Невыносимая лёгкость бытия — краткое содержание романа кундера

Томаш — врач-хирург, работает в одной из клиник Праги. Несколько недель назад в маленьком чешском городке он познакомился с Терезой. Тереза работает официанткой в местном ресторане. Они проводят вместе всего лишь час, затем он возвращается в Прагу.

Десятью днями позже она приезжает к нему. Эта малознакомая девушка пробуждает в нем неизъяснимое чувство любви, желание как-то помочь ей.

Тереза кажется ему ребенком, «которого положили в просмоленную корзинку и пустили по реке, чтобы он выловилее на берег своего ложа».

Прожив у него неделю, Тереза возвращается в свой захолустный городок. Томаш растерян, не знает, как поступить: связать свою жизнь с Терезой и взять на себя ответственность за нее иди сохранить привычную свободу, остаться одному.

Мать Терезы — красивая женщина — бросает ее отца и уходит к другому мужчине. Отец попадает в тюрьму, где вскоре и умирает. Отчим, мать, ее трое детей от нового брака и Тереза поселяются в маленькой квартирке в захолустном чешском городке.

Мать Терезы, недовольная жизнью, все вымещает на дочери. Несмотря на то что Тереза самая способная в классе, мать забирает ее из гимназии. Тереза идет работать в ресторан. Она готова работать в поте лица, лишь бы заслужить материнскую любовь.

Единственное, что ограждает ее от враждебного окружающего мира, — это книга. Любовь к чтению отличает ее от других, является как бы опознавательным знаком тайного братства. Томаш привлекает ее внимание тем, что читает книгу в ресторанчике, где она работает.

Цепь случайностей — открытая книга на ресторанном столике Томаша, музыка Бетховена, цифра шесть — приводит в движение дремавшее в ней чувство любви и дает мужество уйти из дома и изменить жизнь.

Тереза, бросив все, без приглашения вновь приезжает в Прагу и остается жить у Томаша.

Томаш поражен тем, что так быстро принял решение оставить Терезу у себя, поступив вопреки своим собственным принципам, — ни одна женщина не должна жить у него в квартире. Этого он твердо придерживается вот уже десять лет после развода.

Боясь и одновременно желая женщин, Томаш вырабатывает некий компромисс, определяя его словами «эротическая дружба» — «те отношения, при которых нет и следа сентиментальности и ни один из партнеров не посягает на жизнь и свободу другого».

Этот метод позволяет Томашу сохранять постоянных любовниц и параллельно иметь множество мимолетных связей.

Стремясь к полной свободе, Томаш ограничивает свои отношения с сыном лишь аккуратной уплатой алиментов. Родители Томаша осуждают его за это, порывают с ним, оставаясь в демонстративно хороших отношениях с невесткой.

Томаш собирается заботиться о Терезе, оберегать ее, но у него нет ни малейшего желания менять свой образ жизни. Он снимает квартиру для Терезы. Одна из его подруг — Сабина — помогает Терезе устроиться на работу в фотолабораторию иллюстрированного еженедельника.

Постепенно Тереза узнает об изменах Томаша, и это вызывает у нее болезненную ревность. Томаш видит ее мучения, сострадает ей, но никак не может оборвать свои «эротические дружбы», не находит сил побороть тягу к другим женщинам, да и не видит в том нужды.

Проходит два года. Чтобы приглушить страдания Терезы от его измен, Томаш женится на ней. По этому случаю он дарит ей собаку-сучку, которую они нарекают Карениным.

Август 1968 г. Советские танки вторгаются в Чехословакию.

Швейцарский друг Томаша — директор одной из клиник Цюриха — предлагает ему место у себя. Томаш колеблется, предполагая, что Тереза не захочет ехать в Швейцарию.

Всю первую неделю оккупации Тереза проводит на улицах Праги, снимая эпизоды вступления войск, массового протеста горожан и раздавая пленки заграничным журналистам, которые чуть ли не дерутся из-за них.

Однаждыее задерживают, и она проводит ночь в русской комендатуре. Ей угрожают расстрелом, но, как толькоее отпускают, она вновь идет на улицы.

В эти дни испытаний Тереза впервые чувствует себя сильной и счастливой.

Чешское руководство подписывает в Москве некое компромиссное соглашение. Оно спасает страну от самого страшного: от казней и массовых ссылок в Сибирь.

Наступают будни унижения. Томаш и Тереза эмигрируют в Швейцарию.

Цюрих. Томаш работает хирургом у своего друга. Здесь он снова встречается с Сабиной, также эмигрировавшей из Чехословакии.

В Цюрихе Тереза заходит в издательство иллюстрированного журнала и предлагает свои фотографии о советской оккупации Праги. Ей вежливо, но твердо отказывают — их это уже не интересует. Ей предлагают работу — фотографировать кактусы. Тереза отказывается.

Тереза все дни дома одна. Вновь просыпается ревность, которую она вместе с красотой унаследовала от матери. Она решает вернуться на родину, надеясь в глубине души, что Томаш последует за ней.

Проходит шесть-семь месяцев. Вернувшись однажды домой, Томаш находит на столе письмо от Терезы, в котором она сообщает, что возвращается домой, в Прагу.

Томаш радуется вновь обретенной свободе, наслаждается легкостью бытия. Затем им овладевают неотступные мысли о Терезе. На пятый день послеее отъезда Томаш сообщает директору клиники о своем возвращении в Чехословакию.

Первые чувства, которые он испытывает по возвращении домой, — душевная подавленность и отчаяние от того, что он вернулся.

Тереза работает барменшей в гостинице. Из еженедельника ее выгнали месяц-два спустя послеих возвращения из Швейцарии.

На работе, во время одного инцидента, за нее заступается высокий мужчина. Позже Тереза узнает, что он инженер. Вскоре Тереза принимает приглашение зайти к нему домой и вступает с ним в любовную связь.

Проходят дни, месяц — инженер больше не появляется в баре. Страшная догадка появляется у нее в голове — это сексот. Была создана ситуация, чтобы скомпрометировать, а затем использоватьее в своих целях, втянув в единую организацию осведомителей.

Воскресенье. Томаш и Тереза едут на прогулку за город. Они заезжают в маленький курортный городок. Томаш встречает своего давнего больного — пятидесятилетнего крестьянина из отдаленной чешской деревни.

Крестьянин рассказывает о своей деревне, о том, что некому работать, т. к. люди бегут оттуда, У Терезы возникает желание уехать в деревню, ей кажется, что это сейчас единственная спасительная дорога.

По возвращении из Цюриха Томаш по-прежнему работает» своей клинике. Однажды его вызывает к себе главный врач. Он предлагает Томашу отречься от ранее написанной им политической статьи, в противном случае он не сможет оставить его в клинике. Томаш отказывается написать покаянное письмо и уходит из клиники.

Томаш работает в деревенской больнице. Проходит год, и ему удается найти место в пригородной амбулатории. Здесь его и находит человек из министерства внутренних дел. Он обещает Томашу возобновить его карьеру врача-хирурга и ученого, но для этого необходимо подписать некое заявление.

В этом заявлении Томаш должен не только отказаться от своей политической статьи, как этого требовали от него два года назад, в нем были также слова о любви к Советскому Союзу, о верности коммунистической партии, а также осуждение интеллектуалов. Чтобы не подписывать и не писать подобных заявлений, Томаш бросает медицину и становится мойщиком окон.

Он как бы возвращается во времена своей юности, к простору свободы, что означает для него в первую очередь свободу любовных связей.

Тереза рассказывает о происшествии в баре. Она очень встревожена. Томаш впервые замечает, как она изменилась, постарела. Он вдруг с ужасом осознает, как мало уделяет ей внимания последние два года.

Томаша приглашают мыть окна в одну квартиру. Там он встречает своего сына. Собравшиеся в квартире люди предлагают ему подписать петицию с просьбой об амнистии политзаключенных. Томаш не видит смысла в этой петиции. Он вспоминает о Терезе — кроме нее, для него ничто не имеет значения. Он не может спасти заключенных, но может сделать Терезу счастливой. Томаш отказывается подписывать бумагу.

Проходит пять лет после вторжения советских войск в Прагу. Город неузнаваемо изменился. Многие знакомые Томаша и Терезы эмигрировали, некоторые из них умерли. Они решают оставить Прагу и уехать в деревню.

Томаш и Тереза живут в отдаленной, всеми забытой деревне. Томаш работает водителем грузовика, Тереза пасет телят. Они наконец обретают покой, — отсюда их уже некуда выгнать.

Тереза счастлива, ей кажется, что она достигла цели: они с Томашем вместе и они одни. Радость бытия омрачается только смертью их единственного преданного друга — собаки Каренин.

Женева. Франц читает лекции в университете, ездит по зарубежным симпозиумам и конференциям. Он женат и имеет восемнадцатилетнюю дочь. Франц встречает художницу-чешку и влюбляется в нее. Ее зовут Сабина. Это — подруга Томаша.

Сабина рисует с детства. Сразу по окончании школы она уезжает из дома, поступает в пражскую Академию художеств, а затем выходит замуж за актера одного из театров Праги. Вскоре после безвременной кончины родителей Сабина расстается с мужем и начинает дести жизнь вольной художницы.

Франц признается жене, что Сабина — его любовница. Он хочет развестись с женой и жениться на Сабине.

Сабина растеряна. Она не хочет ничего менять в своей жизни, не хочет брать на себя никакой ответственности. Она решает оставить Франца.

Франц уходит от жены. Он снимает маленькую квартирку. У него связь с одной из студенток, но, когда он хочет вновь жениться, жена отказывает ему в разводе.

Сабина живет в Париже. Через три года она получает письмо от сына Томаша, из которого узнает о смерти его отца и Терезы — они погибли в автомобильной катастрофе. Сабина подавлена. Последняя нить, связывающая ее с прошлым, оборвана. Она решает покинуть Париж.

Сабина живет в Америке, в Калифорнии. Она удачно продает свои картины, богата и независима.

Франц присоединяется к группе западных интеллектуалов и отправляется к границам Камбоджи. Во время прогулки по ночному Бангкоку он погибает.

Вы прочитали краткое содержание романа «Невыносимая легкость бытия». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/nevynosimaya-legkost-bytiya

Краткое содержание Невыносимая легкость бытия – Кундера Милан

Милан Кундера (Milan Kundera) р. 1929 Невыносимая легкость бытия (Nesnesitelna lehkost byti) Роман (1984)

Томаш – врач-хирург, работает в одной из клиник Праги. Несколько недель назад в маленьком чешском городке он познакомился с Терезой. Тереза работает официанткой в местном ресторане.

Они проводят вместе всего лишь час, затем он возвращается в Прагу. Десятью днями позже она приезжает к нему. Эта малознакомая девушка пробуждает в нем неизъяснимое чувство любви, желание как-то помочь ей.

Тереза кажется ему ребенком, “которого положили в просмоленную корзинку

и пустили по реке, чтобы он выловил ее на берег своего ложа”. Прожив у него неделю, Тереза возвращается в свой захолустный городок. Томаш растерян, не знает, как поступить: связать свою жизнь с Терезой и взять на себя ответственность за нее иди сохранить привычную свободу, остаться одному. Мать Терезы – красивая женщина – бросает ее отца и уходит к другому мужчине. Отец попадает в тюрьму, где вскоре и умирает. Отчим, мать, ее трое детей от нового брака и Тереза поселяются в маленькой квартирке в захолустном чешском городке.

Мать Терезы, недовольная жизнью, все вымещает на дочери. Несмотря

на то что Тереза самая способная в классе, мать забирает ее из гимназии. Тереза идет работать в ресторан. Она готова работать в поте лица, лишь бы заслужить материнскую любовь. Единственное, что ограждает ее от враждебного окружающего мира, – это книга. Любовь к чтению отличает ее от других, является как бы опознавательным знаком тайного братства. Томаш привлекает ее внимание тем, что читает книгу в ресторанчике, где она работает. Цепь случайностей – открытая книга на ресторанном столике Томаша, музыка Бетховена, цифра шесть – приводит в движение дремавшее в ней чувство любви и дает мужество уйти из дома и изменить жизнь. Тереза, бросив все, без приглашения вновь приезжает в Прагу и остается жить у Томаша. Томаш поражен тем, что так быстро принял решение оставить Терезу у себя, поступив вопреки своим собственным принципам, – ни одна женщина не должна жить у него в квартире. Этого он твердо придерживается вот уже десять лет после развода. Боясь и одновременно желая женщин, Томаш вырабатывает некий компромисс, определяя его словами “эротическая дружба” – “те отношения, при которых нет и следа сентиментальности и ни один из партнеров не посягает на жизнь и свободу другого”. Этот метод позволяет Томашу сохранять постоянных любовниц и параллельно иметь множество мимолетных связей. Стремясь к полной свободе, Томаш ограничивает свои отношения с сыном лишь аккуратной уплатой алиментов. Родители Томаша осуждают его за это, порывают с ним, оставаясь в демонстративно хороших отношениях с невесткой. Томаш собирается заботиться о Терезе, оберегать ее, но у него нет ни малейшего желания менять свой образ жизни. Он снимает квартиру для Терезы. Одна из его подруг – Сабина – помогает Терезе устроиться на работу в фотолабораторию иллюстрированного еженедельника. Постепенно Тереза узнает об изменах Томаша, и это вызывает у нее болезненную ревность. Томаш видит ее мучения, сострадает ей, но никак не может оборвать свои “эротические дружбы”, не находит сил побороть тягу к другим женщинам, да и не видит в том нужды. Проходит два года. Чтобы приглушить страдания Терезы от его измен, Томаш женится на ней. По этому случаю он дарит ей собаку-сучку, которую они нарекают Карениным. Август 1968 г. Советские танки вторгаются в Чехословакию. Швейцарский друг Томаша – директор одной из клиник Цюриха – предлагает ему место у себя. Томаш колеблется, предполагая, что Тереза не захочет ехать в Швейцарию. Всю первую неделю оккупации Тереза проводит на улицах Праги, снимая эпизоды вступления войск, массового протеста горожан и раздавая пленки заграничным журналистам, которые чуть ли не дерутся из-за них. Однажды ее задерживают, и она проводит ночь в русской комендатуре. Ей угрожают расстрелом, но, как только ее отпускают, она вновь идет на улицы. В эти дни испытаний Тереза впервые чувствует себя сильной и счастливой. Чешское руководство подписывает в Москве некое компромиссное соглашение. Оно спасает страну от самого страшного: от казней и массовых ссылок в Сибирь. Наступают будни унижения. Томаш и Тереза эмигрируют в Швейцарию. Цюрих. Томаш работает хирургом у своего друга. Здесь он снова встречается с Сабиной, также эмигрировавшей из Чехословакии. В Цюрихе Тереза заходит в издательство иллюстрированного журнала и предлагает свои фотографии о советской оккупации Праги. Ей вежливо, но твердо отказывают – их это уже не интересует. Ей предлагают работу – фотографировать кактусы. Тереза отказывается. Тереза все дни дома одна. Вновь просыпается ревность, которую она вместе с красотой унаследовала от матери. Она решает вернуться на родину, надеясь в глубине души, что Томаш последует за ней. Проходит шесть-семь месяцев. Вернувшись однажды домой, Томаш находит на столе письмо от Терезы, в котором она сообщает, что возвращается домой, в Прагу. Томаш радуется вновь обретенной свободе, наслаждается легкостью бытия. Затем им овладевают неотступные мысли о Терезе. На пятый день после ее отъезда Томаш сообщает директору клиники о своем возвращении в Чехословакию. Первые чувства, которые он испытывает по возвращении домой, – душевная подавленность и отчаяние от того, что он вернулся. Тереза работает барменшей в гостинице. Из еженедельника ее выгнали месяц-два спустя после их возвращения из Швейцарии. На работе, во время одного инцидента, за нее заступается высокий мужчина. Позже Тереза узнает, что он инженер. Вскоре Тереза принимает приглашение зайти к нему домой и вступает с ним в любовную связь. Проходят дни, месяц – инженер больше не появляется в баре. Страшная догадка появляется у нее в голове – это сексот. Была создана ситуация, чтобы скомпрометировать, а затем использовать ее в своих целях, втянув в единую организацию осведомителей. Воскресенье. Томаш и Тереза едут на прогулку за город. Они заезжают в маленький курортный городок. Томаш встречает своего давнего больного – пятидесятилетнего крестьянина из отдаленной чешской деревни. Крестьянин рассказывает о своей деревне, о том, что некому работать, т. к. люди бегут оттуда, У Терезы возникает желание уехать в деревню, ей кажется, что это сейчас единственная спасительная дорога. По возвращении из Цюриха Томаш по-прежнему работает ” своей клинике. Однажды его вызывает к себе главный врач. Он предлагает Томашу отречься от ранее написанной им политической статьи, в противном случае он не сможет оставить его в клинике. Томаш отказывается написать покаянное письмо и уходит из клиники. Томаш работает в деревенской больнице. Проходит год, и ему удается найти место в пригородной амбулатории. Здесь его и находит человек из министерства внутренних дел. Он обещает Томашу возобновить его карьеру врача-хирурга и ученого, но для этого необходимо подписать некое заявление. В этом заявлении Томаш должен не только отказаться от своей политической статьи, как этого требовали от него два года назад, в нем были также слова о любви к Советскому Союзу, о верности коммунистической партии, а также осуждение интеллектуалов. Чтобы не подписывать и не писать подобных заявлений, Томаш бросает медицину и становится мойщиком окон. Он как бы возвращается во времена своей юности, к простору свободы, что означает для него в первую очередь свободу любовных связей. Тереза рассказывает о происшествии в баре. Она очень встревожена. Томаш впервые замечает, как она изменилась, постарела. Он вдруг с ужасом осознает, как мало уделяет ей внимания последние два года. Томаша приглашают мыть окна в одну квартиру. Там он встречает своего сына. Собравшиеся в квартире люди предлагают ему подписать петицию с просьбой об амнистии политзаключенных. Томаш не видит смысла в этой петиции. Он вспоминает о Терезе – кроме нее, для него ничто не имеет значения. Он не может спасти заключенных, но может сделать Терезу счастливой. Томаш отказывается подписывать бумагу. Проходит пять лет после вторжения советских войск в Прагу. Город неузнаваемо изменился. Многие знакомые Томаша и Терезы эмигрировали, некоторые из них умерли. Они решают оставить Прагу и уехать в деревню. Томаш и Тереза живут в отдаленной, всеми забытой деревне. Томаш работает водителем грузовика, Тереза пасет телят. Они наконец обретают покой, – отсюда их уже некуда выгнать. Тереза счастлива, ей кажется, что она достигла цели: они с Томашем вместе и они одни. Радость бытия омрачается только смертью их единственного преданного друга – собаки Каренин. Женева. Франц читает лекции в университете, ездит по зарубежным симпозиумам и конференциям. Он женат и имеет восемнадцатилетнюю дочь. Франц встречает художницу-чешку и влюбляется в нее. Ее зовут Сабина. Это – подруга Томаша. Сабина рисует с детства. Сразу по окончании школы она уезжает из дома, поступает в пражскую Академию художеств, а затем выходит замуж за актера одного из театров Праги. Вскоре после безвременной кончины родителей Сабина расстается с мужем и начинает дести жизнь вольной художницы. Франц признается жене, что Сабина – его любовница. Он хочет развестись с женой и жениться на Сабине. Сабина растеряна. Она не хочет ничего менять в своей жизни, не хочет брать на себя никакой ответственности. Она решает оставить Франца. Франц уходит от жены. Он снимает маленькую квартирку. У него связь с одной из студенток, но, когда он хочет вновь жениться, жена отказывает ему в разводе. Сабина живет в Париже. Через три года она получает письмо от сына Томаша, из которого узнает о смерти его отца и Терезы – они погибли в автомобильной катастрофе. Сабина подавлена. Последняя нить, связывающая ее с прошлым, оборвана. Она решает покинуть Париж. Сабина живет в Америке, в Калифорнии. Она удачно продает свои картины, богата и независима.

Франц присоединяется к группе западных интеллектуалов и отправляется к границам Камбоджи. Во время прогулки по ночному Бангкоку он погибает.

(1 votes, average: 5,00

Читайте также:  Гаргантюа и пантагрюэль - краткое содержание романа франсуа рабле

Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-nevynosimaya-legkost-bytiya-kundera-milan/

Невыносимая Легкость Бытия: роман Кундеры (отзыв о книге)

Недельку назад закончил читать роман Милана Кундеры «Невыносимая Лёгкость Бытия».

Спустя неделю, пишу текст и думаю, а что осталось в голове после того, как ты прочитал, осмыслил и живешь дальше? Что в сухом остатке? Думаю, что основная идея книги Кундеры можно выразить примерно следующим образом: мы живем лишь только раз и это повод радоваться и печалиться одновременно.

Человек не может прожить одну и ту же жизнь дважды, а следовательно, есть поводы быть в печали и поводы порадоваться. Подобная двойственность бытия и лежит в основе романа Кундеры, сюжет которого рассказывает о интересных событиях. Я знал, но знание мое было крайне смутно и расплывчато, ибо источник информации был всего лишь один.

События, описанные в романе и непосредственно влияющие на жизнь главных героев — это пражская весна 1968 года. Могли ли они что-то изменить своими руками в ходе исторических событий? Вряд ли. Значит, не стоило особо и переживать, а стоило просто жить. Что они и делали.

Невыносимая Легкость Бытия: роман, заставляющий думать и чувствовать

Какие-то пронзительные книги мне последнее время попадают в руки. После романа Эрнеста Хэмингуэя «По Ком Звонит Колокол» у меня на прочтении оказался Милан Кундера и его «Невыносимая Легкость Бытия».

Если бы меня спросили кратко рассказать о чем эта книга, я бы без раздумий сказал, что это правдивая история жизни человека в 20 веке. В романе речь идет о жизнях четырех главных героев, связанных между собой. Хотя, нет — пяти. В итоге останется лишь один.

Никто не мог предсказать развития сюжета этого романа, никто не мог прожить жизнь иначе. Никто не проживет другой жизни.

Краткое содержание / тезисы / смыслы

Вам дали жизнь — теперь живите ее как хотите

Считаю, что книга Кундеры зайдет тем, кто привык тонко чувствовать эту жизнь. Тем, кто привык думать, анализировать, сопоставлять. Тем, кто любит читать книги о прошлом и проводить параллели с настоящим.

Любовь и секс. Тяжесть и легкость. Дерьмо и стерильность. Каренин, родивший два рогалика и пчелу — вот и все, что останется от этого мира, когда все подойдет к завершению.

Даже предназначение, сакральное слово, составляющее половину смысла бытия современного среднего класса — оказывается не важно в итоге.

Мы пришли из тьмы, всю жизнь тянулись к свету, но свет оказался электрической лампочкой, висящей под потолком клетки разума. И когда пришло время понять это, нам отворили дверь, чтобы позвать в темноту.

Смысловые пласты, которые вы откроете для себя во время чтения «Невыносимой Тяжести Бытия» настолько обширны и глубоки, что при желании эта простая книга может читаться весьма долго и вдумчиво. Небольшие главки будут заставлять вас возвращаться к началу, чтобы попробовать осмыслить прочитанное еще раз.

Не существует понятия «хорошо» или «плохо», если говорить о жизни, как таковой. Чтобы понять, что было правильно, а что — нет, вам придется прожить еще одну жизнь, и сравнить ее предыдущей, сделав в важный момент альтернативный выбор.

Так считает Кундера. Герои романа прожили жизни как могли, как хотели и как не хотели. Но прожили. Отыграли главные роли в спектакле под названием «жизнь», удалившись в темноту закулисья в конце романа. Могло все быть иначе? Могло.

Имело бы это какой-то смысл? Вряд ли.

Мне абсолютно нечего сказать по поводу этой книги. В смысле, я не стану писать тут восторженный отзыв и говорить, что книга меня восхитила. Отвратное чтиво? Нет. Грустная книга? Да, очень. Особенно сейчас.

Знаете, когда я был еще ребенком — я был счастлив. Я просто не знал о том, что в твой родной город могут приехать танки. Ты можешь потерять работу.

Твоих близких и друзей могут кинуть за решетку или поставить к стенке, просто потому что они не такие, как те у кого есть власть.

Вы не хотите маршировать, петь песни, доносить и поэтому мы закроем для вас выезд из страны, и вы никогда не сможете увидеть, что другой мир отличается от того, где вы живете.

Кто будет рассказывать о подобных вещах ребенку? Да и поймет ли он? А кто будет о таких вещах рассказывать взрослым людям? Они разве поймут?

А Кундера берет на себя смелость и рассказывает в своем художественно-философском романе. В повествовании есть место абсолютно всем радостям бытия — сексу, полигамности, любви, деньгам, алкоголю, домашним животным, юмору и конечно, иронии. Ирония — одно из немногих средств, которые не дают сойти с ума в мире невыносимой легкости бытия.

Невыносимая Легкость Бытия: фильм 1988 года

Начал смотреть фильм с одноименным названием, снятый по книге. Не смог досмотреть до конца. Повествование смещено в сторону любовной драмы и конечно, такая лента найдет своего зрителя, но меня она не нашла.

Ты смотришь старое доброе кино, коим является «Невыносимая Легкость Бытия» 1988 года выпуска и в принципе, кино хорошее, но не больше.

Пропал из ленты нерв, и не цепляет, и кажется сама суть потеряна, в угоду сисечкам на фоне того что происходит.

Это как с «Бойцовским клубом» — книга куда глубже, чем фильм. При этом фильм снят хорошо, и его тоже стоит посмотреть. Для меня здесь абсолютно такая же ситуация. Посмотреть — хорошо, не посмотреть — значит, ничего не потерять (при условии, что вы взялись таки читать Кундеру).

Почему роман назван именно так

Думаю, что роман в свое время вызвал очень много споров критиков и тех, кто его читал. Я обычно не читаю никаких рецензий до прочтения того или иного произведения, поэтому не могу оперировать никакими другими версиями, кроме своей.

Не претендую на истину, тем более что мой писательский талант и рядом не стоит с Кундерой, но попробую озвучить свою версию. Название романа состоит из трех слов связанных между собой. Кратко о каждом из них:

Невыносимая — каждый рождается свободным. Но что делать с этой свободой, если ты — раб? Страны, работы, отношений, привычек? Со временем жизни, человек обрастает все новыми и новыми оковами и кандалами, которые делают его тяжелым и негибким.

Лёгкость — противопоставление тяжести и сложности. Синоним слова «свобода», в данном контексте. Некая простота отношения к жизни со стороны главных героев, которые никогда ничего не усложняли специально. К чему это привело? А к чему это вообще должно было привести, кроме всем известного финала?

Читайте также:  Иосиф и его братья - краткое содержание романа манна

Бытия — Бытие — философская категория. Всякое бытие есть жизнь, но не всякая жизнь — есть бытие. И все тут)

«Невыносимая Легкость Бытия»: отзывы о романе

Как уже писал выше, не читал никакой критики на этот роман. Знаю, что темы секса, политики и прочего дерьма не могут не вызвать никакой реакции. Но это чертовски правдивый роман. А значит — горький. При условии, что вы доверяете автору. Вряд ли Кундера, хотел обмануть меня или кого-то из читателей, а значит — нет оснований не верить написанному.

Вы сядете, откроете первую страницу, потом перелистнете вторую, после третьей вас будет не оттащить, и вы дочитаете эту книгу до конца. И потом поймете, о чем я тут пытался толковать.

Мне глубоко запали в душу слова одного из героев. В конце жизни, потеряв все, он сказал что призвание — чепуха, и он просто счастлив. Человек потеряв все, что у него было и материальное ушло на второй план.

А мы сейчас гоняемся за всем, что нельзя взять с собой на тот свет, и печалимся если ожидания не совпадают с реальностью. Нам твердят со всех сторон, что человек должен быть кем-то, делать что-то, найти свое предназначение, в конце-концов. А тут такой антитезис — «Я стал никем, теперь я счастлив».

Невыносимо. Настолько, что хочется убежать от всего этого, спрятать голову в песок и забыться.

Что имело смысл тогда? Что имеет смысл сейчас? Кто сказал, что представления о жизни, какие они есть у меня или у вас — правильны / неправильны? Почему стоит верить тому, кто это говорит?

Никто не проживет жизнь дважды. Так стоит ли беспокоится за выбор и его правильность, вот в чем вопрос. Который, впрочем, остается без ответа.

Текст — читающий Дмитрий Пелин (с) проект «На Грани»

Где купить «Невыносимую Легкость Бытия» Кундеры

Я тут ссылок пару кину на покупку романа Милана Кундеры. Они партнерские. То есть, если вы прочитав мой опус, решили приобрести эту книгу Кундеры — сделайте это перейдя по этим ссылкам. Там мне капнет пару монет, которые я смогу потратить на книги, и порадовать вас новыми рецензиями и рассказами о том, что стоит почитать. Спасибо)

  • ЛитРес — на Литресе есть аудиоверсия книги Кундеры,
  • Озон.ру — там есть бумажная версия «Невыносимой Легкости Бытия».

Источник: https://ontheedge.ru/pisha-dlya-uma/nevynosimaya-legkost-bytiya-roman

Милан Кундера и экзистенциализм как он есть в романе "Невыносимая легкость бытия"

Я знаю, что многие книголюбы рассматривают чтение как способ убежать из суровой действительности хотя бы на пару часов. Мне такой подход никогда не был близок, поэтому я предпочитаю те произведения, которые не позволяют свободно вылезти из твоей шкуры, а сдерживают в ней словно тисками.

Среди таких реалистичных и в то же время максимально философских художественных книг мне особенно запомнилась «Невыносимая легкость бытия» Милана Кундеры. Примечательно, что в произведении автор сам замечает: «романный» – не означает «непохожий на жизнь» или «искусственный».

Более того, он же пишет, что одному из его персонажей не приходило в голову, насколько реальна жизнь в уединении среди книг. Она куда более живая и настоящая, чем существование в атмосфере лжи и тщеславия.

Сложно представить более глобальной и всемирно философской проблемы, чем отношение к жизни и смерти. Уже само появление экзистенциализма в философской мысли можно считать проблемой.

«Невыносимая легкость бытия», безусловно, затрагивает вопросы экзистенции и даже не по касательной. Невозможно в принципе обойти смысл человеческого существования, когда рассматриваешь философские дихотомии.

Тем более, такие абстрактные и масштабные как легкость и тяжесть бытия, рано или поздно разворачивающие нас к соотношению жизни и смерти.

В самом начале книги Кундера пишет о нравственной извращенности мира, в котором прощается всё на основании невозвратности и уникальности человеческой жизни. Принцип «Einmal ist Keinmal» («один раз не считается») помогает избежать невыносимой ответственности за судьбу в целом и за каждый поступок в отдельности.

В результате никакой тяжести и угрызений совести – только легкость.

Вопрос лишь в том, не становится ли эта бесконечная легкость нам в тягость и нельзя ли воспринимать пугающую тяжесть бытия как отражение стабильности и уверенности в завтрашнем дне? Если задуматься, тяжелое бремя жизни помогает осознать себя реальным человеком, тогда как легкость дарит свободу, но в тот же момент обесценивает ее, делая мир бессмысленным. На эту тему и рассуждает Кундера в романе, причем рассуждает в высшей степени виртуозно, используя не только своих героев, но и образ рассказчика, а также собственный авторский голос в моменты разрушения “четвертой стены”.

Игру с тяжестью и легкостью Кундера демонстрирует даже в литературных приемах и структуре романа. Прежде всего, автор любит называть вещи своими именами: он не только показывает рефлексию героев, но и пытается объяснить ее. Он также рассказывает, как создавались персонажи.

В результате сложный роман предстает перед нами легкой вещью, от чего читателю невыносимо (т.е. автор объясняет всё очень понятно и досконально, но проще от этого не становится).

Даже о смерти персонажей Кундера сообщает прямым текстом чуть ли не в начале, постепенно уводя читателя от тяжести утраты (а все мы сопереживаем героям, с которыми успели сродниться) к ощущению легкости и закономерности происходящего.

Философский подтекст «Невыносимой легкости…» двойственен и противоречив, впрочем, как и сама наша жизнь. С одной стороны, фактор случайности снимает всякую ответственность за судьбу. С другой, можно попытаться спрогнозировать последствия каждого шага, но тогда есть риск сойти с ума.

Впрочем, двойственен весь человеческий опыт, представляющий борьбу души и тела, которая подробна описана Кундерой в образе Терезы. Двойственность авторского подхода также проявляется в восприятии героев: ты сопереживаешь им всем сердцем, но в то же время желаешь смерти (как спасения, награды или лучшей доли). То же и с сюжетными линиями романтических отношений.

Сложно, например, не восторгаться красотой любви Франца к Сабине, но как же хочется увести его подальше от этой женщины.

В целом, противоречивые персонажи романа – герои и жертвы эпохи “Пражской весны”, достойные и ярко выраженные представители своего поколения: потерянные, запутанные, сомневающиеся и в то же время дерзкие, честные, мечтающие. Но самое главное – они объемные и реалистичные: каждый из них становится фокальным персонажем в разных частях книги.

Они очаровывают и заставляют постоянно соотносить себя с ними. Я есть в каждом герое «Невыносимой легкости…» (и в каждом из них есть сам Кундера, о чем он пишет на страницах романа): это я сомневающийся Томаш, наивная Тереза, горделивая Сабина и трогательный Франц.

Автор таинственным образом вылавливает из влюбленной и любящей души самые сокровенные секреты: мысли о внезапной смерти, страхи выдуманных чувств и малодушия, общий сон как доказательство трепетной связи, зарождение отношений из метафоры.

Но, конечно, самое главное, что выуживает на поверхность Милан Кундера в этой философской рыбалке: боязнь решений и ответственности, переживания за любой свой выбор, доводящие до ночных кошмаров, истерик, депрессии, стресса.

На протяжении книги восприятие героев, их отношений, характеров и жизней меняется у читателя несколько раз. Например, тяжесть и легкость у Терезы с Томашем постоянно меняются местами. Сила мужчины вступает в борьбу со слабостями женщины. Легкость холостяцкой жизни у Томаша постепенно сменяется тяжестью семейных отношений.

Внутри самого героя идет борьба сексуальной тяжести (агрессивного возбуждения) и влюбленной легкости (нежной заботы). Томаш долгое время считает, что Тереза должна нести ответственность за всю тяжесть в его жизни.

История же со статьей, основанная на мифе об Эдипе, в итоге преподносит ему урок: наказывать того, кто не знал своей вины и не ощущал ее, это в любом случае варварство. Тереза выражает легкость отношений, она душа семьи. Осознавая это, Томаш начинает воспринимать Терезу именно так, как она мечтала, и делает счастливой уже ее.

В итоге Томаш обретает счастье и семейное, и личностное, уравновешивая свой мир свободой некоего социального и профессионального деклассирования. У самой Терезы, к слову, тоже есть внутренний конфликт: между легкостью души и тяжести тела. Сердце героини успокаивается, только когда образ зайчика сливается с образом Томаша.

Больше нет ответственности, но есть чувство абсолютной любви, нет соревнования, но есть добровольный отказ от своей силы (даже если она в слабости).

На примере развития отношений Терезы и Томаша Кундера показывает, что, возможно, не существует четкой дихотомии «тяжесть-легкость», но есть амбивалентность. Во многом эта мысль проявляется в творчестве Сабины, которая рисует картины о слиянии двух тем и двух миров.

Двойная экспозиция, как называют это герои и повествователь. Но при всём постоянном философском (а в книге он становится еще личностным, политическим и даже музыкальным) конфликте легкости и тяжести роман имеет вполне однозначное название. Оно намекает на значимость только одного полюса – легкости.

По крайней мере, в жизни главных героев — Томаша и Терезы. Впрочем, я до конца не уверена, можно ли считать их основополагающими персонажами. Мне кажется, что больший интерес представляет Сабина, и не только для читателя (который знает, что на момент смерти остальных только она остается в живых), но и для автора.

В частности, Кундера уделяет большое внимание тому, из каких ощущений и мыслей рождались те или иные персонажи, какую роль они играют в книге (например, Франц – главный романтик) и в какую категорию людей их можно отнести. Сабина же остается в стороне, но нельзя сказать, что на нее отведено мало места в сюжете.

Даже краткий словарь непонимания составлен, по большей части, с упором на Сабину и для раскрытия ее прошлого.

В течение всей своей жизни Сабина подсознательно ищет тяжести, но в то же время противится ей, отступает в сторону в пользу легкости.

У героини всё не как у людей: восприятие насилия, предательства и женского бремени как чего-то легкого, но в то же время страх перед легкой музыкой как перед тяжелым оседающим шумом.

Поверхностные отношения с людьми сочетаются в жизни Сабины с тяжестью принятых решений, в том смысле, что героиня принимает ответственность за каждый поступок, смиряется с последствиями единожды сказанного слова.

В итоге Сабина остается один на один со своей легкостью, которая на поверку оказывается пустотой, невыносимой тяжестью. И Сабина боится такой же тяжести после смерти, вот и просит развеять прах. Лишь бы обойтись без надгробной плиты, лишающей ее даже шанса на последний жест легкости.

Поэтому, кстати, Сабина и не приемлет крайности, экстремизм и китч. В отличие от Франца, которого свет привлекает ровно столько же, сколько и тьма. В этом смысле смерть Франца может служить для него высшей наградой – возможностью постичь мир по ту сторону границы. Отсюда и эпитафия: «Возвращение после долгого блуждания».

Франц всегда искал в жизни драмы, и справедливо полагать, что высшая драматическая точка жизни – это ее финал. Кроме того, смерть произошла в лучших традициях романтического мировоззрения, ведь она была сопряжена с благородными целями, риском, мужеством и опасностью.

Награда нашла героя, и вполне понятно, почему Сабина, ищущая спокойствия (хотя с виду и заявляющая протест), не осталась с ним. В конце концов, как справедливо замечает Кундера, она дала ему гораздо больше: мечту, светлый образ для вдохновения.

Интересно, что для Франца со всей его наивностью очевидной является та вещь, которая приходит к Томашу и Терезе только во второй половине жизни: «любить – значит отказаться от силы».

Итак, легкость одержала победу или, прошу прощения за каламбур, перевесила в судьбах героев. Только вот восприятие ее как чего-то негативного или позитивного остается на усмотрение героев (а значит и читателей), так же, как и ассоциации со смертью.

Человек, утверждает Кундера, не может быть счастлив, поскольку счастье рождает жажду повторения, а в мире с легкостью и невозвратимостью бытия это невозможно. По этой же причине ни один даже самый идеальный партнер не поможет вам создать идиллию в жизни.

Почему же это выходит в конечном итоге у Томаша с Терезой? Они спасаются в деревне, перенесясь в тот рай, где «человек еще не был человеком». Жизнь в деревне не движется по прямой и не наполнена приключениями, но в ней есть стабильное движение по кругу.

Томаш и Тереза сталкиваются с физической смертью намного позже того, как становятся невидимыми для всего, некогда близкого им общества. Их жизнь замирает, и неслучайной оказывается эпитафия на могиле Томаша, ищущего «Царства Божьего на земле».

Тереза и Томаш счастливцы еще и потому, что судьба наградила их одновременной мгновенной смертью. Каждый из них был на глазах любимого человека до последнего, и когда пропал единственный зритель в зале, закончился и весь жизненный спектакль.

При всей философичности, нельзя забывать, что «Невыносимая легкость бытия» — это роман еще и исторический, политический, и в этом направлении он также поднимает мировую проблему. Здесь вырастает китч как эстетический идеал, категорическое согласие с бытием, не вызывающим сомнений своей легкостью или тяжестью.

Читайте также:  Значение и роль воды в жизни человека 3 класс

Китч как отказ от неприемлемого и способ манипуляции обществом ради уничтожения индивидуальности. Именно китч, по мнению Кундеры, есть причина тоталитаризма (в данном случае коммунистического).

И здесь Кундера снова уводит нас на поле экзистенциализма, справедливо замечая, что всё это – уловки, способ побега, ширма для небытия, прикрывающая ужас смерти. Чтобы спастись от китча и не допустить ошибок (в своей истории и истории страны), нужно задаваться вопросами.

Надо сомневаться и помнить, что история как индивидуальная жизнь, легкая и неповторимая. Думаю, что «Невыносимая легкость бытия» как никогда актуальна в России сейчас, более 35 лет спустя, когда все мы стоим на пороге перемен.

Наше общество топчется перед дверью с табличкой «Будущее», перебирает отмычки, просматривает ключи и даже примеряется к тому, чтобы вышибить дверь ногой. Какое из наших действий в итоге окажет влияние на итоговый вектор развития – непонятно.

Безусловно, «Невыносимая легкость бытия» наталкивает каждого читателя на серьезные и долгие размышления. Лично меня от давящей «невыносимости» спасает только индийская пословица: даже мёртвая рыба может плыть по течению.

И действительно, тело человека после смерти становится легче (как минимум, на 21 грамм, если верить исследованиям о душе), а значит, плывет намного быстрее. И главное, спокойнее. Это только живой человек постоянно озабочен в жизненном заплыве своим стилем плавания.

Но ирония в том, что каждый из нас плывет в любом случае к смерти, через Стикс, а дальше – в Лету. Интересно, что эпизод с всплывающими трупами в романе тоже есть – во сне Терезы. Выходит, легкость бытия оборачивается легкостью небытия.

И именно это вовремя поняли Томаш и Тереза, обретшие не только друг друга, но и бесконечное счастье.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aeed1f5f03173ba38d0b3ff/5cdf39e9e7f4df00b39c2e02

Милан Кундера: Невыносимая легкость бытия

Милан КУНДЕРА

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

Часть первая. ЛЕГКОСТЬ И ТЯЖЕСТЬ

1

Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится все пережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф?

Миф вечного возвращения per negationem[1] говорит, что жизнь, которая исчезает однажды и навсегда, жизнь, которая не повторяется, подобна тени, она без веса, она мертва наперед и как бы ни была она страшна, прекрасна или возвышенна, этот ужас, возвышенность или красота ровно ничего не значат. Мы должны воспринимать ее не иначе, как, скажем, войну между двумя африканскими государствами в четырнадцатом столетии, ничего не изменившую в облике мира, невзирая на то, что в ней погибло в несказанных мучениях триста тысяч чернокожих.

Изменится ли что-то в войне двух африканских государств в четырнадцатом столетии, повторяйся она бессчетное число раз в вечном возвращении?

Несомненно, изменится: война превратится в вознесшийся на века монолит, и ее нелепость станет непоправимой.

Если бы Французской революции суждено было вечно повторяться, французская историография куда меньше гордилась бы Робеспьером.

Но поскольку она повествует о том, что не возвращается, кровавые годы претворились в простые слова, теории, дискуссии и, став легче пуха, уже не вселяют ужаса.

Есть бесконечная разница между Робеспьером, лишь однажды объявившимся в истории, и Робеспьером, который вечно возвращался бы рубить французам головы.

Итак, можно сказать: идея вечного возвращения означает определенную перспективу, из ее дали вещи предстают в ином, неведомом нам свете; предстают без облегчающего обстоятельства своей быстротечности. Это облегчающее обстоятельство и мешает нам вынести какой-либо приговор. Как можно осудить то, что канет в Лету? Зори гибели озаряют очарованием ностальгии все кругом; даже гильотину.

Недавно я поймал себя на необъяснимом ощущении: листая книгу о Гитлере, я растрогался при виде некоторых фотографий, они напомнили мне годы моего детства; я прожил его в войну; многие мои родственники погибли в гитлеровских концлагерях; но что была их смерть по сравнению с тем, что фотография Гитлера напомнила мне об ушедшем времени моей жизни, о времени, которое не повторится?

Это примирение с Гитлером вскрывает глубокую нравственную извращенность мира, по сути своей основанного на несуществовании возвращения, ибо в этом мире все наперед прощено и, стало быть, все цинично дозволено.

2

Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы прикованы к вечности, как Иисус Христос к кресту. Вообразить такое ужасно. В мире вечного возвращения на всяком поступке лежит тяжесть невыносимой ответственности. Это причина, по которой Ницше называл идею вечного возвращения самым тяжким бременем (das schwerste Gewicht).

А коли вечное возвращение есть самое тяжкое бремя, то на его фоне наши жизни могут предстать перед нами во всей своей восхитительной легкости.

Но действительно ли тяжесть ужасна, а легкость восхитительна? Самое тяжкое бремя сокрушает нас, мы гнемся под ним, оно придавливает нас к земле. Но в любовной лирике всех времен и народов женщина мечтает быть придавленной тяжестью мужского тела.

Стало быть, самое тяжкое бремя суть одновременно и образ самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее.

И, напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь и бессмысленны.

Так что же предпочтительнее: тяжесть или легкость? Этот вопрос в шестом веке до Рождества Христова задавал себе Парменид. Он видел весь мир разделенным на пары противоположностей: свет — тьма; нежность — грубость; тепло — холод; бытие — небытие.

Один полюс противоположности был для него позитивным (свет, тепло, нежность, бытие), другой негативным. Деление на полюс позитивный и негативный может нам показаться по-детски простым.

За исключением одного примера: что же позитивно — тяжесть или легкость?

Парменид ответил: легкость — позитивна, тяжесть — негативна. Прав ли он был или нет? Вот в чем вопрос. Несомненно одно: противоположность «тяжесть — легкость» есть самая загадочная и самая многозначительная из всех противоположностей.

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/183908-milan-kundera-nevynosimaya-legkost-bytiya.html

Милан Кундера

Томаш — врач-хирург, работает в одной из клиник Праги. Несколько недель назадв маленьком чешском городке он познакомился с Терезой. Тереза работает официанткойв местном ресторане. Они проводят вместе всего лишь час, затем он возвращается в Прагу.Десятью днями позже она приезжает к нему.

Эта малознакомая девушка пробуждает в немнеизъяснимое чувство любви, желание как-то помочь ей. Тереза кажется ему ребенком, «которогоположили в просмоленную корзинку и пустили по реке, чтобы он выловил ее на берегсвоего ложа».Прожив у него неделю, Тереза возвращается в свой захолустный городок. Томаш растерян,не знает, как поступить.

Связать свою жизнь с Терезой и взять на себя ответственностьза нее иди сохранить привычную свободу, остаться одному.

Мать Терезы — красиваяженщина — бросает ее отца и уходит к другому мужчине. Отец попадает в тюрьму, гдевскоре и умирает. Отчим, мать, ее трое детей от нового брака и Тереза поселяютсяв маленькой квартирке в захолустном чешском городке.Мать Терезы, недовольная жизнью, все вымещает на дочери.

Несмотря на то что Тереза самаяспособная в классе, мать забирает ее из гимназии. Тереза идет работать в ресторан. Онаготова работать в поте лица, лишь бы заслужить материнскую любовь.Единственное, что ограждает ее от враждебного окружающего мира, — это книга.

Любовьк чтению отличает ее от других, является как бы опознавательным знаком тайногобратства. Томаш привлекает ее внимание тем, что читает книгу в ресторанчике, где онаработает.

Цепь случайностей — открытая книга на ресторанном столике Томаша, музыка Бетховена,цифра шесть — приводит в движение дремавшее в ней чувство любви и дает мужество уйтииз дома и изменить жизнь.Тереза, бросив все, без приглашения вновь приезжает в Прагу и остается жить у Томаша.

Томаш поражен тем, что так быстро принял решение оставить Терезу у себя, поступив вопрекисвоим собственным принципам, — ни одна женщина не должна жить у него в квартире.Этого он твердо придерживается вот уже десять лет после развода.

Боясь и одновременно желаяженщин, Томаш вырабатывает некий компромисс, определяя его словами «эротическаядружба» — «те отношения, при которых нет и следа сентиментальности и ни одиниз партнеров не посягает на жизнь и свободу другого».

Этот метод позволяет Томашусохранять постоянных любовниц и параллельно иметь множество мимолетных связей.Стремясь к полной свободе, Томаш ограничивает свои отношения с сыном лишь аккуратнойуплатой алиментов.

Родители Томаша осуждают его за это, порывают с ним, оставаясьв демонстративно хороших отношениях с невесткой.Томаш собирается заботиться о Терезе, оберегать ее, но у него нет ни малейшегожелания менять свой образ жизни. Он снимает квартиру для Терезы.

Одна из его подруг —Сабина — помогает Терезе устроиться на работу в фотолабораторию иллюстрированногоеженедельника.

Постепенно Тереза узнает об изменах Томаша, и это вызывает у нееболезненную ревность. Томаш видит ее мучения, сострадает ей, но никак не может оборватьсвои «эротические дружбы», не находит сил побороть тягу к другим женщинам,да и не видит в том нужды.Проходит два года.

Чтобы приглушить страдания Терезы от его измен, Томаш женится на ней.По этому случаю он дарит ей собаку-сучку, которую они нарекают Карениным.Август 1968 г. Советские танки вторгаются в Чехословакию.

Швейцарский друг Томаша — директор одной из клиник Цюриха — предлагает ему местоу себя. Томаш колеблется, предполагая, что Тереза не захочет ехать в Швейцарию.

Всю первую неделю оккупации Тереза проводит на улицах Праги, снимая эпизоды вступления войск,массового протеста горожан и раздавая пленки заграничным журналистам, которые чуть лине дерутся из-за них.

Однажды ее задерживают, и она проводит ночь в русской комендатуре.Ей угрожают расстрелом, но, как только ее отпускают, она вновь идет на улицы. В эти днииспытаний Тереза впервые чувствует себя сильной и счастливой.Чешское руководство подписывает в Москве некое компромиссное соглашение. Оно спасает странуот самого страшного. От казней и массовых ссылок в Сибирь.

Наступают будни унижения. Томаш и Тереза эмигрируют в Швейцарию.Цюрих. Томаш работает хирургом у своего друга. Здесь он снова встречается с Сабиной,также эмигрировавшей из Чехословакии.В Цюрихе Тереза заходит в издательство иллюстрированного журнала и предлагает своифотографии о советской оккупации Праги. Ей вежливо, но твердо отказывают — их этоуже не интересует.

Ей предлагают работу — фотографировать кактусы. Терезаотказывается.Тереза все дни дома одна. Вновь просыпается ревность, которую она вместе с красотойунаследовала от матери. Она решает вернуться на родину, надеясь в глубине души, что Томашпоследует за ней.Проходит шесть-семь месяцев.

Вернувшись однажды домой, Томаш находит на столе письмоот Терезы, в котором она сообщает, что возвращается домой, в Прагу.Томаш радуется вновь обретенной свободе, наслаждается легкостью бытия. Затем им овладеваютнеотступные мысли о Терезе. На пятый день после ее отъезда Томаш сообщает директоруклиники о своем возвращении в Чехословакию.

Первые чувства, которые он испытывает по возвращении домой, — душевная подавленностьи отчаяние от того, что он вернулся.Тереза работает барменшей в гостинице.

Из еженедельника ее выгнали месяц-два спустяпосле их возвращения из Швейцарии.На работе, во время одного инцидента, за нее заступается высокий мужчина. Позже Терезаузнает, что он инженер. Вскоре Тереза принимает приглашение зайти к нему домой и вступаетс ним в любовную связь.Проходят дни, месяц — инженер больше не появляется в баре.

Страшная догадкапоявляется у нее в голове — это сексот. Была создана ситуация, чтобы скомпрометировать,а затем использовать ее в своих целях, втянув в единую организацию осведомителей.Воскресенье. Томаш и Тереза едут на прогулку за город. Они заезжают в маленькийкурортный городок.

Томаш встречает своего давнего больного — пятидесятилетнего крестьянинаиз отдаленной чешской деревни.

Крестьянин рассказывает о своей деревне, о том, что некомуработать, т. к. Люди бегут оттуда, У Терезы возникает желание уехать в деревню,ей кажется, что это сейчас единственная спасительная дорога.По возвращении из Цюриха Томаш по-прежнему работает » своей клинике. Однажды еговызывает к себе главный врач.

Он предлагает Томашу отречься от ранее написаннойим политической статьи, в противном случае он не сможет оставить его в клинике. Томашотказывается написать покаянное письмо и уходит из клиники.Томаш работает в деревенской больнице. Проходит год, и ему удается найти местов пригородной амбулатории. Здесь его и находит человек из министерства внутренних дел.

Он обещает Томашу возобновить его карьеру врача-хирурга и ученого, но для этогонеобходимо подписать некое заявление.

В этом заявлении Томаш должен не только отказатьсяот своей политической статьи, как этого требовали от него два года назад, в нем были такжеслова о любви к Советскому Союзу, о верности коммунистической партии, а также осуждениеинтеллектуалов. Чтобы не подписывать и не писать подобных заявлений, Томаш бросаетмедицину и становится мойщиком окон.

Он как бы возвращается во времена своей юности,к простору свободы, что означает для него в первую очередь свободу любовных связей.Тереза рассказывает о происшествии в баре. Она очень встревожена. Томаш впервые замечает,как она изменилась, постарела. Он вдруг с ужасом осознает, как мало уделяет ей вниманияпоследние два года.

Томаша приглашают мыть окна в одну квартиру.

Там он встречает своего сына. Собравшиесяв квартире люди предлагают ему подписать петицию с просьбой об амнистииполитзаключенных. Томаш не видит смысла в этой петиции. Он вспоминает о Терезе —кроме нее, для него ничто не имеет значения. Он не может спасти заключенных, но можетсделать Терезу счастливой. Томаш отказывается подписывать бумагу.

Проходит пять лет после вторжения советских войск в Прагу. Город неузнаваемо изменился.Многие знакомые Томаша и Терезы эмигрировали, некоторые из них умерли. Они решают оставитьПрагу и уехать в деревню.Томаш и Тереза живут в отдаленной, всеми забытой деревне. Томаш работает водителемгрузовика, Тереза пасет телят. Они наконец обретают покой, — отсюда их уже некудавыгнать.

Тереза счастлива, ей кажется, что она достигла цели.

Они с Томашем вместе и они одни.Радость бытия омрачается только смертью их единственного преданного друга — собакиКаренин.Женева. Франц читает лекции в университете, ездит по зарубежным симпозиумами конференциям. Он женат и имеет восемнадцатилетнюю дочь. Франц встречает художницу-чешкуи влюбляется в нее. Ее зовут Сабина. Это — подруга Томаша.Сабина рисует с детства.

Сразу по окончании школы она уезжает из дома, поступаетв пражскую Академию художеств, а затем выходит замуж за актера одного из театров Праги.Вскоре после безвременной кончины родителей Сабина расстается с мужем и начинает дестижизнь вольной художницы.Франц признается жене, что Сабина — его любовница. Он хочет развестись с женойи жениться на Сабине.Сабина растеряна.

Она не хочет ничего менять в своей жизни, не хочет брать на себяникакой ответственности. Она решает оставить Франца. Франц уходит от жены. Он снимаетмаленькую квартирку. У него связь с одной из студенток, но, когда он хочет вновьжениться, жена отказывает ему в разводе.Сабина живет в Париже.

Через три года она получает письмо от сына Томаша, из которогоузнает о смерти его отца и Терезы — они погибли в автомобильной катастрофе. Сабинаподавлена. Последняя нить, связывающая ее с прошлым, оборвана. Она решает покинуть Париж.Сабина живет в Америке, в Калифорнии. Она удачно продает свои картины, богатаи независима.

Франц присоединяется к группе западных интеллектуалов и отправляется к границамКамбоджи. Во время прогулки по ночному Бангкоку он погибает..

На нашем сайте Вы найдете значение «Милан Кундера — Невыносимая Легкость Бытия» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Милан Кундера — Невыносимая Легкость Бытия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «М». Общая длина 42 символа

Источник: https://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397735-milan-kundera—nevynosimaya-legkost-bytiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]