История создания
Творчество Ивана Тургенева нельзя назвать спокойным и гладким. Хотя он и является одним из самых известных литераторов века, проекты его подвергались как восторженным отзывам, так и жестокой критике. Но это не было препятствием для писателя.
Весь его творческий труд и опыт был направлен на поиски пути благополучия и процветания страны. В свой поздний творческий период Тургенев выпускает цикл стихотворений, написанных в прозе, ставший своеобразным подведением итогов его жизни и творчества, размышлениями о себе и жизни.
Все произведения сборника имеют особые яркие и чувственные мысли.
Сборник «Стихотворения в прозе» собрал произведения, написанные на последнем этапе его жизни. Этот период творчества Тургенева наполнен пессимизмом и ярко выраженным нетерпением к человеческим порокам, что нашло свое отражение в сборнике. Очень жаль, что оно не было опубликовано при жизни писателя.
Тема стихотворения
В произведении автор рассматривает проблему человеческих отношений. Главными героями выступают братья-близнецы. Они схожи друг с другом и внешним видом, и внутренними чувствами.
Первоначально может показаться, что один — это продолжение второго. Однако, если заглянуть им в душу, можно увидеть, сколько боли и даже ненависти они испытывают друг к другу.
Стоя у зеркала, близнецы сильно бранятся и ссорятся, как соперники, а не близкие люди.
Этот момент подчеркивает, насколько сложен мир отношений, даже если люди очень близки. Иногда бывает сложно отделить положительные моменты и качества от отрицательных.
Однако автор старается донести до читателя, что нельзя решить проблему посредством ругани и выяснения отношений. Только любовь и понимание могут привести к согласию и гармонии в отношениях.
На этих чувствах держится и строится вся человеческая жизнь.
Родные братья в процессе брани вспоминают все бывшие промахи и провинности. В порыве гнева они забывают одну из главных библейских заповедей, что ближнего необходимо любить, невзирая ни на какие его грехи. Родные и близкие люди должны поддерживать друг друга и помогать. Но герои произведения настолько увлеклись своими враждебными чувствами, что совсем забыли о своих родственных чувствах.
Писатель даже не пытается показать причину спора двух братьев, это вовсе не важно в этой ситуации. Он подводит одного из них к зеркалу, чтобы показать, что он ведет враждебную беседу сам с собой.
Злоба, проклятие и ненависть, поселившаяся в душе каждого, способна только на разрушение отношений и даже своего внутреннего мира. Образом близнецов автор хотел показать единство людей и сходство их между собой.
Чтобы быть счастливым, необходимо любить, быть в гармонии с окружающими и с собой.
Образ близнецов Тургенева аллегорический. Автор хотел показать, что братья не только похожи между собой, они просто отражение друг друга. Но это не мешает им жестоко браниться, буквально захлебываясь от ненависти и злости.
На их примере писатель хотел показать всем, что природа людей очень похожа, и все должны понимать друг друга и любить, а вместо этого они наполнены ненавистью и агрессией.
Композиционные моменты
Тургенев, описывая слишком бурные выяснения отношений, опровергает высказывание, что истина рождается в споре. Но иногда, переходящий в ссору, он не только не рождает истину, а, напротив, только усиливает конфликт. Стихотворение состоит из трех частей:
- вводная;
- кульминация;
- заключение.
В первой создается ситуация: автор показывает себя свидетелем ссоры братьев-близнецов. Его поражает не только их необычайное сходство, но и чувство ненависти друг к другу. Кульминацию произведения составляет место, где близнецы спорят так рьяно, что даже не замечают, насколько они повторяют один другого:
- в жестах;
- словах;
- мимике.
В развязке один из братьев подводит другого к зеркалу и предлагает ему ссориться с отражением. Этой сценой автор хочет показать, насколько больно смотреть, когда люди относятся с ненавистью и злостью друг к другу.
Аллегорический прием жанра
По жанру стихотворение можно отнести к философскому, по форме — к притче. Для стихотворения в прозе это очень характерная форма написания. Аллегорическим приемом Тургенев показал проблему многих людей, используя образы родных братьев-близнецов. Автор использует белый стих — эта простая для восприятия форма повествования делает произведение легко читаемым и похожим на притчу.
Средства выразительности
Язык Ивана Сергеевича Тургенева во всех произведениях простой и доступный. Он использует минимальное количество эпитетов, приемов сравнения при описании создавшейся ситуации.
Глаголы с насыщенной эмоциональной окраской используются, чтобы показать чувства и отношения героев. Дефис в самом начале также применен неслучайно, этим приемом автор подчеркивает взаимную неприязнь близнецов. В стихотворении дефис — не просто знак препинания, это разделительная черта между родственниками, не позволяющая братьям найти общий язык и помириться.
В стихотворении применяется прием анафоры и рефрена, чтобы подчеркнуть абсурдность и отвратительность ситуации, когда люди, похожие друг на друга, как на свое отражение в зеркале, могут так ненавидеть один другого, постоянно ссориться и вести себя просто омерзительно.
В стихотворении фигурируют близкие кровные родственники, однако общая мысль произведения более обширная. Иван Сергеевич Тургенев показывает проблему конфликтности людей и их разобщенности. Чтобы быть в гармонии с собой и с окружающими тебя людьми, автор призывает читателя относиться к людям, как к самому себе.
Источник: https://nauka.club/literatura/analiz-stikhotvoreniy/turgeneva-bliznetsy.html
Анализ стихотворения «Близнецы» Тургенева
Дополнительнаялитература для учащихся:И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе.(Любое издание).
Теориялитературы:стихотворения в прозе.
Ход урока
- «… что за гуманность,что за теплое слово,
- при простоте ирадужных красках,
- что за грусть,покорность судьбе
- и радость зачеловеческое существование»
П. В. Анненков.
Возможенсамый разнообразный набор этихпроизведений для чтения на уроке иразличные формы работы с ними. Богатствотематики так обширно, что позволяетдать и яркую сатирическую картину, ифилософский цикл размышлений, ипатетическую сцену («Порог» и «ПамятиЮ. П. Вревской»).
Есть учителя, которыеобращаются к строкам стихотворения впрозе «Как хороши, как свежи былирозы…». Напомним учителю, что Тургеневвзял эти слова из начала стихотворенияИ. П. Мятлева.
Вокруг этих слов, которыебыли памятны его читателям и стали оченьпопулярным романсом, Тургенев строитсвое элегическое произведение.
I. Учитель читает стихотворение «Русский язык»
— Какаямысль заключена в этом отрывке?
(Мысльо том, что родной язык помогает авторупережить какие-то неприятные события).
— Какоечувство стремится передать здесь автор?Какая интонация главенствует здесь?
- (Спомощью торжественной, несколькоприподнятой интонации автор выражаетнадежду на то, русский народ — великийнарод.)
- Какоеэто, по-вашему произведение: лирическоеили эпическое?
- (Несмотряна то, что нет рифмы, это произведениелирическое, потому что выражает чувство.)
II. Словарная работа
Даетсяопределение стихотворения в прозе (стр.учебника 410 (II-238,НИ) и краткий экскурс в историю созданиястихотворений в прозе.
III. Слово учителя
Мыс вами познакомились с произведениямиТургенева, которые обрамляют еготворческую жизнь. Цикл рассказов «Запискиохотника» был создан в начале творческогопути Тургенева.
Он известен большинствучитателей как автор романов, которыесыграли значительную роль в русскойлитературе и общественной жизни, и ихмы будем изучать в старших классах.Сборник стихотворений в прозе Тургеневвыпустил уже в конце своей жизни, в 1882г.
как своеобразный итог размышлений ожизни, о себе, творчестве. Им и посвященнаш сегодняшний урок.
Сборник«Стихотворения в прозе» насчитывал 51стихотворение. Остальные издавались вПариже, где писатель жил примерно сконца 50-х годов ХIХ века. Стихотворенияписались в дни русско-турецкой войны1877-78 гг.
Именно эта боль «при виде того,что совершается дома» и выражена встихотворении «Русский язык», а такжевыражается надежда на то, что если ународа такой великий язык, то и народвелик, и сможет справиться с испытаниями,которые выпали не его долю.
Тургеневсоздал новый для русской литературыжанр произведений — стихотворения впрозе. Часть их появилась в декабрьскомномере «Вестника Европы» за 1882 год.Много лет спустя, в 1927 году, в парижскомархиве Тургенева французским профессоромА. Мазоном было найдено еще тридцатьодно стихотворение.
Они были опубликованыво Франции в 1930 году, а в России — в1931-м. Теперь все 83 стихотворения в прозевключены во все издания сочиненийписателя.
Ониносят название «Senilia»,и только в подзаголовке как второеназвание написано «Стихотворения впрозе» (1878—1882).
На звание «Стихотворенияв прозе» возникло позже всех прочих:сна чала это было «Postuma»(«Посмертные»), «Senilia»(«Старческие»), затем Стасюлевич, которыйведал изданием, пишет, что все эти«листки, наброски, зигзаги, силуэты»сам Тургенев называет «Стихотворенияв прозе».
Они публиковались и под одними под двумя названиями, но в академическомиздании И. С. Тургенева оба эти названияпомещены в таком порядке: «Senilia.Стихотворения в прозе».
ПервоначальноТургенев рассматривал стихотворенияв прозе как «эскизы» для будущихстихотворений, затем критик и писательМ. М. Стасюлевич уговорил его напечататьэти стихотворения.
При первом изданииэтих стихотворений автор написалследующее предисловие: «Добрый мойчитатель, не пробегай этих стихотворенийсподряд: тебе, вероятно, скучно станет— и книга вывалится у тебя из рук.
Ночитай их враздробь: сегодня одно, завтрадругое; и которое-нибудь из них, можетбыть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Эторассказ о его мыслях и чувствах, поэтомуони могли быть названы и «Посмертные»и «Старческие». Имеются в виду «старческиемысли, чувства, переживания…». То естьэто — лирические произведения, поэтомуони и названы стихотворениями. Эти мыслии чувства изложены в прозе, следовательно,правомерно название — «Стихотворенияв прозе».
Восемьдесяттри стихотворения различны и по тематике,и по настрою. Но они, очевидно, являютсобой искренний и непосредственныйотклик автора на то, о чем он пишет вкаждом из них. В 1818 году была опубликованаработа Л. П.
Гроссмана о «Стихотворенияхв прозе», которая названа «Последняяпоэма Тургенева».
В ней утверждалось,что все эти стихотворения — единоецелое: «Это строго согласованное, сжатоетисками трудной, искусной и совершеннойформы, отшлифованное и законченноесоздание представляет в своем целомпоэму о пройденном жизненном пути…»
— Встихотворении всего три прелложения.Какие это предложения?
(Двапредложения восклицательных, одновопросительное.)
— Очем это нам говорит?
(Конечно,это говорит о патетическом звучаниитекста, об искренней взволнованностиавтора. Недаром же именно этимстихотворением обычно завершают издание«Стихотворений в прозе».)
— Какиехудожественные приемы используются втрех фразах, из которых состоит всепроизведение? Сколько и каких приемовиспользует автор в первом предложении?Во втором? В третьем?
(Преждевсего, автор использует эпитеты. Ихтолько четыре, они даны целой обоймой,и один из них звучит еще раз, но ужеприменительно не к языку, а к народу —его носителю. Великий язык — великийнарод.)
Попробуемвнимательнее рассмотреть определения,которые дал русскому языку Тургенев:«великий», «могучий», «правдивый»,«свободный». Эти четыре определениясразу вошли в культурный обиход страныи стали звучать в критических работах,в публицистических выступлениях. Ведьв этих словах не только высокая оценка,но и характеристика конкретных качеств.
Источник: https://StudFiles.net/preview/2241715/page:69/
Тургенев Близнецы
Небольшой рассказ Тургенева «Близнецы» был написан им в феврале 1878 года. К сожалению, во время жизни писателя, оно не увидело свет, а появилось позже. Произведение входит в последний сборник писателя «Стихотворения в прозе».
В сборнике, кроме рассказа «Близнецы», содержатся и многие другие, не менее, интересные произведения. И в каждом своём произведении писатель рассказывает о личном жизненном опыте, повествует о собственных взглядах и размышляет, привлекая читателя поразмышлять вместе с ним.
Разумеется, здесь же присутствует в некотором роде скепсис, пессимизм, боль и нетерпимость к разнообразным порокам, свойственным человеку.Само произведение «Близнецы» нельзя назвать строго позитивным, даже наоборот.
В большей мере оно пронизано чувством некоторого разочарования, а ближе к завершению, это чувство только многократно усиливается. Бытует мнение, что в споре обычно рождается истина, но в произведении Тургенева «Близнецы» все не так.
«Близнецы»
Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела и ненавидели друг друга непримиримо. Они одинаково корчились от ярости.
- Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
- Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему: – Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом… Для тебя не будет никакой разницы… но мне-то не так будет жутко. Февраль 1878
- Как можно понять из рассказанного, близнецы внешне похожи, как две капли воды.
Тем не менее они постоянно конфликтуют друг с другом. Споры между ними – привычное дело. Они готовы обвинять друг друга в любых смертных грехах и совершенно забывают про одну важную библейскую заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Действующие персонажи произведения – абсолютно безыменные, а их агрессивное поведение лишь подчеркивается тем, что «ближними» в полном понимании этого слова они не являются. Единственное, что их связывает между собой – кровные узы.
Вполне естественно, если бы родные люди не конфликтовали между собой, а всегда находились в равновесии и готовы бы были оказать друг другу поддержку. Но у этих близнецов все сложилось иначе. Подобная проблема кажется неразрешимой, в том числе и для самого Тургенева и тогда он решает поступить весьма радикально, чтобы хоть как-то исправить сложившуюся ситуацию.
Он берет за руку одного из близнецов и подводит его ближе к зеркалу. Таким образом он пытается дать понять одному из близнецов, что он, по факту, спорит буквально сам с собой и ни к чему хорошему такой спор не приведет, ведь спорить и осуждать себя – глупо.
Образ зеркала в данном случае можно назвать довольно символичным, особенно если вспомнить поговорку: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Тут же можно несколько отвлечься и вспомнить старую «Сказку о мертвой царевне». Там тоже было зеркало, как и во многих других произведениях. Везде зеркало выступает в роли средства, способного открыть глаза действующему персонажу на правду.
«Зеркало всегда говорит правду» и в данном случае Тургенев пользуется этим средством, чтобы показать родным людям, кем они являются на самом деле.
Анализ произведения
Для того чтобы подчеркнуть агрессивную среду, писатель использует слова, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской, вроде: ненавидели, корчились, сверкали и других. Вполне естественно, что подобная лексика никоим образом не сможет смягчить всю проблему между враждующими близнецами. Наоборот, она еще больше отображает сложившуюся ситуацию.
Тем не менее автор верен своему выбору и готов к самым радикальным методам, потому как иначе здесь ничего уже не получится исправить.Автор подчеркивает антагонизм с помощью тире в первом абзаце. Действительно, казалось бы, обычный знак препинания не может создать никакого яркого окраса, но в данном случае, он выступает в роли разделительной черты между двумя близнецами.
Знак препинания в буквальном смысле разводит родных людей по разным сторонам баррикад, подчеркивает это, что несмотря на кровное родство, они являются разными людьми.Удивительно, что Тургеневу удалось создать действительно интригующее произведение, которое заставляет читателя задуматься не только о своем собственном отношении к близким, родным людям, но и подумать о людях чужих.
Во втором случае все намного хуже, так как люди привыкли враждовать между собой и совершенно незнакомый человек другому – своеобразный враг, который может в неподходящий момент вставить нож в спину. Об этом и говорит Тургенев в своем произведении – нельзя негативно относиться к людям, не только родным, но и незнакомым.
В первом предложении говорится о споре между двумя близнецами, то есть между ними происходит словесное состязание, борьба, в которой каждый из них пытается отстоять собственное мнение. Второе предложение – сплошная антитеза, противопоставление, так как есть что-то родное, но одновременно с этим и чужое.
Писатель намекает читателю о том, что злоба и ненависть способны разрушить все вокруг, в том числе и самого человека. Интересно то, что, по его мнению, все и заключается в личине человека, его словах, поступках и никак иначе. И с этим нельзя не согласиться. Подобная тема активно обсуждается во втором абзаце произведения.
Тут же можно отметить, что в произведении присутствует огромное множество глаголов. Не секрет, что глагол представляет собой действие. В произведении Тургенева «Близнецы» все так и есть, только здесь глагол подчеркивает разрушительное действие. Которое не несет в себе абсолютно ничего хорошего или позитивного.
Родство и схожесть близнецов в произведении Тургенев подчеркивает словами: «одинаково», «схожие», «те же самые».
Эти слова объединяют самих близнецов, их поступки, но в данном случае от такого сходства становится страшно.
Это сходство является «яблоком раздора» между двумя родными людьми и главное, чтобы в такой миг рядом находился человек, способный открыть обоим близнецам настоящую личину, показать их истинное лицо.
Заключение
Судя по этому произведению, несложно догадаться, что автор взволнован, ему трудно сдерживать самого себя, он пытается показать читателю, что всегда и при любых обстоятельствах нужно уметь сдерживать свои чувства, эмоции.
Собственно, под конец своей жизни, Тургенев во многом описывает сложность человеческих взаимоотношений, многообразие этого явления и указывает на то, что мир сам по себе может быть весьма противоречив. Всегда рядом будут находиться добро и зло, а от одного к другому буквально один шаг.
«Близнецы» в понимании Тургенева, что описано в одноименном произведении, не только кровные, родные люди. Он использует слова «ближний» и «близнецы», которые являются однокоренными, намекая на то, что все люди близнецы по отношению друг к другу.
- Было бы неплохо, если бы каждый из нас смотрелся в такое «зеркало» и обращал бы внимание прежде всего на самого себя, а не искал недостатки в ком-то другом.
- На склоне своих лет, Тургенев очень остро чувствовал разобщенность русского народа, отношение людей друг к другу и пытался «достучаться» до читателей, чтобы они наконец поняли, как изменить мир вокруг себя и с чего нам всем следует начать.
- Сам цикл произведений Тургенева «Стихотворения в прозе» состоит из философских размышлений на тему бытия.
Кроме «Близнецов», здесь присутствуют произведения, в которых писатель рассматривает темы человеческого существования, как явления, размышляет о жизни и смерти. Можно сказать, что «Стихотворения в прозе» — своеобразный итог жизни Тургенева. Он переосмысливает здесь все свои произведения.
Здесь действительно можно найти много интересного, а самое интересное то, что во всех миниатюрах сборника, в том числе и в «Близнецах», Тургеневу удалось не только заложить огромный смысл в несколько строк, но и передать эмоциональную окраску весьма мелодично, красиво, идеально используя подходящие мысли и слова.
Источник: https://gfom.ru/turgenev_bliznetsi.php
Источник: https://obrazovane.ru/analiz-stixotvoreniya-bliznecy-turgeneva.html
Анализ стихотворения «Близнецы» Тургенева
Стихотворение “Близнецы”, вошедшее в сборник “Стихотворений в прозе”, очень характерно для позднего периода творчества Тургенева. Краткий анализ “Близнецы” по плану поможет ученикам 7 класса лучше понять смысл произведения. Разбор может быть использован на уроке литературы для объяснения материала.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Близнецы.
История создания – произведение написано в 1878 году, а опубликовали его уже после кончины Тургенева. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”.
- Тема стихотворения – разочарование в человеке, боль от того, что люди полны ненависти друг к другу и никак не могут примириться.
- Композиция – терхчастная, произведение имеет вступительную и заключительную части, кульминацию.
- Жанр – притча, философская лирика.
- Стихотворный размер – белый стих.
- Эпитеты – “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы”.
- Сравнение – “как две капли воды“.
Стихотворение “Близнецы” было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в 1878 году, в феврале. Оно вошло в сборник “Стихотворения в прозе”, опубликованный уже после смерти писателя.
Очень важно рассматривать это произведение в контексте личности Тургенева. На закате своей жизни он стал нетерпимым к человеческим порокам и довольно пессимистичным. Эти качества в полной мере отразились в “Стихотворениях в прозе”.
Тургенев использует образ близнецов как аллегорию, потому что они не просто родственники – они похожи друг на друга так, как будто смотрятся в зеркало. И при этом они захлебываются от яростной ненависти.
Таким образом писатель иллюстрирует главную мысль о том, что люди, которые должны любить ближнего, на самом деле всегда агрессивны и исполнены ненависти.
В случае с близнецами эта идея просто доводится до абсурда.
Композиция стихотворения – трехчастная. Сначала автор описывает завязку ситуации: он рассказывает о том, что стал свидетелем спора двух близнецов, потом акцентирует внимание на том, как сильно они похожи друг на друга, а после говорит об их взаимной ненависти.
Далее следует кульминация произведения, где Тургенев показывает, насколько горячо они ссорятся, не обращая внимания на то, что все их жесты, мимика, даже слова, которые они произносят, совершенно идентичны.
Развязка наступает, когда лирически герой приводит одного из близнецов к зеркалу и просит браниться с ним – тогда ему будет не так жутко. Таким образом писатель говорит о том, что ему больно видеть ненависть людей друг к другу.
Это философское стихотворение, облеченное в форму притчи – жанр, характерный для его стихотворений в прозе. Образы близнецов – это аллегория, которую Тургенев использовал, чтобы показать общечеловеческую проблему.
Белый стих, который он использовал, делает повествование более простым для восприятия и вместе с тем подчеркивает сходство стихотворения с притчей.
Тургенев описывает ситуацию максимально простым языком, употребляя в произведении минимум тропов:
- Эпитеты – “схожие глаза”, “бранные слова”, “одинаковый голос”, “искривленные губы”.
- Сравнение – “как две капли воды”.
При этом особое место занимает рефрен: слово “одинаково”, которое Тургенев использует при описании ссоры близнецов, подчеркивает не только отвратительность происходящего, но и то, насколько поражает лирического героя сама ситуация. Ведь действительно не может не удивлять тот факт, что настолько схожие люди ведут себя так омерзительно, ненавидя и постоянно ссорясь друг с другом. Именно эту мысль и подчеркивает поэт с помощью такого приема, как анафора.
Средняя оценка: 4.9. Всего получено оценок: 28.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/turgenev/bliznecy.html
Анализ стихотворения Близнецы Тургенева 7 класс
Это стихотворение, точней, белый стих Ивана Тургенева передаёт то самое (неоднозначное, странное, даже жуткое) ощущение, которое испытал сам автор.
Здесь показан спор двух близнецов. Подробно описывается, как они, в принципе, похожи друг на друга. Автор обращает внимание на их одинаковые черты лица, волосы, телосложение, а также на сходное выражение черт лица и жесты. Для близнецов такое сходство, действительно, нормально. Странно лишь, что они одинаково ненавидят друг друга.
В деталях стихотворения передано, как выражается эта самая ненависть. Спорщики корчатся от ярости, губы кривятся, глаза их пылают, сверкают… Даже слова они произносят мало того, что одинаковыми голосами, но одни и те же. Действительно, если представить, что это происходит в двух «копиях» и одновременно, то создается жуткое впечатление.
Автор не мог больше этого выносить. Он подвел одного из близнецов к зеркалу, посоветовал спорить со своим отражением, ведь тогда, хотя бы, не будет так жутко другим людям. Конечно, Тургенев говорит о себе, но его чувства передаются читателям. Каждый как будто видит это странную ситуацию, хорошо, что, теоретически, она не так часто повторяется в мире.
7 класс
Анализ стихотворения Близнецы по плану
- Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого
Это стихотворение «позднего» Заболоцкого, оно больше описательное, немного философское. В молодости Николай Алексеевич любил шокировать читателей своими сюжетами и сравнениями - Анализ стихотворения Тютчева Летний вечер
В лирике Федора Ивановича Тютчева теме природы отведено особое место. Именно с ней связаны самые искренние, светлые чувства и настроения известного поэта. Каждое явление окружающего мира вдохновляло его на создание - Анализ стихотворения Горящие письма Некрасова
В данном произведении автор выражает свои чувства по поводу любви, давшей трещину Он, обратившись к одному из эпизодов, который, видимо, тронул его сердце, как бы обращается к любимой женщине. - Анализ стихотворения Баратынского Разуверение
Стихотворение, ставшее известным романсом. Здесь говорится о том, что завершенную любовь нужно отпустить. Если напоминать о ней, то она не возродится, а появится лишь беспокойство. - Анализ стихотворения Запели тесаные дроги Есенина
Есенин часто называл себя поэтом деревни и, более того, единственным оставшимся поэтом деревни. Во многом суть творчества Сергея Александровича заключалась в распространении и сохранении того духа, который он впитал в себя с самого детства.
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/turgenev/bliznecy-7-klass
«Близнецы», анализ произведения Тургенева
Произведение «Близнецы» было написано в феврале 1878 года, а опубликовано уже после смерти Ивана Сергеевича Тургенева.
Оно входит в последний сборник автора под названием «Стихотворения в прозе» и потому должно рассматриваться в контексте общей тональности книги.
А это не только мудрые мысли пожилого писателя, но и скепсис, пессимизм, боль, нетерпимость к человеческим порокам.
Стихотворение «Близнецы» оптимистичным назвать сложно. Напротив, оно пронизано чувством разочарования, которое усиливается к финалу. В споре, как известно, рождается истина, но только не в таком, какой запечатлел Тургенев в данном стихотворении.
Близнецы, которые даже внешне похожи как две капли воды, постоянно враждуют. Они готовы обвинять друг друга во многих грехах, забыв библейскую заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
В данном случае абсурдность агрессивного поведения близнецов подчеркивается тем, что безыменные персонажи стихотворения являются «ближними» не в широком понимании этого слова.
Они связаны кровными узами родства.
Казалось бы, эти люди должны заботиться друг о друге, а не конфликтовать. Почему же так происходит? Похоже, не нашел ответа на этот вопрос и сам Тургенев.
Поэтому он решает проблему радикально: берет одного из близнецов за руку и подводит к зеркалу. Писатель хочет, чтобы этот человек понял, что ведет ожесточенный спор практически с самим собой.
Образ зеркала весьма символичен, поскольку народная мудрость гласит: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».
Чтобы доходчиво передать читателю свое негодование действиями близнецов, Тургенев не жалеет слов с эмоционально-экспрессивной окраской: ненавидели, корчились, пылали, сверкали, грозились, вырывались, искривленных, непримиримых, жутко… Понятно, что такая лексика не может смягчить вражду, а способна лишь усугубить проблему. Но автор и здесь верен своему выбору и готов к хирургическим методам.
Чувство антагонизма между ближайшими родственниками Иван Тургенев усиливает с помощью тире в первом абзаце. Этот знак препинания визуально похож на разделительную черту, которая разводит родных людей по разные стороны их жизненных баррикад.
В стихотворении речь идет о самых близких родственниках, но его идею стоит рассматривать шире. Тургенева волновали не только плохие отношения между близнецами, но и между чужими людьми. На склоне лет писатель особенно остро чувствовал разобщенность русского общества.
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- Тургенев Иван Сергеевич, краткая биография
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Воробей», анализ произведения Ивана Тургенева
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/turgenev/702-bliznetsy-analiz
Урок литературы в 7-м классе "И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе "Русский язык", "Близнецы", "Два богача"
Урок (литература в 7 классе)
Тема: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»
- Цель: подчеркнуть особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
- Планируемые результаты
- Личностные: воспитание патриотизма, уважения к Родине и её языку; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств личности.
- Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
- Предметные: воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное участвовать в его обсуждении, планировать своё досуговое чтение.
- Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Зачитать глаголы говорения из рассказа «Бирюк» ,эпитеты и метафоры из описания грозы(определить их значение).
III. Сообщение темы и целеполагание.
IV. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
— Вспомните, что называется стихотворением?
— Чем стихотворение в прозе отличается от обычного стихотворения? (Стихотворение — небольшое лирическое произведение, написанное стихами.
Стихотворение в прозе — тоже произведение лирическое, но форма его — прозаическая, хотя мы можем отметить повторение некоторых синтаксических конструкций, звуковые переклички, изредка — рифмы, определенный ритмический строй, т. е.
такие художественные средства, которые традиционно используются в стихотворных произведениях.)
Учитель. «Стихотворение в прозе» Тургенева как новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.
- 2.Чтение и обсуждение статьи учебника «Стихотворения в прозе»:
- — Как родился сборник «Стихотворения в прозе»?
- — Чем стихотворения в прозе отличаются от стихов?
- — Какие жанровые формы стихотворений в прозе вошли в сборник?
— Как понять обращение к читателю, которым Тургенев открывает сборник «Стихотворения в прозе»: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»?
Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника» им были написаны стихотворения и даже поэмы.
Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы убедились, не порывала с ее поэтическим началом, И сейчас постаревший Тургенев, мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать творить могла только поэзия, только стихи. «Стихотворение в прозе» и творчески, и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он написал их!
3. Чтение и анализ стихотворения в прозе «Русский язык».
Почему русский язык великий, могучий, правдивый и свободный?
— Когда писателю нужна духовная поддержка и опора?
— Какие противопоставления являются композиционной основой стихотворения? (Сомнения, тягостные раздумья — поддержка и опора; не будь тебя — впасть в отчаяние; нельзя верить — такой язык, великий народ.)
— Какой смысл усиливает двойное отрицание в последнем пред-ложении? («Верю, что такой язык дан великому народу».)
(Читал первые строки стихотворения, мы чувствуем сомнения автора, которые не оставляют его незадолго до смерти. Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины.
Автор обращается к русскому языку, как к живому, и признает, и верит, что язык «поддержка его и опора», и далее (как и всегда), удивительно емкие, сильные, выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый».
Величие, силу русского языка подчеркивает междометие «о» — «о великий». И если язык велик, могуч, то и народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев.
Стихотворение «Русский язык» — это разговор писателя с русским языком, обращение к нему, призыв, мольба быть «поддержкой» и опорой и чтобы родной язык всегда был верен художнику, как заклинание: «о великий, могучий, правдивый и свободный».)
1) Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».
— Каковы темы стихотворений в прозе? (Работа по учебнику, «Близнецы».)
— Каких близнецов имел автор в виду? (Настоящих близнецов и не только. Близнецами могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению, по поступкам, по желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень похожи. И если они начнут выяснять, кто из них лучше, кто хуже, то лучше вспомнить строчки из басни И. А. Крылова: «Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!»)
2) Чтение и анализ стихотворения «Два богача».
Лексические и историко-культурные комментарии к словам (проверка домашнего задания) Ротшильд, призрение(забота, присмотр, уход), умиляюсь, гроши.
Факт о стоимости соли в России во времена Тургенева (Например, одна курица стоила три копейки, солдат получал девяносто копеек, а пуд соли стоил две гривны.
Чрезвычайно высокие цены на соль держались до 1881-го года, когда были отменены акцизы на соль. Это привело к разорению и упадку предприятий, добывающих соль. )
- — Ответ на вопрос к стихотворению в прозе «Два богача» из раздела учебника «Учимся читать выразительно».
- — О каких нравственных качествах размышляет писатель?
- — Что даёт право автору сказать: «Далеко Ротшильду до этого мужика»?
— Зачем написал Тургенев эти полстранички о богаче Ротшильде с его щедростью и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (Ответ в заглавии.
Богач, по словам Тургенева, — это тот, кто отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь.
Ротшильд тоже выделяет тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на признание старых, но он не отдает последнее, не становится нищим, он по-прежнему купается в роскоши.)
4. 3накомство учащихся со стихотворением «Воробей».
Учитель. Гимн беззаветной любви звучит в стихотворении в прозе «Воробей», где автор, используя глагольную стилистику (глаголы), заканчивает произведение самой сильной фразой: «…Он (Воробей) ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…»
— Проанализируем по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».
1) Тема. Основной сюжет.
- 2) Главная мысль.
- 3) Главный герой.
- 4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?
- 5) Средства художественной выразительности, использованные писателем.
- 2) Чтение стихотворения учителем. (распечатки текста- на партах)
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
— В этом стихотворении рассказано о том, как маленькая птичка, воробей, сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью собаку. Где же взяла силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих словах — главная мысль стихотворения. Воробей — главный герой. Автор показывает страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью ярких эпитетов.
- Задание: найдите эпитеты в стихотворении
- (отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный, искаженный вид)
- Действия воробья показаны в ряде сказуемых, передающих эмоциональное состояние воробья.
- Задание: найдите эти глаголы (тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!)
Собака — громадное чудовище, у нее зубастая раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным. Он побежден. Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице (благоговел), но и выражает свое отношение, подбирая яркий эпитет (героическая птица).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Что понравилось?
О чем заставили задуматься «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева?
Домашнее задание: попробуйте сами сочинить стихотворение в прозе, описать в нем, например, какое-то время суток. («Утро», «День», «Вечер», «Ночь» или «Осень», «Море»), выучить наизусть стихотворение «Русский язык»
Источник: https://infourok.ru/urok-literatury-v-7-m-klasse-i-s-turgenev-stihotvoreniya-v-proze-russkij-yazyk-bliznecy-dva-bogacha-4130266.html
Скачать материал
Урок 35 СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»
02.02.2012
38698 2249
- Урок 35 СТИХОТВОРЕНИя В ПРОЗЕ. «РУССКИЙ ЯЗЫК»,
«БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА» - Цели: подчеркнуть
особенности жанра; выявить художественные особенности, определить темы, их роль
в нравственном воспитании. - Методические приемы: чтение,аналитическая беседа, чтение наизусть.
- Ход уроков
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Прослушивание подготовленных ответов
учащихся по вопросам 5, 7 (с. 223).
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Изучение новой темы.
1. Вступительное слово учителя.
– Вспомните, что называется стихотворением?
– Чем стихотворение в
прозе отличается от
обычного стихотворения? (Стихотворение
– небольшое лирическое произведение, написанное стихами.
Стихотворение в прозе
– тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая, хотя мы можем
отметить повторение некоторых
синтаксических конструкций, звуковые
переклички, изредка – рифмы,
определенный ритмический строй, то есть такие художественные средства, которые
традиционно используются в стихотворных произведениях.)
Учитель. «Стихотворение в
прозе» Тургенева как
новаторский жанр (вид), «пограничный» между стихами и прозой и
соединивший их.
Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до «Записок охотника»
им были написаны стихотворения и даже поэмы. Однако писательский гений
Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы
убедились, не порывала с ее поэтическим началом.
И сейчас постаревший Тургенев,
мучимый тяжелой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, словно возвращается в свою
творческую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова и родных
просторов. Вероятно, на исходе жизни помочь писателю выстоять, продолжать
творить могла только поэзия, только стихи.
«Стихотворение в прозе» и творчески,
и просто по-человечески были необходимы и спасительны для Тургенева. И он
написал их!
2. Чтение и анализ стихотворения
в прозе «Русский язык».
Задание: прочитать наизусть
стихотворение «Русский язык».
– Как вы понимаете начало? (Читая первые строки стихотворения, мы
чувствуем сомнения автора, которые не оставляют его незадолго до смерти.
Тургенева мучают «тягостные» (тяжелые) раздумья о судьбах родины.
Автор
обращается к русскому языку, как к живому, и признает, и верит, что язык
«поддержка его и опора», и далее (как и всегда), удивительно емкие, сильные,
выразительные эпитеты: «великий, могучий, правдивый».
Величие, силу русского
языка подчеркивает междометие «о» – «о великий». И если язык велик, могуч, то и
народ, которому дан этот язык, велик, утверждал Тургенев.
Стихотворение
«Русский язык» – это разговор писателя с русским языком, обращение к нему,
призыв, мольба быть «поддержкой» и опорой и чтобы родной язык всегда был верен
художнику, как заклинание: «о великий, могучий, правдивый и свободный».)
– Отметьте в стихотворении черты лирического произведения. (написано 2-стопным ямбом. Звукопись в
этом стихотворении весьма характерна: соседствуют 2 гласных звука твердый (о,
а) и мягкий (и, е), кроме того, все три предложения, входящие в это
произведение, эмоционально окрашены (1-е, 3-е) или содержат вопрос (2-е).
3. Работа по учебнику.
1) Чтение и анализ стихотворения «Близнецы».
– Каковы темы стихотворений
в прозе? (Работа по учебнику, «Близнецы».)
– Каких близнецов имел
автор в виду? (Настоящих близнецов и не только.
Близнецами могут быть люди внешне очень разные, но по воспитанию, по поведению,
по поступкам, по желаниям, по запросам, по языку, по отношению к людям очень
похожи.
И если они начнут выяснять, кто
из них лучше,
кто хуже, то
лучше вспомнить строчки из басни И. А. Крылова: «Не лучше ль
на себя, кума, оборотиться!»)
2) Чтение и анализ стихотворения «Два
богача».
– Зачем написал Тургенев
эти полстранички о
богаче Ротшильде с его щедростью
и об убогом крестьянском семействе, точнее о мужике, «принявшем
сироту-племянницу в свой разоренный домишко»? (ответ в заглавии.
Богач, по словам Тургенева, – это тот, кто
отдает последнее, чтобы спасти кому-то жизнь.
Ротшильд тоже выделяет тысячи на
воспитание детей, на
лечение больных, на
признание старых, но он
не отдает последнее, не
становится нищим, он по-прежнему
купается в роскоши.)
4. Знакомство учащихся со
стихотворением «Воробей».
- Учитель. Гимн беззаветной
любви звучит в стихотворении в прозе «Воробей», где автор, используя глагольную
стилистику (глаголы), заканчивает произведение самой сильной фразой: «…Он
(Воробей) ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…» - 1) Анализ стихотворения по схеме.
- Стихотворение проецируется на экран.
– Проанализируйте по данной схеме стихотворение в прозе И. С. Тургенева
«Воробей».
1) Тема. Основной сюжет.
- 2) Главная мысль.
- 3) Главный герой.
- 4) Почему это произведение можно отнести к лирическим?
- 5) Средства художественной выразительности, использованные
писателем. - 2) Чтение стихотворения учителем.
Я возвращался с
охоты и шел
по аллее сада.
Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед
собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и
пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел
неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого
дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и весь
взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое
тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал
собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он
не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли,
сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея. Да; не
смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным
ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только
любовью держится и движется жизнь.
– В этом стихотворении рассказано о том, как маленькая птичка, воробей,
сумела, защищая своего птенца, победить огромную по сравнению с ней охотничью
собаку. Где же взяла силы эта малышка? Тургенев пишет: «Любовь сильнее смерти и
страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В этих
словах – главная мысль стихотворения. Воробей – главный герой.
Автор показывает
страх птички и смертельную опасность, которая над ней нависла, с помощью ярких
эпитетов: отчаянный и жалкий писк, маленькое тело, взъерошенный,
искаженный вид.
Действия воробья показаны в ряде сказуемых, передающих
эмоциональное состояние: тело трепетало от ужаса, голосок одичал и
охрип, он замирал, он жертвовал собою! Собака – громадное
чудовище, у нее зубастая раскрытая пасть. Но уходит Трезор смущенным. Он
побежден.
Автор не только прямо говорит о своем отношении к птице (благоговел),
но и выражает свое отношение, подбирая особенные художественные средства: яркие
эпитеты (героическая птица), эмоционально окрашенные сказуемые: упал
камнем, замирал, жертвовал собой и т. п.
- 3) Самостоятельная работа (составление
простого плана этого стихотворения). - – Составьте простой план этого стихотворения в прозе.
- 1) Возвращение с охоты.
- 2) Собака чует дичь.
- 3) Воробышек на дороге.
- 4) Подвиг старого воробья.
- 5) Его ужас, трепет.
- 6) Сила любви побеждает.
- 7) Размышления автора над увиденным.
- 8) Только любовью держится жизнь!
5. Краткое сообщение о стихотворении «Голуби».
Та же тема и в стихотворении «Голуби». Находясь на вершине пологого
холма, автор заметил, что птицы все исчезли, даже воробьи: туча, синяя громада,
надвигались. И вдруг по синеве тучи что-то замелькало; «ни дать ни взять белый
платочек или снежный комок».
«То летел со стороны деревни белый голубь» и
«потонул за лесом». «Прошло несколько мгновений… Но глядь! Уже два платка
мелькают, два комочка… два белых голубя». Буря сорвалась.
«…под навесом крыши…
рядышком сидят два белых голубя… и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда».
– «И мне хорошо, глядя на них…» Как объяснить, чему он рад. (Тому, что
голуби вместе. Автора не гложет зависть. На душе у него стало теплее,
радостнее. Такой человек достоин счастья. И он обретет его!)
Вывод. «Стихотворения в прозе»
трогают поэтичностью картин, трепетностью
авторского слова.
Да,
это стихотворения, хотя
и в прозе, благодаря присущей им ритмичности
(ритм – повтор тех или иных сходных групп слогов по долготе и краткости, по
ударности и безударности), лексико-синтаксическим повторам, интонационной
экспрессии, подчеркнутой авторским тире и отточием. («Нахохлились оба
(голубя) – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…» Хоть я и один… один,
как всегда».)
6. Работа по стихотворению
«Порог (сон)». (На каждую парту учащимся раздается текст стихотворения с
заданием.)
– Почему «Русский язык» называют стихотворением в прозе?
– Прочитайте еще одно стихотворение в прозе И. С. Тургенева – «Порог
(сон)». Как вы поняли его содержание? Какая мысль заключена в названии? Почему
у героини нет
имени? Как переданы мысли и
чувства автора?
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью – угрюмая мгла.
Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.
- Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится
из глубины здания медлительный, глухой голос. - – О ты, что желаешь переступить этот порог, – знаешь ли ты, что тебя
ожидает? - – Знаю, – отвечает девушка.
- – Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и
самая смерть? - – Знаю.
- – Отчуждение полное, одиночество?
– Знаю… Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
– Не только от врагов – но и от родных, от друзей?
– Да… и от них.
– Хорошо. Ты готова на жертву?
–Да.
– На безымянную жертву? Ты погибнешь, и никто… никто не будет даже
знать, чью память почтить!..
– Мне не нужно
ни благодарности, ни
сожаления. Мне не
нужно имени.
– Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову…
- – И на преступление.
- Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
- – Знаешь ли ты, – заговорил он наконец, – что ты можешь разувериться в
том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром загубила свою
молодую жизнь?
– Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
– Войди.
Девушка перешагнула порог – и тяжелая завеса упала за нею.
– Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
– Святая! – пронеслось откуда-то в ответ.
– Это стихотворение посвящено теме выбора жизненного пути. Судя по
вопросам, которые задаются, героиня решилась идти дорогой жертвенного
бескорыстного служения людям. Название стихотворения, как и все содержание,
аллегорическое.
Порог – решение и одновременно такой коренной перелом в жизни,
что с прежним героиня расстается навсегда. Автор не случайно не дает героине
имени, да еще подчеркивает, что имя не важно, раз девушка (русская девушка)
готова на безымянную жертву, если не ради славы собирается она перешагнуть
порог.
Отношение автора наиболее ярко передается в последней фразе. Ругательство
«проскрежетал кто-то сзади», то есть голос не только из прошлого, а из того,
что отстало, осталось позади. «Святая» – слышится откуда-то, наверное, из
будущего.
Таким образом, по мнению автора, готовность принести себя в жертву,
оставить после себя добрую память вызовет преклонение потомков.
V. Подведение итогов уроков.
Домашнее задание: попробовать самим сочинить стихотворение в
прозе, описать в нем, например, какое-то время суток. («Утро», «День», «Вечер»,
«Ночь»).
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Источник: https://tak-to-ent.net/load/220-1-0-3180