Мы не так уж часто касаемся классики и пишем о ней постольку поскольку. Но иногда прочитанная книга дает столько опыта и переживаний, что молчать оказывается решительно невозможно.
На этот раз мы с головой погрузились в книгу «Гроздья гнева» Джона Стейнбека, мрачную и бурную, как пылевая буря Оклахомы.
История о Великой депрессии, великих переселениях и великих тяготах, которые способны преодолеть люди, которым нечего терять, кроме своих цепей. Рассказываем о том, почему роман определенно стоит прочитать.
В самый разгар Великой депрессии, поставившей на колени половину цивилизованного мира, в центральных регионах Соединенных Штатов разыгралась трагедия, о которой не принято упоминать. С 1930-го по 1940-ой год в американских и канадских прериях бесчинствовали пыльные бури, практически беспрерывно метавшиеся с места на место, уничтожая посевы, которые едва пробились из выжженной земли.
Гонимая ветрами пыль стачивала с домов и автомобилей краску, глубоко въедалась в шерсть животных и непроницаемой пеленой обволакивала солнце. Воистину, от нее не было спасения.
Но самым страшным было то, что пыль оседала в легких несчастных, вызывая пневмонию, и толстым слоем устилала пахотные земли, лишая возделывавших их фермеров большей части урожая.
В последствии эти события нарекли «Пыльным котлом».
Если бы апогеем этой истории стал закономерный, но поддающийся контролю голод, то о ней не было бы и повода вспоминать. Беда в том, что в те времена в Соединенных Штатах была крайне популярна издольщина. Это одна из множества форм аренды земли, при которой арендатор расплачивается с собственником большей частью собранного урожая.
Но поскольку бури раз за разом, подобно изголодавшейся саранче, губили и без того чахлые посевы, арендаторам было нечем платить. Долги копились, терпение землевладельцев кончалось, и не знавшие ничего кроме работы на земле фермеры оказывались на улице.
Без крыши над головой, без куска хлеба и лишенные всякого понимания, в каком направлении двигаться дальше.
«В конце мая небо выцвело, и облака, всю весну державшиеся кучками высоко в небе, мало-помалу растаяли. Тучи появлялись ненадолго и исчезали, а потом и вовсе перестали собираться. На поверхности земли образовалась тонкая спекшаяся корка, и по мере того как выцветало небо, выцветала и земля: красные поля становились жухло-розовыми, серые выгорали до белизны».
Одни оставались в родных краях и с трудом приспосабливались к изменившимся реалиям, а другие перебирались в соседние штаты в поисках хоть какой-то работы. По официальным данным за десятилетие их набралось огромное количество: больше двух с половиной миллионов. И примерно десятая часть от этого числа двинулась в направлении солнечной Калифорнии, нисколько не пострадавшей от натиска пыльных бурь и славившейся успехами сельского хозяйства. То была вынужденная миграция, подпитываемая ужасом голодной смерти в чистом поле, попутно — финальная глава в освоении Дикого Запада.
Главный роман нобелевского лауреата Джона Стейнбека, «Гроздья гнева», берет начало в Оклахоме в самый разгар «Пыльного котла».
Дороги по щиколотку усыпаны густой желтой пылью, некогда пышущие зеленью поля тяжело дышат под натиском невиданной доселе напасти, а ошарашенные фермеры с нескрываемым страхом таращатся в пустую глотку собственного будущего. Именно в это тяжелое время на сцену выходит главный герой романа — Том Джоуд.
В целом, он славный парень с обостренным чувством справедливости, на которого можно положиться в трудную минуту. Одна беда, несколько лет назад он ненароком убил соседского мальчугана в пьяной драке.
Однако за годы заключения он сполна искупил свои грехи, и теперь единственное, о чем он мечтает, так это о непродолжительном отдыхе и хотя бы мимолетном глотке свободы.
Но, ясное дело, впереди его ждет исключительно разгорающееся пыльное безумие.
Джон Стейнбек
«Я хочу заклеймить позором тех жадных ублюдков, что ответственны за Великую депрессию и ее последствия»
К счастью, Том не одинок, у него есть не самая крепкая, но все же семья, для которой его прошлые прегрешения ничего не значат. Для них он любимый сын, внук и брат, без которого им пришлось худо. И, тем не менее, в его отсутствие они честно работали на арендуемой земле и стойко переносили все горести.
До той самой поры, пока чаша страданий не превратилась в неподъемную ношу. Собственник в лице безликого банка согнал их с земли, на которой трудилось не одно поколение Джоудов, а построенный ими дом втоптал в серую пыль прямо у них на глазах. В итоге, они, как и сотни тысяч других семей, остались без крыши над головой и без средств к существованию.
Обездоленные работяги, решившие попытать счастья на западном побережье обескровленной родины.
«Банк — чудовище — должен получать прибыль все время. Чудовище не может ждать. Оно умрет. Нет, уплату налогов удерживать нельзя. Если чудовище хоть на минуту остановится в своем росте, оно умрет. Оно не может не расти».
Что интересно, главной движущей силой романа, его лицом и сердцем, является не Том, а вся его семья, насчитывающая в начале пути ровно дюжину человек.
Но по мере продвижения на Запад, напоминающего мучительную дорогу в Преисподнюю, измотанное с самого начала семейство постепенно, но неумолимо, редеет.
Кто-то умирает, кто-то ступает на свой собственный путь, исключающий каких бы то ни было попутчиков, но, несмотря на все удары, ядро семьи остается в целости и сохранности. В отдельные моменты может показаться, будто «Гроздья гнева» создавались как дань уважения семье, но это вовсе не так.
Стейнбек написал очень жестокий и откровенный роман, ставящий во главу угла неравноправие и беспринципность власть имущих. Ведь именно по воле этих безликих сволочей с насквозь прогнившими сердцами на простых людей начинают сыпаться невзгоды. Сначала алчные и влиятельные люди выгоняют работяг с земли, а потом предлагают работу, платы за которую не хватит даже на достойный ужин.
Здесь миром правит жажда наживы и поразительный эгоизм, позволяющий не замечать того, что за прибылью скрываются умирающие от голода дети, задыхающиеся от тоски по дому старики и спящие на холодной земле женщины, в чреве которых ютится якобы святая жизнь. Говорят, что деньги не пахнут, но деньги, заработанные подобным образом, пахнут гниющей плотью.
Хотя, если быть справедливым, богачи — не единственное зло, запечатленное Стейнбеком. Дело в том, что прибывшие в Калифорнию бедняки оказываются здесь чужаками и дешевой рабочей силой, считаться с которой нет никакой необходимости.
Даже простой калифорнийский люд, которому повезло чуточку больше, пренебрежительно именует переселенцев «оки» и вытесняет их на окраины городов в так называемые Гувервилли — грязные и затхлые селения, собранные из различного бесхозного скарба.
Коренные жители видят в переселенцах захватчиков, претендующих на их рабочие места. Соответственно, помогать бедолагам никто не горит желанием. Более того, многие не рады им до такой степени, что ради выдворения из родной Калифорнии, поджигают Гувервилли и избивают их измученных постояльцев. Чем не гражданская война в миниатюре?
«Люди приходят с сетями вылавливать картофель из реки, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал свое дело.
И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсиновые горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев.
В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго».
Каждая глава книги пропитана отчаянием и болью, здесь нет ни единого просвета до самого финала, да и тот не особо обнадеживает. «Гроздья гнева» — крайне убедительное и откровенное высказывание на тему алчности и бессердечности и возглас в пользу утопичного равноправия. После некоторых эпизодов романа поперек горла становится настолько увесистый ком, что проглотить его не удается по нескольку часов к ряду. И даже когда он, погребенный под сутолокой дней, оказывается глубоко внутри, порожденные им смятение и гнев продолжают медленно тлеть. Прочитать «Гроздья Гнева» стоит хотя бы ради этого мощного впечатления.
Источник: https://disgustingmen.com/reading/grapes-of-wrath
Джон Стейнбек «Гроздья гнева»
Купить бумажную Купить электронную
Некогда целые поколения обездоленных американцев создали для себя столь эфемерное представление будущего, в котором они ни в чем не нуждаются, в котором живут размеренно и не боятся встречать завтрашний день, когда соблюдаются все права и свободы граждан.
Получив довольно банальное по звучанию название «Американская мечта», этот феномен стойко укоренился в сознании многомиллионного населения. Примечательно, что термин никогда не имел однозначной трактовки, видимо потому, что каждый слой населения вкладывал в него свой смысл.
Для одних американской мечтой был некий образ жизни, в котором семья имеет все, в чем нуждается, когда существование за гранью бедности осталось позади. Для других же это понятие, возможно, имело иной смысл.
Наверное не случайно, практически каждый президент США, вступавший на свою должность, в своих речах обещал осуществлять такого рода политику, чтобы максимально приблизить исполнение этой мечты.
Еще более примечательно, что впервые зародилось это понятие во времена Великой Депрессии. Это был довольно трудный период для целой страны, когда сотни тысяч фермерских семей были вынуждены покинуть свои земли за неимением средств для оплаты ренты.
Для банков мелкие фермерства оказались невыгодными, поэтому было принято решение отказаться от привычной ручной работы и возделывать их с помощью тракторов. По неофициальным подсчетам около 2,5 миллионов жителей остались без крова.
В итоге последовал вполне логичный вопрос: Что делать дальше? Простым фермерам, потерявшим свой кров и работу, ничего больше не осталось, кроме как решиться на опаснейшую авантюру и пуститься в дальнюю дорогу на запад.
Ослепленные Мечтой, миллионы американцев в одночасье ринулись за обещанными деньгами в золотой штат Калифорнию, где, согласно рекламным буклетам, постоянно есть работа, виноград и апельсины растут прямо вдоль дороги, а число рабочих мест значительно превышает количество нуждающихся в ней.
Однако Мечта оказалась пустой надеждой, а человек по природе своей падок на красивые и заманчивые речи и временами не сразу способен включить рацио и абстрагироваться от низменных порывов.
Такая ситуация оказалась на руку мелким и средним землевладельцам, которые наверняка имели собственное представление о том, как должна выглядеть на самом деле Американская Мечта, в частности они должны жить в достатке, пока миллионы бедняков существуют разрозненно, в тумане Мечты, и в интересах самих землевладельцев как можно дольше подпитывать пламя в очаге надежды обездоленного люда, не давая тому разгореться до размеров пожара. И вот к такому землевладельцу приезжают сотни, даже тысячи голодных семей, готовых работать за бесценок, хоть за краюху хлеба, но лишь бы работать, и чем больше они приезжают, тем меньше денег им необходимо платить за работу!
Роман Джона Стейнбека «Гроздья гнева» посвящен одной из таких семей. Писатель лично находился в рабочих лагерях таких переселенцев и собирал материал, неоднократно возвращался и позже в эти лагеря, изъездил путь из Оклахомы в Калифорнию, подобно семейству Джоудов, описанных в книге.
Изначально планировался публицистический очерк, однако Стейнбек был столь поражен происходившим, что все наброски он воплотил в один большой роман. Полученный гонорар он пожертвовал сезонным работникам; в дальнейшем ему предлагали еще раз вернуться к этой теме, но свой отказ он объяснил нежеланием зарабатывать на этих бедных людях.
Еще перед публикацией своей работы писатель предрекал своему роману тяжкую участь, что, собственно, и произошло. Его книга запрещалась, публично предавалась огню, встречала сильнейшее сопротивление со стороны власти за резкую критику проводимой политики монополизации и индустриализации, но вопреки всем обстоятельствам книгу читали.
Причем в 1939 году произведение «Гроздья гнева» оказалось самым покупаемым и читаемым в Соединенных Штатах.
Как уже было сказано, действия романа относят нас в штат Оклахома времен Великой Депрессии. Семья Джоудов, как и сотни тысяч других подобных семей, вынуждены оставить свои родные земли, которые они возделывали годами, но жесткая политика внедрения новых технологических единиц лишили мелких фермеров последних источников заработка.
В поисках лучшей жизни они отправляются в долгий путь по направлению к Калифорнии, где таким же как и они обещают достойную жизнь, постоянную работу, и т. д. В пути каждый из членов семьи строит свои личные планы по прибытию в золотой штат, но, как уже было сказано выше, этим мечтам не было суждено сбыться.
В пути Джоудам приходится столкнуться с многочисленными трудностями, вплоть до потери близких. Примечательно, какие бы удары не наносила им судьба, Джоуды продолжают верить в свою Мечту, они не прекращают свой путь и всегда находят в себе моральные и физические силы сделать новый шаг вперед.
Но как бы оптимистично не звучали эти слова, книга буквально наполнена серостью и печалью, а порой чтение сопоставимо с траурной процессией. Столь тяжелое впечатление может произвести книга!
В романе Стейнбек пишет следующее: «В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго». Название «Гроздья гнева» отсылают нас к Откровению Иоанна Богослова, в котором дословно говорится о гневе, который может вылиться на тех, кто его и вызвал.
В целом, роман Стейнбека сплошь пропитан библейской, или точнее, антибиблейской тематикой, тому подтверждение мы видим в названии книги. Также проповедник Кейси, один из спутников Джоудов, отошел от духовных дел и объясняет это тем, что нет в нем больше никакой благодати, не видит он больше смысла в своих службах.
По его же словам нередко после окончания службы предавался блудным делам, что однозначно идет вразрез с общепринятыми церковными канонами. Имя дочери Розы Сароны взято из Песни Песней Соломона, в которой говорится следующее: « Я роза сарона, я лилия долин». В западной культуре эта роза является символом Божьей Матери.
Возможно, Стейнбек именно в этой девушке запечатлел небольшую искорку надежды на просветление и обретение лучшей жизни, что в часы бедности, бунтарства и озлобленности есть место человечности, которое так трудно рассмотреть сквозь серость всего произведения. Такой вывод можно сделать, поняв замысел автора в концовке произведения.
Дело в том, что в финальных строках Роза Сарона не позволяет умереть бедняку от голодной смерти, накормив его грудью. Эта ситуация отсылает нас к картине «Отцелюбие римлянки», запечатлевшая историю, согласно которой дочь кормит грудью своего отца, приговоренного к голодной смерти. Осудившие Кимона (отца девушки) увидели такую любовь и самопожертвование и помиловали старика. Таким образом, Роза Сарона изображена в роли символа покаяния перед родителями, в частности за то, что сама не смогла сполна получить сыновьей любви, потеряв ребенка при родах.
После прочтения романа Стейнбека «Гроздья гнева» вы вряд ли испытаете восторженные чувства.
Эта книга действительно очень тяжела для восприятия, временами душит, словно привязанный к горлу камень, однако осознание того, что это произведение выступает в роли предупреждения или напутствия и для нынешнего поколения, несомненно, останется с вами.
Именно за это стоит сказать огромное спасибо Стейнбеку, и за его не приукрашенное описание и прямоту изложения. А нам лишь остается не терять человечность внутри себя, дабы потом не приходилось искать ее заново.
Источник: https://www.litblog.info/dzhon-stejnbek-grozd-ya-gneva/
Гроздья гнева
По пыльной дороге среди кукурузных полей Оклахомы идет человек лет тридцати. Это Том Джоуд. Отсидев в тюрьме за случайное убийство, он возвращается домой, на ферму. Он выходит из тюрьмы досрочно и поэтому не имеет права покидать пределы штата.
На ферме его должна ждать большая семья Джоуд: дед с бабкой, отец с матерью, три брата и две сестры. По дороге Том встречает бывшего проповедника-иеговиста Джима Кейси. Они продолжают путь вдвоем. Но Том еще не знает, что фермеров сгоняют с их участков. Хозяевам теперь невыгодно сдавать землю в аренду.
Трактор обработает поле гораздо быстрее, чем несколько фермерских семей. Люди готовы защищать землю, которую они считают своей. Но в кого стрелять? В тракториста, который распахивает ваш двор? Или в директора того банка, которому принадлежат эти земли? И люди вынуждены подчиниться. С ужасом видит Том пустой двор и заваленный набок дом.
Случайно проходивший мимо сосед рассказывает, что Джоуды готовятся к отъезду на ферме дяди Джона. Том и Кейси отправляются туда. Семья встречает Тома с радостью. На следующий день на небольшом подержанном грузовичке вся семья отправляется в путь. Проповедник Кейси едет с ними.
Они направляются в Калифорнию в надежде найти там работу и жилье, как обещано в рассылаемых повсюду рекламных листках. Выехав на магистральное шоссе, их грузовик вливается в поток беженцев, которые двигаются на Запад.
В дороге Джоуды знакомятся с мужем и женой Уилсонами. Во время одной из остановок в палатке уилсонов умирает старый дед Джоуд. Его хоронят прямо около дороги. Том и младший брат Эл помогают Уилсонам починить машину, и две семьи продолжают путь вместе.
Кажется, вся страна бежит на Запад от какого-то врага. Когда одна семья делает привал, рядом всегда останавливаются еще несколько. По ночам вдоль шоссе возникают миры со своими законами, правами и наказаниями. Человек, у которого есть еда, кормит голодного. Озябшего согревают.
Семья, в которой кто-то умирает, находит утром возле палатки горстку монет. И по мере продвижения к Западу эти миры становятся все более совершенными и благоустроенными, потому что у строителей появляется опыт. Здесь начинается переход от «я» к «мы».
Западные штаты беспокоятся — близки какие-то перемены. А в это время полмиллиона людей движутся по дорогам; еще один миллион охвачен тревогой, готов в любую минуту сняться с места; еще десять миллионов только проявляют признаки беспокойства.
А тракторы проводят борозду за бороздой по опустевшей земле.
Чем ближе к Калифорнии, тем чаще попадаются на дороге люди, которые бегут в обратном направлении. Они рассказывают страшные вещи.
Что народу понаехало много, работы не хватает, платят гроши, на которые нельзя даже прокормиться. Но надежда, что страна с рекламной картинки — белые домики среди зеленых садов — все-таки существует, ведет людей вперед.
Наконец, вместе преодолев все трудности долгого пути, Джоуды и уилсоны добираются до Калифорнии.
Перевалив через горы, они делают привал у реки. Впереди последний тяжелый переезд через пустыню.
И тут старший брат Ной вдруг отказывается ехать дальше и, ни с кем не прощаясь, уходит вниз по реке, возле которой, как он говорит, всегда можно прокормиться. Люди еще не успели отдохнуть как следует, а возле палаток уже появляется шериф.
Он велит всем убираться оттуда. Вечером Джоуды уезжают, чтобы пересечь пустыню ночью, пока нет солнца. уилсоны остаются — больная жена Уилсона не в состоянии ехать дальше.
Во время переезда через пустыню у Джоудов умирает бабка. Ее хоронят в городе Бейкерсфилде на общественный счет. В Калифорнию Джоуды прибывают, имея всего около сорока долларов, и на хорошие похороны, о которых мечтала бабка, денег у них не хватает.
Плодородная страна враждебно встречает толпы голодных кочевников. Собственники вооружаются кто винтовкой, а кто киркой, готовясь защищать свою собственность. Оплата труда падает. Люди, жаждущие работы, готовые пойти на все ради того, чтобы накормить детей, заполняют все дороги. И в их сознании начинает бродить ярость.
Джоуды останавливаются в придорожном лагере, называемом Гувервиль. Здесь семью покидает Кони, муж сестры Тома Розы Сарона. Беременная Роза тяжело переживает его уход. В этот день в Гувервиле появляется подрядчик, нанимающий рабочих на сбор фруктов. Его сопровождают шерифские понятые.
Один молодой человек требует у подрядчика документы. Понятые тут же обвиняют его в красной агитации и пытаются арестовать. Начинается потасовка, в которой участвует Том. Чтобы у Тома не было неприятностей с полицией, проповедник Кейси берет вину на себя. Понятые увозят его с собой, на прощание обещая поджечь лагерь.
Поздно вечером Джоуды уезжают. Они двигаются к югу, чтобы разыскать правительственный лагерь Уидпетч, о котором слышали в Гувервиле. О правительственных лагерях люди говорят хорошо. Там самоуправление, полиция туда не суется. Там даже есть горячая вода. Там можно почувствовать себя человеком.
Ночью их останавливает группа вооруженных людей и требует, чтобы эти проклятые Оки (то есть оклахомцы) ехали в любом другом направлении. Том поворачивает грузовик, еле сдерживаясь, чтобы не устроить драку. Пока они колесят по проселочным дорогам, мать пытается успокоить Тома.
Она говорит, что не надо переживать из-за этих людей, ибо народ нельзя уничтожить, он будет жить всегда. Тома удивляют ее рассуждения.
В правительственном лагере действительно прекрасные условия для жизни. Но работы в окрестностях нет. Люди пытаются понять, что надо делать, чтобы жить по-человечески. Среди них появляются агитаторы, которые призывают создавать союзы, держаться друг за дружку, потому что власти способны бороться только с одиночками.
В Калифорнии хорошая земля. В урожайный год ветви гнутся под тяжестью наливающихся соком плодов и лозе тяжело от виноградных гроздьев. Но закупочные цены слишком низки. Мелкие фермеры не всегда могут собрать урожай, у них нет денег платить за уборку даже по самой низкой цене. Уцелеть могут только крупные собственники, имеющие консервные заводы.
И урожаи гниют, и над страной витает запах гниения. А дети умирают от недоедания, потому что пищу гноят намеренно. Горы фруктов горят, политые керосином. Картофель выбрасывают в реки. Люди приходят подобрать продукты, но охрана гонит их прочь.
И в глазах, и в душах голодных людей наливаются и зреют тяжелые гроздья гнева, и дозревать им теперь уже недолго.
Вскоре Джоуды покидают Уидпетч. В поисках работы они едут на север. Неожиданно полицейские на мотоциклах преграждают им путь и предлагают работу. Машина сворачивает с шоссе, и Том с удивлением видит стоящих вдоль дороги и что-то скандирующих рабочих.
В сопровождении мотоциклистов грузовик Джоудов вместе с другими машинами въезжает в ворота лагеря для сборщиков фруктов. Вся семья начинает работать на сборе персиков. Проработав целый день, они зарабатывают только себе на ужин.
Цены в местной лавке гораздо выше, чем в других местах, но продавец — не хозяин лавки, он тоже всего лишь наемный рабочий, не он устанавливает цены. Когда мать берет в лавке продукты, у нее не хватает денег на сахар. Она пытается уговорить продавца отпустить ей в долг.
В конце концов он отпускает ей сахар, положив в кассу свои деньги. уходя, мать говорит ему, что точно знает, что за помощью надо идти только к беднякам, только они и помогут.
Вечером Томас выходит побродить в окрестностях лагеря. Увидев одиноко стоящую палатку, он подходит к ней и находит там проповедника Кейси. Кейси рассказывает Тому о своих тюремных впечатлениях. В тюрьму, считает Кейси, попадают по большей части хорошие люди, которых нужда заставляет воровать, все зло в нужде.
Рабочие в лагере, объясняет Кейси, бастуют, потому что плата за работу непомерно снижена, а Джоуды и приехавшие одновременно с ними оказываются в роли штрейкбрехеров. Кейси пытается уговорить Тома выступить в лагере перед рабочими, чтобы они тоже начали бастовать.
Но Том уверен, что наголодавшиеся и наконец получившие хоть какую-то работу люди на это не пойдут. Вдруг рабочие слышат крадущиеся шаги. Том и Кейси выходят из палатки и пытаются скрыться в темноте, но натыкаются на человека, вооруженного падкой. Это разыскивают именно Кейси.
Обозвав его красной сволочью, незнакомец наносит удар, и Кейси падает замертво. Не помня себя, Том выхватывает у врага палку и со всей силы бьет его. Бесчувственное тело падает к ногам Тома, Тому удается убежать, но он тоже ранен — у него перебит нос. Весь следующий день Том не выходит на улицу.
Из разговоров в лагере становится известно, что человек, избитый Томом, мертв. Полицейские разыскивают убийцу с изуродованным лицом. Забастовка прекращена, и плату за работу сразу понизили вдвое. Тем не менее в саду люди дерутся за право работать.
От недоедания заболевает десятилетний Уинфилд. Розе Сарона скоро рожать. Семья должна найти хорошее место. Спрятав Тома среди вещей на дне грузовика, Джоуды благополучно выбираются из лагеря и едут проселочными дорогами.
Ближе к ночи им попадается объявление, что нужны сборщики хлопка. Они остаются, поселяются в товарном вагоне. Заработки хорошие, хватает не только на еду, но и на одежду. Том все это время прячется в зарослях на берегу речки, куда мать носит ему еду.
Но однажды маленькая Руфь, играя со сверстницами, проговаривается, что ее большой брат убил человека и скрывается. Том и сам уже думает, что оставаться в таком положении опасно и для него, и для всей семьи.
Он собирается уйти и делать то же, что покойный Кейси, ставший из проповедника агитатором, — поднимать рабочих на борьбу.
Сбор хлопка заканчивается. Работы теперь не будет до весны. Денег у семьи совсем не осталось. Начинается сезон дождей. Река выходит из берегов, и вода начинает заливать вагончики. Отец, дядя Джон и еще несколько человек пытаются построить плотину. В этот день Роза Сарона рожает мертвого ребенка. Река прорывает плотину. Тогда мать решает, что нужно уходить куда-нибудь, где посуше.
Пройдя немного по дороге, они видят на пригорке сарай и устремляются туда. В сарае лежит умирающий от голода человек. Мальчик, его сын, в отчаянии умоляет спасти отца. Мать вопросительно заглядывает в глаза Розе Сарона, у которой после родов грудь набухла от молока.
Роза понимает ее взгляд, молча ложится рядом с умирающим, притягивает его голову к своей груди, и лицо ее озаряет загадочная счастливая улыбка.
Вы прочитали краткое содержание романа «Гроздья гнева». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.
Источник: https://reedcafe.ru/summary/grozdya-gneva
Краткое содержание Гроздья гнева, Джон Стейнбек читать
Главная>Краткие содержания
Краткое содержание Гроздья гнева
В штате Оклахома своим чередом идёт процесс выращивания кукурузы. Но вот прошла пыльная буря и уничтожила весь урожай. Местные жители находятся в растерянности.
К грузовику, стоящему около кафе, подошёл человек лет тридцати, одетый во всё новое. Он попросил водителя подвести его немного по дороге. В разговоре, он сообщает, что его зовут Том Джоуд, он родом из этих мест, а сейчас возвращается домой из тюрьмы, где отсидел 4 года за убийство человека.
Выйдя на развилке из машины, Том Джоуд отправился по тропинке к дому, где случайно встретил бывшего проповедника Джима Кэйси, который рассказал ему, что больше не проповедует, так как нет в нём прежней благодати, зато есть грешные мысли. Поговорив и выпив виски, они решили идти к родителям Тома вместе, так как Кейси давно их также не видел и тоже захотел пообщаться. Подходя к дому, они обратили внимание, что с ним, что-то не в порядке, и нет никого в округе.
Новые хозяева этих земель присылали посредников, которые предлагали уехать арендаторам, которые уже давно задолжали свою землю банкам, в другой штат или в Калифорнию.
В это время, тракторы уже перепахивали их землю, а трактористам было дано указание, как бы случайно, зацепить их дом, чтобы его повредить.
Бывшие хозяева земель пытались бороться с трактористами — угрожали, призывали к совести, иногда даже стреляли по трактору, но, ни к чему это не приводило.
Том Джоуд и Кэйси подошли к дому, и увидели, что он заброшен, родные Тома уехали куда-то в спешке. Тут они увидели Мьюли Грейвса, который проходил мимо.
Он им рассказал, что родные Тома уехали к дяде Джону, откуда собирались отправиться в Калифорнию. Также он сказал, что вынудили уехать почти всех соседей и его жена и дети тоже уехали, а он решил остаться здесь.
Они втроём переночевали в доме, а утром Том и Кэйси отправились к дому дяди Джона.
К их великой радости, родные ещё не успели отъехать, а только собирались это сделать. Все очень обрадовались возвращению Тома, это конечно были мать и отец, дед и бабка, дядя Джон, братья Ной и Эл, беременная сестра Роза Сарона и её жених Конни, а также, совсем маленькие его брат и сестра — Уинфилд и Руфь.
Отец рассказал ему, как идут приготовления: Элом, младшим братом Тома, был куплен грузовик и тщательно подготовлен к дальней поездке; были распроданы, правда очень дёшево, почти все вещи; заготовлены запасы еды в дорогу и т.д. Неожиданно ехать отказался дед, ему пришлось обманом дать снотворного. Проповеднику Кэйси было предложено поехать с ними, и он с удовольствием согласился. После последних приготовлений, они отправились в дорогу.
По палящему солнцу они поехали по федеральной трассе № 66.
При остановке на ночлег, они познакомились с четой Уилсонами, которые дали им палатку, в которую они положили приболевшего деда, но оказалось, что у него случился удар и вскоре он умер.
Похоронили его тут же, а в могилу положили бутылку с запиской, что он умер сам, а не был убит. За доброту, оказанную им Уилсонами, они помогли отремонтировать им машину, а затем и решили ехать вместе.
На шоссе №66 располагается много кафе. В одном из таких кафе работает Мэй, она нравится проезжающим шоферам, а ей нравятся они, так как они не скупятся на хорошие чаевые. А вот проезжающих переселенцев она не любит — у них каждый цент на счету.
Однажды, когда она обслуживала шоферов, зашёл мужчина, с двумя детьми и попросил хлеба всего на 10 центов, а у неё самый дешёвый был только за 15. Она, всё же, продала ему, а дети, так жалобно смотрели на витрины с конфетами, что она продала им 2 большие конфеты за цент, хотя каждая из них стоила 5 центов.
Шоферы это заметили, и, выходя их кафе, оставили ей на чай по 50 центов.
Джоуды и Уилсоны продолжили путь в Калифорнию. Неожиданно сломался грузовик. Тому и Элу пришлось пойти в ближайший город и найти запчасть и инструменты для замены.
Ночь провели в лагере, где один из постояльцев заявил, что в Калифорнии мало работы, несмотря на рекламные листки, где утверждается, что работы достаточно.
Он также рассказал, что чем больше желающих приезжает работать, тем меньше им платят, так как все они голодные и поэтому соглашаются работать за любые деньги.
Наконец, они добрались до Калифорнии, но оставался ещё один главный бросок — через пустыню. Остановившись около реки перед поездкой, они познакомились с мужчиной, который опять им сообщил, что там плохо, и что он возвращается домой.
Также они впервые услышали, как их там называют — оки. Неожиданно, Ной решил дальше не ехать, и, сообщив об этом только Тому, ушёл вниз по реке. К тому же, стало очень плохо Сэйри, жене Уилсона и они решили также остаться.
Проповедник прочитал ей молитву, так как она была при смерти, и после этого, они поехали через пустыню.
Пересекали пустыню ночью, всё прошло отлично, и они увидели ту Калифорнию, о которой мечтали, но радость омрачила смерть бабки, она эту дорогу не выдержала. Похоронить её решили за общественный счёт, так как осталось всего 40 долларов.
Джоуды остановились в своём первом лагере. Выяснилось, что работы нет, а если появляется, то туда сразу отправляются сотни машин. В Калифорнии «оки» не любят, постоянно гоняет полиция, поджигают лагеря и т.д.
Вечером приехал подрядчик, который предложил работу, но люди начали задавать неудобные вопросы, произошла стычка, в которой Том ударил шерифского понятого, после того, как тот случайно ранил из пистолета женщину. Всю вину взял на себя Кэйси и его забрали в тюрьму.
Узнав, что ночью лагерь хотят сжечь местные, Джоуды решили уехать. Перед отправкой выяснилось, что сбежал Конни, бросив беременную жену Розу Сарону.
Они отправились в лагерь Уидпетч, узнав, что это официальный лагерь для переселенцев. Заселившись, они с радостью узнали, что в лагере есть уборные, душевые, водопровод, прачечная и многое другое. Плату за проживание можно отработать и даже взять в кредит в лагерном магазине.
Полиция и местные зайти в лагерь не могут, но постоянно устраивают провокации. Об одной из них Том узнал от хозяина, у которого временно работал. Местные хотели устроить драку на танцах, а прибывшая полиция закрыть лагерь за беспорядки.
Драку удалось предотвратить, и Уидпетч продолжил функционировать.
Через месяц, несмотря на прекрасный лагерь, они решили ехать дальше, так как работы не было, только Том проработал всего 5 дней. По дороге на север они встретили незнакомца, который предложил работу по сбору персиков.
Подъехав к ферме, они увидели много полиции и людей, которые им что-то кричали издалека. На вопросы полиция не отвечала. Они заселились в деревянный домик и вскоре пошли на сбор урожая. Поздно вечером Том решил разузнать, что происходит.
С большим трудом он выбрался из фермы и увидел палатку, в которой, с удивлением увидел проповедника Кэйси. Он рассказал Тому, что на этой ферме забастовка, так как платить стали в 2 раза меньше, что и им скоро тоже урежут заработок. Внезапно они услышали шум приближающихся людей.
Том с Кэйси пошли к ручью, где их окружили и ударили Кэйси железной дубиной по голове, от чего он скончался. Не выдержав этого, Том выхватил дубину у нападавшего и ударил его. Другие напали на Тома, но он сумел убежать, хотя и получил серьезные ранения на лице.
Вернувшись домой, он затаился, а утром узнал, что человек, которого он ударил, умер. Также утром они узнали, что платить теперь будут в 2 раза меньше, как и говорил Кэйси, после чего, они решили вечером уехать с фермы.
Они сумели найти работу по сбору хлопка, и даже жилье в вагончике на 2 семьи. Том решил прятаться недалеко от них в кустах, но через несколько дней, всё же, принял решение уйти, так как Руфь случайно разболтала о нём другим детишкам.
Вскоре работа кончилась, но они остались жить в вагончике. Эл сдружился с девушкой из другого конца вагончика, и они решили сыграть свадьбу в будущем. У Розы Сароны начались преждевременные роды, и она родила мёртвого ребёнка.
Началась осень и дождь лил не переставая, потихоньку затапливая их жильё. Попытка сделать плотину закончилась неудачей. Машину залило, и она не могла ездить.
Джоуды решили покинуть вагончик, но Эл решил остаться со своей невестой, а также присматривать за машиной.
В дорогу отправились мать с отцом и трое их детей — двое маленьких: Уинфилд и Руфь, а также потерявшего ребёнка Роза Сарона. Они пошли по дороге и вскоре нашли сарай, где и спрятались от дождя. В сарае были только отец и его маленький сын. Отец мальчика умирал, и Роза Сарона решила дать ему своё, не пригодившееся молоко…
см. также:Краткие содержания других произведений
Краткая биография Джона Стейнбека
Источник: https://www.sdamna5.ru/grozdjya_gneva_kratko
"Гроздья гнева": описание романа из энциклопедии
«Гроздья гнева» («Grapes of Wrath») — роман Джона Стейнбека. Опубликован в 1939 г. Роман отразил социальный опыт Америки 1930-х годов. Его появление было подготовлено серией репортажей о бедственном положении сезонных рабочих в Калифорнии, опубликованных Стейнбеком в 1936—1938 годах.
Коллективный герой книги — семья Джоудов, фермеров-арендаторов, изгоняемых с обжитой, хотя и неласковой (подверженной засухам) земли в Оклахоме волею безличного собственника — банка.
Подобно многим беднякам в кризисной Америке, Джоуды вольны отправляться куда глаза глядят.
Взор большинства устремлен к Калифорнии, которую рекламные агенты расписывают как рай на земле, где фруктов в изобилии, а рабочих рук всегда не хватает.
Семья, как ее изображает Стейнбек, объединяет, скрепляет родственным теплом и взаимоподдержкой старых и малых, сильных и слабых, в ней каждый «что ему положено в жизни, то и выполняет».
Но семья испытывает на себе и действие центробежных сил: организм привычно-оседлый, подвергается испытанию миграцией, движение к западу сопряжено с болью новых и новых потерь.
Не выдержав разлуки с обжитым гнездом, умирают в дороге дед с бабкой, остаются лежать в безымянных могилах вдоль знаменитого шоссе 66, пересекающего Америку от океана до океана.
Младшее поколение стремится к автономии, подвержено соблазнам и не прочь попытать счастья в одиночку, на свободе от семейной опеки. Но до поры все держатся вместе: старый грузовичок, с трудом преодолевая подъемы, движется через континент — от потерянного дома к дому, существующему только в мечтах пассажиров.
В минуты растерянности и отчаяния, которых по мере приближения к желанной, но иллюзорной цели становится все больше, опорой, источником силы для всей семьи остается Ма Джоуд, по-женски истово верящая в неуничтожимость жизни: «Мы народ — мы живет и живем… Нам ни конца ни края не видно».
В солнечной зеленой Калифорнии нищих мигрантов ждет тяжелая работа за гроши, да и ее на всех не хватает, впору поворачивать назад, если бы было куда. Но и здесь Джоудам не изменяет инстинкт выживания, заставляющий верить в завтрашнюю удачу. В символической финальной сцене, одновременно горькой и оптимистической.
Роза Сарона, юная мать, потерявшая новорожденного первенца, кормит грудным молоком умирающего с голоду бродягу: упрямое отрицание смерти — неизменный ответ Джоудов на потери, тяготы и разочарования жизни.
Название романа «Гроздья гнева» взято из «Боевого гимна Республики» (гимна северян во времена Гражданской войны): по мысли Стейнбека в воображении читателей это должно было вызвать перекличку, историческую и эмоциональную: «моя книга — тоже своего рода боевой марш».
Успех романа сразу после публикации был исключительно широким, его киноверсия (режиссер Джон Форд, 1940 г.) была отмечена премией «Оскар» и стала классикой национального кинематографа.
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/stejnbek_dzh/grozdja_gneva_opisanie_romana_iz_ehnciklopedii/51-1-0-1251
«Гроздья гнева»: «страна Джона Стейнбека»
На исходе 1930-х годов Стейнбек создает произведение, ставшее его «главной книгой» — выдающийся роман «Гроздья гнева» (Grapes of Wrath, 1939) о судьбоносной эпохе в жизни Америке.
Документальная основа
Роман отражает жизненный опыт писателя, приобретенный им в пору «красных тридцатых» в Калифорнии, в этом «золотом штате», как его иногда называют.
Стейнбек посещал места забастовок, жил в лагерях переселенцев, работал простым рабочим на уборке фруктов и овощей. Осенью 1937 г.
, приехав в Оклахому, он вместе с группой согнанных с земли фермеров-арендаторов проделал тернистый путь до Калифорнии, тот самый, что и прошли Джоуды, герои его романа.
Написанию предшествовала тщательная социологическая разработка материала. В 1938 г.
Стейнбек выпустил брошюру «Сильные духом», в которой, опираясь на факты и цифры, свидетельствовал о бедственном положении оклахомских сельхозрабочих.
Он рисовал тягостный удел переселенцев, их нужду, антисанитарию во временных поселках, «гувервилях»[1], угрозы и террор местных реакционных организаций. «Безнадежное забвение демократии в Калифорнии» — так звучал вывод Стейнбека.
Документальные книги такого характера были весьма популярны в 1930-е годы (в этом жанре работал Э. Колдуэлл). Почти одновременно с романом Стейнбека вышла книга «Американский исход» (1939).
В этом сборнике фотографий Дороти Лэнж, сопровождаемых текстом Поля Тейлора, зримо и наглядно представала «кочующая Америка»: тысячи измученных людей, бросивших насиженные места; старые грузовики с жалким скарбом; страдающие от недоедания дети; палаточные городки. Это была своеобразная «фотопараллель» к «Гроздьям гнева» Стейнбека. После выхода романа П.
Тейлор выпустил брошюру «Согнанные с земли», в которой подтвердил документальную достоверность романа и назвал «Гроздья гнева» «современной “Хижиной дяди Тома”».
В основе романа горькая история трех поколений фермерской семьи Джоудов. Банки и тресты сгоняют фермеров с насиженных мест в Оклахоме. Несчастья усугубляются жесточайшей засухой. Погрузив жалкий скарб на старенький грузовичок, они едут по федеральной дороге № 66 в Калифорнию, где им сулят выгодное трудоустройство.
Но на самом деле в этом благословенном краю их подстерегают безработица, издевательства, унижения. Семья тает, рушится. Не выдержав тягот пути, умирает старый дед, затем бабка. Уходит Ной, трусливо покидая беременную жену Конни. Арестован проповедник Кейси. Вынужден скрываться Том Джоуд.
У Розы Сароны рождается мертвый ребенок.
Сила Стейнбека в драматизме и живой наглядности изображаемого. Писатель создает эффект «присутствия». Мы видим, как Джоуды разжигают костер, готовят пищу. Вместе с ними мы трясемся в грузовике, сопереживаем им, зная, как неумолимо тают их последние сбережения — пятьдесят долларов.
Источник: https://studme.org/239082/literatura/grozdya_gneva_strana_dzhona_steynbeka
Социальные проблемы в романе Д. Стейнбека "Гроздья гнева"
/ Сочинения / Зарубежная литература / Стейнбек Д. / Социальные проблемы в романе Д. Стейнбека «Гроздья гнева»
Скачать сочинение |
Американские критики, любители вычислять литературные «рейтинги», нередко включают Д. Стейнбека в. «большую тройку» ведущих писателей США, где он соседствует с двумя гигантами — Хемингуэем и Фолкнером. Как и они, был признан при жизни классиком.
При всем жанрово-тематическом разнообразии и известной неровности творчества Стейнбека — романиста, новеллиста, автора повестей, документалиста, у него выделяется некое ядро, группа произведений, составляющих своеобразный стейнбековский «канон».
Мне очень нравится роман «Гроздья гнева», который получил международное признание.
На его страницах раскрываются проблемы человеческого существования в неблагоприятной социальной среде, проблемы защиты прав человека и его мировоззрения. В центре событий романа находится семья Джоудов, на примере которой показана судьба фермеров Оклахомы. Этих людей сгоняют с земельных участков, не предлагая ничего взамен.
Поражает эгоизм правительства, которому совершенно безразлична дальнейшая судьба бездомных. Люди не могут найти справедливости по отношению к себе из-за бездействия правительственных чинов. Они вынуждены подчиниться обстоятельствам. Остается только один выход: искать счастья там, откуда шлют повсюду рекламные листовки с предложениями рабочих мест с высокой оплатой.
Кажется, вся страна бежит на запад от этой беды.
Меня тронула солидарность безработных. Человек, у которого есть еда, кормит голодного. Озябшего согревают. Семья, в которой кто-то умирает, находит утром возле палатки горстку монет. Группа людей становится сплоченным коллективом, цель которого — найти себе работу.
Здесь начинается переход от «я» к «мы».
Люди, ставшие близкими из-за общего несчастья, относятся друг к другу с добротой и уважением. Меня ужаснула картина встречи безработных с Калифорнией. Плодородный край враждебно встречает толпы голодных кочевников. Все вооружаются, кто винтовкой, кто киркой, готовясь защищать свою собственность.
Люди, жаждущие работы, заполняют все дороги.
Они готовы пойти на все, чтобы накормить детей; они не видят выхода, и постепенно в их сознании начинает бродить ярость. И как потом язык поворачивается сказать, что эти люди сами виноваты в сложившейся ситуации? Ведь эти безработные не идут воровать и убивать ради денег. Они верны закону до конца, поэтому ищут выход из сложившейся ситуации в соответствии с ним.
Я был потрясен, когда узнал о положении мелких фермеров Калифорнии, которые не имели возможности собрать урожай, у них нет денег платить за уборку даже по самой низкой цене. Уцелеть могли во время кризиса только крупные собственники, имеющие консервные заводы. Урожай гниет, и над землей стоит запах гнилья.
А в это время дети умирают от недоедания, потому что пищу уничтожают намеренно, чтобы поднять цены на продукты. Горы фруктов горят, политые керосином. Картофель выбрасывают в реку. Люди приходят подбирать продукты, но охрана гонит их прочь. И кто-то потом говорит, что каждый имеет право на жизнь.
Роман повествует и о другом.
Законы существуют на бумаге и, к сожалению, не всегда их исполняют. О какой великой нации может идти речь, если людей подводят к грани голода, к смерти? Пусть это и Америка, все равно за всем не уследишь из окошка Белого дома. А ведь насилие порождает насилие. Люди, оказавшиеся в безвыходном положении, просто вынуждены переступить через грань закона. Они терпели до поры до времени, но умирать никто не хотел. Так уж получилось, что в генах каждого человека заложен инстинкт самосохранения.
В Украине как раз такая ситуация, только не на страницах романа, а на страницах жизни. Наш народ угнетают как могут и как умеют.
Те, кто хотел работать, получать приличные деньги за свой труд, быстро потеряли желание, столкнувшись с эгоизмом и бюрократизмом правительственных чинов.
Однако роман «Гроздья гнева» показывает нам еще и великую силу дружбы и солидарности тех, кто унижен и страдает. И мы должны брать с них пример и бороться за свое счастье сообща.
3855 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Зарубежная литература / Стейнбек Д. / Социальные проблемы в романе Д. Стейнбека «Гроздья гнева»
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00036201184864061776/woid/00025901184773069860/