Анализ стихотворения до последнего дня бальмонта

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта

Сафарян С.И.

Нашим современникам трудно поверить в то, что поэт-символист Константин Бальмонт был одним из самых знаменитых литераторов России начала XX века. К сожалению, нынешние читатели больше знают его как автора стихотворения «Чудный чарам черный челн…

» или лирической фантазии «Хочу я зноя атласной груди, Хочу одежды с тебя сорвать…

» и подобных произведений, но им почти не известна философская лирика поэта, та сторона его творчества, которая завораживала знатоков поэзии, его современников, которая вывела его в авангард символизма, подтвердила его статус художника западноевропейского уровня.

Символистская поэзия, писал Бальмонт, «говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, он возбуждает в душе сложные настроения, более, чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления». Эти мысли поэт реализовал в трех своих лучших сборниках: «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Только любовь» (1903).

Бальмонт оставил огромное литературное наследие: написал 35 книг стихов, 20 книг прозы, перевел, сопроводив статьями и ми, 5 книг Эдгара По, 3 книги Шелли, 4 книги Кальдерона, а также множество произведений Уайльда, Кристофера Марло, Шарля ван Лерберга, Гауптмана, Зудериана, Байрона, Теннисона, Бодлера, Словацкого, Врхлицкого, Руставели и других классиков мировой литературы. В его переводах русский читатель ознакомился с болгарской поэзией, югославским фольклором, скандинавской историей литературы, литовскими народными песнями, преданиями Полинезии, испанскими романсами, мексиканскими сказками, драмами Калидасы и многими другими сокровищами мировой культуры.

Мировая литература не знает аналогов: Бальмонт-поэт, Бальмонт-переводчик, Бальмонт-теоретик символизма…

Анализируемый поэтический сборник «Горящие здания» состоит из таких циклов: «Крик часового», «Отсветы зарева», «Ангелы опальные», «Совесть», «Страна неволи», «Возле дыма и огня», «Мимолетное», «Антифоны», «Прогалины», «Индийские травы», «Безветрие», «Смертию — смерть».

Циклы стихотворений «Крик часового» и «Отсветы зарева» пронизаны одной идеей — человек должен быть сильным, обладать несгибаемой волей. Здесь даже прослеживается ницшеанская идея сверхчеловека, некоего хищника, резкого, беспощадного. Однако эта идея выражена не ярко, она скорее только намечена. Символом личности сильной, решительной, волевой Бальмонт выбирает птицу. Это — альбатрос.

Есть серая птица морская с позорным названьем — глупыш.

Летит она вяло и низко, как будто бы спит, — но глядишь,Нависши уродливым телом над быстро сверкнувшей волной,Она увлекает добычу с блестящей ее чешуей,Она увлекает добычу, но дерзок, красив и могуч,Над ней альбатрос длиннокрылый, покинув возвышенность туч,Как камень, низвергнутый с неба, стремительно падает ниц,При громких встревоженных криках окрест пролетающих птиц.Ударом свирепого клюва он рыбу швырнет в пустоту,И, быстрым хомком промелькнувши, изловит ее на лету.И, глупую птицу ограбив, он крылья расправит свои,И виден в его уже клюве блестящий отлив чешуи.Морской и воздушный разбойник, тебе я слагаю свой стих,Тебя я люблю за бесстыдство пиратских порывов твоих.Вы, глупые птицы, спешите, ловите сверкающих рыб,Чтоб метким захватистым клювом он в воздухе их перешиб!

(«Морской разбойник»)

Невольно вспоминается стихотворение любимого поэта Бальмонта, Шарля Бодлера, «Альбатрос».

Но у Бодлера птица едва ковыляет по палубе, волоча поломанные крылья, над ней насмехаются, над ней издеваются, а у Бальмонта она во всей красе и силе как бы берет реванш за унижения.

Безусловно, альбатрос — символ закаленной воли, без которой Бальмонт не мыслит человека грядущего века, с ним поэт связывает перемены в общественной жизни, он может стать разрушителем старого мира:

Вечно ль я буду рабом?Мчитесь ко мне, буря и гром!Сердце мое, гибни в огне!Полночь и свет, будьте во мне!

  • («Крик часового»)
  • Через весь «волевой» цикл лейтмотивом проходит гордая и вызывающая мысль:
  • Я хочу горящих зданий,Я хочу кричащих бурь!

Я устал от нежных слов…

Но, как бы осознавая, что только разрушение, только сильная воля, только агрессия, пускай даже во имя свободы, — опасны сами по себе, поэт обращается за помощью к любви. Стихотворения цикла, следующего за первыми двумя, наполнены гимном этому человеческому чувству. «Ангелы опальные» — это не интимная лирика, а философия любви.

Я шел по выжженному краюКаких-то сказочных дорог.Я что-то думал, что не знаю,Но что не думать я не мог.И полумертвые руиныПолузабытых городовБезмолвны были, как картины,Как голос памятных годов…Но на крутом внезапном склоне,Среди камней, я понял вновь,Что дышит жизнь в немом затоне,Что есть бессмертная любовь.

(«Среди камней»)

Цикл «Совесть» проникнут ностальгией по справедливости, совестливости. Они смогут помешать проникновению в человеческую душу соблазнов порока. И это сохранит душу, продлит ее блаженное существование.

Сумрачные области совести моей,Чем же вы осветитесь на исходе дней, —

Сумраки отчаянья, дыма и страстей?

Циклы «Страна неволи» и «Возле дыма и огня» посвящены теме поэта и общества. В них поднят вопрос и о назначении поэта. Стихотворение «В башне» — своего рода поэтическая программа символизма.

Поэт представлен существом высшего порядка, который из своей «башни» наблюдает за тем, что происходит в мире людей; он выше их дрязг, сиюминутных проблем, он живет в мире грез, мечтаний, навеянных символическими снами.

В башне с окнами цветнымиЯ замкнулся навсегда.Дни бегут, и в светлом дымеВозникают города,Замки, башни, и над ними

Легких тучек череда.

Поэт выше других и ближе других к небу. Пускай он одинок, но он смеется «над ошибками земными», он — «Избранный», он — «Мудрый, Посвященный, сын солнца», «сын разума».

  1. В цикле «Антифоны» Бальмонт развивает тему поэта и поэзии. Эталоном поэта он считает Шарля Бодлера и хотел бы быть духовным наследником французского символиста:
  2. Пребудь же призраком в душе моей,С тобой дай слиться мне, о маг и чародей,Чтоб я без ужаса мог быть среди людей!
  3. К Бодлеру

У поэта есть не только личный идеал, но есть и идеальное общество людей, полуфантастических, полуреальных.

Так появляются легендарные «гипербореи», «блаженные люди», они бессмертны, «непохожи на нас, утомленных грозой», «неизвестна им наших мучений отрава». Так возникает страна, где «без тягостных законов жило племя исседонов».

Однако достигнуть земли, где живут и те и другие, простому смертному не дано. Идеальные люди, считает поэт, могут быть только в человеческой фантазии. А в природе…

Природе посвящен цикл «Мимолетное». Поэт считает, что человеку, в отличие от других живых существ (растений, животных, птиц), гораздо труднее; к примеру, труднее, чем «бледной травинке под ветхим забором»:

Чуть расцветешь, и уже отцветаешь,Не доживешь до начала зимы.Ты пропадаешь, но ты не страдаешь,Ты умираешь отрадней, чем мы.

Бледная травинка

Человек — частица природы, а природа — частица Вселенной. Человек через понимание природы, через понимание «аромата солнца», прислушиваясь к струнам, протянутым «от небес до земли», дотянется разумом до «далеких планет», поймет, что только ему подвластна мысль — движущая сила познания.

  • Проблеме познания посвящены стихотворения цикла «Прогалины». Читаем в «Папоротнике»:
  • Мне понятны будут строкиНенаписанных страниц,И небесные намеки,
  • И язык зверей и птиц.

А в стихотворении «Весенний шум, весенний гул природы…» прославляется безграничность человеческого познания, его неисчерпаемые возможности, которые позволяют человеку быть высшим существом:

Над мчащимся в безбрежность мирозданьемЦарит непобедимый человек.

В цикле «Индийские травы» поэт пытается создать свою модель космоса. Она, естественно, мифологизирована в соответствии со складом его мышления, с полетом его неукротимой фантазии. Подтверждение своим гипотезам он находит в учении индийской религиозно-философской школы Веданты.

Последние циклы сборника — «Безветрие» и «Смертию — смерть» посвящены проблеме «Человек и Бог». Вновь, как в цикле «Отсветы зарева», появляется символ гордого и вечно свободного человека — альбатрос. Но он одинок, ему нужна поддержка. А ее может дать человеку только Бог:

Я один в просторах, где умолкло время,Не с кем говорить мне, не с кем, кроме Бога.

Выбор человека — служение справедливости, добру, а значит, Богу.

Обобщив результаты анализа всех поэтических циклов сборника «Горящие здания», можно сделать вывод: Бальмонт не просто поэт, а поэт-философ. Его мысль создала собственную модель мироздания, в центре которой он помещает человека. Но этот человек слаб, ему еще только предстоит стать сильным.

Залогом успеха человека являются любовь, неисчерпаемые возможности его разума (познание человеческое не имеет пределов), совесть и вера в Бога.

Поэт — связующее звено между человеком и всем надземным, поэт — высшее существо среди людей, он должен помочь услышать и передать простому смертному сигналы Высшего Разума, наивысшей субстанции, Бога, которые позволят ему приблизиться к разгадке тайны бытия.

Л-ра: Всесвітня література та культура в навчальних закладах України. – 2004. — № 3. – С. 4-6.

Биография

Произведения

  • Аромат Солнца
  • Беатриче
  • Осень

Критика

Ключевые слова: Константин Бальмонт,Горящие здания,критика на творчество К. Бальмонта,критика на стихи К. Бальмонта,анализ стихов Константина Бальмонта,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 века

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта

Источник: https://md-eksperiment.org/post/20160412-poeticheskij-sbornik-konstantina-balmonta-goryashie-zdaniya

Анализ стихотворения Бальмонта До последнего дня

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта

Константин Бальмонт — один из выдающихся поэтов символистов. Его произведения проникнуты необычайным, тонким смыслом, понятным однако всем, кто проникнется творчеством поэта.

Стихотворение « Я мечтою ловил уходящие тени» увидело свет в 1895 году. Это своеобразный гимн человеческим стремлениям. Человеку свойственно движение от тьмы к свету, к славе, к признанию.

Бальмонт смог ярко передать особенность этого восхождения, мастерски обращаясь с понятиями «Низ» и «Верх», «Небеса» и «Земля».

Недаром в его стихотворении Небеса и Земля написаны с большой буквы, словно это имена собственные.

В произведении сочетается художественная образность, яркая наглядная красота и скрытая отвлеченность. Тени в воображении автора что-то неясное, нераспознанное.

Их нужно разогнать, чтобы добраться до вершины лестницы. Символичным является образ лестницы, которые можно интерпретировать как жизненный, творческий путь.

Ступени — определенные задачи, которые достигает человек на пути к главной цели.

Лирический герой — неоромантик, который стремится познать сущность бытия, разгадать секреты мироздания. Он одержим желанием уйти от тени, приблизиться к свету.

Стихотворение состоит из пяти строф, связанных между собою по смыслу. Последняя строфа мягко возвращает к первой строфе, показывая тем самым, что путь незакончен и превращая композицию произведения в кольцевую.

Написано это стихотворение четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.

В этом стихотворении ярко показана особенность всего творчества Константина Бальмонта. Его произведения отличаются музыкальностью, напевностью речи. Переплетаясь, строки выстраиваются в стройную композицию, показывающую глубину, сущность того, о чем повествуется.

Уникальными являются рифмовка и ритм произведения, которые достигаются путем использования сложных эпитетов и частого повторения последних слов предыдущей фразы в начале фразы следующей (Я мечтою ловил уходящие тени, /уходящие тени погасшего дня). Плавный строй звуков из шипящих, свистящих и сонорных добавляет красоту, таинственность и переливность речи.

Стихотворение преисполнено довольно позитивным настроем. Оно учит не останавливаться и идти к намеченной цели. Лирический герой достиг истины, она открылась ему, и он стремится донести главную мысль и до других людей, кто только начинает этот путь.

Бальмонт Константин Дмитриевич

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта

Константин Дмитриевич Бальмонт – величайший поэт Серебряного века, тонкий лирический певец. Красивые и мелодичные стихи Бальмонта легко читаются, они льются, как родниковая вода. Поэт оперирует простыми словами, но в этих словах кроется сила чувства. Бальмонт всегда писал с первой попытки, движимый рождающимися в голове цельными образами. Он не правил и не мучал рифмы – «первое движение души – самое верное». Бальмонт жил и творил не с помощью анализа и рассуждений, а образами и ощущениями. Всю жизнь поэт искал себя, свое место, пробовал писать в разных стилях, примыкал к разным течениям. Но ведущим направлением его творчества принято считать поэтический символизм.

Читайте также:  Памятник победы - звонница на прохоровском поле - сообщение доклад

Стихи Бальмонта

Стихи других авторов

Ахмадулина Белла

Пушкин Александр

Фет Афанасий

Пастернак Борис

Не нашли стихотворение?

Публикуйте свои стихи

До последнего дня (Бальмонт)

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта

  • Быть может, когда ты уйдёшь от меня, Ты будешь ко мне холодней. Но целую жизнь, до последнего дня,
  • О, друг мой, ты будешь моей.
  • 5 Я знаю, что новые страсти придут, С другим ты забудешься вновь. Но в памяти прежние образы ждут,
  • И старая тлеет любовь.
  • И будет мучительно сладостный миг: — 10 В лучах отлетевшего дня, С другим заглянувши в бессмертный родник,
  • Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.
  1. ↑ Бальмонт К. Д. Избранное. Стихотворения. Переводы. Статьи М. «Художественная литература», 1980 Дополнение 1 по: Бальмонт К. Солнечная пряжа. Изборник Библиотека поэта. Малая серия СПб, 2003 Дополнение 2 по: Бальмонт К. Д. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1 М. «Терра», 1994. В интернете: Библиотека Мошкова

Константин Бальмонт — Быть может, когда ты уйдешь от меня ( До последнего дня )

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта

Семантическое ядро

Семантическое ядро отсутствует.

Если у вас есть свой анализ стихотворения Константина Бальмонта «Быть может, когда ты уйдешь от меня» (До последнего дня) — оставьте комментарий с вашим вариантом! Нужно определить тему, идею и основную мысль стихотворения, а также описать какие были использованы литературные приёмы, метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, художественные и изобразительно-выразительные средства.

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/balmonta/do-poslednego-dnya

Анализ стихотворения Бальмонта До последнего дня

Среди величайших поэтов в серебряном веке есть и Константин Бальмонт. Он, кстати, самый первый популярный поэт-символист России. Ещё его можно назвать тонким и лирическим певцом. Поскольку стихотворения Бальмонта красивые и мелодичные, их легко читать, можно даже напевать.

Хоть поэт пишет простыми словами и конструкциями, но при этом сохраняется сила чувства. Каждое его произведение появлялось с первой попытки. А всё потому, что поэт боялся потерять тот тонкий образ, который появлялся так же внезапно как и исчезал.

Иными словами, он не никогда не переделывал стихотворение, он считал, что только первая пришедшая в голову мысль верная. Он творил с помощью ощущений и образов. Анализ и рассуждения – не про него, он не использовал их. На протяжении всей жизни поэт не смог найти себе место в этом мире, но он искал себя.

Поэтому Бальмонт попробовал разные литературные течения, написав множество произведений на разные литературные течения, но чаще всего он работал в стиле поэтического символизма.

Мир увидел стихотворение «До последнего дня» в 1897 году. Поэт написал его своей любимой женщине. Он разделил его творение на три четверостишья. В первом он говорит, что даже если его любимая бросит его, он всё равно будет любить её.

Далее развивается тема возможного расставания. В среднем четверостишии понимает, что будет новая любовь, новая страсть у расстающихся. И с другими тоже придёт пора расстаться. А первая любовь не забудется.

Стихотворение он заканчивает тем, что однажды наступит миг, когда его бывшая вспомнит его с дрожью.

Суть стихотворения Бальмонта «До последнего дня» в том, что нынешняя супруга будет помнить поэта до последнего дня, если им придётся расстаться.

Автор писал с первой попытки. Как не странно, но стихотворение, написанное с первой попытки и не имеющее ни одной поправки, содержит в себе рифмы, причём от начала до конца. А это значит, что Бальмонт умел мгновенно рифмовать слова.

И в заключении хочется сказать, что каким бы не стал ваш возлюбленный, если вам с ним придётся расстаться, то вспоминайте о нём время от времени. Помните его как хорошего, положительного человека, ведь вы и никто другой полюбили его таким, какой он есть, и ответили ему взаимностью. А ещё лучше не расставайтесь, что бы не свалилось на голову вам и возлюбленному человеку.

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта

  • Анализ стихотворения Тютчева Над этой темною толпой
    Свобода – золото. То есть Тютчев свободу оценивает очень дорого. И медными деньгами, и серебряными свободы не купить. А заплатить за свободу необходимо золотом, то есть самую дорогую цену. Ведь свобода это не дешёвое приобретение.
  • Анализ стихотворения Бунина Метель
    Иван Бунин начал свою деятельность с шестнадцати лет. Он к этому времени состоялся как писатель и взрослый человек. Его мечты начали сбываться, через несколько лет он стал великим человеком и стихотворцем.
  • Анализ стихотворения Маяковского Хорошее отношение к лошадям
    Знаменитое стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» великого русского писателя Владимира Маяковского, было написано в сложные для нашей страны годы, а именно во время гражданской войны. Это произведение

Источник: https://analiz-stihov.ru/balmont/do-poslednego-dnya

Бальмонт «Осень»

К.Д. Бальмонт родился 15 июня 1867 года в селе Гумнищи, Владимирской губернии. Отец и мать поэта были образованные людьми, и помогали сыну развивать свое творчество.

Первые свои стихи поэт начал писать еще в раннем детстве. К. Д. Бальмонт не получил образования, так как участвовал в антиправительственных акциях, что строго запрещалось в то время. В молодости Бальмонт увлекался этнографией, историей и химии. Он знал около 15 иностранных языков, что дало ему возможность переводить литературные произведения иностранных авторов на русский язык.

За свою жизнь Бальмонт написал множество стихотворений, в которых раскрывал тонкий окружающий мир. Бальмонт очень любил путешествовать: он посетил такие страны как Франция, США, Новая Зеландия, Австралия, Египет, Испания. Именно с этих путешествий он и черпал мотивы для своих произведений. Умер поэт в 1942 году.

Стихотворение «Осень»: анализ 

В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.

Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.

Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.

Осень в глазах поэтов 

Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой.

Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре. 

Нужна помощь в учебе?

Анализ стихотворения До последнего дня Бальмонта Предыдущая тема: Заходер «Кит и кот»: краткое изложение сказки и ее анализ
Следующая тема:   Бунин «Густой зеленый ельник у дороги»: красота природы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/balmont-k-d-osen

До последнего дня

ВВЕРХ

Быть может, когда ты уйдешь от меня,Ты будешь ко мне холодней.Но целую жизнь, до последнего дня,О друг мой, ты будешь моей.

Я знаю, что новые страсти придут,С другим ты забудешься вновь.Но в памяти прежние образы ждут,И старая тлеет любовь.

И будет мучительно-сладостный миг:В лучах отлетевшего дня,С другим заглянувши в бессмертный родник,Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.

Бальмонт, Константин Дмитриевич

Стихотворение «До последнего дня» написано в 1897 году и входит в сборник «Тишина». Раздел, где содержится это произведение, носит удивительно тонкое и точное название – «В дымке нежно-золотой». Оно как нельзя лучше характеризует атмосферу и настроение стихов.

Главной темой стихов является любовь. Открывающее цикл произведение посвящено поэтессе Мирре Лохвицкой. В нем, как и в «До последнего дня», заключено признание в любви.

Но это не та яркая огненная страсть, с которой Константин Дмитриевич отдается новому чувству.

Оно сладостное, но легкое, словно тень или крылья бабочки-однодневки из одноименного стихотворения того же раздела.

Впрочем, эти чувства и не могли быть иными, ведь поэту и его музе не суждено было быть вместе. Лохвицкая была замужем, Бальмонт недавно женился. Только в мире поэтических грез и лирических образов возлюбленные могли соединиться.

В творчестве обоих то и дело мелькают посвящения друг другу, стихотворения-двойники и «половинки». Это продолжалось более трех лет. Исследователи даже дали этим необыкновенным отношениям красивое название «Литературный роман», поскольку в реальности М.

Лохвицкая и К. Бальмонт встречались редко.

Стихотворение «До последнего дня» несет в себе отпечаток этой безысходности. Константин Дмитриевич ясно осознает, что его любовь обречена. Речь идет от первого лица. Поэт, не скрываясь, обращается к возлюбленной «о, друг мой».

В 1897 году все знали, что именно так Бальмонт называл Лохвицкую. Намек на общие интересы содержится и в последних строках произведения.

«С другим заглянувши в бессмертный родник…» – так метафорически Константин Дмитриевич сообщает о погружении в творческое вдохновение, поэтический восторг.

В строках стихотворения автор постоянно говорит о новой страсти, которая ждет его возлюбленную, другом мужчине, способном увлечь ее. Но в этих образах нет злобы, нет ревности и горечи.

Только мягкая грусть и непоколебимая уверенность в том, что в сердце любимой женщины всегда есть место для него.

Поэт уверен, что оставил такой заметный след в ее жизни, что «в памяти прежние образы ждут, И старая тлеет любовь».

И здесь читатель увидит знакомого Бальмонта. В стихотворении присутствуют неизменные солярные и огненные символы символы («в лучах отлетевшего дня», «тлеет любовь»), привычные сложные эпитеты («мучительно-сладостный миг»). Пусть эти образы звучат гораздо слабее, чем в произведениях других творческих периодов, это не делает нежную любовную лирику Бальмонта менее притягательной и изысканной.

на русском языке Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019

Источник: https://poesy.site/poems/3707-do-poslednego-dnja.html

Исследовательская работа по творчеству К.Д. Бальмонта

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ВЛАДИМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
  • Исследовательская  работа по творчеству
  • Константина Дмитриевича Бальмонта
  •         Выполнила: ученица 11  класса
  •  Никитина Анастасия                                                                                                                            
  • Содержание.
  • 1. Константин Дмитриевич Бальмонт
  • 2. СБОРНИКИ

3. БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)

4. Анализ стихотворения « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце»

5. Образ солнца в творчестве поэта , в русском и мировом культурном процессе .

6. Заключение.

7. Список литературы.

Константин Дмитриевич Бальмонт

 (1867-1942 гг.)

Русский поэт. Родился в деревне Гумнище, Владимирской губернии, в дворянской семье. Учился в гимназии в Шуе. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета, но был исключен за участие в студенческом движении.

Первый сборник стихотворений Бальмонта вышел в Ярославле в 1890 г., второй — «Под северным небом» — в 1894 г. В них преобладают мотивы гражданской скорби. Вскоре Бальмонт выступает как один из зачинателей символизма.

Читайте также:  Краткое содержание подвига зои космодемьянской

В конце XIX — начале XX вв. поэт выпустил сборники «В безбрежности», «Тишина», «Будем как Солнце». В 1895—1905 гг. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов; позднее его популярность падает. Его поэзии свойственна подчеркнутая экзотичность, некая манерность и самолюбование.

Бальмонт совершил несколько кругосветных путешествий, описав их в очерковых прозаических книгах. Был захвачен революционными событиями 1905 г., выступал со стихами, славящими рабочих (книга «Песни мстителя»).

С конца того же года вследствие репрессий самодержавия жил за границей и получил возможность вернуться на родину по амнистии лишь в 1913 г. Много переводил из поэзии Запада и Востока. Первым осуществил перевод на русский язык поэмы классика грузинской литературы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».В 1921 г.

эмигрировал, жил, сильно нуждаясь, во Франции. Создал там цикл ярких стихотворений, полных тоски по России.

  1. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.
  2. итриевич (1867-1942 гг.)
  3. СБОРНИКИ
  4. ПОД СЕВЕРНЫМ НЕБОМ. Элегии, стансы, сонеты (1894 год)В БЕЗБРЕЖНОСТИ (1895 год)

ТИШИНА. Лирические поэмы (1898 год)ГОРЯЩИЕ ЗДАНИЯ. Лирика современной души (1900 год)БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ. Книга символов (1903 год)ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ. Семицветник (1903 год)ЛИТУРГИЯ КРАСОТЫ. Стихийные гимны (1905 год)ФЕЙНЫЕ СКАЗКИ. Детские песенки (1905 год)

ЗЛЫЕ ЧАРЫ. Книга заклятий (1906 год)

  • ЖАР-ПТИЦА. Свирель славянина (1907 год)ПЕСНИ МСТИТЕЛЯ (1907 год)

ПТИЦЫ В ВОЗДУХЕ. Строки напевные (1908 год)ЗОВЫ ДРЕВНОСТИ. Гимны, песни и замыслы древних (1908 год)

ХОРОВОД ВРЕМЕН. Всегласность (1909 год)

  1. ЗЕЛЕНЫЙ ВЕРТОГРАД. Слова поцелуйные (1909 год)
  2. ЛЮБОВЬ И НЕНАВИСТЬ. Испанские народные песни (1911 год)
  3. ЗАРЕВО ЗОРЬ (1912 год)
  4. ЗВЕНЬЯ. Избранные стихи 1890 -1912 (1913 год)
  5. БЕЛЫЙ ЗОДЧИЙ. Таинство четырех светильников (1914 год

ЯСЕНЬ. Видение древа (1916 год)СОНЕТЫ СОЛНЦА, МЕДА И ЛУНЫ. Песня миров (1917, 1921 годы)

ДАР ЗЕМЛЕ (1921 год)

  • ГАМАЮН. Избранные стихи (1921 год)        ИЗ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ (1921 год)
  • МАРЕВО (1922 год)

МОЕ — ЕЙ. Россия (1923 год) В РАЗДВИНУТОЙ ДАЛИ. Поэма о России (1929 год)

ГОЛУБАЯ ПОДКОВА. Стихи о Сибири (1937)

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2019/03/04/issledovatelskaya-rabota-po-tvorchestvu-k-d-balmonta

Урок литературы. Тема:"Трепет жизни» в поэзии К. Бальмонта". (Сонет «Август». Опыт анализа и интерпретации поэтического текста)

Урок литературы в 11 классе

Тема: «Трепет жизни» в поэзии К. Бальмонта».

(Сонет «Август». Опыт анализа и интерпретации

поэтического текста).

Задачи урока. 1. Напомнить старшеклассникам о сложных духовных поисках литературы Серебряного века через осознание своеобразия поэтического мира К.Бальмонта. (1867-1942г.г.)

2. Дать понятие об импрессионистическом видении мира К. Бальмонта

3. Развивать умение учащихся читать, воспринимать, анализировать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников, готовить их к самостоятельной творческой деятельности.

4. Пробуждать «чувство поэзии», учить воспринимать литературу как искусство слова, формировать эмоциональную восприимчивость.

5. Повторить необходимые литературоведческие термины и понятия (актуализация литературно-теоретических знаний), способствовать обогащению и усложнению словарного запаса старшеклассников, развитию их речевой культуры

Оформление урока.

1. Портреты К. Бальмонта.

2. Репродукции картин художников- импрессионистов.

3. Музыкальное оформление: романсы на стихи К. Бальмонта, «Мимолётности» С. Прокофьева, музыка К. Дебюсси.

  • 4.Презентация
  • Словарь к уроку.
  • Интерпретация — толкование
  • Импрессионизм – направление в искусстве конца XIX- начала XX века, основанное на стремлении воспроизвести впечатления, настроения и переживания художника.
  • Интерпретация – истолкование, разъяснение
  • Сонет — стих-ный лирический жанр, состоящий из двух катренов и двух терцетов с определённой системой рифмовки
  • Элегия – стихотворный жанр; философские раздумья о жизни, о любви, о смерти.
  • Эпитет – художественное определение в переносном значении.
  • Эпиграф – небольшой текст перед произведением, выражающий его идею или обозначающий тему.
  • Ренессанс – эпоха Возрождения
  • Предтеча – тот, кто своей деятельностью подготовил условия для деятельности других, предвестник.
  • Изысканность – утончённость, изящество.
  • Экстравагантный – необычный, слишком своеобразный, расходящийся с общепринятыми нормами.
  • Ямб – двусложный размер стиха, в котором ударение падает на 2, 4, 6 …слоги.
  • Канон – основное правило; то, что является традиционной, обязательной нормой.
  • Инверсия — обратный порядок слов, использованный для достижения определённой художественной цели.
  • Кульминация — наивысшая точка напряжения.
  • Эпиграфы к уроку:
  • Целый мир — от красоты,
  • от велика и до мала

А.Фет.

  1. В каждой мимолётности вижу я миры…
  2. К. Бальмонт
  3. Ход урока
  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Актуализация (слово учителя, сообщение общей цели урока, беседа).

  • Сегодня мы с вами обратимся к личности одного из поэтов, без которого трудно представить русскую поэзию начала XX века — эпохи, получившей название Серебряный век.
  • Мы постараемся увидеть его поэтическую индивидуальность, попытаемся
  • понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его ярком и своеобразном творчестве.

Итак, окунёмся мысленно в атмосферу блистательного, ренессансного русского Серебряного века. — Каким содержанием для вас наполнено понятие «Серебряный век»? Что позволяет применить к нему определение «ренессансный»?

— Что отличает созвездие ярких имён, украсивших этот период? (талант, своеобразие, поиски новых форм, нестандартное видение мира…)

На творчество К.Бальмонта не было и по сей день нет устойчивой историко – литературной точки зрения. Им восторгались, ему пророчили великое будущее, о нём спорили, его низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

-Так, кто же он? Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов Серебряного века? К сожалению, сегодня у нас очень мало времени. И поиски однозначного, категорического и объективного ответа на этот вопрос не есть задача нашего с вами разговора. Она несколько уже, но должна дать пищу для ваших размышлений.

3. Этап усвоения новых знаний

-Взгляните на его портреты (фотография в шляпе, фото 910 г., другие).

  1. — Если бы вам понадобилось запечатлеть облик Бальмонта в словах, какие бы главные вы подобрали? (Романтический, слегка надменный, запоминающийся, видный…)
  2. Глядя на портрет, очень легко представить, что именно этот человек заявил о себе так:
  3. Я – изысканность русской медлительной речи,
  4. Предо мною другие поэты – предтечи,
  5. Я впервые открыл в этой речи уклоны,
  6. Перепевные, гневные, нежные звоны…
  7. Переплеск многопенный, разорвано-слитный,
  8. Самоцветные камни земли самобытной,
  9. Переклички лесные зелёного мая –
  10. Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.
  11. Вечно юный, как сон,
  12. Сильный тем, что влюблён
  13. И в себя и в других,
  14. Я — изысканный стих.

— Как эти строки помогают вам дополнить характеристику Бальмонта? (Самоуверенность. самомнение, убеждённость в своей исключительности…)

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из самой своей жизни. Он совершил столько экстравагантных, чудаческих, скандальных поступков, что эта «бальмонтовщина « заслонила для многих образ самого поэта.

Но, может быть, читая его стихи, мы поймём, что многочисленные бальмонтовские «я» — это не эгоизм, не кокетство, не преувеличенное самомнение, а просто восхищение богатством мира, удивление и радость открытия его красоты и изменчивости?

Ведь именно такое мировосприятие и мироощущение он сохранил до конца своей жизни, которая обернулась для него мрачной бездной, непомерным горем и одиночеством.

В 1920 году Бальмонт покинул Москву навсегда. (До этого были две вынужденные эмиграции в 1902-1905 и в 1908-1913 г.г.) Он умер в 1942 году недалеко от Парижа от воспаления лёгких. Немногие пришли сказать ему последнее «прощай». Но он ушёл, благословляя мир, о котором с искренней убеждённостью мог бы сказать словами А.Фета:

  • Целый мир – от красоты
  • От велика и до мала.
  • (См. 1-ый эпиграф)

М.Цветаева писала: «Изучив 16 языков, говорил и писал он на особом, 17-ом языке, на «бальмонтовском».

Почитаем его стихи, которые сам он называл песнопениями (- Чувствуете разницу?)

Они различны по жанру: элегии, послания, гимны, фантазии, сонеты и даже молитвы.

-Но прежде чем мы послушаем их, вспомните, к какому литературному течению относился К. Бальмонт. (К старшим символистам)

Примечательно, что исследователи творчества Бальмонта называли его стиль (как, кстати, и стиль А.Фета) импрессионизмом в поэзии.

И, действительно, очень многое роднит лирику К. Бальмонта с удивительным явлением — направлением в мировом искусстве XIX — первой половины XX века – импрессионизмом.

Всё началось в 60-е г.г. в Париже. В Салоне (знаменитая художественная выставка) были представлены картины художников, которых И.Е. Репин назвал храбрецами, а французская пресса – «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Мане. Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Название новому направлению (критика называла его «мазня») дала работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Всем вдруг стало понятно, что художники стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё. От французского слова «впечатление» —

«impression» и пошло название импрессионизм. Дань этому направлению отдали и русские художники Константин Коровин, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Валентин Серов.

  1. (Демонстрация репродукций)
  2. А теперь вслушаемся в звучание стихов Бальмонта и попробуем уловить ту импрессию, которая сближает его поэзию с картинами этих художников.
  3. (Звучат стихи (или фрагменты) в исполнении учителя. Тексты стихов – перед каждым учеником)
  4. 1. «Фантазия» (Из первого сборника «Под северным небом»)
  5. 2. «Камыши»
  6. 3. «Я в этот мир пришёл…»
  7. 4. «Безглагольность»
  8. Первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и в лирике, — стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений зафиксировать впечатление от мига, в котором отразился «трепет жизни».
  9. Вторая примета – предмет изображения.
  10. -О чём рассказывают и эти картины, и стихи Бальмонта?
  11. (О радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души, о ветре в камышах).
  12. Бальмонт, как и импрессионисты, богат светом. Особое пристрастие он испытывает к цветовым эпитетам:
  13. Красный парус в синем море, в море голубом.
  14. Белый парус в море сером спит свинцовым сном.

— Вспомните, какую роль играли цветовые эпитеты у Блока и Есенина? ( Они были символичны. Каждый цвет что-то обозначал: страсть, любовь, разлуку…)

Бальмонт же использует их как импрессионист: эпитеты накладываются один на другой, как цвета и оттенки цветов на палитре живописца.)

— Обратите внимание на второй эпиграф (на доске). Поэзия мимолётности – вот какое определение даёт Бальмонт своей поэзии.

Мимолётность, музыкальность, сладкоголосие, упоённость речью – вот основа поэтики К. Бальмонта. Его называли магом и чародеем слова. Его называли «Паганини русского стиха». Не случайно на стихи К. Бальмонта создано около 500 романсов.

(Звучит романс на слова Бальмонта)

Старшие символисты, в число которых входил Бальмонт, стремились возродить культуру стиха, проповедовали культ красоты и свободу самовыражения. Именно русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха.

Поэтическая практика русских символистов утвердила канон сонета почти классической чистоты. Пример тому – сонет К. Бальмонта «Август», вошедший в одну из его ранних книг «Под северным небом».

  • — Послушаем его и на его примере попробуем выполнить одну из главных задач нашего урока – попытаться разобраться в том, что называется «тайной поэзии», понять, в чём красота этого маленького поэтического произведения и сила его воздействия на нас — чутких, думающих и достаточно опытных читателей.
  • Как ясен август, нежный и спокойный,
  • Сознавший мимолётность красоты.
  • Позолотив древесные листы,
  • Он чувства заключил в порядок стройны
  • В нём кажется ошибкой полдень знойный,-
  • С ним больше сродны грустные мечты,
  • Прохлада, прелесть тихой простоты
  • И отдыха от жизни беспокойной.
  • В последний раз пред остриём серпа
  • Красуются колосья наливные,
  • Взамен цветов везде плоды земные.
  • Отраден вид тяжёлого снопа,
  • А в небе – журавлей летит толпа
  • И криком шлёт «прости» в места родные.
  • Эвристическая беседа

— Каким стихотворным размером написан сонет? (Пятистопным ямбом).

— Что придаёт он стихотворению? (Медлительность, плавность).

— Приём инверсии, неоднократно используемый автором, способствует тому же, придавая при этом стиху особую выразительность. — Вспомните, что называется инверсией, найдите примеры её в тексте. («Август, нежный и спокойный», «порядок стройный», «жизни беспокойной», «полдень знойный», «колосья наливные», «места родные»)

Читайте также:  Уссурийский заповедник - сообщение доклад

— Попробуйте заменить на прямой порядок слов. Что теряет стихотворение?

Общая тональность сонета определяется двумя основными мотивами: это мотивы пощания и тихой умиротворённости, проникнутой лёгкой и светлой печалью.

— Найдите приметы «прощания». («Прощание начинается уже с заглавия (а заглавие – это эпицентр художественного произведения): август – прощальный, последний месяц уходящего лета. Далее – «мимолётность красоты», последний раз красующиеся колосья, журавлиное «прости»)

— А почему «кажется ошибкой полдень знойный»? (В определении «знойный» качество (горячий, жаркий) доведено почти до кульминации, а это отнюдь не гармонирует с общим настроением, пронизывающим августовский пейзаж, в котором и краски, и звуки, и эмоции приглушённы и умеренны: «нежный», «спокойный», «грустные мечты», «прохлада», «тихая простота и отдых».

— Покажите олицетворённость момента природы, пограничного между жарким, щедрым летом и подступающей грустью осени. (Это ясный и немного усталый август, мудро осознавший «мимолётность красоты» и покорившийся неизбежности своего ухода, это «наливные колосья», красующиеся «последний раз пред остриём серпа», это «толпа журавлей», последний раз окликающих землю с небес…)

-Как, благодаря чему приходит автор к созданию этих образов? (Благодаря тем чувствам, которые возникают у него под впечатлением картин и явлений, тронувших его душу. Он стремится передать своё настроение и настроение природы, прикоснуться к красоте и раскрыть её перед читателем)

— А какие ощущения, чувства остались у вас после прочтения сонета и его анализа?

В заключение следует сказать, именно желание и умение просто и искренне радоваться жизни, ярко, небанально, изысканно и красиво рассказать об увиденном позволили В. Брюсову назвать стих Бальмонта «звонко-певучим».

В одной из своих статей Бальмонт писал: «Поэзия…заставляет читателя пройти путь от картины к душе её…». Именно это мы и попытались с вами сделать только что.

Домашнее задание — совет: учиться видеть и ценить в жизни всё, что может по-настоящему украсить её, сделать осмысленнее, ярче и духовно богаче.)

Заключительное слово. Природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё третья составляющая этого треугольника. – Какая? (Музыка).

Музыкой французского композитора – импрессиониста Клода Дебюсси мы завершаем нашу встречу. И, может быть, именно она поможет вам полнее ощутить и душу поэтического слова, и красоту природы, и созвучие наших с ней настроений, и ту мимолётность впечатлений, которой так дорожили импрессионисты – художники, поэты, музыканты

(Звучит музыка Клода Дебюсси)

Источник: https://infourok.ru/urok_literpatury._tematrepet_zhizni_v_poezii_k._balmonta._sonet_avgust._opyt__analiza__i-301090.htm

Анализ стихотворения Бальмонта “В глухие дни”

Период с 1598 по 1613 год – тяжелейшее время в российской истории, названное Смутой. Она характеризовалась кризисом в социальной, политической и экономической сферах, вторжением польско-шведских войск, стихийными бедствиями. Официальным ее началом считается вступление на престол Бориса Годунова, пришедшего к власти после пресечения династии Рюриковичей.

Его правление ознаменовалось великим голодом, вызванным тремя неурожайными годами подряд – с 1601 по 1603. От нехватки еды погибли порядка пятисот тысяч человек. Люди толпами стекались

в Москву, чтобы получить раздаваемые правительством хлеб и деньги. К сожалению, меры эти не улучшили ситуацию, а сделали ее только хуже.

Помещики, которые не могли прокормить собственных людей, выгоняли их на улицу без средств к существованию. Те стали формировать банды и заниматься грабежом. Одно из наиболее крупных и известных подобных объединений возникло под руководством атамана Хлопко.

Под его началом было поднято восстание, подавленное осенью 1603 года. И без того сложное положение Годунова еще сильнее ухудшилось после того, как стали активно циркулировать слухи о том, что царевич Дмитрий – истинный наследник престола – жив, а не погиб в 1591 году в Угличе.

Началу Смутного времени посвящено стихотворение Бальмонта “В глухие годы”, не в последнюю очередь вдохновленное историческими трудами Карамзина.

Многочисленные беды, обрушившиеся на Россию в период правления Бориса Годунова, поэтом нарочито преувеличиваются.

Константин Дмитриевич использует самые мрачные краски, чтобы нарисовать страшнейшую картину, способную произвести впечатление даже на жестокосердных читателей.

С каждой строфой ситуация все больше нагнетается, при этом акцент делается на ключевой беде – ужасающем голоде. В финальном четверостишии описывается приход новой эпохи. После всех потрясений и природных катаклизмов на сцене появляется Григорий Отрепьев, в которого вселился дух покойного царевича Дмитрия, то ли невинно убиенного, то ли скончавшегося в результате несчастного случая.

Стихотворение Бальмонта, созданное в 1900 году, выглядит как предсказание. Повествуя о делах давно минувших дней, поэт словно заглядывает в недалекое будущее, в котором Россию ждут две революции, Первая мировая и Гражданская войны, приход к власти большевиков, отречение от престола Николая II, последующий расстрел царской семьи и много, много других бед.

(No Ratings Yet) Loading… Анализ стихотворения Бальмонта “В глухие дни”« Изображение природы в стихотворениях Фета и ТютчеваСистема персонажей пьесы »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-balmonta-v-gluxie-dni/

Анализ стихотворения "Осень" К.Д. Бальмонта

Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,Нет в цветах благовонья.Скоро Осень проснетсяИ заплачет спросонья.

1899

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков.

Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал в своем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.К. Д.

Бальмонт… в своем творчестве очень часто обращался к природе, описывая ее красоту, загадочность и величие.

Его стихи удивительно красивы и музыкальны, идеально подобранные рифмы, понятные слова и какая-то легкость написания, придает произведениям Бальмонта нежность, свежесть и певучесть. В стихотворении «Осень», поэт описывает начало осенней поры – разноцветную осень.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку.

Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть.

Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии» .

Автор говорит, что «в сердце стало грустнее». То ли это состояние природы осенней поры так впечатляют поэта, то ли, грядущие перемены в обществе, поскольку стихотворение было написано в 1899 году. Сердце поэта охватывает грусть, даже «солнце реже смеется»…

Дождливая погода, что вполне характерно для второй половины осени, здесь является неким символом наступления не лучших перемен и не только в природе как смена времен года .Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику.

В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими.

Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично.

И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями» .

Обратимся к самому тексту стихотворения «Осень».

Текст стихотворения разделен на три четверостишья, связанных по смыслу, что организует внимание читателя.

Целостность текста достигается не только по смыслу, но и благодаря точным лексическим повторам (стали-стало), корневым повторам (птичьего-птиц, разноцветное – цветах), контекстуальным синонимам (холоднее-грустнее).

Доминантой всего текста является заголовок «Осень».

Он не только задает тему стихотворению, но и превращается в имя собственное в последней строфе «Скоро Осень проснётся…». Таким образом, поэт показывает, что осень для него является живым человеком.

По жанру данное стихотворение относится к элегии. Элегия написана от первого лица. Таким образом, перед нами лирическое произведение, проникнутое печальным настроением. Стихотворение написано двустопным анапестом, благодаря чему текст произносится легко и плавно, словно нараспев.

Этому же способствует точная женская рифма и перекрестный тип рифмовки. В совокупности этих признаков текст звучит мелодичнее и лиричнее.

Как уже было сказано, в тексте стихотворения практически отсутствуют художественные тропы.

Однако нетрудно заметить постоянный эпитет «синее море» и олицетворения «Солнце реже смеется», «Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья». Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам.

Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.

Рассмотрим синтаксис стихотворения. Первые две строфы представляют собой сложные предложения, состоящие из ряда простых. Последняя строфа состоит из одного сложного и одного осложненного однородными членами предложения. Интересно наличие составных именных сказуемых («стали холоднее», «стало грустнее», «реже смеется»).

Лексическое значение составного сказуемого, заключенное в его основе, не выражает никакого действия, а служит для передачи настроения природы и созвучного ей настроения автора.После первого же прочтения можно отметить, что логическое ударение падает именно на эти сказуемые, что как нельзя лучше передает чувства самого автора.

С фонетической стороны можно отметить аллитерацию на глухие шумные С, Ц. Благодаря повторению этих согласных звуков усиливается выразительность стихотворения, оно становится благозвучнее. В этих звуках улавливается грусть и тоска не только самой природы, но и автора.

Читатель ощущает унылое настроение поэта, кажется, что он сам находится где-то рядом и слышит его тихую певучую речь.

  • Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крика
  • В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе.

Солнце реже смее[ца],Нет в цветах благовонья.Скоро осень просне[ца]И заплачет спросонья.

Таким образом, стихотворение «Осень» — яркий образец пейзажной лирики. Бальмонт преподнес описание самой унылой поры года, не используя яркие эпитеты и сравнения, не расцвечивая ее яркими словами. Он сумел передать в этом стихотворении и описание осени, и состояние своей души и чувств, которые наполняют его внутренний мир.

Источник: http://rusteacher.ru/poleznye-materialy/115-analiz-stikhotvoreniya-osen-k-d-balmonta

Ссылка на основную публикацию