Повесть И. С. Тургенева «Ася». Испытание любовью
- Цели: познакомить учащихся с историей создания повести, помочь окунуться в мир тургеневских героев; определить идею повести, выделить её художественные особенности; развивать навыки анализа художественного текста;учить учащихся определять мотивы поступков героев, основные черты их характеров; развивать навыки анализа образной системы художественного произведения, умение
- высказывать свои впечатления о прочитанном художественном произведении, связную речь и творческие способности учащихся; воспитывать интерес к исследованию чувств, мотивов поведения героев произведения; воспитывать эстетический вкус, интерес к творчеству Тургенева.
- Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования на их основе умений и навыков.
- Ход урока
- Мотивация учебной деятельности
— О чем повесть? Какие остались у вас впечатления после прочтения?
Слово учителя.
Тургенев – автор произведений о современности писателя, он писал об общественных процессах, происходящих в современной ему России.
Но после выхода в свет повести на писателя посыпались обвинения в приверженности «чистому искусству», уходе от насущных общественных проблем. Несомненно, это был поверхностный взгляд.
Не мог писатель такого уровня, как Тургенев, в одной маленькой повести отступиться от своих литературных принципов.
Тургенев, говоря о личном, о чувствах и переживаниях, говорит о серьёзных общественных проблемах. На малом пространстве личных человеческих чувств Тургенев ставил и раскрывал гражданские проблемы, разоблачая и обвиняя тех, кто предавал поверивших им людей.
Повесть написана в 1958 году. Это сложное и противоречивое время не только для России, но и для самого автора. С одной стороны — осознание необходимости изменения государственного устройства, т.е. отмены крепостного права.
А с другой – страх перед грядущими переменами, перед коренными преобразованиями, перед крушением привычного мира интеллигентного человека. Тургенев осознавал зарождение демократического движения, понимал его необходимость, но принять не мог.
По своему душевному складу Тургенев был скорее сомневающимся Гамлетом, в политике же считал себя либералом — постепеновцем, сторонником медленных политических и экономических реформ. Демократы привлекали его, но одновременно и пугали своей безудержной устремлённостью, напором.
Поэтому и возникает в его творчестве мысль о судьбе интеллигента в новых исторических условиях.
Возвратимся к началу сегодняшнего разговора. Только ли о любви пишет Тургенев в повести «Ася»?
- Оглашение темы и целей урока. Запись в тетради.
- Изучение нового материала. Работа над темой урока.
- — чтение и комментарий эпиграфа
- Только раз дается в жизни счастье,
- Только раз и только на мгновенье,
- И не в нашей слишком слабой власти
- Удержать его прикосновенье.
- Только память с нами остается,
- Точно крест на брошенной могиле,
- И тоска о том, что не вернется,
- Что из рук мы сами упустили.
- — история создания повести «Ася»
Повесть И.С. Тургенева «Ася» была написана в 1858 году. Во время ее написания Тургенев путешествовал по Европе: Зинциг, Баден-Баден, Париж, Ницца… Замысел «Аси» возник у Тургенева случайно. «Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне.
Вечером, от нечего делать, вздумал я поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Ни об чем не думая, лежал я в лодке, дышал теплым воздухом, смотрел кругом. Проезжаем мы мимо небольшой развалины; рядом с развалиной домик в два этажа.
Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего — высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое-то особенное настроение.
Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, — и так тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа».
Несмотря на случайно возникший замысел, история жизни главной героини Аси очень напоминает судьбу дочери Тургенева. Матерью девочки была белошвейка, работающая по найму в доме Тургеневых. После рождения дочери ее отправили в Москву, а девочку, названную Пелагеей, оставили в имении среди дворовых.
Девочка выполняла тяжелую домашнюю работу, но иногда ее одевали в чистое и выводили к матери Тургенева, Варваре Петровне, которая улыбалась и спрашивала: «Не скажите ли вы, на кого похож этот ребенок?» Тургенев узнал о существовании дочери случайно, приехав в имение, он удочерил ее, назвал Полиной и увез во Францию, боясь, что положение «незаконнорожденной» будет тяготить ее в дальнейшем, если она останется в России.
- — анализ текста повести.
- 1 этап: знакомство и зарождение любви
- Двойственность при первой встрече с героями повести.
- Способ заставить читателя думать?
- Господин Н.
- -ведёт жизнь никчемного человека или его интересуют люди
- -роман с вдовой: романтик или скучающий скептик
- -привлекает красота города или просто нравится вино
- -на комерше все веселятся, а его душа мертва или имеет смелость присоединиться к студентам
- Гагин
- -недоволен пирушкой студентов, но критикует русских,
- -рад встрече с Н., но ведёт себя неприлично,
- -неблагозвучная фамилия и привлекательная внешность,
- -заминка от смущения или не знает, как представить Асю.
- Ася
- -начинает разговаривать за ужином с Н. только после разрешения Гагина, но очень
- подвижна, непосредственна,
- — у неё глубокий и нежный взгляд,
- — внезапно уходит, стоит за тёмным окном (Чего-то ждёт?),
- — внезапно прибегает провожать, но убегает вперёд,
-при прощании молчит, но кричит вслед: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили!» (Предсказание? Предвидение? Предчувствие?)
- Завязка закончилась
- Как завершение этапа жизни – звучит ланнеровский вальс
- Н. чувствует себя влюблённым
- (чтение под музыку)
- 2 этап: раскрытие характеров
Гагин: пренебрежительно относится к людям, занят только собой (история любви Н. неинтересна); критику принимать не умеет, бездарен (не учился, т.к. виновата проклятая славянская распущенность); дразнит Асю (дама сердца); «Я обязан быть снисходительным с нею».
Ася: на развалинах хочет привлечь внимание («экая сумасшедшая»); хочет нравиться; резкие перепады в настроении (дурачится и подражает чопорным англичанам, совершенно русская простолюдинка, Доротея)
Господин Н.: досадует на Асю, проникается добрыми чувствами к Гагину, забывает о вдове; «она ему не сестра». «Что за хамелеон эта девушка!»
Подарок – ветка герани. Почему герань?
Мнение астрологов и флористов: герань — нежно любимый цветок, символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Это растение гармонизирует атмосферу в доме, гасит конфликты, усмиряет вспышки гнева.
Этот цветок считается оберегом, он охранят дом от вторжения непрошеных гостей. Герань делает людей добрее и терпимее друг к другу.
Дает помощь в достижении целей, в поиске путей к успеху, помогает в обретении своего “Я”, уверенности в себе, чувства собственного достоинства.
- Разговор после встречи с богомольцами
- Оцените мечты Аси и реакцию господина Н.
- «Порог»
-Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
-Святая! – принеслось откуда-то в ответ.
Разговор о крыльях = признание в любви (Ася), а г-н Н?
Вальс — полёт
Что чувствует Ася? Что чувствует господин Н?
«Крылья у меня выросли – да лететь некуда». Кто виноват в такой перемене настроения?
Господин Н. – безнравственный обманщик (сам о себе).
Господин Н. – подлец или совершил роковую ошибку? Это ошибка, т.к. он хочет её исправить. Он живой человек, а не образ-схема.
Гагин: гений ничтожества (ловко обманывает господина Н.) и злой гений (останавливает признание господина Н.)
- Прощальная записка Гагина и прощальная записка Аси (без комментариев)
- Наблюдение над собственными ощущениями и впечатлениями
- (минута релакса)
- Музыка из к/ф «Достучаться до небес»
- 3 этап: крушение жизни
Мог бы господин Н. жениться на Асе? Могли бы они быть счастливы?
— подведение итогов анализа повести. Тема, идея повести (цитата).
Тема: повесть о любви и о счастье.
Идея: «Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время — и хлебца напросишься».
В этом метком афоризме зашифрована мысль: в молодости человек отталкивает от себя свое счастье в уверенности, что жизнь ему даст еще много шансов быть счастливым. Однако часто оказывается, что шанса больше не будет никогда: у счастья нет завтрашнего дня.
— возвращение к эпиграфу
Только ли у счастья нет завтрашнего дня?
Завтра не наступит никогда. Есть только здесь и сейчас. Жить нужно сегодняшним днём. Потому что завтра может оказаться поздно.
— Особенности композиции (запись в тетрадях)
Номер главы | Композиция | Сюжет |
I | Воспоминания Н. | Экспозиция |
II | Знакомство с Гагиным | |
III-VII | Продолжение знакомства. «Странности» Аси. | Завязка |
VIII | История семьи Гагиных | |
IX-XV | Любовь | Развитие действия |
XVI | Свидание и объяснение | Кульминация с мгновенной развязкой |
XVII-XX | Переживания героя. Ночь после объяснения | |
XXI | Утро после свидания. Уехали! | |
XXII | Воспоминания Н. | Эпилог |
- КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ
- (рассказ в рассказе)
- Тема урока – «Испытание любовью».
Герои прошли это испытание? А выдержали его?
А вы прошли испытание любовью?
- Домашнее задание: заполнить таблицу «Черты характера героев повести»
Черты характера героев повести
Источник: https://naurok.com.ua/urok-literatury-povest-i-s-turgeneva-asya-71310.html
И.С Тургенев. "Ася". История создания повести
Тип урока: урок- исследование
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева; ввести в художественный мир произведения, способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
- развивать аналитическое мышление, интеллектуальные навыки, умение выделять главное, речь учащихся; способствовать развитию исследовательской деятельности учащихся.
- способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, коммуникативных качеств учащихся (сотрудничество, умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения).
Ход урока I Оргмомент II Вступительная беседа 1.Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Тургенев — первая влюблённость» 2. «Слово учителя» Наши тургеневские чтения мы не случайно начали со стихотворения Бальмонта «Тургенев – первая влюбленность», потому что главное в повести «Ася» (о которой мы будем говорить) — любовь. Тургенев, пожалуй, один из немногих писателей, который с поэтическим трепетом воспел рождение вечно юного чувства – любви. И сегодня мы окунемся в чарующий мир повести «Ася». Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа уч-ся выбрала свои пути решения предложенных задач: ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ должны, проанализировав предложенную литературу, познакомить нас с историей создания повести, связав ее с фактами из биографии Тургенева. СОЦИОЛОГИ — должны были провести анкету среди уч-ся и родителей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ — внимательно прочитав текст , отметить особенности, интересные моменты повести Тургенева. ИЛЛЮСТРАТОРЫ- предложить свои рисунки к оформлению повести. Предоставляем слово нашим литературоведам, которые работали с письмами и воспоминаниями о Тургеневе, изучили материалы о времени создания повести. III «Слово литературоведов» Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Тургенева и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания повести «Ася», соотнесенную с жизнью самого писателя. «В человеческой жизни есть мгновения перелома, мгновения, в которых прошедшее умирает и зарождается нечто новое; горе тому, кто не умеет их чувствовать… Мне скоро 40 лет, не только первая и вторая, но и третья молодость прошла – и пора мне сделаться если не дельным человеком, то по крайней мере человеком, знающим куда он идет и чего хочет достигнуть», — писал Тургенев в письме к Ламберту в 1857 году. 2) Именно такое мгновение переживал Тургенев в течение всего 1857 года. Накануне своего сорокалетия он окидывает взглядом прошедшее, грустит о крушении многих надежд. В период нравственного перелома Тургенева обычно больше всего волновали вопросы этические, среди которых проблема личного счастья и любви выдвигалась на первый план. Это происходило еще и потому, что личная жизнь самого писателя была неустроенной, у него не было своей семьи, а отношения с Полиной Виардо как раз в то время значительно осложнились. Переживая чувство смятения, тревоги, утратив надежду на личное счастье, Тургенев стремиться выразить это состояние в своих художественных произведениях. Одним из них стала повесть «Ася». Замысел «Аси» возник случайно… 3) «Проездом остановился я в маленьком городке на Рейне. Вечером вздумал поехать кататься на лодке. Вечер был прелестный. Проезжали мы мимо небольшой развалины, рядом с развалиной домик в два этажа. Из окна нижнего этажа смотрит старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Тут вдруг нашло на меня какое – то особенное настроение. Я стал думать и придумывать, кто эта девушка, какая она, и зачем она в этом домике, какие ее отношения к старухе, — и так, тут же в лодке и сложилась у меня вся фабула рассказа». Вытканная из «особенного настроения» повесть была начата 12 июля 1857г., писалась около 5 месяцев и была закончена 27 ноября того же года. 4) После публикации повести в 1858г. в «Современнике» она сразу же обратила на себя внимание писателей и критиков. Н.А. Некрасов в письме к Тургеневу в декабре 1857г. писал: «…она (повесть) прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришла эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что – то небывалое у нас по красоте и чистоте». «Я три дня нахожусь под сильным впечатлением от недавно прочитанной «Аси»: я женщин Тургенева сравниваю с колоритом и освещением картины, которым не веришь только потому, что не видел все это в природе». (8 февраля 1858г. письмо А.Н. Майковой к Я.П.Полонскому). Вывод: повесть не оставила равнодушными читателей – современников Тургенева — и волнует сердца людей и в наши дни. Почему так происходит, выясняли СОЦИОЛОГИ. IV «Слово социологов» Мы провели анкету, в которой попытались найти ответ на вопрос: что привлекает читателей в этой повести , почему и школьникам ,и уже взрослым людям нравится читать тургеневские страницы вновь и вновь? В опросе участвовали 20 учеников, 22 родителя
Высказывания о повести:
1) Не каждый человек может рассказать о своем душевном состоянии, когда он любит, а Тургеневу удалось передать состояние предчувствия любви. 2) Нам сейчас некогда оглядываться назад, потому что впереди вся жизнь, повесть заставляет задуматься над словами Тургенева: » … у счастья нет завтрашнего дня» 3) Тургенев сам не был счастлив в семейной жизни, поэтому и написал такой печальный финал повести. Жалко, что герои расстались, а ведь так красиво все начиналось. 4) Эта повесть напоминает феерию Грина «Алые паруса». Там чувства Ассоль так похожи на ожидание любви Асей. У них даже имена начинаются на букву «А». 5 ) Подводя итоги этого опроса, мы выяснили, что привлекает прежде всего самое загадочное из всех чувств – любовь. Тургеневу удалось рассказать нам о том, как происходит это чудо, как открывается сердце человека для красоты и добра. Вывод: Любовь — » вечная тема», поэтому читать о ней всегда интересно в любом возрасте. Что за тайное притяжение у этой повести? Какие загадки сокрыты в ней? На эти вопросы отвечали ИССЛЕДОВАТЕЛИ, которые работали с текстом повести V «Слово исследователям» Внимательно прочитав и проанализировав текст повести Тургенева, мы хотим отметить следующие «загадки» повести: 1. Когда знакомишься с новым произведением, то сразу обращаешь внимание на его название. Мы решили заглянуть в справочник о значении имен и выяснили, что АННА-это «грация», «миловидность». АНАСТАСИЯ-это «рожденная заново». 2 . Еще одна особенность: почему Тургенев отказывает в имени своему герою, называя его Н.Н. ? Обратимся к 1-й главе повести, где рассказывается о несчастной любви Н.Н. Хочется обратить внимание на выделенные слова. В них явно звучит ирония! Нет никакой трагедии. Тургенев предупреждает: вся история впереди. 4. Обратите внимание, что встреча Аси и Н.Н. происходит на берегу Рейна, на каменной скамье, возле которой «маленькая статуя мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами». Рядом растет одинокий ясень, а мадонна печально выглядывает из его ветвей. Место встречи символично: Н.Н тоже одинок, а маленькая мадонна напоминает Асю. Слово «печально» заставляет насторожиться, ведь кругом веселье и смех. 5. Еще один момент. Почему герой решил познакомиться с Гагиными, ведь он не любил знакомиться с русскими за границей? Обратимся к портретам героев Мы отметили еще одну особенность: у Тургенева есть ключевое слово в портрете, которое играет определенную роль: у Гагина это «мягкий», у Аси — «что-то особенное», и «черные светлые глаза». 6. Еще один любопытный факт. Зачем в 3 главе Гагин приходит к Н.Н. и приглашает его любоваться природой? Самое удивительное, что в этой главе НЕТ описания природы! Герой начинает восхищаться природой только в 4 главе, когда появляется АСЯ. Именно Ася освещает все вокруг, с ней Н.Н. счастлив. Во 2 главе есть описание пейзажа, когда лодка героя разбивает лунный столб. Этот столб можно сравнить с разбитой жизнью Аси. СИМВОЛ — еще одна особенность повести. Если представить сведения о количестве пейзажей в повести в виде таблицы, то она будет выглядеть следующим образом: ВСЕГО – 22 главы.
I гл. | II гл. | IY гл. | YII гл. | Х гл. | ИТОГО |
1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 7 |
7. Кроме того, в повести много музыки, о ней часто упоминает Тургенев на страницах повести I глава, II глава, IХ глава, ХIХ глава. ( послушаем музыку и мы!) (Ф.Шуберт .Вальс «На голубом Дунае») ВЫВОД: сильные чувства, важнейшие события у Тургенева часто сопровождаются музыкой. Он наделил своих героев умением чувствовать природу и музыку как вечных спутников влюбленности. Передаём слово ИЛЛЮСТРАТОРАМ ИЛЛЮСТРАТОРЫ: эпизод встречи и прощания Н.Н. и Аси, пейзаж из 2 главы, образ Аси и Н.Н., Ася на развалинах замка Вот и подошел к концу наш урок, посвященный знакомству с повестью Тургенева «Ася». Думаю, что все согласятся со мной в том, что повесть до сих пор современна и притягательна, она напоминает нам о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе.. А Тургенев останется для нас «поэтом красоты и влюбленности», предупреждающим, чтобы мы ценили каждое мгновения счастья, чтобы мы не оставались равнодушными, чтобы мы не боялись брать на себя ответственность за других людей и всегда помнили, что у счастья нет завтрашнего дня… Чтобы подвести итог вашим исследованиям, составим синквейны : девочки — Ася, мальчики — Н.Н. VIII Объяснение домашнего задания.
читать гл. 6-22, вопросы после повести, заполнить правую часть таблицы
Эпизод | «Что за хамелеон эта девушка!» ( поведение Аси) |
«Помнится, нам встретилась многочисленная чета белокурых и чопорных англичан» | |
«Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле» | |
«В тот же день, вечером, я читал Гагину «Германа и Доротею» |
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/i_s_turgenev_quot_asja_quot_istorija_sozdanija_povesti/6-1-0-2584
Толоконникова И. Повесть «Ася» и ее место в творчестве И.С. Тургенева
Ирина Толоконникова
Повесть «Ася» и ее место в творчестве И.С. Тургенева
Повесть «Ася» была опубликована И.С. Тургеневым в 1858 году в журнале «Современник». Сам автор признавался, что «писал ее очень горячо, чуть не со слезами» (Тургенев И.С. Письмо Л.Н.
Толстому от 27 марта / 8 апреля 1858 г. // Тургенев И.С. Собр. соч.: В 12 т. — М., 1953-1958. — Т. 12. — С. 299. В дальнейшем все цитаты Тургенева приводятся по данному изданию.
В тексте в скобках указаны том и страница).
Сюжет повести очень прост. Главный герой Н.Н., находясь в небольшом немецком городке З., познакомился с русским путешественником Гагиным и его сводной сестрой Асей. Они подружились. Однажды Ася тайно от брата назначила Н.Н. свидание, во время которого призналась ему в любви. Для Н.Н. это признание было полной неожиданностью.
Он растерялся, не зная, что сказать, что сделать. Ася, видя его нерешительность, быстро убежала и … пропала. Ее нигде не могли найти. Самые ужасные мысли, самые страшные подозрения мелькали у обоих мужчин. Наконец, поздно вечером Ася вернулась домой. На следующий день утром Н.Н.
отправился к Гагиным с твердым намерением сделать девушке предложение, но узнал, что они уехали. Он пытался найти их, но не смог. Так в один миг тургеневский герой превратился из счастливейшего человека (именно в таком настроении он шел к Гагиным) в бессемейного бобыля.
Уже в этом раннем произведении намечаются два основных тургеневских мотива, которые пройдут через все его творчество.
Вопрос о трагическом значении любви в жизни человека.
Почему трагическом? Потому что любовь рисовалась автору стихийной и бессознательной силой, которая неожиданно и страшно обрушивается на человека, и человек перед ней оказывается бессилен (вспомним любовь Базарова к Одинцовой). Все преграды, охраняющие человека от этой силы, непрочны и искусственны; достаточно неосторожного прикосновения, и они порвутся.
В других произведениях Тургенева любовь также понимается им как сила, порабощающая человека. Например, в повести «Переписка» (1856)читаем: «В любви нет равенства; в любви одно лицо — раб, а другое — властелин Любовь — цепь, и самая тяжелая» (6, 116).
«Любовь » даже вовсе не чувство; она — болезнь ; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли — ни дать, ни взять холера или лихорадка» (6, 116).
Возможно, что такие взгляды сложились у писателя под влиянием его собственного опыта жизни и любви (ведь он многое принес в жертву своему чувству к Полине Виардо).
Стремление человека к счастью и неосуществимость его.
В более поздних произведениях этот мотив будет звучать как противоречие между счастьем и долгом, как невозможность сочетать одно с другим и как следствие — страдание, трагизм человеческой жизни из-за необходимости выбора.
В любом случае финал трагичен.
Если человек выбирает счастье, то оно может оказаться призраком, обманом, как это произошло с героями тургеневского «рассказа в стихах» «Параша».
И причина этого кроется в том, что, с точки зрения автора, счастье вообще невозможно, по крайней мере, для людей с аналитическим умом, с высокоразвитым интеллектом. Счастливы могут быть лишь люди средние, ординарные, заурядные, не задумывающиеся о жизни и ее неразрешимых противоречиях. Таковы, например, Николай Петрович и Аркадий Кирсановы в романе «Отцы и дети».
О таких людях автор говорит устами героя повести «Переписка»: «…Жизнь только того не обманет, кто не размышляет о ней и, ничего от нее не требуя, принимает спокойно ее немногие дары и спокойно пользуется ими. Идите вперед, пока можете, а подкосятся ноги, сядьте близ дороги да глядите на прохожих без досады и зависти: ведь и они недалеко уйдут!» (6, 117).
Правда, и Тургенев понимал, что человек не может не стремиться к счастью, и это понимание лишний раз подчеркивало трагизм ситуации. В повестях Тургенева используются те же художественные особенности, которые впоследствии будут присутствовать в его романах.
Герой — человек с развитым, личностным сознанием. Более того: герои тургеневских повестей — люди с особым психологическим складом — максималисты, у них бесконечная жажда жизни и счастья. Однако они не могут преодолеть противоречия между стремлением к счастью, заложенным в человеке самой природой, и невозможностью его осуществления.
Им хотелось бы остановить прекрасное мгновение, сделать его вечным, но это невозможно. Так возникает противоречие между вечным и конечным, духовным и материальным. Человек не может отказаться от стремления к счастью: оно заложено в нем самой природой. Поэтому итог всегда трагичен, что бы человек ни выбрал (счастье или долг).
И поиски счастья для тургеневских героев часто оказываются как бы погоней за призраком.
Человек в произведениях Тургенева — не творец собственного счастья, не устроитель своей судьбы. Правда, он не сразу понимает это.
Он должен пройти длинную цепь поисков счастья, падений и разочарований, чтобы понять, что оно недостижимо, поэтому нужно отказаться от притязаний на личное счастье ради долга.
Только в этом можно найти если не счастье, то хотя бы удовлетворение, пусть Даже и горькое, от сознания выполненной обязанности и завершенного труда, возложенного на себя взамен неосуществимого стремления к счастью.
На героев повести «Ася» любовь тоже обрушивается неожиданно и неотразимо, как гроза, как стихия, не подвластная человеку. Нельзя угадать такое мгновение, когда эта сила может даться в руки человеку: не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля.
Ситуация в повести «Ася», во многом напоминающая типично гоголевскую ситуацию: человеку кажется, что он максимально близок к тому, в чем он видит свое счастье, но в один момент все меняется на 180 градусов.
Таков Городничий в «Ревизоре», который уже собрался ехать в Петербург и вдруг приходит почтмейстер с письмом, разбивающим все его мечты; таков Ихарев в «Игроках», считающий, что «ни за что» получил двести тысяч рублей, а на самом деле лишившийся своих восьмидесяти.
Таков же и Чичиков в «Мертвых душах»: все присутствующие на балу приветствуют нового «херсонского помещика», даже губернаторская дочка сидит рядом — и вдруг в этот звездный час героя появляется Ноздрев с разоблачениями.
Как известно, Н.Г.
Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» писал, что в данной ситуации виноваты не стихийные силы, а сам герой, его нерешительность, бесхарактерность, дряблость, порожденные социальными условиями его жизни.
Чернышевский, с его принципом реальной критики, для которой художественные произведения — в основном только материал для борьбы за общественные преобразования, для приговора над современной ему общественной жизнью, оценил эту повесть как разоблачение дворянина-либерала, не готового к социальной борьбе.
С точки зрения критика, человек, струсивший на свидании с девушкой, струсит и «на свидании» с революцией, струсит в любом общественном деле. Дворяне-либералы перестают быть прогрессивной силой общества, — считает он.
«Мы видим Ромео, мы видим Джульетту, счастью которых ничто не мешает, и приближается минута, когда навеки решится их судьба, — для этого Ромео должен только сказать: «Я люблю тебя, любишь ли ты меня?» И Джульетта прошепчет: «Да»… И что же делает наш Ромео (так мы будем называть героя повести, фамилия которого не сообщена нам автором рассказа), явившись на свидание с Джульеттой?..
Что же говорит он ей? «Вы предо мною виноваты, — говорит он ей. — Вы меня запутали в неприятности, я Вами недоволен, Вы компрометируете меня, и я должен прекратить мои отношения к Вам; для меня очень неприятно с Вами расставаться, но Вы извольте отправляться отсюда подальше».
Что это такое? Чем она виновата? Разве тем, что считала его порядочным человеком? Компрометировала его репутацию тем, что пришла на свидание с ним?.. Да, поэт сделал слишком грубую ошибку, вообразив, что рассказывает нам о человеке порядочном. Этот человек дряннее отъявленного негодяя» (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. — Т. 5. — М., 1950. — С. 158.).
В том же духе оценивает эту ситуацию и П.В.Анненков. «Такой любовник есть, без сомнения, великое несчастье для женщины…» (Анненков П.В. Шесть лет переписки с И.С. Тургеневым // Анненков П.В. Литературные воспоминания. — М., 1983. — С. 364.). Но, слава Богу, считает критик, что этот слабохарактерный герой, при всех своих недостатках, осознает свою нравственную бедность.
Так же считал и Д.И.Писарев:« Неразвитая, полудикая девушка одною силою своего чувства становится неизмеримо выше молодого человека, у которого есть и ум, и образование, и современное развитие.
Она на все решилась, не остановилась даже перед тою мыслию, что может огорчить брата — единственного человека в мире, которого она любит, она пошла навстречу осуждению и позору, страданиям и домашнему горю, а он, он… на чем он запнулся? Стыдно сказать, а умалчивать незачем… На том, что он сам, г. Н.
, затруднится отвечать на вопрос какого-нибудь великосветского хлыща: «как ваша супруга урожденная?». Потом он после двухдневной борьбы одолевает это препятствие; но эта победа оказывается несвоевременною» (Писарев Д.И. Собр. соч.: В 30 т. — Т. 1. — Л., 1981. — С. 207.).
Однако Тургенев далек от такого понимания проблемы.
Дело в том, считает автор, что любовь капризна и своенравна, как Ася, а у «счастья нет завтрашнего дня»: «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного осознания моей любви, — признается герой повести, — оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… но уже тогда было поздно» (6, 258).
Как уже говорилось, в тургеневских повестях этого периода как бы подготавливаются важнейшие моменты будущих романов писателя: проблема счастья и долга, любовь как стихийное бедствие, ведущее к гибели физической или нравственной. В повести «Фауст» (1856) читаем: «…Жизнь не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение…
жизнь — тяжелый труд. Отречение, отречение постоянное — вот ее тайный смысл, ее разгадка: не исполнение любимых мыслей и мечтаний, как бы они возвышенны ни были, — исполнение долга, — вот о чем следует заботиться человеку; не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща…
» (6, 203).
Мнение героя разделяет и автор, считающий, что существует сила, препятствующая наслаждению человека счастьем. В повести присутствуют и другие важные мотивы и особенности тургеневских романов. Основные из них следующие. Тургеневский роман — роман не только о русском деятеле, но одновременно и повесть о первой любви.
Писатель воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как образ «тургеневской девушки», — девушки, ожидающей своего избранника и учителя.
Внимание «тургеневских девушек» сосредоточено на вопросе самоутверждения женской личности: они эмоциональны, решительны и стремятся изменить свою жизнь.
В обществе того времени активно обсуждался «женский вопрос» (эмансипация женщин, доступ к высшему образованию, уравнение женщины в правах с мужчиной).
Тургеневский парадокс: сопоставление слабого мужчины и сильной женщины.
Любовь девушки, готовой на любые подвиги и жертвы ради своей любви, трактуется автором как испытание не готового к такой самоотверженности героя, и «по-тургеневски» полюбившая барышня может даже стать судьей своего учителя.
«Велика его власть в это время над нею!.. Если б он был героем, он бы воспламенил ее, он бы научил ее жертвовать собою, и легки были бы 3> ей все жертвы! Но героев в наше время нет…» (6, 97).
Все названные моменты присутствуют в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо».Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н.Н., так же как образ «тургеневской девушки», нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. «Ася» — одно из лучших произведений Тургенева о любви.
«Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . — № 8 . – С. 53-57.
Источник: https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=1337
Урок 46. И. С. Тургенев. Повесть Ася
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучение истории создания повести «Ася». Обсуждение и анализ содержания и творческих принципов автора
Задачи урока
- Познакомиться с историей создания повести «Ася», отвечать на вопросы по содержанию произведения. Проанализировать художественные особенности повести и их связь с основной мыслью произведения
Виды деятельности
- Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
- Повесть, герой, портрет, пейзаж, рамочная композиция
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. | Учащиеся дают ответ на вопрос домашнего задания. Ответы могут различаться, поэтому отвечающий должен доказать свое мнение. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала. | Лекция учителя о повестях И. С. Тургенева и об истории создания повести «Ася» (см. учебник 2 ч. С. 86) |
3 | 3. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала. | Обсуждение содержания и композиции повести «Ася». Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – – Кто является рассказчиком в повести? Что вы можете сказать об этом человеке? Введение понятия рамочная композиция. Рамочная композиция, или обрамление – такое построение литературного произведения, при котором один рассказ заключён в другой. Как правило, в таких произведениях несколько рассказчиков и несколько временных планов. – Кем приходилась Ася Гагину? Как он к ней относился? – Играет ли Гагин важную роль в событиях повести? – Какое значение для событий повести имеет это его увлечение? – Какие события повести кажутся вам наиболее важными в сюжете? Что можно считать кульминацией? – Что можно сказать о главной героине? Чем она отличается от своего прототипа из реальной жизни? – Рассказчик говорит о переменчивости Аси. Найдите несколько разных портретов героини в повести и сравните их. Что изменяется? Почему? Что остаётся неизменным? – Как повлияли события повести на жизни героев? Какой вывод делает господин Н.Н., завершая свой рассказ? Согласны ли вы с ним? Как вы думаете, согласен ли со своим героем автор? Проявляется ли где-нибудь на страницах повести его собственное мнение? |
4 | 4. Этап усвоения и первичного закрепления нового материала. | Анализ языка повести И. С. Тургенева «Ася». Выявление художественных приёмов в тексте. – Какую роль играет пейзаж в повести? – – К какому литературному направлению вы отнесли бы повесть «Ася»? Какие черты других направлений в ней можно заметить? |
5 | 5. Информация о домашнем задании. | Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: 1. Кого из уже известных вам женских персонажей русской литературы напоминает Ася? 2. Прочитать статью Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous» 3. Подготовиться к самостоятельной работе «Жизнь и творчество И. С. Тургенева» |
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/urok-46-i-s-turgenev-povest-asya-5919/
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева Ася
Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева «Ася»
Тургенев И.С.
На момент создания повести «Ася» (1859 год) И. С. Тургенева уже считали автором, оказывающим существенное влияние на общественную жизнь в России. Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».
Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни.
В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» — Гагина и Н. Н.
— характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.
Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н.
— молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике.
Он знакомится с симпатичной молодой парой — Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.
В дальнейшем он становится частым гостем у Гагиных. Брат Аси вызывает у него симпатию: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая…
» Он пытается заниматься живописью, однако ни один из его этюдов не закопчен (хотя в них «много жизни и правды») — Гагин объясняет это отсутствием дисциплины, «проклятой славянской распущенностью».
Но, подсказывает автор, возможно, причина в другом — в неспособности доводить начатое до конца, в некоторой лености, в склонности подменять дела разговорами. Эти черты свойственны и Гагину, и главному герою, в чем убеждает эпизод в долине.
Отправляясь «на этюды», Асин брат объявил, что будет рисовать с натуры, Н. Н. же взял с собой книжку. Однако вся затея кончилась тем, что молодые люди легли на траву и принялись «тонко» рассуждать о том, «как именно должно работать» и каково «значение художника в наш век».
Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой.
Ася — побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение.
Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.
Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса.
Вначале героя, очарованного Асей, мучит подозрение, что она не сестра Гагину. Затем, когда он узнает историю Аси, ее образ озаряется для него «пленительным светом». Однако его смущает и приводит в замешательство прямой вопрос Асиного брата: «Но… ведь вы не женитесь на ней?» Героя пугает «неизбежность…
решения», к тому же он не уверен в том, что готов связать с этой девушкой свою жизнь.
Кульминационный момент в повествовании — сцена свидания Н. Н. с Асей. Здравый смысл не позволяет г-ну Н. Н. сказать слова, которых ждет от него влюбленная девушка. Узнав наутро, что брат с сестрой покинули город 3., герой чувствует себя обманутым. Он называет себя «безумцем», страдает от сознания того, что совершил ошибку, слушая голос рассудка, и навсегда лишил себя счастья быть с Асей.
В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.
Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего — проблема истинных и ложных ценностей.
Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность».
Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.
Источник: https://mirznanii.com/a/358160/syuzhet-geroi-i-problematika-povesti-i-s-turgeneva-asya
Ася (повесть), история создания, сюжет, критика и восприятие, экранизации
Ася
Название | Ася |
Жанр | Повесть |
Автор | Тургенев, Иван Сергеевич |
Язык оригинала | русский |
Написан | 1857 |
Публикация | 1858 |
«Ася» — повесть Ивана Сергеевича Тургенева. Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник» (том LXVII), 39—84.
История создания
Тургенев работал над повестью с июля по ноябрь 1857 года. Медленный темп написания был связан с болезнью и утомлением автора (редакция «Современника» ожидала повесть намного раньше).
По собственному признанию Тургенева, замысел повести был связан с увиденной им в немецком городке мимолетной картиной: пожилая женщина, выглядывавшая из окна на первом этаже и головка юной девушки в окне наверху.
Тургенев попытался представить судьбу этих людей: так возник замысел «Аси».
Среди прототипов героев «Аси» называют прежде всего самого Тургенева и его незаконнорожденную дочь Полину Брюэр, которая находилась точно в таком же положении, как Ася: дочь барина и крестьянки, она из крестьянской избы попала в дворянский мир, где чувствовала себя чужой. Ещё одним прототипом Аси могла быть В. Н. Житова — незаконнорожденная сестра Тургенева.
Сюжет
Повествование ведётся от лица анонимного рассказчика (господина Н. Н.). Он вспоминает молодость, свое пребывание в маленьком городке З. на берегу Рейна. Однажды, услышав музыку и шум студенческого праздника, он переправился через реку в соседний городок Л.
Здесь герой познакомился с двумя русскими: молодым человеком по фамилии Гагин, который хочет стать художником и девушкой Асей (Анной), которую он представил, как свою сестру. Ася то веселится, то грустит, совершает эксцентричные поступки (карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы).
Герой начинает подозревать, что Ася — не сестра Гагина.
Через несколько дней рассказчик ведёт откровенный разговор с Гагиным. Выясняется, что Ася — действительно его сестра. В возрасте двенадцати лет Гагина отправили в Петербург в пансион. Его овдовевший отец остался в деревне.
После смерти отца выяснилось, что у него есть ещё один ребёнок, дочь — Ася, матерью которой была Татьяна, горничная в доме Гагиных. Гагин вынужден один воспитывать тринадцатилетнюю девочку. Он на несколько лет отдаёт ее в пансион, где ей живется нелегко.
Наконец, Гагин решил уехать с Асей за границу.
Рассказчик проникается глубокой жалостью к Асе: он понимает, что именно её неясное социальное положение (дочь крепостной и барина) вызывает в ней нервное напряжение. Постепенно он влюбляется в Асю.
Ася пишет ему письмо с просьбой о свидании. Гагин, который знает о чувствах сестры, спрашивает у героя, согласен ли он жениться на ней.
Герой, не уверенный в своих чувствах, пока не может ответить согласием и обещает при встрече (если та состоится) отвергнуть любовь Аси.
Свидание героя с Асей происходит в доме вдовы бургомистра. После объяснения Ася оказывается в его объятиях, но тут герой начинает укорять её за то, что она всё испортила, признавшись брату, и теперь их счастье невозможно. Ася убегает. Герой и Гагин ищут её.
В конце концов рассказчик осознает, что действительно любит Асю и хочет на ней жениться. Он собирается на следующий день попросить у брата руки девушки. Но назавтра оказывается, что Гагин и Ася уехали из города.
Герой пытается их настичь, но в Лондоне их след затерялся.
Герой никогда больше не встречался с Асей. В его жизни были и другие женщины, но сейчас, на пороге старости и смерти, он понимает, что по-настоящему любил только её, и что даже высохший цветок, который она ему подарила, переживет обоих влюблённых — так быстротечна человеческая жизнь.
Критика и восприятие
Ещё при жизни Тургенева повесть была переведена на многие европейские языки: немецкий, английский, шведский. Имелось несколько французских переводов; сам Тургенев не был удовлетворен их качеством и выпустил свой французский перевод.
Критика считала героя повести классическим типом «лишнего человека» — нерешительного, не нашедшего себе места в жизни. Образу героя «Аси» Н. Г. Чернышевский посвятил свою статью «Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева „Ася“».
Экранизации
В 1978 году режиссёром Иосифом Хейфицем по повести был снят одноимённый фильм, главную роль в котором исполнила Елена Коренева.
Источник: https://www.cultin.ru/books-asya-povest