Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки «Девушка и Месяц»
- Девушка, работящая девушка, помощница отцу, постоянно пасла оленей.
- Месяц, хитрый и очень яркий, все время хотел увезти девушку на небо.
- Олень, который любил девушку и спрятал ее от Месяца
План пересказа сказки «Девушка и Месяц»
- Девушка пасет оленей
- Месяц спускается с неба
- Олень прячет девушку
- Девушка торопится в стойбище
- Олень превращает девушку в светильник
- Девушка дразнит Месяц
- Месяц похудел
- Месяц светит.
Кратчайшее содержание сказки «Девушка и Месяц» для читательского дневника в 5 предложений
- Девушка пасет оленей, а олень предупреждает ее про Месяц
- Девушка спешит домой и превращается в светильник
- Месяц не может найти девушку
- Девушка дразнит Месяц и тот худеет
- Девушка ловит Месяц и отпускает.
- Главная мысль сказки «Девушка и Месяц»
- Хитрость и смекалка помогут в любой беде.
- Чему учит сказка «Девушка и Месяц»
- Эта сказка учит нас быть смелыми и находчивыми, проявлять снисхождение к раскаявшимся, учит быть веселыми.
- Отзыв к сказке «Девушка и месяц»
Эта чукотская сказка мне очень понравилась прежде всего тем, что Девушка смогла обмануть Месяц и заставила его светить всем людям.Это интересная история в которой большую роль сыграл олень.
- Признаки волшебной сказки в сказке «Девушка и месяц»
- Наличие волшебного помощника — оленя.
- Волшебные превращения — девушка превращалась в светильник.
Волшебные существа — Месяц.
Пословицы к сказке «Девушка и Месяц»
Что просто, то и хитро.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Где силой не взять, смекалка поможет
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Девушка и Месяц»
Жила одна очень работящая девушка. Она все время пасла оленей, помогала отцу.
Однажды увидел олень как Месяц спускается с неба на нартах и предупредил девушку, что тот хочет украсть ее на небо. Вырыл олень ямку, спряталась в нее девушка, а олень ее снегом засыпал.
Не нашел Месяц девушку, удивился, опять на небо поднялся.
Девушка домой поспешила. Но отца дома не было и стала он прятаться.Решила она в светильник превратится. Тут и Месяц спустился, ищет девушку — найти не может, ведь светильник столь же яркий, как сам Месяц.
Вышел Месяц из чума, а девушка его дразнит — вот я.
Обратно зашел Месяц, а найти девушку не может. Так искал ее пока совсем не похудел.
Тут девушка повязала Месяц, поймала. Взмолился Месяц: «Отпусти меня. Буду для всего народа светить, ночь в день превращать».
Отпустила девушка Месяц, с тех пор он на небе и сверкает, а на землю не спускается — девушки боится, смышленая она очень.
Иллюстрации и рисунки к сказке «Девушка и Месяц»
Источник: https://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_3.html
Девушка и месяц. Чукотские сказки!! — Самоглядное Зеркало. Энциклопедия русской сказки
Девушка и месяц. Чукотские сказки!!
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница
отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще
дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в
стойбище за едой.
- Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и
говорит: - — Смотри, смотри!
- Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух
оленях.
— Куда он? Зачем? — спрашивает девушка.
— Тебя утащить хочет! — говорит олень.
Встревожилась девушка:
— Что делать? Унесет меня к себе!
Упряжной олень копытом снег разбросал — ямка получилась. Говорит он:
— Садись скорее сюда!
Девушка села. Олень снегом ее забросал. Нету девушки — одна снеговая
кочка!
Спустился Месяц с неба, остановил своих оленей, слез с нарт. Ходит,
осматривает все кругом — девушку ищет. Не может найти! К кочке подошел ,
макушку увидел — догадаться не мог, что это такое.
— Что за диво? — говорит Месяц. — Куда девушка девалась? Не найти мне ее!
Уеду теперь, а потом опять спущусь. Тогда уж непременно найду ее и к себе
утащу!
- Сел на свои нарты, понесли его олени на небо.
- Только Месяц уехал, упряжной олень разгреб снег.
- Вышла девушка и говорит:
— Поедем скорее в стойбище! А то Месяц усмотрит — опять спустится. Тогда
уж не спрятаться мне!
Села она на нарты. Понесся ее упряжной олень во весь опор. Примчались в
стойбище. Вбежала девушка в чум. Отца в чуме нет. Кто поможет?..
- Упряжной олень торопит:
- — Прятаться надо, а то прискачет Месяц вслед за нами!
- Куда же мне спрятаться?
— Я тебя превращу во что-нибудь! Может быть, в каменную плаху!
- — Узнает!
- — Ну, жердью в чуме сделаю!
- — Узнает!
- — Ну, волоском в пологе!
- — Узнает, узнает!
— Что же делать? Превращу тебя в светильник.
— Хорошо! Хорошо!
— Ну, садись!
Села девушка. Олень копытом стукнул — превратилась она в светильник.
Горит светильник ярко, весь чум освещает.
Только стала девушка светильником, а Месяц опять обыскал все ее стадо и
примчался в стойбище.
Оленей своих привязал, вошел в чум. Стал искать. Ищет, ищет — найти не
может. Смотрит и между жердями, рассматривает всю утварь, каждый волосок на
шкурах, каждый сучок под постелями, каждую частичку земли в шатре — нигде
девушки нет!
А светильника не замечает, потому что светильник яркий и Месяц такой же
яркий.
— Диво! — говорит Месяц. — Где же она? Видно, вернуться мне надо.
Вышел из чума, стал развязывать оленей. Развязал, уселся на нарты.
Только собрался уезжать, а девушка выбежала, высунулась по пояс, засмеялась,
крикнула Месяцу:
— Вот я! Вот я!
Бросил Месяц оленей — опять в чум. А девушка опять превратилась в
светильник.
Принялся Месяц искать. Ищет между сучками и между листьями, между
шерстинками и между частицами земли — нигде девушки нет!
— О, что за диво! Где же она? Куда пропала? Видно, ни с чем придется
вернуться!
Только вышел из чума, стал развязывать оленей, а девушка высунулась по
пояс из полога, смеется, кричит:
— Вот я! Вот я!
Кинулся Месяц в чум, снова принялся искать.
Долго искал, все перерыл, а найти не может…
От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле-еле ногами переступает,
еле-еле руки поднимает.
Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик,
выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.
— Ого! — говорит Месяц. — Убьешь ты меня! Ну что ж, убивай, потому что я
сам виноват — с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в
полог, дай погреться, потому что озяб я…
Удивилась девушка:
— Как это озяб? Ты вечно на воле живешь, чума у тебя нет, бездомный ты,
оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!
Стал Месяц упрашивать девушку:
— Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему
народу.
Отпусти меня — я буду заметой твоему народу! Отпусти меня — я буду
превращать день в ночь! Отпусти меня — я твоему народу измерю год! Сперва я
буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод,
потто Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом
Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем
укорачивающихся дней…
— А когда выпущу, когда сильным станешь, когда окрепнут у тебя руки и
ноги, — не будешь за мной приезжать?
— О, не стану! Забуду! Куда — очень уж ты смышленая! Никогда больше не
сойду с верхового пути! Отпусти — засвечу!
Отпустила — засветил.
++++++++++++++++++++
Источник: https://www.sites.google.com/site/russkieskazki/home/skazki/skazki-narodov-rossii/cukotskie-skazki/devuska-i-mesac-cukotskie-skazki
Сказка «Девушка и месяц» , краткое содержание, главная мысль что писать?
Подробнее: www.GiliBili.ru
80mishanya08 21 нояб. 2015 г., 1:09:24 (2 года назад) Рейтинг + 0 — Хороший вопрос 0 Жалоба Ответить + 0 — SerZZik 21 нояб. 2015 г., 2:34:50 (2 года назад) каждое из чисел 35 21 и 14 должно делится на число выражающее массу угла которую перевозит машина за рейс и покожити как делать
Подробнее: literatura.neznaka.ru
Жил среди чукчей человек, и была у него одна дочь. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.
1 Читательский дневник ученицы 2 «А» класса Курнявко Татьяны 3
«Царевна — лягушка»
Подробнее: www.myshared.ru
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка – лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.
Однажды ночью её упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит: – Смотри, смотри! Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях. – Куда он? Зачем? – спрашивает девушка. – Тебя утащить хочет! – говорит олень.
Подробнее: e-razumniki.ru
Жила одна девушка-сирота. Злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота: Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет — сделает она шаг, опустит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла.
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в стойбище за едой.
Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит: — Смотри, смотри! Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях. — Куда он? Зачем? — спрашивает девушка. — Тебя утащить хочет! — говорит олень.
Дело было в давние времена. Чукотская девушка пасла оленей, заприметил ее красоту Месяц с неба, и хотел утащить к себе.
Один олень, оказался волшебным, он предостерег свою хозяйку и спрятал ее от Светила в снежный сугроб. Месяц спустился, а девушки нет. Он поискал, поискал, да обратно возвратился.
Тем временем, девушка, вместе со своим стадом пришла домой. В чуме, олень опять превратил хозяйку, правда, на этот раз в светильник.
Источник: https://snegohodow.ru/skazka-devushka-i-mesyac-kratkoe-soderzhanie-glavnaya-mysl-chto-pisat-1078520/
Девушка и месяц — Сказки и стихи для детей
Худ. И. КузнецовБыл среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.
- Однажды ночью её упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит:
- — Смотри, смотри!
- Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях.
— Куда он? Зачем? — спрашивает девушка.
— Тебя утащить хочет! — говорит олень.
Встревожилась девушка:
— Что делать? Унесёт меня к себе!
Упряжной олень копытом снег разбросал — ямка получилась. Говорит он:
— Садись скорее сюда!
Девушка села. Олень снегом её забросал. Нету девушки — одна снеговая кочка!
Спустился Месяц с неба, остановил своих оленей, слез с нарт. Ходит, осматривает всё кругом — девушку ищет. Не может найти! К кочке подошёл, макушку увидел — догадаться не мог, что это такое.
— Что за диво? — говорит Месяц — Куда девушка девалась? Не найти мне её! Уеду теперь, а потом опять спущусь. Тогда уж непременно найду её и к себе утащу!
- Сел на свои нарты, понесли его олени на небо.
- Только Месяц уехал, упряжной олень разгрёб снег.
- Вышла девушка и говорит:
— Поедем скорее в стойбище! А то Месяц усмотрит — опять спустится. Тогда уж не спрятаться мне!
Села она на нарты. Понёсся её упряжной олень во весь опор. Примчались в стойбище. Вбежала девушка в чум. Отца в чуме нет. Кто поможет?..
- Упряжной олень торопит:
- — Прятаться надо, а то прискачет Месяц вслед за нами!
- — Куда же мне спрятаться?
— Я тебя превращу во что-нибудь! Может быть, в каменную плаху!
- — Узнает!
- — Ну, жердью в чуме сделаю!
- — Узнает!
- — Ну, волоском в пологе!
- — Узнает, узнает!
— Что же делать? Превращу тебя в светильник!
— Хорошо! Хорошо!
— Ну, садись!
Села девушка. Олень копытом стукнул — превратилась она в светильник. Горит светильник ярко, весь чум освещает.
Только стала девушка светильником, а Месяц опять обыскал всё её стадо и примчался в стойбище.
Оленей своих привязал, вошёл в чум. Стал искать. Ищет, ищет — найти не может. Смотрит и между жердями, рассматривает всю утварь, каждый волосок на шкурах, каждый сучок под постелями, каждую частичку земли в шатре — нигде девушки нет!
А светильника не замечает, потому что светильник яркий и Месяц такой же яркий.
— Диво! — говорит Месяц.— Где же она? Видно, вернуться мне надо.
Вышел из чума, стал развязывать оленей. Развязал, уселся на нарты. Только собрался уезжать, а девушка выбежала, высунулась по пояс из полога, засмеялась, крикнула Месяцу:
— Вот я! Вот я!
Бросил Месяц оленей — опять в чум. А девушка опять превратилась в светильник.
Принялся Месяц искать. Ищет между сучками и между листьями, между шерстинками и между частицами земли — нигде девушки нет!
— О, что за диво! Где же она? Куда пропала? Видно, ни с чем придётся вернуться!
Только вышел из чума, стал развязывать оленей, а девушка высунулась по пояс из полога, смеётся, кричит:
Худ. И. Кузнецов
— Вот я! Вот я!
Кинулся Месяц в чум, снова принялся искать.
Долго искал, всё перерыл, а найти не может…
От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле-еле ногами переступает, еле-еле руки поднимает.
Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик, выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.
— Ого! — говорит Месяц.— Убьёшь ты меня! Ну что ж, убивай, потому что я сам виноват — с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в полог, дай погреться, потому что озяб я…
Удивилась девушка:
— Как это ты озяб? Ты вечно на воле живёшь, чума у тебя нет, бездомный ты, оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!
Стал Месяц упрашивать девушку:
— Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему народу.
Отпусти меня — я буду заметой твоему народу! Отпусти меня — я буду превращать ночь в день! Отпусти меня — я твоему народу измерю год! Сперва я буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод, потом Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем укорачивающихся дней…
— А когда выпущу, когда сильным станешь, когда окрепнут у тебя руки и ноги,— не будешь за мной приезжать?
— О, не стану! Забуду! Куда — очень уж ты смышлёная! Никогда больше не сойду с верхового пути! Отпусти — засвечу!
Отпустила — засветил.
к содержанию
Источник: https://sskazki.ru/skazki-i-rasskazy/devushka-i-mesyac/
Конспект по лит.чтению на тему «Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России…" (3 класс)
- КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
- Предмет: Литературное чтение
- Класс:3
- Учитель: Кирякина Кристина Геннадьевна
Тема: «Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», Чукотская сказка «Девочка и Месяц».
Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.Урок слушания.
- Цель урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Елена Премудрая» и чукотской сказкой «Девушка и Месяц».
- Задачи урока:
- образовательная: создать условия для восприятия этих сказок на слух; содействовать развитию умения анализировать произведение.
- развивающая: развивать память, речь, мышление, воображение; умение слышать и слушать художественное слово.
- воспитательная: способствовать воспитанию интереса к чтению сказок народов России; интереса к художественному слову в процессе чтения, работе с детской книгой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
-
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – осуществлять анализ, синтез, делать выводы; искать необходимую информацию в книге, умения ориентироваться в учебной книге.
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; слушать и понимать речь других.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать положительную мотивацию к учению; формировать способность к эмпатии.
Средства обучения: мультимедиа проектор, интерактивная доска, Хрестоматия для детей, рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова и др. 3 кл.Ч.1 УМК «Начальная школа XXI века».
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
-
Мотивация к учебной деятельности.
— Добрый день, ребята!
-Прочитайте высказывание римского философа, поэта Сенеки: «Живи для учения, учись для жизни». Подумайте и скажите, как вы его понимаете. (Нужно жить и постоянно учиться, саморазвиваться, а учиться нужно, чтобы знать, как жить, т.е. как поступать в тех или иных ситуациях, знать окружающую нас действительность…)
— Я тоже так считаю. Вот и сегодня мы будем учиться и узнаем новое для себя, что обязательно понадобится нам в будущем.
- Приветствуют
- Читают
- Объясняют смысл высказывания
2. Актуализация знаний.
Речевая разминка
(На экране скороговорка). Слайд 2.
- Вез на горку Саня
- За собою сани.
- Ехал с горки Саня,
- А на Сане сани.
- — Прочитаем скороговорку хором.
- — Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
- — Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
- — Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
- Упражнения для дыхания:
- а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я (Слайд 3);
- б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
- в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
- ( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
- Упражнение для интонации:
- -Произнесите, выделяя голосом звук «г»(Слайд 4).
- Раз в галошу села Лошадь
- И сказала: «Я – Галошадь,
- Нагитаре, на гармошке
- Буду делать иго – гошки!»
- Проверка домашнего задания.
- —Каким было домашние задание?
- -Вспомните, что такое присказка?
- -Какие присказки вы выписали?
- -Выйдите к доске, покажите и расскажите, каким вы нарисовали Кота-Баюна?
-Ребята, чьи иллюстрации вам понравились больше всего? Почему?
- — Мне понравилась иллюстрация…, так как она …и поэтому он(а) получает сегодня отметку…
- Читают хором.
- Объясняют:
- -Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).
- Читают с вопросительной интонацией.
- Читают с восклицательной интонацией.
- Выполняют упражнения на дыхание
- Выполняют упражнение для интонации
- -Найти и выписать присказки. Нарисовать иллюстрацию «Кот-Баюн»
- Дают определение.
-
-Присказка- это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.
-
Читают присказки
- Показывают свою иллюстрацию, рассказ по ней.
- Высказывают своё мнение
- 3. Работа над новым материалом
-Сегодня, ребята, мы познакомимся с русской народной сказкой «Елена Премудрая». Откройте Хрестоматию на 43-й странице .
-Я сейчас буду читать вам эту сказку, а вы внимательно слушайте и следите по тексту. Потом я буду задавать вопросы.
- В процессе прочтения разбираем непонятные слова(слайд):
- Сквозь строй – наказание палками.
- Что-нибудь да недаром – что-то происходит, что-то не так.
- Плаха – помост для казни; здесь: обрубок бревна.
-Почему сказка названа «Елена Премудрая»? (Она является главным героем.)
- — Какой предмет помогал Елене Премудрой знать всё?(Волшебная книга)
- -Почему чёрт стал помогать солдату?(Солдат выпустил его на волю)
- —Какие ещё сказки озаглавлены именами главных героин?(Василиса Премудрая…)
—Откройте свои рабочие тетради на 21-й странице. Найдите и прочитайте задание №1 вслух.
Подчеркните слова, которые указывают, когда и где случились события, описанные в сказке «Елена премудрая».
В стародавние времена в некоем царстве, не в нашем государстве случилось одному солдату у каменной башни стоять на часах; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью.
-Выполните самостоятельно. Проверяем. Маша, что ты подчеркнула? У кого по-другому?
-Прочитайте задание № 2:
Кто помогал солдату перехитрить Елену Премудрую? Запишите.
-Запишите. Что вы записали? Верно.
- — Выполняем задание №3:
- Соедини слова парами так, как они употреблены в сказке.
- Дворец зеленый
- Трон золотой
- Ковёр чудесный
- Луг огненный
- Змеи волшебный
-Какой был дворец? трон? ковёр? луг? змеи?
- Физкультминутка
- Тихо плещется вода,
- Мы плывём по тёплой речке(движения руками).
- В небе тучки, как овечки,
- Разбежались кто куда (руки в разные стороны).
- Мы из речки вылезаем,
- Чтоб согреться пошагаем (шаги на месте),
- А теперь глубокий вздох
- И присели на песок (присели).
- Над водой летят стрижи (медленно поднимаемся, взмахи руками),
- Под водой плывут ерши (змейка руками).
- Плывёт лодочка-краса,
- Расписные паруса (руки в стороны).
-Откройте хрестоматию на 53 странице. Сейчас мы будем читать чукотскую сказку «Девица и Месяц».
Словарная работа.
— В процессе чтения вам будут встречаться незнакомые слова. Давайте уточним их лексическое значение.
- -Прочитайте на доске(слайд4):
- СтОйбище – селение, стоянка для кочевников.
- НАрты – узкие длинные сани, предназначенные для езды на собачьих или оленьих упряжках.
- Чум – переносной дом у северных народов России (остов из шестов в виде конуса, покрытый оленьими шкурами).
- ЗамЕта – метка.
- Нестись во весь опор – бежать очень быстро.
- УпряжнОй олень – олень, который ходит в упряжке, его запрягают.
- Шатёр — большая палатка, крытая обычно тканью.
- Утварь — предметы, принадлежности какого-нибудь обихода.
- ПолОг — занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
- ПлАха — кусок бревна, расколотого пополам.
- -Начинаем читать по абзацам сказку.
-Прочитайте начало и конец сказки. Сравните с зачинами и концовками русских народных сказок.
-Почему это сказка?
-Понравилась она вам? Почему?
-Откройте тетради на 22-й странице. Вместе выполняем задание №1:
Впишите слова.
Был среди____________ человек с одной дочерью. Девушка – лучшая_____________отцу. Каждое лето __________ она стадо далеко от своего _____, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём _________________________ в стойбище за едой.
- Однажды ночью её _______________________голову поднял, на небо глянул и говорит:
- — Смотри, смотри!
- Взглянула девушка __________ и видит; спускается ________________________, на двух оленях.
-Куда он? Зачем? – спрашивает девушка.
-Тебя _________________хочет! – говорит олень.
— О каком народе говорится в сказке?
-Выполните самостоятельно задание №3:
Прочитайте монолог Месяца. Какие обещания он дал девушке? Подчеркните и объясните.
Стал Месяц упрашивать девушку:
– Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему народу.
Отпусти меня – я буду заметой твоему народу! Отпусти меня – я буду превращать день в ночь! Отпусти меня – я твоему народу измерю год! Сперва я буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод, потто Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем укорачивающихся дней…
— Проверяем. Какие слова вы подчеркнули?
- Воспринимают
- Слушают.
- Определяют лексическое значение слов
- Анализируютсодержание
- Называют сказки
- Читают задание
- Подчёркивают нужные слова:
- В стародавние времена в некоем царстве, не в нашем государстве случилось одному солдату у каменной башни стоять на часах; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью.
- Проверяют
- Читают задание
- Записывают ответ
- Проверяют
- Соотносят слова парами:
- Чудесный дворец
- Золотой трон
- Волшебный ковёр
- Зелёный луг
- Огненные змеи
- Выполняют физкультминутку
- Читают значения непонятных слов
- Читают сказку по абзацам
- Сравнивают начало и конец сказок
- Доказывают
- Высказывают своё мнение
- Вписывают недостающие слова по тексту:
Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка – лучшая помощница отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в стойбище за едой.
- Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит:
- – Смотри, смотри!
- Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях.
– Куда он? Зачем? – спрашивает девушка.
– Тебя утащить хочет! – говорит олень.
- -О чукчах.
- Читают монолог Месяца
- Подчёркивают обещания Месяца6
- Проверяют
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Итак, ребята, подведём итог. С какими произведениями мы сегодня познакомились?
-Какую из сказок вы расскажите родным, друзьям?
-Чем она вам понравилась?
-Были трудности при выполнении заданий? Какие?
-Записываем домашнее задание: подобрать 3 скороговорки и 1 потешку и выучить их.
-Спасибо вам, ребята, я убедилась, что вы умеете не только говорить, но и слушать. А это непременно понадобится вам при общении с другими людьми. Урок окончен. До свидания!
Анализируют свою деятельность на уроке
Записывают домашнее задание
Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-litchteniyu-na-temu-slushanie-i-rabota-s-detskoy-knigoy-skazki-narodov-rossii-klass-2596711.html