Характеристика и образ кутузова и наполеона в романе война и мир толстого сочинение

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир». Сравнительная таблица находится в конце статьи.

Какими же эти главнокомандующие: Кутузов и Наполеон предстают в изображении Толстого?

Роман Л. Н. Толстого «Война и Мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». В своем произведении писатель прославил главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой неоднократно подчеркивает, что Кутузов является настоящим народным героем.

Кутузов предстает перед нами в романе как простой русский человек и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Для Толстого главное в Кутузове — его кровная связь с народом — «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его».

Автор представляет Кутузова как мудрого полководца, который глубоко и правильно понимает и предполагает ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается позже. Например, он правильно оценил значение Бородинского сражения, отметив, что это победа. В изображении Толстого Кутузов — это живое лицо.

Автор показывает его походку, жесты, мимику, его знаменитое око, которое является или ласковым или насмешливым.

Противоположной Кутузову фигурой является Наполеон. Толстой решительно выступает против «культа» Наполеона. Для писателя Наполеон — это агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, убивал русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, даже отдал приказ уничтожить Кремль.

Наполеон — самовлюбленный, властный полководец, который стремится к мировому господству. В первых частях романа Толстой иронически говорит о раболепии перед Наполеоном, которое возникло и распространилось в высших светских кругах России. С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к этому государственному деятелю.

Так, он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти нет ничего. Однако Наполеон «верил в себя и весь мир верил в него».

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему. Писатель рисует этого знаменитого полководца как «маленького человека» с неприятно-притворной улыбкой на лице, с «круглым животом».

Наполеон предстает перед нами как влюбленный в себя человек, который далек от мыслей о народе. Не случайно слово «я» является любимым словом Наполеона. В этом можно увидеть противопоставление Кутузова Наполеону.

По мнению автора, настоящим героем является народный полководец, тот кто действительно болеет за свободу своей Отчизны.

Таким образом, читатель делает вывод о том, что два полководца диаметрально противоположны. Наполеон — воплощение самоуверенности и честолюбия. Единственное положительное в этом образе — это его актерские способности.

Толстой помогает читателю сделать вывод о том, что Наполеон прославился в Европе только благодаря этим способностям. Резкое противопоставление Кутузова и Наполеона подается автором романа с точки зрения отношения каждого из них к народу, а также к собственной личности.

Толстой считает, что в Кутузове воплощены лучшие черты общественного деятеля того времени — патриотизм, простота, скромность, чувствительность, решимость и искренность в достижении цели, подчинение собственных интересов и целей воли народа.

Вместе с тем, Наполеон, по мнению Льва Толстого, является человеком эгоистичным, который пренебрегает интересами народа.

Все мысли, чувства и поступки Кутузова направлены на достижение цели, которая отвечает интересам народа, — сохранить свою самостоятельность, избавиться от злого и коварного врага. Вся его деятельность носит народный характер, определяется его любовью к Родине, народу, верой в его силу.

Назначен главнокомандующим против воли царя, но по желанию людей, Кутузов видит патриотизм армии и населения как решающую предпосылку победы.
Совсем другой, антинародный характер имеет деятельность Наполеона. Она направлена против интересов европейских народов, которые он ограбил и убил.

Он представил себя сверхчеловеком, которому не подходит заботиться о духовном состоянии людей, которые его окружают.

В поведении российского полководца Толстой отмечает скромность, доступность для народа. Более того, для Кутузова важно мнение о себе именно простых людей. Совсем другим предстает перед нами Наполеон. Он не может отвечать высоким моральным требованиям, поэтому в нем нет настоящей величества.

И, наконец, главное отличие между этими двумя полководцами состоит в том, что Кутузов в битвах всегда старался действовать в полном единении со всем русским народом. Лев Толстой видит в этом главную причину победы России в тяжелой войне 1812 г.

В противовес Кутузову Наполеон не только не понимал, но и не пытался понять настроения своего народа.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что выдающийся деятель становится настоящим победителем только при условии единства с народом.

Единство лидера и народа является залогом победы. Отсутствие такого единства приводит к поражению.

[poll id=»3″]

 Характеристика и образ Кутузова и Наполеона в романе Война и мир Толстого сочинение

Источник: https://info-shkola.ru/kutuzov-i-napoleon/

Наполеон и Кутузов в изображении Толстого

Наполеон н Кутузов. Эти герои не являются точными копиями своих действительных прототипов. Толстым были сознательно опущены многие известные факты (например, Кутузов сам разрабатывал план заграничного похода русской армии 1813-1814 годов), некоторые черты нарочно преувеличены (дряхлость и внешняя пассивность Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона).

Писатель и не стремился к точной документальности в их описании. Кутузов и Наполеон выражают основную нравственную антитезу романа, идейно централизуют повествование. Главными приемами их изображения стали контраст и своеобразный параллелизм.

Писатель сопоставляет их внешность поведение во время боев и перед ними, отношение к смерти, к рядовым солдатам, к происходящим событиям, к цели своей деятельности.

В портрете Наполеона чувствуется ирония. Автор обращает внимание на «короткие ноги с жирными ляжками», потолстевшую, короткий силуэт и суетливую походку. Французский император постоянно озабочен тем, как он будет выглядеть со стороны, каким войдет в историю.

Перед Бородином Наполеон, собираясь взглянуть на портрет сына, долго решает, какое выражение лица более всего подходит для такого случая, наконец, останавливаясь на умилении. Похожая ситуация сложилась на Поклонной горе при ожидании бояр с ключами от Москвы.

Во всех поступках, жестах и словах Наполеона проявляется самоуверенность, ограниченность, эгоцентризм. Во время боя он отдает приказания, считая, что руководит сражением. При этом автор сравнивает его с ребенком, который уверен, что управляет каретой при помощи тесемок, приделанных внутри, и этим доволен.

У французского императора Наполеона – «омрачен ум и совесть», он отрекся «от всего человеческого». Наполеон сознательно развивал в себе душевную черствость, испытывал себя, наблюдая смерть.

При переправе через Вилию спокойно смотрел, как гибнут польские уланы, после Аустерлицкого сражения обходил поле битвы, разглядывая трупы.

Он сравнивал битву с игрой в шахматы, а людей с бездушными шахматными фигурами.

Наполеон убежден в своем величии и собственной гениальности, считая, что «не хорошо то, что действительно хорошо, а то, что у него на уме». Для него имело интерес «только происходящее в его собственной душе»; «ему казалось, что все в мире зависит только от его воли». Между тем писатель утверждает, что Наполеон лишь выполнял печальную, жестокую и тяжелую не людскую роль, которая была ему предназначена. В авторской формулировке это роль палача народов. Несмотря на предопределённость такого положения, Толстой не умаляет ответственности Наполеона за содеянное, поскольку он считал, «что именно по воле Наполеона произошла война с Россией, и весь ужас совершившегося — поражал его душу». В конце романа самодовольный и высокомерный император превращается в трусливого беглеца, растерявшего свое величие, отказавшегося о т всей армии, когда он столкнулся с народом, ставший на защиту своей свободы. Толстой отказывает Наполеону в величии, хотя этим несколько снижает значимость Кутузова и победы России.
Наполеоновские качества присущи многим героям романа. Иногда это трагические заблуждения (князь Андрей и Пьер накануне войны 1805 года), но чаще показатель полного отсутствия нравственного чувства (Элен в самый разгар Отечественной войны отказывается от православия, чтобы вновь выйти замуж, ставя себе в пример именно Наполеона, имевшего несколько жен). Сниженной пародией на Наполеона является и русский император. При подписании Тильзитского мира поведение Александра I, как и Наполеона, явно неестественное, лицемерно-позерское. Это замечает даже Николай Ростов. Накануне Аустерлица он же видит своего императора разглядывающим тяжело раненного солдата. Наполеономания, по Толстому, опасная болезнь, разъединяющая людей, приводящая к бездуховности.
Образ Кутузова в романе «Война и мир» писатель подчеркивает естественностью и простотой. Он может найти простые слова сочувствия и утешения, встретив князя Андрея после смерти старшего Болконского. В разгар Аустерлицкого сражения он не боится, что его увидят плачущим. Перед Бородинской битвой, как и простые солдаты, молится перед иконой Смоленской Божьей Матери, встав на колени, а затем долго не может встать из-за своей старости и дряхлости. Кутузов ассоциируется у князя Андрея и солдат с образом доброго и мудрого отца. Это чувствует на совете в Филях даже крестьянская девочка Малаша, которая, не понимая, о чем идет спор, между дедушкой и Бенигсеном, принимает сторону Кутузова.

настоящего величия, «добра, простоты и правды». Он не желает превосходства над другими, не пытается влиять на ход истории, подчиняясь логике происходящего. Этим и объясняется внешняя бездеятельность, пассивность героя.

Он может заснуть во время военного совета в Вишау, не отдает приказов по ходу битвы, не ищет сражений. Причина этого состоит в том чувстве народа, которое он держал в себе во всей силе и чистоте его.

Именно Кутузов смог угадать смысл происходящего в 812 году, оценить Бородино как победу, сдать неприятелю Москву, поддержать партизанское движение. Главнокомандующий настолько же необычен, насколько уникальна война, им возглавленная.

Он, профессиональный военный, не очерствел душой, что становится очевидным, когда в конце романа полководец приезжает в полк. Фельдмаршал произносит глубоко человечные слова о пленных французах, жалких и обмороженных: «Когда они были сильными, и жалости к ним не было, а сейчас их можно пожалеть.

Ведь они тоже и люди». Кутузов оценивает войну как трагическое событие в жизни народа, поэтому под Аустерлицким сражением может напомнить императору Александру, что война — это не парад на Царицыном лугу, а зимой 1813 года напишет донесение, что Отечественная война окончилась и воевать дальше нет оснований.

Кутузов не соответствует образу ни «европейского генерала», ни гениального полководца, Он отказывается от собственной славы, его цель — изгнание французов из своей страны.

Он проиграл большинство битв в 1812 году, но выиграл войну в целом, Жизненный финал русского полководца трагичен и величествен одновременно: «старик виновен и нигде уже не годится», но «представителю русского народа», «русскому человеку», «представителю народной войны» после выполнения своей миссии Кутузову уже ничего не оставалось, как умереть. «И он умер».

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/napoleon-i-kutuzov-v-izobrazhenii-tolstogo.html

Сравнение образа Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»

Роман Толстого Война и мир — гениальное произведение, где писатель описал в деталях военные события таких годов как 1805, 1809 и 1812. При этом автор ставил перед собой цель изобразить не войну, а народ в военное время.

Читайте также:  Они сражались за родину - краткое содержание романа шолохов

Толстой стремился раскрыть характеры людей, в том числе таких значимых исторических фигур, как Наполеон и Кутузов. В романе через призму всех событий раскрывались образы этих военачальников, их стратегии, поведение, отношение к своим подопечным.

Так какими же видит читатель Наполеона и Кутузова? Ответить на вопрос поможет их сравнительная характеристика.

Образ Кутузова

Когда читаешь роман, то Кутузова видишь не сразу. О нем молчат первые главы романа, в отличие от Наполеона, которого обсуждают на вечере уже с первых строк. Кутузова высшее общество тоже обсуждает. О нем отзываются насмешливо, порой даже забывают, но вместе с тем, на него надеется вся страна и весь народ.

Кутузов в сравнении с Наполеоном больше похож на уставшего старика, который может уснуть на военных советах. Но это не помешало называть солдатам Кутузова отцом. Да, никакие стратегии он не навязывает другим, он просто действует.

Он не восхваляется своими званиями, не кричит об этом, и не идет на поле после сражения, как это делал Бонапарт. Он брал оружие и воевал рядом с другими солдатами, ведь в борьбе за свободу все были едины.

Не было здесь простых мужиков, рядовых, не было генералов. Поле боя сравняло всех.

Кутузов не бесчувственный человек, поэтому он часто протирал глаза от слез, так как переживал за своих людей. Для него солдат не мясо, а личность. Он болезненно воспринимает информацию о смертях и поражениях.

К каждому бою относится ответственно, просчитывает и попусту не рискует жизнью солдат. Его же вера была очень сильной, и эту веру он сумел передать каждому человеку. Это и стало решающим в битве с французами.

С образом Наполеона Бонапарта — французского императора мы знакомимся с парвых строк романа Война и мир. Люди из высшего общества обсуждали личность Наполеона на вечерах.

Несмотря на то, что многие восхищались императором, окунувшись в летопись романа, мы узнаем насколько это был жестокий и циничный человек. Для него человеческая жизнь была ничто, важен был лишь холодный расчет и хитрость, с помощью которой он хотел завоевать весь мир.

Армия для него лишь орудие, которое должно быть всегда готово выполнить любой приказ. Был Наполеон и самоуверенной личностью, которой не удалось разглядеть великую мощь русского народа, что объединил свои силы и разгромил такую непобедимую французскую армию.

Бородинская битва стала для Наполеона постыдной, как и постыдно было его поражение, что не дало осуществиться его великим планам.

Толстой в романе Война и мир показал нам двух полководцев, которые были очень непохожи. Имея цель разгромить противника, они идут к ней разными путями, тем самым помогая читателю нарисовать истинные образы и увидеть истинные лица.

Источник: https://sochinyshka.ru/sravnenie-obraza-kutuzova-i-napoleona-v-romane-vojna-i-mir.html

Сочинение на тему: Кутузов и Наполеон в романе Война и мир, Толстой

Главная>Сочинения по произведению Война и мир

Кутузов и Наполеон

Роман Л. Н. Толстого — одно из самых лучших произведений всей мировой литературы. В произведении великолепно изображаются исторические события, освещаются стороны жизни русских людей, их взгляды и идеалы (совершенно разных слоев общества).

Художественный прием, который Толстой выбрал для романа — это антитеза. Даже в названии произведения мы видим противопоставления понятий «Война» и «Мир», он сравнивает сражение под­ Бородином и Аустерлицем, Петербург и Москву. У автора есть герои любимые и нелюбимые.

Антитеза для великого автора является основным способом, который он использует для выражения исторической и философской мыслей.

Ярким примером антитезы в произведении являются образы Кутузова и Наполеона. Эти два великих полководца также противопоставлены друг другу. Их можно сравнить с психологическими и нравственными полюсами романа-эпопеи. Они как свет и тень.

Образы этих двух великих людей — ключевые в ходе описания, как исторических событий, так и раскрытия идеи романа. Они были созданы автором по принципу контраста. Эти персонажи являются безусловными лидерами и достойными противниками.

Разница лишь в том, что один из полководцев неизбежно потерпит поражение, а другой обретает славную победу.

В образе Кутузова — фельдмаршала русской армии, автором показаны его такие вроде бы и не сочетающиеся черты, как народная простота и историческое величие. У этого человека мы не увидим ничего неестественного и наносного.

Автор разными деталями часто подчеркивает его старость, он пишет о рыхлом теле, шраме на его лице, пухлых руках, о том, что ему уже трудно стало взобраться на коня. Повидавший очень много в своей жизни, русский главнокомандующий, являясь представителем суворовской школы, описывается всегда сдержанным и очень спокойным человеком.

Даже, несмотря на усталость и возраст, Кутузовым всегда принимаются гениальные решения, особенно во время проведения военных действий. Как очень сильной личности, ему присущи такие черты, как: простота, стойкость, правда и добро.

По внешнему виду героя может создаться впечатление, что он неактивен, постоянно дремлет, но это всего лишь поверхностное определение. Кутузов всегда был уверенным в себе и сильным духом человеком. Он был, как никто другой, близким для каждого солдата.

Причина этого — постоянная забота о солдатах, стремление к сохранению их жизни, эти качества характера Кутузова, пожалуй, самые главные в его характере. Мастерство командующего — это нравственное руководство сражением, это не нравится штабистам, они постоянно критикуют решения Кутузова.

Он сам часто разговаривал со своими солдатами не как военный начальник, а как боевой друг. На поле сражения он посылал солдат, словно родной отец, ему отвечали взаимной любовью и уважением, называя его «сам». Михаил Илларионович был настоящим мудрым политиком, который мог с помощью лукавства, брать верх над интригами и поражать противника его же собственным оружием.

Образ Наполеона в романе многомерный и сложный, так как эта фигура была довольно знаковой в то время. Он сделал свою головокружительную карьеру, от простого офицера до императора, это вызывало восхищение у его современников. Для многих он был гением, и служил истинным примером, ему старались во многом подражать.

Для автора романа он не являлся даже государственным деятелем, они его описывает как капризного, самовлюбленного игрока и­ позера. Внимание читателей обращается на то, что император никогда не смотрел на людей, а именно мимо них и считал, что все в мире зависит только лишь от его воли: и судьбы людей и исход Отечественной войны.

Но объективные требования реальности и интересы народа расходились с его личными интересами. Автор романа, используя разные способы, изобличает величие Наполеона, развенчивая культ личности и сверхчеловека. Нравственная сторона этого героя показывается сатирическими приемами и средствами, это видно из характеристики его портрета.

Автор сравнивает Наполеона с актером, словно он играет в шахматы и всегда просчитывает шаги всех фигур заранее. Он привык, что все должно происходить именно так, как он решил, но Бородинское сражение разрушило этот стереотип.

Он недооценил мужество русских солдат, которые даже после потери половины своих сил, также мужественно продолжали стоять на своих позициях. Автор предопределил судьбу императора, время само расставило все на свои места. Наполеон рассматривается Толстым не как талантливый полководец, а с других сторон — нравственной и моральной.

Он верит, что является благодетелем для своего народа, а на самом деле оказывается палачом. В произведении автор отказал императору в таланте, так как он считал, что «злодей» и «гений» — понятия несовместимые.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Война и мир, Толстой
  • Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой
  • Краткое содержание Война и мир, Толстой
  • Краткая биография Льва Толстого

Источник: https://www.sdamna5.ru/kutuzov_i_napoleon

Сочинение на тему «Кутузов и Наполеон в романе Толстого Л.Н. «Война и мир»

Роман Толстого Л.Н. “Война и мир” является, по мнению известных пи­сателей и критиков, “величайшим романом в мире“.

“Война и мир” — это ро­ман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, иде­алы, быт и нравы различных слоев общества.

Основным художественным при­ёмом, который использует Толстой Л.Н., является прием антитезы.

Этот при­ём – стержень произведения.

Противопоставлены философские понятия в за­главии романа, события двух войн (войны 1805-1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), светское общество и провинциальное дво­рянство, Москва и Петербург, действующие лица. Характер противопо­ставления носит и сравнение двух полководцев – Кутузова и Наполеона.

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов – подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический де­ятель и полководец.

Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом, “то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его”. Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его “против воли царя в производители народной войны”.

И только это чувство поставило его на “высшую человеческую высоту”. Толстой изображает Кутузова как мудро­го полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно пра­вильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии.

Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это – по­беда. Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полково­дец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главноко­мандующий. “Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.

В изображении Толстого Кутузов – живое лицо. Вспомним его вырази­тельную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психо­логический анализ.

Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и (эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых – в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ “великих личностей”, созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы.

Толстой пришел к признанию фатализма, утверждая, что все ис­торические события предопределены свыше.

Читайте также:  Живое пламя - краткое содержание рассказа носова

Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе, Он, по словам Толстого, “знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называе­мая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.

У Кутузова – толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических со­бытий.

И это привело к некоторой противоречивости его образа: он высту­пает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оцениваю­щий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И, в конечном результате, Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе является Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон – агрессор, на­павший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, гра­бил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон – честолюбец, стремящийся к мировому господству.

В первых ча­стях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполео­ном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира.

Толстой характеризует эти годы, как “время, когда карта Евро­пы перерисовывалась разными красками каждые две недели”, и Наполеон “уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для ус­пеха”.

С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к го­сударственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Напо­леона, кроме прихоти, не было никакого смысла, но “он верил в себя, и весь мир верил в него”.

Если Пьер видит в Наполеоне “величие души”, то для Анны Павловны Шерер Наполеон – воплощение Французской революции, и уже поэтому зло­дей.

Юный Пьер не понимает того, что, став императором, Наполеон продал дело революции, Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере.

Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея, старик Болконский, сетует, что нет Суворова, кото­рый показал бы французскому императору, что значит воевать.

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каж­дого героя полководец занимает определенное место.

Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: “Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внут­ри кареты, воображает, что он правит”.

Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника, “сильнейшего духом”, по выражению Толстого.

Писатель рисует знаменитого французского полководца и выдающегося деятеля как “маленького человека” с “неприятно-притворной улыбкой” на лице, с “жирной грудью”, “круглым животом” и “жирными ляжками коротень­ких ног”. Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

Его безумная гордость зас­тавляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Все­му этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толсто­го – человек, для которого представляло интерес “только то, что происходило в его душе”.

А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Не случайно слово “я” – любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы на­рода, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.

Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: “Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды”. Поэтому подлин­но велик именно Кутузов – народный полководец, думающий о славе и сво­боде Отечества.

Источник: https://voynablog.ru/2011/05/26/sochinenie-na-temu-kutuzov-i-napoleon-v-romane-tolstogo-l-n-vojna-i-mir/

Сочинение на тему «Образ Кутузова и Наполеона » в романе «Война и мир «

Сочинение на тему «Образ Кутузова и Наполеона » в романе «Война и мир «

Образ как Кутузова, так и Наполеона считаются центральными в романе «Война и мир», а именно во время раскрытия исторических событий.

Данные герои создают в романе Льва Толстого некий контраст. Они оба являются бесспорными лидерами, которые достойны таких сильных противников.

Однако все же один из них должен проиграть, чтобы другой смог одержать славную победу.

Образ Кутузова полон исторического величия, но в то же время здесь есть место для народной простоты. В этом герое нет ничего, что можно назвать наносным или неестественным. Автор не устает подчеркивать то, что фельдмаршал уже стар. Лев Толстой говорит о его рыхлом теле, шраме на лице, пухлых руках.

Кутузову не всегда с легкостью удается взобраться на коня, иногда для этого нужно приложить много усилий, поэтому данный персонаж очень быстро устает.

Но в то же время главнокомандующий многие видел в жизни, он является представителем суворовской школы, может по этой причине данный герой такой спокойный и сдержанный.

При любой возможности Толстой старается показать не только минусы Кутузова, но и подчеркнуть то, насколько гениальны его решения. Образ этого персонажа отражает все лучшие качества русского народа.

В нем сосредоточена простота, стойкость, правдивость, доброта. Такой богатый внутренний мир является полной противоположностью внешности Кутузова, который по описанию кажется постоянно дремлющим и неактивным человеком.

Он не телом силен, а духом и это значит многое.

У Кутузова есть еще одно очень важное качество, которое заключается в заботе о простых солдатах. Он стремится сохранить их хорошую жизнь. Этот герой является еще и очень мудрым политиком, ему не страшны придворные интриги. Он умеет поразить врага его же оружием.

Что касается образа Наполеона, то он является не менее сложным и многомерным, чем тот образ, который воплотил русский главнокомандующий. Поэтому многие критики считали, что Толстому было увлекательно воссоздавать в своем произведении французского императора.

Наполеон был простым офицером, который самостоятельно построил такую успешную карьеру, которая привела его к императорству. И этим он вызвал настоящее восхищение у современников. Для них он был настоящим гением, которому хотелось подражать.

Однако Толстой в своем произведении не показывал Наполеона с привлекательной стороны, наоборот этот герой в «Войне и мире» выступал, как император с помраченным умом и совестью. Да и поступки этого человека были совершенно противоположны правдивости и доброте. В образе не было видно государственного деятеля. Здесь была только капризность и самовлюбленность.

Автор показывает, что Наполеон никогда не смотрел на людей, он смотрел мимо. Для него было интересно только то, что касалось его самого, до всего остального ему не было дела. Ему казалось, что все в этом мире подчиняется его воле. Поэтому требования Наполеона очень сильно расходились с интересами народа.

Толстой не единожды показывал, насколько величие Наполеона является мнимым, применяя при этом именно сатирические средства. Это можно увидеть даже при описании портрета Наполеона, у которого толстые ляжки и дрожащая икра левой ноги. В то же время его слова настолько высокопарны, что как будто за ним постоянно кто-то записывает.

Таким образом, несмотря на то, что два этих сильных образа: Кутузова и Наполеона, являются центральными в произведении, все же они очень расхожие между собой. Это две противоположности, как любовь и ненависть, добро и зло, участие и равнодушие. И Толстой в своем гениальном романе под названием «Война и мир» доказал это.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-obraz-kutuzova-i-napoleona-v-romane-voyna-i-mir/

Реферат: Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого Война и мир. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Кутузов
и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война
и мир»

Роман
Л. Н. Толстого «Война и мир» является,
по мнению известных писателей и критиков,
«величайшим романом в мире».

«Война
и мир» — это роман-эпопея, повествующий
о знаменательных и грандиозных событиях
из истории страны, освещающий важные
стороны народной жизни, взгляды, идеалы,
быт и нравы различных слоев общества.
Основным художественным приемом, который
использует Л.Н.

Толстой, является
антитеза. Этот прием — стержень
произведения, пронизывает весь роман
снизу доверху. Противопоставлены
философские понятия в заглавии романа,
события двух войн (войны 1805-07 гг.

и войны
1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино),
социумы (Москва и Петербург, светское
общество и провинциальное дворянство),
действующие лица. Характер противопоставления
носит и сопоставление двух полководцев
— Кутузова и Наполеона.

Писатель
прославил в своем романе главнокомандующего
Кутузова как вдохновителя и организатора
побед русского народа. Толстой
подчеркивает, что Кутузов — подлинно
народный герой, который руководствуется
в своих действиях народным духом.

Кутузов
предстает в романе как простой русский
человек, чуждый притворству, и одновременно
как мудрый исторический деятель и
полководец. Главное в Кутузове для
Толстого — его кровная связь с народом,
«то народное чувство, которое он носит
в себе во всей чистоте и силе его».

Именно поэтому, подчеркивает Толстой,
народ и выбрал его «против воли царя
в производители народной войны». И
только это чувство поставило его на
«высшую человеческую высоту».
Толстой изображает Кутузова как мудрого
полководца, глубоко и верно понимающего
ход событий.

Не случайно правильная
оценка Кутузовым хода событий всегда
подтверждается впоследствии. Так, он
верно оценил значение Бородинского
сражения, заявив, что это — победа. Как
полководец он явно стоит выше Наполеона.

Именно такой полководец был нужен для
ведения войны 1812 года, и Толстой
подчеркивает, что после перенесения
войны в Европу русской армии потребовался
другой главнокомандующий: «Представителю
народной войны ничего не оставалось,
кроме смерти. И он умер».

В
изображении Толстого Кутузов — живое
лицо. Вспомним его выразительна фигуру,
походку, жесты, мимику, его знаменитый
глаз, то ласковый, то насмешливый.

Примечательно, что Толстой дает этот
образ в восприятии различных по характеру
и социальному положению лиц, углубляясь
в психологический анализ.

Глубоко
человечным и живым делают Кутузова
сцены и эпизоды, изображающие полководца
в беседах с близкими и приятными ему
людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом),
его поведение на военных советах, в
битвах под Аустерлицем и Бородиным.

Одновременно
надо отметить, что образ Кутузова
несколько искажен, не лишен недостатков,
причина которых — в неверной позиции
Толстого-историка. Исходя из стихийности
исторического процесса, Толстой отрицал
роль личности в истории. Писатель
высмеивал культ «великих личностей»,
созданный буржуазными историками.

Он
считал, что ход истории решают народные
массы. Он пришел к признанию фатализма,
утверждая, что все исторические события
предопределены свыше. Именно Кутузов
выражает эти взгляды Толстого в романе.

Читайте также:  Запах хлеба - краткое содержание рассказа казакова

Он, по словам Толстого, «знал, что
решают участь сражения не распоряжения
главнокомандующего, не место, на котором
стоят войска, не количество пушек и
убитых людей, а та неуловимая сила,
называемая духом войны, и он следил за
этой силой и руководил ею, насколько
это было в его власти».

У Кутузова —
толстовский фаталистический взгляд на
историю, согласно которому исход
исторических событий заранее предрешен.
Ошибка Толстого состояла в том, что,
отрицая роль личности в истории, он
стремился сделать Кутузова только
мудрым наблюдателем исторических
событий.

И это привело к некоторой
противоречивости его образа: он выступает
в романе как полководец, при всей своей
пассивности точно оценивающий ход
военных событий и безошибочно направляющий
их. И в конечном итоге Кутузов выступает
как активный деятель, скрывающий за
внешним спокойствием огромное волевое
напряжение.

Антиподом
Кутузова в романе выступает Наполеон.
Толстой решительно выступил против
культа Наполеона. Для писателя Наполеон
— агрессор, напавший на Россию. Он сжигал
города и села, истреблял русских людей,
грабил, уничтожал великие культурные
ценности, приказал взорвать Кремль.

Наполеон -честолюбец, стремящийся к
мировому господству. В первых частях
романа автор со злой иронией говорит о
преклонении перед Наполеоном, которое
возникло в высших светских кругах России
после Тильзитского мира.

Толстой
характеризует эти годы как «время,
когда карта Европы перерисовывалась
разными красками каждые две недели»
и Наполеон «уже убедился, что не нужно
ума, постоянства и последовательности
для успеха». С самого начала романа
Толстой ясно выражает свое отношение
к государственным деятелям той эпохи.

Он показывает, что в поступках Наполеона
кроме прихоти не было никакого смысла,
но «он верил в себя, и весь мир верил
в него».

Если
Пьер видит в Наполеоне «величие души»,
то для Шерер Наполеон — воплощение
французской революции и уже поэтому
злодей. Юный Пьер не понимает того, что,
став императором, Наполеон предал дело
революции.

Пьер защищает и революцию,
и Наполеона в равной мере.

Более трезвый
и опытный князь Андрей видит жестокость
Наполеона и его деспотизм, а отец Андрея
старик Болконский сетует, что нет
Суворова, который показал бы французскому
императору, что значит воевать.

Каждый
персонаж романа думает о Наполеоне
по-своему, и в жизни каждого героя
полководец занимает определенное место.

Надо сказать, что и по отношению к
Наполеону Толстой был недостаточно
объективен, утверждая: «Он был подобен
ребенку, который, держась за тесемочки,
привязанные внутри кареты, воображает,
что он правит».

Но Наполеон в войне с
Россией не был бессилен. Он просто
оказался слабее своего противника —
«сильнейшего духом», по выражению
Толстого.

Писатель
рисует этого знаменитого полководца и
выдающегося деятеля как «маленького
человека» с «неприятно-притворной
улыбкой» на лице, с «жирной грудью»,
«круглым животом» и «жирными
ляжками коротеньких ног».

Наполеон
предстает в романе как самовлюбленный,
самонадеянный властитель Франции,
упоенный успехом, ослепленный славой,
считающий себя движущей силой исторического
процесса. Его безумная гордость заставляет
его принимать актерские позы, произносить
напыщенные фразы. Всему этому способствует
раболепие, окружающее императора.

Наполеон Толстого -«сверхчеловек»,
для которого имеет интерес «только
то, что происходило в его душе». А
«все, что было вне его, не имело для
него значения, потому что все в мире,
как ему казалось, зависело только от
его воли». Не случайно слово «я»
— любимое слово Наполеона. Насколько
Кутузов выражает интересы народа,
настолько Наполеон мелок в своем
эгоцентризме.

Сопоставляя двух великих
полководцев. Толстой делает вывод: «Нет
и не может быть величия там, где нет
простоты, добра и правды». Поэтому
подлинно велик именно Кутузов — народный
полководец, думающий о славе и свободе
Отечества.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/36817/referat-kutuzov-napoleon-romane-tolstogo-voyna.html

Сочинение на тему «Кутузов и Наполеон в романе Война и мир»

К основным образам романа «Война и мир» относятся исторические личности Наполеона и Кутузова. На страницах толстовского произведения действует много и других исторических лиц, так как автор повествует о ходе военных событий в борьбе с Францией.

Так, среди остальных героев можно встретить и императора Александра, и генерал Багратион, и маршал Даву, и других. Но все-таки полководцы среди всех них занимают особое центральное место. Лев Толстой описывает эти две фигуры масштабно, они возникают перед читателем словно живые.

Автор создает такие образы, которые позволяют восхищаться Кутузовым, уважая и сочувствуя ему, ненавидеть и презирать Наполеона. Антитеза помогает писателю полнее показать эти два образа. Но при этом подробных авторских характеристик генералам в романе найти невозможно.

Впечатления о них складывается из тех поступков, которые они совершают, тех фраз, которые они произносят и даже внешнего вида этих героев.

Антитеза является основным композиционным приемом. Это противопоставление уже начинается в самом названии толстовского произведения. Продолжается оно и на страницах его романа.

Поэтому и две масштабные исторические фигуры противопоставлены друг другу, только как противники, как мира положительного и отрицательного.

Но не стоит забывать о том, что перед читателем находится роман, который является художественным произведением, а это значит, что и эти исторические лица показываются через художественный вымысел.

Можно увидеть, что некоторые черты героев автор преувеличивает. Это позволяет добиться большого эффекта, и дает возможность уже самому читателю оценивать их поступки. В чем же противопоставляются эти два героя? В портретных характеристиках идет их сравнение.

Кутузов изображен автором как старый и грузный человек. Он болен. Фельдмаршалу тяжело передвигаться, активный образ жизни его тяготит, но война требует от него движения.

Кажется, как может больной старик, имеющий плохое зрение и уставший от жизни, как это думает светское общество в романе, управлять армией.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Совсем иначе выглядит Наполеон. Император Франции живой и активный, от его тела просто идет сильнейший поток энергии. Автор его так описывает, что кажется, только такие деятельные люди могут управлять армией.

Но вот только симпатия читателя оказывается не на его стороне. Этого автор добивается тем, что дает мелкие и совсем незначительные детали портретной характеристики. Так, Толстой при описании Кутузова передает его внешность и характер простым языком.

А вот портретная характеристика Наполеона дается с иронией.

Жизненные цели у этих двух персонажей различны. Наполеон, уверовавший в свои силы, считая себя знаменитым полководцем, решает завоевать весь мир. Он даже возомнил себе, что может изменить историю.

Французский полководец совсем не чувствует угрызения совести из-за того, что по его инициативе началась война с Россией, что он столкнул два народа и теперь гибнут люди. У него есть свои недостижимые цели и ради них он готов жертвовать людьми.

Для Наполеона на первом месте стоят не люди и их жизни, а его собственное тщеславие и самолюбие. На протяжении всего романа читатель не видит раскаяние этого человека. Не мучают его ни сомнения, ни угрызения совести. Все это чуждые для героя нравственные понятия.

Он следит только за тем, что происходит внутри него, как чувствует себя его душа. Все остальное не имело для него никакого значения. Он думал, что все и всегда во всем мире будет зависеть от его воли.

Кутузов совсем другой. Он ставит перед собой иные цели, совсем не сходные с Наполеоном. Его не интересует власть, почести или же слава в народе. Он командует русской армией, потому что так ему велит долг перед Родиной.

Для него важно, что народ верит и доверяет ему. И цель его не в том, чтобы прославить себя на века, а чтобы изгнать противника из родной земли. Честь для него важна, все его поступки обдуманы и справедливы. Он не принимает поспешных решений.

Он дорожит жизнью солдат, поэтому уже вызывает уважение.

Эти два великих полководца, которые остались в истории, руководят самыми величайшими армиями. Только от них зависит жизнь простого солдата на войне. Это прекрасно понимает и осознает Кутузов. Он старается быть внимательным к каждому своему солдату.

Прекрасно походят толстовское описание в романе смотра солдат под Брауну. Немощный и больной полководец проходит сквозь весь строй солдат и замечает все: сапоги, которые уже совсем поизносились, потрепанную одежду.

Узнает в толпе солдат он и тех, с кем лично был знаком или же сталкивался.

Кутузов пытается разговаривать с солдатом, чтобы понять его нужды. Он говорит с ними на одном языке. Полководец не стремится к славе и для него не столь важна похвала государя, нежели жизнь солдата. Михаил Илларионович пытается поговорить с каждым солдатом, вселить в него надежду на то, что все дальше будет хорошо.

Полководец понимает, что от настроя солдат в бою многое зависит. У Кутузова и у простых солдат есть общие цели: ненависть к захватчику родной земли, любовь к родине, желание обрести свою независимость от французов.

Эти общие цели помогают слиться всем солдатам русской армии в единую и непобедимую армию, которой командует мудрый полководец.

Наполеон относится к своим солдатам иначе. Для него жизнь солдата не имеет никакого значения, на первом месте у него только его желания и слава. А вот те, кто его окружают, совсем ему безразличны. Он часто любуется полем битвы, на котором остаются убитые солдаты.

Он даже не оказывает помощи своим солдатам, которые попадают в бурное течение руки, хотя мог их спасти. Он выбирает позицию наблюдателя. Наполеон не чувствует ответственности за жизнь людей, которые верят ему и идут умирать за него.

Для него главное — его комфорт, благополучие и слава.

История сама расставила все по своим местам. Эту войну 1812 года Наполеон с позором проиграл, хотя у него были великие планы.

Решающий бой состоялся под Бородину, после которого французский полководец вместо славы получил позор, но он так и не смог до конца осознать, почему же победила русская армия.

Зато это прекрасно понимает Кутузов, который переживает одинаковые чувства с солдатами: боль за Родину, которую топчут ноги врага. Мотивы героизма и мужества принадлежат не только великому русскому полководцу, но и солдатам.

Мудрость полководца и его сильный дух и воля приводит русской войско к победе над сильным противником. Трудное решение принимает Кутузов, говоря об отступлении от Москвы, но это помогает ему сберечь русскую армию, которая потом сражается еще лучше и побеждает.

Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/sochinenie-kutuzov-i-napoleon-v-romane-vojna-i-mir.html

Ссылка на основную публикацию