Собранные из самых различных стран, эти факты древней истории слишком грубые, возмутительные и странные, чтобы быть включёнными в учебники, по которым вы учились.
Что можно узнать из учебников истории о жизни людей древности? Их авторы тщательно избегают упоминать факты, которые современному человеку могли бы показаться отвратительными, если не оскорбительными.
Кроме того, в учебниках почти ничего не говорится о жизни простых людей, потому, что древние историки считали более важным поведать потомкам о мощи империй, величии королей и славе завоевателей.
Сведения о повседневной, будничной жизни простых обывателей, их обычаях и привычках приходится собирать по крупинкам среди руин прошлого из малоизвестных и забытых источников.
Промежуток между 3000 г. до н.э. и 500 г. н.э., который мы называем Древним миром, даёт нам практически безграничный простор для открытий, многие из которых выходят за рамки наших представлений о природе человека.
1
В одной из областей Судана на небольшой территории больше пирамид, чем во всем Египте. Пирамиды Мероэ в пустыне Судана были построены для нубийских королей Кушанской династии, правившей 2700 — 2300 лет назад. Империя этих фараонов простиралась от Средиземного моря до современного Хартума.
2
Древние египтяне изобрели зубную пасту. Она состояла из каменной соли, перца, мяты и сушеных цветов ириса.
3
В Месопотамии существовал обычай, по которому, если невеста не смогла забеременеть в брачную ночь, жених мог «вернуть» некачественный товар её семье. По другому обычаю, брак мог быть признан недействительным из-за недостаточно пышной свадебной церемонии.
4
Древние майя делали головы своих детей похожими на кукурузные початки. Они бинтовали головы младенцев, чтобы придать им заостренную форму. У Майя существовал культ кукурузы, поскольку они верили, что первых людей боги сотворили из этого растения.
5
По обычаю древних индусов «сати», вдова сжигалась живьём на погребальном костре мужа. Индуистский обычай требовал от послушной жены последовать за своим мужем в загробную жизнь.
Этот якобы «добровольный» ритуал существовал с 320 г. до 1829 г. Рассказывают о многочисленных случаях, когда женщин бросали в огонь против их воли в состоянии наркотического опьянения.
В наши дни обычай «сати» запрещён, хотя известно о редких случаях его применения.
6
В Древнем Египте существовала система здравоохранения. На раскопках в Луксоре археологи обнаружили записи, свидетельствующие, что в XII веке до н.э., ремесленники, участвовавшие в строительстве гробниц египетских фараонов, могли получить оплачиваемый больничный или получить бесплатную врачебную помощь.
7
О древних друидах осталось очень мало сведений, так как они запрещали записывать свои знания. Кое-кто может на этом основании сделать вывод, что они не владели письменностью. На самом деле они не хотели, чтобы их знания попали в чужие руки.
8
Во время строительства Великой Китайской стены в третьем веке до н.э. погибли около 400 000 человек. Среди погибших были невольники и солдаты. Все они были погребены в стене. За века своего существования стена неоднократно перестраивалась и ремонтировалась, а та стена, которую мы можем видеть сегодня, была восстановлена в основном династией Мин (1368-1644).
9
Свастика в древнем мире была символом духовности и удачи. Её можно найти в культуре сотен народов разных стран мира. Она встречается в рисунках на бивнях мамонта, возраст которых 30 тыс. лет, на сербских табличках эпохи неолита.
Она использовалась ранними христианами в Древнем Риме.
Символ, первоначально имевший положительный смысл, был извращен немецкими фашистами, использовавшими труды немецкого бизнесмена и археолога Генриха Шлимана, обнаружившего свастику на раскопках Трои в 1871 году.
10
В древнем Египте женщины использовали в качестве контрацептива крем, изготовленный из фекалий крокодила. Этот рецепт упомянут в сохранившихся папирусах от 1850 г. до н.э. Возможно, причина такого странного состава лежит в щелочной природе экскрементов, но, так же, возможно, что крокодил олицетворял египетского бога Сета, которому молились об избавлении от беременности.
11
Римляне создали сложную систему подъёмников и дверей для доставки свирепых животных на арену Колизея. Исследования, проведенные в начале 1990-х годов, обнаружили 28 ручных подъемников, рассчитанных на вес до 600 фунтов каждый Немецкий археолог воссоздал действующий механизм и установил его в Колизее.
12
Вавилонские законы Хаммурапи, написанные между 1792 и 1750 гг. до н.э., описывают несоразмерные наказания за преступления. Сыну, ударившему отца, отрубали руки, а за убийство женщины могли казнить дочь убийцы.
13
Штаны изобретены кочевыми скотоводческими племенами Средней Азии. Карбоновый анализ датировал древние шерстяные брюки, найденные на западе Китая, XIII — X веками. У них прямые штанины, просторная промежность и шнурки для крепления на талии.
14
По законам Древнего Египта мужчины и женщины одного социального статуса имели равные права. Женщины могли зарабатывать деньги, покупать, продавать и наследовать имущество, а также имели право на развод и повторный брак.
15
Древние римляне использовали мочу как жидкость для полоскания рта. Моча содержит аммиак, который является одним из лучших в мире натуральных чистящих средств.
Источник: https://qil.ru/15-faktov-iz-istorii-drevnego-mira-o-kotoryh-vam-ne-rasskazyvali-v-shkole/
История древнего мира
Поиск по сайту
Материалы по теме: История древнего мира
Краткая история Древнего мираИстория Древнего Рима — кратко вся историяИстория Древней Греции — кратко вся историяДревняя Индия: краткоИстория Египта — кратко
История Древнего Китая кратко
Восстание Спартака — кратко
Виды гладиаторов Александр МакедонскийЮлий ЦезарьПирамида хеопса — краткоЦарь ХаммурапиАристотель СократКонфуцийБудда ШакьямуниДалай Лама Мухаммад — краткая биографияИисус ХристосАпостол ПавелАвраам – библейский персонажМоисей – пророкЦарь ДавидСоломон – израильский царьДревнее Иудейское царство Махатма ГандиКолосс РодосскийГаликарнасский мавзолейБиблейская Вавилонская башняПелопонесская войнаКонстантин I ВеликийБитва при КаннахГреко-персидские войныВавилонские законы ХаммурапиИстория варварских народов Всадники волка, или история викингов Викинги-берсеркиГосударства Двуречья. Великое переселение народов Краткая история древнего мира
ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Первобытные собиратели и охотники
Первые земледельцы и животноводыЗавершение родового строяПредставления первобытных людей обокружающем мире
СТРАНЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКАДревний Египет
Счёт лет в историиПрирода и население Древнего ЕгиптаОсновные занятия древних египтянОбразование государства в ДревнемЕгиптеРасцвет древнеегипетской державыОсновные черты древнеегипетской религии Наука. Знания древних египтянЛитература, архитектура и искусство вДревнем Египте
Древняя Передняя Азия
Открытие государств древнего МеждуречьяМеждуречье в древностиДревнейшие государства МеждуречьяПередняя Азия в первой половине I тысячелетия до н. э..Культура Передней Азии в I тысячелетиидо н. э..Страны Восточного Средиземноморья
Древняя Индия и Древний Китай
Государства в долине ИндаКультура Древней ИндииВозникновение государства в КитаеОбщество и культура Древнего Китая Древний Восток — колыбель древнейших государств
АНТИЧНЫЕ ГОСУДАРСТВАДревняя Греция
Древнейшая Греция III тысячелетия —IX в. до н. э.
Возникновение государственностиОсобенности развития Спарты и АфинВойны греков с персамиВ демократических АфинахПелопоннесская войнаРабствоВозвышение Македонии и установлениеее власти над грекамиРелигия греков в VI—V вв. до н. э..Школа и научные знанияОбщественные зрелищаИскусствоРоль древних греков в развитии мировой истории и культуры
Древний Рим
Начало римской историиЦарский период в истории РимаБыть гражданином РеспубликиРимляне — хозяева Италии и властелинывсего СредиземноморьяРазорение крестьян Италии и их борьбаза землюРабовладение в Риме и восстание СпартакаРим — властелин мираВсе дороги ведут в РимИскусство Древнего РимаВозникновение христианстваОслабление и падение Западной РимскойимперииПуть исторического развития Древнего РимаДревний мир – это период, который занял свое время в человеческой истории, а также который выделяется в промежутке между концом доисторического времени и самым зарождением средних веков.Промежуток времени, когда существовал древний мир, по сути, является обозначением первого и самого длинного периода человеческой истории, начиная с того времени, когда формировалось человеческое общество, а это 800 – 1000 тысяч лет до нашей эры, и заканчивая началом формирования феодальной формации, это самые первые века уже нашей эры. Также, период древнего мира существовал в течение двух периодов, со времен когда существовало первобытное общество и рабовладельческий строй.Другими словами, древний мир – это период когда формировалась рабовладельческая формация.
Нашествие готов
Византийская империя VI-VIII ввДенежная реформа КонстантинаБитва при Везувии 73 гг. до н эВарварские королевства Галлии и ИталииРабство в древнем КитаеПисьменные источники древнего ЕгиптаБитва при АртемисиКультура шумероСтатуя Зевса в Олимпии — краткоГалицийская битваКороль Хлодвиг — краткоХрам Артемиды ЭфесскойАристотель Гиппократ. Жизнь и открытия великого ученогоПричины великого переселения народовФранкское королевствоЦинь ШихуандиАлександрийский маякЮстиниан I Платон — краткий очерк жизни и деятельностиЦай ЛуньМиланский эдикт 313 годаЕвклид – отец геометрииЛао-ЦзыЗаратустраХадисы пророка МухаммедаУчение КаббалыАфродита – древнегреческая богиняФараон ХеопсДемокрит Салическая правдаАди Шанкара Дионис — бог Доспехи гладиатораВождь гуннов АтиллаГунныОктавиан Август МикеланджелоЭпикурИстория ГипербореиСаламинское сражение Древние персыКультура древнего ЕгиптаИстория античного театрХрамы Древней ГрецииАрхитектура Древней ИндииУстройство пирамиды ХеопсаЛьвиные ворота в МикенахКультура Древней МесопотамииОбраз жизни древних римлянВосстание «Желтых повязокПравление Кира ІІ ВеликогоОбъединение ЕгиптаРаспад Египта Изобретения древнего Китая. Достижения древнего ЕгиптаСамая древняя цивилизация: ШумерПерсидское царство: от рассвета до заката.Легендарная древняя цивилизация Майя История древней цивилизации ацтековЧудеса древней цивилизации инковВарны в древней Индии
Источник: https://www.istmira.com/istoriya-drevnego-mira/
Древний мир
- Реферат на тему:
- «
Древний мир» - Работу выполнила:
- Ученица 10 группы Кириллова
Татьяна - ДРЕВНИЙ МИР
- Еще в глубокой древности
люди находили в земле странные каменные предметы, - удивительно напоминающие по форме изделия из металла: топоры, наконечники
стрел и копий, охотничьи
ножи, пилы… Сверхъестественное происхождение
- подобных находок ни у
кого не вызывало сомнений. На древнем
Востоке - поклонялись «громовым топорам» как таинственным и грозным божествам. Древние
- греки и римляне считали, что камни, похожие на наконечники
стрел,—«острия - громовых стрел»— могут
отклонять удары молний и отводить
вредоносные чары волшебников. Подобные, суеверия сохранялись и в средние века.
- Лишь в XVI и ХУЦ вв. некоторые
ученые начали наконец догадываться, что - «громовые топоры» и «острия
молний» созданы человеческими руками. Такому - совершенно новому взгляду
способствовали Великие географические открытия
XVI—XVIII вв. (см. т. 1 ДЭ, ст. «Эпоха' Великих географических открытий»).
- Изумленной Европе открылся целый мир народов, населявших обширные
- пространства Северо-Восточной
и Южной Азии, Тропической Африки, Америки, - Австралии и Океании. Мореплаватели и землепроходцы сообщали все новые и
- новые сведения о «диких»
народностях, которые были незнакомы
с добыванием и - употреблением металлов и
изготовляли утварь и орудия из камня, кости, дерева - и раковин морских моллюсков. В музеях Парижа, Лондона, Мадрида, Лиссабона,
- Амстердама и Петербурга появилось множество изделий этих народов.
- Оказалось, что каменные орудия «дикарей» удивительно схожи
с «громовыми - топорами» и «остриями
молний». Более того, у многих ученых возникла смелая - для этой эпохи мысль о
том, что не только орудия из камня
или кости, но и - весь образ жизни современных
«дикарей» во многом похож на образ
жизни - первобытных предков цивилизованных народов. В дальнейшем десятки энтузиастов
- путешественников и исследователей, собрали богатейшие сведения о
- «малокультурных», как их тогда называли, народах.
Сцена охоты. Наскальный. рисунок. Мезолит.
32 года среди
диких австралийцев
Одним из первых европейцев, кто близко, на собственном опыте, узнал жизнь
диких племен, был Вильям Бакли. В начале XIX в. вместе с другими
- осужденными привезли из Англии в Порт-Филлип. Здесь тогда находилась одна из
- каторжных тюрем, выстроенных
английскими властями в далекой
Австралии. - Через три месяца Вильям Бакли бежал, но заблудился в окрестных лесах.
- Случайно наткнувшиеся на обессилевшего Бакли аборигены (коренные жители
- Австралии) спасли его от голодной смерти.
- Вильям Бакли прожил среди аборигенов Юго-Восточной Австралии 32 года и
- вернулся в цивилизованный мир уже в преклонном возрасте. Его подробный
- многодневный рассказ
был записан и издан в 1835 г. - Аборигены Австралии ничего не знали о земледелии, и у них
не было домашних - животных, если не считать полудикой собаки динго. Все орудия они изготовляли
- из камня, раковин, костей и дерева. Этими грубыми инструментами они
- мастерили охотничье оружие, браслеты и пояса, плели мешки
и сумки, вили
веревки. Огонь добывали трением друг о друга двух палок.
- Из года в год кочевали аборигены в поисках пищи. Охотились
на животных и - птиц, ловили рыбу в реках
и озерах, выкапывали корни и луковицы растений, - собирали ягоды, листья, личинки
насекомых, опустошали птичьи гнезда, - отбирали мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных на морском
- побережье.
- Там, где пищи было много, аборигены раз бивали лагерь, задерживаясь на одном
- месте на два-три дня, а то и на несколько месяцев. При длительных остановках
- строили прочные хижины-шалаши, из жердей, веток, камней, земли, торфа.
- Посуды для приготовления
пищи у австралийцев не было. Зато каждая - австралийская семья имела
в своем распоряжении так называемую зернотерку — - большой плоский камень, на котором женщины небольшим
булыжником растирали - твердые корни и зерна, раскалывали орехи, дробили кости животных. Корни,
- клубни, семена предварительно вымачивали в воде или подпекали в костре, а уж
затем растирали на камне. Змей сворачивали кольцом и запекали в золе. Мелких
- животных, птиц, гусениц и улиток жарили на углях. Крупную дичь разрубали на
- части и жарили на раскалённых
камнях, забросав сверху кусками коры и песком. - КАМЕНЫЕ ОРУДИЯ ПЕРВОБЫТНОГО человека
- Как только естественные запасы пищи истощались, люди двигались дальше,
- захватывая весь свой немудреный скарб. Мужчины несли каменные топоры, копья,
- метательные палицы — бумеранги, палки для добывания огня;
- женщины — корытца из коры, сосуды для воды из сушеных
тыкв, мешки и сумки, - плетенные из растительных волокон, зернотерки. Женщины переносили и
- маленьких детей.
- Единственной одеждой
взрослым, служили наброшенные на плечи и подвязанные - спереди у шеи шкуры
кенгуру или динго.
Каждая община, т. е. группа совместно живущих людей, состояла из некоторого
числа семей. Между общинами обычно царил мир. Порой они враждовали, и изредка
- дело даже доходило до вооруженных столкновений. Но чаще общины приглашали
- друг друга в гости, устраивая время от времени шумные совместные пиры,
- празднества, вместе охотились
и ловили рыбу, регулярно обменивались пищей и - изделиями;
члены соседних общин вступали в браки и т. д.
- Орудия неолита, четыре наконечника стрел, шлифованный топор, долото.
- Аборигены Австралии отнюдь не были каким-то странным исключением. Со
- временем племена полу бродячих охотников и собирателей были обнаружены
- учеными и путешественниками и во многих других уголках мира:
- в Северной и Южной Америке—индейские
племена (шошоны, команчи, индейцы - Калифорнии,
- ботокуды, огнеземельцы и многие другие), в
- Африке — бушмены, в
Юго-Восточной Азии — кубу, андаманцы, тоала, ееманги, - аэта. Повсюду основные средства труда этих народов, их хозяйственный и
- семейный быт, общинная организация
в главных своих чертах, несмотря на - тысячи местных особенностей, были удивительно похожи.
- Длинные дома ирокезов
- И все же в новом мире, впервые открывшемся европейцам, племен охотников и
собирателей оказалось не так уж много. .Большинству народов Азии, Африки,
- Америки и Океании давно
были известны земледелие и скотоводство. Однако - многие из этих народов
не умели еще добывать и обрабатывать металлы, и вся их - жизнь разительно отличалась от европейской своей простотой и отсутствием
- эксплуатации человека человеком. К числу таких народов относились и
- ирокезы, племена которых
в начале XVII в. заселяли обширные пространства по - берегам североамериканских озер Онтарио и Эри.
- Жили ирокезы в так
называемых длинных домах. В селении
стояло обычно от 10 до 30
длинных домов. Каждый из них
при ширине в 6—10 м. и высоте до 8 л» был
длиной от 60 до 90 м.
Население одного длинного дома вело общее хозяйство. В каждой овачире — так
называлось это домохозяйство
— насчитывалось от 50 до 200 человек (т. е.
- 10—12 и более семей). Всеми домашними делами управляла умная, энергичная,
- обычно пожилая женщина, которую выбирали из своей среды замужние ирбкезки.
- Подобно аборигенам Австралии, ирокезы изготовляли оружие и орудия из камня,
- дерева, кости. Но основным источником существования ирокезов были „не
готовые - дары природы, а выращиваемые на предварительно обработанной земле растения.
- Главной земледельческой
культурой у ирокезов была кукуруза (маис), поля - которой занимали десятки
и сотни гектаров. На обширных полях, возделанных - ирокезами, росли также тыквы и бобы, на огородах около домов — табак,
- подсолнечник, земляная груша, горох, конопля, арбузы и кабачки.
- Ирокезы обрабатывали землю
главным образом при помощи длинной
заостренной
палки. Для рыхления почвы применялась и деревянная лопата. И мужчины .и
- женщины работали сообща, коллективно. Сев продолжался с апреля по июнь;
- сбор урожая— с августа по октябрь.
- Кукурузу хранили в
глубоких ямах, выкопанных в сухих песчаных местах и - выстланных сухими листьями и еловыми ветвями. Хранили кукурузу и в виде
- длинных гирлянд, которые плели долгими осенними вечерами все жители поселка
- — мужчины и женщины, молодежь и старики. Сплетенные гирлянды развешивались
- под скатами крыш и под
специально выстроенными навесами или внутри жилища в - виде своеобразных занавесей. Были у ирокезов и амбары — круглые высокие
- башни со стенами из коры вяза. Благодаря всему этому ирокезы
запасали столько - зерна, сколько им было необходимо до нового урожая.
- В конце октября, после
уборки кукурузы, мужчины на лыжах
отправлялись в леса - на охоту. В середине зимы охотники возвращались в селения, нагруженные
- добычей. Охота давала не только мясо, но и шкуры, из которых
женщины - выделывали одежду, обувь, одеяла. А весной и летом мужчины ловили рыбу в
- реках и озерах.
- Примитивное земледелие лежит
в основе хозяйства очень многих народов. Одни из - них обитают в странах, где на смену жаркому лету приходит, суровая снежная
- зима, другие — в царстве
вечнозеленой растительности. Одним
воды всегда не - хватает, другие постоянно
борются с избытком влаги в почве. Но где бы ни - жили народы-земледельцы, их быт, их общественная жизнь, их духовный мир, их
- связи с другими народами — все это всегда неизмеримо сложнее, многогранная и
- богаче, чем у любого народа — охотников и собирателей.
- Льюис Генри Морган
- Однако вернемся к ирокезам. В ходе европейской колонизации большая часть
- ирокезов была уничтожена или вытеснена со своих племенных территорий. Жалкие
- остатки когда-то многолюдных
племен доживали свой век в разбросанных и
удаленных друг от друга, небольших деревнях. Здесь-то в 1818 г. около одного,
- из ирокезских поселений
в небольшой живописной деревеньке с поэтическим - названием Аврора родился
будущий неутомимый исследователь культурно отсталых - народов Льюис Генри Морган.
- Дети-ирокезы были его
сверстниками и товарищами по играм. С юношеских лет - Морган крепко дружил с
Элисрм Паркером — ирокезом из племени сенека. В - сопровождении своего друга Морган посещал селения ирокезов, изучал их прошлое
и современный быт, их общественные порядки. В 1847 г. некая компания добыла
- у правительства обманным путем договор на уступку ей за ничтожную цену части
- территории, еще остававшейся у племени сеека. Морган выехал в столицу США
- Вашингтон и добился расторжения
жульнического |договора.
Ирокезы высоко оценили услугу Моргана. |S1 октября 1847 г. в торжественной
- обстановке |Морган был принят в род Ястреб племени енека и получил имя
- Лежащий поперек, что значило
в переносном смысле мост, указывая а роль - Моргана как посредника между
индейцами и «белыми». Став ирокезом, Морган - узнал много нового: старики
открыли ему немало сведений, державшихся в - строжайшем секрете от «бледнолицых»
- Исследуя общественное устройство ирокезов, Морган узнал, что все
- взаимоотношения между ирокезами
строго зависели от степени IX родства. - Кровные родственники овачир образовывали так называемый род. Каждый род unoa
родовое имя: Волк, Медведь, Олень, Черепаха, Бобр, Ястреб и т. д. Сородичи,
- члены одного рода, были обязаны
помогать друг другу. Весь род нес - ответственность за преступление, совершенное кем-либо из его членов.
- Деятельностью рода и его
сношениями с другими родами руководил
родовой совет, - в который ходили все взрослые мужчины и женщины. Мужчина и женщина,
- принадлежавшие к од ному роду, не имели права вступать в брак. Муж и жена
- поэтому всегда принадлежали к разным родам, а каждая семья
всегда состояла - из членов по меньшей мере двух родов. Несколько родственных между собой родов
образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все
члены племени
- говорили на одном языке.
- Продолжая свои исследования, Морган обнаружил сходное общественное устройство и
- у остальных племен североамериканских индейцев. А как обстоит дело у других
народов мира? И Морган разослал письма буквально во все концы
земли. Полученные
- им ответы были удивительно
однообразны. Оказалось, что у всех без исключения - культурно отсталых народов
—w. у полу бродячих охотников и собирателей, - и у оседлых земледельцев—племенной строй, родовая организация, отношения
- родства лежали в основе их общественного устройства. При
этом, чем ближе, чем - теснее было родство, тем
больше и чаще родичи были обязаны
помогать друг другу. - Недаром взаимная помощь, коллективизм отношений были основным законом жизни
- этих народов.
- Обдумывая эти факты, Морган задал себе вопрос, а что, если этот общественный
- порядок — обязательный этап .в историческом развитии человеческого
Источник: https://www.referat911.ru/Istoriya/drevnij-mir/164018-2221308-place1.html
Реферат Тема: История древнего мира
https://text.tr200.biz — скачать рефераты, курсовые, дипломные работы
РЕФЕРАТТема: История древнего мира
Оглавление
I. Введение…………………………………….……………………….… 3II. Основная часть………….…………………….…………………….… 4Глава 1. Нил — основа ирригационного земледелия.………………….. 6Глава 2. История возникновения додинастического периода.………. 8Глава 2.1. История возникновения династического периода…………. 11Глава 2.2. Самые известные фараоны Древнего Египта………….…… 13Глава 3. Культура древнего Египта…………………………………… 21Глава 4. Боги Древнего Египта……………………………………….…31Глава 5. Египетские пирамиды………………………………………… 34Глава 6. Загадочный Сфинкс……………………………………..……. 45Глава 7. Загробный мир Египтянина…………………………………….49III. Заключение ………………………………………….……………….. 54IV. Список литературы..………………..………………..……….……….. 56I. ВведениеВозникновение древнеегипетской цивилизации факт столь же поразительный, как и само ее существование. Выявление как общих, так и специфических черт ее развития является важной и, судя по всему, весьма долгосрочной задачей египтологии — особой дисциплины, связанной с изучением истории Древнего Египта и его культурного наследия. Как известно, начало египтологии как науки было положено дешифровкой Ж.Ф. Шампольоном египетских иероглифов в 1822 г. Древний Египет хранит в себе много тайн многие, из которых не разгаданы. Египетские пирамиды — одна из величайших задач, не решенных и по сей день, одно из семи чудес света. Нет даже определенного мнения, для каких целей они были построены, для чего было вложено столько труда. В наше время не так-то легко используя современную технику возвести то, что было построено в пустыне Сахара на Африканском континенте около 2500 до н.э. То, что с далеких времен напоминает нам о когда-то существовавшей древней цивилизации, имеющее в то время познания в науках как математика, геометрия, астрономия и многих других науках к которым современная цивилизация подошли совсем не давно. На мой взгляд, это единственная цивилизация оставившая после себя так много памятников архитектуры, памятников в различных областях искусства, дошедших до наших дней, о которых знают не мало людей живущих в современном мире. Египет таит в себе больше загадок, чем любая другая цивилизация древнего мира. Я даже не помню, с каких лет я был заинтересован историей древнего Египта. Объем информации входивший в школьную программу мне казался не полным и с тех пор, через мои руки прошли многие книги различных авторов, которых также как и меня интересовали загадки этой исчезнувшей древней цивилизации. Я не мог изменить своим интересам и выбрал для темы «История Древнего мира» цивилизацию древнего Египта. II. Основная частьБез достижений древнихцивилизаций наш мирнемыслим ни в одномсвоем звене.
Древний мир — понятие, объединяющее цивилизации, существовавшие, согласно традиционной хронологии, до V века н. э. Именно в эпоху Древнего мира люди создали неповторимые храмы, гробницы, загадочные пирамиды, над тайной которых бьются ученые всего мира. Появилась письменность — клинопись, иероглифы.
Пять с половиной тысяч лет тому назад в Африке в нижнем течении реки Нил зародилась цивилизация Древнего Египта. Не известно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира, возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней.
Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории. Древний Египет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4 — го тысячелетия до н.э.
Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования. Название страны — Египет произошло от названия древней египетской столицы Хикупта (Хетт — Ка — Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис).
Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.
Сами египтяне называли свою страну kmt (Кемет) или Та — кемет, что в переводе на русский означает «черный» или «черная земля», а точнее — «чернозем», — в честь плодородной черной земли, которой славился Египет во все свои эпохи.
Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет. А эти, в свою очередь, имели по несколько десятков областей, которые греки назвали номами. Более 90% территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек.
- ^
- ^
- ^
Истоки Нила, расположенные за тысячи километров от Египта, не были известны египтянам, а именно там следует искать причины своеобразного водного режима реки, тех ее особенностей, которые на протяжении тысячелетий оказывали огромное влияние на многие стороны жизни древних жителей страны. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе — сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере на 8 -10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство. Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны — наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений — мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев. Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины блестит, как черный лак. В суровых природных условиях Северной Африки с ее жарким и сухим климатом, в окружении безводных пространств каменисто — песчаных пустынь, только на почве, созданной и обводненной Нилом, только на этой наносной черной земле появилась и сама возможность поселения людей, основным источником существования которых стало ирригационное земледелие.Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила. В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Обильные и устойчивые урожаи обеспечивались тем, что во время разлива египетская почва ежегодно восстанавливала свое плодородие, обогащаясь новыми отложениями ила, который под воздействием солнечного тепла имел способность выделять соединения азота и фосфора, столь необходимые для будущего урожая. Следовательно, египтянам не надо было заботиться об искусственном поддержании плодородия почвы, которая не нуждалась в дополнительных минеральных или органических удобрениях. Еще важнее то, что ежегодные разливы Нила препятствовали засолению почв, которое было бедствием для Месопотамии. Поэтому в Египте плодородие земли не падало на протяжении тысячелетий. Процесс обуздания реки, приспособления ее к нуждам людей был длительным и охватил, по-видимому, целиком все IV тысячелетие до н. э.Еще недавно завершилось таяние льдов, покрывавших часть Европы в конце Ледникового периода. Над Северной Африкой проносились влажные ветры, выпадали обильные дожди, и на месте теперешних пустынь была саванна с высоким травяным покровом, с богатым животным миром. Около 8000 — 4000 до н. э. Сахару заселяют племена скотоводов. Потомками их становятся гараманты (описанные Геродотом), берберы и туареги. В самой долине люди поселились только на стадии неолита, имея уже довольно совершенные каменные орудия и разнообразные производственные навыки, да и пришли они сюда под давлением внешних условий. С появлением медных орудий, со вступлением в эпоху энеолита (медно — каменный век), люди начинают решительное наступление на Нильскую долину. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода. Так в первой половине IV тысячелетия до н.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века.Основы оседлого оросительного земледелия проникают в дельту Нила, дав начало развитию египетской культуры. Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции такие общественные организации называются греческим термином ном. Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр — окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества. К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой Верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами. Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно — хозяйственных единиц, однако сохранив свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков. От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. На них изображены кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома — победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям. В конце концов, где-то во второй половине IV тысячелетия до н.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил Верхнеегипетские номы. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства — корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно — белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории. История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном Верхнеегипетских. Мало известно и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до н.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна. Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления. Сама природа как бы позаботилась о том, чтобы Верхний и Нижний Египет экономически дополняли друг друга. В то время как узкая Верхнеегипетская долина почти сплошь использовалась под пашню, а угодья для выгона скота здесь были весьма ограниченны, в просторной Дельте большие пространства земли, отвоеванные у болот, можно было использовать также и как пастбища. Недаром существовала засвидетельствованная позже практика доставки в определенное время года Верхнеегипетского скота на пастбища Нижнего Египта, ставшего центром египетского скотоводства. Здесь же, на Севере, была расположена большая часть египетских садов и виноградников. Так к концу IV тысячелетия до н.э. завершился, наконец, продолжительный, так называемый додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности, по-видимому, первоначально вызванной к жизни хозяйственными потребностями нарождавшегося государства. С этого времени начинается история династического Египта.Народ, освоивший Нильскую долину и создавший в столь глубокой древности великую самобытную цивилизацию, говорил на египетском языке, ныне не существующим. Первые письменные памятники на этом языке восходят еще к концу додинастической эпохи, последняя иероглифическая надпись датируется IV в до н.э., Египетский язык относился к одной из африканских групп афразийских, или семито-хамитских, языков.Известно как выглядели египтяне династического периода. Множество раскрашенных плоских рельефов представляют их нам людьми среднего роста, широкоплечими, стройными, с черными прямыми волосами (часто это парик); в соответствии с традицией изображения египтян — мужчин всегда окрашены в кирпичный цвет, женщин — в желтоватый.Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с XXX в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода — Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, — всего тридцать династий. Наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта; первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, — в Позднее царство.Раннее царство — это время правления в Египте I и II манефоновских династий, охватывающих более чем двухсотлетний период истории динамического Египта.
Около 3120 до н. э. начало династической истории Египта: первый царь, позже именуемый фараоном (др.
— египетское per-o = ‘большой дом’, само же имя царя считалось священным, и произносить его всуе возбранялось), известный по Манефону как Менес (Мина, согласно древним надписям, царь Верхнего Египта Нармер, или Аха) объединяет Верхнее и Нижнее царства Египта в единое государство, что символизировала двойная красно — белая корона.
Столицей объединенного государства стал Мемфис в южной части дельты Нила на границе двух царств. Согласно наиболее распространенному мнению, к одному из названий этого города Хетт — ка — Птах, что значит «Усадьба двойника Птаха» — главного бога столицы, — и восходит греческое «Айгюптос» и наше наименование страны — Египет.
Создание и упрочение единого государства — процесс сложный и длительный, растянувшийся практически на весь период Раннего царства. При Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал признавать свое поражение, и там, в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения. Междоусобные войны на Севере завершились окончательной победой Юга при последнем царе II династии Хасехемуи, который жестоко подавил последнее восстание в Дельте. Символически изображая свою победу над Нижним Египтом на подножиях двух своих статуй, он приводит на них в цифры павших в этой последней битве врагов — около 50 тыс. северян.
Источник: https://skachate.ru/istoriya/60121/index.html
История древнего мира
-
Министерство
образования и науки Российской Федерации -
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение -
высшего
профессионального образования -
«Ульяновский
государственный педагогический
университет
имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ
им. И.Н. Ульянова»)
-
Факультет
исторический - Кафедра истории
- УТВЕРЖДАЮ
-
Проректор по
учебной работе
_______________ И.В.
Столярова
-
«_____» ________________
2012 г. -
Программа учебной
дисциплины базовой части для направления
подготовки -
050100.62 Педагогическое
образование - Профили:История.Обществознание
-
(очная форма
обучения) - Составитель:
Тяжких С.А., старший
преподаватель
-
Рассмотрено и
утверждено на заседании учёного совета
исторического факультета -
(протокол от «____»
_______2012 г. № _____) - Ульяновск, 2012
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая программа
дисциплины «История древнего мира»
составлена в соответствии с требованиями
Государственного образовательного
стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки
050100 Педагогическое образование
квалификация (степень) «бакалавр»,
утвержденная приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 17 января 2011 г. № 46.
-
Цели и задачи
дисциплины - Изучение курса
истории древнего мира студентами очного
отделения исторического фа- -
культета
педагогического университета должно
быть направлено на достижение следующих
основных целей: -
1. Получение
целостного представления о развитии
человеческого общества в период перво- -
бытнообщинного
строя и в эпоху древних цивилизаций.
2. Понимание основных
закономерностей развития древних
обществ.
3. Знание общих и
особенных черт в развитии цивилизаций
и народов древности.
4. Получение объёма
научно-исторических знаний, умений и
навыков, достаточного для даль
нейшей работы в
качестве учителя истории в основной и
средней школе.
5. Формирование
эмоционально-ценностного отношения к
истории человеческого общества и его
достижениям в различных сферах
общественной жизни.
Место дисциплины в структуре ооп
Первобытная
история. Множество явлений человеческой
жизни, в том числе и современной жизни,
возникло или стало возникать в первобытном обществе.
Назовем только
некоторые: жилище и одежда, земледелие
и скотоводство, общественное разделение
труда, брак и семья, нравственность и
этикет, полезные знания, искусство и
религиозные верования.
Чтобы правильно
разобраться в эволюции ряда элементов
материальной культуры, социальных
норм или идеологических представлений,
часто приходится обращаться к их истокам.
В этом познавательное значение
первобытной истории.
В числе проблем,
целиком или частично исследуемыми на
материалах первобытной истории, немало
таких, в решении которых десятилетиями
проходил, а подчас и теперь проходит
водораздел между разными мировоззренческими
позициями.
Как появился на Земле сам
человек: в результате закономерной
эволюции органической природы или
божественным промыслом? Каково
происхождение человеческих рас и дает
ли оно основания для расистских идей о
их неравноценности? Обоснованна ли
коллективистическая концепция
первобытного общества — этого первого
звена в развитии человечества? Как и
когда возникли частная собственность,
общественное неравенство и государственное
принуждение? Имманентны ли они всякому
человеческому обществу или исторически
обусловлены, а тем самым и преходящи?
Извечна ли такая специфичная форма
миропонимания, как религия, в частности,
религия не в монотеистической форме?
Идеологическая масштабность этих
вопросов очевидна. Таким образом,
первобытная история имеет также и
большое мировоззренческое значение.
Еще
один аспект первобытно-исторических
знаний не лишен непосредственно
практического значения. Ведь некоторые
народы Азии, Африки, Латинской Америки,
Океании еще совсем недавно находились
или продолжают находиться на различных
ступенях разложения первобытнообщинного
строя. Черты и остатки этого строя в их
жизни требуют анализа, оценки, учета в
государственном, экономическом и
культурном строительстве, и наука, в
том числе первобытно-историческая,
не стоит от этого в стороне.
История
Древнего Востока —
первая глава истории человечества,
история цивилизаций, генетически
предшествовавшая античной цивилизации.
До
сих пор Европа многим пользуется из
того, что выработано на Востоке несколько
тысячелетий тому назад, то наше отечество
находится с ним в еще более близких
связях. Это и наши метрические меры и
наш алфавит, более близком к своему
первоисточнику. Кроме этого, у нас были
и литературные связи.
Влияние византийской
культуры на нашу сблизило нас духовно
с другими потомками великих древне-восточных
культур, ведь и сама Византия покоится
не на одной Греции и даже не на одном
эллинизме.
Восточная империя переварила
в себе богатое культурное наследство,
полученное из разных источников и от
разных народов, вошедших в ее состав, и
уже в таком виде передавала его дальше
подчинившимся ее культуре народам.
Вот
почему одни и те же литературные памятники
так часто оказываются и в славянском,
и в коптском, эфиопском, армянском,
сирийском облике, вот почему церковную
живопись коптов можно принять по ошибке
за старые русские иконы, а произведения
песнопевцев греческой и русской церкви
по манере, стилю и тону напоминают не
Гомера и Пиндара, а древне-вавилонские
и египетские гимны. Но и роль Древнего
Востока в истории нашей культуры
значительна. Наша равнина, находясь в
ближайшей географической связи с
иранским миром и, чрез Черное море — с
Малой Азией, была в тесном культурном
общении с «алародийским» или «хеттским»
и иранским культурными мирами уже,
вероятно, во II тысячелетии до н. э.,
Средняя Азия составляла часть
древне-персидского царства, а Закавказье
входило в состав Ванского царства,
могущественного соперника ассирийской
державы. До сих пор в районе Эривани
находят клинообразные надписи —
памятники этого царства, культура
которого находилась в близком общении
с ассиро-вавилонской. На Кавказе
действительно попадаются туземные
произведения, выдающие несомненное
ассирийское и ванское влияние; последнее
можно проследить до Приднепровья. В
эпоху владычества скифов (с VII в.)
принесенная ими иранская культура,
отложившись на алародийском слое,
сообщила свой основной тон государственности,
религии, быту. В эпоху эллинизма наш юг
стал получать чрез Александрию
произведения египетского и египтизирующего
искусства. Самые центры ассиро-вавилонской
культуры — Ниневия и даже Вавилон —
находились в ничтожном расстоянии от
нашей границы, и тем самым напоминали
нам, что интерес к изучению Древнего
Востока должен быть у нас более жив, чем
в Западной Европе, а изучение великого
прошлого наших окраин — наш долг и пред
ними и пред наукой.
История
античного общества.Достижения
античного общества легли в основу
современной европейской цивилизации
и во многом предопределили пути ее
развития. Полисная цивилизация выработала
многие институты и категории, ставшие
основополагающими для современного
общества.
Среди
достижений полисной цивилизации в
политической сфере центральное место
занимает понятие «гражданин»,
предполагающее наличие
неотъемлемых прав и обязанностей каждого
полноправного члена полиса.
Непосредственно
с понятием статуса гражданина связано
понятие свободы как
высшей личностной ценности, в том числе
политической свободы, олицетворявшей
условия полноправного существования
гражданина. Именно в античной Греции
был успешно реализован первый опыт
демократического
республиканского устройства.
Античная
демократия, обеспечившая самое широкое
и прямое участие граждан в управлении
государством, до сих пор остается для
современной демократии недосягаемым
идеалом.
Огромен
вклад античного общества и в мировую
культуру. Культура
греко-римской античности по праву
получила название классической,
поскольку она стала
образцом для последующего культурного
развития человечества.
Без преувеличения
можно сказать, что нет ни одной сферы
культуры, на которую не повлияли бы
плодотворные идеи древних греков.
Античная культура оставила нам в
наследство систему ценностей,
характеризующуюся высокой гражданственностью
и гуманизмом.
И эти духовные ценности,
ориентированные на повседневную норму
поведения, получили свое выражение в
памятниках совершенной художественной
формы.
Исповедуя
языческую религию, древние греки свое
образное видение картины мира выразили
в яркой мифологии.
Греческие мифы стали
неиссякаемым источником вдохновения
для литераторов, скульпторов и художников
всех времен.
Греки
«подарили» человечеству и науку
как отдельную и
самостоятельную сферу духовного
творчества. И более того, в каждой из
отраслей знания: философии, истории,
астрономии, геометрии, медицине др. –
они заложили основы научного изучения
мира.
Греки
создали большинство литературных
жанров, стали
основоположниками театра,
а разработанные ими
принципы ордерной
архитектуры широко
использовались в архитектурных стилях
последующих эпох. Достижения античной
цивилизации лежат в основе всей
европейской культуры, и без обращения
к великому наследию прошлого невозможно
полноценное развитие современного
общества.
Курс «История
древнего мира» адресован студентам 1
года обучения очного отделения и
изучается в 1 и 2 семестрах. Он состоит
из двух частей и четырех разделов (по
два в каждой части):
Источник: https://studfile.net/preview/1621916/