Сергей Александрович Есенин – известный русский поэт. Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.
Рассказывает заслуженный работник культуры Российской Федерации, полковник милиции в отставке Виктор Лыков.
Сергей Есенин окончил церковно-учительскую школу. В 1912-м приехал в Москву. Работал в типографии. Служил в армии.
Первый сборник стихотворений «Радуница» вышел в 1916 году. Восторженно был встречен литературной критикой.
Умер поэт 28 декабря 1925 года. Ему исполнилось всего тридцать лет…
Группа ветеранов структурных подразделений центрального аппарата МВД России побывала в селе Константиново, на родине Сергея Есенина и познакомилась с прекрасным музейным комплексом его имени. Под впечатлением увиденного и услышанного на благодатной земле поэта рука невольно потянулась к перу.
С творчеством Есенина я познакомился в 1954 году, прочитав все его произведения, изданные в двадцатые годы. Трепетны и загадочны стихи Сергея Александровича.
Восхищаясь его поэзией, я стремился, как можно больше узнать о мотивах её происхождения. Побывал во многих местах, связанных с именем Есенина: в Рязани, Ленинграде, Тбилиси, Баку.
Заходил и в пятый номер гостиницы «Англетер», где 28 декабря 1925 года оборвалась жизнь поэта.
В канун дня рождения поэта – 3 октября, я всегда отправляюсь на Ваганьковское кладбище, к могиле Сергея Александровича, чтобы поклониться ему, вспомнить о нём, о его жизни и творчестве.
Пока глядишь на захоронение, о многом передумаешь, о многом вспомнится, всплывут стихотворные строки:
«Душа грустит о небесах, она не здешних нив жилица. Люблю, когда на деревах огонь зелёный шевелится».
Многое я знал о Есенине, но вот об одном приключении впервые услышал в Баку, пребывая в журналистской командировке.
Находясь в районном отделе внутренних дел города, я беседовал с личным составом подразделения. К разговору незаметно подключился начальник отдела по политико-воспитательной работе МВД Азербайджана полковник милиции Георгий Павлович Заплетин:
— А вы знаете, какие люди бывали в этом здании? Сам Есенин однажды пожаловал в дежурную часть.
— Он-то зачем? – засомневался я.
— По скандальному делу, правда, мелкому, но факт остаётся фактом, – покачал головой полковник. – В 1925 году Есенин находился в Баку, где плодотворно работал и весело отдыхал. В один из дней, будучи навеселе, поэт попал в переплёт, и его доставили в отделение милиции.
В ходе разбирательства выяснилось, что Есенин неучтиво обошёлся со злой собакой, бросившейся к его ногам. Хозяйка крупной овчарки подняла громкий скандал. На шум сбежались прохожие, ну и, слегка помяв бока стихотворцу, препроводили его в «кутузку».
Есенин, освободившись от тягостного напряжения, попросил друзей прислать ему свежую рубаху, чтобы опрятным отправиться домой.
Да, сложная и противоречивая натура – Сергей Есенин. Мог нагрубить и ввязаться в драку. Мог оказаться в центре событий, хотя и ненавидел склоки и пересуды. Мог быть и невероятно благородным: помогал обездоленным и беспризорникам.
Далеко не первый раз поэт попадал в поле зрения милиции. Против Есенина возбуждали десять уголовных дел. Он, как огня боялся суда, даже прятался от него в психиатрической больнице. Почему это происходило? Может потому, что поэт смотрел на мир другими глазами:
«Я был как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым седоком».
Поэма «Чёрный человек» – о самом страшном, непреодолимом кризисе в эмоциональной жизни Сергея Есенина. Вспомним её начало:
«Друг мой, друг мой! Я очень и очень болен». И далее: «Одержимый тяжёлой падучей, я душой стал, как жёлтый скелет».
Истерзанная душа металась, искала выхода и не находила его. Противоречия с каждым годом обострялись и углублялись, обретая трагический характер, что явилось одной из причин ухода поэта из жизни.
13 января 1926 года Максим Горький писал: «Есенина, разумеется, жалко, до судорог жалко, до отчаяния, но я всегда, т.е. давно уже думал, что или его убьют, или он сам себя уничтожит. Слишком «несвоевременна» была голубая, горестная, избитая душа его».
Однако в день рождения поэта больше хочется говорить о его творчестве, которое потрясает тем, что в нём, как в единой симфонии слиты общечеловеческие темы Родины, Природы и Человека. В «поэтический плен» нас захватывает удивительная гармония слова и мысли, единство внешнего рисунка стиха с его внутренней эмоциональностью и задушевностью.
«В стихах моих, – писал поэт в 1924 году, – читатель главным образом обращает внимание на лирическое чувство и на ту образность, которая указала пути многим и многим поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ. Он был и есть основа русского духа и глаза. Но я первым развил и положил основным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства».
Это обстоятельство, наверное, и превратило Есенина из явления литературы в явление природы. Его поэзия предельно земная и вместе с тем вселенская, озарённая немеркнущим огнём истинной любви ко всему живому в мире:
«Много дум я в тиши передумал. Много песен про себя сложил, и на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил».
Природа, по мысли Есенина, – это чудесный храм, в котором всё прекрасно:
«Тихо дремлет река. Тёплый бор не шумит. Соловей не поёт, и дергач не кричит».
Он беззаветно любил свой рязанский край, где отшумела его мечтательная юность. Любил родное Отечество и верил в него:
«Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, тебя люблю, тебе и верую».
Веровал и страдал. Его стихи – это, по сути, дневник мятущейся души. Он горячо ратовал за обновление России и её будущее.
В наши дни всё полнее и ярче вырисовывается образ Есенина. Сегодня он нам ценен, прежде всего, тем, что оставил великолепное поэтическое наследие: «Сорокоуст», «Анна Снегина», «Пугачёв», «Русь уходящая», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», «Персидские мотивы», «Мой путь», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».
Во всех этих произведениях прослеживается зримая мужественная исповедальность. Лирический герой поэта – это наш современник, который живёт и страдает в эпоху грандиозных человеческих отношений. В его творчестве половодье чувств и мыслей. Оно, казалось, изучено вдоль и поперёк, но всё же таит немало загадок для повседневных раздумий.
Рано, очень рано пристрастился к стихам мальчик с пшеничными волосами из села Константиново. Поэтический костёр Есенина вспыхнул, как спичка, и его жаркое пламя продолжает разгораться, и, надо думать, не угасает ни при любых невзгодах. Люди приезжают в Константиново, приходят на Ваганьковское кладбище, чтобы поклониться большому поэту и сказать, что его помнят, любят и ценят.
…Смотрю на портрет Сергея Александровича Есенина и думаю: «Почему на русской земле, богатой талантами, так много трагических судеб? Почему? Может быть потому, что трагичны сами по себе и Россия, и русская душа?»
Источник: https://xn--80adja5bqm.xn--b1aew.xn--p1ai/Novosti/item/8424575
Читать
Сергей Александрович Есенин
Не жалею, не зову, не плачу. Стихотворения 1910–1925
© Нина Щербак, сост. и вступ. ст., 2018
© ООО «Издательство АСТ», 2018
* * *
Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых заметных явлений русской лирической поэзии. Оно оригинально, самобытно, проникновенно, соотносимо с болью и горечью человеческой души, ее внутренней песней. Произведения Есенина вызвали у его современников колоссальный резонанс.
Беспощадный критик Серебряного века Зинаида Гиппиус насмешливо и зло пародировала его костюмы и манеру себя держать, поэт Сергей Городецкий и писатель Иванов-Разумник относились к Есенину, напротив, тепло и дружелюбно.
Близкий друг поэт Николай Клюев в начале их взаимоотношений, как и многие, страстно Есенина обожал, но под конец любовь сменилась чуть ли не ненавистью. Есенина, действительно, многие ненавидели.
За славу и успех, за народное признание и слишком очевидный талант, который ничем нельзя было заглушить: ни вином, ни жизненными коллизиями, ни женщинами, которые любили поэта до безумия.
Биография Сергея Есенина яркая, памятная.
Она полна красок, городов, стихов и людей, с которыми поэта сводила судьба, начиная от последней императрицы (слушала его произведения, «печальные как сама Россия», когда Есенин был определен на военную службу в санитарный поезд, что стоял в Царском Селе) до известных политических деятелей революции, друзей-писателей, врагов-завистников, почитателей и убийц.
Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. С 1912 года вместе с отцом жил в Москве, где сначала работал в книжном магазине, а затем, с марта 1913 года, устроился в типографию. Есенин не просто хотел славы – он ее жаждал.
В 1915 году отправился искать счастья в журналах Северной столицы. Сразу с поезда пошел к знаменитому Александру Блоку. Тот, назвав Есенина «талантливым крестьянским поэтом-самородком», ввел его в круг поэтов.
Перед петербургской творческой интеллигенцией Есенин изображал «наивного, простодушного паренька», хотя ни простодушия, ни наивности в нем никогда не было.
Близкий друг поэта Анатолий Мариенгоф вспоминал, как Есенин весьма цинично объяснял свой успех в Петрограде: «С бухты-барахты не след идти в русскую литературу. Искусную надо вести игру и тончайшую политику. Не вредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят.
Каждому надо доставить удовольствие». Действительно в его поведении было немало театрального. Свидетели и недруги писали, что, даже перед тем, как учинить дебош и публично «разбить окно» (или из него выпрыгнуть!), он всегда наматывал на руку пиджак – чтобы не пораниться!
Бо́льшую часть своей жизни Есенин был бездомен и бесприютен, но губительно очарователен:
- Был я весь – как запущенный сад,
- Был на женщин и зелие падкий.
- Разонравилось пить и плясать
- И терять свою жизнь
- без оглядки.
Он всегда притягивал к себе ярких женщин. Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская, Августа Миклашевская, Софья Толстая… Тянулся к ним сам, искал в них поддержки, но в конце концов покидал их.
Театральность Есенина, его внешняя грубость и влюбчивость – лишь грани его личности. Это был, без всякого сомнения, умный и образованный человек, несмотря на то что после школы фактически нигде не учился.
Но, возможно, именно благодаря тому, что Есенин прошел свои «университеты», его культурная основа оказалась уникальна.
Тому подтверждение – его неподдельный интерес и глубокое изучение культуры Закавказья, Ирана, что нашло отражение в поздних произведениях, в частности в «Персидских мотивах».
«Московский озорной гуляка» Есенин очень напряженно работал, особенно в последние годы своей жизни: много писал, постоянно общался с сотрудниками издательств, выступал перед многочисленными аудиториями.
Следствием популярности были постоянные столкновения со знакомыми и малознакомыми людьми, «доброжелателями» и просто желавшими поживиться за его счет, а также пристальное внимание властей. Есенина никогда не оставляли в покое. Результат – нервные срывы, болезнь.
И причиной тому были не только шатания времени, революция, смена ориентиров, богемные встречи, вино, друзья-негодяи и неудавшаяся личная жизнь, а какая-то заложенная свыше внутренняя болезненная организованность души.
Как будто, родившись поэтом, Есенин был изначально приговорен ощущать мир слишком остро. Как будто выдержать жизнь, познав ее всем нутром, для него было невыносимо.
Тексты Есенина – разные, и их много. В предложенном нами сборнике стихотворения печатаются в последней авторской редакции, представленной в первых трех томах четырехтомного «Собрания стихотворений» (М.-Л.: Гиз, 1926–1927), вышедшего посмертно.
Наборный экземпляр первых трех томов этого издания хранится в Государственном литературном музее и был подготовлен самим поэтом. Последний, четвертый, том составлялся уже после смерти Есенина и вышел в 1927 году.
Рукописное наследие поэта хранится в четырнадцати государственных архивах и в архивах частных лиц. Датировка сочинений Есенина представляет известную трудность, многие его публикации, особенно в период раннего творчества, не датировались.
Есенинские автографы не всегда сопровождаются указанием даты (около шестидесяти хранит Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский дом), около сорока – Рязанский областной краеведческий музей, двадцать шесть – Российская национальная библиотека).
Для данного издания, как правило, сохранена авторская датировка, установленная для Собрания стихотворений. Нередко поставленные поэтом по памяти даты в разных изданиях не совпадают. Первопечатная датировка в таких случаях принята как наиболее достоверная.
Сергей Есенин почти не писал собственных биографий. В эссе 1925 года «О себе» указал несколько дат и встреч, а в конце подытожил: «Что касается остальных автобиографических сведений, они в моих стихах».
Поэтому, наверное, и правда, ни революция, ни женщины, ни важные встречи, ни даже самоубийство поэта не раскроют до конца того щемящего чувства, которое дарит его бесконечно нежная и проникновенная поэзия:
- Когда-то у той вон калитки
- Мне было шестнадцать лет.
- И девушка в белой накидке
- Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие милые были!..
- Тот образ во мне не угас.
- Мы все в эти годы любили,
- Но, значит,
- Любили и нас.
Нина Щербак
«Вот уж вечер. Роса…»
- Вот уж вечер. Роса
- Блестит на крапиве.
- Я стою у дороги,
- Прислонившись к иве.
- От луны свет большой
- Прямо на нашу крышу.
- Где-то песнь соловья
- Вдалеке я слышу.
- Хорошо и тепло,
- Как зимой у печки.
- И березы стоят,
- Как большие свечки.
- И вдали за рекой,
- Видно, за опушкой,
- Сонный сторож стучит
- Мертвой колотушкой.
1910
«Там, где капустные грядки…»
- Там, где капустные грядки
- Красной водой поливает восход,
- Клененочек маленький матке
- Зеленое вымя сосет.
1910
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=630124&p=6
Художественный анализ стихотворения «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине»
Сергей Александрович Есенин — величайший поэт начала XX в. Человек, в своих стихах восхваляющий родину, людей, природу. Его стихи, насыщенные любвеобильностью, достаточно полно характеризуют Россию:
- О Русь — малиновые поля
- И синь, упавшая в реку, —
- Люблю до радости и боли
- Твою озерную тоску.
Есенин старался выразить в стихах черты своего характера, показать, насколько он дорожит своей родиной. Поэт постоянно восхищается богатой историей и практически не изменившимися с течением времени традициями и обычаями. Прочитав его стихи, можно представить Россию как страну, где люди живут исключительно в рубленых деревянных избах:
- Гой ты, Русь моя родная,
- Хаты — в ризах образа.
- Не видать конца и края —
- Только синь сосет глаза.
- Несомненно, что на мироощущение поэта повлияла его малая родина — Рязанская губерния, родился и рос поэт в простой крестьянской семье. Окружающая обстановка, а главное — люди повлияли на формирование личности поэта
В своих стихах Есенин много философствует, сравнивает спокойную и невозмутимую Россию с лесом. Описание деревьев занимает в поэзии Сергея Александровича значительную часть. Под красками леса поэт подразумевает настроение людей, привыкших испытывать любые трудности и лишения.
Он понимает, насколько отстает Россия от цивилизованных стран Европы. Однако, несмотря на это, Есенин подчеркивает историческую ценность «нетронутого края», гордится своей родиной и русским народом.
Большую часть своих стихов поэт посвящает природе родного края. Он не рассматривает какие-либо отдельные достопримечательности «дивных уголков природы», пытается охватить всю Россию в целом. Искусно преподносит нам те качества окружающего нас мира, на которых мы не заостряли своего внимания.
С целью подчеркнуть особенности русского леса Есенин использует грамотный, отнюдь не лишенный вкуса стиль. Как художник-пейзажист рисует красками на холсте, так и С. А. Есенин описывает «близкие сердцу места», используя при этом перо и чернила. Сколько чувств и эмоций вложено в его слова:
- Тебе одной плету венок,
- Цветами сыплю стежку серую.
- О Русь, покойный уголок,
- Тебя люблю, тебя и верую.
- В поздних стихах Есенина звучат нотки тревоги и беспокойства за свою родину. Поэт осознает, насколько тяжела жизнь простого народа:
- Сердце плакучая дума,
- Ой, не весел ты, край мой родной.
Тяжелое революционное время, страдания и смерть людей не смогли изменить отношения Есенина к родине. Он по-прежнему оставался верен своим убеждениям, считая, что у России великое предназначение.
- О Русь, взмахни крылами,
- Поставь иную крепь.
- Поэт-философ при помощи мрачных тонов описывает, преподносит свои чувства и переживания за некогда могущественную державу:
- Отговорила роща золотая
- Березовым, веселым языком,
- И журавли, печально пролетая,
- уж не жалеют больше ни о ком.
Еще больше патриотизма прослеживается в стихах Есенина после возращения с чужбины. Поэт осознает, насколько дорога ему Россия. Изменившийся строй и власть не сумели сломить дух Есенина, он хотел жить на своей родине и восхищаться своим народом.
Настоящий поэт всегда нерв и совесть эпохи. Обнаженный нерв и обнаженная совесть. Он может ошибаться, капризничать, он может гулеванить и фонбаронствовать — сущность поэта от этой внешней жизни не меняется, так как в любом состоянии, пьяный или трезвый, в тюрьме или на свободе, с партбилетом или с волчьим билетом, он остается самим собой — Поэтом.
Есенин, как и Блок, верил в новую Россию большевиков. Но верил совершенно по-иному. Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира В стихотворении «Инония» поэт выразил свое представление об идеальной стране.
Инония — это условное место ладной крестьянской жизни Он называет себя пророком Сергеем Есениным, говорящим «по Библии» о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. В есенинском стихотворении отразились чаяния и надежды русского крестьянства, его своеобразный духовный мир.
Но шли годы, а желанный рай не наступал Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: «Куда несет нас рок событий?» Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи.
Перед его глазами встают голодные опустевшие села, неухоженные поля, трещины на сожженной мертвой земле.
Тогда-то и рухнули мечты поэта о «Граде Инонии». Свидетельством его тревожных раздумий о судьбах страны явилось стихотворение «Возвращение на родину». Взгляд повзрослевшего поэта видит то новое, что появилось в родных местах. Здесь уже нет прежней поэтизации деревни.
Лирический герой стихотворения, в котором угадывается автор, делает «множество открытий», обращая внимание на бедный, неприглядный быт, подгнившие кресты на кладбище. Но кроме внешних перемен, в родной деревне произошли внутренние изменения: в семье наметился раскол.
Сестры-комсомолки, как Библию, читают «Капитал», выбрасывают иконы, причиняя этим страдания глубоко религиозному деду.
- Ах, милый край!
- Не тот ты стал,
- Не тот.
- Да уж и я, конечно, стал не прежний.
- Чем мать и дед грустней и безнадежней,
- Тем веселей сестры смеется рот.
- Здесь нет ни единого слова осуждения нового уклада жизни, властно вторгающегося в патриархальный крестьянский быт.
Только тихая грусть о том, что в советской России он может быть лишь «попутчиком», а не строителем ее будущего. Этот мотив отчужденности от горячо любимой родины приобретает новую силу и глубину в стихотворении «Русь советская».
Повторяется тот же сюжет — возвращение на родину. В душе героя, вернувшегося через восемь лет в родную деревню, возникает целая гамма чувств и настроений, порожденных изменениями, которые произошли в родимом краю.
Эти волнение и смятение поэта замечательно переданы в строчках:
- Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец. Поэт с обидой и грустью замечает, что молодежь с упоением поет «агитки Бедного Демьяна», а его стихи уже никому не интересны:
- Моя поэзия здесь больше не нужна,
- Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
- Но все же Есенин уверен в своем высоком предназначении.
- Быть поэтом — это значит то же,
- Если правды жизни не нарушить,
- Рубцевать себя по нежной коже,
- Кровью чувств ласкать чужие души.
- Уверен, хотя и горько у него на душе.
- Канарейка с голоса чужого —
- Жалкая, смешная побрякушка.
- Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка. Одно из стихотворений поэта, где он сравнивает себя с «захожим богомольцем», есть такие строки: «Не видать конца и края — только/синь сосет глаза». Но рядом с этими привольными просторами «у низеньких околиц звонно чахнут тополя». Долго в стихах Есенина не ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.
- Нет любви ни к деревне, ни к городу,
- Как же смог я ее донести?
- Брошу все. Отпущу себе бороду
- И бродягой пойду по Руси.
Есенин не ушел бродяжить. Напротив, к нему, как к Моцарту, явился Черный человек и, присев на кровать, долго читал «жизнь какого-то прохвоста и забулдыги, нагоняя на душу тоску и страх». Ночь была морозная, «тих покой перекрестка», Есенин сидел у окошка и не ждал «ни врага, ни друга».
Равнина была покрыта сыпучим снегом, похожим на известку, и «деревья, как всадники, съехались в нашем саду»…Потом поэт очнулся.
Черный человек исчез; он был один, а напротив осыпалось осколками зеркало, похожее на его неровную судьбу, на крошево воспоминаний удавшейся и вечно неудачной жизни.
Не тогда ли возникло желание написать кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья…»?Или оно пришло позже, в момент дичайшей депрессии в пустом номере «Англетера»?»Мир тебе — деревянный дом», — желал поэт. Но не было мира в его душе. Почему?
Не потому ли, что «…поэт не перестанет пить вино, когда идет на пытки»? Сколько вопросов, а ясных ответов нет. Не в том ли проблема, не там ли ответ, что песни у поэта всегда разные, а сердце одно?
- Быть поэтом — это значит то же,
- Если правды жизни не нарушить,
- Рубцевать себя по нежной коже,
- Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом — значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней. Соловей поет — ему не больно, У него одна и та же песня.
Источник: https://www.rlspace.com/xudozhestvennyj-analiz-stixotvoreniya-moya-lirika-zhiva-odnoj-bolshoj-lyubovyu-lyubovyu-k-rodine/
О проведении фестиваля психолого-педагогического творчества
Стихотворение «Тебе одной плету венок…»
- Тебе одной плету венок,
- Цветами сыплю стёжку серую.
- О Русь, покойный уголок,
- Тебя люблю, тебе и верую.
- Гляжу в простор твоих полей,
- Ты вся — далёкая и близкая.
- Сродни мне посвист журавлей
- И не чужда тропинка склизкая.
- Цветёт болотная купель,
- Куга зовёт к вечерне длительной,
- И по кустам звенит капель
- Росы холодной и целительной.
- И хоть сгоняет твой туман
- Поток ветров, крылато дующих,
- Но вся ты — смирна и ливан
- Волхвов, потайственно волхвующих.
- Стихотворение «Я последний поэт деревни…»
В 1915 году вышел первый сборник стихотворений С. Есенина «Радуница».
Природа зазвенела в стихотворениях голосами птиц, шепотом листьев, говором ручейков, шумом дождей, заиграла бесчисленными огнями радуги. Все стихотворения поэта проникнуты чувством благоговения перед этой нетленной красотой земли с её буйным цветением трав, праздничным звоном лесов, небывалой пестротой полей.
Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть, с часовнями и поминальными крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.Время С. Есенина – время крутых поворотов в истории России. Ему было предназначено рассказать вместе с другими поэтами о рождении на земле человека нового мира. Все думы поэта – о судьбе Родины и народа. С.
Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта в те годы…Ему было тесно и не по себе…он исходил песенной силой. Кружился в творческом неугомоне. С обезумевшим взглядом Есенин декламировал свою замечательную «Инонию».
Поэта волнует судьба Родины, народа и крестьянства в бурную революционную эпоху… На его глазах умирала старая, патриархальная Русь. Что ждёт её в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».Я последний поэт деревни,Скромен в песнях дощатый мост.За прощальной стою обеднейКадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенемИз телесного воска свеча,И луны часы деревянныеПрохрипят мой двенадцатый час.На тропу голубого поляСкоро выйдет железный гость.Злак овсяный, зарею пролитый,Соберет его черная горсть.Не живые, чужие ладони,Этим песням при вас не жить!Только будут колосья-кониО хозяине старом тужить.Будет ветер сосать их ржанье,Панихидный справляя пляс.Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
Всё чаще в стихотворениях С. Есенина появляются нотки, полные душевной боли, смятения, тревоги…
Звучит песня на стихи С .Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! Ты все реже, режеРасшивеливаешь пламень уст.О моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя? иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь…Будь же ты во век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть
.Особой любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу вместе с А. Дункан. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С. Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире, — это всё-таки Москва, – писал поэт. – Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод… Зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!» С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в социалистическое строительство. Возвращение на Родину, в страну берёзового ситца, было для поэта огромной радостью. Звучит песня на стихи С. Есенина «Клён ты мой опавший…» Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?Или что увидел? Или что услышал?Словно за деревню погулять ты вышелИ, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,Утонул в сугробе, приморозил ногу.Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,Не дойду до дома с дружеской попойки.Там вон встретил вербу, там сосну приметил,Распевал им песни под метель о лете.Сам себе казался я таким же кленом,Только не опавшим, а вовсю зеленым.И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Преодолевая грусть, С. Есенин встаёт на новый путь. С гражданским мужеством, самозабвенно говорит он о любви к иной России
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…»
Неуютная жидкая лунностьИ тоска бесконечных равнин,—Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербыИ тележная песня колес…Ни за что не хотел я теперь бы,
- Чтоб мне слушать ее привелось.
- Равнодушен я стал к лачугам,И очажный огонь мне не мил.Даже яблонь весеннюю вьюгу
- Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное…И в чахоточном свете луныЧерез каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
Полевая Россия! ДовольноВолочиться сохой по полям!Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Я не знаю, что будет со мною…Может, в новую жизнь не гожусь,Но и все же хочу я стальною
- Видеть бедную, нищую Русь.
- И, внимая моторному лаюВ сонме вьюг, в сонме бурь и гроз,Ни за что я теперь не желаю
- Слушать песню тележн
- Звучит песня «Забава» на стихи С. Есенина
- в исполнении А. Малинина
- Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
- Спит ковыль. Равнина дорогая,
- И свинцовой свежести полынь.
- Никакая родина другая
- Не вольет мне в грудь мою теплынь.
ых колес. Всем сердцем поэт готов воспеть иную красоту, иную Русь… Но в жизни С. Есенина наступает полоса душевного кризиса. Пресловутые друзья, завидуя ему, пытаются создать ему славу скандального поэта. Всё, о чём мечтал С. Есенин, идёт прахом. Много сил требовалось поэту, чтобы не упасть с кручи и до конца дней сохранить сыновнюю любовь к своей Родине. Знать, у всех у нас такая участь,
- И, пожалуй, всякого спроси —
- Радуясь, свирепствуя и мучась,
- Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
- Плачут вербы, шепчут тополя.
- Но никто под окрик журавлиный
- Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
- И моей коснулась жизнь судьбы,
- Все равно остался я поэтом
- Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
- Вижу я, как сильного врага,
- Как чужая юность брызжет новью
- На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
- Я могу прочувственно пропеть:
- Дайте мне на родине любимой,
- Все любя, спокойно умереть!
Звучит песня «Отговорила роща золотая…» на стихи С. Есенина Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом.Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветром в даль,Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти,От желтизны не пропадет трава,Как дерево роняет тихо листья,Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая,Сгребет их все в один ненужный ком…Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Русь… Родина… Страна берёзового ситца… Сюда, на Родину С. Есенина, в село Константиново, каждый год 3 октября идут и идут люди… Здесь, на Рязанской земле, отшумело его детство, прошла его юность, написаны первые стихотворения… И мог ли кто тогда представить, что пройдут годы и этот рязанский паренёк, принёсший А. Блоку в деревенском платочке свои стихи, станет великим поэтом России. Всю свою жизнь и душу Сергей Есенин оставил в стихах-песнях, посвященных любимым. Люди смертны, но бессмертны поэтические творения о любви.В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году).В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновленных Мейерхольдом.Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.Осень 1925 года — последний брак Есенина, в этот раз на Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…»
Мы теперь уходим понемногуВ ту страну, где тишь и благодать.Может быть, и скоро мне в дорогуБренные пожитки собирать.Милые березовые чащи!Ты, земля! И вы, равнин пески!Перед этим сонмом уходящимЯ не в силах скрыть своей тоски.Слишком я любил на этом светеВсе, что душу облекает в плоть.Мир осинам, что, раскинув ветви,Загляделись в розовую водь.Много дум я в тишине продумал,Много песен про себя сложил,И на этой на земле угрюмойСчастлив тем, что я дышал и жил.Счастлив тем, что целовал я женщин,Мял цветы, валялся на траве,И зверье, как братьев наших меньших,Никогда не бил по голове.Знаю я, что не цветут там чащи,Не звенит лебяжьей шеей рожь.Оттого пред сонмом уходящимЯ всегда испытываю дрожь.Знаю я, что в той стране не будетЭтих нив, златящихся во мгле.Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер», повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден писать кровью.По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.Похоронен 31 декабря 1925 года в г. Москва на Ваганьковском кладбище.Нам дорог поэт С. Есенин, дороги его стихи, которые помогут нам сохранить родную землю и передать её потомкам такой же прекрасной, какой её видел когда-то замечательный поэт. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования: высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца…
Заключительное слово учителя:
Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А. Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самостояние человека, величие его души. Вот почему С. Есенин не покинул нас…Он с нами…
Домашнее задание на выбор обучающихся
- Анализ любимого стихотворения С.А. Есенина.
- Сочинение-миниатюра «признание в любви…»
- Нарисовать иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина
Источники материала
- Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе xx века. 11 класс. – Москва: «Вако», 2003.
- Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Интернет-ресурсы
- Итоги фестиваля
- Предметные олимпиады
Педагогическая олимпиада
1 место | Скидель Мария (гр. м 5), |
2 место | Бадирова Айза (гр. Н 3), Дудко Виктория (гр. Н 3), |
3 место | Черненко Дарья (гр. н 4-б), Ткачук Александра (гр. М 5),Крадинова Ирина (гр. Н 3) |
Психологическая олимпиада
1 место | Чебыкина Галина (гр. Д 3), |
2 место | Шаповалова Ирина (гр. Н 3), |
3 место | Крадинова Ирина (гр. Н 3). |
Конкурс сочинений и эссе «Учитель. Школа. Дети»
1 место | Куковская Яна (гр. Н 2) |
2 место | Малахова Ольга (гр. Н 2) |
3 место | Фетисова Татьяна (гр. Н 3) |
Фотоконкурс «Учитель. Школа. Дети»
1 место | Красюченко Анастасия (гр.Н 4-а) |
2 место | Фетисова Татьяна (гр. Н 3) Нечаева Кристина (гр. Н 3) |
3 место | Цыбуленко Зинаида (гр. Д 3) |
Конкурс на лучший урок замещения преподавателя
1 место | Красюченко Анастасия (гр. Н 4-а), |
2 место | Пономарева Анастасия (гр. Н 4-а), Бояринова Ирина (гр. Н 4-а) |
3 место | Баранова Елена (гр. Н 4-б) |
Конкурс мультимедийных образовательных продуктов
1 место | Крикунова Светлана (гр. М 5)Черненко Дарья (гр. Н 4-б) |
Конкур образовательных мини-проектов
Буклеты | Абросимова Дарья (гр. Н 4-а),Молчанова Анастасия (гр. Н 4-а),Крикунова Светлана (гр. М 5). |
Брошюры: | |
ДизайнПрактическая направленностьСодержательность | Литовченко Юлия (гр. м 5)Ткачук Александра (гр. М 5)Плотникова Екатерина (гр. Н 4-б)Баранова Елена (гр. Н 4-б)Черненко Дарья (гр. Н 4-б) |
Конкурс на лучший доклад на студенческой конференции «Учитель. Школа. Дети»
1 место | Ракушина Наталья (М 4). |
Источник: https://literature-edu.ru/sport/3566/index.html?page=8
О проведении фестиваля психолого-педагогического творчества
Стихотворение «Тебе одной плету венок…»
- ^
- Цветами сыплю стёжку серую.
- О Русь, покойный уголок,
- Тебя люблю, тебе и верую.
- Гляжу в простор твоих полей,
- Ты вся — далёкая и близкая.
- Сродни мне посвист журавлей
- И не чужда тропинка склизкая.
- Цветёт болотная купель,
- Куга зовёт к вечерне длительной,
- И по кустам звенит капель
- Росы холодной и целительной.
- И хоть сгоняет твой туман
- Поток ветров, крылато дующих,
- Но вся ты — смирна и ливан
- Волхвов, потайственно волхвующих.
- ^
В 1915 году вышел первый сборник стихотворений С. Есенина «Радуница».
Природа зазвенела в стихотворениях голосами птиц, шепотом листьев, говором ручейков, шумом дождей, заиграла бесчисленными огнями радуги. Все стихотворения поэта проникнуты чувством благоговения перед этой нетленной красотой земли с её буйным цветением трав, праздничным звоном лесов, небывалой пестротой полей.
Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть, с часовнями и поминальными крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами.Время С. Есенина – время крутых поворотов в истории России. Ему было предназначено рассказать вместе с другими поэтами о рождении на земле человека нового мира. Все думы поэта – о судьбе Родины и народа. С.
Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта в те годы…Ему было тесно и не по себе…он исходил песенной силой. Кружился в творческом неугомоне. С обезумевшим взглядом Есенин декламировал свою замечательную «Инонию».
Поэта волнует судьба Родины, народа и крестьянства в бурную революционную эпоху… На его глазах умирала старая, патриархальная Русь. Что ждёт её в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце «последнего поэта деревни».Я последний поэт деревни,Скромен в песнях дощатый мост.За прощальной стою обеднейКадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенемИз телесного воска свеча,И луны часы деревянныеПрохрипят мой двенадцатый час.На тропу голубого поляСкоро выйдет железный гость.Злак овсяный, зарею пролитый,Соберет его черная горсть.Не живые, чужие ладони,Этим песням при вас не жить!Только будут колосья-кониО хозяине старом тужить.Будет ветер сосать их ржанье,Панихидный справляя пляс.Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
Всё чаще в стихотворениях С. Есенина появляются нотки, полные душевной боли, смятения, тревоги…
^
Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! Ты все реже, режеРасшивеливаешь пламень уст.О моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя? иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь…Будь же ты во век благословенно,
Что пришло процвесть и умереть
.Особой любовью к Родине наполнилось сердце поэта после поездки за границу вместе с А. Дункан. Америка ошеломила поэта. Нью-Йорк, Чикаго, Бостон…Всё, что видел С. Есенин за границей, было ему не по душе. «Лучше всего, что я видел в этом мире, — это всё-таки Москва, – писал поэт. – Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод… Зато у нас есть душа, которую здесь сдали в аренду за ненадобностью. Боже мой! До чего прекрасна Россия!» С этой мыслью С.Есенин разлюбил нищую Россию, влюбился в социалистическое строительство. Возвращение на Родину, в страну берёзового ситца, было для поэта огромной радостью. ^ Клен ты мой опавший, клен заледенелый,Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?Или что увидел? Или что услышал?Словно за деревню погулять ты вышелИ, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,Утонул в сугробе, приморозил ногу.Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,Не дойду до дома с дружеской попойки.Там вон встретил вербу, там сосну приметил,Распевал им песни под метель о лете.Сам себе казался я таким же кленом,Только не опавшим, а вовсю зеленым.И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Преодолевая грусть, С. Есенин встаёт на новый путь. С гражданским мужеством, самозабвенно говорит он о любви к иной России
Стихотворение «Неуютная жидкая лунность…»
Неуютная жидкая лунностьИ тоска бесконечных равнин,—Вот что видел я в резвую юность,
Что, любя, проклинал не один.
По дорогам усохшие вербыИ тележная песня колес…Ни за что не хотел я теперь бы,
- Чтоб мне слушать ее привелось.
- ^
Мне теперь по душе иное…И в чахоточном свете луныЧерез каменное и стальное
- Вижу мощь я родной стороны.
- ^
Я не знаю, что будет со мною…Может, в новую жизнь не гожусь,Но и все же хочу я стальною
- Видеть бедную, нищую Русь.
- ^ ых колес.
- ^
- в исполнении А. Малинина
- ^
- Спит ковыль. Равнина дорогая,
- И свинцовой свежести полынь.
- Никакая родина другая
- Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Всем сердцем поэт готов воспеть иную красоту, иную Русь… Но в жизни С. Есенина наступает полоса душевного кризиса. Пресловутые друзья, завидуя ему, пытаются создать ему славу скандального поэта. Всё, о чём мечтал С. Есенин, идёт прахом. Много сил требовалось поэту, чтобы не упасть с кручи и до конца дней сохранить сыновнюю любовь к своей Родине. Знать, у всех у нас такая участь,
- И, пожалуй, всякого спроси —
- Радуясь, свирепствуя и мучась,
- Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
- Плачут вербы, шепчут тополя.
- Но никто под окрик журавлиный
- Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
- И моей коснулась жизнь судьбы,
- Все равно остался я поэтом
- Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
- Вижу я, как сильного врага,
- Как чужая юность брызжет новью
- На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
- Я могу прочувственно пропеть:
- Дайте мне на родине любимой,
- Все любя, спокойно умереть!
Звучит песня «Отговорила роща золотая…» на стихи С. Есенина Отговорила роща золотаяБерезовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая,Уж не жалеют больше ни о ком.Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.О всех ушедших грезит конопляникС широким месяцем над голубым прудом.Стою один среди равнины голой,А журавлей относит ветром в даль,Я полон дум о юности веселой,Но ничего в прошедшем мне не жаль.Не жаль мне лет, растраченных напрасно,Не жаль души сиреневую цветь.В саду горит костер рябины красной,Но никого не может он согреть.Не обгорят рябиновые кисти,От желтизны не пропадет трава,Как дерево роняет тихо листья,Так я роняю грустные слова.И если время, ветром разметая,Сгребет их все в один ненужный ком…Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Русь… Родина… Страна берёзового ситца… Сюда, на Родину С. Есенина, в село Константиново, каждый год 3 октября идут и идут люди… Здесь, на Рязанской земле, отшумело его детство, прошла его юность, написаны первые стихотворения… И мог ли кто тогда представить, что пройдут годы и этот рязанский паренёк, принёсший А. Блоку в деревенском платочке свои стихи, станет великим поэтом России. Всю свою жизнь и душу Сергей Есенин оставил в стихах-песнях, посвященных любимым. Люди смертны, но бессмертны поэтические творения о любви.В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (расстрелян в 1937 году).В 1917 познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, русской актрисой, будущей женой выдающегося режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в 1920) Есенин оставил семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Сергей Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновленных Мейерхольдом.Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.Осень 1925 года — последний брак Есенина, в этот раз на Софье Андреевне Толстой — внучке Л. Н. Толстого.
^
Мы теперь уходим понемногуВ ту страну, где тишь и благодать.Может быть, и скоро мне в дорогуБренные пожитки собирать.Милые березовые чащи!Ты, земля! И вы, равнин пески!Перед этим сонмом уходящимЯ не в силах скрыть своей тоски.^ на этом светеВсе, что душу облекает в плоть.Мир осинам, что, раскинув ветви,Загляделись в розовую водь.Много дум я в тишине продумал,Много песен про себя сложил,И на этой на земле угрюмойСчастлив тем, что я дышал и жил.Счастлив тем, что целовал я женщин,Мял цветы, валялся на траве,И зверье, как братьев наших меньших,Никогда не бил по голове.Знаю я, что не цветут там чащи,Не звенит лебяжьей шеей рожь.Оттого пред сонмом уходящимЯ всегда испытываю дрожь.Знаю я, что в той стране не будетЭтих нив, златящихся во мгле.Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
28 декабря 1925 года Есенина нашли в ленинградской гостинице «Англетер», повешенным на трубе парового отопления. Последнее его стихотворение — «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — было написано в этой гостинице кровью, и по свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден писать кровью.По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось. В 1970—1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ.Похоронен 31 декабря 1925 года в г. Москва на Ваганьковском кладбище.Нам дорог поэт С. Есенин, дороги его стихи, которые помогут нам сохранить родную землю и передать её потомкам такой же прекрасной, какой её видел когда-то замечательный поэт. Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем труднее оценить его вклад в духовную жизнь страны, раскрыть глубоко и всесторонне грани его дарования: высокий патриотизм, чувство гражданственности, проявление большого человеческого сердца…
^
Вот и подошла к концу встреча с удивительным поэтом С.А. Есениным. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарности за его стихотворения. Он становится вечным даже после своей смерти. Это и есть самостояние человека, величие его души. Вот почему С. Есенин не покинул нас…Он с нами…
Домашнее задание на выбор обучающихся
- Анализ любимого стихотворения С.А. Есенина.
- Сочинение-миниатюра «признание в любви…»
- Нарисовать иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина
Источники материала
- Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе xx века. 11 класс. – Москва: «Вако», 2003.
- Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Интернет-ресурсы
- ^
- Предметные олимпиады
Педагогическая олимпиада
1 место | Скидель Мария (гр. м 5), |
2 место | Бадирова Айза (гр. Н 3), Дудко Виктория (гр. Н 3), |
3 место | Черненко Дарья (гр. н 4-б), Ткачук Александра (гр. М 5),Крадинова Ирина (гр. Н 3) |
^
1 место | Чебыкина Галина (гр. Д 3), |
2 место | Шаповалова Ирина (гр. Н 3), |
3 место | Крадинова Ирина (гр. Н 3). |
^
1 место | Куковская Яна (гр. Н 2) |
2 место | Малахова Ольга (гр. Н 2) |
3 место | Фетисова Татьяна (гр. Н 3) |
^
1 место | Красюченко Анастасия (гр.Н 4-а) |
2 место | Фетисова Татьяна (гр. Н 3) Нечаева Кристина (гр. Н 3) |
3 место | Цыбуленко Зинаида (гр. Д 3) |
^
1 место | Красюченко Анастасия (гр. Н 4-а), |
2 место | Пономарева Анастасия (гр. Н 4-а), Бояринова Ирина (гр. Н 4-а) |
3 место | Баранова Елена (гр. Н 4-б) |
^
1 место | Крикунова Светлана (гр. М 5)Черненко Дарья (гр. Н 4-б) |
^
Буклеты | Абросимова Дарья (гр. Н 4-а),Молчанова Анастасия (гр. Н 4-а),Крикунова Светлана (гр. М 5). |
Брошюры: | |
ДизайнПрактическая направленностьСодержательность | Литовченко Юлия (гр. м 5)Ткачук Александра (гр. М 5)Плотникова Екатерина (гр. Н 4-б)Баранова Елена (гр. Н 4-б)Черненко Дарья (гр. Н 4-б) |
Конкурс на лучший доклад на студенческой конференции «Учитель. Школа. Дети»
1 место | Ракушина Наталья (М 4). |
Источник: https://lit-yaz.ru/sport/9392/index.html?page=8