Презентацию на тему «Женские образы в романе «Война и Мир»» (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература.
Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайд(ов).
Слайд 1
Женские образы в романе «Война и мир»
Учитель русского языка и литературы Л.В.Василега Гулькевичский район МБОУСОШ №9
Слайд 2
Роману «Война и мир» Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда.(1863-1869гг.)
Слайд 3
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они поделены Л.В. Толстым на две группы.
К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.
Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.
Слайд 4
Образ Наташи Ростовой
Очаровательная, полная жизни Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок.
Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где вяло течет пустая светская беседа.
Вместе с Наташей в этот чинный, чопорный мир как бы врывается свежее дыхание жизни. Ей чужды притворство и лицемерие . Вероятно , развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, и взаимопонимания.
Слайд 5
Наташа отличается от других героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает, как художественно одаренный человек. Она страстная натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Болконского, она не способна думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильной пыткой.
Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья. В финале романа Толстого мы видим уже не очаровательную и подвижную девушку, а зрелую сильную женщину, любящую жену и мать. С прежней страстью Наташа отдается заботам о муже и детях.
Все свои силы она посвящает воспитанию детей.
Слайд 6
Образ Сони
В Соне нет такого внутреннего огня, как в Наташе. Соня милая, честна, добрая. Она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю.
Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй… Соня сохраняет свою верность любимому, отклоняя предложение Долохова.
Она любит безропотно, но отказаться от своей любви она не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.
Слайд 7
Образ Марии Болконской
Живой Наташе противопоставляется в романе кроткая и нежная княжна Марья, в которой смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья.
Княжна Марья безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой.
Но в ее характере есть наследственная Болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина.
Слайд 8
С особой мощью, твердость и сила характера этой скромной девушки, обнаруживается в годы Отечественной войны 1812 года . Очень важное качество Марьи — естественность, безыскусственность. Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет.
Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора.
Как всегда у Толстого, окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова.
Слайд 9
Образ Анны Шерер
На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой героиней. Когда заговорили об императоре, лицо Анны Павловны «представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Вот это «представляло» сразу ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным.
Несмотря на свои 40 лет, она «преисполнена оживления и порывов». Представляя героиню, Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней.
«Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться»
Слайд 10
Элен Курагина
Элен — воплощение внешней красоты .Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание.
Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Она цинично следует законам светского общества и поэтому пользуется его уважением. Для великосветской красавицы брак — путь к обогащению.. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна.
“Я не такая дура, чтобы иметь детей”, — произносит она кощунственные слова
Слайд 11
. Л. Н. Толстой
Нет величия там ,где нет простоты ,добра и правды.
Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/44982-zhenskie-obrazy-v-romane-voyna-i-mir-10-klass.html
Открытый урок литературы в 10 классе «Женские образы в романе «Война и мир»»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
(305507, Курская обл., Курский р-н, д. Разиньково, ул. Молодёжная, д. 37,
р. т.: 59-25-17, сайт — www.kur-gnez.ru, эл. почта — [email protected])
- Открытый урок литературы в 10 классе
- «Женские образы в романе «Война и мир»»
- Разработала учитель
- русского языка и литературы
Косинова А.А.
- 15 апреля
- 2016 г.
- Урок литературы в 10 классе
- ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»
- Цель: выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал женщины, ее общественная роль в понимании Толстого; разобраться, почему его любимой героиней стала Наташа Ростова.
- Задачи:
- Образовательные: последовательное исследование позиции Л.Н. Толстого об идеале прекрасного в романе.
- Развивающие: нравственное и эмоциональное развитие умения аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Воспитательные: воспитание чувства прекрасного на примере героев Л.Н. Толстого.
- Тип урока: обобщение и систематизация знаний
- Форма и методы урока: фронтальная, парная, самостоятельная, решение проблемных вопросов.
- Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, план к ответу для каждой группы.
- Ход урока
… что есть красота,
- и почему ее обожествляют люди?
- Сосуд она, в котором пустота,
- Или огонь, мерцающий в сосуде.
- Николай Заболоцкий
- 1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
Из каких качеств складывается идеальный образ женщины в произведении Пушкина «Евгений Онегин»? (Идеал женщины у А.С.Пушкина — «русская душой», «сильная натура, искренняя, умеющая любить, романтическая женщина Идеал женщины – сильная и свободная женщина, способная ради достижения высокой цели на самопожертвовании).
Слово учителя о толстовском идеале женщины:
Сегодня мы с вами поговорим о изображении женщин в романе-эпопее Л.Н.Толстого. Писатель утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или общественной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».
- Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:
- • хранительницу очага, основу семьи;
- • нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);
- • естественность;
- • движение души.
- С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.
- 3.Работа с интерактивной доской
-
Попробуйте узнать героинь по единственной строке. (1 слайд)
- «Известная фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны».
- «Пожилая бледная дама, одной из лучших фамилий, утратившая прежние связи в свете».
- «Вполне красивая женщина, предоставлявшая право любоваться собой».
- «Недостаток ее – ее короткость губы и полуоткрытый рот – казались ее особенностью, собственно ее красотою».
- (Ответы: Анна Павловна Шерер, княгиня Друбецкая, Элен Курагина, Лиза Болконская.)
-
Что можно сказать об отношении автора к героиням? (2 слайд)
Любимые, Нелюбимые, Сложно определить.
Наташа Ростова, А.П. Шерер, Соня.
Марья Болконская, Элен Курагина, Вера.
Жюли Карагина, А.М. Друбецкая, Лиза Болконская.
Словарная работа: Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь – это и будут их основные черты.
Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позерство.
-
Сравните портрет Наташи, Сони и Веры. (3 слайд)
Почему в одной автор подчеркивает «некрасивая, но живая», в другой – «тоненькая миниатюрная брюнетка», в третьей – «холодная и спокойная».
Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? «Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру».
-
Понаблюдайте, как улыбаются героини: (4 слайд)
- Наташа: «смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом».
- Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку».
- Жюли: «вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор».
- Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно».
- Элен: «что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо»
-
Как по такому портрету можно оценить внешние и внутренние черты героинь: (5слайд)
• красива или некрасива?
• состояние души, умение переживать, верность, отзывчивость, любовь, естественность.
4.Парная работа.
Задание 1
Учитель: Так что такое красота в женщине? Материал в помощь (план ответа для каждой группы).
План
-
Имя.
-
Портрет.
-
Речь.
-
Жизненные идеалы, поступки.
-
Испытание любовью.
-
Позиция автора.
-
Позиция читателя.
- ^ Ответ группы №1. Наташа
- ^ Ответ группы №2. Элен
- ^ Ответ группы №3. Мария
- Задание 2
Учитель. Как речь помогает дополнить нравственный облик женских образов? Проанализируйте эти эпизоды (именины, бал, святки). И сделайте выводы.
Речь Наташи^ Вывод группы№1. Речь Наташи изобилует эмоциональной лексикой ( «душенька», «такая прелесть», «голубчик», «папенька»), словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами, что говорит о ее добром нраве, простоте.
О восторженной натуре свидетельствуют восклицательные предложения («Весело!», «Я рада!»).Речь Марьи. ^ Вывод группы №2. Марья очень любит своих близких. К брату обращается ласково «Андрюша», в ее речи много положительно окрашенных слов ( «совершенный ребенок», «такой милый»).
Марья – верующий человек, поэтому часто говорит о Боге, о вере.Речь Элен. ^ Вывод группы №3. Речь Элен выдает ее интересы: как бы ярче заблистать на светском небосклоне. Она говорит мало, часто на французском языке, потому что не обладает достаточным умом и отдалена от традиций своего народа.
Ее речь отражает ее любования собой, пустую душу («как я красива»), привязанность к светскому обществу.
Задание 3
Учитель. В одной из глав «Войны и мира» Лев Толстой высказал мысль о том, что все предметы и явления окружающей жизни можно разделить на две категории, в зависимости от того, что в них преобладает: форма или содержание.
Толстой не любил ни людей, ни явлений, в которых главное – форма. Он не любил высшее общество с его раз и навсегда установленными правилами и нормами жизни.
Они ему не интересны, потому что в их роскошной оболочке нет ни жизни, ни движения.
В его любимых героях содержание преобладает над формой. Автор часто подчеркивает некрасивость княжны Марьи и Наташи Ростовой и при этом любуется ими, заставляя читателя полюбить его героинь и поверить в их счастье.
Задание 4
Учитель. Как вы считаете, способны ли наши героини глубоко и искренне любить?Наташа. Эпизод «Записка кн. Марье».^ Ответ группы №1. Марья. Эпизод «Мысли о племяннике». Встреча с Николаем Ростовым (чтение).Ответ группы №2.Элен. Объяснение с Пьером (чтение)^ Ответ группы №3.
Задание 5 Учитель. Выполнили ли героини свое предназначение – стать женами и матерями?Ответ группы №1. Наташа выполнила. Она стала прекрасной женой Пьеру, у них дети и счастливая семья.^ Ответ группы №2.
Марья тоже выполнила свое предназначение: нашла счастье в семье, в браке с Николаем Ростовым.Ответ группы №3. Элен не смогла стать ни хорошей женой, ни матерью. Она пустоцвет. Толстой выводит эту героиню из романа.
Она умирает от сибирской язвы, что само по себе очень неприятно.
5.Закрепление.
Беседа по проблемным вопросам.
Учитель. Ребята, сейчас вы подтвердили точку зрения, которая существует в литературной критике более 140 лет. Но поверили бы мы Толстому, если бы он нарисовал в эпилоге прежнюю Наташу – мать четырех детей, порхающую на балах, мечтающую, чтобы ее пригласили на танец? Нет, конечно.
Могла ли быть иной кормящая мать, проводящая ночи без сна у постели больного ребенка, поглощенная заботами о большой семье, встревоженная долгим отсутствием мужа? Значит, Наташа в эпилоге – такая, какой хотел видеть женщину Лев Николаевич Толстой, эта перемена является логическим продолжением ее характера.
Именно в семье проявились ее настоящая красота, именно в семье она нашла настоящее счастье, о котором мечтает каждый человек. А как вы относитесь к выражению «плодовитая самка»? ( Ответы учащихся) Писатель сказал это с иронией.
Кому так сказал Толстой? Может быть, он с кем – то спорил, изображая Наташу такой в замужестве?
Какой мы видим Наташу Ростову? Счастлива ли она?
Можно ли идеальными назвать семьи Безуховых (Наташа – Пьер) и Ростовых (Николай Ростов – Марья Болконская)?
Л. Н. Толстой о Наташе сказал: «Сущность ее жизни – любовь». Как вы понимаете эти слова? (Наташа умеет оценить человека не разумом, а чувством. Главное в ее характере – любовь к людям. Как только в душе Наташи просыпается любовь – просыпается интерес к жизни.)
Изменилась ли любимая героиня Толстого в конце романа? Как решает писатель вопрос о назначении женщины? (Назначение женщины, по Толстому, заключается в заботе о семье и детях. Вне этого круга для нее жизни нет. Таков идеал женщины, по мнению писателя.)
6.Подведение итогов
Учитель. Итак, мы с вами исследовали позицию автора романа «Война и мир». Выяснили, что идеалом прекрасного является Наташа. Да, наряду с образами Андрея Болконского, Пьера Безухова, княжны Марьи, это любимый образ Льва Толстого. Но образ Наташи еще и идеал прекрасного для писателя.
И наш урок был бы неполным без рассказа о ней в эпилоге романа. Еще при жизни Толстого Наташа в эпилоге выдержала много критики. Найдите строки, какой мы ее видим после замужества. ( Эпилог) «… у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын… Она пополнела и поширела». «Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно.
Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка».
- 7.Рефлексия
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке мне было трудно, потому что…
8.Домашнее задание (по выбору).
-
Выяснить какова судьба героев «Войны и мира» в эпилоге.
-
Создать фотоальбом (презентация) героев романа по кинематографу.
Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-literaturi-v-klasse-zhenskie-obrazi-v-romane-voyna-i-mir-2164995.html
Сочинение: Женские образы в романе Толстого «Война и мир»
Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Толстого «Война и мир» (1863–1869 гг.). Это ответ писателя сторонникам женской эмансипации.
На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве – Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер. Светское общество погружено в вечную суету.
Место подлинных человеческих чувств занимает денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, – наглядное тому подтверждение.
Толстой показывает, что ее поведение – не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, которому она принадлежит.
Толстой показывает великосветских красавиц и в «семейном быту». Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности.
Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен – это концентрированное проявление мертвящей бездуховности.
Ничтожности жизни «светской львицы» вполне соответствует заурядность смерти.
Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь «так, как она есть». Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать – вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого.
Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, мы видим патриотизм княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия.
Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная.
Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа – Марья Болконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов – смогли найти путь друг к другу.
Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие воспоминания Сони связаны с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй… Соня сохраняет верность любимому, отклоняя предложение Долохова. И после женитьбы Николая Соня продолжает любить его.
Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом.
Тайно мечтает княжна о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову – высокое, духовное чувство.
В эпизоде романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.
Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа всех любит – и Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют Наташу страдать. Переизбыток жизни и неопытность – источник ошибок, необдуманных поступков героини, доказательством тому история с Анатолем Курагиным.
Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе после отъезда из Москвы с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла, но известие о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку-мать от безумного отчаяния.
После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от «всех своих очарований» и всецело отдается семье. Взаимопонимание супругов основано на способности «с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга, путем, противным всем правилам логики». Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал «мира».
Мне кажется, что мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней ситуации играют женщины, посвятившие себя политической, общественной или профессиональной деятельности. Но все же многие наши современницы выбрали для себя любимых героинь Толстого. Да и так ли уж это мало – любить и быть любимой?!
Источник: https://vsekratko.ru/sochinenie/new/sochinenie_zhenskie_obrazy_v_romane_tolstogo_voyna_i_mir_tolsto.html