Жизнь и творчество аркадия аверченко

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

  • 26 Сентября, 2019
  • Искусство
  • Yulia Sahine

Начало ХХ века и Октябрьская революция разделили мир на до и после. Для русской интеллигенции этот период стал началом новой, в большинстве случаев тяжелой жизни. Краткая биография Аркадия Аверченко, одного из писателей и сатириков русского зарубежья, — яркое доказательство того, на что приходилось идти людям, чтобы сохранить не только свободу слова, но и жизнь.

Ранние годы и начало литературной карьеры

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925) родился в Севастополе, в купеческой семье. Из-за уличной драки мальчик потерял зрение в одном глазу, и до конца жизни он носил пенсне, скрывавшее незрячий глаз, о чем знали немногие.

Не окончив гимназию, он был отправлен служить в транспортную контору, а в 1897 году стал конторщиком акционерного общества в Брянске и впоследствии в Харькове. В своей краткой биографии Аверченко писал, что держали его там шесть лет за то, что он был всегда веселым, улыбчивым и легко мог вовлечь человека в приятный разговор или игру, оставив работу на потом.

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

В 1903 году (в своей краткой биографии Аверченко ошибочно называет 1904 год) молодой писатель начал свою литературную деятельность.

Поначалу он был редактором журнала «Штык и меч», а после переезда в Петербург основал свой журнал «Сатирикон» (с 1914 года был переименован в «Новый Сатирикон»), в котором был собран весь цвет русской сатиры: Саша Черный, Владимир Маяковский, Тэффи, Алексей Ремизов и другие писатели и поэты начала ХХ века.

Журнал был известен не только искрометными и злободневными фельетонами, рассказами и стихами, но и карикатурами: для «Сатирикона» рисовали выдающиеся художники. О «Сатириконе» и самом Аркадии Аверченко слышал каждый читающий житель России.

Революция как начало конца

До 1917 года библиография писателя насчитывала уже сорок книг, часть из которых многократно переиздавалась. Так над чем же смеялся сатирик? Над царем и его семьей, над чиновниками, высмеивал он и простого, зачастую глупого обывателя, жадную и продажную прессу, скептически относился к модернистам.

В краткой биографии Аркадия Тимофеевича Аверченко важно пояснить, как он воспринял революцию. Критикуя и высмеивая царизм, он был в восторге от Февральской революции, считал ее новым многообещающим началом.

После выхода царского манифеста об отречении от престола был немедленно выпущен номер «Нового Сатирикона» с резолюцией Аверченко на обложке: «Прочитал с удовольствием – Аркадий Аверченко».

Это была едкая пародия на резолюцию, которую писал на понравившихся документах Николай II.

Однако октябрь 1917 года уже не так воодушевлял писателя: ухудшение жизни, пренебрежение большевиков к национальным и патриотических идеям – все это вызывало отторжение и неодобрение у Аверченко. А в 1918-м «Новый Сатирикон» был принудительно закрыт властями, и это стало последней каплей.

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

Краткая биография Аверченко в эмиграции

В год закрытия «Нового Сатирикона» писатель через Украину переезжает в Крым, где пишет для газеты «Юг». Все более ядовитые фельетоны бьют по обеим сторонам: и по большевикам, и по белым властям. В результате этого газету закрывают, и лишь визит Аверченко, краткая биография которого на тот момент уже впечатляла, к авторитетному Петру Врангелю позволил «Югу» продолжить работу.

Однако сам писатель продолжил эмиграцию и в октябре 1920 года, за несколько дней до того, как Красная Армия захватила Севастополь, покинул Россию вместе со 130 тысячами беженцев – первая волна эмиграции была в самом разгаре. Через Турцию и Болгарию Аверченко попал в 1922 году в Прагу, где он жил до самой смерти в 1925 году.

В то время самый частый путь эмигранта заканчивался в Париже, однако Аверченко отказался переезжать во Францию. Несмотря на неприятие революции и нового режима, он хотел быть ближе к России, постоянно слышать славянскую речь.

И в Константинополе, и в Праге Аверченко продолжал писать и издавать фельетоны и рассказы.

Незадолго до смерти писатель почти полностью ослеп, а 12 марта 1925 года скончался от сердечной недостаточности и был похоронен в Праге.

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

Литературное наследие

Аркадий Аверченко не оставлял без внимания ни одно событие, произошедшее в России, он написал впечатляющий по размерам цикл «Волчьи ягоды», представляющий собой сборник цитат из газет, речей различных политических и культурных деятелей с кратким, но очень емким и остроумным авторским комментарием.

Сатиру не выдерживала никакая цензура. И Николай II, и В. И. Ленин приглашали писателя к себе пообщаться, пораженные его стилем и отвагой.

Все произведения писателя заслуживают внимания. Но если говорить кратко, самое важное в биографии Аверченко — это сборник «Дюжина ножей в спину революции».

Это острая, злая, удивительно точная сатира в адрес нового правительства и всего того, что произошло в России в 1917-м и последующих годах.

Прочитав сборник, Ленин счел книгу талантливой, призывая таким образом писателя покаяться и вернуться на родину, чего тот, разумеется, никогда бы не сделал.

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

Помимо сатиры, Аверченко писал и произведения для детей, удивительно хорошо понимая внутренний мир и чувства ребенка.

Творчество Аверченко — это огромный пласт сатирической литературы русского зарубежья. Создать такое в России и не погибнуть в то время было бы чудом. Вынужденная эмиграция продлила жизнь писателя и подарила читателям и литературоведам бесценную и до сих пор смешную сатиру.

Источник: https://nacion.ru/477263a-arkadiy-averchenko-kratkaya-biografiya-i-tvorchestvo

Аркадий Аверченко

Любить Аркадия Аверченко легко, как и всякого автора, обладающего веселым нравом, открытым сердцем и легким слогом.

Сам себя он называл “превеселым, радостно глядящим на широкий Божий мир человеком” и писателем стал таким же: ироничным, внимательным и щедрым на емкое, точное слово.

Прожив недолгую жизнь, Аверченко успел занять в ряду русских юмористических писателей одно из первых мест.

Детство и юность

Аркадий Тимофеевич Аверченко родом из Севастополя. Мальчик появился на свет в 1881 году в купеческой семье. У Тимофея Петровича и Сусанны Павловны родились 10 детей, трое сыновей умерли еще в младенчестве. Аркадий остался единственным братом шестерых сестер.

Ребенок отличался слабым здоровьем, но и этот печальный факт он со свойственной ему самоиронией делает объектом для шуток в автобиографии, написанной в 1903 году. Слабое зрение не позволяло ему посещать гимназию, поэтому начального образования мальчик не получил. Как, впрочем, никакого другого, если не считать 2 классов реального училища.

Жизнь и творчество Аркадия АверченкоАркадий Аверченко (Россия Великая)

Аверченко — талантливый самоучка с огромным читательским багажом. Дома его обучением занимались сестры. Бизнес отца в один прекрасный день прогорел, и семья попала в трудное материальное положение.

Хотя писатель самокритично причисляет себя к лоботрясам и бездельникам, работать он стал с 15 лет. Поначалу юноша устроился писарем в компанию по перевозке грузов, а через год уехал на угольные шахты Донбасса, где прослужил конторским рабочим около 4 лет.

Время на рудниках протекало тяжело и уныло, а единственным развлечением и “веселой стороной жизни” среди безбрежной грязи и каторжной работы было беспробудное пьянство.

Юный писатель и это положение смог комически обыграть в своих рассказах, однако был несказанно рад, когда контора в 1900 году перебралась в Харьков. Здесь, по его собственным словам, молодой человек ожил и окреп.

Тогда же предпринял первые литературные попытки.

Литература

Будущий “король смеха” дебютировал на страницах харьковской газеты “Южный край” с рассказом “Как мне пришлось застраховать жизнь” в 1903 году.

Он пишет еще несколько юмористических рассказов, а затем берется за выпуск журнала “Штык”, где выступает одновременно автором, редактором и иллюстратором.

Он создает сатирические рассказы, рисует шаржи и карикатуры и обретает популярность у публики. Вслед за этим последовало издание журнала “Меч”, который просуществовал недолго.

Жизнь и творчество Аркадия АверченкоПисатель Аркадий Аверченко (LiveJournal)

Сатира Аверченко вызвала недовольство начальства, и ему пришлось покинуть город в 1907 году. Из Харькова молодой человек решает отправиться в Петербург, где продолжает заниматься сатирическими жанрами.

В Северной столице писатель становится заметной фигурой, потому что занимает нишу, для которой, кажется, был создан. Он умеет видеть смешное и нелепое, пишет едко и остро.

Журнал “Стрекоза”, куда он устроился секретарем, в 1908 году преобразовался в еженедельник “Сатирикон”, который стал уникальной трибуной социальной сатиры и значимым культурным явлением.

Аверченко из постоянного автора скоро перешел на роль главного редактора издания.

В золотой век журнала в нем публиковались рассказы Надежды Лохвицкой (Тэффи), Саши Черного, Осипа Дымова, Леонида Андреева, а иллюстрировали его виднейшие художники Серебряного века.

Читатели полюбили “Сатирикон”, потому что он не переходил на личности, обличая конкретных особ, а вводил жанр “лирической сатиры”, полной самоиронии и тонких наблюдений за человеческой натурой.

Интересный факт — журнал читал сам император Николай II, собирая его подшивки.

Жизнь и творчество Аркадия АверченкоАркадий Аверченко (второй слева) в редакции журнала «Сатирикон» (ВикиЧтение)

Издание «Всеобщей истории, обработанной ”Сатириконом”» стало настоящим хитом, туда вошли юмористические версии мировых событий от Тэффи, Осипа Дымова и Иосифа Оршера. Аверченко взял на себя описание Нового времени, куда поместился рассказ “Открытие Америки”.

В 1910 году издаются 3 книги Аркадия Аверченко и приносят ему славу доморощенного Марка Твена и О’Генри. Рассказы писателя необычайно популярны и даже перекладываются в пьесы для театра. В 1912 году выходят еще 2 тома рассказов — “Круги по воде” и “Рассказы для выздоравливающих”. Сатирик путешествует, пишет новые произведения, рецензирует театральные постановки.

После Октябрьской революции привычное благополучие резко обрывается, большевики закрывают журнал Аверченко, называя его буржуазным и неблагонадежным. Следующий этап в биографии писателя становится дорогой в изгнание. Сначала он покидает столицу и едет на юг, где на 2 года оседает в родном Севастополе. А в 1920 году мужчина навсегда покидает родину.

«Аркадий Аверченко. Гении и злодеи»

В эмиграции Аркадий Тимофеевич занимается созданным еще в Севастополе театром и продолжает писать. Европа была переполнена беженцами русской национальности, поэтому писателю удавалось чувствовать себя своим даже на чужбине. Вместе с тем, в отличие от большинства представителей русской интеллигенции, он не знал европейских языков, что осложняло адаптацию в западном обществе.

В этот период творчество писателя переживает значительную трансформацию, появляются новые острые темы и изменяется тональность звучания. Явственно чувствуется тоска по безвозвратно ушедшему времени старой России. В 1921 году в парижском издательстве выходят памфлеты “Дюжина ножей в спину революции”.

Рассказы 1920-х годов посвящены осмыслению революции и ее разрушительных последствий, а также судьбам эмигрантов, пытающихся выжить в изгнании и найти новые смыслы и опору в жизни. Последние годы жизни автор провел в Чехии. Здесь писались книги “Рассказы циника”, “Записки Простодушного”, “Шутка мецената”.

Личная жизнь

О личной жизни сатирика трудно рассуждать, поскольку о явно афишируемых отношениях говорить не приходится. У писателя никогда не было жены, чего нельзя с точностью сказать о детях. По слухам, еще в Харькове у Аверченко родился сын Аркадий.

Мужчина вырос в окружении девиц и воспитал в себе ироничное отношение к женскому полу. Поэтому, очаровываясь красавицами, о браке не помышлял и сводил отношения к романам или легкому флирту. Чтобы наверняка обезопасить себя от охотниц его «окольцевать», Аверченко зачастую останавливал свой выбор на замужних женщинах или спешил пристроить бывших пассий своим приятелям.

Сохранилась переписка писателя с Софьей Меттер, судя по которой, пара состояла в романтических отношениях, когда Аркадий Тимофеевич жил в Петербурге. Роман продлился 2 года. Позднее женщина стала супругой художника Николая Ремизова, соратника Аверченко по “Сатирикону”.

Жизнь и творчество Аркадия АверченкоАркадий Аверченко и Раиса Раич (ВикиЧтение)

С 1912 года в жизни писателя появилась актриса Александра Садовская. Яркая и энергичная женщина была замужем и имела троих детей, одного из которых родила во время романа с Аверченко. Эти отношения складывались втайне от чужих глаз, однако биографы считают пышную брюнетку главной женщиной в жизни сатирика. Именно ей посвятил автор книгу “Круги по воде”.

Читайте также:  Гаргантюа и пантагрюэль - краткое содержание романа франсуа рабле

В годы эмиграции Аркадий Тимофеевич продолжил увлекаться актрисами. Живя в Константинополе в 1920-1922 годах, он руководил созданным им театром “Гнездо перелетных птиц”. Юлия Горская принадлежала к труппе и стала музой писателя.

С актрисой “Гнезда” Раисой Раич Аверченко плотно общался в 1922-1924 годах, причем дружил и с ее мужем, работавшим в том же театре. Троицу нередко можно увидеть на общих фото. Сатирик до конца дней так и не остановил выбор на одной-единственной.

Смерть

Еще в детстве Аверченко получил травму глаза, и болезни зрения сопутствовали ему до смерти. В начале 1925 года писателю пришлось решиться на удаление больного глаза, и операция прошла с осложнениями. С января мужчина находился в больнице Праги в крайне тяжелом состоянии, имея одновременные проблемы с сердцем, сосудами и почками и долгое время не приходя в себя.

Жизнь и творчество Аркадия АверченкоМогила Аркадия Аверченко (Википедия)

Затянувшаяся болезнь стала причиной смерти, которая наступила 12 марта 1925 года. Его похоронили в православной части Ольшанского кладбища, где покоятся видные деятели первой волны русской эмиграции.

Долгое время на родине Аверченко оставался запрещенным автором, и русский читатель по-настоящему открыл для себя творчество сатирика только в 1980-е годы. “Галочка”, “Человек за ширмой”, “Жена” и другие рассказы вошли в сокровищницу мировой юмористической литературы, а цитаты из произведений писателя до сих пор вызывают улыбку и легкую грусть.

Библиография

  • 1910 – «Веселые устрицы»
  • 1910 – «Рассказы. Книга первая»
  • 1910 – «Зайчики на стене»
  • 1912 – «Круги по воде»
  • 1912 – «Рассказы для выздоравливающих»
  • 1914 – «Дети»
  • 1915 – «Записки театральной крысы»
  • 1917 – «Подходцев и двое других»
  • 1923 – «Записки Простодушного»
  • 1925 – «Шутка мецената»

Источник: https://24smi.org/celebrity/34990-arkadii-averchenko.html

Аркадий Тимофеевич Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881—1925) — русский писатель, сатирик, театральный критик.

Дореволюционная жизнь

Родился 18 (27) марта 1881 года в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.

А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.

Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет. С 1896 по 1897 гг. служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках»

В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. На руднике он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).

В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сам же Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник» (1905 год).

В 1906—1907 он, «совершенно забросив службу», редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вёл почти все разделы под многочисленными псевдонимами.

Но его увольняют из правления со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург.

[источник не указан 133 дня] По собственным словам, Аверченко уезжает в 1907 году из Харькова в Петербург, не оплатив штрафа в 500 рублей за содержание 9 номера журнала «Меч».

В столице он становится сотрудником второстепенных изданий, в том числе в терявшем подписчиков журнале М. Г. Корнфельда «Стрекоза».

В 1908 году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал «Сатирикон», секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аверченко.

Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми) и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы.

За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра.

За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась.

В 1911—1912 Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».

А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

После Октябрьской революции всё резко изменилось. В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями.

Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к советской власти.

Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.

С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.

15 ноября 1920 Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко на одном из последних пароходов уехал в Константинополь.

В эмиграции Жизнь и творчество Аркадия Аверченко Могила Аверченко, Прага, Ольшанское кладбище.

В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.

В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской печати, в частности, Н.

Мещеряков назвал её «юмором висельника» В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В. И. Ленин нашел книгу «высокоталантливой».

В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских „варяг“ в константинопольские „греки“, начиная с запрета большевиками „Нового Сатирикона“ и проведения широких арестов»

В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград.

Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади.

  • В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».
  • Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
  • В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
  • Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.

В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».

  1. Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.
  2. Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.
  3. Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925, уже после его смерти.

Творчество

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко — прозаик, драматург, журналист и критик.

Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик». В период революционных событий 1905—1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В 1910 году выходит его сборники «Рассказы (юмористические)», «Зайчики на стене» и «Весёлые устрицы», последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.

После опубликования Аверченко статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12), такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена, другие (А. Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым.

Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы инсценировались и ставились в петербургских театрах.

На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда.

Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего отстранения действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени.

Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.

Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с первой мировой войной.

С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие.

Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние разрухи, в которой находилась Россия накануне революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «Одесские рассказы» (1915), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сб. «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» и другие).

К 1917 году Аверченко перестаёт писать юмористические произведения. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 годы в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются.

Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в этой стране. И опять же Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда.

Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя.

Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.

Читайте также:  Доклад на тему медведи сообщение

В 1921 году в Париже выходит книга памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где Аверченко сокрушался о ужасной гибели России. Его героями становятся дворяне, купцы, чиновники, рабочие, военные — все они с неимоверной ностальгией вспоминают о прошлой жизни.

Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного» 1921 года. «Записки простодушного» — сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».

В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, особенности детской психологии и уникальной фантазии.

В 1925 году выходит последнее произведение писателя — юмористический роман «Шутка мецената».

Сборники рассказов Жизнь и творчество Аркадия Аверченко А. Т. Аверченко

  • «Юмористические рассказы»
  • «Весёлые устрицы»
  • «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»
  • «Двенадцать портретов (в формате „Будуар“)»
  • «Дети»
  • «Дюжина ножей в спину революции»
  • «Записки Простодушного»
  • «Кипящий котёл»
  • «Круги по воде»
  • «Маленькая лениниана»
  • «Нечистая сила»
  • «О хороших, в сущности, людях!»
  • «Пантеон советов молодым людям»
  • «Рассказы для выздоравливающих»
  • «Рассказы о детях»
  • «Рассказы о старой школе»
  • «Смешное в страшном»
  • «Сорные травы»
  • «Чёрным по белому»
  • «Чудеса в решете»
  • «Экспедиция в Западную Европу сатириконцев: Южакина, Сандерса, Мифасова и Крысакова»
  • «Юмористические рассказы»

Сатирические типы Политики: Гос дума, октябристы; Женские типы: Женщина недалёкая, но всегда желанная («Мозаика», «Жалкое существо»); Люди искусства («Золотой век», «Поэт», «Неизлечимые»); Быт города («День человеческий») Экранизации

  • 1914 — «Сила сопротивления» (другое название «Что ей самое обидное»), автор сценария. Режиссёр — Евгений Бауэр. Производство — «А. Ханжонков и К°».
  • 1963 — «Крыса на подносе». Телефильм по одноименному рассказу. Режиссёр — Андрей Тутышкин. Производство — Мосфильм.

Источник: https://timenote.info/ru/Arkadij-Timofeevich-Averchenko

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко – русский писатель сатиры и юмора, родился в Севастополе, 15 марта 1880 года. Отец Аркадия, Тимофей Петрович, являлся продолжателем купеческого рода, а мама, Сусанна Павловна, была дочерью отставного офицера.

С рождения, у маленького Аркадия, было слабое здоровье. Врожденное заболевание глаз не позволило ему получить даже начального образования. Однако, с возрастом, восполнить пробелы в образовании, Аркадию Тимофеевичу, помогли его гениальные способности и непреодолимая тяга к знаниям.

Трудится, Аверченко, начал с ранней юности, не достигши и своего пятнадцатилетия. Год он прослужил в пароходной компании, о чем впоследствии написал ироничную историю.

Творчество, Аркадия Тимофеевича, было тесно связано с обычной жизнью, и, находясь в сложных жизненных ситуациях, всегда смотрел на них с юмором и иронией.

В 17 лет, Аверченко, уезжает на Донбасс и четыре года трудится на предприятии по добыче руды, следствием чего, становятся его многочисленные рассказы о «Брянском руднике».

После переезда в Харьков, рождается еще несколько произведений, главным из которых, по мнению самого Аркадия Тимофеевича, становится его рассказ «Праведник».

После увольнения из редакции юмористических газет, Аверченко, отправляется в Санкт-Петербург, где становится работником популярного издания «Стрекоза», а позднее становится основным редактором журнала «Сатирикон».

Здесь, Аркадий Аверченко, проработал довольно долго, раскрывшись, в творческом плане, в полной мере. Именно трудясь в «Сатириконе», он представил миру самые искрометные и знаменитые произведения.

Значительные перемены в жизни писателя произошли после революции, в октябре 1917 года. Аверченко был ярым противником тогдашней власти и публиковал рассказы, олицетворяющие, во всей красе, политических деятелей, чем вызывал их гнев и негодование.

После закрытия «Сатирикона», Аверченко, пришлось эмигрировать. Не задерживаясь подолгу на одном месте, Аркадий Тимофеевич, останавливается в Праге и остается там до конца жизни.

Замечательный роман «Шутка Мецената» стал последним произведением этого гениального писателя.

В 1925 году, перенеся серьезную операцию и потеряв один глаз, Аркадий Аверченко, сильно ослаб. Выбраться из тяжелой болезни он так и не смог, и утром 12 марта этого же года его не стало.

Подробнее про Аверченко

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1880-1925 гг.) относится к известным русским писателям, работающим в жанре сатиры.

Аверченко является уроженцем Севастополя и появляется на свет в купеческой семье, имеющей небольшой достаток. В связи со слабым здоровьем и плохим зрением будущий писатель не получает начального образования, но этот факт его биографии впоследствии компенсируется данным Аверченко от природы умом.

В возрасте пятнадцати лет Аверченко начинает свою трудовую биографию в качестве писца в транспортной конторе, а затем конторщиком на Брянском руднике, период работы на котором впоследствии ложится в основу нескольких рассказов писателя.

В двадцатилетнем возрасте Аверченко приступает к написанию своих первых произведений в виде рассказов и его дебютом становится «Праведник». С этого момента, перебравшись в Харьков, Аверченко начинает печататься в различных изданиях, публикуя очерки, юморески, фельетоны, а затем организует издание собственных журналов, печатающих сатирические произведения, под названием «Меч» и «Штык».

Спустя время Аверченко переезжает в питерскую столицу, где публикуются его сатирические книги, имевшие огромный успех у читательской аудитории, после чего совместно с молодыми соратниками организует издание «Сатирикон», в котором становится руководителем.

В этом журнале вместе с Аверченко сотрудничают известные литераторы, в числе которых Саша Черный, Осип Дымов, Ремизов Н.В.

На страницах «Сатирикона» появляются самые знаменитые произведения Аверченко, которые становятся впоследствии блестящими спектаклями на театральных подмостках.

В период Первой мировой войны в творчестве Аверченко возникают произведения с драматическим подтекстом, передающие тяжелое положение в Российской империи.

События Октябрьской революции вызывают в Аверченко неприятие и негатив, поскольку писатель воспринимает произошедшее в виде обмана рабочих людей. В этот период из-под пера Аверченко появляются рассказы «Урок в советской школе», «Константинопольский зверинец».

В связи с отрицанием большевистской власти, а также по причине закрытия журнала, Аверченко принимает решение об эмиграции и, посетив несколько европейских стран, обосновывается до конца своих дней в Праге, где приобретает огромную популярность. Особым успехом в этот период пользуется его произведение «Дюжина ножей в спину революции», оцененное как самое одиозное антисоветское сочинение.

Одной из последних работ Аверченко является роман под названием «Шутка Мецената», опубликованный уже после его безвременной кончины.

Литературное наследие писателя насчитывает огромное количество произведений, большая часть которых представлена в виде юмористических и сатирических рассказов и фельетонов.

Жизнь Аверченко обрывается неожиданно в возрасте сорока четырех лет в результате сердечной недостаточности. Местом захоронения писателя является Ольшанское кладбище в Праге.

Жизнь и творчество Аркадия Аверченко

Источник: http://sochinite.ru/otvety/ludi/zhizn-i-tvorchestvo-arkadiya-averchenko-doklad-soobshchenie

Аркадий Т. Аверченко — краткая биография

Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925гг.) — русский писатель, драматург, сатирик, редактор.

Семья, детство, юность

Аркадий Тимофеевич Аверченко родился 27 (по старому стилю — 15) марта 1881г. в Севастополе, тогда – провинции, захолустье. Отец, Тимофей Петрович Аверченко, обедневший купец второй гильдии. Мать, Сусанна Павловна, дочь солдата в отставке.

Семья была небогатой, мальчик по причине слабого зрения не обучался в начальной школе. Однако, это в дальнейшем было восполнено начитанностью и природным умом писателя.

Уже в 15 лет Аверченко начал работать в должности младшего писца в транспортной компании Севастополя. Трудился он здесь недолго(1896-1897), положив затем полученные впечатления в основу рассказа «О пароходных гудках».

В 1897г. Аверченко устраивается конторщиком на Брянский рудник на Донбасе. Здесь он пробыл 4 года, а приобретенный опыт также лег в основу рассказов «Молния», «Вечером» и др.

Начало литературного пути

Начало 1900-х г. ознаменовалось в биографии Аркадия Аверченко рабочим переездом в Харьков. Здесь в 1903г. в газете «Южный край» выходит его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь». Сатирик же говорил, что дебютировал с рассказом «Праведник» в 1904 г.

Спустя 2-3 года писатель получает травму глаза. Более того, в результате повреждения возникает осложнение – поражение второго глаза, что в дальнейшем станет одной из причин смерти сатирика.

1906-1907гг. стали для Аверченко временем редакторства в журнале «Меч», где он более чем под 40 псевдонимами ведет практически все разделы. Однако, занимаясь творчеством, А. Аверченко совершенно забрасывает дела службы в правлении рудников, за что его вскоре отстраняют от должности.

В 1908г. Аркадий Тимофеевич отправляется в Санкт-Петербург, где работает в журнале «Стрекоза», доживающем свой век. В этом же году молодежь журнала объединяется для создания собственного издания. Оно было названо «Сатирикон», а на должность редактора избран Аверченко.

Годы работы в «Сатириконе», а затем «Новом Сатириконе» — это период творческого становления Аверченко, плодотворного сотрудничества с такими писателями, как Саша Черный, Тэффи, Ремизов, Осип Дымов.

Произведения сатирика активно печатаются, ставятся на сцене. Помимо творческого удовлетворения, Аверченко получает хороший доход.

Даже судебное преследование в связи с политическим характером определенных его творений не тревожит сатирика.

В 1910–м г. выходят сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая», «Веселые устрицы». Благодаря им Аверченко обретает известность, выделяясь среди прочих юмористов эпохи.

В 1911-1912гг. сатириконцы путешествуют по Европе, полученные впечатления используются при написании «Экспедиции сатириконцев в Западную Европу» (1912 г).

Критики-современники сравнивают литературные традиции Аркадия Аверченко с творческим методом Марка Твена, А. П. Чехова, отмечая его умение вырисовывать недалеких обывателей, глупость, пошлость существования.

Зрелые годы, революция, эмиграция

Новый виток биографии писателя приходится на 1918г., когда дорвавшиеся до власти большевики закрыли журнал.

Аверченко, как и его коллеги-сатирики, не принял советской власти и решил вернуться в родной Севастополь, пока еще принадлежавший белым. Этот путь оказался полным опасностей и передряг, но Аверченко все же смог попасть в Крым.

Здесь с июля 1919г. он трудится в газете «Юг», а в ноябре 1920г., после взятия Крыма красными, покидает Россию, эмигрируя в Рим.

В июне 1922 г. А. Аверченко переезжает в Прагу, где остается жить до конца дней. Оторванный от родины, он испытывает тоску, скучает по родному языку. Этим настроением проникнуты его рассказы, в том числе «Трагедия русского писателя».

В Праге эмигрант работает в «Prager Presse», известной газете, а также собирает поэтические вечера. В Чехии Аверченко пользуется популярностью, его рассказы печатаются в переводе. В 1921г. печатается сборник «Дюжина ножей в спину революции», одно из самых одиозных антисоветских произведений.

Отныне в творчестве сатирика почти отсутствуют юмористические рассказы, его произведения посвящены судьбе России – до и после революции. Постреволюционный период видится им как обман рабочего человека, лишенного книг, искусства, возможности развиваться.

Последние годы жизни были омрачены операцией по удалению левого (травмированного) глаза. Правый начал быстро слепнуть. Кроме того, писатель жаловался на одышку и боли в груди.

Вероятно, у ведущего эпикурейский образ жизни Аверченко, развивался сахарный диабет. Жизнь сатирика оборвалась на 44 году жизни 12 марта 1925 года. Смерть писателя наступила вследствие сердечной недостаточности.

Захоронен Аркадий Аверченко на Ольшанском кладбище (Прага).

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_arkady_averchenko.html

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Биографическая справка

Первый рассказ Аркадия Аверченко «Уменье жить» был опубликован в харьковском журнале «Одуванчик» в 1902 г. В октябре 1903 г. в Харькове в газете «Южный край» был опубликован его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь».

Серьезной заявкой литератора явился рассказ «Праведник», опубликованный в Санкт-Петербурге в «Журнале для всех» в 1904 г.

Читайте также:  Анализ стихотворения дед есенина

В период революционных событий 1905-1907 гг. Аверченко обнаруживает публицистический талант, широко публикуя в периодических изданиях очерки, фельетоны и юморески.

В 1906 г. он стал редактором сатирического журнала «Штык», быстро запрещенного цензурой. После закрытия этого журнала возглавил журнал «Меч», тоже вскоре закрытый.

В 1907 г. Аркадий Аверченко переехал в Петербург и начал работать секретарем редакции сатирического журнала «Стрекоза». Через год он предложил реорганизовать издание и с 1 апреля 1908 г.

«Стрекозу» сменил новый еженедельник «Сатирикон». За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, редкий номер издания обходился без рассказа или юморески Аверченко.

По мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны.

В 1910 г. вышли три книги Аверченко, сделавшие его известным всей читающей России: «Веселые устрицы», «Рассказы (юмористические)», книга 1, «Зайчики на стене», книга 2.

В 1910-1912 гг. Аверченко неоднократно совершал путешествия по Европе со своими друзьями — художниками Радаковым и Ремизовым, о которых рассказал в вышедшей в 1912 г. книге «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».

В том же году вышли книги «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», утвердившие за Аверченко звание «короля смеха». Позже появились произведения «О хороших в сущности людях» (1914), «Сорные травы» (1914 — под псевдонимом Фома Опискин), «Чудеса в решете» (1915), «Позолоченные пилюли» (1916), «Синее с золотом» (1917).

Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами А-е, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

В 1913 г. редакция «Сатирикона» раскололась, и «аверченковским» журналом стал «Новый Сатирикон».

Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к cоветской власти. Февральскую революцию Аверченко приветствовал, но Октябрьскую не принял.

В августе 1918 г. «Новый Сатирикон» был запрещен. Осенью 1918 г. писатель уехал на белогвардейский юг, там он сотрудничал в газетах «Приазовский край» и «Юг», выступал с чтением своих рассказов.

В начале апреля 1919 г. он приехал в Севастополь. Здесь вместе с писателем Анатолием Каменским Аверченко заведовал литературной частью театра-кабаре «Дом артиста», созданного в Севастополе в сентябре 1919 г.

Одной из первых постановок театра стала новая пьеса Аверченко «Лекарство от глупости», в которой автор выступал и в качестве актера. В начале 1920 г.

севастопольский театр «Ренессанс» поставил пьесу Аверченко «Игра со смертью».

В апреле 1920 г. в Севастополе открылся театр «Гнездо перелетных птиц», в котором писателя-юмориста принимали всегда с радостью. Он гастролировал с театром по Крыму, побывав с концертами в Балаклаве, Евпатории и Симферополе.

В октябре 1920 г. Аверченко отбыл в Константинополь (Стамбул) с одним из последних врангелевских транспортов, успев перед отъездом издать сборник рассказов и фельетонов «Нечистая сила».

В Константинополе в то время находилось огромное количество русских беженцев.

Аверченко совмещал творческую деятельность с организаторской: создал эстрадный театр «Гнездо перелетных птиц», сам возглавлял труппу (этот театр, вместе с кабаре Александра Вертинского «Черная роза», был самым известным в эмигрантской среде). Аверченко совершил несколько гастрольных поездок по Европе, а затем эмигрировал через Константинополь за рубеж.

В 1921 г. в Париже был опубликован сборник памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», за ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

13 апреля 1922 г. Аверченко переехал в Софию, затем в Белград, однако ни в одном из этих городов надолго не остался. 17 июня 1922 г. он переехал на постоянное место жительства в Прагу.

Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский. Работая в известной газете Prager Presse, Аркадий Аверченко написал много рассказов, в которых чувствовалась ностальгия и огромная тоска по родине, один из которых — рассказ «Трагедия русского писателя».

В Праге он успел написать и опубликовать сборники рассказов «Дети», «Смешное в страшном», «Записки Простодушного. Я в Европе», «Отдых на крапиве», пьесу «Игра со смертью» и др.

В 1924 г. Аркадий Аверченко перенес операцию по удалению глаза, после которой долго не мог оправиться; вскоре резко стала прогрессировать болезнь сердца.

28 января 1925 г. его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге.

Последней работой писателя стал юмористический роман «Шутка мецената», написанный в Сопоте в 1923 г. а изданный в 1925 г. уже после его смерти.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20110327/357770422.html

Основные даты жизни и творчества а. т. аверченко

Основные даты жизни и творчества а. т. аверченко

  • 1880, 15 (27) марта — в Севастополе в семье купца 2-й гильдии Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны (в девичестве — Софроновой) родился сын Аркадий.
  • 18 (30) марта — крещен в Петро-Павловской церкви на Большой Морской улице.
  • 1895 — поступает на службу писцом в севастопольскую контору по перевозке кладей.

1896, июль — старшая сестра Мария выходит замуж за инженера Ивана Терентьева, с которым едет по месту его службы на Брянский рудник (Луганская область). Аркадий уезжает с ними.

1896–1900 — работает помощником конторщика на Брянском руднике. 1900 — переезжает в Харьков вместе с конторой Брянского рудника. 1902–1903 — дебютирует как фельетонист и автор юмористических рассказов в журнале «Одуванчик» и газете «Южный край».

1905 — сотрудничает в газетах «Харьковские губернские ведомости», «Утро», в листке «Харьковский будильник», где ведет раздел «Харьков с разных сторон».

1906 — получает серьезную травму левого глаза. Проходит лечение в клиниках профессоров-офтальмологов Л. Л. Гиршмана и О. П. Браунштейна. Становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Щит».

  1. 1907 — становится сотрудником и редактором харьковского сатирико-юмористического журнала «Меч».
  2. Декабрь — уезжает из Харькова в Петербург.
  3. 1908, январь — становится сотрудником, а затем редактором журнала «Стрекоза».
  4. 1 апреля — выходит первый номер журнала «Сатирикон»; начиная с девятого номера становится его редактором.

1910 — выпускает сатирико-юмористические сборники: «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Веселые устрицы. Юмористические рассказы» и «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая».

1911 — выпускает сатирико-юмористический сборник «Рассказы (юмористические). Книга третья». Награжден титулом «король смеха». Июнь — июль — совершает первое заграничное путешествие (Германия, Италия, Франция) в сопровождении художников А. Радакова и Ре-Ми, прозаика Г. Ландау. Посещает Максима Горького на острове Капри.

1912 — переживает увлечение актрисой Александрой Садовской. Выпускает сборники: «Круги по воде» (с посвящением А. Я. Садовской) и «Рассказы для выздоравливающих».

Весна — совершает совместное гастрольное путешествие с сатириконцами В. Азовым и О. Дымовым, актерами А. Я. Садовской и Ф. П. Фёдоровым (Одесса, Кишинев, Киев, Ростов-на-Дону, Харьков).

Лето — совершает второе заграничное путешествие с целью отдыха на острове Лидо в окрестностях Венеции.

1913 — принимает участие в праздновании десятилетия ресторана «Вена» и выпуске юбилейного альманаха.

Май — вступает в конфликт с издателем «Сатирикона» М. Корнфельдом и выходит из состава редакции. Вместе с художниками А. Радаковым и Н. Ремизовым создает собственный журнал «Новый Сатирикон».

6 июня — выходит первый номер журнала «Новый Сатирикон». Июль — переезжает в новую квартиру по адресу: улица Троицкая, 15/17, кв. 203.

1914 — выпускает сатирико-юмористические сборники «Сорные травы» и «О хороших, в сущности, людях».

Май — едет в гастрольную поездку по Волге в сопровождении актеров А. Я. Садовской и Д. А. Добрина (Рыбинск, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Самара, Сызрань, Саратов, Царицын, Астрахань).

1915 — выпускает сатирико-юмористические сборники: «Волчьи ямы», «Чудеса в решете», «О маленьких для больших. Рассказы о детях», «Черным по белому».

Июнь — июль — предпринимает гастрольную поездку по Кавказу, выступает перед ранеными.

1916, декабрь — проходит полное медицинское освидетельствование; к военной службе признан «вовсе негодным».

1917 — выпускает сатирико-юмористические сборники: «Синее с золотом», «Караси и щуки. Рассказы последнего дня», повесть «Подходцев и двое других».

Февраль — март — издает журнал памфлетов «Эшафот».

Весна — издает журнал «Барабан». Передает редактирование «Нового Сатирикона» А. С. Бухову.

1918, август — большевики закрывают «Новый Сатирикон».

Сентябрь — бежит в Москву с последующим отъездом в Киев. Октябрь — 1919, февраль — попеременно живет в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Новороссийске, Мелитополе.

  • 1919, февраль — приезжает в Севастополь.
  • Апрель — июнь — работает над пьесой «Игра со смертью».
  • 14 мая — является «поручителем» на свадьбе младшей сестры Неонилы.
  • 25 июля — выходит первый номер газеты «Юг», печатного органа Добровольческой белой армии, Аверченко становится ее постоянным автором, ведущим рубрики «Маленький фельетон».
  • Сентябрь — участвует в представлениях севастопольского театра-кабаре «Дом Артиста».
  • 30 октября — выдает замуж младшую сестру Ольгу.
  • 1920 — выпускает сатирико-юмористические сборники «Дюжина ножей в спину революции» и «Нечистая сила».
  • Январь — присутствует на постановке своей пьесы «Игра со смертью» в театре «Ренессанс».

Март — вступает в конфликт с военным цензором Белой армии, следствием которого становится закрытие газеты «Юг». Посещает барона Врангеля и добивается возобновления выхода газеты под новым названием «Юг России».

Апрель — присоединяется к труппе «театра веселой шутки и художественных пустяков» — «Гнездо перелетных птиц», где исполняет обязанности конферансье и автора-чтеца.

15 ноября — прибывает из Севастополя в Стамбул.

1921 — живет в Константинополе, сотрудничает в журнале «Зарницы», газете «Presse du Soir», выпускает сатирико-юмористический сборник «Записки Простодушного». Работает в театре-кабаре «Гнездо перелетных птиц». Переиздает в Париже сборник «Дюжина ножей в спину революции».

22 ноября — становится объектом повышенного внимания эмиграции в связи с появлением в «Правде» положительной рецензии В. И. Ленина на книгу «Дюжина ножей в спину революции».

1922 — выпускает сатирико-юмористический сборник «Кипящий котел». 15 апреля — вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» прибывает на гастроли в Софию.

  1. 19–20 апреля — выступает в Софии.
  2. Май — приезжает вместе с труппой «Гнезда перелетных птиц» в Белград.
  3. 27, 30 мая — выступает с концертами в Белграде.
  4. 15 июня — выступает с концертом в Загребе.

17 июня — приезжает в Прагу. Поселяется в отеле «Zlata Husa». Становится членом Союза русских писателей и журналистов в Чехословакии.

  • Июль — сентябрь — предпринимает концертное турне по городам Чехословакии.
  • 1923, январь — встречает Новый год в Берлине, принимая участие в «Новогодней встрече у юмористов».
  • Январь — апрель — предпринимает концертное турне по городам Прибалтики и Польши в сопровождении супружеской четы актеров Раисы Раич и Евгения Искольдова.
  • Май — июль — отдыхает в Цоппоте и работает над романом «Шутка Мецената».
  • Август — сентябрь — «Шутку Мецената» печатает ковенская газета «Эхо».
  • Сентябрь — 1924, январь — предпринимает концертное турне по городам Бессарабии и Сербии.
  • 1924, апрель — май — выступает в Берлине с чтением своих рассказов.

Июнь — переносит операцию по удалению левого глаза. Проходит послеоперационный курс лечения в клинике профессора-офтальмолога Брукнера.

  1. Декабрь — 1925, январь — лечится на курорте Подебрады.
  2. 1925, январь — март — лежит в Пражской городской больнице и проходит курс лечения в клинике профессора Силлабы.
  3. 12 марта — Аркадий Тимофеевич Аверченко умирает.
  4. 14 марта — погребение на Ольшанском кладбище в Праге.
  5. 1927, 31 марта — закончено слушание дела о наследстве.
  6. 1930, 26 декабря — освящен новый памятник на могиле писателя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/153244

Ссылка на основную публикацию