Сочинение забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

Описание темы: Осень — это трогательная пора, когда вся природа замедляет свой темп, успокаивается и готовится к предстоящей долгой зиме. Осень — это теплое бабье лето, затяжные дожди, легкий прохладный ветер и, конечно, падающие осенние листья.

Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

Падающие осенние листья

Наступила осень. На деревьях стремительно желтеют листья, хотя еще летом первые желтые листочки стали выбиваться из зеленой листвы. На дворе стоят теплые деньки уходящего бабьего лета, и хочется найти время, чтобы пойти в парк собирать опавшие листья.

В парке осенью очень красиво, но самое очарование русской осени наступит в октябре. Ведь именно в этот период наступает удивительная по красоте пора золотой осени. Деревья пестрят разноцветными осенними листьями. Легким дуновением, ветер срывает листочки с деревьев и кружит их в осеннем вальсе листопада.

Если пойти в парк ранним утром, когда еще не все дорожки убраны, то можно насладиться шуршанием опавшей листвы.

Какие только листья можно увидеть под ногами? Это и красно-желтые листья клена, и небольшие листья дуба, и пожелтевшие листья каштана, и совсем мелкие красные листочки рябины.

Можно собрать из листьев букет, потом аккуратно положить их сохнуть между страничек в большой книге, и тогда получится красивый гербарий.

А еще в моем любимом парке есть пруд. Летом там плавают утки, но в октябре пруд пустеет, утки улетают в теплые края, чтобы пережать холодный зимний период. В это грустное время приятно посидеть на берегу и насладиться тем, как на воду падает очередной осенний листок, разводя небольшие круги в разные стороны.

Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

Увы, необыкновенно красивая пора золотой осени быстро проходит. Наступает череда дождливых прохладных дней. В такие дни уже не особо хочется на улицу. Дождь и ветер за окном быстро сорвут почти все листья, и лес станет сырым и темным.

Последние следы поздней осени в виде мокрых листьев на асфальте еще несколько дней будут напоминать нам о красоте и романтичности этой удивительной поры.

А совсем скоро выпадет снег, сорвав с веток самые стойкие листочки, и вот теперь уже точно придет к власти зима.

Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

Мы в Фейсбуке

«Сезоны года» — это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

По наружности Соболько напоминал обыкновенную дворнягу. Небольшого роста, с острой мордой, стоячими ушами и загнутым вверх хвостом. Умная собака виляла пушистым хвостом, облизывалась и нетерпеливо взвизгивала.

Лебедь красиво подплыл к берегу.4 Он вышел на берег, встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих кривых чёрных ногах, направился к избушке.

Один из островов Светлого озера назывался Голодаем. А назывался он так потому, что, попав на него в плохую погоду, рыбаки не раз голодали по нескольку дней.

(Д. Мамин-Сибиряк)

  • Определите тип каждого текста: это повествование, описание или рассуждение? О чём говорится в каждом из них: о признаках, о действиях или о причине чего-либо? К какому тексту можно поставить какой-либо из данных вопросов: какой? что произошло? почему?
  • Спишите любой текст. Проверьте себя.

Вспомните! Тексты бывают разные.

  • В повествовательных текстах повествуется, рассказывается, сообщается о чём-либо. К таким текстам можно поставить вопросы что? где? как? когда произошло?
  • В описательных текстах описываются люди, животные, предметы, события, картины природы. К описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое?
  • В текстах-рассуждениях объясняется, доказывается что-либо, автор рассуждает о причинах явлений, событий, даёт им оценку. К таким текстам можно поставить вопрос почему?

Ландыш — это травянистое растение с продолговатыми листьями и мелкими белыми душистыми цветками в виде колокольчиков.

Ландыш клонит жемчуг круглых белых слёз. (В. Брюсов)

Латинское название ландыша в дословном переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».

  • О каком цветке идёт речь в каждом из предложений?
  • Обсудите, какие предложения можно встретить в научном тексте, а какое — в художественном.
  • Какие выразительные средства использовал В. Брюсов, чтобы образно описать ландыш?

11. Прочитайте названия тем для сочинения.

  1. Приметы золотой осени.
  2. Как красива осенняя берёзка!
  3. Осенний карнавал на лесной полянке.
  4. Осень — моё любимое время года.
  5. О чём шептались осенние листья?
  6. Разговор ёжика и зайца.
  7. Забавы осеннего ветра.
  8. Самое интересное событие моих летних каникул.
  • Выберите любую тему для сочинения. Определите его главную мысль. Продумайте содержание сочинения.
  • Определите, каким типом текста вы воспользуетесь при написании сочинения: описанием? повествованием? рассуждением? В каком жанре будет построено сочинение: это будет рассказ или сказка? Будет ли использован в тексте диалог?
  • Составьте текст на выбранную тему. Подготовьтесь его рассказать.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/2896/

Сочинение на тему Забавы осеннего ветра

Осень – прекрасная пора. Она дарит нам незабываемые ощущения свежести, прохлады и напоминает об уходящих теплых деньках. Солнышко еще греет, но по-детски. Деревья одеваются в разноцветные яркие костюмы.

Небо все чаще заволакивают тяжелые тучи, как будто предупреждают о грядущем ненастье. Ветер по обыкновению напрашивается в гости к обитателям леса, но его игривое настроение не всегда им приходится по душе.

Сказочный лес затих в ожидании забав осеннего ветра. И вот почувствовалось легкое солнечное дуновение ветерка. Его движения были плавными, медленными. Сначала он неуверенно налетел на вековые деревья, прислонился, прислушался, о чем они шепчутся.

Потом, как плеть, он начал трепать, хлестать и сдувать с них еще не опавшую листву. В чистом воздухе он то подхватывал, то кружил, то на своих крыльях уносил целые охапки листьев куда-то вдаль.

Деревья обнажились, потемнели, а ветер внезапно задрожал и стих.

Неестественная тишина повисла в лесном царстве. Все и вся ждали следующих шалостей свистуна. Немного отдышавшись, с бешеной скоростью он метнулся в высь, подгоняя облака и заволакивая дымкой небо.

Его резкие порывы и завывания спугнули лесных пернатых. Они начали хаотично кружиться, издавать пронзительные крики, взмывать. Но ветер разыгрался не на шутку.

Казалось, что проказник пинает их из стороны в сторону.

В воздухе запахло дождем. Ветреник снова загудел, засвистел. Он стегал мелкими косыми каплями голые деревья, сухие травинки и дремлющие семьи грибов. Свои шляпки они пытались спрятать под корешками кустарников, дряхлых пней или под пахучими листочками дуба.

Больше всего он любил забавляться с извилистым ручейком, тихо журчащим в низине леса. Вихрем он оказался в воде. Он плескался, резвился, бесновался. Вдоволь накупавшись, шалунишка успокоился и заснул до утра под колыбельную монотонного дождя.

Сочинение по русскому языку

Пришел сентябрь. На улице похолодало. Листья на деревьях стали разноцветными: желтыми, красными, бордовыми. «Как красиво», подумал ветер. Он весело закружился, и поднял вверх целую охапку опавших листьев.

– Давайте танцевать, – закричал он, – будем танцевать осенний вальс.

И вальс начался. Листья взлетали вверх, до самых крыш, и опускались на землю. А ветер дул снова, и листья летели во все стороны.

Озорник-ветер подхватил один желтый листочек, и понес его – за деревню, за поле, за луг. Опустил прямо в быструю речку, и снова подул. По реке пошла мелкая зыбь, и листик закачался на волнах. Потом его подхватило течением, и понесло в далекие дали, неизведанные земли. А ветер летел рядом, и пел песенку.

Вдруг ветер увидел заросли камыша у берега, и полетел туда. Камышовые стебли тоже начали желтеть. Они тихо зашуршали, приветствуя ветер. А ветер раскачивал их, наклоняя к самой воде.

  Сочинение За что я люблю лето? (Почему я люблю лето)

Но и эта забава надоела ему вскоре. Полетел ветер в город. Вот где можно порезвиться!

Ветер направился в старый парк. Здесь гуляли мамы с малышами, бабушки и дедушки, и часто проходили школьники – школа была рядом с парком. Ветер сдернул с одной мамы ее круглую шляпку.

Потом налетел на двух подружек-третьеклассниц, и спутал им волосы. У дедушки он попробовал вырвать из рук газету, которую тот читал. Но дедушка был сильнее ветра, и только встряхнул газетой, расправляя загнувшиеся страницы.

Ветер налетал на прохожих, дергая их за плащи и куртки.

Вдруг ветер заметил банку из-под чипсов. Круглая, зеленая, с нарисованной рожицей усатого человечка, она лежала под скамейкой. Ветер подул посильнее, и банка, с щелкающим звуком, выкатилась на дорожку. Ветер принялся катать ее туда-сюда, его это очень развеселило.

Наигравшись, ветер вылетел к школе, и увидел на втором этаже открытое окно. Залетев туда, ветер оказался в классе четвертого «А». Все ученики были в столовой. На партах лежали тетради. Ветер заглянул в каждую из них, и задумал посмотреть классный журнал на столе учителя. Но тут Марья Ивановна вернулась в класс, и сказала:

Она закрыла окно. Ветер успел вылететь наружу, и, свободный, помчался дальше.

Забавы осеннего ветра

Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

Несколько интересных сочинений

В романе Тихий Дон, написанном Михаилом Александровичем Шолоховым в период с 1925 по 1940 года, присутствует герой по имени Дмитрий Коршунов.

Читайте также:  Доклад на тему одуванчик 2, 3, 4 класс сообщение

Ценность рассказа Толстого заключается в обрисовке нравов и характеров татар, проживающих среди гор Кавказа. Здесь мы видим их в сравнении друг с другом, в различии их статуса по отношению друг к другу

Повествование ведётся от лица работника почты. После войны капитан Копейкин вернулся домой инвалидом. Без руки и без ноги он должен был существовать теперь всю оставшуюся жизнь

Герой романа Оноре де Бальзака “Евгения Гранде” Шарль Гранде – это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

В определенном смысле герои литературы – тоже обычные люди. Вот почему мечтают они о том, что и все живые обычные люди… Наверняка, существуют серьёзные исследования на этот счёт. Кто-то защитил диплом

Каждое явление осени по-своему уникально. Именно в эту пору заметны косяки улетающих птиц, суета животных в подготовке к зиме. А цветовая гамма листвы, травы просто необыкновенна.

Если поиграть со своим воображением, то можно оживить некоторые наиболее яркие образы этой поры. Например, ветер. Осенью он особенный, и его забавы тоже необычны. Интересно представить его в разных образах зависимости от времени суток.

В это время он похож на дворника, который, стараясь ранним утром не мешать спящим, скребет по асфальту облетевшие листья. Но, как и дворнику, ветру тоже не удается сделать это незаметно.

Мы прислушиваемся к его шороху среди ночи или под утро и вновь засыпаем.

  Сочинение на тему Почему я жду лето

Более радостное занятие ветра наблюдается днем. В этом случае у него будто появляется настроение. Дерзкое, игривое – когда он яростно срывает листву с ветвей деревьев и кружит ее до тех пор, пока не устанет.

Тогда он сбавляет обороты и бережно опускает ее на землю. Иногда он становится мечтательным. Этот настрой тоже порой передается людям. Ветер неторопливо перебирает листья, один за другим отрывая и запуская в сказочный круговорот.

Дети успевают на ходу успеть поймать их, будто благодаря ветерок за такую услугу.

Находясь в парке и или лесной зоне в безветренную погоду, не покидает ощущение, что все-таки ветер рядом. Он просто утих на какое-то время, наблюдая за поведением людей. Иногда он может пошутить, оторвав один листок в глухой тиши, с треском подбросив его к ногам. Это часто пугает тех, кто наслаждается уединением, но с улыбкой обнаруживает рядом с собой шутника ветра.

Иногда ветер настолько заиграется, что становится похожим на маленького котенка. Точно так же как это животное, не отстающее от клубка, ветерок гоняет по огороду пару листиков. Он то загонят их в один угол, то забыв про один, несется за вторым.

Осенний ветер отличается от перемещения воздуха в другое время года. Среди прохладного воздуха он нагоняет ясные мысли, обдувая со всех сторон. Или заставляет весело посмеяться над своими забавами – играми с облетевшей листвой. Благодаря тому, как красиво он укладывает листья на поверхность земли, порой кажется, что он понимает человека.

Вариант 2

Наступила осень в наших краях. Это прекрасная пора, которая золотит деревья, раскидывает повсюду золотые листья. Многие почему-то недооценивают такое хорошее время года, а зря.… Ведь именно вначале осени самое время, что бы собирать урожай – плоды летнего и весеннего труда. А что может быть лучше наслаждения осенними плодами, выращенными своими руками?

Также и с осенним ветерком. Многие его не любят, или даже боятся, но ведь нужно ли так делать? Если хорошо одеваться, можно предостеречь себя от появления разных болезней осенью и не бояться ветров. Осенний ветер – не зимний. Он ещё не столь сильный и не щиплет щёки.

Осенний ветерок приносит свежесть и дополняет замечательную атмосферу настоящей осени. Он играет с листьями, от чего они кружат в танце и радуют прохожих. Безусловно, он также добавляет работы дворникам.

Ведь нужно знатно побегать, что бы пособирать все листики, убегающие в разных направлениях, но разве это не весело? Ветерок как будто бы нарочно снимает с верёвок разные вещи, развешанные для сушки, что бы их хозяин имел возможность погулять в поисках потерянной вещички.

Но ведь как мы все знаем, прогулки хорошо влияют на здоровье, поэтому осенний ветерок можно назвать весёлым тренером, заставляющим людей больше ходить, даже когда нет особого желания.

Также зачастую можно увидеть, как ветерок уносит куда-то газету невнимательного читателя, сделавшего большую ошибку, положив газету на скамейку, не прижав её ничем тяжелым.

  Сочинение на тему Летний день

Многие считают, что ветерок только лишь пакостит и ничем не помогает людям, а вот и нет. Он приносит свежий воздух из лесов в города, что бы жители каменных джунглей могли хоть немного насладиться природой. Кроме того он помогает сушить одежду.

Если её хорошо прикреплять и внимательно следить за прогнозом погоды, ветерок поможет быстро её просушить. Сушка частенько занимает намного меньше времени, чем даже в жаркие летние дни. За это все хозяйки любят осенний ветерок и благодарят его за помощь. Кроме того нет необходимости подолгу проветривать помещения если в этом деле помогает ветерок.

Он с радостью поможет сделать это быстро и качественно.

Осень – отличное время года, дарящее нам множество позитивных эмоций, а осенний ветерок – первый помощник осени в этом деле. Поэтому не нужно его ругать. Если не давать ему повода, он не будет пакостить, а принесёт только радость.

4 класс русский язык

Также читают:

Картинка к сочинению Забавы осеннего ветра

Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

Популярные сегодня темы

На перемене мой класс такой разный… В смысле – люди очень по разному себя ведут, а не то, чтобы сегодня тихий, а завтра все бесятся.

Жил-был один маленький воробей, по имени Пудик. Жил он в тёплом и мягком гнезде над баней. Он еще не умел летать, но все врем махал крыльями. Маленький воробей был очень любопытным

Для моей семьи, для моих родителей, для моих друзей – русский это родной язык. Как принято про него говорить, что русский это великий и могучий язык. Это слова великого писателя все времен и столетий Тургенева

Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ

Рассмотрим образ мелкого чиновника, занимающего нижнюю грань в обществе, У него нет прав в обществе. Он находится на грани бедности. Государственный аппарат поглотил его, и жалкое жалование обрекает на вечную нужду

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/sochineniya-pro-vremena-goda/sochinenie-na-temu-zabavy-osennego-vetra

Конспект по русскому языку в 4 классе "Сочинение: Осень-золотая волшебница"

  • Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница».
  • Класс: 4
  • Цели:
  1. Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

  2. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.

  3. Развивать способности точного употребления слов в устной и письменной речи, умение строить речь в определенной композиционной форме.

  4. Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.

Предварительная подготовка к уроку:

1. Предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом: — Рассмотрите листья этого дерева.

 — Какого они цвета? Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом.

Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным. 2. Прием фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры.

При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения. 3.Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы.

Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра, как падает листок с дерева и т.п. 

4. Развитию речи учащихся, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников.

  • беседа об осенних изменениях в природе на уроках окружающего мира
  • беседа на уроке ИЗО о жанре пейзажа
Читайте также:  Анализ стихотворения ахматовой молитва

Например. Тема нашего урока: «пейзаж». Давайте вспомним – какие картины мы относим к жанру пейзажа? Послушайте это стихотворение:

  1. Если видишь на картине,
  2. Нарисована река,
  3. Живописные долины
  4. И дремучие леса,
  5. Белокурые березки
  6. Или старый крепкй дуб,
  7. Или вьюга, или ливень,
  8. Или солнечный денёк.
  9. Нарисованный быть может
  10. Или север, или юг.
  11. И любое время года
  12. Мы в картине разглядим.
  13. Не задумываясь, скажем:
  14. Называется пейзажем!
  15. Итак, пейзаж – это изображение природы.

Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещённые солнцем.

Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека.

  • И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится.
  • Много интересного вы рассказали о нашей Родине, о её красоте.
  • Наша природа-красавица часто меняет наряды.
  • Четверо художников,
  • Столько же картин.
  • Белой краской выкрасил
  • Всё подряд один.
  • Лес и поле белые,
  • Белые луга.
  • У осин заснеженных
  • Ветки, как рога…

О каком времени года говорит поэтесса Е. Трутнева ?

  1. Совершенно верно, о красавице-зиме.
  2. У второго – синие
  3. Небо и ручьи.
  4. В синих лужах плещутся
  5. Стайкой воробьи.
  6. На снегу прозрачные
  7. Льдинки-кружева.
  8. Первые проталинки,
  9. Первая трава.

А это что за время года ? Конечно же весна.

  • На картине третьего
  • Красок и не счесть:
  • Желтая, зеленая,
  • Голубая есть…
  • Лес и поле в зелени,
  • Синяя река.
  • Белые. Пушистые
  • В небе облака.

Какое это время года ? Да, это яркое лето.

  1. А четвертый золотом
  2. Расписал сады,
  3. Нивы урожайные,
  4. Спелые плоды…
  5. Всюду бусы-ягоды
  6. Зреют по лесам.
  7. Кто же те художники?
  8. Догадайся сам!

Догадались, ребята? Конечно же это осень.

Так описывают родную природу поэты. Давайте теперь посмотрим, как же её изображают наши известные художники. Художник, рисующий природу, называется пейзажистом.(рассматриваем репродукции картин известных пейзажистов)

Ход урока.

I. Мотивация.

  • Ребята, что вы заметили сегодня, когда шли в школу?

(Земля замерзла; на деревьях почти нет листьев, а вчера шел маленький снежок).

(Что скоро будет зима).

  • А совсем недавно мы с вами шли в школу, на 1-е сентября и была совсем другая погода. Какая?

(Все было зеленым; солнышко светило и т.д.).

  • Но мы, ребята, с вами наблюдали за природой все это время и видели ее изменения!
  • Какие?

(Что деревья меняли свой наряд и т.д.).

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка учебной задачи.

  • Как вы считаете, какая задача сегодня стоит перед вами?

(Описать то, что наблюдали; какие изменения произошли в природе осенью)

  • Почему важно было наблюдать?

(Чтобы написать сочинение о чувствах, вызванных этим явлением)

  • А кроме наблюдений, где мы еще встречались с осенью?

( ходили на экскурсии, читали стихи и т.д.)

III. Чтение стихотворений (отрывки).

  • 1. Ходит осень по дорожке,
  • Прочила в лужах ножки.
  • Льют дожди, и нет просвета,
  • Затерялось где – то лето.
  • Ходит осень, бродит осень.
  • Ветер с клена листья сбросит
  • Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый. (В. Авдиенко)

  • О чем говорится в этом стихотворении?
  1. (Что осень – унылая, но очаровательная пора)
  2. 2. Лес, точно терем расписной…
  3. (до слов…Лес пахнет дубом и сосной…) И. Бунин
  • Что вы представили себе, слушая это стихотворение?

(Обычно осень – время увядания природы, а здесь очарование огненно – золотистого и багряного цветов. Мы ощущаем прозрачный и бодрящий воздух)

  • А с чем сравнивает поэт лес?
  • А что значит «терем расписной»?

IV. Языковая подготовка.

  • В стихотворении говорится, что деревья приобрели разноцветные краски. А за какими деревьями вам пришлось наблюдать?
  • За березой.
  • Что вы можете сказать про березу?
  • (с нее листочки сыплются; резные листочки; сыплются, как дождь, потому что их на березке много и они мелкие)
  • (листочки похожи на лесные фигурки; листья плавают медленно, плавно, потому что они крупные)
  • (листочки ивы словно рыбки плавают в воздухе, как золотые мальки)
  • Ребята, а что вы можете сказать о листьях осенью?

(Они падают)

  • А какие еще слова, вызывающие действия, можно будет использовать в своей работе?

(листочки кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут и т.д.)

  • Да, полетели листья по ветру, как птицы; запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы по земле.
  • Ребята, а что вы можете сказать о земле?

(укрыта золотым ковром и т.д.)

  • А про воздух, что вы можете сказать?

(он бодрящий, холодный и т.д.)

  • А если прислушаться, что еще можно услышать осенью?

(как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами)

Вывод: Да, только осенью можно по – настоящему оценить красоту деревьев. Эту красоту воспевали не только поэты, но и художники.

V. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения.

  • Итак, мы с вами наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсии, собирали языковой материал по теме, и сейчас будем писать сочинение. Но сначала составим структуру сочинения.
  • Из скольких частей она будет состоять?

(из трех)

  1. Вступление.

  2. Основная часть.

  3. Заключение.

Структура сочинения:

  1. Вступление.

  2. Основная часть.

  3. Заключение

  • О чем будем писать во вступлении?

(О том, что наступила осень)

(Волшебница, золотая, красавица, очаровательная, печальная и т.д.)

(Слова – помощники записаны на доске).

  • О чем мы должны написать в основной части?

(описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)

  • Когда мы будем описывать осеннюю природу, что нам для этого будет нужно?

(немного фантазии)

  • Дайте название основной части сочинения?

(осенняя фантазия, осенние зарисовки, осенняя сказка и т.д.)

  • О чем мы будем рассказывать в основной части?

(как опадают листья с деревьев, кустарников; как осень без красот и без кисти разукрасила все листья, соткала яркий разноцветный ковер на земле и т.д.)

  • Какие листья вы видели осенью?

(багряные, золотистые, лиловые, пурпурные, красные, бурые и т.д.)

(слова записаны на доске).

  • Осенью можно бесконечно любоваться и восхищаться красотой деревьев. Но почему же некоторые считают, что осень унылая пора?

(идут дожди, нельзя гулять во время дождя, мало греет солнышко)

  • Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.
  • Как вы закончите сочинение?
  • Как осень влияет на ваше настроение?

План

I. Наступила красавица осень.

II. Осенняя фантазия.

  • Деревья осенью.
  • Осенний ковер.

III. За что я люблю осень.

  1. Наступила красавица осень.

  2. Осенняя фантазия.

  1. деревья осенью

  2. осенний ковер

VI. В своем сочинении вы должны отразить испытываемые чувства, рассказать об этом так, чтобы читающий все увидел своими глазами, прочувствовал ваше отношение, понял ваше настроение, представил себе красоту увядающей растительности. Чтобы сочинение получилось хорошее, необходимо добиваться связности в изложении, правильности построения предложений, грамотного написания.

VII. Написание сочинения.

VIII. Проверка написанного.

  • Соответствует ли содержание текста теме?
  • Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  • Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  • Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  • Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  • Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построено предложение?
  • Интересно и понятно ли все изложение слушателям?
  • Проверь, не пропустил ли ты буквы?
  • Правильно ли написал безударные гласные?
  • Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

IX. Итог урока.

(Свои сочинения учащиеся вывешивают на доску в виде листочков, веточек и т.д.)

  • Каждый из вас, ребята, увидел прелесть осени по – своему, поэтому и сочинения получились разные.

Молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie-sochinien.html

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Обучающее сочинение «Осенние парашютисты» | Социальная сеть работников образования

  • Урок развития речи
  • 4 класс
  • Обучающее сочинение «Осенние парашютисты»

          Сочинение в обучении русскому языку занимает особое место. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям порождения речевых высказываний – к таким условиям, какие складываются в жизни.

        Сочинение служит эффективным средством формирования личности.

Оно возбуждает эмоции, умственную самостоятельность, приучает детей осмысливать, оценивать и систематизировать виденное, пережитое и усвоенное, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои творческие силы и возможности.

        Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесение чего-то своего, личного в текст.

        От школьника требуется сложный комплекс действий:

  1. подготовка материала и его систематизация;
  2. обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения;
  3. установление логических связей;
  4. выбор слов, словосочетаний, фразеологизмов;
  5. построение предложений и связи между ними;
  6. проверка орфографии.

          Это требует не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью Ученики любят сочинение, любят именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нём можно проявить себя, «писать своё».

Читайте также:  Дон жуан - краткое содержание новеллы гофман

        Хочется обратить внимание на уроки анализа сочинений:

  1. Никогда не начинать с плохого.
  2. Не сообщать количество двоек и троек.
  3. Кто не справился, посоветовать им прочитать чьи-то работы и переделать (редко, кто из учащихся воспользуется этим и спишет, ведь учитель уже проверил это сочинение, знаком с его содержанием).
  4. Нельзя творчество оценивать «2».
  5. Больше положительного!
  6. Сочинения носят обучающий характер (мы учимся их писать, а это   приходит с годами).
  7. Надо обязательно проводить уроки анализа работ, чтобы следующие сочинения были лучше
  1. Тема: Обучающее сочинение
  2. «Осенние парашютисты»
  3. Цели:
  • Работать над формированием умения строить речь в определённой композиционной форме;
  • Учить систематизировать собранный к написанию сочинения материал;
  • Продолжить работу над изученными орфограммами и правилами пунктуации

Оборудование:

  • Презентация к уроку (диск прилагается)
  • ПРИЛОЖЕНИЕ* (для каждого ученика)

Ход урока

I Оргмомент. Эмоциональный настрой к уроку.                                                ( слайд 2, музыкальное сопровождение до начала текста песни – 27 секунд)

  • Учитель читает стихотворение:
  • Есть в светлости осенних вечеров
  • Умильная таинственная прелесть:
  • Зловещий блеск и пестрота дерев,
  • Багряных листьев томный, легкий шелест,
  • Туманная и тихая лазурь
  • Над грустно-сиротеющей землёю,
  • И, как предшествие сходящих бурь,
  • Порывистый холодный ветр порою.
  • Прощай, прощай, сияние небес!
  • Прощай, прощай, краса природы!
  • Волшебного шептанья полный лес,
  • Златочашуйчатые воды.
  • — О чём говорится в этом стихотворении? (об осенних изменениях в природе))

Учитель: Осень – печальная пора, время листопада, улетают птицы в дальние края. Но это «дивная пора» у Тютчева, «Славная» у Некрасова, «очей очарованье» у Пушкина.

  1. Я думаю что, наверно, нигде нет такой красивой осени, как у нас в России.
  2. II Сообщение темы урока.
  3. Тема сочинения – «Осенние парашютисты» (записана на доске)

 — Как вы считаете, а о чём пойдёт речь? Почему?

  • (об осенних листьях)
  •  — Кого называют парашютистами?
  • (ответы детей)
  •  — Давайте заглянем в «Толковый словарь» Ожегова и найдём точное лексическое значение этого слова  (слайд 3)
  •       Парашютист – тот, кто совершает прыжок с высоты при помощи устройства с раскрывающимся в воздухе куполом.
  • — Почему осенние листья так можно назвать?
  • (они слетают вниз так, как это делают настоящие парашютисты)
  • Учитель: Листья сравниваются с парашютистами, потому что могут парить и кружить в воздухе, как они.
  •        Такой языковой приём, когда 2 предмета сравниваются по какому-нибудь признаку, называется метафора.

       А ещё неодушевлённые предметы – листья сравниваются с живыми людьми – парашютистами. Этот приём называется олицетворением.

(слайд 4)

       Об этих переносных значениях слов и других мы говорим на уроках литературного чтения. Они делают нашу речь более образной и выразительной.

  1. III Проверка домашнего задания — подбор эпиграфов к сочинению.
  2.  (слайд 4)
  3. Эпиграф – точная дословная выдержка из какого-нибудь произведения писателя или поэта, отражающая тему сочинения.
  4. Дети зачитывают свои домашние заготовки.
  5. Учитель подготавливает несколько эпиграфов (слайды 5, 6, 7)
  6. IV Подготовка к написанию сочинения, составление плана.
  7. Учитель: Мы собирали языковой материал на уроках литературного чтения, наблюдали за погодой, за изменениями в природе, ходили на экскурсию
  8. в парк, рассматривали осенние пейзажи.

          Составим план, по которому будем работать. Напоминаю, что он будет состоять из трёх частей.

          Работаем на листах, которые есть у каждого (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) – слайд 8.                                                                                                                                 (По мере составления плана они заполняются. Помогут в написании сочинения и опорные слова, данные в правой части таблицы.)

  •   — О чём напишем во вступлении?
  • (О том, что наступила осень, какая она красивая, печальная, дождливая, чародейка, как и зима)
  •         — Не забудьте написать о том, как красиво стало в осеннем лесу, парке.
  • Запись в план:

(к I)                                Оглянись вокруг! Какая красота! (слайд 9)

  1.          Далее проводится орфографическая работа с опорными словами и составляется несколько предложений.
  2.       — Тема раскрывается в основной части сочинения
  3. — О чём должны написать? (описать красоту и необыкновенную прелесть золотой осени)
  4. — Дайте название этой части.
  5.       Запись в план:

      (кo II)                                1.Осенняя фантазия. Осенняя зарисовка.

   Осенняя сказка. (слайд 10)

  • Мы должны представить себе осень так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа осенью.

Какое чудо мы можем наблюдать с приходом осени? (Листопад. Как осень без кисти и красок разукрасила все листья. Осень соткала яркий разноцветный ковёр на земле. Укрыла её тёплым лоскутным одеялом).

  • Какие листья вы видели осенью? (Ответы детей, можно использовать опорные слова)

Проводится также орфографическая подготовка.

  • С чем можно сравнить листопад? ( С золотым дождём; листья летят, как птицы; если ударить по дереву, то хлынет сверкающий водопад).
  • Прочитайте название темы сочинения. С кем ещё сравним летящие с дерева листья? (с парашютистами)
  • Дополните название основной части.

Запись в план:

(ко II)        2.. Листопад! Настоящий осенний десант!                      (слайд 10)

        — Прочитайте эти глаголы (слайд 11). Какие используете в своём сочинении, чтобы передать действия «своих парашютистов»?

           (Проводится орфографическая подготовка)

— А какова цель этого десанта? Не просто же так разбросала осень листья.

(Осенний десант с целью украшения города; разноцветный ковёр из листьев украсит город; опавшие листья годятся для составления букетов, композиций, панно и будут радовать глаз всю долгую зиму)

          Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши.

  • Как вы его закончите?
  • Как осень влияет на ваше настроение?
  • За что вы любите это время года?
  • Запись в план:
  • (к III)                                        Осень – любимое время года.
  •                                         Грущу вместе с осенью – скоро зима.
  •                                         (слайд 12)
  •  V Напутствие перед самостоятельной работой
  •         Каждый по своему видит осень, поэтому каждый будет писать то, что ему самому нравится в осеннем пейзаже.
  •         Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности в изложении, красочности в описании,
  • правильности в построении предложений, грамотного написания.
  • VI Самостоятельная работа
  • Самопроверка (дети пользуются орфографическими словарями)

VII Чтение сочинений. Анализирование.

  • Что понравилось?
  • Что можно посоветовать автору?
  • Чем дополнить сочинение?
  1. VIII Подведение итогов
  2. Домашнее задание: подготовиться к выставке работ (сочинения оформляются в один альбом, можно записать свои работы на листах необычной формы)
  3. Приложение*
  4. (есть у каждого ученика, таблица заполняется во время работы на уроке)
  5. Осенние парашютисты
Части плана Слова-«помощники»
  • I Вступление
  • (дети могут записывать свои варианты)
  • Оглянись вокруг!
  • Какая красота!
волшебница, красавица, золотая, дивная, славная, очаровательная, чародейка, как и зимаЛес, точно терем расписной!
II Основная часть(дети могут записывать свои варианты)1. Осенняя фантазия.Осенние зарисовки.Осенняя сказка.
  1. без красок и кисти раскрасила
  2. янтарем и рубинами загорелись листья
  3. покрылись лимонной желтизной
  4. пылают багрянцем
  5. пурпурные
2.  Листопад!Настоящий осенний десант!
  • Глаголы (на слайде 11)
  • композиции
  • панно
  • будут радовать глаз
  • для украшения города
  • соткала для земли яркий разноцветный ковёр
  • укрыла тёплым лоскутным одеялом
  • Настоящее чудо!
  1. III Заключение
  2. (дети могут записывать свои варианты)
  3. Осень – любимое время года.
  4. Грущу с осенью – скоро зима.
  • жаль расставаться
  • природа готовится к зиме
  • пролетела, как яркая птица
  • До свидания, осень!
  1. Работы учеников.
  2. Осенние парашютисты.
  3. Утром мы во двор идём,
  4. Листья сыплются дождём,
  5. Под ногами шелестят,
  6. И летят, летят, летят…

      Наконец-то наступила долгожданная осень. Какая красота вокруг! Деревья одели праздничный наряд. Листья берёзы блестят, словно золото. А какими красивыми стали листья клёна – бордово-жёлтого оттенка. Только у ёлочки листочки остались такими же зелёными.

      Вдруг подул озорной ветер. Как же красив листопад. Листья кружатся, парят в воздухе и кажется, будто золотые капельки падают с деревьев. Мы видим, как листья плавно опускаются на дорожки парков, садов, школ и покрывают землю разноцветным ковром.

      Во время листопада дети собирают разноцветные листья и делают из них поделки, которые дарят своим родным и близким.

Таким образом, листья выполнили свою миссию. Они украсили город и подарили радость их жителям.

Галиева Эльмира.

Осенние парашютисты.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/01/24/obuchayushchee-sochinenie-osennie-parashyutisty

Ссылка на основную публикацию