Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
Детство Тёмы (Семейная хроника — 1)
- Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
- Детство Тёмы
- Из семейной хроники
Переиздание двух первых книг из цикла автобиографических повестей прогрессивного русского писателя конца XIX в. Н.Г.Гарина-Михайловского.
- Для старшего школьного возраста.
- Содержание
- I. Неудачный день
- II. Наказание
- III. Прощение
- IV. Старый колодезь
- V. Наемный двор
- VI. Поступление в гимназию
- VII. Будни
- VIII. Иванов
- IX. Ябеда
- X. В Америку
- XI. Экзамены
- XII. Отец
- I
- НЕУДАЧНЫЙ ДЕНЬ
- Маленький восьмилетний Тёма стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безвыходность своего положения.
Всего несколько минут тому назад, как он, проснувшись, помолился богу, напился чаю, причем съел с аппетитом два куска хлеба с маслом, одним словом — добросовестным образом исполнивши все лежавшие на нем обязанности, вышел через террасу в сад в самом веселом, беззаботном расположении духа. В саду так хорошо было.
Он шел по аккуратно расчищенным дорожкам сада, вдыхая в себя свежесть начинающегося летнего утра, и с наслаждением осматривался.
Вдруг… Его сердце от радости и наслаждения сильно забилось… Любимый папин цветок, над которым он столько возился, наконец расцвел! Еще вчера папа внимательно его осматривал и сказал, что раньше недели не будет цвести.
И что это за роскошный, что это за прелестный цветок! Никогда никто, конечно, подобного не видал. Папа говорит, что когда гер Готлиб (главный садовник ботанического сада) увидит, то у него слюнки потекут.
Но самое большое счастье во всем этом, конечно, то, что никто другой, а именно он, Тёма, первый увидел, что цветок расцвел. Он вбежит в столовую и крикнет во все горло:
— Махровый расцвел!
Папа бросит чай и с чубуком в руках, в своем военном вицмундире, сейчас же пройдет в сад. Он, Тёма, будет бежать впереди и беспрестанно оглядываться: радуется ли папа?
Папа, наверное, сейчас же поедет к геру Готлибу, может, прикажет запрячь Гнедко, которого только что привели из деревни, Еремей (кучер, он же и дворник), высокий, одноглазый, добродушный и ленивый хохол, Еремей говорит, что Гнедко бегает так шибко, что ни одна лошадь в городе его не догонит. Еремей, конечно, знает это: он каждый день ездит на Гнедке верхом на водопой. И вот сегодня в первый раз запрягут Гнедко. Гнедко побежит скоро-скоро! Все погонятся за ним — куда! Гнедка и след простыл.
А вдруг папа и Тёму возьмет с собой?! Какое счастие! Восторг переполняет маленькое сердце Тёмы. От мысли, что все это счастие произошло от этого чудного, так неожиданно распустившегося цветка, в Тёме просыпается нежное чувство к цветку.
— Ми-и-ленький! — говорит он, приседая на корточки, и тянется к нему губами.
Его поза самая неудобная и неустойчивая. Он теряет равновесие, протягивает руки и…
Все погибло! Боже мой, но как же это случилось?! Может быть, можно поправить? Ведь это случилось оттого, что он не удержался, упал. Если б он немножко, вот сюда, уперся рукой, цветок остался бы целым. Ведь это одно мгновение, одна секунда… Постойте!..
Но время не стоит.
Тёма чувствует, что его точно кружит что-то, что-то точно вырывает у него то, что хотел бы он удержать, и уносит на своих крыльях — уносит совершившийся факт, оставляя Тёму одного с ужасным сознанием непоправимости этого совершившегося факта.
Какой резкой, острой чертой, какой страшной, неумолимой, беспощадной силой оторвало его вдруг сразу от всего!
Что из того, что так весело поют птички, что сквозь густую листву пробивается солнце, играя на мягкой земле веселыми светлыми пятнышками, что беззаботная мошка ползет по лепестку, вот остановилась, надувается, выпускает свои крылышки и собирается лететь куда-то, навстречу нежному, ясному дню?
Что из того, что когда-нибудь будет опять сверкать такое же веселое утро, которое он не испортит, как сегодня? Тогда будет другой мальчик, счастливый, умный, довольный. Чтоб добраться до этого другого, надо пройти бездну, разделяющую его от этого другого, надо пережить что-то страшное, ужасное.
О, что бы он дал, чтобы все вдруг остановилось, чтобы всегда было это свежее, яркое утро, чтобы папа и мама всегда спали… Боже мой, отчего он такой несчастный? Отчего над ним тяготеет какой-то вечный неумолимый рок? Отчего он всегда хочет так хорошо, а выходит все так скверно и гадко?..
О, как сильно, как глубоко старается он заглянуть в себя, постигнуть причину этого. Он хочет ее понять, он будет строг и беспристрастен к себе… Он действительно дурной мальчик. Он виноват, и он должен искупить свою вину. Он заслужил наказание, и пусть его накажут.
Что же делать? И он знает причину, он нашел ее! Всему виною его гадкие, скверные руки! Ведь он не хотел, руки сделали, и всегда руки. И он придет к отцу и прямо скажет ему:
— Папа, зачем тебе сердиться даром, я знаю теперь хорошо, кто виноват, — мои руки. Отруби мне их, и я всегда буду добрый, хороший мальчик. Потому что я люблю и тебя, и маму, и всех люблю, а руки мои делают так, что я как будто никого не люблю. Мне ни капли их не жалко.
Мальчику кажется, что его доводы так убедительны, так чистосердечны и ясны, что они должны подействовать.
Но цветок по-прежнему лежит на земле… Время идет… Вот отец, встающий раньше матери, покажется, увидит, все сразу поймет, загадочно посмотрит на сына и, ни слова не говоря, возьмет его за руку и поведет… Поведет, чтоб не разбудить мать, не через террасу, а через парадный ход, прямо в свой кабинет. Затворится большая дверь, и он останется с глазу на глаз с ним.
Ах, какой он страшный, какое нехорошее у него лицо… И зачем он молчит, не говорит ничего?! Зачем он расстегивает свой мундир?! Какой противный этот желтенький узенький ремешок, который виднеется в складке синих штанов его. Тёма стоит и, точно очарованный, впился в этот ремешок.
Зачем же он стоит? Он свободен, его никто не держит, он может убежать… Никуда он не убежит. Он будет мучительно-тоскливо ждать.
Отец не спеша снимет этот гадкий ремешок, сложит вдвое, посмотрит на сына; лицо отца нальется кровью, и почувствует, бесконечно сильно почувствует мальчик, что самый близкий ему человек может быть страшным и чужим, что к человеку, которого он должен и хотел бы только любить до обожания, он может питать и ненависть, и страх, и животный ужас, когда прикоснутся к его щекам мягкие, теплые ляжки отца, в которых зажмется голова мальчика.
Маленький Тёма, бледный, с широко раскрытыми глазами, стоял перед сломанным цветком, и все муки, весь ужас предстоящего возмездия ярко рисовались в его голове. Все его способности сосредоточились теперь на том, чтобы найти выход, выход во что бы то ни стало.
Какой-то шорох послышался ему по направлению от террасы. Быстро, прежде чем что-нибудь сообразить, нога мальчика решительно ступает на грядку, он хватает цветок и втискивает его в землю рядом с корнем.
Для чего? Смутная надежда обмануть? Протянуть время, пока проснется мать, объяснить ей, как все это случилось, и тем отвратить предстоящую грозу? Ничего ясного не соображает Тёма; он опрометью, точно его преследуют все те ведьмы и волшебники, о которых рассказывает ему по вечерам няня, убегает от злополучного места, минуя страшную теперь для него террасу, — террасу, где вдруг он может увидать грозную фигуру отца, который, конечно, по одному его виду сейчас же поймет, в чем дело.
Он бежит, и ноги бессознательно направляют его подальше от опасности.
Он видит между деревьями большую площадку, посреди которой устроены качели и гимнастика и где возвышается высокий, выкрашенный зеленой краской столб для гигантских шагов, видит сестер, бонну-немку.
Он делает вольт в сторону, незаметно пригнувшись, торопливо пробирается в виноградник, огибает большой каменный сарай, выходящий в сад своими глухими стенами, перелезает ограду, отделяющую сад от двора, и наконец благополучно достигает кухни.
Здесь он только свободно вздыхает.
В закоптелой, обширной, но низкой кухне, устроенной в подвальном этаже, освещенный сверху маленькими окнами, все спокойно, все идет своим чередом.
Повар, в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных, Аким лениво собирается разводить плиту. Ему не хочется приниматься за скучную ежедневную работу, он тянет, хлопает дверцами печки, заглядывает в духовой ящик, внимательно осматривает, точно в первый раз видит конфорки, фыркает, брюзжит, двадцать раз их то сдвигает, то опять ставит на место…
На большом некрашеном столе в беспорядке валяются грязные тарелки. Горничная Таня, молодая девушка с длинной, еще нечесаной косой, торопливо обгладывает какую-то вчерашнюю холодную кость.
Еремей в углу молча возится с концами упряжных ремней, бесконечно налаживая и пригоняя конец к концу, собираясь сшивать их приготовленными шилом и дратвой. Его жена, Настасья, толстая и грязная судомойка, громко и сердито перемывает тарелки, энергично хватая их со дна дымящейся теплой лоханки.
Вытертые тарелки с шумом летят на рядом стоящую скамью. Рукава Настасьи засучены; здоровое белое тело на руках трясется при всяком ее движении, губы плотно сжаты, глаза сосредоточены и мечут искры.
Конец ознакомительного отрывка
ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?
Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ
Источник: https://www.libfox.ru/18166-nikolay-garin-mihaylovskiy-detstvo-temy-semeynaya-hronika-1.html
"Детство Темы": каковы краткое содержание, главная мысль,кто главные герои?
Произведение «Детство Тёмы»
Это автобиографический рассказ, в котором писатель показывает как важно правильно выстраивать процесс воспитания, чтобы не сломать ещё неокрепшие детские качества и помочь грамотно войти в период взросления.
Тёма Карташев рос активным и умным мальчишкой сорванцом, с чутким и добрым сердцем. Отец — генерал, это твёрдый и прямолинейный мужчина.
Николай Семенович военный в отставке, он воспитывал сына строго, требуя солдатской дисциплины, не хотел видеть мальчика слюнтяем. Мама была понимающей и умной женщиной. Она видела, что при своей непоседливости, сын очень ранимый и любящий.
Аглаида Васильевна, как могла, смягчала и сглаживала жёсткие методы воспитания отца.
Мальчишка не любил скуку и одиночество, сидеть дома с прислугой и нянями было не для него. Тёма часто шалил, бегал и играл с детьми бедняков, лазал по мусорным свалкам, его жизнь была наполнена приключениями.
Правильные черты формирующегося характера Тёмы описаны в истории с собакой. Мальчик плохо себя чувствовал, но пошёл спасать Жучку. Собаку кто-то сбросил в старый колодец. Тёма из последних сил спустился в тёмную глубину… После спасения Жучки мальчик слёг с тяжёлой болезнью.
Поступление в гимназию показывает, как год за годом Тёма меняется — из взбалмошного сорванца он становится более рассудительным и ответственным.
На его взгляды повлияло появление новых друзей. Иванов стал первым хорошим другом, с него Тёме захотелось брать пример. Он начинает больше читать.
Был в классе неприятный, даже гадкий мальчик из-за которого Тёму вызывали к директору. Но он считал, что ябедничать не хорошо.
После случая с воткнутой иголкой в стул учителя, Тёма не вытерпел и рассказал директору, что в содеянном виноват хулиган-Вахнов. Иванов не признался, что знает об этом.
В результате исключили из гимназии обоих: Вахнова за хулиганство, но и Иванова, что не рассказал. Тёма испытал потрясение и стыд, он чувствовал себя предателем, он потерял друга.
Нашлись ребята, которые поддержали Тёму, с ними было интересно общаться. У Тёмы даже появилась мечта стать моряком.
Когда отец разболелся и слёг, Тёме было до слёз жалко видеть его беспомощным. Они стали чаще беседовать. Отец рассказывал сыну о своей военной молодости. После кончины родителя мальчик попрощался со своим детством.
Детство — это не всегда весёлая и беззаботная пора, иногда приходится сталкиваться с ложью, несправедливостью, трагедией. В произведение «Детство Тёмы» рассказывается о мальчике в том возрасте, когда он раним и беспомощен. Рассказ затрагивает проблемы воспитания и становления мальчишеского характера, учит нас быть благородными и честными людьми.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/2614959-detstvo-temy-kakovy-kratkoe-soderzhanie-glavnaja-myslkto-glavnye-geroi.html
Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)
Детство Темы
Иванов
Вместо прежнего школьного учителя Бориса Борисовича в класс приходит молодой немец Роберт Иванович Клау. Ученики сразу почувствовали, что он – совсем не такой, как Борис Борисович.
Тема подружился со своим соседом по парте Ивановым и даже стал во всем подражать ему. Говорил, что любит его так же, как маму.
Иванов умел рассказывать разные интересные истории, пугал страшилками. Теме очень нравились его рассказы. “Смотрит на него Тема, смотрит на маленький, болтающийся в воздухе порыжелый сапог
Иванова, на лопнувшую кожу этого сапога; смотрит на едва выглядывающий, засаленный, покрытый перхотью форменный воротничок; смотрит в его добрые светящиеся глаза и слушает, и чувствует, что любит он Иванова, так любит, так жалко ему почему-то этого маленького, бедно одетого мальчика, которому ничего, кроме его рассказов, не надо, – что готов он, Тема, прикажи ему только Иванов, все сделать, всем для него пожертвовать”.
Благодаря Иванову Тема стал много читать. Потом он узнал, что Иванов – круглый сирота, живет у своих богатых родственников, помещиков, но они его не очень любят.
Еще Иванов часто говорил Теме, что летом надо ехать в деревню к его родственникам, там очень интересно, растут вишни, много книг… Он просил маму отпустить его, а она в ответ обещала сделать это, но если Тема перейдет в третий класс.
Теме очень хотелось в деревню. Он мечтал, как поедет туда, какое это будет счастье, как он привезет оттуда много вишен маме.
По утрам, когда Теме не хотелось вставать, он вспоминал своего друга, и, сознавая, что сейчас увидит его, его охватывало сладкое чувство. Он с радостью представлял, как сейчас увидит Иванова и как будет здорово, когда их одноклассник Корнев будет из зависти к ним ронять всякие обидные высказывания в их адрес. В такие минуты Тема считал себя самым счастливым человеком.
Ябеда
Однако настало время, когда дружба Темы с Ивановым прекратилась и мечты о деревне не осуществились. И “даже самое воспоминание об этих лучших днях из детства Темы жизнь безжалостно наложила свою гадливую печать, как бы в отместку за доставленное блаженство”.
- Учитель французского языка Бошар был грубым и жестоким по отношению к ребятам. На уроках он хлопал своей широкой, пухлой ладонью и кричал по-французски громким равнодушным голосом:
- “- Voyons, voyons dons!”
- Что означало: “Эй, вы, потише!”
Однажды на его уроке произошло нечто, изменившее жизнь Темы. Во время занятия в маленькое круглое окошко класса, проделанное в дверях, заглянул чей-то глаз. Вахнов показал глазу кукиш.
Оказалось, что глаз принадлежал Ивану Ивановичу, который потребовал Вахнова к директору. Вахнов испугался и стал уверять, что это не он и что Бошар может это подтвердить. Однако Бошар его не спас, и Вахнову пришлось идти к директору. В коридоре он стал на колени и стал умолять пощадить его.
В школе все знали, что у Вахнова очень строгий отец, и Иван Иванович пожалел мальчика.
Эта история дошла до директора, и педагогическим советом Вахнов был приговорен к двухнедельному аресту по два часа каждый день. Вахнов посчитал, что донес Бошар.
В классе же к Вахнову установилось нечто подобное сочувствию. Он понимал, что это временное явление и для того, чтобы сделать его постоянным, нужно потрудиться.
“Бедная голова Вахнова, может быть, в первый раз в жизни, была полна другими мыслями, чем те, какие внушало ей здоровое, праздное тело пятнадцатилетнего отупевшего отрока. Его мозги тяжело работали над трудной задачей, с которой он и справился наконец”.
Однажды на уроке, за миг до его начала, Вахнов поведал Теме и Иванову о том, что он всунул в стул, на который сядет Бошар, иголку. Мальчики ужаснулись, но не стали выдавать Вахнова, так как это было не по-товарищески.
Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзительным криком. Когда он нашел иголку, то выскочил вон из класса. Через некоторое время появился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке.
На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов.
Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случившемуся.
- Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал.
- “Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскрытых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раздвигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда… куда-то далеко, в ту глубь, которую только холодом прикосновения чего-то чужого впервые ощущал в себе онемевший мальчик…
- Ошеломленный, удрученный, Тема почувствовал, как он точно погружался куда-то…”.
- И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, нечаянно выложил, все, что знал.
Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал.
Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это директор пытался вырвать признание у Иванова.
“- Я не могу, я не могу… – доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. – Делайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать…”.
Тогда директор сказал, что Иванов исключается из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость.
Через полчаса состоялось определение педагогического совета, на котором было решено, что
Вахнов исключался из гимназии, родным Иванова предложено было добровольно взять его, а Карташев наказывался на неделю оставаться во время обеда в гимназии по два часа каждый день.
Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты – ябеда, было невыносимо.
Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала выяснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал.
Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успокоиться. Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зубами в подушку, застывал в тоске.
Когда Тема мечтал о летней поездке в деревню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компании лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе.
Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто светлое и прекрасное. Жестокое нравственное испытание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По сути, Тема совершил предательство.
Однако он сделал это не специально, просто не справился с испугом. Потом же его сильно мучила совесть, однако он и тогда не смог побороть свой страх и пойти к своему другу, чтобы попросить у него прощения. Основная мысль двух данных глав заключается в том, что нельзя позволять страху одерживать над собой верх.
Как бы ни был силен испуг, нужно взять себя в руки.
В Америку
Отныне классная комната была Теме отвратительна как свидетельница его позора. Через несколько дней после случившегося к Теме подошел Касицкий и начал с ним разговаривать. Потом их общение продолжилось и в другие дни.
Наконец Косицкий спросил Тему, можно ли ему сесть вместе с ним. Тот с радостью согласился.
Потом и Данилов начал поглядывать на Тему. Он ему сочувствовал, но ему было стыдно выразить ему свое участие. Когда же Касицкий пересел к Теме, Данилов тоже попросился. Тема очень обрадовался, а Касицкий закричал во все горло: “Вот мчится тройка удалая!”
Данилов очень любил море и постоянно рассказывал друзьям о нем. Он давно уже умел и грести, и управлять рулем. Отец его был капитаном порта, поэтому Данилов даже во сне грезил морем. Однажды Данилов предложил Теме и Касицкому покататься на лодке.
С тех пор морские прогулки стали для них обычным делом. Зимой, когда море замерзло, они просто смотрели на него и разговаривали про корабли.
Понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Данилов все обдумал и стал собирать с друзей деньги на поездку. Отныне они экономили на школьных обедах и отдавали любые средства своему другу на сохранение.
На уроках им всегда хотелось есть, но они терпели.
Данилов считал, что прямо в гавани сесть на корабль не удастся, поэтому решил узнать, когда отходит подходящий корабль, заранее выбраться в открытое море на лодке и там, пристав к кораблю, объяснить, в чем дело, и уехать на нем. На корабле они хотели стать юнгами.
Еще Данилов решил строить лодку. В этом ему помог отец, дал лесу и руководителей. Всю зиму шла работа; сперва киль выделали, затем шпангоуты насадили, потом обшивкой занялись, а затем и выкрасили в белый цвет, с синей полоской по борту.
К урокам компания не готовилась. Темина мать родила еще одного сына, поэтому контроль на время ослаб, и у мальчика появились ужасные оценки. В школе считали, что он останется на второй год.
От домашних Тема свое положение утаивал.
Друзья назначили свой отъезд на четвертый день Пасхи. Заграничный пароход отходил в шесть часов вечера. Решено было тронуться в путь в четыре.
Когда они прыгнули в лодку, Тема подумал с замиранием сердца: “Неужели навсегда?”
Они выехали в море и долго плыли, пока из гавани не показался пароход. Согласно законам аварий Касицкий выстрелил два раза из револьвера, а Данилов выбросил специально приготовленный для этого случая белый флаг, навязанный на длинный шест. На палубе показался целый ворох белых платков, но корабль не остановился: там подумали, что в лодке прощаются с ними.
Друзья были разочарованы. Когда же после Пасхи все собрались в школе, Касицкий не удержался и рассказал всем об их путешествии. Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Тему американцами.
Подготовка друзей началась после того, как все они загорелись идеей поехать в Америку. Идея часто выступает движущей силой, стимулом, в данном случае получилось именно так. Но при этом друзья не думали о разумности совершаемого.
Они высчитывали, как им попасть на корабль, строили лодку, однако не представляли, что будут делать, если затею удастся воплотить. Считали, что бесплатная рабочая сила нужна везде. Но разве их жизни стали бы лучше, если бы им удалось покинуть родной дом? Мечта о море одного из мальчиков была столь сильной, что все, что составляло его нынешнее существование, казалось бессмысленным.
Однако вместо того чтобы сначала выучиться, а потом связать свою жизнь с морем, он вместе с друзьями совершает безрассудный поступок. При этом ребята не думали о своих родных, о том, как они отреагируют на пропажу детей. В данном случае мальчишки поступили не только эгоистично, но и глупо: в любом случае с корабля их бы вернули домой.
Основная мысль данной главы в том, что, горя какой-то идеей, не нужно тотчас же бросаться ее исполнять. Гораздо лучше постепенно набираться опыта, чтобы впоследствии исполнить свою мечту так, как хотелось.
Экзамены
И вот подошли экзамены. Тема по-прежнему обманывал домашних, отвечая, что у него все в порядке с отметками. Экзамены кончились.
На следующий день Теме пришлось признаться, что он срезался по трем предметам, что передержку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трем.
Мать долго презрительно на него смотрела, а потом сказала: “Негодяй!” – и толкнула его ладонью по лбу.
Теме стало ужасно стыдно и обидно, он не ожидал такой реакции. Пришел отец, мать ему все рассказала, и он тоже выразил ему свое пренебрежение.
От отчаяния Теме захотелось умереть. Ему стало почти хорошо, когда он представил, как все будут бегать вокруг него, мертвого. На глаза ему попалась коробка спичек, и он подумал, что такая смерть была бы очень хороша.
Когда вопрос о смерти был выяснен, решимость его значительно ослабела, и он почувствовал ужас. Но все же протянул руку к спичкам, отобрал горсть их и начал потихоньку, держа руки под столом, осторожно обламывать головки. Потом он налил себе четверть стакана воды, всыпал в стакан головки спичек и…
Появилась служанка, закричала, и он опрокинул содержимое в рот. Появились отец и мать, его стали отпаивать молоком. Тема начал просить прощения, вид плачущей мамы его страшно напугал.
Отец, возмущенный сценой, не выдержал и, плюнув, ушел в кабинет, а Тема продолжал вымаливать прощение.
Потом Тема много занимался и, когда ему разрешили передержку по экзаменам, выдержал ее отлично. И, когда за нарядно сервированным столом все его хвалили, ему казалось, что вот теперь он настоящий, а еще неделю назад был не настоящим Темой.
Для того чтобы преодолеть свои слабости, нужно иметь очень много выдержки. Главный герой произведения смог собрать свою волю в кулак и исправить свои ошибки. Однако перед этим он совершил массу глупостей. Когда он забыл и думать про уроки, то уже обрек своих родителей и, прежде всего маму, на страдания.
Потом, получив справедливое наказание, он вместо того чтобы осознать свои ошибки, решил усугубить их. По сути, Тема понимал, что его обозвали обидными прозвищами справедливо, ведь он был виноват. Но очень часто мы обманываем сами себя, закрываем глаза на свои проступки, считая виновными всех вокруг.
Так и Тема решил наказать своих родителей, хотя виноват в своем горе был сам. То, что в итоге он смог понять неправильность своих действий и захотел исправить совершенное, очень хорошо, это означает, что впредь Теме будет легче избегать таких ошибок. Искреннее раскаяние всегда свидетельствует о том, что человек стал мудрее.
С героем произведения так и случилось.
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/kratkoe-soderzhanie-povesti-po-glavam-detstvo-temy-garin-mixajlovskij/
Краткое содержание Детство Тёмы Гарин-Михайловский
Тёма был сыном отставного генерала. Отец его придерживался строгих правил воспитания, из-за этого у него возникали частые конфликты с женой.
Как-то отец посадил в саду экзотический цветок и с нетерпением ждал, когда он расцветёт. Тёма нечаянно сломал его. Мальчику не хватило смелости рассказать об этом даже маме. Когда родители уехали по своим делам, Тёма долго не мог успокоиться.
Что-то толкало его на новые проделки. Он нагрубил и испортил юбку гувернантке, специально толкнул сестру Зину, попытался прокатиться на молодом жеребце, который, в конце концов, сбросил его.
Во время обеда Тёма решил вынести из столовой несколько кусков сахара для своего друга Иоськи, но был пойман с поличным.
Вечером рассерженный отец выпорол Тёму за все его проказы. Долгие годы мальчик вспоминал этот случай и не мог простить отцу этих побоев. Перед сном Тёма рассказал матери о своих проделках. Мама объяснила сыну, что всё случилось из-за его трусости, а с этим недостатком каждый человек должен бороться.
Ночью Тёму мучили кошмары. От няни он узнал о судьбе пропавшей собаки Жучки: кто-то бросил её в старый колодец в конце сада. На рассвете мальчик отправился выручать свою любимицу и с большим трудом смог вытащить собаку из колодца. Из-за нервного и физического перенапряжения Тёма заболел и несколько недель не вставал с постели. Но молодой организм победил, и мальчик начал выздоравливать.
За время болезни Тёма сильно похудел и вытянулся. Родители разрешили ему играть с детьми, которые жили на наёмном дворе. Вместе с ними мальчик познавал окружающий мир. Он уже не боялся старого заброшенного кладбища и часто проводил там время со своими новыми друзьями.
Незаметно промелькнул год. Тёме исполнилось девять лет. Теперь их ватаге было мало двора и старого кладбища. Они часто убегали на берег моря и наблюдали за рыбаками, ловили под камнями крабов.
Через год Тёма поступил в первый класс гимназии. Ему приобрели новую форму. Мальчику захотелось показать её своим друзьям на наёмном дворе. В это время ребята собрались идти к морю.
Тёма отправился вместе с ними. Незнакомый старик предложил ему подержать его костюм, пока тот будет купаться. Когда мальчики выбрались на берег, старика уже не было.
Он ушёл и унёс с собой гимназическую форму Тёмы.
Родители заказали ему новый костюм, но его пришлось ждать больше недели.
В гимназии Тёма познакомился со своими одноклассниками. Но первый день в гимназии закончился для него печально. Он не захотел выдавать напроказившего товарища, и его исключили из гимназии. Пришлось родителям Тёмы ехать к директору и улаживать конфликт.
Незаметно Тёма подружился со своим соседом Ивановым. Его новый друг был большим любителем рассказывать страшные истории. Иванов приносил Тёме книги, и тот незаметно увлёкся чтением. Часто он забирался в укромный уголок в доме или саду и читал интересные истории.
Иванов был сиротой и жил у богатых помещиков. Никто не интересовался им, большую часть свободного времени он проводил в своей комнате. Мальчики очень привязались друг к другу. Лето Иванов собирался провести в деревне, в поместье своего дяди. Туда он приглашал и Тёму.
Но этим мечтам не суждено было сбыться из-за происшествия в классе.
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/garin-mihajlovskij/kratkoe-soderzhanie-detstvo-tyomyi-garin-mixajlovskij
Детство Тёмы
Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал Николай Семенович Карташев.
Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определённое направление воспитанию детей, среди которых Тёма, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Тёмы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По её мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребёнке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного зверёныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тёма, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.
Продолжение после рекламы:
Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своём поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости.
В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар — вся «повесть грустного дня» — первого дня повествования, заканчивающегося для Тёмы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Тёмы на долгие годы.
Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».
В этот ранний период для матери Тёмы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди её сына «сидит горячее сердце».
Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий.
После искреннего признания и раскаяния Тёма испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбуждённом состоянии от перенесённых физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.
Брифли существует благодаря рекламе:
«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил её в старый колодезь, Тёма сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Тёмы.
Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом — в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).
Тогда Тёмины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжёлой болезни. Однако здоровый организм ребёнка берет верх — следует выздоровление, а тёплая, по-осеннему примиряющая погода создаёт у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».
Продолжение после рекламы:
Выздоровление Тёмы совпадает с ещё одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием.
Тёме разрешают посещать «наёмный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю.
Так прошло ещё два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тёма выдерживает экзамен в первый класс — начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний.
Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».
На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Тёмой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя.
Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга.
Для Тёмы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжёлого одиночества».
Брифли существует благодаря рекламе:
Впрочем, с Ивановым Тёма ещё встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путём пошлой жизни».
Приятели, увлечённые строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учёбе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тёма скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью.
«Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье.
Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тёма сдаёт экзамены и переходит в третий класс.
Именно на это время приходится сближение Тёмы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и весёлый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».
Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге — «Гимназисты» — читатель встречается с Тёмой Карташевым — учеником шестого класса.
Автор пересказа: Т. М. Маргулис. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Источник: https://briefly.ru/garin-mihajlovskij/detstvo_temy/
Краткое содержание: Детство Темы
В одесской усадьбе в большой семье отставного генерала Николая Семёновича Карташева растёт его старший сын Тёма.
Характер николаевского генерала суровый, и он держит своих детей в строгости, приучая их дисциплине. У матери Тёмы Аглаиды Васильевны, умной и образованной женщины, противоположные взгляды на воспитание детей.
Она считает, что детей нельзя унижать и держать в страхе перед телесными наказаниями.
Восьмилетний Тёма растёт подвижным, шаловливым ребёнком. Сегодня его преследуют неудачи. Нечаянно он ломает любимый отцовский цветок, но в страхе перед предстоящим наказанием не признаётся в этом. Затем следуют самовольная скачка на лошади, разбитая посуда, разорванная юбка гувернантки и, наконец, кража сахара. Отец жестоко выпорол ребёнка. На всю жизнь у Тёмы сохранилась память о жестоких экзекуциях и недоброе чувство к отцу. Аглаида Васильевна знает, что у её сына доброе сердце, и он не заслужил такого жестокого наказания. Чуткая, но строгая любовь матери находит отклик в душе Тёмы, и он признаётся ей во всём. Мальчик испытывает облечение, но всё ещё находится в стрессе из-за перенесенных мучений.
Тут он вспоминает свою любимую собачку Жучку. Няня сообщает ему, что какой-то негодяй бросил Жучку в заброшенный колодец. Тёма спускается в колодец, и, рискуя жизнью, спасает свою любимицу.
Воистину отважный поступок! Этот эпизод врезался в память Тёмы. В дальнейшем, при сложных жизненных перипетиях он будет вспоминать это событие, произошедшее тёплой летней ночью.
Так, решив покончить с собой, он в прощальном письме к матери сравнивает себя с брошенной в колодец собачкой.
Тяжёлые сутки заканчиваются для Тёмы долгой, тяжёлой болезнью. Здоровый детский организм побеждает, и Тёма радуется своему выздоровлению.Тёма получает разрешение играть с ребятишками на «наёмном пустыре» — участке усадьбы, который Карташев сдаёт в аренду. Здесь мальчик находит новых друзей, участвует во всех играх, ходит с ними на море. Привольная жизнь длится ещё два года.
Но тут Тёме пора поступать в гимназию. Он успешно выдерживает вступительный экзамен и становится гимназистом.
Новая жизнь — новые эмоции и впечатления: страх перед строгим учителем латыни, привязанность к доброму учителю естественной истории, новые друзья.Но проходит время, эмоции тускнеют, и наступают однообразные гимназические будни.
Тёма дружит с одноклассником Ивановым, добрым и спокойным мальчиком. Иванов любит читать и приобщает Тёму к чтению. Однако после прискорбного происшествия Иванова исключают из гимназии. Дружба заканчивается по серьёзной причине: Иванов становится очевидцем неблаговидного поступка друга. За Тёмой закрепляется репутация доносчика. Ему тяжело пережить бойкот одноклассников.
У Тёмы появляются новые друзья. С ними он строит планы путешествия в Америку. Приятели приступают к строительству лодки, на которой они предполагают совершить путешествие. Разумеется, это идёт в ущерб учёбе и приводит к плохим отметкам в гимназическом журнале, о которых родители не знают.Конечно, путешествие в Америку не состоялось, а пробелы в учёбе дали о себе знать. Тёму охватывает страх перед провалом на экзаменах. Его даже посещает мысль о самоубийстве, он хочет отравиться спичками. К счастью, всё заканчивается благополучно. Тёма успешно сдал экзамены и перешёл в третий класс.
Отец Тёмы с годами стал мягче и сблизился с детьми. Он чаще общается с ними, рассказывая о былых походах и сражениях. Но здоровье генерала слабеет с каждым днём, и он умирает. Золотое детство Тёмы закончилось.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Детство Темы». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.
Источник: https://biblioman.org/shortworks/garin/detstvo-temy/
Детство Темы
Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства — отставной генерал Николай Семенович Карташев.
Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным «поджигателем обычного возбуждения», а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося «сентиментальному» воспитанию сына, «вырабатывающего» из него «противную слюнявку». Однако мать Темы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По ее мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в «огаженного звереныша», запуганного угрозой телесных наказаний. Восьмилетний Тема, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.
Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости.
В этом заключается причина всех последующих «подвигов» героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар — вся «повесть грустного дня» — первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием. Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы.
Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, «враждебное, никогда не мирящееся».
В этот ранний период для матери Темы важно то, что, «несмотря на всю сутолоку чувств» и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди ее сына «сидит горячее сердце».
Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий.
После искреннего признания и раскаяния Тема испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбужденном состоянии от перенесенных физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.
«Набедокуривший баловень» вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что «какой-то ирод» бросил ее в старый колодезь, Тема сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу. Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с «вонючей поверхностью» и «слизистыми стенками полусгнившего сруба» надолго остались в памяти Темы.
Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни (например, в третьей части тетралогии герой заболевает сифилисом — в прощальной записке к матери он сравнивает себя с Жучкой, брошенной в колодезь).
Тогда Темины «подвиги» заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжелой болезни. Однако здоровый организм ребенка берет верх — следует выздоровление, а теплая, по-осеннему примиряющая погода создает у героя такое настроение, когда «вокруг все то же», «все радует своим однообразием» и снова есть возможность «зажить одной общею жизнью».
Выздоровление Темы совпадает с еще одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием.
Теме разрешают посещать «наемный двор», пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями «носиться с ребятишками», «отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей»: их играм в «дзигу» (вид волчка), вылазкам на кладбище и прогулкам к морю.
Так прошло еще два года привольной жизни, и «подоспела гимназия». Тема выдерживает экзамен в первый класс — начинаются первые страхи перед «свирепым латинистом» и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний.
Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, «бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами».
На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице «доброго и кроткого» одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком. Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя.
Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга.
Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация «выдавшего», и ему приходится пережить несколько дней «тяжелого одиночества».
Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти «избитым путем пошлой жизни».
Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои «успехи» от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью.
«Америка не выгорела»; компания заслужила прозвище «американцев», а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье.
Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о «самоубийстве» посредством «глотанья спичек», счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.
Именно на это время приходится сближение Темы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о «походах, товарищах, сражениях». Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и веселый дом Карташевых наполняется «рыданиями осиротевшей семьи».
Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге — «Гимназисты» — читатель встречается с Темой Карташевым — учеником шестого класса.
Вы прочитали краткое содержание повести «Детство Темы». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.
Обращаем ваше внимание, что краткое содержание повести «Детство Темы» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию повести.
Источник: https://reedcafe.ru/summary/detstvo-temy
Сочинение Краткое содержание повести по главам: Детство Темы (Гарин-Михайловский)
Бошар величественно вошел и опустился на стул, в то же мгновение вскочил с него с пронзительным криком. Когда он нашел иголку, то выскочил вон из класса. Через некоторое время появился совершенно бледный директор, который бросился к последней скамейке. На ней как раз сидели Тема, Иванов и Вахнов.
Директор схватил Тему и потащил его к себе в кабинет. Тему охватил ужас, особенно после того, как директор повернул в двери ключ. Он стал кричать, что не имеет отношения к случившемуся. Директор же пытался вырвать из него признание, кто это сделал.
«Впившиеся черные горящие глаза ни на мгновение не отпускали от себя широко раскрытых глаз Темы. Точно что-то, помимо воли, раздвигало ему глаза и входило через них властно и сильно, с мучительной болью вглубь, в Тему, туда. . . куда-то далеко, в ту глубь, которую только холодом прикосновения чего-то чужого впервые ощущал в себе онемевший мальчик. . .
Ошеломленный, удрученный, Тема почувствовал, как он точно погружался куда-то. . . ».
И Тема не выдержал и, умоляя о пощаде, нечаянно выложил, все, что знал.
Удовлетворенный директор запер мальчика в соседней комнате, а сам ушел. Тема закричал.
Через некоторое время Тема услышал, как в кабинете директора раздаются крики. Это директор пытался вырвать признание у Иванова.
«— Я не могу, я не могу. . . — доносился как будто с какой-то бесконечной высоты до слуха Темы быстрый, дрожащий голос Иванова. — Делайте со мной, что хотите, я приму на себя всю вину, но я не могу выдать. . . ».
Тогда директор сказал, что Иванов исключается из гимназии. Мальчик ответил, что даже, несмотря на это, он не пойдет на подлость.
Через полчаса состоялось определение педагогического совета, на котором было решено, что
Вахнов исключался из гимназии, родным Иванова предложено было добровольно взять его, а Карташев наказывался на неделю оставаться во время обеда в гимназии по два часа каждый день.
Теме приказали идти в класс, и он чувствовал себя страшно униженным. Ему хотелось умереть. Сознавать, что ты — ябеда, было невыносимо.
Дома он рассказал все родителям, но скрыл, что сам выдал товарища. Мама догадалась, что было что-то, о чем ее сын промолчал и стала выяснять, что же он скрывает. Не выдержав, Тема расплакался и все рассказал.
Мама сказала, что впредь ему следует помнить о своей слабости и контролировать себя, а пока же нужно успокоиться.
Но еще долго вечером Тема молился и вспоминал Иванова, и сознание того, что он его больше не увидит, действовало на него так страшно, что он визжал от боли и, впиваясь зубами в подушку, застывал в тоске.
Когда Тема мечтал о летней поездке в деревню, он не предполагал, что его замечательные отношения с Ивановым могут испортиться. Он с удовольствием представлял свой отдых в компании лучшего друга, их каникулы, наполненные интересными занятиями. В этот момент ничто не грозило их дружбе.
Однако всего одного момента бывает достаточно, чтобы разбилось нечто светлое и прекрасное. Жестокое нравственное испытание выпадает на долю Темы. Растерянность и страх не лучшие помощники, в данном случае они сыграли с главным героем злую шутку. По сути, Тема совершил предательство.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Источник: https://cwetochki.ru/post-Kratkoe-soderjanie-povesti-po-glavam-Detstvo-Temyi-Garin-Mihaylovskiy-23573.html
Краткое содержание Детство Темы Н. Г. Гарин-Михайловский
Н. Г. Гарин-Михайловский
Детство Темы
Действие происходит в доме Карташевых. Глава семейства – отставной генерал Николай Семенович Карташев.
Суровый характер и выправка николаевского генерала Карташева-старшего дают вполне определенное направление воспитанию детей, среди которых Тема, старший в семье из мальчиков, оказывается главным “поджигателем обычного возбуждения”, а значит, его шалости становятся предметом наиболее пристального внимания его отца, сопротивляющегося “сентиментальному” воспитанию сына, “вырабатывающего” из него “противную слюнявку”. Однако мать Темы, Аглаида Васильевна, женщина умная и тонко образованная, придерживается иного взгляда на воспитание собственного сына. По ее мнению, любые воспитательные меры не должны уничтожить в ребенке человеческого достоинства, превращать его в “огаженного звереныша”, запуганного угрозой телесных наказаний.
Восьмилетний Тема, оказавшись между двумя полюсами понимания родительского долга и объясняя свои поступки себе и окружающим, пытается прогнозировать реакцию каждого из родителей.
Такова первая встреча с героем, когда он, случайно сломав любимый цветок отца, не может честно признаться в своем поступке: страх перед жестокостью отца превосходит доверие к материнской справедливости.
В этом заключается причина всех последующих “подвигов” героя: немыслимый галоп на жеребце Гнедко, разорванная юбка бонны, разбитый судок и, наконец, украденный сахар – вся “повесть грустного дня” – первого дня повествования, заканчивающегося для Темы суровым отцовским наказанием.
Недобрая память о подобных экзекуциях сохранится у Темы на долгие годы.
Так, спустя почти двадцать лет случайно оказавшись в родном доме, он вспоминает место, где его секли, и собственное чувство к отцу, “враждебное, никогда не мирящееся”.
В этот ранний период для матери Темы важно то, что, “несмотря на всю сутолоку чувств” и разнообразие детских впечатлений, дающих повод не только к капризам, но и к самым необдуманным поступкам, в груди ее сына “сидит горячее сердце”.
Внимательная, но требовательная любовь Аглаиды Васильевны находит отклик в душе мальчика, с готовностью рассказывающего ей историю своих несчастий.
После искреннего признания и раскаяния Тема испытывает особенно возвышенные чувства, но, находясь в эмоционально возбужденном состоянии от перенесенных физических страданий, следствием которых становится и последующая болезнь, он проявляет бездумную храбрость и совершает по-настоящему отважный поступок.
“Набедокуривший баловень” вспоминает о своей любимой собачонке Жучке. Узнав от няни, что “какой-то ирод” бросил ее в старый колодезь, Тема сначала во сне, а затем и наяву спасает свою любимицу.
Воспоминания о чувстве отвращения от соприкосновения с “вонючей поверхностью” и “слизистыми стенками полусгнившего сруба” надолго остались в памяти Темы.
Этот эпизод окажется настолько сильным эмоциональным впечатлением, что в дальнейшем сквозь призму произошедшего с ним той памятной летней ночью герой интерпретирует все самые сложные обстоятельства собственной жизни .
Тогда Темины “подвиги” заканчиваются ледяным компрессом, горячечным бредом и несколькими неделями тяжелой болезни. Однако здоровый организм ребенка берет верх – следует выздоровление, а теплая, по-осеннему примиряющая погода создает у героя такое настроение, когда “вокруг все то же”, “все радует своим однообразием” и снова есть возможность “зажить одной общею жизнью”.
Выздоровление Темы совпадает с еще одним важным, не считая предгимназических ожиданий и приготовлений, событием.
Теме разрешают посещать “наемный двор”, пустырь, сдававшийся в аренду отцом Карташева, где он мог целыми днями “носиться с ребятишками”, “отдаться ощущениям жизни своих новых приятелей”: их играм в “дзигу” , вылазкам на кладбище и прогулкам к морю. Так прошло еще два года привольной жизни, и “подоспела гимназия”.
Тема выдерживает экзамен в первый класс – начинаются первые страхи перед “свирепым латинистом” и обожание добродушного учителя естественной истории, возникает острота первых дружеских переживаний.
Но постепенно эмоциональный подъем сменяется более ровным, будничным настроением, и тянутся дни, “бесцветные своим однообразием, но и сильные, и бесповоротные своими результатами”.
На фоне общепознавательных впечатлений особенное значение имеет обретение в лице “доброго и кроткого” одноклассника Иванова друга, который оказывается, по сравнению с Темой, довольно начитанным мальчиком.
Благодаря ему во втором классе Карташев читает Майн Рида и Гоголя.
Однако после неприятной истории Иванова исключают из гимназии, и дружба между ними прекращается: не только из-за отсутствия общих интересов, но и потому, что Иванов становится свидетелем малодушного поступка своего друга.
Для Темы это испытание не заканчивается разрывом с Ивановым: в классе за ним закрепляется репутация “выдавшего”, и ему приходится пережить несколько дней “тяжелого одиночества”.
Впрочем, с Ивановым Тема еще встретится в своей жизни, учась в Петербурге, а между тем у него появляются новые приятели, с которыми, преисполненный авантюрно-романтических мечтаний, он строит планы побега в Америку, чтобы не идти “избитым путем пошлой жизни”.
Приятели, увлеченные строительством лодки для морского путешествия, проявляют значительно меньшее рвение к учебе. Результатом этого становятся отрицательные оценки в гимназическом журнале. Тема скрывает свои “успехи” от домашних, поэтому последующие события оказываются для них полной неожиданностью.
“Америка не выгорела”; компания заслужила прозвище “американцев”, а тем временем подошло время экзаменов, когда обнаружилось общее безделье.
Страх провалиться на экзаменах рождает у Карташева различные фантазии, среди каковых оказывается мысль о “самоубийстве” посредством “глотанья спичек”, счастливо и без последствий закончившееся. Тема сдает экзамены и переходит в третий класс.
Именно на это время приходится сближение Темы с отцом, который стал мягче, ласковее и все более искал общества семьи. Прежде немногословный Карташев-старший рассказывает сыну о “походах, товарищах, сражениях”. Но сильный организм Николая Семеновича начинает изменять ему, и вскоре шумный и веселый дом Карташевых наполняется “рыданиями осиротевшей семьи”.
Этим печальным событием заканчивается первая часть тетралогии, а во второй книге – “Гимназисты” – читатель встречается с Темой Карташевым – учеником шестого класса.
(2 votes, average: 4.50
Источник: https://goldsoch.info/kratkoe-soderzhanie-detstvo-temy-n-g-garin-mixajlovskij/