Образование 14 марта 2016
Константин Бальмонт – ярчайший представитель раннего символизма в России. Его произведения наполнены поиском смысла жизни, целей и вопросами без ответов. Его поэзия заставляет читателя задуматься.
Наша статья посвящена произведению «Камыши». Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» мы будем делать по составленному нами плану, который позже можно применять и для анализа других поэтических произведений.
К. Бальмонт и символизм
Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.
Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» не будет полным без знания некоторых особенностей этого направления в литературе.
Название «символизм» происходит от французского слова. Именно во Франции и зародилось это течение. Его отличительными чертами были поиск особой формы, выражение эмоций символическими образами. Поэзия данного жанра должна была воспевать мистические душевные порывы. Не поучать, но увлекать.
Удивительные «Камыши». План анализа стихотворения
К поиску идеальной формы в поэзии стремился и Константин Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит проводить с учетом этого аспекта, ведь в форме символисты видели не меньше, а то и больше смысла, чем в самом содержании.
Для более слаженной аналитической работы уместным будет краткий план анализа стихотворения:
- Название и автор произведения.
- Жанр и литературное течение.
- Тема.
- Идея и основная мысль.
- Средства художественной выразительности.
Данный план является довольно схематическим. Тем не менее разбор по его формуле получится четким и емким.
Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану
Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.
Стихотворение принадлежит к литературному течению символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.
Тема стихотворения – смысл жизни. Идея – быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт.
Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием средств художественной выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием – аллитерация.
При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.
В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей – «со вздохом погибшей души».
Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого. В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.
Стихотворение Бальмонта «Камыши»: краткий анализ
«Камыши» написаны Бальмонтом в период его душевных метаний, поиска смысла жизни и идеальной формы поэзии. Это не могло не оставить свой отпечаток на произведениях автора. «Камыши» наполнены ощущением неумолимого рока, который, будто трясина, рано или поздно затянет одинокого странника в свой плен.
Стихотворение с обманчиво пейзажным названием только начинается описанием ночной реки и камышей, бледной луны и зрительных ночных эффектов. Суть его совсем в другом – за шуршанием камышей прячутся немые вопросы автора: «Есть ли смысл жизни? В чем он? Возможно ли достичь его? Почему так неумолимо обрывается эта жизнь?»
Именно о смысле жизни написал это удивительное произведение Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» нужно делать после того, как стихотворение несколько раз будет прочитано вслух.
Необходимо это для того, чтобы услышать, как мастерски поэт применяет аллитерацию – особое сочетание звуков определенного ряда. В данном случае это шипящие «ш», «ж», «ч», «щ». Благодаря им достигается эффект искусственного шума камышей. Обратите внимание на вторую строчку.
В каждом ее слове присутствует звук «ш». Это и есть применение аллитерации и поиски той самой идеальной формы, которая бы говорила за поэта, дополняя его.
В заключение
Поэзия символистов была создана с целью удивлять, заставлять задуматься. Многие не понимали и осуждали символистов, однако это не делало их произведения хуже. Под горячую руку критиков попадал и Константин Бальмонт.
Анализ стихотворения «Камыши», его понимание были часто субъективны. На него даже пытались писать пародии, осуждали за упадочнический, декадентский дух.
Однако спустя десятилетия осуждения забылись, а стихотворение до сих пор не оставляет равнодушным даже самого искушенного читателя.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/183194/
«Люби», анализ стихотворения Бальмонта. К. Бальмонт. Анализ стихотворения "Камыши". План анализа, художественные приемы
Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта
Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта.
Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов.
Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога».
Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.
Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».
Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее.
Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».
«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые.
«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н.
Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная.
Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.
Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие.
Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»).
Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы.
Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.
Константин Бальмонт — ярчайший представитель раннего символизма в России. Его произведения наполнены поиском смысла жизни, целей и вопросами без ответов. Его поэзия заставляет читателя задуматься.
Наша статья посвящена произведению «Камыши». Бальмонта «Камыши» мы будем делать по составленному нами плану, который позже можно применять и для анализа других поэтических произведений.
К. Бальмонт и символизм
Поэт родился в эпоху, названную в литературе Серебряным веком. Буйство течений и направлений не могло не увлечь молодого поэта. Изо всех направлений наиболее близким Бальмонту оказался символизм. Именно в ключе символизма создано стихотворение, анализ которого мы будем проводить.
Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» не будет полным без знания некоторых особенностей этого направления в литературе.
Название «символизм» происходит от французского слова. Именно во Франции и зародилось это течение. Его отличительными чертами были поиск особой формы, выражение эмоций символическими образами. Поэзия данного жанра должна была воспевать мистические душевные порывы. Не поучать, но увлекать.
Удивительные «Камыши». План анализа стихотворения
К поиску идеальной формы в поэзии стремился и Константин Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит проводить с учетом этого аспекта, ведь в форме символисты видели не меньше, а то и больше смысла, чем в самом содержании.
Для более слаженной аналитической работы уместным будет краткий стихотворения:
- Название и автор произведения.
- Жанр и литературное течение.
- Тема.
- Идея и основная мысль.
- выразительности.
Данный план является довольно схематическим. Тем не менее разбор по его формуле получится четким и емким.
Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану
Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.
Стихотворение принадлежит к символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.
Тема стихотворения — смысл жизни. Идея — быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт.
Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием — аллитерация.
При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.
В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей — «со вздохом погибшей души».
Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого. В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.
Стихотворение Бальмонта «Камыши»: краткий анализ
«Камыши» написаны Бальмонтом в период его душевных метаний, поиска смысла жизни и идеальной формы поэзии. Это не могло не оставить свой отпечаток на произведениях автора. «Камыши» наполнены ощущением неумолимого рока, который, будто трясина, рано или поздно затянет одинокого странника в свой плен.
Стихотворение с обманчиво пейзажным названием только начинается описанием ночной реки и камышей, бледной луны и зрительных ночных эффектов. Суть его совсем в другом — за шуршанием камышей прячутся немые вопросы автора: «Есть ли смысл жизни? В чем он? Возможно ли достичь его? Почему так неумолимо обрывается эта жизнь?»
Именно о смысле жизни написал это удивительное произведение Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» нужно делать после того, как стихотворение несколько раз будет прочитано вслух.
Необходимо это для того, чтобы услышать, как мастерски поэт применяет аллитерацию — особое сочетание звуков определенного ряда. В данном случае это шипящие «ш», «ж», «ч», «щ». Благодаря им достигается эффект искусственного шума камышей. Обратите внимание на вторую строчку.
В каждом ее слове присутствует звук «ш». Это и есть применение аллитерации и поиски той самой идеальной формы, которая бы говорила за поэта, дополняя его.
В заключение
Поэзия символистов была создана с целью удивлять, заставлять задуматься. Многие не понимали и осуждали символистов, однако это не делало их произведения хуже. Под горячую руку критиков попадал и Константин Бальмонт.
Анализ стихотворения «Камыши», его понимание были часто субъективны. На него даже пытались писать пародии, осуждали за упадочнический, декадентский дух.
Однако спустя десятилетия осуждения забылись, а стихотворение до сих пор не оставляет равнодушным даже самого искушенного читателя.
«Раненый» — одно из характерных стихотворений этого этапа. В этом произведении поэт раскрывает проблему внутреннего конфликта личности, и поэтому оно по праву относится к философской лирике. Жанр – лирическое стихотворение.
Слово «раненый» означает имеющий какое-либо ранение, однако в данном случае говорится не о механическом повреждении, а о психологической травме:
Основная тема стихотворения – конфликт человека с его внутренним «Я». Лирический герой Бальмонта сам загоняет себя в рамки несуществующих проблем, создает свой мир печали и страдания, он не может трезво взглянуть на мир вокруг и счастливо проживать свою жизнь, радуясь каждому дню. Об этом говорят следующие строки:
- Я неразрывен с этим мирозданьем,
- Я создал мир со всем его страданьем.
- И, весь дрожа от нестерпимой боли,
- Живя у самого себя в неволе…
- Композиционно произведение делится на четыре части (построфно), причем первая и пятая части состоят из 5 сток, а вторая и третья – 4.
- Это, наряду с повторением, говорит о кольцевой композиции произведения.
- Я насмерть поражен своим сознаньем,
- Я ранен в сердце разумом моим.
- Я ранен насмерть разумом моим.
Примечательно, что пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика (форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы).
Традиционно лимерик имеет пять строк, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой.
Таким образом, используя в своем стихотворении пятистишье, автор усиливает настроение безвыходного положения своего героя.
«Раненый» написано пятистопным ямбом. Рифма второй и третьей строф – перекрестная, а первой и последней – вида ABAAB. Это не конец, продолжение ниже.
Полезный материал по теме
- К.Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие темы»
Бальмонт использует сменяющие друг друга женскую и мужскую рифмы, что добавляет мелодичности и плавности стихотворению.
В произведении широко представлены метафоры («поражен своим сознаньем», «ранен в сердце разумом моим», «я гибну сам, как дым», «игру теней, рожденных в мире мной», «жизнь есть сон»), эпитеты («призрачное море», «нестерпимой боли»). Первые четыре строки первой строфы начинаются с местоимения «Я», которое встречается постоянно на протяжении всего стихотворения, а, если быть точнее, 10 раз.
Нельзя не заметить сходство между последней строкой первой строфы (Струя огонь, я гибну сам, как дым) и латинским крылатым выражением Consumor aliis inserviendo, что в переводе на русский означает «Светя другим, сгораю сам». Однако, в отличии от латинского выражения, герой стихотворения «горит» не для кого-то.
Таким образом, все внимание в произведении заостряется не на взаимоотношениях человека с обществом, а на внутреннем конфликте лирического героя. Помимо этого, строка третьей строфы (Есть только мысль, есть призрачное море) заимствована из названия философской драмы XVII века Кальдерона «La vida es sue&覩», что в переводе означает «жизнь есть сон.
Скорее всего это вызвано тем, что Константин Дмитриевич занимался переводами многих произведений этого испанского драматурга.
/ / / Проблематика и стиль произведений Бальмонта
Поэзию Серебряного века создавали только яркие творческие личности, среди которых и Константин Дмитриевич Бальмонт. Этот человек своим трудолюбием привнес многое в мировую литературу. Он и поэт, и эссеист, а также переводчик.
Бальмонт жил во времена Советского Союза, но его творчество было далеким от заказного, служащего благу партии, а глубоко индивидуальным. По этой причине деятельность автора не особо признавалась властью. Зато мелодичные, таинственные стихи автора достучались до сердец многих людей.
Литературное наследие Бальмонта впечатляет – 35 лирических сборников и 20 книг. Автор писал много, но, на удивление, легким слогом. Интересно и то, что он никогда не «выдавливал» из себя стихотворных строчек, практически не исправлял стихи.
Поэзия легко рождалась в его голове и просто переносилась на бумагу. Это и есть признаком настоящего таланта.
Стиль произведений Бальмонта индивидуален, как и сам он. Будучи харизматичной яркой личностью поэт производил глубокое впечатление, особенно на женщин. Отсюда его многочисленные романы, хотя своей музой он все же считал одну женщину — вторую жену.
Старт литературного пути Бальмонта отмечен неким наследованием романтического стиля со свойственными ему признаками грусти, одиночества, меланхолии. В дальнейшем автор станет одной из важнейших фигур в становлении русского символизма. Данное течение в литературе отображало мировоззрение поэта.
Он считал, что мир можно понять при помощи ощущений, полагаясь на первое движение души, а не в результате анализа или рациональных рассуждений.
По мнению Бальмонта, реалисты слишком привязаны к действительности, которая служит словно творческим якорем, тогда как символисты видят в жизни мечту, выходят за грани осязаемого.
Томики стихов «Тишина» и «В безбрежности» — знаковые в период становление Бальмонта как поэта-символиста.
Авторский стиль поэта состоит и в том, что его «Я» не отождествляется исключительно с ним самим, а словно обобществлено. Именно поэтому лирика Бальмонта так проникновенна, связана с ассоциированием себя с другими. Стихи автора наполнены светом и энергией, которые передаются читателю.
Когда талант Бальмонта достиг своего апогея, то творчество приобрело авторский оптимизм, солнечность, огненность.
Язык произведений Бальмонта богат на интонации, он подобен музыке, живописи, — так же вызывает в людях множество оттенков настроения.
«Психологическая лирика» Бальмонта полна намеков, индивидуальных символов. Особенно интересны его стихи о женщинах. Первый брак автора был неудачным, поэтому отношение к женщинам было противоречивым. В этом ему был близок другой поэт – Шарль Бодлер. Бальмонт это высказал в своем стихотворении «К Бодлеру». Для Бодлера женщина – ангел и демон, для Бальмонта – «дитя, привыкшее играть».
Создавая стихи, поэт использовал музыкально-звукоподражательные свойства речи. Так, например, в стихотворении «Кони бурь» частое употребление звука «р» напоминает раскаты грома.
Константин Дмитриевич Бальмонт – особенный русский поэт, поэзия символов которого не перестает удивлять читателей.
Источник: https://coobe.ru/lyubi-analiz-stihotvoreniya-balmonta-k-balmont-analiz/
Анализ стихотворения Бальмонта Камыши
Стихотворение русского поэта Константина Бальмонта « Камыши », было написано на завершающим этапе, творчества писателя, ну а само произведение датируется 1895 годом.
Немного поразмыслив можно догадаться, что главным персонажем этого стиха, являются камыши, которые привлекают внимание лирического героя и не дают ему покой, на что он, задает им то и дело повторяющийся вопрос. В целом произведение наводит довольно мрачные ощущения, и очень действительные.
Мы так ярко представляем себе эти шуршащие камыши, наводящие, какую то неведомую тревогу. Скорее всего, образ этих болотных растений, ассоциируется у автора с каким либо жизненным образом.
В стихотворение фигурирует много вопросов, которые лирический герой задает окружающей природе. Создаться впечатление, что у героя не хватает ответов на его собственные проблемы, и от жажды их узнать он ищет ответ у растений.
Не остается сомнений, что автор, в данном произведение выражает свои собственные переживания, в которых он так хочет разобраться, и свои эмоции он с горестью выплескивает на бумагу. Мрачное настроение этого творения свидетельствует нам, о негативных чувствах испытываемых поэтом.
Помимо всего, в сюжете содержится еще один характерный элемент – постоянно исчезающие и мигающие огни. Можно подумать, что они являются тем самым долгожданным ответов, который жаждет наш герой, но эти огни то загораются, то исчезают вновь, сам поэт характеризует их как блуждающие.
Что и доказывает трудное и непостоянное душевное состояние автора. Следующей заметной деталью является присутствие некого, лунного лика. На основе этого нам представляется картина, темного болота и надвисшего месяца. И эта зарисовка очень точно олицетворяет чувство одиночества, возможно именно в образе луны сопоставляет себя Бальмонт.
В следующих строчках, поэт подчеркивает опасность, болотной трясины, которая без чувства засосет и не оставить следа. В последней части мы различаем в своем воображение поникший месяц и шорох камыша сравнимый со вздохом поникшей души.
На основе проделанной работы остается сказать, что основной темой и мыслю стихотворения Константина Бальмонта, является чувство одиночества. Именно оно не дает покой и лирическому герою и самому поэту. Тоска и грусть пронизывают все произведения, это выражается во многих одиноких и грустных образов. В целом стих, мне понравился за его особенную выразительность и тонкую, унылую красоту.
По плану кратко
- Анализ стихотворения Бунина В горах
Стихотворение, датированное 1916 годом и написанное в форме сонета, относится к той группе стихотворений, в которых автор задумывается о природе и сущности поэзии как искусства, передавая свои мысли и переживания через - Анализ стихотворения Маяковского Прозаседавшиеся
Знаменитый поэт Апполон Майков начал публиковать свои произведения уже в возрасте 13 лет, однако относился к каждому своему произведению с иронией и насмешкой, считая что все это несерьезно. Всерьез задумываться именно - Анализ стихотворения Фета Музе
Перед тем как начать анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Музе» необходимо упомянуть то, что поэту было уже шестьдесят лет. Произведения более поздней лирики поэта наполнены философскими размышлениями, а не радостными - Тургенев
Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орел, Орловской губернии в 1818 году. Он был выдающимся русским поэтом, прозаиком и классиком мировой литературы. Тургеневу принадлежит не мало великих произведений таких как: «Отцы и дети», - Анализ стихотворения Блока Сны 3 клас
Одним из ярких детских произведений написанных Александром Блоком стало стихотворение «Сны». Несомненно, во многих стихах Блока раскрывалась тема любви, переживаний и отношений между героями, но поэту так же, очень нравилось писать
Источник: https://analiz-stihov.ru/balmont/kamyishi
«Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
Одной из самых ярких и запоминающихся фигур в русском символизме стал Константин Дмитриевич Бальмонт, чей поэтический мир отличается невероятным богатством, разнообразием и красотой.
За последнее многие критики несправедливо обвиняли поэта, ошибочно считая, что за многообразием выразительных средств не кроется ничего глубокого. Однако красочные эпитеты и «красивости» всегда были направлены на донесение какой-либо мысли читателю.
В период расцвета своего творчества Бальмонт все чаще экспериментирует с образами и стилями, создавая стихотворения, наполненные глубоким философским смыслом. В поэтический цикл «За пределы», который был опубликован автором в 1895 году, вошло стихотворение «Камыши».
Здесь представлены широкие возможности метафоры и олицетворения. Бальмонт наделяет болотные растения эмоциями, разумом и чувствами, сравнивая их с людьми, которые точно так же страдают от одиночества, тоски и неразрешенных вопросов.
С первых строк произведения Константин Дмитриевич рисует мрачный и печальный пейзаж, который является отражением состояния его внутреннего мира.
«Полночною порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши» — так начинается стихотворение, погружая читателя в ночную тьму, исполненную тишины, которую изредка нарушают трепетания болотных растений.
Вокруг болото, вязкая трясина, сырость, уныние и пустота, лишь только огоньки слабо мерцают вдалеке.
С помощью аллитерации буквы «ш» читатель действительно может услышать слабый шорох камышей, едва слышный свист ветра, гуляющего над болотом, шорох ползущей змеи, что притаилась в камышах («в них жабы гнездятся, в них змеи свистят»). Внимание Бальмонта привлекают те самые огоньки, что «мелькают, мигают — и снова их нет». Он пытается понять, почему они то и дело мерцают в траве, куда вновь так стремительно пропадают.
Поэт смотрит на водную гладь болота и видит там отражения багрового месяца. Бальмонт сравнивает его с человеческим лицом: «В болоте дрожит умирающий лик, то месяц багровый печально поник». Именно ему камыши задают свой вопрос: «Кого? Для чего?», «Зачем огоньки между нами горят?», но ответа не получают.
Печальный месяц «все ниже склоняет свой лик», безмолвно поникнув, ведь он и сам не знает ответа на вопрос, который мучит лирического героя, «одетого» в болотные растения. Будущее рисуется для него печальным, а жизнь — лишенной высокого смысла, взгляд на топь рождает в нем ощущение безысходности и тесноты («трясина заманит, сожмет, засосет»).
Немногим людям дается возможность осмыслить великие идеи, попытаться найти ответ на самые важные вопросы — об истине, о смысле, потому они лишь повторяют «вздох погибшей души, тоскливо, бесшумно, шуршат».
В этом выражен юношеский поры Бальмонта, ведь тот больше всего хотел изменить окружающий его мир, сделать жизнь людей лучше, не зря ведь он был активным участником революционного движения.
Поэт в стихотворении «Камыши» широко применяет аллитерацию, которая призвана создать определенное настроение, атмосферу, звуковой образ окружающего мира.
В шестой строфе используется звукопись буков «з» и «ж», что придает мистичности, зловещей таинственности шепоту трясины, из которой нельзя выбраться.
Благодаря ассонансам создается впечатление музыкальности, напевности и некоторой монотонности, что соответствует созданной атмосфере. Метафора же, как средство художественной выразительности, есть основа всего стихотворения.
«Камыши» содержат в себе девять строф, которые состоят из двух строчек. Они связаны между собой последовательной полной рифмой. Размер стихотворения — четырехстопный амфибрахий. Композиция кольцевая, поскольку открывает произведение и замыкает его один и тот же мотив.
- «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
- «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
- «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
- «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
- «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
- «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
- «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
- «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
- «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
- Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества
- По произведению: «Камыши»
- По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич
Источник: https://goldlit.ru/balmont/1299-kamyshi-analiz
Анализ стихотворения Бальмонта “Камыши”
Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом. В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл “За пределы”, в который вошло стихотворение “Камыши”.
Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель между ними и людьми, которые также страдают от одиночества и задаются множеством вопросов.
С
первых строк стихотворения Константин Бальмонт воссоздает достаточно мрачную и унылую картину, которая на тот момент отражает его внутренний мир. “Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши”, – отмечает поэт и пытается представить себя на месте своих героев. Сделать это не сложно, достаточно лишь оглянуться вокруг, увидеть вязкую трясину и мерцающие вдалеке огоньки, которые и привлекают внимание автора. Проводя незримую параллель, он пытается понять, почему они то и дело вспыхивают в траве и куда так стремительно исчезают.
“В болоте дрожит умирающий лик. То Месяц багровый печально поник”, – отмечает поэт и именно к небесному светилу адресует свой вопрос. Но ответа на него нет, потому что мир, по мнению Бальмонта, устроен весьма странным образом.
То, что является важным, всегда остается за кадром, а несущественные мелочи заполняют все существование, и именно из них соткано бытие и людей, и камышей. “И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет”, – такое печальное будущее рисуется поэту, и дело совсем не тех ощущениях, которые рождаются у него в душе при взгляде на топь.
Автор понимает, что сама по себе жизнь лишена высокого смысла, если только не позаботиться о том, чтобы привнести в нее некое разнообразие. Однако мало кому дано осмыслить великие идеи и попытаться воплотить их в реальности.
Поэтому люди, в представлении Бальмонта, очень похожи на камыши, которые, “вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат”.
Юношеский максимализм в этот период творчества толкал поэта на многие необдуманные поступки. Автор мечтал если и не о славе, то о том, чтобы изменить этот мир, заставить людей-камышей говорить о своих мечтах в полный голос. Видимо, по этой причине Константин Бальмонт увлекся социалистическими идеями, за что прослыл вольнодумцем, бунтарем и даже оппозиционером.
Тем не менее, юношеские увлечения политикой вскоре отошли на второй план, а в наследие потомкам остались очень красивые и романтичные стихи о людях-камышах.
(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Бальмонта “Камыши”« Сочинение по картине И. Грабаря “Февральская лазурь”Вопросы и ответы к комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-balmonta-kamyshi/
Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Камыши»
«Камыши» – одно из самых знаменитых стихотворений Константина Бальмонта, которое вошло в сборник стихов « За пределы», изданный в 1895 году. Это стихотворение стало неким экспериментом в творчестве автора.
Потому что он впервые сделал главным героем произведения неодушевленный предмет, но сам наделил его чувствами, разумом, душой. Тем самым он провел параллель между людьми и камышами. Люди бывают столь же одиноки, как и камыши.
Люди задаются такими же вопросами, и чувствуют то же самое в попытке найти смысл жизни. Используя олицетворение, автор одушевляет камыши, делает их живыми, делает их подобными людям.
Тема природы близка автору, он мастерски воссоздает любые пейзажи. Настроение стихотворения достаточно мрачное.
С первых же строк поэт погружает читателя в непроглядную тьму, болото, из которого нет выхода, кругом сырость, трясина, печаль и тоска.
Яркую картину уныния, пустоты, грусти и растерянности автор рисует с помощью эпитетов. Можно даже услышать те звуки, которые существуют в болоте: свист и шорох, кваканье жаб.
Это произведение метафорично. Болото автор рассматривает как жизнь.
Жизнь непростая, в ней есть уныние, пустота, серость, сырость, есть и яркие светлые моменты, они, как непонятные огоньки на болоте, быстро вспыхивают и быстро гаснут.
Почему они появляются и стремительно исчезают? Этот вопрос волнует автора. Этот же вопрос задают камыши, обращаясь к небесному светилу, но так и не получая ответа. Это наводит на размышление, что жизнь – своеобразная трясина.
Стихотворение «Камыши» является неким посланием автора, одержимого идеями юношеского максимализма, тем людям – камышам, которые тихо шуршат и задаются вопросами на своем болоте-жизни. Они не должны молчать, не должны тихо шуршать и оставаться без ответа. Они должны смело заявлять о себе. В этом проглядывается бунтарство, характерное творчеству Бальмонта того времени.
Стихотворение состоит из девяти строф. Строфы состоят из двух строк, связанных последовательной полной рифмой. Размер данного стихотворения четырехстопный амфибрахий. Ведущими мотивами произведения являются одиночество и безысходность. Композиция произведения кольцевая. Камыши возвращаются к тому, с чего начали. Они так же продолжают тихо шуршать в тиши.
Бальмонт придает стихотворению гармоничность, напевность и плавность, используя игру звуков. Звуковой строй, состоящий из шипящих и свистящих звуков, настраивает на атмосферу тишины.
(2 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-konstantina-balmonta-kamyshi.html
Константин Бальмонт — Камыши: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают — и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет. Трясина заманит, сожмет, засосет.
«Кого? Для чего? — камыши говорят,- Зачем огоньки между нами горят?»
Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Анализ стихотворения «Камыши» Бальмонта
В конце XIX века начинающий поэт Константин Дмитриевич Бальмонт стал одним из основоположников символизма. Стихотворение «Камыши» — пример поиска поэтом новой стилистики, формы и глубины содержания.
Стихотворение написано в 1895 году. Его автору исполнилось 28 лет, он выпустил второй сборник стихов «В безбрежности», изучил несколько иностранных языков и занялся переводами.
Жанр произведения — пейзажная лирика с философским подтекстом, размер — четырехстопный амфибрахий со смежной рифмой (открытой и закрытой), состоит из 9 двухстиший с кольцевой композицией (конец возвращается к началу). Лирический герой — рассказчик, наблюдатель. Автор пытается создать у читателя определенное настроение.
Для этого он пользуется приемом аллитерации, делая упор на звук «ш». Вопросительные фразы полны испуга и безнадежности: о чем шепчут? Зачем горят? Кого? Для чего? Сердце сжимается от тоскливых предчувствий. Автор дает понять, что эти вопросы бессмысленны и не получат ответов, как бессмысленна для него и сама жизнь.
Между тем, камыши все шуршат, все беспокоятся. Здесь он проводит аналогию с людьми, которые вдруг замечают свою уязвимость, слабость, смертность. На всем лежит зловещий отсвет («месяц багровый, печальный»), печать страдания и разобщенности, нереальности этого мира. Болотные огоньки — по народным поверьям, души утопленников.
Они невольно заманивают в топь других людей.
Лексика нейтральная. К. Бальмонт не избегает глагольных рифм: шелестят-свистят, ползет-засосет. Да и в целом стихотворение полно глаголами, создающими атмосферу чавканья, всхлипа, трепета: забрезжил, гнездятся, дрожит. Образы животных выбраны отталкивающие: жабы, гнездящиеся вместо птиц, змеи со свистящим дыханием.
Даже месяц болен лихорадкой и трясется от страха: он тоже «не знает», что происходит и какова будет развязка. Повторы усиливают всплеск эмоций: бесшумно шуршат камыши, огоньки между нами (ними) горят, месяц печально (печальный) поник. Эпитеты: блуждающий, умирающий, погибшей. Олицетворения: сырость ползет, трясина заманит, камыши говорят. Дана даже прямая речь болотной растительности.
Оксюмороном можно посчитать выражение «бесшумно шуршат». Метафора: вздох погибшей души.
На заре своего литературного успеха поэт К. Бальмонт создавал произведения, поражавшие всех своей музыкальностью и изяществом формы. Окрыленный первыми успехами, он размещает в сборнике «В безбрежности» стихотворение «Камыши».
Источник: https://rustih.ru/konstantin-balmont-kamyshi/
Анализ стихотворения константина бальмонта "камыши"
Поэтический мир Константина Бальмонта весьма богат и разнообразен. Будучи приверженцем символизма, он на заре своего творчества очень часто экспериментировал с образами и создавал произведения, объединенные глубоким философским смыслом.
В 1895 году поэт опубликовал поэтический цикл «За пределы», в который вошло стихотворение «Камыши».
Пытаясь расширить рамки сознания, автор наделил болотные растения чувствами и разумом, проведя параллель между ними и людьми, которые также страдают от одиночества и задаются множеством вопросов.
С первых строк стихотворения Константин Бальмонт воссоздает достаточно мрачную и унылую картину, которая на тот момент отражает его внутренний мир.
«Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши», — отмечает поэт и пытается представить себя на месте своих героев.
Сделать это не сложно, достаточно лишь оглянуться вокруг, увидеть вязкую трясину и мерцающие вдалеке огоньки, которые и привлекают внимание автора. Проводя незримую параллель, он пытается понять, почему они то и дело вспыхивают в траве и куда так стремительно исчезают.
«В болоте дрожит умирающий лик. То Месяц багровый печально поник», — отмечает поэт и именно к небесному светилу адресует свой вопрос.
Но ответа на него нет, потому что мир, по мнению Бальмонта, устроен весьма странным образом.
То, что является важным, всегда остается за кадром, а несущественные мелочи заполняют все существование, и именно из них соткано бытие и людей, и камышей. «И тиной запахло. И сырость ползёт.
Трясина заманит, сожмёт, засосёт», – такое печальное будущее рисуется поэту, и дело совсем не тех ощущениях, которые рождаются у него в душе при взгляде на топь.
Автор понимает, что сама по себе жизнь лишена высокого смысла, если только не позаботиться о том, чтобы привнести в нее некое разнообразие. Однако мало кому дано осмыслить великие идеи и попытаться воплотить их в реальности.
Поэтому люди, в представлении Бальмонта, очень похожи на камыши, которые, «вздох повторяя погибшей души, тоскливо, бесшумно, шуршат».
Юношеский максимализм в этот период творчества толкал поэта на многие необдуманные поступки. Автор мечтал если и не о славе, то о том, чтобы изменить этот мир, заставить людей-камышей говорить о своих мечтах в полный голос.
Видимо, по этой причине Константин Бальмонт увлекся социалистическими идеями, за что прослыл вольнодумцем, бунтарем и даже оппозиционером.
Тем не менее, юношеские увлечения политикой вскоре отошли на второй план, а в наследие потомкам остались очень красивые и романтичные стихи о людях-камышах.
Источник: https://allpoetry.ru/analiz/1619/balmont-k-d
Готовые школьные сочинения
Сен
03 2014
Своеобразие лирического героя в поэзии К. Бальмонта
Константин Дмитриевич Бальмонт •— один из известнейших поэтов «серебряного века», представитель «старшего поколения» русских символистов. Трагична жизнь и судьба поэта. К. Бальмонту суждено было стать «властителем дум» молодежи начала XX века, его поэзия притягивала и завораживала читателя.
В 1920 году Константин Бальмонт, не принявший революцию 1917 года, был вынужден покинуть родину и уехал из России навсегда. Последние годы жизни поэта были самыми тяжелыми: он умер в эмиграции во Франции в предместье Парижа, одинокий, больной и забытый всеми.
Но как никто из русских поэтов начала XX века, Бальмонт умел ценить каждое мгновение жизни.
Таков и лирический герой поэта, ценящий «миг красоты»: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.
(«Я не знаю мудрости») Для мироощущения лирического героя К.
Бальмонта, с одной стороны, характерно неприятие внешнего мира, меланхолическая грусть, томление по смерти; а с другой — возвеличивание любви, природы, естественных основ земного бытия: Я ведь только облачко.
Видите: плыву.
И зову мечтателей… («Я не знаю мудрости») Лирический герой первых поэтических сборников поэта — мечтатель, стремящийся проникнуть за земные пределы бытия, стать частью космического целого, всего мироздания, увидеть «очертанья вдали», постигнуть непознаваемое: И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
(«Я мечтою ловил уходящие тении) Излюбленными поэтическими образами этого периода в творчестве Константина Бальмонта становятся ветер как символ постоянного движения, камыши, которые «бесшумно шуршат», «печальный» месяц как символ безмолвия: Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
( «Камыши» ) Лирический герой поэта, поклонник сна, безмятежного существования и борьбы, меланхолического томления и активного богоборчества, стремящийся соединить прошлое с будущим, свет и тьму, благородную, возвышенную любовь с «ужасным развратом», герой, обреченный на муки творчества, необыкновенного прозрения, одиночество и одновременно готовый служить будущим поколениям, — это герой постоянных, роковых противоречий. Эта особая противоречивость стала отличительной чертой бальмонтовского лирического героя, стала личностной и творческой отличительной особенностью поэта, и чтобы понять его мироощущение, надо вскрыть причины всех этих противоречий: Любовь и смерть, блаженство и печаль Во мне живут красивым сочетаньем, Я всех маню, как тонущая даль — …
…Я весь — огонь, и холод, и обман, Я — радугой пронизанный туман. («Дон-Жуан» ) Одним из главных переживаний самого поэта и человека стало вечное скитание. Бальмонт был вынужден дважды эмигрировать из России: сначала — потому что осудил царя, потом — потому что не принял октябрьской революции.
Но где бы К. Бальмонт ни находился, как бы далеко он ни уезжал, тоска по России была постоянной его спутницей. Вершиной творчества Бальмонта стали поэтические сборники: «Горящие здания» (1900 г.), «Будем как Солнце» (1903 г.), «Только любовь» (1905 г.), «Литургия красоты» (1905 г.), «Стихийные гимны» (1905 г.), «Фейные сказки» (1905 г.
), в которых лирический герой продолжает бороться за красоту Вселенной и за свое место в мироздании.
Отличительной чертой стихотворений этого периода является глубокий лиризм, стремление проникнуть за пределы Земли, соединить вместе человека и лирического героя: Но, милый брат, и я и ты — Мы только грезы Красоты, Мы только капли в вечных чашах Неотцветающих цветов, Непогибающих садов… («Мой друг, есть радость и любовь…
») Я умираю у моря ночью, Песок затянет, зальет волна, У моря ночью, у моря ночью Меня полюбит лишь Смерть одна. («У моря ночью») Таким образом, сложная трагическая жизнь самого поэта в переломную для российской истории эпоху повлияла и на облик © A L L S o c h.
r u созданного в поэзии бальмонтовского лирического героя, который, стремясь приобщиться к культуре всех времен и народов, пройти все моря, обрести свое место во Вселенной, находится, как и сам поэт, в постоянном поиске, в вечной борьбе.
И тогда символом жизнеутверждающего радостного светлого начала становится Солнце, как вечный и всеобщий источник жизни: Так, тебя воспевая, о счастье, о солнце святое, Я лишь частию слышу ликующий жизненный смех, Все люблю я в тебе, ты во всем и всегда — молодое, Но сильнее всего то, что в жизни горишь ты — для всех.
(«Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое солнце…») На протяжении всего творческого пути Бальмонт в своей поэзии утверждал победу солнца над тьмой, любви, добра, вечной гармонии над злом, деспотизмом.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Своеобразие лирического героя в поэзии К. Бальмонта . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/svoeobrazie-liricheskogo-geroya-v-poezii-k-balmonta/
Бальмонт К.Д. Стихи
Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают – и снова их нет. И снова забрезжил блуждающий свет. Полночной порой камыши шелестят. В них жабы гнездятся, в них змеи свистят. В болоте дрожит умирающий лик. То месяц багровый печально поник. И тиной запахло. И сырость ползёт. Трясиной заманит, сожмёт, засосёт. «Кого? Для чего? – камыши говорят. – Зачем огоньки между нами горят?» Но месяц печальный безмолвно поник. Не знает. Склоняет всё ниже свой лик. И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши. 1895 |
Влага 1* С лодки скользнуло весло. Ласково млеет прохлада. «Милый! Мой милый!» – Светло, Сладко от беглого взгляда. Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея. Ластятся волны к веслу, Ластится к влаге лилея. Слухом невольно ловлю Лепет зеркального лона. «Милый! Мой милый! Люблю!..» Полночь глядит с небосклона.
- 1899 г
- Белый пожар
- Hier stehe ich inmitten des Branches der Brandung
- Nietzsche
2* Я стою на прибрежьи, в пожаре прибоя, И волна, проблистав белизной в вышине, Точно конь, распаленный от бега и боя, В напряженьи предсмертном домчалась ко мне. И за нею другие, как белые кони, Разметав свои гривы, несутся, бегут, Замирают от ужаса дикой погони И себя торопливостью жадною жгут. Опрокинулись, вспыхнули – вправо и влево,– И пред смертью вздохнув и блеснувши полней, На песке умирают в дрожании гнева Языки обессиленных белых огней. 1900 г
***
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь…
Я буду петь о солнце В предсмертный час!
1902 г
Источник: https://literatura5.narod.ru/balmont.html