Анализ стихотворения дед есенина

Тема Родины красной нитью проходит через творчество Есенина. Образ «голубой Руси» для поэта тесно связан с селом Константиновка, где он родился, с крестьянскими избами, народными песнями, сказками и красивейшей природой. Именно эта тема раскрывается в стихотворении «Я покинул родимый дом». Краткому анализу его будет посвящена эта статья.

Анализ стихотворения Дед Есенина

История создания

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» мы начнем с обращения к библиографической составляющей. Поэт действительно рано уехал из любимой деревни. Это случилось в 1912 году, когда семнадцатилетний Сергей окончил учительскую школу. Он не захотел преподавать. Его манила столица, поэт мечтал устроиться на работу в газету. Однако отрыв от родных корней дался Есенину тяжело.

Первое время он бредил домом, но на визит в село не было времени. Поэт поступил в университет, трудился в типографии. Прошло несколько лет, прежде чем он смог посетить родную Константиновку. В 1818 году появились на свет строки «Я покинул родимый дом». С. Есенин сумел передать в них неувядающую любовь к родителям, деревенским пейзажам и не отпускающую его тоску.

Композиция

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» позволяет разбить его на две части. Первая из них посвящена малой родине поэта, дорогим сердцу пейзажам, воспоминаниям об отце и матери. Здесь все пронизано теплой грустью, сожалением о том, что родители стареют без него.

Анализ стихотворения Дед Есенина

Вторая часть более тревожна. На смену деревенской гармонии приходит звенящая пурга. Тем не менее у поэта теплится надежда, что через долгое время ему удастся вернуться домой.

Появляется образ клена, с которым лирический герой ассоциирует себя. Старое дерево становится его продолжением, охраняющим дорогие места.

Близкие могут утешить свою тоску рядом с кленом, так как своей «головой» тот напоминает кудри поэта.

Образы

«Голубая Русь» присутствует в обеих частях стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом». Анализ творчества поэта показывает, что этот образ является центральным для всего раннего периода. Затем на смену «Голубой Руси» придет Русь «советская», «стальная». Но свыкнуться с ней Есенину не удастся.

Голубой цвет — это чистое небо и водная гладь, это необъятные дали. Для поэта это также символ святости, одухотворенности, умиротворения.

Образ Руси неразрывно связан именно с деревенским укладом, сельскими пейзажами. В стихотворении природа и люди тесно переплетаются.

Мать находит утешение в «березняке над прудом», седина отца сравнивается с яблоневым цветом, луна распласталась на водной глади «золотой лягушкой».

Анализ стихотворения Дед Есенина

Уезжая в город, Есенин оказывается оторван от этой гармонии и своих корней. Здесь человек и природа разобщены. Тревожную атмосферу передает образ «звенящей пурги». Остро ощущается одиночество.

Находясь вдалеке, лирический герой беспокоится за сохранность «Голубой Руси».

Он оставляет на малой Родине свое Альтер-эго — старый одноногий клен, который призван сторожить миропорядок в его неизменном виде.

Выразительные средства

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» показывает, что написано оно анапестом. Рифмовка мужская, перекрестная.

Из стилистических средств используются восклицание и инверсия в третьей строфе, что придает этим строкам особую эмоциональность.

Поэту удалось выразить свою горечь от разлуки с родными местами, обеспокоенность происходящими в стране переменами (образ пурги), желание уберечь от них дорогую сердцу деревню.

Из лексических средств выразительности мы находим эпитеты («родимый дом», «старая грусть», «Голубая Русь»), метафоры («золотою лягушкой луна», «листьев дождь»).

Присутствуют в произведении и сравнения (седины с цветущими яблонями, клена с лирическим героем). Близость человека и природы подчеркивают олицетворения (пурга поет, у клена имеются голова и нога, березняк «теплит»).

Поэт придумывает собственные формы слов, чтобы точнее передать свои мысли и эмоции: «яблонный», «теплит».

Лирическое «Я»

Мы можем назвать автобиографическими строки «Я покинул родимый дом». Характеристика лирического героя позволяет понять чувства самого поэта, вынужденного жить вдали от родного села.

Как и в других произведениях, внутренний мир человека сопоставляется с природными явлениями. Есенин остро ощущал свою «узловую завязь» с гармоничным окружающим миром, деревьями, животными.

Через картины природы ему открывалась сложность бытия, превратность судьбы человека.

Анализ стихотворения Дед Есенина

Настоящее Есенин изобразил в виде поющей, звенящей пурги. Образ снежной круговерти, метели будет доминировать в его творчестве 1924-1925 годов, передавая состояние мятущейся души.

Но уже сейчас мы слышим эти отголоски. Пурга передает ощущение неустроенности, тревожности. Революция, изменившая все, сравнивается со стихией, перед которой человек бессилен.

Есенин понимает, что период нестабильности продлится долго.

Спасением становятся образы «Голубой Руси», «родимого дома», которые так ярко оживают в воспоминаниях поэта. В этом сказочном мире обитают отец и мать, олицетворение безусловной любви, нежности, защиты.

Пока существуют родители, у человека есть две незыблемые опоры на жизненном пути. Но они стареют. Есенин предчувствует крах «Голубой Руси», хрупкость мира детства.

Поэтому и выставляет охрану: старый клен, так похожий на него самого золотой головой.

Анализ стихотворения Дед Есенина

Основная идея

Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом» позволяет понять его главную мысль. Человек не может существовать без корней.

Места, где мы выросли, родные люди, знакомые с детства традиции становятся нашей духовной опорой во взрослом возрасте. Без них мы оказываемся одинокими и беззащитными перед лицом жизненных перипетий.

Поэтому так важно сохранить эти ценности, не позволить ничему и никому разрушить их.

Стихотворение наполнено грустью, но вместе с тем очень красиво, лирично. Читая его, мы переносимся в красочный мир русской природы, восхищаемся яркими образами и тихой мелодичностью строк.

Источник: https://www.syl.ru/article/365509/kratkiy-analiz-stihotvoreniya-ya-pokinul-rodimyiy-dom-esenina

Презентация по литературе "Образ странника в сборнике С.А. Есенина «Радуница»"

  • Цели и задачи:
  •  проследить влияние православных традиций на поэзию Сергея Есенина,
  •  понять истоки необычайной притягательности его поэтического слова,
  •  понять основную черту русского национального характера,

 проследить связь поэзии С. А. Есенина с фольклором

  1.  Методы работы:
  2.  составление картотеки цитат из стихотворений поэта
  3.  поиск по словарям религиозной терминологии (3 слайд)

У С. А. Есенина можно найти большое количество стихотворений, в которых затрагивается тема странничества на Руси.

Я прочитала сборник стихов «Радуница», меня очень заинтересовала эта тема, и я решила обратиться к нескольким стихотворениям из сборника и попробовать сопоставить лирический образ странника с личностью поэта, почему эти стихи вызывают такой интерес у исследователей языка, просто читателей, интересующихся поэзией С. А. Есенина. (1 слайд)

 Интерес к библейским темам в творчестве С. А. Есенина был заложен еще в детстве поэта.

Крестьяне всегда были очень набожными, отмечали все христианские праздники и соблюдали посты. Бабки и дед поэта не были исключением. Именно дома у бабушки Натальи Евтеевны и деда Фёдора Андреевича, на воспитание которым поэт был отдан в возрасте трёх лет, в 1898 году, будущий поэт впервые столкнулся с народным фольклором, библейскими преданиями. (4 слайд)

Бабка поэта была очень набожна, в её доме всегда собирались слепцы и странники. Вместе с бабушкой Есенин совершал паломничества в близлежащие монастыри. В пути он знакомился с легендами, сказаниями, частушками, сказками. . (5 слайд)

 Сам поэт вспоминал в 1924 году: «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три — четыре года. Помню: лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: “Иди, ягодка, Бог счастье даст”. (6 слайд)

Анализ стихотворения Дед Есенина

Дед Ф. А. обучал Серёжу грамоте, рассказывал ему притчи из Святого Писания. По настоянию деда будущий поэт ходил по воскресеньям в церковь. («По воскресеньям меня всегда посылали к обедне», из автобиографии, 14 мая 1922 года). (7 слайд)

(8 слайд)Когда Есенин пошёл в Константиновское земское четырёхклассное училище в родном селе Константиново, то утренняя молитва стала обязательной – занятия начинались с «Отче наш».

Юный Есенин также часто размышлял о Боге – в одном из писем другу — земляку Г. А. Панфилову он признаётся: «. . . В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового. . .

Христос для меня совершенство… Люди, посмотрите на себя, не из вас ли вышли Христы и не можете ли вы быть Христами? Разве я при воле не могу быть Христом, разве ты тоже не пойдешь на крест, насколько я тебя знаю, умирать за благо ближнего?. .

люби и жалей людей – и страдальцев, и праведников. . . ».

(9 слайд) Ранняя лирика Есенина («Радуница», «Голубень», «Преображение») полна образами таких праведников, странников, которых любит и одновременно жалеет С. А. Есенин.

(10 слайд ) стихи

 Сравнительный анализ стихотворений «Микола» и «Я странник убогий».

(11 слайд)Детские воспоминания о странниках нашли свое отражение в стихотворениях Микола и «Я странник убогий». В стихотворении «Микола» мы можем видеть образ странника — юродивого. У него нет своего постоянного дома, он живет подаянием и нигде не задерживается подолгу.

Он принадлежит миру некоей антикультуры, противостоящей и привычной обустроенному быту большинства людей, и быту тех, кто официально посвятил себя богу, уйдя служить в монастыри и церкви. Но одновременно он опирается на нравственные ценности христианства. По ее дорогам «в шапке облачного скола, в лапоточках, словно тень», ходит милостник Микола.

Он идет по селеньям и пустырям, мимо сел и деревень, он «гуторит» с богом, он идет туда, где зовут его люди, попавшие в беду:

  • Высоко стоит злотравье,
  • Спорынья кадит туман:
  • «Помолюсь схожу за здравье
  • Православных христиан».

Юродивые на Руси — божьи люди, они святы, им верят, обидеть юродивого — большой грех. Микола – не бездельник – он божий человек, получивший задание от Господа – «помолиться за опустевший, вытерзанный народ». . Микола – и христианин, и старик – лесовик, который разговаривает с птицами и зверями на их зверином языке.

  1. В каждом таком страннике призывает поэт увидеть бога, но в то же время Николай Чудотворец у Есенина просто Микола. К этому образу обращается и Николай Рерих в своей картине «Святой Никола»
  2. (12 слайд)
  3. Вся природа находится в единении со странником – ветки плакучих ив, сопровождающие Миколу, сравниваются с шелковыми чётками, береста, которой утирается калик – с мягким рушником.
  4. (13слайд)

И хотя Микола обременён тяжёлой котомкой, он поёт и не думает о земном. И хотя он встречал злые скорби и горе, они позади – впереди божественный рассвет. Рощи также отмечены божественным знаменем – они «заневестилась», они чистые, одеты в белые платья.

В стихотворении вообще можно отметить преобладание белого, эпитеты «белый» применяются и к пене, которой умывается Микола, и к туче — бороде. Также обилие белого возвещает нам о грядущей зиме, которая наступает в 4 — ой части стихотворения.

Однако зима не страшна Миколе – (в отличии от лесных жителей — тварей, которых он предупреждает о наступающих холодах грядущей) она несёт лишь спокойствие и красоту. Зима также возвещает о грядущей весне, она связана с ожиданием посева, с молодой рожью.

Образ Миколы можно отождествить с одной из картин Нестерова «Старец»(1923) – поздняя осень, старец с белой бородой, в лаптях.

(14 слайд)

Как известно, в народном крестьянском календаре Николин день празднуют дважды: Никола вешний и Никола студеный. В зимний Николин день рассыпали по снегу рожь, чтобы спасти ее от бесснежной зимы. Отмечают 6 (19) декабря. Николай Чудотворец (Угодник Божий, Миколай Милостивый, Никола) на Руси почитался наравне с Иисусом Христом и Богородицей, превыше всех других святых.

В северных губерниях Европейской России существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника бычка — «микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалось в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами

  • Пирогами встречали день Николы и зиму потчевали.
  • (15 слайд)
  • Поговорки и приметы

Коли зима до Николина дня след заметёт, дороге не стоять. Коли на Михайл ов день зима закуёт, то на Николу раскуёт. Перед Николой иней — овсы хороши будут.

Иней на Николу (также: о святках, на Крещенье) — к урожаю. Если иней будет раньше Миколы зимнего, то надо сеять раньше ячмень, если после Миколы — позже.

Какой день в Миколу Зимнего, такой и в Миколу Ле тнего. Никола весенний (летний) — 22  мая.

(16 слайд)

Тема странника продолжается в стихотворении «Я странник убогий. . » Он очень похож на «Миколу». Если в первом стихотворении время года – зима, то во втором наконец — таки наступает долгожданная весна, снег тает и слышатся «ухлюпы трясин».

Если реплики Миколы относятся к конкретным людям, животным, то восклицания молодого странника риторические – «послухайте, люди!».

Читайте также:  Жизнь и творчество ганса христиана андерсена

Почему же странник молодой? Об этом ясно говорят деепричастия и глаголы, описывающие действия лирического героя, «покоюся», «ложуся», «пою» спать в траве на дороге мирным сном, петь о Боге может лишь молодой человек, живущий в единении с природой, влюблённый в неё.

Если Микола разговаривал с Богом, вел беседы с рощами, то юный странник предпочитает более тесные, телесные контакты – у него «на сердце лампадка/а в сердце Иисус». (17 слайд)

А что если предположить, что убогий странник – это обновлённый Микола, который с весной помолодел, окунувшись в котёл с горячим молоком? Тогда всё встаёт на свои места – и Микола, и странник – одно целое, один человек.

  1. (18 слайд)
  2. Следует подчеркнуть ту особенность, которая отличала религиозность Есенина В традиционном христианстве бог «над нами», у Есенина он находится «впереди»: Царствие Божие должно осуществиться не на небесах, но в реальной земной жизни, в будущем.
  3. Его калики, что «проходят деревнями», поют стих о «сладчайшем Иисусе», они живут в гармонии со всем миром божьим, но не каждому дано понять их:
  4. Вынимали калики поспешливо
  5. Для коров сбереженные крохи.
  6. И кричали пастушки насмешливо:

«Девки, в пляску! Идут скоморохи!».

  • Богомолки — старухи и девушки, — идут на канон туда, где на вратах надпись: «Успокою грядущих ко мне». Они идут помолиться, посмотреть, счастливы ли люди на земле, и сам лирический герой, двойник поэта, выходит в путь «смиренным иноком иль белобрысым босяком»:
  • Глядя за кольца лычных прясел,
  • Я говорю с самим собой:
  • Счастлив, кто жизнь свою украсил
  • Бродяжной палкой и сумой.

Этот путь начинается с рождением, он равен жизни. Бродяжья Русь идет к «другим берегам», она ищет окно в божий терем, к престолу кроткого Спаса. Это религиозное устремление — уход от горя, поиск счастья, слуги божьи ищут «звонкий мрамор белых лестниц», который «протянулся в райский сад».

Хотелось бы обратить внимание еще на 2 стихотворения этого цикла.

 «Не ветры осыпают пущи…» и «Шёл господь пытать людей в любови»

(19 слайд)В первом стихотворении происходит перенесение Иисуса на землю его матерью, Богородицей, его очеловеченье: «…Она несёт для мира снова распять воскресшего Христа»; «А под пеньком голодный Спас».

Эпитеты «распять», «голодный», ясно говорят нам о том, что Иисус снова вернулся на Землю, он снова человек, он снова может страдать, испытывать голод и боль.

Есенин, возвращая своего Иисуса на Землю и очеловечивая его, приближает его к народу – «помазуемый богом стучит берестяной клюкой», «выходил он нищим на кулижку».

(20 слайд)Он одевает его в одежды странника, нищего, для того, чтобы испытать людей, о чём ясно говорит первая строчка второго стихотворения.

В первом стихотворении присутствуют местоимения первого лица, Есенин помещает себя и Христа в один мир, одну ситуацию. Во втором же стихотворении присутствует только старик и Господь. Но предметы – клюка, пейзаж – пеньки, лес(«в елях» и «в дуброве») в обоих стихотворениях аналогичны.

Старик и Господь меняются местами – если в первом стихотворении Господь сам под пеньком, то во втором – дед сидит на пеньке. Есенин, местоимение «я» в первом стихотворении меняется местами с Иисусом. А если предположить, что все они находятся в других ролях, все меняют друг с другом местами.

Таким образом, Есенин оказывается Иисусом — странником.

Поэт представляет себя в роли нового Иисуса Христа:

Я. . . иду. . .

  1. С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
  2. Ваших душ безлиственную осень
  3. Мне нравится в потемках освещать.
  4. Мне нравится, когда каменья брани
  5. Летят в меня, как град рыгающей грозы,
  6. Я только крепче жму тогда руками
  7.  Моих волос качнувшийся пузырь
  8. Вывод.

В стихах «Радуницы» складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. Образ Есенина различен – это и образ странника, и герой, будто вплетенный в канву природы, воспринявший христианские идеи, и поэт — пророк, одетый в божественные одежды. .

1. Важной чертой национального характера, которую отобразил Есенин, является религиозность русского народа. Религиозность русского народа проявляется в неудовлетворенности всем относительным и поиске абсолютного добра, устремленности к бесконечному.

2. Ведущее место Есенин отводит искусству: «Будущее искусство расцветет. . . как некий вселенский вертоград, Возрождение искусства – главная веха на пути к совершенному обществу.

3. В искренности лирики Есенина тайна колоссальной популярности поэта, Есенин стоял перед своим народом с предельно обнаженным сердцем. Не было той золотинки счастья или той капли печали, которыми он не поделился бы со своим читателем. Русский человек предстает перед другими народами с широко распахнутой душой, открытый и откровенный.

5. Самозабвенная любовь к России помогла стать Есенину великим национальным поэтом и paскрыть русскую душу. По творчеству Есенина можно судить об основных качествах русского народа.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-po-literature-obraz-strannika-v-sbornike-sa-esenina-radunitsa.html

Есенин С.А. — Письмо деду

  • Письмо деду (с. 138).- Бак. раб., 1924, 29 декабря, N 297 (с датой: «Батум. Декабрь 1924 год»); Стр. сов.; З. Вост., 1925, 24 января, № 786; Прож., 1925, № 4, 28 февраля, с. 28.

    Черновой автограф — РГАЛИ. Беловой автограф — собрание К.Гинзбурга (Нью-Йорк, США). Оба автора не датированы. Машинописный отпуск текста, являвшегося наборной машинописью для публикации стихотворения в Прож.,- РГАЛИ. Сохранилась также копия авторской правки ст. 8 в тексте из З. Вост. рукой Е.Н.Чеботаревской (ГЛМ).

    Печатается по наб. экз. (вырезка из Стр. сов.) с исправлениями в ст. 14 («накинув» вместо «накинуть») и 71 («довезут» вместо «завезут») по другим источникам.

    Дата в Собр. ст., 2 — 1924. Датируется по первой публикации. Написано до 20 декабря 1924 года, поскольку в этот день Есенин уже писал Г.А.Бениславской: «На днях пришлю „Письмо к деду“».

    Одним из первых о «Письме деду», сопоставив его с «Сорокоустом», высказался в печати А.К.Воронский: Есенину теперь «необходимо пересмотреть и переоценить кое-что в прежнем поэтическом инвентаре. Художник и старается это сделать. Деревня прошлых времен пугливо косилась на железного гостя.

    Она жалела о той поре, „когда пару красивых степных россиянок отдавал за коня печенег“; она испуганно металась пред городом, пред каменными руками шоссе. Русь Советская будет жива железным гостем, паровозами, электричеством, заводами, нефтью. В письме к деду Есенин уже убеждает последнего не бояться сесть на стальную кобылу и понять ее преимущества .

    Это звучит по-иному, чем, например, „Сорокоуст“…» (Прож., 1925, № 5, 15 марта, с. 26).

    Это сопоставление было подхвачено другими критиками: его проводили А.П.Селивановский (журн. «Забой», Артемовск, 1925, № 7, апрель, с. 16), Б.Маковский (газ. «Полесская правда», Гомель, 1925, 17 мая, № 111; вырезка — Тетр. ГЛМ), В.Г.

    Никонов, который, в частности, писал: «Еще пять лет назад „смешной дуралей жеребенок“, гонящийся за паровозом, был ему милей последнего. В „Письме деду“ не только сознание, но и чувство пишущего уже на стороне стальной конницы» (журн.

    «Стрежень», Ульяновск, 1925, № 1, ноябрь, с. 11).

  • «Письмо деду» обращено к Федору Андреевичу Титову (1846-1927), деду поэта по матери.

  • «Достойно есть», «Отче», «Символ веры» — православные молитвы. «Отче» («Отче наш…») — текст из Мф. VI, 9-13 или Лк. XI, 2-4, именуемый «Молитва Господня». «Символ веры» и «Достойно есть» — песнопения Божественной литургии св. Иоанна Златоустого («Православный богослужебный сборник», М., 1991, с. 50-51).

  • Источник: https://www.esenin-sergej.ru/esenin/text/pismo-dedu.php

    Покинул я (Письмо деду) · Есенин · анализ стихотворения

    Покинул яРодимое жилище.Голубчик! Дедушка!

    №4 Я вновь к тебе пишу…

    У вас под окнамиТеперь метели свищут,И в дымовой трубе

    • №8 Протяжный вой и шум,
    • Как будто сто чертейЗалезло на чердак.А ты всю ночь не спишь
    • №12 И дрыгаешь ногою.
    • №16 Избить всех кочергою.
    • Наивность милаяНетронутой души!Недаром прадед
    • №20 За овса три меры
    • №24 И с «Отче» «Символ веры».

    И хочется тебеНакинуть свой пиджак,Пойти туда,Тебя к дьячку водилВ заброшенной глушиУчить: «Достойно есть»

    Хорошего коня пасут.Отборный кормЕму любви порука.

    1. №28 И, самого себя
    2. Ты обучать стал внука.
    3. №32 Но внук учебы этойНе постигИ, к горечи твоей,Ушел в страну чужую.
    4. №36 По-твоему, теперь
    5. Ненужный глупый стих.
    6. №40 Ты говоришь:Что у тебя украли,Что я дурак,А город — плут и мот.
    7. №44 Но только, дедушка,
    8. Вор не уведет.
    9. №48 Плохую лошадьСо двора не сгонишь,Но тот, кто хочетЗнать другую гладь,
    10. №52 Тот скажет:
    11. Нужно покидать.

    Призвав на суд,Тому же самомуБродягою брожу я,Слагая в помыслахЕдва ли так, едва ли, —Плохую лошадьЧтоб не сгнить в затоне,Страну родную

    №56 Вот я и кинул.Я в стране далекой.Весна.Здесь розы больше кулака.

    • №60 И я твоей
    • Шлю издалека.
    • №64 Теперь метельВовсю свистит в Рязани,А у тебя —Меня увидеть зуд.
    • №68 Но ты ведь знаешь —
    • Ко мне не завезут.
    • №72 Я знаю —Ты б приехал к розам,К теплу.Да только вот беда:
    • №76 Твое проклятье
    • Не сдвинет никуда.

    Судьбине одинокойПривет их теплыйНикакие саниТебя сюдаСиле паровозаТебя навек

    №80 А если я помру?Ты слышишь, дедушка?Помру я?Ты сядешь или нет в вагон,

    1. №84 Чтобы присутствовать
    2. Печаль мне «аллилуйя»?

    На свадьбе похоронИ спеть в последнюю

    №88 Тогда садись, старик.Садись без слез,Доверься тыСтальной кобыле.

    • №92 Ах, что за лошадь,
    • В Германии купили.
    • №96 Чугунный рот ееПривык к огню,И дым над ней, как грива, —Черен, густ и четок.
    • №100 Такую б гриву
    • Разных швабр и щеток!

    Что за лошадь паровоз!Ее, наверное,Нашему коню, —То сколько б вышло

    №104 Я знаю —Время даже камень крошит..И ты, старик,Когда-нибудь поймешь,

    №108 Что, даже лучшую

    Впрягая в сани лошадь,В далекий край

    Лишь кости привезешь…

    1. №112 Поймешь и то,Что я ушел недаромТуда, где бегБыстрее, чем полет.
    2. №116 В стране, объятой вьюгой
    3. Вор не уведет.

    И пожаром,Плохую лошадь

    Pokinul yaRodimoye zhilishche.Golubchik! Dedushka!Ya vnov k tebe pishu…U vas pod oknamiTeper meteli svishchut,I v dymovoy trube

    Protyazhny voy i shum,

    Kak budto sto cherteyZalezlo na cherdak.A ty vsyu noch ne spishI drygayesh nogoyu.I khochetsya tebeNakinut svoy pidzhak,Poyti tuda,

    • Izbit vsekh kochergoyu.
    • Naivnost milayaNetronutoy dushi!Nedarom pradedZa ovsa tri meryTebya k dyachku vodilV zabroshennoy glushiUchit: «Dostoyno yest»
    • I s «Otche» «Simvol very».

    Khoroshego konya pasut.Otborny kormYemu lyubvi poruka.I, samogo sebyaPrizvav na sud,Tomu zhe samomu

    1. Ty obuchat stal vnuka.
    2. No vnuk ucheby etoyNe postigI, k gorechi tvoyey,Ushel v stranu chuzhuyu.Po-tvoyemu, teperBrodyagoyu brozhu ya,Slagaya v pomyslakh
    3. Nenuzhny glupy stikh.
    4. Ty govorish:Chto u tebya ukrali,Chto ya durak,A gorod — plut i mot.No tolko, dedushka,Yedva li tak, yedva li, —Plokhuyu loshad
    5. Vor ne uvedet.
    6. Plokhuyu loshadSo dvora ne sgonish,No tot, kto khochetZnat druguyu glad,Tot skazhet:Chtob ne sgnit v zatone,Stranu rodnuyu
    7. Nuzhno pokidat.

    Vot ya i kinul.Ya v strane dalekoy.Vesna.Zdes rozy bolshe kulaka.I ya tvoyeySudbine odinokoyPrivet ikh teply

    • Shlyu izdaleka.
    • Teper metelVovsyu svistit v Ryazani,A u tebya —Menya uvidet zud.No ty ved znayesh —Nikakiye saniTebya syuda
    • Ko mne ne zavezut.
    • Ya znayu —Ty b priyekhal k rozam,K teplu.Da tolko vot beda:Tvoye proklyatyeSile parovozaTebya navek
    • Ne sdvinet nikuda.

    A yesli ya pomru?Ty slyshish, dedushka?Pomru ya?Ty syadesh ili net v vagon,Chtoby prisutstvovatNa svadbe pokhoronI spet v poslednyuyu

    Pechal mne «alliluyya»?

    Togda sadis, starik.Sadis bez slez,Doversya tyStalnoy kobyle.Akh, chto za loshad,Chto za loshad parovoz!Yee, navernoye,

    1. V Germanii kupili.
    2. Chugunny rot yeePrivyk k ognyu,I dym nad ney, kak griva, —Cheren, gust i chetok.Takuyu b grivuNashemu konyu, —To skolko b vyshlo
    3. Raznykh shvabr i shchetok!

    Ya znayu —Vremya dazhe kamen kroshit..I ty, starik,Kogda-nibud poymesh,Chto, dazhe luchshuyuVpryagaya v sani loshad,V daleky kray

    Lish kosti privezesh…

    • Poymesh i to,Chto ya ushel nedaromTuda, gde begBystreye, chem polet.V strane, obyatoy vyugoyI pozharom,Plokhuyu loshad
    • Vor ne uvedet.
    • Pismo dedu

    Gjrbyek zHjlbvjt ;bkbot/Ujke,xbr! Ltleirf!Z dyjdm r nt,t gbie///E dfc gjl jryfvbNtgthm vtntkb cdboen,B d lsvjdjq nhe,t

    1. Ghjnz;ysq djq b iev,
    2. Rfr ,elnj cnj xthntqPfktpkj yf xthlfr/F ns dc/ yjxm yt cgbimB lhsuftim yjuj//B [jxtncz nt,tYfrbyenm cdjq gbl;fr,Gjqnb nelf,
    3. Bp,bnm dct[ rjxthuj//
    4. Yfbdyjcnm vbkfzYtnhjyenjq leib!Ytlfhjv ghfltlPf jdcf nhb vthsNt,z r lmzxre djlbkD pf,hjityyjq ukeibExbnm: «Ljcnjqyj tcnm»
    5. B c «Jnxt» «Cbvdjk dths»/
    6. [jhjituj rjyz gfcen/Jn,jhysq rjhvTve k/,db gjherf/B, cfvjuj ct,zGhbpdfd yf cel,Njve ;t cfvjve
    7. Ns j,exfnm cnfk dyerf/
    8. Yj dyer ext,s 'njqYt gjcnbuB, r ujhtxb ndjtq,Eitk d cnhfye xe;e//Gj-ndjtve, ntgthm,hjlzuj/ ,hj;e z,Ckfufz d gjvsckf[
    9. Ytye;ysq ukegsq cnb[/
    10. Ns ujdjhbim:Xnj e nt,z erhfkb,Xnj z lehfr,F ujhjl — gken b vjn/Yj njkmrj, ltleirf,Tldf kb nfr, tldf kb, —Gkj[e/ kjiflm
    11. Djh yt edtltn/
    12. Gkj[e/ kjiflmCj ldjhf yt cujybim,Yj njn, rnj [jxtnPyfnm lheue/ ukflm,Njn crf;tn:Xnj, yt cuybnm d pfnjyt,Cnhfye hjlye/
    13. Ye;yj gjrblfnm/
    14. Djn z b rbyek/Z d cnhfyt lfktrjq/Dtcyf/Pltcm hjps ,jkmit rekfrf/B z ndjtqCelm,byt jlbyjrjqGhbdtn b[ ntgksq
    15. Ik/ bplfktrf/
    16. Ntgthm vtntkmDjdc/ cdbcnbn d Hzpfyb,F e nt,z —Vtyz edbltnm pel/Yj ns dtlm pyftim —Ybrfrbt cfybNt,z c/lf
    17. Rj vyt yt pfdtpen/
    18. Z pyf/ —Ns , ghbt[fk r hjpfv,R ntgke/Lf njkmrj djn ,tlf:Ndjt ghjrkznmtCbkt gfhjdjpfNt,z yfdtr
    19. Yt cldbytn ybrelf/
    Читайте также:  Анализ стихотворения неуютная жидкая лунность есенина

    F tckb z gjvhe?Ns cksibim, ltleirf?Gjvhe z?Ns czltim bkb ytn d dfujy,Xnj,s ghbcencndjdfnmYf cdflm,t gj[jhjyB cgtnm d gjcktly//

    • Gtxfkm vyt «fkkbkeqz»?
    • Njulf cflbcm, cnfhbr/Cflbcm ,tp cktp,Ljdthmcz nsCnfkmyjq rj,skt/F[, xnj pf kjiflm,Xnj pf kjiflm gfhjdjp!Tt, yfdthyjt,
    • D Uthvfybb regbkb/
    • Xeueyysq hjn ttGhbdsr r juy/,B lsv yfl ytq, rfr uhbdf, —Xthty, uecn b xtnjr/Nfre/ , uhbdeYfitve rjy/, —Nj crjkmrj , dsikj
    • Hfpys[ idf,h b otnjr!
    • Z pyf/ —Dhtvz lf;t rfvtym rhjibn//B ns, cnfhbr,Rjulf-yb,elm gjqvtim,Xnj, lf;t kexie/Dghzufz d cfyb kjiflm,D lfktrbq rhfq
    • Kbim rjcnb ghbdtptim///
    • Gjqvtim b nj,Xnj z eitk ytlfhjvNelf, ult ,tu,scnhtt, xtv gjktn/D cnhfyt, j,]znjq dm/ujqB gj;fhjv,Gkj[e/ kjiflm
    • Djh yt edtltn/
    • Gbcmvj ltle

    Тег audio не поддерживается вашим браузером.

    Источник: https://yebanko.ru/analiz/yesenin/pokinul

    Конспект урока литературы в 5 классе "С.А.Есенин. Слово о поэте. Анализ стихотворения "Я покинул родимый дом"

    МОУ «ООШ с.Каменка Пугачевского района Саратовской области» Учитель русского языка и литературы Рычагова Галина Борисовна

    Литература – 5 класс

    Тема: С.А. Есенин. Слово о поэте.

    Сти­хотворение «Я покинул роди­мый дом…»

    Цель:

    • Продолжить знакомство учащихся с биографией поэта, своеобразием лирики С. Есенина
    • Учить понимать основное настроение стихотворения. Формировать умение понимать изобразительно – выразительные средства языка и их роль в художественном произведении. Обогащать активный словарь учащихся. Совершенствовать выразительность чтения.
    • Развивать поэтический вкус, образное мышление учащихся.
    • Воспитывать любовь к Родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

    Оборудование:портрет поэта, книжная выставка.

    I. Организационный момент.

    Эмоциональная мотивация.

    – Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке.

    II. Работа над новым материалом.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    – Семья, дом, природа, Родина для Есенина неразделимы. И сегодня мы ещё раз в этом убедимся.

    – Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с лирикой замечательного русского поэта – Сергея Александровича Есенина.

    – Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

    Русский поэт. Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (по старому стилю — 21 сентября) 1895 в селе Константинове, Кузьминской волости Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец Сергея, Александр Никитич Есенин (1875-1932); мать — Татьяна Федоровна Титова (1877-?); сестры Сергея — Екатерина и Александра.

    Дед Сергея — Никита Осипович Есенин — в молодости собирался пойти в монахи, за что в селе его прозвали «монах». В 28 лет он женился на 16-летней девушке — Аграфене Панкратьевне — и его молодую жену стали называть «монашка».

    С тех пор, по словам сестры Сергея — Екатерины Александровны, все поколение Есениных носило прозвища «монахи» и «монашки». Никита Осипович Есенин владел грамотой, сочинял односельчанам разного рода прошения, много лет был сельским старостой, пользовался в селе большим уважением.

    В результате раздела собственности между братьями Никита Осипович землю не получил и решил в первом этаже своего дома открыть мелочную лавочку. В сорок лет, в 1887, он умер, оставив жену с шестью детьми. Отец Сергея Есенина — Александр Никитич Есенин — был старшим ребенком.

    В 1893 восемнадцатилетний Александр Никитич Есенин женился на своей односельчанке Татьяне Федоровне Титовой, которой было шестнадцать с половиной лет. Сыграв свадьбу, Александр вернулся в Москву, а его жена осталась в доме свекрови, которая с первых дней невзлюбила невестку.

    Полной хозяйкой была бабушка, в доме которой постоянно жило множество постояльцев. Для них нужно было готовить, стирать, носить воду, за всеми убирать и почти вся работа легла на плечи молодой невестки, получавшей в награду только косые взгляды свекрови.

    Когда в 1895 родился Сергей, первый ребенок, оставшийся у Татьяны Федоровны в живых, Александра Никитича в селе не было; «дали знать отцу в Москву, но он приехать не смог». Как и до женитьбы, Александр Никитич высылал свое жалованье своей матери. Между молодыми — матерью и отцом Сергея — вспыхнула ссора, и они несколько лет жили порознь: Александр Никитич — в Москве, Татьяна Федоровна — в Рязани.

    Когда Сергею было три года, его мать ушла от Есениных. Сергея взял к себе жить его второй дед — Федор Андреевич Титов, поссорившийся с семьей Есениных еще тогда, когда его дочь была невестой. По отзывам Сергея дед был «яркой личностью и широкой натурой, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и духовных стихов».

    Жили в той части села, стоящего на высоком берегу Оки и растянувшегося на несколько километров, которая называлась Матово. Мать Сергея Федор Андреевич отправил жить в Рязань, чтобы та пыталась добыть кусок хлеба себе и сыну. Отправляя дочь, дед Сергея приказал ей высылать на содержание внука три рубля в месяц.

    Пять лет родители Сергея жили отдельно, а мальчик жил в доме деда — Федора Андреевича, и бабушки — Натальи Евтеевны. По настоянию деда читать Сергей начал с пяти лет, учась грамоте по церковным книгам. Стихи начал писать с 8 лет.

    Среди сверстников Сергей, имевший прозвище Серега Монах, был признанным коноводом, драчуном и неутомимым выдумщиком по части различных мальчишеских игр.

    В 1904 мать Сергея вернулась в Константиново, а отец по-прежнему работал в Москве приказчиком, но несколько раз в год приезжал проведать семью.

    Сергей вновь стал жить с матерью в доме Есениных; после вынужденной почти пятилетней разлуки с сыном Татьяна Федоровна стала относиться к нему с еще большей заботой и любовью.

    Живя почти все время одна с детьми, она старалась их не баловать, держать в строгости, не любила их ласкать и нежить на людях. От природы Татьяна Федоровна была наделена недюжинным умом, красотой, чудесным песенным даром.

    В 1904, в девять лет, Сергей пошел учиться в земское четырехклассное Константиновское училище. Возможность учиться имели немногие и в каждом классе насчитывалось не более 10-12 учеников.

    По воспоминаниям соучеников Сергея и его учителей «занимался он легко, как бы шутя, был одарен ясным умом, имел отличную память и по праву считался способным учеником; Сергей был заядлым книголюбом и среди сверстников его выделяло то, что в руках или под рубахой у него почти всегда была какая-нибудь книга».

    «В бога верил мало, в церковь ходить не любил. Дома это знали и, чтоб проверить меня, давали 4 копейки на просфору, которую я должен был носить в алтарь священнику на ритуал вынимания частей. Священник делал на просфоре 3 надреза и брал за это 2 копейки.

    Потом я научился делать эту процедуру сам перочинным ножом, а 2 коп. клал в карман и шел играть на кладбище к мальчишкам, играть в бабки». (Из Автобиографии Сергея Есенина) «Примерно с 11-12 лет перестал носить крест и к прозвищу Серега Монах прибавилось другое — Безбожник».

    (Из воспоминаний односельчан) В 1909 Сергей Есенин окончил школу с похвальным листом: из одиннадцати учеников только четверо выдержали «испытания при окончании курса» на «пять», среди них был и Сергей.

    Осенью 1909 родители Сергея Есенина отправили его учиться в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу, находившуюся недалеко от Константинова. Пробыв несколько дней в школьном интернате, Сергей, тосковавший по дому, совершил «побег» и пешком вернулся в родное село, но его отвезли обратно.

    Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты; программа, рассчитанная на три года, включала церковную общую и русскую историю, закон божий, русский язык, церковнославянский язык, отечественную историю, географию, арифметику, геометрическое черчение, рисование, дидактику.

    Весь день воспитанники были в здании школы: утром — на занятиях, вечером готовили уроки под наблюдением учителей; в субботу и в воскресенье — обязательное присутствие на церковной службе. Каждый живущий в интернате платил за питание и общежитие 30 рублей в год. В 1912 Сергей Есенин закончил учительскую школу, получив «звание учителя школы грамоты».

    Из произведений, созданных Сергеем Есениным в 1910-1912, в настоящее время известно более 60, среди которых и первая поэма — «Сказанием о Евпатии Коловрате…».

    После окончания школы в 1912 г. Есенин приехал в Москву. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества И. Сытина — это давало будущему поэту возможность читать различную литературу.

          В Москве Есенин посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок, опекавший талантливых выходцев из народа, на собраниях которого читал свои стихи. С 1913 г. учился на историко-философском отделение Московского городского народного университета им. А. Шанявского.

          Первая публикация стихов Есенина появилась в начале 1914 г. в журнале «Мирок».      Весной 1915 г. Есенин перебирается в Петроград, где, как он считал, было больше возможностей добиться признания. В Петрограде молодой поэт стремительно ворвался в литературную элиту: познакомился с А. Блоком, З. Гиппиус и Д.

    Мережковским, отправился в Царское Село к Ахматовой и Гумилеву      Для Есенина стали открыты литературные салоны, его стихи печатали «Северные записки», «Русская мысль», «Ежемесячный журнал».

                      Вскоре после этого вышла первая книга стихов Есенина «Радуница» А уже весной он был приглашен к императрице читать стихи.      Октябрьскую революцию Есенин принял безоговорочно. Как он сам писал в своей автобиографии: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».

                Последний год жизни Есенина (была еще одна неудачная женитьба — на внучке Л. Толстого Софье) прошел в болезнях, метаниях, пьянстве. 23 декабря 1925 г.

    он «сбежал» из Москвы в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер» . Но северная столица не принесла успокоения. Вечером 27 декабря в есенинской папке уже лежало написанное кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…

    », а утром 28-го Есенина нашли повесившимся на трубе парового отопления…

    1. Первичное чтение стихотворения учителем.

    2. Проверка восприятия

    – Какое настроение хотел передать автор?( Стихотворение проникнуто тихой любовью к родному дому, к родной природе. Настроение грустное, печальное, тоскливое)

    – О чём это стихотворение? ( Лирический герой покинул дом, родителей.)

    Березняк – берёзовый лес, роща.

    Пурга – сильная вьюга, снежная буря.

    1. Самостоятельное чтение «про себя».

    – Обратите внимание какие картины рисует поэт? Из каких образов они складываются?

    (Дети самостоятельное читают текст «про себя», отмечая карандашом начало каждой новой картины.)

    – Какие картины предстают после чтения этого стихотворения? ( голубая Русь, березняк на пруду, луна, старый клён).

    1. Исследование текста (комплексный анализ лирического произведения).

    1 строфа

    Каким настроением проникнута первая строфа? (Грустное, герой покинул родимый дом.)

    – Какой видит поэт Русь? ( Голубая Русь, воспевает Русь.)

    – Синий и голубой цвета – любимые цвета поэта, они усиливают в пейзажных описаниях ощущение необъятности просторов. Поэт часто любил повторять: «Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то.» (Использует эпитет – голубая, красивая Русь.)

    – Как вы понимаете выражение «в три звезды»? ( Вечер, ночь ещё не наступила, на небе только три звезды.)

    – Ребята, в этом стихотворении есть слова, которые придумал сам поэт и употребляет в своих стихотворениях – теплит, яблонный. («Теплит матери старой грусть» – хранит)

    – Образ природы помогает утешить грусть матери. ( Используются глаголы для создания грустного настроения: покинул, оставил.)

    – Какое средство выразительности использует поэт? ( Использует эпитет – голубая, красивая Русь; олицетворение «березняк теплит».)

    Каким настроением окрашена вторая строфа? (Продолжается настроение предыдущей строфы, можно уточнить — тихое, тоскливое, герой тоскует по отцу, прервана родственная связь)

    – Как вы считаете, почему луна распласталась « золотой лягушкой»? (Золотой – цвет луны жёлтой; лягушка – обитатель водоёма, «золотой лягушкой» – метафора)

    – Какое средство выразительности использует поэт, описывая бороду отца? (Сравнение).

    – В каком значении употребляет автор глагол пролилась? (Появилась, «седина пролилась», «луна распласталась» – олицетворение).

    — Каким настроением проникнута третья строфа? ( Настроение героя становится более беспокойным и тревожным. Это передаётся восклицательным предложением в первой строке (Я не скоро, не скоро вернусь!), одушевлённым пейзажем с помощью олицетворения: «Долго петь и звенеть пурге.»)

    – Каким настроением проникнут образ клёна? (Затаённая грусть одиночества).

    — С. Е. Есенин, описывая старый клён, наделяет его человеческими чувствами и поступками.(стережёт голубую Русь) Поэт уподобляет себя клёну, образ «старого клёна на одной ноге».

    – Природу России Есенин всегда воспринимал чутким сердцем человека, очеловечивал её.

    – Пурга подразумывается не как погодное явление, а большой промежуток времени, жизни. Возможно ещё много времени пройдёт пока поэт вернётся на Родину.

    Каким настроением окрашена четвёртая строфа? ( печальное, герой вдали от Родины, он одинок, сравнивает себя с одиноким и старым клёном («Головой на меня похож». )

    Читайте также:  Записки сумасшедшего - краткое содержание повести гоголя

    – Что за дождь может падать с листьев? (Роса, капельки дождя).

    – Ребята, слова « есть радость в нём тем» – люди, которые живут на своей Родине, на своей родной стороне.

    Вывод.

    Так какое настроение хотел передать поэт, назвав своё стихотворение «Я покинул родимый дом…» ? ( Лирический герой покинул дом, прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением стихотворения является грусть, тоска.)

    – Герой Есенина переживает такое настроение. Что можно сказать о таком человеке ? (У этого человека глубокие, сильные чувства к своей малой родине, к своей « голубой Руси». Он предан своей Родине).

    – Как можно назвать такого человека ? (Патриот)

    – Ребята, преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, называется патриотизм, а человек, проникнутый патриотизмом – патриот.

    1. Работа над выразительностью чтения стихотворения.

    – Вот теперь, когда мы так много поняли и заметили, нам нужно определить:

    • темп чтения (быстрый, медленный);
    • громкость чтения (пониженная, повышенная).
    • Выбрать верную интонацию для чтения вслух этого стихотворения (восхищённая или грустная).
    • – Как: быстро или неторопливо, громко или не очень громко, чтобы передать чувства автора.
    • Д: Будем читать неторопливо, не очень громко – печально, в конце громче – тревожное переживание героя.
    • – Обратите внимание на знаки препинания.
    • – Я думаю, что теперь вы сможете прочитать выразительно текст стихотворения.
    • Постановка дыхания
    • Ритмические упражнения – «вдох – выдох» (выдох дольше, через рот, через нос)
    1. Индивидуальное выразительное чтение стихотворения по желанию детей.

    III. Подведение итогов урока.

    IV. Домашнее задание: стр.49 – 51,выразительно читать

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-s-a-iesienin-slovo-o-poetie-analiz-stikhotvorieniia-ia-pokinul-rodimyi-dom

    Анализ стихотворения Есенина «Возвращение на родину»

    «Я покинул родимый дом…» Сергей Есенин

    Я покинул родимый дом,
    Голубую оставил Русь.
    В три звезды березняк над прудом
    Теплит матери старой грусть.

    Золотою лягушкой луна
    Распласталась на тихой воде.
    Словно яблонный цвет, седина
    У отца пролилась в бороде.

    Я не скоро, не скоро вернусь!
    Долго петь и звенеть пурге.
    Стережет голубую Русь
    Старый клен на одной ноге.

    И я знаю, есть радость в нем
    Тем, кто листьев целует дождь,
    Оттого, что тот старый клен
    Головой на меня похож.

    Анализ стихотворения Есенина «Я покинул родимый дом…»

    В 1912 году 17-летний Сергей Есенин, получит диплом сельского учителя, отказался от возможности преподавать в родной школе и отправился в Москву, чтобы попытаться устроиться на работу в газету. Будущий поэт тогда еще не подозревал, что покидает село Константиново навсегда. Отныне он всегда будет здесь чужаком в силу различных обстоятельств.

    В первые годы столичной жизни Есенин буквально бредил родным домом, однако из а работы в типографии и учебы в университете у него не было возможности повидать отца и мать. А после революции он осознал, что уже никогда не сможет быть по-настоящему счастлив в Константиново, где, как и во многих российских селах, полностью изменился уклад жизни.

    В 1918 году он написал стихотворение «Я покинул родимый дом…», наполненное грустью и болью оттого, что судьба сыграла с ним злую шутку, лишив родины, которую он боготворил.

    В этом произведении автор впервые попытался донести до читателей мысль, как легко стать изгоем в собственной стране, которая способна разрушить детские иллюзии любого человека.

    Первые строчки этого стихотворения повествуют о том, что поэт не только покинул свою малую родину, но и «голубую оставил Русь». Однако в этот период Есенин находился в России и даже не мог предположить, что когда-нибудь ему удастся побывать за границей.

    Тогда почему же он утверждает обратное? Все дело в том, что та «голубая Русь», которую так любил поэт, навсегда осталась в прошлом, и теперь лишь существует в воспоминаниях автора. Поэтому Есенин, который все же на несколько дней заехал в гости к родителям, отмечает, что даже они изменились.

    Так, «словно яблоневый цвет, седина у отца пролилась в бороде», а мать, измученная слухами о непутевом сыне и волнующаяся за его судьбу, даже при встрече с ним продолжает грустить.

    Понимая, что мир детский грез разрушен окончательно и бесповоротно, поэт отмечает: «Я не скоро, не скоро вернусь!». Действительно, пройдет почти пять лет, прежде чем Есенин вновь побывает в Константиново и с трудом сможет узнать родное село.

    Не потому, что оно так сильно изменилось, а из-за того, что сами люди стали другими, и в их новом мире поэту, пусть даже такому знаменитому и талантливому, попросту нет места. Но в то момент, когда писались эти строчки, Есенин имел ввиду совсем другое.

    Он был уверен, что еще не скоро сможет увидеть свою родину такой, какой она была до революции.

    Автор и не предполагал, что изменения, происходящие в стране, будут настолько глобальными и масштабными, однако верил в то, что рано или поздно все встанет на свои места, и его «голубая Русь», которую стережет «старый клен на одной ноге», по-прежнему распахнет перед ним свои объятия.

    Себя Есенин также сравнивает со старым кленом, так как новая власть для него немногим лучше предыдущей. Как крестьянский сын, поэт понимает, что теперь его односельчане имеют гораздо больше возможностей для самореализации.

    Однако поэт не может простить того, что сам дух села с его самобытностью разрушается, людей заставляют менять свои традиции и взгляды, которые создавались поколениями.

    Поэтому, проводя параллель между собой и кленом, автор хочет тем самым подчеркнуть, что также стоит на страже той, старой Руси, так как именно в ее истоках люди с незапамятных времен черпали свою душевную силу. Теперь же, когда этот источник иссяк, Есенин просто не узнает свою родину, погрязшую в гражданской войне.

    И ему больно осознавать, что после этой кровавой бойни люди уже никогда не смогут быть прежними – открытыми, рассудительными и живущими по совести, а не по указке партии, которая занята не столько нуждами народа, сколько укреплением собственных позиций и распределением сфер влияния в обществе.

    «Возвращение на родину» Сергей Есенин

    Я посетил родимые места,
    Ту сельщину,
    Где жил мальчишкой,
    Где каланчой с березовою вышкой
    Взметнулась колокольня без креста.

    Как много изменилось там,
    В их бедном, неприглядном быте.
    Какое множество открытий
    За мною следовало по пятам.

    Отцовский дом
    Не мог я распознать:
    Приметный клен уж под окном не машет,
    И на крылечке не сидит уж мать,
    Кормя цыплят крупитчатою кашей.

    Стара, должно быть, стала…
    Да, стара.
    Я с грустью озираюсь на окрестность:
    Какая незнакомая мне местность!
    Одна, как прежняя, белеется гора,
    Да у горы
    Высокий серый камень.

    Здесь кладбище!
    Подгнившие кресты,
    Как будто в рукопашной мертвецы,
    Застыли с распростертыми руками.
    По тропке, опершись на подожок,
    Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
    «Прохожий!
    Укажи, дружок,
    Где тут живет Есенина Татьяна?»

    «Татьяна… Гм…
    Да вон за той избой.
    А ты ей что?
    Сродни?
    Аль, может, сын пропащий?»

    «Да, сын.
    Но что, старик, с тобой?
    Скажи мне,
    Отчего ты так глядишь скорбяще?»

    «Добро, мой внук,
    Добро, что не узнал ты деда!..»
    «Ах, дедушка, ужели это ты?»
    И полилась печальная беседа
    Слезами теплыми на пыльные цветы.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    «Тебе, пожалуй, скоро будет тридцать…
    А мне уж девяносто…
    Скоро в гроб.

    Давно пора бы было воротиться».
    Он говорит, а сам все морщит лоб.
    «Да!.. Время!..
    Ты не коммунист?»
    «Нет!..»
    «А сестры стали комсомолки.
    Такая гадость! Просто удавись!
    Вчера иконы выбросили с полки,
    На церкви комиссар снял крест.
    Теперь и богу негде помолиться.

    Уж я хожу украдкой нынче в лес,
    Молюсь осинам…
    Может, пригодится…

    Пойдем домой —
    Ты все увидишь сам».
    И мы идем, топча межой кукольни.
    Я улыбаюсь пашням и лесам,
    А дед с тоской глядит на колокольню.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    «Здорово, мать! Здорово!» —
    И я опять тяну к глазам платок.
    Тут разрыдаться может и корова,
    Глядя на этот бедный уголок.

    На стенке календарный Ленин.
    Здесь жизнь сестер,
    Сестер, а не моя, —
    Но все ж готов упасть я на колени,
    Увидев вас, любимые края.

    Пришли соседи…
    Женщина с ребенком.
    Уже никто меня не узнает.
    По-байроновски наша собачонка
    Меня встречала с лаем у ворот.

    Ах, милый край!
    Не тот ты стал,
    Не тот.
    Да уж и я, конечно, стал не прежний.
    Чем мать и дед грустней и безнадежней,
    Тем веселей сестры смеется рот.

    • Конечно, мне и Ленин не икона,
      Я знаю мир…
      Люблю мою семью…
      Но отчего-то все-таки с поклоном
      Сажусь на деревянную скамью.
    • «Ну, говори, сестра!»
    • И вот сестра разводит,
      Раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»,
      О Марксе,
      Энгельсе…
      Ни при какой погоде
      Я этих книг, конечно, не читал.

    И мне смешно,
    Как шустрая девчонка
    Меня во всем за шиворот берёт…
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    По-байроновски наша собачонка
    Меня встречала с лаем у ворот.

    Спустя десять лет после переезда в Москву Сергей Есенин все же нашел возможность побывать в родном селе Константиново и встретиться со своими родными.

    Отец поэта к тому времени уже скончался, однако еще жива была мать и сестры, а отчий дом, покосившийся и просевший, все так же приветливо смотрел на улицу резными окнами. Этому путешествию в прошлое поэт посвятил множество стихов, среди которых – «Возвращение на родину», написанное в 1924 году.

    Место, где прошло детство поэта, стало совсем иным, и уже новое поколение мальчишек бегает по сельским улицам, хотя очень «много изменилось там, в их бедном неприглядном быте».

    Открытия, которые поджидали поэта в родном селе, произвели на него странное впечатление. Есенин не смог найти свой родной дом, клен возле которого оказался срублен. А случайный прохожий, у которого он решил поинтересоваться, где же нынче живет его мать, Татьяна Есенина, оказался его собственным дедом.

    Эта встреча оказалась неожиданной и совсем безрадостной – «полилась печальная беседа слезами теплыми на пыльные цветы». Дед рассказал поэту о том, как изменилось село за это время, и очень сетовал на то, что вместе с новой властью пришла эра безбожия. Сестры поэта, став комсомолками, выбросили из дома все иконы. «На церкви комиссар снял крест.

    Теперь и богу негде помолиться», — сетует дед на новые порядки.

    Дом, такой знакомый и любимый с детства, производит на Есенина, у которого слезы наворачиваются на глаза, не менее удручающее впечатление. «Тут разрыдаться может и корова, глядя на этот бедный уголок», — отмечает поэт.

    Он удивляется, что люди стали жить гораздо беднее, чем до революции, а иконы на стенах заменили портреты Ленина. Есенин понимает, что упустил в этой жизни что-то очень важное, он уже не вписывается в новое общество, которое живет по иным законам.

    Тем не менее, автор признается: «Но все ж готов упасть я на колени, увидев вас, любимые края».

    Сестры поэта давно выросли, и теперь являются ярыми сторонницами нового порядка, для них Библией стали труды Маркса и Энгельса, хотя сам поэт признается: «Я этих книг, конечно, не читал».

    И ему очень смешно, что «шустрая девчонка» пытается обратить его в свою веру навязывая коммунистические идеалы, к которым поэт совершенно равнодушен.

    Есенин понимает, что даже в родном доме он – совершенно чужой человек, которого не ждали и не рассчитывали увидеть самые близкие люди, изменившиеся за это время и ставшие абсолютно чужими.

    «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Сергей Есенин

    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Потому, что я с севера, что ли,
    Я готов рассказать тебе поле,
    Про волнистую рожь при луне.
    Шаганэ ты моя, Шаганэ.

    Потому, что я с севера, что ли,
    Что луна там огромней в сто раз,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.
    Потому, что я с севера, что ли.

    Я готов рассказать тебе поле,
    Эти волосы взял я у ржи,
    Если хочешь, на палец вяжи —
    Я нисколько не чувствую боли.
    Я готов рассказать тебе поле.

    Про волнистую рожь при луне
    По кудрям ты моим догадайся.
    Дорогая, шути, улыбайся,
    Не буди только память во мне
    Про волнистую рожь при луне.

    Шаганэ ты моя, Шаганэ!
    Там, на севере, девушка тоже,
    На тебя она страшно похожа,
    Может, думает обо мне…
    Шаганэ ты моя, Шаганэ.

    Источник: https://studfile.net/preview/5964958/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]