Лиханов, Альберт Анатольевич. Солнечное затмение: повесть / А. А. Лиханов // Собрание сочинений для детей и юношества. Т. 10. – М, 2010. – С. 7–130.
Русский писатель Альберт Анатольевич Лиханов родился в Кирове 13 сентября 1935 года. По окончании школы обучался в Уральском государственном университете на отделении журналистики. По специальности Альберт Анатольевич работал литературным сотрудником в областной газете. Длительное время возглавлял журнал «Смена», занимая должность редактора.
Первый рассказ будущего писателя – «Шагреневая кожа» (1962) – был опубликован в журнале «Юность». Позже вышла историческая повесть «Да будет солнце!».
Одной из важных в творчестве Альберта Лиханова стала тема становления подрастающего поколения: «Я хотел подчеркнуть, что в мире отрочества и в мире зрелости, в нашем общем светлом и трудном мире есть обстоятельства, в которых детям надо первыми подумать о взрослых, чтобы в полном смысле быть детьми их, а взрослым первыми подумать о детях».
Повесть-юбиляр этого года – «Солнечное затмение» – впервые была опубликована в 1977 году в журнале «Юность». За неё Альберта Лиханова удостоили Государственной премии имени Н. К. Крупской.
Главные герои повести «Солнечное затмение» – подростки со своими заботами и переживаниями. Федька обычный с виду парень, увлекающийся разведением голубей. Далеко не каждый задумается, что ему не так легко дается дружба со сверстниками. Виной всему выпивающий отец, за образ жизни которого подростку очень стыдно.
Недостаток общения с ребятами Федя компенсирует заботой о своих питомцах – голубях, которые и выслушают, и всегда с радостью встретят его, а главное – не будут дразнить. Только рядом с ними он чувствует себя счастливым человеком: «Федя поглядывает веселей на своих турманов, на небо над головой, прозрачное и голубое, – есть ли у неба дно? Он прибивал гвоздями сетку к раме. А сам всё время на небо поглядывал. Вот говорят, больше всего лётчики небо любят. Лётчику что, захотел – полетел. А тут стоит человек на земле или на крыше какой, свистит на голубей, а сам радуется, что голуби его в небе мелькают. И миг такой настает, когда чувствует голубятник, будто это и не голуби вовсе, а он сам там, в небе-то».
Другая героиня повести – Лена – красивая, умная, добрая девушка из интеллигентной семьи. Всё бы хорошо, только перемещаться самостоятельно она не может, поскольку её тело приковано к инвалидной коляске. Всю свою сознательную жизнь Лена провела в интернатах, где обучалась и общалась с детьми, такими же, как она. Вместе с подругами она придумывала правила, благодаря которым они чувствовали себя полноценными и счастливыми: «Всё у них было там по-своему, своя жизнь, где никто никому не кажется уродцем, а все равноправные люди, открытые и прямые, и чаще всего весёлые, неунывающие – с унынием и всем таким прочим они беспощадно боролись».
Только это лето девушка вынуждена была провести вдали от друзей в квартире своих родителей, куда её привезли после болезни.
Неудивительно, что в сердце Лены рождались противоречия: «Странно чувствовала она себя в эти дни. Дом… был родным, но она не привыкла к этому дому, не могла привыкнуть.
Сколько помнила она себя, родным для неё был сад возле школы-интерната, общая комната на десять таких, как она, девчонок…».
Находясь большую часть времени одна в пустой квартире, девушка часто грустила. Никакие книги не способны были заменить ей живое общение с друзьями. Единственной отрадой для неё было наблюдать за жизнью других из окна: «Утром, едва просыпаясь, она прислушивалась к улице. В голубятне ворковали птицы.
Издалека, с трамвайного круга, доносились краткие звонки и скрежет железных колес о рельсы. За акациями все время срывались троллейбусные штанги и звенели о провода.
Но когда появлялся Фёдор, всё другое исчезало для Лены – оставались шуршание рубанка о дерево, удары топора, хлопанье голубиных крыльев и хрипловатый голос Фёдора… Лена подкатывала коляску к окну, отодвигала занавески и разглядывала мальчишку, но едва он поднимал голову, испуганно отъезжала в глубину комнаты.
Не хотела она, чтобы Фёдор её видел. Ей нравилось оставаться невидимой. Это её забавляло. Впрочем, может быть, и не забавляло… Может, совсем другое…».
Со временем подростки подружились и каждый из них осознал, что внешнее видимое благополучие не всегда является истинным: «Боже! – думала Лена. – У всех что-то есть, что-то болит, неужели же нет дома, нет семьи на белом свете, где было всё-всё в порядке? В порядке, в счастье, в покое?».
Однажды ребятам посчастливилось наблюдать вместе солнечное затмение, которое натолкнуло на мысль: «Все беды – это солнечные затмения, – сказала Лена, – а жизнь – само солнце», которое светит всегда.
Как сложится судьба главных героев, сумеют ли они сохранить теплые дружеские отношения и дальше, преодолеют ли свои внутренние конфликты, вы узнаете, прочитав эту трогательную повесть.
Бидюк Л. В., ведущий библиотекарь отдела обслуживания учащихся 5–11 классов
Источник: https://librgaidar.net/nine-books-of-one-year/2888-40-let-povesti-alberta-likhanova-solnechnoe-zatmenie.html
Новости
Кривакова Анна 8 «А» класс МБОУ СОШ № 60 города Брянска
Я очень люблю читать, постоянно хожу в библиотеку, беру книги, люблю пересказывать их друзьям и родителям.
А однажды на уроке внеклассного чтения мы обсуждали повесть Альберта Лиханова «Солнечное затмение». Очень понравилась, даже не думала, что о сложных жизненных проблемах можно писать так правдиво и душевно, жестко и просто. Поэтому решила самостоятельно прочитать книгу писателя «Магазин ненаглядных пособий». Не рассчитывая получить положительные эмоции, я сильно ошибалась…
«Могу биться об заклад: в моем детстве все было не так, как теперь», – такими строками начинает автор повесть. Прочитав еще немного, я убедилась, что у каждого поколения – свое детство. У наших бабушек и дедушек – одно, а у нас – совсем иное.
Но это мне ничуть не помешало прочувствовать всю глубину текста, с одной стороны – душевность и легкость, а с другой – всю важность жизненных трудностей детей и взрослых. А каких же героев выбрал Лиханов? Это обычные дети… со своими проблемами и вопросами, трудностями и радостями.
Это и простые взрослые, со своими причудами и взглядами на жизнь. Но все же есть в них что-то особенное. Зачитываясь каждой страницей, я улавливала настроение героев, открывала для себя все новые и новые черты характера детской души. А.
Лиханов, как никто другой, умеет «выбирать» персонажей, умеет провести через испытания, которые проходят они.
Одним из таких счастливчиков стал герой рассказа «Магазин ненаглядных пособий» – Коленька. Очень смышленый мальчик, простодушный и весьма чистый внутренне. По его поступкам даже и нельзя подумать, что он еще парнишка. Богатым умом и светлой душой наградил его автор.
На протяжении всего рассказа Коля ищет все новые и новые способы помощи другу. Он, как ученый, желающий открыть планету, жаждет помогать другим. Думаю, это качество принадлежит не только Николаю, но и его автору. Каждый герой Лихановского произведения одарен уникальными качествами.
Вот, к примеру, Витька Борецкий – скромный, надежный товарищ. Мы сразу же замечаем, что как только он пришел в новый класс, Колька сразу же уделяет ему в своих мыслях много внимания. А позже, когда произошел ужасно неловкий инцидент, Колька, пожертвовав отношениями с лучшим другом, ринулся со своей поддержкой на помощь к Витьке.
Я очень рада, что герои этого произведения такие великодушные, внимательные и благородные. Ведь это и есть несколько уникальных качеств!
А как же показана автором Анна Николаевна – учительница мальчишек? Прекрасная женщина, нечего сказать! В ней сочетается искренность и слегка уловимая строгость, благородство души и юное, распустившееся, как бутон розы, личико. Своей мудростью, она поражала меня все больше и больше.
Да, все же умеет Лиханов создавать героев. Ну, а если вспомнить Родиона Филимоновича, – великолепный персонаж. В нем Коленька находит и советника, и друга, и учителя. Новость о продаже фотографий ввела Колю в необычные раздумья.
Ему вдруг становилось обидно от того, что герой войны живет, как последний нищий, стыдно, то ли за Родиона Филимоновича, то ли за еще кого, что приходится продавать искусство, продавать частичку себя. Ведь в эти фотографии Коля вкладывал не только душу, но и все, что есть в нем чудесного.
Он возился с фотографиями, как с младенцами. Холил и лелеял их, оберегая от всего, он не мог нарадоваться их красочности, запаху и всему прочему…
Своей поддержкой, теплотой и заботой Колю оберегала его бабушка. Она с самого детства была близка мальчику. Добродушная женщина, отдающая себя всецело воспитанию Коли. С такой же любовью, лаской в рассказе А.
Лиханова «Высшая мера» Софья Сергеевна относилась к своему внуку Игорю. Любовь бабушек чиста и сильна. Порой мне кажется, что именно благодаря им рассказы такие чувственные и трогательные.
А если вспомнить рассказ «Музыка», там бабушка принимает огромное участие в жизни мальчика. Она всегда рядом, всегда поддержит и утешит его.
Таким образом, книги Лиханова учат добру, заставляют задуматься о злободневных проблемах общества, учат нас сделать правильный выбор. Они помогают стать нынешнему поколению более благородными, нравственными.
Читайте, ребята, произведения Лиханова! Ведь в них вы сможете найти ответы на все волнующие вас вопросы жизни. Вы ничего не потеряете, а только приобретете. И еще… сможете найти себя в этой непростой жизни.
«Сочинение-отзыв на повесть А. А. Лиханова «Солнечное затмение»»
Лебедева Арина 8 «А» класс МБОУ СОШ № 60 города Брянска
Недавно я прочитала повесть А. Лиханова «Солнечное затмение». В ней рассказывается о наших ровесниках – Феде и Лене, которым приходится преодолевать невероятные трудности. При этом подростки умеют радоваться жизни и сострадать. Альберт Лиханов пишет о любви и добре, понимании и взаимовыручке, о смысле жизни и связи поколений.
Прочитав книгу, я задумалась о своей жизни и поняла, что у меня счастливое детство. Я из благополучной семьи. Родители любят меня и всегда готовы помочь во всем.
Мне, как и большинству моих сверстников, сейчас доступно многое. Есть возможность учиться и совершенствоваться, дружить и весело отдыхать.
Часто мы плывем по течению и не ценим того, что имеем, проявляем свой эгоизм и не пытаемся понять окружающих.
А ведь есть такие дети, как Федька. Этот мальчик болезненно переживает беды своей семьи – беспросветное пьянство отца и страдания матери. «Что вы делаете, взрослые люди?…
Что за дикость такая: двое ж взрослых людей любят друг друга, ведь любят же, и мучают, терзают без жалости – зачем, отчего?» – говорит Федька. Он пытается понять своих родителей и помочь им. Несмотря на то, что отец принес семье много горя, Федька не потерял уважения к нему.
Он восхищается своим отцом на стройке, увидев, как мастерски Джон Иванович управляет огромным экскаватором. Федька считает, что в их жизни все можно исправить. Встречая отца с работы, он ведет его мимо пивнушки, изо всех сил старается возвысить его в глазах матери.
Федька жалеет мать, которая рано постарела от горя. Не думая о себе, он готов отдать свои вещи, чтобы помочь матери возместить недостачу. Счастье и радость мальчик находит в своем маленьком мире – на голубятне.
А Лена? По моему мнению, это героическая девочка. Она мужественно борется со своей болезнью, не позволяя окружающим себя жалеть. «Девочка, которая кажется старше взрослых», понимает, как тяжело переживают родители из-за ее недуга. Она поддерживает их, не позволяет матери уйти с работы.
Особую духовную близость Лена ощущает со своим отцом. Только с ним она может поделиться мыслями о своем будущем, и отец говорит ей: «Поверим в себя, в свои силы. В то, что мы люди и ты – человек, еще небольшой, но смелый, умный и мудрый человек. Ты все сможешь…» Лена умеет дружить и поддерживать подруг.
В интернате она находит радость в совместных вечерах, чтении стихов, общении с такими же, как она, больными детьми. А дома? Здесь ее гложет одиночество. Иногда я думаю, что у меня полно проблем.
Но разве могут они сравниться с проблемами Лены? Девочке очень сложно передвигаться, она не имеет возможности свободно общаться со своими сверстниками, а ведь она тоже имеет право на счастье! Радостью для нее становится голубятня, запах стружки и мальчик, которого она увидела из своего окна.
Встреча с Федей для Лены – спасение от одиночества. К тому же мальчик оказывается добрым и внимательным. Не позволяя себя жалеть, Лена открывается прекрасному чувству – первой юношеской любви. Все, что связано с Федькой, теперь становится важным для нее. Узнав о недостаче на складе, Лена находит способ помочь Фединой матери.
Ленина любовь спасает Федю, когда для него рушится весь мир, сносится поселок, не остается места для его голубятни. А Федино чувство спасает Лену от смерти, когда она, переживая потерю подруги, оказывается на проезжей части.
Символом проблем, бед и преград в повести Лиханова выступает «солнечное затмение». «Все наши беды – это затмение, и без них тоже нельзя. Без них разучишься видеть солнце!» – говорит Федя. И это, действительно, так. Трудности нужны людям, чтобы научиться ценить жизнь, любовь, дружбу. Книга А.
Лиханова помогла мне понять, что у меня прекрасное детство, и право быть счастливым есть у каждого человека.
В мире есть много того, что не зависит от нас, того, что мы не в силах изменить, но человек может сделать многое, чтобы быть счастливым! Иногда для этого достаточно помочь другим людям!
«Сочинение-письмо на произведение А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»»
- Рязанцева Анастасия 5 «Б» класс МБОУ СОШ № 59 города Брянска
- Здравствуй, Влада!
- Я никак не могла тебе написать, но теперь наконец-таки смогу тебе рассказать о таком интересном и поучительном произведении, как «Мальчик, которому не больно».
Это рассказ А. А.
Лиханова о мальчике, который был тяжело болен и не мог ходить. У него паралич нижних конечностей. У него нет друзей, но есть мама, папа и бабушка. А однажды у него появился друг, только это был не человек, а паучок. Мальчик назвал его Чоком, а себя – Чиком.
Им вдвоём хорошо: Чик делится своими мыслями с паучком, а тот его слушает. Но друга скоро не стало: бабушка смела его во время уборки. Одиноко мальчику, но папа пытается всячески помогать сыну: подарил коляску, выносит мальчика на улицу, они вместе нюхают цветы – словом, постигают окружающий мир вместе.
Папа возит врачей к сыну, они же втыкают иголки в ноги мальчика и спрашивают: «Больно?» А Чик им отвечает: «Нет».
Однажды папа привёл в дом священника. Мальчик догадался, что это необычный человек ещё по странному шуршанию шагов. Оказалось, что батюшка ещё и доктор медицинских наук. Мальчик во время этого посещения смотрел на золотой крест святого отца, и тут Чик неожиданно попросил: «Покрестите меня, пожалуйста!»
После этого батюшка произнес, на мой взгляд, слова, которые запали в душу и ребенка, и родителей: «Медицина бессильна без веры». Уходя, батюшка склонился к мальчику, и золотой крест коснулся ног ребёнка. Мальчик вдруг почувствовал холод, и это ощущение для него было новым.
Казалось бы, жизнь мальчика размеренна, но однажды из семьи уходит мама ( а она была кормилицей семьи), ей надоел свой ребёнок, она пытается устроить жизнь с другим человеком, уезжает заграницу. По сути, предаёт мальчика.
А через некоторое время погибает в автокатастрофе и папа, а бабушка, узнав об этом, попадает в больницу. К мальчику приходят совершенно чужие люди и сообщают об этом и отправляют в интернат.
А здесь такие же дети, как и он, за ними ухаживают няни, они здесь умирают (об этом мальчик догадался по пустой кровати).
И вот однажды в приют приходит батюшка – тот, который крестил мальчика. И снова батюшка коснулся тяжёлым крестом ног ребёнка, и снова мальчика пронзил холод. На прощание священник подарил иконку Богородицы. И «будто с размаха, он провёл быстро своим крестом по моим ногам», — так почувствовал мальчик снова боль. Батюшка сказал: «Верь и восстанешь».
Мальчик впервые за много месяцев заплакал, после того как батюшка сказал о Господнем испытании, ведь оно не каждому дано. И эти слова вселили в ребёнка надежду на скорое выздоровление, и оно пришло совсем неожиданно в образе Богородицы – мамы.
И мальчик, видя её, хватает костыли, вскакивает на ноги и делает первый шаг, а боль, будто молния, пронизывает его, и он кричит: «Мне больно!»
Вот таков вкратце сюжет этого произведения, но поверь, когда я читала произведение, мне было жать мальчика, я радовалась, когда у него что-то получалось, я счастлива оттого, что он сможет ходить. Я понимаю, что это художественное произведение и здесь присутствует художественный вымысел, но сюжет рассказа жизненный.
Произведение заставляет задуматься о том, что надо жить и думать не только о себе. Когда трудно, жалеть не только себя, а знать, что есть люди, которым, может быть, ещё хуже, и они нуждаются в нашем внимании, сострадании, сочувствии. Люди, давайте быть добрее друг к другу! – такова, на мой взгляд, авторская позиция.
Влада, я очень хочу, чтобы ты прочитала это произведение.
Твоя подруга Настя
«Сочинение-отзыв на произведение А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно»»
Храмкова Владислава 5 «Б» класс МБОУ СОШ № 59 города Брянска
Здравствуй, Настя!
Прости, что давно не писала: времени не было. Но недавно прочла произведение Альберта Лиханова и поняла, что должна рассказать о нём тебе. Оно называется «Мальчик, которому не больно». Да, не удивляйся, такое необычное название. На первый взгляд, может показаться (если судить по названию), что речь пойдёт о каких-то бесчувственных детях, но это далеко не так.
Главный герой – мальчик-инвалид, он страдает ДЦП. Ты, наверное, знаешь, что такие дети не могут передвигаться самостоятельно, но у него есть семья: папа, мама, бабушка, которые его любят, пытаются вылечить, но пока всё безрезультатно.
Ты можешь представить, что переживает мальчик? Скорее нет, а я его понимаю, потому что, ты знаешь, что я играю в спектакле «Хрустальные люди» в театре «Взрослые и дети». Я играю роль слепой девочки, и поэтому мне приходится вживаться в образ, а произведение А. А.
Лиханова мне в этом помогло.
Ты, наверное, хочешь узнать, чем тронул меня рассказ? Скажу честно, мне до слёз было жаль мальчика, когда я узнала, что у него нет друзей среди ровесников, и другом, как ни странно, становится паучок (или Чок – так ласково называет его мальчик, а себя – Чик). Но у него есть бабушка и папа, которые постоянно с ним, а вот мама занята тем, что зарабатывает деньги, чтобы содержать семью, но вскоре это становится для неё обузой, и она уходит, бросив мужа и сына. Теперь с мальчиком только бабушка и папа.
Но однажды пришёл в дом кто-то и сообщил, что папа погиб в автокатастрофе. Бабушку после такого известия отвезли на скорой в больницу, а мальчика — в интернат. Можешь себе представить, что чувствует мальчик.
Но так случилось, что ещё до гибели папы в жизни мальчика появился батюшка, который сказал, что лечение без веры невозможно.
Во время первой встречи с ним мальчик почувствовал от прикосновения креста священника холод в ногах, и это ощущение он испытал впервые, ведь все врачи, пытаясь вылечить мальчика, спрашивали: «Тебе больно?» Но он отвечал, что нет.
И вот теперь в интернате снова появляется батюшка, и он узнает мальчика, пытается ему помочь, и это ему удается: возвращается мама, а мальчик начинает чувствовать боль. Я верю, что теперь в жизни мальчика всё будет хорошо.
Настя, ты теперь понимаешь, что я не могла не поделиться своими мыслями о рассказе с тобой, но хочу, чтобы и ты прочитала его.
Ты, вероятно, спросишь, а что дало мне это произведение? Скажу так: рассказ тронул меня до глубины души, дал мне понять, что такие дети есть среди нас, и они ничем не хуже нас, а может быть, и лучше, потому что они чувствуют не только свою, но и чужую боль. Их мир – это другой мир, доселе мне не известный. Мне так захотелось стать другом мальчику.
Теперь, Настя, я обязательно справлюсь со своей ролью и сумею более эмоционально сыграть свою героиню – девочку, которая с рождения ничего не видит, но у неё есть дар – она поёт и через песни выражает свои чувства, а это любовь, сострадание, милосердие – именно то, чего нам сегодня не хватает, потому произведение А. А. Лиханова сегодня актуально, оно созвучно пьесе «Хрустальные люди».
Я хочу, чтобы все дети прочли это произведение, посмотрели спектакль «Хрустальные люди», ведь они наполняют человека добром и состраданием, делают мягче наши зачерствевшие души.
Твоя подруга Влада
P.S. Настя, когда прочитаешь произведение, обязательно напиши о своих впечатлениях от рассказа.
Иллюстрация к произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» Ильичева Анна 11 «А» класс
МБОУ СОШ № 60 города Брянска
Иллюстрации к произведению А. А. Лиханова «Мальчик, которому не больно» Гузова Виктория 8 «Б» класс
МБОУ СОШ № 59 города Брянска
Источник: https://children.libryansk.ru/konkurs/tri%20zakl.html
Читать онлайн Солнечное затмение страница 1. Большая и бесплатная библиотека
Повесть построена на контрастах – девочка в инвалидной коляске, Лена, живет по суровым правилам, составленным девочками в интернате: нам ничего не положено и жалеть нас не надо, а мальчишка-голубятник Федор – романтик и мечтатель.
Посетит ли юных героев нравственное озарение?
Альберт Лиханов Солнечное затмение
Не такая уж это была окраина, нет. Окраины давно уже поощетинились бетонными доминами. Издали еще ничего, издали, сквозь дымку, этакий сказочный многоглазый городище, весь белый, чего-то обещающий.
А вблизи – каменный забор.
Выйдешь из-за одного дома, думаешь, ну сейчас вот и простор будет – поле, одуванчики, земля, – а вместо одуванчиков снова дом, а за ним еще и еще, и сил уже нет добираться до выхода, и глаза тоскуют от асфальтовой серости…
Так что было это вовсе не на окраине, а посередине где-то, между центром и новыми районами, и были еще тут старые деревянные домишки, бараки-засыпухи – от военных лет, и была еще земля, и одуванчики, и старые черемухи осыпали весной дощатый тротуар опавшими лепестками.
И такой тут покой стоял, отрада душе, что порой забывалось, будто это город, большой, шумный город, и казалось, что ты в районном поселке незначительного масштаба.
И люди, торопливо выходившие из-за кустов акаций, от троллейбусных остановок, приехавшие из центра, с авоськами в руках или портфелями, вывернув из-за акаций, вступив из города в старый свой поселок, где жили они давно, сами не замечая, вдруг успокаивали шаг, глядели вокруг новым, ожившим взглядом, размякали как-то, потому что уголок этот, отгороженный от шума и суеты тополями, кустами и тишиной, жил другим дыханием, другим ритмом и того же требовал от всякого, кто входил сюда…
Один только батяня Федькин ходу не сбавлял. Газовал на четвертой передаче. Выруливал из-за акаций и к дому пылил.
Федор глядел на него со своей голубятни и взглядом как бы сопровождал, как бы старался отца уберечь. Только не всегда это ему удавалось.
Дорога отцова шла мимо фанерной будчонки с пластиковой волнистой желтой крышей – самого, пожалуй, современного сооружения в старом районе. Палатка бесперебойно торговала пивом, возле нее толпились мужики; мужской этот водоворот рассасывался только в сумерки, и будка эта была для Федора самым тоскливым местом. Не в городе, нет. Во всей его жизни.
Эх, жизнь!..
Хватало Федьке в ней расстройств и огорчений, и пары он огребал букетами, и дрался, бывало, с другими голубятниками – такое уж это дело, не обойтись, – и порол его батяня, но все неприятности и досады были в сравнении с пивнушкой этой проклятой семечками, царапиной, пустяком, мелочью. Вот чем были для Федьки все остальные неприятности. Потому как нет для человека ничего больнее срама собственного отца.
А Федькин батяня, загребая ботинками с оббитыми, побелевшими носами пыль, мчал к дому, не сбавляя скорости. Не видел черемухи, травы, облаков. Дул, страшно сосредоточенный, глядя под ноги, как бы задумавшийся о чем-то серьезном.
И Федька глядел на него не отрываясь, и этот взгляд его частенько все же помогал – отец проходил мимо будки; правда, потом, миновав ее, становился он вялый и мешковатый, и пропадала враз его сосредоточенность.
Но стоило Федьке сморгнуть, или оглянуться на турмана, или подумать о чем другом, даже не сводя глаз с отца, как все и начиналось.
«Э! – кричал от пивнушки какой-нибудь сиплый голос. – Джон Иванович! Подгребай к причалу!» Или еще хуже: «Американец! Валяй сюда!»
И все возле будки ржали, просто хором ржали, а отец резко разворачивался, подступал к пивнушке, задиристо выкрикивая: «Кто обзывается? Кто?» Но его обнимали, говорили пьяно: «Брось, Гера, брось, давай по единой», – и отец затухал, замолкал, толкался у будки до позднего вечера, а когда являлся домой, комната, где жили они втроем – отец, мать и Федор, – тотчас наполнялась пивным духом… Эх!
Мать уже и не плакала теперь. Глядела на отца высохшими глазами, сама высохшая, как доска, чернявая и худая, совсем старуха, а отец отворачивался в сторону, сопел, снимая ботинки, потом говорил, оправдываясь:
– Ну чо ты, чо ты, Тоня, я же не пьяный, всего кружечку.
Бог с ней, с кружечкой, пил бы себе на здоровье и три, и пять, и бутылку, если уж приспичило, нет, не это Федьку терзало, а срам. Срам отцовский. И слабость его немужская.
Звали батяню Фединого Джон Иванович в самом деле. Родился он в тридцатые годы, аж до войны. И мода тогда была. Сейчас мода на обувь, сапоги каким-то чулком носят, к примеру, очередища страшная у обувного магазина неподалеку от их поселка, ну вот, а тогда мода на имена была. На заграничные.
И родители назвали отца Джоном – по-американски.
Мог бы сто раз сменить это свое имя, да он и так сменил, называя себя, знакомясь, Георгием, но народ настоящее отцово имя знал, насмехался; мать объясняла, насмехался потому, что отец тут, в райончике этом и в этом доме, жил сызмальства и алкаши эти несчастные – его детские друзья.
Федор думал об этом частенько. Вот как! Вон тот, седой совсем и с палкой, – тоже, значит, отцовский кореш с детских лет. И этот, рыжий. И тот, лысатик-пузан. Сдувают с кружек пену, чокаются с отцом. Федор глядел на них с голубятни и все представить не мог, какими они мальчишками были. И были ли? Чудно это все ему казалось. И глупо.
Пусть даже были они друзьями, пусть сто лет тут живут и друг друга всегда знают. Пусть… Обзываться-то чего же! Дразниться до седых волос! Ну и чем виноват отец перед ними? Объясните – чем? Этот, седой, Иван Степанович, другой Платонов, его и по имени-то никогда не зовут, просто Платонов, будто и имени нет, лысый – Егор, а отец – Американец, вот тебе… Американец. Джон.
Взрослый человек, а все Американец.
Эх, батяня!.. Другой бы послал к черту старых друзей, коли такое дело, коли дразнят взрослого человека, детство забыть не могут. И все. Жил бы, как остальные. Шел спокойно мимо пивнушки.
Не дергался по пустякам. Но, видно, была у отца какая-то своя тайна, что ли. Своя робость, которую никак не перешагнуть. Вот вырулил он из-за угла, дует домой, сосредоточившись, голову опустив, думая о чем-то.
Поравнялся с будкой.
– Дядя Сэм! – кричит лысый. – Хэлло! Дуй сюда, у меня аванец! – И отец словно спотыкается. Минуту стоит, потом рукой самому себе махнет, мол, была не была, к пивнушке идет, кричит истошным голосом: «Кто сказал «дядя Сэм»?» – и народ у ларька хохочет, за животы держится. Ладно бы эти трое, друзья детства, а то все уже потешаются.
Шут гороховый!
Федор глядел, как сворачивает отец к ларьку, и закусил губу, зло воткнул топор в бревно. «Черт с ним! Горбатого могила исправит!» Это материны слова, не его, но он их всегда повторяет. Повременив, огляделся вокруг себя, словно бы к жизни возвращался.
А жизнь у Федьки отдельная от всех. Собственная. С ребятишками он не якшается по причине простой: не желает быть, как отец, американцем. Он бы, правда, и не стал никогда американцем, любой бы, кто обозвал, получил как следует по зубам. Тут же. Да за такие слова!..
Но он с ребятами все равно не водится. Не потому, что боится, как бы по-отцовски не обозвали. Потому что за отца стыдно. Мало у кого отцы не выпивают, это есть, случается. Но ни над кем в округе не издеваются, как над Федькиным родителем. Поэтому Федор все больше один.
Чтоб не пришлось говорить: «Это мой батя».
Федор привык один быть. Привык своей жизнью жить, от всех отдельной. Стучал топором, рубанком стружку гнал.
- Собрал старые доски, пару со стройки стянул, а сетка старая – и притих, мурлычет под нос песенку.
- Песенка у Федора забавная, из какой-то там старины, в кино услышал или по радио, теперь уж и не упомнит…
- Не нужен мне берег турецкий, И Африка мне не нужна…
Других слов не помнит, зато эти ему нравятся очень. Правда, на что ему берег турецкий? Или Африка, опять же? Ему тут нормально. В этом их углу. Тихо летом, тепло.
Турманы урчат, зобы раздувают, золотистый самец перед голубкой хвост развернул, пошалить хочет, ах вы, летуны, ах, мерзавчики! Ну ничего, потерпите малость, доделает ваш Федька новую голубятню, всем голубятням голубятня.
Просторная, не на крыше где-нибудь, а отдельно стоит, на четырех столбах, с крышей покатой, чтоб дождь не заливал, по всем правилам искусства, ах ты, елки-моталки, и пусть они там живут, как им нравится, папаня этот…
Подумал опять про отца, и руки сами собой разжались, молоток выпал. Пальцы холодными стали. Вот всегда так. Сколько ни думай про разное, как про отца вспомнишь – ладони потеют и тоскливо становится.
Источник: https://dom-knig.com/read_177925-1
Мбоу средняя школа № 27 города кирова
13 сентября исполнилось 75 лет А.А. Лиханову.
Семиклассники нашей школы знакомы с его книгами. Вот что они пишут в своих
отзывах.
- Альберт
Лиханов «Солнечное затмение» - Отзыв о
книге. - Недавно я прочитала книгу
Альберта Лиханова «Солнечное затмение».
Мне очень понравилась книга! Она
легко читается, написана интересным, а не занудным языком.
Из героев мне очень понравилась
Лена, или как её называл папа, Алена. Это очень сильная девочка, у которой
отказали ноги. Она не любила, когда её называли инвалидом и жалели. Ещё один главный герой – это мальчик Федя. Он
был без ума от своей голубятни. Но у него тоже была проблема – его пьющий отец.
Этим двум ребятам было нелегко.
Лена большую часть своей жизни
проводила в интернате, но ей там нравилось даже больше, чем дома. Дома мать
постоянно «моргала глазами», что ужасно бесило Лену. Она знала, что в этот
момент мама готова разреветься от жалости. И лишь одно её веселило – это
мальчик Федя. Особенно забавляло Лену, когда Федор пел: «Не нужен мне берег турецкий!
И Африка мне не нужна!».
А Федя не мог спокойно смотреть
на ту пивнушку, где его отца поджидали так называемые «друзья детства». Его
мама долго терпела всё это, но потом ей все это надоело, и она сказала сыну:
«Давай уедем».
Сын не смог смириться с тем, что отец доводит его мать, и сказал
ему: «Ты никто». Отец подошел к дереву и заплакал. Но, когда Федя заметил, что
за ним наблюдает девушка, он понял, что она видела эту сцену.
Ему было неловко
перед ней.
Когда Лена позвала Федю к себе
домой, они растерялись и наговорили всяких глупостей друг другу. После этого
никак не могли успокоиться. Они побежали в ливень и грязь друг к другу, чтобы
попросить прощения. Лена не жалела нового платья, ведь ей приходилось крутить
вручную грязные колёса своей инвалидной коляски.
Когда они столкнулись на улице, Федор всё
время повторял: «Сумасшедшая!». А Лена спрашивала: «Что с нами такое?
Затмение?». И Федя вспомнил, что завтра будет солнечное затмение. На следующий
день они смотрели его вместе. После этого Лена сказала фразу: «Все беды – это
солнечное затмение, а жизнь – само солнце».
Но вдруг на Федю и Лену
обрушилась ужасная новость: их райончик снесут, и на его месте построят
гостиницу. Всё как будто перевернулось в этот момент. После этого Лена узнала,
что умерла её лучшая подруга. Всё стало не так радужно, как казалось сначала.
Лена поехала интернат, а Феде пришлось сжечь свою голубятню.
Ту, что он долгое
время строил сам, в которую он вложил всю свою душу! Он не мог бросить голубей,
он засунул их за пазуху и узнал в
милиции, где находится интернат Лены.
Прибежав туда, он заорал: «Позовите Лену!». Лена вышла с тетей Дусей, Федор отдал тете
Дусе своих голубей, точнее он отдал их интернату. Он не мог бросить ни Лену, ни голубей.
Теперь
он будет навещать их: Лену и голубей.
Книга взволновала меня. Лиханова
называют защитником детства. Теперь понятно почему. Он пишет о детях и для
детей и для взрослых. Его герои – взрослеющие люди со своими жизненными
трудностями, приобретениями и потерями. Это сильные, неравнодушные люди, у них
можно поучиться радоваться жизни и умению быть честными.
- Если вы ещё не прочитали эту
книгу, думаю, стоит почитать, даже если вы не большой поклонник чтения, эта
книга затронет вас. - Галя Бояринцева,
- Ученица 7А класса,
Учитель О.А. Дербенёва
Источник: https://kirov-school27.ucoz.ru/news/k_75_letiju_a_a_likhanova/2010-10-19-23
Солнечное затмение Лиханов — по русскому языку и литературе
Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.
Я с огромным интересом прочитал повесть А.А.Лиханова «Солнечное затмение». Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Фёдора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Фёдора, обсуждал с мамой страницы, которые взволновали, перевернули что-то в моей жизни.
Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.
Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.
У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены хоть и есть подружки в школе-интернате, но ее жизнь ограничена.
Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка.
Федор помог Лене пережить смерть ее подружки Зины, остановил её и вселил надежду, когда Лена в инвалидной коляске неслась по дороге навстречу движущемуся транспорту, можно сказать, что он спас Лене жизнь.
В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя.
Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких «друзей» в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым.
А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.
У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет! Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой.
И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам. Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно.
И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу. Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это — трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы.
Но во многих магазинах пандусы такие крутые, что я бы не рискнул с них съехать, даже если бы удалось на них забраться.
Но что самое плохое – это то, что им каждый день приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как это все было противно и обидно.
Да и сейчас подружку обзывают даже взрослые люди, смеются над ней со словами: «О, у тебя проблемы!.. Как ты смешно ходишь!..» Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно! Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя вести.
Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя так, будто не вижу отличия между нами.
Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, кото-рое надо просто переждать.
И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать.
Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее.
Спасибо автору за это!
Полезный материал по теме:
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/solnechnoe-zatmenie-lixanov
Самая главная ценность — это…(Урок внеклассного чтения по повести А.Лиханова "Солнечное затмение")
- Автор конспекта: Автор(ы): — Татарко Наталия Викторовна
- Место работы, должность: — МОУСОШ п. Индустриальный, учитель русского языка и литературы
- Регион: — Саратовская область
- Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
- Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
- Класс(ы): — 10 класс Класс(ы): — 11 класс
- Предмет(ы): — Литература
- Цель урока: — — Формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах; — Становление эмоционально- ценностного отношения к миру, к жизни -Формирование чувства ответственности за судьбу другого человека — Совершенствование духовно-нравственных качеств личности — Формирование метапредметных умений и социальных компетенций уч-ся — Воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.
- Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
- Учащихся в классе (аудитории): — 19
- Используемые учебники и учебные пособия: —
- ——
- Используемая методическая литература: —
- ———
- Используемое оборудование: —
- Мультимедийный проектор, фильм Павла Чухрая Вводитель для Веры», музыка Шнитке, Рыбникова
- Используемые ЦОР: —
- Презентация
- Краткое описание: — Урок — открытие с ориентацией на технологию деятельностного подхода и формирования надпредметных умений
- Урок – открытие на тему: «Самая главная ценность – это…»
- (по повести А.Лиханова «Солнечное затмение»)
- Цель урока:
- — Формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах;
- — Становление эмоционально- ценностного отношения к миру, к жизни
- -Формирование чувства ответственности за судьбу другого человека
- — Совершенствование духовно-нравственных качеств личности
- — Формирование метапредметных умений и социальных компетенций уч-ся
- — Воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.
- Вступительное слово учителя под музыку Альфреда Шнитке «Объяснение в любви»
- — Добрый день, ребята.
Сегодня наш урок я хотела бы начать с притчи. Послушайте её.
Одна мудрая женщина, путешествуя, нашла драгоценный камень в ручье. На следующий день, она встретила путника, который попросил еды. Женщина открыла свою котомку, чтобы достать еду.
Путник увидел в котомке драгоценный камень и попросил женщину отдать ему этот камень. И женщина отдала камень, не колеблясь. Путник пошёл своей дорогой, не веря такой неожиданной удаче.
Он знал, что стоимость этого камня так велика, что, продав его, он сможет жить безбедно до конца дней своих.
Однако, через несколько дней, он нагнал странницу и сказал:
— Я всё думал о стоимости камня и решил вернуть его вам, в надежде, что смогу получить от вас нечто более ценное. Поделитесь со мной и научите меня тому, что заставило вас отдать этот камень мне, незнакомцу, без колебания.
— Как вы думаете, чему должна была научить странница незнакомца?
А) человеческой щедрости, мудрости, доброте, бескорыстию, тому, чего и нам в жизни порой так не хватает.
Б) А я думаю, что странница уже дала путнику мудрый урок. Ведь он же вернулся, наверное, не только из любопытства. Поступок женщины заставил задумался путника о том, что дорогой камень – это не самое великое богатство, что есть вещи, гораздо ценнее, чем бриллианты и сапфиры .
– Какие же это вещи? Доброта, бескорыстие, человеческая щедрость, (давайте их запишем) сострадательность и многие другие нравственные ценности, которые нельзя купить ни за какие деньги, о которых мы в бешеном ритме нашей жизни часто забываем, подменяем чем-то другим, идём по ложному следу в поисках смысла жизни, а в результате – проходим мимо чего-то очень важного, самого ценного в нашей жизни.
Нравственность — основа всех человеческих ценностей, — сказал Альберт Эйнштейн. Вы согласны с эти высказыванием? Некоторые из этих ценностей мы с вами уже назвали. Я предлагаю продолжить этот список.
(дружба, преданность, любовь, милосердие, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, творчество, свобода, мир, знания, любовь к отчизне) Какими другими общечеловеческими ценностями вы бы хотели дополнить этот список? Что имеет в нашей жизни неоспоримую цену?
Здоровье, жизнь, любимая профессия, увлечения, семья. Ив результате мы получили вот такой замечательный кластер. (на доске- «Жизненные ценности»).
У любого человека есть свой набор ценностей, которые он считает истинными. Я предлагаю вам сформировать такой набор жизненных ценностей, остановившись только на 5 самых важных для вас и вписать их в ступеньки пирамиды, выстраивая рейтинг их приоритетности.
Музыка А. Рыбникова «Признание»
Найдётся ли смелый человек, готовый познакомить нас со своей шкалой ценности? Спасибо. Ещё.
-Что же оказалось на верхушке нашей пирамиды у остальных? (Жизнь, здоровье, любовь) -Как вы думаете, почему ваши ответы не были однозначными? ( потому что у каждого человека своя система истинных ценностей, свои жизненные идеалы.)
— В течении жизни ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит ,какие ценности выбрать главными в своей жизни. Вот так и для меня в жизни не раз одна ценность на верхушке нашей пирамиды сменяла другую. Это происходит потому, что истинные ценности всегда проверяются «в деле». В жизненной ситуации. А ситуации бывают разными.
— Итак, как вы поняли, на какой же вопрос мы должны с вами ответить в ходе нашего урока? Какие ценности мы можем назвать главными в нашей жизни и что же является самой главной её ценностью
Исходя из цели, сформулируйте тему урока. Какой вариант вам нравится больше всего? «Самая главная ценность – это…». Запишите в тетрадь.
Тема нашего урока носит проблемный характер и в течение урока мы постараемся найти ответ на этот непростой вопрос.
вместе с героями произведения — Альберта Анатольевича Лиханова – нашего современника, писателя, журналиста, председателя Российского детского фонда, академика Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства. Его книги изданы тиражом более 30 млн. экземпляров, переведены на разные языки мира.
Основной темой творчества Лиханова является тема становления подрастающего поколения. Сам писатель так и говорит: «Своей главной темой и аудиторией, — говорит писатель, — я считаю подростков. Этот формирующийся человек требует глубокого осмысления.
О нем и для него надо писать». Каждое из его произведений- это маленький шедевр о смысле жизни,о добре и зле, о чести и долге, о любви и верности, о человеческом достоинстве. Какие нравственные уроки извлечём мы из этих произведений, зависит уже от нас.
Прикоснёмся к нравственным истинам одного из произведений писателя – повести «Солнечное затмение».(1977). Вы перевернули последнюю страницу повести. Как вы поняли, о чём это произведение?
Оно о наших сверстниках, о суровой правде жизни, о любви, о дружбе, о человеческом участии, о взаимоотношениях с родителями. Это повесть о том, что прекрасное, нравственное начало в человеке способно преодолеть всяческое зло, обывательское ничтожество и ещё о силе человеческого духа.
- Но почему же автор тогда назвал свою повесть «Солнечное затмение?»
- Вашим домашним заданием было опираясь на любой из информационных источников, дать ответ на вопрос: какой смысл вкладывает писатель в это название?
- 1 группа –
- 2 группа –
- 3 группа —
Ваши находки очень интересны. Позвольте мне тоже высказать свою версию. Как мне кажется, в самом названии повести заложено некое противоречие. Контраст. Вдумайтесь. Солнечное затмение… солнце, несущее тепло и свет и жизни, и тьма, поглощающая её.
Так и в жизни. Добро борется со злом. Свет – с тьмой, жизнь со смертью. И кто кого – во многом зависит от нас с вами. Лена тоже поняла эту истину.
Ну что ж, давайте поближе познакомимся с главными героями этого замечательного произведения. Кто же они? Назовите их имена. Лена и Фёдор.
Почему два главных героя? Неужели каждый из них не достоин отдельной истории?
Достойны. Просто их судьбы тесно переплетены и взаимосвязаны не только жизненными событиями, но и духовным родством.
— Что же роднит этих героев? Ведь они такие разные. Лена – инвалид детства, а Фёдор – нормальный, здоровый мальчишка, который гоняет по крышам голубей. Ну во- первых. они оба добрые, чуткие люди . во – вторых, они оба одиноки.
— В чём же заключается одиночество Феди?
(Он ни с кем из сверстников не общался, так как ему было стыдно из-за отца, который просто безбожно пил. Отца звали Джоном Ивановичем, друзья из пивнушки обзывали Американцем или дядей Сэмом.
Главное, он никогда не давал отпор, выглядел шутом. Федя ненавидел эту пивнушку. Не хотел, чтобы даже ненароком его обозвали сыном Американца).
В чём же главная причина одиночества Феди? В семейном конфликте!разладе!
— Но тогда в чем заключается одиночество Лены? Ведь в её семье – совершенно другие взаимоотношения. И родители в дочке души не чаят.Что об этом говорит автор? – зачитывают лирическое размышление о коляске №1.
В чём же причина одиночества Лены? В её болезни! Если бы мы сейчас предложили нашим героям выстроить свой рейтинг жизненных ценностей, как вы думаете, что поместил бы на вершину пирамиды Фёдор до встречи с Леной? Семью. Лена? Здоровье.
Но вот стоило встретиться двум одиноким людям — и уже нет одиночества.
Их дружба перерастает в привязанность. А потом – в какое-то незнакомое, но прекрасное чувство.
Зачитывает мальчик №2 – Так что же происходит с Федей? – он влюбился…
Она: и Лена тоже понимает, что она влюбилась. Что же теперь оказалось для наших героев самой большой ценностью жизни? Любовь (и дружба). « Любовь наполняет жизнь смыслом» -сказал английский писатель и философ Д. Майер. Вы согласны с этим высказыванием?
Но чем больше Лена понимает, что значит в её жизни Фёдор, тем больше задумывается о собственной неполноценности и безбудощности.
№4 – диалог папы и дочки о смысле жизни
— Как бы вы сформулировали основную мысль этого эпизода? (только сила человеческого духа способна преодолеть и неизлечимую болезнь. и другую трагическую безысходность!)
— . А мне очень нравится, как сказал об этом Максим Горький:
«Мысли о смерти нужны для жизни.»Если вам понравился этот афоризм, запишите его в тетрадь.
А я знаю ещё один: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для другого». Так сказал великий классик русской литературы Л.Н.Толстой. и Лене очень повезло, что рядом с ней оказался такой человек, как Федя, добрый, чуткий. сострадательный, надёжный.
Что у неё- замечательная семья, любящий и понимающий учитель. Они все живут для неё. А она будет жить для них. Ведь в жизни так важно. чтобы хоть кто-то подал тебе руку. И в подтверждение этой мысли хочу предложить вашему вниманию эпизод фильма Павла Чухрая «Водитель для Веры»: эпизод.
(где Вера хочет покончить жизнь самоубийством, но её спасает протянутая рука друга)
Что спасает героиню фильма Павла Чухрая от необдуманного поступка? Рука друга.
Так подлинно человеческое сострадание может победить равнодушие, пассивную мораль „непреодолимых обстоятельств“
Может, поэтому не стало Зины?Лениной подруги, что рядом с ней в нужный момент не оказалось такого друга?
Музыка Бетховена. Стихотворение Вероники Тушновой читает учитель.
- Море мое пустынно,
- на море тишь да гладь…
- Может быть, это стыдно –
- так безнадежно ждать?
- Напрасный огонь лучится,
- виден издалека…
- Я не могу отлучиться
- с забытого маяка.
- Я не могу отлучиться
- ни на единый час
- вдруг что-нибудь случится с тобой…
- А огонь погас!
Пусть не гаснет огонь вашей любви к близким вам людям, к жизни, к тому, что вам в жизни интересно и дорого. Пусть в вашей жизни поменьше будет солнечных затмений.
И помните о том, что в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью и порождаем. Любить мир именно таким, каков он есть.
Не уходить внутрь себя, как улитка в домик, а жить – полноценно, радостно и счастливо, если каждый человек будет строить свою жизнь на основе общечеловеческих ценностей, то в нашем мире все люди будут счастливы.
Будут ли счастливы герои Лиханова?Автор не даёт читателю ответ на этот вопрос, тонко чувствует реалистическую правду человеческих отношений, но мы ясно отдаем себе отчет, что нравственное озарение, посетившее их на пороге жизни, на всю их жизнь, – это моральный критерий их дальнейшей жизни.
Пришло время подвести итог нашему уроку. О чём же заставил задуматься нас автор? Чему научились?
Я прошу вернуться вас к нашей пирамиде ценностей и ещё раз их пересмотреть.
Изменилось ли ваше мнение в конце урока? Что же теперь является для вас самой важной жизненной ценностью? Сама Жизнь.
(Дополняем тему на доске: «Самая главная ценность – это жизнь!») И мы вновь ищем подтверждение нашим мыслям у великих философов. Наибольшей ценностью, которой обладает человек, является его жизнь!- утверждают Алберт Энштейн и Альберт Лиханов.
Но не следует при этом забывать, что « Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает
сделать жизни других людей красивее и благороднее» ( Э. Севрус )
Я благодарю вас за работу .все вы заслуживаете только оценок4и5!
- И на память о нашем уроке я хочу подарить вам буклеты с полюбившимися афоризмами:
- Наибольшей ценностью,
- которой обладает человек,
- является его жизнь!
- Альберт Энштейн
- Неправда, что жизнь мрачна,
- неправда, что в ней
- только язвы да стоны, горе и слезы!…
- В ней есть все, что захочет найти человек,
- а в нем есть силы создать то, чего нет в ней.
- А. Сандей
- Мысли о смерти нужны для жизни.
- ( М. Горький )
- Жизнь дана на добрые дела.
- ( Л. Толстой )
- Жизнь заключается в любви.
- Она начинается любовью к матери,
- длится любовью к женщине, детям …
- и заканчивается любовью к самой жизни.
- ( Э. Севрус )
- Жизнь отдельного человека
- имеет смысл лишь в той степени,
- насколько она помогает
- сделать жизни других людей
красивее и благороднее. ( А. Эйнштейн )
- Любовь наполняет жизнь смыслом.
- ( Д. Майер )
Задания для работы в группах:
Используя информационные источники, ответьте на вопрос: «В чём вы видите смысл названия повести Лиханова?»
1.Наша группа работала со словарём Ожегова. Он даёт такое определение слову затмение -1) Затмение — Временное затемнение небесного светила (кода оно закрыто другим или попало в тень другого небесного тела) – прямое значение
- 2) Затмение — Временное помрачнение сознания – переносное значение
- «Все беды – это солнечные затмения, а жизнь – само солнце»
- Высказывание Лены
2. Наша группа работала с астрологическим календарём. Там мы нашли такие сведения о затмении. «Само лексическое значение слова «затмение» словно предостерегает: разум затмевается, многое не видно со всей полнотой объективности. Люди склонны действовать импульсивно, словно какая-то фатальная сила толкает к тем или иным поступкам.
Именно под натиском фатальности в затмения часто случается что-то очень важное и последствия потом сказываются долго.»
3. На интернет-сайте «Геродот» наша группа нашла такую информацию.
«Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал солнце источником света, тепла и жизни и обожествлял его.
- В Киевской Руси, как и повсеместно в средние века, солнечные и лунные затмения считались отрицательными «знамениями» (в равной мере у язычников и у христиан).
- Здесь можно вспомнить «Слово о полку Игореве», где солнечное затмение предрекало неудачный поход Игоря.»
- .
Файлы: yablonka_razumihina.mp3 Размер файла: 1936846 байт.
Источник: https://eorhelp.ru/samaya-glavnaya-cennost-eto-urok-vneklassnogo-chteniya-po-povesti-a-lixanova-solnechnoe-zatmenie/