Анализ стихотворения пушкина я помню чудное мгновенье

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновеньеАнализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье
Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

История создания

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» («К***», «Керн» или «К Керн») является своеобразным признанием в любви. В чувствах поэт признавался Анне Петровне Керн, с которой он впервые познакомился на светском приёме в Санкт-Петербурге в 1819 году. Ей удалось в тот же час очаровать его своей глубокой натурой и чувственной красотой.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Ещё тогда Александр Сергеевич попытался произвести впечатление на барышню, но та так и оставила его попытку незамеченной, возможно, из-за того, что Анна на тот момент была замужем. Пушкин в то время был ещё малоизвестен, ведь он всего два года назад окончил лицей.

Анна Петровна, родившаяся в 1800 году, была племянницей соседки Пушкина П. А. Осиповой. Второй раз им суждено было встретиться через шесть лет, когда в 1825 году Пушкин отбывал ссылку за недозволенные стихи в Михайловском имении.

«В глуши, во мраке заточенья» поэт чувствовал себя морально поддавленным, ущемлённым в своих правах, ему даже было не с кем поделиться своими мыслями и чувствами. Когда же он узнал, что в соседнем Тригорском поместье гостит его знакомая Анна Петровна, чей образ пленил поэта на долгие годы, он готов был бежать к ней, лишь бы поскорее произошла долгожданная встреча.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Керн тогда уже потеряла мужа и встретила Александра Сергеевича очень благосклонно. У них завязалась пылкая, но весьма короткая история любви. Анна Петрова была окружена вниманием многих мужчин, из-за этого у них с поэтом часто случались конфликты.

Одна из таких ссор поставила точку в их отношениях, а в день отъезда из Тригорского Анна Петровна Керн получила от Пушкина прощальный подарок — первую главу «Евгения Онегина», в которой находился вчетверо сложенный листочек бумаги со стихом «Я помню чудное мгновенье…». Как только женщина прочла его, через мгновение поэт забрал своё творение. Анне Петровне пришлось потратить много усилий на уговоры, чтобы вернуть свой подарок. Керн так и не удалось разгадать причину этого поступка.

Позднее женщина передала данное стихотворение лицейскому приятелю Пушкина А. А. Дельвигу, а тот опубликовал его в альманахе «Северные цветы» в 1827 году. В 1839 г. М. И. Глинка создал романс на стихи Пушкина после встречи с дочерью Анны Керн от первого брака Екатериной. Стихотворение с практически идеальным тактом и ритмом другими композиторами было положено на музыку более 20 раз.

Тема и композиция

Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций.

Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней.

Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Однако спустя некоторое время снова «сердце бьётся в упоенье», и поэт красочно описывает незабытое за долгие годы воскресшее чувство, которое он испытывает при новой встрече с возлюбленной, и тогда жизнь его наполняется новым смыслом.

Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви.

Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.

Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.

Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.

Жанр и размер

Жанр стиха — любовная лирика, которая характеризуется точной расстановкой лексических повторов нескольких фраз, усиливающих эмоциональное воздействие и изящество звучания.

Стихотворение имеет вид любовного послания некого лирического героя к своей возлюбленной.

Он, обращаясь к ней, как к «гению чистой красоты», рассказывает историю своих чувств: зарождение влюблённости, тоску от разлуки, забытье и печаль, возрождение былой любви и призыв к жизни.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:

  1. Чередование ударных и безударных гласных, присущее ямбу. Текст начинается с безударного слога, стих приобретает спокойное, но постепенно нарастающее звучание.
  2. Преобладание сонорных согласных придает стиху грустное, минорное настроение.
  3. Сквозные рифмы (виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье) дополняют картину, делая стихотворение более мелодичным, но с отчётливым ритмом.

Средства выразительности

  • Для Пушкина характерно в своих стихотворениях делать упор на средства художественной выразительности, однако в данном произведении их совсем немного, но они подобраны тщательно и с особым трепетом.
  • Средства художественной выразительности:

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

  1. Эпитеты «чудное мгновенье», «грусти безнадёжной», «голос нежный», «небесные черты», «шумной суеты», «мимолётное виденье» используются для усиления эмоционального состояния героя. Они одновременно просты для понимания, но в то же время звучат возвышенно и одухотворённо.
  2. Единственная метафора «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» является средством передачи роковой скоротечности времени, когда герой начинает понемногу забывать свою былую любовь.
  3. Пушкин сравнением «передо мной явилась Ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» идеализирует героиню своего стихотворения, придаёт ее образу возвеличенность, но в то же время оставляет простоту и лёгкость.

Как известно, Александр Сергеевич Пушкин был человеком влюбчивым, имел множество бурных романов и мимолётных интрижек. Нельзя сказать, что всем женщинам, которым удалось затронуть его сердце и запасть в душу, он посвящал стихотворения. Но Анна Петровна Керн, сама того не ведая, стала для поэта музой на долгие годы. Увы, их любовная история продлилась совсем недолго.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Многие считали, что для Керн Пушкин был лишь мимолётным увлечением.

Обольстительной даме с лёгкостью удавалось привлекать внимание мужчин, а Пушкин, овеянный таинственностью и славой, тогда находился на первом месте в светских кругах, где довольно часто обсуждалось его творчество.

Анна Петровна вскружила голову молодому и ещё неопытному в делах любовных мужчине, тот даже сделал ей предложение, но получил отказ. Свободолюбивая женщина рассматривала его, как одарённого поэта, поэтому приложила все усилия, чтобы стих Пушкина «Керн» увидел мир.

Стих Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» является бесценным примером русской любовной лирики. Он пропитан духом того времени, однако и сейчас, спустя 200 лет, является лёгким для понимания.

Источник: https://nauka.club/literatura/stikhi/analiz-stiha-ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene.html

Литературный анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

Каждому известно стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина под названием «Я помню чудное мгновенье…». Сложно найти строки, наполненные любовью и восторгом по отношению к любимой женщине, которые превосходили бы данное произведение по своей нежности и трепетности.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

История создания

Проводя анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может упомянуть несколько фактов о истории его создания. Написано оно было в деревне Михайловское в 1925 году. Русский критик Н.

Скатов был убежден в том, что ни один поэт ни до, ни после Пушкина, не смог создать подобного образа любви.

Одним из таких необычных произведений и является стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого и рассматривается в данной статье.

Произведение это посвящалось юной красавице по имени Анна Керн. В первый раз А. С. Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году. Анна Керн была супругой генерала Керна.

Впервые увидел девушку Александр Сергеевич в гостях у общих знакомых. Тогда еще юный поэт был поражен обаянием девятнадцатилетней красавицы. А. С.

Пушкин и Анна Керн всего лишь обменялись несколькими фразами – между ними не было никакой любовной связи.

Через несколько лет Александру Сергеевичу вновь довелось встретить молодую супругу генерала. Именно в тот момент и родились прекрасные строки, повествующие о необычайной силе любви, которая способна воскрешать.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

О чем произведение?

Действие стихотворения начинается с описания одного вроде бы незначительного момента в жизни поэта. Описывается «мимолетное мгновенье», которое отпечаталось в памяти.

Затем, посредством описания эмоций и переживаний, великий русский поэт погружает читателя в атмосферу реальной жизни. Одновременно более ясным и четким становится облик лирического героя стихотворения.

Становится понятной его дальнейшая судьба:

  • «В глуши, во мраке заточенья
  • Тянулись тихо дни мои
  • Без божества, без вдохновенья,
  • Без слез, без жизни, без любви».

Но явление «гения чистой красоты», которому адресовано произведение, дарит лирическому герою вдохновение и упоение.

Интонации

Работая над анализом стихотворения «Я помню чудное мгновенье», школьник может рассказать и об одной из характерных особенностей этого произведения. А именно, о сохранности одинаковой интонации на протяжении всего стихотворения. Несмотря на происходящие в жизни удары судьбы, шумную суету и различные трудности, она (интонация) остается неизменной.

И внезапно провидение преподносит лирическому герою еще одну встречу с его любовью. Только в этот момент интонации стихотворения начинают меняться. Лирического героя наполняет тихая и спокойная радость оттого, что он имеет возможность еще раз лицезреть дорогое его сердцу существо. Торжествующий голос его не стихает, но устремляется с еще большей силой в небеса:

  1. И сердце бьется в упоенье,
  2. И для него воскресли вновь
  3. И божество, и вдохновенье,
  4. И жизнь, и слезы, и любовь.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Тема, жанр

Анализируя стихотворение «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, школьнику стоит также указать тему и жанр произведения.

В финале стихотворения читатель может снова увидеть мотив пробуждения, радости жизни, восторга, который удалось вновь обрести лирическому герою.

Нет никаких сомнений в том, что в данном произведении доминирующим чувством является любовь, которая способна окрылить человека, подарить ему надежду в череде самых тяжелых жизненных бурь.

Итак, основной темой данного произведения является любовь. Жанр произведения – любовное послание. Однако в нем также можно найти и размышления философского характера о том, насколько значимым может быть всего лишь один миг, если он запомнился на всю жизнь. Каждое такое мгновение — ценность.

Художественные средства

Нельзя сказать, что в стихотворении много художественных средств. Но именно это и придает произведению и простоту, и одновременно изысканность. Эпитеты, которые использует великий русский поэт, отличаются и возвышенностью, и необычайной гармонией – «гений чистой красоты», «чудное мгновенье», «любимые черты».

Простота изображаемого автором образа достигается самыми привычными словами. Что касается страстности произведения, тех эмоциональных порывов, которые описаны в нем, то здесь Александр Сергеевич активно использует прием метафоры.

Любовь не умирает, она живет вопреки всем жизненным обстоятельствам. «Прежние мечты» способен развеять «бурь порыв мятежный», но они все равно воскресают вновь.

Также следует отметить и особую мелодичность произведения, достигаемую при помощи использования разнообразных синтаксических средств – анафор, рефренов, обрамлений.

Краткий анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» показывает, что в произведении используется рифмовка перекрестного вида. Прием аллитерации представлен сонорными согласными звуками «л», «м», «н». Все эти приемы способствуют созданию особой мелодики в этом необычном стихотворении.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Композиция

Все произведение написано четырехстопным ямбом. Что касается композиционных особенностей, то в стихотворении выделяются три равные части. Каждая из них связана друг с другом, при этом они самостоятельны по своему смысловому содержанию. В первой из этих частей содержатся воспоминания о прекрасной встрече поэта со своей любовью.

Вторая часть отличается большей драматичностью. Здесь наблюдается затухание нежных чувств, вплоть до полного наступления «тишины». Заключительная часть построена немного иначе. Здесь движение идет, напротив, вперед, по нарастающей душевного подъема.

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»: план работы

Иногда школьникам необходимо не просто кратко проанализировать стихотворение, но сделать это согласно плану. Рассмотрим приблизительную схему:

  1. Автор и название произведения.
  2. История создания.
  3. Художественные средства.
  4. Ритм, размер.
  5. Особенности лексики.
  6. Вывод, мнение школьника.

Заключение

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье», анализ которого был проведен в данной статье, на сегодняшний день остается эталоном возвышенной любовной лирики.

Оно представляет собой настоящий памятник чувственного порыва и глубоких поэтических переживаний.

В стихотворении переплетаются образы любимой женщины и самой любви – это нечто светлое и хрупкое, что до боли знакомо каждому из живущих на земле.

Источник: https://FB.ru/article/63470/kakoy-analiz-stihotvoreniya-ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье» Пушкина

“Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Предлагаем вам для ознакомление анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 8 классе.

Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я помню чудное мгновенье.

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Читайте также:  Поучение владимира мономаха - краткое содержание

Композиция – Стихотворение состоит из трех условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

  • Жанр – любовное послание
  • Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ.
  • Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”
  • Эпитеты – “небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”.
  • Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты”.

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским -, где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он, наконец, признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин, в первую очередь, вызывал интерес как молодой поэт и поэтому внимание знаменитости тешило ее тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной скандалов между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но все же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Главной проблемой стихотворения Пушкин избрал описание чувства неразделенной любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает.

Но вот, спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли, и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция стихотворения условно состоит из трех частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной.

Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится ее “голос нежный”. Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признается, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

  1. В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.
  2. Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюбленность – забытье – печаль – возрождение к жизни.
  3. В стихотворении присутствует всего одна метафора – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”, но в нем присутствуют и другие средства выразительности: сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”.

Стихотворный размер произведения очень типичен для Пушкина – это пятистопный ямб с перекрестным способом рифмовки АВАВ. Благодаря сквозным рифмам (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». ритм стихотворения становится очень четким и музыкальным. Мелодичность стихов также усилена волнообразным чередованием ямбических стоп.

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 188.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/ya-pomnu-chudnoe-mgnovene.html

Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» (А.С. Пушкин) | Литрекон

Самый Зелёный · 05.05.2019

«Я помню чудное мгновенье…» — одно из самых популярных произведений А. С. Пушкина. Стихотворение входит в «Золотой фонд» русской литературы. Его знают даже те люди, которым не очень интересна русская классика. За эти годы оно стало по-настоящему народным и обрело самостоятельную, независящую от автора, жизнь в памяти миллионов людей.

История создания

Стихотворение написано в 1825 году. Впервые опубликовано в «Северных цветах» в 1827 году. О том, кому посвящено произведение, до сих пор доподлинно не известно, ведь автор еще при жизни обрел такую славу, что ею желали воспользоваться многие его современники.

  1. Версия 1: Пушкин посвятил произведение Анне Керн. Александр Сергеевич был влюблён в девушку, но она была замужем, поэтому о своих чувствах он умолчал. Когда они встретились во второй раз, поэт отбывал ссылку в селе Михайловское, однако, Анну он совсем не интересовал. Пушкин все же посвятил девушке несколько произведений, самое трогательное их которых- «Я помню чудное мгновенье…». Об этом заявила сама Керн и всячески поддерживала это мнение, сохранив и предав огласке всю корреспонденцию Пушкина.
  2. Версия 2: Пушкинисты К. П. Викторова и С.Г. Ржеутский утверждают, что Пушкин в других своих письмах грубо и пренебрежительно отзывается о А.П. Керн. Эта женщина «была сговорчивее с другими», но высокомерно отвергла поэта. Ему впоследствии было стыдно за свои чувства. Даже в момент передачи стихотворения он передумал и попросил женщину вернуть его ему. Она же не вернула, так как данное послание льстило ей. Она же отнесла его в редакцию журнала, чтобы непременно опубликовать. Сам же Пушкин попросил Дельвига заменить название — не «Керн», а «К***», что нетипично для автора, который всегда заявлял о посвящениях открыто. Из всего этого исследователи сделали вывод, Керн присвоила себе стихотворение, а поэт не хотел передавать его, но в то же время не мог обнаружить, кому он его посвятил. Поэтому честь музы пушкинисты присвоили Елизавете Алексеевне — жене императора Александра Первого. Известно, что Пушкин увлекся ею и восторженно описывал ее красу.

Жанр, размер, композиция

  • Жанр стихотворения — любовное послание, вперемешку с размышлениями о жизни. 
  • Композиция у произведения двулика: с одной стороны, мы видим биографию поэта, этапы его жизни. Тут и Петербург, и южная ссылка, и село Михайловское. С другой, поэт описывает все моменты любви: вначале — нежные воспоминания, далее — пустота, в конце — снова вдохновение и любовь. Такое строение позволяет отнести композицию к кольцевой.
  • Стихотворение написано пятистопным ямбом, каждая строка — новая, оформленная мысль. Из-за музыкального ритма стихи были положены на музыку более 20 раз.

Образы и символы

В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» жизнь лирического героя наполняется смыслом лишь от любви и мыслей о его возлюбленной. Без нее он будто не живет. Сложно не заметить центральный символ произведения— «гений чистой красоты». Герой буквально обожествляет своею возлюбленную, она чиста и прекрасна, а потому, словно из другого мира. 

Образ героини оторван от реальности, он максимально прозрачен и бестелесен. Она — виденье, а не человек, мечта, а не земная женщина. Поэт отождествляет ее с самой любовью. Только от ее появления сердце воскресло и пробудилось.

Бурь порыв мятежный — это отражение конфликта с царем и ссылок, в которых пребывал поэт, лишенный привычного для него общества.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Я помню чудное мгновенье» интуитивно понятна:

  • Основная тема произведения — любовь. Любовь неразделенная, глубокая, требующая самоанализа. В стихотворении лирический герой испытывает все доступные человеку эмоции, он живет, постоянно думая о своей любимой, и эти воспоминания будоражат его чувства. Но именно такая неземная и бестелесная любовь помогает ему выжить «во мраке заточенья», наполняет жизнь заветным смыслом.
  • Красота — тоже тема для размышления поэта. Она приравнивается к дару, к творчеству. Это роднит автора с его музой. Поэтому высшая похвала для женщины прозвучала из уст Пушкина — гений. К этому титулу он стремился, и им, как высшим признанием, награждает избранницу.
  • Настроение произведения нежное, печальное. Когда герой вспоминает о любимой девушке, его сердце трепещет. Когда он понимает, что не интересен ей, описание его чувств становится проще, грустнее, он будто возвращается назад, к обычной, непримечательной жизни.
  • Проблемы внутреннего заточения и страха неизбежной разлуки Пушкин отводит на второй план, но при этом они не теряют своей значимости. Из-за одиночества герой закрывается в себе, ему недоступны больше те эмоции, что он испытывал ранее. Ему больно, он потерял самое дорогое, что у него было. Но стоит божественному образу вновь появиться в его жизни, он сразу же вновь преображается и воскресает.

Основная идея

Главная мысль стихотворения заключена в полной отдаче себя такому светлому чувству, как любовь. Поэт говорит нам, что даже если нам больно, если любовь не взаимна, те эмоции, что мы переживаем благодаря ей — неоценимы. Любовь учит нас жить и наполняет смыслом каждый миг нашей жизни. 

Несмотря на то, что ты заключаешь себя в мыслях лишь об одном человеке, ты живешь намного ярче, чем отказываясь от любви. Любите, самоотверженно и сильно, несмотря ни на что— вот смысл стихотворения «Я помню чудное мгновение».

Средства выразительности

Для создания более яркого образа автор использует эпитеты: «милые черты», «чудное мгновенье», «голос нежный», они помогают составить нам целостную картину божественного образа его возлюбленной.

В стихотворении всего одна метафора— «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». Пушкин не нуждается в завуалированном и переносном значении, он говорит о своих чувствах прямо. Для передачи неземного образа лирической героини поэт использует прием сравнения: 

Как мимолетное виденье, как гений чистой красоты.

Анастасия Антонова

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene-a-s-pushkin/

«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения А.С. Пушкина

«Я помню чудное мгновенье…» – одно из самых замечательных стихотворений . Оно было написано между 16 и 19 июля 1825 года, а посвящено красавице Петербурга Анне Керн. Впервые будущую возлюбленную поэт увидел в 1819 году на торжественном приеме.

Пушкин сразу воспылал страстью к прекрасной женщине. Но Анна состояла в браке. Поэту, согласно законам светского общества, непозволительно было выражать свои нежные чувства к замужней даме.

Поэтому в памяти Александра Пушкина Анна Керн осталась «гением чистой красоты»,«мимолетным виденьем».

В 1825 году они снова встретились в поместье Тригорское. В то время поэт отбывал ссылку в соседнем селе Михайловское. Анна уже развелась, и ничто не мешало Пушкину признаться в любви. Но Александр Сергеевич интересовал Анну Керн всего лишь как молодой поэт, овеянный славой.

В округе ходили слухи о постоянных романах Анны, о чем стало известно и Пушкину. Между молодыми людьми произошло неприятное объяснение, которое поставило точку в их отношениях. Но Пушкин все-таки посвятил Анне Керн несколько стихотворений, среди которых «Я помню чудное мгновенье…» занимает особое место.

В 1827 году оно было опубликовано Дельвигом в альманахе «Северные цветы».

В небольшом стихотворении Пушкину удалось раскрыть всю историю знакомства с Анной Керн и те чувства, которые он испытывал к женщине, пленившей его воображение на долгие годы.

Композицию произведения можно условно разделить на три фрагмента, которые отличаются по смыслу и по настроению лирического героя. В первой части речь идет о том, как в сердце поэта живут воспоминания о встрече с прекрасным созданием.

Затем Пушкин описывает черные дни в плену заточения, что протекают без вдохновения, без божества. А в третьей части стихотворения душа лирического героя вновь обретает счастье, готова любить и творить.

Смысловой повтор и перекличка строк в начале и конце произведения дают основание считать композицию кольцевой.

Жанр стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» – любовное послание. Но в нем присутствуют и серьезные философские размышления. Кроме того, в произведении прослеживается часть биографии поэта. Можно четко проследить ее этапы: первая и вторая строфа – Петербург; третья – южная ссылка; четвертая и пятая – ссылка в Михайловское.

Пушкин признается, что после первой встречи в его воображении долго звучал нежный голос возлюбленной и снились «милые черты». Но юношеские мечты остались в прошлом. За время разлуки поэт стал знаменит, хотя и не утратил прежней остроты чувств.

Ссылка в Михайловское была последней каплей, переполнившей чашу уныния. Поэт лишился общества друзей и близких, возможности блистать своим талантом в свете.

Вторая встреча с почти забытой возлюбленной оживила чувства, после долгого душевного кризиса вновь явилось вдохновение.

Силою великого пушкинского таланта эта история любви перестает быть сюжетом местного масштаба. У читателя создается впечатление, что стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» – это обращение ко всем возлюбленным. Героиня в образе Анны Керн возвышается до поэтического идеала.

Для детальной характеристики душевного состояния героя автор успешно используетэпитеты:«небесные черты», «безнадежная грусть», «чудное мгновенье».

Но в целом произведение поражает литературных критиков малым набором выразительных средств.

В нем всего одна метафора – «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты», а еще два сравнения –«как мимолетное виденье, как гений чистой красоты».

Читайте также:  Анализ оды вольность пушкина

Написано стихотворение пятистопным ямбом. Каждая строфа содержит законченную мысль. Ритм стиха очень четкий и музыкальный. Этому способствуют сквозные рифмы (виденье – заточенья – вдохновенья – пробужденье) и аллите­рация на согласные «м», «л», «н». Усиливает мелодичное звучание строк волнообразное чередование ямбических стоп.

Неудивительно, что столь музыкальное стихотворение более двадцати раз было положено на музыку. Самым известным стал романс, созданный в 1840 году знаменитым композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Так у блистательного произведения появилась не менее великолепная оправа. Интересно, что Глинка написал свой романс под впечатлением от знакомства с дочерью Анны Керн – Екатериной.

Источник: https://infourok.ru/user/romanenko-inna-viktorovna/blog/ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene-analiz-stihotvoreniya-as-pushkina-24296.html

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

    Любовная лирика всегда является самой эмоциональной, нежной, возвышенной, самой красивой. А.С. Пушкин, как никто другой, в своем стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» смог передать тот восторг, те искренние, яркие чувства, запоминающиеся на всю жизнь впечатления, когда внезапно, впервые видишь «милые черты», которые переворачивают душу и окрыляют сердце. 

    Стихотворение создано поэтом в 1825 году. Оно посвящено Анне Петровне Керн, которую Пушкин впервые встретил в Петербурге в 1819 году, а затем, спустя несколько лет, — в Тригорском (близ Михайловского). Вторая встреча стала событием в жизни Пушкина. Поэт влюбился в Керн и был любим ею. Вдохновленный любовью, он пишет «Я помню чудное мгновенье…».

    В стихотворении довольно точно воспроизведена история пушкинской любви.

Здесь есть указание и на Михайловскую ссылку («В глуши, во мраке заточения, Тянулись тихо дни мои»), и на встречу с Керн – и первую, и встречи в Тригорском («И вот опять явилась ты…»).

История этой любви, силою пушкинского высокого поэтического дара, приобретает для нас не только частное, конкретное, но и общее значение. Нам кажется, что поэт и от нашего имени, от имени всякого любящего человека обращается к любимой.

    Героиня стихотворения поднимается Пушкиным до поэтического идеала. Образно это выражается словами, взятыми из стихотворения Жуковского, — «гений чистой красоты». Слова эти дважды повторяются – в начале и в конце, они становятся сквозным мотивом стихотворения, придавая ему цельность. 

    Поэт рисует в стихотворении идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми, небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной.

Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса и явилась любовь – неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья» уничтожили любовь, но она снова пришла и принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние.

Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоенье» силой любви, полнотой жизни. 

    Так хрупкая красота способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет заточения. Это есть настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы». Для Пушкина любить — значит жить и творить, любовь – великий источник вдохновения.

    Для того чтобы более точно, образно рассказать о душевном состоянии героя, поэт использует эпитеты: «чудное мгновенье», «грусть безнадежная», «небесные черты».

Образное определение «гений чистой красоты» использован дважды, чтобы подчеркнуть внешний и внутренний облик прекрасной девушки.

Для передачи смены настроения использованы следующие глаголы: «помню», «звучал», «снились», «рассеял», «забыл», «тянулись», «настало пробужденье», «бьется», «воскресли». 

    Композицию стихотворения можно условно разделить на три части, которые различаются и содержанием, и настроением героя. В первой части говорится о том, как в сердце поэта живут впечатления о встрече с милым созданием, как звучит в нем ее голос, как снятся ее черты. Во второй части он переживает дни «во мраке заточенья», где и душа его находится в плену, он живет «без божества, без вдохновенья». В третьей части автор снова счастлив, его душа снова проснулась, она вновь любит и поет.     Композиция является кольцевой. Стихотворение начинается с упоминания «чудного мгновенья», когда перед поэтом возникает «мимолетное виденье». Заканчивается новой встречей с девушкой, которая вновь подарила поэту столь же неожиданные и яркие впечатления. 

    Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, нравственно чистое чувство, бесконечно нежное и самоотверженное, облагораживающее и очищающее человека. Даже когда ей нет отклика, любовь – это дар жизни. Это чувство очень много значило для поэта, ведь для него любить – значило жить и, главное, творить.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pushkin-a-s/raznoe/6435-analiz-stikhotvoreniya-a-s-pushkina-ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene

Анализ стихотворения "Я помню чудное мгновенье" | Инфошкола

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» посвящено Анне Петровне Керн. В его основу положены реальные факты биографии Александра Сергеевича Пушкина.

Стихотворение разделено на три равные части — по две строфы. Каждая часть пронизана особым тоном и настроением.

Первая часть посвящена воспоминанию о первой встрече: «Я помню чудное мгновенье».

Вторая часть начинается со слов: «Шли годы ». Дни ссылки тянулись долго и томительно, и время стёрло из памяти «небесные черты».

Третья часть рассказывает об удивительном пробуждении души
лирического героя — о том, как охватил его порыв прежних светлых чувств.

Описывая первую встречу со своей возлюбленной, поэт выбирает яркие, выразительные эпитеты (чудное мгновенье; мимолётное виденье). Пушкин не рисует портрет Анны Керн. Он даёт читателю лишь обобщенный образ — «гений чистой красоты» (слово гений, которое повторяется дважды, в то время употреблялось в поэтическом языке в значении дух или образ).

Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью
захватывает его.

Следующие три строфы рассказывают об изгнании поэта — о тяжёлом времени в его судьбе, полном жизненных испытаний. Пушкин называет это время «томленьем грусти безнадежной». Это и взросление, и расставание с юношескими идеалами, когда «бурь
порыв мятежный рассеял прежние мечты ».

Казалось, что жизненные невзгоды навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. В ссылке — «в глуши, во мраке заточенья» — жизнь поэта словно замерла и потеряла смысл.

«Мрак заточенья» — это не просто биографический намёк. Это образ неволи, которая лишала жизнь поэта всех её радостей. Для него невозможно жить «без Божества, без вдохновенья».

Божество, вдохновение, слёзы, жизнь, любовь Пушкин ставит в один ряд, потому что они символизируют полноту и яркость чувств, светлую сторону бытия — всё, что противоположно «мраку заточенья».

Но как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, какой безысходной ни кажется жизнь во «мраке заточенья», душа поэта всегда готова откликнуться на зов красоты.

И в пятой строфе поэт рассказывает о своём возрождении: «Душе настало пробужденье … » — он снова чувствует вдохновение, желание творить, вновь встречает свою прекрасную Музу. Вот почему эта строфа очень похожа на первую — к поэту возвращается мимолётное и прекрасное видение его юности, которое так дорого его сердцу.

Музыкальность, всегда свойственная поэзии Пушкина, в послании к Керн достигает высшей степени совершенства. Поэзия Пушкина
вдохновляла многих композиторов — на его стихи написано более 60 романсов.

Романс «Я помню чудное мгновенье был написан в 1825 году Титовым,  на те же стихи в 1829 году написал романс композитор А. А. Алябьев, а в 1832 году был создан самый известный романс Глинки.

Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Из шести строф стихотворения четыре построены на мягкой женской рифме: «енье». Это звукосочетание повторяется восемь раз. Жанр: послание.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Стихотворение посвящено Анне Керн. Композиционно-тематически делится на три части.

  • Часть 1
    Воспоминания лирического героя о встрече  с прекрасной девушкой:
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолётное виденье,
  • Как гений чистой красоты.
  • Часть 2
    Годы прошли, черты любимой рассеялись.
    Жизнь поэта протекала:
    Без божества, без вдохновенья,
  • Без слёз, без жизни, без любви.
  • Часть 3
    Появление возлюбленной вновь пробуждает чувства в сердце, для которого воскресают:
    И божество, и вдохновенье,
  • И жизнь, и слёзы, и любовь.
  • ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: любовь.
⦁ Идея: смысл жизни — любовь, без неё жизнь напрасна; любовь вдохновляет.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: чистой красоты. шумной суеты, грусти безнадежной, голос нежный, милые  черты,
⦁ Сравнения: как мимолётное виденье, как  гений чистой красоты.

⦁ Метафоры: звучал мне долго голос нежный; бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты; во мраке заточенья.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene/

Анализ стихотворения А.Пушкина *К* («Я помню чудное мгновенье»)

Это стихотворение было написано поэтом в Михайловском в  1825 году. Оно посвящено и обращено к А.П.Керн (племяннице П.А.Осиповой), с которой Пушкин познакомился в С.-Петербурге в 1819 году. Поэт  вручает это послание адресату в день отъезда Анны Керн из соседнего с Пушкиными имения – Тригорского  19 июля 1925 года.

Тема, жанр и композиция стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

Разумеется, основная тема этого шедевра – любовь. Тем не менее, там также присутствуют и размышления молодого автора о философском значении каждого мгновения в человеческой жизни, о самоценности каждого такого мига.

Жанр этого произведения – любовное послание.

Композиционно стихотворение «Я помню чудное мгновенье» отображает биографию влюбленного автора. Так,

  • в первом и втором катрене можно проследить петербургский период Пушкина. Надо помнить, что поэт встретил эту даму впервые именно в 1819 году.
  • А уже в третьем катрене – отображен период южной ссылки автора.
  • В четвертом – «заточенье» в Михайловском, где тянулись дни поэта (без божества, без вдохновенья…)
  • Пятый и шестой – новая встреча и «пробужденье»

Это явление «гения чистой красоты» заново дарит поэту и восхищение, и упоение, и просветление, и, конечно, новые лирические откровения.

Пушкин выражает всесильность любви, которую невозможно уничтожить ни «грустью безнадежной», ни «тревогой мирской суеты». Чудесное мгновенье настоящей любви способно и воскресить, и подарить смысл жизни, оно очевидно сильнее любых страданий и невзгод.

Художественные средства стихотворения 

Им Пушкин уделяет особенное внимание, средств художественной выразительности в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» не очень много, но они тщательно выбраны, что дает этой лирике одновременно и простоту, и изысканность.

Пушкинские эпитеты

 «гений чистой красоты», «чудное мгновенье», «любимые черты»

и возвышенны, и удивительно гармоничны.

Простота образа у автора достигается, на первый взгляд, привычными, обычными словами, а вот особая стремительность и страстность передана посредством метафор. Любовь у поэта не уничтожается, лишь «прежние мечты» может развеять «бурь порыв мятежный».

А сам образ возлюбленной появляется у поэта « как мимолетное виденье». Эти эпитеты превращают героиню в неземное, чуть загадочное, особенное существо, но вместе с тем реальное и осязаемое.

Интересно, что образ «чистой красоты» Пушкиным был позаимствован у учителя поэта – В.Жуковского, что превращает его в этом стихотворении литературную цитату.

Отдельно следует отметить мелодичность произведения, которая достигается синтаксическими средствами – анафорами, обрамлениями, рефренами.

В пушкинских строфах этого стихотворения наблюдается чередование рифм:

  • Женских – упоенье-заточенье
  • Мужских – красоты-суеты

Рифмовка – перекрестного вида, аллитерация представлена сонорными согласными «л», «м», «н».

Все это способствует особенной мелодике данного произведения. Общеизвестно, что это стихотворение   особенно привлекало многочисленных музыкантов. Среди известных – романс Глинки, причем, посвященный Михаилом Ивановичем дочери той самой А.Керн.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»написано любимым размером автора – четырехстопным ямбом. Каждый катрен является самостоятельной ритмической единицей, переход между ними мягкий, неярко выраженный сквозными рифмами, которые и объединяют все произведение в единую удивительную лирическую и мелодичную композицию стиха.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/analiz-stihotvoreniya-a-pushkina-k-ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene

Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») — литература, разное

Целостный анализ стихотворения А.С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

  • Я помню чудное мгновенье:
  • Передо мной явилась ты,
  • Как мимолетное виденье,
  • Как гений чистой красоты.
  • В томленьях грусти безнадежной,
  • В тревогах шумной суеты,
  • Звучал мне долго голос нежный
  • И снились милые черты.
  • Шли годы. Бурь порыв мятежный
  • Рассеял прежние мечты,
  • И я забыл твой голос нежный,
  • Твои небесные черты.
  • В глуши, во мраке заточенья
  • Тянулись тихо дни мои
  • Без божества, без вдохновенья,
  • Без слез, без жизни, без любви.
  • Душе настало пробужденье:
  • И вот опять явилась ты,
  • Как мимолетное виденье,
  • Как гений чистой красоты.
  • И сердце бьется в упоенье,
  • И для него воскресли вновь
  • И божество, и вдохновенье,
  • И жизнь, и слезы, и любовь.
  • 1825

 

Вопросы и рекомендации для выполнения задания:

— В чем заключается главная особенность пушкинской любовной лирики?

— Каков образ возлюбленной в пушкинском стихотворении и в чем его отличие от лирической героини в «Денисьевском цикле» Ф. И. Тютчева и в «Панаевском» — Н. А. Некрасова?

— Назовите первоисточник образа «гений чистой красоты» в русской литературе. Что нового в его поэтическую трактовку вносит Пушкин?

— На примере данного стихотворения охарактеризуйте своеобразие лирического героя в пушкинской лирике любви.

— Исследователи неоднократно отмечали, что это стихотворение характеризуется симметрической организацией. В чем, с вашей точки зрения, проявляется композиционная симметрия?

Читайте также:  Мистерия-буфф - краткое содержание пьесы маяковского

— Охарактеризуйте эмоциональную тональность стихотворения. Как она соотносится с лексикой и всем его поэтическим строем?

— Раскройте главный смысл любви в лирике Пушкина. Можно ли утверждать, что любовь поэта одухотворяет, преображает все привычные ощущения, рождает совершенно новое измерение жизни, человеческого бытия?

— Какие особенности пушкинского мироощущения в целом приоткрывает переживание поэтом любви?

Материалы, которые вы можете использовать для ответа:

Н. Скатов: «Связанные с этим стихотворением внешние факты биографии известны хорошо. В 1819 году Пушкин встретился с молодой красавицей Анной Петровной Керн в петербургском доме Оленина. Анна Петровна на юного поэта произвела впечатление.

Впрочем, кто из красивых женщин на него тогда, как, впрочем, и позднее, не производил впечатления? В 1825 году в Михайловском произошла новая встреча: Керн приехала в гости к соседкам Пушкина в Тригорское. Увлечение возобновилось и некоторое время продолжалось.

В июле 1825 года Керн уезжала из Тригорского в Ригу. Позднее она вспоминала: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы «Онегина» (на самом деле первой.— Н. С.

) в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье,— и проч. и проч.  Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих «Северных цветах».

Мих. Ив. Глинка сделал на них прекрасную музыку».

Романс Глинки, написанный уже после смерти поэта, в 1840 году, в свою очередь очень укрепил представление о биографических истоках стихов Пушкина, так как был посвящен Керн — уже дочери. В то же время, будучи очаровательным в качестве романса, он невольно свел для нас, так сказать, сузил — до романса значение стихов Пушкина.

Когда Пушкин провожал Анну Петровну Керн из Тригорского и вручал стихи, произошла одна запомнившаяся ей заминка: «Когда я сбиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю».

Сейчас с большой долей уверенности можно предположить, что же промелькнуло в голове поэта. Не промелькнуло ли опасение, что эти стихи будут приняты Анной Петровной и другими за посвященные ей и уж тем более за ее портрет и «облик» и за историю их отношений? А ведь так и случилось.

Иной раз стихотворение даже печатают под названием: «А. П. Керн». А профессор Н. Л. Степанов в особой об этом стихотворении статье называет его только так: «К А. П. Керн». Между тем стихи написаны, так сказать, безотносительно к Керн. Они не посвящены Анне Петровне, а обращены…

К кому же?  К***. К*** в данном случае совсем не условный знак не — обычно для Пушкина — деликатное сокрытие определенного лица. Здесь есть обращение к столь высокому, небесному и необъятному, что и не может, и не должно быть определено в обычном смысле.

«Гений чистой красоты»!

Этот высокий образ имеет и истоки и название. И не Анна Петровна Керн выводила Пушкина к этому образу, а выводил его Василий Андреевич Жуковский;

В начале 1821 года в Германии у прусского короля гостили дочь с зятем. Это была будущая императорская чета всея России — Николай Павлович и Александра Федоровна. Александру Федоровну сопровождал учитель (должна же русская царствующая семья знать русский язык) — Василий Андреевич Жуковский.

После одного придворного праздника с живыми картинами, где ставшая русской великой княгиней Александрой Федоровной немецкая принцесса Фридерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина исполняла роль индийской принцессы Лалла Рук, учитель-поэт написал стихи «Лалла Рук» (1821), в которых Лалла Рук стала и вообще символом искусства поэзии.

И — родился драгоценный образ: Гений чистой красоты. Редкий поэтический алмаз. Но до огранки было еще далеко.

  1. Ах не с нами обитает
  2. Гений чистой красоты;
  3. Лишь порой он навещает
  4. Нас с небесной высоты
  5. Он лишь в чистые мгновенья
  6. Бытия бывает к нам
  7. И приносит откровенья
  8. Благотворные сердцам.

Уж никак не исчерпываясь маскарадным обликом молодой принцессы, образ этот остался до поры до времени в своей бесплотности, так сказать, беспризорности и непристроенности. Проходит несколько месяцев. Поэт попадает в Дрезденскую галерею.

И смотрит на «Сикстинскую мадонну». Я сел на софу против картины и просидел целый час, смотря на нее. (…

) Час, который провел я перед этою «Мадонною», принадлежит к счастливым часам жизни…Я был один; вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то грозное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может». И далее Жуковский произносит слово-определение: «Гений чистой красоты» был с нею.

  •      Пушкин усвоил формулу Жуковского и уже в стихах изобразил    неизобразимое:     явленное     чудо,     пролетевшее     видение:
  •  Я помню чудное мгновенье.
  • Передо мной явилась ты,
  • Как мимолетное виденье,
  • Как гений чистой красоты.
  • Образ гения чистой красоты есть и в другом стихотворении Жуковского «Я музу юную бывало…» (1823):
  • Я музу юную, бывало,
  • Встречал в подлунной стороне,
  • И Вдохновение летало
  • С небес, незваное, ко мне;
  • На все земное наводило
  • Животворящий луч оно —
  • И для меня в то время было
  • Меня давно не посещал;
  • Бывалых нет в душе видений,
  • И голос арфы замолчал.
  • Но все, что от времен прекрасных,
  • Когда он мне доступен был,
  • Все, что от милых темных, ясных
  • Минувших дней я сохранил —
  • Цветы мечты уединенной
  • И жизни лучшие цветы,—
  • Кладу на твой алтарь священный,
  •  О, Гений чистой красоты!
  • У Жуковского  — две стадии, два этапа: прошлое, когда были «жизнь, и поэзия, и вдохновенье», и настоящее, когда нет поэзии, «бывалых нет в душе видений». И, наконец, будущее — только в надежде:
  • Не знаю, светлых вдохновений
  • Когда воротится чреда,—
  • Но ты знаком мне, чистый Гений!
  • И светит мне твоя звезда!

В отличие от достаточно статичной «Лалла Рук» в новом произведении Жуковского течет время, судьба. Это стихотворение выглядит подготовительной редакцией к пушкинскому. Пушкин изложил ту же самую поэтическую идею более сжато.

Сентиментальную мечтательность Жуковского романтической бурей. У Жуковского: «Но дарователь песнопений // меня давно не посещал», а у Пушкина: «Шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».

Но Пушкин сохранил образ гения чистой красоты. Но необычайно его расширил. В поэзии Жуковского «гений чистой красоты» лишь символ вдохновенья, «Гений чистой красоты» в поэзии Пушкина сопровождает пробуждение духа во всей полноте, где «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

Он воплощает обращение к  бесконечности,  К***,   к   «Мадонне»   Рафаэля,   никогда   Пушкиным   не   виденной,   но угаданной.

Через много лет Белинский, передавая свое впечатление от посещения в Дрездене «Сикстинской мадонны», сразу назвал Пушкина:  «Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство,  та  же  грация  выражения;   при  той  же верности  и строгости очертаний! Не даром Пушкин так любил Рафаэля: он родня   ему   по   натуре».

   В   стихах   Пушкина   К***   и   создан образ, родственный  «Сикстинской мадонне». Отсюда и неопределенность определенного, то, о чем Жуковский сказал:   «…нет, выражения понятного, имеющего определенное имя». И у Пушкина нет такого имени, не говоря уже о чьем бы то ни было имени конкретного   человека.

    Отсюдапочтиневероятнаяпростота.

«И как мало средств нужно было живописцу,— удивился картине Рафаэля Жуковский,— чтобы произвести нечто такое, чего нельзя   истощить   мыслию!»   УПушкинастольженемного «средств»:словиобразов,которыенедолжныотвлекатьотглавного; они есть, но мы их не видим, они скромны и незаметны. Чистота красоты не нарушена никакой реальной приметой.

В свое время исследователь А. И. Белецкий назвал лексику этого пушкинского стихотворения дистиллированной: «Язык данного стихотворения освобожден от всякой конкретности.

В большей части случаев слова имеют метафорический оттенок и принадлежат к поэтическим символам, утратившим свое первоначальное значение.

Пять дважды повторяющихся в тексте слов — божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь — образуют целостный смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества».

Конечно, стихотворение Пушкина — это не пространственное искусство живописи (как картина Рафаэля), а литературное — со своими законами искусства временного. У Пушкина в стихотворении властвует время».

Поэт начинает стихотворение с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817-1820 гг., проведенных

  1. В томленьях грусти безнадежной,
  2. В тревогах шумной суеты…
  3. События оборвали эту пору жизни поэта:
  4. Шли годы. Бурь порыв мятежный
  5. Рассеял прежние мечты…
  6. Наступили тяжелые годы изгнания:
  7. В глуши, во мраке заточенья
  8. Тянулись тихо дни мои
  9. Без божества, без вдохновенья,
  10. Без слез, без жизни, без любви.

Слезы, любовь, вдохновение — вот спутники подлинной жизни. 1823-1824 гг., когда поэта постигло разочарование в жизни, когда он писал своего «Демона» и «Свободы сеятель пустынный…».

  • Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Пушкин приходит с ощущением полноты жизни:
  • Душе настало пробужденье
  • И вот опять явилась ты,
  • Как мимолетное виденье,
  • Как гений чистой красоты.

Последние два стиха повторяют стихи начального четверостишия. Они подчеркивают композиционную симметрию стихотворения, а в смысловом отношении знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет.

  1. И сердце бьется в упоенье,
  2. И для него воскресли вновь
  3. И божество, и вдохновенье,
  4. И жизнь, и слезы, и любовь.

Не мимолетной встречей вызван этот прилив жизненных сил.

Пробуждение души открыло возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем — упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущения.

Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. Сама речевая последовательность стихотворения свидетельствует об этом: сначала «душе настало пробужденье», потом — «и вот опять явилась ты».

Любовь — основная тема стихотворения, определяющая его сюжет, т.е. сцепление мыслей, на котором зиждется композиция стихотворения.

Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в высшей степени воплощающей в себе ощущение жизненной полноты.

И в данном стихотворении любовь определяет полноту жизненных сил, хотя (еще раз подчеркнем) и не является причиной жизненного пробуждения.

Композиция удивительно музыкального стихотворения не только симметрична, но одновременно и трехчастна. Перед нами три этапа внутреннего мира поэта. 1. Перед поэтом предстала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. 2.

В момент душевного угнетения это воспоминание утрачено, и эта утрата привела жизнь к увяданию, изъяв из нее основное, в чем жизнь заключается — радость творчества. 3.

Ощущение эстетической ценности жизни вновь пробудилось и душа ликует от того, что утраченная радость творчества вновь стала для нее доступна.

Обращая внимание на эту особенность стихотворения, исследователи говорят, что оно заключает в себе не только романсность, но и симфонизм; это сложная трехчастная соната, подлинно бетховенское произведение: момент в развитии могучего духа, с борьбой двух начал и с разрешающим, торжествующим выходом в светлый победительный финал. Н.

Скатов добавляет: «трехчастность пушкинского произведения могла бы быть великолепной иллюстрацией (если для него вообще возможно быть «иллюстрацией») к одной из великих философий XIX века — гегелевской диалектике с ее триадой: выход в мир и первичное приятие мира в его нерасчлененности, в синтезе, далее следует, как говорили в XIX веке, распадение, и — новый, высший синтез и обретение духом самого себя».

*****Дополнительная информация.

Главная особенность пушкинской любовной лирики — выдвижение на первый план разнообразных любовных переживаний, вызванных женщиной. Героиня, возлюбленная занимает в ней место важное, но как будто не вполне отчетливо выраженное. Она — предмет страсти, восхищения, поклонения, ревности; но ее собственный характер почти неуловим.

Пушкин действительно не создает характера своей лирической героини (как это будет позже в «Денисьевском цикле» Ф. И. Тютчева и в «Панаевском» — Н. А. Некрасова). О лирическом герое:чувство, испытываемое самим героем, столь полно, что оно оказывается почти самодостаточным.

Именно внутреннее состояние лирического героя, процесс самопостижения и выражения чувства заполняют все пространство стихотворения.

  • Любовь Пушкина одухотворяет, преображает все привычные ощущения, рождает совершенно новое измерение жизни, человеческого бытия («Мне грустно и легко, печаль моя светла» в стихотворении «На холмах Грузии», 1829). В стихотворении «Мадонна» (1831) совершается сближение Мадонны и любимой женщины:
  • Исполнились мои желанья. Творец
  • Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
  • Чистейшей прелести чистейший образец.

Поэтому в стихотворении «Я вас любил…» и уравновешиваются, и объединяются прежние бесчисленно разнородные оттенки чувств (тревога любви, томление ревности, ожидание встреч и печаль расставаний). Надлом, болезненность чувства неведомы пушкинской лирике. Строки:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

свидетельствуют об особом духовном состоянии. Они характеризуют ту степень любви, которая исключает эгоизм и опустошающее, бесплодное страдание;  но они приоткрывают и пушкинское мироощущение    в целом.

Лирический герой Пушкина, даже будучи погруженным в свое чувство, никогда не замкнут в пределах только своего «я». Он открыт миру в полноте бытия и быта, ему интересен другой человек, чужое сознание.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/celostnyy-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina-k-ya-pomnyu-chudnoe-mgnovene-90903.html

Ссылка на основную публикацию