского путешественника»
  • «Бедная Лиза»
  • «Наталья, боярская дочь»
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла»
  • «Сиерра-Морена»
  • «Остров Борнгольм»
  • «Юлия»
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
  • «Моя исповедь»
  • «Чувствительный и холодный»
  • «Рыцарь нашего времени»
  • «Осень»
  • «О дружбе»

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-karamzin/

Н. М. Карамзин. Жизнь и творчество

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в семье симбирского помещика Михаила Егоровича Карамзина и его супруги Екатерины Петровны. Род свой Карамзины вели от татарского мурзы по имени Кара-Мурза. Мать будущего историографа умерла рано, сын едва помнил её.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

От матери маленькому Николаю досталась богатая библиотека. Состояла она в основном из французских романов, которые были любимым чтением женщин тех времён.

Романы эти, сентиментальные и нравоучительные, очень нравились мальчику. Они развивали его мечтательность. Они же укрепили в нем веру в обязательную победу добра над злом.

Но, кроме романов, как вспоминал сам Карамзин, читал он и Римскую историю.

Дав сыну обычное для дворянского ребёнка домашнее образование, отец отвёз его в Москву и отдал в пансион профессора Шадена. Молодому человеку нравилась учёба, особенно такие науки, как философия, литература, история и иностранные языки.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

По обычаю того времени Карамзин с колыбели был записан в военную службу и после окончании курса в пансионе в 1781 г. явился в Преображенский полк. Но карьера военного не прельщает молодого человека, и, отслужив совсем немного, Николай берет годовой отпуск.

После смерти отца Карамзин вышел в отставку (уволен 1 января 1784 г.) и в чине поручика уехал на родину, в Симбирск.

В Симбирске он не только развлекался в свете, но и работал. Из писем к другу видно, что он там много читал, перевёл статью для журнала «Детское чтение» («Разговор между отцом и детьми о кофе»), собирался переводить Шекспира.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

Летом 1785 года Карамзин вместе со своим земляком Иваном Петровичем Тургеневым уезжает в Москву.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

Тургенев был членом масонской ложи и уговорил Карамзина стать масоном. Одна из сторон действия масонов была занятие просвещением. Это Карамзин приветствовал, но мистические обряды, таинственность ему не нравились. Карамзин вышел из состава масонской ложи.

Весною 1789 года Карамзину удалось исполнить своё заветное желание увидеть Европу. За границей пробыл он 18 месяцев (с 18 мая 1789 года по сентябрь 1790 года).

Читайте также:  Судьба аси в повести тургенева ася - сочинение

Ехал через Курляндию в Германию, где останавливался в Кенигсберге, Берлине, Дрездене, Лейпциге, Веймаре и потом через Франкфурт и Страсбург приехал в Швейцарию. Здесь останавливался в Берне, Цюрихе, Женеве.

Оттуда отправился во Францию, посетил Лион, останавливался в Париже. Путешествие закончилось Лондоном. Из Англии он вернулся на родину морем.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

Карамзин говорит в своих «Письмах русского путешественника» о красотах природы; рассказывает о дорожных встречах и знакомствах, описывает достопримечательности городов и передаёт свои разговоры с замечательными людьми. Целью его путешествия было не изучение какой-либо науки, а наблюдение за тем, как живут в разных государствах.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПисатель Николай Карамзин. Жизнь и творчествоПисатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

Его образование дало ему возможность разговаривать с европейскими поэтами и учёными и рассказывать о них русской публике. Современникам его слог давал возможность многое узнать и прививал литературный вкус. «Письма» не только познакомили русскую публику с мало ещё известным ей миром европейской жизни, но и являлись образцом исключительно изящного изложения.

И это не удивительно, ведь ещё до поездки Карамзин много работал как переводчик зарубежных авторов, сам писал повести для журнала «Детское чтение». Им были переведены на русский язык «Размышления о делах Божиих» Кристофа Штурма,  поэма «О происхождении зла» Альбрехта фон Геллера, пьеса «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира, повесть «Эмилия Галотти» Готхольда-Эфраима Лессинга.

  • Кроме переводов, прозаических и стихотворных, Карамзин писал и оригинальные стихи.
  • Что нас за гробом ждёт, не знает и мудрец.
  • Могила, тление всему ли есть конец?
  • Угаснет ли душа с разрушенным покровом,
  • На небо ль воспарив, жить будет в теле новом?
  • Нам всё употреблять для счастия возможно,
  • Во зло употреблять не должно ничего;
  • Спокойно разбирай, что истинно, что ложно:
  • Спокойствие души зависит от сего.
  • Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

В Москве Карамзин начинает издавать журнал «Московский Журнал».

В объявлении о новом издании он обещал помещать «все, что может нравиться людям, имеющим вкус», но заявлял, что в план его «не входят только теологические, мистические, слишком учёные, педантические, сухие пьесы». В «Московском Журнале» помещались стихотворения Державина, Хераскова, Дмитриева, и сочинения самого Карамзина.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество

В «Московском журнале» в 1792 году впервые была напечатана повесть «Бедная Лиза». Это самая известная и лучшая повесть Карамзина, она принесла молодому писателю (ему было 25 лет) настоящую славу. «Бедная Лиза» стала первой и самой талантливой русской сентиментальной повестью.

С 1793 года журнал перестал выходить. Карамзин в послесловии к журналу ссылался на то, что при соблюдении периодичности издания не всегда может строго выбрать статьи для него, а ещё на то, что собирается заняться «трудом более прочным». Это был намёк на увлечение историей.

Интересоваться историей Карамзин начал давно. Он написал повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

  1. В этом же году указом императора Александра I он был назначен на должность придворного историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

Прежде, чем начать писать, надо собрать материал. И Карамзин погружается в архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена.

Материала собралось великое множество. Остромирово Евангелие 1056-1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы «Моление Даниила Заточника» и много другого.

Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья шутили над ним, говорили, что он стал просто несносным — только об истории и твердит.

Карамзин много размышляет о том, как строить тома будущей книги. Какие события описывать, а какие пропускать?

Карамзин пишет брату: «История не роман: ложь всегда может быть красива, а истина в своём одеянии нравится только некоторым умам». И решает писать только правду, ничего не добавляя, ничего не выдумывая, не превознося побед и не преуменьшая поражений.

По своим убеждениям Карамзин был монархистом. Но в своей «Истории» излагал события без прикрас. Так, о покорении Новгорода Иваном Грозным он пишет:

«Судили Иоанн и сын его таким образом: ежедневно представляли им от пятисот до тысячи новгородцев; били их, мучали, жгли каким-то составом огненным, привязывали головою или ногами к саням, влекли на берег Волхова, где сия река не мёрзнет зимою, и бросали с моста в воду целыми семействами, жён с мужьями, матерей с грудными младенцами. Ратники московские ездили на лодках по Волхову с кольями, баграми и секирами: кто из вверженных в воду всплывал, того кололи, рассекали на части. Сии убийства продолжались пять недель и заключались грабежом общим».

В 1818 году выходят из печати первые 8 томов «Истории Государства Российского». Тираж — огромен — 3 тысячи экземпляров. И всё раскупили в 25 дней. А ведь цена немалая: 50 рублей.

По словам А. С. Пушкина, «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».

В день декабрьского восстания 1825 года Карамзин был на Сенатской площади. Сам он категорически против революций, но, как историк, должен видеть всё своими глазами.

Он видел революцию в Париже в 1790-м году, был в Москве в 1812-м, к тому же, среди восставших много хорошо знакомых ему людей. Идей восставших Карамзин не разделял: считал, что время России ещё не настало, народ не созрел для республики. Править должен просвещённый монарх, добрый царь.

Во время восстания Карамзин простудился. Простуда дала осложнения. Немолодой уже человек, Карамзин быстро слабел. Однако не только болезнь подтачивала его силы. Писатель не видел будущего для своих надежд. На престол взошёл новый царь. И царь очень далёкий от идеального образа просвещённого монарха – Николай I.

Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, — вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.

Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года. Похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Как поэт и писатель Карамзин оказал решительное влияние на развитие русского литературного языка. Он нарочно старался избегать церковнославянской лексики в своих произведениях. Язык его стихов и прозы близок к обычному языку его времени.

  • Кто всё плачет, всё вздыхает,
  • Вечно смотрит сентябрём —
  • Тот науки жить не знает
  • И не видит света днём.
  • Пора, друзья, за ум нам взяться,
  • Беспутство кинуть, жить путём.
  • Не век за бабочкой гоняться,
  • Не век быть резвым мотыльком.
  • Были писатели, которые сурово осуждали Карамзина за это, но абсолютное большинство как писателей, так и читателей, только приветствовало.
  • Пётр Андреевич Вяземский писал о литературных нововведениях Карамзина:
  • Язык наш был кафтан тяжёлый
  • И слишком пахнул стариной.
  • Дал Карамзин покрой иной –
  • Пускай ворчат себе расколы,
  • Все приняли его покрой.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых (тогда) слов: «благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер». Чаще всего это были кальки с иностранных слов.

Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Но, конечно, самым известным его трудом остаётся никем не превзойдённая «История государства Российского». Прошло множество лет с тех пор, как она была написана. Историки и археологи нашли новые документы, предметы исторической ценности, но эта книга едва ли когда будет иметь себе равную. И сейчас она нужна не менее, чем на заре своего существования.

  1. «Высокое нравственное чувство делает до сих пор эту книгу наиболее удобною для воспитания любви к России и к добру».
  2. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин, русский историк, руководитель санкт-петербургской школы историографии, специалист по источниковедению.

Источник: https://videouroki.net/video/6-n-m-karamzin-zhizn-i-tvorchestvo.html

Биография — Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество

        Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826)

    Родился 1 декабря (12 н.с.) в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика. Получил хорошее домашнее образование.

    В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. Окончив его в 1783, приехал в Преображенский полк в Петербург, где познакомился с молодым поэтом и будущим сотрудником своего «Московского журнала» Дмитриевым. Тогда же опубликовал свой первый перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога».

Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву, стал одним из деятельных участников журнала «Детское чтение для сердца и разума», издававшегося Н. Новиковым, и сблизился с масонами. Занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. С 1787 регулярно публиковал свои переводы «Времен года» Томсона, «Деревенских вечеров» Жанлис, трагедии У.

Шекспира «Юлий Цезарь», трагедии Лессинга «Эмилия Галотти».

    В 1789 в журнале «Детское чтение… » появилась первая оригинальная повесть Карамзина «Евгений и Юлия». Весной он отправился в путешествие по Европе: посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства. В июне 1790 из Франции переехал в Англию.

Писатель Николай Карамзин. Жизнь и творчество     Осенью возвратился в Москву и вскоре предпринял издание ежемесячного «Московского журнала», в котором была напечатана большая часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Флор Силин», очерки, рассказы, критические статьи и стихотворения. К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина, Львова Нелединского-Мелецкого и др. Статьи Карамзина утверждали новое литературное направление — сентиментализм. В 1790-е Карамзин издавал первые русские альманахи — «Аглая» (ч. 1 — 2, 1794 — 95) и «Аониды» (ч. 1 — 3, 1796 — 99). Наступил 1793, когда на третьем этапе Французской революции была установлена якобинская диктатура, потрясшая Карамзина своей жестокостью. Диктатура возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести «Остров Борнгольм» (1793); «Сиерра-Морена» (1795); стихотворения «Меланхолия», «Послание к А. А. Плещееву» и др.

    К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

    В 1802 — 1803 Карамзин издавал журнал «Вестник Европы», в котором преобладали литература и политика.

В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории.

Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть «Марфа Посадница». В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

    Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою «Записку о древней и новой России» (1811), вызвав его раздражение.

В 1819 подал новую записку — «Мнение русского гражданина», вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов.

Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

    В 1803 через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа.

    В 1804 он приступил к созданию «Истории государства Российского», над которой работал до конца дней, но не завершил.

В 1818 были изданы первые восемь томов «Истории» — величайшего научного и культурного подвига Карамзина.

В 1821 вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824 — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.

Источник: https://www.sites.google.com/site/nmkaramzinziznitvorcestvo/biografia

Николай Карамзин. Жизнь и творчество

 Николай Михайлович Карамзин родился 01 (12) декабря 1766 года в с. Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Казанской губернии (по другим данным, с. Богородское Симбирского уезда Казанской губернии).

 Русский писатель, историк, переводчик, издатель, член Российской академии (1818 г.), почетный член Петербургской АН (1818 г.). Дворянин, обучался в частном пансионе профессора Московского университета И.

М. Шадена, посещал лекции в Московском университете (1779-1780 гг.). В 1781-1784 гг. состоял на службе в лейб-гвардейском Преображенском полку в Санкт-Петербурге, где подружился с поэтом И.И. Дмитриевым.

 Литературную деятельность начал в 1783 г. прозаичным переводом с немецкого языка идиллии С. Геснера «Деревянная нога». Вскоре после выхода в отставку поселился в Москве и сблизился с масонским кружком Н.И. Новикова, где получил, по словам И. Дмитриева, «не только авторское, но и нравственное образование».

В 1787-1789 гг. в качестве сотрудника и редактора участвовал в издававшемся Новиковым журнале «Детское чтение для сердца и разума», опубликовал в нем свою первую повесть «Евгений и Юлия» (1789 г.), стихи и переводы.

Тогда же проявился интерес Карамзина к сентименталистским и предромантическим тенденциям в европейской литературе, прежде всего английской и немецкой. Он перевел на русский язык трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» (1787 г.) и Г. Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.).

Позднее познакомил русских читателей с творчеством писателей разных времен и народов: античных авторов, Калидасы, Вольтера, Ж.Ф. Мармонтеля, С.Ф. Жанлис, Ж.П. Флориана, Ж. де Сталь и многих других.

 В 1786-1790 гг. Карамзин вел переписку со швейцарским писателем и философом И.К. Лафатером, обсуждая вопросы литературы и морали. После ареста Н.И. Новикова опубликовал стих «К Милости» (1792 г.), обращенный к императрице Екатерине ІІ.

 В 1789-1790 гг. путешествовал по европейским странам (германские государства, Швейцария, Франция, Великобритания), где осматривал достопримечательности, посещал музеи, театры, светские салоны, встречался с учеными и писателями.

Читайте также:  Жизнь и творчество михаила шолохова

Оказавшись в Париже в разгар Великой французской революции, Карамзин посещал заседания Национального собрания, где слушал выступления О. Мирабо, М. Робеспьера и др. во время путешествий он вел записи, послужившие затем основой «Писем русского путешественника», над которыми Карамзин работал более 10 лет.

Их первое полное издание вышло в Москве в 1797-1801 гг. (ч. 1-6). Карамзин стремился показать характер каждого народа, создать картину современной ему Европы.

 После возвращения в Россию Карамзин занялся издательской деятельностью. В 1791-1792 гг. редактировал «Московский журнал», принесший ему литературную известность.

Основное место в журнале занимали труды самого Карамзина – прозаические сочинения (ставшие образцом русского сентиментализма повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» (обе 1792 г.) и др.

), стихи, литературные и театральные рецензии, переводы.

 Карамзин утвердил в России новый тип издания – литературный альманах: в «Аглае» нашли отражение личные переживания Карамзина, а также крах его недавних политических надежд, связанных с Великой французской революцией и развеянных известиями о якобинской диктатуре.

В первом авторском сборнике «Мои безделки» (1794 г.), имевшем подчеркнуто камерный характер, Карамзин объединил прозу и стихи. Для поэзии Карамзина характерны отход от одической традиции, стремление к жанровой свободе, обновлению ритмики, простоте и мелодичности стиха.

Карамзин обращался к философской, пейзажной, любовной лирике, теме творчества. Часть прозаических переводов он объединил в «Пантеоне иностранной словесности» (1789 г.).

Краткие характеристики русских писателей даны Карамзиным для издания «Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями» (1801-1802 гг.).

 В 1802-1803 гг. редактирует журнал «Вестник Европы». Сделавшись решительным противником изменения политического устройства путем насильственных действий, Карамзин стал сторонником просвещенной монархии. Он разделял взгляды Ж.Ж. Руссо и Ш.Л.

Монтескье. Публикуемая в «Вестнике Европы» проза отличалась углубленным психологическим анализом («Моя исповедь», «Чувствительный и холодный. Два характера», автобиографический роман «Рыцарь нашего времени»). В журнале печатались первые произведения Карамзина по русской истории.

 Карамзин разработал языковую реформу, направленную на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества.

 Интерес Карамзина к профессиональным занятиям историей обозначился с конца 1790-х гг. Указом императора Александра І от 31.10 (12.11) 1803 г. Карамзин был назначен на должность историографа.

Тогда же он приступил к написанию «Истории государства Российского» (1818-1829 гг.), работу над которой продолжал до конца жизни. Свой труд Карамзин адресовал все слоям российского общества – от императора до «простых граждан». Отечественная война 1812 г.

заострила внимание Карамзина на своеобразном пути развития России, отличного от других стран.

Карамзин был свидетелем восстания декабристов и в силу своих политических убеждений отнесся к нему с неодобрением. Тем не менее впоследствии он заступался за арестованных участников восстания перед императором Николаем І.

 Литературная деятельность Карамзина, стоявшего у истоков сентиментализма в России, оказала большое влияние на творчество А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. По словам А.И. Герцена, Карамзин «сделал нашу литературу гуманною».

 Умер Николай Карамзин 22 мая (03 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. 

Источник: https://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=3646&album_id=119&category=STATJI

Карамзин николай михайлович

Знаменитый писатель, историк, поэт, публицист. Создатель «Истории государства Российского».

Семья. Детство

Николай Михайлович Карамзин родился в Симбирской губернии в семье небогатых образованных дворян. Получил хорошее домашнее образование. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Шадена. По окончании его в 1783 году отправился в Петербург на службу в Преображенский гвардейский полк.

В столице Карамзин познакомился с поэтом и будущим сотрудником своего «Московского журнала» Дмитриевым. Тогда же им был опубликован первый перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога». Прослужив в армии меньше года, Карамзин в невысоком звании поручика в 1784 году ушел в отставку и вернулся в Симбирск.

Здесь он вел внешне светскую жизнь, но при этом занимался самообразованием: изучал историю, литературу и философию. Друг семьи Иван Петрович Тургенев, масон и литератор, состоявший в большой дружбе с Николаем Ивановичем Новиковым, сыграл определенную роль в жизни будущего писателя.

По его совету Николай Михайлович переехал в Москву и познакомился с кружком Новикова. Так начался новый период в его жизни, охватывающий время с 1785 по 1789 годы.

Московский период (1785-1789). Путешествие в Европу (1789-1790)

В Москве Карамзин переводит художественную прозу, с 1787 года регулярно публикует свои переводы «Времен года» Томсона, «Деревенских вечеров» Жанлис, трагедии У.

Шекспира «Юлий Цезарь», трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». Также он начинает писать для журнала «Детское чтение для сердца и разума», издателем которого был Новиков.

В 1789 году в нем появилась первая оригинальная повесть Карамзина «Евгений и Юлия».

Вскоре Николай Михайлович решает отправиться в путешествие по Европе, ради чего закладывает наследственное имение. Это был смелый шаг: он означал отказ от жизни на доходы от наследственного поместья и обеспечения себя за счет труда крепостных крестьян.

Теперь Николаю Михайловичу оставалось зарабатывать на жизнь собственным трудом профессионального литератора. За границей он провидит около полутора лет. В течение этого времени он посещает Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдает деятельность революционного правительства.

В июне 1789 года из Франции Карамзин переезжает в Англию. Во время всего путешествия литератор знакомится с интересными и выдающимися людьми. Николая Михайловича интересуют жилища людей, исторические памятники, фабрики, университеты, уличные гуляния, трактиры, деревенские свадьбы.

Он оценивает и сравнивает характеры и нравы той или иной национальности, изучает особенности речи, записывая различные беседы и собственные размышления.

У истоков сентиментализма

Осенью 1790 года Карамзин возвращается в Москву, где предпринимает издание ежемесячного «Московского журнала», в котором выходили его повести (такие как «Лиодор», «Наталья, боярская дочь», «Флор Силин»), критические статьи и стихотворения. Здесь же были напечатаны знаменитые «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза». К сотрудничеству в журнале Карамзин привлек Дмитриева и Петрова, Хераскова и Державина и др.

В своих произведениях данного периода Карамзин утверждает новое литературное направление – сентиментализм. Доминантой «человеческой природы» это направление объявило чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств.

Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

В 1790-е годы писатель издает альманахи. Среди них «Аглая» (ч. 1-2, 1794-1795), «Аониды», написанный в стихах (ч. 1-3, 1796-1799), а также сборник «Мои безделки», включающий в себя различные повести и стихотворения. К Карамзину приходит известность. Его знают и любят по всей России.

Одним из первых произведений Карамзина, написанных в прозе, является опубликованная в 1803 году историческая повесть «Марфа Посадница». Она была написана еще задолго до того, как в России началось увлечение романами Вальтера Скотта.

В этой повести проявилось тяготение Карамзина к античности, классике как к недостижимому идеалу нравственности. В эпическом, античном виде представил Карамзин борьбу новгородцев с Москвой.

«Посадница» затрагивала важные мировоззренческие вопросы: о монархии и республике, о народе и вождях, о «божественном» историческом предопределении и неповиновении ему отдельной личности. Симпатии автора были явно на стороне новгородцев и Марфы, а не монархической Москвы.

Эта повесть обнаруживала и мировоззренческие противоречия писателя. Историческая правда была, несомненно, на стороне новгородцев. Однако Новгород обречен, плохие предзнаменования являются предвестниками скорой гибели города, и позже они оправдываются.

Но наибольший успех имела повесть «Бедная Лиза», опубликованная в 1792 году и ставшая знаковым произведением сентиментализма. Часто встречающийся в западной литературе восемнадцатого века сюжет о том, как дворянин соблазнил крестьянку или мещанку, в русской литературе впервые разработал в данной повести Карамзин.

Биография нравственно чистой, прекрасной девушки, а также мысль о том, что подобные трагические судьбы могут встречаться и в окружающей нас действительности, способствовали огромному успеху этого произведения. Важно было и то, что Н.М. Карамзин учил своих читателей замечать красоту родной природы и любить ее.

Гуманистическая направленность произведения имела неоценимое значение для литературы того времени.

В этом же 1792 году появилась на свет повесть «Наталья, боярская дочь». Она не столь известна, как «Бедная Лиза», однако затрагивает очень важные нравственные вопросы, которые волновали современников Н.М. Карамзина.

Одним из важнейших в произведении является проблема чести. Алексей, возлюбленный Натальи, был честным человеком, служившим русскому царю. Поэтому он признался в своем «преступлении», в том, что похитил дочь Матвея Андреева, любимого боярина государя.

Но царь благословляет их брак, видя, что Алексей — достойный человек. Это же делает и отец девушки. Заканчивая повесть, автор пишет о том, что молодожены жили долго и счастливо и были похоронены вместе. Их отличала искренняя любовь и преданность государю.

В повести вопрос чести неотделим от служения царю. Счастлив тот, кого любит государь.

Знаковым для Карамзина и его творчества стал 1793 год. В это время во Франции была установлена якобинская диктатура, потрясшая писателя своей жестокостью.

Она возбудила в нем сомнения в возможности для человечества достичь благоденствия. Он осудил революцию.

Философия отчаяния и фатализма пронизывает его новые произведения: повести «Остров Борнгольм» (1793), «Сиерра-Морена» (1795), стихотворения «Меланхолия», «Послание к А. А. Плещееву» и др.

К середине 1790-х годов Николай Карамзин становится признанным главой русского сентиментализма, открывавшего новую страницу в русской литературе. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

«Вестник Европы». «Записка о старой и новой России»

В 1802 — 1803 годах Карамзин издает журнал «Вестник Европы», в котором преобладают литература и политика.

В его критических статьях этого времени вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории.

Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала упоминавшая выше повесть «Марфа Посадница». В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I в этом направлении, Карамзин передал ему свою «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811), в которой отразились взгляды консервативных слоев общества, не одобрявших либеральные реформы государя. Записка вызвала раздражение последнего.

В 1819 году литератор подал новую записку — «Мнение русского гражданина», вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов.

Несмотря на это, Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

«История государства Российского»

В 1803 году посредством своего друга и бывшего учителя юного императора М.Н. Муравьева Николай Михайлович получает официальное звание придворного историографа. Это имело для него огромное значение, так как теперь, благодаря назначенной государем пенсии  и доступу  к архивам, писатель мог осуществить задуманный им труд по истории отечества.

В 1804 году он оставил литературное поприще и с головой окунулся в работу: в архивах и книжных собраниях Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры читал рукописи и книги по истории, разбирал древние фолианты (Остромирово Евангелие, Ипатьевскую, Троицкую летописи, Судебник Ивана Грозного, «Моление Даниила Заточника» и многие другие) выписывал, сравнивал. Трудно представить, какую огромную работу проделал историк Карамзин. Ведь на создание двенадцати томов его «Истории государства Российского» ушло двадцать с лишним лет напряженного труда, с 1804-го по 1826 год. Изложение исторических событий здесь отличалось, насколько это возможно, беспристрастностью и достоверностью, а также прекрасным художественным слогом. Повествование было доведено до Смутного времени. В 1818 году были изданы первые восемь томов  «Истории», в 1821 году вышел 9-й том, посвященный царствованию Иоанна Грозного, в 1824-м — 10-й и 11-й, о Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове. Смерть оборвала работу над 12-м томом и не позволила осуществить масштабный замысел до конца.

Выходившие один за другим 12 томов «Истории государства Российского» вызывали многочисленные читательские отклики. Возможно, впервые за всю историю печатная книга спровоцировала такой всплеск национального самосознания жителей России. Карамзин открыл народу его историю, объяснил его прошлое.

Рассказывали, что, закрыв восьмой том, Ф.И. Толстой-Американец воскликнул: «Оказывается, у меня есть Отечество!». Зачитывались «Историей» все — студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: например, в Иркутске  закупили 400 экземпляров.

Но содержание труда воспринималось неоднозначно. Так, вольнолюбивая молодежь была склонна оспаривать поддержку монархического строя, которую выказывал на страницах «Истории государства Российского» Карамзин.

Читайте также:  История древнего мира - сообщение доклад

А молодой Пушкин даже написал дерзкие эпиграммы на почтенного в те годы историка. По его мнению, этот труд доказывал «необходимость самовластья и прелести кнута».

Карамзин, книги которого никого не оставили равнодушным, в ответ на критику всегда был сдержан, спокойно воспринимал как насмешки, так и похвалу.

Последние годы

Переехав жить в Петербург, Карамзин, начиная с 1816 года, каждое лето проводит в Царском Селе со своей семьей.

Карамзины были радушными хозяевами, принимающими таких известных поэтов, как Вяземский, Жуковский и Батюшков (они являлись членами созданного в 1815 году  и отстаивавшего карамзинское направление в литературе общества «Арзамас»), а также образованную молодежь. Здесь часто бывал и молодой А.С. Пушкин, слушая, как старшие читают стихи, ухаживая за женой Н.М.

Карамзина Екатериной Андреевной (она была второй женой писателя, у пары было 9 детей), уже немолодой, но обаятельной и умной женщиной, которой он решился даже послать признание в любви. Мудрый и опытный Карамзин простил выходку молодого человека, как и его дерзкие эпиграммы на «Историю».

Через десять лет Пушкин, уже будучи зрелым человеком, по-другому посмотрит на великий труд Николая Михайловича. В 1826 году, находясь в ссылке в Михайловском, он напишет в «Записке о народном воспитании», что историю России следует преподавать по Карамзину, и назовет это произведение не просто трудом великого историка, но и подвигом честного человека.

В целом, последние годы жизни историка и писателя можно назвать счастливыми. Его связала дружба с царем Александром. Вдвоем они часто гуляли, беседуя, по Царскосельскому парку. Событием, омрачившим эти годы, стало восстание декабристов.

14 декабря 1825 года Карамзин  присутствовал на Сенатской площади. Историк, безусловно, был против восстания, хотя и видел среди бунтовщиков знакомые лица Муравьевых, Бестужева, Кюхельбекера, Н. Тургенева.

Через несколько дней после выступления Николай Михайлович сказал: «Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века».

Сам Карамзин стал жертвой событий 14 декабря: стоя на Сенатской площади, он страшно простудился и 22 мая 1826 года скончался.

Память

В 1848 году в Симбирске была открыта Карамзинская общественная библиотека. В Новгороде на памятнике «1000-летие России» (1862) среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории есть и фигура Н.М. Карамзина. В Москве в честь Н.М. Карамзина назван проезд, в Калининграде – улица. В Ульяновске установлен памятник историку, в усадьбе Остафьево  — памятный знак.

Сочинения

Избранные сочинения в 2-х тт. М.-Л., 1964.

История государства Российского. СПб., 1818-1826.

Полное собрание сочинений в 18-ти тт. М., 1998-2008.

Полное собрание стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Ю. М. Лотмана. Л., 1967.

Награды

  • Орден Св. Анны 1-й степени
  • Орден Св. Владимира 3-й степени

Примечания

  • «История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам». Н.М. Карамзин
  • «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». А.С. Пушкин

Литература

  • Вершинина Н.Л. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина: к проблеме самоопределения романной формы. Нижний Новгород, 2001.
  • Козлов В.П. «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценках современников. М., 1989.
  • Лотман М.Ю. Карамзин. Сотворение Карамзина. Статьи и исследования 1957-1990. СПб., 1997.
  • Рогожин Н.М. «Живописный Карамзин»: воспитание историей. М., 2000.
  • Сидорова В.А. «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина — энциклопедия европейской жизни конца XVIII века. Оренбург, 2013.
  • Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: опыт прочтения. М., 2006.
  • Шарафадина К.И. «Борис Годунов» и «История Государства Российского» Н.М. Карамзина. 1999.
  • Юсуфов Р.Ф. «Записки первого путешествия» Д. И. Фонвизина и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина — диалог культур Западной Европы и России. М., 2008.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/karamzin_nikolai_mikhailovich_novaia

Биография и творчество Карамзина (3 вариант биографии)

Николай Михайлович Карамзин, знаменитый писатель и историк, родился 1 декабря 1766 года в Симбирской губернии. «Я был загадкой для себя», — писал он о своей юности в одном из поздних стихотворений.

Николай Карамзин вступил во взрослую жизнь в ту эпоху, когда императрица Екатерина начала наступление на свободомыслие и общественные инициативы, на ростки российской свободы. Карамзин же был чувствительным и отзывчивым юношей. Он тянулся и к французской философии, и к русскому масонству, но не мог целиком принять ни того, ни другого.

В 1784 году он поселился в Москве. Его настроение в ту пору передают «Письма к Лафатеру», где перед нами раскрывается его тонкая душа.

Он воодушевлён «богатырскими помыслами», хочет «небесполезно жить для людей», но «не знает цели и смысла жизни!».

Карамзин говорит, что в груди его бьётся горячее сердце, что он ищет чего-то, к чему мог бы привязаться всей душой, но сам он не имеет определённого понятия, что же именно «должно пополнить пустоту его души и оживить его жизнь».

Российский Колумб

Карамзин воспитывал читателя. Грамотный соотечественник, читая его повести, проникался сочувствием к героям и автору. Карамзину удалось утвердить в России статус литератора — благородного в помыслах и гуманистически образованного человека.

Он стал первым профессиональным писателем в России, добился материальной государственной помощи от Александра II для написания «Истории государства Российского». Карамзину удалось многое предвосхитить в русской жизни, и прежде всего — уважение к литературному труду, внимание к писательским мыслям, национальную привычку к регулярному чтению разнообразной по жанрам литературы.

Для него печатное слово было куда весомее слова сказанного. Важные слова и выражения он выделял при печати курсивом, чтобы читатель случайно их не пропустил.

В борьбе за развитие русского литературного языка Карамзин победил своих оппонентов, и русский язык стал таким, на каком мы разговариваем сегодня, — открытым изменениям в жизни, в европейских языках и активно влияющим на них в свою очередь.

Удивительно, но оппоненты, чьи идеи оказались невостребованными, вовсе не стали враждовать с Карамзиным.

Напротив, его главный соперник по лингвистическим спорам Шишков был настолько очарован Карамзиным, что всегда подчёркивал своё уважительное и порой дружеское отношение к нему.

В 1789 году произошло событие, перевернувшее жизнь Карамзина: он отправился в полуторагодичное путешествие по Европе, побывал в Германии, в Швейцарии, во Франции и в Англии. В то время путешествовать было нелегко, да и путешественников было немного.

Карамзин решил, что он должен поделиться своими впечатлениями с русскими читателями, и начал издавать «Московский журнал» (1791–1792), где по частям печатал «Письма русского путешественника», ставшие образцом этого жанра в русской литературе.

За два года он открыл русскому читателю культурную жизнь Европы. «Письма русского путешественника» печатались из номера в номер. Эти письма не только дали огромный фактический материал, но и стали зеркалом души русского писателя.

Автор выступает в «Письмах» как любознательный и очень любящий жизнь человек.

Выдающийся вклад Карамзина в русскую культуру — написание «Истории государства Российского», итог пятнадцатилетнего самоотверженного труда.

Тщательный подбор источников (многие из которых были открыты самим Карамзиным) и критические примечания составляли главные достоинства этого сочинения Карамзина.

К историческим трудам Карамзин относился как к литературному творчеству, поэтому и в истории его интересовали прежде всего характеры, личности российских государей и полководцев.

В 1803 году Николай Карамзин получает звание историографа, а в 1818 году напечатаны первые восемь томов его «Истории». Они вышли огромным для того времени тиражом: три тысячи экземпляров, которые разошлись за один месяц! Этот невероятный читательский успех был достигнут опытным писателем, уже добившимся читательского признания.

«Карамзинисты» и «шишковисты»

Авторитет Карамзина сыграл решающую роль в развитии русского литературного языка. Именно Карамзину мы обязаны тем, что современный русский язык столь богат, красив и выразителен. Дискуссия о русском языке достигла кульминации в споре «шишковистов» (от фамилии Шишков) и «карамзинистов».

Адмирал Александр Шишков в течение 28 лет был Президентом Российской Императорской академии. Его соратники настаивали на том, что русский язык не должен заимствовать иностранные слова. Из патриотических побуждений «шишковисты» пытались на самом деле «законсервировать» русский язык, затормозить его развитие.

Карамзин же требовал «писать как говорят и говорить как пишут». Он активно использовал французские конструкции фразы, французский стиль изложения. Он добился от языка лёгкости, свободы выражения, гибкости. Карамзин стремился сблизить литературный язык с живой разговорной речью образованных дворян.

Он стремился к приятному звучанию русского языка и лёгкому произношению.

Карамзин не только улучшил синтаксис, избавил русский язык от громоздких конструкций, но и предложил много новых слов взамен устаревших. Именно Карамзину мы обязаны появлением в русском языке слов общественность, усовершенствовать, человечность, промышленность, влюблённость.

Карамзин практически отменил деление на три стиля, введённое Ломоносовым. Он выработал единый гладкий стиль для любой письменной речи.

Он писал совершенно одинаковым стилем и романтическую повесть о любви, и «Письма русского путешественника», и рассуждение о высокой морали, и объявление в журнале, и частное письмо, и политическую статью.

Это был его личный язык, язык культурного человека в его понимании.

Позиция Карамзина была поддержана великим пушкинским талантом. Пушкин преодолел оторванность Карамзина от живого русского разговорного языка, что позволило русскому литературному языку развиваться по более органичному для него и прогрессивному пути.

Журналистика Карамзина

Карамзин фактически создал русскую журналистику: до «Московского журнала» успешно сотрудничал в журнале Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума», после издавал «Вестник Европы», а также альманах «Аглая».

«Детское чтение», в котором он принимал столь значительное участие, — первый детский журнал в России. В нём Карамзин отстаивал традиции гуманистической педагогики Жан-Жака Руссо: «Отсутствие принуждения и страха, отсутствие зубрения и телесных наказаний, развитие чувства и сердца — вот её основы».

В 1791 году «Московский журнал» был очень популярным и имел 300 подписчиков. Каждый его выпуск делился на две части: политическую и литературную. Именно здесь впервые появился раздел литературной критики.

«Вестник Европы», основанный Н.М. Карамзиным в 1802 году, проложил путь для развития серьёзного литературно-политического журнала с одноимённым названием, появившегося в 1886 году.

Новаторство Карамзина

До Карамзина писатели изображали действия героев, их поступки и комментировали их. Мы узнавали о персонаже только по его действиям, поступкам. Карамзин первый ввёл рассказ о характере героя, о его психологии.

Это и стало первым шагом к созданию русской психологической прозы. Так в русской литературе начинает формироваться искусство психологического анализа.

Повесть «Бедная Лиза»

Самое значительное событие «Московского журнала» — публикация «Бедной Лизы». Над этой повестью буквально рыдала вся читающая Россия. В типичное сентименталистское произведение Карамзин вложил столько искреннего чувства, что оно вот уже два столетия затрагивает душу читателя. Публикация повести «Бедная Лиза» прославила Карамзина.

Не было в России образованного читателя, который не был бы с ней знаком. В повести впервые утверждается: «И крестьянки любить умеют!» Для того времени — удивительная мысль. Повесть воспитывала чувства — и в этом было важнейшее литературное новаторство. Писателя интересовала психология его героев.

«Что человеку занимательнее самого себя?» — говорил Карамзин.

В основе сюжета — распространённая в европейской литературе XVIII века история любви дворянина и простой девушки.

Лирическая манера повествования Карамзина вызывает определённый читательский настрой.

Пейзаж в начале повести — своеобразная увертюра, позволяющая автору перейти к повествованию: «Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы.

Ах! я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!» Перед этой лирической темой очертания самого сюжета становятся всё более размытыми. Ведь в повести на самом деле происходит не так уж много событий.

Читателя трогала в первую очередь судьба несчастной героини повести, но голос рассказчика подготавливал это восприятие. Непосредственный живой тон рассказчика, его восклицания, речь, пересыпанная междометиями, — всё это придавало «Бедной Лизе» совершенно новое звучание в литературе.

Внешняя жизнь становилась в повести лишь выражением «жизни сердца». Карамзин обратился к миру человеческих чувств, и это было новым по сравнению с классицизмом: ведь классицизм прежде всего обращал внимание на разум человека.

Карамзинская фраза «и крестьянки любить умеют» в эпоху крепостного права стала событием. С этой поры у русских книг появились не только читатели, но и читательницы.

Замечательное качество его прозы они называли «чувствительностью».

Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбе её героини, приходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором Лиза утопилась.

«Мужики, мастеровые, монахи, солдаты — все о нём знают, все любят его!.. Завидую, брат», — писал о Карамзине его современник профессор и поэт А.Ф. Мерзляков.

Источник (в сокращении): Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. — М.: Вентана-Граф, 2015

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/karamzin_n_m/biografija_i_tvorchestvo_karamzina_3_variant_biografii/34-1-0-2192

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]