Чехов «Дядя Ваня» краткое содержание:
Действие первое
История разворачивается в имении Серебрякова. Он профессор в отставке. Доктор Астров разговаривает с Мариной, он жалуется на свою работу. Дядя Ваня, он же Войницкий, является братом жены Серебрякова. Он говорит о том, что с приездом в имение Серебрякова со своей второй супругой Еленой Андреевной в доме всё встало с ног на голову.
Главный герой не одобряет профессора из-за его жалоб, критического отношения к окружающим. Астров уделяет большое внимание вырубке лесов. Он сам занимается спасением крестьянского леса, а также высаживает молодняк. Доктор нравится Соне — дочке Серебрякова от первого брака. Она живёт вместе с Войницким в имении, занимается хозяйством.
Дядя Ваня открывается в чувствах к Елене Андреевне, но она только отмахивается.
Действие второе
Профессор всё время жалуется на своё здоровье. Все вынуждены за ним ухаживать. Дядя Ваня раньше души не чаял в Серебрякове, но теперь разочаровался в нём. Главный герой и Соня всю свою жизнь работали на Серебрякова, отсылали ему последние деньги, экономили на себе.
Теперь главный герой чувствует себя обманутым, его жизнь стала бессмысленной. Астров считает, что Елена Андреевна очень красивая, при этом она ведёт праздный образ жизни. Именно внешний вид женщины привлекает доктора.
Соня пытается не обижаться на мачеху и открывает ей свои чувства к Астрову.
Действие третье
Соня считает, что именно из-за Елены Андреевны все стали в усадьбе лениться. Войницкий всё время за нею ходит. Доктор не занимается своим лесом и медициной. В беседе с мачехой она уверяет, что Астров не обращает внимание на её чувства. Елена Андреевна предлагает свою помощь. Она хочет поговорить с Астровым.
Доктор демонстрирует ей карту растительного и животного мира. Он сердится на то, что уничтожаются леса. Елена Андреевна его не слушает, так как она хочет узнать о его чувствах к молодой девушке. Доктор говорит женщине, что она должна понимать, что он ездит в имение совсем не для того чтобы увидеть Соню.
Доктор обнимает её и зовёт её на свидание. Эту сцену застает Дядя Ваня. Елена Андреевна изъявляет желание уехать из усадьбы. Профессор объявляет всем о своём желании продать имение, а на вырученные деньги купить ценные бумаги. Такое вложение даст им возможность переехать в город.
Но при этом он не подумал о том, что будет с Соней и Войницким. Хотя имение принадлежит девушке, потому что досталось в наследство от матери. Дядя Ваня обвиняет профессора в том, что он загубил его жизнь. Он говорит, что он 47-летний мужчина, но при этом он совсем не жил.
Дядя Ваня только и делал, что работал на неблагодарного человека. Главный герой во время конфликта стреляет в Серебрякова, но допускает промах.
Действие четвёртое
Профессор и Войницкий разговаривают о безнадежности своих судеб. Серебряков с супругой едут в Харьков. Все осталось по-прежнему. Соня и дядя Ваня просматривают счета. Девушка говорит о мечтах, о лучшей жизни:
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3021159-chehov-djadja-vanja-kakoe-kratkoe-soderzhanie-pesy-chto-pisat-v-chit-dnevnik.html
Краткое содержание "Дядя Ваня" Чехова: пересказ пьесы по действиям
Антон Павлович Чехов (родовое прозвище — Чех) считается одним из самых известных русских писателей конца 19-го — начала 20-го века. Мировое призвание Чехову принесли его пьесы, в том числе драма “Дядя Ваня”.
Ее премьера состоялась в 1897 году в Ростове-на-Дону. На первый взгляд, сюжет произведения не отличается динамизмом, однако даже спустя более 120 лет пьеса вызывает интерес.
Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием известной пьесы “Дядя Ваня” и основной мыслью этой драмы.
Действующие лица
- Иван Петрович Войницкий — мужчина 48 лет.
- Александр Владимирович Серебряков — пожилой отставной профессор, эгоист и брюзга.
- Доктор Михаил Астров — мужчина около 40 лет.
- Елена Андреевна — жена Серебрякова, 27-летняя женщина без каких-либо занятий.
- Соня Серебрякова — дочь профессора от первого брака.
- Илья Ильич Телегин — человек со сложной судьбой, разорившийся помещик, друг семьи и крестный Сони.
- Мария Васильевна Войницкая — матушка покойной супруги Серебрякова и вдова тайного советника.
- Марина — Сонина няня.
Краткое содержание по действиям
Действие произведения происходит в именье Серебрякова, через некоторое время после приезда туда профессора вместе с молодой супругой. Туда по приглашению родственников Александра Владимировича приехал и доктор Астров.
Действие I
Пьеса “Дядя Ваня” начинается со сцены в саду. Перед домом Серебрякова сервирован чайный стол. Третий час дня. За столом неспешно беседуют няня и Астров.
Доктор спрашивает, как долго они знают друг друга. Няня припоминает, что более 10 лет. Михаил Львович говорит, что за эти годы он изменился. Он жалуется на усталость и на жизнь, называя ее скучной, грязной и глупой. Астров говорит, что утратил смысл существования.
К ним присоединяется дядя Ваня (Иван Войницкий). Мужчина сетует, что с прибытием в деревню четы Серебряковых нарушился устоявшийся уклад жизни всех, кто проживал в доме. Теперь ему, Соне, его матери, няне и Телегину приходится подстраиваться под “светило науки”, которое не придерживается никакого распорядка дня.
Войницкий обсуждает Серебрякова. Он замечает, что тот переехал в усадьбу своей покойной первой жены, так как не мог больше позволить себе проживать в городе. Войницкий недоволен тем, что ученый постоянно жалуется на свои беды и недомогания. Ему досадно, что старый брюзга не обделен вниманием противоположного пола.
Он вспоминает сестру, обожавшую профессора больше жизни. Дядя Ваня отмечает, что и вторая жена Серебрякова, будучи красивой и умной женщиной, пожертвовала на него свои молодые годы и свободу.
К разговору подключается Телегин. Он рассказывает о своей сбежавшей супруге, которую продолжает любить и содержать вместе с детьми от другого мужчины.
Входят Елена Андреевна с падчерицей. Немного позже приходит Мария Васильевна. Она садится читать.
Сцена в гостиной
Те, кто читает краткое содержание чеховской пьесы про дядю Ваню, к этому моменту уже знакомы со всеми героями, кроме профессора.
Астров обращается к Елене Андреевне, жалуясь, что зря проделал длинный путь, так как она написала, что муж болен, а он оказался “здоровехонек”. Он сообщает о своем намерении остаться ночевать, чем очень радует Соню.
Астров приглашает Елену Андреевну вместе с падчерицей посетить его именье и питомник. Соня рассказывает о деятельности Астрова по сохранению лесов. Это не вызывает энтузиазма у присутствующих.
Девушка уходит в дом под руку с Михаилом, беседуя с ним, как с близким другом.
Елена ругает Войницкого за его споры с ее супругом и с матерью. Она обсуждает с ним Астрова и замечает, что Соня в него влюблена. В ответ мужчина признается ей в любви. Он умоляет о взаимности. Это признание раздражает Елену.
Действие II
Прошло некоторое время.
На дворе ночь. Серебряков сидит в гостиной жалуется жене на свой возраст и плохое самочувствие. Елена упрекает его в том, что он говорит об этом так, будто виноваты все окружающие.
Профессор продолжает изводить супругу, и она теряет терпение. К ним присоединяется Соня. Она становится новой «жертвой» Серебрякова, который начинает донимать ее капризами. Девушка говорит, что не собирается их терпеть и у нее завтра сенокос.
Приходит Войницкий. Он решил сменить племянницу и Елену. Профессор отказывается оставаться с ним. Его уговаривает лечь в постель и уводит старая няня. Она единственная, кто испытывает жалость к Серебрякову.
Оставшись наедине с Войницким, Елена говорит ему, что ей тяжело жить в доме, где все злятся и дышат ненавистью. Иван Петрович пытается вновь рассказать ей о своих чувствах. Однако она замечает, что собеседник пьян, и уходит
Войницкий размышляет вслух и сожалеет о том, что его прошлое “глупо израсходовано на пустяки”. Он жалеет, что не сделал Елене предложение десять лет назад, когда она девушкой бывала в доме у его сестры. Он считает себя обманутым, так как вместе с Соней много лет трудился на профессора, который оказался “мыльным пузырем”.
Входят Телегин и Астров. Они пьют коньяк и дискутируют.
Приходит Соня и укоряет дядю за то, что тот перебрал спиртного. Иван Петрович уходит, а Астров рассказывает Соне, что презирает обывательскую жизнь. Он говорит, что уже не сможет полюбить.
Астров уходит. Чуть позже в комнату входит Елена Андреевна. Она беседует с Соней и говорит, что хочет дружбы. Елена просит девушку не думать, что она вышла за профессора по расчету. Они пьют на брудершафт.
Сцена диалога Елены и Сони
Действие III
Пьеса “Дядя Ваня” приближается к кульминации своего действия.
Войницкий собирает домашних по просьбе зятя. Серебряков хочет им сообщить нечто важное.
Елена жалуется на скуку. Падчерица с ней не соглашается. Она уверена, что человек при желании всегда может заняться полезным делом. Дядя Ваня выводит из себя Елену, предлагая ей “влюбиться в водяного”, но просит прощения и отправляется за розами, которые приготовил для нее.
Соня рассказывает мачехе, что уже несколько лет любит Астрова, но безответно. Женщина обещает намеками выяснить отношение доктора к девушке. Соня уходит. Елена жалеет себя, так как не может “улететь … вольною птицей”.
К ней присоединяется Астров. На вопрос Елены о его отношении к Соне он отвечает, что не испытывает к ней никаких чувств.
Женщина просит доктора уехать и не приезжать в доме Войницких, чтобы не Соня не страдала. В ответ Астров признается ей в своих чувствах и просит о свидании. За этим занятием их застает Войницкий. Астров уходит, а Елена требует, чтобы тот помог ей немедленно уехать с мужем из имения.
Все собираются в гостиной. Профессор сообщает, что решил продать имение. Он намерен вложить деньги, которые получит в результате сделки, в облигации. Кроме того, он хочет приобрести дачу в Финляндии. Иван Петрович в ярости.
Он всегда считал, что усадьба — собственность Сони. Он заявляет, что разобраться с долгами удалось лишь благодаря его каторжному труду в течение 25 лет. Войницкий достает револьвер. Он два раза стреляет в зятя, пытаясь его убить.
Действие IV
Краткое (сжатое) содержание знаменитой драмы про дядю Ваню А.П. Чехова завершает четвертое действие. Оно происходит в комнате дяди Вани. Няня и Телегин обсуждают скорый отъезд ученого с женой в Харьков. Они радуются, надеясь, что жизнь вернется в прежнюю колею.
Заходят Войницкий с Астровым. Иван Петрович жалеет, что ему не удалось попасть в зятя. Михаил требует вернуть ему морфий
Дядя Ваня делится мечтой начать все заново. Однако он понимает, что в его возрасте это уже не удастся. Племянница просит Ивана Петровича принимать жизнь с терпением. Он отдает ей пузырек с морфием. Девушка уводит дядю мириться с отцом.
Приходит Елена. Астров просит ее остаться. Однако она желает поскорее уехать.
Профессор мирится с Войнцким и уверяет, что все будет по-прежнему. Михаил Львович также уезжает.
Разобрав по действиям чеховское произведение “Дядя Ваня”, вам остается прочитать финал.
Соня с дядей разбирают дела, которые за время пребывания профессора в имении пришли в запустение. Она рассуждает о совместном труде и о том, как они без жалоб будут принимать невзгоды, посылаемые им судьбой. Именно так после смерти они увидят ту жизнь, о которой мечтали
Основная мысль драмы
Одна из самых известных пьес, автором которой является А.П. Чехов, — “Дядя Ваня” (краткое содержание см. выше). После своего опубликования в 1896-м году она вызвала много споров.
Однако большинство читателей сошлись во мнении, что смысл пьесы — трагедия личности, прожившей пустую жизнь, ее упущенные возможности и служение «идолу». Писатель затрагивает и тему взаимоотношений внутри большой семьи. Очевидно, что никому нет ни до кого дела.
Каждый занят собственными переживаниями и видит лишь собственные несчастья.
Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/chehov-dyadya-vanya.html
Чехов «Дядя Ваня» – краткое содержание по действиям — Русская историческая библиотека
Пожилой профессор Серебряков, недавно женившийся на 27-летней красавице Елена Андреевне, живёт на доходы с имения своей первой, покойной супруги. Имением управляют его дочь от первого брака, Соня, и брат первой жены, Иван Петрович Войницкий – «дядя Ваня». [См. полный текст пьесы на нашем сайте.]
Дяде Ване уже 47 лет. Всю жизнь он, не выезжая из деревни, довольствуясь малым жалованием, трудился, как вол, чтобы содержать зятя-профессора, которого считал видной и полезной научной фигурой.
Однако с недавнего времени глаза Ивана Петровича открылись: он понял, что его зять лишь пережёвывал в своих статьях и лекциях 25 лет чужие мысли о реализме и натурализме.
Серебряков – напыщенный нуль с громадным самомнением, ещё и пользующийся благодаря дутому учёному ореолу большим успехом у женщин.
Дядя Ваня испытывает потрясение и разочарование. Он осознаёт, что загубил собственную судьбу ради пустой химеры – даже не устроил личную жизнь. Теперь, освободившись от иллюзий, он мечтает провести остаток жизни по-новому – счастливо. Душа Ивана Петровича жаждет любви.
Ему очень нравится умная и молодая Елена Андреевна, которая как раз приехала к ним в имение вместе с Серебряковым. Но Елена отвергает страстные излияния дяди Вани, говоря, что не изменит мужу.
Иван Петрович убеждает её не хранить фальшивой, риторической верности ложному кумиру и не глушить в себе живое чувство.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 1 – краткое содержание.
«Дядя Ваня». Спектакль по пьесе А. П. Чехова. Действия 1-2. Малый театр
Чехов «Дядя Ваня», действие 2 – кратко
Приехав на отдых в имение, себялюбивый профессор Серебряков только отягощает всех его обитателей своим поздним распорядком дня и беспрестанными жалобами на подагру. Дядя Ваня продолжает признаваться в любви Елене Андреевне, с горьким сарказмом советуя, чтобы она, подобно ему самому, не растратила своей жизни на пустяки. Однако Елена остаётся непреклонной.
В гости к дяде Ване и Соне часто ездит друг, доктор Астров – вдохновенный, увлеченный человек. Подвижник врачебной практики, он кроме неё отдаёт много сил ещё и лесонасаждениям. Добрая, великодушная, но некрасивая Соня увлекается Астровым, однако он обращает на неё мало внимания. Соня стесняется сама говорить с доктором о любви. Ей берётся помочь в этом Елена Андреевна.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 2 – краткое содержание.
Чехов «Дядя Ваня», действие 3 – кратко
Елена Андреевна с трепетом чувствует, что убеждения дяди Вани всё же возымели на неё действие. Некогда она вышла за старого Серебрякова из преклонения перед его ученостью, но потом сильно разочаровалась в капризном, претенциозном супруге. Елена несчастна в браке, ей хочется настоящей любви. Однако её влечёт не к дяде Ване, а к яркому, самоотверженному Астрову.
Елена с волнением принимает на себя обязанность поговорить с Астровым о чувствах Сони. Опытное женское чутьё подсказывает ей: доктор влюблён не в Соню, а в неё – поэтому он так и зачастил в поместье последнее время. Во время разговора предположения Елены подтверждаются.
Астров говорит, что Соня не привлекает его, но в порыве страсти пробует обнять и поцеловать Елену. В таком положении их и застаёт случайно вошедший дядя Ваня. В сильном смущении, в боязни нравственно пасть, Елена говорит Астрову, что сегодня же вместе с мужем уедет из имения.
«Дядя Ваня». Спектакль по пьесе А. П. Чехова. Действия 3-4. Малый театр
Тем временем корыстный, чёрствый Серебряков составляет для себя план на будущее. Сразу после вышеописанных событий он собирает всех родственников в гостиной и излагает им этот свой проект. Доходы с имения кажутся Серебрякову недостаточными. Он хочет продать поместье, забрать себе полученные деньги, часть их поместить в банковские бумаги и жить на проценты.
Ошеломлённый дядя Ваня спрашивает, куда же деваться после продажи поместья ему со старухой-матерью? Профессор отвечает, что это «будет обсуждено в своё время».
Соня тоже потрясена: дядя Ваня и она многие годы работали без отдыха, а теперь отец хочет выбросить их на улицу! Иван Петрович в приступе справедливой ярости хватает револьвер, дважды стреляет в Серебрякова, но промахивается.
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 3 – краткое содержание.
Чехов «Дядя Ваня», действие 4 – кратко
Охваченный тоской от нелюбви Елены и подлости Серебрякова дядя Ваня решается на самоубийство. Он крадёт из аптечки Астрова баночку с морфием. Доктор замечает пропажу и уговаривает Ивана Петровича отдать морфий. Дядя Ваня возвращает его лишь под настойчивыми упрашиваниями Сони.
Астров делает последнюю попытку убедить Елену остаться с ним, но та отказывается, так и не решаясь нарушить книжные моральные предписания. У всех главных персонажей пьесы – дяди Вани, Сони, Астрова, Елены Андреевны – по трагическим несовпадениям и ложным предрассудкам рушатся упования на лучшую новую жизнь. Все они испытывают сильнейшие душевные муки.
Елена тепло прощается с доктором и дядей Ваней. Иван Петрович внешне примиряется с Серебряковым. Профессор оставляет план продать имение, а дядя Ваня обещает и впредь высылать ему те же суммы, что и раньше.
Серебряков и Елена Андреевна уезжают из поместья в город. В своё небольшое имение уезжает до следующего лета и Астров. Подавленная Соня, утирая глаза, торопит дядю Ваню делать что-нибудь: иначе ни ему, ни ей не забыться. Они вдвоём садятся за свою обычную скучную хозяйственную работу – составляют счета о постном масле и гречневой крупе.
В припадке тоски дядя Ваня жалуется Соне, как ему тяжело. Соня уговаривает его: надо жить – и произносит знаменитый монолог о том, что им до смерти суждено не видеть радости, а лишь трудиться для других и потом покорно умереть. Только за гробом Бог сжалится над ними: «мы услышим ангелов, увидим небо в алмазах – и отдохнём»…
Подробнее – см. в отдельной статье Чехов «Дядя Ваня», действие 4 – краткое содержание.
© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
На нашем сайте вы можете также прочитать краткую биографию Антона Павловича Чехова. Краткие содержания других его произведений — см. ниже в блоке «Ещё по теме…»
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3212-chekhov-dyadya-vanya-kratkoe-soderzhanie-po-dejstviyam
Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» по действиям (А.П. Чехов) | Литерагуру
Изначально, пьеса в четырёх действиях называлась “Леший”. Впоследствии, ей дали более подходящее название “Дядя Ваня”. Впервые драма была поставлена в 1890 году. И если за все это время вы еще не посмотрели постановку, а текст пьесы воспринимаете с трудом, то предлагаем вам краткий пересказ произведения по действиям, а также анализ книги, где объясняется ее смысл.
Очень кратко о том, что происходит в драме: Иван и его племянница всю жизнь работают в имении, пытаясь извлечь хоть какую-то прибыль и отправить ее отцу девушки, знаменитому профессору. Сами они толком ничего не получают.
Но вот святила науки приезжает с красавицей-женой и заявляет, что имение, доставшиеся ему от матери Сони, он продает с целью покупки дачи в Финляндии. Иван возмущен, что его труд и мнение никто не оценил, он разочаровывается в профессоре, даже пытается его убить.
Тем временем Елена, супруга Серебрякова, влюбляет в себе и Ивана, и доктора Астахова, которого так любит Соня, ее падчерица. В итоге она и ее муж уезжают, а жизнь Войницкого, его племянницы и Астахова возвращается в привычное русло.
Действие первое
В имение к “Дяде Ване”, Ивану Петровичу Войницкому, приезжает врач Михаил Львович Астахов, чтобы разобраться со здоровьем профессора Серебрякова.
Астахов и няня Марина беседуют о нынешней рутинной жизни врача и о том, как хорошо жилось раньше.
Вскоре к гостю подходит Войницкий и рассказывает ему о пребывании ученого в доме, его успехах в литературной среде, когда сам он ничего не мыслит в этом. Да и с женщинами у научного деятеля выходило всё замечательно.
Войницкий не доволен своей жизнью в связи с обыкновенной ленью, а Астахов просто заработался и перестал что-то чувствовать внутри себя. К разговору подключается брошенный женой помещик Телегин, когда в беседе заходит речь об изменах и неверности супруг.
Телегин жалуется на жизнь, а Михаил Львович вынужден уехать, в связи с улучшением здоровья Серебрякова. Иван Петрович спорит с женой профессора, с тёщей и его дочерью, проявляя недовольство по поводу своей судьбы.
Иван Петрович также влюблён в жену Серебрякова.
Действие второе
Профессор жалуется на свой возраст и своё здоровье, думая, что он противен абсолютно всем. Каждый в доме намеревается поухаживать за ним, однако, это под силу только нянечке Марине.
Войницкий, в который раз, пытается рассказать о своих чувствах к жене профессора, однако женщина замечает его в нетрезвом состоянии и отказывается вести с ним диалог.
Вскоре дочь профессора Соня приходит к выпившему Астахову. Доктор рассказывает о своих чувствах и переживаниях, а Соня не так давно влюбилась в Михаила Львовича.
Врач уезжает, а затем, у буфета, жена ученого Елена замечает Соню. Девушки выпивают и беседуют о мужчинах, также обсуждают приехавшего ранее доктора, который, по их мнению, идеален.
Елена хочет заняться музыкой, однако супруг запрещает.
Действие третье
Соня жалуется Елене на то, что она некрасива. Мачеха успокаивают девушку, поясняя ей, что она красива. Ее падчерица хочет признаться в любви доктору, однако боится получить отказ. Елена помогает в этом Соне, скромно допросив Астахова.
Михаил Львович подозревает женщину в том, что она сама питает к нему симпатию. Он не испытывает чувств к Соне, и мужчина намеревается пригласить Елену на свидание.
Поскольку Дядя Ваня видел приглашение Михаила, Елена просит Ивана о том, чтобы всё семейство профессора срочно покинуло имение. Ученый вызывает всех на семейный совет.
Серебряков сообщает о том, что к ним приезжает ревизор, и с жильём нужно срочно как-то распорядиться. Профессор предлагает продать имение и купить дачу в Финляндии, однако не все принимают данное предложение положительно.
Дядя Ваня ругается со своим начальником -профессором, поскольку абсолютно не согласен с ним и упрекает его в том, что именно он загубил жизнь Ивана, Телегин волнуется, а тёща, Мария Васильевна, встаёт на сторону зятя.
Соня уговаривает отца поговорить с Иваном, однако Дядя Ваня, держа в руках револьвер, намеревается убить Серебрякова. Семейство в панике…
Действие четвёртое
Серебряков и его супруга собираются к отъезду. Возникает диалог между Астаховым и Войницким. Дядя Ваня упрекает себя в том, что промахнулся и не застрелил профессора. Михаил Львович хочет получить то, что у него однажды забрал Иван Петрович – баночку с морфием.
Соня уговаривает Войницкого отдать морфий. Иван отдаёт баночку доктору.
Астахов пытается уговорить Елену остаться, однако женщина окончательно решила уехать из имения. Дядя Ваня помирился с Серебряковым, после чего все прощаются с профессором и его женой. Вскоре уезжает сам Астахов, пока Соня работает с дядей. Соня, обняв дядю, размышляет о том, что будет после смерти.
Владимир Стрельцов
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-pesy-dyadya-vanya-po-dejstviyam-a-p-chehov/
«Дядя Ваня» краткое содержание
«Дядя Ваня» — пьеса А. П. Чехова завершена в 1896 году
«Дядя Ваня» главные герои
- Серебряков Александр Владимирович — отставной профессор
- Софья Александровна (Соня) — его дочь от первого брака, племянница дяди Вани
- Елена Андреевна — его жена, 27 лет
- Войницкая Мария Васильевна — вдова тайного советника, мать дяди Вани и первой жены профессора
- Войницкий Иван Петрович — дядя Ваня, ее сын, шурин профессора
- Астров Михаил Львович — врач
- Телегин Илья Ильич — обедневший помещик
- Марина — старая няня
- Работник
Действие происходит в усадьбе первой жены профессора Серебрякова, где он временно вынужден жить, не имея возможности позволить себе достойную городскую квартиру. Много лет за усадьбой присматривает, ведёт всё хозяйство Иван Петрович Войницкий — дядя Ваня. Помогает ему дочь его умершей сестры и профессора Серебрякова — Соня.
Сам же профессор женился на молодой красивой даме — Елене Андреевне, утверждающей, что вышла за него по любви. У Елены Андреевны натянутые отношения с падчерицей Соней. Помогает семье по хозяйству старая няня — Марина. Также в этом имении живёт обедневший помещик Илья Ильич Телегин.
У профессора Серебрякова постоянные приступы подагры. В имение Серебряковых приезжает доктор Михаил Львович Астров.
Дядя Ваня завидует профессору во всём и не признаёт его учёности, хотя в прошлом боготворил его. Войницкий признаётся в любви Елене Андреевне.
Елене Андреевне нравится доктор, но также она подозревает, что Соня в этой связи что-то скрывает от неё. Ради этого Елена Андреевна решается на откровенный разговор с Астровым.
Тот признаётся ей, что с Соней у него только дружеские отношения, хоть она и любит его как мужчину. Астров в шутку предлагает Елене Андреевне тайно закрутить роман.
В это время профессор Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает членам семьи продать имение. Отец Войницкого купил его для сестры дяди Вани — денег едва хватало, и ради этого дядя Ваня отказался от наследства.
Он работал не покладая рук, чтобы не было долгов, и восхищённо перечитывал труды профессора. Имение сестра Войницкого завещала своей дочери — Соне.
Дядя Ваня понимает, что жизнь почти прошла зря, — назревает бунт прежнего слабовольного человека.
В семье разгорается скандал. В отчаянии Войницки припоминает Серебрякову все свои тяготы и лишения ради профессорской славы и пытается застрелить профессора.
Неожиданно доктор обнаруживает, что у него пропала баночка с морфием, и, подозревая в этом Войницкого, силой забирает морфий. Серебряковы немедленно решают уехать из имения.
Войницкий мирится с профессором и убеждает его, что он будет получать то же содержание, что и раньше. Серебряков и Елена Андреевна уезжают, а Соня и Войницкий остаются в имении. Позже уезжает и Астров.
Соня и Войницкий работают в кабинете, записывая счета.
Источник: https://ktoikak.com/dyadya-vanya-kratkoe-soderzhanie/
Дядя Ваня — краткое содержание
Чехов впервые представил широкой публике своё произведение в 1889 году, где он отразил всю жизнь Ивана Петровича Войницкого. Именем главного героя и была названа пьеса.
На протяжении всего повествования видно, что Иван Петрович в своих неудачах обвиняет не себя, а окружающих и обстоятельства. О том, что жизнь прошла напрасно, он осознает только перед смертью.
Дядя Ваня живет в доме бывшей жены профессора Серебрякова. Он находится там потому, что у него не хватает средств жить в квартире в городе. Несмотря на то, что занимает чужую усадьбу, он неудовлетворен профессором, который уже давным-давно усердно трудится там.
Астров постоянно жалуется дяде Ване на свою трудную работу доктором, на ужасное содержание больных.
Войницкий не бесплатно проживает в доме. Он совместно с дочерью Серебрякова, Соней, ведёт домашнее хозяйство. Девушке он был очень симпатичен.
Работая на отца Сонечки, герой отмечает про себя, что Серебряков бездарный и никому не нужный человек, пытающийся ещё проявить себя.
Они с Соней замечают, несмотря на то, что они исполняют свои обязанности на совесть, профессор не проявляет никакого уважения к ним.
В усадьбу регулярно приезжает Астров, чтобы лечить Серебрякова. Сонечка влюбляется в доктора. О своих переживаниях девушка рассказывает мачехе. Но ее чувства с доктором не взаимны. Профессору нравится Елена Андреевна, за которой он и пытается ухаживать.
Соня недолюбливает мачеху, с ее появлением в доме, все работники разленились из-за того, что та постоянно устраивает праздники. Отец Сони принимает решение продать усадьбу. Он рассказывает об этом родным. Серебряков планирует жить на проценты от полученных с продажи денег, положив их в банк.
Узнав об этом, дядя Ваня интересуется, где же будет жить он и его престарелая мать. Серебряков же успокаивает его тем, что эта проблема разрешится в ближайшее время.
Соня удивлена таким поведением отца. Несмотря на совместный с Иваном Петровичем честный труд, Серебряков заставляет их жить, как бродяг.
Войницкий, разъяренный таким поступком, совершает попытку убить профессора. У него ничего не выходит.
Такая судьба вынуждает дядю Ваню покончить жизнь самоубийством, но Соня не дает ему умереть. Он страшно переживает, что жена Серебрякова влюблена в Астрова и не отвечает взаимностью ему.
В скором времени, Серебряков передумывает продавать поместье. Дядя Ваня продолжает работать у него вместе с Сонечкой. Уезжает Астров. Выполняя свою рутинную работу, дядя Ваня начинает жаловаться девушке о своей тяжелой жизни и несправедливой судьбе. Соня соглашается с этим.
Источник: https://szhato.ru/chehov/236-dyadya-vanya.html
Смысл произведения Дядя Ваня — Антон Чехов
Трагизм пьесы заключён в двух простых словах пьесы, в драме маленького человека «дяди Вани». При всем благородстве души и высоких идеях Иван Петрович остаётся для своих близких и родственников незначительным и мелким.
Разве что племянница разглядела красоту богатого внутреннего мира смиренного и тихого дяди Вани. Внутренний конфликт между собой настоящим и собой нереализованным толкает Войницкого на отчаянный шаг – убийство, после – попытка самоубийства.
И в конечном итоге – продолжение той же безысходной для себя формы существования.
Сюжет
События разворачиваются в деревне, где в родовом поместье живёт профессор Серебряков с молодой женой Еленой Андреевной и дочерью Соней от первого брака. Иван Петрович Войницкий, брат покойной жены Серебрякова, живёт здесь же.
Он не создал семью, не реализовал себя в карьере, потому как в буквальном смысле посвятил свою жизнь, материальному обеспечению семьи сестры для раскрытия талантов зятя-ученого. Но с течением времени Иван Петрович понимает, что идеалы его – фикция, а Серебряков – посредственность, привыкшая жить за чужой счёт.
Прозрение делается ярче от безответной влюбленности в Елену Андреевна. Соня образом жизни схожа с дядей и также безответно питает симпатию к врачу семьи Астрову. Серебряков планирует продать поместье, чем окончательно настраивает Войницкого против себя. Иван Петрович стреляет в зятя, промахивается.
После – пытается отравиться, но безуспешно. В финальном разговоре с племянницей становится ясно, что Войницкий вынужденно смирился со своей судьбой, пребывая в глубокой печали.
Смысл произведения Дядя Ваня
Вся пьеса пронизана болью и душевным смятением немолодого дяди Вани, чья жизнь (по его собственному убеждению) не сложилась. Это ода «маленькому человеку», чей рутинный, безрадостный труд совсем не облагораживает и кажется бессмысленным.
На фоне темы жизненного кризиса и безысходности главного героя прослеживаются и отношения внутри семьи. Отчужденность, непонимание, равнодушие, – все это превращает жизнь в ад на земле всех членов семьи. От собственного эгоизма каждый герой пьесы в состоянии видеть только себя, свои несчастья.
В финале словами Сони о «прекрасной, светлой жизни» автор наконец лишает читателя гнетущего ощущения от происходящего.
Становится ясно, что и дядя Ваня, и другие герои произведения нуждаются не во внешних переменах, а во внутренних: забота о ближних, честный и полезный труд, чистота помыслов, – все то, что обновляет человека, все то, чего не нашёл в себе и в своих близких Войницкий Иван Петрович.
Смысл финала
Несмотря на всю мрачность финал пьесы по-чеховски светлый и печальный одновременно. В последней сцене дядя и племянница, чьи судьбы и характеры так похожи, становятся антиподами по отношению друг к другу. Время Ивана Петровича ушло безвозвратно. Его уныние и апатия не дают ему переродиться внутренне.
Но Чехов дарит надежду на лучшее в лице юной Сони, чьи не по возрасту мудрые слова, вдохновляют читателя на веру в человечность, в возрождение красивой, духовной жизни. Автор в который раз своим произведением пытается достучаться до читателя, «пробудить» его сознание, меняться в лучшую сторону здесь и сейчас, не откладывать жизнь в долгий ящик.
Чтобы с течением времени и жизни отчаявшийся «Войницкий» не победил стремящуюся светлому и радостному «Соню».
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-dyadya-vanya-anton-chexov/
Дядя Ваня
“Дядя Ваня” – пьеса Антона Павловича Чехова, которая совмещает в себе лирическую, психологическую и художественную части. Автор уделяет много внимания описанию характеру и переживаниям главного героя, а сюжету придает второстепенное значение.
Эта пьеса показывает борьбу человека с самим собой. Диалоги в ней простые, а общий стиль повествования легок для чтения. Мы можем почувствовать атмосферу тишины и спокойствия, несмотря на сложные взаимоотношения героев.
Пьеса состоит из четырех актов, повествование идет ровно, в нем сложно выделить особые кульминационные моменты. Она начинается спокойно и заканчивается тоже спокойно, хотя в сюжете и содержится множество событий. На протяжении всей пьесы автор показывает нам противостояние между героями. Приезд в деревню Серебрякова и его молодой жены Елены можно назвать завязкой действия.
Все герои в пьесе статичные, слабые и меланхоличные. Всю жизнь они ждут перемен, но сами ничего не делают, чтобы изменить хоть что-то. Так они и проводят дни, одинаково, без веселья и новых впечатлений.
Хотя Войницкому и удается на время немного измениться, это не продлилось долго. Вскоре он возвращается к своему привычному однообразному укладу жизни со своей племянницей Соней. Все герои описываются так, будто они ждут своей смерти, но никто из них не решается на самоубийство.
Чехов показывает характеры героев через диалоги, при этом он ни в чем их не обвиняет, а просто изображает такими, какие они есть. В этой ичстории нет определенной морали, но автор проделал прекрасную работу, показав поведение людей в определенных ситуациях.
- Жанр: пьеса
- Время: 24 часа одной осенней ночи
- Место действия: русская деревня – дом Серебрякова
- Дядя Ваня пересказ
Произведение начинается с описания жизни Серебрякова. Он профессор, вышедший на пенсию, имеет свое поместье, доставшееся от первой жены. Из его прошлого мы узнаем, что он получает много денег от этого дома, поэтому он живет праздной жизнью и имеет все, что хочет. Люди, которые его обеспечивали его, гордились им, восхищались умом и талантом, хотя и не догадывались, какой он на самом деле.
Будучи профессором, он не имел много студентов, а сейчас, выйдя на пенсию, он пытался писать статьи. Но это были мысли о жизни совсем других людей, а не его собственные.
Ему всегда везло в любви, женщины любили его. От первого брака, в котором его жена рано умерла, у Серебрякова осталась дочь София, которую все звали просто Соня. Через некоторое время он снова женится, на этот раз на молодой женщине по имени Елена. Он считает, что ее обижает то, что он намного старше, поэтому ему надо доказывать ей, что он тоже имеет право на счастье, несмотря на возраст.
Его дочь Соня молода, но не очень привлекательна. Она смотрит за домом вместе со своим дядей Ваней, братом первой жены Серебрякова. Когда Серебряков с женой приехали в имение, жизнь Сони будто остановилась, ей ничего не хотелось делать.
Поначалу она не желала разговаривать с мачехой, но затем им удается найти общий язык. Соня замечает, что она влюблена в Михаила Львовича Астрова. Астров – доктор, любит выпить, но Соня очень несчастна из-за этого.
Она осознает, что не может ничего изменить.
Дядя Ваня – мужчина сорока семи лет, который вдруг осознает, что тратит свою жизнь впустую. Всю жизнь он работал на Серебрякова, но сейчас видит, что тот только притворяется интеллектуалом, а в реальности он не известен своими работами. Дядя Ваня чувствует себя обманутым за то, что верил ему, злится, что мог бы прожить жизнь совсем по другому. Он не намерен больше с этим мириться.
В имении живет также вдова Мария Васильевна Войницкая, мать первой жены Серебрякова и дяди Вани, Марина, старая няня, которую все считают членом семьи и Телегин, простой работник, помогающий по дому. Он также умеет играть на гитаре, этим он привносит хоть какое-то веселье в дом.
Профессор сообщает всем, что хочет продать имение, а из-за этого Соня и дядя Ваня оказались бы на улице. Дядя Ваня не хочет мириться с этой несправедливостью, поэтому решает застрелить профессора и берет ружье. Выстрелив, он понимает, что промахнулся. Ему становится стыдно, потому что он влюблен в Елену, которая не обращает на него никакого внимания.
У дяди Вани схожие с Соней чувства. Он теряет веру, не знает, для чего дальше жить. Его пугает факт того, что он еще не слишком пожилой, а что делать с оставшимися годами жизни он не представляет. Несмотря на желание начать новую жизнь, он подавлен тем, что Астров постоянно повторяет, что им некуда больше идти.
Астров – сельский доктор, который начал пить из-за выматывающей работы. Он признает, что у него проблемы с алкоголем, но утверждает, что пьяным он лучше работает. Он одинок, потерян, совсем не ценит себя и не имеет семьи. Его самая большая трагедия в том, что он ничего не чувствует и никого не любит.
Соня была бы для него идеальной женой, но он не испытывал к ней никаких чувств. С другой стороны, он был очень привязан к Елене, у которой есть то, что не было у Астрова – молодость. Он считал, что если они начнут новую жизнь вместе, он снова почувствует себя молодым. Астров много раз просил ее о встрече, но она каждый раз отказывала ему.
Астров осознает, что его жизнь больше не имеет смысла, и решает покинуть деревню. Он сообщает, что вернется весной, но он знает, что этого не произойдет. Врач считает, что лучший способ убить время и забыть о бессмысленности жизни – алкоголь.
Елена – несчастная двадцатисемилетняя девушка. Она – персонаж, вокруг которого и развивается действие пьесы. Главная причина ее несчастья – ее старый, обрюзгший и нервный муж, который не может обеспечить ей хорошую жизнь. Но, несмотря на ненависть к нему, она никогда его не обманывала и не предавала.
Елена никогда не чувствовала себя комфортно в этом имении из-за чувств к ней Астрова и дяди Вани. Дядя Ваня – брат умершей жены ее мужа, а Соня была влюблена в Астрова.
- Пьеса заканчивается тем, что Елена с мужем уезжает из имения навстречу другой жизни.
- Герои: Серебряков, Елена, Соня, дядя Ваня, Астров, Марина, Телегин.
- Анализ персонажей
Дядя Ваня – мужчина сорока семи лет, который понял, что его жизнь проходит впустую. Он влачит жалкое существование со своей племянницей Соней. Он чувствует себя обманутым и преданным, а когда узнал, что профессор захотел продать имение, то попытался его застрелить, но промахнулся. Единственная радость в его жизни – Елена, но она не отвечает ему взаимностью.
Соня – несчастна из-за своей любви к Астрову. Она много работает в имении и, по сути, никогда не жила полной жизнью. У нее не хватает духа что-то изменить, поэтому она находит утешение в вере.
Астров – врач, интеллектуал, застрявший в русской деревне. Он провел всю жизнь в одиночестве, работая. Он безразличен ко всему, кроме Елены, которая не испытывает к нему никаких чувств. Смирился со своей бессмысленной жизнью.
Елена – двадцатисемилетняя девушка, имеет несчастливый брак с человеком намного старше нее. Она смирилась со своей участью и не стремится ничего изменить. Многие мужчины признавались ей в любви, но она хранит верность своему мужу несмотря ни на что.
Серебряков – пожилой профессор, который причинил много горя окружающим его людям. Дядя Ваня и Елена считали его причиной своей несчастной жизни, но Соня все равно любила его. Он уже в возрасте, болеет, поэтому завидует чужой молодости. Он самовлюбленный и требует к себе внимания. Избегает разговоров о своей работе, не имеет больших достижений в жизни.
Антон Павлович Чехов биография
Антон Павлович Чехов – классик литературы, по произведениям которого ставятся спектакли во всем мире.
Родился 29 января 1860 г. в городе Таганрог Екатеринославской губернии в семье купца. После окончания гимназии в 1879 г. поступил в Московский университет на медицинский факультет. В этот период Чехов публикует свои юмористические рассказы под псевдонимами, самый известный из которых Антоша Чехонте, в различных изданиях. Первый сборник рассказов “Сказки Мельпомены” вышел в свет в 1884 г.
После окончания учебы писатель работает врачом в Звенигороде. В последующие годы он много путешествовал, посетил Крым, Сахалин, где изучал жизнь каторжников , Кавказ, продолжая писать. В 1892 г.
проживал в Москве, затем в имении Мелихово в Подмосковье. В этот период он написал свои известнейшие произведения, среди которых “Человек в футляре”, “Дама с собачкой”, “Чайка”, “Вишневый сад” и другие.
В 1899 г. Чехов переезжает в Ялту, чтобы поправить свое здоровье, подорванное туберкулезом. Там его посещают Л. Толстой, М. Горький, И. Бунин и другие. В 1901 г. Он женится на актрисе МХТ Ольге Книппер.
Скончался писатель в немецком курорте Баденвейлере, куда приезжал лечиться, 15 июля 1904 г.
Источник: https://www.referaty.com/dyadya-vanya/
Краткое содержание «Дядя Ваня» Чехова
Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара — старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», — предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», — отвечает тот.
Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии — чего еще нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», — дважды произнесет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.
Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряженной драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.
Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», — жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»
Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа ее покойной дочери.
Войницкий презирает ученые занятия Серебрякова: «Человек читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену.
И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».
Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору — он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»
Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг».
Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков — «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти.
«Неужели же, — спрашивает он свою жену, — я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака.
Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…»
Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу.
Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору!
Возмущенный, взбешенный Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается.
Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в свое небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги.
Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой.
А Соня окончательно убеждается, что ее, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет.
Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживем, как было, по-старому», — мечтает нянька. Без последствий остается и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, — обнадеживает профессор Войницкого. — Все будет по-старому».
И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь».
Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счет, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры…
Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно — и в большом и в малом — обманывает ожидания и ее героев, и читателей. Ждешь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла.
Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля… Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая ее вопросу «Что виновато?».
Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твое и мое, безнадежно. Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты.
На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все».
В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; мы покорно умрем и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнем! (Занавес медленно опускается.)»
Пасмурным осенним днем в саду за столом нянька Марина поит чаем доктора Астрова. Приходит обедневший помещик Телегин, проживающий в имении. Он отмечает красоту природы и согласие в жизни. Однако Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова отвечает ему, что в доме неблагополучно.
Астров устал за десять лет работы в уезде. Управляющий имением Войницкий также изменился. Он обленился и стал ворчливым. Серебрякова Войницкий презирает из-за влюбленности в его жену, которая с трудом выносит своего мужа. Астрова также раздражал Серебряков.
Серебряков мучается бессонницей и боится смерти. Он мечтает о спокойной старости и о внимании окружающих. Только его старая нянька проявляет к нему заботу. Серебряков не выдерживает и принимает решение продать малодоходное имение, а вырученные деньги вложить в процентные бумаги, что позволит приобрести дачу в Финляндии. Он собирает всех для обсуждения.
Войницкий негодует от того, что Серебряков распоряжается имением, которое фактически и юридически принадлежит его племяннице Соне, не думая о судьбе Войницкого и Марии Васильевны, беззаветно преданной ему.
Взбешенный он стреляет в Серебрякова, но оба раза промахивается. Напуганный Серебряков принимает решение вернуться в Харьков. После отбытия Астрова и Серебряковых Соня торопит дядю Ваню Войницкого и он выписывает счета один за другим.
Нянька в кресле вяжет, а Мария Васильевна погружается в чтение.
Войницкому все еще, кажется, что Серебряков погубил его жизнь. Он пытается начать новую жизнь, но Астров рассеивает его планы. Он считает, что их положение безнадежно.
Обывательская жизнь затянула их на десятилетие, делая их такими же пошлыми, как остальные.
В финале пьесы Соня и дядя Ваня мечтают о своем будущем. Заключительный монолог Сони выдает безысходную печаль и ощущение бесцельно прожитой жизни. Она говорит о том, что они должны жить и терпеливо терпеть испытания, посланные им судьбой. Они покорно умрут, а Бог сжалится над ними за их страдания. Они увидят небо в алмазах и отдохнут.
Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-dyadya-vanya-chexova/