Анализ стихотворения осенняя воля блока

Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом.

Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание, но не такое, которое пишет перед отходом престарелый человек, но такое, которое способен написать молодой поэт.

Нечто раздольное и своевольное, оно как прощание человека, уходящего на фронт, который может вернуться, а может и не вернуться.

Мотив гибельности и завещания отмечен в двух частях стихотворения, в самом начале, где говорится об осени, которая обнажает «кладбища земли» и в завершении, где поэт просит «приюти ты в далях необъятных» свою родную землю, без которой не может жить. Таким образом стихотворение становится чем-то наподобие песни-мольбы для родной земли или исповеди, в которой поэт открывает собственную душу, предлагает свое видение мира.

Содержательно мы видим фигуру странника – лирического героя, который пребывает в некотором разнузданном положении души, он видит кладбища земли, он привлекается чьим-то цветным рукавом, который призывно машет.

Этому страннику будто известен путь и не удивительно, ведь Блок старается тут передать национальный характер, склонный к веселью, но глубоко размышляющий о гибельности всего живого.

Весьма характерными являются образы тюрьмы и заточения, в котором пребывает герой и из которого его как бы может вызволить чья-то усмешка.

Также характерен образ нищего, при этом не просто нищего, а такого, который поет псалмы. Перед нами и сам поэт в образе бродяги, который идет по этой земле, каменным путем-дорогой и не привязан к земному, а душой пребывает на небе, и собственно характер этой земли, этих людей. Здесь характерный герой – нищий, который поет псалмы, святой, которого зовет в дорогу какое-то небесное провидение.

Далее поэт уточняет – он сам выбрал этот путь, «никем не званый» и просит только «и земля да будет мне легка», то есть мы можем видеть тут просьбу о том, чтобы было легко идти по этой земле, но в действительности, перед нами снова мотив гибели.

Речь идет о том, чтобы земля, под которой его погребут, была легкой. Снова возникает образ своевольного характера, который идет по этой дороги жизни как обреченный на гибель солдат для которого итог в этой битве известен и он всегда является гибелью.

Итог наполнен светлым пессимизмом. Поэт признается в любви к родной земле и просит не только за себя, просит за всех, кто «умирает не любя…». Ведь не представляется возможным жить без этой земли и если кому-то не удалось осознать любовь к собственной земли, за них попросит поэт, он попросит, чтобы родная земля приютила каждого.

В завершение хотелось бы отметить возможность трактовки названия Осенняя воля как отсылку к какой-то высшей воли, созвучной именно с характером этой земли.

Своеобразной воле к радостной гибельности, перманентному ощущению осени и приближения зимы, которое и рождает нищих поющих псалмы и поэтов, отдыхающих под крышами кабаков.

Трудно описать такое ощущение, но его попытался, на мой взгляд, передать Блок в своем стихотворении.

Анализ стихотворения Осенняя воля по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова
    Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.
  • Анализ стихотворения Цветы Есенина
    Свое произведение Цветы, которое относится к жанру поэмы, Есенин в письмах современникам называл если не лучшим, то одним из лучших. Он считал его творением философским, таким для чтения которого требуется определенное отношение
  • Анализ стихотворения Мать Бунина
    Произведение представляет собой преобразованный драматический лиричный сюжет в виде изображения живописного портретного образа, воссоздающего иконописный облик божьей матери.
  • Анализ стихотворения Тютчева Фонтан
    Поэт создал это стихотворение в 1836 году. Федор Тютчев, после учебы в университете в Москве. После он получил можно сказать профессию дипломату и был отправлен в Мюнхен
  • Анализ стихотворения Певице Фета
    Использованные в стихотворении выразительные средства хорошо гармонируют с его названием. Поэт стремился передать словами воздействие другого искусства – музыки.
  • Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
  • Желтой глины скудные пласты.
  • Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
  • Красный цвет зареет издали.
  • Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
  • Твой узорный, твой цветной рукав.
  • Кто взманил меня на путь знакомый,
    Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
    Или — каменным путем влекомый
  • Нищий, распевающий псалмы?
  • Нет, иду я в путь никем не званый,
    И земля да будет мне легка!
    Буду слушать голос Руси пьяной,
  • Отдыхать под крышей кабака.
  • Запою ли про свою удачу,
    Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив твоих заплачу,
  • Твой простор навеки полюблю…
  • Много нас — свободных, юных, статных —
    Умирает, не любя…
    Приюти ты в далях необъятных!
  • Как и жить и плакать без тебя!

Анализ стихотворения «Осенняя воля» Блока

Стихотворение А. Блока «Осенняя воля» (1905 г.) напрямую связано с революционными событиями в России. В это время поэт окончательно порывает с мистицизмом и обращается к патриотической теме.

На первом этапе революционного движения 1905 г. Блок горячо поддерживал стихийные выступления.

Он идеализировал революцию и считал, что только так русский народ обретет долгожданную свободу, которую он отождествлял с древнерусской вольницей.

Лирический герой, судя по всему, выходит из заключения («окно тюрьмы»). Возможно, это всего лишь художественный образ, символизирующий обретение внутренней свободы. Так или иначе, для него открыта широкая дорога.

На первый взгляд хмурый осенний пейзаж не предвещает ничего хорошего («битый камень», «глины скудные пласты»). Лирический герой отмечает, что непогода «обнажила кладбища земли». Но он обращает внимание на «красный цвет», который несомненно символизирует революционное движение.

Именно это позволяет герою веселиться и с надеждой продолжать свой нелегкий путь.

Автор задает себе вопрос: кто побудил его вступить на эту дорогу? Он с гордостью признается, что сам выбрал этот путь. Лирический герой с радостью окунается в грубый мир «Руси пьяной». Он хочет раствориться в огромной массе простого народа, почувствовать на себе его нелегкую жизнь. В произведении появляется мотив бесшабашной удали, который в дальнейшем блестяще разработает С. Есенин.

В последних двух строфах Блок уже прямо выражает свою любовь к родине. Поэт с горечью признает, что на Руси еще слишком много печали и страданий. Это вызывает у него слезы. Но родину нельзя не полюбить. Только в ее «далях необъятных» можно найти покой и понимание.

Произведение «Осенняя воля» очень близко по смыслу и идейной направленности стихотворениям и . Блок развивает тему искренней любви к нищей и серой России, резко отличающуюся от официального казенного патриотизма.

Он замечает все недостатки своей несчастной страны, но они только усиливают его трепетное отношение к ней. Новаторскими являются скрытые намеки автора на неизбежность и радостное ожидание грядущей революции.

Ведущую роль в ней будут играть все отверженные обществом «свободные, юные, статные» люди, которые не представляют себе жизни без родины.

  1. «Осенняя воля» Александр Блок
  2. Выхожу я в путь, открытый взорам,
    Ветер гнет упругие кусты,
    Битый камень лег по косогорам,
  3. Желтой глины скудные пласты.
  4. Разгулялась осень в мокрых долах,
    Обнажила кладбища земли,
    Но густых рябин в проезжих селах
  5. Красный цвет зареет издали.
  6. Вот оно, мое веселье, пляшет
    И звенит, звенит, в кустах пропав!
    И вдали, вдали призывно машет
  7. Твой узорный, твой цветной рукав.
  8. Кто взманил меня на путь знакомый,
    Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
    Или — каменным путем влекомый
  9. Нищий, распевающий псалмы?
  10. Нет, иду я в путь никем не званый,
    И земля да будет мне легка!
    Буду слушать голос Руси пьяной,
  11. Отдыхать под крышей кабака.
  12. Запою ли про свою удачу,
    Как я молодость сгубил в хмелю…
    Над печалью нив твоих заплачу,
  13. Твой простор навеки полюблю…
  14. Много нас — свободных, юных, статных —
    Умирает не любя…
    Приюти ты в далях необъятных!
  15. Как и жить и плакать без тебя!

Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля»

Произведение, созданное летом 1905 г., предвосхищает появление оригинальной трактовки патриотической темы, в которой осознание острых жизненных противоречий не может заглушить печальную искреннюю любовь к родному краю.

Возникающий в зачине мотив «каменного пути» вызывает в памяти классическое « » Лермонтовский «эффект» поддерживается запоминающимся ритмическим рисунком, основанным на пятистопной хореической строке. Однако философское содержание двух текстов разнится.

Усталая страдающая душа лермонтовского героя жаждет гармонии, достигаемой вечным успокоением. Блоковский субъект речи не мыслит себя без родной земли — погрязшей в нищете, но прекрасной.

В идейном отношении к анализируемому стихотворению гораздо ближе другое лермонтовское творение — « », герой которой предпочитает официальному пафосу славословий трепетное, интимное признание в любви к березам, полям, ночным огонькам деревенских изб.

Пейзаж, возникающий в первых строфах «Осенней воли», скуден и дисгармоничен: порывистый влажный ветер веет над косогорами, покрытыми обломками камня, и островками желтой глины. Сумрачная картина порождает мотив смерти.

Олицетворенный образ разгулявшейся осени открыл миру «кладбища земли».

Единственной яркой доминантой становятся рябиновые ягоды, однако и здесь автор опирается на амбивалентные характеристики оттенков красного, которые могут обозначать тревогу, опасность, душевный диссонанс.

Обобщая впечатления от картины природы, субъект речи прибегает к ключевому понятию «веселье» — бесшабашное бойкое поведение, которое составило основу одной из версий национального характера. Ей соответствует и характеристика лирического «я», беспечного странника, чей неторопливый путь пролегает по нищей земле.

Стремление к безудержному веселью демонстрирует не только отрицательные стороны народного характера. Оно символизирует жажду свободы. Противоречивые желания, в которых вольница сочетается со своеволием, побудили лирического субъекта отправиться в дорогу.

Интересно решение персонифицированного образа русского веселья, напоминающего действия молодой дерзкой крестьянки. Пляска, звон, попытка спрятаться, наконец пестрый рукав в роли визуального ориентира — эти особенности призваны подчеркнуть динамичность образа.

Мотив напрасного существования придает финалу острое трагическое звучание. Завершает стихотворение просьба, адресованная родной земле, которая становится единственной отрадой и мирным приютом для несчастных скитальцев.

Александр Блок, как и многие другие писатели и поэты, нашел смысл своей жизни в творчестве, поэтому с удовольствием писал свои стихотворения, где одной из главных тематик была .

В строках своих стихов, которые поэт посвящает своей стране, через призму сложной судьбы он освещает свою признательность Родине и патриотические чувства. Как раз была основной в его очередной работе Осенняя воля.

Прочитав отрывок из произведения поэта, мы предоставим его .

Свое стихотворение о Родине и ее природе писатель назвал Осенняя воля. Может от того, что именно осень навеяла поэту эти мысли, а может потому, что именно осенняя пора заставляет многих людей предаваться ностальгии и думать о смысле жизни.

И вот, стихотворение Осенняя воля Блока переносит нас на тот путь, где оказался лирический герой. Перед его взором открываются не совсем приятные картины. Он видит пласты глины, битый камень, ощущает ветер. На улице осень, которая обнажила все вокруг, сбрасывая листву, тем самым оголяя могилы.

Читайте также:  Испытание любовью базарова и одинцовой (история любви) в романе тургенева отцы и дети сочинение 10 класс

В этих строках стихотворения чувствуется тревога, но вместе с тем, мы замечаем, то даже эти картины вдохновляют героя. Его душа веселится, а вдали, будто кто-то манит своим рукавом. Кто же это может быть? Герой пытается это понять, думая, что его влечет голос нищего. Но затем он убеждается, что никто его не зовет.

Просто его манит голос пьяной Руси. И он идет на этот зов, ничего не боясь, зная что, на Родине ему будет всегда легко. Родина для него, что свет в окне тюремном. Правда, прочитав эту часть стихотворения, поначалу видишь образ женщины.

Но, тут же понимаешь, что именно Русь представлена в женском образе, в образе матери. И этим объясняется почему так сильно влечет героя Родина, ведь без матери жизнь не мила.

Обращаясь в последних строках своего произведения Осенняя воля, герой просит приютить всех в необъятных далях, ведь невозможно жить без Родины и любви к ней.

В своем анализе стихотворения Осенняя воля, мне бы хотелось отметить и такую особенность, как пересечение этого стихотворения со стихом Лермонтова . Здесь мы также замечаем тему одиночества, песни и дороги.

Но есть в нем и отличия. В стихотворении Лермонтова видна некая абстрактная земля, а вот в стихе Осеняя воля мы замечаем описание конкретного места.

И это вся Русь с ее прекрасной природой, которую невозможно не любить.

Источник: https://www.dosaaf-khab.ru/analiz-stihotvoreniya-osennyaya-volya-bloka-onlain-chtenie-knigi-sbornik.html

Анализ стихотворения Блока «Осенняя воля» — Школьные сочинения по литературе

Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о роди­не. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя.

В стихотворениях, по­священных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близ­кому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды.

Это Россия «фабричная», родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях «Осенний день», «Русь», «Коршун» и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение «Осенняя воля».

Стихотворение Блока «Осенняя воля» носит, на первый взгляд, довольно странное название. «Осенняя воля» — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально.

Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: «…звенит, звенит…», «пляшет», «распевающий», «слушать голос». Перед читателем пред­стает Русь песенная, Русь былинная.

Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, «Россия, Роди­на, тоска…».

Возникает вопрос, почему же много «свободных, юных, статных» не могут «жить и плакать» без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? «Какая же непостижимая, тайная сила влечет» блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где «призывно машет узорный, цветной рукав», — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения.

Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в «окно тюрьмы».

И хотя лирический герой идет в путь, «никем не званный», «земля будет ему легка», ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштаб­но, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: «приюти!». Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется мес­то «на просторах» Родины…

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и «необъятные дали», и «узорный рукав» и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

Источник: http://moisoch.ru/blok/analiz-stixotvoreniya-bloka-osennyaya-volya.html

Социально-исторический контекст стихотворения сложен и противоречив. Это время начала страшных и трагических перемен в судьбе России, всего народа, которые не могли не отразиться в творчестве Александра Блока.

Позже в знаменитой поэме Маяковского «Хорошо», посвященной десятилетию революции, появятся строчки: «…кругом тонула Россия Блока». «Тонуть», то есть исчезать, разрушаться, привычный жизненный уклад начал гораздо раньше, в самом начале века.

Поэтому одним из основных лейтмотивов стихотворения становятся гибель, утрата домашнего, интеллигентного, «теплого» жизненного начала, разрушение старой, традиционной культуры.

   Стихотворение «Осенняя воля» – одно из центральных, программных стихотворений второго тома. Вообще, творчество Блока циклично, и объединение стихов в циклы и тома является принципиальным для понимания подтекста каждого стихотворения.

В первом томе царит культ Вечной Женственности, культ Прекрасной Дамы. Это волнующий и неопределенный образ, Женщина-божество, которому поклоняется верный рыцарь:     Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –     Все в облике одном предчувствую Тебя.

     Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,     И молча жду, – тоскуя и любя.

   Второй том по традиции в критике называют «пьяным, мутным». Отказавшись от идеала, Блок обращается к социальным аспектам бытия, которые, впрочем, были уже намечены в I томе («Фабрика»). Через месяц после «Осенней воли» появится знаменитое «Девушка пела в церковном хоре…».

   В «Осенней воле» Блок обращается к теме, которая впоследствии станет центральной для его творчества и позволит сформировать новый идеал, – к теме России. Название стихотворения не соотносится с датой его реального написания – июль. Дело в том, что слово осенний значительно изменяет, трансформирует свое языковое значение. Это не просто обозначение времени года, но попытка передать ощущение надвигающейся трагедии, тоски, смерти. Не случайно в стихотворении доминирует желтый цвет, столь не любимый Блоком: «Желтой глины скудные пласты».   Слово воля тоже впрямую не соотносимо со свободой. Это некая вольница: не случайно герой отправляется в путь «никем не званый», это трагическая свобода с элементами анархии.   Композиция стихотворения связана с пространственно-временным аспектом образа Руси-России. Все художественные средства не только подчинены главной идее, но и служат для создания внутренней динамики, ощущения движения, преодоления пространства.   1 строфа – своеобразное начало пути, на что указывает глагол «выхожу». Беззащитность героя и пустынность пространства переданы при помощи оборота «открытый взорам». В этой строфе возникает один из самых характерных для Блока образов – образ ветра, создающий ощущение трагической предопределенности. Если в первом томе ветер был легким, нежным («Ветер принес издалека…»), то во втором томе (а тем более в третьем) ветер гнет, то есть это огромная, неподвластная человеку сила стихии. Пейзаж тосклив и убог:     Выхожу я в путь, открытый взорам,     Ветер гнет упругие кусты,     Битый камень лег по косогорам,     Желтой глины скудные пласты.   2 строфа стихотворения впрямую подводит читателя к теме прощания с «золотым веком» усадебной культуры: появляется тема смерти («кладбища земли»). Возможно, не случайно появление красного цвета – это цвет крови, трагедии, смерти: «красный цвет зареет издали».   В 3 строфе намечен образ девушки, который у читателя ассоциируется с образом России. Это уже не прекрасная дама, а призывно машущая узорным, цветным рукавом девушка. Что за веселье пляшет и звенит в этой строфе? Это веселье русского мужика, часто пьяное, не «для радости», а «от тоски». 4 строфа целиком состоит из вопросов: кто позвал в путь? Попытка выяснения цели пути реализована в 5 строфе.     Нет, иду я в путь никем не званый,     И земля да будет мне легка!     Буду слышать голос Руси пьяной,     Отдыхать под крышей кабака.   Читателю становится очевидна точка отправления – тюрьма, неволя, несвобода, трагедия.   Итак, герой вышел в путь «никем не званый». Здесь вновь намечено некоторое предчувствие смерти, ибо земля бывает «легка», то есть «пухом» только для покойника. Продолжается тема прощания с «домашней культурой»: «Над печалью нив твоих заплачу, / Твой простор навеки полюблю…»   Герой вышел в бескрайние пространства России и готов полюбить этот простор, принять его. Если пространство 1 тома было пространством небесным, голубым, золотым и туманным, то теперь перед нами – реальное пространство – с камнями, глиной, тоской и грехом (Русь пьяная, кабак, в хмелю).

   В заключительной строфе вновь возникает тема смерти: «умирают, не любя…». Здесь впервые местоимение Я сменяется на МЫ.

Почему? Блок уже не только говорит о себе, но обобщает судьбы русской творческой интеллигенции, говорит о русских писателях и поэтах: «свободных, юных, статных».

«Приюти ты в далях необъятных!» – это прямое обращение к России, без которой сама жизнь становится невозможной.

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/11831-analiz-stikhotvoreniya-a-a-bloka-osennyaya-volya

Анализ стихотворения А. А. Блока «Осенняя воля»

«Осенняя воля»

«Ante lucem», «Распутья»). Стихотворение 1905 года «Осенняя воля», включённое поэтом во второй том его стихов, стоит в преддверии цикла «Родина» (1907-1916), целиком написанного о чувствах поэта к России.

«Осенней воли» отсылает читателя к русской поэтической традиции размышлений о месте человека в природе, о его чувствах к ней: это парафраз строки Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Переклички с этим лермонтовским стихотворением мы встречаем и дальше в «Осенней воле»: появляется тема одиночества, пустыни (герой оказывается один в безлюдном пустынном пространстве), дороги (у Лермонтова герой выходит «на дорогу», у Блока — «на путь знакомый»), песни (герой Лермонтова хочет «день и ночь» слушать «сладкий голос», поющий про любовь, герой Блока — «голос Руси пьяной», он слышит «нищего, распевающего псалмы», поёт «про свою удачу»).

Есть желание слиться навек с природой, противопоставленное смерти: у Лермонтова герой хочет «забыться и заснуть! // Но не тем холодным сном могилы… «, а так, чтобы рядом

Блоковский герой хочет навсегда соединиться с нею и не может этого не сделать:

Как и жить и плакать без тебя!

В обоих стихотворениях герой сначала созерцает и описывает природу, потом обращается к своим чувствам и желаниям. Говоря о себе, герои обоих стихотворений переходят на просторечие: «Жду ль чего? Жалею ли о чём?» (Лермонтов), «Запою ли про свою удачу, // Как я молодость сгубил в хмелю… » (Блок).

Однако у этих двух стихотворений есть очень важное различие: если у Лермонтова описывается какая-то абстрактная земля, «пустыня», которая «внемлет Богу», на которой лежит некий божественный отпечаток, и этой землёй можно только восхищаться, противопоставляя себя ей (Лермонтов использует нарочито разные стили, когда говорит о земле и о герое), и «искать свободы и покоя» в ней, то у Блока желанная земля — это его родина, его родная земля — Русь — и родная природа, которую можно просто любить.

Какой же предстаёт Русь в «Осенней воле»? В этой родине нет никаких элементов современной Блоку действительности: в ней почти нет людей (только одинокий «нищий, распевающий псалмы» и «много нас — свободных, юных, статных», которые умирают без любви к родине — в финале стихотворения), нет города, фабрик, рабочих, бедняков, блудниц — того, о чём Блок писал в предыдущих своих стихах. То есть родина в этом стихотворении — это некий универсум, где возможен контакт любящей души с природой. Здесь нет даже Бога — только герой и «дали необъятные». Однако родина в «Осенней воле» — это не только простор. В стихотворении есть детали, показывающие «страны родимой нищету»: пустынный путь, «жёлтой глины скудные пласты», нищий, «мокрые долы». Создаётся скудный, однообразный пейзаж, рождающий только уныние и грусть. Это чувство в своём восприятии родины Блок считает очень важным, неотъемлемым от образа родины: не случайно рядом стоят строки «Над печалью нив твоих заплачу» и «Твой простор навеки полюблю», слова «жить» и «плакать» в последней строке стихотворения. Тем не менее на этом тусклом фоне есть яркие пятна, выделенные цветом и эмоциями, интонацией: есть красный цвет «густых рябин в проезжих селах» во втором четверостишии, в третьем герою «призывно машет» узорный, «цветной рукав», а рядом «пляшет // И звенит, звенит, в кустах пропав», его веселье.

Читайте также:  Детство тёмы - краткое содержание гарин-михайловский

На этом причудливом фоне стихотворения ярче проступают и черты родины, и взаимоотношения героя с нею.

Герой видит, что его родина — земля нищая, сирая, пьяная; и просторечие, которым герой заговорил о себе, нужно затем, чтобы показать не бездну между нею и собой, а близость и сходство с ней: его песня перекликается с песнями родины, его «молодость в хмелю» — с «пьяной Русью», отдыхом «под крышей кабака».

Описание родины наполнено множеством конкретных деталей: «битый камень», «упругие кусты», «густые рябины в проезжих селах», кабак, «нищий, распевающий псалмы»; появляются реальные черты русской жизни: бедность, кабак, тюрьма, песни, пьянство. Это напоминает нам строки из стихотворения Лермонтова «Родина»:

С отрадой, многим незнакомой,

На пляску с топаньем и свистом

Сходство строк лермонтовской «Родины» и блоковской «Осенней воли» очевидно: герой видит и любит в родине природу и отдельные стороны русской жизни: сельский быт, пьяных мужиков, песни, дорогу.

Однако есть и отличие: Блок не только не поэтизирует простую русскую жизнь, но и не описывает её так подробно, как Лермонтов, у него почти совсем нет людей.

Зато в приметах этой жизни у Блока проявляются удаль, разбой, которых нет у Лермонтова: «разгулялась осень в мокрых долах», герой «молодость сгубил в хмелю». Появляется и «окно тюрьмы», которая немыслима в лермонтовской «Родине».

Герои обоих стихотворений описывают русскую жизнь, как они её видят и чувствуют. Однако если герой Лермонтова — лишь созерцатель, который эту жизнь «встречает по сторонам», скача по дороге и «взором медленным пронзая ночи тень», то герой Блока сам участвует в этой жизни, отправляется, как «каменным путём влекомые» нищие и странники, в путь, погружается в эту жизнь.

Эти два стихотворения объединяет и тема странности любви героя к родине. Но любовь эта разная. Лермонтовский герой говорит о своей любви как о не поддающейся никакому разумному истолкованию («Не победит её рассудок мой»).

Он отказывается от любви и уважения к России как к стране, славной своими воинскими победами, к Руси с её «тёмной старины заветными преданьями» и испытывает нелогичную, непонятную привязанность к простой, незаметной жизни в русских деревнях.

Герою Блока, наоборот, именно родина может дать покой и ясность. Он не в силах противиться желанию уйти в эти «дали необъятные» и не знает, как жить без них («Как и жить и плакать без тебя!»). Родина ему близка, и слиться с нею значит для него соединиться с чем-то родным и давно любимым.

Однако он осознаёт, что путь этот гибелен, — недаром в стихотворении так ясно присутствует тема смерти: это не только люди, которые «умирают, не любя», но и герой, умирающий в любви (о своём пути к родине он говорит: «И земля да будет мне легка!», а так обычно говорят об умерших — «Да будет земля ему пухом!»).

«дали необъятные», которые как раз «приютить» не могут. Однако герой осознаёт всё это и своё обращение к родине воспринимает как сознательный выбор (не случайно в названии стихотворения присутствует слово «воля»):

Неясность, «непрозрачность» его смысла подчёркивает странную любовь героя к родине (вспомним, что стихотворение Лермонтова, где говорится о «странном», не поддающемся логике чувстве, имеет очень чёткую и логичную композицию, герой уже в первых строках стихотворения прописывает, что он любит в родине, а что — нет). «Осенняя воля» начинается с описания тусклой природы, которая так дорога герою, несмотря на ее скудость и сирость. Второе четверостишие раздвигает план стихотворения за рамки конкретного пейзажа, появляются «кладбища земли». Во втором и третьем четверостишиях добавляются яркие пятна, разнообразящие этот унылый пейзаж. И герой отправляется в путь за «узорным, цветным рукавом», неизвестно чьим. Желание приблизиться к этому яркому пятну перерастает в желание слиться с природой, появляется сильное интимное чувство и ощущение неотделимости от природы в финале стихотворения.

хореем, — «Умирает, не любя». Так дополнительно подчёркивается эта «странная любовь» к родине, соединяющая жизнь и смерть, радость и плач.

Очём же это стихотворение? О той сокровенной любви к родине, логически необъяснимой, которая привязывает героя к родине, заставляет любить её земной любовью и одновременно мечтать раствориться в её далях, чтобы сохранить полноту своих чувств к ней.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-literature/5/4465.htm

Стихотворение Блока «Осенняя воля» на Сёзнайке.ру

Все творчество А.А. Блока было посвящено, по его словам, единственной теме – России, этому непостижимому «сфинксу», судьбе «роковой страны». Свой жизненный путь и путь Родины поэт никогда не разделял.

«Светлой женой» он считал Русь, не мыслил без нее своего существования, своей души.

Поэтому по одному стихотворению можно понять взгляды Блока на поэзию в целом, его мировоззрение, постичь то, как эпоха отразилась в судьбе поэта и судьбе страны.

Стихотворение «Осенняя воля», написанное в 1905 году, в смутное время первой русской революции, уже названием призывает нас ощутить какую-то бездомность, неприкаянность.

Осень для русского человека связана с прощанием с теплом, с солнцем, а воля – не всегда желанна, особенно, если с ней ты теряешь светлое чувство домашнего очага, оказываешься там, где «битый камень лег по косогорам». Усиливают одиночество встающие перед глазами картины «мокрых долов», где осень «обнажила кладбища земли».

Образ одинокого странника органично воспринят Блоком из русского фольклора, из глубины времен. И это объясняет, как мотив пути в представлении автора последовательно соединяет прошлое и будущее.

Неотделим от него и образ ветра как природной и исторической стихии, он также присутствует в раскрытии историософской темы: «Выхожу я в путь, открытый взорам, / Ветер гнет упругие кусты Разгулялась осень в мертвых долах И вдали, вдали призывно машет / Твой узорный, твой цветной рукав».

  • Однако, куда же лежит «знакомый», «открытый взорам» путь лирического героя?
  • Нет, иду я в путь никем не званный
  • И земля да будет мне легка!
  • Буду слушать голос Руси пьяной,
  • Отдыхать под крышей кабака.

Очень близки эти строки к есенинской лирике, которая еще только через несколько лет после создания «Осенней воли» заблистает в русской литературе. В подобных стихах сквозит щемящая боль одиночества и бездомности человека, скитающегося по «пьяной Руси» и находящего приют «под крышей кабака».

  1. Стремление лирического героя обрести себя, найти потерянное счастье в любви красавицы Руси слышится в стихотворении:
  2. Вот оно, мое веселье, пляшет
  3. И звенит, в кустах пропав!
  4. И вдали, вдали призывно машет
  5. Твой узорный, твой цветной рукав.

Олицетворение образа Родины привычно для стихов Блока. Он воспринимал Россию как жену-красавицу в узорных и цветных нарядах. Поэт грезил о временах, когда веселье не будет смолкать не только в пьяных кабацких песнях, но будет звенеть по всей Руси. Пока же лирический герой переживает чувство потери – любимая лишь издали машет ему, а веселье пропадает.

Передать все оттенки настроения лирического героя помогает цветовая символика стихотворения. Желтый цвет в пейзаже свидетельствует о чувстве тоски, красный вызывает ощущение мятежной радости, эпитеты «узорный», «цветной» ассоциируются с щедростью, богатством русской натуры. Важную роль в создании образа Руси играют метафоры-олицетворения.

Перед нами раскинулись «дали необъятные» родной земли, где «разгулялась осень», «веселье пляшет». Все здесь имеет свою душу и наполнено жизнью. Только почему-то герою хочется плакать «над печалью нив», над любимыми просторами.

Неслучайно синтаксис стихотворения столь эмоционален – вместе с восторженными интонациями, восклицаниями звучат ироничные вопросы:

  • Кто взманил меня на путь знакомый,
  • Усмехнулся мне в окно тюрьмы?
  • Или – каменным путем влекомый
  • Нищий, распевающий псалмы?

Лирический герой не одинок в своем странничестве: есть еще персонаж нищего, «распевающего псалмы», словно идущего впереди и манящего за собой. «Каменный путь» его труден.

Но герой идет своей дорогой, и земля под его ногами «легка» (Прием антитезы заостряет внимание читателя на жизненном выборе лирического героя, провоцирует нас дать ему оценку).

Может быть, пока не увит терниями путь героя, потому что по «пьяной Руси» он идет ? Хмелем пытается отогнать печаль? Когда же приходит осознание того, что выбранная стезя гибельна, то душа очищается слезами, прозрение освобождает место светлому чувству любви:

  1. Запою ли про свою удачу,
  2. Как я молодость сгубил в хмелю…
  3. Над печалью нив твоих заплачу,
  4. Твой простор навеки полюблю…

Осенняя воля становится символом загубленной молодости, напрасно пропавшей свободы («Разгулялась осень в мокрых долах, / Обнажила кладбища земли»; «Много нас – свободных, юных, статных – Умирает, не любя…»).

Осень для русского человека – это время подведения итогов и прощания с цветущим летом жизни. И лирический герой для себя видит единственное спасение – в любви к России.

Глубокая духовная связь с Родиной способна вывести из нравственного тупика, стать светлым, очищающим началом и стимулом к продолжению жизненного пути. Поэтому заканчивается стихотворение таким восклицательным обращением:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8203-stihotvorenie-bloka-osennyaya-volya

Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)

  Скачать сочинение

    Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя.

В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды.

Это Россия “фабричная”, родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях “Осенний день”,
    “Русь”, “Коршун” и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение “Осенняя воля”.
    Стихотворение Блока “Осенняя воля” носит, на первый взгляд, довольно странное название.

Читайте также:  Краткое содержание произведений островского

“Осенняя воля” — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: “…звенит, звенит…

”, “пляшет”, “распевающий”, “слушать голос”. Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.
    Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, “Россия, Родина, тоска…

”. Возникает вопрос, почему же много “свободных, юных, статных” не могут “жить и плакать” без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? “Какая же непостижимая, тайная сила влечет” блоковского героя к ней?
    Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где “призывно машет узорный, цветной рукав”, — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в “окно тюрьмы”. И хотя лирический герой идет в путь, “никем не званный”, “земля будет ему легка”, ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.
    При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: “приюти!”. Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место “на просторах” Родины…

    В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и “необъятные дали”, и “узорный рукав” и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

16185 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00066201184864046545

Анализ стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля»

Текст

Тема родины у Блока приобретает мощное звучание к концу его творчества, однако стихи о родине встречаются и в самых первых его сборниках (“Ante lucem”, “Распутья”).

Стихотворение 1905 года “Осенняя воля”, включённое поэтом во второй том его стихов, стоит в преддверии цикла “Родина” (1907–1916), целиком написанного о чувствах поэта к России.

Уже первая строка “Осенней воли” отсылает читателя к русской поэтической традиции размышлений о месте человека в природе, о его чувствах к ней: это парафраз строки Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Переклички с этим лермонтовским стихотворением мы встречаем и дальше в “Осенней воле”: появляется тема одиночества, пустыни (герой оказывается один в безлюдном пустынном пространстве), дороги (у Лермонтова герой выходит “на дорогу”, у Блока — “на путь знакомый”), песни (герой Лермонтова хочет “день и ночь” слушать “сладкий голос”, поющий про любовь, герой Блока — “голос Руси пьяной”, он слышит “нищего, распевающего псалмы”, поёт “про свою удачу”).

Есть желание слиться навек с природой, противопоставленное смерти: у Лермонтова герой хочет “забыться и заснуть! // Но не тем холодным сном могилы…”, а так, чтобы рядом

…вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. Блоковский герой хочет навсегда соединиться с нею и не может этого не сделать: Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! В обоих стихотворениях герой сначала созерцает и описывает природу, потом обращается к своим чувствам и желаниям. Говоря о себе, герои обоих стихотворений переходят на просторечие: “Жду ль чего? Жалею ли о чём?” (Лермонтов), “Запою ли про свою удачу, // Как я молодость сгубил в хмелю…” (Блок).

Однако у этих двух стихотворений есть очень важное различие: если у Лермонтова описывается какая-то абстрактная земля, “пустыня”, которая “внемлет Богу”, на которой лежит некий божественный отпечаток, и этой землёй можно только восхищаться, противопоставляя себя ей (Лермонтов использует нарочито разные стили, когда говорит о земле и о герое), и “искать свободы и покоя” в ней, то у Блока желанная земля — это его родина, его родная земля — Русь — и родная природа, которую можно просто любить.

Какой же предстаёт Русь в “Осенней воле”? В этой родине нет никаких элементов современной Блоку действительности: в ней почти нет людей (только одинокий “нищий, распевающий псалмы” и “много нас — свободных, юных, статных”, которые умирают без любви к родине — в финале стихотворения), нет города, фабрик, рабочих, бедняков, блудниц — того, о чём Блок писал в предыдущих своих стихах. То есть родина в этом стихотворении — это некий универсум, где возможен контакт любящей души с природой. Здесь нет даже Бога — только герой и “дали необъятные”. Однако родина в “Осенней воле” — это не только простор. В стихотворении есть детали, показывающие “страны родимой нищету”: пустынный путь, “жёлтой глины скудные пласты”, нищий, “мокрые долы”. Создаётся скудный, однообразный пейзаж, рождающий только уныние и грусть. Это чувство в своём восприятии родины Блок считает очень важным, неотъемлемым от образа родины: не случайно рядом стоят строки “Над печалью нив твоих заплачу” и “Твой простор навеки полюблю”, слова “жить” и “плакать” в последней строке стихотворения. Тем не менее на этом тусклом фоне есть яркие пятна, выделенные цветом и эмоциями, интонацией: есть красный цвет “густых рябин в проезжих селах” во втором четверостишии, в третьем герою “призывно машет” узорный, “цветной рукав”, а рядом “пляшет // И звенит, звенит, в кустах пропав”, его веселье.

На этом причудливом фоне стихотворения ярче проступают и черты родины, и взаимоотношения героя с нею.

Герой видит, что его родина — земля нищая, сирая, пьяная; и просторечие, которым герой заговорил о себе, нужно затем, чтобы показать не бездну между нею и собой, а близость и сходство с ней: его песня перекликается с песнями родины, его “молодость в хмелю” — с “пьяной Русью”, отдыхом “под крышей кабака”.

Описание родины наполнено множеством конкретных деталей: “битый камень”, “упругие кусты”, “густые рябины в проезжих селах”, кабак, “нищий, распевающий псалмы”; появляются реальные черты русской жизни: бедность, кабак, тюрьма, песни, пьянство. Это напоминает нам строки из стихотворения Лермонтова “Родина”:

С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужиков.

Сходство строк лермонтовской “Родины” и блоковской “Осенней воли” очевидно: герой видит и любит в родине природу и отдельные стороны русской жизни: сельский быт, пьяных мужиков, песни, дорогу.

Однако есть и отличие: Блок не только не поэтизирует простую русскую жизнь, но и не описывает её так подробно, как Лермонтов, у него почти совсем нет людей.

Зато в приметах этой жизни у Блока проявляются удаль, разбой, которых нет у Лермонтова: “разгулялась осень в мокрых долах”, герой “молодость сгубил в хмелю”. Появляется и “окно тюрьмы”, которая немыслима в лермонтовской “Родине”.

Герои обоих стихотворений описывают русскую жизнь, как они её видят и чувствуют. Однако если герой Лермонтова — лишь созерцатель, который эту жизнь “встречает по сторонам”, скача по дороге и “взором медленным пронзая ночи тень”, то герой Блока сам участвует в этой жизни, отправляется, как “каменным путём влекомые” нищие и странники, в путь, погружается в эту жизнь.

Эти два стихотворения объединяет и тема странности любви героя к родине. Но любовь эта разная. Лермонтовский герой говорит о своей любви как о не поддающейся никакому разумному истолкованию (“Не победит её рассудок мой”).

Он отказывается от любви и уважения к России как к стране, славной своими воинскими победами, к Руси с её “тёмной старины заветными преданьями” и испытывает нелогичную, непонятную привязанность к простой, незаметной жизни в русских деревнях.

Герою Блока, наоборот, именно родина может дать покой и ясность. Он не в силах противиться желанию уйти в эти “дали необъятные” и не знает, как жить без них (“Как и жить и плакать без тебя!”). Родина ему близка, и слиться с нею значит для него соединиться с чем-то родным и давно любимым.

Однако он осознаёт, что путь этот гибелен, — недаром в стихотворении так ясно присутствует тема смерти: это не только люди, которые “умирают, не любя”, но и герой, умирающий в любви (о своём пути к родине он говорит: “И земля да будет мне легка!”, а так обычно говорят об умерших — “Да будет земля ему пухом!”).

В желании героя соединиться с родиной есть некоторое противоречие: он ищет покоя, приюта, любви, а устремляется в “дали необъятные”, которые как раз “приютить” не могут. Однако герой осознаёт всё это и своё обращение к родине воспринимает как сознательный выбор (не случайно в названии стихотворения присутствует слово “воля”):

Нет, иду я в путь никем не званый…

Итак, нарочито следуя в своем стихотворении традициям русской поэзии, Блок создаёт совсем новую Русь и спектр чувств к ней. Их причудливое, парадоксальное сплетение лежит в основе построения этого стихотворения.

Неясность, “непрозрачность” его смысла подчёркивает странную любовь героя к родине (вспомним, что стихотворение Лермонтова, где говорится о “странном”, не поддающемся логике чувстве, имеет очень чёткую и логичную композицию, герой уже в первых строках стихотворения прописывает, что он любит в родине, а что — нет).

“Осенняя воля” начинается с описания тусклой природы, которая так дорога герою, несмотря на ее скудость и сирость. Второе четверостишие раздвигает план стихотворения за рамки конкретного пейзажа, появляются “кладбища земли”. Во втором и третьем четверостишиях добавляются яркие пятна, разнообразящие этот унылый пейзаж.

И герой отправляется в путь за “узорным, цветным рукавом”, неизвестно чьим. Желание приблизиться к этому яркому пятну перерастает в желание слиться с природой, появляется сильное интимное чувство и ощущение неотделимости от природы в финале стихотворения.в финале стихотворения.

Всё стихотворение написано пятистопным хореем — размером, традиционно использующимся в русской поэзии для размышлений на философские темы. Выделяется одна строка в последнем четверостишии, написанная трехстопным хореем, — “Умирает, не любя”. Так дополнительно подчёркивается эта “странная любовь” к родине, соединяющая жизнь и смерть, радость и плач.

Очём же это стихотворение? О той сокровенной любви к родине, логически необъяснимой, которая привязывает героя к родине, заставляет любить её земной любовью и одновременно мечтать раствориться в её далях, чтобы сохранить полноту своих чувств к ней.

Источник: https://4fasol.com/txt/essay/45274

Ссылка на основную публикацию