Девушка и месяц — краткое содержание чукотской народной сказки

Чукотская народная сказка «Девушка и Месяц» Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Девушка и Месяц»

  1. Девушка, работящая девушка, помощница отцу, постоянно пасла оленей.
  2. Месяц, хитрый и очень яркий, все время хотел увезти девушку на небо.
  3. Олень, который любил девушку и спрятал ее от Месяца

План пересказа сказки «Девушка и Месяц»

  1.  Девушка пасет оленей
  2. Месяц спускается с неба
  3. Олень прячет девушку
  4. Девушка торопится в стойбище
  5. Олень превращает девушку в светильник
  6. Девушка дразнит Месяц
  7. Месяц похудел
  8. Месяц светит.

Кратчайшее содержание сказки «Девушка и Месяц» для читательского дневника в 5 предложений

  1. Девушка пасет оленей, а олень предупреждает ее про Месяц
  2. Девушка спешит домой и превращается в светильник
  3. Месяц не может найти девушку
  4. Девушка дразнит Месяц и тот худеет
  5. Девушка ловит Месяц и отпускает.
  • Главная мысль сказки «Девушка и Месяц»
  • Хитрость и смекалка помогут в любой беде.
  • Чему учит сказка «Девушка и Месяц»
  • Эта сказка учит нас быть смелыми и находчивыми, проявлять снисхождение к раскаявшимся, учит быть веселыми.
  • Отзыв к сказке «Девушка и месяц»

Эта чукотская сказка мне очень понравилась прежде всего тем, что Девушка смогла обмануть Месяц и заставила его светить всем людям.Это интересная история в которой большую роль сыграл олень.

  1. Признаки волшебной сказки в сказке «Девушка и месяц»
  2. Наличие волшебного помощника — оленя.
  3. Волшебные превращения — девушка превращалась в светильник.

Волшебные существа — Месяц.

Пословицы к сказке «Девушка и Месяц»

Что просто, то и хитро.
Всякая невеста для своего жениха родится.
Где силой не взять, смекалка поможет
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Девушка и Месяц»

Жила одна очень работящая девушка. Она все время пасла оленей, помогала отцу.

Однажды увидел олень как Месяц спускается с неба на нартах и предупредил девушку, что тот хочет украсть ее на небо. Вырыл олень ямку, спряталась в нее девушка, а олень ее снегом засыпал.

Не нашел Месяц девушку, удивился, опять на небо поднялся.

Девушка домой поспешила. Но отца дома не было и стала он прятаться.Решила она в светильник превратится. Тут и Месяц спустился, ищет девушку — найти не может, ведь светильник столь же яркий, как сам Месяц.

Вышел Месяц из чума, а девушка его дразнит — вот я.

Обратно зашел Месяц, а найти девушку не может. Так искал ее пока совсем не похудел.

Тут девушка повязала Месяц, поймала. Взмолился Месяц: «Отпусти меня. Буду для всего народа светить, ночь в день превращать».

Отпустила девушка Месяц, с тех пор он на небе и сверкает, а на землю не спускается — девушки боится, смышленая она очень.

Иллюстрации и рисунки к сказке «Девушка и Месяц»

Девушка и Месяц - краткое содержание чукотской народной сказки

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/02/blog-post_3.html

Девушка и месяц. Чукотские сказки!! — Самоглядное Зеркало. Энциклопедия русской сказки

Девушка и месяц. Чукотские сказки!!

Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница
отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще
дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в
стойбище за едой.

  • Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и
    говорит:
  • — Смотри, смотри!
  • Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух
    оленях.

— Куда он? Зачем? — спрашивает девушка.

— Тебя утащить хочет! — говорит олень.

Встревожилась девушка:

— Что делать? Унесет меня к себе!

Упряжной олень копытом снег разбросал — ямка получилась. Говорит он:

— Садись скорее сюда!

Девушка села. Олень снегом ее забросал. Нету девушки — одна снеговая
кочка!

Спустился Месяц с неба, остановил своих оленей, слез с нарт. Ходит,
осматривает все кругом — девушку ищет. Не может найти! К кочке подошел ,
макушку увидел — догадаться не мог, что это такое.

— Что за диво? — говорит Месяц. — Куда девушка девалась? Не найти мне ее!
Уеду теперь, а потом опять спущусь. Тогда уж непременно найду ее и к себе
утащу!

  1. Сел на свои нарты, понесли его олени на небо.
  2. Только Месяц уехал, упряжной олень разгреб снег.
  3. Вышла девушка и говорит:

— Поедем скорее в стойбище! А то Месяц усмотрит — опять спустится. Тогда
уж не спрятаться мне!

Села она на нарты. Понесся ее упряжной олень во весь опор. Примчались в
стойбище. Вбежала девушка в чум. Отца в чуме нет. Кто поможет?..

  • Упряжной олень торопит:
  • — Прятаться надо, а то прискачет Месяц вслед за нами!
  • Куда же мне спрятаться?

— Я тебя превращу во что-нибудь! Может быть, в каменную плаху!

  1. — Узнает!
  2. — Ну, жердью в чуме сделаю!
  3. — Узнает!
  4. — Ну, волоском в пологе!
  5. — Узнает, узнает!

— Что же делать? Превращу тебя в светильник.

— Хорошо! Хорошо!

— Ну, садись!

Села девушка. Олень копытом стукнул — превратилась она в светильник.
Горит светильник ярко, весь чум освещает.

Только стала девушка светильником, а Месяц опять обыскал все ее стадо и
примчался в стойбище.

Оленей своих привязал, вошел в чум. Стал искать. Ищет, ищет — найти не
может. Смотрит и между жердями, рассматривает всю утварь, каждый волосок на
шкурах, каждый сучок под постелями, каждую частичку земли в шатре — нигде
девушки нет!

А светильника не замечает, потому что светильник яркий и Месяц такой же
яркий.

— Диво! — говорит Месяц. — Где же она? Видно, вернуться мне надо.

Вышел из чума, стал развязывать оленей. Развязал, уселся на нарты.
Только собрался уезжать, а девушка выбежала, высунулась по пояс, засмеялась,
крикнула Месяцу:

— Вот я! Вот я!

Бросил Месяц оленей — опять в чум. А девушка опять превратилась в
светильник.

Принялся Месяц искать. Ищет между сучками и между листьями, между
шерстинками и между частицами земли — нигде девушки нет!

— О, что за диво! Где же она? Куда пропала? Видно, ни с чем придется
вернуться!

Только вышел из чума, стал развязывать оленей, а девушка высунулась по
пояс из полога, смеется, кричит:

Читайте также:  Мильон терзаний - краткое содержание статьи гончарова

— Вот я! Вот я!

Кинулся Месяц в чум, снова принялся искать.

Долго искал, все перерыл, а найти не может…

От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле-еле ногами переступает,
еле-еле руки поднимает.

Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик,
выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.

— Ого! — говорит Месяц. — Убьешь ты меня! Ну что ж, убивай, потому что я
сам виноват — с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в
полог, дай погреться, потому что озяб я…

Удивилась девушка:

— Как это озяб? Ты вечно на воле живешь, чума у тебя нет, бездомный ты,
оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!

Стал Месяц упрашивать девушку:

— Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему
народу.

Отпусти меня — я буду заметой твоему народу! Отпусти меня — я буду
превращать день в ночь! Отпусти меня — я твоему народу измерю год! Сперва я
буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод,
потто Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом
Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем
укорачивающихся дней…

— А когда выпущу, когда сильным станешь, когда окрепнут у тебя руки и
ноги, — не будешь за мной приезжать?

— О, не стану! Забуду! Куда — очень уж ты смышленая! Никогда больше не
сойду с верхового пути! Отпусти — засвечу!

Отпустила — засветил.

++++++++++++++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/russkieskazki/home/skazki/skazki-narodov-rossii/cukotskie-skazki/devuska-i-mesac-cukotskie-skazki

Сказка «Девушка и месяц» , краткое содержание, главная мысль что писать?

Подробнее: www.GiliBili.ru

80mishanya08 21 нояб. 2015 г., 1:09:24 (2 года назад) Рейтинг + 0 — Хороший вопрос 0 Жалоба Ответить + 0 — SerZZik 21 нояб. 2015 г., 2:34:50 (2 года назад) каждое из чисел 35 21 и 14 должно делится на число выражающее массу угла которую перевозит машина за рейс и покожити как делать

Подробнее: literatura.neznaka.ru

Жил среди чукчей человек, и была у него одна дочь. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.

1 Читательский дневник ученицы 2 «А» класса Курнявко Татьяны 3

«Царевна — лягушка»

Подробнее: www.myshared.ru

Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка – лучшая помощница отцу. Каждое лето стережёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.

Однажды ночью её упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит: – Смотри, смотри! Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях. – Куда он? Зачем? – спрашивает девушка. – Тебя утащить хочет! – говорит олень.

Подробнее: e-razumniki.ru

Жила одна девушка-сирота. Злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота: Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет — сделает она шаг, опустит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла.

Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в стойбище за едой.

Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит: — Смотри, смотри! Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях. — Куда он? Зачем? — спрашивает девушка. — Тебя утащить хочет! — говорит олень.

Дело было в давние времена. Чукотская девушка пасла оленей, заприметил ее красоту Месяц с неба, и хотел утащить к себе.

Один олень, оказался волшебным, он предостерег свою хозяйку и спрятал ее от Светила в снежный сугроб. Месяц спустился, а девушки нет. Он поискал, поискал, да обратно возвратился.

Тем временем, девушка, вместе со своим стадом пришла домой. В чуме, олень опять превратил хозяйку, правда, на этот раз в светильник.

Источник: http://snegohodow.ru/skazka-devushka-i-mesyac-kratkoe-soderzhanie-glavnaya-mysl-chto-pisat-1078520/

Девушка и месяц — Сказки и стихи для детей

Худ. И. КузнецовБыл среди чукчей человек с одной дочерью. Де­вушка — лучшая помощница отцу. Каждое лето сте­режёт она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём упряжном олене-быке в стойбище за едой.

  • Однажды ночью её упряжной олень голову под­нял, на небо глянул и говорит:
  • — Смотри, смотри!
  • Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях.

— Куда он? Зачем? — спрашивает девушка.

— Тебя утащить хочет! — говорит олень.

Встревожилась девушка:

— Что делать? Унесёт меня к себе!

Упряжной олень копытом снег разбросал — ямка получилась. Говорит он:

— Садись скорее сюда!

Девушка села. Олень снегом её забросал. Нету девушки — одна снеговая кочка!

Спустился Месяц с неба, остановил своих оленей, слез с нарт. Ходит, осматривает всё кругом — девуш­ку ищет. Не может найти! К кочке подошёл, макушку увидел — догадаться не мог, что это такое.

— Что за диво? — говорит Месяц — Куда девуш­ка девалась? Не найти мне её! Уеду теперь, а потом опять спущусь. Тогда уж непременно найду её и к се­бе утащу!

  1. Сел на свои нарты, понесли его олени на небо.
  2. Только Месяц уехал, упряжной олень разгрёб снег.
  3. Вышла девушка и говорит:

— Поедем скорее в стойбище! А то Месяц усмот­рит — опять спустится. Тогда уж не спрятаться мне!

Села она на нарты. Понёсся её упряжной олень во весь опор. Примчались в стойбище. Вбежала де­вушка в чум. Отца в чуме нет. Кто поможет?..

  • Упряжной олень торопит:
  • — Прятаться надо, а то прискачет Месяц вслед за нами!
  • — Куда же мне спрятаться?

— Я тебя превращу во что-нибудь! Может быть, в каменную плаху!

  1. — Узнает!
  2. — Ну, жердью в чуме сделаю!
  3. — Узнает!
  4. — Ну, волоском в пологе!
  5. — Узнает, узнает!

— Что же делать? Превращу тебя в светильник!

Читайте также:  Краткое содержание произведений островского

— Хорошо! Хорошо!

—  Ну, садись!

Села девушка. Олень копытом стукнул — превра­тилась она в светильник. Горит светильник ярко, весь чум освещает.

Только стала девушка светильником, а Месяц опять обыскал всё её стадо и примчался в стойбище.

Оленей своих привязал, вошёл в чум. Стал искать. Ищет, ищет — найти не может. Смотрит и между жердями, рассматривает всю утварь, каждый воло­сок на шкурах, каждый сучок под постелями, каждую частичку земли в шатре — нигде девушки нет!

А светильника не замечает, потому что светильник яркий и Месяц такой же яркий.

— Диво! — говорит Месяц.— Где же она? Видно, вернуться мне надо.

Вышел из чума, стал развязывать оленей. Развя­зал, уселся на нарты. Только собрался уезжать, а де­вушка выбежала, высунулась по пояс из полога, за­смеялась, крикнула Месяцу:

— Вот я! Вот я!

Бросил Месяц оленей — опять в чум. А девушка опять превратилась в светильник.

Принялся Месяц искать. Ищет между сучками и между листьями, между шерстинками и между ча­стицами земли — нигде девушки нет!

— О, что за диво! Где же она? Куда пропала? Видно, ни с чем придётся вернуться!

Только вышел из чума, стал развязывать оленей, а девушка высунулась по пояс из полога, смеётся, кричит:

Худ. И. Кузнецов

— Вот я! Вот я!

Кинулся Месяц в чум, снова принялся искать.

Долго искал, всё перерыл, а найти не может…

От поисков устал он, похудел, ослабел. Еле-еле ногами переступает, еле-еле руки поднимает.

Тут уж девушка перестала бояться его. Приняла свой прежний облик, выскочила из чума, бросила Месяц на спину, связала ему руки и ноги.

— Ого! — говорит Месяц.— Убьёшь ты меня! Ну что ж, убивай, потому что я сам виноват — с Земли тебя утащить хотел. Только перед концом положи меня в полог, дай погреться, потому что озяб я…

Удивилась девушка:

— Как это ты озяб? Ты вечно на воле живёшь, чума у тебя нет, бездомный ты, оставайся и теперь снаружи! Какой полог тебе!

Стал Месяц упрашивать девушку:

— Если я вечно бездомный, отпусти меня нару­жу! Я буду забавой твоему народу.

Отпусти меня — я буду заметой твоему народу! Отпусти меня — я бу­ду превращать ночь в день! Отпусти меня — я твоему народу измерю год! Сперва я буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Меся­цем вод, потом Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом Меся­цем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем укорачивающихся дней…

— А когда выпущу, когда сильным станешь, ко­гда окрепнут у тебя руки и ноги,— не будешь за мной приезжать?

— О, не стану! Забуду! Куда — очень уж ты смышлёная! Никогда больше не сойду с верхового пути! Отпусти — засвечу!

Отпустила — засветил.

к содержанию

Источник: http://sskazki.ru/skazki-i-rasskazy/devushka-i-mesyac/

Конспект по лит.чтению на тему «Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России…" (3 класс)

  • КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
  • Предмет: Литературное чтение
  • Класс:3
  • Учитель: Кирякина Кристина Геннадьевна

Тема: «Слушание и работа с детской книгой. Сказки народов России. Русская народная сказка «Елена Премудрая», Чукотская сказка «Девочка и Месяц».

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий.Урок слушания.

  1. Цель урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Елена Премудрая» и чукотской сказкой «Девушка и Месяц».
  2. Задачи урока:
  3. образовательная: создать условия для восприятия этих сказок на слух; содействовать развитию умения анализировать произведение.
  4. развивающая: развивать память, речь, мышление, воображение; умение слышать и слушать художественное слово.
  5. воспитательная: способствовать воспитанию интереса к чтению сказок народов России; интереса к художественному слову в процессе чтения, работе с детской книгой.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Умение правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения. Умения работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД

    • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – осуществлять анализ, синтез, делать выводы; искать необходимую информацию в книге, умения ориентироваться в учебной книге.
    • РЕГУЛЯТИВНЫЕ – умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивание своей работы и работы одноклассников на уроке.
    • КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; слушать и понимать речь других.

ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать положительную мотивацию к учению; формировать способность к эмпатии.

Средства обучения: мультимедиа проектор, интерактивная доска, Хрестоматия для детей, рабочая тетрадь Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова и др. 3 кл.Ч.1 УМК «Начальная школа XXI века».

ХОД УРОКА:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

— Добрый день, ребята!

-Прочитайте высказывание римского философа, поэта Сенеки: «Живи для учения, учись для жизни». Подумайте и скажите, как вы его понимаете. (Нужно жить и постоянно учиться, саморазвиваться, а учиться нужно, чтобы знать, как жить, т.е. как поступать в тех или иных ситуациях, знать окружающую нас действительность…)

— Я тоже так считаю. Вот и сегодня мы будем учиться и узнаем новое для себя, что обязательно понадобится нам в будущем.

  • Приветствуют
  • Читают
  • Объясняют смысл высказывания

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка

(На экране скороговорка). Слайд 2.

  1. Вез на горку Саня
  2. За собою сани.
  3. Ехал с горки Саня,
  4. А на Сане сани.
  5. — Прочитаем скороговорку хором.
  6. — Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
  7. — Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
  8. — Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
  9. Упражнения для дыхания:
  10. а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я (Слайд 3);
  11. б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
  12. в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
  13. ( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
  14. Упражнение для интонации:
  15. -Произнесите, выделяя голосом звук «г»(Слайд 4).
  16. Раз в галошу села Лошадь
  17. И сказала: «Я – Галошадь,
  18. Нагитаре, на гармошке
  19. Буду делать иго – гошки!»
  20. Проверка домашнего задания.
  21. Каким было домашние задание?
  22. -Вспомните, что такое присказка?
  23. -Какие присказки вы выписали?
  24. -Выйдите к доске, покажите и расскажите, каким вы нарисовали Кота-Баюна?

-Ребята, чьи иллюстрации вам понравились больше всего? Почему?

  • — Мне понравилась иллюстрация…, так как она …и поэтому он(а) получает сегодня отметку…
  • Читают хором.
  • Объясняют:
  • -Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).
  • Читают с вопросительной интонацией.
  • Читают с восклицательной интонацией.
  • Выполняют упражнения на дыхание
  • Выполняют упражнение для интонации
  • -Найти и выписать присказки. Нарисовать иллюстрацию «Кот-Баюн»
  • Дают определение.
  1. -Присказка- это короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

  2. Читают присказки

  1. Показывают свою иллюстрацию, рассказ по ней.
  2. Высказывают своё мнение
  3. 3. Работа над новым материалом
Читайте также:  Семеро против фив - краткое содержание трагедии эсхил

-Сегодня, ребята, мы познакомимся с русской народной сказкой «Елена Премудрая». Откройте Хрестоматию на 43-й странице .

-Я сейчас буду читать вам эту сказку, а вы внимательно слушайте и следите по тексту. Потом я буду задавать вопросы.

  • В процессе прочтения разбираем непонятные слова(слайд):
  • Сквозь строй – наказание палками.
  • Что-нибудь да недаром – что-то происходит, что-то не так.
  • Плаха – помост для казни; здесь: обрубок бревна.

-Почему сказка названа «Елена Премудрая»? (Она является главным героем.)

  1. — Какой предмет помогал Елене Премудрой знать всё?(Волшебная книга)
  2. -Почему чёрт стал помогать солдату?(Солдат выпустил его на волю)
  3. Какие ещё сказки озаглавлены именами главных героин?(Василиса Премудрая…)

Откройте свои рабочие тетради на 21-й странице. Найдите и прочитайте задание №1 вслух.

Подчеркните слова, которые указывают, когда и где случились события, описанные в сказке «Елена премудрая».

В стародавние времена в некоем царстве, не в нашем государстве случилось одному солдату у каменной башни стоять на часах; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью.

-Выполните самостоятельно. Проверяем. Маша, что ты подчеркнула? У кого по-другому?

-Прочитайте задание № 2:

Кто помогал солдату перехитрить Елену Премудрую? Запишите.

-Запишите. Что вы записали? Верно.

  • — Выполняем задание №3:
  • Соедини слова парами так, как они употреблены в сказке.
  • Дворец зеленый
  • Трон золотой
  • Ковёр чудесный
  • Луг огненный
  • Змеи волшебный

-Какой был дворец? трон? ковёр? луг? змеи?

  1. Физкультминутка
  2. Тихо плещется вода,
  3. Мы плывём по тёплой речке(движения руками).
  4. В небе тучки, как овечки,
  5. Разбежались кто куда (руки в разные стороны).
  6. Мы из речки вылезаем,
  7. Чтоб согреться пошагаем (шаги на месте),
  8. А теперь глубокий вздох
  9. И присели на песок (присели).
  10. Над водой летят стрижи (медленно поднимаемся, взмахи руками),
  11. Под водой плывут ерши (змейка руками).
  12. Плывёт лодочка-краса,
  13. Расписные паруса (руки в стороны).

-Откройте хрестоматию на 53 странице. Сейчас мы будем читать чукотскую сказку «Девица и Месяц».

Словарная работа.

— В процессе чтения вам будут встречаться незнакомые слова. Давайте уточним их лексическое значение.

  • -Прочитайте на доске(слайд4):
  • СтОйбище – селение, стоянка для кочевников.
  • НАрты – узкие длинные сани, предназначенные для езды на собачьих или оленьих упряжках.
  • Чум – переносной дом у северных народов России (остов из шестов в виде конуса, покрытый оленьими шкурами).
  • ЗамЕта – метка.
  • Нестись во весь опор – бежать очень быстро.
  • УпряжнОй олень – олень, который ходит в упряжке, его запрягают.
  • Шатёр — большая палатка, крытая обычно тканью.
  • Утварь — предметы, принадлежности какого-нибудь обихода.
  • ПолОг — занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
  • ПлАха — кусок бревна, расколотого пополам.
  • -Начинаем читать по абзацам сказку.

-Прочитайте начало и конец сказки. Сравните с зачинами и концовками русских народных сказок.

-Почему это сказка?

-Понравилась она вам? Почему?

-Откройте тетради на 22-й странице. Вместе выполняем задание №1:

Впишите слова.

Был среди____________ человек с одной дочерью. Девушка – лучшая_____________отцу. Каждое лето __________ она стадо далеко от своего _____, каждую зиму ещё дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своём _________________________ в стойбище за едой.

  1. Однажды ночью её _______________________голову поднял, на небо глянул и говорит:
  2. — Смотри, смотри!
  3. Взглянула девушка __________ и видит; спускается ________________________, на двух оленях.

-Куда он? Зачем? – спрашивает девушка.

-Тебя _________________хочет! – говорит олень.

— О каком народе говорится в сказке?

-Выполните самостоятельно задание №3:

Прочитайте монолог Месяца. Какие обещания он дал девушке? Подчеркните и объясните.

Стал Месяц упрашивать девушку:

– Если я вечно бездомный, отпусти меня наружу! Я буду забавой твоему народу.

Отпусти меня – я буду заметой твоему народу! Отпусти меня – я буду превращать день в ночь! Отпусти меня – я твоему народу измерю год! Сперва я буду Месяцем старого быка, потом Месяцем рождения телят, потом Месяцем вод, потто Месяцем листьев, потом Месяцем тепла, потом Месяцем обдирания рогов, потом Месяцем любви у диких оленей, потом Месяцем первой зимы, потом Месяцем укорачивающихся дней…

— Проверяем. Какие слова вы подчеркнули?

  • Воспринимают
  • Слушают.
  • Определяют лексическое значение слов
  • Анализируютсодержание
  • Называют сказки
  • Читают задание
  • Подчёркивают нужные слова:
  • В стародавние времена в некоем царстве, не в нашем государстве случилось одному солдату у каменной башни стоять на часах; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело-то было ночью.
  • Проверяют
  • Читают задание
  • Записывают ответ
  • Проверяют
  • Соотносят слова парами:
  • Чудесный дворец
  • Золотой трон
  • Волшебный ковёр
  • Зелёный луг
  • Огненные змеи
  • Выполняют физкультминутку
  • Читают значения непонятных слов
  • Читают сказку по абзацам
  • Сравнивают начало и конец сказок
  • Доказывают
  • Высказывают своё мнение
  • Вписывают недостающие слова по тексту:

Был среди чукчей человек с одной дочерью. Девушка – лучшая помощница отцу. Каждое лето стережет она стадо далеко от своего стойбища, каждую зиму еще дальше со стадом уходит. Только изредка ездит на своем упряжном олене-быке в стойбище за едой.

  1. Однажды ночью ее упряжной олень голову поднял, на небо глянул и говорит:
  2. – Смотри, смотри!
  3. Взглянула девушка на небо и видит: спускается Месяц на нартах, на двух оленях.

– Куда он? Зачем? – спрашивает девушка.

– Тебя утащить хочет! – говорит олень.

  • -О чукчах.
  • Читают монолог Месяца
  • Подчёркивают обещания Месяца6
  • Проверяют

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Итак, ребята, подведём итог. С какими произведениями мы сегодня познакомились?

-Какую из сказок вы расскажите родным, друзьям?

-Чем она вам понравилась?

-Были трудности при выполнении заданий? Какие?

-Записываем домашнее задание: подобрать 3 скороговорки и 1 потешку и выучить их.

-Спасибо вам, ребята, я убедилась, что вы умеете не только говорить, но и слушать. А это непременно понадобится вам при общении с другими людьми. Урок окончен. До свидания!

Анализируют свою деятельность на уроке

Записывают домашнее задание

Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-litchteniyu-na-temu-slushanie-i-rabota-s-detskoy-knigoy-skazki-narodov-rossii-klass-2596711.html

Ссылка на основную публикацию