Композиция:
- Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк).
- Размер стихотворения: двуударный дольник.
- Стопа: разносложная с удалением на разных слогах.
- 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве
- 2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой-крышу-соловья-слышу
(рифмовка АБАБ-перекрёстная). - 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки
(рифмовка АБАБ-перекрёстная). - 4-ая строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: рекой-опушкой-стучит-колотушкой
(рифмовка ААБА-параллельная и перекрёстная).
Синтаксические средства:
«Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…»
— парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…»
— инверсия.
- Тропы:
эпитеты «большой»
, «мёртвой»
; сравнение (3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки»
,«как большие свечки»
). - Образ лирического героя:
лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва. - Сюжет:
динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.
Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.
В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях.
Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа. Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место.
Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского, который находил гармонию в городе.
В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.
Некрасова, невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов.
Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.
Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то»
, «вдалеке»
— эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.
Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…»
). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве.
Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.
Лермонтова, который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.
Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” Есенин написал в подростковом возрасте, но оно уже в полной мере демонстрирует его талант. Краткий анализ “Вот уже вечер. Роса” по плану раскроет перед учениками 9 класса этап очень раннего есенинского творчества. Разбор может быть использован для объяснения темы на уроке литературы.
Краткий анализ
История создания
– стихотворение написано в 1910 году, когда Есенину было 15 лет. Он считал его пробой пера, но все же опубликовал, уже будучи зрелым поэтом.
- Тема
– в нем переплетаются темы природы и родины. - Композиция
– одночастная, это небольшая зарисовка, передающая ощущение лирического героя от наступившего вечера. - Жанр
– лирическое стихотворение. - Стихотворный размер
– двуударный дольник. - Эпитеты
– “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”.
- Сравнение
– “как зимой у печки”, “как большие свечки
“.
История создания
Сергей Есенин начал писать стихи довольно рано, но всегда считал их просто пробами пера. Став признанным поэтом, он практически не публиковал то, что было создано им в юношеские годы. Стихотворение “Вот уже вечер. Роса” стало одним из немногих исключений.
Это произведение написано в Константиново, но поэт описывает не просто свою малую родину, а деревню вообще.
При этом он романтизирует и идеализирует эту деревню, что показывает, что с самых ранних лет Есенин не стремился воссоздавать реалии крестьянского быта.
Формально считаясь представителем новокрестьянских поэтов, он не смотрит на мир как крестьянин, его видение более глубокое и поэтичное.
Тема
Стихотворение посвящено родной природе, с которой Есенин сливается душой. Отсутствие динамичного сюжета и ярких эпитетов не мешает ему показывать ее во всей красе: в этом произведении природа прекрасна по-своему: она живая и потому близкая.
Композиция
Композиционно это произведение очень простое: оно состоит из четырех строф, которые описывают чувства, испытываемые лирическим героем при созерцании деревенского пейзажа.
В первой строфе Есенин создает экспозицию, говоря о времени и месте действия, а также указывая на то, что лирический герой настроен спокойно и созерцательно: он прислонился к иве и наслаждается окружающим пейзажем.
Вторая строфа описывает окружающий его мир – он видит луну, которая освещает крышу дома, и слышит пение соловья. Следует особо выделить, что пение это слышится где-то вдалеке. Таким образом поэт показывает, что лирический герой думает о большом мире – он еще не видел его, но этот мир очень манит.
Третья строфа наполнена сравнениями – Есенин говорит о тепле (что также указывается на время года, поскольку в средней полосе России по вечерам тепло только летом), сравнивая свои ощущения с теми, которые он испытывает, сидя зимой у растопленной печи. Особенно показательна вторая часть этой строфы, в которой явно прослеживаются народно-фольклорные мотивы: Есенин, который не был религиозным человеком, сравнивает березы со свечами.
Четвертая строфа завершает произведение, и в ней поэт использует такой действенный прием, как противопоставление. Если до сих пор все, что он описывал, было живым, благодаря чему лирический герой не ощущал одиночества, то мертвая колотушка сторожа является полной противоположностью природе. Этот образ использован в стихотворении для того, чтобы подчеркнуть мысль автора.
Жанр
Это лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает мысли и чувства героя, связанные с родной природой. Как известно, поэт считал, что природа – это единственное, что есть совершенного в мире. На примере этого произведения можно понять, что это мнение сформировалось у него в достаточно раннем возрасте.
Использовав такой стихотворный размер, как двуударный дольник, Есенин подчеркнул народные мотивы написанного, а разностопная стопа придала стихотворению раздумчивость. Поэт просто описывает окружающий его пейзаж, передавая свои эмоции, так что форма идеально соответствует содержанию.
Средства выразительности
Для есенинской лирики раннего периода характерна простота в изложении мысли. На заре формирования своего творческого метода поэт использовал не так много выразительных средств, но каждое из них было уместно. Так, в стихотворении “Вот уже вечер. Роса” употреблены следующие тропы:
- Эпитеты
– “свет большой”, “большие свечки”, “сонный сторож”, “мертвая колотушка”. - Сравнение
– “ как зимой у печки”, “как большие свечки “.
С их помощью Есенин без надрыва и трагизма описывает тихий летний вечер и приятные чувства, которые охватили лирического героя.
В стихотворении Сергея Есенина «Вот уж вечер. Роса…» автор занимает место наблюдателя. Удалившись от шума и суеты, он остается наедине с природой. Даже придорожная ива делает его счастливым, будто верный товарищ, подставив плечо.
Спокойный тон, неприкрытая искренняя радость от увиденного вокруг, душевность наполняют каждую строфу произведения. Автор принимает любое явление окружающей среды таким, какое оно есть. Выражая мысли простым, доступным языком, делает текст несложным для понимания. Он без преувеличения, без ярких эмоциональных фраз, реалистично описывает родные места.
Вечерняя пора летнего месяца сопровождается привычными приметами, характерными для этого времени года: появившейся росой на крапиве, соловьиной трелью. Именно они вдохновляют поэта, вызывают умиротворение и покой на душе.
Ему «хорошо и тепло, как зимой у печки». Подобные ощущения могут возникнуть только под влиянием чувства слияния с природой во время посещения знакомых просторов.
Это способны понимать люди, наделенные особой чуткостью к явлениям окружающего мира, наблюдательные, ценители русского пейзажа.
Редкие звуки, которые автор упоминает в стихотворении, подсказывают, какое время суток наступило. Они создают атмосферу угасания летнего дня: это пение птицы, стуки колотушки вдали. Все остальное пространство безмолвно. Неоднократное использование согласных звуков С, Ш говорит о едва уловимых вечерних шорохах, характерных для этой поры.
Лирический герой не чувствует себя одиноким. Он ощущает присутствие показавшейся на небе луны, которую воспринимает как часть природы. А все, что окружает людей и самого человека представляет как единое целое. Березы воспринимаются им как младшие братья. Рядом с ними автор находит гармонию и наслаждение, превращаясь из наблюдателя в частичку природы.
Анализ стихотворения Вот уж вечер. Роса… Есенина
Сергей Александрович прошел тяжелый путь в жизни. В детстве к нему относились со всей строгостью, воспитанием занимался дедушка. Человек очень строгий и требовательный.
С малых лет он учил Есенина и езде на лошади и плаванию и нелегкой деревенской работе. Это не помешало юному писателю заниматься творчеством. Писать он начал с детства, и множество произведений юных лет Есенина были опубликованы уже после смерти поэта.
В его начинаниях Есенина поддерживала бабушка, она верила в него и всегда направляла.
Сергей Александрович пишет о том, что он стоит, прислонившись к иве, и наблюдает за закатом. Пишет о том, как красиво вечером в деревне, что поет соловей и на крапиве начинает потихоньку собираться роса. На смену солнца вышла большая, полная, яркая луна, которая осветила и крышу дома писателя. Вечерами в деревне царит своя атмосфера, которая чарует собой.
В стихотворении описана летняя пора года, когда длинными ночами тепло. Есенин описывает березы в виде свечек, от которых веет теплом и уютом, словно ты в доме возле большой русской печи. Красота русской природы, где и березы и речка за которой Есенин видит сторожа, все это описано с любовью и нежностью.
Сергей Александрович очень любил свои родные края и всегда в своих произведениях описывал с некой грустью и печалью, ведь не мог часто ездить к себе в деревню.
Ему нравится здесь находиться и проводить много времени в прогулке по бескрайним полям и синим зеркальным речкам и озерам.
Повзрослев, Есенин очень скучал по своему безмятежному детству, где он все свое свободное время проводил, гуляя по сельской местности и вдохновленный русской красотой природы, писал свои стихотворения.
До самой своей смерти Есенин вспоминал о своей деревне и хотел вернуться в прошлое. Пройтись по полям, которые ему были дороги и важны, и оказаться в родном доме, где долгими зимними вечерами бабушка топила печь. Есенину так и не удалось перед гибелью попасть в село.
Картинка к стихотворению Вот уж вечер. Роса…
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Бунина Настанет день исчезну я
Ранний творческий процесс Бунина установлено доминированием пейзажной лирики. Важным составляющим пейзажей, рисуемых Буниным, делаются погосты, кладбища, захоронения, олицетворяющие не только близость своей кончины, - Фет
Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю как один из самых великих лириков русской литературы XIX века. Стихотворения поэта настолько мелодичны, что многие из них и по сей день исполняются в качестве романсов. - Aнализ стихотворения Маяковского Необычайное приключение
Во многих предреволюционных произведениях Владимира Маяковского можно отследить наличие трагических нот. Что касается перемен, после победы рабочего класса в Октябрьской революции, то стихотворения Маяковского приобрели призывное - Анализ стихотворения Пастернака Гефсиманский сад
Произведение «Гефсиманский сад» входит в очередной цикл, произведений создаваемый Пестернак Борисом Леонидовичем с 1890 по 1960 годы. Это произведение сразу же относит читателей к евангелием. - Анализ стихотворения Северянина Весенний день
Замечательный русский писатель – Игорь Северянин, автор множества стихов. Огромную долю в его творчестве занимает тема природы и родины. Стихотворение «Весенний день» поэт посвятил своему наставнику и учителю – К. М. Фофанову.
«Вот уж вечер. Роса…» Сергей Есенин
Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
Источник: https://rustgrove.ru/vot-uzh-vecher-analiz-stihotvoreniya-sergeya-esenina/
анализ стихотворения вот уж вечер
анализ стихотворения вот уж вечер
- С. Есенина я так понимаю: ссылка заблокирована по решению администрации проекта
- Анализ стихотворения Фета Вечер — пройтись по ссылке, нажав на синий текст, чтобы перейти к источнику
Анализ стихотворения Есенина «Вот уж вечер. Роса».. В собрании сочинений, которое Есенин готовил во второй половине 1925 года, поэт обозначил стихотворение Вот уж вечер. Роса (1910) как самое первое . На беглый взгляд, оно действительно кажется простым и безыскусным.
Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека. Он стоит у дороги, прислонившись к иве , а его взор падает на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы, или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг.
Но едва заметным штрихом, первыми словами: вот уж вечер — намечено движение времени. Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается, как картина наступающие летней ночи. В этом мире природы, похожем на большой светлых храм, человек чувствует себя как дома: хорошо и тепло, как зимой у печки .
Образы, которые выбирает Есенин (свет большой , березы стоят, как большие свечки ) не только религиозны, но и естественно природны.
Поэт, как будто играет повторами: повторяет определение большой , а также как зимой и как свечки ; использует тавтологию вдали , вдалеке и, тем самым, создает спокойное умиротворенное настроение. Особенно своеобразна последняя строфа стихотворения.
Неожиданно определение мертвая к слову колотушка — деревянный молот, или закругленная палка, которой машет сонный сторож. И ее более неожиданно, казалось бы, несовместимое по смыслу сочетание наречия и глагола: видно — стучит (разве можно видеть стук?) , которое расширяет панораму мира, увиденную глазами художника.
Человек, стоящий у дороги, с трудом может увидеть сторожа, машущего колотушкой и ее звук кажется ему мертым на фоне живой песни соловья.
Есенин-великий русский деревенский поэт, самым счастливым он бывал только в деревне. Не удивительно, что все стихи о деревне у него просто замечательные. Вот и это он написал, в очередной раз навестив своих старых родителей в селе Константиново.
Стихотворение начинается наступлением вечера после знойного летнего дня, от прохлады крапива покрылась росой. Поэт стоит у дороги, прислонившись к иве, наслаждаясь летней ночью. Яркая луна освещает крыши деревенских домов, и даже, несмотря на наступление ночи, пот соловей.
Дневной зной согрел воздух, хорошо, тепло в деревне поэту, его любимые берзы стоят стройные, как белые свечи. А где-то, далеко за рекой, за опушкой, сонный сторож стучит своей колотушкой. От этого стихотворения веет тишиной и душевным покоем, тем покоем, который всегда приходит к Есенину, когда он приезжает к себе на родину.
В стихотворении много эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, которыми заполнена вся поэзия Сергея Есенина. — нажать на синий цвет ссылки для перехода к источнику
Источник: https://info-4all.ru/dobro-pozhalovat/analiz-stihotvoreniya-vot-uzh-vecher/
Анализ стихотворения Есенина “Вот уж вечер. Роса…”
Сергей Есенин начал писать стихи очень рано, и в этом его поддерживала бабушка по материнской линии. Поэтому неудивительно, что в 15 лет он уже превратился в настоящего поэта, тонко чувствующего красоту окружающего мира и умевшего передать ее словами.
Простые пейзажные зарисовки, наполненные нежностью и душевным теплом, были найдены среди бумаг Есенина уже после его трагической гибели. Часть стихов поэт пытался опубликовать еще при жизни, но мало кто из редакторов литературных журналов в ту пору хотел связываться с подростком.
Между тем, именно
к этому периоду творчества Есенина относится стихотворение “Вот уж вечер. Роса…”, написанное в 1910 году. Написано оно было в Константиново за несколько лет до того, как Есенин перебрался в Москву.
Он не мечтал о славе и успехе, просто передавал словами то, что видит и чувствует.
В итоге самый обычный вечер в селе вошел в историю русской литературы как образец великолепной пейзажной лирики, простой и лишенной напыщенности.
Автор рассказывает о том, что он стоит возле проселочной дороги, “прислонившись к иве” и наблюдает за тем, как на листьях крапивы появляются первые капельки росы, а свет от взошедшей
луны падает на крышу дома. “Где-то песнь соловья вдалеке я слышу”, – отмечает поэт, и эта фраза словно бы вдыхает жизнь в умиротворенную картину, нарисованную им так искусно и легко.
Есенин сравнивает березы с большими свечками и отмечает, что в этот летний вечер ему тепло и уютно, словно бы он находится на сельской печи. Мир погрузился в сладкие грезы, и даже ветер не нарушает этой гармонии, которую под силу создать лишь природе.
Продолжая вслушиваться в ночные звуки, поэт слышит, как где-то за рекой “сонный сторож стучит мертвой колотушкой”, отпугивая непрошеных гостей.
От этой простой картины сельской жизни веет спокойствием и безмятежностью, однако поэт еще не подозревает, что очень скоро будет мечтать о том, чтобы вернуть прошлое. Оно будет ускользать от Есенина с поразительной скоростью, стирая в памяти любимые образы и воспоминания.
Лишь немногочисленные стихи, написанные в подростковом возрасте, станут своеобразным связующим звеном между юным поэтом и знаменитым Есениным, “певцом села”, пьяницей и дебоширом.
Однако мало кто догадывался о том, что в душе этот человек до самой смерти оставался беззащитным подростком, который умел видеть прекрасное в солнечном закате и каплях росы на листьях жгучей крапивы.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-vot-uzh-vecher-rosa/
referat5vip.ru
Композиция: Стихотворение состоит из 4 строф (всего 16 строк). Размер стихотворения: двуударный дольник. Стопа: разносложная с удалением на разных слогах. 1-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: роса-крапиве-дороги-иве (рифмовка АБАБ-перекрёстная).
2-ая строфа (4 строки-четверостишие). Рифмы: большой-крышу-соловья-слышу (рифмовка АБАБ-перекрёстная). 3-я строфа (4 строки, четверостишие). Рифмы: тепло-печки-стоят-свечки (рифмовка АБАБ-перекрёстная). 4-ая строфа (4 строки, четверостишие).
Рифмы: рекой-опушкой-стучит-колотушкой (рифмовка ААБА-параллельная и перекрёстная).
Синтаксические средства: «Вот уж вечер. Роса блестит на крапиве…» — парцелляция, «Где-то песнь соловья вдалеке я слышу…» — инверсия.
Тропы: эпитеты «большой», «мёртвой»; сравнение ( 3 строфа с 2-мя сравнениями «как зимой у печки», «как большие свечки»).
Образ лирического героя: лирический герой наблюдает, созерцает красоту природы (своей «малой» Родины); нет трагизма и надрыва.
Сюжет: динамичный и чёткий сюжет отсутствует, в стихотворении описывается природа и ощущения лирического героя.
Сергей Александрович Есенин написал данное стихотворение в 15 лет (у себя дома, в селе Константиново), будучи уже состоявшимся поэтом, он не сразу согласился включить свои ранние работы в сборники, так как считал их «пробой пера». Произведение «Вот уж вечер…» является одним из таких стихотворений.
В поэзии Есенина существуют две доминирующие темы, тесно переплетающиеся между собой, — это тема природы и Родины. Описывая природу, поэт описывает свою Отчизну в конкретных образах, природных явлениях. Есенин был убеждён, что любое живое существо не ниже и не менее значимо, чем человек, поэтому стоящие берёзы необходимо расценивать не как деревья, а как живые существа.
Поэт хочет передать нам всю гармонию наблюдаемого им пейзажа. Сам С.А.Есенин считал, что природа-единственное абсолютно совершенное место. Для контрастности эту характерную черту можно сравнить с позицией В.В.Маяковского, который находил гармонию в городе.В произведениях Сергея Есенина нет реалий крестьянской жизни, как у Н.А.
Некрасова, невзирая на то, что сам Есенин был из крестьянской семьи и с 1914 по 1918 годы являлся представителем новокрестьянских поэтов. Именно поэтому в данном стихотворении «Вот уж вечер» всё происходящее романтизировано и идеализировано. У С.А.Есенина отсутствует типичное мышление крестьянина. Он видит больше, глубже, поэтичнее.
Отдельного внимания заслуживает и соловей в данном произведении. «Где-то», «вдалеке» — эти слова выбраны отнюдь не случайно. Поэт с самого начала написания стихотворений отождествлял даль с «большим» миром, с теми местами, где ему ещё не удалось побывать. И эта самая даль манит его, интригует подобно льющейся песни.
Читая это произведение, необходимо учитывать, что поэт не был религиозен, его работы полны народно поэтических мотивов (например строки «И берёзы стоят, как большие свечки…»). В стихотворении лирический герой видит всё живым: ива, берёзы, соловей даже роса, блестящая на крапиве.
Единственным мёртвым и бездушным предметом представляется колотушка, намеренно выделенная соответствующим эпитетом. Из-за всей «живости» природы лирический герой не ощущает себя одиноким, он сливается с ней. Такое переживание С.А.Есенина разнится с «природным космосом» М.Ю.Лермонтова, который видит лишь пустоту и чувствует себя одним на всём свете.
Источник: https://referat5vip.ru/analiz-stikhotvoreniya/analiz-stikhotvorenij-esenina/7081-analiz-stikhotvoreniya-esenina-vot-uzh-vecher
Анализ стихотворения Есенина Вот уж вечер. Роса
Самые ранние произведения С. Есенина, написанные им в юном возрасте в деревне Константиново, мало известны читателям и поклонникам его творчества. Сам поэт не любил выставлять их на показ, считая баловством.
Стихотворение “Вот уж вечер. Роса…” является прекрасным примером пейзажной лирики, мастером которой являлся великий поэт. Тонко чувствуя природу, ее живое дыхание, он великолепно передавал свое видение на бумаге.
Лишенный сюжета, по сути стих передает любовь мальчика к родному краю. Ее умиротворенный покой, слаженность и гармонию деревенского уклада.
Образ печи ясно дает понять, насколько дорожил поэт семейным теплом и чувствовал себя покойно в родном доме.
Произведение написано двуударным дольником, состоит из 16 строк. Применяется параллельная и перекрестная рифмовка, эпитет и сравнение. Читая его, становиться ясно, что автор талантлив от природы.
Несмотря на юный возраст поэта, всего 15 лет, можно понять уровень его мастерства, его тонкую натуру. В то же время, в силу отсутствия душевного опыта, стих лишен присущего позднему Есенину трагического надрыва. При чтении возникает чувство умиротворения и тепла.
Не случаен образ соловья – он является символом прекрасного далека, манящего героя со всей пылкостью, присущей беззаботной молодости. Юный мальчик стоит вечером под ивой и грезит о чудесном будущем. При прочтении чувствуется легкость и подъем. Образы живые и яркие.
Художники отмечают, что стихи Есенина легко переносятся на холст. Пейзажи, при прочтении, рождаются как бы сами собой.
К большому сожалению, рано ушедший поэт оставил после себя не очень большое творческое наследие. Но, каждое произведение является образцом неповторимого умения любить Родину глубоко и искренне, восхищаться всем сердцем ее красотой.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://rusochineniya.ru/analiz-stixotvoreniya-esenina-vot-uzh-vecher-rosa/