В этой статье нами будет рассмотрена биография Алексея Константиновича Толстого. Мы расскажем вам о его жизни, творчестве, познакомим с любопытными фактами об этом поэте. Фамилия Толстой ассоциируется у вас, вероятно, с другим русским писателем, и это совпадение неслучайно.
Они не просто однофамильцы — эти деятели отечественной литературы являются дальними родственниками. Дело в том, что род Толстых очень обширен. Есть еще один писатель с именем Алексей Толстой, но отчество у него другое — Николаевич («Петр Первый», «Хождение по мукам»). В современной русской литературе эта фамилия также представлена.
У всех, как минимум, на слуху писательница Татьяна Толстая.
Происхождение Алексея Толстого
Этот поэт принадлежал к роду Разумовских с материнской стороны. Кирилл Разумовский, последний гетман на Украине, был его прадедом. А богач и вельможа А.К.
Разумовский — граф, сенатор и министр народного просвещения — приходился дедом этому поэту. Внебрачными детьми этого графа были мать поэта, а также ее сестры и братья.
Они были узаконены в начале 19 века, получив при этом фамилию Перовские, а также дворянское звание.
Детство Алексея Константиновича Толстого
Родился поэт в Петербурге в 1817 году, 24 августа. Граф К. П.
Толстой, его отец, в жизни мальчика никакой роли не играл: сразу же после рождения ребенка супруги разошлись, и мать Алексея уехала вместе с сыном в Черниговскую губернию.
Здесь, окруженный украинской южной природой, в имениях сначала матери, а потом ее брата провел Толстой свое детство, оставившее лишь хорошие воспоминания в его памяти.
Очень рано обнаружились у Алексея Константиновича литературные интересы. Уже с 6 лет он стал писать стихи, как сообщал сам поэт в письме А. Губернатису.
Известный прозаик периода 20-30-х годов, Алексей Перовский, который подписывал именем «Антоний Погорельский» свои произведения, старался привить племяннику любовь к творчеству, искусству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Мальчика с 10-летнего возраста возили за границу.
Он описал в дневнике свое путешествие по Италии, состоявшееся в 1831 году. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II. Связь с этим человеком сохранится и позже.
Работа в Московском архиве
Толстой в 1834 году был зачислен «студентом» в Московский архив. В обязанности его входило описание и разбор старинных документов, относящихся к министерству иностранных дел.
Алексей Константинович в 1840 году перешел в отделение канцелярии императора и прослужил здесь много лет, продвигаясь в чинах довольно быстро.
В 1843 году удостоился звания камер-юнкера Алексей Константинович Толстой.
Интересные факты из биографии Толстого
Весьма скудными данными мы располагаем о творчестве и жизни его в период 30-х и 40-х годов. Этот остроумный, приветливый, красивый молодой человек был одарен большой физической силой. Он мог, например, свернуть винтом кочергу. Знал прекрасно Толстой иностранные языки, был очень начитанным.
Алексей Константинович свое время делил между не очень обременявшей его службой, светским обществом и литературными занятиями. Главным советчиком поэта до 1836 года был Перовский (умер он в 1836 году). Этот человек показывал литературным друзьям стихи юного Толстого. Среди его приятелей был и В. А.
Жуковский, отозвавшийся о них сочувственно.
Первые опубликованные произведения
В период с конца 30-х по начало 40-х годов на французском языке им были написаны два фантастических рассказа: «Встреча через 300 лет» и «Семья вурдалака».
Толстой в мае 1841 года впервые опубликовался, издав под псевдонимом «Краснорогский» (происходящем от имения Красный Рог) повесть «Упырь». В. Г. Белинский об этом произведении отозвался весьма благожелательно.
Он увидел признаки молодого, но подающего большие надежды дарования.
Творчество в 40-е годы
Алексей Константинович очень мало напечатал в 40-х годах — лишь несколько рассказов и очерков, а также одно стихотворение. Однако «Князь Серебряный», исторический роман, повествующий о времени правления Ивана Грозного, был задуман уже в этот период.
Еще тогда и как автор баллад, и как лирик сформировался Толстой. Данному десятилетию принадлежат многие известные его стихотворения, например: «Василий Шибанов», «Колокольчики мои…», «Ты знаешь край…» и другие. Все они опубликованы были значительно позже.
В это время Алексей Константинович удовлетворялся немногочисленным кругом слушателей — светских приятелей и знакомых. Мимо него прошли горячие споры и идейные искания русской передовой интеллигенции 40-х годов.
Рождение Козьмы Пруткова
Козьма Прутков «родился» в начале 50-х годов. Это был не просто псевдоним, а сатирическая маска, созданная Толстым, а также Жемчужниковыми, его двоюродными братьями. Козьма Прутков — это самовлюбленный, тупой бюрократ периода николаевского правления.
От его имени создавали и стихи (пародии, эпиграммы, басни), и пьески, а также афоризмы, анекдоты на исторические темы, в которых высмеивались явления литературы и окружающей действительности. В жизни произведениям соответствовал ряд остроумных проделок.
Нельзя однозначно определить, какие именно произведения принадлежат перу Толстого, но можно сказать без сомнений, что вклад Алексея Константиновича был очень велик, поскольку в нем очень сильна была юмористическая жилка. Этот поэт обладал даром тонкой добродушной насмешки. Множество наиболее известных и лучших его стихотворений представляют собой образцы искусного владения иронией (например, «У приказных ворот», «Спесь»).
В 1851 году, в январе, была поставлена комедия «Фантазия» Алексея Жемчужникова и Толстого. Это была пародия на водевиль, бессодержательный и пустой, который тогда еще господствовал на русской сцене. Николай I, присутствовавший на премьере, остался весьма недоволен этой пьесой и приказал ее исключить из репертуара.
Толстой женится на Софье Миллер
В зиму 1850-1851 годов Алексей Константинович повстречался с Миллер Софьей Андреевной, женой одного полковника. Он влюбился в эту девушку. Софья ответила взаимностью, однако браку мешали: с одной стороны, ее муж, который не хотел давать развода супруге, а с другой стороны — мать Толстого, относившаяся к избраннице сына недоброжелательно.
Лишь в 1863 году официально был оформлен их брак. Софья Андреевна являлась образованной женщиной, знавшей несколько языков, умела играть на рояле, а также пела. Кроме того, у нее был незаурядный эстетический вкус. Не раз Толстой называл свою жену лучшим критиком. Вся любовная лирика этого автора, начиная с 1851 года, была обращена именно к ней.
Знакомство с различными писателями
Постепенно Толстой приобретал связи в литературных кругах. Он сблизился в начале 50-х годов с Тургеневым и помог ему освободиться из деревни, где тот находился в ссылке за некролог Гоголя, который был опубликован Иваном Сергеевичем.
Позже Алексей Константинович познакомился также с Некрасовым. После большого перерыва, в 1854 году, он вновь появился в печати. Вышло в «Современнике» несколько стихотворений этого поэта, а также первая серия произведений Козьмы Пруткова.
Жизнь Алексея Константиновича в период Крымской войны
Толстой Алексей Константинович в период Крымской войны хотел сначала создать партизанский отряд, после чего (в 1855 году) поступил в стрелковый полк майором. Однако поэту не довелось побывать на войне — он заболел тифом, когда полк стоял под Одессой. После окончания военных действий, в день, когда короновали Александра II, Алексей Константинович был назначен уже флигель-адъютантом.
Вторая половина 50-х годов в творчестве поэта
Время второй половины 50-х годов было периодом оживления общественного движения и мысли после того, как потерпел крах николаевский режим. В эти годы стихи Алексея Константиновича Толстого появлялись очень активно. Две трети всех его произведений было создано именно тогда. Они были напечатаны во всевозможных журналах.
Данное время вместе с тем характеризуется нарастающей общественной дифференциацией. В 1857 году между редакцией «Современника» и Толстым отношения несколько охладели.
В то же время произошло сближение поэта со славянофилами. Алексей Константинович подружился, в частности, с Аксаковым.
Однако несколько лет спустя он не принял претензии славянофилов на то, чтобы стать выразителями подлинных интересов народа.
Отпуск и отставка
Алексей Константинович часто бывал при дворе. Посещения не ограничивались официальными приемами. Но служебные обязанности все более не нравились ему, в особенности тяготило то, что он не имеет возможности полностью сосредоточиться на искусстве. Только в 1859 году поэт добился бессрочного отпуска, а в отставку вышел в 1861-м.
Жизнь и творчество Толстого в 60-е годы
Краткая биография Толстого Алексея Константиновича в 60-е годы может быть отмечена следующими событиями. После того, как поэт вышел в отставку, он поселился в деревне уже окончательно. Толстой жил то в Пустыньке, своем имении под Петербургом, то в Красном Роге, далеком от столицы (Черниговская губерния). Лишь изредка он приезжал в Петербург.
В 60-е годы поэт держался подчеркнуто в стороне от литературного круга, переписываясь и встречаясь лишь с некоторыми писателями (Маркевичем, Фетом, К. К. Павловой, Гончаровым). Печатался в основном в «Русском вестнике» М. Н. Каткова, реакционном журнале. Затем (в конце 60-х) в «Вестнике Европы» под редакцией М. М. Стасюлевича выходили произведения Алексея Константиновича Толстого.
В это время, в начале десятилетия, он написал драматическую поэму «Дон Жуан», а также роман под названием «Князь Серебряный», после чего три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (годы создания произведений — 1862-1869). Стихи Алексея Константиновича Толстого в виде сборника, который подвел итог его поэтической работе, вышли в свет в 1867 году.
После большого перерыва Алексей Константинович во второй половине 60-х годов вернулся к балладе и написал целый ряд великолепных образцов данного жанра. Лирика Толстого Алексея Константиновича теперь занимала намного меньше места в его творчестве, чем десятилетие назад. В конце 60-х и в 70-е годы была также создана большая часть его сатир.
Замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, относится к началу 70-х годов. Алексей Константинович был увлечен этой темой. Им была создана значительная часть произведения, но закончить его, к сожалению, автору не удалось. Творчество Алексея Константиновича Толстого так и не пополнилось этим интересным произведением в законченном виде.
Материальные трудности и социальные противоречия в обществе, их отражение в жизни и творчестве поэта
70-е годы — непростое время для этого поэта. Судя по имеющимся сведениям, Алексей Константинович Толстой (фото его представлено в статье) был очень гуманным помещиком.
Однако имениями самостоятельно не занимался, хозяйство велось довольно хаотично, с использованием патриархальных методов. Это привело к тому, что материальные дела поэта приходили постепенно в расстройство. Разорение стало особенно ощутимо к концу 60-х годов.
Алексей Константинович рассказывал близким, что вынужден будет просить царя взять его вновь на службу. Все эти обстоятельства тяготили поэта.
Однако дело было не только в разорении. Алексей Константинович ощущал себя одиноким в обществе, именовал себя даже «анахоретом». Переживания Толстого связаны были с процессами в жизни России того времени.
В пореформенную эпоху все более углублялись существующие в обществе социальные противоречия. Власть денег росла бурно и растлевающе действовала на сознание людей, сгущалась также политическая реакция.
Разрушением вечных ценностей сопровождался крах былых устоев.
Чувство растерянности и недоумения, поиски выхода из этой неуютной действительности в то время были свойственны и другим современникам автора (Успенский, Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин).
В конце жизни у Толстого усилился страх перед существованием, перед ходом истории. Поэт в 1870 году в своем стихотворении сказал о том, что «совлечены покровы» с его души, ее «живая ткань» обнажена, и каждое прикосновение к жизни — «жгучее терзание и злая боль». Так писал Алексей Константинович Толстой. Стихотворения многих его современников отражают похожие настроения.
Последние годы
Здоровье поэта с середины 60-х годов значительно ухудшилось. Он стал страдать от астмы, невралгии, грудной жабы, головных болей. Алексей Константинович ездил лечиться за границу каждый год, но помогало это лишь ненадолго. Умер он в 1875 году, 28 сентября, в Красном Роге. Ныне здесь находится музей-усадьба этого поэта (Брянская область, Почепский район).
Граф провел в Красном Роге детство, а также возвращался неоднократно в зрелые годы в эти места. Биография Алексея Константиновича Толстого, таким образом, тесно связана с Красным Рогом. Здесь расположена сейчас и его могила. Поэт не оставил после себя детей. Но у него была Софья Петровна Бахметева, приемная дочь.
На этом заканчивается биография Алексея Константиновича Толстого. Творчество этого поэта было нами рассмотрено лишь вкратце. Рекомендуем ознакомиться с ним подробнее. Тогда биография Алексея Константиновича Толстого будет понята глубже.
Ведь жизнь и творчество любого поэта и писателя перекликаются друг с другом. Биография помогает глубже понять написанные различными авторами произведения, а в стихах и прозе часто отражаются автобиографические черты.
Толстой Алексей Константинович в этом плане не является исключением.
Источник: https://syl.ru/article/173995/new_biografiya-alekseya-konstantinovicha-tolstogo-aleksey-tolstoy-detstvo-tvorchestvo-interesnyie-faktyi-iz-jizni
Толстой Алексей Константинович
Другие известные писатели
А.К. Толстой родился в Петербурге.
По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук, по отцу — потомок старинного известного рода. Детство провел в Черниговской губернии в имении матери Красный Рог, а затем ее брата А.А. Перовского, известного прозаика, выступавшего под псевдонимом Антон Погорельский.
«Мое детство, — писал позже поэт, — было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии.
С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи — настолько поразили мое воображение произведения лучших наших поэтов, найденные мною в каком-то толстом, плохо отпечатанном и плохо сброшюрованном сборнике. Я упивался музыкой разнообразных ритмов и старался усвоить их технику.
Мои первые опыты были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они отличались безупречностью».
В 1827 году Алексей с матерью и дядей побывал в Германии. Там познакомился с Гёте, разговаривал с ним, даже получил подарок — обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком поэта. В 1831 году много ездил по Италии, вел подробный художественный дневник.
«В очень короткое время я научился отличать прекрасное от посредственного, выучил имена всех живописцев, всех скульпторов и почти мог соревноваться со знатоками в оценке картин и изваяний. При виде картины я мог всегда назвать живописца и почти никогда не ошибался».
В 1834 году Толстого определили «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, где обычно начинали карьеру отпрыски самых известных российских родов, а через два года он был прикомандирован к русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне.
Светский лев, красавец, остроумец, любитель веселья и бесконечных розыгрышей, тонкий ценитель искусства, Толстой и в Европе ни минуты не сидел без дела на месте, старался увидеть и услышать как можно больше.
Таков же был его образ жизни и в России, когда в конце 1840 года его перевели во Второе отделение канцелярии Николая I, ведавшее вопросами законодательства.
Дружеские отношения с великим князем Александром, будущим царем Александром II, позволили поэту сделать стремительную придворную карьеру: при царе Александре II он был уже флигель-адъютантом, а затем царским егермейстером.
К.П. Брюллов. Портрет графа А.К. Толстого. 1836.
В 1841 году отдельной книгой (под псевдонимом Краснорогский) вышла в свет фантастическая повесть Толстого «Упырь». Книгу заметили, казалось, автор должен был бы пытаться развить успех.
«Писатель, чувствующий в себе искру поэтического таланта, — объяснял литературные особенности той эпохи Некрасов, — непременно раздувал бы ее сколько возможно, лелеял бы свой талант, как говорили в старину. Но поэту нашего времени этого мало.
И, сознавая, что в наше время только поэтический талант, равный Пушкину, мог бы доставить автору и Славу и Деньги, он предпочитает распоряжаться иначе: поэтическую искру свою разводит на множество прозаических статей: он пишет повести, рецензии, фельетоны и, получая за них с журналистов хорошие деньги, без сожаления видит, как поэтическая его способность его с каждым годом уменьшается». К счастью, ни деньги, ни слава особенно не волновали Толстого. Охота, литературные вечера, светские балы занимали его время — он успевал всюду. «Коль любить, так без рассудку, коль грозить, так не на шутку, коль ругнуть, так сгоряча, коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, коль карать, так уж за дело, коль простить, так всей душой, коли пир, так пир горой!»
Этот принцип действительно отвечал его характеру.
В январе 1851 года на балу Толстой познакомился с Софьей Андреевной Миллер, женой конногвардейского полковника Л.Ф. Миллера. Софье Андреевне посвящены самые сокровенные строки Толстого.
То, что их встреча вовсе не случайна, они поняли сразу, но соединиться им удалось только через несколько лет, в 1858 году, поскольку муж Софьи Андреевны не хотел давать ей развода, а главное, против такого брака была настроена мать Толстого.
«Анна Алексеевна, — писал А.М. Жемчужников, близкий друг и родственник Толстого, побывавший в Красном Роге у Толстых в 1852 году, — была очень рада видеть меня, и всею душою интересовалась узнать мое впечатление и мнение о Софье Андреевне, с которой сошелся ее сын и к которой серьезно и сильно привязался.
Ее душа не только не сочувствовала той связи, но была глубоко возмущена и относилась с полным недоверием к искренности Софьи Андреевны. Не раз у меня, тайно от сына, были беседы об этом, и она, бедная, говорила, а слезы так и капали из глаз ее.
Меня она обвиняла более всех, как человека самого близкого и наиболее любимого ее сыном и раньше моих братьев познакомившегося с Софьей Андреевной. Я стоял всею душою за Софью Андреевну и старался разубедить ее, но напрасно. Чутко материнское сердце… А что ж Алеша?.. Он любил обеих, горевал, и душа его разрывалась на части.
Никогда не забуду, как я сидел с ним на траве, в березняке, им насажанном: он говорил, страдая, и со слезами, о своем несчастии. Сколько в глазах его и словах выражалось любви к Софье Андреевне, которую он называл милой, талантливой, доброй, образованной, несчастной и с прекрасной душой.
Его глубоко огорчало, что мать грустит, ревнует и предубеждена против Софьи Андреевны, несправедливо обвиняя ее в лживости и расчете. Такое обвинение, конечно, должно было перевернуть все существо доброго, честного и рыцарски благородного А. Толстого».
В 1854 году в журнале «Современник» впервые появились стихи писателя Козьмы Пруткова, скоро ставшего весьма популярным во всей России. Нелепую эту, но занимательно-сатирическую фигуру Толстой создал совместно с братьями Жемчужниковыми — Алексеем, Владимиром и Александром.
О Жемчужниковых и Толстом ходили по столице самые фантастические слухи.
То говорили, что это они под видом флигель-адъютантов объезжали ночью всех петербургских архитекторов со страшным сообщением, что Исаакиевский собор провалился; то в день коронации императора Александра II тайком выпрягли лошадей из кареты испанского посланника; то случайного прохожего, спросившего у них какой-то адрес, направили прямо на Пантелеймоновскую, 9, где находилось Жандармское отделение. Создавая фигуру писателя Кузьмы Пруткова, Толстой и Жемчужниковы не только сочинили все его стихи, басни и афоризмы, но и придумали оригинальную биографию, приложив к ней столь же оригинальный портрет. Козьма Прутков, сообщали друзья, родился 11 апреля 1792 года, в 1820 году был принят в один из лучших гусарских полков, но прослужил в нем лишь два с половиной года — «только для мундира»; в 1823 году — вышел в отставку и поступил на гражданскую службу по министерству финансов — в Пробирную палатку, где прослужил сорок лет, до самой смерти, последовавшей 13 января 1863 года.
История жизни Алексея Константиновича Толстого
В январе 1851 года Алексей Жемчужников записал в дневнике:
«Государь Николай Павлович был на первом представлении «Фантазии» (эта пьеса тоже входила в собрание сочинений Козьмы Пруткова). Эта пьеса шла в бенефис Максимова. Ни Толстой, ни я в театре не были. В этот вечер был какой-то бал, на который мы оба были приглашены и на котором быть следовало. В театре были: мать Толстого и мой отец с моими братьями.
Воротясь с бала и любопытствуя знать: как прошла наша пьеса, я разбудил брата Льва и спросил его об этом. Он ответил, что пьесу публика зашикала и что государь в то время, когда собаки бегали по сцене во время грозы, встал со своего места с недовольным выражением в лице и уехал из театра.
Услышавши это, я сейчас же написал письмо режиссеру Куликову, что, узнав о неуспехе нашей пьесы, я прошу снять ее с афиши и что я уверен в согласии с моим мнением графа Толстого, хотя и обращаюсь к нему с моей просьбой без предварительного с графом Толстым совещания. Это письмо я отдал Кузьме, прося снести его завтра пораньше к Куликову.
На другой день я проснулся поздно, и ответ Куликова был уже получен. Он был короток. «Пьеса ваша и гр. Толстого уже запрещена по высочайшему повелению».
«В произведении литературы я презираю всякую тенденцию, — писал Толстой Б.М. Маркевичу в декабре 1868 года. — Презираю ее, как пустую гильзу, тысяча чертей! Как раззяву у подножья фок-мачты, три тысячи проклятий! Я это говорил и повторял, возглашал и провозглашал!» И опять уже в письме к М.М.
Стасюлевичу: «По мне, сохрани Бог от всякой задачи в искусстве, кроме задачи сделать хорошо. И от направления в литературе, сохрани Бог, как старого, так и от нового! Россини сказал: «В музыке есть только два рода, хороший и плохой». То же можно сказать и о литературе».
Странно, но при всем при этом стихи самого Толстого буквально насыщены были злобой дня. И это относится не только к сочинениям Козьмы Пруткова, но и к «Посланию М.Н.
Лонгинову о дарвинизме», и к «Иоанну Дамаскину», и к «Сну Попова», и к «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашова», перемежающейся знаменитым рефреном: «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет».
Â
В самом начале Крымской кампании Толстой и его друг князь А.П. Бобринский решили организовать специальный военный отряд, который помешал бы возможной высадке англичан на балтийском побережье. На свои средства они закупили в Туле 80 дальнобойных винтовок, но, к счастью, они не пригодились.
Точно так же не успела пригодиться друзьям быстроходная яхта, которую решено было приобрести для совершения каперских вылазок в море. Поняв, что война как началась, так и закончится в Крыму, Толстой вступил майором в стрелковый полк, но и тут ему не повезло: под Одессой он тяжело заболел тифом.
К счастью, крепкое от природы здоровье не подвело — поэт выжил. Сразу после войны он был произведен в подполковники и одновременно назначен делопроизводителем Секретного комитета о раскольниках. Однако все это совсем не привлекало Толстого.
«Государь, — обратился он к императору, — служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре; знаю, что каждый должен в меру своих сил приносить пользу отечеству, но есть разные способы приносить пользу. Путь, указанный мне для этого провидением, — мое литературное дарование, и всякий иной путь для меня невозможен.
Из меня всегда будет плохой военный и плохой чиновник, но, как мне кажется, я, не впадая в самомнение, могу сказать, что я хороший писатель».
В 1861 году Толстой вышел в отставку.
Жил он попеременно, то в своем имении под Петербургом — Пустыньке, то в имении матери — на Черниговщине. Печатался и в либеральном журнале «Вестник Европы», и в противоположном ему по направлению проправительственном «Русском вестнике». В 1867 году вышел в свет единственный прижизненный сборник стихотворений Толстого.
«Двух станов не боец, но только гость случайный, — писал он, — за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими досель мне жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь; союза полного не будет между нами — не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, пристрастной ревности друзей не в силах снесть, я знамени врага отстаивал бы честь».
Большой известностью пользовался при жизни поэта его роман «Князь Серебряный». Драматическую трилогию составили драматические пьесы: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», и «Царь Борис». А в январе 1884 года вышло в свет первое полное Собрание сочинений Пруткова в одной книге. По свидетельству современников, издание это исчезло из книжных лавок буквально за считанные дни.
В последние годы Толстой страдал сильным расстройством нервов. Еще недавно на охоте он выходил против медведя с ножом в руках, а теперь его мучили астма и ужасные головные боли. Не желая длить столь жалкое состояние, он принял пузырек морфия. Случилось это 28 (10. X) сентября 1875 года в любимом поэтом имении его матери Красном Роге.
Источник: https://tunnel.ru/post-tolstojj-aleksejj-konstantinovich
Алексей Константинович Толстой (5 сентября 1817 — 10 октября 1875) , русский поэт, писатель, драматург
Адрес страницы: https://calend.ru/persons/3138/
Главная страница / Персоны / Алексей Константинович Толстой
Портрет Алексея Толстого в юности (К.П. Брюллов, 1836)
Алексей Константинович Толстой родился (24 августа) 5 сентября 1817 года в Петербурге. Он получил образование на словесном отделении Московского университета, окончив его в 1836 году. С 1834 года служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; а с 1843 года занимал различные придворные посты. С 1840-х годов он начал литературную творческую деятельность, проявив талант в создании лирических стихов и баллад. Среди популярных – «Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы» и другие.
Первая публикация – фантастическая повесть «Упырь» (1841, под псевдонимом Краснорогский) – была сочувственно встречена В.Г. Белинским.
С 1854 года Толстой печатал в «Современнике» в соавторстве с братьями Жемчужниковыми стихи и пародии от имени вымышленного автора, Козьмы Пруткова. В конце 1850-х сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В 1861 году Толстой отошел от двора и полностью сосредоточился на творчестве. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие жизни писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора послужили причиной интереса режиссёров. Постановкой «Царя Федора» был открыт в 1898 году МХТ. Две первые трагедии трилогии прочно вошли в репертуар советских театров.
Лирические стихотворения Толстого просты и задушевны. Таковы «Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной» и др. Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами – Римским-Корсаковым, Чайковским, Мусоргским, Рубинштейном, Танеевым и др.
Алексей Константинович Толстой скончался (28 сентября) 10 октября 1875 года в cеле Красный Рог Черниговской губернии от случайной передозировки лекарства. В настоящее время в Красном Роге расположена Музей-усадьба писателя.
Источник: https://calend.ru/persons/3138/
Алексей Константинович Толстой. Подробная биография
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября н.с.) 1817 года в Петербурге. Граф, русский прозаик, поэт, драматург.
С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед – последний украинский гетман Кирилл Разумовский; дед – министр народного просвещения при Александре I – А.К. Разумовский). Отец – граф К.П. Толсто, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата – писателя А.А. Перовского, поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого.
В 1834 году поступил в Московский архив министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 году получил звание камер-юнкера.
В конце 30-х – начале 40-х годов Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы — «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на франц. яз.). Первая публикация – повесть «Упырь» (1841 г., под псевд.
Краснорогский) – сочувственно встречена В.Г. Белинским. В 40-е годы А.
Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е годы); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и другие).
В начале 50-х годов А. Толстой сблизился И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 года печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А.М. и В.М.
Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип николаевского бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.
Отойдя с 1857 года от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х гг. – главным образом в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т.н. «чистого искусства», независимого от политических идей. В 1861 году А.
Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях.
Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию – трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).
В 1867 году вышло первое собрание стихотворений Алексея Толстого.
В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868; «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869; «Роман Галицкий», 1870; «Илья Муромец», 1871 и др.
), стихотворения политической сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882 и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.
Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А. Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 года скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.
Творчество Алексея Толстого проникнуто мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края – эти особенности Толстого как человека и как мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров.
Политические идеалы А. Толстого были своеобразны. Сам он считал, что стоит вне враждующих лагерей современного русского общества.
Он ненавидел политический гнет, презирал носителей ретроградных взглядов и беспринципных политиков-бюрократов, но не доверял и людям революционных убеждений, находил их деятельность вредной для общества.
Обращаясь к истории и размышляя о судьбах страны, толстой отрицал прогрессивность развития русской монархической государственности, объединения Руси вокруг Московского княжества.
Бюрократизация государственного аппарата, неограниченность единодержавия царей представлялась Толстому результатом воздействия татарского ига на политический строй Руси. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород.
Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя рыцарственной аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, — таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией.
Биография
Произведения
- Во дни минувшие бывало
- Против течения
- Средь шумного бала
Критика
Ключевые слова: Алексей Константинович Толстой,биография А.К. Толстого,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 19 века,русские писатели 19 века,жизнь и творчество А.К. Толстого
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20151219-biografiya-alekseya-konstantinovicha-tolstogo
Толстой Алексей Константинович
Граф, русский поэт, писатель и драматург.
Алексей Константинович Толстой родился 24 августа (5 сентября) 1817 года в Санкт-Петербурге в семье графа Константина Петровича Толстого. Родители развелись вскоре после его рождения, Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский».
Раннее детство А. К. Толстой провел в имении дяди в Черниговской губернии, получил хорошее домашнее образование. С 10-летнего возраста он выезжал за границу, в 1831 году совершил путешествие по Италии. А. К. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего императора Александра II.
В 1834 году А. К. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. В 1836 году он сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете.
В 1837-1840 годах граф служил в русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. С 1840 года он находился на придворной службе в Санкт-Петербурге.
В 1843 году граф получил чин камер-юнкера, был флигель-адъютантом Александра II, затем егермейстером.
В 1840-х годах начал раскрываться литературный талант А. К. Толстого. Его первая публикация — фантастическая повесть «Упырь» (1841), напечатанная под псевдонимом «Краснорогский» — была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 года А. К.
Толстой печатал в «Современнике» стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми).
В конце 1850-х годов граф сотрудничал в славянофильской «Русской беседе», затем в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы».
В 1850-1860-х годах А. К. Толстой получил известность как лирик и автора баллад. Многие его лирические стихотворения, опубликованные в это время, приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит» «Где гнутся над омутом лозы» и др.).
В 1861 году А. К. Толстой вышел в отставку с придворной службы и сосредоточился на литературных занятиях.
Им были опубликованы драматическая поэма «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческая трилогия — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870).
Он жил преимущественно в своей усадьбе «Пустынька» на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом (не сохранилась) или в имении Красный Рог в Мглинском уезде Черниговской губернии (ныне в Почепском районе Брянской области). В 1860-1870-х годах граф много времени проводил в Европе (Италия, Германия, Франция, Англия).
В 1867 году вышло свет первое собрание стихотворений А. К. Толстого. В последнее десятилетие жизни граф писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и др.), поэмы, лирические стихи.
Последние годы жизни А. К. Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Он умер 28 сентября (10 октября) 1875 года в имении Красный Рог вследствие ошибочного введения большой дозы морфия. Граф был похоронен в фамильном склепе Успенской церкви села Красный Рог.
Творчество А. К. Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний. Лирические стихотворения А. К.
Толстого отличаются простотой и задушевностью. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Более 70 его стихотворений положено на музыку русскими композиторами — Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И.
Танеевым и другими.
Источник: https://BankGorodov.ru/famous-person/tolstoi-aleksei-konstantinovich
Алексей Константинович Толстой: биография и творчество
Граф Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого представлены в статье, — поэт, прозаик и драматург, троюродный брат Л.Н. Толстого и по матери внук графа А.К. Разумовского. После развода родителей воспитывался дядей, писателем Антонием Погорельским (А.А.
Перовским), получил домашнее образование, служил по гражданской и военной части, был флигель-адъютантом Александра II, придворным церемониймейстером и егермейстером; выйдя в отставку, жил в своих имениях, увлекаясь охотой.
Он обладал огромной физической силой, но рано заболел астмой и умер от последствий неправильного лечения.
Ранние образцы толстовской прозы — написанные по-французски повести «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (при жизни автора не публиковались).
Первое опубликованное произведение — «Упырь» (1841, псевдоним автора Краснорогский намекал на название родового имения Толстого Красный Рог Черниговской губернии). Несомненно влияние на эти тексты мистической фантастики дяди писателя А. А. Перовского (Антония Погорельского).
В то же время эта «мистическая» черта окажется органичной для стиля самого Толстого (она проявится впоследствии, например, в романе «Князь Серебряный» в линии мельника-колдуна). В 1840-е годы А.К.
Толстой под влиянием приемов натуральной школы пробовал свои силы и в жанре физиологического очерка (интересно, что его «охотничьи» очерки предварили публикацию первых произведений И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника»).
Лирика Толстого-поэта удивительно ярка, «многоцветна». Лучшие ее образцы свидетельствуют, что автор обладал мощным, хотя и художественно неровным талантом. Алексей Константинович Толстой, как правило, отличный поэт родной природы, родство и слиянность с которой для его лирического героя глубоко органичны, с жизнью которой он постоянно соотносит свою человеческую жизнь.
Многое из любовной лирики Толстого принадлежит к числу вершинных достижений русской поэзии. В поэзии любви его лирический герой предстает как благородный рыцарь, берущий на себя житейские тяготы, богатырски несокрушимый защитник любимой женщины («Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!»).
Этот сильный и жизнерадостный человек наполнил русскую поэзию светлыми оптимистическими интонациями.
Временами портит лирические стихотворения Толстого Алексея Константиновича, особенно ранние, излишнее самоупоение, а также некоторая риторичность и наигранность — например, образ похваляющегося «силушкой» «удалого доброго молодца» иногда обретает характер позы. Не чуждо Толстому и пристрастие к романтическим «красивостям».
Единственный прижизненный сборник стихов А.К. Толстого «Стихотворения» (1857) вышел в период, весьма благотворный для русской поэзии, — вышел на фоне таких блестящих изданий, как первая книга Ф.И. Тютчева, третья книга А.А. Фета, вторая книга Н.А. Некрасова и др.
К этому времени автор был уже известен как поэт по публикациям в «Русском вестнике» и «Современнике». Кроме того, в литературных кругах было небезызвестно участие Толстого в создании авторского образа Козьмы Пруткова (вместе с братьями Жемчужниковыми).
«Козьма Прутков» печатал свои сатирико-юмористические произведения с начала 1850-х годов, кроме того, в 1851 г. была поставлена его комедия-пародия «Фантазия»
С 1857 г. Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого стремительно развивались, на несколько лет стал постоянным автором славянофильского журнала «Русская беседа» и другом его неофициального редактора И.С. Аксакова. У них было немало точек соприкосновения.
Мечты самого Толстого о единении славянских народов воплотились, например, в знаменитом стихотворении «Колокольчики», первые три строфы которого были положены на музыку композитором П.П. Булаховым и стали песней, впоследствии фольклоризовавшейся, приобретшей характер «народной».
От славянофилов Толстого отделяла его влюбленность в западноевропейскую культуру, уживавшаяся в нем с горячим национальным патриотизмом.
Дело в том, что Алексей Константинович Толстой считал русскую культуру естественной частью культуры Европы. Русскую историю он воспринял в юности через призму трудов Н.М.
Карамзина и его сторонников, и не раз повторял на разные лады, что наше природное единство с Западом нарушено и искажено последствиями монголо-татарского нашествия.
Как бы продолжая тему «татарщины», по ошибке принимаемой многими за нечто национально русское, в одном из писем Толстой говорит, что «глубоко симпатичные» ему поэты Константин Аксаков и Алексей Хомяков, желая продемонстрировать свое славянофильство, «гуляли на Москве в кучерских кафтанах с косым (татарским) воротом». Духовное одиночество, почти неизбежное следствие такой особой позиции, не страшило привыкшего ощущать себя несокрушимым силачом А.К. Толстого.
В одном стихотворении Толстой прямо заявляет о своем намерении идти «против течения», чтобы таким образом возбудить «течение встречное» и стать «волн победителем» («Против течения», 1867).
Не ощущая себя своим в кругу славянофилов, Толстой одновременно с презрением относился к представителям космополитического «нигилисма», но также и к преследовавшей тех и других российской по лицейской бюрократии.
Об этом напоминают иронические стихи и поэмы Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868), «Поток-богатырь» (1871), «Сон Попова» (1873) и др.
Необыкновенное остроумие сочетается у А.К. Толстого с силой и самостоятельностью мысли. Это объективно возвышало его над нередко обретавшей характер простого грубого зубоскальства сатирой и юмористикой В. Курочкина, Д.
Минаева и других авторов из демократических кругов. Кроме того, Толстой-поэт обладал слогом, ярко выраженным индивидуальным стилем крупного художника.
Кроме стихотворений об этом свидетельствуют поэмы Толстого («Грешница», «Алхимик», «Иоанн Дамаскин» и др.).
Несомненна заметная роль А.К. Толстого в реформировании русской рифмы — несмотря на упреки некоторых современников в свой адрес, он принципиально и сознательно употреблял ставшие через несколько десятков лет широко распространенными «приблизительные рифмы».
Парафразисы и реминисценции весьма характерны для творчества А.К. Толстого. В этом он похож на Г.Р. Державина. А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и других крупнейших поэтов. Например, одно из его стихотворений творчески преломляет интонации пушкинского «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»:
На нивы желтые нисходит тишина…
Ритмика четных строк в толстовском стихотворении отличается от ритмики пушкинских строк, лирический «повод» к его написанию иной, чем у предшественника, и мысль проводится другая. Иначе говоря, реминисценции из Пушкина преломлены оригинально-творчески.
Толстому хочется спроецировать переживания своего лирического героя на пушкинский текст, обозначить духовную взаимосвязь с ним. Подобные приемы впоследствии, в серебряный век стали широко распространенными в поэзии (В. Брюсов, А. Блок, Н. Гумилев, Г. Иванов и др.), но при жизни А.К.
Толстого они не всегда встречали понимание читателей, вызывая иногда упреки в подражательности.
Между тем, на основе парафрастических приемов Толстой вслед за Пушкиным создал, например, свой глубоко оригинальный вариант знаменитого «бродячего» сюжета — драматическую поэму «Дон Жуан» (опубликована в 1862).
Толстовская вариация сюжета о Дон Жуане включает ряд совершенно новых моментов. Так, его Дон Жуан — призванный к «благостным делам» «избранник Творца», и сатана в «Прологе» именно поэтому клянется сделать его «похожим на себя».
Однако став грешником и погубив в конце концов донну Анну (она кончает с собой), Дон Жуан не проваливается в ад со статуей убитого им командора: статуя сообщает, что ему дарована возможность покаяния, и «исчезает», а Дон Жуан в «Эпилоге» через много лет умирает монахом, праведником, которого оплакивает братия его монастыря и все люди в округе (в советских изданиях «Эпилог», к сожалению, обычно отсутствует).
Отличная творческая стилизация старинного итальянского текста в поэме «Дракон», помогающая автору передать дух эпохи, также наглядно демонстрирует плодотворность парафрастических приемов Толстого.
Исторические баллады А.К.
Толстого («Князь Михайло Репнин», «Василий Шибанов», «Роман Галицкий», «Старицкий воевода» и др.) обрисовывают мужественные натуры, выразительные характеры, всегда привлекавшие его в людях.
Толстой любил и изучал историю России, считал себя ее знатоком, да в известном смысле и был им. В своих произведениях он порою отходит от фактической реальности, от того, что мог узнать из летописей, трудов историков и т. п.
, — но делает это во имя цельности и художественной силы образа Русская старина, шедевры национальной культуры находили в его лице не только глубокого ценителя, но и решительного защитника.
Некоторые из его писем включают замечательно остроумные и неотразимо бьющие в цель литературные пародии (на Шекспира — в письме И.С. Аксакову от 31 декабря 1858 г., на приемы современных французских и русских романистов, на статьи критиков-демократов — в письмах С.А.
Толстой от 29 июня 1864 г. и Б. М. Маркевичу от 14 мая 1871 г. и др.) Занятия русской историей преломились не только в балладах А.К. Толстого, но также в его прозе и драматургии.
Итогом их стали знаменитый исторический роман из эпохи Ивана Грозного «Князь Серебряный» (опубл.
1862), стихотворная драматургическая трилогия — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870), а также неоконченная драма «Посадник» (1870 — 1871), повествующая о событиях из истории древнего Новгорода.
Образ Ивана Грозного, проходящий через всю трилогию образ Бориса Годунова, образ Лжедимитрия (которого Толстой Алексей Константинович не считал Григорием Отрепьевым, полагая, что это была какая-то иная, не установленная историками личность), образ сына Грозного царя Федора принадлежат к числу сильнейших творений русской драматургии. В отличие от романа «Князь Серебряный», в котором Толстой дал художественно-стилевое преломление своим романтическим наклонностям, его пьесы неожиданно реалистичны, отличаются проникновенным психологизмом и глубоким пониманием логики действий исторических деятелей, самого хода истории.
Алексей Константинович Толстой, биография и творчество которого были представлены в статье, был писателем большого природного таланта, шедшим в литературе своей особой дорогой, чрезвычайно самостоятельным и стилистически своеобразным.
Лучшие его произведения входят в золотой фонд поэзии, прозы и драматургии.
Сильная и благородная личность Алексея Константиновича Толстого, воплощавшего в себе лучшие качества русского человека, — как бы реальное жизненное продолжение тех принципов и идеалов, которые он воспел в своем художественном творчестве.
Источник: Минералов Ю.И. История русской литературы 19 в. (40-60-е годы). М.:Высш. шк., 2003
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/drugie_avtory/aleksej_konstantinovich_tolstoj_biografija_i_tvorchestvo/69-1-0-319