Стихотворение «Погасло дневное светило» было написано А. С. Пушкиным во время его пребывания в южной ссылке в 1820 году. Это один из примеров лирики романтического периода А. С. Пушкина. Стихотворение относится к жанру элегия — философской поэзии, в которой лирический герой скорбит, размышляет об утратах, прошедшей жизни.
Перед нами предстает морской пейзаж: лирический герой плывет по «угрюмому океану», на который уже пал вечерний туман, за кормой шумит ветер. Эпитеты, которыми автор описывает состояние природы («угрюмый», «печальным», «туманной»); спокойное, но мрачное море отражают состояние внутреннего мира лирического героя. Его мысли и чувства противоречивы, он переживает переломный момент в жизни.
Герой прощается с родиной, а вместе с тем и с молодостью, утраченной любовью. Море уносит его, герой не в силах управлять волей стихии, он расстается со всем, что мило его сердцу. Ему тяжело, тоскливо покидать родные края.
Но молодость, любовь уже потеряны для лирического героя, прошлое — воспоминание, мечта. Он чувствует, что «прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило…», но понимает, что прошедшего не вернуть.
Поэтому он с грустью, но без сожаления становится «искателем новых впечатлений», бежит из отеческих краев.
Тему расставания с прошлым, прощания с родными краями автор выбирает не случайно. А. С. Пушкин пишет это стихотворение в начале своей южной ссылки, когда плывет на корабле в Гузуф. В ссылке А.
Пушкин часто вспоминал свое прошлое, и эти воспоминания отразились во многих его произведениях. Расставание, утрата для лирического героя произведений А. С. Пушкина — это нечто естественное, они для него не трагедия, но начало новой жизни.
Произведения поэта, написанные на тему расставания, пронизаны тоской, но их герой всегда легко отпускает прошлое.
Тематика произведения характерна для романтического направления: расставание, одиночество, противопоставление лирического героя окружающему миру, другим людям. Он бежит и от минутных друзей минутной младости, и от наперсниц порочных заблуждений, которых он, впрочем, не любил.
- В нем присутствует и романтический пейзаж — море, и романтический символ — корабль.
- Стихотворение имеет трехчастную композицию с анафорой
- «Шуми, шуми, послушное ветрило,
- Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Автор неспроста повторяет эти строки: в них заключается идея стихотворения. Лирический герой не сопротивляется жизненным бурям, но покоряется им и несется к неизведанному будущему. В каждой части герой вспоминает оставленную им жизнь, но снова и снова обращается к грядущему.
Вариант 2
Анализ этого стихотворения, я уверен, окажется очень интересным, так как оно достаточно длинное, в нем много интересных образов.
Итак, стихотворение является, в первую очередь, философским. Александр Пушкин рассуждает на берегу моря, вспоминает, обращятся к неодушевленному… Например, отеческим краям он признается, что бежал от них. Также стихотворение можно назвать и пейзажным, так как поэт рисует прекрасную картину заката на море.
Конечно, в стихотворении много устаревших слов, от них ощущение дополнительной торжественности. Пушкин использует такие слова как «младость», «наперсницы», «ветрило» и подобные. Интересен, например, оборот: «бежать кого-то». Часто встречаются несовременные окончания: «стремлюся».
Однако понятно, что во время Александра Сергеевича это была нормальная речь.
Итак, поэт часто обращается к ветру и океану, призывая первый шуметь, а второй волноваться. В этом желание бури, веселья, очищения. Штиль был бы скучен для потомка эфиопа. Кроме того, думаю, что волнение этого океана отражает чувства самого Александра Пушкина.
Начинается стихотворение просто с описания вечера на море, с первого обращения героя стихотворения к океану и ветру. Дальше герой описывает то, что видит: берег вдали… для Пушкина это не просто живописное место, а волшебная страна, куда он стремится, волнуясь и тоскуя.
Нет, это не мечта, которую он сам придумал, это место, от которого у поэта остались прекрасные воспоминания. Герой подчеркивает, что у него от чувств слезы на глаза наворачиваются, мечты заполняют ум… как если бы увидел он родные места, здание школы, например. Но, конечно, поэт не был бы поэтом, если б не добавил о любви несколько слов.
Он вспоминает свои страдания, безумие от влюбленности, которая оказалась обманом.
Не находя себе места от волнения, Пушкин просит корабль лететь, что и так быстро, еще быстрей. К «берегам», не не печальным, а радостным. Он вспоминает улыбки Муз: это могут быть и стихотворения, и влюбленности…
Он говорит даже, что юность его там осталась, сравненная со слишком рано увядшим цветком. Радость упорхнула от него птицей, поэтому он отправился за новыми впечатлениями в далекие края.
Нашел он «минутных» друзей и изменщиц, но они быстро забылись, а вот раны юности на тех берегах до сих пор в сердце. Видимо, поэт хотел бы попробовать заново на родных берегах стать счастливым.
Анализ стихотворения Погасло дневное светило
Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье. Писалось произведение ночью, стояла прекрасная погода, но поэт преднамеренно сгущает краски, описывая неспокойный океан.
Данная элегия – образец романтической лирики. В подзаголовке мы видим “Подражание Байрону”, и это не странно, ведь Пушкин был без ума от произведений Байрона. В произведении можно найти схожести с мотивами песни Чайльд-Гарольд. Но переживания героя Пушкина, совсем несхожи с эмоциями о прощании Чайльд-Гарольда.
Жанр стиха – философская элегия. Герой сетует на расставание с берегами родины. Он жалуется на быстро закончившуюся молодость, на расставание с друзьями и “изменницами”. Пушкин утрирует свои переживания, его гложат нереализованные амбиции.
Тема произведения – философские грустные размышления, в связи с покинутой Родиной. Условно элегию можно делить на три основные части, это деление видно по повторам двух строк.
- Первая часть создаём нам романтическое настроение, она состоит из пары строк.
- Во второй части мы видим описание душевных терзаний героя.
- В третьей части мы наблюдаем конфронтацию воспоминаний прошлого и неизведанного будущего.
Итог стихотворения – герой принимает изменения в жизни, но также и не забывает о своём прошлом жизненном опыте. В произведении используется равностопный ямб. Идёт чередование рифм. Это и делает размышления в элегии общечеловеческими.
Поэт использует различные тропы и образы. Использование устаревших слов в сочетании с перифразами даёт возвышенный слог. Присутствует огромное количество метафорических эпитетов. Также встречаются метафоры, благодаря которым в произведении появляется живость.
9, 10 класс
Анализ стихотворения Погасло дневное светило по плану
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/pogaslo-dnevnoe-svetilo-9-10-klass
Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 10 класс
Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкин написал в 1820 г., в самом начале своей ссылки на юг. За свои вольные высказывания в адрес чиновников, написание эпиграмм юный секретарь Коллегии иностранных дел был лишен должности и отправлен в г. Кишинев.
По пути его здоровье и духовное состояние пошатнулось. Семья Раевских радушно предложила провести с ними некоторое время на берегу Феодосии. Здесь молодой Пушкин видит бескрайний морской простор и создает своеобразное поэтическое прощание с родными краями, молодостью.
Повторяющиеся строки (рефрены) делят стихотворение на 3 части. Первая часть самая короткая. В ней дается лиричное вступления, обрисовывающее место и время действия: сумерки, море, туманная погода. Далее автор описывает свое состояние. Пушкин только что был фактически изгнан из Санкт-Петербурга. Для него это было первое вынужденное путешествие.
На душе у него тяжело из-за прощания с «берегом отдаленным». Он с грустью и тоской вспоминает прошлые мечты и безумную любовь. Для него родина становится «волшебным краем», местом, где он любил, томился желаниями и надеждами. Его чувства противоречивы: «Душа кипит и замирает». В следующей части поэт устремляет свой взор в будущее, к новым берегам.
Родные края теперь олицетворяют разочарование, печаль, отцветшую «потерянную младость». Пушкин вспоминает минутные увлечения, «наперсниц порочных заблуждений». Он отказывается от всего. Торжественно провозглашает, что это все забыто. Но тут же, после секундного молчания, говорит, что раны на сердце остались и они никуда не делись.
Невозможно просто так отказаться от прошлого, даже если оно вызывает плохие ощущения.
Элегия написана ямбом. Рифмовка встречается и кольцевая, и перекрестная. В стихотворении автор использовал устаревшие слова: «светило», «ветрило», «очи», «брега», «младость», «хладное».
Также встречаются живописные метафоры: мечта летает, младость отцвела.
Эпитеты, использованные в стихотворении, точные и яркие, отражающие различные ощущения автора, цвет, расстояние: синее море, вечерний туман, берег отдаленный, безумная любовь, весна златыя, легкокрылая радость.
В стихотворении отражено задумчиво-грустное настроение автора, прощающегося с родиной. Он хочет вычеркнуть из сердца старое, но у него не получается. Наше прошлое всегда остается с нами, также как и уроки, которые мы извлекли из него. Обстоятельства меняются, они могут нам не нравиться, как в данном случае «угрюмый океан», но необходимо учиться жить в новых условиях.
Анализ стихотворения Погасло дневное светило Пушкина
Философская элегия «Погасло дневное светило» была написана А.С. Пушкиным в период южной ссылки, в 1820 году. Стихотворение относят к лучшим образцам романтической лирики поэта.
На написание элегии Александра Сергеевича натолкнула морская поездка в Гурзуф вместе с Раевскими. Заболевший поэт надеялся поправить здоровье. Именно это небольшое путешествие по морской глади запечатлено в стихотворении. Однако Пушкин немного преувеличил разгул природной стихии и описал в своих строчках бушующий океан, хотя на самом деле поездка проходила очень спокойно.
В 1820-е годы Пушкин был вдохновлён творчеством поэта Байрона. Он упоминает его в подзаголовке стихотворения. «Погасло дневное светило» напоминает читателю прощальные песни персонажа английского поэта — Чайльд-Гарольда.
Однако внутренний мир лирического героя Пушкина гораздо богаче. Он наполнен красками, волнениями, переживаниями и прошлыми мгновениями. Герой вынужден оставить свою родину, а мысли о том, что юность тоже покинула его, приводят в тоску.
В этих идеях можно увидеть и самого автора, который так рано обманулся в своих надеждах.
Стихотворение можно условно разделить на три части. Их разделяют рефрены. В первой смысловой части формируется окружающая обстановка, она предстаёт перед читателями в романтическом виде. Далее поэт описывает эмоции лирического героя, его переживания сопоставляются с угрюмостью водной стихии. К чему же приходит центральный персонаж? Какие выводы он делает?
В последних строках стихотворения можно увидеть примирение героя со своим прошлым. Он готов принять своё будущее. Его желание жить и любовь к жизни ничего не может поколебать. Тяжёлые трудности и преграды не способны его сломить.
Для того чтобы придать своему произведению напевность и максимально приблизить стихотворение к разговорной речи, автор пишет его разностопным ямбом. Пушкин отлично смешивает высокий слог и устаревшие слова.
Однако от этого строчки не смотрятся коряво. Они помогают выразить мысли поэта общечеловеческим языком.
Эпитеты и метафоры здесь понятны каждому, так как они традиционны, хотя Пушкин также использовал свою гениальность и насыщал образ оригинальными перифразами.
9, 10 класс кратко по плану
- Анализ стихотворения Ахмадулиной О, мой застенчивый герой…
Стихотворение Беллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой…» можно полноправно отнести к автобиографической лирике. Данное произведение было написано поэтессой после ее расставания с мужем, Евгением Евтушенко, - Анализ стихотворения Лермонтова Я жить хочу, хочу печали
Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский стихотворец девятнадцатого века. Лермонтов, «кит» русскоязычной поэзии, появился на свет 3 октября 1814 году в городе Пятигорск. Его творчество, в коем имеются светские, мудрые и собственные - Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1827
В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы. - Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс
Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка». - Анализ стихотворения Некрасова Вор
Когда у человека есть все необходимое для жизни – пища, кров, одежда, работа, он не задумывается о хлебе насущном, начиная выискивать недочеты и недостатки в своей жизни. Такова уж наша земная натура, получая что-то,
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/pogaslo-dnevnoe-svetilo-10-klass
Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А.С. Пушкин) | Литрекон
Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкина занимает особое место в его раннем творчестве. Многомудрый Литрикон предлагает совершить разбор произведения, совершив анализ по плану.
История создания
Стихотворение «Погасло дневное светило» написано в период южной ссылки поэта. В 1820 г. за свои либеральные сочинения А.С. Пушкин был выслан из Петербурга: сначала его хотели отправить в Сибирь и заточить в монастыре, но за поэта вступились влиятельные друзья, и север сменили на юг.
Едва добравшись до места службы, поэт отправляется в отпуск по болезни. Он вместе с семьей героя Отечественной войны 1812 года Н. Н. Раевского путешествует по Кавказу и Крыму.
Новые пейзажи и новые люди вдохновляют поэта на создание романтических произведений (следует отметить, что во время странствий Пушкин увлекся дочерями Раевского — Екатериной и Марией).
Так, на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф Александр Сергеевич пишет элегию “Погасло дневное светило”, которая представила широкой публике Пушкина-романтика.
Кому посвящено стихотворение «Погасло дневное светило»? Существует несколько версий.
Например, многие исследователи называют Екатерину Бакунину — сестру одного из лицейских друзей Пушкина, в которую тот был страстно влюблен еще в юности. Ее светлый образ он то и дело вспоминал в лирике до 1825 года.
Еще одна версия посвящения связана с именем Авдотьи Голицыной, хозяйки литературного салона, где бывал Пушкин. В нее он тоже был влюблен, и взаимности не получил.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».
Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).
Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.
Композиция
Важную роль в понимании стихотворения «Погасло дневное светило» играет организация композиции. Произведение делится на 3 части, отделяемых друг от друга рефренами «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
- Вступительная часть состоит из первых двух строк и служит своеобразной экспозицией, создавая основу для романтического пейзажа.
- Вторая часть изображает внутреннее состояние лирического героя, иллюстрируя воспоминания, надежды и мечты о «волшебном крае».
- В третей части происходит антитезийное развенчивание «будущих ожиданий» второй части. Здесь лирический герой вспоминает о радостных моментах «младости», нравоучительных ошибках и шрамах от «глубоких ран» неудачной любви. Стихотворение оканчивается рефреном, что символизирует непрерывный и неостановимый ход времени, с которым смиряется лирический герой, ведь кроме утрат молодости возможны и будущие радости.
Образы и символы
Главный образ в стихотворении – море, океан, по которому, как по жизненному пути, шумит послушное судьбе «ветрило», олицетворяющее автора. Океан, символизирующий судьбу, предстает угрюмым, грозным, ведь каждого человека пугает рок событий, над которым мы не властны, как над морской стихией.
Автор создает образ мечты — «берег отдаленный, земли полуденной волшебные края». Именно туда он стремится, поэтому призывает судьбу перенести его туда. Многие исследователи считают, что так невыездной поэт величал желанную эмиграцию из царской России.
Образ родины награжден эпитетами «печальная» и «туманная». Для поэта Россия была полна неизвестности, ведь царский гнев за его творчество мог в любой момент перерасти в ссылку или тюремное заключение. Кроме того, воспоминание о столице ассоциировалось с образом роковой красавицы, которая завладела всем его существом.
Лирическим героем произведения является непосредственно сам поэт. Именно его монолог-размышление слышит читатель в стихотворении. Морской пейзаж создает необходимый фон для передачи печального и созидательного настроя, отлично передавая стояние лирического героя.
Темы и проблемы
“Погасло дневное светило” отличает философская тематика, которая находит отражение в размышлениях о сути человеческого бытия.
Казалось бы, на переднем плане находится тема природы, отражающееся в красочном пейзаже, тем не менее на протяжении всего произведения лейтмотивом звучит тема родины, печальные воспоминания о которой должны были отвернуть героя, но родные края всё равно притягивают автора, как местами поэтической и внутренней силы, так и корнями, связывающими его с друзьями и близкими.
Поскольку произведение было написано в период ссылки поэта, здесь появляются скрытые политические мотивы. Одинокий морской путешественник изгнан из родного края, как и Пушкин из Петербурга, попавший в царскую опалу – «волнующийся угрюмый океан». Итак, подытожим:
- Тема любви. Автор вспоминает о возлюбленной, которая была к нему неблагосклонна, и тоскует по временам светлого увлечения.
- Тема родины. Лирический герой окружает Россию загадочным ореолом и говорит об угрозах, которые таят «печальные берега», где его оставила любовь.
- Тема природы. Морской пейзаж — аллегория жизни поэта, которая бросает его из стороны в сторону и ведет неизвестно куда.
- Тема мечты — лирический герой все же верит, что на другом берегу его ждет вожделенный край, где сбудутся желания.
Проблематика произведения “Погасло дневное светило” тесно связана с его основной идеей. В элегии поэт освещает проблему бытия и изгнания, согласно традициям романтизма, несколько преувеличивая и нагнетая их. Жанр элегии предполагает наличие печальных настроений. Лирический герой тяготится своим неопределенным положением и одиночеством в любви.
Основная идея
Главная мысль произведения “Погасло дневное светило” заключается в том, что естественные законы природы невозможно изменить, что «послушное ветрило» (человек) всегда и везде будет идти по «угрюмому океану» (жизненному пути), встречая радости и невзгоды по воле рока.
Смысл произведения “Погасло дневное светило” аллегорически закрыт в используемых образах морского пейзажа. На другом берегу героя ждет пленительная мечта.
Видимо, поэт и вправду, как утверждают многие его биографы, хотел эмигрировать, ведь гнев царя его обидел.
Поэтому он так обреченно описывает жизненный путь человека: он, как и морской путник, не решает, куда держать путь. За него все определяется судьбой или волей монарха.
Средства выразительности
Жанру элегии свойственен возвышенный поэтический слог, поэт создает это с помощью таких тропов, как архаизмы: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя, и перифраз: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.
Для создания такого сложного с точки зрения системы поэтических образов произведения Пушкин использует обилие художественных выразительных средств:
- Эпитеты создают емкие и красочные определения для пейзажа и лирического героя: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные…
- Олицетворения «отцвела младость» и «душа кипит и замирает» привнося динамику в описание чувств героя.
- Аллитерация и звукопись («Шуми, шуми, послушное ветрило») добавляет реалистичности и оживляет пейзаж в глазах читателя.
- Метафоры поэтично обрамляют идеи произведения и хорошо интерпретируют стихотворение: «легкокрылая мне изменила радость», «питомцы наслаждений».
Камилла Зялалетдинова
Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/pogaslo-dnevnoe-svetilo-pushkin/
Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А. С. Пушкин) | Литерагуру
Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.
История создания
В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.
Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.
Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.
Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.
Композиция
Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.
- Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
- Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
- Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.
Образы и символы
Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.
Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.
Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.
Темы и настроение
Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.
Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство.
Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение.
Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?
Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.
Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо.
То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии.
Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.
Основная идея
Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.
Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией.
Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.
Средства художественной выразительности
В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога.
Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца).
Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.
Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.
Анастасия Лозенко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo-a-s-pushkin/
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.
Литературное направление, жанр
«Погасло дневное светило» — один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона, в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону».
Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда. Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда.
Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».
Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» — философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.
Тема, основная мысль и композиция
Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.
Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.
Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.
В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.
Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.
Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) – это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.
Размер и рифмовка
Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.
Тропы и образы
- В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.
- Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.
- Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.
Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.
Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
- «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
- «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Метель», анализ повести Пушкина
- «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
- «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
- «Каменный гость», анализ пьесы Пушкина
- «Вольность», анализ произведения Александра Пушкина
- По произведению: «Погасло дневное светило»
- По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/830-pogaslo-dnevnoe-svetilo-analiz
Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.
18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.
В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.
2. Литературное направление
Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».
Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.
3. Род
Данное произведение принадлежит к лирическому роду.
4. Жанр
По жанру оно представляет собой элегию.
Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.
5. Проблематика
Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.
Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.
6. Тематика
Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:
- одиночество,
- разлука с близкими,
- воспоминание о прошедшей любви,
- тоска по утраченной молодости,
- неясность будущего,
- разочарование,
- поиск новых целей и идеалов.
7. Идея
Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.
Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.
Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.
8. Пафос
Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.
Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.
9. Система образов
Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.
«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.
А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.
Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).
Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.
Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.
Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.
12. Сюжет
- Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.
- В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.
- Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.
Третья часть посвящена теме забвения.
Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.
Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения делится на три части.
- Первая часть посвящена воспоминаниям о прошлом,
- вторая описывает настоящее,
- а в третьей заключена мысль о будущем.
Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.
14. Размер, рифма и строфика
- Стихотворение написано разностопным ямбом.
- Женские и мужские рифмы чередуются.
- Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.
15. Художественное своеобразие произведения
- С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.
- Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.
- Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.
- Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
- Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).
- Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.
- Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.
16. Средства художественной выразительности
- В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.
- Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.
- Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.
17. Значение произведения
Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.
Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.
«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.
18. Актуальность
Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.
Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.
19. Моё отношение
Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».
Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.
Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.
Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
20. Чему учит
Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.
Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.
Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.
Источник: https://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo-po-planu/
Анализ стихотворения "Погасло дневное светило" | Инфошкола
- СТИХОТВОРЕНИЕ «ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО … » (1820)
- Жанр: элегия (романтическая).
- КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Часть 1
Герой стремится сквозь бурные стихии к отдалённому берегу в «волшебные края» с надеждой на счастье:
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает. - Часть 2
- На родине поэт оставляет любовь, страдания, желания, обманутые надежды (романтические образы). Лирический герой никого не обвиняет в своих утратах, он старается забыть всё плохое, но «прежних сердца ран, // Глубоких ран любви, ничто не излечило»
- ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: бегство романтического героя. - ⦁ Идея: человек не в силах остановить время, противостоять естественному ходу событий; жизнь меняется, и нужно принимать и предыдущий опыт, и неведомое будущее.
Поэт бежит из отеческого края, с которым его связывают страдания:
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Метафорические эпитеты: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдалённый, земли полуденной волшебные края, мечта
знакомая, к брегам печальным.
⦁ Перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений (подруги, возлюбленные поэта), питомцы наслаждений
(мимолётные друзья).
- ⦁ Рефрен: «Шуми, шуми, послушное ветрило, / / Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
- Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.
Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже.
Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.
Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.
Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.
В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях , конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость».
Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи). Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном.
В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честнои искренне разбирать свои мысли и поступки.
Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.
Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой.
Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».
Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.
Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:
- И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений, - Минутной младости минутные друзья …
- И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.
- Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:
- Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило … - В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:
- Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.
Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.
Сначала лирический герой обращается к морю (это повторяется трижды), затем к «минутным друзьям» и на всём протяжении стихотворения — к самому себе и к своим воспоминаниям.
Чтобы создать атмосферу приподнятости и торжественности, показать, что речь идёт о важном и значительном, автор вводит в текст архаизмы: (очи; воспоминаньем упоенный; брега; сердце хладное; отечески края; потерянная младость). При этом язык элегии прост, точен и приближен к обычной разговорной речи.
Автор использует выразительные эпитеты, которые раскрывают нам понятия с новой, неожиданной стороны (томительный обман; грозная прихоть обманчивых морей; туманная родина; нежные музы; легкокрылая радость), а также сложный эпитет (искатель новых впечатлений).
Метафоры в этом стихотворении понятные и простые, но вместе с тем свежие, впервые найденные поэтом (мечта летает; младость отцвела).
Стихотворение написано неравностопным ямбом. Такой размер даёт возможность передать стремительное движение мысли автора.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo/