Ипполит — краткое содержание трагедии еврипида

В древности в Афинах царствовал Тесей.

За всю свою жизнь он совершил немало великих подвигов, но самым важным был подвиг избавления людей острова Крит от страшного чудища Минотавра, обитавшего в лабиринте и обложившего жителей страшной данью.

Помогала Тесею царевна Ариадна, она вывела героя из лабиринта. Тесей пообещал на ней жениться, но отдал девушку в жены богу Дионису, чем вызвал гнев богини любви Афродиты.

Второй раз Тесей женился на девушке – амазонке, но ее век был не долог, она полегла в сражении, оставив Тесею сына Ипполита.

Ребенок считался незаконнорожденным и рос не в Афинах, а в городе Трезене.

Так же как и все амазонки не знались с мужским полом, так и Ипполит дал клятву не иметь ничего общего с женщинами, он посвятил свою жизнь служению богине Артемиде. Афродита вновь была разгневана.

Третьей супругой царя Тесея суждено было стать сестре Ариадны Федре. С этого момента богиня любви Афродита начинает мстить. Федра влюбилась в Ипполита. Любовь была безумной. Она старалась преодолеть свои чувства к пасынку, пока он находился в другом городе.

Но волею судьбы Тесей с Федрой оказываются в том городе, где жил Ипполит. Царица не в силах совладать со своей любовью заболевает. Недуг свалил Федру в постель. Никто не понимал, что с ней творится, за царицей ухаживала кормилица. Федра полагала, что ее спасет только смерть.

Пока Тесей был в отъезде, в его дом постучалась беда.

Кормилица поведала Ипполиту о безумной любви его мачехи, парень в сердцах проклял весь женский род, он был в ужасе от услышанного. Федра ругает кормилицу за то, что она выдала тайну, царица хотела умереть, сохранив свою честь, а теперь придется обвинять Ипполита перед Тесеем.

Тесей вернулся домой и застал свою жену повешенной, в руках ее была записка, где она обличает своего пасынка в непристойном деле, якобы Ипполит посягнул на ее честь, а она не смогла пережить позора. Разгневанный Тесей верит прочитанному и взывает к отцу своему Посейдону и просит наказать Ипполита.

Ипполит приходит домой и видит мертвую мачеху, он ошарашен этим событием, а тут еще отец в ярости, обвиняет его в страшном проступке. Ипполит пытается оправдаться, ведь он ничего подобного не делал, но все тщетно, Тесей не верит сыну и изгоняет его из города.

Выехав из Трезена, Ипполита настигает месть Афродиты, из моря появляется чудище, испугавшее лошадей Ипполита, колесница разбивается о скалы, а парень волочится по земле. Ипполит молил богов, чтобы они открыли отцу глаза на правду, он не хотел быть предателем. Погибающего царского сына доставили обратно во дворец.

Тесей не хотел видеть сына, он не верил ему, но тут появилась покровительница Ипполита богиня Артемида и открыла царю всю правду. Она рассказала всем, что всему виной Афродита, и она несправедливо относится к людям, но Артемида ее накажет. Ипполит прощает отца перед своей кончиной. Тесей опечален.

Это произведение учит нас доверять людям, тем более своим близким. Не стоит делать поспешных выводов, не зная правды.

Подробный пересказ

В Афинах был царь Тесей, его отцом был бог Посейдон, а на земле царь Эгей. Самый большой свой поступок он сделал тогда когда убил Минотавра в лабиринте. Выйти из него ему помогла Ариадна, она дала ему нить с помощью нее он и вышел. Он пообещал на ней жениться, Афродита возненавидела его.

Второй его женой стала амазонка и подарила ему сына, назвали его Ипполит. Когда она погибла в бою, то его пришлось отправить в Трезен, потому что он был не законным сыном. Амазонки не любили мужчин, а Ипполит не любил женщин. Он придерживался того, что человек должен быть чистым, и его Афродита тоже ненавидела.

Третьей женой Тесея стала младшая сестра Ариадны Федра. Он хотел с ней иметь законных наследников. Месть Афродиты не заставила себя ждать, увидев своего пасынка Федра тут же в него влюбилась.

Она старалась перебороть в себе это чувство, и пока Ипполит был в Трезене, у нее это получалось. Тесей убивает всех родственников восставших против них и им приходится переезжать в Трезен. Мачеха не может сдерживать своих чувств и начинает сильно болеть.

Тесей не понимает, что происходит и едет к оракулу. После его отъезда и происходит трагедия.

Еврипид написал две версии этой трагедии. В первой Федра рассказала о своих чувствах пасынку, но он ее отверг. Тогда она сказала своему мужу, что ее сын к ней приставал и хотел ее обесчестить, влюбившись в нее. Из-за такой несправедливости Ипполит умирает, а когда вся правда раскрывается, она кончает жизнь самоубийством.

Во второй версии действия разворачиваются иначе. Ипполит поет хвалебные песни невинной богине Артемиде, на что раб у нее интересуется, почему он не чтит так же Афродиту. Ипполит отвечает, что чтит, но где то в глубине души, ведь ему не нравятся люди, которые чтят ночную жизнь. Раб молится о юноше и просит прощения у Афродиты.

Федра болеет и рядом с ней ее кормилица, в бреду она рассказывает ей, что больна от любви к своему пасынку. Кормилица все рассказывает Ипполиту и он, войдя в комнату, говорит, что никогда не будет с Федрой и не любит ее. Федра говорит кормилице, что она ее придала и теперь даже если она умрет, ее честь запятнана. Она решается на другой поступок.

Она идет и вешается, такой ее находит муж Тесей. В ее руке зажата дощечка с письменами, в которой говорится, что сын Тесея к ней приставал и хотел обесчестить. Он приходит в ярость и просит своего отца Посейдона наказать сына.

Посейдон слышит его молитвы. Ипполит, узнав о том, что его опорочили, хочет уехать подальше от дома. По дороге из города Ипполит разбивается об скалы и его полуживого привозят к отцу.

Выясняется правда, что сын не виноват, а все это происки Афродиты.

Тесей винит себя за то, что не поверил Ипполиту, а тот в свою очередь прощает отца. Богиня Артемида говорит, что теперь каждая девушка перед свадьбой будет чтить память умершего юноши. К его памятнику они будут приносить прядь своих волос. Богиня невинности и чистоты говорит, что она тоже убьет любимого Афродиты своей стрелой, ведь из-за нее сломаны три разные судьбы людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Еврипид — Ипполит. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • ПерроЧудесное перевоплощение Золушки, похождения находчивого Кота в сапогах и незадачливой Красной Шапочки – обо всем этом поведал миру французский писатель Шарль Перро. Его можно по праву назвать родоначальником
  • Краткое содержание Зощенко ВстречаНебольшой рассказ Встреча описывает происшествие, которое произошло с автором рассказа. Однажды, находясь на отдыхе в пансионате, в Крыму, он собрался идти в долгий путь от Ялты до Алупки. Настроение у главного героя было хорошее, шел он по шоссе
  • Краткое содержание Оперы Вебера Вольный стрелокПроизведение начинается с летнего денька в деревне. На поле висит мишень, в которую с успехом стреляет крестьянин Килиан
  • Краткое содержание День рождения Инфанты Оскара УайльдаДень рождения Инфанты — это сказка, написанная Оскаром Уайльдом. Как видно из названия, события произведения происходят в двенадцатый день рожденья испанской принцессы Инфанты.
  • Краткое содержание Гольдони Кьоджинские перепалкиДействие всей комедии происходит в Италии на одной из улиц поселка Кьодже. Утром на улице встретились несколько женщин. Из них Паскуа и Либера были дамами замужними. Лучетта и Орсетта не состояли в браке, но уже были помолвлены.

2minutki.ru

Краткое содержание Еврипид Ипполит для читательского дневника

Когда-то Тесей жил в Афинах, он был героем, он совершил много подвигов, даже убил чудовище. Царь должен был жениться на царевне, которая ему как-то помогла, но он отдал её в жены богу. Афродита разгневалась на царя.

После этого Тесей женился на амазонке. Она умерла, оставив царю сына Ипполита. Он пообещал себе не влюбляться в женщин, поэтому Афродита ненавидела его.

Потом Тесей женился на Федре. Она влюбилась в сына своего мужа. Тесею надо было отлучаться на долгое время. Федра была в одном городе с пасынком. Её любовь была на столько сильной, что Федра заболела и почти не выходила из дома. Она бредила. С ней была кормилица. Федра была уверена, что спасти её могла только смерть. Уговоры и утешения кормилицы не действовали на царевну.

Кормилица ушла. Она открыла Ипполиту тайну жены Тесея. Он был в ужасе. Он проклял всех женщин на земле.

Жена Тесея злилась на свою кормилицу. Она хотела умереть, не потеряв чести. Но у неё это не получилось.

Федра покончила жизнь самоубийством, она повесилась. Тесей вернулся на Родину. Он был поражен и расстроен, увидев труп жены. Она оставила записку, в которой говорилось, что Ипполит приставал к ней. А она не могла перенести этого. Тесей молил Посейдона отомстить сыну.

Царь ругал Ипполита. Молодой человек не ожидал увидеть труп мачехи. Отец прогнал сына. Ипполит пытался оправдаться, но Тесей отказался его слушать, решив, что сын лгал.

Ипполит не хотел, чтобы отец был плохого мнения о нем. Он ехал вдоль берега. На него напало чудовище. Кони его испугались, колесница разбилась о камни, а тело молодого человека волоклось по земле.

Ипполита принесли к отцу, но тот всё равно не признал невиновность сына. Тогда появилась Артемида. Она доказала Тесею его неправоту. Ипполит не понял, за что его так наказала судьба. Оказалось, что это Афродита сыграла с семьей злую шутку. Артемида пообещала отомстить несправедливой богине. Тесей был безутешен. Но Ипполит простил его перед смертью.

Трагедия учит тому, что не нужно делать поспешных выводов, иначе будешь жалеть.

Источник: https://museum-kam.ru/raznoe/ippolit-kratkoe-soderzhanie-kratkoe-soderzhanie-tragedii-evripida-ippolit.html

29. Трагедия Еврипида «Ипполит». Содержание, конфликт, образы

Содержание:
В древних Афинах правил царь Тесей.
Как у Геракла, у него было два
отца — земной, царь Эгей, и небесный,
бог Посейдон.

Главный свой подвиг он
совершил на острове Крите: убил
в лабиринте чудовищного Минотавра
и освободил Афины от дани ему.
Помощницей ему была критская царевна
Ариадна: она дала ему нить, следуя которой
он вышел из лабиринта.

Ариадну он
обещал взять в жены, но ее потребовал
для себя бог Дионис, и за это
Тесея возненавидела богиня любви
Афродита.

Второй
женой Тесея была воительница-амазонка;
она погибла в бою, а Тесею оставила
сына Ипполита. Сын амазонки, он не считался
законным и воспитывался не в Афинах,
а в соседнем городе Трезене.
Амазонки не желали знать мужчин —
Ипполит не желал знать женщин.

Он
называл себя служителем девственной
богини-охотницы Артемиды, посвященным
в подземные таинства, о которых
рассказал людям певец Орфей: человек
должен быть чист, и тогда за гробом
он обретет блаженство. И за это
его тоже возненавидела богиня любви
Афродита.

Третьей
женой Тесея была Федра, тоже с Крита,
младшая сестра Ариадны. Тесей взял ее
в жены, чтобы иметь законных
детей-наследников. И здесь начинается
месть Афродиты. Федра увидела своего
пасынка Ипполита и влюбилась в него
смертной любовью. Поначалу она одолевала
свою страсть: Ипполита не было рядом,
он был в Трезене.

Но случилось так,
что Тесей убил восставших на него
родственников и должен был на год
удалиться в изгнание; вместе с Федрой
он переехал в тот же Трезен. Здесь
любовь мачехи к пасынку вспыхнула
вновь; Федра обезумела от нее, заболела,
слегла, и никто не мог понять,
что с царицей.

Тесей уехал к оракулу;
в его отсутствие и произошла
трагедия.

Собственно,
Еврипид написал об этом две трагедии.
Первая не сохранилась. В ней Федра
сама открывалась в любви Ипполиту,
Ипполит в ужасе отвергал ее, и тогда
Федра клеветала на Ипполита вернувшемуся
Тесею: будто бы это пасынок влюбился
в нее и хотел ее обесчестить.

Читайте также:  Семеро против фив - краткое содержание трагедии эсхил

Ипполит погибал, но правда открывалась,
и только тогда Федра решалась покончить
с собой. Именно этот рассказ лучше
всего запомнило потомство. Но афинянам
он не понравился: слишком бесстыдной
и злой оказывалась здесь Федра.

Тогда
Еврипид сочинил об Ипполите вторую
трагедию — и она перед нами.

Начинается
трагедия монологом Афродиты: боги карают
гордецов, и она покарает гордеца
Ипполита, гнушающегося любовью. Вот он,
Ипполит, с песней в честь девственной
Артемиды на устах: он радостен
и не знает, что сегодня же
на него обрушится кара.

Афродита
исчезает, Ипполит выходит с венком
в руках и посвящает его Артемиде
— «чистой от чистого». «Почему ты
не чтишь и Афродиту?» — спрашивает
его старый раб. «Чту, но издали: ночные
боги мне не по сердцу», — отвечает
Ипполит.

Он уходит, а раб молится
за него Афродите: «Прости его юношескую
надменность: на то вы, боги, и мудры,
чтобы прощать». Но Афродита не простит.

Входит
хор трезенских женщин: до них дошел
слух, что царица Федра больна и бредит.
Отчего? Гнев богов, злая ревность, дурная
весть? Навстречу им выносят Федру,
мечущуюся на ложе, с нею старая
кормилица.

Федра бредит: «В горы бы
на охоту! на цветочный Артемидин
луг! на прибрежное конское ристалище»
— все это Ипполитовы места. Кормилица
уговаривает: «Очнись, откройся, пожалей
если не себя, то детей: если умрешь
— не они будут царствовать, а Ипполит».

Федра вздрагивает: «Не называй этого
имени!» Слово за слово: «причина
болезни — любовь»; «причина любви —
Ипполит»;

«спасение
одно — смерть». Кормилица выступает
против: «Любовь — всесветный закон;
противиться любви — бесплодная гордыня;
а от всякой болезни есть лекарство».
Федра понимает это слово буквально:
может быть, кормилица знает какое-нибудь
целительное зелье? Кормилица уходит;
хор поет: «О, да минет меня Эрот!»

Из-за сцены
— шум: Федра слышит голоса кормилицы
и Ипполита. Нет, речь была не о зелье,
речь была о любви Ипполита: кормилица
все ему открыла — и напрасно.

Вот они
выходят на сцену, он в негодовании,
она молит об одном: «Только ни слова
никому, ты ведь поклялся!» — «Язык мой
клялся, душа моя ни при чем», — отвечает
Ипполит.

Он произносит жестокое обличение
женщин: «О если бы можно было
без женщин продолжать свой род! Муж
тратится на свадьбу, муж принимает
свойственников, глупая жена тяжка, умная
жена опасна, — я сдержу клятву
молчания, но я проклинаю вас!» Он
уходит; Федра в отчаянии клеймит
кормилицу: «Проклятие тебе! смертью
я хотела спастись от бесчестья;
теперь вижу, что и смертью от него
не спастись. Осталось одно, последнее
средство», — и она уходит, не называя
его. Это средство — возвести на Ипполита
вину перед отцом. Хор поет: «Ужасен
этот мир! бежать бы из него,
бежать бы!»

Из-за сцены
— плач: Федра в петле, Федра скончалась!
На сцене — тревога: является Тесей,
он в ужасе от неожиданного бедствия.
Дворец распахивается, над телом Федры
начинается общий плач, Но отчего она
покончила с собой? В руке у нее
— писчие дощечки;

Тесей
читает их, и ужас его — еще больше.
Оказывается, это Ипполит, преступный
пасынок, посягнул на ее ложе, и она,
не в силах снести бесчестья,
наложила на себя руки. «Отче Посейдон!
— восклицает Тесей. — Ты когда-то обещал
мне исполнить три моих желания, — вот
последнее из них: накажи Ипполита,
пусть не переживет он этого дня!»

Появляется
Ипполит; он тоже поражен видом мертвой
Федры, но еще больше — упреками,
которые обрушивает на него отец. «О,
почему нам не дано распознавать ложь
по звуку! — кричит Тесей. — Сыновья
— лживее отцов, а внуки — сыновей;
скоро на земле не хватит места
преступникам.

» Ложь — твоя святость,
ложь — твоя чистота, и вот — твоя
обличительница. Прочь с глаз моих —
ступай в изгнание!«- «Боги и люди
знают — я всегда был чист; вот тебе
моя клятва, а об иных оправданиях
я молчу, — отвечает Ипполит. —
Ни похоть меня не толкала
к Федре-мачехе, ни тщеславие —
к Федре-царице.

Вижу я: неправая
из дела вышла чистой, а чистого
и правда не спасла. Казни меня,
если хочешь». — «Нет, смерть была бы
тебе милостью — ступай в изгнание!»
— «Прости, Артемида, прости, Трезен,
простите, Афины! не было у вас
человека чище сердцем, чем я».

Ипполит
уходит; хор поет: «Судьба переменчива,
жизнь страшна; не дай мне бог знать
жестокие мировые законы!»

Проклятие
сбывается: приходит вестник. Ипполит
на колеснице выехал из Трезена
тропой меж скал и берегом моря.
«Не хочу я жить преступником, —
взывал он богам, — а хочу лишь, чтобы
отец мой узнал, что он не прав,
а я прав, живой или мертвый».

Тут море взревело, вскинулся вал выше
горизонта, из вала встало чудище,
как морской бык; кони шарахнулись
и понесли, колесницу ударило о скалы,
юношу поволокло по камням. Умирающего
несут обратно во дворец.

«Я отец
ему, и я обесчещен им, — говорит
Тесей, — пусть же он не ждет от меня
ни сочувствия, ни радости».

И тут
над сценой является Артемида, богиня
Ипполита. «Он прав, ты не прав, —
говорит она. — Не права была и Федра,
но ею двигала злая Афродита. Плачь,
царь; я делю с тобою твою скорбь».
На носилках вносят Ипполита, он стонет
и молит добить его; за чьи грехи
он расплачивается? Артемида наклоняется
над ним с высоты:

«Это
гнев Афродиты, это она погубила Федру,
а Федра Ипполита, а Ипполит оставляет
безутешным Тесея: три жертвы, одна
несчастнее другой.

О, как жаль, что боги
не платятся за судьбу людей! Будет
горе и Афродите — у нее тоже есть
любимец охотник Адонис, и он падет
от моей, Артемидиной, стрелы.

А тебе,
Ипполит, будет в Трезене вечная
память, и каждая девушка перед замужеством
будет приносить тебе в жертву прядь
волоо. Ипполит умирает, простив отца;

хор
заканчивает трагедию словами: «Будут
литься потоками слезы о нем — / Если
мужа великого рок ниспроверг — / Его
смерть незабвенна навеки!»

Конфликт:
Изображения
страстей, используя тему любви, почти
совершенно не затронутую в прежней
трагедии. Любовь
как мучительное, преступное чувство и
с другой стороны, страдания из-за
презрения к этой страсти. Конфликт
между поздней страстью Федры и строгим
целомудрием Ипполит.

Образы:

  1. Ипполит: охотник и проводит жизнь на лоне природы. Он поклоняется девственной богине Артемиде, которая представляется не только как богиня охоты, но и как богиня природы. А в природе современные философы видели свой высший идеал. Из этого ясно, что основная концепция образа подсказана поэту современной философией.

    Ипполит один имеет возможность общаться с богиней, слушать ее голос, хотя и не видит ее. Он часто проводит время на заветном лугу ее, куда не ступает нога обыкновенных людей; из цветов он свивает венки для богини.

    Кроме того, он посвящен в Элевсинские и Орфические мистерии, не ест мясной пищи, ведет строгий образ жизни и, естественно, при таких условиях чуждается плотской любви. Он ненавидит женщин и ту страсть, которая чужда его идеалу и представляется в лице Афродиты (сама Артемида считает ее своим злейшим врагом). Стыдливость — его прирожденное свойство.

    Он лучше говорит в небольшом кругу избранных, чем перед толпой. Он — ученый. Философа, каким представляется Ипполит, не могут увлечь ни власть, ни почести, ни слава. При этом надо отметить и его непреклонную твердость в соблюдении клятвы, хотя и неосторожно данной: за нее он платится своей жизнью.

    В пылу негодования он бросил слова: «Язык мой клялся, сердце ж не клялось» (612). Но клятве своей он верен, и если Аристофан истолковывает эти слова как образец двурушничества9, то это явная несправедливость. Общей строгостью характера объясняется и его отношение к Федре, его грозная обличительная речь и проклятие женщинам

  2. Боги:  Традиция изображения богов нарушена. Тут их образы далеко не идеальны. Это подчеркнуто уже в прологе, из которого зритель узнает, что катастрофа Федры и Ипполита является местью Афродиты. Ипполита богиня ненавидит за то, что он ее не почитает, но при этом должна погибнуть и невинная Федра.

  • Не
    настолько я ее
  • Жалею,
    чтобы сердца не насытить
  • Паденьем
    ненавистников моих,

говорит
Афродита, произносящая пролог. Эта
мстительность, приписываемая Афродите,
— один из обычных у Эврипида выпадов
против традиционных богов.

Покровительствующая
Ипполиту богиня Артемида появляется в
конце трагедии, чтобы открыть Фесею
истину и утешить Ипполита перед смертью;
оказывается, она не могла своевременно
придти на помощь своему почитателю, так
как «меж богов обычай — наперекор друг
другу не идти».

  1. Федра: показал себя удивительным мастером в изображении женской психологии. Чрезвычайно важно то, что, рисуя эти образы, он поставил вопрос о социальных условиях, в которых слагаются такие образы. Честная по своей натуре, она поняла собственное бессилие перед захватившей ее страстью и хотела молча, не открывая никому своей тайны, умереть. Но среда ее погубила.

    В трагедии очень живо показаны ее переживания. Мы видим, как она, изнурившая себя голодом, погруженная в думы, невольно выдает свою тайную страсть: то она хочет напиться воды из горного источника, то направить псов на дикую лань или метнуть копьем в нее. Во всех ее странных порывах обнаруживается тайное желание быть ближе к любимому человеку.

    Она стыдится, замечая безумство своих слов. Поэт старается возвысить самое чувство, говоря, что «Эрот учит человека и делает поэтом, если даже он не был им прежде» (фр. 663). Федра выдала свою тайну няньке, и та, опытная в таких делах, взялась ей помочь, не спрашивая ее согласия.

    Невежественная, научившаяся от уличных мудрецов находить оправдание всякой подлости, она своей решительностью обезоружила обессиленную Федру. Ипполит недаром видит в таких наперстницах величайшее зло: надо бы держать их подальше от жен (645). Нянька своим вмешательством привела к катастрофе. Ипполит негодует на гнусное предложение, переданное нянькой.

    А Федра, чувствуя себя оскорбленной, превращается в озлобленную мстительницу, которая не щадит ни себя, ни тем более 

Источник: https://studfile.net/preview/4272187/page:22/

Ипполит. Еврипид (стр. 1 из 2)

ИППОЛИТ Трагедия (428 до н. э.) В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца — земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон.

Главный свой подвиг он совершил на острове Крит: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему. Помощницей ему была критская царевна Ариадна: она дала ему нить, следуя которой он вышел из лабиринта.

Ариадну он обещал взять в жены, но ее потребовал для себя бог Дионис, и за это Тесея возненавидела богиня любви Афродита.

Второй женой Тесея была воительница-амазонка; она погибла в бою, а Тесею оставила Ипполита. Сын амазонки, он не считался законным и воспитывался не в Афинах, а в соседнем городе Трезен. Амазонки не желали знать мужчин — Ипполит не желал знать женщин.

Он называл себя служителем девственной богини-охотницы Артемиды, посвященным в подземные таинства, о которых рассказал людям певец Орфей: человек должен быть чист, и тогда за гробом он обретет блаженство.

И за это его тоже возненавидела богиня любви Афродита.

Третьей женой Тесея была Федра, тоже с Крита, младшая сестра Ариадны. Тесей взял ее в жены, чтобы иметь законных детей-наследников. И здесь начинается месть Афродиты.

Федра увидела своего пасынка Ипполита и влюбилась в него смертной любовью. Поначалу она одолевала свою страсть: Ипполита не было рядом, он был в Трезене.

Но случилось так, что Тесей убил восставших на него родственников и должен был на год удалиться в изгнание; вместе с Федрой он переехал в тот же Трезен.

Здесь любовь мачехи к пасынку вспыхнула вновь; Федра обезумела от нее, заболела, и никто не мог понять, что с царицей. Тесей уехал к оракулу; в его отсутствие и произошла трагедия.

Собственно, Еврипид написал об этом две трагедии. Первая не сохранилась.

В ней Федра сама открывалась в любви Ипполиту, Ипполит в ужасе отвергал ее, и тогда Федра клеветала на Ипполита вернувшемуся Тесею: будто бы пасынок влюбился в нее и хотел обесчестить.

Ипполит погибал, но правда открывалась, и только тогда Федра решалась покончить с собой. Именно этот рассказ лучше всего запомнило потомство. Но афинянам он не понравился: слишком бесстыдной и злой оказывалась здесь Федра. Тогда Бврипид сочинил об Ипполите вторую трагедию — и она перед нами.

Читайте также:  Былое и думы - краткое содержание произведения герцена

Начинается трагедия монологом Афродиты: боги карают гордецов, и она покарает гордеца Ипполита, гнушающегося любовью.

Вот он, Ипполит, с песней в честь девственной Артемиды на устах: он радостен и не знает, что сегодня же на него обрушится кара.

Афродита исчезает, Ипполит выходит с венком в руках и посвящает его Артемиде — «чистой от чистого». «Почему ты не чтишь Афродиту?» — спрашивает его старый раб.

«Чту, но издали: ночные боги мне не по сердцу», — отвечает Ипполит. Он уходит, а раб молится за него Афродите: «Прости его юношескую надменность: на то вы, боги, и мудры, чтобы прощать». Но Афродита не простит.

Входит хор трезенских женщин: до них дошел слух, что царица Федра больна и бредит. Отчего? Гнев богов, злая ревность, дурная весть? Навстречу им выносят Федру, мечущуюся на ложе, с нею старая кормилица. Федра бредит: «В горы бы на охоту! На цветочный Артемидин луг! На прибрежное конское ристалище» — все это Ипполитовы места.

Кормилица уговаривает: «Очнись, откройся, пожалей если не себя, то детей: если умрешь — не они будут царствовать, а Ипполит». Федра вздрагивает: «Не называй этого имени!» Слово за слово: «причина болезни- любовь»; «причина любви — Ипполит»; «спасение одно- смерть».

Кормилица выступает против: «Любовь — всесветный закон; противиться любви — бесплодная гордыня; а от всякой болезни есть лекарство».

Федра понимает это слово буквально: может быть, кормилица знает какое-нибудь целительное зелье? Кормилица уходит; хор поет: «О, да минет меня Эрот!» Из-за сцены шум: Федра слышит голоса кормилицы и Ипполита.

Нет, речь была не о зелье, речь была о любви Ипполита: кормилица все ему открыла — и напрасно. Вот они выходят на сцену, он в негодовании, она молит об одном: «Только ни слова никому, ты ведь поклялся!» — «Язык мой клялся, душа моя ни при чем», — отвечает Ипполит.

Он произносит жестокое обличение женщин: «О если бы можно было без женщин продолжать свой род! Муж тратится на свадьбу, муж принимает свойственников, глупая жена тяжка, умная жена опасна, — я сдержу клятву молчания, но я проклинаю вас!» Он уходит; Федра в отчаянии клеймит кормилицу: «Проклятие тебе! Смертью я хотела спастись от бесчестья; теперь вижу, что смертью от него не спастись. Осталось одно, последнее средство», — и она уходит, не называя его. Это средство — возвести на Ипполита вину перед отцом. Хор поет: «Ужасен этот мир! Бежать бы из него, бежать бы!» Из-за сцены плач: Федра в петле, Федра скончалась! На сцене тревога: является Тесей, он в ужасе от неожиданцого бедствия, дворец распахивается, над телом Федры начинается общий плач. Но отчего она покончила с собой? В руке у нее писчие дощечки; Тесей читает их, и ужас его еще больше. Оказывается, это Ипполит, преступный пасынок, посягнул на ее ложе, и она, не в силах снести бесчестья, наложила на себя руки.

«Отче Посейдон! — восклицает Тесей. — Ты когда-то обещал мне исполнить три моих желания, — вот последнее из них: накажи Ипполита, пусть не переживет он этого дня!» Появляется Ипполит; он тоже поражен видом мертвой Федры, но еще больше — упреками, которые обрушивает на него отец.

«О, почему нам не дано распознавать ложь по звуку! — кричит Тесей. — Сыновья лживее отцов, а внуки — сыновей; скоро на земле не хватит места преступникам. Ложь — твоя святость, ложь — твоя чистота, и вот — твоя обличительница.

Прочь с глаз моих — ступай в изгнание!» — «Боги и люди знают — я всегда был чист; вот тебе моя клятва, а об иных оправданиях я молчу, — отвечает Ипполит. — Ни похоть меня не толкала к Федре-мачехе, ни тщеславие — к Фед-ре-царице. Вижу я: неправая из дела вышла чистой, а чистого и правда не спасла. Казни меня, если хочешь».

— «Нет, смерть была бы тебе милостью — ступай в изгнание!» — «Прости, Артемида, прости, Трезен, простите, Афины! Не было у вас человека чище сердцем, чем я». Ипполит уходит; хор поет: «Судьба переменчива, жизнь страшна; не дай мне бог знать жестокие мировые законы!» Проклятие сбывается: приходит вестник.

Ипполит на колеснице выехал из Трезена тропой меж скал и берегом моря. «Не хочу я жить преступником, — взывал он к богам, — а хочу лишь, чтобы отец мой узнал, что не прав, а я прав, живой или мертвый».

Тут море взревело, вскинулся вал выше горизонта, из вала встало чудище, как морской бык; кони шарахнулись и понесли, колесницу ударило о скалы, юношу поволокло по камням. Умирающего несут обратно во дворец. «Я отец ему, и я обесчещен им, — говорит Тесей, — пусть же он не ждет от меня ни сочувствия, ни радости».

Но тут над сценой является Артемида, богиня Ипполита. «Он прав, ты не прав, — говорит она. — Не права была и Федра, но ею двигала злая Афродита. Плачь, царь; я делю с тобой твою скорбь».

На носилках вносят Ипполита, он стонет и молит добить его; за чьи грехи он расплачиваетея? .

Артейида наклоняется над ним с высоты: «Это гнев Афродиты, это она погубила Федру, а Федра Ипполита, а Ипполит оставляет безутешным Тесея: три жертвы одна несчастнее другой.

О, как жаль, что боги не расплачиваются за судьбы людей! Будет горе и Афродите — у нее тоже есть любимец — охотник Адонис, и он падет».

Ипполит — главный герой трагедии. Основной чертой образа И. является его благочестие. При этом главной добродетелью выступает его девственная чистота. И. не сомневается в своей добродетели и считает себя превосходящим ею всех людей.

Однако оборотной стороной всецелой преданности Артемиде оказывается естественное пренебрежение, которое он проявляет к богине Афродите. И.

решительно отвергает всякие попытки своего старого слуги уберечь его от заносчивости перед Афродитой.

Он распространяет свою ненависть на всех женщин и гневно обрушивается на вовсе не заслужившую его упреков Федру. И. ненавидит женщин вовсе не из-за того, что порочным оказалось, с его точки зрения, поведение Федры, напротив, о поведении Федры он судит так в силу ненависти к женщинам.

И именно это несправедливое отношение стало в конечном счете непосредственной причиной его гибели. В приступе гнева и негодования И. грозится нарушить данную им клятву молчать, не снисходя ни на какие просьбы кормилицы.

Эти крики негодования слышит Федра и, готовясь умереть, готовит гибель и И.

Дополнительной характеристикой образа И. является подчеркнутая элитарность его образа жизни, которая также не могла получить однозначно положительной оценки со стороны даже вполне образованного и современного античного зрителя этой трагедии.

В этой трагедии главным антагонистом И. выступает Федра. В ее образе находит развитие та же тема — соотношение истинного благочестия и соблюдения чистоты. В этом смысле образы имеют параллельное развитие.

Однако применительно к Федре тема развивается в положительном ключе: Федра сопротивляется страсти,чтобы не преступить традиционные нормы морали, и такое сопротивление не может вызвать ничего, кроме похвалы. Что касается И.

, то в его образе тема получает скорее отрицательную трактовку. В этом смысле образы Федры и И. противопоставляются друг другу.

Елена — персонаж трех трагедий Еврипида: «Троянок», «Елены» и «Ореста». Две из них, «Троянки» и «Орест», представляют традиционный образ Е. — убежавшей с Парисом неверной жены и виновницы бед, обрушившихся на Элладу. В трагедии «Елена» Еврипид изображает Е. невиновной.

В трагедии «Троянки» изображен увод в рабство знаменитых троянских женщин. В числе пленных оказывается и Е., которую греки передали Менелаю с пожеланием убить или увезти обратно в Грецию.

Встретившись с мужем по окончании Троянской войны, Е. не испытывает смущения или стыда, но старается прикрыть свою измену речью, полной обмана и софистических уловок. Е.

утверждает, что побудила ее к проступку божественная необходимость, а старая Гекуба показывает, что это была страсть к Парису и несметным богатствам. Е.

настаивает на том, что после смерти Париса она жила в Трое пленницей, между тем, по словам Гекубы, все это время она наслаждалась роскошью азиатской жизни и ни за что не хотела покидать Трою. Сцена получает особое звучание, потому что все знают, что Е.

не будет убита Менелаем, но подчинит его себе и благополучно вернется домой. В этом отношении ее образ контрастирует с образами других пленниц: Кассандры, Андромахи, Гекубы, Поликсены, которые, не имея за собой никакой вины, претерпевают насилие, издевательства, а некоторые- и смерть.

Источник: https://mirznanii.com/a/123798/ippolit-evripid

Краткое содержание Ипполит Еврипид

Еврипид Ипполит В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца — земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон.

Главный свой подвиг он совершил на острове Крите: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему. Помощницей ему была критская царевна Ариадна: она дала ему нить, следуя которой он вышел из лабиринта.

Ариадну он обещал взять в жены, но ее потребовал для себя бог Дионис, и за это Тесея возненавидела богиня любви Афродита.

Второй женой Тесея была воительница-амазонка; она погибла в

бою, а Тесею оставила сына Ипполита. Сын амазонки, он не считался законным и воспитывался не в Афинах, а в соседнем городе Трезене. Амазонки не желали знать мужчин — Ипполит не желал знать женщин. Он называл себя служителем девственной богини-охотницы Артемиды, посвященным в подземные таинства, о которых рассказал людям певец Орфей: человек должен быть чист, и тогда за гробом он обретет блаженство. И за это его тоже возненавидела богиня любви Афродита.

Третьей женой Тесея была Федра, тоже с Крита, младшая сестра Ариадны. Тесей взял ее в жены, чтобы иметь законных детей-наследников. И здесь начинается

месть Афродиты. Федра увидела своего пасынка Ипполита и влюбилась в него смертной любовью. Поначалу она одолевала свою страсть: Ипполита не было рядом, он был в Трезене. Но случилось так, что Тесей убил восставших на него родственников и должен был на год удалиться в изгнание; вместе с Федрой он переехал в тот же Трезен. Здесь любовь мачехи к пасынку вспыхнула вновь; Федра обезумела от нее, заболела, слегла, и никто не мог понять, что с царицей. Тесей уехал к оракулу; в его отсутствие и произошла трагедия. Собственно, Еврипид написал об этом две трагедии. Первая не сохранилась. В ней Федра сама открывалась в любви Ипполиту, Ипполит в ужасе отвергал ее, и тогда Федра клеветала на Ипполита вернувшемуся Тесею: будто бы это пасынок влюбился в нее и хотел ее обесчестить. Ипполит погибал, но правда открывалась, и только тогда Федра решалась покончить с собой. Именно этот рассказ лучше всего запомнило потомство. Но афинянам он не понравился: слишком бесстыдной и злой оказывалась здесь Федра. Тогда Еврипид сочинил об Ипполите вторую трагедию — и она перед нами. Начинается трагедия монологом Афродиты: боги карают гордецов, и она покарает гордеца Ипполита, гнушающегося любовью. Вот он, Ипполит, с песней в честь девственной Артемиды на устах: он радостен и не знает, что сегодня же на него обрушится кара. Афродита исчезает, Ипполит выходит с венком в руках и посвящает его Артемиде — «чистой от чистого». «Почему ты не чтишь и Афродиту?» — спрашивает его старый раб. «Чту, но издали: ночные боги мне не по сердцу», — отвечает Ипполит. Он уходит, а раб молится за него Афродите: «Прости его юношескую надменность: на то вы, боги, и мудры, чтобы прощать». Но Афродита не простит. Входит хор трезенских женщин: до них дошел слух, что царица Федра больна и бредит. Отчего? Гнев богов, злая ревность, дурная весть? Навстречу им выносят Федру, мечущуюся на ложе, с нею старая кормилица. Федра бредит: «В горы бы на охоту! на цветочный Артемидин луг! на прибрежное конское ристалище» — все это Ипполитовы места. Кормилица уговаривает: «Очнись, откройся, пожалей если не себя, то детей: если умрешь — не они будут царствовать, а Ипполит». Федра вздрагивает: «Не называй этого имени!» Слово за слово: «причина болезни — любовь»; «причина любви — Ипполит»; «спасение одно — смерть». Кормилица выступает против: «Любовь — всесветный закон; противиться любви — бесплодная гордыня; а от всякой болезни есть лекарство». Федра понимает это слово буквально: может быть, кормилица знает какое-нибудь целительное зелье? Кормилица уходит; хор поет: «О, да минет меня Эрот!» Из-за сцены — шум: Федра слышит голоса кормилицы и Ипполита. Нет, речь была не о зелье, речь была о любви Ипполита: кормилица все ему открыла — и напрасно. Вот они выходят на сцену, он в негодовании, она молит об одном: «Только ни слова никому, ты ведь поклялся!» — «Язык мой клялся, душа моя ни при чем», — отвечает Ипполит. Он произносит жестокое обличение женщин: «О если бы можно было без женщин продолжать свой род! Муж тратится на свадьбу, муж принимает свойственников, глупая жена тяжка, умная жена опасна, — я сдержу клятву молчания, но я проклинаю вас!» Он уходит; Федра в отчаянии клеймит кормилицу: «Проклятие тебе! смертью я хотела спастись от бесчестья; теперь вижу, что и смертью от него не спастись. Осталось одно, последнее средство», — и она уходит, не называя его. Это средство — возвести на Ипполита вину перед отцом. Хор поет: «Ужасен этот мир! бежать бы из него, бежать бы!» Из-за сцены — плач: Федра в петле, Федра скончалась! На сцене — тревога: является Тесей, он в ужасе от неожиданного бедствия. Дворец распахивается, над телом Федры начинается общий плач, Но отчего она покончила с собой? В руке у нее — писчие дощечки; Тесей читает их, и ужас его — еще больше. Оказывается, это Ипполит, преступный пасынок, посягнул на ее ложе, и она, не в силах снести бесчестья, наложила на себя руки. «Отче Посейдон! — восклицает Тесей. — Ты когда-то обещал мне исполнить три моих желания, — вот последнее из них: накажи Ипполита, пусть не переживет он этого дня!» Появляется Ипполит; он тоже поражен видом мертвой Федры, но еще больше — упреками, которые обрушивает на него отец. «О, почему нам не дано распознавать ложь по звуку! — кричит Тесей. — Сыновья — лживее отцов, а внуки — сыновей; скоро на земле не хватит места преступникам.» Ложь — твоя святость, ложь — твоя чистота, и вот — твоя обличительница. Прочь с глаз моих — ступай в изгнание!»- «Боги и люди знают — я всегда был чист; вот тебе моя клятва, а об иных оправданиях я молчу, — отвечает Ипполит. — Ни похоть меня не толкала к Федре-мачехе, ни тщеславие — к Федре-царице. Вижу я: неправая из дела вышла чистой, а чистого и правда не спасла. Казни меня, если хочешь». — «Нет, смерть была бы тебе милостью — ступай в изгнание!» — «Прости, Артемида, прости, Трезен, простите, Афины! не было у вас человека чище сердцем, чем я». Ипполит уходит; хор поет: «Судьба переменчива, жизнь страшна; не дай мне бог знать жестокие мировые законы!» Проклятие сбывается: приходит вестник. Ипполит на колеснице выехал из Трезена тропой меж скал и берегом моря. «Не хочу я жить преступником, — взывал он богам, — а хочу лишь, чтобы отец мой узнал, что он не прав, а я прав, живой или мертвый». Тут море взревело, вскинулся вал выше горизонта, из вала встало чудище, как морской бык; кони шарахнулись и понесли, колесницу ударило о скалы, юношу поволокло по камням. Умирающего несут обратно во дворец. «Я отец ему, и я обесчещен им, — говорит Тесей, — пусть же он не ждет от меня ни сочувствия, ни радости». И тут над сценой является Артемида, богиня Ипполита. «Он прав, ты не прав, — говорит она. — Не права была и Федра, но ею двигала злая Афродита. Плачь, царь; я делю с тобою твою скорбь». На носилках вносят Ипполита, он стонет и молит добить его; за чьи грехи он расплачивается? Артемида наклоняется над ним с высоты: «Это гнев Афродиты, это она погубила Федру, а Федра Ипполита, а Ипполит оставляет безутешным Тесея: три жертвы, одна несчастнее другой. О, как жаль, что боги не платятся за судьбу людей! Будет горе и Афродите — у нее тоже есть любимец охотник Адонис, и он падет от моей, Артемидиной, стрелы. А тебе, Ипполит, будет в Трезене вечная память, и каждая девушка перед замужеством будет приносить тебе в жертву прядь волоо. Ипполит умирает, простив отца;

Читайте также:  Капитан тимохин в романе война и мир толстого образ, характеристика сочинение

Хор заканчивает трагедию словами: «Будут литься потоками слезы о нем — Если мужа великого рок ниспроверг — Его смерть незабвенна навеки!»

(No Ratings Yet) Краткое содержание Ипполит Еврипид

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-ippolit-evripid/

Еврипид: Ипполит

  • Афродита
  • Ипполит
  • Охотники
  • Старик слуга
  • Хор трезенских женщин
  • Кормилица
  • Федра
  • Тесей
  • Вестник
  • Артемида
  • Действие происходит в Трезене перед дворцом.

Афродита(появляясь в вышине)

Полна земля молвой о нас, и ярок И в небесах Киприды дивной блеск, И сколько есть людей под солнцем дальним От Понта до Атлантовых пределов[1], Того, кто власть мою приемлет кротко, Лелею я, но если предо мной Гордиться кто задумает, тот гибнет.

Таков уж род бессмертных, – что дары Из смертных рук сердцам отрадны нашим. И правду слов я скоро здесь явлю. Из всех один меня в Трезене[2] этом Тесеев сын, надменный Ипполит, Могучею рожденный Амазонкой[3] И благостным Питфеем воспоен, Последнею расславил в сонмах дивных.

Он радостей и уз любви бежит, А меж богов сестры милее Феба И Зевсовой нет дочери ему… И с чистою среди зеленой чащи Не знает он разлуки.

Своры он По зверю там гоняет с нею рядом, Сообществом божественным почтен… Нет зависти во мне: какое дело Мне до того? Но в чем передо мной Он погрешил, за то гордец ответит Сегодня же… Нависла и давно Лишь мига ждет, чтоб оборваться, кара.

Когда чертог покинул он Питфея, Чтоб Элевсина таинства узреть, Священный град Афины посетил, Там юношу увидела жена Его отца, блистающая родом; И чарами Эрота сердце в ней В тот миг зажглось моей державной волей, И ранее, чем уезжать сюда, Влюбленная, она скалу Паллады С той стороны, что смотрит на Трезен, Святилищем украсила Киприды, И храм ее тоскующей любви Так и прослыл “святыней Ипполита”. Когда ж Тесей, чтобы себя омыть От пролитой им крови Паллантидов[4], В изгнание из Аттики с женой Сюда, в Трезен, свой парус направляет На целый год – несчастная, мечты Безумные со стонами мешая, Здесь от Эрота жала сохнуть стала. Она молчит. Из челяди никто О тайне и не знает. Только страсти Не суждено угаснуть без следа: Отцу о ней я расскажу, Тесею, И будет нам враждебный Ипполит Убит его проклятьем. Царь глубинный, Недаром же Тесею Посейдон[5] Три посулил желания исполнить. Прославлена – но все-таки умрет И Федра. Пусть! Мне лучше, чтобы Федра Погибла, чем, виновных поразив, Мне сердца, месть лаская, не насытить. Но вот и он, вот Ипполит, Тесея Надменный сын… Покинув лов тяжелый, Сюда идет – я ухожу… Пора… С какою он большой, веселой свитой. Как ярко гимн их Девственной звучит, Богине их отраден, Артемиде: Не чует он, что Адовы врата Уж для него открыты… и что солнца Последнего он пьет теперь лучи… Исчезает.

Входит Ипполит с охотниками.

Навстречу им – старик слуга.

Ипполит

О, восславьте гимном, други, Золотую Дия дочь, Артемиду, нашу радость! Охотники

(к статуе)

Дева-владычица, Радуйся, сильная Зевсова дочь! Чада Латоны нет В мире прекраснее. О Артемида, нам Нет и милей тебя: В златом украшенных Залах отца богов Сколько чарующих, Сколько небесных дев! Ты между них одна Девственно чистая, Солнца отраднее Ты, Артемида, нам.

Ипполит

Прими венок, царица: в заповедном Лугу, цветы срывая, для тебя Я вил его… На этот луг не смеет Гнать коз пастух, и не касался серп Там нежных трав. Там только пчел весною Кружится рой средь девственной травы. Его росой поит сама Стыдливость.

И лишь тому, кто не ученья муках, А от природы чистоту обрел[6], Срывать цветы дано рукою вольной: Для душ порочных не цветут они. Но, милая царица, для твоих Волос златисто-белых их свивала Среди людей безгрешная рука.

Один горжусь я даром – быть с тобою, Дыханьем уст с тобой меняться звучным И голосу внимать, лица не видя… О, если бы, как начинаю путь И обогнув мету, все быть с тобою…

Старик слуга

Царь!.. Для меня лишь боги господа… Готов ли ты принять совет во благо?

Ипполит

Конечно да. Иль мудрости, старик, Иначе мы сберечь могли бы славу?

Старик

Ты знаешь ли, что общий есть закон?

Ипполит

Какой закон? К чему ты речи клонишь?

Старик

Кто сух душой надменной, нам не мил.

Ипполит

Ты прав, старик: надменный ненавистен.

Старик

Лишь ласковый имеет дар пленять.

Ипполит

Он без труда друзей приобретает.

Старик

Не то же ли среди богов, что здесь?..

Ипполит

Раз их закон мы, смертные, приемлем…

Старик

С богинею зачем же ты так горд?

Ипполит

С какой? Смотри – уста на грех наводят.

Старый раб

С Кипридою, хранящей твой порог.

Ипполит

Я чту ее, но издали, как чистый.

Старик

Особенно все люди чтут ее.

Ипполит

Бог, дивный лишь во мраке, мне не мил.

Старик

Дитя, воздай богам, что боги любят.

Ипполит

Кому один, кому другой милее, И из богов, и меж людей, старик.

Старик

Умен ты, да… Дай бог, чтоб был и счастлив.

Ипполит(к охотникам)

Свободны вы, товарищи! В дому Нам полный стол отраден после ловли, Подумайте ж о пище – а потом Вы кобылиц почистите. Вкусивши Отрадных яств – я их запречь велю, Ристалищу свободно отдаваясь.

(К старику.)

Вам много радостей с Кипридою, старик!

Ипполит и охотники уходят.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/starinnaya-literatura/foreign-antique/82843-evripid-ippolit.html

Ссылка на основную публикацию