Основные произведения Даниила Гранина
Основные произведения Даниила Гранина
Гранин, Д. А. Бегство в Россию [Текст]: роман / Д. Гранин.- М.: Новости; 1995. – 432 с.
В 1956 г. мир облетела сенсационная новость: талантливые американские ученые, инженеры-радиотехники, крупные специалисты в области электронной и военной промышленности преследуемые ЦРУ, бежали в Советский Союз.
Все годы жизни в СССР их реальная биография была строго засекречена, и мало кто знал, что они работали на советскую разведку еще со времен Второй мировой войны, передавая русским сверхсекретные данные об американском оружии… Судьба этих людей не случайно привлекла внимание Даниила Гранина (у него они выведены под именами Джо Берт и Андреа Костас). Помимо всего прочего он знал их лично.
Гранин, Д. А. Вечера с Петром Великим. (Сообщения и свидетельства господина М.) [Текст] :
роман / Д. А. Гранин. – М. : Центрополиграф СПб.: МиМ — Дельта, 2010. – 447 с.
Роман позволяет заглянуть вглубь эпохи, называемой ныне «петровской», и написан на интереснейшем историческом материале, вобравшем малоизвестные широкой аудитории факты. Устремленный к великой цели, свершающий судьбоносные для страны деяния, Петр I представлен глобальной фигурой.
Однако для автора важнее показать внутренний облик императора: он детально исследует душевные качества Петра I, осмысливает переломные моменты его духовной жизни, раскрывает драматические страницы личной, в том числе семейной и любовной, биографии. Произведение Д. Гранина необычно по форме и значительно по содержанию, написано ярким, образным языком, с большим уважением к главному герою.
Гранин, Д. А. Дождь в чужом городе [Текст ] : повести / Д. А. Гранин.- Ленинград: Худож. литература, 1977. – 448 с.
В сборник входят повести Даниила Гранина, посвященные творческим исканиям ученых, нравственным проблемам, стоящим перед советской интеллигенцией.
Гранин, Д. Еще заметен след [Текст]: повести и рассказы / Д. Гранин. Ленинград: Советский писатель, 1985. – 368 с.
В сборник, наряду с известными повестями «Клавдия Вилор» и «Наш комбат», включены произведения разных лет, посвященные Великой Отечественной войне.
Гранин, Д. А. Заговор [Текст]: роман / Д. А. Гранин.-Москва; Олма Медиа Групп, 2013. – 318 с.
В своей книге Даниил Гранин делится с читателями размышлениями о прошлом, нынешнем и грядущем. С горестью он вспоминает тяготы военного времени, выпавшие на долю его поколения, и послевоенные годы, разрушившие надежды победителей на счастливую и безоблачную жизнь.
Автор не оставляет без своего пристального внимания и сегодняшнюю действительность, которая представляется ему далекой от идеала. В целом это — яркое повествование о жизни, в которой сталкиваются грустное и веселое, сложное и простое, обыденное и удивительное.
В книге нет морализаторства, готовых ответов на сложные и волнующие вопросы, есть только искреннее желание поделиться с читателем бесценным опытом много повидавшего и пережившего человека.
Гранин, Д. А. Зубр [Текст] : роман / Даниил Гранин.-М.: Эксмо, 2005.- 298 с..- (Русская классика ХХ века)
Герой документальной повести Д. Гранина «Зубр» Н.В. Тимофеев-Ресовский — лицо историческое. Яркая фигура этого крупного ученого, основоположника советской радиационной генетики, оставила заметный след в науке. Вернадский, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Вавилов и другие — вот круг его коллег, где он был принят на равных.
Гранин, Д. А. Иду на грозу [Текст] : роман / Д. А. Гранин. – СПб. : Петербургский писатель : Азбука-классика , 2004. – 509 с. – (Проза русского мира).
- Это книга об ученых-физиках, чья профессия уже сама по себе требует огромных усилий, незаурядного мужества, таланта.
- Сложный переплет страстей, любви, ненависти, неожиданных поступков составляет пестрый жизненный поток романа, современного не только потому, что действие происходит в наши дни, но и потому, что в нем возникает сложный внутренний мир человека-ученого – создателя нового.
Гранин, Д. Искатели [Текст] : Роман / Д.А. Гранин. – М. : Высш. шк., 1987. – 415 с.
Роман создан в 1954 г. Его герой — ученый. Став во главе лаборатории сплачивает ее работников в борьбе против равнодушных бюрократов, карьеристов. В романе передана красота научного творчества, изобретательства.
Гранин, Д. Картина [Текст]: роман / Даниил Гранин.- Ленинград: Советский писатель, 1987.- 366 с.
Действие романа «Картина» происходит в небольшом среднерусском городке. Главные герой романа, председатель горисполкома Лосев, попадает в трудную ситуацию, связанную со сложным комплексом современных общественных проблем
Гранин, Д.А. Клавдия Вилор [Текст] : повесть / Даниил Гранин.- Ленинград: Советский писатель, 1980.- 175 с.
Героиня этой книги – Клавдия Вилор – реально существующий человек, прошедший испытания войны и муки плена, сумевший выстоять и сохранить чувство собственного достоинства в труднейших обстоятельствах.
Гранин, Д. А. Мой лейтенант [Текст]: роман / Д. А. Гранин.- М.: Олма Медиа Групп, 2012.- 319 с.
Роман «Мой лейтенант» — это взгляд на Великую Отечественную с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, спокойно отправляющих в пекло и мясорубку целые армии, а изнутри, из траншей и окопов.
На страницах романа живут каждый своей жизнью два разных человека: один – молодой, импульсивный, дерзкий, второй – мудрый, знающий цену жизни и научившийся противостоять обстоятельствам. И у каждого из них своя правда. За этот роман Д.А.
Гранин получил национальную премию «Большая книга» (2012) и премию Ивана Бунина.
Гранин, Д. А. Наш дорогой Роман Авдеевич [Текст]: повесть / Д. А. Гранин.- Ленинград: СП «Совинтурист», 1990.- 64 с.
В повести в остросюжетной форме автор изображает нравы некоторых «правителей», командно-административной системы. Вместе с тем писатель искусно обобщает, типизирует образ главного персонажа повести, опираясь как на достоверный фактический материал, так и на широкую людскую молву, на городские байки и анекдоты.
Гранин, Д. Причуды моей памяти [Текст] / Даниил Гранин.- М.: Центрополиграф : СПб. : МиМ-Дельта, 2010.- 442 с.
Книга-размышление написана в форме кратких заметок, охватывающих промежуток времени с конца 30-х годов до наших дней. Важные серьезные вещи перемежаются заметками из записных книжек об увиденном и услышанном – нелепом, смешном, анекдотичном…
Гранин, Д. А. Священный дар [Текст]: сборник произведений / Даниил Гранин.- СПб.: Международная Ассоциация «Русская культура», 2017.- 464 с.
В книгу вошли произведения разных лет. Открывает книгу четыре эссе, малоизвестные читательской аудитории. В центре внимания автора творчество и личные судьбы великих русских писателей, вечность» искусства и мимолетность жизни, величие исторических свершений и поэтика повседневности окружающего быта.
Гранин, Д. А. Точка опоры: статьи, беседы, портреты [Текст] / Д. А. Гранин.- Москва: Издательство АПН, 1989.- 319 с.
Писатель рассуждает о научно-техническом прогрессе, отношении человека к природе и литературе, о милосердии.
Гранин, Д.Три любви Петра Великого[Текст]: роман /Даниил Гранин. Москва: Олма Медиа Групп, 2013.- 509 с.
Книга Даниила Гранина добавляет недостающие штрихи к яркому портрету императора, это откровенный рассказ о личности Петра Великого и о любви. Каким он был человеком, как строил отношения с близкими, как переживал душевные раны, каких женщин любил – обо всем этом в романе Гранина, мастерски исследующего внутренний мир и душевные качества императора.
Гранин, Д. А. Чудеса любви [Текст] : рассказы и
повести / Д. А. Гранин. – СПб. : Журнал «Нева», 2000. – 320 с.
В книге впервые под одной обложкой собраны рассказы и повести Д. Гранина, посвященные одной теме – любви. Точнее – превратностям любви, ее загадкам, ее парадоксам, перед которыми нередко оказываются в растерянности люди рационального склада, всегда особенно привлекающие писателя.
Гранин, Д. А. Эта странная жизнь [Текст]: повести /Д. А. Гранин.- Москва: Советская Россия, 1982.- 254 с.
Книга Даниила Гранина «Эта странная жизнь» посвящена выдающемуся советскому ученому Александру Александровичу Любищеву и его системе учета времени, созданной для достижения наибольшей отдачи для разносторонней научной деятельности.
Адамович, А. Блокадная книга [Текст] : роман / А. Адамович; Д.А. Гранин. – 5-е изд., испр. и доп. – Л. : Лениздат, 1989. – 527 с.
«Блокадная книга» рассказывает о муках осаждённого фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, о страданиях и о мужестве, о любви и о ненависти, о смерти и бессмертии.
Основанная на интервью с очевидцами, документах, письмах, она остается самым подлинным, ярким свидетельством блокадных лет, книгой, которую должен прочесть каждый.
В издание вошли также материалы, рассказывающие об истории ее создания, и многочисленные архивные фотографии блокадных лет.
Источник: https://tosno.47lib.ru/chitateli/daniil/osnovn
Краткий курс истории. Даниил Гранин
1 января — годовщина рождения известного советского и российского писателя, сценариста и общественного деятеля, участника Великой Отечественной войны. Он не дожил всего полгода до своего 100-летия. Судьба Даниила Гранина во многом отражает сложный путь, который прошла наша страна в ХХ веке.
Инженер по образованию, он застал блокаду Ленинграда, описал подвиги его жителей и защитников. Гранин стал Героем социалистического труда и почетным гражданином Санкт-Петербурга. Именно поэтому минувший век мы можем назвать веком таких наших соотечественников как Даниил Гранин.
21 декабря 2017 года Президент России подписал Указ «Об увековечении памяти Д. А. Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения».
Согласно данному Указу, Правительству Санкт-Петербурга рекомендовано присвоить имя Даниила Гранина скверу в Санкт-Петербурге, установить мемориальную доску на доме, где он жил, и создать культурно-просветительский центр Гранина в одной из библиотек Санкт-Петербурга.
Конкурсом на лучший проект памятника Даниилу Гранину занимается Российское военно-историческое общество (РВИО). Монумент установят в Петербурге по адресу Дальневосточный проспект, 6, — рядом с библиотекой, названной в честь писателя.
Источник: https://24smi.org
Проба пера
Даниил родился 1 января в первый послереволюционный, 1918 год в семье лесника в Курской губернии. Позже они перебрались в Ленинград, где Даниил окончил школу. Он получил хорошее по тем временам основное образование, завершив 10 классов. В 1935 году он поступает в Электротехнический институт по специальности инженера по электрическим станциям, оканчивает его в 1940-м.
Ещё в 1937-м году молодой автор Даниил Герман публикует в журнале «Резец» свои рассказы «Родина» и «Возвращение Рульяка», посвященные Парижской коммуне. Эти произведения становятся его первым серьезным публицистическим опытом. Он идет работать на знаменитый Кировский завод, где выпускались лучшие тяжелые танки начального периода Великой Отечественной войны, КВ-1.
На новом месте молодой инженер начинает не только упорно и ответственно трудиться, но и впервые осваивает литературную стезю. Он был избран заместителем секретаря Комсомола и активно занимался выпуском статей заводской многотиражки. Так будущий известный автор начал оттачивать своё творческое мастерство. Параллельно с работой он смог поступить в заочную аспирантуру Ленинградского политеха.
У него получалось успевать и на учебе, и на работе.
Источник: https://www.soyuz.ru
Военный и блокадник
Даниил строил планы на будущее как и миллионы советских молодых людей, подал заявление на вступление в партию, был на хорошем счету на заводе… Казалось, что его ждёт блестящая карьера инженера и лидера своих товарищей по работе, но этим планам не суждено было сбыться – в его жизнь вмешалась начавшаяся Великая Отечественная война…
Он прошел всю войну от начала и до конца, воевал в составе Ленинградского, затем Прибалтийского фронта. Застал оборону и блокаду Ленинграда. Имел боевые награды, дважды был ранен.
В наградных листах, в частности, отмечается, что будучи в составе ремонтно-восстановительного батальона, он как инженер, проявлял большую смекалку.
Под его руководством работали свыше 50 мастеров-ремонтников, активно велась рационализаторская деятельность. Даниил закончил войну командиром танковой роты.
Источник: https://tass.ru
Герман-Гранин
Как позже он отмечал сам, его литературный талант по-настоящему смог раскрыться только после окончания войны. Тогда же, после войны, в 1949 году, по просьбе своего друга-однофамильца, тоже писателя, Юрия Германа, Даниил берет себе псевдоним Гранин.
Некоторое время он работает по специальности, но параллельно пишет первую, по его мнению, серьезную работу, с которой сам начинал вести отсчет своих литературных трудов: «Вариант второй». Следом выходят еще два романа: «Спор через океан» и «Ярослав Домбровский».
А в 1955 году выходят сделавшие молодого Даниила Гранина известным советским автором «Искатели».
Тогда же Гранин находит свою нишу: он пишет об ученых, аспирантах, которые посвятили свою жизнь науке, но им приходится бороться с бюрократией и чиновниками на пути к своим открытиям и новым свершениям.
В дальнейшем Даниил Александрович не раз возвращался к теме ученых, аспирантов, изобретателей и отношению к ним со стороны других людей и начальства. Этому посвящены романы и повести «Иду на грозу», «Неизвестный человек», «Собственное мнение», «Кто-то должен» и другие работы в подобном жанре.
Также писатель выпустил несколько исторических произведений — «Размышления перед портретом, которого нет», «Повесть об одном ученом и одном императоре»… Но особняком стоят книги о Великой Отечественной войне: сборник рассказов под названием «Еще заметен след» и «Блокадная книга», написанная Граниным совместно с Алесем Адамовичем. Эта книга посвящена блокаде Ленинграда и основана на документальных источниках, записках блокадников и воспоминаниях фронтовиков.
Источник: https://rg.ru
По произведениям Даниила Александровича снято несколько фильмов. Первым в 1957 году был экранизирован роман «Искатели». Режиссер картины — Михаил Шапиро. Позднее вышли «Выбор цели», «Дождь в чужом городе», «После свадьбы» и другие.
Как общественный деятель Даниил Гранин хорошо знаком жителям Санкт-Петербурга, долгое время возглавлял союз писателей северной столицы, был и народным депутатом в сложный период начала 1990-х годов.
В возрасте 95 лет Гранин выступал в германском Бундестаге перед депутатами на тему Великой Отечественной войны в целом и блокады Ленинграда в частности.
Многие в тот день не могли сдержать слёз, и пожилому писателю аплодировали стоя – с таким чувством он произнес речь…
Именно поэтому в день рождения Даниила Гранина так важно вспомнить о том, каким сложным для нашей страны был ХХ век, сколько сил приложили наши деды и отцы, чтобы добиться победы и построить свободную жизнь для своих детей!
Фото обложки: https://www.spb.aif.ru
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kratkii-kurs-istorii-daniil-granin
Малоизвестная фантастика Даниила Гранина
«Я пытался освоить разные жанры,
вплоть до фантастики… Писатель, наверное, должен уметь делать всё. В этом
состоит профессионализм».
Д.Гранин
Как
известно, Даниил Гранин перепробовал себя в различных жанрах. Его творческая
биография четко разбивается на периоды, где он, набираясь опыта, поднимается
все выше и выше, совершенствуется и постоянно растет.
Так,
в период расцвета социалистического реализма он создает «Спор через океан» и
«Искатели», в которых главной темой является столкновение таланта и целеустремлённости с бюрократией и карьеризмом. В
этот период происходит и становление Д.
Гранина как писателя и выбор им
собственного стиля, а именно: сочетание социалистического реализма с
научно-технической поэтичностью. Последним произведением автора в подобном
ключе стала повесть «Однофамилец», вышедшая в 1985 году.
Производственная
романтика ушла в прошлое вместе с инженерами, которые уже не могли нести звание
«героев своего времени»…
Затем автор
обращается к военной теме, так необходимой для народа, чтобы поднять его дух
после шока и разочарований от XX съезд КПСС, в ходе которого была произведена
переоценка личности И. Сталина. Так появились реалии «окопной войны» и
блокадного Ленинграда.
Благодаря
множественным путешествиям по миру Гранин пробует себя и в путевых заметках,
которые оказались настолько успешными, что книгу «Месяц вверх ногами» читатели
перечитывают и сегодня.
Кроме
этого, Гранин внес большой вклад не только в отечественную литературу, но и в
отечественный кинематограф, где проявилось его мастерство в области драматургии.
По его произведениям снят десяток фильмов.
Это, не считая фильма Игоря Таланкина
«Выбор цели» (1974) о создании атомной бомбы, который экранизацией не является:
Гранин вместе с режиссером написал сценарий, а спустя много лет превратил его в
киноповесть.
Последние
три десятилетия явили нам дальнейшим
развитие документальной беллетристики писателя: «Зубр», «Повесть об одном
учёном и одном императоре», «Вечера с Петром Великим» и др.
Писатель
прошел большой творческий путь от социалистического реализма до
художественно-документальной прозы.
Ну и
последняя книга «Она и все остальное. Роман о любви и не только» поражает тем,
что его написал 98-летний писатель!
Все это
говорит о том, что Даниил Гранин всегда современен в своем творчестве и
востребован сегодняшним днем. Д. Гранин — писатель развивавшийся, он
совершенствовался всю жизнь, не останавливаясь. Все его произведения
свидетельствуют о его становлении, как
в человеческом, так и художественном смысле.
При этом, не
забываем, что Д, Гранин имел инженерное образование!
Вот как сам писатель ощущал себя в далеком 1954
году во время Второго Всесоюзного съезда писателей СССР: «…я оказался среди людей, которые были до того времени портретами,
собраниями сочинений, известными с детства стихами, строчками. Они превращались
в живых людей, можно было услышать их голоса, высказывания… я ощущал тепло их
рук- Амаду, Хикмет, Арагон, Ивашкевич…Я ощущал себя любопытным, случайно
проникшим на Олимп» (очерк «Александр Фадеев»).
Его
заворожило писательство и отказаться от него он не мог: «Я пытался
освоить разные жанры, вплоть до фантастики… Писатель, наверное, должен уметь
делать всё. В этом состоит профессионализм».
Именно
поэтому хотелось бы познакомить читателей с малознакомыми многим фантастическими
произведениями Д. Гранина.
Согласитесь,
удивительно представить, что человек представлявший публике на протяжении
многих лет грандиозные реалистические картины, берется за фантастику.
И это в
то время, когда ее (фантастику) не пускали в «высший свет» других жанров.
Между
тем, нам известны обращение к этому жанру таких «солидных» и уже утвердившихся
в других направлениях писателей и поэтов, как Лидия Обухова, Владимир
Тендряков, поэты Вадим Шефнер, Римма Казакова.
Невольно
задумаешься, зачем писатели-реалисты вдруг обращаются к нетипичным для себя
приемам?
Думается,
что вводится вся эта условность, фантастичность для того, чтобы заострить,
гиперболизировать черты реальной жизни, с большей остротой задеть различные
стороны действительности. Фантастика и рождена действительностью, и обращена к
ней.
В
статье «И все же…», посвященной фантастике и написанной в далеком 1967 году (Д. Гранин, 1967 Иностранная литература.
— 1967. — 1.
— С 227-232), сам писатель декларирует свои интересы к фантастике
как средству изображения прежде всего человека, а не технических достижений: «В
самом деле, а как будет жить человек в мире с управляемой гравитацией, с
перемещениями во времени? Что станет с человеком, когда он сможет стимулировать
свой мозг, все выучить, все изучить, запомнить, вызвать в памяти любой момент
прошлого? С человеком, который будет наделен способностями воспринимать
инфракрасное излучение, видеть в темноте, слышать в широком диапазоне
колебаний, непосредственно принимать радиоволны? Реакции его будут ускорены,
физические силы умножены. Он будет избавлен от страха болезней — рака,
гипертонии, склероза. Он сможет жить под водой, на других планетах, формировать
способности своих детей, вызывать эти способности или даже изменять их. Этому
человеку, избавленному от примитивной физической работы, от счетной работы, от
скучной механики простейших движений, будет доступна любая книга, фильм,
представление, происходящее в любом месте земного шара. Что же останется от
собственно человека в этой раздутой, усиленной всеми средствами оболочке всех мыслимых
благ, потребностей и желаний? Что произойдет с простыми человеческими чувствами
— добротой, любовью, скукой? Каким станет человек?».
Вопросы
в конце цитаты показывают, что писатель не изменяет себе и в фантастике — на
первом месте для него остаются вопросы нравственности.
Итак,
первый рассказ «Место для памятника» сразу же поражает читателя мотивом фантастического изобретения и путешествия во
времени совершенно не характерным для основного творчества Д. Гранина. Краткое
содержание: на приём к чиновнику приходит странный человек. Он утверждает, что
сделал важное изобретение и что ему нужна помощь.
Бюрократ не верит и требует
веских доказательств. Тогда посетитель показывает фото из будущего с памятником
самому себе… Центральное место в произведении занимает психологическая
коллизия: столкновение антигероя, средней руки чиновника, с Неведомым вызывает
у бюрократа сильнейший дискомфорт и агрессивное сопротивление.
Попытки
«предотвратить» изобретение и посмертную славу безвестного учёного-изобретателя
приводят к парадоксально противоположным результатам- чиновник, отчаянно
сопротивляясь, своими воспоминаниями помогает открытию и славе ученого.
Символ
загадочного и неотвратимого пророчества настолько зрим, что остаётся только с
тревожным беспокойством ожидать, когда же оно сбудется…
Д. Гранин
ставит вопрос: «Если
бюрократ будет иметь сведения из будущего о важности научного открытия, то что
это изменит в его отношении к делу?»
Произведение написано с тонким психологизмом и мягким
юмором. Автор легкими красками рисует убедительный и современный образ сытого,
успешного чиновника, не выходящего за рамки своих инструкций.
Невольно
вспоминается будочник Мымрецов из рассказа «Будка» писателя Глеба Ивановича
Успенского для которого обязанности «состояли в том, чтобы, во-первых,
«тащить» и, во-вторых, «не пущать»; тащил он обыкновенно туда, куда решительно
не желали попасть, а не пускал туда, куда этого смертельно желали». Наш же
герой, Осокин, в основном «не пущал».
Д. Гранин мастерски рисует два противоположных образа.
Антигерой
Осокин олицетворяет «хозяев жизни»: «Приемных
дней Осокин не любил. К вечеру голова становилась тяжелой, мускулы лица болели
от выражения внимательной вежливости, Осокин раздражался, проклинал свою
должность, из-за которой гибла его еще такая молодая, такая перспективная
жизнь. Как он ни старался, очередь в приемной не убывала. За два года она даже
выросла.
Чем больше он принимал, тем больше к нему записывались на прием… Лиц
своих посетителей Осокин не разглядывал. Входя к нему, люди делали нужные им
лица — робкие, страдающие, измученные, — то были не их собственные лица, и на
эту удочку Осокин не поддавался… Правило у Осокина было такое — самому не
вдаваться в бедственные обстоятельства.
Обстоятельства вызывали сочувствие,
требовали содействия, а помочь Осокин не мог. Никто и не представлял себе, как
мало, до обидного мало у него было возможностей. Несмотря на шикарный кабинет и
секретаршу и прочее, от Осокина мало что зависело. Отказывать — это он мог, тут
у него были неограниченные права.
А легко ли всегда отказывать? Слышать от
людей одни жалобы, просьбы, — к нему же шли только с нуждой и бедствием.
Господи, сколько их!».
Его
невзрачный антипод Лиденцов представлен в виде «маленького человека» от науки:
«Судя по фигуре и походке, вошедшему можно было дать лет сорок — сорок пять,
прожитых, очевидно, нелегко.
Худой, очень морщинистый, в затрепанном коричневом
пиджаке с оттопыренными карманами, он выглядел каким-то обгорелым, обожженным
или обугленным…».
Лиденцов предоставил ходатайство в свою поддержку- «Письмо со
штампом управления, номер которого требовал внимания, было обращено к
глубокоуважаемому товарищу Осокину с просьбой помочь научному сотруднику
Лиденцову, занятому важнейшими исследованиями.
Какой-то сверхпроводимостью при
комнатной температуре… какая-то гипотетическая сверхпроводимая молекула, —
как будто Осокин должен был понимать, о чем идет речь. Самомнение ученых больше
всего раздражало Осокина, — то, чем они занимаются, обязательно проблема
всемирного значения, и все остальное перед ней – мелочи».
Лиденцов лишь мелькнул в двух встречах с
Осокиным. Все основные события развиваются вокруг Осокина-пенсионера, не
желающего признавать открытие своего врага. Даже со временем ненависть к
ученому клокочет в нем: «А чего он мне мог сделать? — Осокин прищурился.
Он
сидел прямо, смотря в даль. — От таких, как он, я не зависел. Я ему мог
сделать, это да. А я полиберальничал. В итоге вишь он как… Мне понятно, к
чему идет дело. Тень положить, охаять, переоценить. Вот, мол, не признавали. Не
те люди стояли…
Не стесняясь, он вдруг расхохотался… Всерьез рассуждать о
ком — о Лиденцове! Как будто такой горемыка, придурок может быть великим
человеком. Тупицы! Он-то знал Лиденцова, он-то видел его.
Только что видел —
красный носик уточкой, нахал, которого он осадил, и тот живо хвост поджал.
Рожденный ползать летать не может».
И все-таки Лиденцов победил, его
открытие доказал памятник с фотографией из будущего: «Надо же было додуматься,
чтобы так остроумно воплотить сущность идеи Лиденцова. И как раз в памятнике
ему же! Именно в памятнике, то есть в сооружении, поставленном навечно, то есть
показать смысл сверхпроводимости — когда сопротивления нет, ток движется вечно.
Блистательно!».
-
Перефразируя последнюю мысль, можно
определить и идею рассказа – когда сопротивления нет, идеи движутся вечно. Как
тут не вспомнить четверостишье «К истории» советского поэта, переводчика и
литературоведа Льва Озерова (псевдоним Льва Адольфовича Гольдберга, 1914-1996): -
Пренебрегая
словесами -
Жизнь
убеждает нас опять: -
Талантам
надо помогать, -
Бездарности
пробьются сами.
Рассказ для
автора явно важен, так как включался в несколько его сборников и собрания
сочинений. Всего произведение опубликовано в разных изданиях без малого
двадцать раз. Переведен на немецкий и польский языки.
Следующая
фантастическая повесть «Оборванный след» написана в 2000 году. Судя по
аннотации, с которой она «путешествует» из материала в материал, произведение
мало кто читал. Аннотация: «Повесть о жизни ученых в современной России».
На самом
деле это несколько дней из необыкновенного путешествия ученого в другие миры,
возможно, в будущее.
Учёный
Сергей Погосов после фиаско на армянском симпозиуме решил провести две недели
отпуска на даче в пустынном осеннем посёлке на берегу моря. Нужно было отойти
от повседневной суеты и попытаться в уютной тишине решить одну научную
проблему, не дающую ему покоя.
Однажды в
утренней пробежке по пляжу он заметил на песке цепочку следов женских туфель,
которая внезапно обрывалась. Истинному ученому не дает покоя неразрешимая
задача — куда делась женщина, не взлетела ведь? «Позже, сидя за компьютером, подумал — вот загадка следов,
если придерживаться здравого смысла, абсолютно не разрешимая. То есть если
придерживаться обыденного опыта.
А известно, что ученому здравый смысл не
помощник. Беда в том, что он ищет решение своей задачи в пределах привычного,
так же как с этими следами, в пределах плоскости, а ведь есть другие измерения,
куда она взяла и вспорхнула. Должно быть решение, ибо нет необъяснимых
вещей…». Встреча произошла, и женщина предложила: «Хотели бы вы познакомиться
со своей душой? Услышать ее?».
Далее
Погосов попадает в неизвестную лабораторию, где ему предлагают взамен на некоторые
замеры, ознакомится с неизвестными ему материалами по плазме. «Погосов не сразу
понял, что с ним творится. На большом экране он видел, как он вместе с Лерой
искал в электронном каталоге материалы по низкотемпературной плазме.
Все это он
видел перед собой на экране, сам же продолжал оставаться в кресле. В темноте он
нашел руку Леры, проверяя себя. Ощущение раздвоения было мучительное — он сидел
здесь и одновременно находился там. Он видел себя того, то, что происходило
там, все отзывалось в нем, его «я» расщеплялось надвое.
Он был там и тут…Там, в
каталоге, он нашел монографию Вебера, на самом деле она только готовилась к
печати, а здесь уже имелась. Дальше шли материалы конференции в Беркли, которая
должна была состояться через год.
Сидящий в кресле Погосов ошеломленно
откинулся на спинку, помотал головой, чтобы отделаться от наваждения, а тот,
тыча в каталог, закричал: «Откуда это у
вас? Что за ерунда!».
Между
Погосовым и неизвестными исследователями идут постоянные философские диалоги о
совести, душе, о ценности непредсказуемого в судьбе и о том, чем озабочены
неизвестные исследователи — «самая сложная проблема, неизвестно, до какого
предела человек может изучать самого себя…».
И
вот здесь читатель узнает Д. Гранина, писателя, который, помещая своего героя в
экстремальные условия, изучает его поведения, возможности, запас человечности.
Очень
жаль, что фантастические произведения не захватили Д. Гранина настолько, чтобы
преподнести читателям больше сюрпризов. Сюжеты в этих произведениях
занимательны, размышления героев заставляют задуматься о смысле жизни и своих
поступках.
Жаль,
что критика не отозвалась на эти произведения. Во всяком случае нам не удалось
найти рецензии, отзывы кроме статьи В. Ревич. Реализм фантастики. -Фантастика,
1968. — М.: Мол. гвардия, 1968. — С. 270-298. (https://www.fandom.ru/about_fan/revich_7.htm
), цитатой из которой нам хочется закончить небольшой обзор: «А теперь обратимся к роману Даниила Гранина «Иду на
грозу». Не надо думать, что здесь-то фантастика совсем ни при чем.
Фантастический элемент в романе есть. Ведь дело, которым заняты герои романа,
исследователи грозовых облаков, — самая настоящая научная фантастика. Этим не
только не занимается современная геофизика, но, кажется, и не собирается
заниматься. Впрочем, что значит не занимается? Исследование любого явления
природы представляет интерес для ученых, но масштабы практической ценности и
необходимости таких исследований в романе сильно преувеличены.
Между тем
критики, писавшие о романе, — а о нем писали много, — спокойно прошли мимо
раздумий о том, чем, собственно, заняты герои книги. И критики были правы. Эта
сторона дела органически в сюжет не входит; те же самые проблемы, которые
поставил Д. Гранин в своем романе, вполне можно было бы поставить и на другом,
вполне реальном научном материале.
Но если было
бы так уж все равно, зачем же писателю понадобилось обращение к фантастике?
(Кстати сказать, в «Искателях» мы встречаемся точно с такой же картиной. Локатора,
над которым бьются гранинские изобретатели, если не ошибаюсь, не существует и
по сей день. Следовательно, мы имеем дело не со случайным, а с осознанным и
повторяющимся приемом)…
Писателю понадобился образ грозы как символ непокорной, воистину грозной силы,
с которой вступил в единоборство человек, вспышки гранинских молний ярко
озаряют столкновения людей… не незаметную, третьестепенную область науки
выбирает писатель, а наоборот — он создает такую, которая приподнимает и
романтизирует его героев. Именно об этом говорит и название книги».
Даниил Гранин — камертон нравственности
Простить и помнить. Что сказал немцам в Рейхстаге лейтенант Гранин
Источник: https://vokrugknig.blogspot.com/2019/01/blog-post_5.html
От "Искателей" до "Зубра": пять главных произведений Даниила Гранина
Первый роман Гранина был написан еще во время учебы в Политехническом институте. В центре повествования — советский ученый Андрей Николаевич Лобанов. Он работает над созданием аппарата, помогающего искать места разрывов телефонной связи.
Эта работа имеет для него и личное значение: друг Лобанова погиб на войне во время поиска обрыва телефонного кабеля. Ученый устраивается на завод, где становится заведующим лабораторией.
Однако все свои силы ему приходится направить не на разработку устройства, а на бюрократическую волокиту, всячески мешающую продвижению науки. Книга принесла Гранину известность. Во многом благодаря «Искателям» его избрали делегатом на Второй съезд писателей. В 1956 году книга была экранизирована Михаилом Шапиро.
«После свадьбы», 1958
Главный герой — молодой житель Ленинграда Игорь Малютин. Он женится на своей девушке Тоне, после чего парня почти сразу отправляют на работу в далекую деревню.
Молодоженам приходится сменить город на провинцию. Поначалу Игорь оказывается этому не слишком рад. Однако со временем он убеждается, что его помощь и профессиональные навыки в деревне очень нужны.
Через год Игорь получает возможность вернуться в Ленинград. Но, проникнувшись местной жизнью, он отказывается и остается жить и работать в деревне. Фильм на роман «После свадьбы» вышел в 1962 году.
«Иду на грозу», 1962
Два молодых физика Сергей Крылов и Олег Тулин занимаются изучением грозы. Тулин — душа любой компании, его все считают везунчиком. И действительно, он очень быстро карабкается по карьерной лестнице, набирая вес в научном сообществе. Но Тулин готов поступиться принципами ради успеха.
Крылов — его противоположность. Тихий и незадачливый, но невероятно талантливый, он не способен пойти на компромисс. Для него истина и наука важнее карьеры. Однажды во время эксперимента, над которым работают Тулин и Крылов, происходит трагедия. И тогда пути друзей окончательно расходятся.
Книга «Иду на грозу» была экранизирована в 1965 году. В 1987 году вышел еще один фильм по мотивам романа под названием «Поражение».
Стоит человеку произнести «нет», все его самолюбие будет направлено к тому, чтобы держаться за это «нет»
«Блокадная книга» — одно из самых известных значительных произведений Гранина. Оно было написано в соавторстве с белорусским писателем и литературоведом Алесем Адамовичем. Работая над книгой, Гранин и Адамович собрали около двухсот рассказов жителей блокадного Ленинграда.
Первая часть «Блокадной книги» была напечатана в журнале «Новый мир» в 1977 году, однако та версия претерпела сильные изменения. При редактуре произведения цензоры изъяли из него 65 фрагментов, а на издание книги в Ленинграде был наложен запрет, длившийся до 1984 года.
Но стоило человеку получить чуть больше тепла, света, как чувства его с невероятной остротой начинали воспринимать простые радости: солнце, небо, краски. Ничего не было вкуснее лепешек из картофельной шелухи. Никогда так ярко не светила электрическая лампочка. Человек научился ценить самое простое и самое главное
Книга рассказывает об известном советском биологе Николае Тимофееве-Ресовском. Сам Гранин восхищается своим героем. Он сравнивает его с зубром, подчеркивая уникальность ученого и его превосходство над другими.
Автор повествует о ярких моментах биографии ученого, например о том, как во время войны Тимофеев-Ресовский спас межнациональную группу ученых от немцев, каким образом пытался возродить генетику и как пережил обвинение в измене родине.
Приговор общественного мнения был страшнее судебного. Не обжаловать. Не откупиться, не отмахнуться. Общественное мнение судило по неписаным законам порядочности
Тимур Фехретдинов
Благодарим издательство «Эксмо» за предоставленные цитаты из произведений Даниила Гранина
Источник: https://tass.ru/kultura/4388484
Автор Даниил Александрович Гранин , по алфавиту
Советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1976), Государственной премии РФ (2001, 2016), премии Президента РФ (1998) и премии Правительства РФ (2014). Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005).
Во всех своих ранних автобиографиях Д. А. Герман (Гранин) указывал датой рождения 1 января 1919 года, а местом — город Волынь Курской губернии. Однако такого города в Курской области нет, есть село Волынка Рыльского района.
Отец будущего писателя Александр Данилович Герман служил приказчиком по лесной части у разных хозяев, а с 5 марта 1918 года работал десятником по лесозаготовкам при Петроградском гороткомхозе, мать Анна Захарьевна (в некоторых источниках её называют Анной Бакировной) была домохозяйкой.
В 1935 г. Д. Герман закончил 10 классов 15-й средней школы Смольнинского района гор. Ленинграда на Моховой ул., 33. Полгода работал шофёром, а затем поступил в Ленинградский электротехнический институт им. Ульянова-Ленина на специальность «электрические станции».
Однако к четвёртому курсу (сентябрь 1938 г.) эту специальность в институте ликвидировали, и Герман перевёлся на 4-й курс Ленинградского индустриального института (с 1940 г. Ленинградский политехнический институт, ЛПИ). Его он окончил 23 июня 1940 г.
по специальности «гидроэлектрические станции», с квалификацией инженера-электрика, и получил распределение на Свирскую ГЭС № 9. Но по распределению не поехал, устроившись на Кировский завод старшим инженером экспериментальной группы электросилового цеха.
Был избран заместителем секретаря комитета комсомола, выступал со статьями на страницах многотиражки. Одновременно учился в заочной аспирантуре ЛПИ.
Незадолго до начала войны, 5 июня 1941 г., Герман подал заявление на вступление в кандидаты ВКП(б), а 5 июля 1941 г. был принят в партию решением общего собрания парторганизации электросилового цеха (при этом в наградном листе указывалось, что является членом ВКП(б) с 1940 года).
В июле 1941 года Д. Герман добровольно вступил в ряды формируемой 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения и был назначен инструктором по комсомолу политотдела дивизии в звании старшего политрука.
Первые бои дивизия приняла 11 июля 1941 года.
Незадолго до смерти Гранин в интервью изданию «Фонтанка» утверждал, что в Красную армию он записался добровольцем, поступил в ряды действующей армии рядовым, а поскольку был при политотделе, его считали политруком.
Во время отступления начального периода войны Герману (с его слов) пришлось покомандовать 347-м стрелковым полком в составе дивизии, заменив полковника И. И.
Лебединского, получившего тяжёлое ранение, однако через два дня покинул линию фронта вместе с подчинёнными, описав это так: «17 сентября 41-го мы просто ушли в Ленинград с позиций с мыслью: „Всё рухнуло!“ Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лёг спать.
Сестре сказал: „Сейчас войдут немцы — кинь на них сверху гранату (мы на Литейном жили) и разбуди меня“». Затем, 18 сентября 1941 года, (опять же со слов самого Д. Гранина) его, явившегося в Штаб народного ополчения, направили комбатом в отдельный артиллерийско-пулемётный батальон под Шушары.
Однако по прибытии оказалось, что в батальоне уже есть другой командир, который отправил Германа простым рядовым в пехотное подразделение. В этом качестве он якобы и провёл всю блокадную зиму, после чего его направили в танковое училище и выпустили оттуда уже офицером-танкистом на фронт.
Однако рассказанные писателем в автобиографических произведениях и интервью подробности военной службы не находят документального подтверждения. Напротив, из имеющихся документов следуют совсем другие обстоятельства участия Д. А. Германа в войне.
2 ноября 1942 года приказом войскам Ленинградского фронта № 02325/н военный комиссар 2-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона 42-й Армии старший политрук Д. А. Герман был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе от 1 августа 1942 года с представлением к награде указывалось:
Тов. Герман, Даниил Александрович работая комиссаром 2 ОРВБ показал себя хорошим организатором личного состава части. Умело руководит социалистическим соревнованием в части, благодаря чего часть из месяца в месяц перевыполняет план по ремонту машин: Апрельская программа выполнена на 107,1 %; Майская — на 110,5 %; Июньская — на 115,4 % Июльская — на 120,3 %.
Отлично организовал в части рационализаторскому работу, где имеет 30 человек активных рационализаторов, с которыми проводит работу и имеет до 150 рационализаторских предложений, которые этой-же частью реализуется. Благодаря инициативе масс, ремонтной базой освоено 325 остродефицитных деталей машин, которые дают возможность из месяца в месяц перевыполнять программу.
Благодаря мобилизации масс, сверх программы в июле месяце изготовлено 11 походных мастерских, типа „Б“, на которых обучают людей приспособляя их работу к полевым условиям.
За это время подготовил кадр по ремонту боевых машин: КВ — 6 человек, Т-34 — 3 человек, БТ-2 и БТ-5 — 16 человек, в настоящее время обученный кадр самостоятельно ремонтирует машины прибывшие с поля боя.
Одновременно в наградном листе указывалось, что в 1941 году Д. А. Герман был дважды ранен, а также то, что он уже был награжден орденом Красной Звезды (здесь же в наградном листе карандашом надписан вопрос когда и кем был награждён и пометка, что приказами по Ленинградскому фронту не награждался).
В конце жизни Гранин признавал, что его литературные произведения о войне, которые принято считать автобиографичными, содержат элементы художественного вымысла и не являются «полностью идентичными» его автобиографии. Часть официальной биографии Гранина подверг сомнению литературовед Михаил Золотоносов.
Первый литературный опыт Д. Гранина — опубликованные в 1937 году в журнале «Резец» рассказы «Возвращение Рульяка» и «Родина», посвящённые Парижской коммуне. Однако после войны, с 1945 по 1950 год, его основной деятельностью была работа в Ленэнерго и научно-исследовательском институте.
В 1949 году в журнале «Звезда» был опубликован рассказ «Вариант второй», получивший положительную оценку литераторов.
Тогда же по просьбе однофамильца, писателя Юрия Германа, Даниил Александрович взял себе псевдоним Гранин.
С 1950 года он занимается только литературой: выходит его первая книга «Спор через океан» (1950), затем — «Ярослав Домбровский» (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС «Новые друзья» (1952).
Известность Гранину принес роман «Искатели», опубликованный в 1955 году. Тогда же его главной темой стали учёные, изобретатели, их нравственный кодекс и гражданская позиция.
Этой теме посвящены романы («После свадьбы», 1958; «Иду на грозу», 1962), повести и рассказы («Собственное мнение», 1956; «Место для памятника», 1969; «Кто-то должен», 1970; «Неизвестный человек», 1989), документально-публицистические произведения на историческую тему («Размышления перед портретом, которого нет», 1968; «Повесть об одном учёном и одном императоре», 1971), биографии учёных: биолога Александра Любищева («Эта странная жизнь», 1974), физика Игоря Курчатова («Выбор цели», 1975), генетика Николая Тимофеева-Ресовского («Зубр», 1987).
- В 1994 году писатель попробовал себя в авантюрно-детективном жанре, написав роман «Бегство в Россию».
- Знаковой для Гранина стала написанная совместно с Алесем Адамовичем «Блокадная книга» (1979), рассказывающая на документальном материале о героическом сопротивлении Ленинграда вражеской блокаде.
- Гранин опубликовал ряд очерково-дневниковых сочинений о поездках в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны, собранных в книгах «Неожиданное утро» (1962), «Примечания к путеводителю» (1967), «Сад камней» (1972) и др.
- Писатель также рассуждал о судьбах литературы в эссе о Пушкине («Два лика», 1968; «Священный дар», 1971; «Отец и дочь», 1982), Достоевском («Тринадцать ступенек», 1966), Льве Толстом («Герой, которого он любил всеми силами своей души», 1978) и других русских классиках.
- В последние годы Гранин посвятил себя мемуарам — «Причуды моей памяти» (2009), «Всё было не совсем так» (2010), выпустив также романы «Мой лейтенант» (2011) и «Заговор» (2012).
Фантастическое в творчестве автора. Откровенно фантастических произведений у Гранина немного.
Например, это известный рассказ (последнее время называемый повестью) «Место для памятника», раскрывающий тему противостояния учёного и бюрократа с учётом фантастического допущения — если бюрократ будет иметь сведения из будущего о важности научного открытия, то что это изменит в его отношении к делу? К проблемам путешествий во времени отношение у Гранина явно заинтересованное, и герой другой повести — «Оборванный след» — попадает в будущее.
Не чужд автор и альтернативно-исторических мотивов. Характерна в этом отношении «Повесть об одном учёном и одном императоре», где приведены эпизоды жизни Наполеона Бонапарта, поданные с явно сослагательным оттенком. Элементы фантастики есть в сатирической повести «Наш дорогой Роман Авдеевич».
Но главное, что хочется выделить, говоря о фантастических мотивах в творчестве Гранина, — это романы «Искатели» и «Иду на грозу».
Их традиционно относят к «реалистическим» произведениям, хотя по сути они мало отличаются от советской «производственной НФ ближнего прицела» 1950-х годов (поскольку главные герои занимаются изобретением новых приборов, ещё не существующих в реальности), вот только написаны литературным языком, который научной фантастике того времени был совершенно не свойственен.
В 1962 году вступил в Союз писателей. Секретарь, с 1965 года — второй секретарь, в 1967—1971 годах — первый секретарь Ленинградского отделения СП РСФСР.
Избирался народным депутатом СССР (1989—1991). В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».
Был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета». Инициировал создание ленинградского общества «Милосердие».
Президент Общества друзей Российской национальной библиотеки; председатель правления Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачёва, член Всемирного клуба петербуржцев.
В возрасте 95 лет 28.01.2014 году выступил в немецком Бундестаге перед депутатами и канцлером о блокаде Ленинграда и войне. Не жалея слушателей, рассказывал страшные подробности Ленинградской блокады. Стоя, 45 минут, в 95 лет.
В интервью Ксении Собчак в апреле 2014 года Гранин прокомментировал события на Украине (в частности, в Крыму). По словам писателя, цитируемым «Радио Свобода», его отталкивает «огромное количество вранья и лжи», среди которого живёт современное российское общество.
В том же интервью он назвал «абсурдом сегодняшнего дня» произошедшие события, связанные с Крымом, и последовавшее за ними ухудшение отношений с Украиной.
Гранин заявил, что передача полуострова Хрущёвым воспринималась как «незаконный, абсурдный и просто возмутительный поступок», но возвращение Крыма его не обрадовало. «Не такой ценой…» — подытожил писатель.
В интервью журналисту «Новой газеты» от февраля 2014 года Гранин охарактеризовал В. В. Путина как «слишком недоверчивого, в чём-то жестокого человека со своей картиной мира». По мнению писателя, Путин всегда был таким, даже несмотря на то, что в одном из последних разговоров он мог и оттаять.
В марте 2017 года, в свете отсутствия реакции на обращение Гранина о статусе Публичной библиотеки в Петербурге от российского премьера Д. А. Медведева, прокомментировал фильм ФБК Алексея Навального «Он вам не Димон»: «Медведев, очевидно, так занят своими делами, что приходится верить невероятному досье, опубликованному Алексеем Навальным».
3 июня 2017 года писатель получил Государственную премию в Петербурге за вклад в развитие отечественной литературы.
В конце июня 2017 года состояние здоровья Д. А. Гранина стало резко ухудшаться, он был доставлен в один из госпиталей Санкт-Петербурга и подключён к аппарату искусственной вентиляции легких. В 22:00 4 июля 2017 года, на 99-м году жизни, писатель скончался.
Церемония прощания состоялась 8 июля 2017 года в Таврическом дворце. Похоронен на Комаровском кладбище под Петербургом.
- Награды и премии
- Государственные награды Российской Федерации:
- Орден Святого апостола Андрея Первозванного (28 декабря 2008 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 января 1999 года) — за заслуги перед государством и большой вклад в развитие отечественной литературы.
- Орден Александра Невского (21 декабря 2013 года) — за вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю общественную деятельность.
- Благодарность Президента Российской Федерации (29 декабря 2003 года) — за многолетнюю плодотворную литературную и общественную деятельность
- Государственные награды СССР:
- Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 марта 1989 года, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») — за большие заслуги в развитии советской литературы и плодотворную общественную деятельность
- Орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР
- Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985 года) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
- Орден Трудового Красного Знамени (28 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся
- Орден Дружбы народов (2 января 1979 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
- Орден Красной Звезды (2 ноября 1942 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования фронтом по восстановлению и ремонту боевой техники
- Иностранные награды:
- Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» степени офицера (Германия, 2000 год).
- Медаль «Маршал Баграмян» (Армения, 2013 год).
- Конфессиональные награды:
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (РПЦ, 2009 год) — за активное участие в возрождении церковной жизни в Царском Селе и в связи с 90-летием со дня рождения
- Звания:
- Почётный доктор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов с 1997 года
- Почётный член Российской академии художеств с 2005 года
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга (19 мая 2005 года)
- Почётный профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов с 2009 года.
- Премии:
- Государственная премия СССР 1978 года в области литературы, искусства и архитектуры (19 октября 1978 года) — за повесть «Клавдия Вилор»
- Премия Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области литературы, искусства и архитектуры за 1997 год (1 июня 1998 года) — за вклад в современную литературу
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года).
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года 10 июня 2002 года) — за роман «Вечера с Петром Великим»
- Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (2008 год) (премия учреждена в 2004 году Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Всемирным клубом петербуржцев и фондом «Балтийский международный фестивальный центр»)
- Литературная Бунинская премия 2011 года (2012 год) — за верное служение Отечеству, выдающийся вклад в развитие русской литературы, за смелость «идти на грозу»
- Царскосельская художественная премия (2012 год) — за книги «Заговор», «Всё было не совсем так» и «Причуды моей памяти»
- Первая премия «Большая книга» (2012 год) — за книгу «Мой лейтенант»
- Премия «Лучший роман года» (2013 год, Китай), за книгу «Мой лейтенант»
- Премия имени доктора Фридриха Йозефа Гааза — за особый вклад в укрепление германо-российских отношений (2016 год)
- Премия имени Гейне
- Премия Правительства Российской Федерации 2014 года в области культуры (17 декабря 2014 года) — за культурно-просветительскую программу «Международные конгрессы петровских городов».
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017 год) в номинации «Литературное искусство».
- Премия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2016 год (за достижения в области литературы) (23 мая 2017 года) — за создание книг «Она и все остальное», «Мой лейтенант»
- Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2016 года (3 июня 2017 года).
- Иные:
- Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.
В 2019 г В. В. Путин подписал указ «Об увековечении памяти Д. А. Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения», с связи с чем 2019 г. объявлен годом Даниила Гранина.
(с) википедия с дополнениями фантлаба и лит-ра.инфо
Источник: https://librebook.me/list/person/daniil_aleksandrovich_granin?sortType=name