Вам и не снилось — краткое содержание рассказа щербаковой

  И вот они, средневековые Ромео и Джульетта, оживают в виде несчастных влюбленных Юльки и Ромки в XX веке! Только они обыкновенные школьники, которые стали нам гораздо ближе, чем герои Шекспира.

  Кто же позволил их родителям так безжалостно ломать счастье своих детей? Собственные обиды и чувство ревности? За неудачную любовь родителей вчера должны заплатить дети сегодня? Откуда родителям знать с такой удивительной уверенностью, что это не любовь на всю жизнь, что это пройдет, что эти чувства мешают, что ребенка нужно срочно спасать? Неужели родители никогда не читали Шекспира? Неужели не помнят той трагедии? Время другое? Зато ситуация та же!

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

  А сколько вопросов можно задавать по одной из самых популярных книг о любви подростков Галины Щербаковой «Вам и не снилось».Казалось бы, что тут обсуждать? Вроде бы все предельно просто.  Двое глупых влюбленных оказались в нелегком переплете жизненных обстоятельств.

Да такое сплошь и рядом! Вон они, подростки! И как легко взрослые смешивают любовь с пошлостью! Даже трудно представить, что родители, прожив долгую жизнь, не набрались ее мудрости.

  Да и кто, собственно говоря, учит детей этой пошлости? Не сами ли родители, когда позволяют себе высказываться, что таких Юль у него, Ромы Лавочкина, будет море! Эта Юля его не достойна!

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

  Ведь ее мать трижды замужем! И не важно, что на самом деле, что Людмила Сергеевна, мама Юльки, ушла от первого мужа по причине его бесконечных измен!Главное здесь, что мама Ромы, Вера Георгиевна, безумно ревновала своего слабохарактерного эгоистичного мужа Костю к красивой и эффектной Людмиле. Потому испытывала сильную ненависть ко всему, что было связано с соперницей.

Эта ненависть оказалась настолько сильной и безжалостной, что заставила платить доверчивых и наивных подростков жестокими страданиями и мучениями, вся вина которых была в неправильном выборе объекта своей чистой первой любви.  Сколько пришлось перенести испытаний Роме и Юле.

В первом варианте повести «Вам и не снилось» Галина Щербакова не оставила современным Ромео и Джульетте никаких шансов на счастье — Рома срывается со старой водосточной трубы многоэтажки и погибает.Кстати, о предыстории. На самом деле первоначальный вариант повести назывался «Роман и Юлька».

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой  Галина Щербакова много лет писала серьезную философскую прозу.А тут на одном дыхании сочинила историю о любви двух подростков.На создании повести вдохновил собственный сын.Мальчик отчаянно влюбился в одноклассницу. Стремясь произвести впечатление, он полез к ней на балкон по водосточной трубе.  Благополучно добрался до шестого этажа, оставил свое любовное послание и уже проделал половину обратного пути, когда труба оторвалась.Он полетел вниз, но, по счастью, отделался ушибами.Перепуганная мама, убедилась, что он жив и здоров, отчитала отпрыска, и … села писать книгу.

   Повесть «Роман и Юлька» так никто и не рискнул опубликовать.Причина оказалась нелепой — мрачный конец повести.

Когда Галина Щербакова узнала об этом, она прямо в коридоре журнала «Юность» переписала последние строки повести.  Но это было уже к началу съемок фильма «Вам и не снилось».

Поэтому повесть издалась в активный период съемок. Название у книги было решено заменить названием киноленты.Было это в 1981 году.

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

  Фильм «Вам и не снилось» решили снимать сразу же, как только повесть «Роман и Юлька» попала на киностудию им. М.Горького.Правда и там конец решили изменить на более счастливый.

  Мало того, еще и имена героев оказались неугодными Госкино, мол, не надо автору повести мнить из себя Шекспира!Поэтому Юля стала Катей. Впрочем, суть от этого ничуть не изменилась.Но многие моменты кинокартины отличаются от книги.

Когда начались съемки, Щербаковой казалось, что ничего не получится.   На площадке жуткий беспорядок, сцены перепутаны, переснимаются несколько раз…Ей, далекой от кино, не приходило в голову, что это совершенно нормальная обстановка создания фильма.

Не желая присутствовать при грандиозном провале, Щербакова уехала в отпуск.   Каково же было ее удивление, когда ей позвонил режиссер и рассказал, что фильм вызвал бурю восторга.

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

Режиссер фильма Илья Фрез «влюбился в повесть с первого взгляда».Не теряя времени, Фрез взялся за работу.Актеров на все роли нашли быстро.

   Главный герой повести и фильма Роман — начинающий актер Никита Михайловский. Правда, Никита еще учился в школе.Его возлюбленная Екатерина – актриса Татьяна Аксюта.

Никто и не догадывался, что партнерше Никиты было уже 23 года!К моменту съемок в фильме она не только окончила театральный институт, но и успела выйти замуж.  Почти всех одноклассников Ромы и Кати играли студенты театральных вузов, Никита был среди них единственным школьником.

Но на площадке, даже с такими знаменитыми актерами, как Л.Федосеева-Шукшина, А.Филозов,Е.Соловей, Т.Пельцер, И. Мирошниченко, он не терялся, и вел себя абсолютно естественно.

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

  Многим зрителям запомнился момент, когда Катя появляется на экране в венке из листьев. Как настоящая лесная фея!И это вовсе не было задумкой режиссера: актриса на перерыве сама сплела себе венок, чтобы скоротать время. Когда Фрез увидел у нее на голове венок, то воскликнул: «Не трогайте! Пусть так и останется!».

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

  Катя и Роман без любви жить не могут и не хотят. Их недавно зародившиеся, но невероятно сильное чувство преодолевает все преграды.У зрителя не возникает сомнений в том, что юных героев ждет прекрасное будущее. Потому что мир, в котором есть любовь, не безнадежен.

  Сказать что лучше: книга или фильм, лично я не могу. Я нахожу и повесть, и кинокартину настоящими шедеврами! Поэтому настоятельно рекомендую и прочитать, и посмотреть! Как взрослым, так и детям!Не лишним будет добавить, что у книги Галины Щербаковой «Вам и не снилось» имеется продолжение.Это повесть «Вам и не снилось…15 лет спустя» Екатерины Шпиллер (дочь Галины Щербаковой).

Рекомендательный список:

Щербакова Г. Вам и не снилось: повести и рассказы.- Москва: Эксмо, 2010.- 416 с.: ил.

Лапина Т. А вам такое снилось? Повесть Г.Щербаковой «Вам и не снилось».// Литература в школе – 2011 — №10 – с.34 – 36.

Филимонова Л. «Вам и не снилось». Самый трогательный фильм о любви.// Биография – 2014 — №5 – с.26 – 27.

Черняк М. Современная русская литература: учеб. пособие. — Москва: Сага, 2008.- 352 с.

Источник фото: sovetskiymultik.at.ua, nnm.me, www.pravmir.ru, www.tvc.ru, www.goodhouse.ru, www.youtube.com, www.afisha.ru, tv.akado.ru, telek.by.

Источник: http://penzacitylibblog.ru/index.php/dlya-molodezhi/item/449-god-kino-v-bibliotekakh-tragicheskaya-povest-g-shcherbakovoj-i-samyj-trogatelnyj-film-o-lyubvi-vam-i-ne-snilos

Вам и не снилось

Повесть «Вам и не снилось» в первоначальной версии имела название «Роман и Юлька». Наверное, каждый, кто прочитал эту книгу, вспомнил «Ромео и Джульетту».

Кто-то проводит аналогию между этими произведениями, видя удивительную схожесть в основе их сюжетов, другим – и приблизительного созвучия имен хватило.

Возможно, это и есть более современная версия знаменитой трагедии, когда в жертву амбициям глав семей приносится жизнь юного влюбленного (во всяком случае, именно такой финал предположителен в книге Галины Щербаковой).

Все персонажи повести не остаются безразличны к чувствам, что родились у Юли и Ромы, каждый пытается высказать свое мнение. Подростки, чтобы уколоть, взрослые – чтобы укорить. Вот и пришло время учителей и директрисы школы произнести свою «пламенную» речь.

Она говорит, что им и не снились настоящие трудности. Но, что должны были представить себе герои? Горе, войны, лишения? Да, это то, что они еще не встретили в своей жизни. Зато они рано познакомились с равнодушием и злобой людей.

Даже те, кто любил их, показали себя как эгоисты, которых больше беспокоило собственное спокойствие. Юлька и Рома рано узнали, что могут надеяться только на себя, что они не встретят понимания у окружающих.

Вместо того чтобы помочь молодым людям разобраться в своих чувствах и учиться понимать себя, родители парня и девушки предпочли окунуться в собственные проблемы.

А проблемой они видели даже то чувство, которое пришло к их совсем еще юным детям.

Но разве может быть искренняя любовь проблемой? Разве она ограничивает мышление и натуру человека, приносит с собою страх? Чего они боялись? Возможно, не испытав сами это истинное чувство они боялись потерять контроль над своими чадами? Но ведь дети не вещь и не их собственность, чтобы ими руководить.

Что их так пугало? Невозможно это понять умом, здесь руководили чувства и предвзятое, слепое предубеждение. И эта история до сих пор служит уроком, как для родителей, так и для педагогов, чтобы они старались понять детей, вникнуть в их чувства, прежде, чем решатся посягнуть своими грязными мыслями и предположениями на их свободу и любовь.

Если, читая эту повесть до сих пор верится в ее правдоподобность, что она вполне могла произойти в жизни современных людей, то так мы и не научились ничему с того времени, когда Шекспир более, чем 4 века назад, написал свою трагедию. Возможно, история Щербаковой станет более дающим основание для выводов уроком.

Рецензент: olgakussmenko

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа ЩербаковойСнаффВам и не снилось - краткое содержание рассказа ЩербаковойУчительВам и не снилось - краткое содержание рассказа ЩербаковойЭлита ЭлитВам и не снилось - краткое содержание рассказа ЩербаковойЗолотой Жук

Источник: https://knigoobzor.ru/vam_i_ne_snilos.php

Галина Щербакова "Вам и не снилось"

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

 http://www.labirint.ru/books/220981/

 Много лет назад, в подростковом возрасте, я посмотрела фильм «Вам и не снилось». Это трогательная история о первой любви…

И вот, наконец, я прочитала книгу.

Не могу сказать, что мне не понравилась книга, но не затронула…Нет, дело не в возрасте, думаю, что это тот случай, когда фильм, несмотря на отличия, действительно лучше. 

Итак, это если сравнивать…А если говорить о чтении — мой ответ «Да»! Читать и детям, и родителям. Обязательно!

До повести «Роман и Юлька» Галина Щербакова написала несколько серьёзных вещей, которые никто не хотел печатать, и тогда она решила написать легкую любовную историю, потому что ей показалось, что это наверняка будет беспроигрышная тема. Идею подкинул её сын-подросток.

Однажды Щербакова уехала с мужем на отдых, а когда вернулась, то узнала от своей знакомой, у которой они оставили детей, что её сын-десятиклассник полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж.

Оставив у неё тайное послание на балконе, он стал спускаться по этой же трубе вниз, и на середине пути она развалилась, но всё обошлось без серьёзных травм. Именно этот случай и создал у Щербаковой образ — мальчик, падающий с большой высоты из-за любви. Очень быстро она написала «Роман и Юлька» и отнесла повесть в редакцию журнала «Юность».

Когда прошло несколько месяцев, а повесть не печатали, Щербакова махнула на всё рукой, запечатала повесть в конверт от журнала «Америка» и отправила её на Студию имени Горького. На конверте написала «Сергею Герасимову», потому что никого другого на студии она больше не знала. И тут все завертелось с бешеной скоростью.

Через три дня Щербаковой позвонила жена Герасимова Тамара Макарова и сказала, что ей повесть очень понравилась и она сделает всё возможное, чтобы фильм по ней был снят. А спустя ещё два дня Щербакова разговаривала уже с Ильёй Фрэзом (режиссер фильма). 

В повести Катю зовут Юлей. Тем самым Щербакова хотела придать именам главных героев своеобразную аллюзию с Ромео и Джульеттой. Рабочим названием сценария, над которым Щербакова работала вместе с Фрэзом, было «Роман и Юлька».

В процессе работы Щербакову вызвали в Госкино, где ей категорично заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юля? Это что же вы, себя Шекспиром возомнили? Не бывать этому!». Джульетту, то есть Юльку, пришлось заменить на Катю.

В любом случае, это история Ромео и Джульетты нашего времени.

Перед началом съёмок Щербакова не выдержала и пошла к редактору «Юности» Борису Полевому. Он, выслушав её вопросы, сказал: «Знаете, Галина, я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть.

А вдруг после неё все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный…» Узнав, что дело только в финале, Галина взяла с его стола рукопись, вышла из кабинета и тут же переписала последние несколько предложений.

Если в изначальном варианте давалось чёткое понятие, что Рома умирает (в последнем предложении говорилось, что Юля роняет голову Роме на грудь), то теперь вышел неоднозначный конец, который можно было трактовать по-своему (Ромка либо умирает, либо теряет сознание).

Спустя два месяца, уже в разгар подготовки съёмочного процесса, повесть была опубликована. 

 Кстати, на роль семнадцатилетних Кати и Ромы взяли 16-летнего мальчика, имевшего некоторый актерский опыт и 23-летнюю театральную актрису. 

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

 P.S. Обратите внимание, в этом издании не повести и рассказы, как указано, а две повести — «Вам и не снилось» и «Отчаянная осень».

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/1695851

Вам и не снилось..

Вам и не снилось - краткое содержание рассказа Щербаковой

Постер. Фильм Вам и не снилось…

СССР | 1980 г. | 86 мин. | мелодрама, драма

Лидия Федосеева-Шукшина, Ирина Мирошниченко, Елена Соловей, Никита Михайловский, Татьяна Аксюта

В советской школе ЧП — советские старшеклассники Роман и Катя полюбили друг друга и с этого момента в их отношениях будут «вариться» все — родители старшеклассников, учителя и даже бабушка Ромки.

«Вам и не снилось» фильм режиссера Ильи Фрэза, снят по повести Галины Щербаковой «Роман и Юлька».

Содержание фильма «Вам и не снилось»

  • Фильм «Вам и не снилось» рассказывает о первой и чистой любви школьников.
  • Действие фильма начинается в обычной московской школе, старшеклассники Рома Лавочкин (актер Никита Михайловский) влюбляется в новенькую девочку Катю Шевченко (актриса Татьяна Аксюта), перешедшую из другой школы
  • Катя малосимпатичная простушка не от сего мира, активный Ромка берет над ней опеку и незаметно для самого себя влюбляется в нее, Катя отвечает ему взаимностью.
  • Мать Ромки Вера Васильевна (актриса Лидия Федосеева-Шукшина) узнав об увлечении сына, начинает нервничать.
  • Но когда она узнает, что Катя дочь женщины, в которую когда-то был влюблен ее муж вообще встает на дыбы и решает разорвать отношения сына с Катей.
  • Мать Кати Людмила Сергеевна (актриса Ирина Мирошниченко) совсем не против отношений Кати и Ромы и при встречи со своим бывшим, отцом Ромки Лавочкиным-старшим (актер Альберт Филозов) высказывает ему свое одобрение этих отношений.
  • Тогда мать Ромки, чтобы разорвать любые отношения сына с Катей и ее семьей придумывает со своей матерью, бабушкой Романа (актриса Татьяна Пельтцер) коварный план.
  • Они под предлогом болезни бабушки Ромы перевозят Ромку из Москвы в Ленинград, что бы он ухаживал якобы за больной бабушкой.
  • Ромка прощается Катей и переезжает в Ленинград.
  • Страдающая Катерина при поддержке своей мамы берет билет и едет в Ленинград, чтобы встретится с Ромкой.
  • В это время, не вовремя пришедший домой Ромка, услышал разговор бабушки с подругой, в котором бабуля рассказала о том, как бабуля Ромки с его мамашей придумали хитроумный план, как разлучить Ромку и Катю.
  • В это самое время приехавшая в Ленинград Катерина заходила во двор Ромкиной бабушки.
  • Прозревший Ромка, решается на побег из бабушки, но бабуля грудью становится на защиту Ромки от Кати.
  • Ромка, видит из окна Катерину.
  • Открыв окно, он зовет Катерину, поскальзывается и выпадает с третьего этажа.
  • К счастью, падение Ромки заканчивается всего лишь переломом ноги и воссоединением влюбленных.
  • Поженятся ли Катерина и Ромка, вы не узнаете, даже если посмотрите онлайн фильм «Влюблен по собственному желанию».
Читайте также:  Овод - краткое содержание романа войнич

Источник: https://tvbesedka.com/anounce/vam_i_ne_snilos_496

Краткое содержание повести Щербаковой «Вам и не снилось» — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

1977Краткое содержание повести

Читается за 5 минут, оригинал — 2,5 ч

Кадр из фильма «Вам и не снилось…» (1980)

Мальчик и девочка, девятиклассники, влюбляются друг в друга. Мать мальчика против их романа, она пытается разлучить влюблённых. Чтобы вновь встретиться с любимой, мальчик выпрыгивает из окна.

  • Незадолго до начала учебного года в одну из московских новостроек въехала семья: девятиклассница Юлька с матерью Людмилой Сергеевной, эффектной сорокалетней женщиной, и отчимом, который был намного младше своей жены.
  • Юлька — девятиклассница; живёт с матерью и отчимом; переходит в другую школу и влюбляется в одноклассникаЛюдмила Сергеевна — мать Юльки; второй раз вышла замуж, муж намного младше неё
  • В школе у Людмилы Сергеевны был роман с Костей Лавочкиным, которого она бросила ради лётчика, своего будущего мужа, отца Юльки.
  • Костя Лавочкин — одноклассник Людмилы Сергеевны, с которым у неё в школе был роман; до сих пор любит её

Костя долго не мог смириться. Несмотря на то что у него самого была семья, а у Людмилы Сергеевны — дочь, он приходил к своей возлюбленной.

Узнав о многочисленных романах мужа, Людмила Сергеевна прогнала его. У Кости появилась надежда, но она отвергла его.

Вскоре они разъехались из Москвы в разные стороны, но теперь Костя неожиданно встретил Людмилу Сергеевну на улице и бросился к ней, хотя рядом с ним были жена и сын.

Жена Кости, Вера, малопри­вле­ка­тельная полная женщина, постоянно выхаживающая больного мужа, была в ужасе от увиденного.

  1. Вера — жена Кости, полная и непривле­ка­тельная; любит и выхаживает постоянно болеющего мужа
  2. Первого сентября Юлька пришла в новый класс, где учился сын Кости, Роман.
  3. Роман Лавочкин — сын Кости; влюбляется в свою одноклассницу Юльку

Между детьми возникли романтические отношения. Вера ухаживала за больным Костей, Людмила Сергеевна ждала ребёнка, и дети на время остались без присмотра.

Они назначали свидания в детском отделе универсама, у бассейна… ‹…› Люди становились природой, и совершенно не имело значения их человеческое количество.

Родив сына, Людмила Сергеевна пришла на родительское собрание и с удивлением узнала, что сын Кости учится с её дочерью в одном классе, а Юлька с ним дружит. Узнав от сына, что у Юльки теперь есть брат, Вера обрадовалась, что её муж не интересует Людмилу Сергеевну, но пришла в ужас оттого, что сын дружит с Юлькой.

Закончив девятый класс, мальчики уехали на практику, а девочки остались в городе. Вера пришла проводить сына, и, хотя одноклассники и классная руководи­тельница Татьяна Николаевна пытались её отвлечь, увидела его рядом с Юлькой.

Татьяна Николаевна — классная руководи­тельница Юльки и Романа, защищает влюблённых

Она решила, не спрашивая у сына, перевести его в другую школу. Людмила Сергеевна тоже была недовольна дружбой дочери с сыном своего бывшего поклонника, но старалась относиться к этому спокойно.

Лето тоскующие друг по другу Юлька и Роман провели в разных городах. Вернувшись, Роман узнал, что будет учиться в другой школе. Вера настаивала на том, что в новой школе очень сильный физико-математический уклон, и это пригодится сыну, который хочет поступать в технический вуз. Роман уступил матери.

Юлька узнала о переводе Романа и догадалась, что их хотят разлучить. Роман успокоил её: их разлучить нельзя. Татьяна Николаевна, узнав о переводе Романа, сказала директору школы, что этих детей нельзя разлучать, но директор стал на сторону Веры.

Готовя самые тяжкие испытания, жизнь способна предварительно парализовать волю тех, кто мог бы что-то предотвратить.

У Татьяны Николаевны не складывались отношения с её поклонником, который от отчаяния женился на другой женщине, но продолжал звонить бывшей возлюбленной. Учительница видела, что Юлька страдает, плохо учится. Ей вспомнилась её собственная школьная любовь, которую разрушили родители.

Юлька с Романом продолжали встречаться. Узнав об этом, Вера решила отправить сына в Ленинград, где жили её мать и сестра. Роману она сказала, что у бабушки предынсультное состояние, тётка работает, а сама она не может оставить больного мужа.

Узнав, что мать Веры серьёзно больна, Татьяна Николаевна решила справиться о её здоровье, так как была знакома с Вериными родственниками. Вера призналась, что обманула сына, чтобы спасти его от дочери недостойной женщины.

Видя страдания дочери, Людмила Сергеевна забыла о себе и решила ей помочь. Юлька не понимала, почему она всё время пишет Роману, а он отвечает, что не получил её писем.

Татьяна Николаевна попыталась убедить Юльку, что, несмотря на разлуку с Романом, учиться нужно. Она объяснила, что Роман выполняет свой долг, но девочка считала, что главное в жизни — это любовь.

Не хотелось говорить, думать, вспоминать, реагировать. Мир из цветного становился чёрно-белым, из многоголосого — монотонным, из объёмного — плоским.

Роман переживал, что не получает от Юльки писем. Он не догадывался, что по бабушкиной просьбе письма прячет от него почтальон.

Наконец, Юлька решила лететь в Ленинград. В тот день Роман неожиданно рано пришёл из школы домой и увидел бабушку, разгова­ривающую по телефону со стаканом пива и сигаретой в руках.

Поняв, что его обманули, Роман закрылся в комнате и решил застрелиться из древнего пистолета. В ящике стола он нашёл спрятанные Юлькины письма.

Чтобы убежать в Москву, Роман выпрыгнул в окно и ударился грудью о водосточную трубу. Он увидел Юльку, входящую во двор, постарался устоять на ногах и прикрыл окровавленный рот, чтобы не испугать её. Юлька подбежала, Роман упал ей на руки, и со всех сторон к ним сбежались люди — «как близко они, оказывается, были»…

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/pereskazy/48344-kratkoe-soderzhanie-povesti-shherbakovoj-vam-i-ne-snilos.html

"Вам и не снилось". Что стало с героями потом

Я уже как-то писала об этом фильме. Но это же не повод больше к нему не возвращаться, правда? Тем более, что порассуждать на эту тему интересно не мне одной.

Вы никогда не задумывались, что было с персонажами дальше? Уверена, что думали и что у вас есть свое видение продолжения историй героев.

Сразу оговорюсь, я беру за основу именно фильм. Не повесть Щербаковой и не продолжения (если таковые имеют место быть).

Кадр из фильма

Фильм заканчивается тем, что Роман и Катя сидят в снегу, Рома только что выпал из окна и явно травмирован. Что потом? Потом травматология, лечение переломов и ушибов внутренних органов. В больницу его ходит навещать Катя. Она бы и жила там, прямо в палате, но — не разрешают.

Мать и бабушка пытаются прорваться — но Рома не желает иметь с ними дел. Как вы думаете, кого они обвинят в падении Ромки из окна? Уж конечно, не себя. Катю. Зачем шла по двору, зачем кричала ему? Так Катя из просто ненавистной девчонки станет чуть ли не потенциальным убийцей их драгоценного Ромочки.

Кадр из фильма

После восстановления — возвращение Ромы в Москву. Дома он жить откажется, мать видеть не пожелает. Наверное, логично будет, если его приютит все та же добрая к своим ученикам Татьяна Николаевна.

А вот с мамой спустя время Роман все-таки начнет общаться. Мама — знатная манипуляторша, пара «сердечных приступов» (возможно даже, с госпитализацией) — и Рома прибежит, как миленький.

Да, доверия уже не будет, но в семью со временем мать его вернет.

Кадр из фильма

В институт Рома, конечно, поступит. И сразу же, как только им с Катей стукнет по 18 — женится на ней. Обещал же. Человек слова и долга. Даже если к тому времени он потихоньку начнет понимать, что учиться, образовываться дальше Катя не будет.

А зачем ей учиться? Способностей нет, замуж берут и так. А работу, не требующую образования, найти не проблема.

Кадр из фильма

Семейную жизнь их я описывать не буду, просто потому, что возможны сотни вариантов — от идиллии до гражданских войн с участием родителей.

А в 90-е Ромкин НИИ закроется и содержать всю семью будет необразованная Катя. Математикой-то на хлеб не заработаешь.

Теперь Татьяна Николаевна, Танечка. И Михаил. При всей ее хорошести, я не вижу у нее будущего с Мишей. Они изначально разные. В начале фильма, перед 1 сентября, он ей звонит «с соболезнованиями», отчего она серьезно пугается. О чем это говорит? Михаил — человек циничный, что свойственно многим медикам, и в то же время ироничный.

Кадр из фильма. У Танечки по обыкновению кислое выражение лица. Это ее стиль жизни. Она гасит любые искры, которые пытается высечь Михаил

Он легкий, ему скучно жить без шутки, по расписанию, в жестких рамках. Танечка же — крайне ответственна, слишком правильна и никогда не расслабляется. Она все воспринимает всерьез, она не умеет быть самоироничной. Миша просто пошутил про начало учебного года, а она считает это чуть ли не преступлением.

Если бы они поженились, она бы его загнобила. Не важно, за что — за каждую ерунду. В итоге бы все равно развелись, но перед этим он бы еще и нагулялся налево и направо, раз дома занудно пилят.

Кадр из фильма. Алена

Алена. Та, которая большая и преследовала Рому в школе. Не исключено, что она продолжит это делать и дальше, в ВУЗе. Одержимость так просто не проходит, а у нее именно одержимость Романом, иначе и не скажешь.

Если уж ее не смущало наличие Кати и она продолжала сопровождать Рому из школы. И если уж смога убедить родителей перевести ее в математическую школу, вслед за Ромой. А потом, когда он уехал, перевестись обратно.

Кадр из фильма

Родители Романа. Хоть папа там и уронил грозно вазочку с цветами, и прошелся по мокрому полу в приступе гнева, ни во что конкретное это не выльется. Мама как заправляла всеми, так и будет заправлять. Отец права голоса не имеет. Не исключено, что ему преподнесут историю с падением из окна так, то он тоже будет во всем винить Катю.

И даже рождение внука вряд ли смягчит мамашу. Ведь это будет внук «от той», Костиной. А значит, не достоин любви.

  • Спасибо за внимание к каналу, всегда рада видеть ваши комментарии
  • Читать также:
  • «Покровские ворота». Что стало с героями потом
  • «Экипаж». А что будет с героями потом
  • «Служебный роман». Что будет с героями потом

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3b8c2c04bcd000ab92db0d/5cf345bcd5fd8c00aea0e4c9

"Вам и не снилось". История одной повести Галины Щербаковой

До появления повести «Вам и не снилось» Щербакова написала несколько серьезных произведений, которые никак не принимали в печать, и тогда она решила попробовать беспроигрышную тему – легкую любовную историю.

Прообразом главного героя, Ромы Лавочкина, стал сын писательницы, учившийся в десятом классе. Однажды он полез по водосточной трубе к своей возлюбленной на шестой этаж. Оставив послание на ее балконе, он уже стал спускаться, но на середине пути труба развалилась.

К счастью, обошлось все без серьезных травм.

Написав повесть в считаные дни, Щербакова отнесла ее в редакцию журнала «Юность», но ответа от главного редактора так и не дождалась. Тогда отчаявшаяся писательница решила отправить ее на студию им. Горького.

На конверте она написала «Сергею Герасимову», это был единственный человек, имя которого она знала на студии. Через три дня ей позвонила жена прославленного режиссера Тамара Макарова и пообещала, что сделает все возможное, чтобы фильм увидел свет.

Спустя еще два дня Галина Щербакова уже обсуждала детали сценария с известным режиссером детских фильмов Ильей Фрезом, пишет kp.ru.

Когда режиссер обратился в Госкино с намерением снять экранизацию повести, ему категорично заявили: «Влюблённых зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!». Пришлось, переименовать Джульетту, то есть Юльку, в Катю.

Когда съемки уже начались, писательница не выдержала и решила узнать у редактора «Юности» Бориса Полевого, почему ее повесть оставили без внимания. «Знаете, Галина, — сказал он, — я прошел войну и меня сложно назвать трусом. Но я боюсь печатать вашу повесть.

А вдруг после нее все влюбленные мальчики начнут прыгать из окон? Финал у вас уж больно мрачный…».  После этого писательница переписала последние несколько предложений. Если в первом варианте главный герой умирает, то во втором концовку можно было трактовать так, будто он просто теряет сознание.

Уже через два месяца повесть опубликовали.

Читайте также:  Жук-олень - сообщение доклад (2, 3, 7 класс окружающий мир)

В поисках героя

Илья Фрез очень долго искал исполнителя на роль Ромы Лавочкина.

Вместе с Галиной Щербаковой режиссер отсмотрел тысячи мальчиков со всей страны и только в самом конце проб, когда уже утвердили Татьяну Аксюту на роль Кати, пришла новость о том, что в Ленинграде есть очень подходящая кандидатура – 16-летний Никита Михайловский.  Он учился в школе и, соответственно, не имел  актерского образования, кроме  нескольких детских ролей в кино.

На пробах Никита покорил всех своей естественностью,  и его сразу же утвердили. Галина Щербакова вспоминала: «Татьяне Аксюте, которая снималась в роли Кати, было 23 года, она только что окончила ГИТИС. А Никита Михайловский еще учился в школе.

Но как этот мальчик играл! Мы рыдали — он был совершенством! Казалось, что юный 16-летний подросток знает о любви больше, чем его замужняя партнёрша.

Он не актерствовал, он просто жил в кадре, пропуская через себя все эмоции своего героя, буквально перерождаясь в него».

Финал: с минуса на плюс и обратно

Большую часть фильма снимали на юго-западе Москвы, в тех же местах, где когда-то проходили съемки фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром» и «Покровские ворота». Для школьных эпизодов выбрали школу № 780 в Ясенево.

В фильме ясеневских школьников можно увидеть на школьном стадионе в сцене, где мать Романа разговаривает с директором школы. На время съемок пришелся субботник, и как только стало известно, что в директорском кабинете снимается кино, на задний двор кинулись два класса.

А поскольку особого мусора для уборки найти не могли, школьники, чтобы попасть в кадр, начали катать стоявшую там деревянную катушку.

Финальную сцену снимали в двух городах – Москве и Ленинграде. Герой Никиты Михайловского срывается с подоконника в Ленинграде, а падает на землю уже в столице.

В оригинальной повести Рома намеренно прыгает из окна, в фильме же он оступается, когда пытается привлечь внимание Кати, стоящей на улице. Если в книге он падал с третьего этажа, то в фильме, когда Рома забирается на окно, видно, что оно находится на самом верхнем этаже. Финальный же кадр фильма показывает, что этот дом шестиэтажный, пишет kinopoisk.ru.

Уже во время съемок финал экранизации решили изменить по просьбе читателей. По новому сценарию, Рома оступается и падает в огромный снежный сугроб. Увидев это, Катя подбегает к нему, пытается помочь подняться, но в конечном итоге они вместе падают обратно на снег.

Многие поклонники фильма отмечают, что он вряд ли получился бы таким проникновенным, если бы не музыкальное сопровождение.

Песня «Последняя поэма», музыку к которой написал Алексей Рыбников, получила известность и неслыханную популярность в стране.

Композитор вспоминал, что на создание этого произведения его натолкнуло творчество Рабиндраната Тагора: «Я был поражён, насколько точно и легко ранее неизвестные мне стихи легли на эту мелодию десятилетней давности…»

После выхода фильма «Последнюю поэму» можно было услышать из каждого окна, причем в двух вариантах исполнения: Ирины Отиевой и ВИА «Ялла». «Последняя поэма» вышла в финал фестиваля «Песня года-1981».

Недолгая слава  Никиты Михайловского

Фильм о любви двух советских подростков имел просто оглушительный успех. По опросу журнала «Советский экран», его признали лучшим фильмом 1981 года. Исполнители главных ролей стали всенародными любимцами.

Никита Михайловский, юноша с тонким лицом и взрослыми, грустными глазами, стал  кумиром миллионов советских девчонок.

Между тем, критиков потрясло не только редкое обаяние Никиты, но и его способность не играть, а проживать жизнь героя в буквальном смысле этого слова.

Через десять лет после съемок «Вам и не снилось» Михайловский внезапно заболел лейкозом. Друзья и поклонники через газеты собирали ему деньги на операцию, помогли Гостелерадио, Борис Ельцин и галерея «Марс», пишет ozon.ru.

Никиту отправили в одну из клиник Лондона, однако все усилия врачей спасти жизнь молодого актера оказались безрезультатными. В актерской среде говорили, что актер сам навлек на себя схватку со смертью.

Сайт актеров советского кино приводит слова Татьяны Аксюты: «Мы еще даже толком не знали сюжет, когда приступили к съемкам ночной сцены в «кафе-стекляшке», где Катя и Ромка рассуждают о войне, о последней корочке хлеба, о смерти: Катя сказала: «Давай умрем вместе, в один день». «Нет, я мужчина, я первый», — ответил Ромка.

Как странно: это происходило практически в первый съемочный день, мы почти не понимали, о чем идет речь, а Никита произнес слова с такой недетской уверенностью. Для него эта фраза оказалась роковой».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20100324/216122011.html

Читать

Галина Щербакова

Вам и не снилось

I

Таня, Татьяна Николаевна Кольцова, уже восемь лет не была в театре. Билеты, которые возникали то стихийно, то планово, она сразу же или в последнюю минуту отдавала. И успокаивалась.

А тут не спасешься – ее бывший театр пригласили на гастроли в Москву. Это – ого-го! – какое событие! Она знала: там, в театре, уже готовят представление к наградам и званиям, сшиты новые костюмы, актрисы срочно красят волосы в модный цвет.

  • Возбужденные, все в ожидании необыкновенных перемен, с блестящими глазами, бывшие подруги нашли ее в Москве и категорически заявили: не придет на премьеру – вовек не простят…
  • – У нас такая «Вестсайдская», что вам тут не снилось…
  • «Не спастись», – подумала Татьяна Николаевна.
  • Целый день она ходила сама не своя. Идти в театр, где началась и кончилась твоя карьера, идти, чтобы переживать именно это, независимо от того, что будет происходить на сцене, а потом говорить какие-то полагающиеся слова, и вместе сплетничать после спектакля, и отвечать на тысячу «почему»…

«Ведь школа нынче – ужас! У детей ничего святого! Неужели не было более подходящего варианта? Это что, жертва?»

Таня заранее знала все эти еще не произнесенные слова. Но дело было даже не в них. Ей действительно не хотелось идти в театр. Не хотелось смотреть эту потрясающую «Вестсайдскую», стоившую Таниной подруге Элле переломанного ребра: они там по замыслу режиссера все время откуда-то прыгали.

– Ничего, срослось, как на собаке, – сказала Элла. – Но я теперь не прыгаю. Я раскачиваюсь на канате.

И говорилось это так вдохновенно, и было столько веры в этот канат, и прыжки, и в «гени-аль-ного!!» режиссера, что Таня подумала: с тех пор как она стала учительницей, такая самозабвенная детская вера ее уже не посещает.

Умирая, мама ей говорила: «Мир иллюзий тебя отторг. На мой взгляд, старой рационалистки, это не так уж плохо… Живи в жизни… А школа – это ее зерно. Всегда, всегда надежда, что вырастет что-то стоящее… Не страдай о театре.

Ты бы все равно не смогла всю жизнь говорить чужие слова…»

Мама умирала два месяца, и таких разговоров между натисками боли было у них немало. И мама все их отдавала Тане. Ломились к ней ее коллеги по научной работе, ее аспиранты, соседи – не принимала. Объясняла Тане:

– Я тебя так мало видела. Это у меня последний шанс. Мое счастье было в работе. Это не фраза. Это на самом деле. Что такое модные тряпки, я не знаю. Я не знаю, что такое материнство, – с трех месяцев тебя растило государство. Я не путешествовала, не бывала на курортах, не обставляла квартир гарнитурами, я ни разу не была у косметички.

Мне даже любопытно – это не больно? Все беременности были некстати – не сочетались с моим делом. Я даже не плакала, как полагается бабе, жене, когда разбился твой папа. У меня на носу тогда была защита докторской.

Поверишь, в этом была какая-то чудовищно уродливая гордость: у меня несчастье, а я не сгибаюсь, я стою, я даже иду, я даже с блеском защищаюсь…

А Таня видела: она и сейчас гордится этим. В маме это было главное – преодоление всего, что мешало ей работать и ощущать себя большим, значительным человеком.

И как ни тяжело было Тане, как ни любила она маму в эти последние дни, мысль, что и теперь своими иронично-афористичными речами мама прежде всего сохраняет себя, а уж потом хочет что-то разъяснить, приходила не раз.

И тогда она мысленно спрашивала: может, именно в маме умерла артистка? А она ее так жалко, бездарно подвела, не сумела сделать то, что предназначалось ей? И утешает мама сейчас себя, а не ее, неудачницу? Иначе зачем так настойчиво? С такой страстью?

– …Какая ты Нина Заречная? У тебя же аналитический ум и ни грамма рефлексий. Ты антиактриса по сути.

Мама утешала и утешалась. Ведь тогда прошел всего год, как Таня ушла из театра. И последние слова мамы были: «Живи в жизни».

И все было нормально эти семь лет, пока не свалился на голову театр из прошлого со своей «Вестсайдской историей». И мама вспомнилась в связи с ним. Она же: «Не ходи в театр, плюнь! Пока не освободишься от комплекса. Читай! Это всегда наверняка интересней – первоисточник, не искаженный чужим глупым голосом».

Родилась спасительная мысль – раз уж идти, то она возьмет в театр свой класс. Правда, она его еще не знает, ей дают новый, девятый. Но уже конец августа, списки утрясены, через ребят, которых она учила в восьмом, можно будет собрать человек десять. Убьет сразу двух зайцев.

Посмотрит «на материал», с которым ей придется работать, и спасется от последующего после спектакля банкета, где надо будет всех безудержно хвалить, сулить звания и одновременно убеждать под сочувствующие и неверящие взгляды, что она вполне довольна работой в школе.

Она скажет: «Я здесь с классом. Я с вами потом».

Таня пригласила в школу Сашку Рамазанова. Он пришел в грязных джинсах и рваной полосатой тенниске.

– Я думал, надо что-нибудь покрасить или подвигать, – сказал он. Театральная идея его не увлекла и насмешила. – Ну, Татьяна Николаевна! – картинно воскликнул он. – Пригласили бы на Таганку или в «Современник»… А какой нормальный человек пойдет смотреть приезжающую на показ периферию… Этот номер у вас не пройдет. Гарантирую…

– Не будь снобом, – сказала Таня. – У них молодой гениальный режиссер, и весь спектакль – сплошная новация. К тому же там хорошая музыка.

– Разве что… Ладно… Попробую. Может, от скуки народ и соберется.

– Напрягись, – сказала Таня. – Мне очень хочется пойти с вами.

Сашка посмотрел на нее пристально. Поведение учительницы было, на его взгляд, лишено логики: тащиться в театр, да еще в неокончившиеся каникулы, с классом? Больше не с кем? Но Татьяна Николаевна, хоть ей уже и за тридцать, женщина вполне. Сашка охотно пошел бы с ней сам, единолично.

Он высокий, здоровый уже мужик, детвора во дворе зовет его «дяденькой». Так что вместе они бы гляделись… Но она, милая их Танечка, тащит с собой класс, что ненормально и противоестественно, хоть сдохни.

Но просьба есть просьба, поэтому Сашка обещал обзвонить и обежать народ в ближайшем округе и человек десять подбить «на эксперимент».

– Но если будет дрянь, – сказал Сашка, – я не отвечаю. И буду просить у вас защиты от гнева народов. Побьют ведь!

Спектакль казался никаким. Что называется, не в коня корм. Может, новый режиссер и был талантливым, что-то он напридумывал, но актеры!.. Ни одного, ну просто ни одного нефальшивого слова. И от этого придуманная форма торчала обнаженным каркасом, то ли оставшимся от пожара, то ли брошенным строителями по причине нехватки материалов.

Танины ученики умирали со смеху. Их надо было просто убирать из зала за нетактичное поведение.

– А я предупреждал, – многозначительно сказал Сашка. – Я верил и знал: будет именно так.

Вообще он держался не как ученик, а как Танин приятель. Таня подумала: пожалуйста, проблема. Надо сразу ставить его на место. Хороший ведь мальчишечка, просто от роста дуреет… И посмотрела на его дружка Романа Лавочкина – еще выше. Господи, куда их тянет! Но с Романом ничего подобного не будет, он мальчик книжный. Вот и сейчас он:

– Татьяна Николаевна! А как проверить – не был ли Шекспир трепачом? Я к чему… Современное искусство о любви – такая брехня, что, если представить, что оно останется жить на пятьсот лет…

– Не останется, – сказал Сашка. – Не переживай.

– Теперь любовь только пополам с лесоповалом, выполнением норм, общественной работой…

– Сейчас ты смотрел любовь пополам с расизмом, – сказал Сашка. – Если тебя смущают только примеси в этом тонком деле, то их было навалом и у древнего человека. Чистой, отделенной от мира любви нет и не может быть.

– А я не люблю винегретов, – ответил Роман. – Вот почему меня волнует правда о Шекспире.

– Без примесей только секс, – с вызовом выложил Сашка и посмотрел на Таню: «Как вам моя смелость? Мой образ мыслей? Широта воззрения?»

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=27349&p=1

Екатерина Щербакова: Вам и не снилось… пятнадцать лет спустя

  • Екатерина Щербакова
  • ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ…
  • ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Рита заметила Юльку среди ярких полок Воронцовского супермаркета.

Это было забавно — встретиться именно здесь после пятнадцати лет… Разлуки? Да нет, слишком красивое слово. «С чего бы — ах, разлука? Разве мы так уж дружили?» Лучше так: после пятнадцати лет «невиденья-неслышанья» друг друга.

Читайте также:  Анализ стихотворения тебе одной плету венок есенина

Рита почувствовала, что было бы очень заманчиво поболтать со старинной знакомой…

Она решительно двинула тележку, заполненную не более чем на четверть шуршащими заморскими пакетиками, к Юльке, к юности, к десятому классу.

Юлька сошлась с Ритой после той истории… Роман полгода пролежал в больнице: полтора месяца в Ленинградской, потом врачи разрешили перевезти его в Москву. Лавочкин-старший получил от всего этого обширный инфаркт и вскоре умер.

Когда они оба, папа и сын, лежали в разных клиниках, Ромкина мама Вера Георгиевна разрывалась между ними, похудела на двадцать кило и стала похожа на старуху семидесятилетнюю. Потом стало полегче: папа Костя отдал Богу душу. Ужас какой! Юлька поймала себя на том, что именно так и формулирует, вспоминая: полегче.

Это еще с того времени тянется: как она тогда ненавидела их всех, вспомнить жутко! Мысленно Юлька отрезала им руки, ноги, сдирала с них кожу, выкалывала глаза. Она тоже торчала в Ромкиной больнице с утра до ночи, впрочем, ее не особенно к нему пускали.

А она не особенно и рвалась, почему-то… Сидела себе внизу, в холле, в каком-то странном отупении от всяких успокаивающих таблеток, которыми ее пичкали, смотрела в одну точку и выдумывала «всем этим подонкам» разные казни.

Когда умер Костя-папа, Ромка, весь загипсованный, тихо плакал, жалобно закусив губы, а Юлька сидела рядом и гладила его бледную руку. Вера Георгиевна стояла и смотрела скорбно, губы ее тряслись.

Юлька же, глядя на нее, думала: «Ну что, дрянь, теперь полегче тебе будет?» Ромка застонал — в порыве ненависти к его матери Юлька случайно очень сильно сжала переломанную, так любимую ею руку.

Никто бы не подумал, сколько непрощающей злости помещалось в этой маленькой, худенькой девочке. Она и сама такого про себя не знала.

Но недолго Вера Георгиевна «отдыхала». От переживаний и стрессов тяжелый инсульт свалил-таки железную питерскую бабушку. «Бог наказал, накликали, — сказала тогда Юлькина мама Людмила Сергеевна. — Вот, напридумали себе для неправедного дела и получили в натуральную величину. А еще говорят, что Бога нет…»

Бабусю пришлось забрать в Москву, так как в Питере у Вериной сестры возникла сразу большая куча проблем: ремонт, покупка участка, неприятности на работе, у мужа открылась язва и вообще — «вся ситуация, Веруня, на твоей совести. Ты, конечно, сейчас в горе и все такое, но не можем же мы, вся семья, жить только твоими проблемами! Войди и в наше положение, наконец! У тебя квартирные условия позволяют, да и Ромасик практически поправился».

– Подонская семья от носа до хвоста, — сказала тогда Людмила Сергеевна. — Ты, дочь, подумай еще разок, ведь Рома — их семя.

– Ма, Рома в их семейке — урод. Он — единственное оправдание существования этих людей…

Когда, выписавшись, Ромка выходил из дверей больницы, на ступеньках около одного из чугунных столбов, поддерживающих крышу больничного крыльца, стояла Юля. Она прижималась спиной к этому столбу, как к белой березе.

– Мама, — твердо сказала Роман. — Это, — он ткнул пальцем в Юльку, — моя жена. Или теперь мне надо сгореть, утонуть, застрелиться?..

Вера Георгиевна вздрогнула и закрыла лицо руками. Немая сцена длилась не меньше минуты. Юлька все не отходила от столба, он был такой надежный, прочный, гладкий и прохладный, к нему было очень приятно прислоняться — ведь уже стояло жаркое лето.

Наконец Вера Георгиевна отняла руки от лица и тихо произнесла:

– Теперь делайте, что хотите. Мне уже все равно. У меня теперь одна проблема — мама…

– Опять? — раздался насмешливый голос Юли, она отделилась от своей опоры и медленно приближалась к Роману.

– Как ты смеешь? Ты?! Она теперь лежачая, совсем плоха… — женщина задохнулась во всхлипах.

– Мы ей будем носить кефир и апельсины, — отчеканила Юлька, беря Ромку за руку и уводя с собой. — Идем, Ром, нас дома ждут.

И он пошел, обалдевший от ее силы и напора, от ее безжалостных слов, от ее таких жестких и взрослых глаз.

Вера смотрела им вслед, испытывая нечто вроде облегчения. Ну и пусть, ну и ладно. Там о нем позаботятся. А ее, мать, он все равно любить будет, ведь он такой верный и правильный. А проблем ей теперь и с мамой предостаточно: лекарства, больницы, сиделки, то есть то, что у нас этим словом называется.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/2525-ekaterina-shherbakova-vam-i-ne-snilos-pyatnadcat-let-spustya.html

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой «Вам и не снилось»

  • Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой
  • «Вам и не снилось»
  • Кто тебе сказал, что это любовь?
  • (8 класс)

Цели: познакомить с творчеством Г.Н.

Щербаковой, учить самостоятельно выносить суждения о произведении, выделять в нём основные проблемы, через сопоставительный анализ эпизодов художественного текста и кинофильма научить определять режиссерский замысел и его соответствие авторскому замыслу произведения.

Задачи: развитие навыков устной и письменной речи учащихся, развитие логического мышления, воображения, формирование медиакультуры учащихся, способствующей успешной социализации личности в современном мире.

Тип урока: урок-диалог

Оборудование: повесть Г.Н.Щербаковой «Вам и не снилось»,ПК, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, раздаточный материал для учащихся, видеокадры из художественного фильма «Вам и не снилось».

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

-Ребята, к сегодняшнему уроку вы должны были познакомиться с повестью Галины Щербаковой, советской и российской писательницы, «Вам и не снилось», впервые опубликованной в журнале «Юность» в 1979 году. Также вам предлагалось познакомиться с художественной экранизацией этого произведения, вышедшей на экраны кинотеатров в 1980 году.

-Готовясь к уроку, я обнаружила в интернете множество комментариев и по поводу фильма,и по поводу книги. Они неоднозначные, одно из них прочитаю:

Так получилось, что я сначала посмотрела фильм а потом уж прочитала книгу. Для меня это оказался тот самый случай, когда фильм с такой музыкой (!!!!!!!), такими актерами, такой игрой превзошел печатный вариант. Но книга тоже очень хорошая!!!

-А каковы Ваши впечатления о прочитанной книге?

-Скажите, а о чём повесть Г.Щербаковой? (О трогательной первой любви Романа и Юльки, советских подростков)

-Каких всемирно известных литературных персонажей напоминают нам герои повести? (Ромео и Джульетту, о чём в самом тексте не раз упоминается. Даже имена очень похожи.)

-Чем же похожи судьбы Романа и Юльки и Ромео и Джульетты? (В обоих произведениях герои встретили препятствия на пути к счастью со стороны своих семей)

-А кроме этого препятствия, с какими проблемами столкнулись наши герои ещё? (Кроме непонимания со стороны родителей, герои сталкиваются с чёрствостью директора школы, с эгоизмом бабушки Ромы, с пониманием и непониманием одноклассников).

-Ребята, какие проблемы в связи с вышесказанным Вами поднимает в своей повести Г.Щербакова? (Проблему взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми, проблему первой любви).

-Знакомы ли Вам эти проблемы? (Да).

-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Выявить идею художественного произведения; сравнив с фильмом, понять замысел автора книги и режиссёра, ответить на вопрос, помогает ли фильм лучше понять идею художественного произведения).

3.Работа с повестью.

-Есть ли в повести персонажи, которые поддерживают Ромку и Юльку ? (Да, Санька, друг Ромы, учительница русского языка и литературы Татьяна Николаевна, учитель физкультуры, появляющийся в небольшом эпизоде, когда надо было отправить мальчиков на картошку, но отправление задерживалось потому, что Юлька и Роман долго прощались, отчим Юльки и её мама).

-Из текста повести мы узнаём о причинах «вражды» родителей Романа и Юльки. Оно в их прошлом. А знакомо ли чувство любви им? (Скорее всего да, и в молодости они тоже были влюблены).

-Почему же взрослые всячески препятствуют чистым и искренним отношениям Романа и Юльки?

(они не верят в силу их чувств, в то, что они любят по-настоящему, ревность ).

-В связи с этим хочу сказать, что различным персонажам повести принадлежат высказывания о любви, разобранные читателями на цитаты, например: есть ситуации, когда помогает только скальпель, никому не вредило хирургическое вмешательство, и вообще все эти ваши любови — химера, дым. Блажь и только.

-Так ли это для наших героев? (Нет. В повести много тому доказательств).

— Предлагаю Вам прочитать на раздаточном материале отрывок из повести (читает ученик):

… ночами я не сплю: слушаю, как ваша дочь по сорок раз ставит одно знаменитое звуковое письмо. Стучала ей в стенку — не слышит! Теперь даже привыкла, греюсь у чужого костра. Только не говорите, что я вам натрепалась. Просто вы ходите в неведении, и вас же потом — бух по голове новостью. Послушайте, а потом скажете свое впечатление.

Пластинка лежала под матрасом. Трижды обернутая мохеровым шарфом.

Людмила Сергеевна с интересом поставила: что там еще за новости? А теперь поняла, что никогда так не любила Юльку, как сейчас. Девочка ты моя, девочка! Несчастная ты моя, счастливая! Чем же тебе помочь, как?

— Какая деталь в этом отрывке говорит нам о том, что для Юльки любовь не химера, дым и блажь? (Слушает письмо звуковое по сорок раз за ночь, не может наслушаться)

-Как же получилось, что Юлька оказалась в Петербурге в поисках Романа? Кто ей помог? (Это была её мама). Обратимся ко второму эпизоду на раздаточном материале (читаем).

-Почему Людмила смогла поверить в искренность чувств дочери? (Она по-настоящему любит сама, счастлива и поэтому поняла чувства своей дочери).

— А что же мама Ромы? Она ведь тоже любит своего сына, и он любит родителей. (Она придумала коварный план по отваживанию подростков друг от друга, придумала мнимую болезнь бабушки, а за бабушкой надо ухаживать, и Ромка с гипертрофированным чувством долга попадается на эту уловку ).

Просмотр эпизода №1 из фильма Ильи Фреза.

-А теперь обратимся к этому же эпизоду в книге (читаем).

-Что понимает Роман, оказавшись дома раньше обычного? (Что его обманули, что бабушка абсолютно здорова).

-Что чувствует Роман в этот момент? (Он обескуражен, зол на бабушку).

-Как до этого разоблачения Ромка относился к бабушке? (Берёг её от неприятностей, ухаживал за ней во время мнимой болезни)

-Найдите подтверждение этому в отрывке.

-Не заметили ли Вы расхождений эпизода книги и фильма? С кем разговаривает по телефону в сцене разоблачения бабушка? (В книге — с дочерью Дусей, а в фильме — с мамой Ромы).

-Случайна ли такая замена создателями фильма? (Нет, не случайна, самые родные и близкие люди предали, обманули, а должно быть наоборот).

-Что в поведении бабушки возмущает больше всего? (Она упивается своим актерским мастерством, тем, что он так удачно обманывает внука, верящего в то, что ей нужна помощь).

-Каково Ваше отношение к бабушке в этой сцене? И почему? (Отрицательное, так как она ведёт себя эгоистично по отношению к внуку).

-Можно ли утверждать, что бабушка отрицательный персонаж? (Нет, так как она уверена в том, что этот обман — единственный способ спасения его от порочной Юльки).

-Режиссёр фильма добавил в эпизод деталь, которой нет в тексте. Назовите её. (Это разбившаяся фотография бабушки в стеклянной рамке, а в книге это была грамота). И фотография изображена крупным планом. (Отрывок из текста читает учитель)

-Случайна ли замена грамоты фотографией бабушки? (Нет, режиссёр ещё раз подчеркивает разрушившийся мир подростка, предательство самых близких людей, окончательную потерю доверия ко взрослым, которые не хотели его понять, помочь ему, поверить в его любовь).

Ромка не хочет иметь теперь ничего общего с этим миром взрослых (эпизод из повести читает учитель).- Какое слово указывает на негативное отношение Ромки к бабушке в этот момент? (старуха, суффикс — ух — имеет пренебрежительный оттенок).

  1. -И мы приближаемся к развязке книги и фильма.
  2. Просмотр эпизода №2 из фильма Ильи Фреза.
  3. -Ребята, напишите на листочках с фотографиями актёров, о чём могут думать Роман и Юлька, сидя на снежном сугробе (проверим двух-четырёх учеников).

-Так ли заканчивается книга? (Нет, следует краткий рассказ ученика).

-Почему Галина Щербакова оставляет финал книги открытым? (Она хотела показать трагедию первой подростковой любви, то, на что готовы подростки в юношеском максимализме; читатель сам должен додумать, какова судьба Ромки).

-Совпадает ли замысел режиссёра фильма с замыслом Галины Щербаковой? (Нет. Герои встретились, Ромка жив).

-Какую мысль хочет донести до нас режиссёр фильма? Случайно ли в финале фильма появляются дети, с любопытством рассматривающие наших героев? (Режиссёр доносит мысль о том, что любовь победит все преграды, а образы детей — намёк на то, что современные Ромео и Джульетты всё-таки существуют).

4. Подведение итогов урока.

Давайте ответим на вопрос, поставленный в теме урока: «Любовь ли это?» И почему? (Да, только тот, кто так любит, может преодолеть столько препятствий на своём пути, как наши герои).

5.Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: «В чём смысл названия повести Галины Щербаковой?»

Источник: https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-galini-nikolaevni-scherbakovoy-vam-i-ne-snilos-3170454.html

Ссылка на основную публикацию