Содержание
- 1 Спор с Вуличем. Осечка
- 2 Гибель Вулича и арест казака
Спор с Вуличем. Осечка
Печорин был откомандирован в одну из терских станиц, где прожил уже две недели. Вечерами офицеры пехотного батальона собирались, чтобы скоротать время за вином и картами. В один из таких вечеров зашла речь о предопределении, о вере мусульман в то, что совершается предначертанное на небесах. В спор вступил поручик Вулич, серб. Он предложил разрешить спор следующим образом:
Все офицеры отказались спорить с ним, тогда его оппонентом выступил Печорин. Вулич взял один из пистолетов, висевших на стене, зарядил его. Печорин увидел в его лице, как ему показалось, печать смерти. Он сказал, что Вулич сегодня умрет.
После долгих споров о том, заряжен пистолет или нет, Вулич приставил пистолет ко лбу и спустил курок. Пистолет дал осечку. Второй выстрел в сторону висевшей фуражки показал, что пистолет был заряжен. Пуля пробила фуражку и засела в стене.
Происшествие раздражило нервы Печорина, и наверное, не только ему. Офицеры разошлись по домам. Ушел и Печорин. Ночь, освещаемая полной луной, настроила нашего героя на философские и метафизические размышления.
В какой-то момент Григорий Александрович поверил в предопределение. И тут он встретил на дороге зарубленную свинью и двух местных казаков, которые искали подвыпившего товарища.
Вернувшись домой, встретил у калитки дочку урядника – хозяина квартиры. Заснул только под утро.
Гибель Вулича и арест казака
Выспаться Печорину не удалось. Уже в четвертом часу утра его разбудили товарищи и сообщили, что Вулич убит.
Из рассказов товарищей Печорин узнал, что Вулич стал жертвой пьяного казака, который зарубил несчастную свинью. Возможно, казак и не заметил бы Вулича, если бы тот не окликнул его замечанием:
Офицеры пришли к хате, где жил казак. Все понимали, что за убийство офицера царской армии казака по головке не погладят. Женщины причитали. Мужчины обдумывали, как схватить преступника. Знавшие его казаки, боялись. Кто-то предложил застрелить преступника. Тогда Печорин решил рискнуть и взять казака живым.
Он поручил есаулу заговорить и отвлечь внимание казака. Еще три казака должны были выломать дверь, чтобы прийти Печорину на помощь. А сам решил залезть через окно.
Печорин оторвал ставень и буквально свалился в комнату из окна. Он услышал, как над ухом просвистела пуля, сорвавшая эполет. Дым от выстрела не позволил казаку найти шашку.
Печорин схватил преступника за руки, ворвавшиеся казаки скрутили его.
Несколько дней спустя Печорин вернулся в крепость и рассказал о случившемся Максиму Максимычу. Правда, простодушный штабс-капитан не понял, о чем речь идет, и когда Печорин разъяснил ему суть спора, ответил:
Максимыч также пояснил Печорину, что курки у азиатских пистолетов часто осекаются, если недостаточно смазаны, или когда плохо прижимаешь их пальцем.
Глава «Фаталист» является завершающей главой о Печорине. Она дополняет образ главного героя. Его рассуждения об астрологии здесь тоже не случайны, помогают понять его мировоззрение, отношении к философии и религиозным вопросам.
Григорий Александрович признается, что имеет правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо. В этих словах Печорина слышатся базаровские нотки.
Буквально через пару десятков лет герой Тургенева будет отрицать всякое предопределение, религии и признает только науку и медицину.
Источник: https://LermontovM.ru/proza/geroj-nashego-vremeni/kratkoe-soderzhanie-glavy-fatalist-iz-romana-lermontova-geroj-nashego-vremeni
Психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Видеоурок. Литература 9 Класс
Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.
Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».
Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).
Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)
Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.
Фабула – хронологическая последовательность событий в литературном произведении.
Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.
- Сюжет – ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.
- Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.
- Фабульная последовательность эпизодов романа
- «Тамань»
- «Княжна Мери»
- «Фаталист»
- «Бэла»
- «Максим Максимыч»
Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).
Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»
Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.
Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.
Сюжетная последовательность эпизодов романа
- Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
- «Бэла».
- «Максим Максимыч».
- Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».
Роман «Герой нашего времени» вышел двумя небольшими книгами, которые попали к Николаю I. Император Лермонтова не жаловал, но прочитал произведение внимательно. Первая книга ему понравилась, и он ее одобрил. Когда прочитал вторую, где изложены записки Печорина, Николай I разочаровался в произведении.
Он неправильно понял название, решив, что «Герой нашего времени» – это Максим Максимыч. Простой верноподданный, хороший русский офицер, верный присяге, не имеющий душевных противоречий, внутренние переживания Печорина объясняет тем, что «маменька его избаловала». Это обманный ход Лермонтова. Он построил произведение с другим замыслом.
Читатель погружается не вглубь событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчинена композиция романа. Читатель движется кругами, знакомится с Максимом Максимычем и его глазами смотрит на Печорина в истории Бэлы. Затем предстает сам Печорин, холодный, презрительный человек, не похожий на романтического героя, каким его описывал Максим Максимыч.
Затем записки самого Печорина, читатель погружается в его внутренний мир и смотрит на происходящее уже его глазами. Это важная особенность романа.
«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не стремится помочь читателю.
Каким должен быть Печорин? Должны ли его любить или ненавидеть, быть равнодушными или принимать его образ? Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Но женщины в него влюбляются, потому что ощущают силу, которую утратили современники.
Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.
Последняя из повестей романа «Фаталист», в ней говорится об основной проблеме: несет ли ответственность за свою судьбу главный герой или все фатально и предустановлено, и ничего изменить нельзя. Окончательного ответа нет.
Серб Вулич, предчувствовавший смерть, играет с судьбой, и судьба оставляет его в живых: пистолет не стреляет. Чудом уцелев, Вулич погибает «от случайной шашки пьяного казака».
Печорин бросается на казака, и у героя больше шансов погибнуть, но фатум присутствует в нашей жизни и Печорин остается в живых.
О том, в какой мере фатум определяет судьбу человека, автор постоянно размышляет. Читатель входит в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойной психологический роман. Два образа в центре внимания: герой и рассказчик.
Отношения друг с другом такие же сложные, как и замысел романа. Печорин безысходен. Читатель встречается и прощается с ним в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности.
Из этого противоречия не находит выхода и автор.
Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Виктор Золотусский в передаче «М.Ю Лермонтов. Таинственная повесть» рассказывает о влиянии природы Кавказа на восприятие и творчество поэта; рассуждает о сходстве и различии образов Печорина и Демона.
О трагической судьбе Печорина рассуждают участники программы «Игра в бисер».
П. Вайль и А. Генис в книге «Родная речь» предлагают свою интерпретацию лермонтовского романа.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/9-klass/uroki-a-n-arhangelskogo-dlya-8-klass9/psihologicheskiy-roman-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni?block=content
Краткое содержание главы «Фаталист» (в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени») | Литрекон
Многомудрый Литрекон создал краткий пересказ главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени». Он перечислил все основные события в сокращении. Кстати, если Вы еще не видели анализ романа, он здесь. Сюжет всей книги описывается в кратком содержании.
(400 слов) По долгу службы Печорин отправляется в казацкую станицу. Однажды вечером между офицерами произошел любопытный разговор: есть ли судьба? И если есть, тогда зачем человеку воля?
Поручик Вулич, высокий и смуглый смельчак, высказался в свою очередь, что в отношениях вопросов судьбы — он фаталист. Он верит в роковое стечение обстоятельств и в то, что случайностей не существует. Поэтому единственной страстью поручика была игра. Азарт — единственное чувство, которому он отдавался полностью.
Он не говорил ни о семье, ни о делах любовных. Он верил, что судьба ему улыбнется и сегодня, поэтому он решил сыграть в ящик. Печорин поспорил с ним, говоря, что судьбы не существует. Но Вулич хотел доказать товарищам, что судьба ему улыбается, и что ему еще жить и жить.
Поручик схватил пистолет и выстрелил себе в голову, но пистолет дал осечку. Все выдохнули, но не Печорин, который, посмотрев Вуличу в глаза, сказал ему: “Вы нынче умрете”. Он видел печать смерти на его лице. Вулич, естественно, ему не поверил, ведь выиграл спор: следующий выстрел пронзил фуражку, висящую на стене.
Пистолет дал осечку лишь раз, и он остался в живых из-за милости предопределения.
По дороге домой Печорин увидел зарезанную свинью. Ему объяснили, что это так развлекается местный пьяница — казак. Утром Григория будят с известиями о том, что именно от шашки этого казака нынче ночью умер Вулич. Печорин отправился вместе с другими казаками ловить преступника, хотя ему было страшно.
Протрезвев, обезумевший убийца понял, что натворил, и совсем не хотел честного суда. Он закрылся в хате и никого туда не пускал, угрожая жестокой расправой. Рискуя жизнью, Печорин через окно врывается к убийце, отнимает оружие. Выстрел казака пролетел возле самого его уха, пуля оторвала эполет.
Печорин воспользовался задымленностью помещения и схватил за руки преступника. Казака забрали и арестовали. Товарищи отметили храбрость Печорина. После этого Печорин долго размышлял о том, что этот убийца знал, что его все-таки поймают, принудят к ответу перед судом, но не намеревался сдаваться.
Он думал о том, что в жизни не все так просто, чтобы быть однозначно фаталистом или нигилистом в отношении судьбы.
Повествование закольцовывается. Автор возвращает нас к Максиму Максимычу, и в то время, когда он очень ждал возвращения Печорина. Григорий поведал ему эту историю с фатализмом, безумным казаком и осечками. Штабс капитан высказал свое мнение: любой пистолет может дать холостой. У кого-то это предрасположенность, может большая вероятность вскоре умереть “написана на лбу”. Поэтому жизнь
действительно очень непредсказуема. Максим Максимыч, исходя из своих размышлений, тоже отказался быть фаталистом.
София Ловцова
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/glavy-fatalist-v-romane-m-lermontova-geroj-nashego-vremeni/
Роман Лермонтова "Герой нашего времени" (кратко)
Представляем Вам краткое содержание романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» по главам.
Бэлла
Рассказчик у подошвы Койшаурской горы встретил Максима Максимыча. Он рассказал следующую историю. Стоял он с ротою за Тереком, и однажды привезли офицера по имени Григорий Александрович Печорин. Был он со своими странностями.
Недалеко от стоянки жил князь, который пригласил Печорина и Максима Максимыча на свадьбу. Во время празднества к Печорину подошла младшая дочь хозяина – Бэлла. Он был очарован ее красотой. И не он один, а еще и разбойник Казбич.
Печорин узнает, что брату девушки Азамату понравился конь Казбича, и он готов сделать все, чтобы заполучить его. Печорин хочет помочь Азамату украсть коня в обмен на сестру. Первое время Бэлла сторонилась Печорина, но постепенно полюбила.
Печорину быстро наскучила его новая забава, и он все меньше бывает с Бэлой. Однажды Казбич похищает Бэллу и преследуемый Печориным убивает ее.
Максим Максимыч
Рассказчик приезжает во Владикавказ. Там он встречает Максима Максимыча. Во время совместных посиделок они узнают о приезде Печорина. Безумно обрадованный Максим Максимыч думает, что Печорин сейчас же прибежит его навестить.
Утром Максим Максимыч увидел Печорина. Он чуть не кинулся ему на шею, но тот холодно протянул ему руку. Их встреча прошла очень сдержано со стороны Печорина, он не согласился на упрашивания старика остаться.
Максим Максимыч пытался скрыть свою печаль и негодование. Он хотел отдать Печорину его бумаги, но тому уже не было дела не до них, не до старика.
После этого случая его душа очерствела и закрылась, даже с рассказчиком он простился с равнодушием.
Журнал Печорина. Предисловие
Рассказчик узнает, что Печорин скончался. Это дает ему повод опубликовать полученные от Максима Максимыча записки Печорина.
Тамань
Рассказ от лица Печорина. Он поселился в казенной квартире. Первым обитателем, которого он увидел, был слепой мальчик. Ночью Печорин следит за ним. Мальчик спустился к берегу, к нему подходит белая фигура.
Затем вдалеке показалась лодка, пристала к берегу, из нее вышел мужчина и все трое принялись что-то выгружать из лодки. Утром Печорин услышал голос девушки, который слышал ночью на берегу. Она весь день не отходила от его квартиры.
Под вечер он решил с ней заговорить, но так ничего и не смог узнать про ночные похождения. Девушка велела выйти ему ночью на берег. Печорин выполнил ее просьбу и за это чуть не поплатился своей жизнью. Очередная встреча не берегу 3 персонажей состоялась, как и прежде.
На этот раз Печорин услышал разговор об отъезде девушки и мужчины, они бросали слепого в одиночестве. Печорину стало грустно, что он потревожил спокойствие местных контрабандистов.
Княжна Мери
Пятигорск. Здесь Печорин встречает своего товарища юнкера Грушницкого. Местное общество скучно, за исключением княгини Лиговской с дочерью – княжной Мери. Печорин находит ее прехорошенькой. Грушницкий же откровенно влюблен. Печорин не остается не замеченным княжной. И решает развлечься.
Он всячески пытается вызвать ненависть к себе у Мери. Тут же он узнает от доктора Варнера о приезде своей прежней возлюбленной – Веры, которой он принес много страданий, но та не перестала его любить. Он обещает ей познакомиться с Лиговскими на балу.
Здесь мнение княжны о Печорине меняется, благодаря тому, что он «спас» ее от пьяного капитана. Все это время Грушницкий не перестает волочиться за Мери, постепенно ей наскучивая. И Печорин на его фоне выглядит более интересным для княжны. Она ему не нужна, но ему приятно вызывать к себе чувство любви молоденькой неопытной девочки.
Но как только ненависть и недоверчивость Мери сменяется расположением, Печорину становится скучно, потому что он знает, что будет дальше.
Вера просит Печорина переехать в Кисловодск, поближе к ней. Туда же перебираются Грушницкий и Лиговские.
Вскоре он слышит заговор Грушницкого и его приятелей, они советуют ему вызвать Печорина стреляться, но пистолеты не заряжать. Итог дуэли: окровавленный труп Грушницкого между скал.
Дома Печорин находит записку от Веры, где она сообщает об отъезде, он скачет в Пятигорск, но его конь издыхает по пути. Печорин падает на землю и заливается слезами.
Он получает приказание отправиться в крепость Н., и заходит к княгине проститься. Она предлагает ему взять Мери в жены. Он разговаривает с Мери и говорит о том, что смеялся над ней, и она должна его презирать, а не любить. В ответ он получает ненависть.
Фаталист
Печорин оказывает в казачьей станице. Здесь заходит разговор о том, что судьба человека предначертана. Печорин утверждал, что судьба не предопределена, но в тот вечер он верил предзнаменованиям. Печорин встречает заядлого игрока Вулича и говорит, что тот скоро умрет. Так и произошло. Печорин решает тоже попытать судьбу и вызывается повязать убийцу Вулича, рискуя жизнью.
Таково краткое содержание глав «Героя нашего времени». Но это лишь жалкие отголоски: лучше прочитать роман М.Ю. Лермонтова целиком.
Источник: https://rus-liter.ru/publ/lermontov_mikhail_jurevich/geroj_nashego_vremeni/geroj_nashego_vremeni_kratkoe_soderzhanie_po_glavam/39-1-0-61
Анализ главы «Фаталист» романа «Герой нашего времени»
Над своим романом Лермонтов работал на протяжении 1838 года. Увидел свет роман только через два года.
В «Герое нашего времени» поэт продолжает развитие той же идеи, которая составила основу стихотворений «Дума», а именно: отчего люди с огромным жизненным потенциалом и энергией не находят им достойного применения? Описанием жизни Печорина, главного героя романа, Лермонтов пытается осветить этот вопрос.
«Фаталист» – пятая часть романа «Герой нашего времени», в то же время, как и остальные четыре части, она вполне как самостоятельное произведение. Образ главного героя – объединяющее звено этих частей. Все действующие лица объединены вокруг него.
Если в первых двух частях – «Бэла», «Максим Максимыч» – о герое повествуют Максим Максимыч и сам автор, то последующие три части, в том числе и «Фаталист», являются дневником Печорина. Будучи таковыми, они помогают понять причины поступков героя.
Если в четырех частях автор показывает социальную среду как ваятеля характера и нравственного облика Печорина, то в «Фаталисте» Лермонтова занимает то, может ли критически мыслящий человек, хорошо понимающий изъяны своего общества, восстать против них.
С точки зрения фаталистов, это и бесполезно, ведь невозможно избежать того, чему суждено быть, ведь миром правит рок, или фатум.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Первоначально герой тоже так думал, особенно после гибели Вулича. Он безрассудно стремится испытать судьбу, считая, то, что написано на роду, того не миновать.
Но каждый раз, выходя победителем из опаснейших ситуаций благодаря своему уму, трезвому расчету и бесстрашию, он начинал сомневаться, в фатуме ли дело? А, может, и нет его вообще? Так как природе Печорина свойственен скептицизм, толкающий его сомневаться во всем, он не может прийти к окончательному выводу на этот счет. Но уверен он лишь в одном: существует предначертание или нет, человек во всех ситуациях должен проявлять силу воли и решительность.
Автор при любом удобном случае акцентирует внимание на том, как Печорин все время брезгует светским обществом и чуждается его, ему там скучно.
Он натура деятельная, а в обществе, к которому он принадлежит, вся деятельность направлена на мелкие интрижки и пустословие, внешнюю напыщенность. В этом обществе нет ни настоящей бескорыстной любви, ни дружбы, ни нормальных взаимоотношений между людьми.
Но готов ли он восстать против такого общества? По-видимому, нет, а то не стал бы он убегать от него. Его борьба мелочна, так как проявляется при встрече с отдельными представителями света, а от того и не имеет будущего.
Позже это понимает и сам герой, признающий, что в этой борьбе он истощил все свои душевные силы, необходимые для действительной жизни. Под действительной жизнью он подразумевает жизнь, проведенную в благородном служении обществу.
Печорин является представителем молодого поколения 30-х годов XIX века. Через него Лермонтов осуждает это поколение за неспособность их служить высоким целям.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/03/analiz-glavy-fatalist.html
Пари Печорина с Вуличем (анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Пари Печорина с Вуличем (анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Скачать сочинение |
Тип: Анализ эпизода |
Глава «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой нашего времени». Вместе с тем, она является последней и в «Журнале Печорина». Хронологически события этой главы происходят уже после того, как Печорин побывал в Тамани, Пятигорске и Кисловодске, после эпизода с Бэлой, но перед встречей героя с Максимом Максимовичем во Владикавказе.
Зачем Лермонтов помещает главу «Фаталист» в конец романа и почему именно ее?
Своеобразным стержнем анализируемого эпизода является пари между поручиком Вуличем и Печориным. Главный герой проходил службу в одной казачьей станице, «офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты». В один из таких вечеров и произошло пари.
Засидевшись за долгой партией карточной игры, офицеры рассуждали о судьбе и предопределении. Неожиданно поручик Вулич предлагает проверить, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому…заранее назначена роковая минута». Никто, кроме Печорина, не вступает в пари. Вулич зарядил пистолет, спустил курок и выстрелил себе в лоб. Пистолет дал осечку.
Так поручик доказал, что уже предначертанная судьба все же существует.
Тему предопределения и игрока, который испытывает судьбу, до Лермонтова разрабатывал Александр Сергеевич Пушкин («Выстрел» и «Пиковая дама»). И в романе «Герой нашего времени» до главы «Фаталист» тема судьбы возникала неоднократно.
Максим Максимович говорит о Печорине в «Бэле»: « Ведь есть, право, такие люди, у которых на роду написано, с ними должны случиться разные необыкновенные вещи». В главе «Тамань» Печорин спрашивает себя: « И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?».
В «Княжне Мери»: «…судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм…какую цель имела на это судьба?».
Основной философский аспект романа – борьба личности и судьбы.
В главе «Фаталист» Лермонтов задает самый главный, насущный вопрос: насколько человек сам является строителем своей жизни? Ответ на этот вопрос сможет объяснить Печорину его собственную душу и судьбу, а также раскроет важнейший момент – авторское решение образа.
Мы поймем, кто же, по мнению Лермонтова, Печорин: жертва или победитель?
Вся повесть делится на три эпизода: пари с Вуличем, рассуждения Печорина о предопределении и смерть Вулича, а также сцена захвата. Посмотрим, как изменяется Печорин по мере следования эпизодов. В начале мы узнаем, что он совсем не верит в судьбу, потому и соглашается на пари.
Но почему же он позволяет себе так безнаказанно играть не своей, а чужой жизнью? Григорий Александрович проявляет себя безнадежным циником: «Все разошлись, обвиняя меня в эгоизме, будто я держал пари с человеком, который хотел застрелиться, а без меня он как будто не мог найти удобного случая!» Несмотря на то, что Вулич предоставил Печорину доказательства существования судьбы, последний продолжает сомневаться: «…мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..» Еще одним доказательством существования судьбы для героя должна была стать смерть Вулича. Ведь во время пари Печорину показалось, что он «читал печать смерти на бледном лице» поручика, а в четыре часа утра офицеры принесли известие, что Вулич убит при странных обстоятельствах: зарублен пьяным казаком. Но и это обстоятельство не уверило Печорина, он говорит, что инстинкт подсказал ему «на …изменившемся лице печать близкой кончины» Вулича. Тогда Печорин решает испытать судьбу сам и помогает захватить убийцу Вулича, который заперся в пустой хате. Он успешно захватывает преступника, но так и не убеждается в том, что судьба его предначертана свыше: «После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?…как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка». Поразительно, как тонко и точно раскрывается в последней исповеди Печорина еще одна грань его душевной трагедии. Герой признается самому себе в страшном пороке: неверии. И дело даже не только в религиозной вере, нет. Герой не верит ни во что: ни в смерть, ни в любовь, ни в истину, ни в ложь: «А мы…скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха…мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались из одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми и судьбою». Самое страшное то, что Печорин не верит в жизнь, а, следовательно, не любит ее: «В первой молодости моей я был мечтателем: я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого осталось? – одна усталость…Я истощил и жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».
Удивительный эпизод, раскрывающий нам отношение Лермонтова к судьбе Печорина, – это сцена захвата. По сути, только здесь, в финале повести и всего романа, Григорий Александрович совершает поступок, приносящий пользу людям. Этот поступок, как последний луч надежды на то, что Печорин вновь почувствует вкус к жизни, найдет свое счастье в помощи другим, будет использовать свое хладнокровие в тех ситуациях, когда обычный человек не может взять себя в руки: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение характера –напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Но все это мы узнаем только в конце романа, когда уже понимаем, что надежды не осталось, что Печорин умер, так и не раскрыв своих могучих талантов. Вот и ответ автора. Человек – сам хозяин своей судьбы. И всегда есть шанс взять бразды в свои руки.
Разгадка образа Печорина проста. Удивительно, но он, не верящий в судьбу, всегда представлял себя и свою невостребованность в этой жизни проделками злой Фортуны. Но это не так.
Лермонтов в последней главе своего романа отвечает нам, что Печорин сам виноват в своей судьбе и это есть болезнь времени.
Именно эта тема и этот урок, который преподнес нам классик, делает роман «Герой нашего времени» книгой для всех возрастов и на все времена.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Пари Печорина с Вуличем (анализ главы «Фаталист» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00074701184864220238
Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени — роман Лермонтова
«Фаталист», последняя часть романа М. Лермонтова «Герой нашего времени», создана в 1838 году. Глава нередко читается как отдельное произведение. Сюжет довольно нестандартен и заставляет читателя поразмышлять на тему человеческой судьбы и фатума.
Некоторые исследователи полагают, что действие этой части основаны на реальных событиях. Самая распространенная версия, что М. Лермонтов и его приятель А. Столыпин принимали непосредственное участие в случае с пистолетом. А биограф П.
Висковатов рассказывает, что «подвиг» Печорина в доме пьяного казака – это реальный событие из жизни дяди писателя.
Основная тема главы «Фаталист» – размышления о жизни и смерти и присутствии фатума. Само наличие мотива фатума или рока можно обнаружить еще в произведениях античной литературы. Особенную силу приобрела эта идея в эпоху романтизма в XIX веке.
В целом, главу «Фаталист» делят на три части.
Первая – спор, в дальнейшем пари между сербом Вуличем и Печориным. Офицеры разговаривают о предрешенности судьбы. Вулич решает проверить, властен ли он над своей судьбой.
Печорин же уверен, что лишь человек управляет своей жизнью. Серб стреляет из пистолета себе в голову. Произошедшая осечка доказывает его теорию о предопределенности жизнь человека.
Однако Печорин открыто и прямолинейно говорит о печати смерти на лице противника.
Второй частью главы выступают раздумья Печорина о роке и своих поступках. Узнав о случайной смерти Вулича, он понимает, что был прав, предопределив ему конец.
В третьей части новеллы воспроизводится захват казака-убийцы. Печорин идет к его дому, а позже решает испытать собственную судьбу. Полагаясь на логичнский расчет и храбрость, Григорий надеется в одиночку захватить убийцу, тем более, что тот явно был нездоров и немного умственно помешен.
Ворвавшись через окно, ему удается выполнить задуманное и остаться целым. Но и после этого герой отказывается верить в судьбу, а лишь приходит к выводу, что человек «принимает за убеждение обман чувств или промах рассудка!..» и «всегда идет смелее вперед, когда не знает, что его ожидает».
Таким образом, в этой небольшой реалистической новелле с трагическим сюжетом показаны глубокие рассуждения писателя о присутствии фатума и судьбы в жизни человека, а последние штрихи, добавленные к портрету главного героя в этой главе, делают все произведение не только первым психологическим, но и первым философским русским романом.
`
Популярные сочинения
Источник: https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov/analiz-glavy-fatalist-geroj-nashego-vremeni