Анализ рассказа бежин луг тургенева 6 класс

На изучение творчества И.С.Тургенева в 6 классе отвожу 4 урока. Этот писатель уже знаком ученикам: в 5 классе они изучали рассказ «Муму» (по программе В.Я.Коровиной), поэтому обязательно следует повторить основные биографические сведения.

В центре 1 урока — личность писателя. На дом ученики получили задание прочитать статью в учебнике о писателе и подготовить сообщение о нём. Ученики также обращаются к дополнительной литературе.

В начале урока слушаем и оцениваем сообщения учащихся по критериям:

  • степень раскрытия  темы
  • свобода владения материалом
  • интересные факты и использование дополнительных источников
  • выразительная и чёткая речь

Ученики, по возможности,  учатся рецензировать ответ товарища по опоре: «Я считаю, что сообщение … (имя) можно оценить на … (оценка), потому что … (качество выступления в соотвествиии с критериями)

  • А можно провести тест:
  • Тест по статье о ТургеневеDOCX / 163.38 Кб
  • Вспоминаем, что нам известно о рассказе «Муму», и знакомимся со сборником «Записки охотника» по статье учебника, предваряющей рассказ.
  • Читаем, а лучше слушаем рассказ до эпизода встречи с мальчиками (общее время звучания — примерно 1 час):
  • АудиокнигаMP3 / 56.46 Мб

Чтобы оживить учеников, поработаем  со сравнениями и олицетворениями. Пусть ученики отгадают о каких деталях пейзажа так сказал Тургенев (см. презентацию).

Тургенев «Бежин луг» 1 урокPPTX / 1.12 Мб

Делаем вывод об отношениии автора к природе и совершаем небольшую прогулку по тургеневским местам под замечательную музыку — сюиту №3 И.С.Баха. (смотрела на Ютубе, какой зрительный ряд был подобран под музыку, и убедилась, что не мне одной кажется, будто музыка Баха словно создана для этого тургеневского пейзажа — небо, поля, леса).И.С.Бах Сюита №3MP3 / 11.18 Мб

Роль пейзажаDOCX / 13.17 Кб

Домашнее задание: дочитать рассказ, (можно дать индивидуальное задание подготовить выразительное чтение рассказов крестьянских мальчиков). 

2 урок посвящён портретам мальчиков. Урок проходит в форме практической работы : заполнение таблицы по тексту (довольно традиционная форма работы), которую лучше выполнять под руководством учителя.

Возраст, портрет и одежду ребята ещё могут заполнить, и то не всегда: объём описания превышает  графы таблицы, поэтому выбирать надо только главное, значительное, иногда обобщать, выражать своими словами.

С авторским отношением сложнее: только к Павлуше и Косте Тургенев прямо показывает своё отношение, отношение к Феде и Илюше, Ване (его портрет даётся штрихами в начале и в середине рассказа)  скрыто, чувствуется через детали портрета. Всё это надо помочь увидеть — работа продолжится на следующем уроке.

  1. Работа с иллюстрациямиDOCX / 11.69 Кб
  2. Что касается рассказов, то здесь тоже приходится помогать кратко озаглавливать рассказы. В оставшееся время  слушаем некоторые из рассказов крестьянских мальчиков в исполнении  ребят или в актёрском исполнении — по одной от каждого мальчика (например,
  3. (В сильном классе частичное заполнение таблицы, кроме двух последних столбцов, можно дать ко 2 уроку на дом, чтобы на самом уроке погрузиться в атмосферу «Бежина луга», прослушав рассказы)

Домашнее задание: вопросы учебника, касающиеся рассказов мальчиков:»Как можно назвать рассказы мальчиков — россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?», «»Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?»

Таблица «Портреты и рассказы мальчиков»DOCX / 12.87 Кб

3 урок посвящён духовному миру мальчиков. Мы углубляемся в характеры героев.

Вначале осознаем разницу между значением слов:

Россказни — (разговорное, пренебрежительно) выдумки, рассказ, не внушающий доверия. елаем вывод о том, кто из мальчиков и почему больше нравится рассказчику.

  • Предание —  устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающиеся из поколения в поколение.
  • Поверье — идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.
  • Ученики считают, что рассказы мальчиков — это, скорее, поверья.
  • Сам же повествователь употребляет слово «разговор» —  словесный обмен сведениями, мнениями, беседа.

Можно послушать Как же мальчиков характеризуют их рассказы? Ученики видят, что ничего не рассказывает  Федя. И это тоже характеризует его — он приехал позабавиться, его воображение не очень развито, он не эмоционален по сравнению с другими, смотрит на других несколько свысока, поэтому и автор к нему холоден.

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Федя

Ваня тоже ничего не рассказывает, но по другой причине: он слишком мал, не высыпается, слаб здоровьем, однако   он способен на добрые чувства: проявляет заботу о сестре, забывая себя, видит красоту в окружающем мире:»Гляньте на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!»

Рассказы Илюши в полной мере можно назвать поверьями: он показывает себя среди мальчиков знатоком, но автору неприятно его выражение лица, жесты, манера говорить — он слепо принимает на веру рассказы взрослых.

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Илюша

Костя — мальчик, отличающийся  тревожно-пытливым отношением к миру. Его волнуют и пугают странные звуки, приметы и видения. Он, как никто из других героев, открыт миру.

Он так же, как и Илюша, рассказывает много историй. Но Илюша рассказывает их с назидательной, поучительной целью: все сверхъестественные существа — это абсолютное зло.

  А   Костя как будто сочувствует русалкам, лешим, водяным. Его до глубины души трогают все истории.

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Костя

Рассказывает историю и Павел. Но история о сверхъестественном человеке  заканчивается комично: она развенчивает тёмные крестьянские суеверия и безосновательные страхи. Павлуша отличается от всех храбростью, трезвым и уверенным взглядом на мир. Всем странным являниям он находит объяснение.

Ребята видят, что автору нравятся мальчишки из бедных семей: Костя — своей впечатлительностью, любознательностью, Ваня  — кротостью. Но наибольшую симпатию вызывает Павлуша 

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Павлуша (ранний вариант)

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Павлуша (поздний вариант)

На 4 уроке подводим итоги, говорим об авторском отношении и роли пейзажа.

Во-первых, даём иллюстрации, изображающие героев (см. выше) и задание определить, кто изображён на иллюстрации (можно пользоваться  заполненной ранее таблицей).

Угадай герояDOCX / 11.69 Кб

Теперь обратимся к иллюстрациям, изображающим рассказчика:

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Рассказчик 2

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Рассказчик 1

— В какой момент художник запечатлел повествователя? О чём он думает? Почему повествователь — тоже важное действующее лицо в расказе?

Теперь переходим к определению роли пейзажа в расказа, выполянем задание:

Роль пейзажаDOCX / 13.17 Кб

На завершающим этапе изучения расказа даю на дом подготовить  выразительное чтение отрывка (примерно 0,5 страницы). Ученики выбирают разные эпизоды: пейзажи, рассказы мальчиков — кому что нравится.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/izuchenie_rasskaza_isturgeneva_bezhin_lug_v_6_kl_175139.html

Анализ рассказа Бежин луг — как сделать?

Очерк И.С. Тургенева «Бежин луг» был опубликован в 1851 г. в журнале «Современник», был включен в сборник «Записки охотника». Очень скоро после опубликования произведение попало в школьные учебники. Получается, что школьники читают «Бежин луг» уже около 170 лет.

Литературоведы относят «Бежин луг» к жанру очерка — разновидностью малой эпической формы, отличительными признаками которой являются отсутствие конфликта и обилие описательных элементов.

Главного персонажа в очерке нет. Рассказчик, от лица которого ведется повествование, о себе не сообщает практически ничего, ограничиваясь ролью наблюдателя за пятью крестьянскими мальчиками-пастухами­, с которыми случайно встретился в ночной степи. Автор детально описывает внешность и характеры мальчиков, а также истории, которые те рассказывают друг другу, коротая время у костра.

Произведение имеет необычную композицию. Экспозицией является картина солнечного июльского дня. Затем следует знакомство с автором и описание ночной природы — завязка сюжета. Кульминацией стало знакомство с мальчиками. Развитие действия представляет собой рассказывание ребятами своих историй. При этом каждый рассказ имеет собственную композицию.

Действие продолжается описанием того, как ночной пейзаж преображается в рождение нового дня. Автор прощается с мальчиками. В эпилоге сообщается о судьбе одного из них — Павлуше.

Основное место действия — сам луг, именем которого и назван рассказ. А центр действия — два костра, вокруг которых расположились люди, собаки, подальше — кони, еще дальше — река, обрыв, лес, холмы.

Автор описывает окружающее пространство: луг, обрывы, холмы, а также чистое звездное небо, на котором, по выражению Вани, «звездочки, что пчелки, роятся». Сам охотник говорит о небесных светилах так:

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

И.С. Тургенев — мастер пейзажа. В очерке «Бежин луг» он рисует природу в развитии. Так, перед рассветом,

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Но не только красками передана красота мира. Благодаря таланту Тургенева читатель, словно наяву, слышит звуки и чувствует запахи природы.

На лугу автор встречает пятерых деревенских мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю и Ваню. Четверо из них — крестьянские дети. Федя — из богатой семьи. Каждый герой с разной степенью подробности описан.

Ребята рассказывают друг другу былички. Быличка — это рассказ о чем-либо фантастическом, необычном. Часто автор былички сам был участником или свидетелем событий. В каждой быличке наряду с правдой есть доля вымысла. Но если сегодня все эти истории показались бы сказкой, то в XIX в.

, когда люди не могли научно объяснить многие природные явления (большая часть населения была необразованной), в потусторонние силы верили. И только Павлуша пытается некоторые загадочные явления объяснить рационально, что говорит о его природном уме, развитости души. Печально то, что ему не суждено было вырасти и выучиться.

Падение с лошади и внезапная смерть помешают этому.

Иван Сергеевич Тургенев рисует крестьянских детей с нежностью и любовью, открывая нам их богатый внутренний мир, умение тонко чувствовать красоту природы. Автор стремится пробудить в читателе не только любовь и уважение к крестьянским ребятишкам, но и заставляет задуматься над их трудной судьбой.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2724937-analiz-rasskaza-bezhin-lug-kak-sdelat.html

Тургенев И.С., "Бежин луг", краткий анализ

«Записки охотника» по праву можно назвать одним из наиболее значимых произведений Тургенева.

Написанный в традиционной для «натуральной школы» форме быто-, нравственно-описательных очерков, цикл приобрел художественно-философскую глубину и масштаб, став отражением целостной картины русской жизни, увиденной и представленной автором в различных смысловых и пространственно-временных ракурсах. Цикл затрагивает самые различные аспекты жизнедеятельности русского общества:

  • общесоциальные;
  • культурные;
  • конкретно-сословные;
  • нравственно-психологические;
  • религиозные;
  • природно-географические;
  • бытовые;
  • экономические;
  • этнографические.

Замечание 1

Рассказчик, охотник, путешественник не просто познает космос национальной жизни, но и открывает его читателям.

В «Бежином луге» перед читателем – незримое «иномирье», процесс познания охотником природы родной страны. Сама охота представлена как процесс «добычи» новых знаний.

В центре внимания автора – история охотника как представителя пограничного мира, сформировавшегося на столкновении мира природы и мира цивилизации, познающего тайны человеческой судьбы.

Автор познает индивидуальные и национально-исторические судьбы, судьбы мировой истории в целом, стремится к осознанию логики движения судьбы общенациональной, народной через судьбы индивидуальные.

Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Природа в произведении

О природных образах произведения написано много. Большинство исследователей сходятся на понимании того, что природное пространство в рассказе приобретает миромоделирующий статус, становится пространством, в котором господствуют природные стихии.

Уже первый пейзаж рассказа обращает на себя внимание чередой повторяющихся образно-знаковых деталей, направленных на создание идеалистического мира, наполненного гармонией, абсолютным комфортом для человека: Здесь доминируют образы тепла, света, свежести, ясного прозрачного неба и плодородной земли:

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости…»

Перед читателем предстает идеализированный образ природы. Прибегает Тургенев и к изображению других деталей, которые не укладываются в логику «натуральной школы», позволяя создать иллюзию абсолютной, неправдоподобной гармонии.

В результате особенностей вербализации перед читателем формируется пространство, в котором у рассказчика-охотника рождается странное, иррациональное мировосприятие.

Рассказчик начинает задумываться об исконном, изначальном предназначении человека в мире этой абсолютной гармонии.

Уже следующий абзац вносит дисгармонию в рассказ:

«Я нашел и настрелял довольно много дичи; наполненный ягдташ немилосердно резал мне плечо.»

Тургенев намерено нарушает гармоническую общности жизни человека и природы. Перед нами уже не человек, который стремится жить в гармонии с окружающим миром, но охотник, причем, охотник, которому удалось настрелять слишком много дичи.

Читайте также:  Вулканы - сообщение доклад по географии (5, 6, 7 класс. обж)

Утрата гармонии воспринимается как утрата жизненных ориентиров, ценностей, «белой церкви», которую рассказчик теряет из виду. Свет сменяется тьмой, тепло – холодом, прозрачная ясность – странностью и загадочностью происходящего.

Вместо белой церкви перед рассказчиком неожиданно возникает подобие языческого капища:

«Странное чувство тотчас овладело мной.»

Охотник оказывается в состоянии абсолютной пустоты, неизвестности:

«Я всё шел и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.»

Образы в произведении

Возвращением к гармонии, в мир людей становится для охотника встреча с пятью мальчиками:

  • Федя — отличается аристократизмом, несмотря на его крестьянское происхождение. Его черты, мимика, позы, жесты, манера говорить напоминают, скорее, образ молодого юноши-дворянина, чем крестьянина: это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Федя – социокультурный лидер, он практически не участвует в беседе, однако именно он направляет ее ход. Он старший среди мальчиков, пользуется заслуженным авторитетом «по праву», а не по формальному статусу.
  • Павлуша – «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Образ мальчика Тургенев создает подчеркнуто грубоватым, но при этом наполненным силой, энергией, решительностью, абсолютным бесстрашием. Если Федя – аристократ, то Павлуша изображен как воин, обладающий объективно-трезвым взглядом на мир. Павлуша – единственный, кто не боится идти к реке, без тени сомнений, вскочив на лошадь, он пересекает границу света и тьмы. Как всякий воин Павлуша готов сражаться как с реальными, так и вымышленными врагами. Но именно самому отважному и сильному мальчику уготована необъяснимо-случайная смерть.
  • Илюша – мальчик, в образе которого воплощается облик рабочего, крестьянина.
  • Костя – поэт, творческие силы русского народа, мыслитель, интеллигенция.
  • Ваня – в этом образе Тургенев воплотил образ праведника, человека, живущего духовными ценностями и ориентирами, отрешенного от земной прагматики и суеты.

Замечание 2

В образе мальчиков Тургенев отображает практически все социальные слои русского общества, выделяет их наиболее значимые качества, личностные свойства.

Символичен и возраст детей – они все в возрасте от 7 до 14 лет. Перед нами – образ человечества-подростка, которое находится на этапе своего развития, формирования, переживает кризисный этап своего становления.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что рассказ Тургенева выходит далеко за рамки быто-описательных очерков, приобретая глубокий философский подтекст, заставляя задумываться над наиболее важными, значимыми проблемами жизни и смерти.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/turgenev_i_s_bezhin_lug_kratkiy_analiz/

План-конспект занятия по литературе (6 класс): Анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг". | Социальная сеть работников образования

Урок разработан  

учителем русского  языка и литературы

 Крутиковой С.И.

Урок литературы 6 класс. Роль природы в  рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

  • Цель: развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблему с разных точек зрения.
  • Технологии: мастерская, технология креативного мышления.
  • Ход урока:
  • I Стадия вызова.
  • О чём рассказ «Бежин луг»?

Обратимся к началу рассказа. С чего начинается рассказ? С описания природы.

Слайд 2,3

Найдите в тексте описание природы. Заполните данную таблицу примерами из текста.

Краски     Звуки Запахи     микрообразы
День
  1. Лиловый
  2. Золотисто-серый
  3. Бледно-лиловый
Исчезают (тихо)Спокойно (тихо)
  • Полынью
  • Сжатой рожью
  • Гречихой
  1. Заря
  2. Солнце
  3. Облака
ночь
  • Неясно белело
  • Угрюмый мрак
  • Синева ночи
  • Всё чернело
  1. Перепела кричали
  2. Неслышно пролетела
  3. Глухо отдавались
  4. Жалобно пискнул
  5. Не слышалось почти никакого шума
  6. Иногда плеснёт рыба
  7. Слабо зашумит тростник
СыростьюСвежесть Земля, бездна, пустота

Во второй части экспозиции появился человек — рассказчик. Он смело “окунулся” в эту, не им созданную стихию. Природа будто отторгает чужое, инородное: всё становится мрачным, грозит гибелью. С другой стороны, возникает ощущение, что день — торжество Божественного промысла, а ночь — разгул дьявольской стихии.

Это подчёркивается долгим плутанием рассказчика: “До сих пор я всё ещё не терял надежды сыскать дорогу домой; но тут я окончательно удостоверился в том, что заблудился совершенно…” Кульминацией этого вторжения человека в природу становится угроза падения в бездну: “…как вдруг очутился над страшной бездной.

Я быстро отдёрнул занесённую ногу…”

Экспозиция, построенная на антитезе (день–ночь, свет–мрак, жизнь–смерть, шум–тишина, многообразие — унылое однообразие, покой–тревога), звучит как предупреждение: человек бессилен перед тайной природы, она таит в себе так много неизведанного, непонятного, смутного, что вторгаться надо осторожно…Это фон, на котором разворачиваются события.

Всё, что днём было ясно, вечером становится иным. Картины вечера и наступающей ночи нагнетают чувство беспокойства.

  • Природа становится участником.
  • II Стадия осмысления.
  • Слайд 4,5

Кто рассказывает истории? Деревенские мальчики.

Какие истории  рассказывают мальчики у костра?

Случайна ли эта антитеза, имеет ли она своё смысловое, идейное развитие в основном сюжете? Разделить текст на крупные фрагменты, ребята обязательно предложат цепочку “страшных” рассказов мальчиков, находящихся в ночном.

Таких эпизодов шесть (Илья — о домовом; Костя — о русалке; Илья — об оборотне, покойниках; Илья, Павел — о Гришке; Костя, Илья — о лешем; Костя, Илья — об утопленниках). Потрясающие результаты получили мы с ребятами, пронаблюдав, как структурированы эти шесть эпизодов.

Оказалось, что все они построены одинаково.

  1. Общая схема эпизода
  2. Рассказ мальчика о нечистой силе.
  3. Молчание.
  4. “Божий знак”.
  5. Насмешливая реакция Павла.
  6. Таким образом, в каждом эпизоде повторяется структура экспозиции: столкновение света и тьмы; более того: эта антитеза “уточняется” как противостояние христианского и языческого.
  7. Вот как выглядят схемы каждого из шести эпизодов.
  8. Рассказ Ильи о домовом — “все помолчали” — “а вон звёздочка покатилась”.

Павел: “Вишь как! Чего ж он раскашлялся”.

Рассказ Кости о русалке — “все смолкли” — “здесь место чистое, вольное”, “с нами крестная сила”.

Павел: “Эх вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились”.

  • Рассказ Ильи об оборотне, покойниках — “все опять притихли” — “вдруг откуда ни возьмись белый голубок — налетел прямо в это отражение, пугливо повертелся на одном месте, весь обливаясь горячим блеском, и исчез, звеня крылами”.
  • Павел бросается в темноту на волков; голубь — просто отбился от дому (Костя предположил, что это “праведная душа летела на небо”).
  • Рассказ Ильи о Тришке (антихристе) — “все мальчики засмеялись и опять приумолкли на мгновенье” — “бесчисленные золотые звёзды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного Пути…”
  • Павел: комическая история об ожидании Тришки (антихриста), который оказался мужиком со жбаном на голове.
  • Рассказ Кости, Ильи о лешем — “настало опять молчание” — “гляньте-ка, ребятки, гляньте на Божьи звёздочки, — что пчёлки роятся!”

Павел: “А зачем эта погань в свете развелась? Не понимаю, право!”

  1. Рассказ Кости, Ильи об утопленниках — “мальчики приутихли” — “притча о рае”:
  2. “— Это кулички летят, посвистывают.
  3. — Куда ж они летят?
  4. — А туда, где, говорят, зимы не бывает.
  5. — А разве есть такая земля?
  6. — Есть.
  7. — Далеко?
  8. — Далеко, далеко, за тёплыми морями”.

Павел ходит за водой; без трепета рассказывает, что слышал голос из реки, однако воды зачерпнул. “Своей судьбы не минуешь”.

Рассказ завершается пейзажем, который можно назвать “гимном утру”. И лишь небольшой авторский постскриптум о гибели Павла нарушает эмоционально приподнятый финал.

Наши наблюдения за структурой рассказа необходимо проинтерпретировать. Предложим учащимся ответить на ряд вопросов.

— Как устроен мир в представлении мальчиков?

— Какие силы движут этим миром?

— Почему автор “убивает” Павла? Как мальчики объяснили бы эту смерть?

  • — Чья жизненная позиция вам ближе: Павла или других мальчиков?
  • — Что же побеждает, по мысли автора, — свет или мрак?
  • В итоге мы приходим к следующим выводам.
  • Слайд6,7,8,9
  • III Стадия рефлексии.

Заданный в экспозиции конфликт “свет/тьма — человек” начинает разворачиваться в сюжете. Тьма реализуется через образы нечистой силы в рассказах мальчиков и таинственные звуки природы.

Свет робко пробивается сквозь этот мрак: звёздочка покатилась, голубок пролетел, Млечный Путь заблестел… И свет, и мрак рождает сама природа. Где же мальчики? Они верят в тайные, мрачные силы природы, но верят и в силу света, поднимают взоры к небу, крестятся. Земной путь, уверены, должен завершиться раем на небесах.

Дети просты, незлобивы, естественны. Их души цельны, в их взгляде на мир есть твёрдое основание — вера, а значит — победа света над тьмой.

Так ли видит мир рассказчик? На первый взгляд, замыкая круг повествования светлым утренним пейзажем, он близок к мальчикам. Но кольцо композиции “разрывается” небольшим постскриптумом о смерти Павлуши. Что это? Сбылось мрачное предзнаменование? Но Павел не утонул — убился, упав с лошади.

С одной стороны, можно всё правдоподобно объяснить: Павел отличался бойким, живым характером, бесшабашной смелостью. Но с другой стороны, в общем смысловом движении рассказа эта смерть символична. На наш взгляд, автор пессимистичен относительно будущего русского народа.

Павел — единственный из мальчиков оторвался (или готов оторваться) от языческих корней, самостоятелен, индивидуален (в отличие от общинной скученности остальных), деятелен, готов к поступку.

Но замкнутость, традиционность крестьянского уклада, по мысли автора, порождает иной характер, иную систему ценностей, в которой Павел “чужой”.

Домашнее задание:  Ж. Санд писала, что И.С. Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов «Записок охотника». Что именно помог открыть в России «Бежин луг»? Ответить письменно.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/02/25/analiz-rasskaza-i-s-turgeneva-bezhin-lug

Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев) | Литерагуру

Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году.

Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей.

Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.

История создания

Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.

Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.

Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».

Жанр, направление

Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.

Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются.

Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний.

Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.

Суть

Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров.

Читайте также:  Хронологическая таблица достоевского (жизнь и творчество)

Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время.

С ними были две большие собаки.

Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет.

Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще.

А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.

Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади.

Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку.

Подробнее о сюжете мы написали в кратком содержании, там описаны основные события из рассказа.

Главные герои и их характеристика

Автор поочередно знакомит читателей с мальчиками, называя имя каждого. Итак, их было пятеро: Федя, Павел, Илья, Костя и Ваня.

  1. Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
  2. Другой мальчик, Павлуша, является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
  3. Илья, по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
  4. Костя, мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
  5. Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня. Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.

Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.

Темы и проблемы

  • Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
  • Отдельной строкой можно выделить тему народных верований, примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
  • Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.

Главная мысль

Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.

Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.

Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости.

Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости.

А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.

Чему учит?

Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия.

Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ.

Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.

Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.

Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-bezhin-lug-i-s-turgenev/

«Бежин луг» анализ рассказа Тургенева – план, тема, жанр, история создания произведения — Помощник для школьников Спринт-Олимпиады

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
  • Год написания – 1851 год.
  • История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи.

Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтическое – «Бежин луг».

Тема

Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблематику жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о жизненных тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем.

Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни.

Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.

Композиция

Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.
Читайте также:  Краткое содержание гамлет шекспира

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в состав композиции произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».

Жанр

«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/sochinenija/20958-bejin-lyg-analiz-rasskaza-tyrgeneva-plan-tema-janr-istoriia-sozdaniia-proizvedeniia.html

«Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева

«Бежин луг» — это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева, неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами.

Во-первых, «Бежин луг» является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединённых общим названием «Записки охотника». А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, и по тематике.

Первым из всех русских писателей Тургенев вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец-таки открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное изображения в художественной литературе. Важно и современному читателю знать особенности жизни и быта своих предков.

Во-вторых, в каждом рассказе, представлены удивительные описания природы. Это всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. Но одновременно и часть жизни человека, а часто и прямое отражение его внутреннего состояния. В рассказе «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации.

Удачная охота проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты.

А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости.

Во всех рассказах цикла присутствует один и тот же персонаж — лирический герой, в котором читатель узнаёт самого писателя, страстного охотника, странника, открытого и общительного человека, любителя природы и собирателя житейских историй.

Композиция рассказов имеет общие черты: начинаются они с небольшого описания обстоятельств, при которых автор отправился в очередной раз на охоту со своей верной собакой. Затем он попадает в необычные обстоятельства или вполне узнаваемые, но с любопытными персонажами. И дальше читатель вместе с автором наблюдает за этими персонажами — их внешностью, поведением, разговорами.

Заканчиваются рассказы из цикла «Записки охотника» раздумьями автора, его впечатлениями, эмоциями и описанием того, как он покидает место, где происходили основные действия.

Из подробных портретных характеристик в «Бежином луге» можно узнать и о достатке человека, и о его образе жизни.

В тексте встречаются историзмы: «армячок», «онучи», «свитка» — и просторечия: «откентелева», «эвто», «зачнется», «авось», «напредки», «дескать».

Последнее обстоятельство не удивительно, ведь автор много внимания уделяет разговорам героев сюжета — крестьянским мальчишкам. Всего их пятеро: Ильюшка, Павлуша, Костя, Федя и Ваня.

Все они, кроме Вани, который тихо спит под рогожкой, с удовольствием у костра рассказывают друг другу различные страшные истории. Одни из рассказов навеяны реальными событиями, другие — деревенскими слухами.

Но, как водится во время ночных бдений со «страшными историями», любой неожиданный звук в темноте становится поводом для новой щекочущей нервы фантазии. Так, вдруг начинают от тревожных звуков волноваться кони, которых выгуливают на лугу мальчишки, и Павлуша без промедления кидается в ночь их успокаивать.

А по возвращении говорит, что всё в порядке: он думал, там волки, но их не оказалось. Именно этого мальчика автор отмечает особенно.

Портрет Павлуши строится на контрасте: внешне он самый непривлекательный из всех ребят, есть в его пропорциях какая-то асимметрия, но зато у него умные глаза и замечательный характер. Павлуша — смелый, самостоятельный и ответственный мальчишка.

Читатель невольно вместе с писателем проникается к нему симпатией, и тем более становится обидно за этого мальчика, когда весёлый тон повествования заканчивается оговоркой автора о том, что Павлуша, к сожалению, умер в тот же год, упав с лошади.

Эта последняя фраза вполне укладывается в стилистику «страшной истории» как жанра разговорной речи. Она часто заканчивается трагическим событием, которому было предвестие. И природа этого события загадочна и необъяснима. Так, в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» соединяются черты реализма и романтизма.

  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
  • «Накануне», краткое содержание по главам романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бирюк», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • По произведению: «Бежин луг»
  • По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/turgenev/685-bezhin-lug-analiz

"Бежин луг": краткое содержание и анализ

В цикле «Записки охотника» автор только один раз попытался дать художественное изображение крестьянских детей, окутав их всеми поэтическими прелестями летней русской ночи. Речь идет о рассказе «Бежин луг», краткое содержание и анализ которого мы предлагаем вашему вниманию.

Стеречь всю ночь табун лошадей — большой праздник для деревенских мальчиков. Вот на такую группу ночных сторожей-детей и набрел автор. Дело было ночью. Они сидели вокруг горящего костра.

Над ними висело темное чистое небо. Кругом тишина, прерываемая лишь внезапным всплеском большой рыбы в ближайшей реке, или прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной…

Тихонько потрескивали огоньки костра.

Среди этого ночного безмолвия, слабо освещаемые мерцающими звездами на ясном небе, сидят эти мальчики и тихо беседуют меж собой на самые для них захватывающие темы.

Здесь, в тиши, на лоне природы, они чувствуют себя свободно и независимо, и могут, не боясь окриков старших, поведать друг другу, что у них у каждого таится в душе, что давно и непрерывно стучится в их детские умы. События, нарушившие деревенское однообразие, толки и беседы взрослых по поводу этих явлений, своеобразно отлагались в детских душах.

И вот теперь автор подслушал их ночной разговор, обвеянный страхом суеверий и таинственностью самих фактов, которые проносятся в воображении мальчиков из рассказа «Бежин луг».

Краткое содержание их беседы следующее. Прежде всего речь заходит о домовом, которого, по словам Илюши, видеть нельзя, а слышать можно, и он рассказывал о том, как они с товарищами напугались, слыша, как домовой по плотине ходил, а доски под ним так и гнутся, слышал даже, как он кашлянул и, по догадке рассказчика, от сырости, вероятно. Призадумались мальчики и помолчали.

А Павлуша услышал: «Вишь, плеснула — должно быть, щука… А вон звездочка покатилась». Домового сменила русалка, которая повстречалась плотнику Гавриле в лесу: с тех пор он все и молчит. Об этом эпизоде рассказывает уже другой мальчик, Костя.

И на предположение одного мальчика, что Гаврила, герой этого рассказа, понравился, видно, ей, Илюша уверенно отрицает это: «Защекотать она его хотела».

После этого все смолкли и вздрогнули, когда в отдалении вдруг раздался звенящий, протяжный звук. Вдруг собаки с судорожным лаем кинулись прочь от огня. Мальчишки перепугались. Павлуша бросился во тьму на лошади и скоро вернулся. «Ничего, — сказал он.

— Я думал, волк», — прибавил он равнодушным голосом. В это мгновенье он был очень хорош. Некрасивое лицо мальчика горело твердой решительностью и смелой удалью.

Как перетрусили бы на их месте городские барские дети, а он, Павлуша, без хворостинки даже в руке, ночью, нимало не колеблясь, один поскакал на волка.

Ну, теперь можно и о лешем вспомнить по поводу раздавшегося крика цапли за рекой. Илюша возражает Косте, что это не леший кричит, потому он немой, он только в ладони хлопает да трещит. А тут вдруг из-под рогожи выставил свое свежее личико Ваня и детским голосом обратил всех внимание на «Божьи звездочки, что пчелки роятся».

Помолчали, залюбовались небом, и опять принялись за страшные вести, как Акулина с тех пор и рехнулась, как в воде побывала, где ее, красавицу, водяной испортил. Автор видел эту самую Акулину, страшно худую, покрытую лохмотьями, с черным лицом, помутившимся взором и оскаленными зубами, словно дикий зверь. Случившееся с нею будило пытливую фантазию суеверных мужиков.

И вот здесь, у костра, эти крестьянские дети, словно эхо, вторят мнениям и толкам взрослых.

Уж раз речь зашла о водяном, то дети кстати вспомнили о другой его жертве, мальчике Васе, любимце матери, которая с тех пор и помешалась, как Вася ее утоп. А тут и Павлуша вернулся с реки и поведал неладную весть, что он слышал Васин голос из реки, звавший его, Павлушу.

«Ах ты, Господи! Ах ты. Господи!» — проговорили мальчики, крестясь. И на предложение Феди, что эго водяной звал Павлушу, последний решительно заявляет: «Ну, пущай! Своей судьбы не минуешь». Слова его глубиной своей и правдой произвели на мальчиков глубокое впечатление.

И последняя заманчивая правда, которую они узнают от того же Павлуши — это та, что есть земля, где зимы не бывает, что она далеко, далеко за теплыми морями. И с этой мыслью мальчики улеглись у костра и вскоре уснули. Но недолги летние ночи.

Вот уже и восток заблестел и заря осветила горизонт, и скоро все зашевелилось, проснулось, зашумело, заговорило. Скоро промчался, погоняемый знакомыми мальчиками, отдохнувший табун.

Так заканчивается рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого вы только что прочитали.

Рассказ «Бежин луг» художественно передает наивную прелесть детской психологии, питающейся народными поверьями, живым чувством природы, не чуждой присущего мужику здравомыслия.

Нужно было обладать даром проникновения в тайны народной души, чтобы увидеть, как она проявляется в детях.

Нужна была проникновенность, чтобы по глядеть на природу глазами этих крестьянских наблюдателей, для которых вся природа полна живых, творческих сил, вмешивающихся постоянно в жизнь людей, и чаще всего на пагубу последних всюду пугливое сердце чует леших, русалок, домовых. Весь этот невычитанный романтизм живет в душе этих юных детей природы и народа, и почувствовать слияние этого духа, постигнуть и художественно воспроизвести эту народную романтику значило дать родной литературе одно из лучших откровений.

Источник: Пишем сочинения по рассказам И.С. Тургенева «Записки охотника». М.: «Грамотей», 2006

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/bezhin_lug_kratkoe_soderzhanie_i_analiz/41-1-0-223

Ссылка на основную публикацию