Анализ стихотворения тютчева с поляны коршун поднялся 6 класс

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Человек и природа в стихотворении Фёдора Ивановича Тютчева

«С поляны коршун поднялся…», «Листья»

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

С творчеством Ф.И.Тютчева мы знакомы с детства.

  • Кто из вас не помнит эти строчки:
  • Люблю грозу в начале мая,
  • Когда весенний первый гром,
  • Как бы резвяся и играя,
  • Грохочет в небе голубом… ?
  • «Чародейкою — Зимою
  • Околдован лес стоит…»

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

  1. Сначала эти произведения представляются нам стихотворениями о природе.
  2. «Зима недаром злится:
  3. Прошла её пора –
  4. Весна в окно стучится
  5. И гонит со двора…»
  6. «Ещё в полях белеет снег,
  7. А воды уж весной шумят,
  8. Бегут и будят сонный брег,
  9. Бегут и блещут и гласят…»

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

С поляны коршун поднялся…

  • Какое сравнение содержится в этом стихотворении?
  • В чём смысл сопоставления коршуна и человека?
  • В чём заключён философский смысл этого стихотворения?

Природа дала коршуну два мощных

крыла, чтобы парить в высоте,..

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

  • … а человек, лишённый крыльев, словно прирос к земле – ему не подняться в небо.
  • В стихотворении ставится вопрос о назначении человека.
  • Человек не может до конца слиться с природой.
  • Даже наделённый крылатой мыслью,
  • Он остаётся приросшим к земле.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

А я здесь в поте и пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

«Листья»

  • Пусть сосны и ели
  • Всю зиму торчат,
  • В снега и метели
  • Закутавшись, спят.
  • Их тощая зелень,
  • Как иглы ежа,
  • Хоть ввек не желтеет,
  • Но ввек не свежа.
  • Мы ж, лёгкое племя,
  • Цветём и блестим
  • И краткое время
  • На сучьях гостим.
  • Всё красное лето
  • Мы были в красе,
  • Играли с лучами,
  • Купались в росе!

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

  • Но птички отпели,
  • Цветы отцвели,
  • Луга побледнели,
  • Зефиры ушли.
  • Так что же нам даром
  • Висеть и желтеть?
  • Не лучше ль за ними
  • И нам улететь!
  • О буйные ветры,
  • Скорее, скорей!
  • Скорей нас сорвите
  • С докучных ветвей.
  • Сорвите, умчите,
  • Мы ждать не хотим…
  • Летите, летите!
  • Мы с вами летим!..

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Стихотворения «Листья»

  • В какой форме написано стихотворение?
  • Какие две контрастные картины рисует автор?
  • С какой просьбой обращаются листья к ветру?
  • Какой философский смысл содержится в этом

стихотворении?

Образы и картины

  • Вечнозелёные сосны и ели — символ постоянства, безмятежности, покоя

Анализ:

  • Первая строфа :
  • Стоит зима.
  • Зимний лес весь в снегу.
  • Снега очень много.
  • Ели и сосны «закутавшись, спят».
  • Вторая строфа :
  • Картина весёлого лета. Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»
  • Третья строфа :
  • Картина увядания природы.
  • Лето прошло, «птички отпели.
  • Цветы отцвели,
  • Луга побледнели…»
  • Четвёртая строфа :
  • Картина подвижной, беспокойной жизни листьев.
  • Листья просят ветер взять их с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.
  1. Быстротечна жизнь листьев, так же, как и жизнь человека…
  2. Листья не хотят даром висеть и желтеть и просят
  3. Ветер унести их на юг, туда, куда улетели птицы, чтобы жить полной радостной жизнью.
  4. В быстротечности жизни листьев
  5. и печаль, и красота.
  6. В стихотворении чувствуется
  7. настроение грусти, печали от
  8. предопределённости всего живого на земле.

Настроение

  • Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы.
  • Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит.
  • Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
  • Приёмы и выразительные средства языка.
  • Основной авторский
  • приём – антитеза.
  • Вечному однообразию
  • жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая
  • жизнь листьев.

Зимний пейзаж

  • сосны и ели, закутавшись, спят
  • как иглы ежа
  • тощая зелень ввек не свежа
  • Метафора
  • Олицетворение
  • Сравнение
  • Эпитеты
  1. Весёлое лето
  2. Лёгкое племя
  3. Цветём, блестим, гостим
  4. Играли с лучами,
  5. Купались в росе!
  6. Красное лето

Увядание природы

  • Луга побледнели
  • Зефиры ушли
  • Даром висеть и желтеть
  • И нам улететь!
  • Метафора
  • Олицетворение
  • Восклицательное предложение

Беспокойная жизнь листьев

  • Скорей нас сорвите
  • Сорвите, умчите
  • Скорее, скорей
  • Скорее, скорей
  • Летите, летите!
  • Мы с вами летим!
  • Олицетворение
  • Эпитет
  • Повторы слов
  • Восклицательные предложения

Задание на дом:

  • Выучить одно из стихотворений (по выбору).

Спасибо за работу!

Источник: https://intolimp.org/publication/chieloviek-i-priroda-v-stikhotvorienii-fiodora-ivanovicha-tiutchieva-s-poliany-k.html

Анализ стихотворения "С поляны коршун поднялся" по плану :

В 6-м классе ученики продолжают знакомство с лирическими произведениями из сокровищницы русской литературы и более детально изучают творчество поэта Федора Тютчева.

Многие поэтические тексты этого автора являются небольшими по объему, но весьма содержательными, поэтому проведение их анализа может вызвать ряд затруднений. Школьники могут попросту не понимать, о чем писать объемное сочинение, когда сам текст включает в себя всего 8 строчек.

Но выход из данной ситуации есть. Рассмотрим в качестве примера анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева по плану.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

План

Прежде всего, поэтический текст следует выразительно прочесть. Лучше всего, если это сделает преподаватель на уроке, однако, если такой возможности нет, то можно прочитать стихотворение самостоятельно. Чтение вслух поможет осознать настроение текста, понять мысли и чувства автора.

Для анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» лучше всего придерживаться такого плана:

  1. Краткая информация об авторе, история создания текста.
  2. О чем говорится в лирическом тексте.
  3. Основное настроение. Какие чувства передает поэт через стихотворные строки?
  4. Какие выразительные средства используются для передачи настроение? Привести их примеры, отметить наиболее интересные и необычные.
  5. Какова тема поэтического текста? В чем состоит его идея (основная мысль)?
  6. Описать собственные чувства, которые вызывает поэтический текст.

Этот план поможет всесторонне проанализировать произведение, понять его идею, разобраться с тем, что хотел донести до своих читателей автор. Используя его, мы далее проведем анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся».

Краткая информация об авторе и произведении

Чтобы лучше понять идею и настроение текста, следует разобраться в том, какие именно жизненные обстоятельства побудили писателя его написать.

Так, при проведении краткого анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует упомянуть, что Тютчев в этот период совершал по долгу службы поездки во Францию и Германию, искренне восхищался Мюнхеном, но при этом тосковал об оставленной родине.

Поэт не мог разобраться, почему на душе его тяжело, чего именно не хватает ему для счастья. Эти размышления и вылились в поэтический текст, написанный в 1835 году.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Содержание поэтического текста

Следующий шаг анализа стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся» — определение того, о чем говорится в тексте.

Лирический герой видит полет горделивой птицы, которую сама природа превознесла над привязанными к земле людьми. Коршун может улететь, а человек – нет.

Герой невольно задумывается о том, что человек не так уж велик и могущественен, каким хотел бы себя считать. В противостоянии человека и природы победа остается за последней.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Основное настроение

Далее при проведении анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует обозначить настроение, которое рождает у читателя знакомство с поэтическими строками, и попробовать понять чувства автора.

Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть по отношению к свободной птице. Полет коршуна символизирует для поэта подлинную свободу от проблем, гнетущих человека. Сам текст одновременно дышит и радостью, ведь лирический герой наблюдает подлинно прекрасное явление, и грустью, поскольку улететь ввысь за горделивой птицей он не сможет.

Коршун стремится в небо, в прекрасную и опасную даль, а «царь земли», как Тютчев иронично называет человека, вынужден оставаться на пыльной земле. Говоря так, автор сожалеет о природной ограниченности людей, которые не смогут покорить небо. Поэтому в тексте звучат нотки грусти и тоски.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Выразительные средства

Продолжить анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» следует определением изобразительно-выразительных средств, которые помогают поэту облечь свою мысль в прекрасную запоминающуюся форму.

Поэтический текст очень легко читать, он быстро и просто запоминается, что происходит благодаря использованию параллельной рифмовки:

  • Первая и вторая строки рифмуются.
  • Третья и четвертая – тоже.

Размер стиха, который использует Тютчев, – четырехстопный ямб, любимый еще одним великим русским поэтом — Пушкиным.

Лексика, которая используется автором, проста и понятна читателю, поэтому архаичная форма «дале», то есть выше, которая относится к описанию полета хищной птицы, привносит в эту строфу торжественность и приподнятость.

Поэт использует параллелизм: если первая строфа показывает читателю полет коршуна, то во второй событий и описаний нет, присутствуют только горестные размышления лирического героя о бренности земного существования. Подобный принцип параллелизма довольно широко используется в творчестве Тютчева.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Средства выразительности используются редко, но каждое из них имеет особое значение:

  • «Живые» (крылья) – эпитет. Передает особое настроение глубинной свободы, которое присуще птице, но которого недостает герою.
  • Олицетворения «ушел за небосклон», «взвился» Тютчев использует, говоря о коршуне и подчеркивая свое восхищение этой птицей, а также силой природы, в ней воплощенной.
  • Метафоры «природа-мать», «царь земли» являются клише, но если первая передает восторг поэта, то вторую метафору он использует явно с иронией.

Таким образом, использование приемов выразительности позволило Тютчеву выразить в образе птицы свое представление о вольной и свободной душе, которая наслаждается полетом над пыльной землей. Так и человек, по мнению поэта, жаждет воли, но не достигнет ее.

Тема и основная мысль

Теперь начинается самый сложный, но интересный этап анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся». Необходимо определить его тему и идею.

Тема – полет коршуна в небеса и молчаливое наблюдение за ним со стороны лирического героя, который, при всем своем восхищении, испытывает чувство грусти, ведь он, в отличие от горделивого хищника, не в состоянии вознестись далеко ввысь над земными проблемами.

Идея – это основная мысль, то есть то, ради чего написан лирический текст.

В стихотворении Тютчев делится с читателями своими самыми сокровенными мыслями о том, что быть человеком, царем природы, конечно, хорошо, но вот внутренней свободы и способности летать (под которой опять же подразумевается свобода), у него нет.

Не стоит думать, будто Тютчев сожалеет о том, что люди не летают, под образом крыльев поэт подразумевает свободу мыслей, умение жить, не оглядываясь на мнение общества, не боясь чьего-либо осуждения.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Завершение анализа

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева кратко следует завершить подведением итогов и самостоятельными выводами.

Читайте также:  Судьба аси в повести тургенева ася - сочинение

Очень важно отметить, что, будучи за границей, Тютчев мог сравнить то, как живут европейцы, и то, как вынуждены жить его соотечественники, и эта разница не могла не поразить его. В России тех времен свобода слова и мысли очень жестоко каралась.

Несмотря на это, будучи истинным патриотом, поэт не стремился остаться на вольном Западе, напротив, всей душой он рвался на родину, хотя, вероятнее всего, порой и сам не понимал, зачем. Его стихотворение дышит грустью и печалью, но отчаяния и ощущение безысходности в нем нет, тоска лирического героя по свободе легка и возвышенна.

Таков пример анализа стихотворения «С поляны коршун поднялся» по заранее определенному плану.

Источник: https://www.syl.ru/article/363388/analiz-stihotvoreniya-s-polyanyi-korshun-podnyalsya-po-planu

Тютчев С поляны коршун поднялся

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Как же он вообще стал этим заниматься?

Вроде бы склонность у Федора Ивановича была больше к прозе, и вовсе не к литературной. А дело было вот в чем. Тютчев, как и многие юноши его времени, обучался дома.

Среди занимавшихся с ним учителей был один – поэт Сергей Раич, который старался поощрять стихотворные наклонности своего воспитанника.

Потом поэт продолжил свое гуманитарное образование в Московском университете на факультете словесности, а также был членом «Общества любителей российской словесности», в котором состоял и Александр Сергеевич Пушкин.

С поляны коршун поднялся..

С поляны коршун поднялся,Высоко к небу он взвился;Все выше, дале вьется он,И вот ушел за небосклон.Природа-мать ему далаДва мощных, два живых крыла —А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 классВ первом четверостишии перед читателем развертывается картина – коршун, до этого мирно сидящий на поляне, решил взлететь. Он поднимается в небо, взлетает все выше и выше в небесную синь. Слова звучат размеренно, плавно, передавая спокойствие и безмятежность полета коршуна. Даже можно провести аналогию с кинофильмом – идет показ общего плана, одной из картинок, подсмотренных в природе.В первой строчке идет описание коршуна в начале полета, как он поднимается вверх. Во второй строчке передано движение птицы в определенном направлении, а именно «в небо». Третья строчка продолжает описывать процесс движения, на что указывает слова «выше» и «дале». Картина становится более широкой – небесный простор занимает большую часть картины, а коршун становится все меньше. В четвертой строке коршун уходит за пределы возможностей человеческого зрения.
Логическим завершением первого четверостишия становится слово «ушел», на котором происходит смена кадра, как в кинофильме – вот только что коршун взлетал в вышину и раз! – он исчезает из поля зрения лирического героя.Во втором четверостишии картина меняется – на первый план выходят размышления поэта о том, что он увидел. Здесь описывается противопоставление природы и человека. А общий план меняется на крупный, правда, только в воображении лирического героя.Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 классВ третьей строке поэт пишет про то, где находится сам человек и как он себя ощущает. Птица сильна, у нее огромные могучие крылья, позволяющие взлететь высоко в небеса. А что же человек? Да вот же он сидит, «в грязи и в пыли», мечтает воспарить так же, как и увиденная им птица, да никак не может. А все потому, что «прирос к землипЂ‰». Выражение «царь земли» поэт употребляет в ироническом смысле, так как тот, кто обладает властью над землей, не может сидеть в грязи и не иметь возможности сдвинуться со своего места.А в четвертой строке выражена самая главная мысль стихотворения. Так называемый царь земного мира, титул, который человек сам себе присвоил, лишен настоящей свободы, которая есть у настоящих детей природы. И участь человека – быть навечно приросшим к земле, к грязи и пыли и лишь мысленно возноситься в небо.Если в первом четверостишии читателю показана величественная и торжественная картина летящего коршуна, в которой поэта обуревают восторженные эмоции, то во второй строфе все меняется. Здесь проявляются нотки сожаления об отсутствии у человека возможности стать подобным этой птице, а также зависть к тому, что коршун может быть полностью свободным и имеет для этого все данные ему матерью-природой возможности. В финале идет грустная мысль о том, что человек лишен тех возможностей, которые есть у настоящих детей природы, и вынужден существовать навечно приросшим к среде своего обитания.

Основная мысль

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 классСтихотворение «С поляны коршун поднялся» с одной стороны отражает философский взгляд человека на природу, раздумья о месте человека в ней. Коршун, природное творение, может взлетать в небеса, когда только захочет. И нет никого, кто мог бы ему это запретить.Поэт с восторгом наблюдает за процессом полета до тех самых пор, пока коршун не исчезает из виду. Он восхищается способностью птицы свободно возноситься над миром и хотел бы так же точно воспарить над всей суетой. Небо в данном случае представляет собой символ свободы, той самой свободы, до которой никогда не дотянуться человеку. Но почему же человек, тот самый венец творения, высшее существо, не может быть столь же свободным, как этот коршун, который поднялся ввысь и улетел туда, куда ему самому захотелось. Ведь человек тоже часть природы, но не дано ему стать с ней одним целым.Основная мысль стихотворения заключена как раз в его последней строчке. В ней присутствует противоречие – «царь земли», владеющий и повелевающей ею, не может существовать без нее до такой степени, что сам к ней и прирос. И сжигает его тоска по небесным просторам, и завидует он детям матери-природы, способным парить над землей.Тяжело быть царем земным, ведь земля не отпускает, а небо ему неподвластно. Прирос человек к юдоли земной, всеми своими чувствами и мыслями, и никак не может вырваться за пределы так называемого круга земных забот.

Особенности стиха

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 классСтихотворение короткое и состоит всего из двух четырехстрочных блоков. Эти блоки строгие и весьма емкие, насыщенные образами, в них нет ничего лишнего. Этими восемью строчками поэт смог показать картину противопоставления человека и природы.Оно написано четырехстопным ямбом, имеет четкий ритм и практически лишено пауз между словами. Глаголы «взвился», «поднялся» и «вьется» призваны передать динамику повествования. Поэт намеренно использует ударения на окончания слов — поднялсяпЂ‰, взвилсяпЂ‰. Это придает торжественность стиху и не позволяет прерваться размеренному ритму строк, что обязательно бы произошло, если бы ударение стояло там, где обычно.Архаичное даже для того времени, в котором проживал Тютчев, слово «дале» только подчеркивает торжественность всего стихотворения. Указание на то, что природа является для коршуна матерью, призвано отметить связь гордой, свободной птицы и породившей ее вселенной. Синтаксическое удвоение – повторение «два мощных, два больших» указывает на величие и силу коршуна.

История написания

Находясь на дипломатической службе, Тютчев провел за границей более двадцати лет. Его жизнь вдали от родных пенат не была тяжелой – он занимался любимым делом, вместе с ним была его семья, а город Мюнхен за такой долгий период времени так и вообще стал как родной.

Казалось бы – все прекрасно, живи да радуйся! Но все же поэта посещали грустные думы относительно существующего порядка вещей, что понятно по творчеству того периода. Ибо любой творческий человек — как приемник, поглощающий сигналы, приходящие из внешнего мира.

Что-то проходит мимо, а что-то задевает так сильно, что становится поводом для осмысления, а поразившее поэта событие становится источником переживаний, выливающихся затем в стихотворную форму. Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 классЕсли брать все стихи, написанные в тоже время, что и стихотворение «С поляны коршун поднялся» — а это 1835 год, то все они посвящены природе. Поэт наблюдает за ней, пытаясь понять тайные силы, которые движут всем живым в природе и место человека в ней. Не всегда его размышления грустны и полны сожалений, но всегда в его произведениях человек отделен от природы, хотя и стремится увидеть себя в ней.ЗаключениеНесмотря на относительно спокойную жизнь достаточно обеспеченного, а главное, занятого любимым делом человека, Тютчев не мог избавиться от грустных размышлений о несправедливости земной жизни, и о том, что человек лишен настоящей свободы. Возвысившись над природой, человек утратил связь с ней, потерял возможность получать от нее силы и поддержку. Положение «царя земного», властвующего над всеми остальными природными формами, вовсе не гарантирует свободы в действиях. Царь даже не может сверху посмотреть на свои владения, а вот коршун может обозреть землю с высоты.

Здесь можно провести параллель с библейским рассказом об изгнании из райского сада. Зависть к коршуну в небе – это тоска по утраченному раю, грусть по тому, что давным-давно потеряно и невозможно вернуть. И эта неразделимость человека с землей как раз и является наказанием за непослушание Богу. Человек «в поте и в пыли» должен работать, дабы прокормить себя и обеспечивать свое существование. И ему останется только с тоской наблюдать за летящими в небе птицами, горько сожалея об утраченном рае.

Источник: https://gfom.ru/tyutchev_s_polyani_korshun_podnyalsya.php

Краткий анализ стихотворения "С поляны коршун поднялся" | Инфошкола

С поляны коршун поднялся,Высоко к небу он взвился;Всё выше, дале вьется он —И вот ушел за небосклон!Природа-мать ему далаДва мощных, два живых крыла —А я здесь в поте и в пыли.Я, царь земли, прирос к земли!

Романтическое философское стихотворение, в жанровом отношении полностью при надлежащее к оригинальной афористической поэзии автора.

В основе стихотворения — противопоставление человека и птицы. Человек, царь земли, всё же прикован к земле (в метафоре — связан бытовыми хлопотами и размышлениями), а коршун может оторваться от земли и взлететь.

Автор использует эпитеты («выше», «дале», «мощных», «живых»), метафоры («ушёл за небосклон»), архаические слова и словоформы «дале», «к земли»), значимые повторы «Я, царь земли, прирос к земли!»).

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» написано четырёхстопным ямбом, рифмовка смежная.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

  • Жанр: элегия (вид лирики — философская).
  • КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Стихотворение состоит из двух строф.
  • 1-я строфа Описывается полёт гордой птицы:
  • С поляны коршун поднялся, Высоко К небу он взвился …
  • 2-я строфа Лирический герой испытывает восхищение и тайную зависть к свободной птице. Полёт коршуна символизирует свободу:
  • Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла…
  • Человек тоже часть при роды, но он не может быть так же лёгок и свободен:
Читайте также:  Тим талер, или проданный смех - краткое содержание повести крюса

А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли! ..

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ⦁ Тема: разлад между человеком и природой.

⦁ Идея: человек наделён разумом и поэтому считает себя царём природы. Оттого он не может до конца слиться с ней. Человек не так велик, как ему хотелось бы. В противостоянии человека и природы победа остаётся за последней.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ⦁ Эпитет: живые крыле. ⦁ Олицетворения: природа-мать дала, прирос к земли.

⦁ Устойчивые метафоры: природа-мать, царь земли.

Источник: https://info-shkola.ru/kratkij-analiz-stixotvoreniya-s-polyany-korshun-podnyalsya/

TESTSOCH.RU

         Стихотворение «С поляны коршун поднялся» было написано Ф. И. Тютчевым в 1835 году. В этот период времени начинается его дипломатическая карьера. Тютчев по долгу службы должен был жить за границей. Служба его в Государственной коллегии иностранных дел определила его на службу в Германию, жил он в городе Мюнхене.

        Дипломатическая служба в Германии нравилась поэту, однако он знал, что через несколько лет он будет должен вернуться на Родину.

В Мюнхене Тютчев встречает свою первую супругу Элеонору Петерсон, также в его жизни происходит знаменательное событие – знакомство с выдающимися людьми: философом Фридрихом Вильгельмом Йозефом фон Шеллингом и величайшим немецким поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом фон Гете.

        Знакомство с величайшими людьми оставило в жизни молодого Тютчева неизгладимый след. Он начинает переосмыслять свою собственную жизнь с философской точки зрения.

  •         В этот период созревания новой личности и появляется на свет стихотворение «С поляны коршун поднялся», в котором Тютчев попытался философски взглянуть на взаимосвязь человека с природой и на понимание слова «свобода».
  • С поляны коршун поднялся,Высоко к небу он взвился;Все выше, далее вьется он –
  • И вот ушел за небосклон!
  •         Тютчев в образе коршуна видит свободную и вольнолюбивую личность, которая постоянно стремиться к совершенству – коршун долетает до неба (символ этого самого совершенства и свободы), он является властелином небесного пространства.
  • Автор восхваляет образ птицы.Природа-мать ему дала
  • Два мощных, два живых крыла…

        Птица, в отличие от человека, имеет возможность  быть вольной и ничем никому не обязанной. Крылья за один короткий миг помогают ей скрыться от людских глаз. Человек же не имеет подобных крыльев, он не может убежать прочь от своих проблем, от мирской суеты.

А я здесь в поте и в пыли.Я, царь земли, прирос к земли!..

  1.         Однако, несмотря на то, что птица столь совершенна, человек по своему рангу в мире природы выше ее, он – царь земли, он обладает более ценными вещами, чем простая свобода, но в то же время этой самой свободы ему остро и не хватает.
  2.         Стихотворение состоит из двух четверостиший, написано четырехстопным ямбом.
  3.         Тютчев в своем произведении «С поляны коршун поднялся»  заставляет читателя понять то, что его долей является жизнь на земле, небо для него недостижимо, следовательно – большего желать не стоит, так как человек – царь на земле, а коршун – повелитель неба.

Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

Источник: https://testsoch.ru/analizy-stihotvoreniy/tyutchev/analiz-stixotvoreniya-f-i-tyutcheva-s-polyanyi-korshun-podnyalsya.html

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…»

Стихотворение «С поляны коршун поднялся» было написано Тютчевым в 1835 и представляет собой небольшую зарисовку из обыденной жизни — наблюдение за полётом птицы. Время написания стихотворения совпадает с периодом, когда поэт жил заграницей.

Поэтому в произведении можно отметить наличие нескольких границ — условных и реальных. Поэт ощущает себя в определенных рамках, что и нашло отражение в его стихотворении.
Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс
Своеобразный, характерный Тютчеву художественный прием — проведение параллели между явлением природы и состоянием души — основа композиции стихотворения. Практически любая мысль человека может найти отражение в окружающей его природе. Размышления поэта о способности птиц свободно парить в воздухе противопоставляются статичному состоянию человека: «Я, царь земли, прирос к земли!..» Мысль человека не обладает такой же свободой, как птица, для которой не существует границ. Коршун вскоре скрывается из виду, и вместе с ним заканчивается возможность лирического героя узнать, что там дальше, вне поля его зрения, так как полет человеческой мысли ограничен знаниями самого человека — существуют некие границы разума.

В строке «Я, царь земли, прирос к земли!..» прочитывается ироничное отношение автора к положению человека на земле — хоть и находится на высшей ступени развития, человек не всесилен. Природа наделила человека разумом, но дала коршуну два «живых» крыла, которые подарили птице свободу, в то время как человек словно «прирос» к земле.

Употребление глаголов в форме настоящего времени подчеркивает, что действие происходит в этот самый момент — коршун «поднялся», «взвился», «ушел». И путем противопоставления поляны и неба, которые описаны в стихотворении, поэт разделяет понятия земного мира и мира свободы и простора.

Так же в стихотворении противопоставляются реальная картина действительности и размышления лирического героя. В первой строфе перед читателем появляется коршун, который поднимаясь с земли, устремляется в небо.

Во второй строфе перед читателем раскрывается внутренний мир человека, который размышляет о том, как мать-природа наградила свободой передвижения птицу, а его оставляет на месте:

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

«А я здесь в поте и пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..»

Необычайно тонкое чувство природы, которое выражается в конкретных понятных всем словах и образах, является отличительной чертой поэзии Тютчева. Природа для поэта становится источником вдохновения, раскрывая мысли и чувства самого Тютчева через природные явления, поэтому практически все стихотворения композиционно напоминают быстрое движение мысли на фоне пейзажных зарисовок.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-stihotvorenija-tjutcheva-s-poljany-korshun-podnjalsja.html

"С поляны коршун поднялся…": анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «С поляны коршун поднялся…» написано в период дипломатической службы Тютчева, драматических личных отношений и глубоких раздумий о жизни и свободе человека. Это короткое стихотворение вызвано мыслью о естественной воле птицы и плене человеческого существования.

Тема стихотворения по существу романтическая и восходит к традиционному сопоставлению вольной птицы — орла — и человека-узника. В стихотворении Пушкина «Узник» (1822) лирический герой обретает полную свободу, душой сливаясь со стихией ветра, образы человека и орла в нём неразличимы. В стихотворении А.Д.

Илличевского, лицейского товарища Пушкина, «Орёл и человек» (1827) поэтический вывод иной: «орёл под своды неба вьётся», а человек «пресмыкается в пыли».

Почему столь по-разному решается поэтическая тема вольной птицы и участи человека? Разумеется, это зависит прежде всего от мироощущения и настроения поэта, однако важен также и философский взгляд, определяющий мысль художника.

Ведь самый главный вопрос жизни — это вопрос внутренней свободы, от которой зависит всё наше существование: труд, творчество, любовь, дружба.

Эти разные поэтические решения одной темы едины в том, что для человека стремление к свободе естественно, независимо от того, торжествует ли его душа в полёте к ней или тоскует в неспособности оторваться от душной повседневности и её плена.

В своём стихотворении Тютчев уходит от романтической трактовки темы: во-первых, традиционный образ орла сменяется образом коршуна, с которым в фольклоре связаны зловещие интонации и мотивы.

Во-вторых, у Тютчева звучит не столько жалоба на то, что человека удерживает паутина земной жизни и он не может вырваться из неё из-за своих слабостей, сколько упрёк природе, которая не дала ему силы, способной преодолеть притяжение земли. Стихотворение Тютчева — это протест против унизительного положения человека в мире.

Последняя строка: «Я, царь земли, прирос к земли!..» — оксюморон. Вероятно, именно на немощность «царя земли» обратил внимание при чтении стихотворения Л.Н. Толстой, подчеркнув эту строку.

Стихотворение развивается в такой последовательности: первая строфа живописует яркую динамичную картину жизни.

Воплощение природной силы дано в образе хищной птицы, царящей в полёте, — Тютчев передаёт движение и власть коршуна над стихией нарастающими по интенсивности действия глаголами: «поднялся — взвился — вьётся — ушёл за небосклон».

Далее следует рассуждение, основанное на сравнении мощных, живых крыльев коршуна — подарка матери-при-роды — с жалкой участью обделённого, слабого человека. Заканчивается стихотворение страстной фразой, содержащей и сарказм, и протест: «А я здесь в поте и в пыли, // Я, царь земли, прирос к земли!..»

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/tjutchev_f_i/s_poljany_korshun_podnjalsja_analiz_stikhotvorenija_tjutcheva/112-1-0-1984

Презентация "Ф.И. Тютчев "С поляны коршун поднялся…"" 6 класс

Ф.И.Тютчев

«С поляны коршун поднялся…»

6 класс

В1835 году Ф.И.Тютчев создает стихотворение «С поляны коршун поднялся…». На написание этого произведения его подтолкнуло наблюдение за коршуном. Он на глазах автора поднялся в воздух и летел все выше и выше пока не растворился в небе. Поэт восхищался птицей и немного завидовал ей, ведь она может то, что неподвластно человеку. Для него этот полет символизировал внутреннюю свободу

Начинается стихотворение с полета коршуна. Начало спокойное, плавное, размеренное, широкое и свободное, чтобы как можно лучше передать увиденное.

Тютчев восхищается природной мощью этой благородной птицы. «Природа… дала крылья», — отмечает писатель.

Следующая строфа — это размышление лирического героя. Он сравнивает человека с птицей. Птица мощная, сильная и свободная, она может летать, а человеку этого не дано. Последняя строка раскрывает всю суть стихотворения. Автор говорит, что человек есть царь земли, но он навечно к ней прирос

Человек – существо мыслящее, он этим и выделен из природы. Человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга». Для разума человека есть граница, предопределённая и неизбежная. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле.

Читайте также:  Хронологическая таблица достоевского (жизнь и творчество)

Вид коршуна, поднявшегося с поляны и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы.

источники

https://ae01.alicdn.com/kf/HTB1EsJmJVXXXXcKXVXXq6xXFXXXb/A-font-b-Man-b-font-font-b-Sky-b-font-Background-Array-Fantasy-Artwork-Fabric.jpg

https://cs409520.vk.me/v409520826/4f83/yuYTC2vcW2c.jpg раскольников

https://img-fotki.yandex.ru/get/197807/422446132.2c/0_186dda_eed10469_XXL.jpg

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/a/4/f/160114053942a4fdccbd2c4c44dc40bd79f8a2559f9f19360x360712.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/43800/182470069.27b/0_161e79_61fbd3a0_XL.jpg

https://news-front.info/wp-content/uploads/2015/07/Orel_original.jpg

https://www.fotokonkurs.ru/uploads/photos/contests/2012/05/08/1/d31aa7de436c3642f3d20c99498370b7/1024.jpg

https://photo.qip.ru/photo/indika.photofile/200847032/xlarge/213820880.jpg

https://mota.ru/upload/wallpapers/source/2013/08/26/19/04/37231/tGUGOnfLud.jpg

https://alextochin.com/_ph/2/819406107.jpg

https://cs5.livemaster.ru/storage/8d/bc/7f776fc257b12e19f66a62a94952—kartiny-i-panno-dyhanie-oseni-akvarel-21-na-15-sm.jpg

https://koskin-dom.narod.ru/uploads/image/gifload/image_1132.gif

https://www.brothaashproductions.com/soaring_eagle_lg_clr.gif

https://mainview.ru/wp-content/uploads/2012/08/Mother-Nature-2.jpg

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

Источник: https://uchitelya.com/literatura/93540-prezentaciya-fi-tyutchev-s-polyany-korshun-podnyalsya-6-klass.html

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

Молодому Тютчеву пришлось начинать свою карьеру со службы за границей, и за несколько десятилетий он успел побывать во Франции и Германии. Последние годы за границей поэт служил в Мюнхене — городе, который стал для него почти родным. Автор не мечтал о возвращении в Россию, хотя понимал, что рано или поздно это все равно произойдет.

В этот момент его больше всего занимали мысли философского свойства, поэт пытался постигнуть суть вещей и найти ответы на вопросы о том, почему даже в любимом Мюнхене рядом с обожаемой супругой время от времени он испытывает чувство всепоглощающей тоски.

В 1835 году Тютчев создает стихотворение под названием «С поляны коршун поднялся…», в котором попытался понять причину тех противоречивых чувств, которые периодически обрушивались на него, мешая наслаждаться светской и семейной жизнью.

Поводом для написания этого стихотворение стало наблюдение за коршуном, который на глазах поэта взвился в небо, поднимаясь все выше и выше, пока совсем не «ушел за небосклон». За его полетом Тютчев наблюдал с восхищением и некоторой тайной завистью, так как понимал, что этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку.

Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств.

Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..», — отмечает автор.

В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом.

Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно.

Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья.

Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

Анализ стихотворения Тютчева «С поляны коршун поднялся…»

Источник: https://essay.englishtopic.ru/analiz-stixotvoreniya-tyutcheva-s-polyany-korshun-podnyalsya/

“С поляны коршун поднялся…” анализ стихотворения Тютчева

Федор Иванович Тютчев написал стихотворение “С поляны коршун поднялся” в 1835 году. Это был так называемый второй период в творчестве поэта. Жизнь его протекала в то время за границей, в Мюнхене.

Он служил камергером. Работа не занимала много времени, и Тютчев в свободное время писал стихи и занимался делами дома и семьи. Стихотворение получилось изящным, кратким, афористичным.

Главная тема стихотворения – отношение человека к природе, к свободе, воле, к себе, к своему предназначению на земле. Мы наблюдаем острую, болезненную зависть человека к птице как к живому произведению природы. Зависть эта не черная, она благородная и искренняя. В ней слышится восхищение свободным полетом коршуна, его независимостью и безразличием к земным заботам.

Коршун поднимается с поляны гордо и равнодушно, небо влечет его инстинктивно. Тютчев стихотворением хотел донести до читателя никчемность чрезмерной человеческой суетливости. Оказывается, сила живущего – в смелом прыжке, во взмывании вверх, в преодолении условностей и помех.

У поэта коршун не просто птица, а птица – высокого полета. Тютчев между строчками призывает людей жить свободно, широко, в гармонии с собой, с совестью и миром, который дает человеку многолетний приют.

Сюжетную линию стихотворения можно разбить на событийные отрезки:

Поляна. На ней сидит коршун. Коршун медленно отрывается от поляны. Взмахи крыльев его пока медлительны и грациозны. Птица мгновенно набирает обороты.

Взвивается в небо, как стрела. Коршун летит все выше, становится точкой и исчезает в облаках.

Автор размышляет о том, что природа благосклонно когда-то подарила коршуну отличное средство для полета – сильные, быстрые крылья. Автор разочарованно сетует о жизни человека на земле.

Он не понимает, почему царь земли – человек прирос к ней мертво и трудится на ее благо в суровых жизненных условиях.

  • И почему простая птица так счастлива в своем поднебесье.
  • Чтобы определить размер стихотворения, нужно разбить строчки на слоги:
  • Спо-ля-ны-кор-шун-под-нял-ся Вы-со-ко-кне-бу-он-взвил-ся Все-вы-ше-да-ле-вьет-ся-он И-вот-у-шел-за-не-боск-лон При-ро-да-мать-е-му-да-ла Два-мощ-ных-два-жи-вых-кры-ла А-я-здесь-впо-те-ив-пы-ли Я-царь-зем-ли-при-рос-кзем-ли!

Ударение падает на 2, 4 и 8 слоги. Слоги четные. Вывод: это Ямб с конечным Пиррихием. Стихотворение состоит из двух четырехстрочных строф. В первой строфе – наблюдение за полетом коршуна.

Во второй – размышление автора о несправедливом решении матушки-природы. Рифма – смежная , мужская .

В стихотворении есть Эпитет “живые крыла” ; Олицетворения – “коршун взвился, вьется”, “ушел за небосклон”, “природа-мать дала”, “прирос к земли”; устойчивые Метафоры – “природа-мать”, “царь земли”.

Образ лирического героя – образ человека, стремящегося к независимости и свободе. В Образе коршуна собрано представление о вольной, беспечной жизни. Воля и свобода сравнивается с небом, с полетом, с личным, неприкосновенным пространством, с правом выбора жизненной территории.

В поэтической направленности стихотворении “С поляны коршун поднялся” прослеживаются и признаки европейского Романтизма, и ноты чисто русского лиризма. Один из самых ярких литературных критиков 20 столетия Юрий Тынянов считал, что почти все стихи Тютчева – это “сжатые оды”. Сложно назвать разбираемое стихотворение одой, даже сжатой. Но что-то героическое в нем все-таки есть.

Лучше всего отнести его к элегии, так оно проникнуто грустью и легкой печалью.

Источник: https://studentguide.ru/sochineniya-na-raznye-temy/s-polyany-korshun-podnyalsya-analiz-stixotvoreniya-tyutcheva.html

Федор Тютчев — С поляны коршун поднялся: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился; Всё выше, дале вьется он —

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Тютчева

Молодость Тютчева и начало его службы были тесно связны с Европой: он побывал во многих городах Германии и Франции, а последние годы службы провел в немецком Мюнхене, где вел безбедный и светский образ жизни.

Однако поэт часто ловил себя на противоречивых мыслях: воспоминания о родных просторах, ностальгия и светлая грусть по Родине неизменно проявлялись в философских произведениях, бередили душу автора и выливались на бумагу.

Этот же мотив и размышления о собственной жизни прослеживаются в произведении «С поляны коршун поднялся».

Исторические факты и предпосылки создания

Находясь с постоянных раздумьях, в поисках ответа на свои вопросы, поэт не может наслаждаться жизнью, на чужбине все чаще чувствуется тоска по родным краям, в которые он не может вернуться. На фоне происходящего в 1835 году рождается произведение, в котором автор восхищается головокружительным полетом коршуна, его свободой, которой поэт даже немного тайно завидует.

Жизненные обстоятельства Тютчева не дают возможности совершить подобный «полет», насладиться долгожданной свободой и независимостью от чужих решений.

Тема, идея, основная мысль

Тематика: философская. Описание вольной и свободолюбивой птицы, которая может выбирать, где ей находиться, в отличии от автора. Коршун, одаренный природой двумя крыльями, способен свободно перемещаться, вне зависимости от обстоятельств, следуя лишь своим пожеланиям.

Основная идея состоит в том, что автор не видит для себя таких возможностей, он будто закреплен за одним местом, его доля: грустно наблюдать за вольной пташкой, не имея подобных перспектив.

Средства художественного наполнения

Автор использует литературную лексику, наполняя произведение звучным, даже громогласным, чувством печали.

Композиция произведения

Эмоциональный лейтмотив произведения – легкая печаль, скрытые мечты, лиричное противопоставление своей «приземленности» и безудержного птичьего полета.

Обе строфы имеют законченную мысль: первая – обрисовывает яркие возможности, символизирующие независимость, о которой втайне мечтает творец, вторая – описывает действительность создателя, в которой он открывает посредственность своего образа жизни.

Поэтическая лексика

  • Автор лаконично совмещает иронию и гиперболу «…царь земли, прирос к земли!»
  • Отчетливо прослеживается параллелизм между коршуновой свободой и своим «бременем» — жизнь на чужбине.
  • Тютчев в стихотворении использует эпитеты «…мощных, …живых крыла», описывая величие подарков природы, олицетворяя и «оживляя» ее (Природа-мать)
  • Размер, рифма Двухстопный ямб, рифма парная (а-а-б-б)
  • Используемые стилистические фигуры Основной фигурой выступает антитеза – противопоставление рассказчика (автора) с птицей, не знающей границ и обязанностей. Также интересна используемая инверсия : «коршун поднялся, …к небу он взвился…»
  • Поэтическая фонетика в произведении Отчетливо прослеживается аллитерация и ассонанс: -лся, -он – в первой строфе, -ла, -ли – во второй.

Образ лирического героя, авторское «Я» Главные роли играют сам автор и свободная птица. Такой тандем противоположностей подчеркивает их противопоставление.

Литературное направление Романтизм

Жанр Элегия, стихотворение

Заключение

Автор противопоставлял земную жизнь, наполненную суетой и обыкновением, птичьему полету, безграничному и безудержному. Человеку не дано «летать» — не только в прямом смысле, а и в переносном: приземленность людей, посредственная зависимость от обстоятельств вызывают у поэта звенящее чувство тоски. Ему остается лишь мечтать и наблюдать беззаботный полет коршуна.

Читать стих поэта Федор Тютчев — С поляны коршун поднялся на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/fedor-tyutchev-s-polyany-korshun-podnyalsya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]