Искусство и развлечения 8 октября 2017
Пьесу «Студент» Тургенев задумал в 1848 году. Он тщательно работает над ней и в 1850 году отправляет Некрасову в Петербург. О скором выходе пьесы Тургенева уже объявили, и все ждали ее с нетерпением. Но цензура не допустила ее к печати. Лишь в 1855 году он смог напечатать комедию в «Современнике» под названием «Месяц в деревне».
Впервые пьеса была поставлена в 1872 году в Москве в Малом театре. В 1879 году — в Александровском театре. Роль Верочки исполнила М. Г. Савина, актрису настолько увлекла эта маленькая роль, что ее исполнением она поразила даже создателя комедии: «Неужели эту Верочку я написал?!» Тургенев был изумлен, увидев Верочку в исполнении Савиной. Пьеса прошла с огромным успехом и стала репертуарной.
Драма или комедия?
Пьесу «Месяц в деревне» Тургенев в подзаголовке назвал «комедия». Но по приметам жанра, по содержанию это, скорее, драма. Сам автор называл пьесу повестью в драматической форме. Многие критики также отмечали, что пьеса длинна и скучна, не постановочная, так как нет в ней драматической жилки. Замечали, что пьеса не совсем комедия, а, скорее, повесть в диалогах.
Несомненно, любовная коллизия, в которой оказались герои, напоминает, скорее, традиционный комедийный сюжет. Но Тургенева отличает редкое умение передать все душевные движения своих героев через их слова.
Внимательный зритель увидит за ними переживания и мысли. Казалось бы, герой толкует о постороннем, а перед читателем раскрывается целая драма. Так проявляется душевное состояние и в реальной жизни.
Именно в этом ценность произведения Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание пьесы приводится ниже.
Герои пьесы
Беляев Алексей Николаевич – студент-разночинец. Ему двадцать один год. Он еще молод и неопытен, но искренен, естественен и прост. По своей наивности он не замечает разыгравшейся любовной интриги вокруг его персоны.
Ракитин Михаил Александрович – дворянин, друг дома Ислаевых, собеседник Натальи Петровны. В тридцать лет он не имеет своей семьи, своей судьбы. Это особый тип «лишнего человека», «приживалы». Он честен, умен, интеллигентен, но по-своему несчастен.
Ислаев Аркадий Сергеич – тридцатишестилетний помещик и хозяин усадьбы, где происходят события. Сердечный, скромный и добрый, он предупредителен и нежен со своей супругой Натальей Петровной.
Наталья Петровна – двадцатидевятилетняя хозяйка дома, жена Ислаева. Умная, страстная женщина, она не может сдержать свои чувства к Беляеву. Любовь толкает ее на подлые поступки, заставляет врать и изворачиваться. Она делает несчастными других.
Остальные участники пьесы Тургенева «Месяц в деревне» (в кратком содержании их имена также упоминаются):
- Верочка – семнадцатилетняя воспитанница Ислаевых. Она чиста и невинна. Коварное поведение Натальи Петровны вынуждает девушку согласиться на брак с Большинцовым.
- Большинцов Афанасий Иванович – сорокавосьмилетний претендент в мужья Верочке. Неплохой кандидат для брака по расчету, но глупый и тяжелый человек.
- Шпигельский Игнатий Ильич – сорокалетний доктор, который легко идет на компромисс со своей совестью ради выгоды.
- Анна Семеновна Ислаева – мать Аркадия Сергеича.
- Лизавета Богдановна – компаньонка Анны Семеновны.
- Коля – десятилетний сын Натальи и Аркадия Ислаевых.
- Шааф – немец-гувернер.
- слуги – Матвей и Катя.
Новый учитель
В усадьбе Ислаевых происходит действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание и первое действие начинается с описания гостиной, где играют в карты Анна Семеновна, Лизавета Богдановна и гувернер Шааф. Наталья Петровна занята вышивкой, Ракитин читает ей «Графа Монте-Кристо».
Вскоре невнимательная слушательница перебивает его и начинает разговор о новом учителе сына — студенте из Москвы, которого наняли на лето. В комнату вбегает Коля и с восторгом рассказывает, что учитель сделал ему лук и стрелы и обещает научить плавать.
Следом за ним входит Беляев, приветствует всех присутствующих и уходит с Колей кормить лошадей.
Слуга Матвей докладывает о приезде доктора Шпигельского. Наталья Петровна жалуется ему на плохое настроение. Тот рассказывает о девице Вереницыной, которая не может сделать выбор между двумя избранниками. На что Наталья Петровна отвечает: «Можно любить и двоих». Анна Семеновна и Лизавета Богдановна выходят в сад.
Ракитин утешает проигравшегося гувернера. Шпигельский говорит Ислаевой, что его знакомый хочет жениться на ее воспитаннице Вере. Наталья Петровна удивлена, поскольку считает семнадцатилетнюю девушку еще ребенком. На этом заканчивается первое действие комедии Тургенева «Месяц в деревне».
Краткое содержание второго действия описано ниже, где сцена разворачивается в саду Ислаевых.
Ракитин догадывается о чувствах Ислаевой
Служанка Катя занята сбором ягод. Матвей добивается от нее ответа на его предложение руки и сердца. Завидев Шаафа, идущего с удочкой, он уходит.
Катя продолжает собирать малину, когда в сад выходят Беляев с Верой. Они садятся на скамейку и пытаются приделать хвост бумажному змею. Верочка спрашивает Алексея об учебе, о Москве и рассказывает о себе.
Приходят Ракитин с Натальей Петровной, и Беляев с Верой уходят искать Колю.
Ислаева с Ракитиным присели на скамейку. Он пытается узнать у нее, почему она в последнее время раздражительная. Наталья Петровна злится и уходит. Михаил подозревает, что она увлеклась молодым учителем. Увидел Беляева и завязал с ним разговор. Возвращается Ислаева, заметно расцветает при виде Беляева и уводит Алексея запускать бумажного змея. Ракитин мрачно бредет следом.
Шпигельский и Большинцов присоединяются к компании. Доктор говорит Михаилу, что им необходимо переговорить. На этом заканчивается второе действие пьесы Тургенева «Месяц в деревне». Краткое содержание третьего акта начинается с беседы Ракитина с доктором. Действие происходит в гостиной.
Наталья Петровна узнает о любви Веры
Шпигельский просит Ракитина посодействовать в вопросе замужества Веры и признается, что за благополучный исход Большинцов обещал ему тройку лошадей. Завидев Наталью Петровну, выходящую из кабинета, доктор уходит.
Ислаева начинает говорить о Беляеве, но Ракитин прерывает неприятный ему разговор и просит Наталью Петровну решить судьбу воспитанницы сейчас же. Он вызывает Веру и оставляет их беседовать. Ислаева прямо спрашивает девушку, согласна ли она выйти за Большинцова.
Вере кажется нелепым это предложение, и она признается Ислаевой о своих чувствах к Алексею. Наталья Петровна не в силах скрыть свою ревность.
Входит встревоженный Ракитин, он уверен, что единственно правильный выход – отослать Беляева, тот должен уехать. Наталья Петровна плачет на плече Михаила, и в комнату входят Аркадий с Анной Семеновной. Ислаева убегает, а Ракитину устраивают допрос. Взволнованный Михаил обещает дать им ответ позже.
Ислаева заявляет Алексею, что вынуждена отказать ему от места по причине того, что ее воспитанница влюблена в него.
Услышав в ответ, что тот считает Веру всего лишь ребенком, Ислаева говорит, что Алексей может не торопиться с отъездом. Они прощаются, и монологом Ислаевой заканчивается третье действие пьесы «Месяц в деревне» Ивана Тургенева.
Краткое содержание четвертой части описано ниже. Действие происходит в сенях, в описании автор указал, что наступил вечер.
Ислаева признается Алексею в своих чувствах
Служанка Катя поджидает в сенях Алексея. Начинается дождь. В дом вбегают Шпигельский и Лизавета Богдановна. Катя прячется. Доктор предлагает Елизавете Богдановне выйти за него замуж.
Дождь закончился, и они вернулись в сад. Появляется Алексей, и служанка приводит Веру. Девушка знает о предстоящем отъезде Беляева и пришла проститься.
Он заверяет девушку, что с его отъездом не все решено.
Входит Наталья Петровна, и Вера начинает ее стыдить, что, открыв Алексею ее тайну, та совершила некрасивый поступок. Даже ревность это не оправдывает. Вера в слезах убегает. Беляев потрясен и одновременно смущен. Наталья Петровна признается ему в своих чувствах. Алексей совершенно растерян.
Разговор прерывает Ракитин. Алексей, уверенный в том, что должен немедленно уехать, уходит. Входит Аркадий и видит, что жена наедине с Ракитиным и сильно взволнованна. Но вопросов не задает.
Четвертое действие пьесы «Месяц в деревне» Тургенева заканчивается тем, что Ислаев беспечно берет Наталью Петровну под руку и приглашает всех пить чай.
Дом пустеет… Все уезжают…
Ислаев пытается работать, просматривает бумаги. Но мысли о Наталье и Михаиле не дают ему сосредоточиться. Он просит слугу пригласить к нему Михаила. Едва тот входит, Ислаев требует у него объяснений. Ракитин признается, что уже давно влюблен в его жену. Ислаев возмущен, но уверен в его порядочности. Ракитин заверяет Аркадия, что завтра же покинет их дом.
Михаил объявляет о своем отъезде, но Наталья Петровна холодна с ним. Ракитин уходит собирать вещи. Алексей выходит вслед за ним. Ислаева пытается просить у Верочки прощения.
Но та не желает проявлять видимость благополучия. Шпигельский уговаривает Веру обратить внимание на Большинцова. К его удивлению, она не противится, так как в этом доме оставаться больше не может.
Она соглашается на брак, и Шпигельский спешит получить свою тройку.
Приходит проститься Беляев и просит Веру передать Ислаевой прощальную записку, так как он немедленно отправляется в Москву. Как только Наталья Петровна появляется на пороге, Вера вручает ей послание.
Ислаева глубоко потрясена: Алексей даже не пришел проститься. Супругу пытается утешить Аркадий, вполголоса ругая Ракитина. Он уверен, что она расстроена из-за Михаила.
Вера уводит побледневшую Наталью Петровну.
Вбегают испуганные Анна Семеновна, Шааф, Лизавета Богдановна, Шпигельский и Коля. Им сообщили, что Наталье Петровне стало плохо. Аркадий уверяет их, что все в порядке. Коля ищет своего учителя, но Ракитин сообщает, что Алексей уезжает.
Потрясенный Ислаев выходит их проводить, а Шпигельский берется их подвезти до города на новой тройке. Коля уходят с Шаафом на урок. Анна Семеновна вздыхает, что дом совсем пустеет. Лизавета Богдановна скромно говорит: «…и мне недолго здесь оставаться… и я уезжаю».
Этими словами заканчивает Тургенев «Месяц в деревне». Содержание пьесы показывает, что все покидают этот дом.
Анализ произведения. Душевная драма или эгоизм?
Характеры тургеневских героев раскрываются не столько в действии, сколько в монологах и диалогах. Комедия «Месяц в деревне» не стала исключением. В первом действии перед читателем — гостиная Ислаевых. Ракитин читает книгу.
Это все обыденный фон, но через него проступает истинная сущность происходящего. Наталье Петровне все не по душе, ее раздражает и то, что муж за все принимается с жаром, и то, что Ракитин с ней безоговорочно соглашается во всем.
Похоже, что ей ненавистна эта скучная гостиная, «кружево» умных разговоров, и хочется ей естественных чувств и искренних поступков. Поэтому ее потянуло к молодому студенту с «веселым, смелым взглядом».
В разговоре с Ракитиным она подчеркивает, что Беляев на них нисколечко не похож, что он человек другого мира.
Читатель уже готов поверить ей: что она женщина, рвущаяся на простор, на волю от умных, но апатичных собеседников.
Но тут появляется Шпигельский с историей о девице Вереницыной. И проницательный доктор на жалобы Ислаевой, что ей скучно, говорит: «Барыня вы моя, кто же вас рассмешит? Вам теперь не того нужно».
Имея мужа, она четыре года удерживает возле себя Ракитина, теперь появился студент, смущающий ее покой. Отсюда учащенный пульс, нервы, желчь.
Шпигельский прописывает ей капли, но на вопрос Анны Семеновны, здорова ли Наташа, отвечает: «Совершенно».
С его точки зрения, все любовные переживания Ислаевой — просто барская блажь. Он ее не одобряет, но не медлит воспользоваться в своих корыстных целях. Она отвергла предложение о замужестве Верочки, утверждая, что та совсем дитя. Но, гонимая ревностью, Ислаева возвращается к разговору о ее замужестве.
Наталья Петровна терзает Ракитина загадками, обращается к нему за помощью. Но в то же время не скрывает своего отношения к Беляеву. Это стремление захватить как можно больше внимания и привязанностей говорит не столько о ее чувствах, сколько об эгоизме.
Слыша ее монолог о презрении к себе, обещание любить только мужа, о ревности, об угрызениях, читатель уже не верит в глубину ее переживаний. Именно этим умением Ивана Сергеевича и восхищались его современники.
Как мастерски, в диалогах и монологах раскрывает драму в «Месяце в деревне» Тургенев.
Анализ произведения. Всеобщее бегство или осуждение?
Теперь не только Шпигельский видит в Ислаевой хищницу, но и Верочка, испытавшая на себе ее эгоизм. Разбитая судьба девушки не трогает Ислаеву, и если она и просит прощения у нее, то только для собственного спокойствия.
Доверчивая Верочка в один день нравственно созрела. В день, когда была разрушена ее вера в людей, ее любовь. Ракитин, услышав, что Верочка и Беляев любят друг друга, восклицает: «Бедная женщина!» Самозабвенно преданный Ракитин искренне сочувствует Ислаевой.
Но в конце концов ее эгоизм гонит и его из этого дома.
Жизнерадостный, искренний Беляев внес в дом струю свежего воздуха. Коля, не знавший настоящего детства, с первого же дня полюбил учителя. Настоящей радости жизни и искреннего общения не знала и Вера. Даже Ислаева, глядя на Алексея, поняла, что никогда не была молодой.
Для Беляева Наталья Петровна была чем-то недосягаемым, «высшим существом». Он и не помышлял о сближении с ней. Тем не менее ее признание застало молодого человека врасплох: он надевает новый сюртук, вставляет в петлицу цветок. Он меняется, становится другим.
И только насмешка Ракитина отрезвляет его.
Беляев принимает решение уехать. Перед отъездом говорит Верочке, что полюбил ее. Это их объединяет, это их общая моральная победа. Верочка тоже не желает больше оставаться здесь. Оскорбленный отношением Ислаевой Ракитин покидает дом.
Давно озлобленный на бар Шпигельский заявляет, что его «присутствие здесь не требуется». Даже Лизавета Богдановна сообщает о своем скором отъезде. Ее последней фразой Иван Тургенев в «Месяце в деревне» как бы подчеркивает, что всеобщее бегство не что иное, как всеобщее осуждение.
И только добряк Ислаев, скромный и сердечный, продолжает по-прежнему любить свою Наташу.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/251932/
«Месяц в деревне», анализ пьесы Тургенева
Комедия «Месяц в деревне» была написана в Париже в 1848 -1850 гг., а напечатана только в 1855 гг. в № 1 «Современника». Она дважды отдавалась в печать под названиями «Студент» и «Две женщины», но была запрещена цензурой.
В характере Ракитина Тургенев изобразил собственные черты. В то время у него был сложный период с Полиной Виардо. Отношения Тургенева и её мужа чем-то напоминают отношения Ислаева и Ракитина.
Пьеса впервые была поставлена в Малом театре в Москве в 1872 г.
Литературное направление и жанр
«Месяц в деревне» относится к литературному направлению реализма. Тургенев изображает реалии современной эпохи и определённые социальные типы (дворянин, либерал, интеллигент Ракитин; помещик, деловой и положительный человек Ислаев; студент-разночинец Беляев). Они, а также психология героев, определяют конфликт и сюжетные ходы пьесы.
Тургенев в подзаголовке назвал пьесу «Комедия в 5 действиях». По приметам жанра это, скорее, драма. Сам Тургенев называл её повестью в драматической форме. Одна из рецензий отмечает с иронией: юмор, поэзия и глубина так тонко разлиты по тексту, что неуловимы.
Проблематика
Проблема лишнего человека, его социальная природа и философия раскрывается в образе Ракитина.
Проблема судьбы русской женщины отражена в образах Натальи, Веры и Кати. Женский образ в пьесе – центральный и определяющий.
Поднимаются в пьесе проблема любви как стихийного бедствия, проблема столкновения естественного начала человека и общественных условностей.
Конфликт
Внешний конфликт в пьесе представлен соперничеством старшей и младшей женщины, причём каждая наносит другой удар: Наталья выпытывает у Веры признание в любви к Беляеву и сообщает ему об этом, а Вера в ответ рассказывает Беляеву о любви Натальи.
Внутренний конфликт происходит в душе Натальи, пытающейся сохранить свою личность и своё достоинство в любви. В женщине сталкиваются подсознание с моральными принципами, естество страсти с требованиями культуры.
Сюжет
Сюжет традиционен для комедии. Это любовная коллизия, в которой проверяется характер каждого героя. Не влюблены только 10-летний Коля и мать Ислаева. В комедии целых 3 любовных треугольника и несколько дуэтных пар. В конце сохраняется брачная пара Наталья – Ислаев и формируются два новых брака по расчёту: Верочка – Большинцов и Шпигельский – Лизавета Богдановна.
Действие происходит в деревне в течение 4 дней, но любовь Натальи зрела весь тот месяц, пока учитель Коли Беляев жил там.
Герои
Беляев – 21-летний студент, худой, стройный, с весёлым смелым взглядом. Ислаев называет его дичком, но именно эта естественность так нравится Наталье.
Беляев откровенно рассказывает Наталье о своём происхождении: никто не занимался его воспитанием, потому что отец был занят, ездил по соседям, оказывая свои услуги и так добывая свой хлеб.
Беляев показан в пьесе как человек передовых взглядов, который просит у Ракитина прочитать журнал, но не ради стихов или повестей, а ради критических статей. Всякое упоминание о Белинском а также название журнала в окончательной редакции отсутствует. Этим Тургенев добивается ослабления роли студента в пьесе и усиления в ней психологических мотивов вместо социальных.
Беляев наивен и не сразу понимает любовные интриги в доме. Но в финале ему кажется, что он словно занёс в этот дом чуму.
Ракитин выражает точку зрения автора. Его рассуждения о любви повторяются и в других произведениях Тургенева. Ракитин считает любовь (и счастливую, и несчастную) настоящим бедствием, если отдаться ей полностью.
Он сравнивает любовь с болезнью, от которой любящий хочет избавиться, жаждет покоя. Ракитин считает, что любить – значит быть порабощённым, заражённым, что рабство это томительно и постыдно.
Он безропотно оставляет поместье, Беляева призывает к тому же, потому что «честь женщины такая важная вещь».
Ракитин влюблён в природу, тонко чувствует её красоты. Наталья Петровна так характеризует его отношение к природе: «Вы волочитесь за ней, как раздушенный маркиз на красных каблучках за хорошенькой крестьянкой».
Ислаев – честный и откровенный человек. Он настолько сильно любит жену, что не пережил бы разлуки с ней.
Ислаев предпочитает прямой разговор с другом-соперником, не опускаясь до ревности и коварства, при этом максимально щадит жену.
Ислаев не слишком тонко чувствует нюансы человеческих отношений, не плетёт интриг и не видит этого в других. Таким образом, он даже не подозревает о любви жены к Беляеву, не понимает намёков Ракитина.
Наталья Петровна – яркий образ «тургеневской» женщины. Она умная и страстная, чувства её глубоки. Тургенев признавался, что в пьесе «всё дело в Наталье Петровне». Её «страшное чувство» к Беляеву усиливается, постепенно нарастает.
Для неё, как и для Ракитина, любовь подобна болезни, заставляющей врать и изворачиваться, делать несчастными других (желание из ревности выдать замуж Веру за Большинцова). Любовь толкает Наталью на подлые поступки.
Она разглашает тайну Веры, выманив у неё полупризнание в том, что Вера влюблена в Беляева.
Наталья осознаёт мелочность своего поведения, противопоставляя благородство Беляева своей ничтожности. Она восхищается возлюбленным, превозносит его: «Я склонялась перед ним… Это человек! Я его ещё не знала».
Влюбившись, Наталья открывает в себе множество отрицательных качеств, сама себя не узнаёт. Она поражается тому, что ревнует к Вере, хочет выдать её замуж за старика: «Боже мой, не дай мне презирать самоё себя!» Она даже просит себе смерти.
В конце пьесы Наталья закрывает лицо руками и уходит в отчаянье. Она осталась в беде, некому помочь, все, кто знал о её любви, уезжают.
Верочка – воспитанница Натальи. Она чиста и наивна, её влюблённость, возможно, даже не осознаётся ею. По словам Веры, именно коварное поведение Натальи превращает её в женщину, способную на месть.
Её брак с Большинцовым – единственный выход, чтобы им с Натальей не тяготить друг друга. Читатель понимает, что подобный брак будет способствовать неудовлетворённости Веры и превращению её в будущем в подобие Натальи.
Большинцов характеризуется в пьесе как глупый, тяжёлый человек. Он – прекрасный кандидат для брака по расчёту, но Вера, согласившаяся на такой брак из-за невозможности жить рядом с Натальей, вряд ли будет счастлива.
Доктор Шпигельский и Лизавета Богдановна – контрастная пара, решающаяся на брак по расчёту и не ищущая любви. Шпигельский – хитрый и изворотливый человек, везде имеющий свою выгоду и легко идущий на компромисс с совестью. За уговор о браке с Верой Большаков обещает ему тройку лошадей.
Он обо всём осведомлён, но использует обстоятельства себе во благо. Именно эта пара – носители комедийного начала пьесы.
Стилистические особенности
Критики отмечали, что пьеса скучна и длинна, что она не постановочная, замечали, что пьеса – не вполне комедия, а диалогированная повесть, что в ней нет драматической жилки.
Пьеса свидетельствует о таланте художника-романиста. Сюжет в ней ясен и не запутан. Современники ценили её поэтичность. Наблюдение Ракитина за тёмно-зелёным дубом на тёмно-синем небе и сравнение его с молоденькой берёзкой, готовой исчезнуть в её сиянии – прекрасный образец тургеневского пейзажа.
В пьесе много монологов и ремарок, объясняющих психологическое состояние героев. Нет яркой внешней событийности. Внимание читателя сосредоточено на развитии любовных отношений героев.
- «Месяц в деревне», краткое содержание по действиям пьесы Тургенева
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева
- По произведению: «Месяц в деревне»
- По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/turgenev/967-mesyats-v-derevne-analiz
"Месяц в деревне": история создания, своеобразие, постановки пьесы
«Месяц в деревне» — пьеса И.С. Тургенева. Впервые была опубликована в журнале «Современник» в январе 1855 года. Эта публикация представляла собой третью редакцию пьесы. Первая же редакция, над которой Тургенев работал с 1848 г., создавалась во Франции; на титульном листе чернового автографа значится: «Студент.
Комедия в пяти действиях Ив. Тургенева. Кончена 22-го марта 1830 г. Переписана и отправлена в Петербург 8-го апреля». Запрещенная цензурой в 1850 г. на стадии корректуры для «Современника», комедия «Студент» распространилась в петербургских салонах и имела успех. В том же 1850 г.
Тургенев подготовил вторую редакцию (под названием «Две женщины»). Спустя четыре года автор предварил журнальную публикацию пьесы «Замечанием»: «Это собственно не комедия — а повесть в драматической форме. Для сцены она не годится, это ясно; благосклонному читателю остается решить, годится ли она в печати».
Позже, в письме 1868 г. Тургенев еще раз повторил эту мысль: «Месяц в деревне» «представляет некоторый интерес, но его тема более подходит для новеллы, нежели для пьесы». Редакция 1855 г. содержала существенные цензурные вторжения. Только в 1869 г.
«Месяц в деревне» Тургенева был напечатан, по словам писателя в «первобытном виде». Последняя (четвертая) редакция считается канонической.
Уже в первой редакции пьесы открылась перспектива сюжетной канвы и круга действующих лиц, трех центральных социальных характеров, жизненную силу которых автор намеревался проверить в любовной коллизии. Образ Алексея Беляева оказался одним из первых героев-разночинцев русской литературы.
Все внимание автора направлено на цепь «психологических поединков» либерала-интеллигента (Ракитин), помещика-хозяина (Ислаев) и студента -разночинца (Беляев). «Под березами запущенных аллей лениво плетется кружево бесконечных диалогов, без всякого движения, без всякого пафоса, — отозвался о «Месяце в деревне» В.Э. Мейерхольд.
— Так возникает лирический эпос великого беллетриста».
Необычность драматургической системы своей пьесы Тургенев объяснял «довольно сложной психологической задачей», которую намеревался решить: художественно воплотить социальную психологию новых тенденций и общественных явлений русской жизни. Этим определяется значение «Месяца в деревне». Тургенев стоит у истоков новой драмы, которая оформилась позже в творчестве Чехова.
Первую постановку осуществил 13 января 1872 г. (в бенефис Е.Н. Васильевой) Малый театр в Москве. На той же сцене «Месяц в деревне» был возобновлен в 1881 г. в бенефис Г.Н. Федотовой. Оба спектакля не имели успеха.
Третье обращение Малого театра к пьесе Тургенева (1900 г.) оказалось удачным; зрители увидели блестящий актерский ансамбль: играли М.Н. Ермолова, А.И. Сумбатов-Южин, И.А. Рыжов, Е.Н. Музиль, О.О. Садовская, Г.Н.
Федотова.
Особое место в истории сценического воплощения тургеневской пьесы занимает спектакль Александринского театра в Петербурге. 17 января 1879 г. состоялся бенефис М.Г. Савиной, выбравшей для себя роль Верочки.
«Действительным праздником для всех любящих дело русского театра» назвали газеты эту постановку. Два десятилетия спустя М.Г. Савина сыграла и роль Натальи Петровны — в спектакле, возобновленном в 1903 г.
В день похорон Тургенева 27 сентября 1883 на сцене Александринского театра, как дань памяти писателя, шел «Месяц в деревне».
Московский Художественный театр обратился к пьесе Тургенева в 1909 году. Новый метод К.С. Станиславского (как режиссера и актера — в роли Ракитина, при участии О.Л. Книппер-Чеховой — Наталья Петровна, Р.В. Болеславского — Беляев) выразился в «способах раскрытия чувств, их оттенков и переходов: спокойствие, отчетливость, талантливость».
Имея уже опыт сценического прочтения пьес Чехова, в которых много тургеневских мотивов, Художественный театр выявил новаторскую сущность драматургии Тургенева, ускользавшую прежде от глаз. «Месяц в деревне» давал для этого все возможности. Новую форму спектакля помогли воспринять талантливые декорации художника М.В. Добужинского. В 1914 г.
пьеса Тургенева появилась на сцене Введенского народного дома.
«Месяц в деревне» включали в свой репертуар многие театры страны: московские — имени Ленинского комсомола, имени Ермоловой, Свердловский драматический театр (1969 г.). Орловский драматический им. Тургенева (1975 г.), Латышский Академический театр драмы (1977 г.
), Пярнусский драматический театр (1985 г.), Петербургский Открытый театр (1993 г.), Московский Государственный театр на Покровке (1993 г.). Значительным событием стал спектакль Московского театра на Малой Бронной (1978 г., постановка А.В. Эфроса, в ролях — О. Яковлева, О. Даль, М. Казаков, Л.
Броневой), позже экранизированный.
В годы второй мировой войны на экранах оккупированного Парижа прошел фильм Пьера Бланшара «Секреты» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Но строжайший цензурный запрет лежал на всем, что касалось России (решалась судьба Сталинграда, шли тяжелые бои), и имя писателя даже не было произнесено.
Тургеневские герои скрылись за именами Пьера Данглада, роль которого исполнил сам Бланшар, его жены Марии-Терезы, юной воспитанницы Клер, учителя Мишеля и друга семьи Рене. В киноверсии тургеневской пьесы появились сны Марии-Терезы, в которых героине представляются последствия охватившего ее страстного чувства.
Бланшар ввел в сценарий тему верности семейному долгу, воспринимавшуюся зрителями более широко — как тему верности своему народу, Франции.
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. — М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/mesjac_v_derevne_istorija_sozdanija_svoeobrazie_postanovki_pesy/41-1-0-1351
«Месяц в деревне»
Пьеса Тургенева «Месяц в деревне» построена на тончайших изгибах любовных переживаний.
Героиня, Наталья Петровна, провела жизнь в роскошной гостиной, среди всех условностей эпохи, туго зашнурованная в корсет, вдали от природы.
При создавшихся взаимоотношениях с близкими психология ее женской души запутана: близость мужа, которого она не любит, и влюбленного Ракитина, которому она не решается отдаться; дружба мужа с Ракитиным; утонченность их чувств к ней, — все это делает жизнь Натальи Петровны невыносимой. В противоположность этой тройке тепличных растений Тургенев выводит Верочку и студента Беляева.
Если в барском доме любовь тепличная, то здесь она естественная, наивная, простая, так сказать, полевая. Видя влюбленных перед собою и любуясь простотой их отношений, Наталья Петровна невольно тянется к простым и естественным чувствам, к природе.
Оранжерейная роза захотела стать полевым цветком, начала мечтать о лугах и лесах.
Она влюбилась в студента Беляева. Из этого вышла общая катастрофа: Наталья Петровна спугнула простую и естественную любовь бедной Верочки, смутила студента, но за ним не пошла, лишилась своего верного поклонника Ракитина и навсегда осталась с мужем, которого она умеет уважать, но не любить, и снова спряталась в свою теплицу.
Тонкие любовные кружева, которые так мастерски плетет Тургенев, потребовали от актеров, как и в «Драме жизни», особой игры, которая позволяла бы зрителю любоваться причудливыми узорами психологии любящих, страдающих и ревнующих сердец. Если же Тургенева играть обычными актерскими приемами, то его пьесы становятся несценичными. Они и считались таковыми в старом театре.
Как обнажить на сцене души актеров настолько, чтобы зрители могли видеть их и понимать то, что в них происходит? Трудная сценическая задача! Ее не выполнишь ни жестами, ни игрой рук и ног, ни актерскими приемами представлений.
Нужны какие-то невидимые излучения творческой воли и чувства, нужны глаза, мимика, едва уловимая интонация голоса, психологические паузы.
Кроме того, надо устранить все то, что мешает тысячной толпе воспринимать внутреннюю суть переживаемых ими чувств и мыслей.
Пришлось снова прибегнуть к неподвижности, к безжестию, уничтожить лишние движения, переходы по сцене, не только сократить, но совершенно аннулировать всякую мизансцену режиссера. Пусть артисты неподвижно сидят, чувствуют, говорят и заражают своими переживаниями тысячную толпу зрителей.
Пусть на сцене стоит одна садовая скамья или диван, на которые садятся все действующие лица, для того чтобы на виду у всех вскрывать внутреннюю сущность душ и сложный рисунок психологических кружев Тургенева.
Несмотря на неудачу пробы подобных приемов в «Драме жизни», я все-таки решился повторить тот же опыт, в расчете на то, что в «Месяце в деревне» я буду иметь дело с обыкновенными, знакомыми нам по действительной жизни человеческими чувствами, тогда как в «Драме жизни» я должен был при полном безжестии передавать самую сильную, до преувеличения, человеческую страсть.
Сильные страсти гамсуновской пьесы казались мне труднее для неподвижной передачи, чем сложный душевный рисунок тургеневской комедии. Тем не менее актер, игравший в моем лице одну из главных ролей пьесы — Ракитина, отлично понимал трудность новой задачи, поставленной мною же, режиссером. Но я и на этот раз доверился актеру, отказавшись от помощи режиссера-постановщика.
- По крайней мере мы узнаем, рассуждал я, есть ли у нас в труппе подлинные артисты.
- По крайней мере мы проверим на опыте, правда ли, что артист — первое лицо и творец в театре.
- Таким образом, в «Месяце в деревне» прежде всего наталкиваешься на внутренний рисунок, в котором необходимо разобраться как зрителю, так и самому артисту.
Ведь если отнять его у пьесы Тургенева, то не нужно и самое произведение и незачем ходить его смотреть в театр, так как все внешнее актерское действие доведено у автора, а тем более в нашей постановке, до минимума.
Кроме того, артисту, сидящему весь спектакль неподвижно, в одной позе, необходимо обеспечить себе право на такую неподвижность перед тысячной толпой, пришедшей в театр для того, чтоб смотреть.
Это право дает ему только внутреннее действие, душевная активность, определяемая психологическим рисунком роли.
В «Месяце в деревне» этот рисунок превосходно очерчен Тургеневым, и потому, несмотря на сложность психологии действующих лиц, нам сравнительно легко удалось расшифровать его во всех малейших изгибах. В этом отношении пьеса русского писателя сильно отличается от норвежского.
В «Драме жизни» внутренний рисунок не разработан в деталях, а дан широкими общими штрихами. Там надо играть — вообще скупость, вообще мечту, вообще страсть. Но в нашем деле самое опасное — это игра вообще.
В результате она дает неопределенность душевных контуров и лишает артиста твердой почвы, на которой он может уверенно стоять.
В нашем искусстве артист должен понять, что от него требуют, чего он сам хочет, что может его творчески увлечь. Из бесконечного ряда таких увлекательных для артиста задач, кусков роли, складывается жизнь ее духа, ее внутренняя партитура.
Нам удалось довольно легко составить четкий рисунок внутренней сути пьесы; сам Тургенев много помог нам в этом.
Выполнение этого рисунка и душевной партитуры роли потребовало от меня как от актера большого сосредоточенного внимания, которое отвлекало меня от зрительного зала и давало мне право сидеть в течение почти всей пьесы без движения на одном месте. Таким образом, та задача, которая не удалась мне в «Драме жизни» при выявлении сильных человеческих страстей, на этот раз, в области тонкой комедии, оказалась нам по плечу.
Спектакль и, в частности, я сам в роли Ракитина имели очень большой успех.[205]
Впервые были замечены и оценены результаты моей долгой лабораторной работы, которая помогла мне принести на сцену новый, необычный тон и манеру игры, отличавшие меня от других артистов. Я был счастлив и удовлетворен не столько личным актерским успехом, сколько признанием моего нового метода.
Главный же результат этого спектакля был тот, что он направил мое внимание на способы изучения и анализ как самой роли, так и моего самочувствия в ней.
Я тогда познал еще одну давно известную истину — о том, что артисту надо не только уметь работать над собой, но и над ролью. Конечно, я знал это и раньше, но как-то иначе, поверхностнее.
Это целая область, требующая своего изучения, своей особой техники, приемов, упражнений и системы.
- Изучение этой стороны нашего искусства явилось «новым, очередным увлечением Станиславского».
- Но, кроме того, в этой постановке, против моего намерения, мне пришлось еще раз заинтересоваться внешней, постановочной стороной в нашем коллективном искусстве.
- Это случилось благодаря таланту новых художников, с которыми мне пришлось работать.
Напомню, что по мере того как я все более разочаровывался в театральных постановочных средствах и углублялся во внутреннюю творческую работу, по мере того как в театре росли талантливые артисты и формировалась первоклассная труппа, внешняя сторона спектаклей, которые я режиссировал, оставалась все более и более в загоне.
Между тем в других театрах Москвы и Петербурга в описываемое время все больше увлекались внешностью, даже в ущерб внутренней стороне спектаклей.
В результате вышло так, что мы, которые еще в девяностых годах одни из первых ввели на театральные подмостки подлинных живописцев — Коровина, Левитана (в Обществе искусства и литературы), Симова, — теперь уступили свое первенство в этой области другим.
И действительно, в императорских московских и петербургских театрах декорационно-постановочной частью заведовали мастера с большими именами, как, например, тот же Коровин, Головин и др. Художники стали не только желанными, но необходимыми членами театральной семьи, отчего вкусы и требования зрителя все более и более росли.
Но где было найти художника, соответствующего тогдашним требованиям нашего театра? Далеко не со всеми из них можно было говорить о сущности актерского искусства. Далеко не все были достаточно подготовлены, чтобы разбираться в идее пьесы и в задачах автора, в литературе вообще, в психологии, в вопросах сценического искусства и проч.
Многие художники и по сие время игнорируют все эти насущные для нас вопросы. Многие из них идут в театр или ради заработка, или ради своих живописных целей.
На сценический портал они смотрят как на большую раму для своей картины, а на театр — как на выставку, где можно одновременно и ежедневно показывать большой толпе свои декорационные полотна. В смысле популярности театр является большой приманкой для художников. В самом деле, на выставку картин посетители ходят сотнями, притом в течение короткого времени, пока выставка открыта, в театр же люди ходят тысячами, день за днем, месяц за месяцем. Этого преимущества театра не могли не учесть художники.
Первое время, пока они работали в опере и балете, к ним не предъявляли никаких специфических требований актерского характера. Декоратор был совершенно самостоятелен и творил отдельно от артистов, нередко даже впервые показывая им свои полотна лишь на самом спектакле.
При этом бывало и так, что художник, не спросясь, по собственной инициативе, менял планировки, установленные на макете, и тогда артисты и режиссеры неожиданно, перед самым началом спектакля, попадали в безвыходное положение, так как всю срепетированную ими мизансцену приходилось наскоро, экспромтом менять.
Можно ли было нам давать художникам такую же самостоятельность и в области драмы?
Наш театр предъявил художнику целый ряд требований специфически актерского характера. От него требовалось, чтобы он стал до известной степени и режиссером.
Первым и одним из немногих тогдашних известных художников-режиссеров был В. А. Симов. Других долгое время не находилось, и потому нам приходилось обращаться, помимо В. А. Симова, к молодым художникам, у которых был талант, но часто не хватало опыта и знаний.
Но вот, в одну из поездок в Петербург, мы познакомились с кружком А. Н. Бенуа, одного из основателей выставок «Мир искусства», которые были в то время передовыми.[206] Широкая и всесторонняя образованность А. Н.
Бенуа во всех областях знаний и искусства заставляла дивиться тому, что способны вместить в себе человеческий мозг и память. Он обогащал своих друзей всевозможными сведениями и знаниями и, точно ходячий энциклопедический словарь, отвечал на все их вопросы.
Сам первоклассный художник, он умел окружить себя подлинными талантами. К тому времени этот кружок уже успел проявить себя в театре при заграничных постановках Дягилевского балета.
[207] Петербургские театры также не обходились без помощи, советов и работ этой группы художников, что дало им хорошую практику и опыт. Они лучше многих других знали декорационное и костюмерское дело театра. Эта группа казалась нам наиболее подходящей для наших требований.
Однако было одно большое «но»: все хорошее оплачивается. То, что могли себе позволить императорские театры, жившие на казенные средства, недоступно было нам, сравнительно бедному частному театру. Вот почему мы лишь изредка могли позволять себе роскошь и радость работать с крупными живописцами.
Первый из петербургских художников, к которому мы обратились при постановке «Месяца в деревне», был Мстислав Валерьянович Добужинский, достигший тогда зенита своей славы.
Он был известен своим тонким пониманием и красивой передачей сентиментально-поэтических настроений 20-х-50-х годов прошлого столетия, которыми увлекались в то время художники, коллекционеры, а за ними и все общество.
Лучшего живописца трудно было и пожелать.
Благодаря его сговорчивости и прекрасному характеру нам нетрудно было поладить.
Я избрал довольно простой практический способ для того, чтобы не насиловать его воли, фантазии и дать ему возможность высказаться до конца, а мне самому — понять то, что больше всего захватывает художника в произведении поэта и что служит исходной точкой в его творчестве. Вот в чем заключался мой прием: М. В.
Добужинский набрасывал то, что ему на первых порах мерещилось, карандашом на клочке бумаги, в простых контурах. В этих рисунках он, так сказать, скользил по поверхности своей фантазии, не зарываясь вглубь ее и не фиксируя определенной исходной точки, от которой начнется его творческое углубление.
Нехорошо, если художник сразу наметит себе такую точку, от которой будет смотреть на все произведение, и зафиксирует ее на первом же законченном и проработанном рисунке.
Тогда ему уже трудно будет отойти от этого рисунка для дальнейших поисков, и он сделается односторонним, предвзятым, точно обнесенным какой-то стеной, через которую нельзя видеть новых перспектив и которую режиссеру придется брать долгой осадой или измором.
При том способе, который предложил я, художник может, скользя по верхушкам своей фантазии и ни на чем пока окончательно не останавливаясь, просмотреть предварительно весь материал, который подготавливается в его душе.
Пока художник лишь набрасывал карандашом свои рисунки, толкаемый мною самыми разнообразными и незаметными приемами и подходами к основной задаче произведения, я отбирал от него его намеки на будущую декорацию и прятал эти наброски до поры до времени, продолжая шевелить его фантазию все в новых и новых, еще не использованных им направлениях и стараясь, незаметно для него, вовлечь его в свои режиссерские задания. Так составлялся и приспособленный к моей мизансцене архитектурный план пола и декорации, который я считал удобным для себя и артистов для создания общего настроения и передачи внутренней сути и действия пьесы. Впоследствии, когда художник начинал высказываться в области костюма и грима, я незаметно и постепенно направлял работу его воображения по той линии, которая была нужна исполнителям ролей, стараясь слить мечту художника с стремлениями артистов.
По карандашным намекам художника я старался понять то главное, что, подобно лейтмотиву в музыке, проходит основной линией по всем его наброскам. Нелегко угадать при этой работе намечающийся творческий путь художника и слить его с основной линией пьесы и постановки, чтобы пойти вместе с ним, в ногу.
Еще труднее вернуть его на правильный путь, когда он по той или иной причине от него отклонился. Насилие не приносит пользы в таких случаях. Надо действовать увлечением, направляющим творца-художника по верному пути, который указывается нам, как компасом, автором произведения, т. е. его основной мыслью.
Собрав все карандашные наброски, большую часть которых художник успел уже забыть, я делал ему выставку его произведений, т. е. развешивал собранные мною рисунки на стене.
Тогда можно было наглядно видеть пройденный нами творческий путь и понять, в какую сторону надлежало двигаться дальше.
В большинстве случаев из всех набросков создавался синтез — квинтэссенция их, которая являлась одновременно выразителем чувств и мыслей как художника, так и режиссера.
На наше счастье, во время подготовительных работ с Добужинским нам пришлось быть вместе. Первое время, пока мы гастролировали в Петербурге, мы, естественно, часто виделись там, а впоследствии он приезжал в Москву и подолгу жил в моей квартире, что давало возможность ежедневного общения с ним.
При постановке «Месяца в деревне» между художником, режиссером и артистами, к счастью, не было больших разногласий.
Этому много помогало и то обстоятельство, что Добужинский присутствовал на всех предварительных беседах и репетициях пьесы, вникал в нашу режиссерскую и актерскую работу, вместе с нами искал и изучал внутреннюю сущность тургеневского произведения. Словом, в своей области он делал то же, что Сац в музыке.
Познав друг друга, познав самую пьесу, план режиссерской и актерской работы, индивидуальности создателей спектакля, общие стремления, мечты, надежды, трудности, опасности, художник удалялся в свою мастерскую, откуда изредка выходил, чтобы держать себя в курсе наших общих работ. При этом он часто подсказывал грим и костюмы артисту, прислушиваясь к его желаниям и мечтам.
Режиссер же со своей стороны все время заботился о том, чтобы художник, артисты и другие сотворцы спектакля не расходились в своих творческих стремлениях. Это — главное и непременное условие всякой коллективной работы. Для нее необходимы взаимная уступчивость и определенность общей цели.
Если артист вникает в мечты художника, режиссера или поэта, а художник и режиссер в желания артиста, — все идет прекрасно. Люди, любящие и понимающие то, что они вместе создают, должны уметь столковаться.
Стыд тем из них, кто не умеет этого добиться, кто начинает преследовать не основную, общую, а личную, частную цель, которую он любит больше, чем самое коллективное творчество. Тут смерть искусству, и надо прекращать разговор о нем.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://biography.wikireading.ru/76996
Месяц в деревне
Появление нового лица в деревне — всегда событие. Когда летом 184… в богатом имении Ислаевых появился новый домашний учитель, уже сложившееся равновесие оказалось некоторым образом нарушенным или, во всяком случае, поколебленным.
С первого же дня полюбил Алексея Николаевича его ученик — десятилетний Коля Ислаев. Учитель смастерил ему лук, ладит воздушного змея, обещает научить плавать. А как ловко лазает он по деревьям! Это вам не старый нудный Шааф, преподающий ему немецкий.
Легко и весело с новым учителем и семнадцатилетней воспитаннице Ислаевых Вере: ходили смотреть плотину, ловили белку, долго гуляли, много дурачились. Двадцатилетняя служанка Катя тоже заметила молодого человека и как-то переменилась к Матвею, ухаживающему за ней.
Продолжение после рекламы:
Но наиболее тонкие процессы произошли в душе хозяйки — Натальи Петровны Ислаевой. Её Аркадий Сергеевич постоянно занят, вечно что-то строит, усовершенствует, приводит в порядок. Наталье же Петровне чужды и скучны хозяйственные заботы мужа.
Скучны и разговоры друга дома Ракитина, Да и вообще, он всегда под рукой, его не надо завоёвывать, он совершенно ручной, неопасный: «Наши отношения так чисты, так искренни Мы с вами имеем право не только Аркадию, но всем прямо в глаза глядеть…
» И все-таки подобные отношения не совсем естественны. Его чувство так мирно, оно её не волнует….
Ракитин беспокоится, что в последнее время Наталья Петровна постоянно не в духе, в ней происходит какая-то перемена. Не по отношению ли к нему? При появлении Алексея Николаевича она явно оживляется.
Это заметил и Шпигельский, уездный доктор, приехавший помочь Большинцову сосватать Веру. Претенденту сорок восемь лет, неуклюж, неумён, необразован. Наталья Петровна удивлена предложению: Вера так ещё молода…
Однако, увидев, как Вера шепчет что-то Беляеву и оба смеются, она все же возвращается к разговору о сватовстве.
Брифли существует благодаря рекламе:
Все больше беспокоится Ракитин: не начинает ли он надоедать ей? Ничего нет утомительнее невесёлого ума. У него нет иллюзий, но он надеялся, что её спокойное чувство со временем… Да, сейчас его положение довольно смешно.
Вот Наталья Петровна поговорила с Беляевым, и сразу в лице живость и весёлость, какой никогда не бывало после разговора с ним. Она даже по-дружески признается: этот Беляев произвёл на неё довольно сильное впечатление. Но не надо преувеличивать.
Этот человек заразил её своей молодостью — и только.
Наедине с собой она как бы спохватывается: пора прекратить все это. Верины слезы в ответ на предложение Большинцова как будто вернули ей способность видеть себя в истинном свете. Пусть девочка не плачет. О Большинцове нет уже и речи.
Но ревность вспыхивает вновь, когда Вера признается, что Беляев нравится ей. Наталье Петровне теперь ясно, кто соперница. «Но погодите, не все ещё кончено». И тут же ужасается: что это она делает? Бедную девочку хочет замуж выдать за старика.
Неужели она ревнует к Вере? Да что она, влюблена, что ли? Ну да, влюблена! Впервые. Но пора опомниться. Мишель (Ракитин) должен помочь ей.
Продолжение после рекламы:
Ракитин считает, что надо порекомендовать учителю уехать. Да и он сам уедет. Вдруг появляется Ислаев. Почему это жена, опершись на плечо Ракитина, прижимает платок к глазам? Михаил Александрович готов объясниться, но чуть позже.
Наталья Петровна собирается сама объявить Беляеву о необходимости уехать. Заодно узнает (удержаться невозможно), точно ли ему нравится эта девчонка? Но из разговора с учителем выясняется, что он вовсе не любит Веру и сам готов сказать ей об этом, только вряд ли после этого ему удобно будет оставаться в доме.
Между тем Анна Семеновна, маменька Ислаева, тоже была свидетельницей сцены, пробудившей ревность сына, Лизавета Богдановна сообщает эту новость Шпигельскому, но тот успокаивает: Михайло Александрович никогда не был человеком опасным, у этих умников все язычком выходит, болтовнёй. Сам же он не таков. Его предложение Лизавете Богдановне походит на предложение деловое, и оно выслушано вполне благосклонно.
Случай объясниться с Верой представился Беляеву быстро. Вере ясно, что он не любит её и что Наталья Петровна выдала её тайну. Причина понятна: Наталья Петровна сама влюблена в учителя. Отсюда и попытки выдать её за Большинцова. К тому же Беляев остаётся в доме.
Видно, Наталья Петровна сама ещё на что-то надеется, ведь Вера ей не опасна. Да и Алексей Николаевич, может быть, её любит. Учитель краснеет, и Вере ясно, что она не ошиблась. Это своё открытие девушка преподносит Наталье Петровне.
Она уже не кроткая молоденькая воспитанница, а оскорблённая в своём чувстве женщина.
Брифли существует благодаря рекламе:
Сопернице вновь стыдно своих поступков. Пора перестать хитрить. Решено: с Беляевым они видятся в последний раз. Она сообщает ему об этом, но при этом признается, что любит его, что ревновала к Вере, мысленно выдавала её за Большинцова, хитростью выведала её тайну.
Беляев поражён признанием женщины, которую почитал за существо высшее, так что теперь он не может заставить себя уехать. Нет, Наталья Петровна непреклонна: они расстаются навсегда. Беляев подчиняется: да, надо уехать, и завтра же.
Он прощается и хочет уйти, услышав же тихое «останьтесь», простирает к ней руки, но тут появляется Ракитин: что Наталья Петровна решила насчёт Беляева? Ничего. Их разговор следует позабыть, все кончено, все прошло.
Прошло? Ракитин видел, как Беляев смешался, убежал…
Появление Ислаева делает положение ещё более пикантным: «Что это? Продолжение сегодняшнего объяснения?» Он не скрывает недовольства и тревоги. Пусть Мишель расскажет об их с Наташей разговоре.
Замешательство Ракитина заставляет его спросить напрямую, любит ли он его жену? Любит? Так что же делать? Мишель собирается уехать… Что ж, придумано верно. Но он ведь ненадолго уедет, его ведь здесь и заменить некому.
В этот момент появляется Беляев, и Михаил Александрович сообщает ему, что уезжает: для покоя друзей порядочный человек должен чем-то и жертвовать. И Алексей Николаевич поступил бы так же, не правда ли?
Тем временем Наталья Петровна упрашивает Веру простить её, становится перед ней на колени. Но той трудно преодолеть неприязнь к сопернице, которая добра и мягка только потому, что чувствует себя любимой.
И Вера должна оставаться у неё в доме! Ни за что, Ей не снести её улыбки, она не может видеть, как Наталья Петровна нежится в своём счастии. Девушка обращается к Шпигельскому: точно ли Большинцов хороший и незлой человек.
Доктор ручается, что отличнейший, честнейший и добрейший. (Его красноречие понятно. За Верино согласие обещана ему тройка лошадей.) Что ж, тогда Вера просит передать, что принимает предложение.
Когда Беляев приходит проститься, Вера в ответ на его объяснения, почему ему никак нельзя оставаться в доме, говорит, что она сама недолго останется здесь и мешать никому не будет.
Через минуту после ухода Беляева она становится свидетельницей отчаяния и гнева соперницы: он даже не хотел проститься… Кто ему позволил так глупо перервать… Это презрение, наконец… Почему он знает, что она никогда бы не решилась… Теперь они обе с Верой равны…
В голосе и во взгляде Натальи Петровны ненависть, и Вера пытается успокоить её, сообщив, что недолго будет тяготить благодетельницу своим присутствием. Им вместе жить нельзя. Наталья Петровна, впрочем, опять уже опомнилась. Неужели Верочка хочет её оставить? А ведь они обе спасены теперь… Все опять пришло в порядок.
Ислаев, застав жену в расстройстве, упрекает Ракитина за то, что тот не подготовил Наташу. Надо было не так вдруг объявить о своём отъезде. А понимает ли Наташа, что Михаил Александрович — один из лучших людей? Да, она знает, что он прекрасный человек и все они прекрасные люди… И между тем… Не договорив, Наталья Петровна выбегает, закрывая лицо руками.
Ракитину особенно горько такое прощание, но поделом болтуну, да и все к лучшему — пора было прекратить эти болезненные, эти чахоточные отношения. Однако время ехать. У Ислаева на глазах слезы: «А все-таки… спасибо тебе! Ты — друг, точно!» Но конца сюрпризам будто не предвидится. Пропал куда-то Алексей Николаевич.
Ракитин объясняет причину: Верочка влюбилась в учителя, и тот, как честный человек…
У Ислаева, естественно, голова кругом. Все улепётывают, а всё потому, что честные люди. Анна Семеновна недоумевает ещё больше. Уехал Беляев, уезжает Ракитин, даже доктор, даже Шпигельский, заторопился к больным.
Снова рядом останутся только Шааф да Лизавета Богдановна. Что она, кстати, думает обо всей этой истории? Компаньонка вздыхает, опускает глаза: «…Может быть, и мне недолго придётся здесь остаться… И я уезжаю».
Пересказал И. Г. Животовский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://briefly.ru/turgenev/mesjac_v_derevne/