Алекса́ндр Никола́евич Остро́вский (1823—1886) — выдающийся русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.
Происхождение
Отец будущего драматурга, выпускник Московской духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи духовного сословия, умерла, когда Александру было семь лет.
Детство и юность
Детство и юность писателя прошло в Замоскворечье. Отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению.
Начало литературной деятельности: выбор в пользу драматургии
В 1840 по окончании гимназии был зачислен на юридический факультет Московского университета, но в 1843 ушёл из него, не пожелав пересдавать экзамен. Тогда же поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845—1851). Этот опыт сыграл значительную роль в творчестве Островского.
На литературное поприще вступил во второй половине 1840-х гг. как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы. В это время Островским был создан прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя», первые комедии (пьеса «Семейная картина» была прочитана автором 14 февраля 1847 в кружке профессора С. П. Шевырева и одобрительно принята им).
Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся», 1849).
В основу сюжета (ложное банкротство купца Большова, коварство и бездушие членов его семьи — дочери Липочки и приказчика, а затем зятя Подхалюзина, не выкупивших старика отца из долговой ямы, позднее прозрение Большова) были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок (речи свахи, перебранки матери и дочери), тормозящих действие, но и дающих ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Особую роль тут сыграла неповторимая, одновременно и сословная, и индивидуально-психологическая окрашенность речи персонажей.
Островский — «бесспорно первый драматический писатель»
«Колумб Замоскворечья»
Уже в «Банкроте» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющимся укладом.
Создав за сорок лет литературного труда пятьдесят пьес (некоторые — в соавторстве), ставших репертуарной основой русского общедоступного, демократического театра, Островский на разных этапах своего творческого пути представлял по-разному главную тему своего творчества.
Так, став в 1850 сотрудником известного своим почвенническим направлением журнала «Москвитянин» (редактор М. П. Погодин, сотрудники А. А. Григорьев, Т. И. Филиппов и др.
), Островский, входивший в так называемую «молодую редакцию», попытался придать журналу новое направление — сосредоточиться на идеях национального своеобразия и самобытности, но не крестьянства (в отличие от «старых» славянофилов), а патриархального купечества.
В своих последующих пьесах «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется» (1852—1855) драматург попытался отразить поэзию народного быта: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим», — писал он в «москвитянинский» период. В это же время драматург сошёлся с девицей Агафьей Ивановной (у которой от него было четверо детей), что привело к разрыву отношений с отцом. По рассказам очевидцев, это была добрая, сердечная женщина, которой Островский во многом был обязан знанием московского быта.
Для «москвитянинских» пьес характерен известный утопизм в разрешении конфликтов между поколениями (в комедии «Бедность не порок», 1854, счастливая случайность расстраивает навязываемый отцом-самодуром и ненавистный для дочери брак, устраивает брак богатой невесты — Любови Гордеевны — с бедным приказчиком Митей). Но эта черта «москвитянинской» драматургии Островского не отменяет высокого реалистического качества произведений этого круга. Сложным, диалектически соединяющим противоположные, казалось бы, качества оказывается образ Любима Торцова, спившегося брата купца-самодура Гордея Торцова в написанной значительно позднее пьесе «Горячее сердце» (1868). Одновременно Любим — провозвестник истины, носитель народной морали. Он заставляет прозреть Гордея, лишившегося трезвого взгляда на жизнь из-за собственного тщеславия, увлечения ложными ценностями.
В 1855 драматург, не удовлетворенный своим положением в «Москвитянине» (постоянные конфликты и мизерные гонорары), покинул журнал и сблизился с редакцией петербургского «Современника» (Н. А. Некрасов считал Островского «бесспорно первым драматическим писателем»). В 1859 вышло первое собрание сочинений драматурга, принесшее ему и славу, и человеческую радость.
«Гроза»
Впоследствии две тенденции освещения традиционного уклада — критическая, обличительная и поэтизирующая — в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859).
Произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.
Столкновение двух женских характеров — Катерины Кабановой и её свекрови Марфы Игнатьевны (Кабанихи) — по своему масштабу далеко превосходит традиционный для театра Островского конфликт между поколениями. Характер главной героини (названной Н. А.
Добролюбовым «лучом света в темном царстве») складывается из нескольких доминант: способности к любви, стремления к свободе, чуткой, ранимой совести. Показывая естественность, внутреннюю свободу Катерины, драматург одновременно подчеркивает, что она тем не менее — плоть от плоти патриархального уклада.
Живя традиционными ценностями, Катерина, изменив мужу, отдавшись своей любви к Борису, становится на путь разрыва с этими ценностями и остро сознает это. Драма Катерины, обличившей себя перед всеми и покончившей с собой, оказывается наделенной чертами трагедии целого исторического уклада, который постепенно разрушается, уходит в прошлое.
Печатью эсхатологизма, ощущением конца отмечено и мироощущение Марфы Кабановой, главной антагонистки Катерины. При этом пьеса Островского глубоко проникнута переживанием «поэзии народной жизни» (А. Григорьев), песенно-фольклорной стихией, ощущением природной красоты (черты пейзажа присутствуют в ремарках, встают в репликах персонажей).
Поздний этап творчества
Новые герои
Последующий большой период творчества драматурга (1861—1886) обнаруживает близость поисков Островского к путям развития современного ему русского романа — от «Господ Головлевых» М. Е. Салтыкова-Щедрина до психологических романов Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
Мощно звучит в комедиях «пореформенных» лет тема «бешеных денег», рвачества, беззастенчивого карьеризма представителей обедневшего дворянства в сочетании с богатством психологических характеристик персонажей, с все возрастающим искусством сюжетостроения драматурга.
Так, «антигерой» пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) Егор Глумов в чём-то напоминает грибоедовского Молчалина. Но это — Молчалин новой эпохи: изобретательный ум и цинизм Глумова до поры до времени способствуют его начавшейся было головокружительной карьере.
Эти же качества, намекает драматург, в финале комедии не дадут Глумову пропасть и после его разоблачения.
Тема передела жизненных благ, появления нового социального и психологического типа — дельца («Бешеные деньги», 1869, Васильков), а то и дельца-хищника из дворян («Волки и овцы», 1875, Беркутов) существовала в творчестве Островского до конца его писательского пути. В 1869 Островский вступил в новый брак после смерти Агафьи Ивановны от туберкулеза. От второго брака у писателя родилось пятеро детей.
«Лес»
Жанрово и композиционно сложная, насыщенная литературными аллюзиями, скрытыми и прямыми цитатами из русской и зарубежной классической литературы (Гоголь, Сервантес, Шекспир, Мольер, Шиллер) комедия «Лес» (1870) подводит итог первому пореформенному десятилетию.
В пьесе затрагиваются темы, разрабатывавшиеся русской психологической прозой, — постепенное разорение «дворянских гнезд», духовный упадок их владельцев, расслоение второго сословия и те нравственные коллизии, в которые оказываются вовлечены люди в новых исторических и социальных условиях.
В этом социальном, бытовом и нравственном хаосе носителем гуманности и благородства оказывается человек искусства — деклассированный дворянин и провинциальный актёр Несчастливцев.
В жанре психологической драмы
Помимо «народной трагедии» («Гроза»), сатирической комедии («Лес»), Островский на позднем этапе своего творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы («Бесприданница», 1878, «Таланты и поклонники», 1881, «Без вины виноватые», 1884).
Драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры.
Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации.
Паратов — это не только «фатальный мужчина», роковой возлюбленный Ларисы Огудаловой, но и человек простого, грубого житейского расчета; Карандышев — не только «маленький человек», терпящий циничных «хозяев жизни», но и личность с необъятным, болезненным самолюбием; Лариса — не только страдающая от любви героиня, идеально отличающаяся от окружающей её среды, но и находящаяся под влиянием ложных идеалов («Бесприданница»). Столь же психологически неоднозначно решен драматургом характер Негиной («Таланты и поклонники»): молодая актриса не просто избирает путь служения искусству, предпочитая его любви и личному счастью, но и соглашается на участь содержанки, то есть «практически подкрепляет» свой выбор. В судьбе известной артистки Кручининой («Без вины виноватые») переплелись и восхождение на театральный Олимп, и страшная личная драма. Таким образом, Островский идет по пути, соотносимому с путями современной ему русской реалистической прозы, — пути все более глубокого осознания сложности внутренней жизни личности, парадоксальности совершаемого ею выбора.
Театр Островского
Памятник Островскому у Малого театра в Москве
Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
- театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
- неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
- ставка на всю труппу, а не на одного актёра;
- «люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».
Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Борис Самойлов, Пров Садовский.
Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин, не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы» будучи очень недоволен автором пьесы.
Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским.
Народные мифы и национальная история в драматургии Островского
Особое место в наследии Островского занимает «весенняя сказка» «Снегурочка» (1873). В начале 1873 года Малый театр был закрыт на ремонт. Три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра, и понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы.
Дирекция обратилась с предложением написать соответствующую пьесу к Островскому. Музыку по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории, который уже был автором двух выдающихся симфоний, трех опер.
«Снегурочка» стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к «Лебединому озеру», «Евгению Онегину».
В «Снегурочке» поэтические и утопические воззрения Островского на возможность гармонических отношений между людьми облекаются в форму литературной «сказки для театра», в которой фигурируют образы, родственные образам славянской мифологии. В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А.
Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова: «Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».[1]
Обращается драматург и к историческим жанрам — хроникам, трагедиям, комедиям, написанным на темы русской истории: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866), «Воевода» (1864, 2-я редакция 1885), «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866) и др.. Национальная история дает Островскому материал для создания крупных, энергичных характеров, для широкого использования героического начала в драматургии.
Итоги жизненного пути. Щелыково
В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка (он получал пожизненную пенсию 3 тыс. рублей), а также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров (драматург всю жизнь мечтал служить театру). Но здоровье его было подорвано, силы истощены.
Он скончался у себя в имении Щелыково от наследственной болезни — стенокардии. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник великого драматурга.
Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Всероссийским театральным обществом. [2]
А. Н. Островский остался в истории русской литературы не просто «Колумбом Замоскворечья», как назвала его литературная критика, но создателем русского демократического театра, применившим достижения русской психологической прозы XIX в. к театральной практике.
Этот выдающийся драматург являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится искрометная комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин). Вызывает восхищение кинофильм «Жестокий романс», блестяще снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Р. Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Л. Казарновская).[3]
Пьесы
Экранизации произведений
Примечания
- ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 391—392
- ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856—1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр.
392—394
- ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том IV. Пьесы 1865—1867. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 419 с, илл. стр. 414-415
- ↑ А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том V. Пьесы 1867—1870. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 350 с, илл. стр.
346—349
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1079883
Александр Николаевич Островский (1823-1886). Биография в датах и фактах
Тема: Островский Александр Николаевич
Александр Николаевич Островский — русский драматур, утвердивший принципы реализма на отечественной сцене и поднявший национальный театр на принципиально новый уровень. Театр Островского, насчитывающий более 700 действующих лиц и охватывающий все социальные слои, представляет собой своеобразную энциклопедию быта и нравов целой эпохи в истории России.
Жизнь А. Островского в датах и фактах
12 апреля 1823 г. — родился в семье юриста, в Замоскворечье — старинном купеческом и чиновничьем районе Москвы.
В 1840 г. после окончания гимназии по настоянию отца поступил на юридический факультет Московского университета, который оставил в 1843 г. по причине отсутствия интереса к юриспруденции. Однако это не избавило его от чиновничьей службы в Московском коммерческом суде, которую он бросил в конце 40-х гг. ради литературного творчества.
1849 г. — появилась первая большая комедия «Свои люди — сочтемся!», которая принесла Островскому всероссийскую известность, несмотря на то, что была запрещена к постановке на сцене (запрет действовал в течение 9 лет).
1850-е гг. — был написан ряд пьес, упрочивших славу драматурга: «Бедная невеста» (1852), «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), «В чужом пиру похмелье» (1856), «Доходное место» (1857) и др.
В 1856 г. писатель отправился в путешествие по Волге, обогатившее его впечатлениями, которыми в течение многих лет питалось его творчество.
В 1859 г. была создана драма «Гроза», вызвавшая широкую общественную дискуссию и превратившаяся в своеобразную эмблему творчества Островского.
В 1862 г. — совершил путешествие в Европу, во время которого побывал в Германии, Италии, Франции, Англии. Материал с сайта //iEssay.ru
1870-е — 1880-е гг. — был создан большой цикл пьес о женской судьбе, к которому, в частности, принадлежат драмы «Поздняя любовь» (1873), «Последняя жертва» (1877), «Невольницы» (1880), «Не от мира сего» (1885) и др. Творчество Островского этого периода увенчалось созданием таких шедевров русской драматургии, как сказка «Снегурочка» (1873) и драма «Бесприданница» (1878).
В начале 80-х гг. А. Островский активно включился в процесс реформирования русской сцены.
В 1884 г. — был назначен на должность заведующего репертуарной частью московских театров.
14 июня 1886 г. — внезапно умер из-за стенокардии.
На этой странице материал по темам:
- островский биография даты
- александр николаевич островский краткая биография
- жизнь островского в датах
- алексей константинович толстой биография в датах
- александр николаевич островский биография слушать
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/o/ostrovskij/biografiya_facts
Островский А.Н. Основные даты жизни и творчества
В процессе работы «Несостоятельный должник» превратился в «Банкрота». Эту четырехактную пьесу восприняли уже не как первый шаг начинающего таланта, а как новое слово в русской драматургии.
[3]
1849–1850, зима – Островский и П. Садовский читают пьесу «Банкрот» в московских литературных кружках.
Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.
1851, 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало «Дело о литераторе Островском» в связи с запрещением его комедии «Свои люди – сочтемся».)
1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия «Не в свои сани не садись», в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии «Не в свои сани не садись» в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии «Не в свои сани не садись». Островский закончил комедию «Бедность не порок».
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы «Бедность не порок» в Александринском театре.
1854, январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у Н. А. Некрасова. Встречается с И. С. Тургеневым.
Состоялось первое представление комедии Островского «Бедность не порок» в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Бедность не порок» в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.
1856, 18 января – состоялось первое представление комедии Островского «В чужом пиру похмелье» в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия «Доходное место».
1858, 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса «Воспитанница».
1859, 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена «Гецира» Теренция. Написана драма «Гроза». 2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского «Гроза» в Александринском театре в бенефис Линской.
1860, январь – в № 1 «Библиотеки для чтения» напечатана драма Островского «Гроза».
23 февраля – в Петербурге на литературном вечере в пользу Литфонда Островский читает отрывок из комедии «Свои люди – сочтемся».
Октябрь – в № 10 журнала «Современник» напечатана статья Н. -бова (Н. А. Добролюбова) «Луч света в темном царстве».
1861, январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии «Свои люди – сочтемся» в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского «Свои люди – сочтемся» в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».
1862, 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму «Козьма Захарьич Минин-Сухорук».
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина «Искра», резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в «Библиотеке для чтения».
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским.
1863, 1 января – состоялось первое представление комедии Островского «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского «Грех да беда на кого не живет» в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Доходное место» в Александринском театре в бенефис Левкеевой. 22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского «Воспитанница» в Александринском театре в бенефис Жулевой.
1864, 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала «Русское слово», в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского «Мотивы русской драмы».
1865, конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Воевода» в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «На бойком месте» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
1866, 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского «Пучина» в Александринском театре в бенефис Васильева 1-го.
1867, 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова «Гроза», написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова «Гроза» одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.
1868, 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «На всякого мудреца довольно простоты» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала «Отечественные записки», выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, напечатана комедия Островского «На всякого мудреца довольно простоты». С этого времени Островский сотрудничает в «Отечественных записках» постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.
- 1869, 29 января – состоялось первое представление комедии Островского «Горячее сердце» в Александринском театре в бенефис Линской.
- 1870, февраль – в № 2 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Бешеные деньги».
- 1871, январь – в № 1 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Лес».
- 1872, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
- 1873, конец марта – апрель – Островский окончил пьесу «Снегурочка».
- 1874, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Поздняя любовь».
- 1875, ноябрь – в № 11 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Волки и овцы».
- 1876, 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
- 1877, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше».
- 1878, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Последняя жертва».
- 1879, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана пьеса Островского «Бесприданница».
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Бешеные деньги» в Александринском театре.
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии «Лес» в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 «Отечественных записок» напечатана комедия Островского «Не все коту масленица».
1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского «Лес» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
13 января – состоялось первое представление комедии Островского «Не все коту масленица» в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями Пушкина и Гоголя.
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в Александринском театре в бенефис Малышева.
Сентябрь – в № 9 журнала «Вестник Европы» напечатана пьеса Островского «Снегурочка».
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.
Состоялось первое представление комедии Островского «Богатые невесты» в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского «Волки и овцы» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского «Последняя жертва» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
17 октября – Островский окончил драму «Бесприданница».
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского «Бесприданница» в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.
1880, февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу «Снегурочка», самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес «Застольное слово о Пушкине».
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу «Снегурочка».
1881, апрель – Островский руководит постановкой комедии «Свои люди – сочтемся» в первом частном театре Москвы –
Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время». Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако «комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий», как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию «Таланты и поклонники».
1882, январь – в № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана комедия Островского «Таланты и поклонники».
Состоялось первое представление комедии Островского «Таланты и поклонники» в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.
1883, 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского «Невольницы» в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой «Без вины виноватые».
17 декабря – в Петербурге Островский посетил М. Е. Салтыкова-Щедрина.
- 1884, 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского «Без вины виноватые» в Александринском театре.
- 1885, 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского «Не от мира сего» в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
- 1886, 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
- 2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.
В № 1 журнала «Отечественные записки» напечатана драма Островского «Без вины виноватые».
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал «Отечественные записки», в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил «Автобиографическую заметку», в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – Л. Н. Толстой обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству «Посредник» перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского «несомненно общенародным в самом широком смысле писателем».
Источник: https://literatura5.narod.ru/ostrovsky_biogr.html
Краткая летопись жизни и творчества А.Н.Островского
Не всякому большому писателю выпадает на долю при жизни услышать слова полного и заслуженного признания. Перелистывая страницы биографии А.Н.Островского, понимаешь, почему именно он оказался в ряду корифеев русской литературы.
Дата | События |
|
В Москве, в семье адвоката Николая Фёдоровича Островского, родился сын Александр. |
1840 — 1843 |
Островский учится в Московском университете на юридическом факультете. Не окончив его, поступает канцелярским служителем в Московский совестный суд.
Затем служит в Московском коммерческом суде (до 1851 года). |
1846 | В доме профессора С.П.Шевырёва Островский читает комедию «Картина семейного счастья» (более позднее название – «Семейная картина»). |
1847 | Опубликован очерк «Записки замоскворецкого жителя». |
1849 | Написана комедия «Банкрот» (более позднее название – «Свои люди – сочтёмся!»). Ещё до публикации она делается известной в московских литературных салонах и пользуется большим успехом. |
1850 |
Островский входит в «молодую» (обновлённую) редакцию журнала «Москвитянин» вместе с А.А.Григорьевым, А.Ф.Писемским и другими писателями и мыслителями славянофильского направления.
В «Москвитянине» опубликована комедия «Свои люди – сочтёмся», запрещённая к постановке драматической цензурой. Московские купцы направляют генерал-губернатору жалобу на драматурга, показавшего их в невыгодном свете. Николай I запрещает пьесу. Запрет действует до 1861 года.. Островский попадает под негласный полицейский надзор. |
1853 | В Москве, в малом театре, премьера комедии «Не в свои сани – не садись» (написана в 1852 г.). Критики оценивают её как начало нового этапа в истории русского театра. |
1855 | Великий князь Константин Николаевич – председатель Географического общества – организует экспедицию литераторов для изучения быта России. |
1856-1857 |
Островский предлагает экспедиции свои услуги и выезжает на Волгу. Он путешествует по Поволжью весной – летом 1856 и 1857 гг.
Его корреспонденция публикуется в «Морском сборнике». Задуман драматический цикл «Ночи на Волге». Написана комедия «Доходное место». Начало сотрудничества Островского в журнале «Современник». |
1859, июнь—октябрь | Написана драма «Гроза». |
16 ноября | Премьера «Грозы» в Москве, в Малом театре. |
2 декабря | «Гроза» на сцене Александринского театра в Петербурге. |
1860 |
«Гроза» публикуется в журнале «Библиотека для чтения» и выходит отдельным изданием.
Островский получает за эту пьесу Академическую премию. В «Современнике» помещена рецензия Н.А.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». |
1861 | Завершена драматическая трилогия о Бальзаминове «праздничный сон – до обеда (1857), «Свои собаки грызутся – чужая не приставай!», «За чем пойдёшь, то и найдёшь». |
1862 | В «Современнике» печатается драматическая хроника «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Островский совершает поезку за границу – в Германию, Францию, Англию. |
1864 | В журнале «Русское слово» опубликована статья Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы», в которой дана новая, отличная от добролюбовской трактовка образа Катерины из драмы «Гроза». |
1866 | Написана драматическая хроника «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». |
1867 | Островский вместе с братом покупает у мачехи имение Щелыково в Костромской губернии. Здесь он будет проводить каждое лето. |
1868 | В журнале «Отечественные записки» напечатана комедия «На всякого мудреца довольно простоты». |
1871 | В «Отечественных записках» — комедия «Лес». |
1873 | В журнале «Вестник Европы» напечатана сказка «Снегурочка». |
1874 | Островский – председатель общества русских драматических писателей. |
1879 | В «Отечественных записках» напечатана драма «Бесприданница». |
1882 | В «Отечественных записках» напечатана комедия «Таланты и поклонники». |
1886 | Островский заведует репертуарной частью Малого театра. |
1886, 2(14) июня | Смерть Островского в Щелыково. |
Источник: Сочинения: 10 класс. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.
Источник: https://olgor50.blogspot.com/2011/09/blog-post_28.html