Задачи урока
1. Отрабатывать навыки анализа лирического стихотворения.
2. Учить читать выразительно.
3. Продолжить работу над развитием речи.
4. Пробудить интерес к творчеству Николая Рубцова.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Родина… Отечество… Отчизна… — для нас это наша родная Россия. Но у каждого из нас с вами, ребята, есть маленький уголок, точечка на Земле, где мы родились, сделали первые шаги в жизнь, — это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, оно не менее значимо в жизни, чем Родина — Россия. И это место принято называть “малая родина”.
Работа над словом
На доске написано слово “родина”.
Произнесите про себя это слово. Какие картины встают перед вашими глазами? Назовите. (Дом, речка, лес, город и т. д.)
- Сегодня мы будем говорить о поэте, через творчество которого красной нитью прошла тема России и его “малой родины”.
- (Чтение учащимся стихотворения «Тихая моя родина».)
- Автор этого стихотворения Николай Рубцов.
- (Чтение воспоминаний Станислава Куняева.)
“В один из жарких летних дней 1962 года зашёл в редакцию журнала Н. Рубцов, молодой человек с худым лицом, на котором выделялись большой лоб и глубоко запавшие глаза… Обут он был в дешёвые сандалии. С первого взгляда было видно, что жизнь помотала его изрядно и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.
— Здравствуйте! — сказал он со стеснительным достоинством. — Я стихи хочу вам показать…
— Давайте ваши стихи!..
Я начал читать.
Я запомнил, как диво,
Тот лесной хуторок,
Задремавший счастливо
Меж звериных дорог…
…Словно бы струя свежего воздуха и живой воды ворвалась в душный редакционный кабинет…
С каждою избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Я оторвал от рукописи лицо, и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие мохнатые глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.
- — Как вас звать?
- — Николай Михайлович Рубцов”.
- Сегодня мы с вами поговорим о его творчестве.
(Открываю тему урока. Записываем в тетради.)
Вы сегодня услышите воспоминания о поэте его современников. Запишите вопрос: “Рубцов — поэт, человек. Какой?” Над ним вы будете думать в течение урока — делайте пометки в тетрадях.
Анализ стихотворения «Тихая моя родина»
Положите перед собой стихотворение. Просмотрите его. Ответьте на вопросы.
- — Как рисует Рубцов свою “малую родину”?
- (1-я строфа — 2 строчки, школа деревянная с новым забором, избы.)
- — Что из этого стихотворения вы узнали о жизни поэта?
- (Родился в деревне, в детстве умерла мать, учился в школе, любил ловить рыбу, бывать на природе, вскоре покинул дом.)
- Сообщение по биографии
- А теперь послушайте рассказ о жизни поэта.
Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в посёлке Емецк Архангельской области. Вскоре его родители (а отец был военным, политработником) переехали в Тотемский район Вологодской области. Мать умерла рано, но совсем осиротила мальчишку война. В анкете Литинститута, где учился Рубцов, о родителях он написал: “Сведений почти не имею”.
С 1942 года начинается детдомовская жизнь Коли Рубцова. Никольское, где он окончил семилетку и откуда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум, и считал он всегда своей родиной. Мальчишка, не видевший моря, бредил им. Мечта эта привела его, шестнадцатилетнего, в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовецкое судно.
Манили и большие города. В 1955 году он уже рабочий в Ленинграде. Отсюда на четыре года уходит служить на флот, на эскадренный миноносец. Здесь он начинает писать и печататься во флотских изданиях.
Вернувшись в Ленинград, работает на Кировском заводе, оканчивает вечернюю школу, занимается в литературном объединении при многотиражке «Кировец». В 1962 году проходит творческий конкурс в Литинститут им. Горького. В 1965 году издаёт первую книжку.
— Совпали ли ваши наблюдения?
— Вы согласны, что это лирическое стихотворение? Докажите. (Выразил чувства.) Какие мысли, чувства выразил поэт? Совпадает ли автор и лирический герой? (Да). Будем поэта называть “лирическим героем”.
- — Какие художественные изобразительные средства языка он использовал для этого?
- Эпитеты
- — Родина Тихая, жители ответили Тихо, обоз проехал Тихо.
- Случайно ли несколько раз употреблено слово “тихо”?
(Лирический герой возвращается на родину, домой, в те места, которые всегда хранил в своей памяти, туда, где похоронена его мама. Разве об этом можно кричать или даже говорить громко?)
— И даже целая строчка повторяется. Какая?
(Тихая моя родина, я ничего не забыл.)
Это основная мысль стихотворения.
Прочтём шёпотом ещё раз строки: “ТИхая моя родина”, “маТЬ моя здеСЬ ПОХОронена”. Обратите внимание на ещё один художественный приём — аллитерацию, то есть повторение звуков, с помощью которых рождается тишина.
— Трава Яркая. Случаен ли этот эпитет? Какие чувства?
(Радость от встречи.)
— Новый Забор перед школою.
(Радость, восторг от встречи. Школа прежняя, лишь новый забор.)
Обратите внимание на последнюю строфу. “Связь Жгучая, смертная”.
(Чувства кровной, неразрывной связи со своей родиной, тихим уголком. Смертная — связь до смерти, до конца дней.)
Сравнения
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор.
— О чём говорит это сравнение?
(Помогает вспомнить детство. Рисует картину из детства. Мальчишки сидели на заборе.)
Метафора
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
(Как и в детстве).
Эти стихи Рубцов посвятил Василию Белову, писателю, нашему современнику. И думаю, вы поймёте, что неслучайно я предлагаю вашему вниманию отрывок из заметок Белова «На родине». (Читаю отрывок.)
“И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. Забелела чешуёй драночных крыш старая моя деревня, вот и дом с потрескавшимися углами. По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
- Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно…
- Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
- Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берёзам, а к белым сказкам моей земли.
- …Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родной травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками…
Как мне понять, что это? Или мои слёзы, а может быть, выпала в полдень скупая солёная роса?”
— Какая тема звучит в этом произведении?
(Тема “малой родины”. Что и у Рубцова в стихах.)
Какое родство душ, не правда ли?
— Что увидели общего?
Стихотворение «Звезда полей»
- Чтение наизусть стихотворения. Найдите строки, слова, которыми рисует поэт “малую родину”. Каким поэтическим средством языка он пользуется? (Первые две строчки — метафоры.) Прочитайте строки, которые являются лейтмотивом стихотворения. (Последние строки.) Чем необычны эти стихи? (Слово “звезда” повторяется 5 раз, с названием — 6).
Знакомство с символическими образами
Наверное, не случайно. Повторяясь, оно делает всё стихотворение звёздным, светлым.
Когда вы почитаете стихи Рубцова, то встретитесь ещё не раз с этим образом, потому что он один из главных символов в его творчестве.
Это и красота, это и счастье, это и судьба, это и вечность, бессмертие, это и его… “тихая родина”, это и звезда — Русь, и звезда — вся земля, всё человечество, как в этих стихах.
Прочитать последнюю строфу.
Выводы. Поэзия Рубцова глубоко символична. Символы “малой родины” — это берёза, журавли, деревня, гнездо, дом, огонёк, храм.
Чтение стихов учителем
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю — и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
А это из «Посвящения другу»:
- Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи, С журавлями в холодной дали…
Доволен я буквально всем…
Я так люблю осенний лес, Над ним — сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том - Перед дорогою большою
- Сказать: — Я был в лесу листом! —
- Сказать: — Я был в лесу дождём!
- Поверьте мне: я чист душою…
Любовь, нежность к своей Родине, маленькой и большой, бесконечная, страстная отличает поэзию Рубцова.
(Чтение воспоминаний Виктора Коротаева.)
“Повышенная ранимость, застенчивость и целомудрие уживались в нём с безоглядной русской удалью, доверчивость и открытость души соседствовали с замкнутостью. Но вот он становится ясным и добрым, как солнечное утро. Ходил по улицам, улыбаясь знакомым, разговаривал с детьми, дарил им конфеты или жёлтые листья. И дети, безошибочно чувствуя доброту, тянулись к нему”.
Немало пришлось Николаю Рубцову путешествовать, странствовать. Но его всегда тянуло на родину, домой. И не случайно мотив пути, дороги, образ путника, странника и даже бродяги занимает большое место в его поэзии. Но об этом у нас с вами состоится разговор позже, при новой встрече с Рубцовым. Я только скажу вам, что символ пути у Рубцова связан с движением между жизнью и смертью.
Поражает, насколько поэт обладал даром предвидения, пророчества. И это вылилось в стихах о России и его личной судьбе.
Чтение наизусть стихотворения «Я умру в крещенские морозы…»
Вы почувствовали, наверное, мотив движения, пусть и после смерти. Нет покоя и в вечном покое. Ведь он прожил очень короткую жизнь. Не дожил несколько дней до тридцати пяти лет.
Он умер зимой, в январе, в крещенские морозы, как и предполагал.
История его трагической смерти до сих пор толкуется и обсуждается. Возможно, в будущем и у вас возникнет потребность разобраться в причинах столь страшной развязки.
А сейчас обратимся к заданию, которое я вам предлагала. Каким видится Рубцов? Хочется ли читать его стихи?
Кто скажет о человеке лучше, чем друг. Друг Рубцова по институту, а позже критик Василий Оботуров писал:
“У каждого поэта есть свой предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым интерес к природе, к интимной жизни человеческой души.
Современному человеку — увы! — часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех… Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Николая Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям.
Без поучений и назиданий зовёт она к сострадательности и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…”
«В горнице»
- А другой критик, Юрий Селезнёв сказал ещё об одном достоинстве поэзии Рубцова:
- “Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов: их не нужно перекладывать на музыку, её нужно улавливать в них, слышать её… Многие стихи Рубцова — это песни в их эпическом смысле”.
- Вслушаемся в музыку таких строк Рубцова.
- (Исполнение по стихотворению «В горнице».)
— Вы убедились в правильности слов критика. Положите перед собой тексты. Какой поэтический образ, о котором мы говорили сегодня, есть в этих стихах?
(Первая и последняя строфа — мотив звезды, мотив пути.
Встреча с умершей матерью “высвечивается звездой”, и находятся душевные силы “лодку мастерить себе”, чтобы плыть дальше.)
Наш разговор о творчестве Николая Рубцова этим не заканчивается. Дома предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «Тихая моя родина» — о своей родине, своих чувствах. Может быть, появится перекличка с поэзией Рубцова. Новая встреча с поэтом в 11-м классе.
Источник: https://www.sochuroki.com/malaya-rodina-v-poezii-nikolaya-rubcova/
Помогите пожалуйста с анализом стихотворения Николая Рубцова "Тихая моя Родина"
Максим Ю. Волков Высший разум (203824) 8 лет назад Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине. Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н.
Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…» , «новый забор перед школою» . Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной.
Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли: С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос» , «зеленый простор» , «речка за мною туманная будет бежать и бежать» . Ключевым словом становится эпитет «тихая» , с помощью которого выражается отношение поэта к родине.
Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении: Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз… Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства: Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Стихотворение Н.
Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей. Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души (2 вариант) Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.
Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи… » Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать.
Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу» . Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать: Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл.
Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением.
Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать. Время придет уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть. Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-rubcova-tixaya-moya-rodina….html
Мурват Казымов Ученик (134) 3 года назад В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце. Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами. Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы. Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи: Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. Лирический герой с грустью замечает: Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, — «тишина теперь и болотина». Герою очень важно, чтобы его «тихая» родина знала, что он «ничего не забыл»: «Тихая моя родина, Я ничего не забыл…» Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может. Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, — деревенскую церквушку: Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного: Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет «медом, зерном и сметаною», и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки. И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием: С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя. А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – «гром», придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром «готов упасть». С родиной у лирического героя — «самая жгучая, самая смертная связь». Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – «самая смертная». Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей «тихой родиной»: — Где же могила, не видели? Поле до края небес!
Тихо отве
ЛоРа ViP Знаток (269) 3 года назад Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном, для человека уже нет места – его заняли другие мальчишки и девчонки. Подобные чувства испытал и Николай Рубцов, когда в 1964 году побывал в Няндоме – небольшом северном городке, где прошли первые 6 лет его жизни.Встреча с малой родиной стала для поэта настоящим откровением, ведь он даже не мог предположить, что в душе поднимется теплая волна любви и грусти, радости и сожаления. Именно тогда появилось на свет стихотворение «Тихая моя родина» — светлое, пронзительное и лишенное патетики.Прогулка по знакомым улицам вернула Рубцова в далекое довоенное прошлое, когда все казалось простым и понятным. Но настала война, и вскоре местный погост пополнился свежей могилой матери поэта. Однако найти старое кладбище Рубцов не смог, так как в родной Няндоме многое изменилось. Так, погост оказался на другой стороне реки, так как «между речными изгибами вырыли люди канал». В тоже время излюбленное место купания будущего поэта полностью затянулось тиной. Тем не менее, автор узнает мир своего детства и отмечает: «Тихая моя родина, я ничего не забыл».На прежнем месте осталась школа, в которую Рубцов так и не успел пойти. Она все так же окружена свежевыкрашенным забором, на котором в детстве так любил сидеть автор. Он не смог отказать себе в удовольствии вновь присесть на него и внимательно оглядеть «зеленый простор», которым когда-то любовался, не думая о том, что время так скоротечно.Свою жизнь, полную взлетов и падений, поэт сравнивает с рекой, которая провожает его тихим журчанием. Пройдут годы, и другие мальчишки с таким же упоением будут рыбачить на ее берегах и купаться в ее прозрачных водах. Самому же автору остается лишь вспоминать с ностальгией это счастливое время и по-доброму завидовать тем, кому еще предстоит пройти путь от детства к юности. Прожив много лет в крупном городе, Рубцов не отказывается от своей малой родины. Наоборот, он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб. Сквозь новые краски проступают едва уловимые черты прошлого. И чем больше они кажутся знакомыми и близкими, тем яснее автор ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» с этим забытым Богом уголком, таким родным, любимым и близким, но, в то же время, уже ставшим чужим.
21
Верочка верочка Ученик (126) 3 года назад reennnn Ученик (120) 3 года назад Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…» , «новый забор перед школою» . Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной.
Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли: олег голованёв Ученик (112) 3 года назад Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи.. .Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. — Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. — Тихо ответили жители: — Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил.. .Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная!. .Время придет уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
окси С Ученик (216) 2 года назад Николай Рубцов – лирик XX века, обожествлявший природу в своих поэтических произведениях. Поэт создал поэтические произведения о природе родного края, о красотах средней полосы России, о родине.Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено русскому писателю XX века В. Белову, который, так же как и Н. Рубцов, выходец из средней полосы России. Родина поэта громко не кричит о себе, но остается навсегда в сердце человека, поэтому Н. Рубцов описывает картины родного края в повествовательной манере: «ивы, река, соловьи…» , «новый забор перед школою» . Лирический герой вспоминает свое детство, юность, которые навсегда соединили его с родиной.
Детские годы связаны со смертью матери, с деревянной школой, с куполом церковной обители. Воспоминания навевают тихую грусть и подчеркивают неразрывную связь лирического героя с маленьким уголком земли:С каждой избою и тучею,С громом, готовым упасть,Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.В этом лирическом произведении используются следующие эпитеты и метафоры, характеризующие красоты родной стороны: «купол церковной обители яркой травою зарос» , «зеленый простор» , «речка за мною туманная будет бежать и бежать» . Ключевым словом становится эпитет «тихая» , с помощью которого выражается отношение поэта к родине. Этот эпитет несколько раз повторяется в стихотворении:Тихо ответили жители,Тихо проехал обоз…Тихая моя родина,Я ничего не забыл.Лирический герой чувствует свою сопричастность с родимой стороной, поэтому мечтает вновь испытать беззаботность детства:Словно ворона веселая,Сяду опять на забор!Стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» привлекает внимание читателя своей лиричностью, описанием спокойных русских пейзажей.Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души(2 вариант)Главный герой стихотворения Н. Рубцова – его «малая» родина.Тихая моя родина!Ивы, река, соловьи…Первая строчка – обращение к ней, и такая громкая форма, как обращение, заставляющая нас повышать голос, как бы нарушает вековую тишину этих мест. «Ивы, река, соловьи… » Это то, что было всегда, что осталось неизменным. Герой приехал за памятью, за своим детством. Он не смог без посторонней помощи найти кладбище, где была похоронена мать. Местные жители «тихо» ответили на вопрос, обоз «тихо» проехал, даже церковь «тихо» заросла травою. Символичен тихий ответ: «Это на том берегу» . Герой переходит через реку памяти и продолжает узнавать и не узнавать:Тина теперь и болотинаТам, где купаться любил…Тихая моя родина,Я ничего не забыл.Многое изменилось, но два времени как бы сосуществуют в душе героя: осн видит то, чего уже нет. Остановившись у школы, в которой учился, поэт присел на забор, как когда-то сидел мальчишкой. Первая часть стихотворения кончается так же, как и начинается, – обращением. Только «школа моя деревянная» – это не только обычная сельская школа, но и малая родина поэта, школа жизни, где он когда-то закончил школу, впервые любил и впервые дружил, похоронил мать.Время придет уезжать —Речка за мною туманнаяБудет бежать и бежать.Герой уедет, придет время уезжать, но река времени не изменит свой бег. Никто не знает, что будет в будущем, но каждый помнит, что было в прошлом. Память устроена так, что сохраняет в неприкосновенности воспоминания детства, юности, как самое дорогое, что у нас есть.Чувствую самую жгучую,Самую смертную связь.
Можно перефразировать поэта: связь бессмертна, так как это память сердца, память души
Источник: https://otvet.mail.ru/question/57181713
Анализ стихотворения Н. Рубцова «Тихая моя родина»
В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной.
Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце.
Доверительность интонации, щемящая грусть захватывает читателей и заставляет пройти вместе с лирическим героем по дорогим ему сердцу местам, проникнуться его чувствами.
Казалось бы, что можно нового сказать об ивах, реке, соловьях, деревянной школе, деревенской церквушке? Но, читая строки Рубцова, мы вновь и вновь испытываем радость открытия мира русской природы.
Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зеленый простор. Лирический герой не может не вспомнить свою милую деревянную школу. Родина – это большая любовь поэта, но и, как и всякая большая любовь, она с оттенком горечи:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои.
Лирический герой с грустью замечает:
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал.
- А там, где когда-то, будучи мальчишкой, лирический герой любил купаться, — «тишина теперь и болотина».
- Герою очень важно, чтобы его «тихая» родина знала, что он «ничего не забыл»: «Тихая моя родина, Я ничего не забыл…» Родина для него – живое существо, поэтому обидеть ее предательством (а забыть – значит предать) он не может.
- Поэт словно окружает родину ореолом святости, когда упоминает деталь, без которой трудно представить себе православную Россию, — деревенскую церквушку:
- Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос.
Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного:
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор. Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!
И тотчас по-мальчишески захватывает дух. Какой простор окрест: поле, холмы, облака! Даже запахи здесь – свои, родные. На родине поэта так сладко пахнет «медом, зерном и сметаною», и такая тишина! Очень приято окунуться в эту тишину после большого, шумного города. Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение милой сельской глубинки.
И вдруг в последних четырех строчках тишина нарушается. Плавные, неторопливые строчки прерываются порывистым, эмоциональным, пылким признанием:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Поэт будто ощущает недолговечность, зыбкость, непрочность дорогого ему священного покоя.
А еще он словно боится, что ему не хватит слов, в полной мере убедительных, чтобы донести до всех свою любовь так, чтобы в нее поверили! Потому-то так неожиданно и врывается в ткань стихотворения отлагательное существительное – «гром», придавая ему эмоциональный заряд. Эмоциональный накал удваивается: этот гром «готов упасть».
С родиной у лирического героя — «самая жгучая, самая смертная связь». Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя прием градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к еще более действенному – «самая смертная».
Концовка стихотворения подобна вдруг осветившей все вокруг вспышке молнии, мощному разряду переполнившей душу любви. И все-таки боль лирического героя ощутима в этих строчках. Он, как я думаю, с болью чувствует, что порой теряет связь со своей «тихой родиной»:
— Где же могила, не видели?
Поле до края небес! Тихо ответили жители: — Каждому памятник – крест.
Поэт понимает, насколько это важно – сохранить связь времен, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/rubtsov-n-m/7129-analiz-stikhotvoreniya-n-rubtsova-tikhaya-moya-rodina
Анализ произведения Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка. — презентация
1 Анализ произведения Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 11 классе
2 Цель: проверить уровень знания и понимания учениками отдельного произведения Н.М.Рубцова, степень осмысления мотивов лирики поэта, темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка и др.
3 Тихая моя родина! Ивы, река, соловьи… Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. -Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: -Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз. Купол церковной обители Яркой травою зарос. Там, где я плавал за рыбами, Сено гребут в сеновал: Между речными изгибами Вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина Там, где купаться любил… Тихая моя родина, Я ничего не забыл. Новый забор перед школою, Тот же зелёный простор. Словно ворона весёлая, Сяду опять на забор! Школа моя деревянная! Время придёт уезжать — Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь.
Тихая моя родина Н.М.Рубцов
4 К какому жанру принадлежит произведение Рубцова «Тихая моя родина»? Стихотворение Стихотворение – написанное стихами литературное произведение небольшого объёма
5 Какому русскому писателю посвятил Рубцов своё стихотворение? В.И.Белов подарил Рубцову свою строку «Тихая моя родина» из своего короткого рассказа «На родине», теперь на лирическом шедевре Рубцова «Тихая моя родина» стоит посвящение В.Белову Василию Ивановичу Белову ( ) русскому писателю, одному из крупнейших представителей «деревенской прозы».
6 Какова тема этого стихотворения? Возвращение на родину В стихотворении Н. Рубцова «Тихая моя родина» нашло воплощение ощущение неразрывного единства лирического героя со своей малой родиной. Его признание любви к родине такое проникновенное, что кажется, будто в каждой строчке бьется живое сердце.
7 Какие чувства испытывает лирический герой? Тихая грусть, печаль, чувство жалости, трогательные воспоминания о прошлом, радость встречи с родными местами, чувство неразрывной связи с родиной. Эффект стихотворения в единстве контрастных чувств, их нарастающей силе
8 Какие картины детства встают перед глазами поэта? Почему так важны слова: «Я ничего не забыл»? Ивы, река, соловьи, школа деревянная с новым забором, избы, церковь, кладбище Когда поэт называет атрибуты своей родины, он словно не может остановиться, хочет показать как можно больше милых примет родного края: ивы, реку, бескрайнее поле, холмы, зелёный простор. Из этих воспоминаний складывается «чувство родины», неподвластное времени.
9 Нарушили ли перемены, произошедшие в родном краю, «чувство родины» в душе лирического героя? Нет: глаз отмечает перемены, но сердце их не воспринимает Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зелёным просторам», увидев родные ивы, поле, холмы, повзрослевший лирический герой вновь превращается в прежнего мальчишку, озорного, бесшабашного
10 С какой целью автор использует элементы высокой лексики? Погост — кладбище, обычно сельское. Обитель — 1. Место, где кто-то живёт, жилище. 2. То же, что монастырь. Поэт словно окружает родину ореолом святости, понимает, насколько это важно сохранить связь времён, связь поколений. И могилы близких людей – это наша дорогая память, наша ниточка в прошлое
11 Какое слово в стихотворении Рубцова является ключевым? Слова «тихая» и «тихо» повторяются пять раз, даря нам ощущение покоя милой сельской глубинки Какое значение имеет его повторение? Здесь всё просто, естественно, любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края пусть тиха и неприметна, но неповторима
- 12 Подберите смысловые синонимы к данному эпитету тихий безмятежный спокойный размеренный умиротворённый мирный
- 13 Какое чувство связывает лирического героя с родиной? С родиной у лирического героя «самая жгучая, самая смертная связь» Поэт использует оба прилагательных в сравнительной степени, используя приём градации: прилагательного «самая жгучая» ему показалось мало, и он прибегнул к ещё более действенному «самая смертная»
- 14 Что же лежит в основе поэзии Николая Рубцова? Любовь к родине В основе поэзии Николая Рубцова кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь, сопричастность «души» поэта с «душой» народа, с его прошлым, настоящим и будущим
15 Какие чувства и эмоции вызвало у вас стихотворение? Какие факты биографии поэта нашли отражение в стихотворении? Расскажите о своей «тихой родине»
16 1. Материалы сайта «Весь Рубцов»: 2. Материалы сайта «Душа хранит». Жизнь и поэзия Николая Рубцова: 3. Кожинов В.В.Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта. — М.
: Советская Россия, Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. — М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. — М.
: Высшая школа, Использованный материал:
17 Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Источник: https://www.myshared.ru/slide/888084/
2.Лирический образ Родины в стихотворениях н. Рубцова «Тихая моя Родина». Николай Рубцов
«Тихая
моя Родина».. По созвучию с целым
направлением.
Рубцов Принадлежит
к поколению послевоенному, чьё взросление
пришлось на послевоенное десятилетие.
Прожил 35 лет. Творческое наследие
достаточно компактное. Работал в малых
лирических жанрах. Поэмы и прозы у него
не осталось. Много проходных стихотворений,
ученических, повторяющих самого себя
текстов.
Был призван в
послевоенную армию, именно в армии он
становится поэтом, во флоте. Там создается
литературный кружок, там зачитывались
Есениным.
Чтобы книгу Тютчева
и Фета
Продолжить книгою
Рубцова
Ставит себя в ряд
с классиками. Имена авторов выбраны не
случайно. Слегка задиристая поэтическая
позиция, но тем не менее отдающая дань
традиции.
-
И я придумывать не
стану - Себя особого Рубцова
-
Не будет себя
конструировать искусственно.
Поступает в
литературный институт на заочное
отделение. Печатался в литературных
журналах: «Новый мир». Выходят первые
книги стихов.
Задача поэта –
передать спектр, комплекс чувств и
эмоций.
«Ферапонтово»
Название по имени
деревни. Продолжает идею мира как храма.
Продолжение и традиций Есенина. Нет
статики, стихотворения динамичны. Перед
нами человек в момент постижения,
открытия того, что он видит.
ЛГ видит
перед собой природный ландшафт и деревню,
вписанную сюда. Видит, как много лет
назад тут же стоял мужик, основавший
это деревню. Феропонт как ЛГ, реконструирует
ситуацию. Небесный земной Дионисий.
Уподобление: безвестный крестьянин и
один из лучших зодчих Дионисий. Они
уравниваются.
-
Восприятие мира
как дара, жизни как чуда. - «Левитан»
-
(По мотивам картины
«Вечный звон»)
Выразить впечатление
от картины Левитана языком слово.
Перекодировка языка живописного в язык
вербальный. Экфразис.
Аллитерации и
ассонансы. Главная сема – колокол. На
картине Левитана колокольня.
«Тихая моя Родина»
Воспроизводит во
многом классическую элегическую модель.
Посвящение В. Белову.
Нарочиты, неспешный
темп. Динамика лирического сюжета:
состояния, чувств, эмоций. Сюжет
возвращения на Родину, где он родился.
Образ человека, давшего ему жизнь. Тема
возвращения – классический элегический
мотив. Намеренно сбивается пафос, он
только в последней строфе (оформлен в
том числе и знаком препинания).
Первый образ –
образ комплексный – тихая моя Родина,
собирательный образ с эмоциональной
окраской, снятие нарочитого, искусственного
пафоса.
Во второй строчке
Ивы, река, соловьи – традиционный набор
образов, маркирующий деревенский пейзаж,
но при это каждый из образов не случайно
рядом друг с другом. Это и эмблемы
поэтические.
Ива – семантика
печали, глубокого раздумья, хрупкой
красоты. Связан с элегическими пафосом.
Печаль, но светлая.
Справка: Элегия –
философский + интимный жанр. Попытка
понять и принять вечные законы бытия.
Не страх и отчаяние движут лирическим
героем, а светлая точка и печаль.
Река – модель
движущегося времени, скоротечность
времени, размышление о вечности,
невозможность войти дважды в одну реку.
Соловьи – образ
искусства, творчества. Эмблема красоты,
настоящего, подлинного искусства.
-
Типический сельский
идиллический хронотоп, но каждый образ
ещё обладает своим семантическим
потенциалом. -
Мать моя здесь
похоронена - В детские году мои.
Образ матери, Родина
и мать – два понятия, неразрывно
связанные. Истоки жизни самого лирического
героя.
Образ сельского
кладбища, известен в поэзии мировой,
характерен для жанра элегии. Этот образ
выстраивается в связи со светлой печалью,
а не безысходной тоской. Для ЛГ элегии
сельское кладбище – место для раздумий,
погружение в себя, философская медитация.
-
Первая строфа –
экспозиция, видим героя в мире. -
Где тут погост, вы
не видели? - Сам я найти не могу.
На смена идиллическому
образу, приходит ощущение неблагополучия,
мотив попранных святых. ЛГ сознается,
что он забыл дорогу к могиле матери.
-
Тихо ответили, тихо
проехал обоз -
Тихо ответили
жители: -
«Купол церковной
обители яркой травою зарос»
Образ храма,
попранная святыня. Купол сброшен на
земли, порастает травой. Соединяется
этот мотив с традиционным мотивом
разрушительного действия времени.
Разрушительное действие время оставляет
и в душе лирического героя.
-
В первой части
фиксируем ситуация крайнего душевного
неблагополучия, он на грани катастрофы,
его связи с миром разорваны и дисгармоничны. -
Там, где я плавал
за рыбами … - Вырыли люди канал
-
Тина теперь и
болотина -
Там, где купаться
любил.
Его любимые места
теперь уже не такие. Снова образ реки.
Разрушительное течение времени. Ощущаем
драматический момент.
В середине тональность
снова меняется в соответствие с внутренним
состоянием героя.
Тихая моя Родина,
я ничего не забыл.
Обретение памяти.
Герой спокойно и не эмоционально, но
уверенно формулирует итог. В первой
части герой оглядывается в окружающем
пространстве, видит упадок, но в то же
время он восстанавливает образ близкого,
родного и дорогого его мира. В середине
кульминация чувств и переходит перелом,
обретение памяти, связей с миром.
Новый забор перед
школою
Тот же зеленый
простор
Состояние старого
и нового, констант и перемен. С другой
стороны, мир тот же, не изменился. Образ
школы не случаен, двери в большой мир,
значимый образ в судьбе героя.
Словно ворона
веселая
Сяду опять на забор
Время назад. Герой,
придя к школе, начинает чувствовать
себя мальчиком. Открывает в себе
мальчишеское, детское.
Школа моя деревянная,
Время придет
уезжать.
Герой констатирует
это с грустью. Контакт с тихой Родиной
восстановлен.
Речка за мною
туманная
Будет бежать и
бежать.
Снова образ реки,
самый повторяющийся. Если первая река
– общая, то сейчас – это родная речка.
Речка – одно из самых главных мест в
жизни ребенка. Она верная спутница героя
с детства. Связь человека с миром
восстанавливается.
Последняя строфа
— дается формула, она не выглядит
искусственно.
Чувствую самую
жгучую, самую смертную связь.
Герой чувствует
связь, с самим собой, с миром. Мотив
восстановления связи.
БИЛЕТ № 15
-
Художественная концепция быта и особенности поэтики «городских повестей» Ю.Трифонова. Споры критики об этих повестях (на примере одного произведения).
Юрий Трифонов (1925
— 1981) умер 28 марта 1981 года неожиданно, на
второй день после операции на почках —
у него случился тромб легочной артерии.
В советское время он был сомнителен для
власти и для цензуры.
Хотя он не ходил
в откровенных диссидентах и не подписывал
писем протеста, его все время попрекали,
что он пишет «не про то» и как-то не
так: что он погружен в сплошной быт, что
оправдывает пошлость, что в его
произведениях нет просвета, что они
сплошь мрачные.
Вот как назывались
рецензии на его «городские повести»:
«В замкнутом мирке», «Прокрустово
ложе быта», «На обочине жизни»,
«Герой или «обломок целого»?»
и т. п. Между тем эти повести пользовались
огромным интересом культурных читателей,
одну из них («Дом на набережной»)
инсценировал Ю. Любимов в театре на
Таганке.
В повести «Долгое
прощание» испытание бытом, а точнее
— всеми маленькими и большими нравственными
провокациями, из которых состоит
повседневная борьба за существование,
про ходят сразу два центральных персонажа
— Ляля Телепнева и ее муж Сергей Ребров.
Здесь Трифонов впервые построил текст
в виде двух параллельно развивающихся
сюжетов, фабульная связь между ними не
столь существенна, как связь подтекстная,
которую неизбежно ощущает читатель, —
однако читателю самому предоставляется
делать сопоставление линий двух
центральных героев.
Ляля, средненькая
актриса, идет на всякого рода мелкие
нравственные уступки ради, допустим,
роли в пьесе модного драматурга, но
вообще-то ее конформизм бескорыстен,
она идет на компромиссы чаще всего по
доброте, по душевной неразборчивости,
она тип личности с весьма зыбкими
нравственными представлениями, оттого
у нее низкая планка требовательности
к себе и к другим.
Другой центральный
герой — Гриша Ребров, как и Ляля, испытывает
на себе страшное давление быта: вечное
безденежье, поиски случайных приработков
(«понемногу зарабатывал ответами на
письма в двух редакциях и очерками на
радио. Кроме того, печатал иногда мелкие
исторические заметки в тонких журналах»),
сочинение пьесы о корейской войне в
надежде, что театр клюнет на конъюнктурную
тему.
. . Но, в отличие от Ляли, он всей
кожей чувствует моральную нечистоту,
кривизну всех этих судорожных попыток
подстроиться под обстоятельства, он
понимает, что они уводят его от главного,
от смысла его жизни. Более того, Ребров,
кажется, знает свое предназначение. Он
— историк.
И подлинную радость он
испытывает, когда сидит в библиотеке,
роется в старых газетах и журналах, в
архивных бумагах, стараясь извлечь из
забвенья жизнь какого-нибудь Ивана
Гавриловича Прыжова, «незадачливого
бунтовщика».
Но, занимаясь этим делом,
Ребров пытается спасти и себя самого:
он хочет найти в прошлом духовные опоры
себе, если угодно — нравственные образцы
для сопротивления своей текучей
современности, затягивающей тине
повседневности.
И он их находит! Ребров
раскапывает историю некоего Николая
Васильевича Клеточникова («чахлый,
полубольной, никому не ведомый,
провинциальная чиновничья крыса в
круглых очках»), который явился в
столицу, чтобы помогать революции, в
роли столоначальника департамента
полиции, и действительно, очень много
сделал для движения народовольцев, а
после разгрома группы Желябова «тихо
скончался от голодовки в Алексеевском
равелине». И эта «тихая героическая
краткая жизнь» в глазах Реброва «была
примером того, как следует жить, не
заботясь о великих пустяках жизни, не
думая о смерти, о бессмертии. . . »
Однако Трифонов не поддался соблазну
благостного хеппи-энда: история и
героические примеры из прошлого не
спасают Реброва от жестокого напора
быта — он забрасывает малодоходные
занятия историей, в финале Ребров —
преуспевающий сценарист. И все же, когда
Ребров перебирает минувшее, «ему
кажется, что те времена, когда он
бедствовал, тосковал, завидовал,
ненавидел, страдал и почти нищенствовал,
были лучшие годы его жизни, потому что
для счастья нужно столько же. . . «
Ребров открывал
целый ряд образов историков, которые
стали занимать существенное место в
системе персонажей всех последующих
произведений Трифонова. Если старые
революционеры были носителями
нравственного кодекса своего поколения,
живыми хранителями памяти и мифов
прошлого, то историки пытаются восстановить
прошлое, демифологизировать его и ввести
в духовный арсенал современников.
Постепенно в
повестях Трифонова по мере погружения
в глубины души человека, проходящего
испытание бытом, повседневной мельтешней
и перманентными стычками за место под
солнцем, расширяется зона рефлексии
героя.
Рефлексия Виктора Дмитриева в
«Обмене» была еще несколько
отстранена, там была очень сильна зона
сознания безличного повествователя,
который как бы изнутри комментировал
скрытое сознание героя.
Значительно
непосредственнее рефлексия в повести
«Предварительные итоги», где весь
повествовательный дискурс представляет
собой внутренний монолог главного
героя.
Здесь, в отличие от «Обмена»,
процесс «олукьянивания» героя
представлен в самом потоке его сознания,
в процессе внутреннего говорения, когда
весь сор существования проходит через
фиксирующее слово, где все вперемежку
— душевные драмы, чепуховые подробности,
посторонние хлопоты во всем этом вязнет
сама ситуация нравственного выбора,
даже сам герой не ощущает ее драматизма.
(Не случайно для «городских повестей»
Трифонова характерны какие-то смазанные,
словно бы размытые финалы. )
С одной стороны, в
собственно тематическом плане такой
прием, когда зона рефлексии расширяется,
позволяет выуживать из массы субъективных
впечатлений человека какие-то знаки,
симптомы душевного процесса показывая
расслоение совести, диффузию личности.
А с другой стороны, расширяя зону
рефлексии, Трифонов все большую смысловую
нагрузку возлагает не на сюжет как цепь
событий, не на сооружение зримого,
рельефного хронотопа, а на построение
повествования.
Он вырабатывает та кой
тип дискурса, в котором сам процесс
внутренней речи, его протекание
выдвигается на первый план, становится
эстетически крайне существенным,
семантически нагруженным. Здесь словно
бы идет плетение плотной, скрученной
из нескольких нитей пряжи.
В сущности, уже в
первых своих «городских повестях»
Трифонов вырабатывает особый тип
дискурса.
Он представляет собой
своеобразный сказ, использующий
современный интеллигентский сленг —
бытовой говор современных среднестатистических
интеллигентов в чем-то осведомленных,
в чем-то нахватанных, не чуждающихся
слухов и сплетен, особенно из «высших
сфер», ко всему относящихся с некоторым
снобизмом.
Трифонов искусно создает
образ интеллигентского сленга со
специфическими экспрессивными словечками
(«устраивать затир», «расшибаемость
в лепешку», «злошутничают»,
«неразговор в течение нескольких
дней»), с сардоническими оценками
(«белибердяевы», «какая-то
петуховина», «дерьмо средней руки»,
«нечто маловысокохудожественное»,
«В лице Смолянова было что-то сырое,
недопеченное»), с фразами-«окаменелостями»,
которым придается значение «фирменных»
знаков персонажа («Я что-то слышу о
ней впервые», — говорит мать Сергея
Троицкого в «Другой жизни» о
«Гернике» Пикассо). Эти слова и
фразы, становящиеся своего рода паролями
(нередко они графически выделяются
автором в тексте), в равной мере могут
принадлежать и герою (если он субъект
сознания), и безличному повествователю
(если он субъект речи). Собственно, в
том-то и состоит одна из структурных
функций организации дискурса как
интеллигентского сказа, что он становится
полем тесного контакта между словом
героя (а он у Трифонова всегда из
интеллигентской среды) и словом безличного
повествователя, какой-то четкой грани
между ними нет, они могут свободно
перетекать друг в друга. И это в некотором
роде развязывает руки автору повести.
Во-первых, так обеспечиваются мотивировки
авторского всеведения (приближая
трифоновскую повесть к роману), а
во-вторых, этот дискурс становится
формой проникновенного психологического
анализа, создавая иллюзию потока сознания
человека.
Так формируется
особый стиль трифоновских повестей.
Здесь события плотно окружены словом
героя, его состоянием и настроением,
они неразрывно слиты с его рефлексией.
Между объективным значением явления и
его субъективным восприятием нет
границы, она размыта интонационным
единством.
Отсюда возникает впечатление
импрессионистической зыбкости
трифоновского дискурса, но в этой
зыбкости легко узнается характер того,
кому приписывается эта речь.
С другой
стороны, в этой зыбкости дискурса
выражает себя неокончательность,
незавершенность человека и его душевной
жизни, и незамкнутость мира — невозможность
этот мир разложить до конца, по полочкам,
невозможность до конца дочерпать ее.
Становясь все более
и более эстетически сложной,
повествовательная речь остается прочно
организованной, только способы организации
здесь применяются не совсем привычные
для эпического дискурса. Во-первых,
ощущается ритм фразы, во-вторых, речевой
поток у Трифонова окрашен определенной
тональностью. Татьяна Век, известный
поэт и критик, отметила, что проза
Трифонова удивительно ритмична:
«Зачастую ткань
трифоновского повествования плавно
перетекает в настоящий верлибр — многие
лирические фрагменты и «Обмена»,
и «Дома на набережной», будучи
графически разбиты на стихотворные
строки, могли бы читаться как полноценный
свободный стих с поющими паузами,
проемами и разрывами. Мало того, в
трифоновской прозе то автор, то один из
героев в моменты наибольшего эмоционального
напряжения начинает говорить буквально
ямбом, или амфибрахием, или гекзаметром»
Источник: https://studfile.net/preview/5795395/page:6/