Герой мифологии древних греков, царь острова Итака, участник Троянской войны, отважный воин и умелый оратор. В «Илиаде» Гомера присутствует как ключевой персонаж. В поэме «Одиссея» — главный герой. Особенность Одиссея — изворотливый характер, умение хитростью выходить из опасных ситуаций, спасая себя и товарищей. Поэтому «хитроумный» стало одним из постоянных эпитетов героя.
История создания
Образ Одиссея стал отражением эпохи освоения греками морских просторов.
Ситуации, когда воины отправлялись в плавание на своих кораблях и их связь с родными на долгое время оказывалась оборвана, нашли в истории о странствиях Одиссея свое мифологическое воплощение.
О приключениях героя и о его пути домой, к жене Пенелопе, писали Гомер («Илиада», «Одиссея»), Еврипид («Гекуба», «Киклоп»), Софокл («Аякс», «Филоктет») и прочие авторы.
Гомер, Еврипид, Софокл
Различные эпизоды из жизни героя запечатлены в виде рисунков на греческих вазах. По ним же можно восстановить предполагаемый облик героя. Одиссей — зрелый бородатый мужчина, часто изображается в овальной шапочке, которую носили греческие моряки.
Биография
Одиссей рожден от брака аргонавта Лаэрта, царя Итаки, и внучки бога Гермеса — Антиклеи. Дед героя Автолик носил гордое прозвание «самого вороватого из людей», был ловким мошенником и лично от Гермеса, своего отца, получил разрешение клясться именем этого бога и нарушать клятвы. Сам Одиссей женат на Пенелопе, которая родила герою сына Телемаха.
Одиссей на амфоре
Одиссей встретил свою будущую жену Пенелопу в Спарте, куда прибыл, чтобы в числе прочих женихов свататься к Елене Прекрасной.
Желающих жениться было множество, отец же Елены опасался делать выбор в пользу кого-то одного, чтобы не навлечь гнев остальных.
Хитроумный Одиссей подал свежую идею — предоставить право голоса девушке, чтобы та выбирала жениха сама, а женихов связать клятвой, что в случае надобности все они помогут будущему мужу Елены.
Елена выбрала Менелая, сына микенского царя. Одиссей же положил глаз на Пенелопу. Отец Пенелопы дал слово, что выдаст дочь за того, кто одержит победу в соревнованиях в беге.
Когда победителем стал Одиссей, отец попытался отговорить Пенелопу от этого замужества и остаться дома.
Одиссей повторил свою уловку и дал невесте выбирать самой — остаться с отцом или отправиться с ним, а та, несмотря на уговоры родителя, выбрала героя. Сыграв свадьбу, Одиссей с молодой женой вернулся на Итаку.
Одиссей и его жена Пенелопа
Когда Парис похитил Елену, бывшие женихи засобирались на Троянскую войну. Оракул предсказал Одиссею, что если тот отправится под Трою, то вернется домой спустя 20 лет, нищим и без спутников. Герой попытался «откосить» от этого мероприятия. Одиссей попытался прикинуться сумасшедшим, но был разоблачен.
Мужчина принялся засевать поле солью, запрягши в плуг быка и коня, но, когда под плуг подбросили его новорожденного сына, вынужден был остановиться. Так стало ясно, что Одиссей вполне отдает себе отчет в своих действиях, и герою пришлось отправляться на войну. По версии Гомера героя уговаривал отправиться под Трою царь Агамемнон, который ради этого прибыл на Итаку.
Одиссей и его корабль
Под Трою Одиссей приходит с 12 кораблями. Когда корабли пристают к берегу, никто не хочет сходить. Очередное предсказание обещает, что первый, кто ступит на землю Трои, непременно погибнет.
Первым оказаться никому не хочется, поэтому Одиссей спрыгивает с корабля, и люди идут за ним.
Хитроумный герой совершает обманный маневр и бросает себе под ноги щит, так что получается, что первым на троянскую землю ступил все-таки не он, а тот, кто спрыгнул следом.
За время войны Одиссей успевает свести личные счеты, выставив предателем человека, который бросил под плуг его сына, тем самым вынудив героя идти на войну. Для победы необходим ряд условий, и Одиссей одно за другим выполняет их.
Добывает лук Геракла, который остался у Филоктета, брошенного еще в начале войны на острове и озлобленного на остальных. На пару с Диомедом крадет из Трои изваяние богини Афины.
Наконец, Одиссей подает идею со знаменитым Троянских конем, благодаря которому вместе с прочими воинами попадает за стены города.
Троянский конь
После победы под Троей корабли поворачивают назад и начинаются скитания Одиссея по морю. Герой переживает множество злоключений, в ходе которых теряет корабли и команду, и возвращается на Итаку спустя 10 лет после отплытия от берегов Трои.
На Итаке тем временем женихи осаждают Пенелопу, утверждая, что Одиссей давно погиб и надо бы вторично выйти замуж, выбрав кого-то из них.
Герой, обращенный Афиной в старика, приходит в собственный дворец, где его не узнает никто, кроме старой няньки и пса.
Пенелопа предлагает женихам состязание за свою руку — натянуть лук Одиссея и пустить стрелу сквозь 12 колец. Женихи подвергают оскорблениям Одиссея в облике старика, но справиться с луком никто из них не может. Тогда сам Одиссей пускает стрелу, таким образом открыв себя, а затем вместе со своим подросшим сыном Телемахом устраивает кровавое побоище и убивает женихов.
Скитания Одиссея
На этом странствия героя, однако, не заканчиваются. Родичи убитых им женихов требуют суда. Одиссей по решению третейского судьи оказывается на 10 лет изгнан с Итаки, где царем остается сын героя Телемах. Кроме этого, на героя гневается бог Посейдон, которого герой оскорбил, ослепив сына бога Полифема, циклопа-великана.
Чтобы умилостивить бога, Одиссей должен с веслом на плечах идти пешком через горы, чтобы найти землю, где люди никогда не слышали о море. Одиссей находит землю, где его весло принимают за лопату, и останавливается там. Посейдон прощает героя, после того как тот приносит жертвы, а сам Одиссей женится на местной царице.
Одиссей
Дальнейшая судьба героя в разных источниках описывается по-разному. Одиссей либо умер в чужих землях (в разных версиях — в Этолии, Этрурии, Аркадии и т.д.
), не вернувшись домой, либо вернулся после истечения срока изгнания на Итаку, где по ошибке был убит собственным сыном, рожденным от колдуньи Цирцеи.
Есть даже версия, по которой Одиссей был превращен в коня да так и умер в этом облике от старости.
Легенды
Наиболее знаменитые приключения героя случились на пути из Трои домой и описаны в поэме Гомера «Одиссея».
Возвращаясь, корабли Одиссея причаливают то к одному, то к другому острову, населенному мифологическими существами, и каждый раз герой теряет часть людей. На острове лотофагов растут лотосы, дарующие забвение тем, кто их съест.
На острове циклопов живет одноглазый великан-людоед Полифем, сын Посейдона. Герои пытаются найти приют на ночь в пещере Полифема, и тот съедает некоторых из людей Одиссея.
Одиссей и циклоп Полифем
Герой и оставшиеся в живых спутники ослепляют Полифема, выколов заостренным колом единственный глаз гиганта, а затем спасаются при помощи овец.
Слепой великан исследует овец на ощупь, прежде чем выпустить тех из пещеры, но не находит героев, вцепившихся в шерсть животных снизу, и так те выбираются из пещеры.
Однако Одиссей называет великану свое настоящее имя и тот обращается с воплем о помощи к своему отцу Посейдону. С той поры Посейдон гневается на Одиссея, что не делает путь героя домой по морю проще.
Одиссей и Цирцея
Сбежав от Полифема, герои попадают на остров бога ветров Эола. Тот преподносит Одиссею мех, внутри которого скрыты ветры. Герой не должен развязывать этот мех, пока не увидит берегов родной Итаки. Одиссей с командой почти добирается до дома, но его люди, думая, что внутри меха скрыто сокровище, развязывают тот, пока герой спит, выпускают ветры на волю, и корабль относит далеко в море.
Одиссей и сирены
На острове колдуньи Цирцеи спутники Одиссея превращаются в животных, отведав угощения, а сам герой зачинает с колдуньей сына, который, по одной из версий, станет причиной его смерти.
С Цирцеей герой проводит год, а затем отправляется дальше и минует остров сирен, которые очаровывают и губят моряков пением, а после проплывает между громадным водоворотом Харибдой и шестиглавым чудищем Сциллой, которое сжирает еще шестерых членов команды.
Одиссей и Калипсо
Постепенно Одиссей теряет всех спутников и на острове у нимфы Калипсо оказывается в одиночестве. Нимфа влюбляется в Одиссея, и герой проводит с нею 7 лет, потому что на острове нет ни одного корабля, чтобы уплыть. В конце концов нимфе является Гермес и велит отпустить героя. Одиссей наконец-то может построить плот и уплыть.
Интересные факты
- Имя героя стало нарицательным. Слово «одиссея» означает долгое путешествие со многими препятствиями и приключениями и часто встречается в контекстах, далеких от древнегреческих реалий. Например, в названии фильма Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года», снятом в 1968 году по мотивам рассказа Артура Кларка, или в названии приключенческого романа Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада».
- В литературе Нового времени часто можно встретить образ Одиссея — переработанный или взятый «как есть». В книге Терри Пратчетта «Эрик» появляется персонаж по имени Виндриссей — иронически переосмысленная вариация на тему Одиссея. В 2000 году вышел двухтомный роман Генри Лайона Олди «Одиссей, сын Лаэрта», где повествование ведется от лица героя.
Арнольд Вослу в роли Одиссея
- Образ Одиссея проник и в кинематограф. В 2013 году вышел франко-итальянский сериал «Одиссей», где речь идет не о странствиях героя, но о семье, которая ждет его возвращения, об интригах и заговорах женихов, которые хотят захватить трон, и о событиях, которые происходят после того, как царь возвращается на остров. В 2008 году вышел приключенческий фильм Терри Ингрэма «Одиссей: Путешествие в подземный мир», где героя сыграл актер Арнольд Вослу.
- Одиссей — один из персонажей компьютерной игры в жанре стратегии «Age of Mythology», выпущенной в 2002 году.
Источник: https://24smi.org/person/1271-odissei.html
Странствия Одиссея
Одиссей — герой древнегреческой мифологии. Он был царем Итаки, прославившимся как участник Троянской войны. Приключения Одиссея были описаны в ряде произведений литературы, самым известным из которых была «Одиссея» Гомера.
После разрушения Трои, Одиссей на двенадцати кораблях, груженных богатой добычей, отправился к себе на родину, в Итаку.
2Исмар (город киконов)
Через несколько дней плаванья ветер принес корабли Одиссея к земле киконов. На берегу был расположен город Исмар. Одиссей вступил в бой с жителями Исмара и разрушил часть города, большая часть жителей которого была убита.
Одиссей предложил своим спутникам спешно покинуть город, но они отвергли его совет и целую ночь пировали. В это время успевшие спастись бегством жители Исмара позвали на помощь соседей и вступили в бой с греками.
Целый день билось одиссеево войско с киконами, держась вблизи кораблей, и только на заходе солнца им пришлось отступить перед сильными врагами.
Трижды окликнул Одиссей каждого из павших в сражении — таков был обычай — и затем отплыл со своею дружиной, скорбя о погибших.
3Страна лотофагов
Добравшись до острова Кифера у побережья Лаконики, Одиссей собирался обогнуть Пелопоннес, но сильный ветер неожиданно понес его на юг. Через девять дней греки оказались у Ливии, в местности, населенной поедателями плодов лотоса — лотофагами. Сладкий плод лотоса имел страшное свойство: тот, кто его пробовал, навсегда забывал о своей родине.
Высадившись на берегу, Одиссей отправил на разведку трех человек. Их встретили лотофаги и угостили лотосом. Поев плодов, спутники Одиссея забыли, зачем их послали. Не дождавшись их возвращения, Одиссей с небольшим отрядом отправился на поиски. Они отыскали пропавших, силой привели их обратно на корабль, привязали к корабельным скамьям и вышли в море.
4Остров циклопов
Через некоторое время, заблудившись ночью в тумане, Одиссей был вынужден причалить к острову, где в глубоких пещерах жили одноглазые великаны-циклопы. Они разводили овец и пасли свои стада в горах. Несмотря на мирное занятие, циклопы были кровожадными людоедами.
Одиссей и его товарищи зашли в одну из пещер. Хозяина не было дома. Путешественники нашли большой запас сыров и ведра с простоквашей. Пещера принадлежала циклопу Полифему, сыну морского бога Посейдона.
Вернувшись с пастбища и загнав в пещеру свое стадо, Полифем обнаружил непрошенных гостей. Циклоп схватил двоих товарищей Одиссея и съел их. Затем, завалив вход в пещеру огромным камнем, улегся спать.
На другой день Полифем, как обычно, отправился пасти свои стада, а пленников оставил в пещере, не забыв закрыть вход.
Вечером, когда Полифем вернулся в пещеру, Одиссей предложил ему выпить вина, мех с которым захватил с корабля. Циклопы не знали виноделия, и незнакомый напиток так понравился Полифему, что он осведомился об имени Одиссея, пообещав, что сожрет его в последнюю очередь.
Одиссей сказал, что его зовут Никто, и поблагодарил за обещанную милость. Вскоре великан опьянел и заснул. Тогда Одиссей взял острый кол и пронзил им единственный глаз людоеда. На отчаянный вопль Полифема сбежались другие циклопы и стали спрашивать, кто причинил ему обиду, заставляющую так страшно кричать.
Полифем ответил: «Никто!» Великаны, пожав плечами, отправились спать.
Лишенный зрения циклоп, сколько ни старался, не мог поймать Одиссея и его товарищей в огромной, полной закоулков пещере. Тогда он надумал перехватить их у выхода, когда они попытаются бежать. Полифем отвалил камень, закрывающий выход, и стал ждать.
Уже рассвело и стадо Полифема проснулось, животные потянулись наружу. Великан ощупывал спины проходивших мимо него животных.
Одиссей спрятался под брюхом одного из баранов, товарищи последовали его примеру, и таким образом беспрепятственно покинув пещеру, они вернулись на свои корабли.
5Эолия
В следующий раз Одиссей остановился на острове Эолия, где обитал бог Эол. Он приветливо встретил путешественников, и те гостили у него целый месяц. Перед отплытием в дальнейший путь Эол вручил Одиссею завязанный серебряной нитью мех.
В этом мехе Эол поместил все подвластные ему бурные ветры, кроме ласкового западного Зефира, который должен был нести корабли Одиссея в сторону его родной Итаки.
Эол сказал Одиссею, чтобы он не развязывал серебряную нить на мешке до того, как приплывет домой.
Путешествие было спокойным. Одиссей уже приближался к Итаке, но от сильной усталости погрузился в сон.
Спутники Одиссея, полагавшие, что в мешке Эола находятся богатые дары, украдкой развязали серебряную нить. Ветры вырвались и понеслись домой к Эолу, гоня корабль Одиссея впереди себя.
Путешественники вскоре вновь оказались на острове Эола и стали просить у него помощи, но разгневанный бог прогнал их.
Плыл Одиссей шесть дней и ночей и прибыл в страну лестригонов, в большой город, называемый Ламос. Заметив удобную пристань между высоких утесов, путешественники направили в нее свои корабли и там бросили якорь. Но Одиссей, несмотря на то, что залив был удобен и море было тихое, поставил свой корабль около входа в залив.
Трое спутников Одиссея высадились на берег, чтобы узнать, какие живут здесь люди. Вскоре они дошли до дороги, и она привела их к роднику. Там они встретили женщину исполинского роста с кувшином на плечах.
Путешественники спросили у нее, кто обитает в этой стране и кто этим городом правит. Она им объяснила, что здесь живут лестригоны, а она — царская дочь, и указала им дом своего отца Антифата, царя лестригонов.
Пришли они в царский дом огромной вышины, встретили там жену царя, а затем явился и сам Антифат. Он тотчас схватил одного из посетителей и съел его. Увидев это, двое остальных бросились бежать к своим кораблям.
Но царь лестригонов поднял страшный крик и созвал весь город, сбежались отовсюду толпы лестригонов. Подбежав к пристани, стали они бросать камни в корабли. Как рыб нанизали лестригоны греков на колья и унесли на съедение в город.
И только один корабль Одиссея, спрятанный за утесом, остался цел.
7Остров Эя (У Цирцеи)
Устремившись по морю на восток, Одиссей вскоре достиг острова Эя, где жила колдунья Цирцея, дочь бога солнца Гелиоса. Друг Одиссея Эврилох и с ним еще 22 человека пошли осмотреть остров.
В центре его, на широкой поляне, они увидели дворец Цирцеи, вокруг которого бродили волки и львы. Хищники, однако, не напали на людей Эврилоха, а стали ластиться к ним, махая хвостами.
Греки не знали, что эти звери на самом деле были людьми, заколдованными Цирцеей.
Сама Цирцея тоже вышла к грекам и, приветливо улыбаясь, предложила им трапезу. Все согласились, кроме осторожного Эврилоха. Он не пошел в дом Цирцеи, а стал подглядывать в окна за тем, что там происходило.
Богиня поставила перед путешественниками вкусные яства с добавленным в них волшебным зельем. Когда греки отведали его, Цирцея прикоснулась к ним волшебным жезлом, превратила их в свиней и загнала в свинарник.
Эврилох вернулся к Одиссею и рассказал о произошедшем. Одиссей бросился выручать товарищей. По пути ему явился бог Гермес и дал средство, которое могло предохранить от колдовства Цирцеи. Это был пахучий белый цветок «моли» с черным корнем. Когда Одиссей добрался до дома Цирцеи, она и его пригласила к столу.
Однако, поедая ее угощенье, герой, по совету Гермеса, все время нюхал волшебный цветок. Затем Цирцея прикоснулась к Одиссею своим жезлом. Но колдовство не подействовало. Одиссей вскочил и занес над Цирцеей меч. Колдунья стала просить пощады, суля, что будет хорошо обращаться с Одиссеем. Цирцея превратила спутников Одиссея обратно в людей.
После этого путешественники провели на острове Эя целый год.
Тоскуя по Итаке и по своей жене Пенелопе, Одиссей все же решил покинуть Цирцею.
Та посоветовала ему вначале побывать в подземном царстве мертвых бога Аида и вопросить живущую там тень знаменитого предсказателя Тиресия Фивского о своей дальнейшей судьбе.
Одиссей побывал в царстве мертвых, побеседовал со многими героями, погибшими в Троянской войне, видел свою покойную мать и услышал пророчество об исходе своего путешествия: «Будешь в Итаке, хотя и великие бедствия встретишь».
8Остров сирен
Цирцея заранее предупредила Одиссея, что ему придется проплывать мимо острова сирен, кровожадных женщин с телом и ногами птиц. Прекрасным, чарующим пением они завлекали моряков на свой остров и предавали лютой смерти, разрывая на куски.
Цирцея посоветовала Одиссею залепить своим людям уши воском, чтобы они не слышали, как поют сирены.
Если же сам Одиссей хочет насладиться их прекрасным пением, то пусть прикажет своим спутникам крепко привязать себя к мачте и не отвязывать, несмотря ни на какие просьбы.
Одиссей поступил так, как велела Цирцея. Сладостными песнями сирены манили Одиссея направить судно к их острову. Он рвался из веревок и просил, чтобы товарищи отвязали его. Но те привязали его еще крепче. Корабль благополучно миновал сирен, которые от злости лишили себя жизни.
9Сцилла и Харибда
Путешественников поджидала новая опасность: им нужно было миновать узкий пролив между двумя чудовищами — шестиголовой ненасытной Сциллой и свирепой Харибдой. Трижды в день Харибда втягивала в свою утробу воду и трижды извергала, так что страшный водоворот постоянно крутился возле ее пасти.
Желая избежать Харибды, корабль Одиссея прошел слишком близко от Сциллы, и шестиголовое чудовище успело сожрать шестерых гребцов.
10Тринакрия
Вскоре глазам мореплавателей предстала Тринакрия, остров солнечного бога Гелиоса, который пас там семь стад прекрасных быков и многочисленные отары овец. Помня о пророчествах Тиресия Фивского, Одиссей взял со своих товарищей клятву не похищать ни быка, ни барана.
Но пребывание греков на Тринакрии затянулось. Противный ветер дул тридцать дней, запасы еды исчерпывались, а охота и рыбная ловля почти ничего не давали.
Один раз, когда Одиссей заснул, мучимый голодом Эврилох уговорил сотоварищей зарезать несколько отборных быков, говоря, что в благодарность они воздвигнут Гелиосу храм на Итаке.
Проснувшись и узнав об этом, Одиссей пришел в ужас. Гелиос пожаловался на самоуправство путешественников Зевсу. Когда корабль Одиссея вышел с Тринакрии в море, Зевс наслал на него сильный ветер и ударил в палубу молнией. Судно пошло ко дну, и все, кто плыл на нем, за исключением самого Одиссея, утонули — как и предсказывал в царстве Аида Тиресий Фивский.
Одиссей кое-как связал ремнем плававшие по воде мачту и киль и держался на них. Вскоре он понял, что волны несут его к скале Харибды. Зацепившись за корни росшей на утесе смоковницы, он провисел на них до тех пор, пока Харибда вначале не поглотила с водой мачту и киль, а потом не выпустила их обратно.
Снова ухватившись за мачту и начав грести руками, Одиссей отплыл от водоворота.
11Остров Огигия (у Калипсо)
Девять дней спустя Одиссей оказался у острова Огигия, местожительства нимфы Калипсо, покрытого лугами с цветами и злаками. Калипсо жила там в огромной пещере, заросшей тополями, кипарисами и диким виноградом. Красавица-нимфа приветствовала Одиссея, накормила его и уложила спать.
Калипсо полюбила Одиссея и, желая навсегда удержать его подле себя, пообещала даровать ему бессмертие. Семь лет Одиссей жил у Калипсо на Огигии. Но он не переставал тосковать по родной Итаке и часто проводил время на берегу, смотря в морскую даль. Наконец, Зевс велел Калипсо освободить Одиссея. Узнав об этом, Одиссей связал плот, простился с гостеприимной нимфой и поплыл на родину.
Но легкое судно героя случайно увидел бог Посейдон. Направив на плот огромную волну, Посейдон смыл Одиссея за борт. Мореход едва выплыл на поверхность и кое-как вновь забрался на плот. Рядом с ним опустилась с неба в образе птицы-нырка милосердная богиня Левкотея (Ино).
В клюве она держала чудесное покрывало, которое обладало свойством спасать от гибели в морской пучине тех, кто заворачивался в него. Посейдон потряс плот Одиссея второй волной страшной высоты. Думая, что на сей раз герою уже не спастись, Посейдон поехал в свой подводный дворец.
Однако покрывало Левкотеи не дало Одиссею утонуть.
12Страна феаков
Через два дня ослабший Одиссей добрался до острова Дрепана, на котором жило племя феаков. На берегу он уснул крепким сном. Утром Навсикая, дочь царя и царицы феаков, пришла со служанками к ручью стирать одежды.
После работы девушки стали играть в мяч и громко закричали, когда он упал в воду. Этот крик разбудил Одиссея. Он вышел к девицам и искусной речью вызвал к себе симпатию у Навсикаи. Царская дочь повела его во дворец, к отцу и матери.
Царь Алкиной выслушал историю путешествий Одиссея, одарил его и повелел отвезти героя по морю на Итаку.
13Итака
Находясь уже близ родного острова, Одиссей вновь заснул. Бывшие с ним феаки не стали будить мореплавателя, а отнесли его спящим на берег, сложив рядом дары Алкиноя. Когда феаки возвращались на корабле в свою пристань, рассерженный Посейдон превратил корабль вместе с командой в камень.
Затем Одиссею явилась Афина и превратила его в старика. Так как на Итаке все думали, что Одиссей погиб, то множество знатных юношей с этого и соседних островов, стали ухаживать за его женой, Пенелопой. Путем женитьбы на ней каждый из этих молодых людей надеялся получить местный царский трон. Одиссей вернулся в свой дом и победил женихов.
Источник: https://diletant.media/excursions/38562697/
Поэма Гомера "Одиссея" — история 5 класс кратко
Когда мы говорим о долгих странствиях, мы используем слово «одиссея». Но откуда же оно взялось? А дело в том, что Одиссеем звали героя троянской войны. 10 лет провел он под стенами Трои и 10 лет потом возвращался домой. Спрашивается, плыть-то ведь всего ничего: от Трои до Итаки. Где же можно пропадать 10 лет? Виноваты Боги.
О чем поэма «одиссея»
Если поэма Гомера «Илиада» — это поэма о Богах, о героях, о войне, то «Одиссея» полна фантастических историй о встречах со странными, порой опасными, существами. А попутно повествуется еще о быте древних греков. Дело в том, что в «Одиссее» прослеживается еще вторая сюжетная линия. Пока герой троянской войны пытается добраться до дома, его ожидает верная супруга Пенелопа.
И ждет она его без малого 20 лет. Тем временем дом Пенелопы подвергся нашествию женихов. Еще бы, Пенелопа не только прекрасна с собой, но еще, ко всему прочему, царица Итаки. Женихи пируют, они становятся все более навязчивым день ото дня, а самое главное, что их никак не выгнать. Сын Одиссея Телемах еще слишком молод.
Одно остается несчастной женщине, противиться натиску женихов при помощи хитрости. Дело в том, что каждый день она пытается ткать ковер только лишь для того, чтобы распускать его ночью. Пенелопа поставила условие: не выйду, сказала замуж, до тех пор, пока моя работа не будет закончена.
И вот, работа без конца и края кипит каждый день, женихи ждут, впрочем особо не настаивая.
Приключения Одиссея
Таким образом, идет день за днем, а тем временем Одиссей пробирается домой. Много невзгод претерпел он. С самого начала стоило только греческому флоту уплыть из-под стен Илиона, налетела страшная буря и разметала греческие корабли. Одиссей со своими спутниками чудом спасся. Их ждали множество страшных и опасных приключений.
Первое из них встретило их на острове Лотофагов. Лотофаги — так назывались люди, которые вкусили когда-то плодов лотоса. Плоды эти заставляли забыть обо всем на свете. Самое главное о доме и о том, как туда добраться.
Следующие опасное приключение ожидало Одиссея и его спутников на острове Полифема. Для некоторых спутников Одиссея это приключение стало последним жизни, дело в том, что Полифем был страшным одноглазым циклопом, сыном бога Посейдона. Он жил вместе со своими братьями на острове, в общем, вел себя достаточно миролюбиво.
Но уставшие и оголодавшие греки проникли в его пещеру, съели его запасы. Принято было тогда, в то время встречать гостей, кормить их, никто бы, впрочем, их не осудил. Но вернувшийся Полифем рассвирепел. Он мало того,что съел двоих спутников Одиссея, так еще, ко всему прочему, пообещал, что на утро съест и остальных.
Однако, снова всех спасла смекалка Одиссея.
Он предложил метод действенный, хотя и жестокий. Одиссей со спутниками напоили Полифема и, когда он лежал без движения ночью, подкрались к нему и заостренным колом выкололи ему единственный глаз.
Взревел несчастный Полифем, на его крики сбежались братья, кто обидел тебя? «Никто! Никто!» — кричал Полифем. Дело в том, что Одиссей, когда его спрашивали об имени именно так и представился — меня зовут Никто.
Но раз Никто, ответили братья, так зачем тогда кричишь?
И все было бы хорошо для Одиссея и его спутников, если бы не взыграла в герое гордыня, уже уплывая от острова Полифема, он воскликнул: «Знай, что обидел тебя Одиссей».
«Одиссей!» — подхватил Полифем и стал звать защитника своего отца Посейдона. Разгневался Посейдон на Одиссея. Теперь вам понятно, почему герой возвращался домой 10 лет.
Дело в том, что Посейдон — Бог морей, а именно по морю как раз и возвращался Одиссей домой.
Одиссей на острове Эола
Следующие приключения, может быть не такие опасные, но совсем неприятные, ожидали его на острове Эола, где Бог ветров благосклонно подарил Одиссею мешок, наполненный ветрами, не попутными, и велел открыть этот мешок только тогда, когда Одиссей уже доплывет до Итаки. Однако, спутники Одиссея улучили момент, когда тот спал, подкрались к мешку и развязали веревки.
Дело в том, что они ожидали увидеть там золото, которое Одиссей прячет от них. Вырвался ветер северный, вырвался ветер восточный и понес корабль Одиссея вдаль, прочь от родимой Итаки.
И добро бы, куда-нибудь в хорошие места унес ветер Одиссея с его спутниками, так ведь нет, к острову Лестригонов, страшных людоедов, которые принялись бросаться камнями в корабли Одиссея.
Из 12 кораблей уцелел лишь один, собственно тот, на котором плыл Одиссей.
Одиссей в Царстве Мертвых
Следующий остров, куда попал герой, был остров Кирки — колдуньи, которая имела нехорошую привычку превращать всех, кто попадал к ней на остров в животных. Спутникам Одиссея пришлось примерить на себя свиную кожу. В свиней превратила их Кирка. Впрочем Одиссей сумел вырваться от нее, более того получить ценный совет. Дала она его, правда, не совсем добровольно.
О том,что следует обратиться к провидцу Тиресию. Именно он расскажет Одиссею о причине его неудач, именно он поможет вернуться домой. Есть, правда, одна загвоздка — Тиресий мертв.
Для того, чтобы пообщаться с ним, Одиссею придётся спуститься в Царство Мертвых — это одно из самых страшных его приключений.
И так Одиссей спускается в Царство Мертвых, разговаривает с Тиресием и узнает причину своих неудач.
Оказывается, мы-то с вами уже знаем, он разгневал Посейдона и вернется домой, хоть и не сразу, только в том случае, если по пути исхитриться не разгневать еще и Бога солнца Гелиоса. Одиссей сделал все, что мог, но увы, и тут злая судьба оказалась против него. Даже дорога на остров Гелиос пошла как-то не гладко.
Путь Одиссея к Богу солнца
Первоначально Одиссей встретился с сиренами, существами, которые своим обольстительным пением заманивали мореходов на камни, а потом пожирали их. Хитроумие и здесь пригодилось герою. Он велел залить уши своим спутникам воском, ну а себя привязал к мачте, чтобы с одной стороны и пения сирен услышать, а с другой стороны не бросится вслед за их зовом в воды моря.
Следующая встреча тоже весьма неприятная для Одиссея. Это была встреча со Сциллой и Харибдой, двумя страшными чудовищами.
Сцилла — собачьяголовая с шестью собачьими головами, зубами в три ряда и Харибда — гигантское страшное существо с глоткой, которая способна была в один присест проглотить целый корабль.
Решив, что из Сциллы и Харибды нужно выбирать кого-то одного, чтобы проскочить к нему поближе, Одиссей выбрал Сциллу и, как оказалось, не ошибся.
Шесть собачьих пастей схватили шестерых спутников Одиссея, но корабль уцелел. И вот, наконец, и он, остров Гелиоса. На острове паслись семь стад красных быков и семь стад белых баранов. Любимые животные Бога солнца. И надо же такому случиться, что греки попали туда несчастные, оголодавшие, мечтавшие только о том, чтобы что то съесть. Собственно, чем они и занялись.
Когда Одиссей спал, его спутники улучили момент и зарезали несколько быков, причем их даже не очень смутил тот факт, что шкуры быков и после смерти продолжали двигаться, а мясо мычало на вертелах. Тут бы и заподозрить неладное.
Гелиос разгневался необыкновенно и воззвал к Зевсу.
А Зевс, разгневавшись, в свою очередь, разметал флот греческий, и жалкие его остатки попадают впоследствии на остров Богини Калипсо, где Одиссей еще достаточно большое количество времени томится в плену.
Побег из плена и возвращение в Итаку
И только от Калипсо, наконец уже с трудом сбежав, Одиссей попадает к фиакам и к их царю Алкиною. Собственно, именно Алкиной ставит точку в этой длинной и трудной для Одиссея истории. Он помогает ему вернуться на Итаку. А в Итаке, тем временем, Пенелопа из последних сил оттягивает день свадьбы. Все настойчивее и настойчивее делаются женихи.
И тут в доме Одиссея появляется некий путник, которого Богиня Афина, которая благоволит к Одиссею. Вы, конечно, догадались, что это был Одиссей, которого Богиня Афина превратила в нищего для того, чтобы женихи не узнали его и не убили. Неузнанным, инкогнито, появляется Одиссей в родном доме. Мало кто узнает его.
Старый пес, который в момент отплытия Одиссея был еще щенком, подполз к своему хозяину, лизнул ему руку и тут же умер от старости. Вот такой вот трогательный рассказ о собачьей верности. Помимо этого, узнает Одиссея еще и старая служанка.
А женихи, не видя опасности, продолжают пировать и настаивать на том, чтобы Пенелопа выбрала кого-то из них.
И Пенелопа назначает испытание. Одиссей встречается со своим сыном Телемахом, который не сразу, но узнает его после того, как Афина ненадолго возвращает Одиссею его истинный облик. И Телемах рассказывает о том, что на завтра назначено испытание. Испытание придумала все та же Пенелопа.
Это очередная хитрость, очередная попытка оттянуть день свадьбы. Претендент на ее руку должен согнуть лук Одиссея, выстрелить из него и попасть в 12 колец. А пока женихи пируют. Уже принесли лук Одиссея, кто же из них сумеет согнуть его, кто же из них добьется руки Пенелопы? Как не пытаются женихи согнуть лук, как не пытаются выстрелить из него, ничего у них не получается.
И тут выходит нищий, мы то знаем, что это не нищий, а это Одиссей, который берет свой лук, натягивает его без труда и поражает цель, все двенадцать колец. И тут женихи понимают, что видимо перед ними не совсем нищий, а видимо это герой, только кто же он, этот герой. Одиссей не оставляет места для сомнения, он представляется.
И дальше начинается бойня. «Одиссея» заканчивается попыткой родственников погибших женихов отомстить за их гибель. Однако же, вражду пресекает Богиня Афина. Она говорит о том, что хватит проливать кровь. Дальше должна начаться мирная жизнь.
Афина произносит речь: «Жертвой и клятвой скрепила союз меж царем и народом светлая дочь громовержца Афина Паллада». Собственно, этими словами и заканчивается «Одиссея».
Источник: https://zapolni-probel.ru/vseobshhaja-istorija-5-klass/pojema-gomera-odisseja.html
ОДИССЕЙ
ОДИССЕЙ — в греческой мифологии царь острова Итака, один из главных героев Троянской войны.
О его военных подвигах и долгом возвращении домой после окончания войны рассказано в приписываемых Гомеру поэмах «Илиада» и «Одиссея». Одиссей — сын Лаэрта (или Сизифа) и Антиклеи, внук известного своим плутовством Автолика, правнук бога Гермеса.
Одиссей отличался не только физической силой, но и умом и находчивостью. Был в числе женихов прекрасной Елены, но взял в жёны её двоюродную сестру Пенелопу.
Попытался избежать участия в походе против Трои, притворившись безумным (не хотел расставаться с женой и только что родившимся сыном Телемахом), но был разоблачён Паламедом, которому потом жестоко отомстил. Одиссей смог найти Ахилла, спрятанного матерью Фетидой на острове Скирос среди девушек царя Ликомеда.
На войну с Троей Одиссей привёл 12 кораблей. Во время войны совершил много подвигов, одержав победы в поединках с троянскими героями. После гибели Ахилла именно Одиссею достались его доспехи, сделанные Гефестом.
Тайно проникнув в город, Одиссей похитил палладий (статую Афины, бывшую гарантией неприступности Трои); доставил в лагерь ахейцев со Скироса сына Ахилла Неоптолема, а затем с Лемноса Филоктета с луком Геракла, без чего нельзя было взять Трою. Именно Одиссею принадлежит идея сооружения деревянного коня («троянский конь»), что и решило судьбу города.
После разрушения Трои ахейские герои возвращаются на родину. У Одиссея путь домой занял 10 лет. Сначала сильный ветер забросил корабли Одиссея на землю киконов на фракийском побережье, где он вступил с ними в сражение и ограбил их город Исмар.
Затем корабли Одиссея попали в страну лотофагов, где некоторые спутники Одиссея, отведав лотоса, забыли свою родину и остались там. В стране киклопов (циклопов) Одиссей и его 12 товарищей оказались запертыми в пещере киклопа Полифема, который сожрал несколько человек.
Одиссею удалось напоить его вином, а затем выжечь ему единственный глаз. За этот поступок Одиссея постоянно будет преследовать отец Полифема бог Посейдон. После посещения острова бога ветров Эола, который дал Одиссею мех с закрытыми в нём противными ветрами, греки могли быстро доплыть домой.
Но любопытство спутников Одиссея, развязавших мех пока он спал, не позволило им достичь Итаки. На острове великанов-людоедов лестригонов Одиссей потерял все корабли, кроме одного.
На этом корабле Одиссей приплыл к острову Эя, где жила дочь Гелиоса волшебница Кирка, которая с помощью колдовского зелья превратила часть спутников Одиссея в свиней и других животных. Одиссей с помощью Гермеса заставил Кирку вернуть им человеческий облик.
Одиссей прожил у волшебницы год, затем по её совету посетил царство мёртвых, где тень прорицателя Тиресия предупредила его о грядущих опасностях. В дальнейшем плавании Одиссей счастливо миновал остров сладкозвучных сирен, избежал гибели в узком проливе между Сциллой (Скиллой) и Харибдой.
На острове Тринакрия его спутники, несмотря на предупреждение Одиссея, съели несколько коров из стада бога Гелиоса. За этот проступок Зевс молнией разрушил корабль, когда он вышел в открытое море. Спасся только Одиссей, которого через несколько дней прибило к острову Огигия, где проживала нимфа Калипсо. С ней Одиссей провёл 7 лет.
По приказу богов Калипсо была вынуждена отпустить Одиссея, но построенный им плот разрушил заметивший его в море Посейдон. Одиссею опять удалось спастись, доплыв до острова Схерия. Царь проживавших на острове феаков Алкиной отправил Одиссея на корабле на Итаку.
На родине Одиссей, которого Афина преобразила в старика-нищего, застал в своём дворце толпу женихов, принуждавших Пенелопу выбрать из них себе нового мужа. С помощью ставшего взрослым сына Телемаха Одиссей расправился с женихами. По одной из версий, Одиссей мирно царствовал, пока не погиб в схватке с Телегоном, своим сыном от Кирки, который прибыл на Итаку в поисках своего отца и не узнал Одиссея. Тело Одиссея Телегон перевёз на остров Кирки. По другой версии, Одиссей был вынужден покинуть Итаку и переселился в Этолию, где прожил до глубокой старости.
Начиная с античного времени образ Одиссея и связанные с ним сюжеты мифа получили распространение в изобразительном искусстве (греческая вазопись, фрески I века до н. э. из Эсквилина, фрески Ф. Приматиччо и Н. дель Аббате в Фонтенбло, П.
Тибальди в Болонье и др.; в живописи: П.П. Рубенс, Я. Йорданс, С. Роза, И.Г. Тишбейн, У. Тёрнер, А. Бёклин, В.А. Серов и др.) и литературе (Л. Дольче, Лопе Ф. де Вега Карпьо, П. Кальдерон де ла Барка, Т. Корнель, Г. Гауптман, Дж. Джойс, Ж. Жироду и др.).
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Литература
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. М., 2006
- Гомер. Илиада; Одиссея. М., 2007
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/odissiei
Реферат: Одиссей
Одиссей (O d u s s e u z), Уллис (Ulixes) · царь острова Итака, сын Лаэрта и Антиклеи (Hom. Il. IX 308). Генеалогия Одиссея тесно связана с общим характером героя — умного и хитрого. По некоторым вариантам мифа, Одиссей — сын Сисифа (Soph. Philoct. 417, 1311; Eur Iphig. A.
524), который соблазнил Антиклею еще до ее брака с Лаэртом (Schol. Soph. Ai. 190). Более того, отец Антиклеи Автолик — «великий клятвопреступник и вор» (Hom. Od. XIX 396 след.
) был сыном Гермеса и помогал ему во всех хитростях (396-398); отсюда наследственные, идущие от Гермеса, ум, практицизм, ловкость Одиссея.
Биография Одиссея первоначально не была связана с событиями Троянской войны, с ее развитой героико-мифологической основой и явилась достоянием авантюрно-сказочных сюжетов в духе распространенных фольклорных мотивов: дальнее морское путешествие, ежеминутно грозящее гибелью; пребывание героя в «ином» мире; возвращение мужа в тот момент, когда жене грозит заключение нового брака. Однако ионийская ступень гомеровского эпоса о Троянской войне преобразила эти мотивы, внеся в них ряд важных идей: возвращение на родину, самоотверженная любовь к родному очагу, страдание героя, испытавшего гнев богов; отсюда имя Одиссея (греч. odyssao, «гневаюсь») — человек «божеского гнева» (Hom. Od. XIX 407 след., «ненавистный» богам).
Включение Одиссея в число вождей Троянской войны приводит к формированию представлений о воинских подвигах Одиссея, о решающей его роли во взятии Трои (мотив придуманного Одиссеем деревянного коня) и к героизированию фольклорного хитреца как «разрушителя городов» (Hom. Od. I 2; XXII 230; Hom. Il. II 278; X 363).
Одиссей — самая яркая фигура именно ионийской ступени эпоса. Он — носитель практической разумности, неустанной энергии, дальновидной способности ориентироваться в сложных обстоятельствах, умения красноречиво и убедительно говорить, искусства обхождения с людьми.
Здесь по сравнению с героями более ранних мифологических напластований, такими, как Диомед, Аякс Теламонид или даже Ахилл, явная новизна Одиссея, побеждающего не только оружием, но словом и умом. Он отправляется вместе с Диомедом к лагерю троянцев (X кн. «Илиады» — так называемая Долония).
Однако, приводя к покорности воинов, соблазненных Терситом (Hom. Il. II 244-336), Одиссей не только бьет и выставляет на посмешище Терсита, но и произносит вдохновенную речь, возбуждая боевой пыл войск.
Еще более Одиссей соответствует героике «Илиады», когда он отправляется одним из послов к Ахиллу (IX) или когда выступает в совете, и слова устремляются из его уст, как снежная вьюга, так, что с ним не может состязаться ни один из смертных (III 221-224).
Одиссей — «славен копьем» (XI 396), «велик душой» (Hom. Od. XV 2) и «сердцем» (IV 143). В стрельбе из лука его превосходил только Филоктет (VIII 179-181). Подчеркивается его «безупречность» (II 225).
Однако он сам признается царю Алкиною, что славен хитрыми измышлениями среди людей (IX 19 след.). Афина подтверждает, что в хитростях, измышлениях и коварстве с Одиссеем трудно состязаться даже богу (XIII 291 -295).
В ионийском цикле на первый план выдвигается умный герой; эпитет Одиссей «многоумный» включает всю гамму переходов от элементарной хитрости к выработке сложнейших интеллектуальных построений.
Одиссей обретает подлинное место в «Одиссее» — поэме о возвращении, где совмещаются в качественно новое единство авантюрно-сказочные мотивы и обогащенный героическим содержанием образ Одиссея.
Одиссей проявляет себя еще до того, как началась Троянская война. Находясь среди многочисленных женихов царицы Елены, Одиссей предпочитает ее двоюродную сестру Пенелопу — племянницу Тиндарея и берет ее в жены. Тем не менее после похищения Елены Парисом Одиссей должен принять участие в походе под Трою.
Не желая оставлять любимую супругу и только что родившегося сына Телемаха, Одиссей притворяется безумным, но его изобличает в притворстве Паламед (за это впоследствии погубленный Одиссеем), испытав Одиссея на его любви к сыну (Apollod, epit. III 7; Philostr. Heroic. XI 2). Под Трою Одиссей отправляется с двенадцатью кораблями (Hom. Il. II 631-637).
В свою очередь, он помогает грекам установить местонахождение Ахилла, спрятанного Фетидой на острове Скирос, и обнаружить его среди служанок Деидамии, дочери царя Ликомеда (Apollod. III 13, 8). Затем Одиссей поручается доставить в Авлиду обреченную на заклание Артемиде Ифигению (Eur. Iphig. T. 24 след.).
По его же совету греки оставляют на острове Лемнос раненого Филоктета (которого впоследствии на десятом году войны он привозит вместе с луком под Трою).
До начала военных действий Одиссей вместе с Менелаем направляется в Трою, безуспешно пытаясь уладить дело миром (Hom. Il. III 205-224). Во время осады города Одиссей коварным способом мстит Паламеду, считая его своим врагом.
В последний год войны Одиссей вместе с Диомедом берут в плен троянского разведчика Долона и совершают ночную вылазку против только что прибывшего на помощь троянцам фракийского царя Реса (X 339-514). После смерти Ахилла ему присуждаются доспехи погибшего героя, на которые претендует также Аякс Теламонид (Hom. Od.
XI 543-564). Захватив троянского прорицателя Гелена, Одиссей узнает от него, что одним из условий победы является обладание статуей Афины Паллады (палладием), находящейся в ее храме в Трое. Под видом нищего Одиссей проникает в осажденный город и похищает палладий (Apollod. epit. V 13).
Одиссей поручается доставить с острова Скирос Неоптолема; ему же принадлежит, по одной из версий, мысль о постройке деревянного коня (V 14).
Авантюрно-сказочные сюжеты биографии Одиссея пронизаны драматическим мотивом страдания Одиссея. Он «многострадальный», и это знают боги (I 59-62). При постоянном своем благочестии Одиссей попадает в такие ситуации, когда это благочестие нарушается либо им самим, либо его спутниками, и это приводит к новым страданиям и смертям (V 423; XIX 275 след., 363-367).
Жестокость и суровость Одиссея — достояние архаической героики, поэтому они отступают на задний план, давая место новому интеллектуальному героизму, которому постоянно покровительствует Афина как своему любимому детищу и который направлен на познание мира и его чудес.
Характерно противопоставляются в «Одиссее» — древний страшный мир, где царят людоеды, колдуны, магия, дикий Посейдон с таким же диким сыном Полифемом, и умная, острая, богатая замыслами Афина, ведущая героя на родину вопреки всем препятствиям.
Ведомый Афиной, Одиссей спасается из мира увлекающих его опасных чудес, находящихся или на грани иной жизни, как остров Калипсо («та, что скрывает»), или рассматриваемых как мир потустороннего блаженного бытия (феаки) или злой магии (Кирка).
Одиссею помогают не только олимпийцы, как Гермес с его волшебной травой, но он заставляет себе служить, обращая во благо, злое чародейство Кирки, отправляясь бесстрашно в аид с полным сознанием своей будущей судьбы. Недаром боги опасаются, что, если они не вернут домой Одиссея, он «вопреки судьбе» вернется сам.
Так авантюрно-сказочный сюжет, попав в сферу героического повествования, приобретает серьезные облагороженные черты.
И это объединение способствует формированию сложного, выходящего за чисто эпические рамки, образа героя нового склада с присущими утонченной и развитой гомеровской мифологии драматизмом, юмором, лирическими мотивами.
Десятилетнее возвращение Одиссея и его спутников на родину начинается после падения Трои. Странствиям Одиссея посвящены книги V-XII гомеровской «Одиссеи».
Буря забросила корабли Одиссея на землю киконов (на фракийском побережье), где Одиссей вступает с ними в сражение и разоряет город Исмар, но затем отступает под натиском противника, теряя свыше семидесяти человек (Hom. Od. IX 39-61).
Через девять дней после этого Одиссей попадает к лотофагам (IX 82-104), затем в страну циклопов, где вместе с двенадцатью спутниками оказывается пленником одноглазого людоеда-великана Полифема.
Потеряв здесь шестерых из своих товарищей, Одиссей спаивает Полифема фракийским вином, и когда тот уснул, выкалывает ему единственный глаз заостренным колом. Сам Одиссей и его товарищи выбираются из пещеры, вцепившись руками в густую шерсть на брюхе баранов, которых Полифем выпускает утром на пастбище.
Уже находясь на своем корабле, Одиссей называет себя ослепленному великану, и Полифем призывает на него проклятия своего отца бога Посейдона, чей гнев в дальнейшем преследует Одиссея до самого возвращения на родину (IХ 105-542).
На острове бога ветров Эола Одиссей получает в подарок от хозяина мех, в котором завязаны противные ветры, чтобы облегчить Одиссею и его спутникам возвращение на родину.
Попутные ветры быстро приближают флот Одиссея к Итаке, но тут его спутники из любопытства развязывают мех; вырвавшиеся на свободу ветры прибивают флот снова к острову Эола, который отказывает Одиссею в дальнейшей помощи (X 1 -75).
После нападения на флот Одиссея великанов-людоедов лестригонов из двенадцати кораблей спасается только один корабль Одиссея (X 80-132), пристающий со временем к острову Эя, где царит волшебница Кирка (X 133-574).
Ей удается превратить в свиней половину спутников Одиссея, отправленных им на разведку; та же участь постигла бы и самого Одиссея, если бы Гермес не вооружил его чудодейственным корнем по названию «моли», отвращающим действие всякого волшебства. Одиссей вынуждает Кирку вернуть человеческий облик его пострадавшим товарищам, и они проводят год на ее острове. По совету Кирки Одиссей посещает подземное царство, где от тени умершего прорицателя Тиресия узнает об опасностях, ожидающих его по пути на родину и в собственном доме на Итаке (XI). Покинув остров, корабль Одиссея, проплывает мимо побережья, где сладкоголосые сирены завлекают своим пением мореплавателей на острые прибрежные скалы. Одиссею удается избежать опасности, заткнув своим спутникам уши воском; сам он слышит пение сирен, крепко привязанный к мачте (XII 166-200). Корабль Одиссея проходит невредимым между плавающими в море и сталкивающимися скалами и через узкий пролив между Сциллой и Харибдой (XII 201-259); шестиголовое чудовище Сцилла успевает схватить с корабля и сожрать шестерых его спутников.
ёНовое испытание ожидает Одиссея на острове Тринакия, где пасутся священные коровы бога Гелиоса (XII 260-398).
Предупрежденный Тиресием, Одиссей всячески предостерегает товарищей от покушения на священных животных, но те, мучимые голодом, воспользовавшись сном Одиссея, убивают несколько коров и поедают их мясо, несмотря на мрачные предзнаменования, сопровождающие трапезу.
В наказание за богохульство Зевс бросает молнию в вышедший в открытое море корабль Одиссея, отчего гибнут его спутники, а сам он спасается на обвалившейся мачте, и после нескольких дней скитаний по морю его прибивает к острову Огигия (399-450).
Живущая здесь нимфа Калипсо удерживает у себя Одиссея в течение семи лет, пока боги по настоянию Афины, покровительствующей Одиссею, не приказывают ей отпустить пленника на родину (VI 269).
На искусно сколоченном им самим плоту Одиссей пускается в плавание и через семнадцать дней уже видит перед собой сушу, как вдруг Посейдон замечает ненавистного ему героя и обрушивает бурю на его плот, так что Одиссею приходится прибегнуть к последнему средству — воспользоваться волшебным покрывалом, которым его успела снабдить Левкофея. Вплавь Одиссей достигает берега острова Схерия, где живет безмятежный народ феаков. С помощью царевны Навсикаи Одиссей находит путь к дворцу феакийского царя Алкиноя, где становится участником пира, на котором сказитель Демодок исполняет песнь о взятии Трои. Под наплывом воспоминаний Одиссей не может скрыть слез, называет себя и рассказывает обо всем, что ему пришлось пережить за минувшие годы. Феаки собирают для Одиссея богатые дары и на быстроходном корабле доставляют его на родинy (V 270 -V II 347; IX 1-38).
Здесь Одиссей, преображенный Афиной в дом и, никем больше не узнанный, становится свидетелем бесчинств женихов, вынуждающих Пенелопу выбрать себе нового мужа. Одиссею приходится вступить в борьбу с нищим Иром и испытать на себе всяческие издевательства со стороны женихов.
Выдав себя в беседе с Пенелопой за критянина, встречавшего некогда Одиссея, он старается внушить ей уверенность в возвращении супруга. Между тем старая нянька Эвриклея, которой Пенелопа поручает вымыть ноги страннику, узнает Одиссея по шраму на ноге, но под страхом наказания хранит тайну.
В день, когда Пенелопа по внушению Афины устраивает для женихов состязание в стрельбе из лука, принадлежавшего Одиссею, и никто из них даже не в состоянии натянуть тетиву, Одиссей завладевает луком и стрелами и вместе с Телемахом с помощью Афины убивает всех своих оскорбителей.
Пенелопе и Лаэрту, потерявшим всякую надежду на возвращение, Одиссей дает себя узнать по только им одним известным приметам. С согласия Зевса Афина устанавливает мир между Одиссеем и родственниками убитых женихов, и Одиссей остается мирно царствовать на Итаке.
Во время одной из отлучек Одиссея на Итаку прибывает Телегон (сын Одиссея и Кирки), посланный матерью на розыски отца. Между пришельцем и вернувшимся Одиссеем происходит сражение.
Прежде чем противники успевают назвать друг друга, Телегон смертельно ранит не узнанного им отца. После запоздалого опознания Телегон забирает тело Одиссея для погребения на остров к Кирке (Apollod. epit. VII 36).
По другим версиям, Одиссей мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделенный даром посмертного прорицания.
Возможно, что здесь издавна существовал местный культ Одиссея, распространившийся затем в Италии.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://greekroman.ru/
Источник: https://dodiplom.ru/ready/93440