А. Рубинштейн опера «Демон»
М.Ю. Лермонтов писал поэму «Демон» в течение 10 лет, закончив её буквально за полгода до смерти. Притягательная сила этого произведения оказалась настолько сильна, что А.Г. Рубинштейн создал на его основе полноценную трехактовую оперу всего за 3 месяца.
Краткое содержание оперы Рубинштейна «Демон» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица | Голос | Описание |
Демон | баритон | падший ангел |
Князь Гудал | бас | грузинский аристократ |
Тамара | сопрано | его дочь |
Князь Синодал | тенор | её жених |
Ангел | меццо-сопрано | небесный посланник |
Краткое содержание «Демона»
Во время бури в горах Кавказа хор злых духов призывает Демона уничтожить красоту божьего мира. Демон говорит о своей ненависти к вселенной и отвергает просьбу Ангела примириться с небесами.
Тамара гуляет на берегу реки. Там её видит Демон и влюбляется. Он обещает девушке, что весь мир будет у её ног, если она разделит его любовь.
Тем временем на свадьбу с Тамарой едет князь Синодал, но его путь преграждает оползень. Пока он спит является Демон, предрекая беду.
Караван Синодала атакуют татары, поединок завершается смертельным ранением князя. Он просит слугу доставить свое тело невесте.
В замке Гудала уже начались приготовления к свадебному торжеству, но приходит известие о задержке каравана жениха. Тамара чувствует, что Демон где-то рядом.
Когда в замок привозят тело Синодала, она продолжает слышать ужасный и одновременно притягивающий голос и хочет найти спасение в монастыре. Демон отправляется за ней и туда, надеясь, что любовь, которая в нем горит, открыла его душу для добра.
Ангел пытается ему помешать, но Демон настолько полон решимости, что тот отступает.
Тамара молится в своей келье, но все время обращается мыслями к Демону, которого видит во снах. Внезапно Демон появляется перед ней наяву, умоляя о любви. Она не в силах сопротивляться его чарам. Видя это, Демон целует девушку, но она вырывается из его объятий и падает замертво. Ангел уносит её душу на небеса, а Демон обречен на вечное одиночество.
Продолжительность спектакля | ||
I Акт | II Акт | III Акт |
65 мин. | 45 мин. | 45 мин. |
- Фото
- Интересные факты
- С. Рахманинов вспоминал один из спектаклей в Большом театре. За пультом стоял А.Г. Рубинштейн, в зале присутствовала знатная московская публика. Во второй картине после поднятия занавеса стало очевидно, что сцена плохо освещена. Рубинштейн остановил оркестр и выразил свое недовольство количеством света. После того как были включены все прожекторы, дирижёр продолжил спектакль.
- А.Г. Рубинштейн написал 13 опер, часть – на немецком языке. Его частой практикой был перевод опер на немецкий и продажа их в театры Германии. Так же он планировал поступить и с «Демоном», если его не примут к постановке в России. Сегодня «Демон» является самой популярной оперой композитора, остальные практически не исполняются.
- И. Мельников и Ф. Комиссаржевский пели вместе и на премьере «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского – заглавную партию и Самозванца соответственно.
- Висковатову Рубинштейн заказал еще одно либретто, по гоголевской «Страшной мести». Тот успел создать 3 из 5 действий, но после конфликта с композитором прекратил работу и категорически отказался передавать ему написанное.
- Последние спектакли «Демона» в двух столицах были поставлены драматическими режиссерами – М. Ефремовым в 1999 году в «Новой опере», Г. Тростянецким в 2008 в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Л. Додиным в 2003 в Мариинском театре.
- Лучшие номера из оперы «Демон»
- «Не плачь, дитя» — ария Демона (слушать)
- «На воздушном океане» — романс Демона (слушать)
- «Ночь тепла, ночь тиха, не могу я уснуть» — романс Тамары (слушать)
- История создания и постановок «Демона»
В 1871 году Антон Григорьевич Рубинштейн решил написать оперу на сюжет одного из своих самых любимых произведений – лермонтовского «Демона». Поиски либреттиста привели его к А. Майкову, затем – к Я. Полонскому, но оба они отклонили предложение, однако Майков посоветовал ему известного лермонтоведа, профессора Дерптского университета Павла Александровича Висковатова.
Тот согласился, хотя и не без колебаний – необходимость корректировать лермонтовский слог казалась ему едва ли не святотатством. Сложности в сотворчестве выявились сразу – Рубинштейн торопился представить оперу в театр к следующему сезону, то есть менее чем через полгода после начала работы, а Висковатов в таком темпе писать не мог.
Одним из его принципиальных условий было то, что он закончит либретто и только после этого передаст его композитору. Но нетерпеливый Рубинштейн едва ли не каждый день начал являться к нему домой, буквально выхватывая текст из-под пера. Дошло до того, что многие сцены он просто написал сам.
Затем соавторов разделило и пространство – Висковатов отправился в Берлин, а в работе по переписке нашлось изрядное неудобство. Наконец, 15 августа они встретились. Рубинштейн сыграл третий акт, по которому стало понятно, что он полностью перекроил все либретто, и Висковатову оно теперь показалось нелепым, нелогичным, местами примитивным.
Он уговаривал композитора порвать партитуру и все переделать. Но Рубинштейн отказался. Павел Александрович, в свою очередь, отказался подписываться под этой работой и попросил не отдавать либретто в печать без его окончательной визы.
Тем временем наступил сентябрь, и дирекция Императорских театров получила законченного «Демона» на рассмотрение. Первый вердикт по опере – в постановке отказать из-за её антирелигиозного характера. Год спустя, когда Ангела переименовали в Доброго гения и убрали все культовые символы, «Демона» цензура согласовала.
Были изданы партитура и либретто, фамилия Висковатова фигурировала на обоих, хотя он так и не получил их на финальную корректуру. Рубинштейн, впрочем, утверждал, что давал распоряжение своему музыкальному издателю Басселю об отправке либретто в Дерпт.
По признанию Висковатова, прочитавшего уже напечатанный экземпляр, им написан только первый акт оперы, два остальных составляют хаотичную компиляцию из его текста, оригинальных строк Лермонтова и дополнений самого Рубинштейна.
Наконец, 13 января 1875 года состоялась и премьера. В спектакле участвовали ведущие солисты: Иван Мельников (Демон), Вильгельмина Рааб (Тамара), Федор Комиссаржевский (Синодал). Князя Гудала пел поистине легендарный бас Осип Петров – именно он был первым исполнителем партий Ивана Сусанина в «Жизни за царя», Руслана в «Руслане и Людмиле» Глинки.
Несмотря на такой состав, публика новой оперой не слишком впечатлилась, критика же была и вовсе не любезной. Отчасти в их словах было зерно истины, «Демон» хоть и является самой известной оперой Рубинштейна, но в музыкальной части имеет рыхлую партитуру и невыразительную оркестровку. Высмеивались и стихи Висковатова, никто не знал, что к части из них он не имел никакого отношения.
Травля в прессе привела к тому, что либреттист написал Рубинштейну письмо с просьбой публично признать свои правки в либретто. Композитор его проигнорировал, как и еще несколько. Тогда Висковатов выступил в газете «Голос», где подробно описал сложившуюся ситуацию.
Рубинштейн напрямую в диалог не вступил, но попросил того же Басселя разместить в «Голосе» опровержение обвинений. Единственное, что удалось сделать Висковатову – это снять свою фамилию с либретто.
Однако тем самым он потерял причитающуюся ему часть гонорара, которую выплатил после премьеры «Демона» Мариинский театр – юридически единственным автором, а значит и получателем денег, стал Рубинштейн. Композитор предпочёл оставить всю сумму себе, поскольку ранее либреттист не вернул ему долг.
Спустя несколько лет Антон Григорьевич признался, что не стал переделывать оперу прежде всего потому, что она перестала его интересовать. Ему не удалось бы уже написать музыку с прежним вдохновением.
«Демон» обрел второе рождение, когда в заглавной роли предстал П.А. Хохлов, создавший пронзительный, печальный и романтический образ. Ф.И.
Шаляпин считал певца своим учителем, поэтому впоследствии эта партия стала ведущей и в его репертуаре.
Мариинский театр за всю историю оперы ставил её еще 6 раз, дважды до революции, трижды – в советское время. Последняя постановка состоялась в 2003 году.
«Демон» в кино
В 1960 году вышел фильм-опера «Демон», в котором главные роли сыграли Георг Отс (Демон), Сергей Лемешев (Князь Синодал) и Ольга Кашеварова (Тамара). Лемешеву на момент съемок было 58 лет, Кашеваровой – 55.
Фильм снял Виталий Головин, сын известного оперного певца Дмитрия Головина. В 1930-е они жили в одном доме с В.Э. Мейерхольдом и были ложно обвинены в убийстве его жены, З.Н. Райх. Виталий Головин провел в лагерях 8 лет и был реабилитирован в 1953 году.
«Демон» стал его первой работой на телевидении.
Других отечественных экранизаций или видеоверсий оперы не было вплоть до 2015 года, когда телеканал «Культура» сделал запись полусценического исполнения «Демона» в московском Концертном зале им П.И. Чайковского, посвященного 140-летию его премьеры. Режиссером выступил Д.
Бертман, дирижировал М. Татарников. В главных партиях были заняты: Д. Хворостовский (Демон), А. Григорян (Тамара), И. Морозов (Князь Синодал). Партия Ангела, обычно исполняемая за сценой, здесь обрела зримый образ, в котором к тому же привычное контральто заменил контртенор В.
Волков.
Из зарубежных постановок можно отметить спектакль Латвийской национальной оперы (2004), в котором пели С. Изюмов (Демон), К. Ополайс (Тамара), Г. Рунгис (Синодал).
Опера, созданная под влиянием чувства, получилась весьма неравномерной по качеству – рядом с гениальными романсами заглавного героя соседствуют драматически слабые эпизоды и неоправданные музыкальные длинноты. Тем не менее вряд ли найдется российский баритон, ни разу не исполнявший арий Демона – они полны чувством, запоминающимися мелодиями и возможностью продемонстрировать вокальное мастерство.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Вернуться назад
А.Г. Рубинштейн «Демон»
Источник: https://soundtimes.ru/opera/spektakli/demon
"Демон" — анализ поэмы М.Ю. Лермонтова
История и жанр
Лермонтов неоднократно переделывал и переписывал свое произведение. Сначала это была просто поэма с любовным и психологическим содержанием. Но уже после первого изменения у нее появляется автобиографическое значение. Автор проводит прямую параллель между событиями в тексте и собственным чувством к Варваре Лопухиной.
Каждое последующее изменение поэмы становилось то мягким, то жестким. Это обуславливалось переменой чувств и колебаний в отношениях с любимой женщиной. Всего было 7 редакций произведения. В первых критики отмечали неполное раскрытие персонажей. В последних Демой отождествляется с самим Михаилом Юрьевичем, у него появляются монологи, собственная авторская диалектика.
Сюжет заимствован из библейской мифологии, где падший ангел приходит на землю. Здесь также наблюдаются некие обращения к грузинскому фольклору. Не обошлось и без точных и четких описаний быта. Именно детальная проработка всего происходящего, начиная от мелких черт и заканчивая психологическими характерами персонажей, сделали поэму достойным экземпляром отечественной классической литературы.
Учитывая замысел и творческую историю поэмы «Демон», можно назвать ее романтический. Она была написана именно в ту эпоху, когда такой жанр главенствовал в отечественной и мировой литературе. В основе произведения:
- главный герой-бунтарь;
- противостояние Бога и Демона;
- внутренние терзания: персонаж, с одной стороны, понимает, что совершает плохие поступки, но с другой, не может отказаться от своей гордыни, привычки;
- фольклорные мотивы.
Жанр романтической поэмы был достаточно популярен. Впервые к нему обратился Мильтон с произведением «Потерянный рай». Неоднократно таковым пользовался Байрон в стихах и более серьезных творениях. Именно он оказал серьезное влияние на отечественную литературу. Безусловно, и русские классики, например, Пушкин, внесли основательный вклад в эту категорию.
Краткое содержание
В роскошном грузинском доме князя Гудала вовсю идут предсвадебные хлопоты. Девушка необыкновенной красоты — Тамара — готовится выйти замуж. Почти все уже готово к проведению мероприятия. Остается только дождаться молодого мужчину, спешащего к возлюбленной.
В это же время над вершинами Кавказа пролетает Демон. Он заприметил красавицу и хотел ее соблазнить. Раньше ему все доставалось быстро и по первому желанию, поэтому с сопротивлением он встречается впервые. Хотя ему впоследствии удается его преодолеть, добиться того, на что рассчитывал.
Жених вместе со своими верными друзьями и подарками отправляется большим караваном к невесте. На радость Демону, в ущелье их настигают разбойники, желающие обогатиться нечестным путем. Судьба молодых обрывается. Свадьба оборачивается горестью похорон.
Демон после похорон является Тамаре. Он хочет ею завладеть. Но девушка непреклонна. Чтобы защититься от искусителя, она уходит в монастырь, где на ее защиту встает Ангел-хранитель. Какое-то время ей удается спасаться от падшего, но он выбирает удачный момент, пробирается к красавице и добивается своего.
Кульминация романтической поэмы вовсе не так печальна, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на то что соблазненная Демоном красавица погибает, Ангел все-таки спасает ее душу. Он переносит Тамару в рай, где ее дух наконец-то обретает спокойствие и гармонию.
Персонажи произведения
Как и все романтические поэмы, данная не отличается обилием главных героев. Сюжетный замысел в том, чтобы создать конфликт между парой персонажей. Поэтому список ограничивается только двумя основными участниками:
Образ Демона в поэме Лермонтова «Демон» нельзя назвать полностью отрицательным, хотя до конца истории он не отступает от своей сути. Кроме того, здесь Дьявол является не полным отражением Библейского антигероя.
Тут читатель видит своеобразную авторскую трактовку. Падший Ангел переживает наказание — он вынужден бесконечно летать над миром людей в полном одиночестве. Сначала его это забавляет, можно любоваться красотами Кавказа, творить зло, ломать судьбы.
Но со временем становится тоскливо.
Демон встречает удивительную девушку. Она красива нарядами, внешностью. Но и душа у нее полна доброты. В отличие от большинства людей, Тамаре удается сопротивляться искушению, хоть и с большим трудом. Такая сказочная дева вносит изменения и в характер главного героя.
Тамара представляет собой скромную девушку, искренне верующую в Бога. Именно через нее Демон планирует обрести спасение, поскольку видит в ней Ангела в человеческом обличии. Она зарождает в нем пламя доброты, и Падший даже хочет встать на путь исправления. Однако его стремлениям не суждено сбыться, поскольку справиться с гордостью и желанием творить зло непросто.
Демону хочется заполучить Тамару. И когда сделать это искренними и добрыми поступками не удается, он переходит к привычным методам. Беззащитная девушка молит его остановиться, с ним говорит посланник Бога, прося прекратить, однако Падший не уступает.
Идея и проблематика
В поэме Михаилу Юрьевичу удается лаконично рассмотреть несколько проблем. Талант автора позволяет раскрыть их смысл полностью, не используя много персонажей. Среди двух главных героев рассматривается проблематика:
- Любовь. Лермонтов старается показать, что такое чувство на всех влияет по-разному. Тамара любит своего жениха, а также Бога, которому остается верной до последнего момента. Молодой мужчина спешит на свадьбу. Съедаемый ревностью, он торопится и принимает решение сократить путь ценой своей безопасности. Результатом становится смерть. А Демону встречаются давно забытые ощущения, он боится и плачет.
- Борьба. Автор демонстрирует, как целомудренная девушка борется против Падшего Ангела, как сопротивляется ему. В то же время в душе Демона наблюдаются терзания. Ему хочется стать лучше после встречи с красавицей, но перебороть собственную гордыню он неспособен, хотя и пытался.
- Одиночество. Эта проблема полностью принадлежит характеристике Демона в поэме Лермонтова. Он вынужден тысячелетиями летать над Кавказом, перебиваясь лишь редкими контактами с людьми, преимущественно в губительных и смертоносных целях. А вечерняя церковная песня становится чуть ли не переломным моментом. Существо, творившее зло, плачет и думает о том, чтобы обратиться к Всевышнему за прощением.
- Вера. Главная героиня чиста в своей вере, и всякий стих, посвященный ей, пронизан искренностью. Демон в попытках соблазнить Тамару говорит ей о Боге, о том, что он занят небесными делами и никогда не станет участвовать в жизни людей. Но девушка остается непреклонной, что и позволяет ей избежать мук ада.
Идею произведения нельзя назвать однозначной. И противостояние Демона с Ангелом здесь выбрано не случайно.
Лермонтов хочет показать читателю вовсе не постоянный конфликт двух сторон, а то, что внутри каждого человека живет добро и зло.
И он самостоятельно принимает решение, какой поступок ему совершить и какую часть личности развивать. Также автор наглядно демонстрирует все модели поведения и их последствия, в зависимости от выбора.
Читать стихотворения Лермонтова нужно внимательно и осознанно. Его творчество заполнено философскими рассуждениями и эрудицией, а особенно такое произведение, как «Демон», над которым автор трудился почти всю свою жизнь. Создание поэмы началось в 14 лет, и по ней можно наблюдать совершенствование таланта писателя.
Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-poemy-lermontova-demon.html
История создания поэмы "Демон" Лермонтова: интересные факты
Главная страницаЛермонтов
Тамара и Демон. Иллюстрация А. Эберлинга |
Поэма «Демон» является одним из самых известных произведений великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.
В этой статье представлена история создания поэмы «Демон» Лермонтова: интересные факты о произведении.
Смотрите:
Краткое содержание поэмы «Демон»
Все материалы по поэме «Демон»
Восемь редакций «Демона»
История создания поэмы «Демон» Лермонтова сложна и длительна. Лермонтов начал писать поэму «Демон» в четырнадцать лет и продолжал работать над дней на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные переработки, первая строка произведения — «Печальный Демон, дух изгнанья» — сохранилась с 1829 г. до окончательной редакции. Существует восемь основных редакций поэмы «Демон». Первый набросок поэмы «Демон» (I редакции) относится к 1829 г. К февралю 1839 г. относят последнюю, VIII версию поэмы. Место действия первых пяти редакций неопределенно, но в них есть намеки на Испанию.
Ссылка Лермонтова на Кавказ
После пребывания Лермонтова в ссылке на Кавказе характер его «Демона» кардинально меняется: в тексте появляется описание кавказской природы, быта и нравов жителей Кавказа. В феврале 1841 г. Лермонтов приезжает с Кавказа в Петербург и привозит начисто переписанную рукопись «Демона». Д. А.Столыпин, приятель Лермонтова, описывает эту рукопись так:
«Это была тетрадь большого листового формата, сшитая из обыкновенной белой писчей бумаги и перегнутая сверху донизу надвое. Текст поэмы написан четко и разборчиво, без малейших поправок и перемарок на правой стороне листа, а левая осталась чистою. Автограф этот поэт приготовил и привез с собою в Петербург, в начале 1841 г., для доставления удовольствия бабушке Елисавете Алексеевне Арсеньевой прочитать «Демона» лично, за что она и сделала предупредительному внуку хороший денежный подарок…» (Д. А. Столыпин — П. К. Мартьянову, 1892 г.)
Чтения у императрицы В начале 1839 г. поэма привлекла внимание придворных кругов. Ею также заинтересовалась императрица Александра Фёдоровна. Исправленный и каллиграфически переписанный текст (VIII редакция поэмы) был прочитан императрице 8-9 февраля 1839 г. и возвращен автору:
«Один из членов царской фамилии пожелал прочесть «Демона», ходившего в то время по рукам, в списках более или менее искаженных. Лермонтов принялся за эту поэму в четвертый раз, отделал ее окончательно, отдал переписать каллиграфически и, по одобрении к печати цензурой, препроводил по назначению. Через несколько дней он получил ее обратно, и этоединственный экземпляр полный и после которого “Демон” не переделывался.»(из воспоминаний А. П. Шан-Гирея)
Цензурное разрешение Вскоре после чтения у императрицы поэма получает одобрение от цензуры (по данным исследователя В. Э. Вацуро). Цензурное разрешение выдается 11 марта 1839 года, но сам Лермонтов не спешит публиковать свое произведение. После этого А. А. Краевский предлагает Лермонтову напечатать «Демона» по частям в «Отечественных записках», но Лермонтов настаивает на публикации текста целиком, а после и вовсе забирает рукопись из редакции. Судя по всему, Лермонтов не печатает поэму из-за особого отношения к ней. Для него это произведение является чем-то глубоко сокровенным. Так как поэма не публикуется официально, она распространяется среди любителей литературы в виде списков (рукописных копий). Эти копии порой серьезно расходились между собой.
Первые публикации
При жизни Лермонтова поэма «Демон» не была напечатана. После смерти автора отрывки из поэмы были впервые напечатаны в «Отечественных записках (№6) в 1842 г.
Целиком поэма «Демон» была впервые издана в 1856 г. в Карлсруэ (Германия) генерал-адъютантом А. И. Философовым. Книга вышла тиражом 28 экземпляров. Важно отметить, что в этом издании был вырезан диалог Тамары с Демоном.
П. К. Мартьянов описывает историю публикации так:
«Имея в виду, что поэма в полном объеме, по цензурным условиям, в русской печати появиться не может, генерал-адъютант Алексей Илларионович Философов, бывший воспитателем великого князя Михаила Николаевича и находившийся с ним за границей, возымел намерение издать «Демона» полностью в Карлсруэ. Баронесса А. М. Гюгель (урожденная Верещагина) — этот старый испытанный друг поэта, в гостиной которой возникла первая мысль об издании “Демона» за границею, предложила г. Философову находившийся у нее бахметевский список поэмы, и издание ее, при содействии протоиерея И. И. Базарова, было начато с этого списка у придворного типографа Баденского двора Гаспера…»
Вскоре в 1857 г. вышло второе карлсруйское издание «Демона», в котором диалог героев наконец был опубликован.
В России поэма «Демон» впервые была издана полностью в 1860 г. в собрании сочинений Лермонтова под редакцией Дудышкина.
«Карлсруйские издания» как основные
Каким образом исследователи получили канонический, наиболее достоверный текст поэмы «Демон», известный нам сейчас? Для этого в основу канонического текста «Демона» положили карлсруйское издание 1856 г. (как более точное) и вставили в него диалог Тамары с Демоном из издания 1857 г. Современные исследователи считают, что, пока другие рукописи «Демона» не найдены, поэма должна печататься по «карлсруйским изданиям».
Такова история создания поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова: интересные факты о произведении.
Смотрите:
Все материалы по поэме «Демон»
Все материалы по творчеству Лермонтова
Источник: https://www.literaturus.ru/2018/03/istorija-sozdanija-demon-lermontov-interesnye-fakty.html
История создания поэмы Демон Лермонтова (с интересными фактами)
Лермонтов написал огромное количество разных произведений. А вот произведение «Демон» он начал писать еще в четырнадцать лет. Много раз он пытался ее бросать, но немного позже опять к ней возвращался.
А поскольку много раз это произведение было изменено, то неизменным остается только первая фраза, которая и осталась до сих пор. Главным героем этого произведения стал Демон.
Многие думают, что это уродливое и очень страшное чудовище, но на самом деле это совсем не так. Это самое существо показано в различных библейских книгах. А вот этот демон наоборот может даже испытывать положительные эмоции.
У него даже проскальзывают глубокие чувства.
Автор старается рассказать как можно больше про нашего главного героя. Оказывается, он совсем не испытывает чувства одиночества. И это ясно из самого начала произведения. Частенько его посещают различные терзания. Он вдруг начинает ненавидеть окружающий мир, в котором живет. Немного позже ненависть сменяется на чувство любви.
А все, потому что он однажды увидел одну очень красивую девушку грузинской внешности и влюбился в нее сразу же. Вот только жить им вместе не суждено, а все, потому что если он вдруг притронется к ней, то она сразу же погибнет.
Кроме этого у нее есть молодой и любимый человек, в которого она влюблена, и он любит ее и совсем скоро они собираются пожениться.
В этом случае он решает просто разделаться с этим самым женихом своей любимой. Но поскольку он не может сам его убить, то делает это при помощи разбойников, разумом которых завладел.
После этого он решил являться к ней, а поскольку по-настоящему это невозможно, то он решил являться к ней во сне. Здесь он показывался ей очень красивым мужчиной, в которого могла влюбиться любая девушка. Но девушка не повелась на эту уловку. И единственным выходом из этой ситуации она нашла в монастыре.
Но для начала нужно было получить благословение от отца. Она рассказала ему все и думала, что при помощи молитв можно избавиться от демона. Теперь за нее встает ангел, который будет защищать ее не только днем, но и ночью. Но на этом демон не остановился и решил до последнего сражаться за сердце девушки.
После этого девушка разрешила демону себя поцеловать и после этого он умер.
← Бородино по стиху
← Путешествие на поле славы (5 класс Бородино)↑ ЛермонтовПечорин — герой своего времени →
План стихотворения Бородино →
- Сочинение Мое любимое стихотворение Лермонтова Парус 6 класс
М.Ю. Лермонтов слишком рано ушел из жизни и покинул поэтический небосвод. Его гибель стала невосполнимой для российской и мировой литературы. Но его творчество живо и не теряет своей актуальности и в наши дни. - План рассказа Муму Тургенева 5 класс
Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году. История взята из жизни писателя в доме его родной матери. - Сочинение В чем противоречивость характера Печорина (рассуждение) 9 класс
Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?! - Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского
Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь - Сочинение Осень в парке
Если выбирать погоду и сезон для прогулки в парке, то я точно выберу золотую осень. Я считаю, что это самое красивое время года! Летом всё зеленое – одинаковое, а ещё и жарко, – зимой – белое и холодное, а весной, в основном, грязь
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/istoriya-sozdaniya-poehmy-demon
Демон (поэма) — это… Что такое Демон (поэма)?
Де́мон (1829—1839) — поэма М. Ю. Лермонтова. Принадлежит к шедеврам не только лермонтовской, но и всей русской романтической поэзии.
История создания
«Тамара и демон».Маковский К. Е. 1889.
Поэт начал писать поэму, когда ему было всего лишь 15 лет.
Художественные особенности
«Тамара и демон», илл. к поэме Лермонтова, М. А. Врубель, 1890
Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, еще одного Мефистофеля. Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает его одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а Демон сам страдает. Дьявол воплощает мир обыденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона побеждается красотой. Читатель верит в искренность раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду:
И, чудо! из померкших глаз
Слеза тяжелая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..
Читатель верит в глубину чувств Демона к юной красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:
И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора…. О! выслушай — из сожаленья! Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом…
Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность».
Интересные факты
В романе Александра Фадеева «Молодая гвардия» приговорённые к смерти молодогвардейцы слушают свою подругу Ульяну Громову, по памяти читающую «Демона». Возможно, это связано с тем, что в поэме отражена идея свободы как наивысшего счастья, к которому должен стремиться человек, и борьба сил света и разума с силами мрака и зла[1].
Максим Горький в повести «В людях» рассказывает о чтении этой поэмы как бунтарского произведения.
Примечания
- ↑ Ломунов К. Н. «О жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» // Послесловие к книге Лермонтов М. Ю. «Стихотворения. Герой нашего времени» — М.: Детская литература — 1980.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/481456
Творческая история создания поэмы “Демон”
Поэма “Демон” имеет сложную творческую историю. Более десяти лет своей короткой жизни Лермонтов работал над этим произведением.
Первоначальный замысел поэмы относится к 1829 году, когда юному поэту еще не было пятнадцати лет, но и сравнительно незадолго до смерти Лермонтов продолжал вносить отдельные поправки в текст поэмы.
Поэт несколько раз прерывал свою работу, а затем снова возвращался к ней.
Появлялись новые редакции и варианты, тема расширялась и углублялась, получая все новые оттенки, шлифовался стих, выковывались образы. Произведение
вырастало вместе с творческой и идейной эволюцией его автора. Такая упорная работа свидетельствует о том, что тема поэмы глубоко волновала Лермонтова в течение всей его жизни.
Поэт стремился художественными средствами, разрешить наиболее важные проблемы своего времени. Вот почему прежде всего необходимо проследить, как работал Лермонтов над поэмой “Демон”. Изучение творческой истории произведения даст возможность в дальнейшем глубже понять его смысл.
Как правило, литературное произведение начинает свою жизнь в обществе с момента его опубликования. Этим логически завершается творческий процесс. И Лермонтов в 1839 году одно время вел переговоры о публикации поэмы “Демон” в журнале “Отечественные записки”.
Однако ни тогда, ни позднее при жизни Лермонтова поэма не могла быть опубликована по целому ряду причин.
Прошло много лет. Уже давно погиб на дуэли Лермонтов, а его любимое детище, поэма “Демон”, все еще не появлялось в печати: оно было под цензурным запретом. Лишь в 1856 году дальний родственник поэта А. И. Философов решил напечатать поэму за границей. Но к этому времени появилось новое затруднение – поэма жила во многих десятках списков, которые распространялись повсюду.
Ее переписывали от руки, передавали знакомым и друзьям, увозили в провинцию; там вновь переписывали и, перечитывая, восторгались могучей силой лермонтовской поэзии. Поэма жила в народе.
Когда Философов и друзья Лермонтова решили напечатать поэму, то возникли затруднения: по какому тексту производить набор? В руках Философова было несколько списков поэмы “Демон”, причем в каждом из них было немало разночтений.
По одному из таких списков, с приведением некоторых вариантов, видимо, из другого списка, поэма “Демон” была напечатана в 1856 году в Карлсруэ.
За границей в 1856-1857 годах на русском языке вышло еще три издания поэмы. Наконец, лишь в 1860 году царская цензура разрешила напечатать в России полностью “Демона”. Однако и после этого издания цензурные притеснения не прекращались.
Поэма формально была допущена к печати, но различные вымарки и произвольные поправки еще несколько десятилетий искажали текст поэмы.
Царская цензура, вплоть до начала XX века, несколько раз запрещала обращение в народных библиотеках и училищах книг Лермонтова, где была напечатана поэма. Наряду с цензурными искажениями продолжали увеличиваться и искажения по вине редакторов изданий.
Это происходило потому, что отсутствие автографа давало возможность каждому редактору выбирать для печати тот список поэмы, который казался ему наиболее интересным. Так, например, в 1891 году П.
Висковатов опубликовал даже такой текст, в котором были следы подделки.
Начались ожесточенные споры о тексте поэмы “Демон”. Эти споры в конце XIX века настолько обострились, что дело приняло скандальный характер. Потребовалось экстренное заседание в Российской Академии Наук, чтобы хотя формально положить конец спорам.
Но и после решения Академии вопрос о тексте поэмы не стал более ясным, а споры не прекратились.
Тщательное изучение творческой истории поэмы, истории ее печатанья и текста даст нам возможность решить очень важный практический вопрос: как лучше печатать поэму “Демон”? Какой текст должен быть признан наиболее авторитетным?
Ответ на эти вопросы можно дать только в результате всестороннего изучения поэмы Лермонтова.
Мы уже упоминали, что поэма “Демон” впервые полностью вышла в свет в Карлсруэ (1856 год). Это издание было организовано дальним родственником поэта А. И. Философовым. В 1857 году Философов вторично издал поэму там же, в Карлсруэ. Однако издание 1857 года имело значительные текстологические отличия.
К сожалению, редактор не сделал примечания, которое могло бы объяснить, на основании чего были произведены изменения в тексте, а текст, с которого производился набор, был утерян.
В конце 80-х – начале 90-х годов XIX века, когда разгорелись споры о тексте “Демона”, было предпринято несколько попыток отыскать список, по которому печатались издания 1856-1857 годов. Большую переписку с родственниками и знакомыми Фило-софова по этому вопросу вел первый биограф Лермонтова проф. П. Висковатов. Однако все усилия были тщетны.
Список исчез.
Наконец, лишь в 1940 году, а затем подробнее в 1941 году43 появились сообщения о том, что список, который так долго разыскивали, обнаружен. Эта интересная находка была сделана А. Н.
Михайловой в бумагах, принадлежащих А. Философову и хранящихся сейчас в Центральном Историческом архиве в Ленинграде (фонд 1075).
Не вдаваясь пока в детали вопроса о значении этой находки, остановимся лишь на внешних чертах рукописи.
Прежде всего, это копия, а не автограф. Текст поэмы переписан неизвестной рукой (видимо, писарем) и занимает почти полностью 27 листов большого формата. Последний, 28-ой лист остался чистым.
На первом листе рукой писаря сделана надпись: “”Демон”. Восточная повесть”. Никаких признаков, могущих служить доказательством того, что список был в руках поэта, нет.
Напротив, судя по тому, что некоторые орфографические и смысловые ошибки исправлялись позднее, можно с уверенностью сказать, что автором список не просматривался.
Рукою Философова как на титульном листе, так и на полях по тексту поэмы сделаны примечания текстологического содержания и приведены некоторые варианты. Всего таких примечаний и вариантов 37. Написаны они черными чернилами, как и сам текст.
Рукою Философова сделано исправление и тех орфографических ошибок, которые допустил писарь. Все примечания затем пронумерованы красными чернилами и выписаны четко, видимо, писарем, под теми же номерами на 6 листах, которые сшиты и приложены к поэме. На них продолжена нумерация всей тетради (с 28 по 33).
Вся эта обработка списка, надо полагать, проводилась перед сдачей в набор. Некоторые листы носят следы типографской краски. Сличение этого списка с изданием поэмы 1856 года убеждает в их полном соответствии друг другу, исключая, однако, одну весьма существенную деталь, которая будет рассмотрена нами дальше.
В вопросе изучения творческой истории того или иного произведения обычно существенную помощь могут оказать письма автора и мемуары лиц, близко стоявших к нему. Но в данном случае исследователь находится в тяжелом положении. До нас дошло вообще очень мало писем Лермонтова, а непосредственных упоминаний о “Демоне” в них нет.
Письма поэта могут дать лишь вспомогательный материал.
Что касается мемуаров, то и здесь дело обстоит не лучше. Все они писались значительно позднее и, как правило, людьми, которые могли сообщить лишь внешние события жизни поэта. С творческой работой Лермонтова они были знакомы очень мало.
Даже близкий друг и родственник Лермонтова А. П. Шан-Гирей, на глазах которого свершилось много событий жизни поэта, в своих воспоминаниях крайне беспомощно осветил вопросы творческого характера.
Есть еще одна группа источников, которые крайне необходимы при исследовании творческой истории поэмы. Это биографические работы о Лермонтове. Они помогают понять взаимосвязь “Демона” со всем творчеством поэта.
Однако среди огромного количества литературы о Лермонтове лишь немногие работы отвечают современным требованиям. До сих пор нет полной научной биографии Лермонтова. Вышедшая еще в 1891 году биография поэта, написанная П. А. Висковатовым, во многом сейчас устарела. В 1945 году вышел первый том интересного труда Н. Л. Бродского (“М.
Ю. Лермонтов. Биография”, Москва). Но в этом томе жизнь поэта освещена лишь до 1832 года.
Таким образом, не имея полной научной биографии, исследователь должен привлекать к работе большое количество статей различных авторов, посвященных отдельным вопросам жизни поэта.
Подводя итоги обзору источников, необходимо отметить, что утрата большинства автографов Лермонтова, скудость эпистолярного наследства и мемуарной литературы, а также отсутствие полной научной биографии в значительной степени осложняет работу.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/tvorcheskaya-istoriya-sozdaniya-poemy-demon/
Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов) | Литерагуру
Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла.
Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича.
Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.
История создания
Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни.
Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции.
Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.
Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.
Жанр и направление
В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».
Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение.
Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма.
Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.
Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).
Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.
О чём?
В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.
Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.
Главные герои и их характеристика
- Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
- Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
Темы
- Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
- Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
- Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
- Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
Идея
Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.
Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.
Проблематика
Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.
Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить.
И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания.
Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.
Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.
Критика
В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному.
Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г.
Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.
Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.
Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-poemy-demon-m-lermontov/
Смысл поэмы Демон Лермонтов
Поэма «Демон» — это одно из самых известных произведений Лермонтова. В ней есть все то, что так присуще поэту: его излюбленный Кавказ, темы одиночества и невозможности любви, пейзажные зарисовки, глубокий психологизм и романтизм в их лучших проявлениях.
Сложно отказать, Лермонтову в его гениальности, а потому следует подробнее рассмотреть поэму «Демон». Далее мы рассмотрим смысл названия произведения, его основное содержание, а также смысл финала поэмы.
Смысл названия поэмы Демон
Такое название дано поэме, потому как одним из главных героев как раз является Демон. Этот образ свойственен романтическому направлению литературы.
Ведь он по сути своей изгнанник, не примиряющийся с окружающим миром, то есть полностью соответствует идеальному романтическому герою. Однако у Лермонтова он начинает играть новыми красками.
Этот Демон пресытился даже злом, и он просто наблюдает за всем с высоты птичьего полета. Более того, этот герой готов меняться, даже становиться лучше. И причина тому, конечно, любовь.
Интересно и то, как Лермонтов противопоставляет образу Демона в поэме образ Бога. Он словно меняет местами привычное, то есть библейское, представление о них. Бог для поэта — главный тиран.
Он основной виновник всех бед на земле, но упорно отодвигает эту вину на Демона. Во всем плохом он винит Демона, хоть это и не так, считает поэт.
Герой-Демон — лишь орудие зла, в этом его драма и трагедия.
В чем смысл поэмы демон
Как и многие произведения романтизма «Демон» строится на открытом противопоставление. Антитеза: Демон — Тамара. Демон в данном случае олицетворяет свершение зла и грехопадение, Тамара же, хоть и не в полной мере, является неким ангелом. Она безумно красива, причем не только внешне, но и внутренне. Ее душа искренна и чиста, предана Богу. Именно этим она и привлекает Демона.
В нем есть желание очиститься, исправиться. И он считает, что единственное средство, способное ему с этим помочь — это любовь с такой прекрасной девушкой. Но все же в нем сильны и позывы гордыни и страсти.
Он не может удержаться и соблазняет Тамару. Возрождение Демона не свершается. Все то, о чем он мечтал — вновь чувствовать, испытывать любовь к миру, восхищаться красотой — рушится без надежды на новую попытку.
Эта поэма наводит и на мысли о двойственности человеческой души. Всегда есть два полюса — Добро и Зло. И они постоянно сражаются за «главенство». Зло искушает, побуждает к порокам. Добро же велит им сопротивляться. Что победит в итоге? Если человек слаб, то Зло, как это было с женихом Тамары и с самим Демоном. Если чист душой и силен, то, конечно, Добро.
Лермонтов также указывает нам, что там, где есть порок, не может быть чистой и искренней любви. Наслаждение плотью не есть любовь, это то, что губит человека, омрачает и очерняет душу.
Некоторые критики также считают, что в этой поэме нашлось и отражение социального. Так, под Демоном подразумевают тех бунтующих и вольных деятелей 30-х годов XIX века, которые выступали с резкой критикой самодержавно-крепостнического уклада. Они, как и герой отважны и горды, презирают высшую власть (как Демон Бога), они бунтуют против несправедливости мира, но не могут его изменить.
Смысл финала поэмы Демон
В концовке поэмы каждый герой логично получает то, что и заслужил. Тамара, изначально чистая душою и открытая Богу, отправляется в рай. Ей помогает в этом ее Ангел-Хранитель, ибо она сама как ангел. К тому же она старается всячески оградиться от Демона и его искусительных речей.
Сам Демон тоже, как уже было сказано ранее, получает по заслугам. Он не сумел совладать с гордыней и другими своими пороками, а потому практически сам обрек себя на вечное одиночество и страдание. Он был дерзок, груб с девушкой, не внимал речам и мольбам ни Тамары, ни ее Ангела-Хранителя. И поплатился за это навсегда утраченной надеждой на возвращение в светлый мир.
Чистые помыслы о счастье и любви никогда не могут быть совместимы с грешными путями их осуществления. И это один из тех уроков, которые дает нам Михаил Юрьевич Лермонтов.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-poemy-demon-lermontov/