Анализ стихотворения толстого край ты мой, родимый край!… 7 класс

А. Толстой поражал умением лаконично, но емко говорить о великом. Доказательством этой грани его таланта является стихотворение «Край мой, родимый край». В школе его изучают в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Край мой, родимый край» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Край ты мой, родимый край!.

История создания – стихотворение было создано в 1856 году, когда поэт только развивал свой литературный талант.

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к Родине.

Композиция – Анализируемое произведение – целостный монолог обращение лирического героя к родному краю. Он состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – трехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай», «прозвенит девичий смех».
  • Эпитеты – «край родимый», «бор дремучий», «свист соловья».

История создания

Об истории создания анализируемого стихотворения известно мало. А. Толстой написал его в 1856 г., в период стремительного продвижения по карьерной лестнице и развития отношений с Софьей Миллер. До этого поэт успел побывать в разных городах России. Все это, видимо, и вдохновило на написание миниатюры «Край, мой родимый край».

Тема

В анализируемом произведении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы всегда восхищают человека своей неповторимостью, самобытностью.

В центре произведения образы лирического героя и его родного края. Герой обращается к приволью, выражая восхищение свободными необъятными просторами.

В ответе природы он не нуждается, ведь уверен, что Родина любит своих сыновей, хоть и не говорит об этом.

Лирический герой наслаждается родными пейзажами и, кажется, утопает в них. Заметно, что мужчина умеет не только слушать природу, но и понимает ее язык. Пейзажные зарисовки напоминают огромный пазл, сложенный из ярких частей.

Герой не говорит о широких нивах и высоких горах – традиционных для русской литературы символах Родины. Бескрайние просторы он описывает при помощи образов зверей и птиц. В произведении воспроизводится конский бег, «крик орлиных стай» и волчье завыванье.

При помощи такого приема поэт наполняет строки не только визуальными образами, но и звуками.

Вторая строфа тоже начинается обращением к Родине. За ним следует восклицание, адресованное дремучему бору – неотъемлемому атрибуту русских пейзажей. А.

Толстой не подает детального описания бора, ведь уверен, что воображение читателя воспроизведет эту картину и без его помощи. В этом четверостишии тоже находится место звукам. Лирический герой наслаждается свистом соловья и мерным шелестом ветра в степях.

В последнем стихе сливаются воздух, небо и земля. Такой эффект достигается простым перечислением элементов природы: «ветер, степь да тучи!».

Лирический герой почти не говорит о любви к родному краю, но она ощущается в каждой строчке стихотворения.

Композиция

Композиция произведения очень проста. Оно представляет целостный монолог-обращение лирического героя к родному краю. Стихи постепенно образуют панорамную картину русской природы. «Край ты мой, родимый край» состоит из двух катренов, каждый из которых относительно завершенный по смыслу.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета, зато есть описания природы. В стихотворении ярко выражен созерцательный характер. Стихотворный размер – трехстопный хорей. А. Толстой использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет создать величавые пейзажи, замедлить движение в окружающем лирического героя мире, чтобы читатель мог вдоволь насладится природой.

Несмотря на такую особенность, пейзажные зарисовки не лишены динамизма. Читатель легко представляет, как по широкой степи мчат кони, а в небе пролетает стая орлов. Отсутствие глаголов не мешает автору создавать использовать художественные средства.

Они достаточно простые, так как состоят из двух-трех слов.

В первую строфу поэт вплетает метафоры: конский бег на воле», «в небе крик орлиных стай», «прозвенит девичий смех». Эпитеты дополняют пейзажные зарисовки и передают эмоции лирического героя: «край родимый», «бор дремучий», «свист соловья». Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении А. Толстого играет интонация. Все предложения в тексте восклицательные . Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание.

Создается впечатление, что герой дал волю своим чувствам и эмоциям и, стоя посреди степей, выкрикивает свои мысли. В некоторых строках настроение лирического героя подчеркивается аллитерацией.

Например, его восторг передается при помощи согласного «р»: «Гой ты, бор дремучий!».

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/literatura/analiz-stihotvorenij/38512-krai-moi-rodimyi-krai-analiz-stihotvoreniia-tolstogo-po-plany-kratko-tema-ideia-epitety.html

Анализ стихотворения А. Толстого “Край ты мой, родимый край…”

1 вариант

Стихотворение А. К. Толстого посвящено русской природе, Родине, ее образности, истории. О какой истории может идти речь, если перед нами просто описание степи?

Первое предложение начинается и заканчивается словом “край”, как бы окольцовывается им. О каком крае пойдет речь, мы не знаем. Поэт обращается к нему, разговаривает с ним.

Нет никаких указаний на то, Подмосковье перед нами или пригород Киева, Тулы, Смоленска… Главное, что поэт описывает свою родину, свой край, вскормивший, вырастивший его, – Русь. Так задается

тема произведения: “Край ты мой, родимый край…”.

Многие русские поэты восхваляли природу родных мест, и каждый из них выбирал свое: образы, звуки, цвета, ассоциации.

С родным краем у Толстого ассоциируется “конский бег на воле”, красота степных лошадей, их гармоничное слияние с природой всегда наводят на мысль о воле, о бесконечных просторах, о высокой траве, сквозь которую мчатся лошади, сливая свои гривы с травами, ветрами, реками, встречающимися на их пути. Но не только на землю обращает свой взор герой произведения, он слышит и топот копыт лошадей, и крик орлиных стай в вышине неба, и голос волка в поле.

Интересно, каких животных выбирает поэт: конь, орел, волк. У каждого свое движение, свой голос. Кони лишаются голоса, но раздается звук копыт, бега. Лошади все в движении, они мчатся, и взгляд поэта с восхищением следит за табуном.

Орлы и волки, наоборот, лишены действия, но имеют свой голос. Птицы невидимы, только слышимы, но судя по множественному числу, которое употребляет автор, в небе не одна стая. А вот о голосе волка говорится в единственном числе.

Что это? Вой волка-одиночки или художественный прием, позволяющий через единственное число передать множественное. “Конский бег на воле, // В небе крик орлиных стай, // Волчий голос в поле!”//. Во втором четверостишии слово “край” сменяет слово “родина”.

  • Рядом с образом степи, поля возникает образ дремучего бора с тревожным свистом соловья, не трелью, не песней, именно свистом, и воем ветра, собирающего тучи.
  • Для полноты картины не хватает только богатыря, одолевшего соловья-разбойника, которого предупреждали об опасности орлы и волки и который отпустил своего коня погулять на волю, пока он около заветного камня решает вопрос о том, куда ехать дальше.
  • 2 вариант

XIX век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества. В середине девятнадцатого века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение “Край ты мой, родимый край…”, в котором прославляет природные красоты своей родины.

Все стихотворение А. К. Толстого – скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания:

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины:

  1. Гой ты, бор дремучий!
  2. Свист полночный соловья,
  3. Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и ее необъятные просторы, и многообразие животного мира.

Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит “конский бег на воле”, то “в небе крик орлиных стай”, то “волчий голос”, то “свист полночный соловья”, то гул ветра.

Воспевая природу родимого края, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной.

  • Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России.
  • Стихотворение написано четырехстопным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:
  • Край ты мой, родимый край,
  • Конский бег на воле,
  • В небе крик орлиных стай,
  • Волчий голос в поле!
  • Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.
Читайте также:  Анализ стихотворения рубцова по вечерам

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-a-tolstogo-kraj-ty-moj-rodimyj-kraj/

«Край ты мой, родимый край…» А. Толстой

* * *
Край ты мой, родимый край,
Kонский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

В 1850-х годах Толстой создает большую часть своего стихотворного наследия.

К этому периоду относится и известная миниатюра «Край ты мой, родимый край…». Удивительно, как при помощи всего восьми строк поэту удалось создать очень тонкий и емкий образ России. Причем взгляд Алексея Константиновича направлен будто в глубь истории. Прошлое родной страны вызывало неподдельный интерес графа.

Перу Толстого принадлежит значительное количество исторических произведений: многочисленные баллады и стихотворения, роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия, посвященная Смутному времени, пьеса «Посадник».

В этом контексте примечательна пародийная «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», в которой даны основные события от крещения до 1868 года.

В произведении «Край ты мой…» отсутствуют прямые отсылки к конкретным датам. Зато в нем есть дух истории. В пейзаж, созданный Толстым, идеально вписались бы былинные богатыри, представители Золотой Орды, древнерусские князья.

Важную роль в данном случае играет лексика, выбранная Алексеем Константиновичем. Второе четверостишие открывается древнерусским словом «гой». Как правило, оно употребляется в составе приветственно-величальной формулы «гой еси», обозначающей «будь здоров» или «будь жив».

Чаще всего встретить это выражение можно в былинах.

Образы, использованные поэтом в первом четверостишии, позволяют понять его отношение к прошлому родной страны. Лошадь — символ гармоничного движения, мощи, грациозности, красоты. Бег конского стада на воле завораживает и восхищает.

Орел олицетворяет скорость, полуденное солнце, духовное начало в человеке, ассоциируется с величием, отвагой, имперской властью. Волк имеет двойственную символику. Если трактовать его образ в положительном ключе, то животное воспринимается как олицетворение победы и храбрости, эмблема воинов.

Существует версия, что Толстой упоминает коня, волка и орла в качестве трех ипостасей родины.

Для лирики Алексея Константиновича характерно наличие черт народно-поэтического стиля. Именно поэтому стихотворения графа зачастую близки к песне, что не осталось без внимания многих русских композиторов. На музыку положено и произведение «Край ты мой, родимый край…». В разное время к нему обращались Цезарь Кюи, Александр Гречанинов, Владимир Ребиков и Николай Стрельников.

Источник: https://pishi-stihi.ru/kraj-ty-moj-rodimyj-kraj-tolstoj.html

Конспект урока "Край ты мой, родимый край!" (Стихотворения русских поэтов 19 века о родной природе, 7 класс) план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

  • Урок-презентация в 7 классе
  • «Край ты мой, родимый край!»
  • Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе
  • (с использованием интерактивной доски)
  • Цели урока: знакомство со стихотворениями поэтов XIX века о родной природе; развивать навыки анализа поэтических произведений.

Стихотворения для анализа: В. А. Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», «Замолкнул гром…», И.А.Бунин «Родина», «Ещё и холоден и сыр…».

Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение (повторение понятий).

Оборудование: запись классической музыки («Времена года» П.И.Чайковского); репродукции с картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова; портреты В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

Ход урока

I. Вступительное слово.

   Тему нашего урока сегодня я предлагаю вам угадать самим. В этом вам поможет компьютер и магнитофонная запись.

II. Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова под музыку Чайковского.

 — Итак, о чём сегодня пойдёт речь? (О природе, о родном крае, о Родине).

 — В этом вам помогли репродукции картин  И.Левитана, И.Шишкина, Н.Ге, А.Куинджи, А.Саврасова и «Времена года» П.И.Чайковского. А теперь давайте вместе сделаем запись в тетрадях:

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.(СЛАЙД №28)

— Как вы думаете, почему художники, музыканты, писатели, поэты посвящают природе свои произведения? Ведь их очень много.(Это происходит потому, что природа неразрывно связана с жизнью человека, и в литературе, как мы неоднократно видели, писатели сопровождают различные состояния души природными явлениями, и, наоборот, явления природы находят отклик в душе человека.)

— Художники пользуются красками, композиторы, музыканты – звуками, писатели и поэты используют слова. Но творчество мастеров объединяет общая цель. Какая? (Наблюдая за явлениями природы, передать своё мироощущение, настроение, отношение к миру и людям). 

— Как же подобное происходит в поэзии? Мы сегодня с вами и попытаемся разобраться.

III. 1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны».(СЛАЙД №29).

Появление текста. Чтение стихотворения учителем.

— Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь?

 (На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».)

— Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».

— Можно ли пересказать стихотворение «прозой»?

— Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.)

— А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.)

— Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.)

2. СЛАЙДЫ № 30, 31.

– А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока.

Чтение учителем стихотворения  А.К.Толстого «Край ты мой…»

— Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.)

— Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.)

-Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению?

— В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.)

— Какие ещё синонимы можно подобрать к нему?

— Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием?

3. СЛАЙД № 32.

Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает учитель.

Словарная работа по стихотворению «Благовест» (СЛАЙД № 33).

Возвращение к тексту стихотворения (СЛАЙД № 32).

— Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать?(Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.)

— Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.)

— Я предлагаю вам вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». (СЛАЙД № 34) Что общего в стихах Лермонтова и Толстого? (Похожее действие молитвы, наступает освобождение героя от бремени, что мы чувствуем, в последних строках стихотворений.)

4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (СЛАЙД № 35)

   Чтение стихотворения учителем.

— О чём это стихотворение?

— Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.)

  Работа со средствами художественной выразительности (СЛАЙДЫ № 39, 40).

— Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.)

— Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».)

5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37).

   Чтение стихотворения учителем.

— Какое настроение создаёт стихотворение?

— О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.)

— Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».)

   — Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42).

Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок.

6. Стихотворение И.А.Бунина «Ещё и холоден и сыр…» (СЛАЙД № 38).

— В стихотворении говорится о зиме (февральский пейзаж), но мы ощущаем приближение весны. В чём?

— Чем любуется лирический герой? (Голубым отблеском «ясного взгляда» на всём, деревьями «в лоне небосклоне», неуловимыми приметами весны, «Божьим миром». Вот в этом ожидании тепла, обновления, «молодости» Божьего мира – «любовь и радость бытия».)

IV. Подведение итогов урока.

 — Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку?

— Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним.

Читайте также:  Анализ стихотворения осенняя воля блока

Полное слияние с природой — это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит».

Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней.

ДЗ: Выбрать стихотворение одного из поэтов XIX века, подготовить выразительное чтение наизусть, подобрать (по возможности) к нему иллюстрацию и написать небольшое сочинение-миниатюру «Чувства, навеянные стихотворением …».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/12/26/konspekt-uroka-kray-ty-moy-rodimyy-kray-stihotvoreniya-russkih

Урок литературы в 7 классе «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. И. А. Бунин, А. К. Толстой, В. А. Жуковский. — презентация

1 Урок литературы в 7 классе «Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о природе и о Родине. И. А. Бунин, А. К. Толстой, В. А. Жуковский

2 Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране. К. Г. Паустовский

3 В. А. Жуковский Родился 9 февраля в селе Мишенское Тульской губернии. Воспитывался в семье помещика, получил фамилию бедного дворянина А. Жуковского, который был его крёстным отцом.

Служил учителем русского языка будущего императора Александра II. Печатает переводы сказок братьев Гримм. Часто встречаясь в Царском Селе с А. С.

Пушкиным, он пишет «Сказку о царе Берендее …», «Спящая царевна» и другие.

4 Анализ стихотворения «Приход весны» Какова тема этого стихотворения? Какие признаки весны увидел поэт? С чем сравнивает приход весны автор и почему ? С помощью какого выразительного средства человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения?

5 А.К. Толстой Родился 5 сентября в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провёл на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателям под псевдонимом Антоний Погорельский. А. К.

Толстой вспоминал: «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи …» Первые стихотворные опыты были прочитаны и одобрены В. А. Жуковским. Более 70 стихотворений было положено на музыку великими композиторами – Н. А. Римским- Корсаковым, П. И.

Чайковским, М. П. Мусорским …

6 Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…» Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова ? Какой образ становится главным? С чем он ассоциируется ? Какая картина складывается в вашем воображении? Как поэт передал чувство любви к родному краю? Определите размер стиха.

7 Стихотворение «Благовест» благовест – колокольный звон перед началом церковной службы благая весть – добрая благостный – приятный, успокаивающий; каяться – 1) исповедоваться в грехах; 2) сожалеть о содеянном отрекаться – отказываться звон призывный через могилы – рядом с храмом традиционно располагалось кладбище благодать – ниспосланная свыше сила

8 Анализ стихотворения «Благовест» Что напоминает своим ритмом это стихотворение? Какие образы увидели вы в нём? Как называет автор свой «край родимый»? Как вы это понимаете? Какие чувства испытывает лирический герой? В какой строфе особенно ярко это видно?

9 Синквейн – пятистишие 1 строка – слово 2 строка – два определения к нему 3 строка – три глагола к нему 4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая суть слова 5 строка — метафора

10 Жаворонок На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поёт, на солнышке сверкая: Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны … В. Жуковский

11 *** Осень. Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь в дали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. Весело и горестно сердце моему, Молча твои рученьки грею я и жму, В очи тебе глядючи, молча слёзы лью. Не умею высказать, как тебя люблю. А. К. Толстой

12 Биография Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие это корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина – талантливая поэтесса XVIII века, поэт – романтик, автор «Спящей красавицы» В. А.

Жуковский, прославленный путешественник-географ Семёнов -Тяншанский. Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.

Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской точкой отсчёта для восприятия красоты окружающего мира.

«Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной» — писал впоследствии Бунин. И. А. Бунин

13 Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жильё человечье И как будто тоскуешь со мной? За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди- и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни. Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля! ***

Источник: http://www.myshared.ru/slide/46326/

Урок литературы "Край ты мой, родимый край…"

Проездова Любовь Александровна

  • Тип: урок общеметодологической направленности.
  • Цель урока: познакомить учащихся с творчеством поэтов XIX века, продолжить формирование умений анализировать поэтический текст. Задачи:
  • 1. помочь учащимся глубже проникнуть в мир природы и поэзии через анализ стихов;
  • 2. учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;

3. воспитывать любовь к родному краю и русскому слову через творчество родных поэтов.

Методы обучения: — Объяснительно-иллюстративный;  — Частично-поисковый. 

— Проблемный

Личностные УУД.  Формирование положительного отношения к учебной деятельности;  Формирование представления о значении литературы и искусства в целом в жизни человека;  Формирование способности к самооценке. 

  1. Регулятивные УУД. 
  2. Познавательные УУД. 
  3. Коммуникативные УУД. 
  4. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение. 

В сотрудничестве с учителем ставить учебные цели и задачи;  Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.  Высказывание своих предположений;  Формирование умения осуществлять анализ, сравнение;  Под руководством учителя осуществлять обобщение;  Строить высказывания в устной форме;  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Формулировать собственное мнение; 

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,  сопроводительные карты .
  • Презентация
  • Ход урока
  • 1. МОТИВАЦИЯ
  • Учитель: Ребята, здравствуйте!
  • — Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
  • — А каково значение слова “настроение”? (Настроение – внутреннее душевное состояние)
  • — А как вы думаете, есть ли настроение  у окружающего нас мира? (Ответы учащихся)
  • — Какие художественные приёмы вы использовали в своих ответах? (метафоры, олицетворения)

— Сейчас вы рассуждали как поэты и художники (т.к. представляли образы).  В каждом человеке, способном любить, радоваться, страдать, грустить, каждом, в ком живет хоть искорка живого, конечно,  живет художник.

Каждый из нас встречал восходы солнца, ежился от сырости утреннего тумана, укрывался в тени от летнего зноя, провожал закаты. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь. Словом, жил впечатлениями природы.

И, конечно, из года в год, начиная с самого детства, красота природы отпечатывалась в нашем сознании. Повсюду нас сопровождают образы природы.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Наш урок я предлагаю начать со слов С. Есенина «Ой ты, Русь, моя родина кроткая лишь к тебе я любовь берегу…» (эпиграф). (слайд 1)

— Как вы думаете, почему в качестве эпиграфа я взяла эти слова? О чем же сегодня пойдет речь?

(Ответы учащихся).

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

— Совершенно верно, речь пойдет о поэзии, о произведениях, в которых отражена природа родного края. (Слайд 2). Давайте запишем в сопроводительных листах, которые находятся у каждого на столе тему нашего урока.

— А цели какие поставим?

— Давайте посмотрим на слайд (3 без имен). Перед вами 3 портрета.

  1. — Глядя на портреты можно сказать, что это наши современники?
  2. (Ответы учащихся).
  3. -Почему? (Образ, прическа, одежда)

— Да, ребята, вы правы, эти люди не могут быть нашими современниками. Это поэты XIX века. Вы знакомы с их творчеством, их произведениями. Может, кто-то узнал этих поэтов? Я напомню вам. ( Слайд 3 по щелчку открываются имена поэтов).

Читайте также:  Фома аквинский - доклад сообщение

Это Василий Андреевич Жуковский, Алексей Константинович Толстой и Иван Алексеевич Бунин.

И речь сегодня пойдет о поэзии XIX века, и сегодня мы познакомимся с произведениями представленных поэтов, отработаем навыки выразительного чтения и анализа стихотворений, повторим выразительные средства литературы.

IV. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. БЕСЕДА С УЧАЩИМИСЯ

(XIX век – золотой век русской литературы. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас.

Слайд 4

— А вы все знаете, что такое пейзаж?(Пейзаж — в художественном произведении — описание природы. (Слайд 5))

Пейзаж – французское слово и буквально означает – вид какой-либо местности и картины природы, картины природы художников.  Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

  • В лирике о природе поэты, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле. 
  • — Скажите, пожалуйста, при помощи каких средств мы можем передать красоту природы? (ответы – слово, живопись, музыка)
  • — Можно ли объединить эти 3 вида искусства в единое целое? (Слайд 6)
  • (ответы учащихся).

— Давайте не будем торопиться отвечать на поставленный вопрос, а лучше проведем небольшой эксперимент. Но для этого нам необходимо вспомнить, какими выразительными средствами пользуются поэты, для создания картин природы.

(Повторение ранее изученного материала. Учащиеся дают определения выразительным средствам речи, затем следует самопроверка по эталону (слайд 7 )).

— Молодцы, ребята! А сейчас я посмотрю как на практике вы сможете применить ваши знания. Для того, чтобы поэт зазвучал для каждого из вас, поработаем в творческой «мастерской». (Слайд 8).

Перед вами, ребята, ставится задача – работать вы будете по группам, анализируя разные стихотворения, но по одному плану, который представлен в ваших сопроводительных картах.

А чтобы погрузиться в работу, нас будет сопровождать прекрасная музыка Г. Свиридова. На эту работу отводится 3 минуты.

— Вам, ребята, я предлагаю стихотворение Жуковского «Приход весны» (1 группа). Для ребят второй группы я приготовила стихотворение А.Толстого «Край ты мой, родимый край…». И стихотворение «Родина» я попрошу проанализировать ребят из 3 группы.

  1. (В это время на слайде 9 картины природы под музыкальное сопровождение).
  2. V. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
  3. РАБОТА В ГРУППАХ

Отчет первой группы по стихотворению В.А.Жуковского «Приход весны»

(слайд 10( со вторым щелчком открывается картина к стихотворению))

Дополнительные вопросы учителя:

— Какие приметы весны называет поэт? Найдите примеры олицетворения? Что значит «Лепет рощи»? (Лепечет ребенок. В стих. душа оживает – человек веселится.

  • — Какую картину вы подобрали к стихотворению и почему?
  • — В чём же своеобразие этого стихотворения?
  • -В. Жуковскому удалось очень лаконично, но выразительно представить образ прихода весны, оживления всего мира и передать восхищение, радость человека

— В поэзии Жуковского природа соотносится с внутренней жизнью человека. Иногда она противостоит состоянию души человека, а иногда выражает прилив жизненных сил.

Отчет второй группы по стихотворению А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край». (слайд 11( со вторым щелчком открывается картина к стихотворению))

Дополнительные вопросы:

— Чем восхищается поэт? Что значит «Гой ты, Родина моя…»?

— Какую картину вы подобрали к стихотворению?

— Испокон веков славил народ свою землю, свой родной уголок, свою родину в пословицах и поговорках, восхищался ее необъятными просторами. Эту традицию сохранил и А.К. Толстой.

Отчет третьей группы по стихотворению И.А.Бунина «Родина».

  1. (слайд 12( со вторым щелчком открывается картина к стихотворению))
  2. Дополнительные вопросы:
  3. — Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
  4. — Какую картину вы подобрали к стихотворению?

— И. Бунин – известный русский поэт-пейзажист – чаще всего изображает безжизненную природу, в которой присутствуют стихийные силы.

ВЫВОД:

— Что объединяет эти стихотворения?

(Физминутка. Слайд 13).

  • VI. РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ
  • (слайд 14) -А какие чувства у вас вызывает слово «Родина»?
  • — Составление «Кластера»

— А какие ассоциации возникают? Я задавала вам в качестве д.з. нарисовать ассоциации, связанные со словом «Родина»

— Обращение к выставке рисунков на тему «Люблю тебя, мой край родной»

Итак, мы убедились, что писатели посредством слова, художники — при помощи кисти, а композиторы своей музыкой стремились показать в своем творчестве красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к родине.

Мы увидели, что в нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, полна спокойствия и раздолья, степенности и величия, но в каждом из нас пульсирует любовь еще и к своей малой родине, к своему краю.

(слайд 15)  Вашему вниманию я хочу представить стихотворение нашего земляка Горина Николая Павловича.

  1. Тихо крадется рассвет,
  2. Утро соловьиное,
  3. Для меня дороже нет,
  4. Чем сторонка милая.
  5. За селом поля без края,
  6. У реки сосновый бор
  7. Когда зорька догорает,
  8. Там лягушек звонкий хор.
  9. На лугу в цветенье травы,
  10. Серебром блестит роса.
  11. Рядом с лугом из дубравы
  12. Птиц веселых голоса.
  13. А когда цветут сады-
  14. Райское видение,
  15. И от этой красоты-
  16. Головокружение.
  17. Здесь живу, любуюсь этим
  18. И доволен в жизни всем.
  19. Это лучший край на свете
  20. Для стихов и для поэм. 

— Чтение Младшовой Л. Своего стих.

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

— А сейчас давайте вернемся к нашему проблемному вопросу, который я ставила перед вами в начале урока (Слайд 20) «Можно ли объединить 3 вида искусства в единое целое?» и ответим на поставленный вопрос.

  • — Очень приятно было работать с вами, но урок подходит к концу, и мне хотелось бы услышать, что же вы для себя взяли с нашего урока.
  • — С какими произведениями и каких авторов познакомились мы на уроке?
  • — Какая главная идея связывает все произведения, рассмотренные на этом уроке?
  • — Какие чувства воспитывают эти стихи в каждом человеке?

VIII. ОЦЕНКИ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. — Вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы, ребята!(Оценки)
  2. Домашнее задание. (слайд 21)
  • Написать сочинение-миниатюру на тему «Родной уголок природы»
  • Сочинить стихотворение, отражающее красоту родного края

— Всем спасибо за работу на уроке. До свидания.

Литература:

  1. В мире литературы, 6 класс. Учебная хрестоматия для 6 класса общеобразовательных учебных заведений, в двух частях.  Автор-составитель :А. Г. Кутузов. М.: Дрофа, 2006.
  2. Словарь литературоведческих терминов http://slovo.yaxy.ru/61.html
  3. http://gallerix.ru/album/200-Russian — картины русских художников.

Источник: https://open-lesson.net/1079/

Анализ стихотворения А. К. Толстого “Край ты мой, родимый край…”

Девятнадцатый век дал России неповторимых лириков, самобытных поэтов. Тема родины, родного края стала для многих из них основной темой творчества.

В середине XIX века Алексей Константинович Толстой пишет небольшое лирическое произведение “Край ты мой, родимый край…”, в котором прославляет природные красоты своей родины. Все стихотворение А. К.

Толстого – скрытый восторг поэта, поэтому все предложения произведения представляют собой риторические восклицания: Гой ты, родина моя!

  • Гой ты, бор дремучий!
  • Родимый край ассоциируется

в восприятии лирического героя с конским бегом на воле, с криком в небе орлиных стай, с волчьим голосом в поле. А. К. Толстой использует назывные предложения, характеризуя художественные образы родины: Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи!

В границах двух четверостиший стихотворения заключен полный образ родимого края, возникающий в восприятии лирического героя. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон: и ее необъятные просторы (небо, поле, “бор дремучий”, степь), и многообразие живо тного мира (“конский бег”, орлиная стая, волк в поле, соловей).

Картина родного края наполнена природными звуками, читатель то слышит “конский бег на воле”, то “в небе крик орлиных стай”, то “волчий голос”, то “свист полночный соловья” то гул ветра.

Воспевая природу родимого края,, поэт мечтает о душевном слиянии с родиной. Из небольшого текста лирического произведения узнаваема изображаемая картина, природа средней полосы России.

Стихотворение написано четырехс топным хореем, что придает поэтическому произведению особую напевность, мелодичность, какой-то юношеский задор:

  1. Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле!
  2. Лирический герой ощущает себя частью мира, а его истинное восхищение передается читателю.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-a-k-tolstogo-kraj-ty-moj-rodimyj-kraj/

Ссылка на основную публикацию